Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

162 страницы

Купить НД 2-020101-096 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования части Правил распространяются на суда, построенные 1 июля 2002 года или после этой даты, навигационное оборудование которых подлежит освидетельствованию Регистром, а также на изделия указанного оборудования, предназначенные для установки на эти суда.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Объем освидетельствований

2 Комплектация навигационным оборудованием морских самоходных судов

     2.1 Подразделение судов на группы

     2.2 Состав навигационного оборудования

     2.3 Источники питания

     2.4 Антенные устройства

     2.5 Запасные части и снабжение

     2.6 Техническое обслуживание и ремонт навигационного оборудования

3 Устройство помещений, предназначенных для установки навигационного оборудования. Размещение навигационного оборудования и монтаж навигационного оборудования

     3.1 Общие положения

     3.2 Ходовой мостик

     3.3 Агрегатная

     3.4 Аккумуляторная

     3.5 Помещение для установки основного прибора еврокомпаса

     3.6 Шахта лага и/или эхолота

     3.7 Размещение навигационного оборудования на судне

     3.8 Монтаж кабельной сети

4 Антенные устройства и заземления

     4.1 Общие положения

     4.2 Антенны радиолокационных станций

     4.3 Антенны аппаратуры универсальной автоматической идентификационной системы

     4.4 Антенны приемоиндикаторов систем радионавигации

     4.5 Датчики судового гидрометеорологического комплекса

     4.6 Заземления

5 Эксплуатационно-технические требования, предъявляемые к навигационному оборудованию

     5.1 Общие положения

     5.2 Магнитный компас

     5.3 Гироскопический компас

     5.4 Лаг

     5.5 Эхолот

     5.6 Измеритель скорости поворота

     5.7 Радиолокационная станция

     5.8 Радиолокационный отражатель

     5.9 Радиомаячная установка

     5.10 Устройство дистанционной передачи курса

     5.11 Приемоиндикаторы систем радионавигации

     5.12 Объединенные пульты управления судном

     5.13 Интегрированная навигационная система

     5.14 Система единого времени

     5.15 Электронная картографическая навигационно-информационная система

     5.16 Система управления курсом судна

     5.17 Система управления траекторией судна

     5.18 Аппаратура универсальной автоматической идентификационной системы (АИС)

     5.19 Система приема внешних звуковых сигналов

     5.20 Регистратор данных рейса (РДР)

     5.21 Упрощенный регистратор данных рейса (У-РДР)

     5.22 Система контроля дееспособности вахтенного помощника капитана (КДВП)

     5.23 Оборудование системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (системы ОСДР)

     5.24 Гидрометеорологический комплекс

     5.25 Аналого-цифровой преобразователь сигналов

     5.26 Размножитель цифровых сигналов

     5.27 Электронный кренометр

6 Требования к представлению навигационной информации на судовых средствах отображения (дисплеях)

Приложение. Правила по конструкции ходового мостика, размещению оборудования и процедурам организации вахты

 
Дата введения01.01.2017
Добавлен в базу01.02.2017
Завершение срока действия01.01.2018
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-096

Этот документ находится в:

Организации:

30.09.2016УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2017 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 30.09.16


РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

ПРАВИЛА

ПО ОБОРУДОВАНИЮ МОРСКИХ СУДОВ

Часть V

НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ


НД № 2-020101-096

Санкт-Петербург

2017

Правила по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу 1 января 2017 года.

Настоящее двадцатое издание Правил составлено на основе девятнадцатого издания 2016 г. с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей:

часть I «Положения об освидетельствованиях»;

часть П «Спасательные средства»;

часть Ш «Сигнальные средства»;

часть IV «Радиооборудование»;

часть V «Навигационное оборудование».

Все части Правил издаются в электронном виде и твердой копии на русском и английском языках. В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

ISBN 978-5-89331-349-9

© Российский морской регистр судоходства, 2017


11


Цель АИС — цель, представленная по данным сообщений от аппаратуры АИС.

Шахта лага и/или эхолота — специальное водонепроницаемое помещение в корпусе судна ниже ватерлинии, имеющее водонепроницаемое закрытие.

Штурман (судоводитель) — лицо, имеющее специальную подготовку и управляющее движением и маневрированием судна с помощью оборудования на ходовом мостике.

Экстраполированное перемещение цели — отображение на экране экстраполированного вектора перемещения цели, полученного измерением текущих дальности и пеленга за определенный промежуток времени.

Электронная картографическая навигационно-информационная система (ЭКНИС) — система, которая при обеспечении дублирования может признаваться в качестве средства, заменяющего применение откорректированной навигационной карты. Указанная цель достигается путем объединения информации, поступающей из системной электронной навигационной карты (СЭНК), с данными о местоположении судна, получаемыми от навигационных датчиков, что позволяет выполнять предварительную и исполнительную прокладки и при необходимости отображать дополнительную навигационную информацию.

Электронная навигационная карта (ЭНК) — база данных, стандартизованная по содержанию, структуре и формату, созданная для использования в ЭКНИС с разрешения уполномоченных государственных гидрографических служб. ЭНК содержит в себе всю картографическую информацию, необходимую для безопасного мореплавания, и может включать в себя дополнительную навигационную информацию.

1.23 Определения, относящиеся к правилам по конструкции ходового мостика, размещению оборудования и процедурам организации вахты, приведены в приложении.

13 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

13.1 Общие положения о порядке освидетельствования навигационного оборудования, а также требования к технической документации, представляемой на рассмотрение Регистру, и указания о документах, выдаваемых Регистром на навигационное оборудование, изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности, в части П «Техническая документация» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением

материалов и изделий для судов и в части I «Положения об освидетельствованиях» настоящих Правил.

