ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ Научно-исследовательского института труда Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам
ЕДИНЫЕ НОРМЫ ВЫРАБОТКИ на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности
ЭКСКАВАЦИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ Часть I
ПОГРУЗКА ГОРНОЙ МАССЫ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВАГОНЫ ДУМПКАРЫ
Москва — 1979
ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ Научно-исследовательского института труда Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам
ЕДИНЫЕ НОРМЫ ВЫРАБОТКИ на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности
ЭКСКАВАЦИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ Часть I
ПОГРУЗКА ГОРНОЙ МАССЫ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВАГОНЫ-ДУМПКАРЫ
Москва — 1979
Продолжение табл. 1 |
Категория
пород |
Емкость ковша экскаватора, л3 |
Думпкар, т |
с
в
2 |
50 |
Сцепной вес электровоза, т |
80 |
94 |
100 |
150 |
II |
4,0 |
2232 |
2274 |
2312 |
_ |
7 |
|
4,6 |
2416 |
2428 |
2471 |
— |
8 |
|
6,0 |
2946 |
3020 |
3087 |
— |
9 |
|
6.3 |
2707 |
2769 |
2826 |
— |
10 |
|
8,0 |
3254 |
3344 |
3427 |
— |
11 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
12 |
III |
4,0 |
1823 |
1899 |
1899 |
_ |
13 |
|
4,6 |
1959 |
2047 |
2047 |
— |
14 |
|
6,0 |
2112 |
2214 |
2214 |
— |
15 |
|
6,3 |
2220 |
2334 |
2334 |
— |
16 |
|
8,0 |
2664 |
2830 |
2830 |
— |
17 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
18 |
IV |
4,0 |
1484 |
1518 |
1543 |
1628 |
19 |
|
4,6 |
1603 |
1642 |
1671 |
1771 |
20 |
|
6,0 |
1730 |
1775 |
1810 |
1927 |
21 |
|
6,3 |
1823 |
1874 |
1912 |
2043 |
22 |
|
8,0 |
2188 |
2261 |
2317 |
2513 |
23 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
24 |
V |
4,0 |
1283 |
1318 |
1345 |
1436 |
25 |
|
4,6 |
1247 |
1280 |
1305 |
1391 |
26 |
|
6,0 |
1625 |
1681 |
1725 |
1877 |
27 |
|
6,3 |
1501 |
1549 |
1586 |
1714 |
28 |
|
8.0 |
— |
_ |
— |
— |
29 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
30 |
|
|
а |
б |
в |
г |
|
|
|
Руководящий подъем 20%о |
|
|
|
Расстояние от разминовки до |
забоя 1001- |
-2000 м |
|
I |
4,0 |
2305 |
2374 |
2435 |
___ |
1 |
|
4,6 |
2458 |
2535 |
2605 |
— |
2 |
|
6,0 |
2909 |
3019 |
3118 |
— |
3 |
|
6,3 |
2749 |
3081 |
3137 |
_ |
4 |
|
8,0 |
3204 |
3337 |
3459 |
— |
5 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
6 |
II |
4,0 |
2001 |
2056 |
2105 |
_ |
7 |
|
4.6 |
2119 |
2181 |
2237 |
— |
8 |
|
6.0 |
2556 |
2677 |
2730 |
— |
9 |
|
6,3 |
2374 |
2453 |
2523 |
— |
10 |
|
8,0 |
2785 |
2893 |
2992 |
— |
11 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
12 |
|
а б в г |
Продолжение табл. / |
Категория
пород |
Емкость ковша экскаватора, м3 |
Думпкар, т |
в
"в
< |
50 |
Сцепной вес электровоза, г |
80 |
94 |
100 | |
150 |
III |
4,0 |
1630 |
1728 |
1728 |
_ |
13 |
|
4.6 |
1739 |
1850 |
1850 |
— |
14 |
|
6.0 |
1858 |
1986 |
1986 |
— |
15 |
|
6,3 |
1941 |
2081 |
2081 |
— |
16 |
|
8,0 |
2273 |
2467 |
2467 |
— |
17 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
18 |
IV |
4,0 |
1335 |
1377 |
1411 |
1527 |
19 |
|
4,6 |
1430 |
1479 |
1518 |
1653 |
20 |
|
6.0 |
1530 |
1586 |
1631 |
1788 |
21 |
|
6.3 |
1603 |
1664 |
1714 |
1888 |
22 |
|
8,0 |
1878 |
1963 |
2032 |
