Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

74 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе даны предложения по уточнению и дополнению отдельных положений ВСН 46-72, касающиеся вопросов конструирования и расчета дорожной одежды на прочность, осушения и морозоустойчивости. Уточнены расчетные нагрузки и метод приведения нагрузок на ось автомобиля к расчетной. Даны расширенные таблицы расчетных характеристик дорожно-строительных материалов. Приведены рекомендации по оценке прочности существующих дорог. Изложен метод теплотехнического расчета дорожных конструкций с теплоизолирующими слоями.

 Скачать PDF

Оглавление

Общие положения

Конструирование дорожной одежды

Расчет дорожной одежды на прочность

Осушение дорожной конструкции и обеспечение ее морозоустойчивости

Приложение 1. Метод расчета дренирующего слоя, устраиваемого на всю ширину земляного полотна

Приложение 2. Проверка морозоустойчивости дорожной конструкции

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу21.05.2015
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанСоюздорНИИ
ИзданСоюздорнии1978 г.
ПринятМинтрансстрой СССР
УтвержденСоюздорнии
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД НЕЖЕСТКОГО ТИПА

Одобрены Минтрансстроем

Москва 1978

УДК 625.85:625.72 (083. П

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД НЕЖЕСТКОГО ТИПА. Союздорнии. М., 1978.

Даны предложения по уточнению и дополнению отдельных положений "Инструкдии* БСН 46-72, касающиеся вопросов конструирования и расчета дорожной одежды на прочность, осушения и морозоустойчивости.Уточнены расчетные нагрузки и метод приведения нагрузок на ось автомобиля к расчетной. Даны расширен н ы е таблицы расчетных характеристик дорожно-строительных материалов.

Приведены рекомендации по оценке прочности существующих дорог. Изложен метод теплотехнического расчета дорожных конструкций с теплоизолирующим и слоями.

Табл. 16, рис.13, библ.6.

© Союздорнии, 1978г.

закиями СНкП П-Д.5-72 и '’Рекомендациями по укреплению обочин автомобильных дорог-" /6/.

Дорожи*я одежда иэ материалов, не обработанных и обработанных органическим аяжущим

9.    Рекомендуемые области применения различных марок и типов асфальтобетона для верхнего слоя дорожного покрытия с учетом категории дороги и климатической зоны указаны в приложении 1 ГОСТ 9128-76 . Для условий 1—11 дорожно-климатических зон на дорогах 1 и II категорий предпочтительно применять ас -фальтобетон типа Б и Г.

Смеси для устройства верхнего слоя покрытия должны содержать щебень, песок или дробленый песок из труднополирующихся горных пород или специальный искусственный щебень. Требуемую шероховатость обеспечивают также путем поверхностных обработок, устройства ковриков износа и т.п.

Нижний слой покрытия устраивают преимуществен -но из пористого асфальтобетона в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-76. Для нижнего слоя покрытия рекомендуется применять смеси с более вязким битумом, чем в верхнем слое.

10.    Толщину асфальтобетонного покрытия, устраиваемого из сравнительно дорогих материалов, следует назначать близкой к минимальной конструктивной. При этом необходимо учитывать особенности работы покрьь тия на основаниях разного типа. Однослойное асфальтобетонное покрытие работает на дорогах с движени е м автомобилей большой грузоподъемности удовлетвори -тельно только на основании из материалов, обработанных вязкими битумами. В Ш-У дорожно-климатических зонах на дорогах Ш-1У категорий с расчетной интен -сивностью движения менее 700 проходов автомоб илей группы Б в сутки по полосе однослойное асфальтобе -

11

тонное покрытие допускается укладывать непосредст -венно на основание из неукрепленного материала.

Однослойное асфальтобетонное покрытие с основа -нием из неукрепленного материала допускается устраивать на площадках для стоянки транспорта, на внут -риквартальных проездах, тротуарах и т.п,

В остальных случаях асфальтобетонное покры т и е следует проектировать двухслойным.

