Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

109 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Руководстве определены состав и содержание разработки схем и проектов районной планировки, содержатся также наиболее важные нормативные и справочные показатели по отдельным разделам районной планировки. Рассчитано на проектировщиков, составляющих схемы районной планировки областей, краев и республик, а также проекты районной планировки административных районов и их групп.

 Скачать PDF

Документ составлен в дополнение к "Инструкции по составлению схем и проектов районной планировки" СН 446-72

Оглавление

Предисловие

1. Общие положения

2. Схемы районной планировки

     Анализ территории

     Население и трудовые ресурсы

     Перспективы развития народного хозяйства

     Планировочная организация территории

     Охрана окружающей среды

     Инженерное обеспечение территории

     Строительная индустрия

3. Проекты районной планировки

     Анализ территории

     Население и трудовые ресурсы

     Перспективы развития хозяйства

     Планировочная организация территории

     Охрана окружающей среды

     Инженерное обеспечение территории

     Строительная индустрия

4 Графические материалы

5. Основные положения

Приложение 1. Перечень основных нормативных и инструктивных материалов, необходимых при составлении схем и проектов районной планировки

Приложение 2. Задание на разработку схемы районной планировки

Приложение 3. Перечень и характеристика материалов схем и проектов районной планировки

Приложение 4. Основные этапы схемы районной планировки

Приложение 5. Основные этапы разработки проекта районной планировки

Приложение 6. Основные технико-экономические показатели типичных предприятий различных отраслей промышленности

Приложение 7. Расчетные нормы потребления продуктов питания на душу населения

Приложение 8. Номенклатура животноводческих комплексов и ферм

Приложение 9. Характеристика крупных животноводческих комплексов промышленного типа

Приложение 10. Примерный состав культурно-бытовых учреждений в центрах межселенного обслуживания

Приложение 11. Расчетные показатели потребности в местах и учреждений отдыха

Приложение 12. Ориентировочные балансы территории

Приложение 13. Нормативная производительность различных видов транспорта

Приложение 14. Усредненные нормы хозяйственно-бытового водопотребления и водоотведения

Приложение 15. Усредненные оросительные нормы

Приложение 16. Расход воды на промывку засоленных почв

Приложение 17. Потребление электроэнергии на хозяйственно-бытовые и коммунальные нужды

Приложение 18. Укрупненные показатели потребления тепла для отопления, вентиляции и горячего водоснабжения

Приложение 19. Укрупненные нормативы удельного веса строительно-монтажных работ в общем объеме капитальных вложений по различным отраслям и видам строительства

Приложение 20. Укрупненные отраслевые показатели расходов строительных материалов, деталей и конструкций на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанЦНИИП градостроительства
ИзданСтройиздат1978 г.
УтвержденЦНИИП градостроительства Госгражданстроя
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦНИИП ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

РУКОВОДСТВО

ПО СОСТАВЛЕНИЮ СХЕМ И ПРОЕКТОВ РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКИ

УДК 711.2

Рекомендовано заседанием секции НТС ЦНИИП градостроительства по проблемам районной планировки и расселения.

Руководство по составлению схем и проектов районной планировки. Центр, науч.-исслед. и проектный ин-т по градостроительству.—М.: Стройиздат, 1978.—28 с.

В Руководстве определены состав и содержание разработки схем и проектов районной планировки, содержатся также наиболее важиые нормативные и справочные показатели по отдельным разделам районной планировки.

Рассчитано на проектировщиков, составляющих схемы районной планировки областей, краев и республик, а также проекты районной планировки административных районов и их групп.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.


Стр.

Анализ территории ...    24

Население и трудовые ресурсы .......26

Перспективы развития хо

зяйства......26

Планировочная организация территории    .    31

Охрана окружающей среды 41 Инженерное обеспечение

территории.....42

Строительная    индустрия    45

4    Графические материалы    .    46

5. Основные положения .    52

Приложения.......57


Предисловие......2

1.    Общие положения ....    2

2.    Схемы районной планировки 3

Анализ территории .    .    4

Население и трудовые ресурсы .......о

Перспективы развития народного хозяйства .    .    6

Планировочная организация территории ...    10

Охрана окружающей среды 18 Инженерное обеспечение

территории.....19    •

Строительная индустрия 21

3.    Проекты районной планировки ........22


— 32—78@ Стройиздат, 1978

30213-688 „

Р~-Инструкт.-нормат., 11 вып.

047(01)—78 J

ЦНИИП ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА Руководство

по составлению схем и проектов районной планировки

Редакция инструктивно-нормативной литературы Зав. редакцией Г. А. Жигачева Редактор С. В. Беликина Мл. редактор Л. Н. Козлова Технический редактор В. М Родионова Корректоры Г. А Кравченко, И. В Медведь

Сдано в набор 23.05.78    Подписано    в печать 25.07.78    Т-11355

Бумага типографская № 3 Гарнитура «Литсратурная> Печать высокая Уел. печ. л. 6,72    Уч.-изд. л. 9,45    Формат    84X108'/»    Д-    л

Тираж 15 000    Изд.    №    XXII-7775    Зак.    639    Цена    45    коп.

