МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР
Шахтопроект
Всесоюзный центральный государственный институт по проектированию и технике- экономическим обоснованиям развития угольной промышленности
ЦЕНТРОГИПРОШАХТ
Методические
РЕКОМЕНДАЦИИ по применению и проектированию трубопроводного контейнерного пневмотранспорта на
угольных предприятиях
Москва 1973
МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР ШАГГОПРОЕКТ
Всесоюзный центральный государственный институт по проектированию и технико-экономическим обоснованиям развития угольной промышленности
ЦЕНТРОГИПРОШАХТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ И ПРОЕКТИРОВАНИЮ ТРУБ ОПР СВ ОДНОГО КОНТЕЙНЕРНОГО ПНЕВМОТРАНСПОРТА НА УГОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Москва 1973
чз-
фабрик и состоит ив дробильно-сортировочной установи* и погрувки.
Дробильно-сортировочная установка пред на вна чается для дробления негабаритных /+300 мм/ кусков угля и породы*
При наличии дробильно-сортировочной установки в цепи аппаратов угольного и породного технологических комплексов шахты и ОФ, подготовку угля и породы к погрувке в контейнеры необходимо предусматоивать на этих установках.
Не Рис.5 приведена схема цепи аппаратов погрувки. Погрувка по этой схеме может производиться как на одном,так и двух фронтах.
Увел погрувки состоит ив аккумулирующего бункера, погрузочного конвейера с равгрувочной те лежкой,трубопровода, уложенных на эстакаде, ленточного конвейера с направляющими желобами для сбора просыпей и подачи их в аккумулирующий бункер и маневрового устройства.
Аккумулирующий бункер служит для накопления грува в количе стве. обеспе чи веющем равномерную рвботу установки. Емкость его вависит на действующих угольных предприятиях от наличия на шахте или ОФ складов или бункеров, обеспечивающих бесперебойную работу предприятия, на проектируемых - она принимается на 1-2 часовую проивводитедьност ь предприятия.
4*1-
Питатеди, погрузочный ленточный конвейер, разгрузочная тележка должны иметь производительность обеспечивавшую эа грузку контейнеров ври непрерывном движении разгрузочной тележки в веданных направлениях /вперед или навад/. Она определяется по формуле:
0= J&li 1 т/час, /1/
г I
где ft. - вес грува одного контейнера, т
V - скорость передвижения равгрувочной тележки, м/час#
I - длина кувова контейнера, м.
Производите лжност ь сборного ленточного конвейера определяется по формуле:
p,-pf /г/
где £, - расстояние в свету между загрузочными окнами,
м.;
£ - длина загрузочного окна, м.
Трубопровод на пункте погрузки имеет сверху окна по ширине и длине на 20-30 мм меньше размера кувова контейнера в плана. Количество и расстояние между окнами должно соответствовать числу и расстановке контейнеров в составе.
В нижней qaori трубопровода по всей длине занимаемой составом, выреваются прямоугольные отверстия в виде колосниковой решетки, для удаления случайно попавших кусков угля и породы.
-п-
Высота эстакады под трубопровод должна обеспечивать ре в мещан ив под трубой направляющих желобов и сборного конвейера.
Концы трубопровода со стороны стрелок должны ишт! устройства для относительно плотного соединения с подвижными концами труб стрелки, а с противоположной стороны - глухие концы служащие пневмотормовом и для размещения толкателя маневрового устройстве. Длина их определяется расчетом.
Маневровое устройство состоит ив т олкатедя, де бед ки и бесконечного каната. Должно обеспечивать передвижение ва груженного состава на стрелку.
Стрелка служит для передачи грухонаых составов с фронтов погрувкн в трубопровод и направления порожних составов на свободный фронт norpysKH. Она состоит ив одной трубы при однотрубной и двух- при двухтрубной схемах. Один конец трубы шарнирно ва креплен к концу трубопровода, второй специальным приводом свободно перемещается в горизонтальной плоскости, между трубами фронта погрувки. Длина труб стрелки должна обеспе" чивать свободный проход состава в местах сопряжений с трубопроводом.
Работа погрузочного комплекса осуществляется в следующей последоватед ьносг и : прибывающий порожний состав по инерции вкатывается на один иг фронтов погрузки, ва счет сжатия вовдуха в конце трубы тормовится,
-ia-
сцепдяется автосцепке* с толкателем маневрового устрой-ства, которым гаситсл остаточная инерционная сила.