На дорогах I и II категорий с интенсивным движением автомобилей большой грузоподъемности ( 100 -500 автомобилей группы А в сутки по полосе) толщина слоев из материалов, обработанных органичес к и м вяжущим (покрытие и верхний слой основания), как правило, должна быть больше 12 см.

11. Рациональными материалами для устройства верхнего слоя основания под асфальтобетонное покрытие на дорогах 1 и II категорий являются:

горячий щебеночный пористый асфальтобетон,крупно* и среднезернистый, преимущественно Ш-1У марок;

пористые щебеночные смеси с применением эмульсии;

горячий гравийный пористый асфальтобетон, крупно-и среднезернистый, с добавлением 25-45% щебня;

фракционированный щебень, обработанный вязким битумом способом пропитки.

На дорогах III и 1У категорий верхний слой осно -вания устраивают из горячего гравийного пористого ао фальтобетона, гра в и йно-песчаной смеси, обработанной битумной эмульсией в сочетании с цементом, гравий -ной смеси, обработанной битумной эмульсией*', щебня из естественного камня, гравия или шлака, гравийных смесей с добавлением 30% щебня.

На дорогах У категории основание сооружают из

^ Технические указания по проектированию и применению дорожных эмульсий" ВСН 115-75    М.,"Тран

спорт", 197о .

12

гравийно-песчаных смесей оптимального состава и друи гих местных материалов. Укладывать в верхние слои основания материалы, прочность которых под воздей -ствием воды или отрицательной температуры сущест -венно снижается, недопустимо.

Нижпие слои основания устраивают, как правило, из местных материалов с необходимой их переработкой, а в некоторых случаях и с укреплением их вяжущ ими. При выборе материала решающими факторами являются его расчетные характеристики и себестоимость.

Покрытие и основание с применением материалов, укрепленных неорганическими или комплексными вяжущими

12.    Устройство монолитных (плотных) слоев взамен слоев из зернистых (пористых) материалов позволяет значительно улучшить условия работы конструкции, создать более благоприятный водно-тепловой режим земляного полотна, что особенно важно для дорог в 1-11 дорожно-климатических зонах.

Кроме того, уменьшается толщина дорожной одеж -ды по сравнению с толщиной дорожной одежды со ело -ями из зернистых материалов.

Грунты и материалы, укрепленные неорганическими вяжущими, применяют для устройства покрытий облегченного или переходного типа, верхнего и нижнего слоев основания, морозозащитных слоев, а также для укрепления верхней части земляного полотна.

13.    Покрытия облегченного и переходного типов из каменных материалов и грунтов, укрепленных комплеко-ными вяжущими*), обеспечивающими повышенную деформационную способность материала, с последующей двоfr--х)—

Комплексные вяжущие: демент+битумная эмульсия; цемент+полимерные вяжущие; цемент+гранулирован н ы е шлаки или активные золы уноса; активные золы уноса с добавками.

13

ной (одиночной) поверхностной обработкой или с защитными ковриками устраивают на дорогах 1У-У категорий при расчетной интенсивности движения до 500 автомобилей на полосу в сутки. В Ш-У дорожно-клима -тических зонах такое покрытие допускается применять и на дорогах III категории. Этот тип покрытия реко -мендуется также для устройства дорожной одежды на площадках стоянки транспорта, на обочинах и т.д.

Прочность укрепленного материала должна соответствовать 1-П классу по 'Инструкции по примене н и ю грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов' СН 25-74 (М., Стройиздат, 1975).

14.    Для сооружения верхнего слоя основания дорож* ной одежды допускается использовать гравийные и щебеночные материалы, песчаные и супесчаные грунты, некоторые побочные (минеральные) продукты промышленности и легкие непылеватые суглинки, укрепляемые неорганическими вяжущими. Свойства укрепле иного грунта или материала должны соответствовать 1 классу, а на дорогах 1У-У категорий - II классу прочно -сти.

