Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

64 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Единые нормы выработки являются обязательными для применения на открытых горных работах горнодобывающих предприятий независимо от их ведомственного подчинения

 Скачать PDF

Оглавление

Общая часть

     Организация труда

Нормативная часть

Нормы выработки на погрузку и экскавацию горной массы экскаваторами типа механической лопаты и драглайн

     Нормы выработки на погрузку горной массы экскаваторами типа механической лопаты в автосамосвалы

     Нормы выработки на экскавацию горной массы экскаваторами типа механической лопаты при бестранспортной системе разработки (в выработанное пространство и отвал)

     Нормы выработки на экскавацию горной массы экскаваторами типа драглайн при бестранспортной системе разработки (в выработанное пространство и отвал)

     Нормы выработки на транспортирование горной массы автосамосвалами

Общие поправочные коэффициенты. Температурные зоны

Нормативы времени

Технические расчетные данные, принятые для расчета норм выработки

Методика расчета норм выработки

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Центральное бюро нормативов по труду при Научно-исследовательском институте труда Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам

ЕДИНЫЕ НОРМЫ ВЫРАБОТКИ на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности

ЭКСКАВАЦИЯ и ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

Часть III

е||в


ЭКСКАВАЦИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ГОРНОЙ МАССЫ АВТОСАМОСВАЛАМИ

Москва — 1979

Центральное бюро нормативов по труду при Научно-исследовательском институте труда Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам

Утверждено Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам Постановление Л$ 49/7-51 от 15 февраля 1978 г.

ЕДИНЫЕ НОРМЫ ВЫРАБОТКИ на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности

ЭКСКАВАЦИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

Часть III

1979

ЭКСКАВАЦИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ГОРНОЙ МАССЫ АВТОСАМОСВАЛАМИ

Москва

НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

НОРМЫ ВЫРАБОТКИ НА ПОГРУЗКУ И ЭКСКАВАЦИЮ ГОРНОЙ МАССЫ ЭКСКАВАТОРАМИ ТИПА МЕХАНИЧЕСКОЙ ЛОПАТЫ И ДРАГЛАЙН

Факторы, влияющие на величину нормы выработки при погрузке и эскавации горной массы

Тип экскаватора, емкость ковша, рабочее оборудование (нормальное или удлиненное), угол поворота стрелы экскаватора. Категория пород по трудности экскавации, объемный вес лород, состояние пород (влажность), степень разрыхления (процент наличия негабарита). Коэффициент использования ковша. Объем горной массы в целике в ковше за один цикл, длительность цикла экскавации. Вид транспортных средств. Число ковшей. Число циклов в минуту. Время погрузки и установки под погрузку автосамосвала. Вид забоя.

Состав работы

Прием и сдача экскаватора с опробованием на ходу. Подноска мелких деталей за пределами радиуса действия экскаватора. Проверка и крепление узлов экскаватора, смазка и ■чистка узлов экскаватора. Мелкий текущий ремонт механической и электрической части экскаватора в начале, конце и в течение смены. Подготовка забоя с перемещением негабарита. Погрузка и экскавация горной массы. Передвижка экскаватора вдоль забоя (маневры в забое), отгон экскаватора в безопасное место перед взрывными работами и возврат в забой после взрывных работ. Планировка почвы забоя. Очистка ковша, ходовой части экскаватора и пути в пределах рабочего места. Перенос кабеля, заземление экскаватора и систематическая проверка состояния заземления с устранением неисправностей. Уборка рабочего места. Заполнение вахтенного журнала.

10

Состав бригады

Экскаватор

Профессии

Э-2603

йо

(Т)« ф = - • оо

■Ч* 00 иСЪСГ)

ЭВГ-6, ЭВГ-12,5

ЭВГ-15

ЭВГ-35/65

ЭШ-4/40, ЭШ-5/40, ЭШ-6/60, ЭШ-8/60, ЭШ-10/60,

ЭШ-10/70, ЭШ-10/75

-С ю о

о ю см —

зз

СП СП

1о о г- ф

53

CD СП

О

О

ю

сч

3

О)

ЭШ-80/100, ЭШ-90/100/ ЭШ-100/100

Машинист экскаватора

1

1

1

1

1

1

I

1

1

Помощник машиниста экскава-

1

2

2

3

1

2

2

3

тора Электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования

1

2

1

2

2

Итого:

1

2

з

4

6

2

4

5

е

Примечания:

1.    При управлении одноковшовым экокаватором с ковшом емкостью

2,5 м3 и выше или экскаватором с удлиненным оборудованием (механическая лопата) с ковшом емкостью 2,0 м3 и выше — 6-й разряд.