Стройиздат, 103006, Москва, Каляевская, 23а Московская типография .\в 8 Союзполиграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Хохловский пер . 7.

2.27.    В схеме районной планировки необходимо уточнить предложения специализированных организаций по развитию и специализации сельского хозяйства (с выделением зон специализации), использованию земельного фонда, по строительству крупных объектов производственного назначения с учетом системы ведения сельского хозяйства, выявить территории, благоприятные для ведения сельского хозяйства.

2.28.    Исходя из оценки природных, экономических, градостроительных условий области, необходимо рассмотреть возможности формирования и размещения аграрно-промышленных объединений, животноводческих и теплично-парниковых комплексов. Размещение животноводческих комплексов на промышленной основе должно проводиться с учетом генеральной схемы размещения строительства комплексов для производства свинины, говядины. Теплично-парниковые комплексы размещаются с учетом рекомендаций генеральной схемы развития и размещения теплично-парниковых комплексов.

2.29.    В результате сравнения современных площадей землепользования колхозов и совхозов с оптимальными следует уточнить величину перспективных сельскохозяйственных предприятий по типам специализации.

2.30.    В результате разработки перспектив развития сельского хозяйства должны быть установлены в целом по области и в разрезе административных районов:

объем валовой и товарной продукции, которая может быть получена с учетом необходимости обеспечения населения продуктами питания (прил. 7);

вид и количество местного сельскохозяйственного сырья, которое может быть использовано для пищевой и легкой промышленности; численность трудящихся, занятых в сельском хозяйстве; численность поголовья скота.

Лесное хозяйство

2.31.    Перспективы развития лесного хозяйства области, коая. республики должны определяться с учетом генеральной схемы развития лесного хозяйства страны, организации массового отдыха населения и охраны природы.

2.32.    В схему районной планировки должны быть включены: характеристика современного состояния лесного хозяйства (значение лесного хозяйства для экономики области, края, республики, лесистость, производительность лесов, использование лесного фонда и т. л.);

предложения по изменению лесистости и режима десопользова ння (проведение лесопосадок в перспективе, изменение объемов лесозаготовок. выделение лесов первой группы, возможности организации на землях гослесфонда массового отдыха и т. д.);

предложения по выделению охранных зон (водоохранные, почвоохранные и другие леса):

предложения по организации крупных лесопромышленных комплексов. местоположению их центров я по установлению границ их лесосырьевых баз.

Наука и научное обслуживание

2.33.    В схеме районной планировки областей, краев, республик следует рассматривать перспективы развития сети научных учреждений. Основными задачами при этом являются:

9

характеристика современного состояния сети научных учреждений, включая научные подразделения высших учебных заведений;

выявление перспективных направлений формированил сети научных учреждений в области, крае, республике;

разработка предложений по размещению сети научных учреждений как в городах, так и в специально проектируемых поселениях — центрах науки, с учетом развития научно-производственных объединений.

Курортное хозяйство и туризм

2.34.    Развитие курортного хозяйства должно намечаться исходя из наличия лечебных, рекреационных, бальнеологических, курортологических и туристских ресурсов с учетом экономической целесообразности развития санаторно-курортного и рекреационного строительства в области, крае или республике.

2.35.    В схеме районной планировки необходимо:

охарактеризовать в общих чертах современное состояние курортного хозяйства и туризма;

выявить благоприятные для лечения, отдыха и туризма районы по наличию в них курортологических ресурсов, объектов туризма и т. д.;

дать предложения по использованию территорий рекреационного назначения, занятых сельскохозяйственными угодьями, складами, промышленностью и т. д.;

установить масштабы развития курортного хозяйства и туризма и перспективную численность занятых в их обслуживании исходя из имеющихся ресурсов и потребности области, края, республики в местах лечения, отдыха и туризма, увязанной с потребностью по стране в целом;

дать в необходимых случаях предложения по выделению на территории области, края, республики районов с преобладающим развитием курортного хозяйства и определить в общих чертах основные направления их перспективного развития (границы, специализация, емкость, масштабы развития курортного хозяйства и т. д.).

ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ

Планировочная структура и функциональное зонирование

2.36. В основу проектной планировочной организации территории области, края, республики должна быть положена специально разработанная схема перспективной планировочной структуры, устанавливающая основные принципы рационального размещения всех видов хозяйственной деятельности, а также определяющая характер и очередность проведения связанных с ним наиболее крупных преобразовательных мероприятий.

