Центральное бюро нормативов по труду при Научно-исследовательском институте труда Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам
ЕДИНЫЕ НОРМЫ ВЫРАБОТКИ на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности
ЭКСКАВАЦИЯ и ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
Часть III
ЭКСКАВАЦИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ГОРНОЙ МАССЫ АВТОСАМОСВАЛАМИ
Москва — 1979
Центральное бюро нормативов по труду при Научно-исследовательском институте труда Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам
Утверждено Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам Постановление Л$ 49/7-51 от 15 февраля 1978 г.
ЕДИНЫЕ НОРМЫ ВЫРАБОТКИ на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности
ЭКСКАВАЦИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕЧасть III
ЭКСКАВАЦИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ГОРНОЙ МАССЫ АВТОСАМОСВАЛАМИ
Москва
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
НОРМЫ ВЫРАБОТКИ НА ПОГРУЗКУ И ЭКСКАВАЦИЮ ГОРНОЙ МАССЫ ЭКСКАВАТОРАМИ ТИПА МЕХАНИЧЕСКОЙ ЛОПАТЫ И ДРАГЛАЙН
Факторы, влияющие на величину нормы выработки при погрузке и эскавации горной массы
Тип экскаватора, емкость ковша, рабочее оборудование (нормальное или удлиненное), угол поворота стрелы экскаватора. Категория пород по трудности экскавации, объемный вес лород, состояние пород (влажность), степень разрыхления (процент наличия негабарита). Коэффициент использования ковша. Объем горной массы в целике в ковше за один цикл, длительность цикла экскавации. Вид транспортных средств. Число ковшей. Число циклов в минуту. Время погрузки и установки под погрузку автосамосвала. Вид забоя.
Состав работы
Прием и сдача экскаватора с опробованием на ходу. Подноска мелких деталей за пределами радиуса действия экскаватора. Проверка и крепление узлов экскаватора, смазка и ■чистка узлов экскаватора. Мелкий текущий ремонт механической и электрической части экскаватора в начале, конце и в течение смены. Подготовка забоя с перемещением негабарита. Погрузка и экскавация горной массы. Передвижка экскаватора вдоль забоя (маневры в забое), отгон экскаватора в безопасное место перед взрывными работами и возврат в забой после взрывных работ. Планировка почвы забоя. Очистка ковша, ходовой части экскаватора и пути в пределах рабочего места. Перенос кабеля, заземление экскаватора и систематическая проверка состояния заземления с устранением неисправностей. Уборка рабочего места. Заполнение вахтенного журнала.
10
Состав бригады
|
|
|
|
Экскаватор |
|
|
|
Профессии |
Э-2603 |
<о
йо
(Т)« ф = - • оо
■Ч* 00 иСЪСГ) |
ЭВГ-6, ЭВГ-12,5 |
ЭВГ-15 |
ЭВГ-35/65 |
ЭШ-4/40, ЭШ-5/40, ЭШ-6/60, ЭШ-8/60, ЭШ-10/60,
ЭШ-10/70, ЭШ-10/75 |
-С ю о
о ю см —
зз
СП СП
1о о г- ф
53
CD СП |
О
О
ю
сч
3
О) |
ЭШ-80/100, ЭШ-90/100/ ЭШ-100/100 |
Машинист экскаватора |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
I |
1 |
1 |
Помощник машиниста экскава- |
|
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
тора Электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования |
|
|
|
1 |
2 |
— |
1 |
2 |
2 |
Итого: |
1 |
2 |
з |
4 |
6 |
2 |
4 |
5 |
е |
Примечания:
1. При управлении одноковшовым экокаватором с ковшом емкостью
2,5 м3 и выше или экскаватором с удлиненным оборудованием (механическая лопата) с ковшом емкостью 2,0 м3 и выше — 6-й разряд.
2. Помощники машинистов экскаваторов тарифицируются при наличии прав машинистов экскаваторов, на один разряд ниже соответствующих машинистов, экскаваторов, а без прав машиниста экскаватора на два разряда ниже соответствующего машиниста экскаватора.
3. Электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования — -4-й разряд.
Нормы выработки на погрузку горной массы экскаваторами типа механической лопаты в автосамосвалы, м3 в целике
Таблица 1 |
Ц/U ЗД |
Емкость ковша, м3 |
Грузоподъемность автосамосвала, т |
Категория пород |
I |
II |
III |
IV |
V |
Во фронтальном забое |
1 |
2,5 |
10 |
1633 |
1344 |
1064 |
880 |
842 |
1 |
1 а | б | в | г | д |
|
П |
Продолжение |
u/u ъц |
Емкость ковша, м3 |
Г рузоподъ-емность автосамосвала, т |
Категория пород |
I |
II |
III |
IV |
V |
2 |
3,0 |
10 |
1653 |
1363 |
1074 |
883 |
847 |
3 |
4,0 |
|
2133 |
1728 |
1358 |
1103 |
750 |
4 |
4,6 |
|
2110 |
1678 |
1315 |
1076 |
1150 |
5 |
2,5 |
12 |
1575 |
1306 |
1035 |
850 |
732 |
6 |
3,0 |
|
1940 |
1612 |
1270 |
1043 |
995 |
7 |
4.0 |
|
2508 |
2158 |
1698 |
1378 |
936 |
8 |
4,6 |
|
2529 |
2038 |
1595 |
1307 |
907 |
9 |
2,5 |
25 |
1871 |
1550 |
1226 |
1006 |
915 |
10 |
3.0 |
|
2129 |
1757 |
1390 |
1137 |
910 |
11 |
4.0 |
|
2372 |
2244 |
1769 |
1438 |
1213 |
12 |
4.6 |
|
2707 |
2251 |
1764 |
1438 |
1223 |
13 |
6,0 |
|
3116 |
2618 |
2066 |
1690 |
1534 |
14 |
6.3 |
|
2961 |
2435 |
1907 |
1559 |
1487 |
15 |
8.0 |
|
3754 |
3244 |
2557 |
2103 |
1535 |
16 |
2,5 |
27 |
1926 |
1643 |
1300 |
1067 |
863 |
17 |
3,0 |
|
2241 |
1917 |
1516 |
1240 |
996 |
18 |
4,0 |
|
2538 |
2115 |
1658 |
1346 |
1098 |
19 |
4.6 |
|
2927 |
2438 |
1912 |
1557 |
1358 |
20 |
6,0 |
|
3338 |
2909 |
2296 |
1878 |
1308 |
21 |
6.3 |
|
3181 |
2623 |
2053 |
1678 |
1487 |
22 |
8,0 |
|
3254 |
2667 |
2094 |
1710 |
1632 |
23 |
2.5 |
40 |
2044 |
1674 |
1322 |
1082 |
976 |
24 |
3,0 |
|
2382 |
2010 |
1581 |
1289 |
Г107 |
25 |
4,0 |
|
2885 |
2335 |
1829 |
1482 |
1343 |
26 |
4,6 |
|
3176 |
2603 |
2034 |
1653 |
1320 |
27 |
6.0 |
|
3449 |
2850 |
2238 |
1825 |
1529 |
28 |
6.3 |
|
3228 |
2607 |
2029 |
1653 |
1382 |
29 |
8,0 |
|
3860 |
3184 |
2492 |
2035 |
1761 |
|
|
|
В тупиковом забое |
|
|
30 |
2,5 |
10 |
1350 |
1125 |
898 |
747 |
680 |
31 |
3.0 |
|
1368 |
1141 |
907 |
750 |
686 |
32 |
4.0 |
|
1676 |
1378 |
1095 |
898 |
614 |
33 |
4,6 |
|
1667 |
1346 |
1068 |
881 |
850 |
|
а |
• |
в |
г |
д |
|
U |
Продолжение |
|
С*> |
ё л |
Категория пород |
U/Ц 5н |
Емкость ковша, v |
Г рузопо, емкость автосам< свала, т |
I |
II |
III |
IV |
V |
34 |
2.5 |
12 |
1351 |
1132 |
903 |
746 |
624 |
35 |
3,0 |
|