2.    Помощники машинистов экскаваторов тарифицируются при наличии прав машинистов экскаваторов, на один разряд ниже соответствующих машинистов, экскаваторов, а без прав машиниста экскаватора на два разряда ниже соответствующего машиниста экскаватора.

3.    Электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования — -4-й разряд.

Нормы выработки на погрузку горной массы экскаваторами типа механической лопаты в автосамосвалы, м3 в целике

Таблица 1

Ц/U ЗД

Емкость ковша, м3

Грузоподъемность автосамосвала, т

Категория пород

I

II

III

IV

V

Во фронтальном забое

1

2,5

10

1633

1344

1064

880

842

1

1 а | б | в | г | д

П

Продолжение

u/u ъц

Емкость ковша, м3

Г рузоподъ-емность автосамосвала, т

Категория пород

I

II

III

IV

V

2

3,0

10

1653

1363

1074

883

847

3

4,0

2133

1728

1358

1103

750

4

4,6

2110

1678

1315

1076

1150

5

2,5

12

1575

1306

1035

850

732

6

3,0

1940

1612

1270

1043

995

7

4.0

2508

2158

1698

1378

936

8

4,6

2529

2038

1595

1307

907

9

2,5

25

1871

1550

1226

1006

915

10

3.0

2129

1757

1390

1137

910

11

4.0

2372

2244

1769

1438

1213

12

4.6

2707

2251

1764

1438

1223

13

6,0

3116

2618

2066

1690

1534

14

6.3

2961

2435

1907

1559

1487

15

8.0

3754

3244

2557

2103

1535

16

2,5

27

1926

1643

1300

1067

863

17

3,0

2241

1917

1516

1240

996

18

4,0

2538

2115

1658

1346

1098

19

4.6

2927

2438

1912

1557

1358

20

6,0

3338

2909

2296

1878

1308

21

6.3

3181

2623

2053

1678

1487

22

8,0

3254

2667

2094

1710

1632

23

2.5

40

2044

1674

1322

1082

976

24

3,0

2382

2010

1581

1289

Г107

25

4,0

2885

2335

1829

1482

1343

26

4,6

3176

2603

2034

1653

1320

27

6.0

3449

2850

2238

1825

1529

28

6.3

3228

2607

2029

1653

1382

29

8,0

3860

3184

2492

2035

1761

В тупиковом забое

30

2,5

10

1350

1125

898

747

680

31

3.0

1368

1141

907

750

686

32

4.0

1676

1378

1095

898

614

33

4,6

1667

1346

1068

881

850

а

в

г

д

U

Продолжение

С*>

ё л

Категория пород

U/Ц 5н

Емкость ковша, v

Г рузопо, емкость автосам< свала, т

I

II

III

IV

V

34

2.5

12

1351

1132

903

746

624

35

3,0

1605

1349

1072

887

806

36

4,0

1971

1721

1369

1123

767

37

4,6

1998

1636

1296

1071

747

38

2,5

25

1813

1505

1193

980

884

39

3,0

2055

1700

1347

1104

880

40

4,0

2281

2149

1698

1383

1158

41

4,6

2588

2159

1696

1385

1169

42

6.0

2957

2492

1971

1616

1447

43

6,3

2819

2327

1826

1496

1408

44

8.0

3515

3050

2412

1988

1453

45

2,5

27

1867

1596

1265

1039

839

46

3,0

2163

1854

1469

1204

964

47

4,0

2440

2039

1602

1304

1058

48

4,6

2798

2338

1838

1499

1298

49

6,0

3167

2768

2191

1795

1252

50

6.3

3028

2506

1967

1610

1408

51

8,0

3095

2546

2004

1640

1544

52

2.5

40

2290

1641

1297

1063

954

