Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

97 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе изложены правила безопасного производства работ и эксплуатации оборудования (включая земснаряды и драги) на открытых разработках, а так же требования к устройству и эксплуатации электроустановок, средств водоотлива и осушения. Регламентированы требования к санитарно-гигиеническим условиям на карьерах. Предназначен для работников предприятий и организаций горно-добывающих отраслей промышленности

 Скачать PDF

Издание второе, переработанное и дополненное

Оглавление

Раздел I. Общие правила

Раздел II. Ведение горных работ

     1. Горные работы

     2. Буровые работы

Раздел III. Отвальное хозяйство

Раздел IV. Механизация горных работ

     1. Общие положения

     2. Одноковшовые экскаваторы

     3. Многоковшовые и роторные экскаваторы

     4. Транспортно-отвальные мосты и отвалообразователи

     5. Скреперы и бульдозеры

     6. Гидромеханизация

     7. Оттаивание мерзлого грунта

     8. Ремонтные работы

Раздел V. Разработка драгами и плавучими земснарядами

Раздел VI. Дополнительные правила безопасности

     1 Требования безопасности для карьеров по добыче штучного камня и крупных блоков

     2. Требования безопасности при добыче поваренной соли в садочных бассейнах и соляных озерах

     3. Дополнительные требования при ведении работ на перегрузочных пунктах

Раздел VII. Транспорт

     1. Железнодорожный транспорт

     2. Автомобильный и тракторный транспорт

     3. Ленточные конвейеры

Раздел VIII. Электроустановки

     1. Общие положения

     2. Распределительные устройства и трансформаторные подстанции

     3. Заземление

     4. Воздушные и кабельные линии электропередачи

     5. Электрическая тяга

     6. Освещение

     7. Связь и сигнализация

Раздел IX. Водоотлив и осушение

Раздел X. Общие санитарные правила

     1. Борьба с пылью и вредными газами

     2. Санитарно-бытовые помещения

     3 Медицинская помощь

     4. Производственно-бытовые помещения

     5. Водоснабжение

Раздел XI. Ответственность за нарушение правил безопасности

Приложение. Инструкция по составлению планов ликвидации аварий для драг и земснарядов

     I. Общие положения

     II. Основные указания по составлению оперативной части плана ликвидации аварий

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕСТОРОЖДЕНИИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАДЗОРУ ЗА БЕЗОПАСНЫМ ВЕДЕНИЕМ РАБОТ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ГОРНОМУ НАДЗОРУ (ГОСГОРТЕХНАДЗОР СССР)

Утверждено: Госгортехнадзором СССР 30.08.68

Министерством химической промышленности СССР, Министерством пищевой промышленности СССР, Министерством промышленности строительных материалов СССР-

СОГЛАСОВАНО С:

ВЦСПС, Госстроем СССР, Министерством цветной металлургии СССР, Министерством черной металлургии СССР, Министерством угольной промышленности СССР,

ЕДИНЫЕ

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ

Настоящие Правила распространяются на проектируемые и находящиеся в эксплуатации, строительстве или реконструкции предприятия, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых открытым способом


Издание второе, переработанное и дополненное

МОСКВА «НЕДРА» 1987

ны, люди выведены, а участок огражден предупредительными знаками.

§ 29. Проезд в железнодорожных составах и кабинах локомотивов разрешается лицам, сопровождающим составы, а также надзору и отдельным рабочим при наличии у них письменного разрешения администрации.

§ 30. Переезд через железнодорожные пути в карьере бульдозерам, автомашинам и другим колесным, гусеничным или шагающим машинам разрешается в установленных местах, специально оборудованных и обозначенных указателями.

§ 31. При проведении и эксплуатации подземных выработок и уклонов карьеров надлежит руководствоваться «Правилами безопасности в угольных и сланцевых шахтах» и «Едиными правилами безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений подземным способом».

Взрывные работы на открытых горных разработках должны производиться с соблюдением «Единых правил безопасности при взрывных работах».

При выполнении строительно-монтажных и специальных строительных работ на горных предприятиях по добыче полезных ископаемых открытым способом кроме настоящих Правил должны соблюдаться требования СНиП III—4—80 «Техника безопасности в строительстве».

§ 32. Устройство, установка и эксплуатация грузо-подъемных кранов, паровых котлов и сосудов, работающих под давлением, должны отвечать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», «Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов» и «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих иод давлением».

§ 33. Все несчастные случаи на производстве подлежат расследованию, регистрации и учету в соответствии с «Инструкцией о расследовании и учете несчастных случаев на предприятиях и объектах, подконтрольных Госгортехнадзору СССР».