1605 |
1349 |
1072 |
887 |
806 |
36 |
4,0 |
|
1971 |
1721 |
1369 |
1123 |
767 |
37 |
4,6 |
|
1998 |
1636 |
1296 |
1071 |
747 |
38 |
2,5 |
25 |
1813 |
1505 |
1193 |
980 |
884 |
39 |
3,0 |
|
2055 |
1700 |
1347 |
1104 |
880 |
40 |
4,0 |
|
2281 |
2149 |
1698 |
1383 |
1158 |
41 |
4,6 |
|
2588 |
2159 |
1696 |
1385 |
1169 |
42 |
6.0 |
|
2957 |
2492 |
1971 |
1616 |
1447 |
43 |
6,3 |
|
2819 |
2327 |
1826 |
1496 |
1408 |
44 |
8.0 |
|
3515 |
3050 |
2412 |
1988 |
1453 |
45 |
2,5 |
27 |
1867 |
1596 |
1265 |
1039 |
839 |
46 |
3,0 |
|
2163 |
1854 |
1469 |
1204 |
964 |
47 |
4,0 |
|
2440 |
2039 |
1602 |
1304 |
1058 |
48 |
4,6 |
|
2798 |
2338 |
1838 |
1499 |
1298 |
49 |
6,0 |
|
3167 |
2768 |
2191 |
1795 |
1252 |
50 |
6.3 |
|
3028 |
2506 |
1967 |
1610 |
1408 |
51 |
8,0 |
|
3095 |
2546 |
2004 |
1640 |
1544 |
52 |
2.5 |
40 |
2290 |
1641 |
1297 |
1063 |
954 |
53 |
3,0 |
|
2322 |
1963 |
1547 |
1262 |
1079 |
54 |
4,0 |
|
2800 |
2272 |
1782 |
1447 |
1302 |
55 |
4,6 |
|
3074 |
2526 |
1978 |
1609 |
1280 |
56 |
6.0 |
|
3329 |
2802 |
2168 |
1771 |
1477 |
57 |
6.3 |
|
3122 |
2529 |
1972 |
1609 |
1338 |
58 |
8,0 |
|
3708 |
3068 |
2407 |
1968 |
1691 |
|
а |
6 |
в |
г |
Д |
|
13
Нормы выработки на экскавацию горной массы экскаваторами типа механической лопаты при бестранспортной системе разработки (в выработанное пространство и отвал), м3 горной массы в целике
Таблица 2 |
|
m . |
|
|
Категория пород |
|
с
е |
КОСТЬ ко экскава а, м3 |
Экскаватор |
I |
II |
III |
IV |
V |
£ |
* 2 о-U = н |
|
|
|
|
|
|
|
С нормальным рабочим оборудованием |
I |
4.0 |
ЭКГ-4 |
3355 |
2855 |
2238 |
1823 |
1637 |
2 |
4.6 |
ЭКГ-4.6 |
3801 |
3252 |
2550 |
2077 |
1858 |
3 |
6.0 |
ЭКГ-8 |
4147 |
3574 |
2843 |
2320 |
2068 |
4 |
6.3 |
ЭКГ-6.3УС |
4353 |
3637 |
2794 |
2259 |
2051 |
5 |
8.0 |
ЭКГ-8и |
5477 |
4669 |
3689 |
3024 |
2742 |
6 |
12,5 |
ЭКГ-12.5 |
7789 |
6523 |
5037 |
4080 |
3686 |
|
|
С удлиненным рабочим оборудование |
м |
|
7 |
4.0 |
ЭВГ-4 |
2896 |
2455 |
1905 |
1555 |
— |
8 |
6.0 |
ЭВГ-6 |
2909 |
2504 |
1935 |
1581 |
— |
9 |
6.3 |
ЭКГ-6.3У |
3197 |
2704 |
2080 |
1687 |
— |
10 |
S.0 |
ЭВГ-6 |
3800 |
3266 |
2600 |
2056 |
— |
И |
15 |
ЭВГ-15 |
6229 |
5219 |
4054 |
3317 |
— |
12 |
35 |
ЭВГ-35/65 |
10878 |
9184 |
7175 |
5823 |
— |
|
а |
б |
в |
г |
Д |
|