После остановки, манавровое устройство устанавливает состав в положение погрузки, Затем включаются приводы питателе*, конвейера и разгрузочной тележки и начинается процесс погруа ки. По окончании погруаки состав маневровым устройством подается на стрелку, откуда сжатым воздухом в трубопровод.
Комплекс ра згру_аки
На Рис.6 приведена схема цепи аппаратов уела разгрузки, а не рис.7 его технологическая схема. Она состоит ив металлической эстакады,на которой устанавливаются один /при одном фронте/ или два /при двух фронтах/ специальных опрокидывателя и металлические или жедевобетонные приемные ячейки бункера, выпускные отверстия котврых оборудуются затворами иди питателями, фронт разгрузки должен обеспечивать одновременную выгрузку всего состава.
Опрокидыватель представляет трубу с окнами в места? установки контейнеров. Размеры окон должны обеспечивать беспретятственное истечение материала ив кувова контейнеров. Труба по длине имеет ряд бандажей,на которых она вращается вокруг продольной оси системой зубчатых передач. Фиксирование кувова контейнера в период раагрувки осущв ст вл нет ся устройством расположенным в стенке трубы.
■2 |
|
Рис.6. Схема цепи аппаратов узла разгрузки.
/- контеинерЬ/; г - опрскидЬ/ВателЬ; э-npuSodS/ отрока air So теля; к-ячейка праеА/коеа буккера ;
5- пшпатела /6- coopн6/а кок/Tetsep. |
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие методические указания разработаны в соответствия с решением расширенного заседания секции промиллеиного траяспор-та Научно-технического Совета Министерства угольной промышленности СССР от 18 апреля 1972 г. и содержит: технические решения по основным конструкциям трубопроводного контейнерного пневмотранспорта; методические рекомендации по применению этого вида транспорта на угольных предприятиях и расчеты экономических показателей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
В в в д в н и в........................«...
1. Возможные обвести применение трубопроводного контейнерного пневмотранспорта...... t
2. Принципиальные технологические схемы тру
бопроводного контейнерного пневмотранспорта ....................................... 2
2.Технологические комплексы и их оборудование...................................... А
комплекс погру8ки........................ А
комплекс равгруеки....................... 3
Трубопроводы............................. 9
Подвижной состав......................... 15
Компрессорные станции....................
Схемы вовдухопроводных сетей и их расчет 2) Автоматизация работы установки........... 22
4. Расчет основных параметров установки..... 22
5. Расчет экономических покаватедей......... А\
-5-
1* Возможные области применения трубопроводного ______контейнерного пневмотранспорта________
Трубопроводный контейнерный пневмотранспорт целесообразно рассматривать при перевозках: угля с шахт на обогатительные фабрики, породы с шахт и обогатительных фабрик в породные отвалы, строительных и ваклвдоч-ных материалов ив карьеров на площадки шахт.
Ориентировочно, при равных местных условиях с другими видами транспорта, его следует считать конкурентно-способным при грузообороте от 500 до 5000 тыс.т в год.
При этом следует также учитывать следующие его преимущества по сравнению с другими распространенными видами внешнего транспорта:
независимость от климатических и сезонных условий; большую безопасность в эксплуатации; нева висимост ь-раб оты от других видов внешнего транс порта;
сохранность груза при транспортировке; возможность высокой степени механизации и автомат изации;
простота и высокая надежность в эксплуатации;
сравнительно малая трудоемкость;
большая инду ст риал ьност ь методов строительства
-6-
2* Принципиальные технологические схемы трубопроводного контейнерного пневмотранспорта_
Трубопроводный контейнерный пневмотранспорт пред-стаэлжет собой систему трубопроводов, по которым с помощью давления воздуха /иди вакуума/ создаваемого компрессорными установками, движутся в веданном направлении контейнеры /отдельные иди в составах/.
Применение контейнеров на колесном ходу поаводяет перемещать их сравнительно небольшими перепадами давления, что дает возможность испольвовать низконапорные трубы из ведифицитных малоуглеродистых сталей, железобетонные и др., а также вовдуходувкм и нагнетатели.