53

3,0

2322

1963

1547

1262

1079

54

4,0

2800

2272

1782

1447

1302

55

4,6

3074

2526

1978

1609

1280

56

6.0

3329

2802

2168

1771

1477

57

6.3

3122

2529

1972

1609

1338

58

8,0

3708

3068

2407

1968

1691

а

6

в

г

Д

13

Нормы выработки на экскавацию горной массы экскаваторами типа механической лопаты при бестранспортной системе разработки (в выработанное пространство и отвал), м3 горной массы в целике

Таблица 2

m .

Категория пород

с

е

КОСТЬ ко экскава а, м3

Экскаватор

I

II

III

IV

V

£

* 2 о-U = н

С нормальным рабочим оборудованием

I

4.0

ЭКГ-4

3355

2855

2238

1823

1637

2

4.6

ЭКГ-4.6

3801

3252

2550

2077

1858

3

6.0

ЭКГ-8

4147

3574

2843

2320

2068

4

6.3

ЭКГ-6.3УС

4353

3637

2794

2259

2051

5

8.0

ЭКГ-8и

5477

4669

3689

3024

2742

6

12,5

ЭКГ-12.5

7789

6523

5037

4080

3686

С удлиненным рабочим оборудование

м

7

4.0

ЭВГ-4

2896

2455

1905

1555

8

6.0

ЭВГ-6

2909

2504

1935

1581

9

6.3

ЭКГ-6.3У

3197

2704

2080

1687

10

S.0

ЭВГ-6

3800

3266

2600

2056

И

15

ЭВГ-15

6229

5219

4054

3317

12

35

ЭВГ-35/65

10878

9184

7175

5823

а

б

в

г

Д

Нормы выработки на экскавацию горной массы экскаваторами типа драглайн при бестранспортной системе разработки (в выработанное пространство и отвал), м3 горной массы

в целике

Таблица 3

Категория пород

л £

н *0 о Л

Экскаватор

IV

2

х = * 2

5 ® и ■

* О ас СО Ы х л а.

I

II

III

При глубине черпания до 25 м

1

4

ЭШ-4/40

2088

1761

1332

2

5

ЭШ-5/40

2455

2073

1558

3

6

ЭШ-6/60

2687

2317

1798

1396

4

8

ЭШ-8/60

3484

2999

2360

1846

5

10

ЭШ-10/60

4263

3720

2926

2287

6

10

ЭШ-10/70

4139

3607

2855

2246

7

10

ЭШ-10/75

4077

3522

2736

2186

8

14

ЭШ-14/75

5706

4960

3879

3096

9

20

ЭШ-20/75

5922

5095

3972

3171

10

15

ЭШ-15/90

5874

5095

4009

3788

11

15

ЭШ-15/90 А

6113

5358

4303

4046

12

25

ЭШ-25/100

9030

7994

6289

5041

13

80

ЭШ-80/100

25895

22913

18061

14565

14

90

ЭШ-90/100

28857

25525

20107

16205

15

100

ЭШ-100/100

31148

27799

22106

17806

При глубине черпания более 25 м

16

6

ЭШ-6/60

2446

2113

1655

1299

17

8

ЭШ-8/60

3163

2749

2169

1716

18

10

ЭШ-10/60

3892

3408

2688

2125

19

10

ЭШ-10/70

3829

3351

2664

2105

20

10

ЭШ-10/75

3769

3266

2569

2044

21

14

ЭШ-14/75

5260

4591

3639

2892

22

20

ЭШ-20/75

5476

4743

3727

2962

23

15

ЭШ-15/90

5445

4743

3752

3531

24

15

ЭШ-15/90А

5731

5095

4046

3862

25

25

ЭШ-25/100

8480

7509

5866

4784

26

80

ЭШ-80/100

24673

21565

17120

13765

27

90

ЭШ-90/100

27208

24008

14049

17286

28

100

ЭШ-100/100

29316

26114

20930

17006

а

6 1

в

г

15

Единые нормы выработки на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности. Экскавация и транспортирование. Часть III. Экскавация и транспортирование горной массы автосамосвалами.

