Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

29 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство является вспомогательным материалом для проектирования систем инженерного оборудования на стадии разработки генеральных планов малых и средних городов и имеет целью способствовать дальнейшему совершенствованию требований комплексности при взаимоувязке инженерных и архитектурно-планировочных вопросов, а также созданию исходных инженерных решений для последующего выполнения отраслевых проектов отдельных систем инженерного оборудования. Руководство предназначено для работников проектных организаций, занятых разработкой схем инженерного оборудования в составе проектов генеральных планов малых и средних городов, отраслевых проектов по отдельным видам инженерного оборудования, а также организаций, связанных с реализацией генеральных планов городов.

  Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Общие положения

2. Развитие и формирование планировочной структуры малых и средних городов

3. Основные положения по комплексной организации систем инженерного оборудования в малых и средних городах

Общие вопросы комплексности инженерных систем

Вопросы комплексности при проектировании систем водоснабжения и канализации

Вопросы комплексности при проектировании систем энергоснабжения

Размещение основных инженерных сооружений

Трассировка инженерных коммуникаций

Список литературы

Показать даты введения Admin

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГРАЖДАНСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ ПРИ ГОССТРОЕ СССР ЦНИИП ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

РУКОВОДСТВО

по КОМПЛЕКСНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ СХЕМ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНАХ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ

МОСКВА 1978

скую часть города, ансамбли и отдельные объекты. Б этих зонах запрещается какое-либо строительство. Размеры туристских зон устанавливаются специально в каждом конкретном случае исходя из художественной значимости памятников и их положения в городе;

в городах научного профиля целесообразно планировочно выделять зону научно-исследовательских учреждений и экспериментальных производств.

2.9.    В малых городах при размещении промышленных объектов, не оказывающих неблагоприятного воздействия на условия жизни и отдыха населения и имеющих незначительные темпы роста и грузооборот, рекомендуется создавать комплексные производственно-селитебные зоны на основе территориального объединения жилых территорий и промышленных (или аграрно-промышленных) районов с максимальным кооперированием по инженерным сетям, транспорту, а также культурно-бытовому обслуживанию.

2.10.    При проектировании малых и средних городов целесообразно выделять внешнюю зону, которая может состоять из отдельных разобщенных участков или представлять собой сплошной пояс вокруг городской застройки. Данная зона города должна обеспечивать:

удовлетворение хозяйственных потребностей города: кратковременный отдых населения; .резервы для первоочередного развития города; регулирование всех видов строительства, а также развитие прилегающих населенных мест с учетом интересов города; размещение инженерных сооружений и сетей.

В отличие от пригородной зоны крупных городов внешняя зона малых и средних городов не получает значительного развития и занимает сравнительно малую территорию:

для городов с численностью (населения до 20 тыс. чел. — на расстоянии 1—2 км от проектной границы застройки;

для городов свыше 20 тыс. чел. — не более 5—б км от границ застройки, включая входящие в эти границы перспективные сельские населенные пункты.

В каждом конкретном случае на состав и степень развития внешней зоны влияют народнохозяйственный профиль города и его экономический потенциал.

«Внешняя зона города промышленного типа отличается высоким уровнем развития инженерно-технических устройств и сооружений, повышенным удельным весом резервных территорий; специфика внешней зоны аграрно-промышленных городов-центров сельскохозяйственных районов заключается в наличия обслуживающих сельскохозяйственное производство учреждений и хозяйственных центров, больших территорий, занятых под садами, огородами, парниками, теплицами.

При планировке города особое внимание следует уделять ландшафтной организации внешней зоны, увязывая ее с композиционным решением всего города в целом. Все вопросы развития дорожной сети, линий электропередачи и других инженерных коммуникаций, строительства и реконструкции в пределах внешней зоны должны решаться с учетом их влияния на общий вид и силуэт города.

2.11.    При планировке малых и средних городов во всех случаях рекомендуется учитывать ожидаемые темпы их развития и обеспечивать решения, соответствующие темпам и масштабам роста

И

того или йного города. S связи в этим целесообразно руководствоваться следующей примерной дифференциацией городов по темпам роста:

I    — со стабильной численностью населения;

II    — со средними темпами роста, не превышающими средние темпы роста данной группы городов в масштабах страны;

III    — с высокими темпами роста.