13.2 Регистр осуществляет техническое наблюдение за разработкой и проводит освидетельствования при изготовлении, установке и эксплуатации перечисленного ниже судового навигационного оборудования:

.1 компасов магнитных основных, запасных, шлюпочных, включая компасы с системами дистанционной передачи показаний;

.2 устройств дистанционной передачи курса;

3 гироскопических компасов;

.4 гиромагнитных компасов и гироазимутов;

.5 лагов (относительных, абсолютных);

.6 эхолотов;

.7 измерителей скорости поворота;

.8 радиолокационных станций, включая радиолокационные станции со средствами электронной прокладки (СЭП), автосопровождения (САС) и автоматической радиолокационной прокладки (САРП);

.9 радиолокационных отражателей;

.10 радиомаячных установок;

.11 приемоиндикаторов различных систем радионавигации;

.12 пультов управления судном;

.13 интегрированных навигационных систем;

.14 систем судового единого времени;

.15 электронных картографических навигационно-информационных систем (ЭКНИС) и электронных средств их дублирования;

.16 систем управления курсом судна;

.17 систем управления траекторией судна;

.18 аппаратуры универсальной автоматической идентификационной системы (АИС);

.19 системы контроля дееспособности вахтенного помощника капитана (КДВГТ);

.20 систем приема внешних звуковых сигналов;

.21 регистраторов данных рейса/упрощенных регистраторов данных рейса;

.22 оборудования системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (системы ОСДР);

.23 гидрометеорологических комплексов;

.24 аналого-цифровых преобразователей сигналов;

.25 размножителей цифровых сигналов;

.26 электронный кренометр;

.21 других, не перечисленные выше навигационных систем, оборудования и устройств — по требованию Регистра.

Навигационные приборы и устройства, указанные в пп. 21 — 29 табл. 2.2.1, подлежат освидетельствованию Регистром только в отношении проверки наличия их на судне.

Технические требования к навигационным приборам и устройствам, их размещению и


Правила по оборудованию морских судов


установке на судне, не оговоренные в настоящей части Правил, а также объем освидетельствований за этими приборами и устройствами в каждом случае являются предметом специального рассмотрения Регистром.

1.3.3    При техническом наблюдении за разработкой и в процессе освидетельствования при изготовлении судового навигационного оборудования Регистр осуществляет свою деятельность в следующем объеме:

.1 рассмотрение технической документации на навигационное оборудование;

.2 рассмотрение программы и методики заводских испытаний опытного образца;

.3 освидетельствование при проведении заводских испытаний опытного образца;

.4 рассмотрение программы и методики судовых испытаний опытного образца;

.5 освидетельствование при проведении судовых испытаниях опытного образца;

.6 рассмотрение технической документации, отражающей изменения, произведенные по результатам заводских и судовых испытаний опытною образца;

.7 освидетельствование при серийном изготовлении навигационного оборудования.

1.3.4    До начала изготовления отдельных видов навигационного оборудования Регистру должна быть представлена следующая техническая документация:

.1 техническое описание;

.2 структурная и принципиальная схемы с перечнем элементов;

3 чертеж общего вида;

.4 инструкция по монтажу и монтажные чертежи;

.5 перечень запасных частей;

.6 программа испытаний.

Указанная техническая документация должна быть представлена не менее чем в двух экземплярах.

Опытный образец навигационного оборудования, разработанный и изготовленный по технической документации, должен пройти заводские и судовые испытания в целях установления соответствия его эксплуатационно-технических данных Правилам Регистра и технической документации. Испытания должны проводиться под техническим наблюдением Регистра

По окончании заводских и судовых испытаний опытного образца навигационного оборудования Регистру должны быть представлены акты и протоколы испытаний, а также фотографии нового оборудования. Все эти материалы остаются в Регистре и являются основанием для заключения о возможности применения навигационного оборудования на судах с оформлением соответствующих документов.

1.3.5    Навигационное оборудование после установки его на судно должно быть соответствующим образом отрегулировано и подлежит

освидетельствованию, испытаниям его в действии и на электромагнитную совместимо сть.

На судах в эксплуатации при установке нового навигационного оборудования или замене устаревшего (вышедшего из строя и не подлежащего ремонту) до начала освидетельствования этого оборудования на рассмотрение Регистру должен быть представлен технический проект установки и рабочие чертежи.

После одобрения технического проекта и рабочих чертежей освидетельствованию на судне подлежит установленное навигационное оборудование и испытание его в действии.

На судах в постройке испытания навигационного оборудования в действии и испытания на электромагнитную совместимость всего радио- и навигационного оборудования, установленного на ходовом мостике и вблизи него, проводятся в процессе швартовных и ходовых испытаний по программам, одобренным Регистром.

13.6    Признание изделий, разработанных и изготовленных без освидетельствования Регистром, осуществляется на основании рассмотрения технической документации (технического описания, схем, протоколов испытаний и т. д.) и проведения испытаний в соответствии с требованиями настоящей части Правил.

13.7    Техническая документация для судов со знаком омво.

13.7.1 До начала постройки или переоборудования судна на рассмотрение Регистру должна быть представлена следующая техническая документация:

.1 план палубы ходового мостика с расположением установленного оборудования.

На чертежах должны быть показаны размеры рулевой рубки, а также компоновка, размеры, утлы наклонения окон и расстояние между ними, крылья мостика и входы в рулевую рубку;

.2 чертеж расположения пультов управления, лицевых панелей и их конфигурация с указанием всех приборов и устройств;

.3 чертеж рабочих мест с указанием оборудования, размещенного на рабочем месте.

На чертежах должны быть показаны зоны затенения в рулевой рубке, а также зоны видимости в горизонтальной и вертикальной плоскостях с рабочего места. Зона видимости в вертикальной плоскости должна быть показана для судна в балласте;

.4 чертеж расположения оборудования, функционально связанного с ходовым мостиком, но размещенного за его пределами;

.5 чертеж размещения антенн и всего радиооборудования;

.6 чертеж системы связи ходового мостика с жилыми и служебными помещениями и системы сигнализации;

.7 чертеж электрического питания всего оборудования, размещенного на ходовом мостике;


•8 чертеж системы вызова резервного помощника и/или капитана судна (данная система может быть заменена системой контроля дееспособности вахтенного помощника капитана с функцией экстренного вызова резервного помощника и/или капитана судна);

.9 спецификация интегрированной навигационной системы;

.10 чертеж системы контроля дееспособности вахтенного помощника капитана;

.11 перечень оборудования, устанавливаемого на ходовом мостике, с указанием сведений об изготовителе, типе оборудования, действующем типовом одобрении Регистра (если типовое одобрение оборудования требуется номенклатурой объектов технического наблюдения Регистра).

