Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

169 страниц

Купить НД 2-020101-088 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования части Правил распространяются на суда, построенные 1 июля 2002 года или после этой даты, навигационное оборудование которых подлежит освидетельствованию Регистром, а также на изделия указанного оборудования, предназначенные для установки на эти суда.

 Скачать PDF

Дополнения:

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Объем освидетельствований

2 Комплектация навигационным оборудованием морских самоходных судов

     2.1 Подразделение судов на группы

     2.2 Состав навигационного оборудования

     2.3 Источники питания

     2.4 Антенные устройства

     2.5 Запасные части и снабжение

     2.6 Техническое обслуживание и ремонт навигационного оборудования

3 Устройство помещений, предназначенных для установки навигационного оборудования. Размещение навигационного оборудования и монтаж кабельной сети

     3.1 Общие положения

     3.2 Ходовой мостик

     3.3 Агрегатная

     3.4 Аккумуляторная

     3.5 Помещение для установки основного прибора гирокомпаса

     3.6 Шахта лага и/или эхолота

     3.7 Размещение навигационного оборудования на судне

     3.8 Монтаж кабельной сети

4 Антенные устройства н заземления

     4.1 Общие положения

     4.2 Антенны радиолокационных станций

     4.3 Антенны аппаратуры универсальной автоматической идентификационной системы

     4.4 Антенны приемоиндикаторов систем радионавигации

     4.5 Датчики судового гидрометеорологического комплекса

     4.6 Заземления

5 Эксплуатационно-технические требования, предъявляемые к навигационному оборудованию

     5.1 Общие положения

     5.2 Магнитный компас

     5.3 Гироскопический компас

     5.4 Лаг

     5.5 Эхолот

     5.6 Измеритель скорости поворота

     5.7 Радиолокационная станция

     5.8 Радиолокационный отражатель

     5.9 Радиомаячная установка

     5.10 Устройство дистанционной передачи курса

     5.11 Приемоиндикаторы систем радионавигации

     5.12 Объединенные пульты управления судном

     5.13 Интегрированная навигационная система

     5.14 Система единого времени

     5.15 Электронная картографическая навигационно-информационная система

     5.16 Система управления курсом судна

     5.17 Система управления траекторией судна

     5.18 Аппаратура универсальной автоматической идентификационной системы (АИС)

     5.19 Система приема внешних звуковых сигналов

     5.20 Регистратор данных рейса (РДР)

     5.21 Упрощенный регистратор данных рейса (У-РДР)

     5.22 Система контроля дееспособности вахтенного помощника капитана (КДВП)

     5.23 Оборудование системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (системы ОСДР)

     5.24 Гидрометеорологический комплекс

     5.25 Аналого-цифровой преобразователь сигналов

     5.26 Размножитель цифровых сигналов

6 Требования к представлению навигационной информации на судовых средствах отображения (дисплеях)

Приложение. Правила по конструкции ходового мостика, размещению оборудования и процедурам организации вахты

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 14.09.15


РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

ПРАВИЛА

ПО ОБОРУДОВАНИЮ МОРСКИХ судов

Часть V

НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ


НД № 2-020101-088

Санкт-Петербург

2016

Правила но оборудованию морских судов Российского морского peincrpa судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу 1 января 2016 года.

Настоящее девятнадцатое издание Правил составлено на основе восемнадцатого издания 2015 г. с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МЛКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей:

часть I «Положения об освидетельствованиях»;

часть II «Спасательные средства»;

часть III «Сигнальные средства»;

часть IV «Радиооборудование»;

часть V «Навигационное оборудование».

Все части Правил издаются в электронном виде и твердой копии на русском и английском языках. В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

ISBN 978-5-89331-306-2


© Российский морской регистр судоходства, 2016


Настоящее денятдцатое издание Прави.1. по сравнению с предыдущий изданием (2015 г.), содержит следующие изменения и дополнения.

По всему тексту Правил термин «катсгория(и) ледовых усилений» заменен термином «лсдовый(с) класс(ы)», термин «суда ледового плавания» заменен термином «суда ледовых классов».

