Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

59 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методика предназначена для определения экономической эффективности природоохранных мероприятий, осуществляемых на действующих предприятиях Министерства угольной промышленности СССР, а также расчета эффективности мероприятий, закладываемых в проекты строительства и реконструкции предприятий отрасли. Методика позволяет определить как чистый экономический эффект природоохранных мероприятий, так и общую (абсолютную) и сравнительную экономическую эффективность природоохранных затрат. В методике приведены рекомендации по укрупненной оценке экономического ущерба, причиняемого угольной промышленностью загрязнением водоемов и воздушного бассейна

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Экономический ущерб, причиняемый народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды

3. Чистый экономический эффект средозащитных мероприятий

4. Определение общей экономической эффективности затрат на мероприятия по охране окружающей среды

5. Определение сравнительной экономической эффективности затрат на единицу окружающей среды

Список использованных источников

Приложение 1. Рекомендации по укрупненной оценке экономического ущерба от загрязнения водоемов

Приложение 2. Рекомендации по укрупненной оценке экономического ущерба от загрязнения атмосферы

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

26.11.1985ПринятОтдел охраны природы Госплана ССР94/323
24.12.1985УтвержденПервый заместитель министра угольной промышленности СССР
РазработанВНИИОСуголь Минуглепрома
ИзданВНИИОСуголь1986 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт охраны окружающей природной среды в угольной промышленности (ВНИИОСуголь)

ВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА

определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству предприятиями угольной промышленности в результате загрязнения окружающей среды

Пермь — 1986

Временная методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству предприятиями угольной промышленности в результате загрязнения окружающей среды. Утверждена Минуглепромом СССР 24.12.85.

Под научным руководством А. П. Красавина и В. С. Малышенко.

9

реет объема производимой за единицу рабочего времени продукции, по которому определяется производительность труда;

увеличение относительных размеров средств, выделяемых на здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение ;

повышение продуктивности сельскохозяйственных и лесных угодий, изменение рыбных запасов;

повышение экономической ценности минерально-сырьевых, земельных, лесных и других ресуроов.

1.9. Данные об изменении факторов, влияющих на величину средозащитных затрат и экономического эффекта,принимаются на основе комплексной программы научно-технического прогресса, планов экономического и социального развития, прогреми по решению важнейших научно-технических проблем, генеральных схем развития отрасли и экономических районов, территориальных комплексных схем охраны природы, планов использования попутных и побочных продуктов, вторичных материалов, 8 также других документов.

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ, ПРИЧИНЯЕМЫЙ НАРОДНОМУ ХОЗЯЙСТВУ ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

2.1. Загрязнение окружающей среды в результате хозяйственной деятельности предприятий угольной промышленности приводит к возникновению двух видов затрат:

- на предупреждение воздействия загрязненной среды на различные объекты*^ (в тех случаях, когдв такое предупреждение, частичное или полное, технически возможно);

Х^В дальнейшем - реципиенты

m

- вызываемых воздействием загрязненной среды на реципиентов (если полное предупреждение такого воздействия невозможно или если затраты на полное предупреждение воздействия оказываются большими, чем сумма затрат обоих типов при частичном предотвращении воздействия загрязненной среды).

Сумма затрат этих двух типов называется в настоящем документе экономическим ущербом, причиняемым неродному хозяйству загрязнением окружающей среды.

Расчеты по определению экономического ущерба от загрязнения окружающей среды проводятся при планировании и проектировании средозащитных мероприятий во всех случаях, когда определяется чистый экономический эффект этих мероприятий.

2.2. Затраты не предупреждение воздействия загрязненной среды на реципиентов при загрязнении водоемов определяются величиной расходов, необходимых для предупреждения использования загрязненной воды на технологаческие и коммунально-бытовые нужды. К числу таких расходов относятся затраты на разбавление сточных вод, на применение более сложных, нежели при отсутствии загрязнений, способов очистки воды при водоподготовке, на перенос водозабора или перемещение водопогребителей к более чистым водным источникам, на организацию использования новых чистых источников и т.п.

При атмосферном загрязнении аналогичные затраты возникают при применении систем очистки (кондиционирования) воздуха, поступающего в жилые и производственные помещения, при подаче (из незагрязненного района) воздуха для технологических нужд, создании санитарно-защитных зон и выносе источников загрязнения за пределы города и т.п.

К затратам на предупреждение воздействия загрязненной среды относятся также затраты на сбор, удаление и захоронение отходов производства л потребления, включая и потери от отчуждения земель на организацию мест хранения отходов.

