^Шнтфа^ее/пбон СССР
гддвтрднспроект-союзАОРПРоем
|
ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ, НАРУШАЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ |
дослал • /у77 г.
Госудкпстиииый проектный институт СОЮ5Д0РВРО6КТ 1977 год
Дроектирмаине мероприятия до ремультивацив
тмт gwwftgMtt дшм
21. Проектные мероприятия по рекультивации врвиеано аанимаеыых земель назначают в соответствии о техннчеокныа уалавмкнк, выданная землепользователями I землеустроительными органами, о разделением по видам р е культ ив ад нов-аых работ.
22. Раотмтельный слой грунта в основании наоыпей, дамб, полувек, гидроотвалов, временных зданий и сооруже-ой и на площади, ввиваемых выемками, зомлевознши дорогами, orpoMTuuiaiM ьлои&дкаыи, до начала основных работ должав бить предварительно снят в размерах, установленных проектам, и уложен во временные отвалы дли лспольвовиамя pro в последуй»ем дли укреплении откосов вежливого полоти А дли юссталоменлв нарушенных млн повшеия плодородии иалопродуктивмых сельскохозяйственных земель. Снятие рже-ительного слоя должно оыть выполнено до истуодеши моро-вож.
28. Отвиы, в которых растительный одой хрвввтов бо-ш трех месяцев, должны ваоеввтьом травой джж предотвращения аотерь ■ ухудмеккж качества грунта от водной ■ ветровой вррови.
24* После окончание строительных работ ал о цедя, оско-балденные от временных обьектов, должны быть оалаияршв&в вемлеройниим жеханкзыами, раотктедышй слой ив врем mux отвалов диджеи йыть равномерно распределен по восстанавливаемой алидада, внесены органические ж минералышв удобрении, и также,по необходимости, квкеоть.
В последы* очвредь должны промавадитьси во шика ж бороио-Bauit аоякы и посев трав шля посадка саженцев.
2$. Ьау боковых резервов необходимо придавать поперечны*! в продольный /клоны. Попер очный уклон должен был ив мв-Нес И, а пределldu - hj менее #о. Дно резерва при его ил>-»е до Ш и следует проектировать односкатном с полереч-
1 О
ним уклоном ох 80цдяного полотна, а при ииряне более ICfc - двускатным, с уклоном от нраев резерва в его середине. Наибольиий продольный уклон резерва аа должен превышать 8%о, а для легкораэыываеыых грунтов 5?о.
26. В работах по рекультивация необходимо предусматривать восстановление почвенного олоя в пределах рекультивируемых площадей, парувенных в период строительства, ■ обогащение почвенного слоя на малопродуктивных эемлях ва очех использования остатков растительного грунта после выполнения работ по укреплению относов насыпей земляного полотна.
27. Предусматриваемые проектом объемы работ по рекультивации и размеры участков отводимых под временные объекты приводят в ведомостях:
а/ временно занимаем их земель под боковые резервы грунта /приложение V«
б/ временно занимаемых земель под вреыонные адалин,сооружения коммуникации и землевозные дороги /Приложение 5/;
в/ объемов работ по рекультивация земель > полосе строительства автомобильной дороги /Праяоженив б/;
г/ объемов работ до рекультивация земель выработанного пространства карьерой грунта и строительных материалов. /Приложение 7/.
28. Общие объемы работ до восстановлению аемель, нарушенных при строительств автомобильной дороги, приводят в "Сводной ведомости объемов работ до рекультивации временно занимаемых 8 ем ель с разделением их по видам работ ./Приложение 8/ и по восстановлению выработанного пространства притрассовых карьеров в ведомооти по фрые Приложения 8,
28» При подсчете общих объемов работ по реиухьтивацжя допускается разрабатывать проекты рекультивации не для воед временных объектов /карьеров грунта и строительных материалов, временных дорог и строительных одощадои и друг У,имеющихся ва проектируемой дороге, а только дкя частя этих
1 1
объектов о но пол мовянмеы равработанных проектов в качестве аналогов для определомя объемов работ по остаь-нш объектам а равработюа остальных проектов ва стадии ооотавдеааа рабочих чертежей.