Схема перспективной планировочной структуры представляется в виде обобщенного графического изображения основных опорных элементов территории и их пространственных взаимосвязей на расчетный срок и более далекую перспективу. В качестве такого рода элементов, формирующих планировочную структуру области, края, республики, следует выделять:

Ю

магистральные железные дороги, автодороги союзного и республиканского значения, судоходные реки, магистральные каналы и прилегающие к ним зоны орошения;

большие речные и горные долины, морские и озерные побережья, полосы специфических предгорных ландшафтов или сохранившиеся в относительно безлесных областях достаточно крупные лесные массивы, крупные месторождения полезных ископаемых;

крупнейшие, крупные и большие города, сложившиеся городские агломерации, интенсивно развивающиеся новые города и отдельно расположенные крупные промышленные новостройки.

2.37.    На основании перспективной планировочной структуры и комплексной оценки территории осуществляется функциональное зонирование области, края, республики, которое должно способствовать наиболее рациональному использованию отдельных их частей.

В области, крае, республике но природным условиям и особенностям развития хозяйства могут быть выделены:

зоны преимущественного размещения промышленности и развития городов;

зоны преимущественного развития сельского или лесного хозяйства;

курортно-рекреационные зоны.

Кроме перечисленных зон на схеме функционального зонирования должны быть показаны важнейшие природные и историко-культурные заповедники или заказники, а также другие достаточно обширные территории, требующие специального режима использования. Функциональному зонированию подлежит вся без исключения территория области, края, республики независимо от предполагаемой интенсивности хозяйственного освоения отдельных ее частей на расчетный срок.

2.38.    Для каждой функциональной зоны должен быть определен режим использования территории.

В зонах преимущественного размещения промышленности и развития городов целесообразно предусматривать расширение существующих и образование новых производств, а также рост городского населения. Здесь допускается размещение крупных транспортных, коммунальных и складских сооружений, а также развитие отдельных отраслей пригородного сельского хозяйства, требующих максимального приближения к потребителю. В пределах этих зон необходимо также предусматривать достаточно обширные озелененные пространства, которые могут представлять собой городские и загородные парки, лесо- и лугопарки, лесопарковые пояса, санитарно-защитные и водоохранные зоны и т. п.

В зонах преимущественного развития сельского или лесного хозяйства следует всемерно ограничивать изъятие всех видов сельскохозяйственных земель и лесных угодий в целях, не связанных с развитием профилирующих отраслей, а также должны быть максимально ограничены все виды производственной деятельности, отрицательно влияющие на условия развития профилирующих отраслей хозяйства (изменение гидрогеологических условий, эрозия почв, загрязнение атмосферы и т. п.).

В курортно-рекреационных зонах не следует развивать те отрасли промышленности и сельского хозяйства, которые могут ухудшить условия окружающей среды и эстетические качества природного ландшафта. Здесь допускается лишь размещение предприятий пищевой промышленности, выпускающих быстропортящуюся мало-

11

транспортабельную продукцию, а также таких предприятий легкой промышленности, машиностроения, народных промыслов, которые не препятствуют рациональному использованию курортологических ресурсов. Объем промышленного и гражданского строительства в этих зонах должен быть ограничен потребностями курортного хозяйства, туризма, массового отдыха и развиваемых здесь производственных отраслей.

В любой зоне независимо от ее функционального профиля изъятие орошаемых и осушаемых земель, пашни, многолетних плодовых насаждений, виноградников для несельскохозяйственных нужд, а также земель, занятых лесами первой группы, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, должно производиться только в исключительных случаях на основе специальных обоснований.

2.39.    Схема функционального зонирования территории должна рассматриваться как основной руководящий документ (см. п. 4.12), определяютий характер размещения всех видов хозяйственной деятельности в пределах области, края, республики на расчетный срок и за его пределами. В соответствии с этой схемой должны устанавливаться местоположения новых промышленных комплексов и городских поселений, определяться особенности перспективной организации сельского и лесного хозяйства, сельского расселения, размещаться комплексы учреждений массового отдыха и курортного лечения населения.

Расселение

2.40.    Основные задачи проектирования расселения в схеме районной планировки заключаются в разработке принципиальных предложений по формированию на территории области, края, республики единой рационально организованной сети населенных мест, включающей как городские, так и сельские поселения, и но укрупнению мелких населенных мест.

Единая сеть организуется путем включения относительно небольших (по численности населения, количеству поселений и территории) групп взаимосвязанных населенных мест в состав более крупных. Это наряду с укрупнением мелких населенных мест должно обеспечить для основной массы населения необходимую доступность к центрам концентрации специализированных мест приложения труда, уникальных объектов социально-культурного и бытового обслуживания и научно-технической информации. С этой точки зрения могут быть выделены группы взаимосвязанных населенных мест следующих четырех типов:

группы сельских поселений, формирующиеся в пределах территории отдельных сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий и их объединений (местные системы расселения);

группы преимущественно сельских населенных мест, формирующиеся вокруг малых городов, поселков городского типа, иногда крупных сельских поселений — районных центров (районные системы расселения);

группы сельских и городских поселений, формирующиеся в зонах хозяйственного тяготения средних или больших городов;

группы городских и сельских поселений, формирующиеся в зонах народнохозяйственного тяготения крупных (крупнейших) городов и агломераций.