Нормы выработки на экскавацию горной массы экскаваторами типа драглайн при бестранспортной системе разработки (в выработанное пространство и отвал), м3 горной массы
в целике
Таблица 3 |
|
|
|
|
Категория пород |
|
.е |
л £
н *0 о Л |
Экскаватор |
|
|
|
IV |
2 |
х = * 2
5 ® и ■
* О ас СО Ы х л а. |
|
I |
II |
III |
|
При глубине черпания до 25 м |
1 |
4 |
ЭШ-4/40 |
2088 |
1761 |
1332 |
— |
2 |
5 |
ЭШ-5/40 |
2455 |
2073 |
1558 |
— |
3 |
6 |
ЭШ-6/60 |
2687 |
2317 |
1798 |
1396 |
4 |
8 |
ЭШ-8/60 |
3484 |
2999 |
2360 |
1846 |
5 |
10 |
ЭШ-10/60 |
4263 |
3720 |
2926 |
2287 |
6 |
10 |
ЭШ-10/70 |
4139 |
3607 |
2855 |
2246 |
7 |
10 |
ЭШ-10/75 |
4077 |
3522 |
2736 |
2186 |
8 |
14 |
ЭШ-14/75 |
5706 |
4960 |
3879 |
3096 |
9 |
20 |
ЭШ-20/75 |
5922 |
5095 |
3972 |
3171 |
10 |
15 |
ЭШ-15/90 |
5874 |
5095 |
4009 |
3788 |
11 |
15 |
ЭШ-15/90 А |
6113 |
5358 |
4303 |
4046 |
12 |
25 |
ЭШ-25/100 |
9030 |
7994 |
6289 |
5041 |
13 |
80 |
ЭШ-80/100 |
25895 |
22913 |
18061 |
14565 |
14 |
90 |
ЭШ-90/100 |
28857 |
25525 |
20107 |
16205 |
15 |
100 |
ЭШ-100/100 |
31148 |
27799 |
22106 |
17806 |
|
При глубине черпания более 25 м |
16 |
6 |
ЭШ-6/60 |
2446 |
2113 |
1655 |
1299 |
17 |
8 |
ЭШ-8/60 |
3163 |
2749 |
2169 |
1716 |
18 |
10 |
ЭШ-10/60 |
3892 |
3408 |
2688 |
2125 |
19 |
10 |
ЭШ-10/70 |
3829 |
3351 |
2664 |
2105 |
20 |
10 |
ЭШ-10/75 |
3769 |
3266 |
2569 |
2044 |
21 |
14 |
ЭШ-14/75 |
5260 |
4591 |
3639 |
2892 |
22 |
20 |
ЭШ-20/75 |
5476 |
4743 |
3727 |
2962 |
23 |
15 |
ЭШ-15/90 |
5445 |
4743 |
3752 |
3531 |
24 |
15 |
ЭШ-15/90А |
5731 |
5095 |
4046 |
3862 |
25 |
25 |
ЭШ-25/100 |
8480 |
7509 |
5866 |
4784 |
26 |
80 |
ЭШ-80/100 |
24673 |
21565 |
17120 |
13765 |
27 |
90 |
ЭШ-90/100 |
27208 |
24008 |
14049 |
17286 |
28 |
100 |
ЭШ-100/100 |
29316 |
26114 |
20930 |
17006 |
|
а |
6 1 |
в |
г |
|
15 |
Единые нормы выработки на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности. Экскавация и транспортирование. Часть III. Экскавация и транспортирование горной массы автосамосвалами.
Сборник состоит из трех частей.
В третьей части сборника содержатся нормы выработки: на погрузку горной массы экскаваторами типа механическая лопата с нормальным рабочим оборудованием в автосамосвалы; экскавацию горной массы экскаваторами типа механическая лопата и драглайн при бестранспортной системе разработки (в выработанное пространство и отвал); на транспортирование горной массы автосамосвалами.