Потдебность в матсриельно-тедниздсдах
floOvocax для выполнения работ по рекультивации
80. В раздела отражает:
а/ рекомендуемую последовательность и намечаемые QpOKM выполнения работ по рекультивация временно эанимае-мых ммоль?
6/ намечаемые проектом методы производстве, технологи и оредотва мехаиивадим отдельных видов работ;
ш/ методику определения потребностей в основных видах ьатериальмо-техжичаских ресурсов /материалах, удооре-■иях, семенах, саженцах, трудовых затратах, мааавах,оборудовании, транс порть ых средствах и др«/, ае обходимых для выполнения работ по рвкудмивацмм*
81. На основании данных пункта 80 составляют ведомость потребности в ресурсах для вшолиения работ по рекультивации на районных » ем ель ж определяют ж зависимости от принятых сроков производства работ иеобходямов каив-чоство ооорудавакиж и рабочая силы.
Вотребиооть ж мтеряалвх, удобрвииях, вншх, с ияев-ш ожреде.. «от ж важжеяжовтя от объемов рибаг, вылгмижемцт ■о о Смиту ж цехом а во годяи строашктм»
аюрмм fikauux ведомоетев жрмжадмы в Вриокши
Ю я 11.
Стоимость раба* по рекультивация ЩЩА
швшшя. шш
82. В разделе приводят пояснения по методике определения стоимости отдельных видов работ по рекультивация временно занимаемых земель.
88. Частные /объектные/ сметы приводят в сметное части технического проекта рекультивации земель, а обобщенные данные по сметной стоимости рекультивации нарушенных земель учитывают в сводной смете на строительство автомобильной дороги в главе "Земляное полотно".
84. При составлении отдельной проектно-сметной документации только на восстановление наруиенных земель я объектные ометы и сводную смету приводят ь составе матерился этого проекта.
85. Оенсш.;:о показатели проекта оекудьтяватц ядгадь
1. Общая плоладь временно отводимых земель яв
в том числе по видам угодий гя
2. Оодая площадь рекультивашш земель га
в том числе:
щ/ для оельсиохозяйстмниого явпожьаомяжя б/ под лесопосадка V
г/
8. Оби* о яовть работ во раяуисявсцкя 4» С|
13
мзт п
Проект горных разработок притрассовых карьеров и рекультивация земель выработанного просТ&нства.
36. Притрассовыми карьерами называв? карьеры, предназначенные к разработке и использованию в период строительства и реконструкции проектируемой автомобильной дороги*
37. Притрассовые карьеры создают при невозыокности иля нецелесообразности получения соответствующих строительных материалов от иос2оанво действующих предприятий и баэионых карьеров строительных министерств и ведомств.
Притрассовый карьер обслуживает определенный участок отромтельства автомобильной дорог;:, длина которого устанавливается эконоажчесткм расчетом.
88. Для притрассовых карьеров следует выбирать, как правило, земли несельскохозяйственного назначения иди непригодные для оельокого хозяйства, либо сельскохозяйственные угодья худиего качества, а из земель лесного фонда -участки, не покрытие лесом или занятые кустарниками и малоценными насаждении/:'. л лесом.
89. Исходный:: дынными для составления проекта горных разработок карьеров и рекультивации земель выработанного проотраяотва являются:
а/ топограф/ческая инструментальная оьемка месторождение грунтов д.|Я земляного полотна и строительных материалов для тройной одежды в мосатабо I;ICOO - 1:2000 (в зави-оимооти от размеров плоц&ди разводки и сложности рельефе местпоств). Месторождения привязывают к пикетажу трассы в точках примыкания к ней подъездных путей. Б том хе маоата-бе снимают прилегающие участки, наиечаемые для размеценмя отвалов растительного грунта и вскриыных пород, отроитель-отва временных сооружений, механизмов, используемых для работы 1 карьере, о также для расположения въездов я выездов из карьера;
б/ ннженерно-геологичеокяй паспорт месторождения о указанием местоположения месторождения, наименования занимаемых сельскохозяйственных угодой, геоморфологической характеристики, характеристики полезной тодди, грунтов вскрыши н подстилавшего слоя, гидрогеологических условий, пояснений н подсчету запасов, условий разработки месторождения (сеаонно или круглогодично), наличия подъездных путей,заключения о пригодности полезного ископаемого с ограничение-мм как без них, согласования об отводе земель;
в/ технические условия на рекультивацию земель выработанного пространства;
д/ задание на проектирование о объемом в орохом производства работ, наименованием типов землеройного и тренепортного оборудования*
89. Основной объем проектных работ по составлению проектов горных разработок и рекультивации земель выработанного пространства олс/ует выполнять на стадии технического проекта, поскольку па этой стадии составляют смету, делящуюся основным докульдтом для планирования строительства ■ расчетов метлу строительной организацией к
Однако, при вавоэможностк выполнения всех втих работ на стадии технического вроет, следует ружоводот-вовсться указе киши в. 29.
