Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

169 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года - это сбалансированный план размещения электростанций и электросетевых объектов на указанный период на основе оценки прогнозов электропотребления страны и ее регионов, конкретизирующий цели, задачи и основные мероприятия по развитию отрасли

 Скачать PDF

Рекомендуется использовать Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2035 года

Оглавление

I. Цели и приоритеты Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 г.

II. Современное состояние электроэнергетики

III. Прогноз спроса на электрическую энергию

IV. Прогноз экспорта-импорта электрической энергии и мощности

V. Развитие генерирующих мощностей электроэнергетики

VI. Развитие электрической сети Единой энергетической системы РФ

VII. Оценка потребности в инвестициях и источниках их финансирования

VIII. Снижение техногенного воздействия электростанций на окружающую среду

IX. Энергетика на основе использования возобновляемых источников энергии

X. Механизмы реализации Генеральной схемы

Приложение № 1. Прогноз электропотребления по РФ и ее регионам для базового и максимального вариантов

Приложение № 2. Изменение мощности действующих электростанций (зона централизованного электроснабжения)

Приложение № 3. Потребность отрасли в новой мощности гидроэлектростанций, атомных электростанций и конденсационных электростанций (зона централизованного электроснабжения)

Приложение № 4. Перечень модернизируемых, расширяемых и вновь сооружаемых атомных электростанций

Приложение № 5. Перечень модернизируемых и вновь сооружаемых гидроэлектростанций

Приложение № 6. Перечень модернизируемых, расширяемых и вновь сооружаемых тепловых электростанций

Приложение № 7. Рациональная структура генерирующих мощностей (зона централизованного электроснабжения)

Приложение № 8. Прогноз ввода генерирующих мощностей в период до 2020 г.

Приложение № 9. Прогнозируемая динамика и структура производства электрической энергии (зона централизованного электроснабжения)

Приложение № 10. Потребность электростанций в топливе при базовом варианте

Приложение № 11. Перечень электросетевых объектов

Приложение № 12. Прогноз потребности в капиталовложениях на развитие электростанций и сооружение электросетевых объектов

 
Дата введения22.02.2008
Добавлен в базу12.02.2016
Завершение срока действия09.06.2017
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

22.02.2008УтвержденПравительство Российской Федерации215-р
ИзданСобрание законодательства Российской Федерацииот 17 марта 2008 г. № 11 (часть II), ст. 1038
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

№11


Ст. 1038


- 3491 -


РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1ПТ0 I. Одобрить прилашсмую Генеральную схему ра змещения объектов 1U JO элеюроэнер1«тики до 2020 года (;щлее — Генеральная схема).

2.    Минпромэнерго России совместно с Минэкономразвития России и Росатомом осуществлять мониторинг реализации Генеральной схемы и предел авлягь ежеюдно. и I кнаршле, в Правительство Российской Федерации соответствующий доклад.

3.    Минпромэнерго России совместно с Минэкономразвития России, Росатомом, другими заинтересованными федеральными органами исполни-тсльной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии «Ростом» с<|юрм и ропать it 3-месячный срок постоянно действующую рабочую фунну но осуществлению мониторинга реализации Генеральной схемы и улзердигь регламент ее работы, предусмотрев в нем порядок рассмотрения предложений но уточнению и корректировке Генеральной схемы.

4.    Минпромэнерго России утвердить в 3-месячный срок порядок формирования и обеспечения функционирования государственной системы долгосрочного прогнозирования спроса (предложения) на электрическую энергию и мощность на оптовом и розничных рынках, в том числе порядок формиро-вания прогноза топливного баланса электроэнергетики.

5.    Минпромэнерго России совместно с киппсрссонанными федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией но агомной энерши «Росатом» представить в 3 месячный срок в Правительство Российской Федерации в установленном порядке план мероприятий но стимулированию привлечения инвестиций в электроэнергетику Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации В. ЗУБКОВ

Москва 22 февраля 2008 г. >* 215-р

Ст. 1038


- 3492 -


№ 11


ОДОБРЕНА

распоряжением Прашпельеша Российской Фсмерании от 22 февраля 2008 г.

№ 215-р


ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА размещения объектов электроэнергетики до 2020 года

I. Цели и приоритеты Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года

Электроэнергетика — базовая отрасль экономики России, обеспечивающая потребности экономики и населения страны в электрической и тепловой энергии, во многом определяющая устойчивое развитие всех отраслей экономики страны. Эффективное использование потенциала электроэнергетической отрасли, установление приоритетов и параметров ее развития создадут необходимые предпосылки дня росла экономики и повышения качества жизни населения страны. 11роцссс опережающего развития элскгроэнсргсти-чсской отрасли является необходимым фактором успешного экономической) разнигии России.

Энергетической стратегией России на период до 2020 года определены следующие основные целевые орненгиры долгосрочной политики государства в электроэнергетике:

надежное снабжение экономики и населения сараны электрической и тепловой энершей;

сохранение целостности и развитие Ivunioii энергетической системы России, се интеграция с другими энергообъединениями на Евразийском континенте;

повышение эффективности функционирования и обеспечение устойчивого развития электроэнергетики на базе современных технологий;

снижение вредного воздейсшия на окружаюптую среду.

Увеличение темпов развития экономики привело к существенному росту спроса на электроэнергетические и тепловые ресурсы внутри страны. В настоящее время при большом различии темпов роста спроса на электрическую и тепловую энергию в регионах в условиях рыночных реформ, увеличивающих число независимых производителей элекгрической энергии, необходимо обеспечить максимально э<|к|)ективное использование потенциала электроэнергетической отрасли.

Учитывая длительность реализации инвестиционных проектов в электроэнергетике, динамично развивающийся спрос на электрическую и тепловую энергию, необходимо конкретизировать приоритеты и нарамезры развития электроэнергетической отрасли с учетом оптимального использования топливно-энергетических ресурсов и передовых технологий, обосновав на долгосрочный период рациональную, экономически эффективную структуру размещения объектов электроэнергетики.

Генеральная схема разментения обгектов электроэнергетики до 2020 года (далее — Генеральная схема) — это сбалансированный план размещения электростанций и электросетевых объектов на указанный период на основе оценки прогнозов элекгропогребления страны и ее pci ионов, конкретизирующий цели, задачи и основные мероприятия по развитию отрасли.

Целью Генеральной схемы является обеспечение надежною и эффективною энергоснабжения потребителей и полноценного удовлетворения потребностей экономики страны в электрической и -тепловой энергии.

Главной залачей Генеральной схемы является формирование на основе существующего потенциала и установленных приоритетов развития отрасли

- 3501 -

Ст. 1038

сравни зе л мюй х|х|>екги hi юсш атомных электростанций и альтернативных электростанций, исполыуютих иные ниды энергетических рссурсон, it каждой энергозоне.