Во воех случаях при определении ожидаемого экономического ущерба от загрязнения окружающей среды не основе вариантных расчетов устанавливается минимально необходимая величина затрат на предупреждение воздействия загрязненной среды.

II

2.3.    Затраты, вызываемые воздействием загрязненной среды на реципиентов, имеют место, главным образом, при загрязнении атмосферы, а при загрязнении водных источников - для тех во-допотробителей (водопользователей), которые используют загрязненную воду. Величина этих затрат определяется расходами на компенсацию негативных последствий воздействия загрязнений.

Затраты, вызываемые воздействием загрязненной среды на реципиентов, определяются как сумма приведенных затрвт на: медицинское обслуживание и содержание населения, заболевшего вследствие загрязнения окружающей среды;

компенсацию потерь чистой продукции из-за снижения производительности труда, а также невыходов трудящихся не работу вследствие воздействия загрязнений окружающей среды на население;

дополнительные услуги коммунально-бытового хозяйства в загрязненной среде;

компенсацию количественных и качественных потерь продукции из-за снижения продуктивности земельных, лесных и водных ресурсов в загрязненной среде;

компенсацию потерь промышленной продукции из-за воздействия загрязнений на основные фонды.

В составе затрат, вызываемых воздействием загрязненной среды, учитываются тэкже затраты, вызываемые вторичным загрязнением (при сжигании отходов, их проникновении в окружающую среду в процессе хранения и т.п.).

2.4.    Экономический ущерб от загрязнения среды является комплексной величиной и определяется как сумма ущербов, наносимых отдельным видэм реципиентов в пределах загрязненной зоны.

В связи с отсутствием в настоящее время отраслевой поре-ципиентной методики расчете экономического ущерба, впредь до проведения исследований по количественной оценке изменения состояния окружающей среды под воздействием хозяйственной деятельности предприятий отрасли, рекомендуется величину экономического ущерба от выброса загрязнений в атмосферу и их сброса в водоёмы определять:

12

-    для конкретных источников загрязнений, отдельных предприятий или группы предприятий - по укрупненным методам, согласно приложениям I и 2 настоящей Методики;

-    для бассейна (месторождения), отрасли в целом - по показателям удельного экономического ущерба, приведенным в табл. I и 2, которые рассчитаны в соответствии с основными положениями межотраслевой методики /I/.

Таблица I

Общеотраслевые и бассейновые показатели удельного экономического ущерба от сброса основных загрязняющих веществ предприятиями угольной промышленности

vt'attt.huo    {Удельный экономический ущерб, руб./т сбрасывае-

НооеКш,    !ццх веществ

месторождения!

I

1

Вэвешен ные вещества

{Нефть и ;нефте-|продук.

1|Ш [ Мине—

, АШ,полн;ральные ; j соли

т-

{Железо

1

I

1

!Фенолы !

!

Минугле-иром СССР

250

2700

70

то

220

292 580

Донецкий

540

80 40

135

80

800

545700

Кузнецкий

320

2410

40

50

240

133000

Карагандин

ский

150

2360

40

25

240

II8D80

Печорский

150

520

Ю

6

55

25920

Подмосковный

450

6940

75

750

374400

Месторождения

Урала

115

2080

30

25

185

130000

Месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока

50

560

ю

25

75

30000

13


тъоджип г

.Ов»«©т{*о*«*ив I б*с««1Есгае псам те и удвпаого >хо*с«1«еского ув» рв* от »» rpesae.it eTioepepu

Узвхгкиз iicinneoiil    рув./т    suJpcee*

7 гогисуо ОвССвИШ,

r

s

»«стороиеиа1

т юр-! СМС»

СЯК»

вер- icepo-!

IK- 1*030-1 wt JPM I ■*- 1 1 nx- 1

lore 330»)

{ суммой

сия XV

09

горчжае стихи

див lyrie-

г»

1

SJOT*

*03*

yraol

-1 1 I

I гозм сом ox*:» 1 серия ijr- I*»ot*ik*c-па» 1зв- 1 ind

1 1 1 Г l*a*»l у годин сшв»1 1 »r- III* 1 угзв-i •звЯ 1 mu» l рода 1

eu«»ie*p-

HOTB |Мв-

' Sh1 1 1 1 • l~J£nT»«p-!e*UC»!OI)«C»!COp- tcepo-1J 830-1BJWBI Ив- ! *030-|£ЯН_1 1 роз* 1 Itirt ! род

PM

! i 1 I

iiSrti

PM*

Ibb-

!nu-

I 1

1 1 1 1

I**-

ina-

lW* !