Проект горных разработок карьера, разрабатываемый дин каждого карьера оааоотонтакио; состоит ив следующих частей:
ш/ ооиовше вьлоховая и технические показатели;
О/ горко-оодготозатежьше работы;
в/ вскрытие ■ ояотеаа разработки;
г/ добыч»# работы;
д/ траяоворт тоней продукции;
1 S
СССР
UHHHCTRPCTBO ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ШАВТРАНСПРОШ
саоадорпрсвкт
» УТВЕРЖДАВ»
Главный индалез Сов8Дорпроента .Р Хил ко»
ЦЕТСДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Соотевлонна проектов рекультивации вемедь, иаруиеемы? в процессе строительства авто-нобидьыых дорог
гЛосква - ЮТ г
Праджоложже
В связи о утверждением "Основ аемельного ваяоаодзтель-
ства Союза ССР я Союз в их республик", введших в деаотзке о 1-го urn 1969г. и "Основных похожей! по восставсалшв эемель, нарушенных прв равработже месторождений полезных ископаемых, проведеажв геолого-рваведочных, отромтельжнх ■ аных работ", введенных в действие о 1-го «варя 1972 Г* в составе проектов отровтальства любых объектов должны содержаться проекты рекухьтжвацжв земель, отводкных во временное пользование в на руна ем ых в процессе строительстве.
П ос вод» у строительство автомобильных дорог, жопольвую-щее значительное количество земель для равмощешеа временных объектов строительства /временной производственной базы, временных жилых пооедков, временных дорог, карьеров я боковых резервов грунта ■ друг./, значительно отличается по своей специфике от других видов стровтедьных об> ентоз,возникла необходимость разработки специальных Методических рекомендаций по разработке проектов рекуяьтжв&цжв земель, нарушаемых прв строительстве автомобильных дорог ■ опецаальмого эталона этого проекта, т.к.аналогичные рекомендации м эталоны, доработанные Гвпроаемами применительно дня премииевиых объектов, оказываются в данном одумав недоотятошма н неполными.
Оря равработне иаетоярц Методвчаских ревшендацян оос-тав ■ формы проектных до*ум*этой мроента рекультивации »•-мель правят в соответствия о ранее рззработаннш Соювдоржро-ежтем эталоном техно-рабочего проекта автомобильной дороя, ж пржжаженян к которому предусмотрен проект ренухьт1внця1 временно ван жми ем is земель.
В равработже Методжческнх рекомендаций пржажмаля учао-тяе: главный специалист Корнев СЛ.Ф начал мни отделе орги-ниааднд отроетельотва Калочжц К J3 ..старжяе инженеры Чнжжн А*В. а Миронова Т .В..инженер Фролова ИЛ.
Начальник технического
отдела
2* Прова рекультивации /вооотааоаденмд/ земель, нарушаемых в процессе строительства, является неотъемлемой часть» технического /техно-рабочего/ проекта автомобвльаой дорога я входит в его состав как прнлахоиве, предусмотренное составом в эталоном технического /техно-paбояего/ проекта.
2. Проект рекультивации вемаль представляет аа утверждение в ооотазе технического /техно-рабочего/ проекта в установлением порядке.
8. Рекультивации подлежа? все эемлж, временно занимаемые под строительные площадки, временные производственные базы, хилые поселки, боковые резервы грунта, карьеры грунта я отрзательных материалов, временные отвали растительного грунта, землевозные дороги, гидроотстойники, пудьпроводы, ЛЭП ■ др., а также земли, ыеруааеыые при переустройстве различных подземных и наземных коммуникаций и сооружений.