При этом виде транспорта перевозка грузов может осуществляться как по одной трубе в циклическом реверсивном режиме, так и по двухтрубной* системе. Компрессорные станции в зависимости от расстояния перевозки и грузооборота могут быть головными и промежуточными.
Однотрубная схема конкуренто-способна при сравнительно небольших грузопотоках /до 600 тыс.т в год/.
В зависимости от грузооборота и расстояния транспортировки она может быть:
с одним фронтом погрувки и выгрувки /Рис. 1а/; с двумя фронтами погрузки и выгрузки /Рис.1б/; с двумя фронтами погрувки и выгрузки и раэминовка-ни /Рис. 1в/.
Рис. i ПринципиолЬнб/е схенгб/ однотрубной устанобки 1 - комплекс погрузки, Z -комплектразгрузки, ъ-компрессарнО/е станции, у- трубопровод,
5 - стрелки, в - ргиминобка
|
Рис. 2. Принципиальная двухтрубная схема
1 - узел погрузки ; г -узел разгрузки; 3 -стрелки; Ч-трубопровод грузовой; 5 -трубопровод поражн&ео направления, 6, У, 8,9, /О, И, /</3, /V, 15,17, //, 19,20 -ЛадвиЖки; 46 - компрессо/онб/е станции;
X/- воздухопровод^/. |
-9-
Двухтрубную систему, по сравнению с желевнодорож-ныи, автомобильным и конвейерным видами транспорта, наиболее эффективно применять при грувопотоках от 1 до 5 млн.т в год и расстояниях транспортировки от 2-х до 15 кдм.
Принципиальная схема двухтрубной установки приведена на Рис.2.
Основными уела ми технологической схемы являются: комплексы погруаки и выгруаки, стрелки, совмещенные с шлюзовым устройством, трубопровод, разминовки со стрелками и компрессорные станции.
При однотрубной схеме, покааанной на Рис.1, работа осуществляется в следующей последовательности: состав или отдельные контейнеры после аагрувки, маневровым устройством подеются в трубы стрелки. После установки состава,в трубу стрелки подается сжвтый воздух и ва счет перепада давления начинается движение состава или контейнеров по трубопроводу. В пункте выгруаки состав /контейнеры/ ват ор ма жигает ся, после остановки* маневровым устройством подается в разгрузочное устройство, опрокидом которого контейнеры опрокидываются и возвращаются в первоначальное положение. Рз8гру*еянн 0 состав /контейнеры/ маневровым устройством подается в трубу стрелки пункта выгрув ки^одает-ся сжатый воздух и под действием его состав возвращается в пункт погрувки.
-ю-
Г.р п двухтрубной схеме один трубопровод предназначается для передвижения груженых, второй - порожних составов. Работа осуществляется в той же последовательности, что и при однотрубной схеме.
В трубопроводах однотрубной я двухтрубной схем одновременно могут находится один или насколько груженых и порожних составов.
В схемах с равминовками движение составов на двух смежных участках происходит одновременно. Количество и расположение компрессорных станций вависит от топографических условий, расстояния транспортировки и определяется расчетом /см.ниже/.
При небольших расстояниях, компрессорные станции располагаются в пунктах погруаки и равгрувки, а при значительных расстояниях не исключается возможность и целесообразность дополнительного их устройств/! в промежутке между ними.
3 схеме с рвэминовками компрессорные станции располагаются в пунктах погру 8 к и, выгрувки И Р88МИН0ВК8Х.
3. Та^ологические к^плексы и их оборудование^
Комплекс погруаки
На рис.4 приведена схема цепи аппаратов комплекса погрузки. Он располагается в цепи угольного и породного технологических комплексов шахт и обогатительных
| от компрессорной I, станции
S
^от компрессорной станции
Рис. 3. Принципиальная схема узла погрузки
и разгрузки при доух ерронтах и однотрубной системе. i-уэел погрузки (разгрузки)} 2-стрелка;
J-трубопровод; Уг/5 - задвижки.
Рис. Схема цепи аппаратов узла погрузки.
/- бункерt г-погрузочном канбеиер, з-разгрузочная тележка с желобом, У-труба про боб на Фронте погрузки, 5-пневмо двиЖители, 6-состав контейнеров, 7- толкатвлЬ , S- канбеиер для npoebmeu,
9-направляющие желоба для npoebmeu,
Ю- манебробая лебедка, и-ленточнЬн!конвейер.