Города каждой группы требуют особого подхода к решению вопросов функционального зонирования, формирования системы общественных центров, размещения новых жилых и промышленных районов, выбора типа жилой застройки, организации систем инженерного оборудования и др. В зависимости от интенсивности роста города меняется соотношение между значимостью задач по реконструкции, являющихся основными в городах I группы, и задач нового строительства, приобретающих существенное значение в городах II и особенно III группы. В последних случаях необходимым становится выделение резервных площадей, обеспечивающих территориальный рост города в целом и его отдельных функциональных зон.

2.12. При решении вопросов инженерного оборудования малых и средних городов рекомендуется руководствоваться как общими строительными нормами и правилами в соответствии с требованиями главы СНиП 11-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов», так и учитывать совокупное воздействие факторов, обусловливающих специфику планировочной организации малых и средних городов разных типов и их функционирование в составе систем расселения. Одновременно с этим при решении вопросов общей архитектурно-планировочной организации городов необходимо всесторонне учитывать особенности их инженерного оборудования.

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ ИНЖЕНЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДАХ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КОМПЛЕКСНОСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ

3.1 Инженерное оборудование малых и средних городов следует проектировать на расчетный срок и первую очередь строительства как единую комплексную систему с учетом следующих факторов:

архитектурно-планировочной структуры города — положения города в системе населенных мест, народнохозяйственного профиля, численности населения, типа и этажности застройки, функционального и строительного зонирования, очередности застройки;

особых территориальных условий — водных ресурсов, топливно-энергетических ресурсов, природно-климатических и гидрологических местных условий;

особых инженерно-технических условий — достижений научно-технического прогресса, состояния и намечаемого уровня инженерного оборудования населенных пунктов, особенностей инженерной инфраструктуры прилегающего района, количественных и качественных особенностей существующих и ожидаемых нагрузок;

взаимозависимостей отдельных систем инженерного оборудования — выбора принципиальных схем для отдельных видов инже-

12

нерных систем, выбора и размещения основных источников и головных сооружений, трассировки подземных и надземных магистральных коммуникаций;

охраны окружающей среды.

Многообразие вышеуказанных факторов исключает возможность универсального решения систем инженерного оборудования. Однако основным принципиальным направлением развития инженерного оборудования малых и средних городов является комплексное решение централизованных инженерных систем с учетом внутри- и межотраслевой кооперации и специализации источников и потребителей.

3.2.    В малых и средних городах независимо ют численности населения, народнохозяйственного профиля, архитектурно-планировочной организации, природно-климатических и других условий должен быть предусмотрен полный комплекс инженерного оборудования (водоснабжение, канализация, электроснабжение, теплоснабжение и газоснабжение), обеспечивающий необходимые санитарно-гигиенические условия и высокий уровень удобств для труда, быта и отдыха населения.

3.3.    Решение вопросов инженерного оборудования малых я средних городов должно, как правило, базироваться на материалах районной планировки, где разрабатываются перспективы развития инженерного оборудования территории района, оцениваются существующие, а также определяются на перспективу основные сооружения и коммуникации. При этом следует использовать также материалы соответствующих специализированных организаций, в которых представлены данные по развитию отдельных видов инженерного оборудования районов размещения проектируемых малых или средних городов.

3.4.    Проектирование систем инженерного оборудования производится на расчетный срок с выделением первой очереди строительства. При этом системы первой очереди строительства должны, как правило, являться комплексной составляющей системы, проектируемой на расчетный срок, как в части сооружений, так и сетей. Поэтому в процессе разработки генерального плана особенно важно рациональное размещение районов первоочередного строительства, обеспечивающее комплексное решение инженерного оборудования.

3.6.    В целях достижения наиболее рационального решения рекомендуется первоочередное строительство размещать в виде компактных жилых массивов для возможного укрупнения основных сооружений, уменьшения протяженности сетей, сокращения сроков строительства и т. д.

При этом в городах аграрно-промышленного и рекреационного профиля рекомендуется проектировать на первую очередь строительства 1—2 жилых массива, а в промышленных городах не более 2—3 жилых массивов.

3.6.    Для снижения стоимости строительства, достижения в короткие сроки проектной загрузки магистралей застройку первой очереди рекомендуется располагать возможно ближе к основным инженерным сооружениям.