Прогнозируемый ввод мощности атомных электростанций до 2020 года па территории основных энергозон при базовом варианте составляет 32,3 млн. кВт.

Для покрытия потребности в мощности при максимальном варианте элекфонотрсбления предусмотрена дополнительная нрофамма развития атомных электростанций, предиолатаюпщя максимальное задействование возможностей отечественного атомного энергомашиностроении и предусматривающая в 2015—2020 годах дополнительный ввод 5,8 млн. кВт установленной мощности.

Перечень модернизируемых, расширяемых и вновь сооружаемых атомных электростанций представлен в приложении № 4.

В Генеральной схеме масштабы развития пироэлскгростанций в период до 2020 года определены с учетом:

балансовой необходимости увеличения маневренной мощности в каждой энергозоне или в соседних с ней энерго зонах (по тдроаккуму;шрующим электростанциям — с дополнительным учетом необходимости увеличения ночной нафузки энергоюны);

сравнительной х|х|х;кгинн(хгп1 в каждой энергоэоне гидроэлекгросган-ций и электростанций, использующих доугие виды энергоресурсов;

целесообразности достройки гидроэлектростанций и максимального использования существующих проектных наработок.

Ввод мощностей гидроэлектростанций до 2020 года при базовом варианте предусмотрен в объеме 25,9 млн. кВт.

Для покрытия потребности в мощности при максимальном варианте электронотребления предусмотрена дополнительная про1рамма схюружения мощностей гидроэлек1росганций в объеме 4,8 млн. кВт. Указанная пгхнрамма предусмафивает максимальное использование |юзможностей отечественного гидроэнергоманшиосгроения и шдросгроителыюю комплекса.

1кречемь модернизируемых и вновь стюружаемых гидроэлектростанций представлен в приложении № 5.

Принцип разумной избыточности сетевой инфраструктуры, предусмотренный Генеральной схемой, позволяет не только обеспечить надежное электроснабжение потребителей, но и гарантировать инвестору при строительстве электростанций свободна подключение к сетям единой национальной (общер(х:сийской) электрической сети и минимальные расходы на мероприятия, обеспечивающие выдачу мощности электростанций.

Это особенно важно для тепловых электростанций, которые будут сооружаться только за счет средств частного капитала. 11ри максимально возможном развитии атомных и гидравлических электростанций в период до 2020 года (при прогнозируемой потребности во вводе генерирующих мощностей) основная часть вводимой мощности по-прежнему будет обеспечиваться крупными конденсационными электростанциями, использующими газ или уголь.

Возможности использования экологически наиболее чистого топлива — газа на конденсационных электростанциях в основном определяются ресурсными ограничениями и конкурсшгоспособпостью с конденсационными электростанциями, использующими уголь. Конкурентоспособность конденсационных электростанций, использующих газ, и альтернативных источников (атомных элекгросташшй и конденсационных электростанций, использующих уголь) в значительной мере определяется ценами на таз.

Прогнозируемое уже в ближайшем 5-летии увеличение ннуфироссийских цен на таз существенно изменит безусловную предпочтительность парогазовых электростанций по сравнению с альтернативными источниками базисной

Ст. 1038    — 3502 —    №11

мощности (атомными электростанциями и конденсационными элекгростан-циями, испольчующими уголь) н европейской части ораны.

Развитие тепловых электростанций будет базиронаться на следующих принципах:

дня электростанций, использующих уголь, — вывод из эксплуатации отработавших свой ресурс агрегатов, имеющих низкие значения параметров (90 агмосфер и ниже), и модернизация остальных aipeiamii с последующим продлением срока их эксплуатации (при попом строительстве — приоритет над электростанциями, использующими газ);

для электростанций, использующих газ, — вывод из эксплуатации отра-ботанших свой ресурс конденсационных паросиловых aipcraroB независимо от значений параметров и единичной мощности блока, а также вывод из эксплуатации отработавших свой ресурс теплофикационных aipei азов, имеющих низкие значения параметров (90 атмосфер и ниже). Повое строительство ориентировано преимущественно на ввод в действие тепло)лсктроцсшралей

Перечень модернизируемых, расширяемых и вновь сооружаемых тепловых электростанций представлен в приложении № 6.

С<| юр миронам пая структура тарирующих мощнослей обеспечивает энср1етическую безопасность каждого решона за счет повышения использо-№1ния различных видов энергорссурсов и типов электростанций, отличаясь высокой стабилыюстью при неизбежных в перепекшие колебаниях пен на топливо, а га к же технико-экономических показателей элеюростанций. Рациональная структура тарирующих мощностей (зона цсшралиаоианного электроснабжения) приведена в приложении № 7.

Прогноз ввода генерирующих мощностей в период до 2020 года приведен в приложении № 8.

В период до 2010 года потребность во вводе новой мощности при базовом варианте составляет 34,4 ГВт.

11ри базовом вариаше суммарная ногребноегь во вводе 1енерируюпц1х мощностей в период до 2020 года составит 186,1 млн. кВт, в том числе шдроэлеюро-ciai Iиий — 25,9 млн. кВт, атомных элеюростанций — 32,3 млн. кВт и тепловых электростанций (включая тснло'мсюроцсшраш!) — 127,9 млн. кВт.

11ри максимальном вариаше в период до 2020 годя дополнительно потребуется ввод 50,3 млн. кВт генерирующих мощностей, в том числе на гидроэлектростанциях — 4,8 млн. кВт, на атомных электростанциях — 5,8 млн. кВт, а ввод остальных 39,7 млн. кВт тарирующих мощностей предусматривается в основном на конденсационных электростанциях, использующих уголь.

Прогнозируемая динамика и структура производства электрической оперши (юна централизованного электроснабжении) приведены в приложении № 9.

Прогнозируемый быстрый рост производства электрической энергии при сравнительно небольшом приросте* мощностей не использующих органическое топливо элеюростанций (ыыравлические и атомные электростанции) в период до 2015 года потребует существенного увеличения доли выработки тепловых электростанций (от 66,6 процента в 2006 году до 69,9 пропета в 2015 году). Только в последующем 5-лстии (2016—2020 годы) за счет интенсификации развития гидроэнергетики и атомной энергетики возможно некоторое снижение доли выработки электрической энергии на тепловых электростанциях (до 65,5 процента при ба'зовом варианте).