ПРАВИЛА ПО ОБОРУДОВАНИЮ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ V. НАВИТ АЦИ0НМ01: ОЬОРУЛОНАНИК

1.    Глава 4.2: в пункте 4.2.2 уточнены требования к теневым секторам радиолокационных станций на судах с необычной конструкцией надстройки.

2.    Глава 5.24: в пунктах 5.24.1.3, 5.24.1.5, 5.24.1.6 и 5.24.1.8 уточнены требования к предельным погрешностям измерений и диапазонам измерений параметров, измеряемых гидрометеорологическим комплексом.

3.    Внесены изменения редакционного характера.

СОДЕРЖАНИЕ

1    Общие положения.............

1.1    Область распространения.........

1.2    Определения и пояснения.........

1.3    Объем освидетельствований........

2    Комплектация навигационным оборудованием морских самоходных судов. .

2.1    Подразделение судов на труппы.....

2.2    Состав навигационного оборудования . .

2.3    Источники питания...........

2.4    Антенные устройства..........

2.5    Запасные части и снабжение.......

2.6    Техническое обслуживание и ремонт

навигационного оборудования......

3    Устройство помещений, предназна

ченных для установки навигационного оборудования. Размещение навигационного оборудования и монтаж кабельной сети.............

3.1    Общие положения............

3.2    Ходовой мостик.............

3.3    Лтрегатная................

3.4    Аккумуляторная.............

3.5    Помещение дня установки основною

прибора гирокомпаса...........

3.6    Шахта лага и/или эхолота........

3.7    Размещение навигационного оборудования на судне ..............

3.8    Монтаж кабельной сети.........

4    Антенные устройства н заземления . .

4.1    Общие положения............

4.2    Антенны радиолокационных станций . .

4.3    Антенны аппаратуры универсальной

автоматической идентификационной системы.................

4.4    Антенны присмоиндикаторов систем

радионавигации.............

4.5    Датчики судового шдромстсорологичсского

комплекса................

4.6    Заземления................

5    Эксплуатационно-технические требования,

предъявляемые к навигационному оборудованию..............

5.1    Общие положения............

5.2    Магнитный компас............

ЧАСТЬ V. НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

5    5.3    Гироскопический компас.........45

5    5.4    Лаг....................46

7    5.5    Эхолот..................47

11    5.6    Измеритель скорости поворота......48

5.7    Радиолокационная станция........49

14    5.8    Радиолокационный отражатель......64

14    5.9    Радиомаячная установка..........65

14    5.10    Устройство дистанционной передачи

14    курса...................65

18    5.11    Присмоиндикаторы систем

18    радионавигации ..............66

5.12    Объединенные пульты управления

20    судном..................72

5.13    Интегрированная навигационная

система..................74

5.14    Система единого времени.........90

5.15    Электронная картографическая навига-

20    ционно-информационная система.....90

20    5.16    Система управления курсом судна.....98

20    5.17    Система управления траекторией

30    судна.................. 100

31    5.18    Аппаратура универсальной автоматической

идентификационной системы (АИС). .    .    102

31    5.19    Система приема внешних звуковых

31    сигналов................. 104

5.20    Регистратор данных рейса (РДР)..... 104

31    5.21    Упрощенный регистратор данных

36    рейса (У-РДР).............. 107

38    5.22    Система контроля дееспособности

38    вахтенного помощника капитана (КДВП)    .    108

38    5.23    Оборудование системы опознавания судов

и слежения за ними на дальнем расстоянии (системы ОСДР)............. ПО

38    5.24    Гидрометеороло1ический комплекс ...    Ill

5.25    Аналого-цифровой преобразователь

39    сигналов................. 112

5.26    Размножитель цифровых сигналов. ...    113

39    6    Требования к представлению навигацион-

39    ной информации на судовых средствах

отображения (дисплеях)........ 114

Приложение. Правила по конструкции

40    ходового мостика, размещению

40    оборудования и процедурам

43    организации вахты........... 121

ЧАСТЬ V. НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОЬЛЧСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части Правил распространяются на суда, построенные 1 июля 2002 г. или после этой даты, навигационное оборудование которых подлежит освидетельствованию Регистром, а также на изделия указанного оборудования, предназначенные для установки на эти суда. Требования 5.7 настоящей части Правил распространяются на радиолокационные станции, установленные 1 июля 2008 г. или после этой даты.