При объединении населенных мест в группы следует стремиться

к достижению максимального эффекта от их кооперирования в сфере труда, быта и отдыха населения, а также в производственном и хозяйственно-бытовом отношении. Внутри этих групп должны обеспечиваться: более полное использование местных трудовых ресурсов за счет расширения выбора мест приложения труда, повышение уровня культурно-бытового обслуживания, рациональное использование средств на благоустройство и оборудование мест отдыха населения.

2.41.    Последние два типа групп взаимосвязанных поселений должны рассматриваться на расчетный срок как база для формирования планово-регулируемых групповых систем населенных мест. Под групповой системой населенных мест следует понимать совокупность городских и сельских поселений различной величины и народнохозяйственного профиля, объединенных развитыми территориально-производственными связями, инженерной инфраструктурой, единой сетью центров социально-культурного обслуживания и мест отдыха населения. В пределах групповых систем населенных мест должно быть достигнуто относительно полное и равное удовлетворение потребностей всего населения в выборе профессий, получении образования, культурно-бытовом обслуживании и отдыхе. К концу расчетного срока данная цель может быть полностью достигнута только для систем, формирующихся на базе групп взаимосвязанных населенных мест четвертого типа. Для групп взаимосвязанных населенных мест третьего типа степень достижения указанной цели должна определяться в зависимости от величины города-центра и развитости транспортной инфраструктуры системы.

Поэтому следует различать групповые системы (в тыс. чел.): крупные — величина города-центра более 500; средние —    >    »    100—500;

малые —    »    »    50—100.

Формирование средних и малых систем в большинстве случаев следует рассматривать как продолжающееся и за пределами расчетного срока.

Вся обжитая территория подавляющей части областей, краев, республик должна быть охвачена в перспективе групповыми системами разной величины. Только для незначительной части населенных мест СССР, главным образом в слабо освоенных районах, может быть допущено автономное развитие вне групповых систем. В этих случаях в целях максимального удовлетворения потребностей населения следует стремиться к расширению транспортных связей изолированных поселений с областным, краевым, республиканским центром или другими крупными (крупнейшими) городами, ь также широко использовать передвижные формы обслуживания и средства почтовой и радиотелевизионной связи.

2.42.    В схемах районной планировки следует: предусмотреть комплекс мероприятий по ограничению чрезмерной концентрации населения в крупнейших (крупных) городах или агломерациях и по формированию на их базе планово регулируемых групповых систем населенных мест;

определить перспективы развития всех малых и средних городов, а также поселков городского типа и выделить среди них те, в которых условия для дальнейшего роста наиболее благоприятны;

установить необходимое количество, величину и местоположение новых городов и поселков;

разработать основные направления формирования сети перспективных сельских поселений;

13

определить состав и перспективы развития опорной сети сель ских населенных мест;

выявить целесообразность развития и определить принципы рационального размещения сельских поселков нового типа (при крупных сельскохозяйственных объектах промышленного типа, научных учреждений, опытных и селекционных станциях, в зонах массового отдыха населения и др.).

2.43.    Рекомендуемые мероприятия по предотвращению чрезмерной концентрации населения в крупнейших (крупных) городах и агломерациях необходимо сочетать с предложениями по развитию ма лых и средних городов, имеющих наиболее благоприятные условия для размещения промышленности. При этом, как правило, не следует допускать такого сосредоточения промышленности в одном населенном пункте, которое может привести в обозримой перспективе к его превращению в крупнейший город.

В уже сложившихся крупнейших и крупных городах не следует предусматривать строительство новых промышленных предприятий и других производственных объектов, за исключением тех, которые непосредственно связаны с обслуживанием собственного населения города или с реконструкцией его производственной базы.

2.44.    Создание новых городов и поселков городского типа в схемах районной планировки должно предусматриваться в тех случаях, когда:

предполагаемый прирост городского населения области, края или республики превышает оптимальную емкость рекомендуемых к первоочередному развитию существующих городов и поселков;

в соответствии с перспективами развития единой сети населенных мест выявляется целесообразность уплотнения сети городских поселений на территории области, края, республики, или в пределах их отдельных частей;

на значительном удалении от существующих городских поселений в течение расчетного срока намечается ввести в эксплуатацию новое крупное месторождение полезных ископаемых, построить новый крупный промышленный комплекс или энергетическое предприятие, освоить большой массив сельскохозяйственных земель и т. п.

2.45.    Возможность развития существующих городских поселений должна определяться на основе комплексной пофакторной оценки условий их развития. Факторами, которые необходимо учитывать, являются: роль города или поселка в системе расселения, его экономическая база, трудовые ресурсы, транспортные условия, строительная база, жилищный фонд, водные, сырьевые и энергетические ресурсы, территориально-планировочные условия, санитарно-гигиенические условия. В отдельных случаях необходимо учитывать некоторые дополнительные факторы (климатические, социальные) и другие специфические условия.