При небольших объемах застройки первой очереди необходимо максимально использовать существующие и ранее запроектированные инженерные (особенно промышленные в неплощадочные) коммуникации. При этом наряду с инженерным благоустройством

застройки первой очереди строительства необходимо предусматривать повышение инженерного благоустройства районов существующей застройки, расширение и дальнейшее развитие общегородских сетей и сооружений.

Определение сроков введения новых мощностей инженерных сооружений и сетей должно производиться комплексно с учетом очередности развития города на основе прогнозов роста численности населения, жилищного строительства и планов развития промышленности.

3.7.    Инженерное оборудование города должно решаться комплексно для промышленных, селитебных и других зон с учетом возможности организации внутри- и межотраслевой кооперации потребителей с целью укрупнения головных сооружений, сокращения протяженности городских инженерных коммуникаций, упорядочения прокладки городских внеплохцадочных инженерных коммуникаций промышленности в селитебной и других зонах, а также прокладки транзитных и межселенных коммуникаций. Координация проектирования инженерных систем должна осуществляться единым генеральным проектировщиком города.

ВОПРОСЫ комплексности ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ

3.8.    В условиях неравномерного размещения на территории страны водных ресурсов, населения, промышленного и сельскохозяйственного производства, организация современного водопотреб-ления требует комплексных решений по учету, созданию и распределению водных ресурсов между потребителями в зависимости от первоочередности удовлетворения нужд, -временных режимов потребления и сброса воды, количественных и качественных требований потребителей к воде.

3.9.    Инженерную инфраструктуру систем водоснабжения и водоотведения городов следует решать на основе территориальных схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, а также на оснозе схем и проектов районных планировок.

3.10.    В малых и средних городах при достаточных запасах подземных вод питьевого качества рекомендуется развивать локальные системы хозяйственно-питьевого водоснабжения. При дефиците подземных вод преимущественное право их использования предоставляется малым населенным пунктам.

Хозяйственно-литьевое водоснабжение средних городов может базироваться целиком на подземных источниках или на смешанном питании из поверхностных и подземных источников.

В условиях дефицита подземных и поверхностных вод, а также исходя из требований санитарной надежности качества питьевой воды водоснабжение малых и средних городов может решаться присоединением их к системе водоснабжения ближайшего более крупного города.

Рекомендуется аналогично решать вопросы водоснабжения сельских населенных пунктов, расположенных вблизи малых и средних городов и являющихся резервом их роста.

3.11.    В новых городах, когда потребность промышленности в воде значительно превосходит потребности на хозяйственно-питьевые и коммунально-бытовые нужды, водоснабжение промышленности рекомендуется решать вместе с хозяйственно-питьевым полностью или частично в завися мости от требований потребителей к качеству воды.

Общими в системе могут быть водозаборные сооружения и очистные сооружения, где ведется подготовка воды различного качества и назначения.

3.12.    При дефиците водных ресурсов меры ограничения водо-потребления промышленности должны приниматься комплексно, включая:

ограничение развития промышленности города; запрещение развития водоемких производств; запрещение неоправданного использования подземных вод питьевого качества;

перевод промышленности на поверхностные источники; снижение водопотребления промышленностью за счет создания безводной технологии, бессточных систем, оборота, последовательного использования воды в технологических процессах;

использование некондиционных ©од (очищенные городские стоки, минерализованные подземные воды).

3.13.    В районах дефицита поверхностных вод на промышленные и частично на хозяйственно-литьевые нужды для малых и средних городов промышленного профиля наряду с организацией стока -рек и создания водохранилищ возможна организация групповых технических водопроводов для ряда городов либо для группы предприятий города, а также создание многоцелевых водопроводов из отдаленных водоисточников.

3.14.    Условия сброса сточных вод в водоемы следует решать комплексно в зависимости от гидрологических факторов, санитарного состояния водоемов, требований охраны окружающей среды, технико-экономических аспектов и на основе соблюдения при проектировании следующих основных принципов:

прекращение сброса неочищенных сточных вод; повышение степени очистки, введение доочистки; поэтапное прекращение сброса потребителями очищенных сточных вод в водоемы за счет сокращения водопотребления промышленностью, использования очищенных городских сточных вод в качестве источников для технических нужд промышленности и орошения в сельском хозяйстве.