Нормы выработки на погрузку горной массы в железнодорожные вагоны-думпкары содержатся в 1 части, а нормы выработки на транспортирование горной массы железнодорожными составами при погрузке одноковшовыми экскаваторами — во II части сборник^.
Сборник утвержден постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 15 феврали 1978 года Л? 49/7-51.
Единые нормы выработки разработаны Центральным бюро нормативов по труду при участии сектора НОТ лаборатории технико-экономических исследований Государственного института горно-химического сырья (ГИГХС), а также нормативно-исследовательских организаций горнодобывающих предприятий Министерства черной металлургии СССР, Министерства цветной металлургии СССР, Министерства угольной промышленности СССР и Министерства химической промышленности.
Единые нормы выработки являются обязательными для применения на открытых горных работах горнодобывающих предприятий независимо от их ведомственного подчинения.
С введением в действие настоящих единых норм выработки утрачивают силу «Единые нормы выработки на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности. Экскавация и транспортирование». (М. «Недра». 1971 г.).
Замечания и предложения по настоящему сборнику следует направлять по адресу: 103012, г. Москва, К-12, пл. Куйбышева, 1, ЦЕНТ.
©Научно-исследовательский институт труда Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам (НИИ труда), 1979
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1. Единые нормы выработки разработаны:
на погрузку горной массы экскаваторами типа механической лопаты с нормальным рабочим оборудованием Э-2503, СЭ-3, ЭКГ-4,6, ЭКГ-8 и 8и, ЭКГ-6,ЗУС, ЭКГ-12,5; с удлиненным рабочим оборудованием ЭВГ-4 и 4и,
ЭВГ-6, ЭКГ-6,ЗУ, ЭВГ-35/65;
на экскавацию горной массы экскаваторами типа драглайн ЭШ-4/40, ЭШ-5/40, ЭШ-6/60, ЭШ-8/60, ЭШ-10/60,
ЭШ-10/70, ЭШ-10/75, ЭШ-14/75, ЭШ-20/75, ЭШ-15/90,
ЭШ-15/90А, ЭШ-25/100, ЭШ-80/100, ЭШ-90/100, ЭШ-100/100;
на транспортирование горной массы автосамосвалами КрАЗ-256 и 256Б, МАЗ-525, БелАЗ-540, БелАЗ-548.
Единые нормы выработки являются обязательными для применения на предприятиях горнодобывающей промышленности.
2. В основу разработки единых норм выработки положены следующие данные: фотохронометражные наблюдения; технические характеристики оборудования; технические расчеты; результаты анализа организации труда и мероприятий по ее совершенствованию.
3. Единые нормы выработки установлены для одного исполнителя или бригады на рабочую смену продолжительностью 7 час с учетом: соблюдения условий труда, предусмотренных правилами технической эксплуатации, едиными правилами безопасности и промышленной санитарии; выполнения работ рабочими соответствующих квалификаций; инструкционно-технологических карт и научной организации труда на предприятиях.
4. Нормы выработки рассчитаны на рациональные условия работы при следующих наиболее распространенных фактических организационно-технических условиях:
высота уступа при погрузке одноковшовыми экскаваторами типа механической лопаты без применения взрывных работ принята равной максимальной высоте черпания соответствующих экскаваторов, а с применением взрывных работ — более чем в 1,5 раза высоте черпания экскаваторов (при этом
3
высота развала не превышает высоту черпания экскаватора); при экскавации драглайнами высота уступа принята равной глубине черпания экскаватора;
ширина заходки принята 1,5—1,7 радиуса черпания экскаватора на горизонте установки экскаватора;
объемный вес горной массы — Средний для каждой категории пород;
расчетные данные — средние для каждого вида работ и соответствующего оборудования;
погрузка горной массы экскаваторами типа механической лопаты в автосамосвалы производится в зависимости от емкости ковша:
Г рузоподъемность автосамосвала, т
10, 12, 25, 27, 40, 10, 12, 25, 27, 40, 10, 12, 25, 27, 40, 10, 12, 25, 27, 40, 25, 27, 40 25, 27, 40 25, 27, 40
Емкость ковша, м3
2.5
3.0
4.0
4.6
6.0 6,3 8,0
5. Факторы и организационно-технические условия, непостоянные или встречающиеся только на отдельных предприятиях, учтены поправочными коэффициентами к нормам выработки. При одновременном действии нескольких факторов, учитываемых поправочными коэффициентами, соответствующие коэффициенты перемножаются.