Требования 5.15 настоящей части Правил распространяются на электронные картографические навигационно-информационные системы, установленные 1 января 2009 г. или после этой даты.

На суда валовой вместимостью менее 150, совершающие любые рейсы, суда валовой вместимостью менее 500, нс совершающие международных рейсов, и рыболовные суда требования настоящей части Правил распространяются в случае, если администрацией, под флагом которой судно совершает плавание, не принято иное решение о комплектации этих категорий судов навигационным оборудованием.

1.1.2    Суда, построенные до I июля 2002 г., должны отвечать требованиям части V Правил, действовавших до I июля 2002 г.1, и требованиям

1.1.3 — 1.1.5 настоящей части Правил.

1.1.3    На судах, построенных до I июля 2002 г., нс позднее первого освидетельствования после 1 июля 2002 г. должен быть установлен присмоиндикатор системы или систем радионавигации, отвечающий требованиям 5.11 и пригодный для постоянного использования в районе эксплуатации судна для автоматического определения и корректировки текущих координат судна.

1.1.4    Все пассажирские суда, независимо от размера, и суда валовой вместимостью 300 и более, совершающие международные рейсы и построенные до I июля 2002 г., должны быть оборудованы аппаратурой автоматической идентификационной системы (АИС) в следующие сроки:

пассажирские суда — нс позднее 1 июля 2003 г.;

наливные суда2 — нс позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 1 июля 2003 г.;

суда валовой вместимостью 50000 и более (иные, чем пассажирские и наливные суда) — не позднее 1 июля 2004 г.;

суда валовой вместимостью 300 и более, но менее 50000 (иные, чем пассажирские и наливные суда) — нс позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 1 июля 2004 г. или 31 декабря 2004 г., в зависимости от того, «по наступит ранее.

Пассажирские суда, независимо от размера, и грузовые суда, включая наливные, валовой вместимостью 500 и более, нс совершающие международных рейсов и построенные до 1 июля 2002 г., должны быть оборудованы аппаратурой автоматической идентификационной системы (АИС) не позанес I июля 2008 г.

1.1.5 Пассажирские суда, совершающие международные рейсы и построенные до 1 июля 2002 г., должны быть оборудованы рстистратором данных рейса (РДР) в следующие сроки:

пассажирские накатные суда (пассажирские суда ро-ро) — нс позднее первого освидетельствования после 1 июля 2002 г.;

пассажирские суда (иные, чем пассажирские накатные суда (пассажирские суда ро-ро)) — нс позднее I января 2004 г.

Грузовые суда, включая наливные, совершающие международные рейсы и построенные до I июля 2002 г., должны быть оборудованы упрошенным ретистратором данных рейса (У-РДР) в следующие сроки:

суда валовой вместимостью 20000 и более - во время первого планового докования после 1 июля 2006 г., но нс позднее I июля 2009 г.;

суда валовой вместимостью 3000 и более, но менее 20000 - во время первого планового докования после 1 июля 2007 г., но нс позднее I июля 2010 г.

РДР, установленные 1 июля 2014 г. или после этой даты, должны отвечать эксплуатационно-техническим требованиям 5.20.

Регистратор данных рейса считается установленным 1 июля 2014 г. или после этой даты если: контракт на постройку судна заключен 1 июля 2014 г. или после этой даты; либо

судно построено 1 июля 2014 г. или после этой даты (см. определение «Суда построенные» в 1.2).

Для судов иных, чем упомянутые выше, РДР считается установленным 1 июля 2014 г. или после этой даты, если:

контрактной датой поставки РДР на судно является 1 июля 2014 г. или последующие даты; либо фактической датой поставки РДР на судно (в случае, если контрактом не определена дата поставки) является 1 июля 2014 г. или последующие даты.


'Пряикяапо оборудованию морских судов игзянма 1999 Г, с. 211 — 264 (с учетом Бюллетене* тиснений и дополнений S* 1 (2000 г.) и М 2 (2001 г.)).