В структуре производства тепловых электростанций будет устойчиво расти доля электростанций, использующих уголь. Особенно сильно .данная тенденция будет проивлитт.си па конденсационных электростанциях, использующих уголь, доля которых в общем производстве электроэнергии в стране в 2006 году составляла менее 10 процентов, а к 2020 году даже при базовом вариаше будет увеличена до 21,5 процента. Доля электростанций, использу-

— 3503

Ст. 1038

loimix по, будет неуклонно сокращаться, при этом стремительно возрастет роль сонременных пирогазовых и газотурбинных технологий.

11рошо тируемый росгоб|>смои производства элсктроэнсрпш на тепловых электростанциях и изменение структур!,i выработки по тинам электростанций определяют их потребность в различных видах органическою топлива.

Вид топлива для предлагаемых Генеральной схемой тепловых электростанций принят предварительно. Окончательный выбор гонлива (газ или уголь) /тля реконструируемых, расширяемых и вновь аюружасмых тепловых электростанций будет сделан инвесторами при выполнении технико-экономического обоснования конкретного объекта. Потребность электростанций в гонливс при базовом варианте приведена в приложении № 10.

11ри ба юном вариан те суммарная потребность тепловых электростанций в топливе увеличится с 295,1 млн. г у.т. в 2006 году до 427,9 млн. т у.т. в 2020 голу, то есть примерно в 1,5 раза. При этом суммарное производство электрической энергии на них за этот период возрастет в 1,8 раза. Несмотря на прогнозируемое увеличение доли электростанций, использующих уголь, в теплоэнергетике может быть достигнуто существенное увеличение коэффициента полезного действия за счет внедрения на электростанциях передовых технологий как при использовании газа, так и при использовании угля. Средневзвешенный удельный расход топлива на отпуск электрической энергии при этом снизится от 335,9 г у.т./кВтч в 2006 году до 286,1 г у.т./кВтч it 2020 году при соответствующем росте коэ<|>финис1гга полезного действия от 36,7 процен та до 43,4 процента.

Структура потребления топлива на тепловых электростанциях при базовом варианте также существенно трансформируется. Гак, устойчиво будет снижаться доля газа (с 68,1 процента в 2006 году до 56,4 процента в 2020 году) и мазута (от 3,6 пропета в 2006 году до 1,6 пропета в 2020 году) при интенсивном росте доли угля (от 25,3 процента в 2006 году до 39,5 процента в 2020 году). 11ри этом абсолютный объем потреблении газа увеличится только на 20 процентов, а угля — в 2,3 раза. Это резко повысит требования к развитию нроиз1золспзенных мощностей в угольной промышленности, особенно в главных угольных бассейнах — Кузнецком и Канско-Ачинском.

VI. Развитие электрической сети единой энергетической системы России

Развит ие электрических сетей в период до 2020 года будег направлено на обеспечение надежного и устойчивого функционирования Глиной энергетической системы России, конкуре!иного оптового рынка элекгроэнерши и мощности, а также на обеспечение надежного электроснабжения потребителей и выдачи мощности электростанций.

В Генеральной схеме в основу перспективного развития электрической сети Глиной энергетической системы России закладываются следующие основные принципы:

схема основной электрической сети Глиной энергетической системы России должна обладать достаточной гибкостью, позволяющей осуществлять со поэтапное развитие и обеспечить возможность приспосабливаться к изменению условий роста нафузки и развитию электростанций;

схемы выдачи мощности крупных электростанций и нормальных режимах работы энергосистемы должны обеспечивать возможность выдачи всей располагаемой мощности электростанции без применения устройств нрогивоана-рийной автоматики как и волной схеме сети, так и при отключении любой из отходящей линии на всех этапах сооружения электростанции (нрин-ним «N-Ь). Дли атомных электростанций указанное условие должно выполняться как в нормальных режимах, так и и ремонтных режимах работы энергосистемы (принцип «N-2»);

Ст. 1038


- 3504 -


N° 11


схема основной электрической сети должна соответствовать требованиям охраны окружающей среды, главным образом уменьшению площади подлежащих изъятию для нового строительства земельных участков и общей площади охранных зон линий электропередачи, в которых офаничивается хозяйственная деятельность и пребывание людей;

управляемость основной электрической сети должна обеспечиваться за счет использования средств принудительного нотокораенределения, статических комиенсагоров, устройств продольной компенсации, управляемых шунтирующих реакторов, вставок постоянного тока, электромеханических преобразователей, фазоиоворотных устройс тв и других средств;

схема и параметры распределительных сетей должны обеспечивать надежность электроснабжения, при которой питание потребителей осуществляется без (нраничения нафузки с соблюдением нормативных зребований к качеству элекфической энергии при полной схеме сети и при отключении одной линии электропередачи или трансформатора (принцип «N-1» для потребителей).

И 2011—2020 го;щх для вовлечения в топливно-энергогический баланс европейской части сэрами электрической энерши и мощности тепловых и гидравлических электростанций Сибири рекомендуется сооружение следующих линий электропередачи постоянного тока напряжением ± 500 кВ и ± 750 кВ:

линия электропередачи постоянного тока (± 750 кВ) Сибирь — Урал -Петр пропускной способностью 3000 МВт и протяженностью 3700 км;

линия электропередачи постоянного тока (± 750 кВ) Урал — Средняя Волга — Центр пропускной способностью 3000 МВт и протяженностью 1850 км;

две линии электропередачи постоянного тока (± 500 кВ) Эиснкийская ГЭС — Тюмень пропускной способностью но 2500 МВт и протяженностью 600 и 800 км;

линия электропередачи постоянного тока (± 500 кВ) Сибирь — Тюмень пропускной способностью 2000 МВт и протяженностью 900 км

В Генеральной схеме в период до 2020 года рекомендуется обзсдинсиис ;ыя совместной работы на постоянном токе энергоюн Сибири и Дальней) Востока за счет установки на подстанциях Могоча н Ханн напряжением 220 кВ вставок постоянного тока мощностью по 500 MBA каждая.

Развитое сетей напряжением 750 кВ предусматривается в европейской части Глиной энергетической системы России в целях:

усиления связей между Северо-Западом и Центром (сооружение линии электропередачи ПС Ленинградская — Ленинградская ГАЭС — IIC Белоэер-ская);

выдачи монщости атомных электростанций, сооружаемых в этой зоне. Линии электропередачи напряжением 500 кВ будут использованы для выдачи мощности крупных электростанций и усиления основной сети в энергозонах Цс1пра, Юга, Средней Волги, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также для развития мсжсистсмных связей. В период до 2020 года усиление межсислемного сечения Северо-Запад — Центр нрсдусмазривастся за счет сооружения линии электропередачи Вологда — Коноша, усиление межсисгсмиого сечения Урал — Средняя Волга предусматривается за счет сооружения линий электропередачи Газовая — Красноармейская и Помары — Удмуртская, усиление межсис1смного сечении Сибирь — Урал предусматривается за счет сооружения двух линий 'хзск1ро11срслачи Ишим — Восход и Томск — Парабсль — 11ижнснар1 опекая ГРЭС. 11рсдусмазривастся сооружение второго кольца линий электропередачи напряжением 500 кВ вокруг г. Москвы.