6. На работы, не предусмотренные настоящим сборником, предприятиям предоставляется право устанавливать местные нормы на основе технических и расчетных данных в соответствии с методикой настоящего сборника.
7. На тех предприятиях, где фактические нормы выработки выше настоящих норм, сохраняются действующие нормы.
8. Если существующие организационно-технические условия не позволяют применять единые нормы настоящего сборника на отдельные виды работ, то предприятиям предоставляется право разрабатывать нормы по методике, приведенной в настоящем сборнике.
9. При внедрении нового оборудования, комплексной механизации, более совершенной технологии организации производства и труда, повышающих производительность труда и сокращающих простои, предприятия должны разрабатывать местные более прогрессивные нормы.
10. Если фактический объемный вес породы, полезный вес груза в транспортном сосуде и расстояние транспортирования горной массы больше принятых в настоящем сборнике, то нормы выработки пересчитываются по приведенной методике.
4
11. В том случае, когда одновременно производится погрузка пород разных категорий, нормы выработки устанавливаются в соответствии с процентным содержанием этих пород в массиве по данным геолого-маркшейдерской службы.
12. Наименование профессий и состав работ в настоящем сборнике указаны в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, выпуск 4, утвержденным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 21 января 1969 г. № 21 (издание второе, 1974 г.).
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
Организация труда на открытых горных работах предусматривает: рациональный режим работы, обеспечивающий высокопроизводительное использование машин и механизмов, прогрессивную организацию труда рабочих с учетом передового опыта, максимальную безопасность ведения работ, возможность облегчения условий труда и создания условий для выполнения технически обоснованных норм выработки.
На экскаваторных работах
Организация труда на экскаваторных работах осуществляется в соответствии с типовыми проектами научной организации труда.
Для обеспечения высокопроизводительной работы экскаваторов и экскаваторных бригад необходимо соблюдать следующие основные условия:
1. Типы экскаваторов и их рабочие параметры должны соответствовать горно-техническим условиям карьера и установленной мощности. Все оборудование, входящее в технологический комплекс производства вскрышных, добычных и отвальных работ, по своей производительности должно соответствовать производительности экскаваторов и подбираться по признаку экономической целесообразности.
2. Буровзрывные работы должны вестись с достаточным опережением, исключающим простои экскаваторов из-за отсутствия подготовленных забоев. При правильно произведенном взрыве наибольший размер основной массы кусков не должен превышать 2/3 наименьшего измерения ковша экскаватора типа механической лопаты и '/з ковша типа драглайна. При наличии негабаритов их следует отбрасывать в сторону и обрабатывать с последующим раздроблением. Взрывы производить только в отведенные дни.
3. Интервалы в подаче транспорта к экскаватору под по-
грузку должны быть сокращены до минимума в зависимости от расстояния транспортирования и принятой схемы подъезда к экскаватору.
4. Состояние дорог и почвы забоя должно обеспечивать стоянку и подход транспорта к экскаватору без задержек и нормальное передвижение экскаватора, правильное расположение экскаватора в забое. Вспомогательные работы (очистка ходовой части экскаватора и пути в пределах рабочего места экскаватора, перемещение негабарита, маневры экскаватора в забое, очистка ковша, перенос кабеля и подключение кабеля) частично должны производиться в перерывах между обменом транспорта.
При работе в ночное время должно быть обеспечено правильное и достаточное освещение забоя, отвала, дорог.