Для всех городских поселений области, края, республики, в том числе и вновь создаваемых, в схеме районной планировки должна быть дана подробная характеристика местных условий и ресурсов, показаны основные направления территориального развития на расчетный срок и более далекую перспективу.

2.46.    Основные направления формирования сети перспективных сельских поселений должны разрабатываться с учетом предложений по развитию и размещению сельского хозяйства, организации крупных сельскохозяйственных комплексов и аграрно-промышленных объединений, развитию и размещению лесного хозяйства, организа-

Настоящее Руководство составлено в дополнение к «Инструкции по составлению схем и проектов районной планировки» (СН 446-72), утвержденной Госстроем СССР 17 июля 1972 г.

Разработано ЦНИИП градостроительства под руководством и при участии канд. техн. наук В. В. Владимирова и канд. геогр. наук Е. Е. Лейзеровича авторским коллективом в составе:    инженеры

В. Б. Беляев, Г. В. Будатинский, канд. геогр. наук В. П. Бутузова, инженеры В. А. Васильев, Н. М. Вернова, канд. арх. А. П. Вертунов, инж. П. К. Владимиров (Госгражданстрой), инж.-экон.

A.    М. Гольдштейн, канд. арх. Н. М. Демин (КиевНИИП градостроительства), инж. Я. П. Егоров, канд. арх. В. И. Зарецкий (КиевНИИП градостроительства), инж. И. В. Лысых, канд. арх. Н. И. Наймарк, кандидаты экон. наук В. И. Иудельман (Гип-роград Госстроя УССР), Т. М. Пучкаева (БелНИИП градостроительства), канд. техн. наук С. Д. Соколов, инж.-экон. Р. Н. Тихонова, кандидаты арх. И. А. Фомин (КиевНИИП градостроительства), В. Я- Хромов, инж.-экон. В. Т. Фотченко, инж. Н. И. Черно-баева, инж.-экон. В. Ш. Юровский.

В работе принимали участие: от ЦНИИП градостроительства арх.

1

B.    А. Волхонская, инж. И. Г. Рубинштейн; от Киев, НИИП градостроительства инженеры Р. И. Бесшейко, А. Ф. Гавей, канд. арх. В. П. Духовный, инж. В. Н. Косенко, канд. арх. Г. И. Лаврик, инженеры Н. П. Манин, О. Н. Родичкина, арх. Г. И. Фильваров.

639

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Главными задачами районной планировки являются рацио нальная территориально-хозяйственная организация проектируемого района, его функциональное зонирование и формирование архитектурно-планировочной структуры, обеспечивающей оптимальные условия для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, расселения, градостроительства, сохранения и улучшения природной среды при условии эффективного и комплексного использования естественных, экономических и трудовых ресурсов.

1.2.    В соответствии с СН 446-72 в СССР установлены два вида проектных работ по районной планировке: схемы и проекты.

1.3.    Все проектные решения в схемах и проектах районной планировки выполняются применительно к двум основным этапам — первой очереди и расчетному сроку. Первая очередь охватывает период текущего (по отношению к году окончания работы) и последующего пятилетних планов развития народного хозяйства СССР, т. е. 7—10 лет. В качестве расчетного срока принимается период 25—30 лет. При необходимости могут выделяться и дополнительные этапы реализации проектных решений.

Принципиальные решения по планировочной организации территории, охватываемой районной планировкой, должны приниматься с учетом более отдаленной перспективы.

Особое внимание при разработке схем и проектов районной планировки следует уделять проектным проработкам первой очереди, 1ак как в этом случае рекомендации районной планировки могут Сыть реализованы наиболее полно и использоваться плановыми органами при составлении очередного пятилетнего плана.

В качестве исходного года при проектировании может быть принят любой из трех, предшествующих году окончания работы.

1.4.    При разработке схем и проектов районной планировки необходимо исходить из решений съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС, руководствоваться схемами развития отдельных отраслей народного л^зяйства и отраслей промышленности, схемами развития и размещения производительных сил по союзным республикам и экономическим районам СССР; пятилетними планами развитии народного хозяйства СССР; постановлениями Совета Министров СССР и советов министров союзных республик по вопросам развития народного хозяйства и строительства крупных народнохозяйственных объектов; плановыми и статистическими данными о современном состоянии и перспективах развития хозяйства района.

1.5.    В дополнение к материалам, полученным от статистических и плановых органов, при разработке схем и проектов районной планировки необходимо использовать:

материалы специализированных научно-исследовательских и проектных институтов;

схемы генеральных планов промышленных узлов, генеральные планы городов и поселков;

материалы научных конференций и совещаний, посвященных вопросам развития производительных сил отдельных республик, краев и областей, а также материалы отраслевых совещаний, на которых в той или иной мере были рассмотрены эти вопросы;

работы по перспективам развития производительных сил республик, краев, областей, выполненные высшими учебными заведениями; 1

проектные, архивные, литературные и иные материалы, освещающие вопросы развития области, края, республики.