Сборник состоит из трех частей.

В третьей части сборника содержатся нормы выработки: на погрузку горной массы экскаваторами типа механическая лопата с нормальным рабочим оборудованием в автосамосвалы; экскавацию горной массы экскаваторами типа механическая лопата и драглайн при бестранспортной системе разработки (в выработанное пространство и отвал); на транспортирование горной массы автосамосвалами.

Нормы выработки на погрузку горной массы в железнодорожные вагоны-думпкары содержатся в 1 части, а нормы выработки на транспортирование горной массы железнодорожными составами при погрузке одноковшовыми экскаваторами — во II части сборник^.

Сборник утвержден постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 15 феврали 1978 года Л? 49/7-51.

Единые нормы выработки разработаны Центральным бюро нормативов по труду при участии сектора НОТ лаборатории технико-экономических исследований Государственного института горно-химического сырья (ГИГХС), а также нормативно-исследовательских организаций горнодобывающих предприятий Министерства черной металлургии СССР, Министерства цветной металлургии СССР, Министерства угольной промышленности СССР и Министерства химической промышленности.

Единые нормы выработки являются обязательными для применения на открытых горных работах горнодобывающих предприятий независимо от их ведомственного подчинения.

С введением в действие настоящих единых норм выработки утрачивают силу «Единые нормы выработки на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности. Экскавация и транспортирование». (М. «Недра». 1971 г.).

Замечания и предложения по настоящему сборнику следует направлять по адресу: 103012, г. Москва, К-12, пл. Куйбышева, 1, ЦЕНТ.

©Научно-исследовательский институт труда Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам (НИИ труда), 1979

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.    Единые нормы выработки разработаны:

на погрузку горной массы экскаваторами типа механической лопаты с нормальным рабочим оборудованием Э-2503, СЭ-3, ЭКГ-4,6, ЭКГ-8 и 8и, ЭКГ-6,ЗУС, ЭКГ-12,5; с удлиненным рабочим оборудованием ЭВГ-4 и 4и,

ЭВГ-6, ЭКГ-6,ЗУ, ЭВГ-35/65;

на экскавацию горной массы экскаваторами типа драглайн ЭШ-4/40, ЭШ-5/40,    ЭШ-6/60,    ЭШ-8/60,    ЭШ-10/60,

ЭШ-10/70, ЭШ-10/75,    ЭШ-14/75,    ЭШ-20/75,    ЭШ-15/90,

ЭШ-15/90А, ЭШ-25/100, ЭШ-80/100, ЭШ-90/100, ЭШ-100/100;

на транспортирование горной массы автосамосвалами КрАЗ-256 и 256Б, МАЗ-525, БелАЗ-540, БелАЗ-548.

Единые нормы выработки являются обязательными для применения на предприятиях горнодобывающей промышленности.

2.    В основу разработки единых норм выработки положены следующие данные: фотохронометражные наблюдения; технические характеристики оборудования; технические расчеты; результаты анализа организации труда и мероприятий по ее совершенствованию.

3.    Единые нормы выработки установлены для одного исполнителя или бригады на рабочую смену продолжительностью 7 час с учетом: соблюдения условий труда, предусмотренных правилами технической эксплуатации, едиными правилами безопасности и промышленной санитарии; выполнения работ рабочими соответствующих квалификаций; инструкционно-технологических карт и научной организации труда на предприятиях.

4.    Нормы выработки рассчитаны на рациональные условия работы при следующих наиболее распространенных фактических организационно-технических условиях:

высота уступа при погрузке одноковшовыми экскаваторами типа механической лопаты без применения взрывных работ принята равной максимальной высоте черпания соответствующих экскаваторов, а с применением взрывных работ — более чем в 1,5 раза высоте черпания экскаваторов (при этом

3

высота развала не превышает высоту черпания экскаватора); при экскавации драглайнами высота уступа принята равной глубине черпания экскаватора;

ширина заходки принята 1,5—1,7 радиуса черпания экскаватора на горизонте установки экскаватора;

объемный вес горной массы — Средний для каждой категории пород;