1.3.8 На каждом судне должна постоянно находиться следующая техническая документация:

.1 описание и инструкция по обслуживанию каждого типа навигационного оборудования, на русском или английском языке;

.2 схемы соединений всего навигационного оборудования, откорректированные в соответствии со всеми изменениями, внесенными в процессе эксплуатации.

.3 документ, выданный предприятием, уполномоченным изготовителем или признанным Регистром, подтверждающий выполнение работ по установке радиолокационной станции в полном соответствии с технической документацией изготовителя, проектом, одобренным Регистром, и содержащий информацию: о теневых секторах и возможных техникоэксплуатационных ограничениях;

о сопряжении РЛС с другими системами и оборудованием, а также о смещении местоположения постоянной общей опорной точки.


Правила по оборудованию морских судов

2 КОМПЛЕКТАЦИЯ НАВИГАЦИОННЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ МОРСКИХ САМОХОДНЫХ СУДОВ

2.1 ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СУДОВ НА ГРУППЫ

2.1.1 Применительно к настоящей части Правил все самоходные морские суда подразделяются на группы по валовой вместимости (см. табл. 2.2.1).

2.2 СОСТАВ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

2.2.1    Состав навигационных приборов, устройств и инструментов, которые должны быть установлены на судне или которыми должно быть снабжено судно, определяется в зависимости от его валовой вместимости с учетом районов плавания и назначения судна в соответствии с табл. 2.2.1.

Определения районов плавания приведены в 1.2 части I «Положения об освидетельствованиях».

2.2.2    В дополнение к требованию 2.2.1 рекомендуется оборудовать суда:

.1 системой единого времени;

.2 интегрированной навигационной системой (суда валовой вместимостью более 10000);

.3 измерителем скорости поворота (суда с носовым расположением ходового мостика, а также суда, оборудованные интегрированной навигационной системой);

.4 радиомаячной установкой (суда, имеющие вертолетное обеспечение);

.5 гидрометеорологическим комплексом (суда валовой вместимостью 3000 и более).

2.2.3    Состав навигационного оборудования судов специальной конструкции, не оговоренный в Правилах для отдельных видов судов, является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

Все суда с дополнительными знаками в символе класса Icebreaker6 - Icebreaker9 (ледоколы), PCI - РС7 (суда полярных классов МАКО) должны быть оснащены, с учетом требования 2.2.1, следующим оборудованием:

устройством дистанционной передачи курса (на базе Глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС));

аппаратурой универсальной автоматической идентификационной системы (АИС);

лагом, обеспечивающим измерение скорости и пройденного расстояния относительно грунта (допускается использование отдельного приемо-индикатора глобальной навигационной спутниковой системы (GPS, ГЛОНАСС или GPS/ГЛОНАСС), обеспечивающего измерение и индикацию скорости и пройденного расстояния относительно грунта);

эхолотом, независимым от эхолота, установленного в соответствии с табл. 2.2.1;

радиолокационной станцией, работающей в диапазоне 3 ГГц (длина волны - 10 см);

средством отображения навигационной информации (многофункциональный дисплей);

отдельными индикаторами углового положения пера руля для каждого из независимо управляемых рулей;

приемной аппаратурой, обеспечивающей получение информационных ледовых карт и карт погоды;

средством визуального отображения ледовой информации (ледовой обстановки).

2.2.4    Навигационное оборудование, требуемое согласно табл. 2.2.1, может быть заменено другим, вновь изобретенным, разработанным или модернизированным, при условии, что оно является равноценным по назначению, имеет требуемые или лучшие эксплуатационные и технические характеристики и одобрено Регистром.

2.2.5    Навигационное оборудование, не предусмотренное настоящей частью Правил, может быть допущено к установке на суда как дополнительное при условии, что его размещение и эксплуатация не будут создавать затруднений при работе с основными навигационными приборами, влиять на их показания и снижать безопасность мореплавания.

Навигационное оборудование, устанавливаемое на судне в дополнение к основному оборудованию, предусмотренному табл. 2.2.1, должно быть одобренного Регистром типа и должно отвечать эксплуатационно-техническим требованиям, предъявляемым к основному оборудованию.

2.2.6    Если на судне предусматривается абсолютный лаг, он должен отвечать требованиям 5.4.

На судах валовой вместимостью 50000 и более, а также на других судах, где требуется установка абсолютного лага, обеспечивающего измерение скорости и пройденного расстояния относительно грунта, и лага, обеспечивающего измерение скорости и пройденного расстояния относительно воды, должно быть установлено два независимых устройства.

2.2.7    Электронный кренометр, предназначенный для целей навигации и/или передачи информации в регистратор данных рейса (РДР), должен отвечать требованиям 5.27.

Требования 5.27 применяются к электронным кренометрам, установленным 1 июля 2015 г. или после этой даты, и не применяются к электронным кренометрам, предназначенным для других целей, например, для мониторинга состояния груза.


Таблица 2.2.1

Количество для судов валовой вместимостью

п/п

Навигационное оборудование

Пояснения

<150

>150*

^ЗОО1

5500

53000

5=10000

5=50000

1

Компас магнитный основной2

1

1

1

1

1

1

1

В комплект компаса должно входить пеленгаторное устройство, обеспечивающее взятие пеленгов по дуге горизонта в 360° и независимое от любого источника электрической энергии

2

Компас магнитный запасной

1

1

1

1

1

1

Должен быть взаимозаменяемым с

основным магнитным компасом.

Не требуется, если обеспечивается полное дублирование основного магнитного компаса (см. прим. 6)

3

Приемоиндикатор системы/систем

1

1

1

1

1

1

1

Текущие координаты местополо-

радионавигации3

жения судна должны определяться

автоматически

4

Радиолокационная станция4 со средством:

1

1

2

2

2

Одна радиолокационная станция

.1 электронной прокладки (СЭП)

1

должна работать в диапазоне 9 ГГц

.2 автосопровождения (САС)

1

2

1

1

(длина волны — 3 см)

.3 автоматической радиолокационной прокладки (САРП)

1

1

5

Упрощенный регистратор данных

I5

I5

I5

Не требуется на судах, не совер-

рейса (У-РДР)