1.6.    Проектирование следует вести с обязательным учетом проводившихся ранее работ по районной планировке данной территории. Изменение, корректировка решений, предлагавшихся в предыдущих схемах и проектах районной планировки, должны иметь соответствующее технико-экономическое, инженерное и архитектурнопланировочное обоснование.

1.7.    Разработка схем и проектов районной планировки должна вестись комплексно с учетом развития всех отраслей народного хозяйства, исходя из подчинения интересов отдельных отраслей требованиям оптимальной комплексной территориальной организации района, рационального использования природных, территориальных, трудовых, хозяйственных ресурсов района и его инженерно-строительных особенностей.

1.8.    Разработку схем и проектов районной планировки следует проводить в строгом соответствии с СИ 446-72 и данным Руководством с учетом технических, архитектурно-планировочных, санитарно-гигиенических норм и других требований, предъявляемых к проектированию промышленных и сельскохозяйственных предприятий, трасс железных и автомобильных дорог, инженерных сетей и сооружений, городов, поселков городского типа и сельских населенных мест (прил. 1). Должны учитываться перспективы социального и научно-технического прогресса и передовой опыт, накопленный советским и зарубежным градостроительством.

1.9.    Схемы и проекты районной планировки разрабатываются на основе заданий на проектирование и исходных материалов, представляемых заказчиком генеральному проектировщику (прил. 2), и включают графические материалы (прил. 3), сводную пояснительную записку, основные положения.

2. СХЕМЫ РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКИ

2.1.    Схемы районной планировки выполняются для областей, краев, автономных республик, союзных республик, не имеющих областного деления.

В отдельных союзных республиках объектами схем районной планировки могут быть 2—3 сравнительно небольшие области с идентичными природными, экономическими и планировочными условиями, а также отдельные части особо крупных областей, краев и автономных республик (с территорией более 500 тыс. км1) в границах административных районов.

2.2.    Основными задачами схем районной планировки являются:

определение направлений рационального взаимоувязанного размещения в пределах области, края или республики промышленного, сельскохозяйственного, гражданского, транспортного и рекреационного строительства на основе намечаемого перспективного развития хозяйства и функционального зонирования территории;

определение перспектив развития сети городских и сельских поселений, систем группового расселения, межселенного культурно-бытового обслуживания и массового отдыха населения на основе намечаемого перспективного развития хозяйства и расчетной численности населения;

выявление природных, территориальных, экономических и трудовых ресурсов, возможностей их рационального и комплексного использования; 2

определение перспектив водообеспсчения и водоотведения, энергоснабжения, развития транспортных и инженерных коммуникаций межрайонного значения;

размещение крупных районов и зон длительного и кратковременного отдыха, лечения и туризма, а также определение комплекса мероприятий, необходимых для охраны внешней среды, восстановления, сохранения и улучшения природных ландшафтов;

обоснование экономического планировочного районирования области, края, республики с выделением объектов последующего этапа районной планировки, установление очередности выполнения работ по составлению проектов их планировки.

Основные этапы разработки схемы районной планировки даны в прил. 4.

2.3. Схемы районной планировки должны включать в качестве вводного раздела обзор и анализ предшествующих работ по районной планировке рассматриваемой территории. Основными задачами этого раздела являются:

определение основных тенденций роста населения и развития хозяйства территории, формирование ее планировочной структуры и сети городских поселений;

анализ хода реализации решений, принятых в предшествующих работах, и отсев тех из них, которые не выдержали испытание временем;

выявление трудностей, встретившихся при реализации проектных решений, с целью учета их в последующей работе.

АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИИ

Природные условия и ресурсы

2.4.    Задачами анализа природных условий и ресурсов области, края, республики, выполняемого в схеме районной планировки, являются:

выявление потенциальных возможностей использования природных условий и ресурсов в интересах комплексного развития народного хозяйства;

систематизация исходных данных для более полной оценки территории с точки зрения ее благоприятности для основных видов хозяйственной деятельности (промышленного и гражданского строительства, сельского и лесного хозяйства, массового отдыха населения).

2.5.    В схеме районной планировки следует кратко охарактеризовать рельеф и геоморфологические условия, геологическое строение, гидрогеологические и инженерно-геологические условия, полезные ископаемые, климатические и гидрологические условия, почвы, растительность, животный мир, проанализировать те особенности, которые могут оказать влияние на характер использования территории.

Анализ природных условий и ресурсов должен выявлять порайонные различия территории области, края или республики и, как правило, базироваться на имеющихся картографических материалах.

Комплексная оценка и территориальные ресурсы

2.6.    Задачей комплексной оценки территории в схеме районной планировки является выделение районов, благоприятных, ограниченно благоприятных и неблагоприятных для градостроительства, сельскохозяйственного производства и массового отдыха, с учетом всех ''''тественных и планировочных условий.