1

1

1

I

1*1-I r*x-

_!

]

1

1

Г

| I

1

1 1

|pu

I““ I

1

1

I

r

Нпугмврвм СССР ТОО

160

®

B5

2600

12»

5 A

165

»

1.5

70

»

ss

2200

3,5

135

55

135

Довези!

750

*.0

175

65

150

2X0

15»

iA

75

1.5

65

25

970

2500

•>A

a

Kjsr.esul

750

3.5

65

DO

2750

1370

♦Л

170

7)

13»

673

2A

85

35

77)

2100

iA

»

Кар* гваланзак!

«0

5.0

173

73

-

X73

15®

5 fi

75

665

«»

1.5

55

20

9ЛЗ

-

-

-

-

-

11«торок«1

500

2.0

115

*5

Ю

I6<0

iA

120

Ю

735

«0

1.5

»

20

*10

200

0.5

а

iA

X

П«*оско*ву»

1600

3.5

to

ю

2015

II»

3,5

to

-

-

-

-

-

200

0.5

s

iA

r

iteoTopoueiu 7реи

texsarsL

pi ■ Ладного tocten

1550

♦.5

190

75

10

2690

1535

SA

75

"

-

*

200

0.5

X

iA

X

♦ Д)

ISO

to

10

16®

12»

*A

155

<0

720

♦№

1.5

60

25

773

200

0.5

X

iA

X

14

Расчет величины экономического ущерба от выброса загрязнений ( J ) по удельным показателям следует выполнять по формуле

пгц* тыс.руб.,    (I)

где I s 1...п - виды вредных веществ (примесей), выбрасываемых отраслевыми предприятиями;

- удельный экономический ущерб, причиняемый выбросом (сбросом) одной тонны вредных веществ (примесей), принимается по табл. I или 2, руб./т; гтц - общая масса годового выброса вредных веществ i-го вида, т/год.

3. ЧИСТЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ СРЕДОЗАЩИТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

3.1. Определение чистого экономического эффекта производится с целью:

а) технико-экономического обоснования выбора паилучших вариантов средозащитных мероприятий, различающихся между собой по своему воздействию на окружающую среду, а также по воздействию на производственные результаты отрасли, осуществляющей эти мероприятия (обоснования экономически целесообразных масштабов и очередности вложений в средозащитные мероприят тия при реконструкции (модернизации) действующих предприятий, распределения вложений между одноцелевыми и многоцелевыми средозащитными мероприятиями, включая малоотходные технологи-

Министерство угольной промышленности СССР Управление охраны природы

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ ОХРАНЫ (К РУ ХАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (ВНИИОСуголь)

СОГЛАСОВАНА с Отделом охраны природы Госплане СССР 26 ноября 1985 г. * 94/523


УТВЕРЖДЕНА


первым заместителем министра угольной промышленности СССР В.В.Белым 24 декабря 1985 г.


ВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ОЦЕНКИ ЭКОНСЫИЧЕСКОГО УЩЕРБА, ПРИЧИНЯЕМОГО НАРОДИСЫУ ХОЗЯЙСТВУ ПРЕДПРИЯТИЯМИ УГСЯЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Пермь 1986

УДК 504*03:338:622

Временная методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству предприятиями угольной промышленности в результате загрязнения окружающей среды. - Пермь: ВНИИОСуголь, 1986. - 57с.

Методика предназначена для определения экономической эффективности природоохранных мероприятий, осуществляемых на действующих предприятиях Министерства угольной промышленности СССР, а тэкже расчете эффективности мероприятий, закладываемых в проекты строительства и реконструкции предприятий отрасли. Методика позволяет определить как чистый экономический эффект природоохранных мероприятий, так и общую (абсолютную) и сравнительную экономическую эффективность природоохранных затрат. В методике приведены рекомендации по укрупненной оценке экономического ущерба, причиняемого угольной промышленностью загрязнением водоёмов и воздушного бассейна.

В основу методики положена "Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды" (М., 1983).

Коллектив авторов: канд.техн.наук И.С.Цукерман,

К.А.Красноперова, Н.В.Оскотекая, Э.А.Лошкарева.

Под научным руководством канд.техн.наук А.П.Красавина и В.С.Малышенко.