4>рсдегние на.вита о cyan* прмгяпт ■ част I «йСассифихадоЕ» I фяша к.асо<финиии и (юстройки морских суд ов.

Правила по оборудованию морских судов

РДР, установленные до 1 июля 2014 г., должны отвечать эксплуатационно-техническим требованиям S.20, действовавшим до 1 января 2014 г.

1.1.6    Пассажирские суда, включая высокоскоростные пассажирские суда, независимо от размера, и грузовые суда, включая высокоскоростные грузовые суда, валовой вместимостью 300 и более, совершающие международные рейсы и построенные 31 декабря 2008 г. или после этой даты, должны быть оснащены оборудованием системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии.

Пассажирские суда, включая высокоскоростные пассажирские суда, независимо от размера, и грузовые суда, включая высокоскоростные фузовые суда, валовой вместимостью 300 и более, совершающие международные рейсы, построенные до 31 декабря 2008 г. и предназначенные к плаванию в морских районах А1 и А2 или в морских районах Л1, А2 и АЗ должны быть оснащены оборудованием ОСДР нс позднее первого освидетельствования радиооборудования после 31 декабря 2008 г.

Пассажирские суда, включая высокоскоростные пассажирские суда, независимо от размера, и грузовые суда, включая высокоскоростные фузовые суда, валовой вместимостью 300 и более, совершающие международные рейсы, построенные до 31 декабря 2008 г. и предназначенные к плаванию в морских районах Л1, Л2, АЗ и Л4, должны быть оснащены оборудованием системы ОСДР не позднее первого освидетельствования радиооборудования после 1 июля 2009 г. Однако в том случае, если такие суда совершают рейсы в пределах морских районов AI, А2 и АЗ, то оборудование системы ОСДР должно быть установлено на них нс позднее первого освидетельствования радиооборудования после 31 декабря 2008 г.

Суда, независимо от даты их постройки, оборудованные аппаратурой универсальной автоматической идентификационной системы и предназначенные к плаванию исключительно в пределах морского района Л1, освобождаются от оснащения оборудованием системы ОСДР.

1.1.7    Все пассажирские суда, независимо от размера, и фузовые суда валовой вместимостью 150 и более, построенные 1 июля 2011 г. или после этой даты, должны быть оборудованы системой контроля дееспособности вахтенного помощника капитана (КДВП).

1.1.7.1 Все пассажирские суда, независимо от размера, и грузовые суда валовой вместимостью 150 и более, построенные 1 июля 2002 г. или после этой даты вплоть до 1 июля 2011 г., должны быть оборудованы системой КДВП в следующие сроки:

пассажирские суда — нс позднее первого освидетельствования пассажирского судна после I июля 2012 г.;

фузовые суда валовой вместимостью 3000 и более — нс позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после I июля 2012 г.;

фузовые суда валовой вместимостью 500 и более, но менее 3000 — не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 1 июля 2013 г.;

фузовые суда валовой вместимостью 150 и более, но менее 500 — не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 1 июля 2014 г.

1.1.7.2 Все пассажирские суда, независимо от размера, и фузовые суда валовой вместимостью 150 и более, построенные до I июля 2002 г., должны быть оборудованы системой КДВП в следующие сроки: пассажирские суда - не позднее первого освидетельствования пассажирского судна после 1 января 2016 г.;

фузовые суда валовой вместимостью 3000 и более - нс позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после I января 2016 г.;

фузовые суда валовой вместимостью 500 и более, но менее 3000 - нс позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 1 января 2017 г.;

фузовые суда валовой вместимостью 150 и более, но менее 500 - не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после I января 2018 г.

1.1.8 Электронной картофафической навигационно-информационной системой (ЭКНИС) должны быть оснащены следующие суда, совершающие международные рейсы:

пассажирские суда валовой вместимостью 500 и более, построенные 1 июля 2012 г. или после этой даты;

нативные суда валовой вместимостью 3000 и более, построенные 1 июля 2012 г. или после этой даты;

фузовые суда валовой вместимостью 10000 и более (иные, чем наливные суда), построенные 1 июля 2013 г. или после этой даты;

фузовые суда валовой вместимостью 3000 и более, но менее 10000 (иные, чем нативные суда), построенные I июля 2014 г. или после этой даты.