К наиболее важным естественным условиям относятся рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые, гидрогеологические и инженерно-геологические условия, климат, гидрология, почвы и растительность.

Под планировочными факторами подразумеваются обслуживаемость территории различными видами транспорта, транспортная доступность основных хозяйственных и культурных центров области, края, республики, санитарно-гигиенические условия, условия охраны природы.

2.7.    Анализ территориальных ресурсов для промышленного и гражданского строительства в схеме районной планировки заключается в выявлении и предварительной оценке наиболее крупных территорий (не менее 1—2 тыс. га), благоприятных для развития существующих и размещения новых городов и промышленных комплексов.

Характеристика таких территорий должна включать: привязку к местности: ориентировочный размер территорий, сведения об основных землепользователях: сведения о наличии городских поселений, транспортных и инженерных коммуникаций:    краткие    сведения    о

рельефе, инженерно-геологических и других природных условиях: краткое описание минерально-сырьевых ресурсов и характеристику запасов полезных ископаемых: выводы о возможности обслуживания территории в перспективе транспортом, инженерными сетями и коммуникациями: выводы о предпочитаемом виде строительства.

НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

2.8.    В схеме районной планировки должны быть выявлены тенденции в изменении обшей численности населения области, края, республики, численности городского и сельского населения, в формировании естественного и механического прироста, а также трудового баланса.

2.9.    Необходимо определить перспективную численность городского и сельского населения области, края, республики, используя демографический метол с учетом ожидаемого естественного прироста населения и предполагаемого увеличения или сокращения численности населения в результате механического движения.

Расчеты производятся с использованием прогнозных проработок статистических и плановых органов. При расчетах механического движения населения должны приниматься во внимание не только вложившиеся тенденции, но и намечаемое организованное переселение трудящихся за пределы области, края, республики или привлечение рабочей силы из других районов.

2.10.    С учетом ожидаемой половозрастной структуры следует определить перспективную численность трудовых ресурсов, городского и сельского населения области, края, республики (в том числе мужчин и женщин).

2.11.    Перспективную численность трудовых ресурсов, рассчитвм*

5

ную демографическим методом, необходимо сравнить с численностью трудовых ресурсов, определенной по методу трудового баланса. Расчет трудового баланса производится на основе методики, применяемой при планировке и застройке городов (глава СНиП Н-60-75, пп. 2.1—2.2), однако следует включить дополнительно в состав рассматриваемых отраслей науку и организацию массового отдыха. Численность занятых в отдельных отраслях принимается по итогам разработок в соответствующих разделах схемы.

На основании выявленного расхождения между перспективной численностью трудовых ресурсов, рассчитанной демографическим методом, и потребностью в рабочей силе, определенной на основе проработок плановых органов, делают следующие выводы: а) нужно или не нужно ограничивать рост численности занятых в хозяйстве области, края, республики; б) развитие каких отраслей народного хозяйства (трудоемких или нетрудоемких) должно быть предусмотрено дополнительно в области, крае или республике (сверх тоге, что намечается плановыми органами). Эти выводы учитываются н дальнейшем при разработке перспектив развития отдельных отраслей народного хозяйства.

2.12.    Перспективная общая численность населения с выделением городского и сельского населения и трудовых ресурсов уточняется в процессе работы над- схемой районной планировки с учетом уровней развития отдельных отраслей народного хозяйства, выявленных при разработке последующих разделов схемы. По результатам этих разработок составляется перспективный трудовой баланс области, края или республики.

2.13.    В схемах районной планировки определяется ориентировочная перспективная численность населения отдельных городов и поселков городского типа (в большинстве случаев вариантно) на основе концепции развития сети городских поселений, разрабатываемой в подразделе «Расселение», и анализа экономической основы развития городов и поселков.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Основные направления

2.14.    В схемах районной планировки должен быть проанализирован состав и перспективы развития территориально-производственного комплекса, формирующегося в пределах области, края, республики (в больших областях, краях и республиках возможно формирование нескольких территориально-производственных комплексов), а также обслуживающих отраслей хозяйства.

2.15.    С учетом места области, края, республики в системе географического разделения труда, внутренних возможностей и ресурсов следует ориентировочно определить максимальный и минимальный уровни развития ведущих отраслей хозяйства на первую очередь и расчетный срок (по производству основных видов продукции) и соответствующую им численность занятых. При этом принимаются во внимание рекомендации и проработки плановых организаций и научных учреждений по темпам развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, курортного хозяйства для отдельных экономических районов СССР на перспективу.

2.16.    Установленная максимальная и минимальная численность

6

занятых в отдельных отраслях хозяйства используется в качестве основных ориентиров при разработке разделов схемы районной планировки, касающихся развития и размещения этих отраслей. В ходе разработки возможна корректировка показателей.