Раздел II ВЕДЕНИЕ ГОРНЫХ РАБОТ

1. ГОРНЫЕ РАБОТЫ

§ 34. Высота уступа не должна превышать:

при разработке одноковшовыми экскаваторами типа механической лопаты без применения взрывных работ—« максимальную высоту черпания экскаваторов;

при разработке одноковшовыми экскаваторами типа механической лопаты крепких пород с применением взрывных работ при одно- и двухрядном взрывании—■ более чем в 1,5 раза высоту черпания экскаваторов (при этом высота развала не должна превышать высоту черпания экскаватора);

при разработке драглайнами, многоковшовыми и роторными экскаваторами — высоту или глубину черпания экскаватора;

при разработке вручную рыхлых и сыпучих пород — 3 м, мягких, но устойчивых, а также крепких монолитных пород — 6 м.

При разработке одноковшовыми экскаваторами типа механической лопаты крепких пород с применением взрывных работ при многорядном взрывании высота развала не должна более чем в 1,5 раза превышать высоту черпания экскаватора. При экскавации горной массы из таких развалов должны осуществляться дополнительные меры, препятствующие произвольному обрушению образующихся «козырьков» и нависей.

Примечания: 1. Разработка угольных пластов механическими лопатами допускается одним уступом высотой до 30 м, а в отдельных случаях с разрешения органов Госгортехнадзора — до 40 м при условии взрывания уступов скважинами, пробуренными под углом 65°, и регулярной оборки уступа от нависов.

2. При проведении одноковшовыми экскаваторами траншей высота их, независимо от числа одновременно взрываемых рядов скважин, может быть принята равной высоте разрезаемого уступа.

§ 35. Углы откосов рабочих уступов допускаются:

а)    при работе экскаваторов типа механической лопаты и драглайна — до 80°;

б)    при работе роторных экскаваторов — до 80°;

в)    при работе многоковшовых цепных экскаваторов нижним черпанием — не более угла естественного откоса этих пород;

г)    при разработке вручную!

11

рыхлых и сыпучих пород — не более угла естественного откоса этих пород;

мягких, но устойчивых пород — не более 50°;

скальных пород — не более 80°.

§ 36. Предельные углы откоса нерабочих уступов (углы устойчивости) устанавливаются проектом или по данным маркшейдерских наблюдений.

§ 37. Горное и транспортное оборудование, транспортные коммуникации, линии электроснабжения и связи должны располагаться на рабочих площадках уступов за пределами призмы обрушения.

Расстояние от подошвы развала до оси ближайшего железнодорожного пути должно быть не менее 2,5 м.

Ширина рабочей площадки определяется расчетом— в соответствии с нормами технологического проектирования.

§ 38. При отработке уступов экскаваторами с верхней погрузкой расстояние от бровки уступа до оси железнодорожного пути или автодороги устанавливается проектом, но должно быть не менее 2,5 м.

Высота уступа (подступа), разрабатываемого механической лопатой при верхней погрузке, должна обеспечивать видимость транспортных сосудов из кабины машиниста экскаватора.

§ 39. При вскрышных работах, осуществляемых по бестранспортной системе разработки, расстояние между нижними бровками уступа полезного ископаемого и породного отвала устанавливается проектом или планом горных работ. При наличии железнодорожных путей или конвейеров расстояние от нижней бровки отвала до оси железнодорожного пути или оси конвейера должно быть не менее 4 м.

§ 40. При погашении уступов должны оставляться предохранительные бермы шириной не менее одной трети расстояния по вертикали между смежными бермами. Бермы должны оставляться не более чем через каждые три уступа.

При погашении уступов должен соблюдаться общий угол наклона борта карьера, установленный проектом.

Во всех случаях ширина бермы должна быть такой, чтобы обеспечивалась механизированная очистка ее.

Примечание. При ширине транспортной бермы не менее установленной для предохранительных берм устройство специальной предохранительной бермы на этом горизонте не требуется.

§ 41. Предохранительные бермы должны быть горизонтальными или иметь уклон в сторону борта карьера и регулярно очищаться от кусков породы, руды, угля и посторонних предметов. Бермы, по которым происходит систематическое передвижение рабочих, должны иметь ограждение.

§ 42. Лица надзора обязаны вести постоянный контроль за состоянием бортов траншей, уступов, откосов, отвалов; в случае обнаружения признаков сдвижения пород работы должны быть прекращены.

На карьерах, склонных к оползням, должны быть организованы инструментальные наблюдения за состоянием бортов карьера и откосов отвалов с записью в специальный журнал.

Периодичность осмотров и инструментальных наблюдений устанавливается в соответствии с «Инструкцией по наблюдениям за деформациями бортов, откосов, уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости», утвержденной Госгортехнадзором СССР.

§ 43. При работе на уступах должна регулярно производиться их оборка от нависей и «козырьков», а также ликвидация заколов.

Работы по оборке уступов должны производиться механизированным способом. Ручная оборка допускается только под непосредственным наблюдением лиц надзора или бригадиров.