Для пере;(ачи электрической энерши и мощности Канкунской ГЭС и Нижиетимптонской ГЭС, сооружаемых и энергосистеме Якутии, в Хабаров-

- 3505 -

Ст. 1038

скую и Приморскую энергосистемы потребуется усиление существующего транзита напряжением 500 кВ вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали.

Сеть напряжением 330 кВ будет продолжать выполнять системообразующие функции и обеспечивать выдачу мощности крупных электростанций в западной час ш энерго юны Центра, в энергозонах Северо-Запада и Юга. Предусматривается усиление связей между энергозонами Центра и Северо-Запада за счет сооружения линий электропередачи напряжением 330 кВ Новосокольники — Талашкино.

Основные тенденции в развитии сетей напряжением 220 кВ будут состоять в усилении распределительных функций и обеспечении выдачи мощности электростанций. В изолированных энергосистемах Дальнего Востока, а также в Архангельской энергосистеме и энергосистеме Республики Коми сети напряжением 220 кВ будут являться системообра зующими. В рассматриваемый период намечается присоединение Центрального энергорайона Якутии к обьединенной энергосистеме Востока но двухценной линии электропередачи напряжением 220 кВ Томмот — Майя, /(ля обеспечения энергоснабжения магистрального нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан намечается сооружение двухценной линии электропередачи напряжением 220 кВ но направлению Алдан — Ленек — Кирснск, которая объединит Западный энергорайон Якутии с Южным энергорайоном и с энергозоной Сибири (Иркутская область).

Основным направлением развития сети напряжением ПО кВ будет дальнейшее ее расширение но территории России с целью повышения надежности электроснабжения потребителей.

В Генеральной схеме на основе указанных принципов еформирован перечень электросетевых объектов, обеспечивающих выдачу мощности электростанций общесистемного значения, надежное электроснабжение потребителей и развитие межсистемных связей в период до 2020 года. Перечень электросетевых объектов представлен в приложении №11. Данный перечень будет уточняться при выполнении конкретных проектов.

11ри этом в базовом варианте дай выдачи мощности вновь вводимых и расширяемых электростанций общесистемного значения потребуется сооружение 25,7 тыс. км линий электропередачи, для ноиьннсния уровня надежно-сти электроснабжения потребителей — 22,2 тыс. км линий электропередачи напряжением 330 кВ и выше, дая усиления межсистемных и межгосударственных связей — 16,1 тыс. км линий электропередачи.

VII. Оценка потребности в инвестициях и источниках их финансирования

В Генеральной схеме оценка потребности в инвестициях яазяется нро-шозной и сформирована с учетом того, что исходные технико-экономические показазели нриня ты в соответствии с нрелвар>гтелм1ыми проектными предложениями. Практически вес исходные технико-экономические показатели будут уточнены при проектировании объектов.

В качестве источников инвестиций предусмотрены:

для генерирующих компаний — собственные средства (амортизация, прибыль па капитальные вложения, накопленная прибыль прошлых лет, средства от возврата налога па добавленную стоимость) и привлеченные средства (кредиты, эмиссия акций, выпуск облигаций);

дая электросетевых компаний — собственные средства (амортизация, прибыль на капитальные вложения, накопленная прибыль прошлых лет, плаза за присоединение, средства, получаемые от возврата налога на добавленную стоимость) и привлеченные средства (кредиты, эмиссия акций).

- 3506 -


№ 11


Ст. 1038


11 огреби ость и средствах федеральною бюджега учтена it объеме, соответствующем показателям ресурсного обеспечения мероприятий, реализуемых в настоящее время в рамках <|)едералм1ых целевых нро|рамм.

Прогноз 1КУ1ребности в капиталовложениях на развитие электростанций (базовый вариа1гг) на 2006 2020 годы (таблица I) и сооружение электросетевых объектов (базовый вариант) в период до 2020 года (таблица 2) приведен в приложении № 12.

Всего за 2006—2020 годы общая потребность в капиталовложениях на развитие элыаростанций при базовом itapnaine составит 11616,3 млрд, рублей (в ценах соотвстствуюнщх лет).

По|ребность в капиталовложениях на аюружение электросетевых объектов с 2006 но 2020 год при базовом варианте оценивается в 9078,8 млрд, рублей (в ценах соответствующих лет).

VIII. Снижение техногенного воздействия электростанций на окружающую среду

R целях снижения вредных выбросов электростанций в атмос<|>сру в Генеральной схеме предусмотрено, что на вновь вводимом ')нер1етичсском оборудовании объемы мероприятий но охране окружающей среды должны обеспечивать о1раниченис в ctxrntcicntiui с нормативами удельных выбросов оксидов серы, оксидов азота и твердых частиц (летучей золы), а также предотвращение вредных воздействий на во;щыс объекты.

11а сущссгнующих тепловых электростанциях предусматривается проведение мероприятий по реконструкции и модернизации устаревших и неэффективных золоуловителей и внедрению технологических методов ио;иш-лепия оксидов а юга в процессе сжшания топлива.

Экологическая безопасность развития элскгроэнср1сгики будет обеспечиваться также при:

реализации предусмотренной в Генеральной схеме структуры генерирующих мощностей;

о1раничснии в соответствии с нормативами удельных выбросов itpc;un>ix веществ в атмосферу вновь вводимым в эксплуатацию энергетическим оборудованием;

проведении намеченных объектных мероприятий но охране атмосфер-ного воздуха на действующих тепловых электростанциях;

развитии электроэнергетики на основе использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

IX. Энергетика на основе использования возобновляемых источников энергии

Мри проведении репюналыюй энергетической политики важное значение имеет оптимальное использование ресурсов развития традиционной электроэнергетики (атомных, шдравлических и тепловых электростанций), малой энергетики и возобновляемых источников энергии. В тоиливно-эпер-1стичсском балансе решонов необходимо использовать потенциал местных, нетрадиционных и воюбнонляеммх видов топливно-энергетических ресурсов. Для России такими ресурсами в первую очередь являются торф, геотермальные воды, солнечная и ветровая энергия, энершя малых рек и морских приливов.