тающих международных рейсов

6

Устройство дистанционной передачи курса7

I6

7

Компас гироскопический8

1

1

1

1

В комплект гироскопического компаса должен входить репитер

Эхолот10

(репитеры), обеспечивающий взятие пеленгов по дуге горизонта в 360°9

8

1

1

1

1

1

9

Лаг10

1

1

1

1

1

Должен обеспечивать измерение скорости и пройденного расстояния

относительно воды

10

Лаг абсолютный10

1

Должен обеспечивать измерение скорости и пройденного расстояния

Iй

относительно грунта в продольном и поперечном направлениях

11

Аппаратура универсальной автоматической идентификационной системы (АИС)1

1

1

1

1

12

Система управления курсом или траекторией судна

1

1

13

Измеритель скорости поворота

1

14

Система приема внешних звуковых

1

1

1

1

1

1

1

Требуется на судах с закрытым ходовым

сигналов

мостком и судах со знаком ОМВО

15

Регистратор данных рейса (РДР)12

1

1

1

Не требуется на судах, не совершающих международных рейсов

16

Электронная картографическая

1

1

1

1

Должно быть обеспечено дублиро-

навигационно-информационная

вание в соответствии с 5.15.90 —

система (ЭКНИС)13

5.15.107

17

Оборудование системы опознавания

1

1

1

1

1

Не требуется на судах, не совер-

судов и слежения за ними на дальнем

тающих международных рейсов.

расстоянии (системы О СДР)18

Пассажирские суда, совершающие международные рейсы, должны быть оснащены данным оборудованием

независимо от размера

18

Система контроля дееспособности

1

1

1

1

1

1

Суда должны быть оснащены

вахтенного помощника капитана

системой КДВП в сроки,

(КДВП)

определенные в 1.1.7

19

Индикаторы:

Показания индикаторов должны быть

.1 углового положения пера руля

1

1

1

1

видны с места, откуда обычно

.2 частоты вращения, усилия и

1

1

1

1

осуществляется управление судном

направления упора гребного винта .3 шага и режима работы винта (винтов) регулируемого шага14

1

1

1

1

.4 усилия и направления упора подруливающего устройства (устройств)15

1

1

1

1

Настоящее двадцатое издание Правил, по сравнению с предыдущим изданием (2016 г.), содержит следующие изменения и дополнения.

ПРАВИЛА ПО ОБОРУДОВАНИЮ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ V. НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1.    Глава 1.3: внесен новый пункт 1.3.2.26 с учетом резолюции ИМО MSC.363(92);

нумерация пункта 1.3.2.26 изменена на 1.3.2.27.

2.    Глава 2.2: в таблице 2.2.1 уточнены требования к лагам и эхолотам для судов, совершающих рейсы в полярных водах и имеющих в символе класса знаки ледовых классов Icebreaker или Агс4 — Агс9 с учетом резолюции ИМО MSC.363(92);

глава дополняется пунктом 2.2.7 с учетом резолюции ИМО MSC.363(92).

3.    Глава 2.3: таблица 2.3.3 дополнена новым пунктом с учетом резолюции ИМО MSC.363(92).

4.    Глава 3.7: в пункты 3.7.3.5 и 3.7.4.12 внесены уточнения.

5.    Глава 5.11: в пункт 5.11.6 внесены уточнения;

глава дополнена новыми пунктами 5.11.7, 5.11.7.1 — 5.11.7.5, содержащими требования к приемоинди-каторам ГНСС «БейДоу» (КНР);

нумерация пункта 5.1.7 изменена на 5.1.8.

6.    Раздел 5: дополнен главой 5.27 с учетом резолюции ИМО MSC.363(92).

7.    Внесены изменения редакционного характера.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ V. НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1    Общие положения............. 5

1.1    Область распространения......... 5

1.2    Определения и пояснения......... 7

1.3    Объем освидетельствований........11

2    Комплектация навигационным оборудованием морских самоходных судов. .    14

2.1    Подразделение судов на группы..... 14

2.2    Состав навигационного оборудования    . .    14

2.3    Источники питания........... 16

2.4    Антенные устройства.......... 18

2.5    Запасные части и снабжение....... 18

2.6    Техническое обслуживание и ремонт

навигационного оборудования...... 19

ченных для установки навигационного оборудования. Размещение навигацион

3    Устройство помещений, предназна

ного оборудования и монтаж

кабельной сети............. 20

3.1    Общие положения............ 20

3.2    Ходовой мостик............. 20

3.3    Агрегатная................ 30

3.4    Аккумуляторная............. 31

3.5    Помещение для установки основного

прибора гирокомпаса........... 31

3.6    Шахта лага и/или эхолота........ 31

3.7    Размещение навигационного оборудования на судне.............. 31

вахтенного помощника капитана (КДВП) .    109

5.23 Оборудование системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии

3.8    Монтаж кабельной сети......... 36

4    Антенные устройства и заземления . .    38

4.1    Общие положения............ 38

4.2    Антенны радиолокационных станций . .    38

4.3    Антенны аппаратуры универсальной

автоматической идентификационной системы................. 38

4.4    Антенны приемоиндикаторов систем

радионавигации............. 39

4.5    Датчики судового гидрометеорологического

комплекса................ 39

4.6    Заземления................ 39

5    Эксплуатационно-технические требования,

предъявляемые к навигационному оборудованию.............. 40

5.1    Общие положения............ 40

5.2    Магнитный компас............ 43

5.3    Гироскопический компас.........45

5.4    Лаг....................46

5.5    Эхолот..................47

5.6    Измеритель скорости поворота......48

5.7    Радиолокационная станция........49

5.8    Радиолокационный отражатель......64

5.9    Радиомаячная установка..........65

5.10    Устройство дистанционной передачи курса . 65

5.11    Приемоиндикаторы систем

радионавигации..............66

5.12    Объединенные пульты управления

судном..................74

5.13    Интегрированная навигационная

система..................75

5.14    Система единого времени.........91

5.15    Электронная картографическая навигационно-информационная система.....91

5.16    Система управления курсом судна.....99

5.17    Система управления траекторией

судна.................. 101

5.18    Аппаратура универсальной автоматической

идентификационной системы (АИС). . .    103

5.19    Система приема внешних звуковых

сигналов................. 105

5.20    Регистратор данных рейса (РДР)..... 105

5.21    Упрощенный регистратор данных

рейса (У-РДР).............. 108

5.22    Система контроля дееспособности

(системы ОСДР)............. 111

5.24    Гидрометеорологический комплекс    ...    112

5.25    Аналого-цифровой преобразователь

сигналов................. 113

5.26    Размножитель цифровых сигналов.    ...    114

5.27    Электронный кренометр......... 114

6 Требования к представлению навигационной информации на судовых средствах отображения (дисплеях)........ 115

Приложение. Правила по конструкции ходового мостика, размещению оборудования и процедурам организации вахты........... 122


ЧАСТЬ V, НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части Правил распространяются на суда, построенные 1 июля 2002 г. или после этой даты, навигационное оборудование которых подлежит освидетельствованию Регистром, а также на изделия указанного оборудования, предназначенные для установки на эти суда. Требования 5.7 настоящей части Правил распространяются на радиолокационные станции, установленные 1 июля 2008 г. или после этой даты.