Рабочие, не занятые оборкой, должны быть удалены в безопасное место.

Запрещаются проведение каких-либо работ и нахождение людей под «козырьками» и нависями уступов.

§ 44. Расстояние по горизонтали между рабочими местами или механизмами, расположенными в двух смежных по вертикали уступах, должно составлять не менее 10 м при ручной разработке и не менее полутора максимальных радиусов черпания при экскаваторной разработке.

Примечание. При использовании взаимосвязанных в работе механизмов допускаются отступления от данного требования.

§ 45. При разработке уступов вручную работы должны вестись только сверху вниз с сохранением угла откоса в соответствии с пунктом «г» § 35 настоящих Правил и без применения способа «подбоем».

§ 46. При работе на откосах уступов с углом более

13

35° лица, производящие бурение, оборку откосов и другие операции, должны пользоваться предохранительными поясами с канатами, закрепленными за надежную опору.

Предохранительные пояса и страховочные канаты при эксплуатации должны не реже одного раза в течение 6 мес. испытываться на статическую нагрузку 2250 кН в течение 5 мин и иметь клеймо о дате последнего испытания.

§ 47. При работах в зонах возможных обвалов или провалов вследствие наличия подземных выработок или карстов должны быть приняты специальные меры, обеспечивающие безопасность работы (передовое разведочное бурение, отвод на время взрывания горных машин из забоев, находящихся вблизи зоны возможного обрушения, и т. д.). При этом должны вестись тщательные маркшейдерские наблюдения за состоянием бортов и почвы карьера. При обнаружении признаков сдвижения пород работы должны быть прекращены и могут быть возобновлены только по специальному проекту организации работ, утвержденному руководством предприятия.

§ 48. В проекте разработки месторождений, склонных к оползням, должны быть предусмотрены специальные меры безопасности.

Если склонность к оползням устанавливается в процессе ведения горных работ, необходимо внести соответствующие коррективы в проект и осуществлять предусмотренные в нем меры безопасности.

§ 49. При одновременной разработке месторождения открытым и подземным способами, а также при проведении и эксплуатации подземных дренажных выработок должны осуществляться мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих на подземных и открытых работах (согласование планов и графиков ведения горных и взрывных работ, контроль за состоянием атмосферы, предотвращение попадания ядовитых продуктов взрыва из карьера в подземные выработки, предотвращение опасности прорыва воды в подземные выработки из карьера и т. д.).

За состоянием подработанного массива и выполнением намеченных мероприятий должен осуществляться систематический контроль.

§ 50. При ведении работ в лавиноопасных районах должны осуществляться меры по защите от снежных лавин.

14

План мероприятий по противолавинной защите разрабатывается с учетом местных условий и утверждается вышестоящей хозяйственной организацией. В план включаются: выявление лавиноопасных мест путем проведения геоморфологических съемок и изысканий; террасирование склонов; установка снегоудерживающих щитов; возведение инженерных сооружений в виде отбойных стенок, дамб и галерей; организация специальной службы по борьбе с лавинами; ликвидация опасных скоплений снега путем обстрела лавиноопасных склонов и другие мероприятия*

2. БУРОВЫЕ РАБОТЫ

§ 51. Буровой станок должен быть установлен на спланированной площадке уступа и расположен так, чтобы гусеницы станка находились от бровки уступа на расстоянии не менее чем 3 м.

В отдельных случаях, в зависимости от конструкции бурового станка, допускается расположение гусениц на меньшем расстоянии, но вне призмы обрушения.

Под домкраты станков запрещается подкладывать куски руды и породы.

При установке буровых станков шарошечного бурения на первый ряд скважин управление станками должно осуществляться дистанционно.

При бурении первого ряда скважин буровой станок должен быть расположен так, чтобы его продольная ось была перпендикулярна бровке уступа.

§ 52. Перемещение бурового станка с поднятой мачтой по уступу допускается только по спланированной горизонтальной площадке. При передвижении станка под линиями электропередачи мачта должна быть опущена.

При перемещении буровых станков буровой инструмент должен быть снят или надежно закреплен.

Забуривание скважин станками канатно-ударного бурения должно производиться с применением направляющего стакана и забурной трубы.

§ 53. Бурение скважин должно производиться в соответствии с инструкциями, разработанными предприятиями, на основании типовых для каждого способа бурения (огневого, шарошечного и др.).

§ 54. При спуске и подъеме мачты не допускается нахождение людей впереди или позади станка.

15

§ 55. Запрещается бурение станками огневого (термического) бурения в горных породах, склонных к возгоранию.

§ 56. Каждая скважина после окончания бурения должна быть перекрыта пробкой. Допускается участки с пробуренными скважинами диаметром менее 120 мм ограждать предупредительными знаками и надписями.