Стратегическими целями использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива являются:

сокращение потребления нсвозобновлясмых топливно-энергетических ресурсов;

- 3493 -

Ст. 1038

падежной, экономически э<|х|>ект и иной и оптимально использующей топливные ресурсы ораны рациональной структуры генерирующих мощностей и электросетевых объектов и создание условий для предотвращения наиболее эффективным способом прогнозируемых дефицитов элекфической оперши и мощности.

I 1риоритегами Генеральной схемы в рамках установленных ориентиров долгосрочной государственной политики в сфере электроэнергетики являются: опережающее развитие электроэнергетической отрасли, создание в ней экономически обоснованной структуры генерирующих мощностей и электросетевых объемов для падежною обеспечения потребителей страны электрической и тепловой энергией;

оптимизация топливного баланса электроэнергетики за счет максимально возможного использования потенциала развития атомных, гидравлических, а также использующих утль тепловых электростанций и уменьшения в топливном балансе отрасли использования газа;

создание сетевой инфраструкгуры, развивающейся опережающими земцами по сравнению с разившем электростанций и обеспечивающей полноценное участие энергокомпаний и потребителей в функционировании рынка электрической энергии и мощности, усиление межсистемных связей, lapaii-тирующих надежность взаимных поставок электрической энергии и мощности Mcxgiy pci ионами России, а также возможность экспорт электрической энергии;

минимизация удельных расходов шилива на производство электрической и тепловой энергии путем внедрения современного высокоэкономичного оборудования, рабогающего на твердом и iaзообразиом топливе;

снижение техногенного воздействия электростанций на окружающую среду путем эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, оптимизации производственной структуры отрасли, технологического перевооружения и вывода из эксплуатации устаревшего оборудования, увеличения объема природоохранных мероприятий на электростанциях, реализации нро-фамм но развитию и использованию возобновляемых источников энергии.

И Генеральной схеме шюбъекгпо представлены электростанции только общесистемного (федерального) уровня — все атомные электростанции, тепловые электростанции установленной мощностью 500 МВт и выше, гидроэлектростанции установленной мощностью 3(H) МВт и выше, электрические сети напряжением 330 кВ и выше, а также электрические сети напряжением 220 кВ, предназначенные для выдачи мощности новых электростанций, межсистемные и межгосударственные линии электропередачи.

Генеральная схема будет ориентировать компании разных <1юрм собственности, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субт«ектов Российской Федерации на создание таких условий, которые обеспечивали бы рациональное использование всех энергетических ресурсов в масштабах сфаны.

II. Современное состояние электроэнергетики

Электроэнергетическая отрасль России — ото развивающийся в масштабах всей страны высокоавтоматизированный комплекс элек1ростанций, элскфичсских сетей и объектов электросетевого хозяйства, обьединенных единым технологическим никлом и централизованным оперативно-диспетчерским управлением.

Установленная мощность электростанций зоны централизованного электроснабжения но состоянию на 31 декабря 2006 г. составила 210,8 млн. кВт, из них мощность тепловых электростанций составляет 142,4 млн. кВт (68 процентов суммарной установленной мощности), ш;фоэлек1ростанций и гидроаккумулирующих электростанций — 44,9 млн. кВт (21 процент суммар-

Ст. 1038    -    3494    —    №    11

ной установленной мощности) и атомных электростанций — 23,5 млн. кВт (11 процентов суммарной установленной мощности).

Суммарная мощность устаревшего оборудования на электростанциях России составляет 82,1 млн. кВт, или 39 процентов установленной мощности всех электростанций, в том числе на тепловых электростанциях — 57,4 млн. кВт, или 40 процентов их установленной мощности, а на гидравлических — 24,7 млн. кВт, или более 50 провешов их установленной мощности.

Введено в эксплуатацию с 1990 но 2007 год преимущественно на тепловых элскгростанциях 24,6 млн. кВт новых мопщостей.

К 2020 году уже 57 процентов мощностей действующих тепловых электростанций отработают свой ресурс. К этому периоду с учетом работ но техническому перевооружению 11реднолап1ется вывести ит эксплуатации устаревшее оборудование на 51,7 млн. кВт установленной в настоящее время мощности, в том числе на тепловых электростанциях — 47,7 млн. кВт и на атомных — 4 млн. кВт.

В топ.шипом балансе электростанций доминирует газ. Удельный вес газа в период с 2001 но 2006 год в топливном балансе отрасли увеличился с 65,9 процента до 68,1 процент, а доля угля снизилась с 26,7 процент до

25.3    процента.

Электрические сети России делятся на системообразующие (Maiастральные) сети, обеспечивающие целостность функционирования Глиной энергетической системы России, и распределительные сети, с помощью которых осуществляется электроснабжение потребителей. Высоковольтная сеть в европейской части Рднной энергетической системы России в основном сформирована на основе линий электропередачи напряжением 330—750 кВ, в то время как в остальной част Глиной энергетической системы России одновременно с развитием сетей напряжением 500 кВ промышленно осваивались сети напряжением 1150 кВ.

Протяженность электрических сетей напряжением 110—1150 кВ всех объединенных энергетических систем но состоянию на 31 декабря 2006 г. составила (в одноценном исчислении) более 442,2 тыс. км. Суммарная установленная мощность трансформаторов разных классов напряжения на понизительных подстанциях по состоянию на 31 декабря 2006 г. составила около 696,9 млн. кВА.

Износ основных фондов электросетевого хозяйства в настоящее время составляет в среднем 40,5 процента, в том числе оборудования подстанций

63.4    процента.

III. Прогноз спроса на электрическую энергии)

На протяжении последних 8 лет Россия демонстрирует устойчивую положительную динамику роста элсктронотрсбления.

Электропотребление в стране с 1991 но 1998 год сократилось почти на 25 процентов, появились значительные резервы мопиюсти в Глиной энергетической системе России, ощутимо снизилась загрузка действующих электростанций.

В 1998 году период падения спроса на электрическую энергию закончился и начался рост, при котором уровень элекгроптребления в 2006 году составил 980 млрд. кВтч, что на 9 продетой ниже максимума, зафиксированного и 1990 году (1074 млрд. кВт ч).

Общая тенденция роста спроса на электроэнергию прослеживается но всей стране, при этом важной особенностью такого роста является его неравномерность как в региональном, так и в отраслевом отношении. В ряде случаев это уже привело к дефициту 1снсрирующих мощностей в условиях пика элекгропотрсбления в зимний период (Московская, Ленинградская и Тюменская энергосистемы).

№11


Or. 1038


- 3495 -


Для разработки Генеральной схемы принят прогноз, и ре, (усматривающий рост элсктронотрсблсния к 1>оссии к 2015 году до уровня 1426 млрд. кВт-ч (базовый вариант) с возможным вариантом увеличения элсктронотрсблсния в этот период до 1600 млрд. кВт ч (максимальный вариант).