3.16.    При неблагоприятных условиях сброса сточных вод, характеризуемых наличием маломощных водоемов, высокими требованиями к охране окружающей среды в зонах рекреации и водоразделов рек, рек-источников хозяйственно-питьевого водоснабжения крупных городов и т. д., водоотведение из населенных пунктов, находящихся в системе расселения, должно рассматриваться комплексно с созданием групповых систем канализации или подключением малых и средних городов, расположенных в зоне влияния более крупного города к системе его канализации или повышением степени очистки.

3.16.    Основным направлением развития систем водоснабжения и канализации малых и средних городов должна быть организация:

единого централизованного хозяйственно-питьевого водопровода с включением разрозненных централизованных систем, имеющих различную ведомственную принадлежность;

единой централизованной бытовой и производственной канализации с общегородскими очистными канализационными сооружениями.

15

3.17.    'Повышенные требования к санитарной надежности питьевой воды требуют проведения дорогостоящих мероприятий по улучшению состояния водоемов, привлечения высококачественных отдаленных источников, либо применения дорогостоящей специальной ич-истки воды

Высокие требования к качеству питьевой воды и удорожание ее стоимости являются стимулом к дальнейшей дифференциации потребителей по качеству воды. В проектах водоснабжения необходимо предусматривать перевод промышленности на поверхностные источники, постепенное сокращение отпуска воды промышленности из хозяйственно-питьевого водопровода с доведением его на расчетный срок до 25%.

3.18.    Водоотведение из города бытовых, промышленных и поверхностных стоков должно решаться комплексно.

3.19.    Очистку поверхностных стоков города следует по возможности решать в комплексе с очисткой бытовых и промышленных стоков (полураздельная канализация с приемом первых наиболее загрязненных дождевых стоков) или локально с созданием на выпусках дождевых коллекторов аккумулирующих емкостей и сооружений механической очистки.

ВОПРОСЫ КОМПЛЕКСНОСТИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ СИСТЕМ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ

3.20.    Разработка систем энергоснабжения города должна осуществляться на основе комплексного .решения вопросов электроснабжения, теплоснабжения « газоснабжения в соответствии с перспективным топливно-энергетическим балансом района и на основании выбора наиболее рационального вида энергии и топлива для покрытия энергетических нагрузок, как городских, так и тяготеющих к городу потребителей.

Указанное положение предусматривает:

.выбор энергоносителей и их параметров для отдельных потребителей в зависимости от характера и величины нагрузок;

выбор оптимальной схемы и определение источников покрытия нагрузок потребителей всех видов энергии;

централизацию производства и распределение различных видов энерпии;

кооперацию источников и сетей для промышленных и коммунально-бытовых целей города в целом с учетом взаимозависимости и взаимовлияния отдельных потребителей;

комплексный выбор типа и характера прокладок с учетом особенностей рабочего агента (воды, пара, электроэнергии, газа), архитектурно-планировочных решений л других условий.

3.21.    Оптимальная схема энергоснабжения определяется на основании комплексного технико-экономического расчета вариантов электроснабжения, теплоснабжения и газоснабжения.

При этом рекомендуется учитывать:

народнохозяйственный профиль города и особенности существующей и намечаемой промышленности, определяющей характер и величину потребления энергии;

положение малого или среднего города в системе расселения по отношению к другим городам (в том числе крупным и крупнейшим), поселкам и сельским населенным пунктам;

характеристику района размещения проектируемого города в части тошшвно-знергетичеекого баланса с уточнением возможности

16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГРАЖДАНСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ ПРИ ГОССТРОЕ СССР ЦНИИП ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

РУКОВОДСТВО

по КОМПЛЕКСНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ СХЕМ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНАХ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ

МОСКВА СТРОИИЗДАТ 1978

УДК 711.4-122+711.8


Рекомендовано к изданию секцией районной планировки научно-технического совета ЦНИИП градостроительства.

Руководство по комплексному проектированию схем перспективного развития инженерного оборудования в генеральных планах малых и средних городов. — М.: Стройиздат, 1978. — 28 с. (Центр науч.-исслед. и проектный ин-т по градостроительству).

Руководство является -вспомогательным материалом для проектирования систем инженерного оборудования на стадии разработки генеральных планов малых и средних городов и имеет целью способствовать дальнейшему совершенствованию требований комплексности при взаимоувязке инженерных и архитектурно-планировочных вопросов, а также созданию исходных инженерных решений для последующего выполнения отраслевых проектов отдельных систем инженерного оборудования.