§ 57. Работающий на мачте бурового станка должен пользоваться предохранительным поясом, прикрепленным к мачте. Запрещается нахождение людей на мачте станка во время его работы и передвижения.

§ 58. У станков вращательного бурения с немеханизированной сборкой и разборкой бурового става и очисткой устья скважины шнеки должны иметь ограждения, сблокированные с подачей электропитания на двигатель вращателя.

§ 59. Запрещается работа на станках вращательного и шарошечного бурения с неисправными ограничителями переподъема бурового снаряда и при неисправном тормозе лебедки.

§ 60. На станках вращательного бурения с нерезьбовым соединением штанг разъединение последних при подъеме допускается только после закрепления става неизвлеченных штанг специальным ключом.

§ 61. При применении самовращающихся канатных замков направление свивки прядей каната и нарезка резьбовых соединений бурового инструмента должны быть противоположными.

§ 62. Подъемный канат бурового станка должен рассчитываться на максимальную нагрузку и иметь пятикратный запас прочности.

При выборе каната необходимо руководствоваться заводским актом — сертификатом. Не менее 1 раза в неделю канат должен подвергаться наружному осмотру механиком участка или другим специально назначенным лицом с записью в журнал результатов осмотра.

Выступающие концы проволок должны быть обрезаны.

При наличии в подъемном канате более 10 % порванных проволок на длине шага свивки он должен быть заменен.

§ 63. При бурении перфораторами и электросверлами ширина рабочей бермы должна быть не менее 4 м. Под-

готовленные для бурения негабаритные блоки горной массы должны быть выложены устойчиво в один слой вне зоны возможного обрушения уступа.

Раздел IIL ОТВАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

§ 64. Порядок образования и эксплуатации отвалов, расположенных над действующими подземными выработками, а также засыпки провалов должен определяться специальным проектом, содержащим мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.

§ 65. При размещении отвалов на косогорах должны быть предусмотрены специальные меры, препятствующие сползанию отвалов.

§ 66. При совместном складировании пород в один отвал на предприятиях, работающих по транспортным системам в районах со значительным количеством осадков в виде снега, должны быть разработаны дополнительные меры безопасности от возможных оползней отвалов в летнее время. Запрещается вывозка снега от очистки уступов и карьерных дорог в породные отвалы.

При совместном складировании скальных пород и рыхлых моренных отложений высота отвалов должна определяться проектом с учетом физико-механических свойств складируемых пород.

§ 67. При появлении признаков оползневых явлений работы по отвалообразованию должны быть прекращены до разработки и утверждения специальных мер безопасности.

§ 68. Запрещается размещение отвалов на площадях месторождений, подлежащих отработке открытым способом.

§ 69. Возможность отсыпки отвалов на заболоченных и несдренированных территориях определяется специальным проектом, предусматривающим необходимые меры безопасности отвальных работ.

§ 70. Высота породных отвалов, углы откоса и призмы обрушения, скорость подвигания фронта отвальных работ устанавливаются проектом в зависимости от физико-механических свойств пород отвала и его основания, способа отвалообразования и рельефа местности.

17

2—572

Выбору участков для размещения отвалов должны предшествовать инженерно-геологические изыскания. В проекте должна быть приведена детальная характеристика грунтов на участках, предназначенных для размещения отвалов.

Размещение отвалов пустых пород должно производиться в соответствии с требованиями санитарных норм проектирования промышленных предприятий.

§ 71. Расстояние от оси железнодорожного пути до бровки плужного отвала после каждой передвижки пути должно устанавливаться в зависимости от устойчивости уступа отвала и составлять: не менее 1600 мм при грузоподъемности думпкара до 60 т и 1800 мм при грузоподъемности более 60 т.

На отвалах, оборудованных одноковшовыми экскаваторами, в месте разгрузки думпкаров расстояние от оси железнодорожного пути до верхней бровки должно составлять: для нормальной колеи не менее 1600 мм и для колеи 900 мм не менее 1300 мм.

§ 72. Внешний рельс разгрузочного пути должен иметь превышение по отношению к внутреннему на 100— 150 мм. Как исключение, при разгрузке породы на внутреннюю сторону кривой железнодорожного пути оба рельса разгрузочного тупика на экскаваторных отвалах в месте выгрузки думпкаров могут находиться на одном уровне. Для обеспечения в этих условиях безопасности работ главным инженером предприятия должны быть утверждены специальные мероприятия.

§ 73. В конце разгрузочных тупиков должны устанавливаться упоры. Длина разгрузочных путей на отвале от приямка до упора должна быть не менее полуторной длины состава, подаваемого к пункту выгрузки. При засыпке участка отвала от приямка до тупика должны осуществляться специальные меры безопасности, утвержденные главным инженером предприятия.