А. Затраты на рекультизацию наруиаемых в процессе строительства земель и на восстановление их плодородия, а также аа работы по снятию плодородного слоя почвы, хранению его, внеоенил необходимых удобрений и нанесению на вос-стаа&шваомые земли ил л на мелоиродуктивные угодья относят на стоимость строящихся автомобильных дорог и других объектов.
5. Исходными матермидьмн для составления проекта рекультивации земель додхиы служить:
а/ технические условии приведении земель в состояние, пригодное дг.я использовании в сельском, лесном или рыбном хозяйстве; условия и порядок нанесения снятого пдодород-яото слоя почвы на малопродуктивные земли, выдаваемые зомле-кодьэаьмегчми и землеустроительный органам*;
С/ поперечные претили полосы отвода мод строительство аятшоС/ruok дороги.
А
в/ граф*к занимаемых аемель;
г/ схема расположения карьеров грунта в используемых «естороздений строительных материалов, а также боковых резервов грунта;
д/ схема располояенкя временных эданлй, сооружений, производственна баз, строительных площадок, мест переустройства различных коммуникаций и др •;
о/ паспорта карьеров грунта и используемых месторождений строительных материалов;
ж/ ведомости земель, занимаемых под временные объекту
6. Комплекс работ по рекультивации земель, нарушаемых во время строительства, должен состоять из двух этапов:
- первый этап - техническая /горно-техническая/ рекультивация, включающая мероприятия по снятию а хранение плодородного слоя, по вертикальной планировке земель, их осушению, строительству необходимых транспортных коммуникаций, предотвращению водной и ветровой аррозии, агрохимической мелиорации подпочвенного слоя, нанесение плодородного олоя почв и т.д. Эти мероприятия выполняются строительной организацией по окончании использования ею временно занимаемых земель;
- дтор^ пгпп - биологическая рекультивация, включающая все агрохимические мероприятия по восстановлению плодородия наруаенных земель после окончания первого этапа рекультивации, их озеленение, возвращение в сельскохозяйственное и лесное использование, освоение водоомов. Эти мероприятия выполняются организациями, в чье ведение передаются рекультивируемые территории.
7. Изыскательские работы для составления проекта рекультивация наруяаемых земель на техническом этапе в составе технического /техно-рабочего/ проекта дороги, выполняются генерал ыи* проектировано*.
5
Пре сельококоэяВотввнно! рекультивация «емодь на биологическом ее этапе проектированием этих работ занимается на договорных началах республиканские государственные институты оо аеылеуотроВству - "Гипроземы".
8, Проект рекультивации земель в составе технического /техно-рабочего/ проекта состоит из двух разделов:
а/ Раздел 1 - Отвод зелель и рекультивация земель,
нарушаемых при строительстве автоиобильной дороги;
б/ Раздач П - Горные разработка карьеров грунта и строительных материалов к рекультивация земель, нарушаемых пре их разработке.
Раздел I* fr?o.: г рекультивация земель,
нарушаемых при строительстве автомобильной ДОРОГИ
В разделе ссвезахт сдедуоцие вопросы:
а/ данные по отводу земель;
С/ основные требования к технические условия рекультивация изчусьемых земель, временно занимаемых для нужд строительстве;
V проектируемые мероприятия по рекультивации временно занимаемых земель;
г/ потребность в материалько-тохяических ресурсах для выполнения работ но рекультивации временно занимав-СЫХ ввмель;
д/ стоимость работ по рекультивации мрем ев но занимаемых земель;
е/ основные показатели проекте рекультивации временно
занимаем их земель.
Отвод земель
10. Земли, отводимые под строительство ав тем обильной дороги необходимо подразделять на:
Б
а/ земля, отводимые в постоянное пользование, 1ш-чающив площади под вас иля и выемки земляного полотна, дамбы, транспортные развязки, водоотводные н регудадмоняыо сооружения, комплексы ДРП и ДЭУ, мотели я тд.;
б/ земли, отводимые во временное пользование на период строительства, включздцие i л опади указанные выше в п.З Введения.