Одним из основных факторов повышения производительности экскаватора является увеличение коэффициента наполнения ковша и сокращение длительности цикла экскавации. Наполнение ковша экскаватора зависит от высоты забоя и качества взрывных работ. Ковш необходимо заполнять доот-каза, ровно и без рывков, ритмично сочетая движение рабочего оборудования с движением корпуса экскаватора. Длительность цикла экскавации зависит от горно-геологических условий, конструктивных особенностей экскаватора, опытности машиниста экскаватора.
Длительность цикла экскавации может быть уменьшена за счет ускорения отдельных операций цикла и совмещения некоторых из них.
Самая продолжительная операция цикла экскавации — это процесс заполнения ковша (черпание). Сокращение времени на эту операцию может быть достигнуто за счет лучшей подготовки забоя и обеспечения оптимального развала взорванной породы. Для сокращения длительности поворота ковша необходимо экскавацию проводить при наименьшем среднем угле поворота стрелы экскаватора. Уменьшение угла поворота экскаватора большей мощности имеет особое значение. так как он обладает меньшей угловой скоростью.
При работе экскаватора возможны совмещения следующих операций:
а) подъем груженого ковша совмещается с поворотом экскаватора к месту разгрузки; при повороте груженого ковша к разгрузке подъем его производится с таким расчетом, чтобы разгрузку можно было плавно произвести с хода; открывать днище ковша необходимо к моменту окончания поворота стрелы, после чего нужно немедленно начинать обратный ход стрелы к забою;
б) поворот порожнего ковша к забою совмещается с его опусканием, при этом поворот стрелы к забою прекращается к моменту соприкосновения ковша с горной массой;
6
в) подача ковша на забой напорным механизмом начинается несколько раньше, прежде чем ковш, опускаясь, ляжет на грунт, и точно в момент касания грунта зубьями начинается подъем.
При совмещении операций следует добиваться не только непрерывной смены одной основной операции другой, но и по возможности частичного совмещения конца одной операции с началом следующей.
Показателем правильной работы машиниста является непрерывность движения рабочих органов экскаватора и отсутствие значительного ослабления и провисания канатов.
Экскаваторы обслуживаются сменными бригадами в составе, предусмотренном для каждой марки экскаватора. При сдаче смены бригада, обслуживающая экскаватор, должна дать исчерпывающие сведения о состоянии забоя и экскаватора за прошедшую смену. Бригада тщательно осматривает экскаватор, проверяет исправность механизмов и электрооборудования, проводит профилактический ремонт экскаватора, смазку его и устраняет неисправности, а также приводит в безопасное состояние рабочее место экскаватора. Повседневный и тщательный уход за экскаватором, соблюдение графиков всех видов ремонта обеспечивают нормальную работу и высокую производительность экскаватора в межремонтный период.
В целях повышения ответственности за состояние и качество ремонта все узлы и агрегаты экскаватора закрепляются за отдельными членами сменных бригад (экипажей), которые следят за их техническим состоянием и производят профилактический ремонт. Для проведения профилактического ремонта в течение смены максимально используется время технологических перерывов и простоев из-за атмосферных явлений (туман, сильный снегопад, гололед).
Для предупреждения и своевременного устранения неизбежных технических неисправностей экскаватора необходимо разборчиво и технически грамотно вести заполнение вахтенного журнала. Это первичный документ, по которому ведется учет работы, простоев экскаватора и продолжительности ППР.
За. правильность записей в вахтенном журнале несет ответственность машинист экскаватора. Лица участкового надзора контролируют правильность ведения записей в вахтенном журнале.
В целях правильного использования оборудования, установления прогрессивной организации труда с учетом передового опыта, максимальной безопасности ведения работ, улучшения условий труда рабочих разрабатывается инструкционно-технологическая карта, один экземпляр которой должен находится в кабине экскаватора.