Суда, совершающие международные рейсы, должны быть оборудованы ЭКНИС в следующие сроки: пассажирские суда валовой вместимостью 500 и более, построенные до 1 июля 2012 г., — нс позднее первого освидетельствования пассажирского судна после 30 июня 2014 г.;

наливные суда валовой вместимостью 3000 и более, построенные до 1 июля 2012 г., — нс позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 30 июня 2015 г.;

фузовые суда валовой вместимостью 50000 и более (иные, чем наливные суда), построенные до 1 июля 2013 г., — не позднее первого освидетельсг-


7


воиания оборудования и снабжения после 30 июня 2016 г.;

грузовые суда валовой вместимостью 20000 и более, но менее 50000 (иные, чем наливные суда), построенные до 1 июля 2013 г., — нс позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 30 июня 2017 г.;

грузовые суда валовой вместимостью 10000 и более, но менее 20000 (иные, чем наливные суда), построенные до 1 июля 2013 г., — не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 30 июня 2018 г.

1.1.9    Настоящая часть Правил устанавливает требования, которым должно отвечать навигационное оборудование, а также помещения, в которых оно устанавливается, и определяет количсс! во навигационных инструментов, приборов, устройств и их размещение на судне.

1.1.10    Требования настоящей части Правил также распространяются на суда в постройке и в эксплуатации, независимо от размеров, тоннажа и даты постройки, оборудование на ходовом мостике которых позволяет осуществлять безопасное судовождение одним человеком, и в символе класса которых введен дополнительный знак ОМВО в соответствии с 2.2.7 части I «Классификация» Правил классификации и постройки морских судов.

1.1.11    К жестко сочлененному плавучему средству, состоящему из толкающего и толкаемого судов, спроектированному в качестве специально предназначенного единого соединения буксира и баржи, требования настоящей части Правил применяются как к единому судну.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1    Определения и пояснения, относящиеся к обшей терминологии Правил, приведены в части I «Классификация» Правил классификации и постройки морских судов.

1.2.2    В настоящей части Правил приняты следующие определения.

Автономный контроль целостности в приемнике — метод или алгоритм, посредством которого вся информация, принимаемая приемной частью присмоиндикатора системы/ систем радионавигации, автоматически обрабатывается для осуществления контроля целостности навигационных сигналов.

Активизация цели АИС — активизация пассивной цели АИС для отображения дополнительной графической и буквенноцифровой информации по ней.

Активная цель АИС — цель, активизированная автоматически или вручную для

отображения дополнительной информации о параметрах се движения в |рафическом виде.

Альманах — данные и параметры находящихся на орбите спутников навигационной системы.

Вазовое отображенис — объем данных СЭНК, который нс может быть удален с экрана и отображается постоянно для любых районов плавания и при любых обстоятельствах, но нс рассматривается как достаточный для безопасного мореплавания.

Вахтенный помощник капитана — лицо, ответственное за безопасность мореплавания, осуществляющее судовождение, маневрирование и использование оборудования, установленного на ходовом мостике, до смены другом помощником капитана.

Время перестроения изображения на дисплее ЭКНИС —промежуток времени с момента, когда изображение начинает перестраиваться, до момента, когда построение нового изображения завершено.

Время регенерации изображения на дисплее ЭКНИС — промежуток времени с момента выполнения соответствующего действия оператором до момента, когда последующее перестроение завершено.

Выбранная цель — выбранная вручную цель для отображения подробной информации в буквенно-цифровом виде на отдельной зоне средства отображения данных. Цель должна обозначаться условным символом «Сопровождаемая выбранная цель».

Главный пост управления судном — рабочее место на ходовом мостике, обеспечивающее вахтенному помощнику капитана обзор, и оборудованное веем необходимым для осуществления им маневрирования и управления судном.

Глубина — вертикальное расстояние от поверхности воды до грунта.

Дееспособность вахтенного помощника капитана — способность лица, несущего вахту, выполнять свои служебные обязанности в полном объеме без посторонней помощи и своевременно реагировать на все аварийно-предупредительные сигналы, а также сигналы проверки дееспособности.

Дисплей — электронное средство отображения информации в буквенном, цифровом или графическом виде.