Упоры отвальных тупиков должны иметь исправные указатели путевого заграждения и в темное время суток освещаться. Указатели путевого заграждения должны быть расположены в начале и конце отвального тупика со стороны машиниста локомотива и вынесены от оси пути на расстояние не менее 2,5 м и на высоту 1,5 м.

Рабочая часть отвалов в местах разгрузки железнодорожного и автомобильного транспорта в темное время суток должна освещаться.

18

§ 74. Прием груженых поездов для разгрузки породы в отвал после каждой передвижки отвального пути допускается только с разрешения надзора отвала с соответствующей записью в специальном журнале.

§ 75. Подача груженых поездов на разгрузочные тупики отвалов допускается только вагонами вперед, за исключением подачи их на пути абзетцерных отвалов.

В отдельных случаях допускается подача груженых поездов локомотивами вперед при условии разработки дополнительных мер безопасности, утвержденных главным инженером предприятия и согласованных с местными органами Госгортехнадзора и технической инспекцией труда.

§ 76. При разгрузке думпкаров люди должны находиться вне зоны развала горной массы при опрокинутом кузове, а при очистке дна думпкаров рабочие не должны находиться под его навесным бортом.

С внутренней стороны отвала в месте разгрузки состава должна быть спланирована площадка для обслуживающего состав персонала.

Очистка думпкаров должна быть механизирована. Допускается ручная очистка думпкаров при соблюдении специально разработанных и утвержденных главным инженером предприятия мер безопасности. Очистка думпкаров на приямках запрещается.

§ 77. Опрокидывание кузовов думпкаров и возвращение их в транспортное положение после разгрузки должны производиться без помощи подставок, шпал, рельсов и т. п.

Запрещается использование экскаваторов для ускорения разгрузки думпкаров.

§ 78. На время передвижки и ремонта путей участок отвала, на котором производятся эти работы, должен ограждаться сигналами, установленными с обеих сторон участка.

§ 79. Проезжие дороги должны располагаться за пределами границ скатывания кусков породы с отвалов.

На отвалах должны вывешиваться предупредительные надписи об опасности нахождения людей на откосах отвалов, вблизи их основания и в местах разгрузки транспортных средств.

§ 80. Автомобили и другие транспортные средства должны разгружаться на отвале в местах, предусмот-

2*    19

Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом.—2-е изд., перераб. и доп./ /Госгортехнадзор СССР. — М.: Недра, 1987.— 96 с.

Изложены правила безопасного производства работ и эксплуатации оборудования (включая земснаряды и драги) на открытых разработках, а также требования к устройству и эксплуатации электроустановок, средств водоотлива и осушения. Регламентированы требования к санитарно-гигиеническим условиям на карьерах. Во второе издание (1-е изд.— 1969) внесены коррективы с учетом; принятых изменений и дополнений.

Для работников предприятий и организаций горно-добывающих отраслей промышленности.

Табл. 3.


Редакционная коллегия:    В. С. Шаталов (председа

тель), В. Г. Белоусов, Н. И. Борычев, А. Н. Борисов, Р. В. Борисенкова, Б. М. Былков, Ю. А. Вострецов, А. Н. Васильев, П. 3. Волков, П. Я. Г ладу ш, А. П. Зайцев, С. А. Израитель (заместитель председателя), Е. П. Кравцов, Н.И. Козлов, А.П. Леднев, Я. С. Ли-павский, В. П. Морозов, В. С. Плывунов, Я. Л. Полесин, В. Я. Пар-фенов, В. В. Ржевский, А. Я. Семин, В. К. Скурат, Ф. Г. Свобода, В, П. Скоробогатько, Я. Я. Томаков, С, Я, Устинов, С. Я. Хейфиц, Л. М. Чернявский.


Е


2501000000—113 043(01)—87


043(01)—87


217—87


© Издательство «Недра», 1987


ренных паспортом, за возможной призмой обрушения (сползания) породы.

Размеры этой призмы должны устанавливаться работниками маркшейдерской службы и регулярно доводиться до сведения работающих на отвале.

На бульдозерных отвалах берма должна иметь по всему фронту разгрузки поперечный уклон не менее 3°, направленный от бровки откоса в глубину отвала. Но всей протяженности бровки следует иметь породную отсыпку высотой согласно требования § 360 настоящих Правил.

§ 81. При планировке отвала бульдозером подъезд к бровке откоса разрешается только ножом вперед. Подавать бульдозеры задним ходом к бровке отвала воспрещается.

§ 82. Запрещается производить сброс (сток) поверхностных и карьерных вод в отвалы.

§ 83. На каждом предприятии должен быть организован систематический контроль за устойчивостью пород в отвале.