расчетные данные — средние для каждого вида работ и соответствующего оборудования;

погрузка горной массы экскаваторами типа механической лопаты в автосамосвалы производится в зависимости от емкости ковша:

Г рузоподъемность автосамосвала, т

10, 12, 25, 27, 40, 10, 12, 25, 27, 40, 10, 12, 25, 27, 40, 10, 12, 25, 27, 40, 25, 27, 40 25, 27, 40 25, 27, 40


Емкость ковша, м3

2.5

3.0

4.0

4.6

6.0 6,3 8,0


5.    Факторы и организационно-технические условия, непостоянные или встречающиеся только на отдельных предприятиях, учтены поправочными коэффициентами к нормам выработки. При одновременном действии нескольких факторов, учитываемых поправочными коэффициентами, соответствующие коэффициенты перемножаются.

6.    На работы, не предусмотренные настоящим сборником, предприятиям предоставляется право устанавливать местные нормы на основе технических и расчетных данных в соответствии с методикой настоящего сборника.

7.    На тех предприятиях, где фактические нормы выработки выше настоящих норм, сохраняются действующие нормы.

8.    Если существующие организационно-технические условия не позволяют применять единые нормы настоящего сборника на отдельные виды работ, то предприятиям предоставляется право разрабатывать нормы по методике, приведенной в настоящем сборнике.

9.    При внедрении нового оборудования, комплексной механизации, более совершенной технологии организации производства и труда, повышающих производительность труда и сокращающих простои, предприятия должны разрабатывать местные более прогрессивные нормы.

10.    Если фактический объемный вес породы, полезный вес груза в транспортном сосуде и расстояние транспортирования горной массы больше принятых в настоящем сборнике, то нормы выработки пересчитываются по приведенной методике.

4

11.    В том случае, когда одновременно производится погрузка пород разных категорий, нормы выработки устанавливаются в соответствии с процентным содержанием этих пород в массиве по данным геолого-маркшейдерской службы.

12.    Наименование профессий и состав работ в настоящем сборнике указаны в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, выпуск 4, утвержденным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 21 января 1969 г. № 21 (издание второе, 1974 г.).

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Организация труда на открытых горных работах предусматривает: рациональный режим работы, обеспечивающий высокопроизводительное использование машин и механизмов, прогрессивную организацию труда рабочих с учетом передового опыта, максимальную безопасность ведения работ, возможность облегчения условий труда и создания условий для выполнения технически обоснованных норм выработки.

На экскаваторных работах

Организация труда на экскаваторных работах осуществляется в соответствии с типовыми проектами научной организации труда.

Для обеспечения высокопроизводительной работы экскаваторов и экскаваторных бригад необходимо соблюдать следующие основные условия:

1.    Типы экскаваторов и их рабочие параметры должны соответствовать горно-техническим условиям карьера и установленной мощности. Все оборудование, входящее в технологический комплекс производства вскрышных, добычных и отвальных работ, по своей производительности должно соответствовать производительности экскаваторов и подбираться по признаку экономической целесообразности.

2.    Буровзрывные работы должны вестись с достаточным опережением, исключающим простои экскаваторов из-за отсутствия подготовленных забоев. При правильно произведенном взрыве наибольший размер основной массы кусков не должен превышать 2/3 наименьшего измерения ковша экскаватора типа механической лопаты и '/з ковша типа драглайна. При наличии негабаритов их следует отбрасывать в сторону и обрабатывать с последующим раздроблением. Взрывы производить только в отведенные дни.

3.    Интервалы в подаче транспорта к экскаватору под по-

грузку должны быть сокращены до минимума в зависимости от расстояния транспортирования и принятой схемы подъезда к экскаватору.

4. Состояние дорог и почвы забоя должно обеспечивать стоянку и подход транспорта к экскаватору без задержек и нормальное передвижение экскаватора, правильное расположение экскаватора в забое. Вспомогательные работы (очистка ходовой части экскаватора и пути в пределах рабочего места экскаватора, перемещение негабарита, маневры экскаватора в забое, очистка ковша, перенос кабеля и подключение кабеля) частично должны производиться в перерывах между обменом транспорта.