Промышленность

2.17.    Вопросы развития и размещения промышленности в схемах районной планировки следует разрабатывать сначала для отдельных отраслей с выделением крупных предприятий, а затем для промышленных узлов, городов и поселков городского типа. Разработка ведется на основании заданий на проектирование и материалов, собранных на действующих предприятиях, в областных, краевых, республиканских промышленных объединениях и плановых организациях, в отраслевых проектных институтах, соответствующих министерствах и ведомствах.

2.18.    При определении показателей перспективного развития отраслей и отдельных крупных промышленных предприятий, находящихся на территории области, края, республики, необходимо принимать во внимание потребность экономики страны в продукции этих отраслей и предприятий, их современное состояние, производственные фонды, связи с сырьевой базой, смежными предприятиями и с потребителями (в первую очередь расположенными в области, крае, республике), наличие трудоспособного населения нужной квалификации.

2.19.    Особое значение следует придавать установлению правильного соотношения между развитием действующих и строительством новых промышленных предприятий.

2.20.    Первоочередное внимание необходимо уделять развитию действующих промышленных предприятий. При этом прежде всего нужно выявить территориальные возможности для расширения этих предприятий. При отсутствии таких возможностей, а в отдельных случаях также в целях достижения полной трудовой занятости, улучшения структуры трудового баланса, регулирования роста крупных городов возможно идти на создание предприятий-филиалов в близлежащих городах и поселках.

2.21.    Путем соизмерения суммарной численности занятых на действующих, строящихся и намеченных к строительству промышленных предприятиях с ориентировочно намеченными уровнями развития отраслей по этому показателю (см. п. 2.16) следует выявить, имеются ли в области, крае, республике резервы (по численности трудящихся) для дополнительного развития отдельных промышленных производств за счет строительства новых предприятий.

2.22.    Состав и характер новых промышленных предприятий,

размещаемых на территории области, края, республики, следует рекомендовать исходя из оценки природных, экономических и градостроительных ресурсов, имеющихся месторождений полезных ископаемых, крупных площадок, пригодных для размещения промышленных предприятий, микроклимата, условий водоснабжения, наличия трудовых ресурсов, сырьевой, энергетической и строительной базы, близости потребителей, характера инфраструктуры, возможности получения эффекта от агломерирования производств:    формирование

комбинатов и кустов промышленных предприятий.

2.23.    В схемах районной планировки нужно рассматривать возможность внутриотраслевого и межотраслевого комбинирования следующих производств:

7

черных металлов с переработкой и утилизацией его отходов (коксовых газов — в аммиак и азотно-туковые удобрения, томас-шлаков фосфористых руд — в фосфатные удобрения, доменных шлаков — в цемент и другие строительные материалы);

основных производств цветной металлургии с производствами но извлечению сопутствующих элементов;

производств по переработке природного газа с предприятиями но производству аммиака и метанола из синтез-газа;

производства хлора с производством синтетического каучука и каустической соды;

производства каучука с производством шин, резинотехнических изделий, в отдельных случаях с сажевым производством;

основных производств по механической обработке древесины (лесопиление, производство фанеры и стройдеталей) с производствами по глубокой химической переработке древесины (выработка гидролизного спирта, дрожжей фурфурола, целлюлозы, бумаги и картона).

Кусты производств, объединенные по линии комплектации деталей и механизмов в сложные машины и агрегаты, а также использующие единство площадки (обслуживание едиными заготовительными, ремонтными и подсобными цехами, общими инженерными коммуникациями и транспортом), должны предусматриваться в отраслях машиностроения.

Кусты производств, формируемые на основе обслуживания общих потребителей (город, узел сосредоточенного строительства), целесообразно создавать в пищевой промышленности и промышленности строительных материалов.

2.24.    При определении мощностей промышленных предприятий, строительство которых рекомендуется в схемах районной планировки, можно пользоваться основными технико-экономическими показателями предприятий различных отраслей промышленности, приводимыми в прил. 6, а также необходимо принимать во внимание санитарно-гигиенические условия и интересы защиты окружающей среды.

2.25.    Необходимо рассмотреть и дополнить имеющиеся рекомендации по развитию существующих, строящихся и проектируемых крупных промышленных узлов, а также разработать дополнительные предложения о формировании новых промышленных узлов. Рекомендации о параметрах развития действующих промышленных предприятий в составе промышленных узлов, по размещению в них новых производств, а также по созданию новых промышленных узлов должны соответствовать общей концепции развития городов области, края, республики (см. пп. 2.40—2.48). Следует ориентироваться на строительство промышленных предприятий преимущественно в средних и малых городах и ограничивать новое промышленное строительство в крупных городах.

Сельское хозяйство

2.26.    Схема районной планировки должна включать анализ современного состояния сельского хозяйства (место в экономике области, края, республики, специализация и система ведения, степень использования земельного фонда, объем валовой и товарной продукции, численность занятых, уровень обеспечения населения сельскохозяйственной продукцией, а перерабатывающей промышленности сырьем, объем вывоза сельскохозяйственной продукции).

8

1

2