Мропюз элскгроногрсблсния но России и сс регионам для базового и максимального iiapiiairroB представлен в приложении № I.

1>азовый вариант элсктроиотрсбления характеризуется относитслыю ус-тойчивой терри гориалыюй структурой на рассмазриваемый период. 1 Ipomo-зируется увеличение доли решонов Северо-Запада, Центра и Дальнего Востока в общем энергопотреблении по России (суммарная доля рассма триваемых решонов может увеличиться с 36,8 процента в 2006 году до 39,9 процента в 2020 году), стабилизация доли региона Урала на уровне 24,6—24,7 процента и уменьшение доли решонов Средней Волш, Юга и Сибири (с 36,4 процента до 34 процентов).

Опережающее развитие субъектов Российской Федерации, входящих в регионы Ссисро-Зашгла и Центра, связано с наличием здесь мониюго производственного и научно-технического потенциала. На территории этих решонов ожидается расширение многочисленных действующих и строительство новых, в том числе электроемких, промышленных производств (металлургического завода в Калужской области, крупного металлуршческою комплекса на базе Михайловского ГОКа в Курской облает, предприятий но производству цс,тлюлозы в Ленинградской области, а также в Республике Коми и нефтеперерабатывающих заводов в Ленишрадской области и на Кольском полуострове).

1 (рсдполпгастся осуществление крупных инвестиционных проектов но развитию транспортной инфраструктуры. Существенными факторами, способствующими росту электро!кпрсблсния в рассматриваемых субъектах Российской Федерации, будет динамичное развитие новых направлений с<|>сры услуг (строительство торгово-досуговых центров, бизнес-центров и т.д.) и крупномасштабное жилищное строительство.

11ро!ТЮзируемое элсктронотрсбленис региона Урала определяется значительным ростом спроса на электрическую энергию па территории Тюменской энср1Х)системм, на долю которой приходится половина общего прирост элекгроио гребла шя региона к 2020 году, что связано с увеличением добычи нефти и природного газа (Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция остается ведущей нефтяной базой России), повышением электроемкости нефтедобычи и развитием транспортной инфраструктуры. В Тюменской области прогнозируе тся рост численности населения. В связи с этим ожидается и шч пчельный рост потребности в электрической энергии для нужд домашнего хозяйства и сферы услуг.

11а ({юрмирование перспективных показателей спроса на элекфическую энергию по району Урала заметное влияние окажет также реализация крупных инвестиционных проектов по расширению, модернизации и развитию металлургических производств прежде всего в Свердловской и Челябинской областях.

В регионе Дальнего Востока ожидается увеличение элекгропотрсблсния за весь рассмазриваемый период в 1,9 раза, при этом доля региона в суммарном элскгроногреблснии увеличится незначительно.

В рассматриваемой перспективе основной спрос па электрическую энср-гию в регионе Сибири будет <|юрмироваться за счет промышленного производства (более 55 процентов абсолютного прироста общего элсктро-потребления, прогнозируемого к 2020 году). На территории Сибири планируется ввод новых крупных электроемких предприятий — Богучанского и Тайшетского алюминиевых заводов, газохимического комплекса па базе Ковыктинского газоконденсатного месторождения, электрометаллуршческого

3496

№ 11

завода в Новосибирской области, нескольких целлюлозно-бумажных комбинатов.

Прошошруемые темпы роста потребности в >л с юри ческой оперши н 11опо:1Ж1>е ниже, чем по России п целом, что в значительной степени определяется особенностями структуры промышленною произ1к>дспю на ее территории, характеризующейся преобладанием обрабатывающих производств, в том числе прои зводства мавпшосфошслмюй продукции.

Ожидаемый спрос на электрическую энергию в Южном <|>елсральном oKpyie находится в зависимости от расширения промышленною производ-ства, в том числе за счет строительства новых металлуршчсских предприятий, а также развития объектов шк1)расгрукгуры, вкзючая строительство новых и реконсфукцию действующих курорпю-оздоровительных, юстиничных и рекреационных KOMiuiexcoB.

Максимальный 1зариант потребления электрической оперши характеризуется более значительными территориальными и зменениями.

I) течение всею прогнозного периода при максимальном варианте но сравнению с базовым вариантом происходит увеличение доли регаонов Сибири и Дальнею Востока в общем злектронотрсблении ораны за счет интенсивного р<хгга элсктропотрсбления, связанною с предпола1асмым опережающим развитием экономики сзхупзетспзующпх территорий. Наличие больпшх запасов природных ресурсов (руд цветных металлов, нерудных материалов, ресурсов леса и углеводородов) станет базой для расширения производства нро;1укции на электроемких предприятиях

Предстоящее развитие предполагает осуществление таких крупнейших инвестиционных проектов, как проект освоения месторождений нефти на континентальном шельфе в Баренцевом море, включая строительство экспортною нефтепровода Харьяга — Инина и нсфгс пали иною терминала, проект комплексного развития Нижнего 11риангарья, Ссвсро-Красноярский проект (на ба зе освоения и ра зработки Ванкорскою и Семеро-Ванкорской) месторождений нефти), проект строительства нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, обеспечивающего разработку Верхнечонскою и Талаканского нефгега зоконденсатных месторождений, Удоканский проект на базе крупнейшего в России месторождения меди, проект строитс;п»стпа алюминиевою завода на Дальнем Востоке.

Развитие субъектов Российской Федерации, входащих в регионы Петра и Юга, связано с ожидаемым стабильным ростом спроса на элекфическую энергию, обеспечиваемым устойчивым развитием экономики. Формирование крупных юродских агломераций на основе современных юродов-миллио!ши-ков, а также развитие промышленного н сельскохозяйственною производства нршзе.дуг к ставили ищии доли этих решопов и общероссийском обтлме элскфопотрсблс! 1 ия.

IV. Прогноз экспорта — импорта электрической энергии и мощности

Межгосударственное сотрудничество, осноепие новых энергетических рынков, повышение надежности и экономичности обеспечения истребителей электрической опершей на основе использо1зания экономических, технических и технологических преимуществ, связанных с параллельной работой электроэнергетических систем, являются 1зажнсйшими направлениями внешней политики России в сфере электроэнергетики.

Суммарный экспорт электрической энергии из России (сальдо без учета нршраничной торговли) в 2004 году составлял 6 млрд. кВт ч, в 2005 году -11,2 млрд. кВт-ч, 13 2006 году — 14,1 млрд. кВт-ч.