Всесоюзный научно-исследовательский и проектноконструкторский институт охраны окружающей природной среды в угольной промышленности (ВНИИОСуголь). 1986

3

СОДЕРЖАНИЕ

1.    Общие положения.................. 4

2.    Экономический ущерб, причиняемый народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды ...    9

3.    Чистый экономический эффект средозащитных мероприятий..................... 14

4.    Определение общей экономической эффективности затрет на мероприятия по охрене окружающей среды • •    18

5.    Определение сравнительной экономической эффективности затрат на охрану окружающей среды...... 22

Список использованных источников........... 25

Приложения:

1.    Рекомендации по укрупненной оценке экономического ущерба    от    загрязнения    водоёмов ...... 26

2.    Рекомендации по укрупненной оценке экономического ущерба    от    загрязнения    атмосферы...... 42

4

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Методика разработана на основе "Временной типовой методики определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды" /I/, одобренной постановлением Госплана СССР, Госстроя СССР и Президиума Академии наук СССР от 21 октября 1983 г. № 254/284/134.

1.2.    Методика предназначается для расчета экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий при:

экономическом обосновании основных этапов достижения нормативного качества окружающей среды;

оценке фактической эффективности осуществляемых мероприятий;

оценке результатов природоохранной деятельности предприятий, объединений и Министерства угольной промышленности в целом.

Основные положения данной Методики могут быть использованы для оценки экономической эффективности водо- и атмосфе-роохрэнных мероприятий при проектировании объектов производственного и непроизводственного назначения.

Положения настоящей Методики не применяются при установлении оптовых цен и не изменяют действующих финансовых взаимоотношений в отрасли и вне её.

1.3.    В соответствии с типовой Методикой /I/, в данной Методике общие принципы экономического обоснования природоохранных мероприятий детализируются применительно к средозвщит-ным мероприятиям, т.е. мероприятиям, направленным на предот-

5

вращение или уменьшение загрязнения окружающей среды (атмосферного воздуха и водоёмов)*^.

Капиталовложения и эксплуатационные расходы, необходимые для осуществления средозащитных мероприятий, именуются далее средозацитныыи затратами.

Под загрязнением окружающей среды в настоящей методике понимаются антропогенно обусловленные поступления различных веществ в окружающую среду, приводящие к ухудшению её состояния с точки зрения социально-экономических интересов общества.

Различают одноцелевые и многоцелевые средозащитные мероприятия.

Одноцелевые мероприятия (строительство и эксплуатация очистных и улавливающих сооружений и т.п.) направлены исключительно или главным образом на снижение загрязнения окружающей среды.

Многоцелевые мероприятия (строительство и эксплуатация систем замкнутого водоснабжения, утилизация отходов производства и потребления, малоотходные технологические процессы и произволетва**') направлены не только на снижение загрязнения окружающей среды, но и на улучшение производственных результатов деятельности предприятий отрасли, а также смежных отраслей.

1.4. Определение экономической эффективности осуществления средозэщитных мероприятий производится путем установления общей и сравнительной экономической эффективности средозащитных затрат и чистого экономического эффекта средозэщитных мероприятий.

х^Методы оценки экономической эффективности мероприятий по предотвращению почвенного загрязнения подлежат разработке по мере проведения исследований по количественной оценке ущерба от этого загрязнения. В настоящее время расчет экономического эффекта от сохранения и увеличения в результате проведения рекультивационных работ пригодных к использованию земель рекомендуется производить по ранее разработанной методике /2/,

‘^Расчет экономической эффективности перехода на малоотходную и безотходную технологию предприятий угольной промышленности производится по ранее разработанной методике /2/. При этом величина ущерба от сброса загрязнений уточняется в соответствии с настоящей методикой.

6

1.4.1.    Общая (абсолютная) экономическая эффективность средозащитных затрат устанавливается путем отнесения полного экономического эффекта средозащитных мероприятий к необходимым для их осуществления средозащитным затратам. Полный экономический эффект средозащитных затрат определяется как разность показателей чистой продукции или прибыли в материальном производстве, затрат в непроизводственной сфере, расходов из государственного бюджета и личных средств населения при сложившемся состоянии окружающей среды (или состоянии, которое может возникнуть без проведения средозащитных мероприятий) и при проектируемом состоянии.