Д«р/Т«р — дистанция кратчайшего сближения/ время до точки кратчайшего сближения. Предельные значения этих величин относительно собственного судна устанавливаются оператором радиолокационной станции.

Закрытый ходовой мостик — ходовой мостик без крыльев с шириной рулевой рубки, равной или превышающей ширину судна.


Правила по оборудованию морских судов

Захват — выбор целей и ввод их для со! фовождени я.

Захват радиолокационной цели — процесс обнаружения цели, взятия сс в обработку с последующим сопровождением.

Зона видимости — горизонтальный угол, в пределах которого возможно беспрепятственное наблюдение за окружающей обстановкой с рабочего места на ходовом мостике.

Зона запрета захвата — зона, установленная оператором радиолокационной станции, в которой не осуществляется захват целей.

Зона захвата/активизации — зона, установленная оператором, в которой автомат и-чсски захватываются радиолокационные цели и активизируются цели ЛИС.

Излучаемые помехи — помехи, излучаемые корпусом оборудования (кроме непосредственного излучения антенных устройств оборудования).

Изобата — линия на карте, соединяющая точки равных глубин.

Исполнительная прокладка — действия по контролю плавания по запланированному маршруту.

Истинная скорость цели — скорость движения цели относительно фунта или воды.

Истинное движение цели — комбинация истинного курса и истинной скорости цели.

Истинный ветер—реально существующее над водной поверхностью горизонтальное движение воздуха, обнаруживаемое с помощью приборов.

Истинный курс цели — направление движения цели относительно фунта или воды, выраженное величиной угла, отсчитываемого от направления на север.

Истинный пеленг цели — направление на цель от обшей опорной точки собственного судна или от местоположения другой цели, выраженное величиной утла, отсчитываемого от направления на истинный север.

Кажущийся ветер — движение воздуха, получающееся в результате геометрического сложения истинного и курсового ветров.

Компас магнитный основной — магнитный компас, не зависящий от любого судового источника электроэнергии и обеспечивающий определение курса судна и представление показаний на главный пост управления рулем.

Компас магнитный запасной — резервный магнитный компас, обеспечивающий выполнение функций основного магнитного компаса и взаимозаменяемый с ним.

Крылья ходового мостика — части ходового мостика по обе стороны от рулевой рубки судна, которые обычно доходят до борта судна.

Курс судна — направление носа собственного судна, выраженное величиной угла от 0 до 360°, отсчитываемого от направления на север.

Курсовой ветер — движение воздуха, направление которого противоположно курсу судна, а скорость равна скорости судна.

Курсовой угол цели — направление на цель от постоянной общей опорной точки собственного судна, измеряемое величиной угла от 0 до 180° на правый или левый борт, между носовой частью продольной оси судна и направлением на цель.

Наблюдение — одна из основных функций вахтенного помощника капитана, осуществляемая с помощью зрения и слуха, а также имеющихся на судне технических средств, для целей оценки навигационной ситуации и риска столкновения.

Наведение судна на цель — маневрирование, которое выполняется для выведения судна на курс, соответствующий пеленгу на заданную цель, и удержания его на этом курсе.

Навигация — процесс принятия решения и управления курсом и скоростью судна при движении из одного пункта в другой, с учетом окружающих условий и интенсивности судоходства.

Наливное судно — для целей настоящей части означает нефтеналивное судно, нефтеналивное судно (> 60 °С), нефтеналивное судно (> 55 °С), нефтесборное судно, нефтесборное судно (> 60 °С), газовоз1, химовоз1, комбинированное судно, определения которых приведены в части I «Классификация» Правил классификации и постройки морских судов.

Навигационное оборудование — судовые технические средства, которыми укомплектовано судно для решения задач навигации.

Навигационное устройство — судовое техническое средство, предназначенное для решения одной или нескольких задач навигации.

Навигационный инструмент — судовой навигационный прибор, предназначенный для выполнения работ вручную при решении задач навигации.

Навигационный прибор — прибор, предназначенный для выполнения отдельных функций по измерению навшационных параметров, обработке, хранению, передаче, отображению и регистрации данных при решении задач навигации на судне.