- 3497 -

Ст. 1038

В Генеральной схеме предусмотрены следующие мероприятии но реализации экспортно-импортной политики России и с<|>срс электроэнергетики: дальнейшее уиеличение экспорта электрической энергии к Финляндию В период 2016—2020 годов при сооружении ни площадке подстанции Княже-|уГ>ская напряжением 330 кВ вставки iioctohhhoix) тока (ВИТ) мощностью 500 МВт и линии электропередачи от вставки постоянного тока до Пиргги-коски (Финляндия) напряжением 400 кВ и протяженностью 175 км до |\)сударстнснной границы. Это обеспечит возможность передачи электрической энергии и мощности в Финляндию в объеме 3 млрд. кВт ч и 500 МВт, а также обмена электрической энергией и мощностью между Кольской энергосистемой и энергосистемой Финляндии, что повысит надежность работы прожженного транзита Колэнерго — Карелэнерго — Ленэнерго. После 2020 года может рассматриваться перспектива установки вгорой вставки постоянного тока моищостмо 500 МВт, подвески шорой цепи на линии электропередачи напряжением 400 кВ. При этом возможность передачи мощности в энергосистему Финляндии возрастет до I ГВт, а нере;щчи электрической энерши — до 6 млрд. кВт ч;

поставка электрической энерши и мощности и Калининградскую энергосистему из энергосистемы Литвы в период 2007—2009 годов до выво;щ из рабогы второго энергоблока Mi надпиской АЭС в размере or 1,9 до 0,6 млрд. кВтч и 600 МВт.

С 2010 года до ввода второго блока на Калинишрадской ТЭЦ-2 ликвидация дефицита электрической мощности Калинишрадской энергосистемы будет осуществляться за счет поставок мощности в размере 200 МВт из Глиной энергетической системы России через электрические сети энергосистем Белоруссии и стран Балтии, а также за счет ввода в действие в Калинишрадской энергосистеме мощностей тепловых электростанций, использующих твердое топливо. В условиях возможного объединения энергосистем Литвы и Полыни для обеспечения надежного элекфоснабжения потребителей Калинишрадской энергосистемы предусмотрено сооружение двучленной линии электропередачи Калинишрадская энергосистема — энергосистема Полыни напряжением 400 кВ, которая позволит осуществлять обмен электрической энергией между ними, а также перервать ее избытки в европейские страны;

импорт электрической энергии из Казахстана и Украины в связи с прогнозируемым увеличением спроса на электрическую энергию в России и невозможностью в период до 2010 года быстрого развертывания энергетического строительства из-за его большой капиталоемкости. После 2010 года с учетом намечаемых вводов генерирующих мощностей импорт электрической энергии из этих стран нракгичсски прекращается;

широкомасштабный экспорт электрической энерши и мощности в Китай. Это будет являться стимулом для интенсивного развития энер1егики Дальнего Востока, сооружения в данном решопе 1еперирующих источников на местном топливе и усиления межгосударственных электрических связей и внутренней сети Идиной энергетической системы России. Кроме того, увеличение поставок электрической энергии и мощности в Китай стимулирует экономическое развитие регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Ожидается, что реализация проекта экспорта электрической энерши в Китай внесет ощутимый вклад в валовый региональный продукт этих регионов за счет строительства новых энергообъектов и значительного увеличения экспорта (налоговые и прочие поступления в бюджеты). Это будет способствовать сокращению мшрации населения в другие регионы, ускорит модернизацию стареющей инфраструктуры, дает дополнительный импульс развит ию смежных отраслей промышленности. Экспорт электрической энергии и мощности в Китай из энергоюны Востока будет осуществляться от существующих на кие Дальнего Востока элекфосганций начиная с 2008 года

- 3498 -

№ 11

н обьемс 0,75 ГВт и 4,5 млрл- кВт ч и уже к 2012 году достигнет 3,75 ГВт и

22,5 млрд. кВт ч при вводе в действие в Хабаровской энергосистеме новой Ургальской 'ГЭС (4 х 900 МВт). Рассматривается также возможность широко-маенпабного экспорта электрической энергии и мощности в Китай из Сибири. В качестве экспортно ориептрованных генерирующих источников в Сибири принимается ввод энергоблоков на новой Харанорской ТЭС (3 х 800 МВт), Татауронекой ТЭС (2 х 600 МВт) и Олонь-Шибирской ТЭС (4 х 900 МВт). Начало широкомасштабной) экспорта электрической оперши и мощности из Сибири предусматривается в 2015 году в объеме 6 ГВт и 36 млрд. кВт ч.

V. Развитие генерирующих мощностей электроэнергетики

Основным нелевым ориентиром развития течкурирующих мощностей электроэнергетики па период до 2020 года является создание рациональной, всесторонне обоснованной структуры мощностей в целях надежного обеспечения потребителей страны электрической и тепловой энергией.

В Генеральной схеме основой формирования рациональной структуры 1снсрирующих мощностей являются следующие основные принципы:

развитие генерирующих мощностей, обеспечивающих надежное (при соблюдении установленных технологических параметров и стандартных показателей качества электрической энергии) функционирование элекгроэнер-1стики;

предельно возможное развитие доли не использующих органическое топливо источников электрической энерши — атомных и гидравлических электростанций;

сокращение доли мощности всех тепловых электростанций, иснользую-щих органическое топливо, сопровождающееся увеличением доли мощности тепловых электростанций, использующих твердое топливо, при интенсивном снижении доли мощности тепловых электростанций, использующих газооб-разнос и жидкое топливо;

прогнозируемый рост мощности тенлоэлсшронсшралсй до 2020 года, осуществляемый преимущественно за счет у1зеличения мощности наиболее прогрессивных типов электростанций (парогазовых и газотурбинных), использующих газ. Использование газа как экологически наиболее чистого вида топлива предусмотрено в первую очередь для обеспечения растущей потребности в тепловой энерши, а также в целях развития теплофикации не только в европейской части Единой энергетической системы России, но и в газифицированных районах ее восточной части;

ориентирование практически всего прогнозируемого роста мощности конденсационных электростанций в период 2013—2020 годов на развитие конденсационных электростанций, использующих уголь. Использование газа для увеличения их мопиюсти предлагается лишь на ближайшие 5 лет, когда на фоне ускоренного роста олсктропотрсблсния добиться соответствующего нарастания ввода тенсрирующих мощностей можно только за счет развития наиболее быстро сооружаемых типов электростанций, а также замены устаревшей) оборудования на профессивное на действующих конденсационных электростанциях, использующих газ.

11рноритстами территориального развития генерирующих мощностей являются:

в европейской части России максимальное развитие атомных и гидро-аккуму;шрующих электростанций, техническое перевооружение электростанций, использующих газомазутное топливо;

it Сибири — разнитис тдроэлектростанций и тепловых электростанций, использующих уголь;

на Дальнем Востоке — разни те гидроэлек1ростанций, тепловых электростанций, используюиптх уголь, а также газ (для тсплоэлскгроцсшралсй в

№11    —    3499    —    Ст.    1038

крупных городах), с учетом перепекши разработки пионых месторождений о. Сахалина.