Руководство предназначено для работников проектных организаций, занятых разработкой схем инженерного оборудования в составе проектов генеральных планов малых и средних городов, отраслевых проектов по отдельным видам инженерного оборудования, а также организаций, связанных с реализацией генеральных планов городов.


30213—458 р-


047(01 )-78


Инструкт.-нормат. II вып. — 31—78


© Стройиздат, 1078


ПРЕДИСЛОВИЕ

В программе КПСС сформулированы социально-экономические предпосылки, основные исходные положения и общая направленность развития советского градостроительства на современном этапе: «Города и поселки должны представлять собой рациональную комплексную организацию «производственных зон, жилых районов, сети общественных и культурных учреждений, бытовых предприятий, транспорта, инженерного оборудования и энергетики, обеспечивающих наилучшие условия для труда, быта и отдыха людей» 1.

Генеральные планы городов следует расценивать как составную часть перспективного народнохозяйственного плана страны, отражающую социальный и научно-технический прогресс и содержащую перспективу развития города на основе соблюдения комплексного решения всех его функциональных элементов, включая инженерное оборудование.

Современная отечественная проектная практика в основном характеризуется комплексным подходом при решении большинства градостроительных проблем. Однако при разработке систем инженерного оборудования в генеральных планах городов не всегда в достаточной степени учитываются условия комплексности.

Е большинстве малых и средних городов в настоящее время системы инженерного оборудования по сравнению с крупнейшими, крупными и большими городами относительно упрощены, поэтому вопросы комплексности приобретают здесь свою специфику, определяемую прежде всего тем, что в этих городах следует закладывать такие решения, которые облегчали бы их дальнейшее развитие в более значительные градостроительные образования, требующие сложных инженерных решений.

Анализ генпланов малых и средних городов указывает на необходимость комплексного решения таких вопросов, как размещение площадок основных сооружений инженерного оборудования о процессе развития города; увязка трасс основных магистральных инженерных сетей с планировочной структурой города; выбор источников и систем инженерного оборудования при взаимном размещении селитебных и промышленных зон; увязка городских и районных систем инженерного оборудования; влияние инженерных систем на выбор территории для первоочередного строительства; увязка решений систем инженерного оборудования первой очереди строительства с перспективным развитием города.

Следует отметить, что эти положения не претендуют на полный охват всего многообразия вопросов комплексности, которые приходится решать при составлении генеральных планов.

При решении систем водоснабжения и канализации в генеральных планах малых и средних городов проектируется создание общегородских централизованных систем; групповых технических водопроводов для ряда промышленных предприятий; дальнейшее дифференцирование потребителей, например, ограничение использования подземных вод питьевого качества для нужд промышленности и перевод промышленных объектов на поверхностные источники и т. п.

При разработке вопросов энергоснабжения в большинстве рассмотренных генеральных планов малых я средних городов на расчетный срок намечается: развитие централизованного электроснабжения от энергосистем; развитие централизованного теплоснабжения всего капитального жилищного фонда от новых или укрупненных существующих отопительных и отопительно-производственных котельных при ликвидации мелких котельных или переоборудовании их в центральные тепловые пункты; развитие систем газоснабжения на базе сетевого газа с обеспечением всех категорий потребителей, включая отопительные котельные.

Количество систем теплоснабжения принимается в основном по числу городских районов, т. е. сохраняется территориальный (порайонный) принцип теплоснабжения; создание единых централизованных систем, как правило, не предусматривается.

В существующей проектной практике начинают развиваться тенденции комплексного подхода при решении систем инженерного оборудования для малых и средних городов в системе расселения. Так, например, малые города, находящиеся в зоне влияния более крупных городов, в ряде случаев при определенном технико-экономическом обосновании подключаются к отдельным инженерным системам города-центра агломерации. В то же время подключение к системам инженерного оборудования малых и средних городов близлежащих населенных пунктов, в том числе перспективных сельских поселков, как правило, не предусматривается.

Анализ опыта проектирования систем инженерного оборудования в генеральных планах малых и средних городов показывает, что в масштабах сравнительно небольших городских поселений, какими они являются, важное значение имеет соблюдение требований комплексности для создания в перспективе достаточно гибких решений, обеспечивающих беспрепятственное развитие систем инженерного оборудования.