Определение общей эффективности осуществляется на всех стадиях планирования мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, при проектировании средозащитных объектов, а также при оцонке результатов выполнения планов охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Получаемые в результате расчетов показатели общей экономической эффективности средозащитных затрат сравниваются с фактически достигнутыми за предшествующий период и по аналогичным мероприятиям.

Планируемые и проектируемые показатели экономической эффективности капитальных вложений должны быть не ниже отраслевого нормативного коэффициента (Ен > 0,15). Если указанному требованию не удовлетворяют варианты средозащитных мероприятий, отобранные по критериям минимума затрат или максимума экономического эффекта (см. далее), то необходимы дополнительные контроль и анализ целесообразности осуществления отобранных вариантов путем расширения их количества и вскрытия дополнительных резервов повышения экономичности средозащитных мероприятий. Принятие решения, по осуществлению варианта, не удовлетворяющего указанным требованиям, в каждом конкретном случае должно согласовываться с Управлением охрены природы Минуглепромз СССР.

1.4.2.    Показатель сравнительной экономической эффективности средозащитных затрат определяется величиной минимально необходимых совокупных эксплуатационных расходов и капитальных вложений в осуществление природоохранных мероприятий, приведенных к годовой размерности. Этот показатель определя-?

ется для выбора варианта средозащитных мероприятий, обеспечивающего достижение требуемого уровня чистоты окружающей среды с минимальными средозащитными затратами, а все сравниваемые варианты мероприятий, осуществляемые на основе наиболее совершенных из числа применяемых или рекомендуемых технических средств, должны быть сопоставимы по параметрам объектов, на которые распространяется действие средозащитных мероприятий.

1.4.3. Чистый экономический эффект средозащитных мероприятий определяется путем сопоставления средозащитных затрат с затратами, которые предотвращаются благодаря ликвидации или уменьшению загрязнения окружающей среды, а также с ценностью дополнительно получаемой продукции при многоцелевых средозащитных мероприятиях. Затраты, возникающие в народном хозяйстве в результате загрязнения окружающей среды, представляют собой экономический ущерб, причиняемый этим загрязнением.

Показатель чистого экономического эффекта является критерием выбора вариантов средозащитных мероприятий в тех случаях, когде расчет сравнительной экономической эффективности (выбор вариантов по критерию минимума затрат) неприменим из-за несопоставимости сравниваемых вариантов по своему воздействию на окружающую среду и по параметрам объектов, на которые распространяется действие средозащитных мероприятий.

1.5.    К капитальным вложениям средозащитного назначения, независимо от источников их финансирования, относятся единовременные затраты на:

создание новых и реконструкцию существующих основных фондов, сокращающих (предотвращающих) отрицательное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду;

модификацию технологии производства, осуществляемую исключительно с целью снижения его неблагоприятного воздействия не окружающую среду;

модификацию технологии в части, обеспечивающей достижение средозащитных целей.

1.6.    К эксплуатационным расходам средозащитного назначения относятся:

8

текущие затраты на содержание и обслуживание основных фондов средозащитного назначения;

текущие затраты, связанные с осуществлением мероприятий, способствующих улучшению качественных характеристик элементов окружающей среды, как относимые за счет основной деятельности, так и осуществляемые за счет ежегодных ассигнований из бюджета и других источников;

дополнительные затраты на эксплуатацию основных производственных фондов, обусловленные совероенствованием производственной технологии с целью снижения неблагоприятного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;

звтраты на оплату услуг, связанных с охраной окружающей среды.

1.7.    При определении объема капитальных вложений и эксплуатационных затрат, требуемых для осуществления многоцелевых средозащитных мероприятий, часть затрат, приходящихся непосредственно не охрану окружающей среды, выделяют на основе рвсчета, используя для этого денные о стоимости соответствующих работ, принятые в проектах-аналогах, или удельные показатели звтрат (укрупненные нормы и расценки).

1.8.    При расчетах затрат и эффекта от планируемого осуществления средозащитных мероприятий не длительную перспективу необходимо учитывать факторы, которые могут повлиять на их изменение.

К таким факторам относятся:

ухудшение (улучшение) состояния окружающей среды, вызываемые ростом производства, проведением комплекса средозащитных мероприятий, а также изменением численности населения; повышение требований к качеству окружающей среды; дальнейший рост крупных городов и городских агломераций, увеличение их количества и численности проживающего в них населения;

изменение стоимости строительно-монтажных работ и оборудования;

развитие науки и техники в направлении создания новых технических средств и технологий, уменьшающих отрицательное воздействие производственной деятельности на окружающую среду;