Требования 5.15 настоящей части Правил распространяются на электронные картографические навигационно-информационные системы, установленные 1 января 2009 г. или после этой даты.

На суда валовой вместимостью менее 150, совершающие любые рейсы, суда валовой вместимостью менее 500, не совершающие международных рейсов, и рыболовные суда требования настоящей части Правил распространяются в случае, если администрацией, под флагом которой судно совершает плавание, не принято иное решение о комплектации этих категорий судов навигационным оборудованием.

1.1.2    Суда, построенные до 1 июля 2002 г., должны отвечать требованиям части V Правил, действовавших до 1 июля 2002 г.1, и требованиям

1.1.3 — 1.1.5 настоящей части Правил.

1.1.3    На судах, построенных до 1 июля 2002 г., не позднее первого освидетельствования после 1 июля 2002 г. должен быть установлен приемоиндикатор системы или систем радионавигации, отвечающий требованиям 5.11 и пригодный для постоянного использования в районе эксплуатации судна для автоматического определения и корректировки текущих координат судна.

1.1.4    Все пассажирские суда, независимо от размера, и суда валовой вместимостью 300 и более, совершающие международные рейсы и построенные до 1 июля 2002 г., должны быть оборудованы аппаратурой автоматической идентификационной системы (АИС) в следующие сроки:

пассажирские суда — не позднее 1 июля 2003 г.;

наливные суда2 — не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 1 июля 2003 г.;

суда валовой вместимостью 50000 и более (иные, чем пассажирские и наливные суда) — не позднее 1 июля 2004 г.;

суда валовой вместимостью 300 и более, но менее 50000 (иные, чем пассажирские и наливные суда) — не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 1 июля 2004 г. или 31 декабря 2004 г., в зависимости от того, что наступит ранее.

Пассажирские суда, независимо от размера, и грузовые суда, включая наливные, валовой вместимостью 500 и более, не совершающие международных рейсов и построенные до 1 июля 2002 г., должны быть оборудованы аппаратурой автоматической идентификационной системы (АИС) не позднее 1 июля 2008 г.

1.1.5 Пассажирские суда, совершающие международные рейсы и построенные до 1 июля 2002 г., должны быть оборудованы регистратором данных рейса (РДР) в следующие сроки:

пассажирские накатные суда (пассажирские суда ро-ро) — не позднее первого освидетельствования после 1 июля 2002 г.;

пассажирские суда (иные, чем пассажирские накатные суда (пассажирские суда ро-ро)) — не позднее 1 января 2004 г.

Грузовые суда, включая наливные, совершающие международные рейсы и построенные до 1 июля 2002 г., должны быть оборудованы упрощенным регистратором данных рейса (У-РДР) в следующие сроки:

суда валовой вместимостью 20000 и более — во время первого планового докования после 1 июля 2006 г., но не позднее 1 июля 2009 г.;

суда валовой вместимостью 3000 и более, но менее 20000 — во время первого планового докования после 1 июля 2007 г., но не позднее 1 июля 2010 г.

РДР, установленные 1 июля 2014 г. или после этой даты, должны отвечать эксплуатационно-техническим требованиям 5.20.

Регистратор данных рейса считается установленным 1 июля 2014 г. или после этой даты если: контракт на постройку судна заключен 1 июля 2014 г. или после этой даты; либо

судно построено 1 июля 2014 г. или после этой даты (см. определение «Суда построенные» в 1.2).

Для судов иных, чем упомянутые выше, РДР считается установленным 1 июля 2014 г. или после этой даты, если:

контрактной датой поставки РДР на судно является 1 июля 2014 г. или последующие даты; либо фактической датой поставки РДР на судно (в случае, если контрактом не определена дата поставки) является 1 июля 2014 г. или последующие даты.


Правила по оборудованию морских судов


РДР, установленные до 1 июля 2014 г., должны отвечать эксплуатационно-техническим требованиям 5.20, действовавшим до 1 января 2014 г.

1.1.6    Пассажирские суда, включая высокоскоростные пассажирские суда, независимо от размера, и грузовые суда, включая высокоскоростные грузовые суда, валовой вместимостью 300 и более, совершающие международные рейсы и построенные 31 декабря 2008 г. или после этой даты, должны быть оснащены оборудованием системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии.

Пассажирские суда, включая высокоскоростные пассажирские суда, независимо от размера, и грузовые суда, включая высокоскоростные грузовые суда, валовой вместимостью 300 и более, совершающие международные рейсы, построенные до 31 декабря 2008 г. и предназначенные к плаванию в морских районах А1 и А2 или в морских районах А1, А2 и АЗ должны быть оснащены оборудованием ОСДР не позднее первого освидетельствования радиооборудования после 31 декабря 2008 г.

Пассажирские суда, включая высокоскоростные пассажирские суда, независимо от размера, и грузовые суда, включая высокоскоростные грузовые суда, валовой вместимостью 300 и более, совершающие международные рейсы, построенные до 31 декабря 2008 г. и предназначенные к плаванию в морских районах Al, А2, АЗ и А4, должны быть оснащены оборудованием системы ОСДР не позднее первого освидетельствования радиооборудования после 1 июля 2009 г. Однако в том случае, если такие суда совершают рейсы в пределах морских районов Al, А2 и АЗ, то оборудование системы ОСДР должно быть установлено на них не позднее первого о свидетельствования радиооборудования после 31 декабря 2008 г.

Суда, независимо от даты их постройки, оборудованные аппаратурой универсальной автоматической идентификационной системы и предназначенные к плаванию исключительно в пределах морского района А1, освобождаются от оснащения оборудованием системы ОСДР.