Раздел IV МЕХАНИЗАЦИЯ ГОРНЫХ РАБОТ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

§ 84. Горные, транспортные и строительно-дорожные машины должны быть в исправном состоянии и снабжены действующими сигнальными устройствами, тормозами, ограждениями доступных движущихся частей (муфт, передач, шкивов и т. п.) и рабочих площадок, противопожарными средствами, иметь освещение, комплект исправного инструмента и необходимую контрольно-измерительную аппаратуру, а также исправно действующую защиту от переподъема.

Исправность машин должна проверяться ежесменно машинистом, еженедельно — механиком участка и ежемесячно— главным механиком карьера (или его заместителем) или другим назначенным лицом. Результаты проверки должны быть записаны в журнале.

Запрещается работа на неисправных машинах и механизмах.

§ 85. Транспортирование машин тракторами и буль-

20

Раздел I ОБЩИЕ ПРАВИЛА

§ 1. Каждое горное предприятие (карьер), разрабатывающее месторождение полезных ископаемых открытым способом, должно иметь:

а)    утвержденный проект разработки, включающий раздел рекультивации нарушенных земель;

б)    установленную маркшейдерскую и геологическую документацию;

в)    план развития горных работ, утвержденный вышестоящей организацией.

Примечания: 1. Предприятия по добыче горных пород с производительностью менее 50 ООО м3 горной массы в год без применения взрывных работ могут вместо проекта иметь утвержденный вышестоящей хозяйственной организацией план горных работ, предусматривающий порядок и способ разработки полезного ископаемого.

2.    Разработка породных отвалов шахт, карьеров, гидроотвалов, золоотвалов ТЭЦ и обогатительных фабрик, а также шлаков металлургических предприятий должна производиться по специальному проекту.

3.    Разработка естественных богатств континентального шельфа СССР должна осуществляться по специальным проектам и в соответствии с инструкциями по безопасному производству, которые подготавливаются министерствами и ведомствами, ведущими эти работы, и утверждаются Госгортехнадзором СССР по представлению этих министерств и ведомств.

При проведении и эксплуатации подземных горных выработок надлежит, кроме того, руководствоваться соответственно «Едиными правилами безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений подземным способом», «Правилами безопасности в угольных и сланцевых шахтах» и «Едиными правилами безопасности при взрывных работах».

§ 2. Вновь построенные или реконструированные карьеры, драги, земснаряды, а также отдельные промышленные объекты и сооружения, вводимые в работу на действующих предприятиях, должны соответствовать требованиям настоящих Правил.

Прием в эксплуатацию вновь построенных и реконструированных объектов должен производиться комиссией с участием представителей Госгортехнадзора и технической инспекции труда.

§ 3. Все рабочие и служащие, поступающие на предприятие, подлежат предварительному медицинскому освидетельствованию, а работающие непосредственно на открытых горных разработках — периодическому освиде-

3

1*

тельствованию. Медицинское освидетельствование и заключение о состоянии здоровья лиц, поступающих на предприятие, производятся в соответствии с инструкциями, издаваемыми Министерством здравоохранения СССР, по согласованию с ЦК профсоюза рабочих соответствующей отрасли промышленности.

§ 4. Рабочие, поступающие на горное предприятие (в том числе и на сезонную работу), должны пройти с отрывом от производства предварительное обучение по технике безопасности в течение трех дней (ранее работавшие на горных предприятиях, разрабатывающих месторождения открытым способом, и рабочие, переводимые на работу по другой профессии, — в течение двух дней), быть обучены правилам оказания первой помощи пострадавшим и сдать экзамены по утвержденной программе комиссии под председательством главного инженера предприятия или его заместителя.

При внедрении новых технологических процессов и методов труда, а также при изменении требований или введении новых правил и инструкций по технике безопасности все рабочие должны пройти инструктаж в объеме, устанавливаемом руководством предприятия.

При переводе рабочего с одной работы на другую для выполнения разовых работ на период не более одной смены он должен пройти дополнительный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.

Запрещается допуск к работе лиц, не прошедших предварительного обучения. Повторный инструктаж по технике безопасности должен проводиться не реже 2 раз в год с регистрацией в специальной книге.

Примечание. Студенты высших и средних горно-технических учебных заведений, а также учащиеся профессионально-технических училищ перед производственной практикой должны пройти двухдневное обучение и сдать экзамены по технике безопасности экзаменационной комиссии предприятия.

Перед последующими производственными практиками студенты высших учебных заведений и учащиеся техникумов должны пройти инструктаж по технике безопасности, а учащиеся профессионально-технических училищ — проверку знаний по технике безопасности в объеме программы предварительного обучения как лица, ранее работавшие на карьере.

§ 5. Каждый вновь поступивший рабочий после предварительного обучения по технике безопасности должен пройти обучение по профессии в объеме и в сроки, установленные программами, и сдать экзамен. Лиц, не про-

4

шедших обучения и не сдавших экзамена, запрещается допускать к самостоятельной работе. Всем рабочим под расписку должны быть выданы администрацией инструкции по безопасным методам ведения работ по их профессии.