В настоящем Руководстве сформулированы основные условия комплексного решения схем перспективного развития систем инженерного оборудования на первую очередь строительства и расчетный срок при разработке генеральных планов малых и средних городов.

(Разработка данного Руководства базировалась, главным образом, «а изучении генеральных планов малых и средних городов средней климатической зоны Европейской части СССР, находящихся преимущественно на территории Московской и Горьковской областей, а также на статистических данных. Это позволило рассмотреть инженерное оборудование малых и средних городов Московской области в сравнении с аналогичными городскими поселениями Горьковской области, уровень инженерного оборудования в которых близок к среднему по РСФСР. Наличие функциональных связей, в том числе инженерных, позволило также определить степень и характер взаимозависимости отдельных видов инженерного оборудования для различных групп городов.

Б работе рассматриваются основные виды инженерного оборудования (водоснабжение, канализация, электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение).

Руководство разработано Центральным научно-исследовательским и проектным институтом по градостроительству (канд. техн. наук И. И. Анохина: канд. геогр. наук В. П. Бутузова; канд. техн.

наук С. А. Корнев, канд. арх. Е. М. Марков, канд. техн. наук И. А. Толстой, инж. Н. У. Чернобаева).

Ответственный (редактор Руководства канд. техн. наук И. А. Толстой.

При разработке Руководства использованы материалы Научно-исследовательского и проектного института генпланов Московской области, Научно-исследовательского и проектного института Генерального плана г. Москвы, Горьковграждаппроекта, Мособл-водоканала и др.

7

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящее Руководство посит рекомендательный характер и предназначено для использования в качестве вспомогательного материала при проектировании схем инженерного оборудования на стадии генерального плана для малых и средних городов различного народнохозяйственного профиля и структурно-функционального значения в системах расселения, а также может учитываться при проектировании отдельных сметем инженерного оборудования отраслевыми институтами.

1.2.    Руководство может быть использовано при проектировании систем инженерного оборудования малых и средних городов, расположенных в средней климатической зоне Европейской части СССР, а также в других районах, имеющих сходные природно-климатические условия.

1.3.    Руководство имеет целью способствовать: целенаправленному применению действующих норм и совершенствованию положений и требований комплексности при проектировании сметем инженерного оборудования в составе генеральных планов малых и средних городов различного народнохозяйственного профиля;

совершенствованию структуры инженерного оборудования и повышению уровня благоустройства малых и средних городов; рациональному использованию городских территорий, охране городской среды и совершенствованию архитектурно-планировочной структуры в процессе очередности развития малых и средних городов;

снижению стоимости и сроков строительства инженерного оборудования малых и средних городов;

обеспечению принципиальных решений, определяющих основные градостроительные требования и предназначенных служить исходным материалом для последующей разработки отраслевых проектов отдельных систем инженерного оборудования городов.

2. РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ

2.1. Планировочная структура малых и средних городов формируется на основе единых для всех групп населенных пунктов общих принципов организации города в целом и отдельных его подсистем. Вместе с тем для планировки малых и средних городов характерны существенные особенности, которые отличают эти города от больших и крупных. Планировочная специфика малых и средних городов обусловлена:

местом и ролью города в формирующихся системах населенных мест;

относительно небольшой величиной (по численности населения и занимаемой территории);

хозяйственно-экономической специализацией; зависимостью решений по планировочной организации города от масштабов его развития и темпов роста.

Совместное или (раздельное воздействие этих условий выявляется и учитывается в процессе разработки генеральных планов малых и средних городов, в том числе при разработке схем инженерного оборудования.

2.2.    По структурно-функциональной роли в системе расселения

малые и средние города подразделяются на две весьма различные по принципам планировочной организации группы:    города-центры

и города-элементы системы.

2.3.    При проектировании малых и оредних городов — центров местных систем расселения все вопросы их архитектурно-планировочной организации и инженерного обеспечения рекомендуется решать с учетом общей планировочной структуры соответствующей местной системы -расселения, разрабатываемой в проекте районной планировки. Сюда следует включить функциональное зонирование территории, а также размещение населенных пунктов; промышленных, аграрно-промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объединений и комплексов; центров и отдельных наиболее крупных объектов общественного обслуживания и отдыха; узловых объектов инженерно-транспортной инфраструктуры.