1.1.7    Все пассажирские суда, независимо от размера, и грузовые суда валовой вместимостью 150 и более, построенные 1 июля 2011 г. или после этой даты, должны быть оборудованы системой контроля дееспособности вахтенного помощника капитана (КДВП).

1.1.7.1 Все пассажирские суда, независимо от размера, и грузовые суда валовой вместимостью 150 и более, построенные 1 июля 2002 г. или после этой даты вплоть до 1 июля 2011 г., должны быть оборудованы системой КДВП в следующие сроки:

пассажирские суда — не позднее первого освидетельствования пассажирского судна после 1 июля 2012 г.;

грузовые суда валовой вместимостью 3000 и более — не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 1 июля 2012 г.;

грузовые суда валовой вместимостью 500 и более, но менее 3000 — не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 1 июля 2013 г.;

грузовые суда валовой вместимостью 150 и более, но менее 500 — не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 1 июля 2014 г.

1.1.7.2 Все пассажирские суда, независимо от размера, и грузовые суда валовой вместимостью 150 и более, построенные до 1 июля 2002 г., должны быть оборудованы системой КДВП в следующие сроки: пассажирские суда — не позднее первого освидетельствования пассажирского судна после 1 января 2016 г.;

грузовые суда валовой вместимостью 3000 и более — не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 1 января 2016 г.;

грузовые суда валовой вместимостью 500 и более, но менее 3000 - не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 1 января 2017 г.;

грузовые суда валовой вместимостью 150 и более, но менее 500 - не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 1 января 2018 г.

1.1.8 Электронной картографической навигационно-информационной системой (ЭКНИС) должны быть оснащены следующие суда, совершающие международные рейсы:

пассажирские суда валовой вместимостью 500 и более, построенные 1 июля 2012 г. или после этой даты;

наливные суда валовой вместимостью 3000 и более, построенные 1 июля 2012 г. или после этой даты;

грузовые суда валовой вместимостью 10000 и более (иные, чем наливные суда), построенные 1 июля 2013 г. или после этой даты;

грузовые суда валовой вместимостью 3000 и более, но менее 10000 (иные, чем наливные суда), построенные 1 июля 2014 г. или после этой даты.

Суда, совершающие международные рейсы, должны быть оборудованы ЭКНИС в следующие сроки: пассажирские суда валовой вместимостью 500 и более, построенные до 1 июля 2012 г., — не позднее первого освидетельствования пассажирского судна после 30 июня 2014 г.;

наливные суда валовой вместимостью 3000 и более, построенные до 1 июля 2012 г., — не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 30 июня 2015 г.;

грузовые суда валовой вместимостью 50000 и более (иные, чем наливные суда), построенные до 1 июля 2013 г., — не позднее первого освидетельст-


7


вования оборудования и снабжения после 30 июня 2016 г.;

грузовые суда валовой вместимостью 20000 и более, но менее 50000 (иные, чем наливные суда), построенные до 1 июля 2013 г., — не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 30 июня 2017 г.;

грузовые суда валовой вместимостью 10000 и более, но менее 20000 (иные, чем наливные суда), построенные до 1 июля 2013 г., — не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 30 июня 2018 г.

1.1.9    Настоящая часть Правил устанавливает требования, которым должно отвечать навигационное оборудование, а также помещения, в которых оно устанавливается, и определяет количество навигационных инструментов, приборов, устройств и их размещение на судне.

1.1.10    Требования настоящей части Правил также распространяются на суда в постройке и в эксплуатации, независимо от размеров, тоннажа и даты постройки, оборудование на ходовом мостике которых позволяет осуществлять безопасное судовождение одним человеком, и в символе класса которых введен дополнительный знак ОМВО в соответствии с 2.2.7 части I «Классификация» Правил классификации и постройки морских судов.

1.1.11    К жестко сочлененному плавучему средству, состоящему из толкающего и толкаемого судов, спроектированному в качестве специально предназначенного единого соединения буксира и баржи, требования настоящей части Правил применяются как к единому судну.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1    Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, приведены в части I «Классификация» Правил классификации и постройки морских судов.

1.2.2    В настоящей части Правил приняты следующие определения.

Автономный контроль целостности в приемнике — метод или алгоритм, посредством которого вся информация, принимаемая приемной частью приемоиндикатора системы/ систем радионавигации, автоматически обрабатывается для осуществления контроля целостности навигационных сигналов.

Активизация цели АИС — активизация пассивной цели АИС для отображения дополнительной графической и буквенноцифровой информации по ней.

Активная цель АИС — цель, активизированная автоматически или вручную для

отображения дополнительной информации о параметрах ее движения в графическом виде.

Альманах — данные и параметры находящихся на орбите спутников навигационной системы.

Базовое отображение — объем данных СЭНК, который не может быть удален с экрана и отображается постоянно для любых районов плавания и при любых обстоятельствах, но не рассматривается как достаточный для безопасного мореплавания.

Вахтенный помощник капитана — лицо, ответственное за безопасность мореплавания, осуществляющее судовождение, маневрирование и использование оборудования, установленного на ходовом мостике, до смены другим помощником капитана.

Время перестроения изображения на дисплее ЭКНИС —промежуток времени с момента, когда изображение начинает перестраиваться, до момента, когда построение нового изображения завершено.

Время регенерации изображения на дисплее ЭКНИС — промежуток времени с момента выполнения соответствующего действия оператором до момента, когда последующее перестроение завершено.

Выбранная цель — выбранная вручную цель для отображения подробной информации в буквенно-цифровом виде на отдельной зоне средства отображения данных. Цель должна обозначаться условным символом «Сопровождаемая выбранная цель».

Главный пост управления судном — рабочее место на ходовом мостике, обеспечивающее вахтенному помощнику капитана обзор, и оборудованное всем необходимым для осуществления им маневрирования и управления судном.

Глубина — вертикальное расстояние от поверхности воды до грунта.

Дееспособность вахтенного помощника капитана — способность лица, несущего вахту, выполнять свои служебные обязанности в полном объеме без посторонней помощи и своевременно реагировать на все аварийно-предупредительные сигналы, а также сигналы проверки дееспособности.

Дисплей — электронное средство отображения информации в буквенном, цифровом или графическом виде.