Нормальные условия (для судна со знаком ОМВО) — условия, при которых все системы и оборудование ходового мостика находятся в рабочем состоянии, а мстсорологичссис условия и интенсивность судоходства нс создают чрезмерной нафузки для вахтенного помощника капитана.


Настокшсс определение применимо при перс во же этими судами воспламенаюшихса жидких грузов.

9


Носитель информации — средство, предназначенное для хранения данных и их считывания с помощью соотвстствующао оборудования.

Обобщенное отображение — совмещенное воспроизведение на дисплее информации от нескольких навигационных приборов или систем.

Обсервация —определение места судна путем измерения нескольких навигационных параметров.

О МВ О — знак символа класса: управление судном одним вахтенным на ходовом мостике.

Опасная цель — цель, у которой прогнозируемые (предвычислснные) дистанция и время до точки кратчайшего сближения (Д.^ и Т,ф) меньше величин, установленных судоводителем. Обозначается соответствующим символом (см. графу «Описание» в табл. 5.7.58-3).

Относительная скорость цели — скорость цели относительно данных о скорости собственного судна.

Относительный курс цели — направление движения цели относительно направления движения собственного судна.

Относительный пеленг (курсовой угол цели) — направление на цель от собственной опорной точки местоположения судна, выраженное величиной угла, отсчитываемого от диаметральной плоскости судна.

Отображение — воспроизведение на дисплее или друюм индикаторном усгройсгве информации от навигационною прибора, устройства или системы.

Пассивная (нс активизированная) цель ЛИС — цель, указывающая на наличие и ориентацию судна, оборудованною ЛИС, в определенной точке. Ота цель должна отображаться условным символом «Пассивная цель». Никакой дополнительной информации по пассивной цели нс должно представляться до тех пор, пока цель нс будет активизирована.

Переброс сопровождения цели — ситуация, при которой данные о сопровождаемой цели ложно ассоциируются с данными о другой сопровождаемой цели или несопровождаемым зхо-стнналом.

Последние местоположения — равноудаленные по времени отметки предыдущих местоположений сопровождаемой радиолокационной цели или активной цели АИС и собственною судна. Отметки последних местоположений могут быть истинные или относительные.

Постоянная общая опорная точка — место на собственном судне, к которому привязаны все измерения в горизонтальной плоскости, такие как: дальность до цели, пеленг на цель, относительный курс и скорость, дистанция и время до точки кратчайшего сближения (Дф и Т«р). Такой точкой на судне, как правило, является место на ходовом мостике, откуда обычно осуществляется управление судном.

Постоянная общая опорная система сопряжения — функция или подсистема интегрированной навигационной системы (ИНС) для обора, обработки, хранения, и распределения данных и информации, обеспечивающая единую и обязательную базу (эталон) для иных функций и подсистем в ИНС, а также для другого подключенного к ней оборудования, если оно предусмотрено на судне.

Потерянная цель—цель, представляющая самое последнее действительное местоположение до того, как прием обновленных данных по этой цели прекратился. Эта цель должна отображаться условным символом «Потерянная цель».

Предварительная прокладка — действия, выполняемые при осуществлении планирования маршрута и решении сопутствующих навигационных задач.

Проигрывание (имитация) маневра — функция, используемая судоводителем в навигационных целях и для предотвращения столкновения и обеспечивающая содействие в принятии решения по выполнению намечаемого маневра, путем отображения прогнозируемого будущего состояния всех сопровождаемых радиолокационных целей и активных целей ЛИС в результате имитации маневра собственного судна.

Пульт — устройство, объединяющее органы управления, контроля, средства отображения инфор-мации и связи, необходимые для ранения одной или нескольких задач на определенном рабочем месте.

Путевая точка —точка на заданной траектории движения судна, условное обозначение и координаты которой занесены в программу управления.

Рабочая зона экрана — область экрана, в пределах которой отображается графическая информация карты и/или радиолокационное изображение, исключая области экрана, выделенные для отображения другой информации.

Рабочее место — место на ходовом мостике, оборудованное для решения одной или нескольких задач вахтенным помощником капитана, а также капитаном судна или лоцманом.