При работе в ночное время должно быть обеспечено правильное и достаточное освещение забоя, отвала, дорог.

Одним из основных факторов повышения производительности экскаватора является увеличение коэффициента наполнения ковша и сокращение длительности цикла экскавации. Наполнение ковша экскаватора зависит от высоты забоя и качества взрывных работ. Ковш необходимо заполнять доот-каза, ровно и без рывков, ритмично сочетая движение рабочего оборудования с движением корпуса экскаватора. Длительность цикла экскавации зависит от горно-геологических условий, конструктивных особенностей экскаватора, опытности машиниста экскаватора.

Длительность цикла экскавации может быть уменьшена за счет ускорения отдельных операций цикла и совмещения некоторых из них.

Самая продолжительная операция цикла экскавации — это процесс заполнения ковша (черпание). Сокращение времени на эту операцию может быть достигнуто за счет лучшей подготовки забоя и обеспечения оптимального развала взорванной породы. Для сокращения длительности поворота ковша необходимо экскавацию проводить при наименьшем среднем угле поворота стрелы экскаватора. Уменьшение угла поворота экскаватора большей мощности имеет особое значение. так как он обладает меньшей угловой скоростью.

При работе экскаватора возможны совмещения следующих операций:

а)    подъем груженого ковша совмещается с поворотом экскаватора к месту разгрузки; при повороте груженого ковша к разгрузке подъем его производится с таким расчетом, чтобы разгрузку можно было плавно произвести с хода; открывать днище ковша необходимо к моменту окончания поворота стрелы, после чего нужно немедленно начинать обратный ход стрелы к забою;

б)    поворот порожнего ковша к забою совмещается с его опусканием, при этом поворот стрелы к забою прекращается к моменту соприкосновения ковша с горной массой;

6

в) подача ковша на забой напорным механизмом начинается несколько раньше, прежде чем ковш, опускаясь, ляжет на грунт, и точно в момент касания грунта зубьями начинается подъем.

При совмещении операций следует добиваться не только непрерывной смены одной основной операции другой, но и по возможности частичного совмещения конца одной операции с началом следующей.

Показателем правильной работы машиниста является непрерывность движения рабочих органов экскаватора и отсутствие значительного ослабления и провисания канатов.

Экскаваторы обслуживаются сменными бригадами в составе, предусмотренном для каждой марки экскаватора. При сдаче смены бригада, обслуживающая экскаватор, должна дать исчерпывающие сведения о состоянии забоя и экскаватора за прошедшую смену. Бригада тщательно осматривает экскаватор, проверяет исправность механизмов и электрооборудования, проводит профилактический ремонт экскаватора, смазку его и устраняет неисправности, а также приводит в безопасное состояние рабочее место экскаватора. Повседневный и тщательный уход за экскаватором, соблюдение графиков всех видов ремонта обеспечивают нормальную работу и высокую производительность экскаватора в межремонтный период.

В целях повышения ответственности за состояние и качество ремонта все узлы и агрегаты экскаватора закрепляются за отдельными членами сменных бригад (экипажей), которые следят за их техническим состоянием и производят профилактический ремонт. Для проведения профилактического ремонта в течение смены максимально используется время технологических перерывов и простоев из-за атмосферных явлений (туман, сильный снегопад, гололед).

Для предупреждения и своевременного устранения неизбежных технических неисправностей экскаватора необходимо разборчиво и технически грамотно вести заполнение вахтенного журнала. Это первичный документ, по которому ведется учет работы, простоев экскаватора и продолжительности ППР.

За. правильность записей в вахтенном журнале несет ответственность машинист экскаватора. Лица участкового надзора контролируют правильность ведения записей в вахтенном журнале.

В целях правильного использования оборудования, установления прогрессивной организации труда с учетом передового опыта, максимальной безопасности ведения работ, улучшения условий труда рабочих разрабатывается инструкционно-технологическая карта, один экземпляр которой должен находится в кабине экскаватора.