Д кр/Ткр —дистанция кратчайшего сближения/ время до точки кратчайшего сближения. Предельные значения этих величин относительно собственного судна устанавливаются оператором радиолокационной станции.

Закрытый ходовой мостик —ходовой мостик без крыльев с шириной рулевой рубки, равной или превышающей ширину судна.


Правила по оборудованию морских судов

Захват — выбор целей и ввод их для сопровождения.

Захват радиолокационной цели — процесс обнаружения цепи, взятия ее в обработку с последующим сопровождением.

Зона видимости —горизонтальный угол, в пределах которого возможно беспрепятственное наблюдение за окружающей обстановкой с рабочего места на ходовом мостике.

Зона запрета захвата — зона, установленная оператором радиолокационной станции, в которой не осуществляется захват целей.

Зона захвата/активизации — зона, установленная оператором, в которой автоматически захватываются радиолокационные цели и активизируются цепи АИС.

Излучаемые помехи — помехи, излучаемые корпусом оборудования (кроме непосредственного излучения антенных устройств оборудования).

Изобата — линия на карте, соединяющая точки равных глубин.

Исполнительная прокладка — действия по контролю плавания по запланированному маршруту.

Истинная скорость цели — скорость движения цели относительно грунта или воды.

Истинное движение цели — комбинация истинного курса и истинной скорости цели.

Истинный ветер —реально существующее над водной поверхностью горизонтальное движение воздуха, обнаруживаемое с помощью приборов.

Истинный курс цели — направление движения цели относительно грунта или воды, выраженное величиной угла, отсчитываемого от направления на север.

Истинный пеленг цели —направление на цель от общей опорной точки собственного судна или от местоположения другой цепи, выраженное величиной угла, отсчитываемого от направления на истинный север.

Кажущийся ветер — движение воздуха, получающееся в результате геометрического сложения истинного и курсового ветров.

Компас магнитный основной — магнитный компас, не зависящий от любого судового источника электроэнергии и обеспечивающий определение курса судна и представление показаний на главный пост управления рулем.

Компас магнитный запасной — резервный магнитный компас, обеспечивающий выполнение функций основного магнитного компаса и взаимозаменяемый с ним.

Крылья ходового мостика — части ходового мостика по обе стороны от рулевой рубки судна, которые обычно доходят до борта судна.

Курс судна — направление носа собственного судна, выраженное величиной угла от 0 до 360°, отсчитываемого от направления на север.

Курсовой ветер — движение воздуха, направление которого противоположно курсу судна, а скорость равна скорости судна.

Курсовой угол цели — направление на цель от постоянной общей опорной точки собственного судна, измеряемое величиной угла от 0 до 180° на правый или левый борт; между носовой частью продольной оси судна и направлением на цель.

Наблюдение — одна из основных функций вахтенного помощника капитана, осуществляемая с помощью зрения и слуха, а также имеющихся на судне технических средств, для целей оценки навигационной ситуации и риска столкновения.

Наведение судна на цель — маневрирование, которое выполняется для выведения судна на курс, соответствующий пеленгу на заданную цепь, и удержания его на этом курсе.

Навигация — процесс принятия решения и управления курсом и скоростью судна при движении из одного пункта в другой, с учетом окружающих условий и интенсивности судоходства.

Наливное судно — для целей настоящей части означает нефтеналивное судно, нефтеналивное судно (>60 °С), нефтеналивное судно (>55 °С), нефтесборное судно, нефтесборное судно (> 60 °С), газовоз1, химовоз1, комбинированное судно, определения которых приведены в части I «Классификация» Правил классификации и постройки морских судов.

Навигационное оборудование — судовые технические средства, которыми укомплектовано судно для решения задач навигации.

Навигационное устройство —судовое техническое средство, предназначенное для решения одной или нескольких задач навигации.

Навигационный инструмент — судовой навигационный прибор, предназначенный для выполнения работ вручную при решении задач навигации.

Навигационный прибор — прибор, предназначенный для выполнения отдельных функций по измерению навигационных параметров, обработке, хранению, передаче, отображению и регистрации данных при решении задач навигации на судне.

Нормальные условия (для судна со знаком ОМВО) — условия, при которых все системы и оборудование ходового мостика находятся в рабочем состоянии, а метеорологичесие условия и интенсивность судоходства не создают чрезмерной нагрузки для вахтенного помощника капитана.


Настоящее определение применимо при перевозке этими судами воспламеняющихся жидких грузов.

9


Носитель информации — средство, предназначенное для хранения данных и их считывания с помощью соответствующего оборудования.

Обобщенное отображение — совмещенное воспроизведение на дисплее информации от нескольких навигационных приборов или систем.

Обсервация —определение места судна путем измерения нескольких навигационных параметров.

О МВ О — знак символа класса: управление судном одним вахтенным на ходовом мостике.

Опасная цель — цель, у которой прогнозируемые (предвычисленные) дистанция и время до точки кратчайшего сближения (Д^, и Т^) меньше величин, установленных судоводителем. Обозначается соответствующим символом (см. графу «Описание» в табл. 5.7.58-3).

Относительная скорость цели — скорость цели относительно данных о скорости собственного судна.

Относительный курс цели — направление движения цели относительно направления движения собственного судна.

Относительный пеленг (курсовой угол цели) — направление на цель от собственной опорной точки местоположения судна, выраженное величиной угла, отсчитываемого от диаметральной плоскости судна.

Отображение —воспроизведение на дисплее или другом индикаторном устройстве информации от навигационного прибора, устройства или системы.

Пассивная (не активизированная) цель АИС — цель, указывающая на наличие и ориентацию судна, оборудованного АИС, в определенной точке. Эта цель должна отображаться условным символом «Пассивная цель». Никакой дополнительной информации по пассивной цели не должно представляться до тех пор, пока цель не будет активизирована.

Переброс сопровождения цели — ситуация, при которой данные о сопровождаемой цели ложно ассоциируются с данными о другой сопровождаемой цели или несопровождаемым эхо-сигналом.

Последние местоположения — равноудаленные по времени отметки предыдущих местоположений сопровождаемой радиолокационной цели или активной цели АИС и собственного судна. Отметки последних местоположений могут быть истинные или относительные.