§ 6. К управлению горными и транспортными машинами допускаются лица, прошедшие специальное обучение, сдавшие экзамены и получившие удостоверение на право управления соответствующей машиной.

§ 7. Машинисты и помощники машинистов горных и транспортных машин, управление которыми связано с оперативным включением и отключением электроустановок, должны иметь квалификационную группу по технике безопасности в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;

при напряжении до 1000 В:

машинисты — не ниже III группы; помощники машинистов — не ниже II группы;

при напряжении выше 1000 В:

машинисты — не ниже IV группы; помощники машинистов — не ниже III группы.

Наличие указанных квалификационных групп по технике безопасности дает право машинистам и их помощникам производить обслуживание и текущие профилактические ремонты только в пределах закрепленного экскаватора (бурового станка и т. п.) и его приключательного пункта (в том числе переключения кабеля у приключательного пункта).

При временном переводе машинистов и их помощников на другие экскаваторы (бурстанки) выполнение указанных работ разрешается после ознакомления их с системой энергоснабжения этих горных машин.

§ 8. Проверка знания безопасных методов работы машинистами и помощниками машинистов горных и транспортных машин должна производиться ежегодно комиссиями, назначаемыми предприятием.

§ 9. К техническому руководству горными работами на открытых разработках допускаются лица, имеющие законченное высшее или среднее горно-техническое образование или право ответственного ведения горных работ.

Руководящие и инженерно-технические работники предприятий, разрабатывающих месторождения полез-

5

ных ископаемых открытым способом, а также организаций, разрабатывающих для этих предприятий проекты, оборудование, приборы и т. п., обязаны не реже одного раза в 3 года проходить проверку знания ими Правил безопасности и инструкций в комиссиях, образуемых в системе министерства (ведомства).

Примечание. На карьерах производительностью менее 10 000 м3 горной массы в год без проведения подземных или взрывных работ к техническому руководству горными работами могут быть допущены лица, не имеющие права ответственного ведения горных работ, но со стажем работы на карьерах не менее двух лет.

Инженерно-технические работники, поступающие на карьер (в том числе и переводимые с другого карьера), обязаны сдать экзамен по настоящим Правилам в порядке и сроки, установленные министерством.

§ 10. В помещениях нарядных, на рабочих местах и путях передвижения людей должны вывешиваться плакаты и предупредительные надписи по технике безопасности, а в машинных помещениях (камерах) — инструкции по технике безопасности.

§11. Каждое рабочее место перед началом работ или в течение смены должно осматриваться мастером или по его поручению бригадиром (звеньевым), а в течение суток— начальником участка или его заместителем, которые не должны допускать производство работ при наличии нарушений правил безопасности, кроме работ по нарядам для устранения этих нарушений.

На производство работ должны выдаваться письменные наряды. Запрещается выдача нарядов на работу в места, имеющие нарушения правил безопасности.

Выдача нарядов на производство работ должна осуществляться в соответствии с положением о нарядной системе, утвержденной вышестоящей организацией.

§ 12. Каждый рабочий до начала работы должен удостовериться в безопасном состоянии своего рабочего ме* ста, проверить исправность предохранительных устройств, инструмента, механизмов и приспособлений, требующихся для работы.

Обнаружив недостатки, которые он сам не может устранить, рабочий, не приступая к работе, обязан сообщить о них лицу технического надзора.

§ 13. Запрещается отдых непосредственно в забоях и у откосов уступа, а также вблизи действующих механизмов, на транспортных путях, оборудовании и т. п.

§ 14. Перед пуском механизмов и началом движения

машин, железнодорожных составов или автомобилей обязательна подача звуковых или световых сигналов, со значением которых инженерно-технические работники обязаны ознакомить всех работающих. При этом сигналы должны быть слышны (видны) всем работающим в районе действия машин, механизмов и др.

Каждый неправильно поданный или непонятный сигнал должен восприниматься как сигнал «Стоп».

Перед началом работы или движения машины, механизма и др. (кроме управляемых дистанционно) машинист обязан убедиться в безопасности членов бригады и находящихся поблизости лиц.

Таблица сигналов вывешивается на работающем механизме или вблизи от него.

§ 15. При ручной разборке и погрузке горной массы рабочие должны работать в защитных очках из небью-щегося стекла и в рукавицах.

§ 16. Каждый работающий на предприятии, заметив опасность, угрожающую людям или предприятию (неисправность железнодорожных путей, машин и механизмов, электросетей, признаки возможных оползней, обвалов уступов, возникновения пожаров и др.) обязан наряду с принятием мер по ее устранению сообщить об этом лицу технического надзора.