И. В документации по отводу земель долкыы быть приведены:
о/ материалы по обоснование ширины полосы и размеров площадей отвода как постоянных, так я временных с учетом раоположен!я земляного полотна, комплексов дорожной и ав-тотранопортной служб, влементов обстановки дороги, исжуоот-1МШ сооружешс, водоотводных устройств, регуляционных сооружений, зеленых насаждений, боковых резервов грунта, мест ежвадкровеяия растительного грунта и т.д.;
б/ характеристика занимаемых земельное угод;-, а и обоснование целесообразности кспользования ценных угодий;
ж/ данные о размерах площадей земель, занимаемое постоянно ■ временно: пахотных, лесных ж прочих угодий, руб* ка в пересадки лесных нгсажденжй;
г/ документы согласования принятых проектных рвмени!.
12. Проектные р вмени я, определяющие жмряму полосы от* водя я площадей земель, огводямых ш постоянное я временное аолиеояшо, далхам отражать:
а/ типы поперечных профилей и валяного полотна /изомни, выенкж/, принятые я проекте, о учетом жоахретмыж проект n ia реяеянй во земляному полотку пржмеямтежмо я С8 44».
-72 ■ СИ 462-74*
О/ пряжу полосы повтояшото я временного отводе ее* мчхь о учетом принятых типов нваляного полотна, высоты не* ошей жля глубины выемом м размещена* водоотводных соору* жеммй.
7
13. Сирину полосы временного отвода земель принимал?, в основной, равное 10-12 ы /без учета вирнвы боновых резервов/, что необходимо для складирования и хранения растительного гоунта, проезда к маневрирования транспортной и землеройно*} техники*
14*Гра$«к занимаемых земель составляют согласно нормам С;.' 467-74. В графике отражают временный и постояя-ны2 отвод земель с указанием пдоцадей занимаемых земель с разделением их по угодьям землевладельцам для каждого района отдельно. В конце гранка должка быть приведена сводная таблица занимаемых земель*
Сориа схематического плана земель, обводимых во временное пользование для строительства ав?шобильной дороги со сводной таблицей временно занимаемых земель приведена в Приложении 1*
При необходимости,обоснование сирини полосы временного отзола вдоль трассы дороги для размел,зник боковых резервов грунта и складирования снятого растительного грунта а составе проекте рекультивацки, приводят тскес проектные поперечники земляного полотка с указанием размеров coot вето твукапх полое и обдей сирины рекультивируемой полосы. Образен таких поперечников приведем в Приложении 2. Форма графика занимаемых земель приведена в Приложении 3*
15. Схематический план временно отводимых земель составлю? на основе материалов указанных а п*5 б-а. Не плане должны быть отражены:
а/ административное деление по районам; б/ границы землевладений;
в/ полоса отвода временно занимаемых земель; в этой графе наносится схематический план трассы автомобильной дорога с привязной к ной всех временных объектов, которые такжо наносятся на план* На плане рядом с временными обь-октоми указывается плолодь отводимых зомель, о для временных дорог я их протяженность;
б
г/ разбивка схематического плена автомобильной дороги по годам строительства, с перечислением временной обьектов и плоцадей занимаемых имя по угодьям я грави-ом одногодичного срока строительства.
16. В сводной таблица временно занимаемых аемель отражают строителигво воех предусмотренных проектом временных объектов и нанимаемые ими площади о рааделе-ииам мл по угодьям, аомлевладельцаы ■ районам •
ЙШШ МШШШ ЙШШШШ11 ШШШ »QMQfib
J7. Основные положения должны содержать соылку на вакомодателыше н норматиышо документы, принятые в основу разработки проекта рекультивации временно впннмаа-mlx в ом ель, нарукавных при строителитве автсиобмльяо| дороги.
18. В технических условиях на восстановление нарушенных венель,как правило, указывают канна конкретно площади долины быть восстановлены под панно, иеоопооадкк, паотбища, водоемы и друг,
I*. В требованиях вема впал монет ел я должен быть указан комплекс агротехнических мероприятий, вкитч а щи Я внесение В почву органических н минеральных удобрения, известкование, в свайку, боронование н ваоев травами или пооад-иу о аж е мд ев или о елец в». Требования должны также содержать нормы внесения » попу удобрений, иввеоти а семян трав о укалениям неточилков их получении.
20. В ооасшив положениях приводят характеристику площадей времен и о нанимаемых для строительства дорога вемель о уи&ааниям целей отвода а размеров отводамых участков, • также равдаленне отводииых вемель по угодьям, районам в аемлеоадмователям*
9