Постоянная общая опорная точка — место на собственном судне, к которому привязаны все измерения в горизонтальной плоскости, такие как: дальность до цели, пеленг на цепь, относительный курс и скорость, дистанция и время до точки кратчайшего сближения (Д^ и Т,ф). Такой точкой на судне, как правило, является место на ходовом мостике, откуда обычно осуществляется управление судном.

Постоянная общая опорная система сопряжения — функция или подсистема интегрированной навигационной системы (ИНС) для сбора, обработки, хранения, и распределения данных и информации, обеспечивающая единую и обязательную базу (эталон) для иных функций и подсистем в ИНС, а также для другого подключенного к ней оборудования, если оно предусмотрено на судне.

Потерянная цель —цель,представляющая самое последнее действительное местоположение до того, как прием обновленных данных по этой цели прекратился. Эта цель должна отображаться условным символом «Потерянная цель».

Предварительная прокладка — действия, выполняемые при осуществлении планирования маршрута и решении сопутствующих навигационных задач.

Проигрывание (имитация) маневра — функция, используемая судоводителем в навигационных целях и для предотвращения столкновения и обеспечивающая содействие в принятии решения по выполнению намечаемого маневра, путем отображения прогнозируемого будущего состояния всех сопровождаемых радиолокационных целей и активных целей АИС в результате имитации маневра собственного судна.

Пульт — устройство, объединяющее органы управления, контроля, средства отображения информации и связи, необходимые для решения одной или нескольких задач на определенном рабочем месте.

Путевая точка —точка на заданной траектории движения судна, условное обозначение и координаты которой занесены в программу управления.

Рабочая зона экрана — область экрана, в пределах которой отображается графическая информация карты и/или радиолокационное изображение, исключая области экрана, выделенные для отображения другой информации.

Рабочее место — место на ходовом мостике, оборудованное для решения одной или нескольких задач вахтенным помощником капитана, а также капитаном судна или лоцманом.

Радиолокационная прокладка — полный процесс обнаружения цели, ее сопровождения, вычисления параметров и отображения информации.

Радиолокационная цель — любой объект, стационарный или подвижный, местоположение и передвижение которого определяются с помощью радиолокационной станции путем измерения дальности и пеленга.

Растровая картографическая навигационно-информационная система (РКНИС) — режим работы электронной картографической навигационно-


Правила по оборудованию морских судов

информационной системы, при котором отображается растровая навигационная карта (РНК), а также данные о местоположении судна, получаемые от навигационных датчиков, что позволяет выполнять предварительную и исполнительную прокладки и, при необходимости, отображать дополнительную навигационную информацию.

Растровая навигационная карта (РНК) — факсимильная копия бумажной карты или коллекции карт, подготовленная и распространенная уполномоченной гидрографической службой.

Регистратор данных рейса (РДР) — устройство, предназначенное для сбора, записи и хранения данных о рейсе, включающее в себя: средства кодирования и записи информации; средства сопряжения с датчиками информации; носитель информации, заключенный в специальный контейнер; источник питания от судовой сети и встроенный резервный источник питания.

Резервный помощник капитана — лицо, которое необходимо вызвать, в случае, если требуется помощь на ходовом мостике.

Рулевая рубка — закрытая часть ходового мостика, где размещается главный пост управления судном.

Сигнал тревоги с мостика — сигнал, поступивший с ходового мостика капитану и резервному помощнику капитана в случае недееспособности вахтенного помощника.

Система опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (Система ОСДР) — система, предназначенная для обеспечения глобальной идентификации судов и контроля их местоположения со стороны договаривающихся правительств.

Системная растровая навигационная карта (СРНК) — база данных, включающая в себя: базы данных РНК, корректурную информацию, дополнительную навигационную информацию.

Системная электронная навигационная карта (СЭНК) — база данных во внутреннем формате изготовителя электронной картографической навигационноинформационной системы, полученная точным трансформированием всего содержания электронной навигационной карты и ее корректуры, используемая в ЭКНИС для формирования отображения карты и для решения других навигационных задач. Отображенная карта является эквивалентом откорректированной бумажной навигационной карты и может содержать информацию, дополненную судоводителем, и информацию, полученную от других источников.

Сопровождение — процесс последовательного учета изменения положения цели для определения параметров ее движения.

Средство отображения — дисплей или другое индикаторное устройство, которые являются составной частью навигационного оборудования или системы и обеспечивают отображение навигационной информации.

Стабилизация относительно воды — режим отображения, при котором информация о скорости и курсе определяется относительно воды, с использованием гирокомпаса и относительного лага.

Стабилизация относительно грунта — режим отображения, при котором информация о скорости и курсе определяется относительно грунта с использованием данных электронной системы определения координат.

Стандартное отображение — режим отображения минимальной информации СЭНК, предназначенный для выполнения предварительной и исполнительной прокладок. Объем отображаемой информации может быть изменен судоводителем.

Суда построенные —данное определение приведено в 1.2 части IV «Радиооборудование».

Судно со знаком ОМВО — судно, управляемое одним вахтенным на ходовом мостике.

Тенденция движения цели — отображение вектора экстраполированного перемещения цели через минуту после начала сопровождения с допустимыми погрешностями.

Упрощенный регистратор данных рейса (У-РДР) - устройство, включающее в себя блоки, обеспечивающие сопряжение с источниками входных данных, обработку и кодирование полученных данных; носитель зарегистрированной информации; источник питания от судовой сети и встроенный резервный источник питания.

Устойчивое состояние сопровождения — сопровождение цели, движущейся с постоянными элементами движения: после завершения захвата и обработки цели, или без маневра цели или собственного судна, или без переброса сопровождаемого объекта или каких-либо иных помех.

Устройство дистанционной передачи курса —электронный прибор, позволяющий получать информацию о курсе от датчика и передавать ее в другое навигационное оборудование.

Ходовой мостик — место, откуда обычно осуществляется навигация и управление движением судна, включая рулевую рубку и крылья мостика.

Целостность — способность системы радионавигации обеспечивать своевременные предупреждения о невозможности использования этой системы в навигационных целях.


1

Правила по оборудованию морских судов издания 1999 г., с. 211 — 264 (с учетом Бюллетеней изменений и дополнений № 1 (2000 г.) и № 2 (2001 г.)).

2

Определение наливного судна приведено в части I «Классификация» Правил классификации и постройки морских судов.