§ 17. Горные выработки карьеров в местах, представляющих опасность падения в них людей, а также провалы и воронки должны быть ограждены предупредительными знаками, освещенными в темное время суток.

Зумпфы, взрывные и дренажные скважины, шурфы и другие вертикальные или наклонные выработки должны быть надежно перекрыты или ограждены.

§ 18. Запрещается загромождать рабочие места и выходы из них породой и какими-либо предметами, затрудняющими свободное передвижение людей.

§ 19. В нерабочее время горные, транспортные и дорожно-строительные машины должны быть отведены от забоя в безопасное место, рабочий орган (ковш и др.) опущен на землю, кабина заперта и с питающего кабеля снято напряжение.

§ 20. В карьерах, производство работ в которых сопровождается пылеобразованием и газовыделением, не реже одного раза в квартал в местах наибольшего петлеобразования и скопления газов должен производиться

7

набор проб для анализа воздуха. Места набора проб воздуха устанавливаются планом, утвержденным главным инженером карьера (предприятия).

Запыленность воздуха и количество вредных газов на рабочих местах не должны превышать величин, установленных санитарными нормами.

Во всех случаях, когда содержание вредных газов или запыленность воздуха в карьере превышают установленные нормы, должны быть приняты меры по обеспечению безопасных и здоровых условий труда.

При возникновении пожара все работы на участках карьера, атмосфера которых загрязнена продуктами горения, должны быть прекращены, за исключением работ, связанных с ликвидацией пожара.

§ 21. Все здания и сооружения на территории открытых горных разработок должны удовлетворять требованиям СНиП II—А 5—70 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений».

§ 22. На предприятиях, разрабатывающих полезные ископаемые драгами или плавучими земснарядами, должен быть составлен план ликвидации аварий для каждой драги или земснаряда в соответствии с «Инструкцией по составлению планов ликвидации аварий для драг и земснарядов» (см. приложение).

План ежегодно составляется начальником драги (земснаряда) или его заместителем и утверждается вышестоящей хозяйственной организацией.

При изменении схемы или технологии ведения работ в план ликвидации аварии не позднее чем через два дня после происшедшего изменения вносятся необходимые уточнения.

Инженерно-технические работники обязаны изучить план ликвидации аварий и ознакомить под расписку в специальной книге всех рабочих с правилами поведения при авариях.

§ 23. На карьерах, разрабатывающих самовозгорающиеся или легковоспламеняющиеся полезные ископаемые, необходимо предусматривать специальные профилактические и противопожарные мероприятия.

§ 24. Для передвижения людей в карьере должны быть устроены удобные дорожки, а для перехода через железнодорожные пути и автодороги — определенные места, обозначенные указателями.

В темное время суток пешеходные дорожки и перехо-

8

ды через железнодорожные пути и автодороги должны быть освещены.

§ 25. В карьерах при длине пути до рабочего места более 2,5 км или при глубине работ более 100 м должна быть организована доставка рабочих к месту работ на специально оборудованном для этой цели транспорте.

Запрещается перевозка людей в саморазгружающих-ся вагонах, кузовах автосамосвалов и грузовых вагонетках канатных дорог.

§ 26. Для сообщения между уступами должны устанавливаться прочные лестницы с двусторонними поручнями и наклоном не свыше 60°, освещенные в темное время суток. При высоте уступа более 10 м должны устраиваться маршевые лестницы шириной не менее 0,8 м с горизонтальными площадками на расстоянии друг от друга по высоте не более 12 м.

Расстояние между лестницами по длине уступа не должно превышать 500 м. Ступеньки и площадки лестниц должны систематически очищаться от снега, льда, грязи и при необходимости посыпаться песком. Подходы к лестницам должны быть выравнены на ширину не менее 0,8 м. Взамен лестниц допускается устройство пешеходных дорожек с уклоном не более 20°, оборудованных для передвижения по ним людей.

Передвижение людей с уступа на уступ по откосам и взорванной горной массе допускается лишь при особой производственной необходимости и с разрешения в каждом отдельном случае лица технического надзора.

Допускается использование для перевозки людей с уступа на уступ механизированных средств (эскалаторы и др.), допущенных Госгортехнадзором СССР.

§ 27. Переход через ленточные конвейеры разрешается только по переходным мостикам, оборудованным перилами.

В местах прохода и проезда под конвейерами необходимо устраивать защитные полки для предохранения людей от возможного поражения падающими с ленты кусками транспортируемого материала.

§ 28. Запрещается работать на уступах при наличии нависающих «козырьков», глыб и отдельных крупных валунов, а также нависаний из снега и льда. В случае невозможности произвести ликвидацию заколов или оборку борта в момент обнаружения навесов или «козырьков» все работы в опасной зоне должны быть приостановле-

9