Следует учесть, 'что для предотвращения трещино -образования целесообразно материалы и грунты укреплять комплексными вяжущими.

Во избежание появления 'копирующихся' трещин на покрытии рекомендуется над слоем укрепленного грунта или материала устраивать слои из асфальтобетон -ных смесей толщиной не менее рекомендованной в табл.2.

15.    Для устройства нижнего слоя основания дорожной одежды допускается использовать различные грунты, обработанные вяжущими, и местные каменные материалы. Основания такого типа можно применять во всех дорожно-климатических зонах на дорогах всех категорий, независимо от состава и интенсивности перспективного движения.

14

Таблица 2

Минимально допустимая толщина слоев из асфальтобетона, укладываемых на верхний слой основания из материалов, укрепленных неор -ганическим вяжущим

Категория дороги

Наименьшая .^ол щи на слоя асфальтобетона, см^

1

16

II

14

Ш-1У

12

случае применения грунта, укрепленного комплексным вяжущим, толщина асфальтобетона, указанная в табл.2, может быть уменьшена на 20-25%. На доро -гах 1У и У категорий с покрытиями из черных сме -сей толщина покрытия может составлять 8-6 см.

Получаемый в результате обработки вяжущими материал должен обладать свойствами, соответствующими II классу прочности, а для дорог 1У-У категорий в отдельных случаях допускается использование материала III класса прочности.

МорозозАщитмые, теплоизолирующие, дренирующие слои, изолирующие прослойки

16. При неблагоприятных грунтово-гидрологических и климатических условиях предусматривают особые меры защиты дорожной одежды от неравномерного морозного пучения грунта земляного полотна и переувлажнения зернистых слоев дорожной констпзклип в отельные периоды года.

К основным мероприятиям, обеспечивающим треоу-емую морозоустойчивость конструкции, относятся

устройство верхней части земляного полотна из не-пучинистого и слабопучинистого грунта*);

снижение степени увлажнения грунта подземными и поверхностными водами путем обеспечения достаточного возвышения низа дорожной одежды над уровнем грунтовых и поверхностных вод, устройства различного рода водо- и паропрерывающих прослоек, создания водонепроницаемых обочин и т.п.;

устройство морозозащитного слоя в целях уменьшения толщины промерзающего слоя грунта;

устройство теплоизолирующего слоя для частично -го или полного предотвращения промерзания грунта.

Наиболее целесообразное решение находят на основании технико-экономического сравнения различ н ы х вариантов.

При наличии дренирующих, морозозащитных или теплоизолирующих слоев в дорожной конструкции ее проектируют с учетом толщин и расчетных парамет ров этих слоев.

17. Если крупнопористый материал (щебень, гравий) основания дорожной одежды укладывают непосредст -венно на грунт (в том числе одноразмерный песок) , необходимо предусмотреть конструктивную прослойку , препятствующую взаимопрониканию материалов смежных слоев. В качестве материалов для защитной прослойки применяют мелкий щебень, высевки (0-10 мм), гравий но-песчаные смеси и крупнозернистые пески оптимального состава, непылеватые шлаки, непучинистые золошлаковые смеси. Защитной прослойкой может служить также слой из укрепленного вяжущим грунта (в том числе песка), если слой песка под щебеночным не выполняет функции дренирующего. Толщина слоя укрепленного грунта назначается равной 5-8 см, толщи н а

*)'Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог" СН 449-72.    М.,

Стройиздат, 1973 .