7
На транспорте
Эксплуатация автотранспорта в карьерах организуется таким образом, чтобы обеспечить бесперебойную работу экскаваторов при соблюдении принятой четкой организации технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Режим работы автотранспортного хозяйства согласуется с режимом работы карьера (обычно это круглосуточная двух-или трехсменная работа при прерывной или непрерывной рабочей неделе). Вместе с тем, каждый автосамосвал может иметь свой режим работы. Возможно применять односменный, двухсменный и трехсменный режим работы автосамосвала в карьере. Наиболее эффективным является двухсменный режим. При этом обеспечиваются наиболее стабильные показатели работы, улучшается техническое обслуживание автосамосвалов.
Непосредственным рабочим местом водителя является автосамосвал. Однако, ввиду подвижного характера работы водителей, его трудовая деятельность осуществляется не только на рабочем месте, но и в рабочей зоне.
Под рабочей зоной водителя понимается комплекс участков в автотранспортном хозяйстве и вне его, на которых осуществляются обслуживание автосамосвала, вспомогательные и другие операции транспортного процесса.
К участкам рабочей зоны в автотранспортном хозяйстве могут быть отнесены: профилакторий, места заправки водой, топливом и другими эксплуатационными материалами, места подогрева автомобиля, диспетчерская, контрольно-пропускной пункт, места стоянки автосамосвалов и т. д., а вне автотранспортного хозяйства — погрузочно-разгрузочные площадки, заправочные пункты, расположенные вне автотранспортного хозяйства (на бортах карьера, в карьере и передвижные автозаправочные).
Для бесперебойной работы автосамосвалов необходимо:
совершенствовать техническое обслуживание автосамосва-лов: внедрять техническую диагностику, систему бездефектной сдачи работы с первого предъявления при ремонте и техническом обслуживании автосамосвалов, создавать (укреплять) службы отдела технического контроля, систематически проводить дни качества;
обеспечивать необходимыми инструментами, приспособлениями, вспомогательным оборудованием, своевременно производить замену неисправных инструментов. Для этого рекомендуется создавать специальные кладовые для инструментов водителей;
совершенствовать обеспечение заправки автосамосвалов эксплуатационными материалами на основе анализа затрат времени на заправку, которые зависят от размещения заправочных пунктов, технологического цроцесса заправки, степени 8
его механизации, организации технического обслуживания и ремонта заправочных пунктов. Рекомендуется разрабатывать планы размещения и закрепления заправочных пунктов на территории автотранспортного хозяйства, учитывающие расстановку автомобилей и предусматривающие максимально допустимое сокращение расстояния между автосамосвалами и пунктами заправки; графики профилактического осмотра и ремонта заправочных пунктов. Производить заправку автосамосвалов передвижными автозаправочными;
в целях облегчения пуска двигателя в зимних условиях при безгаражном содержании автосамосвалов необходима применять передвижные автостартеры, водомаслогрейки и различные системы подогрева двигателя (паро-воздухо-элек-тро-газоподогрев и т. п.);
совершенствовать процесс оформления путевой документации и оперативной информации водителей о ходе выполнения ими планового задания. Одной из прогрессивных форм организации этого процесса является бездиспетчерская выдача путевых листов. Путевые листы выписываются накануне и вкладываются в специальные ящики (вращающиеся барабаны) вместе с техническим талоном. Перед выездом водитель вынимает из закрепленной за ним ячейки ящика оформленный путевой лист, технический талон и информационный листок, где указывается процент выполненного задания, заработная плата, отработанные часы и т. д.
Для сокращения потерь рабочего времени и повышения производительности экскаваторов и автосамосвалов необходимо:
улучшать и содержать в хорошем состоянии подъездные пути к местам погрузки и разгрузки;
устанавливать рациональные маршруты движения, рассчитанные с помощью математических методов линейного программирования, схемы подъезда и установки автосамосвалов в местах погрузки;
внедрять информационные и автоматизированные системы управления экскаваторно-автомобильными комплексами (при работе по закрытому циклу системы «Карат», «Искра», при работе по открытому циклу системы «Карьер»);
составлять совместные планы научной организации труда автотранспортного хозяйства и карьера;
разрабатывать инструкционно-технологические карты для водителей автосамосвалов, карты должны находиться в кабине автосамосвала.