При этом во всех случаях необходимо исходить из учета ведущего принципа развития местной системы — максимальной концентрации в городе-центре и ближайшем его окружении наиболее крупных производственных объектов, специализированных учреждений культурно-бытового обслуживания, инженерных сооружений и других объектов системного значения.

2.4.    По положению относительно крупного города-центра системы населенных мест более высокого уровня малые и средние города дифференцируются в соответствии с их размещением в одном из трех поясов расселения (с учетом затрат времени на транспортное передвижение):

1 — в границах 30—45 мин;

II—-в пределах 45—90 мин;

III — за пределами 90 мин транспортной доступности крупного города-центра.

Проектирование городов, расположенных в границах I пояса, рекомендуется осуществлять на основе технико-экономических данных, расчет которых предполагает полный учет всех видов связей данных городов прежде всего с крупным городом-центром. При проектировании городов II пояса учитываются их двусторонние связи с крупным городом-центром системы, с одной стороны, и тяготеющей к ним территорией сельской местности, с другой. Города III пояса проектируются в основном как центры местных систем расселения.

2.5.    Архитектурно-планировочная структура малых и средних городов в системе расселения формируется но так называемой открытой схеме, которая планировочными средствами обеспечивает, с одной стороны, включение данного города в сферу действия крупного или большого города, а с другой — доступность основных мест производственного, трудового и культурно-бытового тяготения в малом или среднем городе. Отличительной чертой открытой структуры является ориентация на внешние связи в равной мере с внутригородскими; последние рассматриваются лишь как составная часть межселенных общесистемных связей.

2.6.    При планировочной организации города по открытой схеме рекомендуется предусматривать:

9

развитие и рациональное размещение в данном городе головных объектов различных систем межселенной инфраструктуры (производственной, социально-культурной, инженерно-технической);

2-550

формирование транспортного узла пассажирских сообщений; территориальное объединение транспортного узла с общественным центром и развитие общественно-транспортного комплекса как важнейшего элемента планировочной структуры города;

формирование архитектурного облика города с обязательным учетом его места и роли в иерархии городов-центров местных систем расселения.

2.7.    В малых и средних городах целесообразно формировать функциональные зоны:

селитебную, предназначенную для размещения жилой застройки с участками культурно-бытовых учреждений повседневного пользования и отдельных участков общественных зданий и сооружений общегородского значения, включая общественный центр, где располагаются общественные здания, сооружения и учреждения как общегородского, так и районного значения;

общегородскую зону отдыха, располагаемую в границах города куда входят общегородской парк, спортивный комплекс, пляжи и пр.;

промышленную, где размещаются промышленные комплексы, отдельные промышленные предприятия, связанные с ними склады и транспортные сооружения;

коммунально-складскую, где размещаются склады и объекты, предназначенные для обслуживания как собственно города, так и всей территории в границах местной системы, возглавляемой данным городом: заготовительные организации, фабрики-прачечные, автобазы коммунального транспорта и т. д.;

внешнего транспорта, где размещаются железнодорожные станции, пристани, автостанции, автобазы.

2.8.    Особенности проектирования малых и средних городов определяются их народнохозяйственным профилем. Необходимо различать следующие типы городов:

промышленные;

аграрно-промышленные (организационно-хозяйственные центры сельскохозяйственных территорий);

рекреационные (центры отдыха, лечения и туризма); научные;

многофункциональные.

В зависимости от народнохозяйственного профиля того или иного города появляется необходимость в организации помимо основных, перечисленных в п. 2.7 зон, специальных функциональных зон;

в городах аграрно-промышленного профиля рекомевдуется выделять аграрно-промышленную зону для размещения объектов сельскохозяйственных предприятий, аграрно-промышленных комплексов, а также предприятий м учреждений, обслуживающих сельское хозяйство (заготовительно-распределительных, ремонтных, опытных станций и т. п.);

в городах-курортах или городах отдыха целесообразно выделять курортную зону (или зону учреждений отдыха), где размещаются санатории, дома отдыха, детские оздоровительные учреждения, а также обслуживающие их объекты;

в городах-центрах туризма, имеющих исторические памятники культуры, в целях усиления архитектурной выразительности, создания необходимых условий их восприятия, улучшения характера использования и повышения их значения в структуре города, необходимо выделять туристскую зону, включающую историче-

10

1

Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., Политиздат, 1976, с. 94.

5