УДК 625.85:625.72(083.1)

Предисловие

За прошедшие годы со времени издания 'Инструк -ции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа4' ЕСН 46-72 накоплен значительный опыт ее использования при проектировании автомобильных дорог. Анализ и обобщение опыта подтвердили правильность основных положений "Инструкции' и дали новый материал для предложений по улучшению и совершенствова -нию ряда ее разделов. Так, в 'Методических рекомендациях по совершенствованию методов проектирования дорожных одежд нежесткого типа' содержатся новые предложения по конструированию и расчету на проч -ность дорожной одежды, теплозащите земляного по -лотна, обеспечению морозоустойчивости и дренирова -нию конструкции. При разработке рекомендаций использованы результаты исследований Союздорнии, Ленинградского филиала Союздорнии, МАЛИ, Госдорнии,Гип-родорнии, Белдорнии.

'Методические рекомендации' разработали Ю.М.Васильев, М.Б.Корсунский, П.И.Теляев (Ленинградск и й филиал Союздорнии), А.Я.Тулаев, Ю.М.Яковлев (МАЛИ с использованием материалов В. Н. Гайворонского В.А.Мазурова, М.Г.Мельниковой, Т.Е.Полтара н о вой, П.Д.Россовского, А.О.Салля (Ленинградский филиал Союздорнии), Р.А.Агаповой, В.И.Рувинского, Н.Ф.Хо -рошилова (Союздорнии), Б.С.Радовского (Госдорнии) В.К.Апестина, А.Я.Шака (Гипродорнии), Р.З.Порицкого (Белдорнии).

Замечания и пожелания просьба направлять по адресу: 143900 Московская обл., Балашиха-6, Союздор -нии или 191065 Ленинград, Л-65, ул.Терпена, 19, Ленинградский филиал Союздорнии.

3

Общие положения

1.    Приводимые в настоящих 'Методических рекомендация х' предложения по уточнению "Инструкции' ВСН 46-72 освещают следующие вопросы:

конструирование дорожных одежд, в частности.с учетом условий работы различных оснований под усовер -шенствованными покрытиями;

выбор расчетной нагрузки и установление расчет -ной приведенной интенсивности воздействия нагрузки с учетом наличия в составе движения многоосных автомобилей и автопоездов;

уточнение деформационных и прочностных характе -ристик асфальтобетона применительно к его новой классификации согласно ГОСТ 9128-76 и с учетом усталостных явлений, возникающих в нем при многократном нагружении;

расширение данных о расчетных характеристи к а х необработанных и укрепленных вяжущими материалов, особенно местных;

установление путей обеспечения требуемых показателей дренирующей способности и морозоустойчивости дорожных конструкций в неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях.

2.    Материалы учета и обобщения опыта использования 'Инструкции' ВСН 46-72 при проектировании дорожных одежд позволили также выявить вопросы, требующие дальнейшего исследования в целях совершен -ствования теории прочности и методов конструирова -ния дорожных одежд. К числу таких вопросов относятся:

более глубокое изучение влияния продолжительности действия и динамичности нагрузки на напряженно-де -формированное состояние дорожной конструкции;

учет особенностей работы различных дооожно-стро—

-1

ительных материалов в промежуточных слоях дорожных одежд;

определение коэффициентов запаса прочности в зависимости от изменчивости прочностных и деформационных характеристик грунтов и материалов с учет о м требуемой эксплуатационной надежности сооружения; изучение вариации расчетных характеристик; исследование работоспособности дорожных конструкций, в которых нижний слой основания выполнен из материала более прочного, чем материал вышележащего слоя, и др.

3.    В "Методических рекомендациях" приведены основные положения по уточнению некоторых пунктов текста и приложений "Инструкции", "Методические реко -мендации" составлены с учетом вышедших после издания "’Инструкции" ВСН 46-72 нормативных документов СНиП 11-Д.5-72, СНиП П-80-75, ГОСТ 812&76, СН 2W* СН 449-72, ВСН 134-75, ВСН 116-75 и ВСН 88-73 в новой редакции.

Рекомендации излагаются не в порядке значимости освещаемых вопросов, а в последовательности, соот -ветотвующей рубрикации "Инструкции" ВСН 46-72.