Генеральная схема ориентирована на использование наиболее про-ipccciiBiioro оборудования для развития тепловых и I идравлических электростанций

Так, оборудование, устанавливаемое при техническом перевооружении и строительстве новых тепловых электростанций, должно обеспечивать повышение надежности и эффективности использования топлива, а также улучшение экологических показателей. При использовании газа на тепловых электростанциях как при техническом перевооружении, так и при новом строительстве должны применяться исключительно паро1ягзоныс и тзотур-бинные технологии с постепенным повышением коэффициента полезного действия — от 50 процентов в настоящее время до 55—60 процентов после 2010 года.

Для конденсационных электростанций, использующих уголь, рекомендована установка модернизированных блоков (температура пара — 565°С и коэффициент полезного действия — до 41 nponcirra), а после 2010 года в европейской части России — энергоблоков на сунерсверхкришческие параметры пара (давление пара 30—32 МПа, температура пара 600—620°С, коэффициент полезною действия — до 44—46 процентов). Па теплоэлектроцентралях, использующих уголь, также предполагается установка модернизированного оборудования, а при низкокачественном топливе — оснащение котлоагрстатами с циркулирующим кипящим слоем (коэффициент полезного действия — 39—41 процент).

Для гидроэнергетического оборудования должна применяться современная система антикоррозийной 'защиты с длительным сроком эксплуатации, укомплектованная усовершенствованными автоматизированными системами управления и автоматизированными системами управления тсхнологичс-скими процессами, системами диагностики и контроля безопасности сооружений.

11а атомных электростанциях предусмотрено использование новых типовых серийных энергоблоков с реакторной установкой типа ВВЭР-1000 электрической мопиюстью 1150 МВт. Кроме этих блоков в период до 2020 года ире,чусматри1заезся возможность аюружения энергоблоков единичной мощностью 300 МВт, а также плавучих атомных электростанций мощностью 70 МВт. В период до 2015 года предусмотрено увеличение мощности на действующем оборудовании атомных электростанций за счет мероприятий но модерн и за ци и, обеспечивающих прирост мощности действующих атомных блоков на 1,5 млн. кВт.

11ри разработке балансов электрической энергии и мощности в Генеральной схеме учитывались 1зсе электростанции независимо от величины их МОЩНОСТИ.

Дли принятого базового 1зарианга спроса на электрическую энергию потребность в установленной мощности электростанций ( юна централизованного электроснабжения) определена в объеме 245,5 млн. кВт в 2010 году,

297,5 млн. кВт — в 2015 году и 347,4 млн. кВт — в 2020 году. В максимальном варианте уровень потребности в установленной мощности оценивается в 256,2 млн. кВт в 2010 году, 326,2 млн. кВт — в 2015 году и 397,7 млн. кВт — в 2020 году.

Величина перспективной потребности в установленной мощности электростанций учитывает прогнозируемый максимум нагрузки, сальдо экспорта (импорта) мощности, нормативный расчетный резерв мощности, величину ограничений установленной мощности электростанций и величину неиспользуемой мощности гидроэлектростанций в период прохождения максимума нагрузки.

Ст. 1038    —    3500    —    №    11

Прогнозируемая погребность и установленной мощности электростанций обеспечивается за счет следующих групп оперирующих источников:

остающаяся в эксплуатации мощность действующих электростанций всех типов;

нрошозирусмая па период до 2020 года новая (включая обновляемую) мощность reihiоэлempoiiei пралей;

новая (включая обновляемую) мощность электростанций общесистемного значения — атомные электростанции, гидроэлектростанции и конденсационные электростанции, использующие газ и уголь.

В соответствии с полученными выводами об эффективности продления сроков эксплуатации части устаревшею оборудования или его замены новым прогнозируется уменьшение суммарной мощности всех типов действующих электростанций ораны (в сравнении с уровнем 2006 года) на 49,5 млн. кВт.

Изменение мощности действующих электростанций (юна централизованного электроснабжения) приведено в приложении № 2.

Исходя из iipoiiio ia общей потребности ораны и ее регионов в тепловой энергии, при поди у тике Генеральной схемы сформирован баланс тепловой энергии, оценена прогнозируемая динамика ее суммарного производства на тепловых электростанциях и соответствующая ей прогнозируемая динамика изменения мощности тс1ыоэлскгроцс1пралсй но стране и европейской части Глиной энергетической системы России.

Прогнозируемый достаточно интенсивный рост доли отпуска тепловой энергии от тепловых электростанций (в целом по стране от 44 процентов в 2006—2010 годах до 51,5 процента в 2020 году) базируется на эффективности 1спл(х1шкации в условиях серьезного изменения как собственных технико-экономических показателей теплоэлектроцентралей (особенно с прогрессивными парогазовыми и газотурбинными технологиями), лак и стоимостных показателей использования разных видов топлива. ')то обусловлено расположением теплоэлектроцентралей в городах и крупных населенных пунктах и связанными с этим требованиями к экологическим показателям оборудования, о|раничениями в отношении площади отчуждаемых земель и водных ресурсов.

Задачи обоснования размещения, мощности и типов оборудования для конкретных теплоэлектроцентралей должны быть решены на основе разработки территориальных схем развития субъекгои Российской Федерации и схем теплоснабжения городов.

В европейской части Глиной энергетической системы России предусматривается преимущественное развитие новых мощностей теплоэлектроцентралей, работающих на газе, использующих нро|рсссинныс технологии (парогазовые и газотурбинные), и лишь частично (в основном в районах вне юны обслуживания газоснабжающей системы) новые мощности будут вводиться на теплоэлектроцентралях, работающих на угле.

11отрсбность отрасли в новой мощности гидроэлектростанций, атомных электростанций и конденсационных электростанций ( юна централизованного электроснабжения) приведена в приложении № 3.

Масштабы развития атомных электростанций до 2020 года сформированы исходя из прогнозируемых Федеральным агентством по атомной энергии возможностей энергомашиностроения по ежегодному выпуску для них основного (реакторного) оборудования с типовым энергобжжом мощностью 1150 МВт и возможностей строительного комплекса но параллельному вводу основного оборудования на разных площадках.

В Генеральной схеме районы размещения атомных электростанций выбраны исходя из условий:

балансовой необходимости увеличения мощности в разных энергозонах; минимизации затрат на сетевое строительство для выдачи мощности атомных электростанций в пределах каждой энергозоны;