7

На транспорте

Эксплуатация автотранспорта в карьерах организуется таким образом, чтобы обеспечить бесперебойную работу экскаваторов при соблюдении принятой четкой организации технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Режим работы автотранспортного хозяйства согласуется с режимом работы карьера (обычно это круглосуточная двух-или трехсменная работа при прерывной или непрерывной рабочей неделе). Вместе с тем, каждый автосамосвал может иметь свой режим работы. Возможно применять односменный, двухсменный и трехсменный режим работы автосамосвала в карьере. Наиболее эффективным является двухсменный режим. При этом обеспечиваются наиболее стабильные показатели работы, улучшается техническое обслуживание автосамосвалов.

Непосредственным рабочим местом водителя является автосамосвал. Однако, ввиду подвижного характера работы водителей, его трудовая деятельность осуществляется не только на рабочем месте, но и в рабочей зоне.

Под рабочей зоной водителя понимается комплекс участков в автотранспортном хозяйстве и вне его, на которых осуществляются обслуживание автосамосвала, вспомогательные и другие операции транспортного процесса.

К участкам рабочей зоны в автотранспортном хозяйстве могут быть отнесены: профилакторий, места заправки водой, топливом и другими эксплуатационными материалами, места подогрева автомобиля, диспетчерская, контрольно-пропускной пункт, места стоянки автосамосвалов и т. д., а вне автотранспортного хозяйства — погрузочно-разгрузочные площадки, заправочные пункты, расположенные вне автотранспортного хозяйства (на бортах карьера, в карьере и передвижные автозаправочные).

Для бесперебойной работы автосамосвалов необходимо:

совершенствовать техническое обслуживание автосамосва-лов: внедрять техническую диагностику, систему бездефектной сдачи работы с первого предъявления при ремонте и техническом обслуживании автосамосвалов, создавать (укреплять) службы отдела технического контроля, систематически проводить дни качества;

обеспечивать необходимыми инструментами, приспособлениями, вспомогательным оборудованием, своевременно производить замену неисправных инструментов. Для этого рекомендуется создавать специальные кладовые для инструментов водителей;

совершенствовать обеспечение заправки автосамосвалов эксплуатационными материалами на основе анализа затрат времени на заправку, которые зависят от размещения заправочных пунктов, технологического цроцесса заправки, степени 8

его механизации, организации технического обслуживания и ремонта заправочных пунктов. Рекомендуется разрабатывать планы размещения и закрепления заправочных пунктов на территории автотранспортного хозяйства, учитывающие расстановку автомобилей и предусматривающие максимально допустимое сокращение расстояния между автосамосвалами и пунктами заправки; графики профилактического осмотра и ремонта заправочных пунктов. Производить заправку автосамосвалов передвижными автозаправочными;

в целях облегчения пуска двигателя в зимних условиях при безгаражном содержании автосамосвалов необходима применять передвижные автостартеры, водомаслогрейки и различные системы подогрева двигателя (паро-воздухо-элек-тро-газоподогрев и т. п.);

совершенствовать процесс оформления путевой документации и оперативной информации водителей о ходе выполнения ими планового задания. Одной из прогрессивных форм организации этого процесса является бездиспетчерская выдача путевых листов. Путевые листы выписываются накануне и вкладываются в специальные ящики (вращающиеся барабаны) вместе с техническим талоном. Перед выездом водитель вынимает из закрепленной за ним ячейки ящика оформленный путевой лист, технический талон и информационный листок, где указывается процент выполненного задания, заработная плата, отработанные часы и т. д.

Для сокращения потерь рабочего времени и повышения производительности экскаваторов и автосамосвалов необходимо:

улучшать и содержать в хорошем состоянии подъездные пути к местам погрузки и разгрузки;

устанавливать рациональные маршруты движения, рассчитанные с помощью математических методов линейного программирования, схемы подъезда и установки автосамосвалов в местах погрузки;

внедрять информационные и автоматизированные системы управления экскаваторно-автомобильными комплексами (при работе по закрытому циклу системы «Карат», «Искра», при работе по открытому циклу системы «Карьер»);

составлять совместные планы научной организации труда автотранспортного хозяйства и карьера;

разрабатывать инструкционно-технологические карты для водителей автосамосвалов, карты должны находиться в кабине автосамосвала.