Конструирование дорожной одежды *)

Общие принципы комструмроеенмя

4.    Дорожную одежду проектируют совместно с земляным полотном. Конструкцию дорожной одежды на -эначают с учетом транспортно-эксплуатационных тре -бований , категории и значения дороги или городской магистрали и улицы, состава и перспективной ннтен «-сивности движения, климатических и грунтово-гидро -логических условий, обеспеченности дорожно-строитель^

уточнению разд.2 "Инструкции" ВСН 46-72,

5

ными материалами и техникой. Конструкцию дорожной одежды и тип покрытия обосновывают технико-эконо -мическими расчетами.

5. Общую толщину дорожной одежды назначают с таким расчетом, чтобы не возникали пластические смещения в грунте верхней части земляного полотна,а упругий прогиб поверхности покрытия не превышал бы до* пускаемой величины.

Дорожную одежду на дорогах специального назначения (например, подъезды к кароерам, промышлен н ые дороги) следует проектировать различной толщины на полосах движения двух направлений: автомобилей с грузом и автомобилей порожних.

В городах на остановках общественного транспорта следует предусматривать дорожные одежды с покрытиями и основаниями повышенной сдвигоусгойчиво с т и. Основание дорожной одежды устраивают, как правило , из асфальтобетонных смесей на вязких битумах, тощего бетона или укрепленного грунта.

При проектировании дорог, предназначенных для эксплуатации в неблагоприятных климатических и грун -тово-гидрологических условиях в районах сезонного промерзания, наряду с требуемой прочностью должна быть обеспечена и достаточная морозоустойчиво с т ь конструкции. Кроме того, если количество воды, по -ступающей в основание дорожной одежды в отдельные периоды, больше, чем может разместиться в порах мат териала дорожной одежды, то необходимо предусматривать мероприятия по осушению дорожной одежды и земляного полотна.

Если общая толщина дорожной одежды, полученная при расчете на прочность, меньше толщины, установ -ленной по требованию морозоустойчивости, то устраи -вают дополнительные морозозащитные или теплоизолирующие слои. В этих случаях конструкцию основа н и я дорожной одежды назначают одновременно с проехтиро-

в

ванием морозозащитных или теплоизолирующих и дренирующих слоев.

6.    Толщину покрытия рассчитывают, исходя из не -обходимости обеспечения нормальной работы материала верхнего слоя основания. При расчете монолитных асфальтобетонных и подобных им покрытий учитывают, кроме того, величину действующего и допускаемого растягивающего напряжения при изгибе в матери а л е самого покрытия.

Нижележащие слои дорожной одежды проектиру ю т таким образом, чтобы в зернистых и слабосвязных материалах (гравий, песок, смеси на основе жидких органических вяжущих и т.п.) под действием расчетных нагрузок не возникали бы деформации сдвига, а в монолитных слоях основания из материалов, укрепленных неорганическими вяжущими (цемент, активные золы, шлаки и т.п.), полимерными или вязкими органическими вяжущими, растягивающие напряжения при изги б е не превышали бы допускаемых. Толщину каждого конструктивного слоя устанавливают расчетами.

Примеры схем порожных конструкций представлены на рис.1.

7.    При конструировании дорожной одежды со слоя -ми из зернистых и слабосвязных материалов необходимо стремиться к обеспечению повышения жесткости от нижележащих слоев к вышележащим. С целью предот -вратить возникновение в зернистом слое существенных растягивающих напряжений целесообразно проектиро -вать конструкцию так, чтобы отношение значений мо -дулей упругости смежных слоев не превышало 5. При конструировании одежды со слоями из монолитных (плотных) материалов следует также стремиться к умень -шению величины этого отношения. Допускается устраивать конструктивный слой основания из материала,модуль упругости которого превышает модуль упругости материала вышележащего слоя.