Радиолокационная прокладка — полный процесс обнаружения цели, ее сопровождения, вычисления параметров и отображения информации.

Радиолокационная цель — любой объект, стационарный или подвижный, местоположение и передвижение которого определяются с помощью радиолокационной станции путем измерения дальности и пеленга.

Растровая картографическая навигационно-информационная система (РКП НС) — режим работы электронной картографической навигационно-


Правила по оборудованию морских судов

информационной системы, при котором отображается растровая навигационная карта (РНК), а также данные о местоположении судна, получаемые от навигационных датчиков, что позволяет выполнять предварительную и исполнительную прокладки и, при необходимости, отображать дополнительную навигационную информацию.

Растровая навигационная карта (РНК) — факсимильная копия бумажной карты или коллекции карт, подготовленная и распространенная уполномоченной гидрографической службой.

Регистратор данных рейса (РДР) — устройство, предназначенное для сбора, записи и хранения данных о рейсе, включающее в себя: средства кодирования и записи информации; средства сопряжения с датчиками информации; носитель информации, заключенный в специальный контейнер; источник питания от судовой сети и встроенный резервный источник питания.

Резервный помощник капитана — лицо, которое необходимо вызвать, в случае, если требуется помощь на ходовом мостике.

Рулевая рубка — закрытая часть ходового мостика, где размещается главный пост управления судном.

Сигнал тревоги с мостика —сигнал, поступивший с ходового мостика капитану и резервному помощнику капитана в случае недееспособности вахтенною помощника.

Система опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (Система ОСДР) — система, предназначенная для обеспечения глобальной идентификации судов и контроля их местоположения со стороны договаривающихся правительств.

Системная растровая навигационная карта (СРНК) — база данных, включающая в себя: базы данных РНК, корректурную информацию, дополнительную навигационную информацию.

Системная электронная навигационная карта (СЭНК) — база данных во внутреннем формате изготовителя электронной картографической навигационноинформационной системы, полученная точным трансформированием всего содержания электронной навигационной карты и ее корректуры, используемая в ЭКНИС для формирования отображения карты и для решения других навигационных задач. Отображенная карта является эквивалентом откорректированной бумажной навигационной карты и может содержать информацию, дополненную судоводителем, и информацию, полученную от других источников.

Сопровождение — процесс последовательного учета изменения положения цели для определения параметров се движения.

Средство отображения —дисплей или другое индикаторное устройство, которые являются составной частью навигационного оборудования или системы и обеспечивают отображение навигационной информации.

Стабилизация относительно воды — режим отображения, при котором информация о скорости и курсе определяется относительно воды, с использованием гирокомпаса и относительного лага.

Стабилизация относительно грунта — режим отображения, при котором информация о скорости и курсе определяется относительно ipyma с использованием данных электронной системы определения координат.

Стандартное отображение — режим отображения минимальной информации СЭНК, предназначенный для выполнения предварительной и исполнительной прокладок. Объем отображаемой информации может быть изменен судоводителем.

Суда построенные — данное определение приведено в 1.2 части IV «Радиооборудование».

Судно со знаком ОМВО — судно, управляемое одним вахтенным на ходовом мостике.

Тенденция движения цели — отображение вектора экстраполированного перемещения цели через минуту после начата сопровождения с допустимыми погрешностями.

Упрощенный регистратор данных рейса (У-РДР) - устройство, включающее в себя блоки, обеспечивающие сопряжение с источниками входных данных, обработку и кодирование полученных данных; носитель зарегистрированной информации; источник питания от судовой сети и встроенный резервный источник питания.

Устойчивое состояние сопровождения — сопровождение цели, движущейся с постоянными элементами движения: после завершения захвата и обработки цели, или без маневра цели или собственного судна, или без переброса сопровождаемого объекта или каких-либо иных помех.

Устройство дистанционной передачи курса — электронный прибор, позволяющий получать информацию о курос от датчика и передавать ее в другое кавитационное оборудование.

Ходовой мостик — место, откуда обычно осуществляется навигация и управление движением судна, включая рулевую рубку и крылья мостика.

Целостность — способность системы радионавигации обеспечивать своевременные предупреждения о невозможности использования этой системы в кавитационных целях.