7

Рис.1. Схемы рекомендуемых конструкций дорожной одежды;

1-горячий (теплый) плотный асфальтобетон; 2-горячий пористый асфальтобетон (крупно- и среднезернистый); 3-горячий пористый асфальтобетон, пористая щебеночная э му л ьс ион но-минеральная смесь, асфальтобетон с пониженным содержанием битума; З'-горячий гравийный пористый асфальтобетон, щебеночная (гравийная) смесь с добавлением 30% щебня .обработанная вязким битумом (эмульсией); 4-поверхностная обработка (коврик износа); 5-гравийная(щебеночная) смесь и грунт, укрепленные цементом, I класса прочности; 51-тощий цементобетон; G-грунты и материалы повышенной деформационной способности 1 класса прочности, т.е. укрепленные комплексными вяжущими (иемент+битумная эмульсия, цемент+полимерные вяжущие, цемент+гранулированкый шлак или золы уноса, полимерное вяжущее, активные золы уноса с добавками); 7-грунты и материалы, укрепленные» неорганическим вяжущим, II класса прочности, материал; укрепленный органическим вяжуишм; 8-щебень фракционированный из камня, гравия, шлака (с расклинкой); 9-щебеночная (гравийная) смесь с добавлением ЗО'ошебня; 10-укрепленный грунт и материал 111 класса прочности; 11-гравийно-песчаная смесь, песок

В качестве материалов нижних слоев основания или морозозащитных слоев, кроме песка, гравийнопесчаных смесей или других морозостойких местных материалов, можно применять грунты и материа -лы, укрепленные небольшим количеством органического или неорганического вяжущего.

В принципе необходимо предусматривать возможно меньшее число (два-три) конструктивных слоев из разных материалов, проектируя основания из асфальтобетона толщиной 15-30 см, из тощего цементобетона либо укрепленного грунта или каменного материала.Подбор материалов слоев дорожной одежды определяется факторами, упомянутыми в п.4 настоящих 'Методиче -ских рекомендаций*'.

Дополнительные (нижние) слои покрытия или основания рекомендуется вводить только в тех случаях , когда толщина основного слоя из однородного материала превышает рациональную по технологическим соображениям величину.

Обычно применяемые толщины слоев из различных материалов на дорогах разных категорий представле -ны в табл Л.

При проектировании дорожной одежды необходимо наиболее полно использовать возможность повышения прочностных характеристик грунта земляного полотна. К мероприятиям, обеспечивающим такую возможность, относится уплотнение грунта до повышенной плотно -сти, укрепление грунта верхней части земляного по -лотна, защита грунта от увлажнения и т.п.

8. В целях обеспечения нормальных условий рабо -ты прихромочных частей дорожной одежды, а при мо -нолитных основаниях и для снижения возможности проникания в земляное полотно поверхностной воды слой основания целесообразно устраивать на 1,2 м шире проезжей части. Ширина морозозащитного слоя из укрепленного грунта должна превышать ширину проезжей ча-

Р

Таблица 1 Назначаемы© толщины конструктивных слоев

Конструктивный слой дорожной одежды

Материал слоя

Т олщина слоя, см

Покр ытие:

верхний слой или однослойное

нижний слой

Асфальтобетон А сфал ьт обе то н

3-5 5-8 (до 30)

Основание

Укрепленные органическим или неорганическим вяжущим материал ы

15-50

Щебень, гравий, гравийно-песчаные смеси,местные материалы

15-45

Морозозащитный или дренирующий слой

Укрепленные грунты, гравийно-песчаные смеси, песок, местные материалы

15-80

Верхний слой земляного полотна

У крепленный грунт, грунт повышенной плотности

10-50

сти не менее чем на 2 м, а нижний слой из песка или другого зернистого материала в ряде случаев целесо -образно укладывать на всю ширину земляного полотна. На автомобильных дорогах высоких категорий, а так -же на городских улицах края дорожной одежды можно укреплять путем установки бортового камня, плит или устройства монолитного бортика.

Обочины на дорогах укрепляют в соответствии с ука-