2282 |
23 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
24 |
V |
4,0 |
ИЗО |
1173 |
1207 |
1328 |
25 |
|
4,6 |
1102 |
1143 |
1175 |
1290 |
26 |
|
6.0 |
1387 |
1452 |
1505 |
1697 |
27 |
|
6,3 |
1296 |
1352 |
1398 |
1563 |
28 |
|
8,0 |
— |
— |
— |
— |
29 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
30 |
|
|
а |
б |
в |
г |
|
|
|
Руководящий подъем 20%о |
|
|
|
Расстояние от разминовки до забоя свыше |
2000 м |
|
I |
4.0 |
2009 |
2089 |
2158 |
_ |
1 |
|
4,6 |
2123 |
2213 |
2291 |
— |
2 |
|
6,0 |
2452 |
2573 |
2678 |
— |
3 |
|
6,3 |
2337 |
2446 |
2605 |
— |
4 |
|
8,0 |
2658 |
2800 |
2926 |
— |
5 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
6 |
II |
4,0 |
1757 |
1823 |
1880 |
_ |
7 |
|
4.6 |
1848 |
1921 |
1984 |
— |
8 |
|
6,0 |
2172 |
2274 |
2363 |
— |
9 |
|
6.3 |
2039 |
2129 |
2206 |
— |
10 |
|
8,0 |
2334 |
2453 |
2556 |
— |
11 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
12 |
III |
4,0 |
1429 |
1543 |
1543 |
_ |
13 |
|
4.6 |
1511 |
1640 |
1640 |
— |
14 |
|
6,0 |
1600 |
1746 |
1746 |
— |
15 |
|
6.3 |
1662 |
1819 |
1819 |
— |
16 |
|
8,0 |
1899 |
2107 |
2107 |
— |
17 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
18 |
|
а б в г
11 |
Продолжение табл. 1 |
|
|
Думпкар, т |
|
к |
о Л
X со |
50 |
|
а
о |
*0 ЙС« »- о ^ |
Сцепной вес электровоза, г |
е |
£ о |
° л _г
ЬЙ 2? |
|
|
|
|
п- |
II |
S « §• Ш 3 н |
80 |
94 |
100 |
150 |
* |
IV |
4.0 |
1177 |
1225 |
1267 |
1411 |
19 |
|
4.6 |
1250 |
1305 |
1352 |
1518 |
20 |
|
6.0 |
1326 |
1388 |
1442 |
1378 |
21 |
|
6.3 |
1380 |
1447 |
11506 |
1714 |
22 |
|
8.0 |
1579 |
1668 |
1746 |
2032 |
23 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
24 |
V |
4.0 |
975 |
1022 |
1063 |
1208 |
25 |
|
4.6 |
954 |
999 |
1038 |
1175 |
26 |
|
6.0 |
1160 |
1227 |
1286 |
1505 |
27 |
|
6,3 |
1380 |
1155 |
1208 |
1398 |
28 |
|
8.0 |
— |
— |
— |
— |
29 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
30 |
|
|
а |
б |
в |
г |
|
|
|
Руководящий подъем 20%о |
|
|
|
|
Поточное движение |
|
|
I |
4.0 |
2778 |
2823 |
2862 |
__ |
1 |
|
4.6 |
3001 |
3054 |
3099 |
_ |
2 |
|
6.0 |
3704 |
3784 |
3854 |
— |
3 |
|
6.3 |
3447 |
3517 |
3577 |
_ |
4 |
|
8.0 |
4195 |
4298 |
4389 |
_ |
5 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
6 |
II |
4.0 |
2380 |
2416 |
2446 |
___ |
7 |
|
4.6 |
2550 |
2591 |
2626 |
— |
8 |
|
6,0 |
3210 |
3276 |
3332 |
_ |
9 |
|
6,3 |
2928 |
2982 |
3029 |
_ |
10 |
|
8.0 |
3579 |
3660 |
3731 |
— |
11 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
12 |
III |
4.0 |
1950 |
2009 |
2009 |
|
13 |
|
4.6 |
2107 |
2176 |
2176 |
_ |
14 |
|
6.0 |
2285 |
2366 |
2366 |
_ |
15 |
|
6.3 |
2412 |
2502 |
2502 |
— |
16 |
|
8.0 |
2945 |
3081 |
3081 |
_ |
17 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
18 |
IV |
4,0 |
1582 |
1606 |
1628 |
1690 |
19 |
|
4.6 |
1718 |
1746 |
1771 |
1846 |
20 |
|
6.0 |
1775 |
1897 |
1927 |
1927 |
21 |
|
6,3 |
1973 |
2010 |
2043 |
2144 |
22 |
|
8.0 |
2407 |
2463 |
2513 |
2666 |
23 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
24 |
|
б
в
г |
|
|
a |
|
б |
в |
г |
|
|
|
|
а . |
Думпкар, т |
|
к |
О W :х m |
50 |
|
Си
2 |
£ *
5 S * |
|
Сцепной вес электровоза. |
г |
|
|
а |
о о £ а.
Л о |
g Л се * g о |
80 |
94 |
100 |
150 |
160 |
180 |
я*
.о* |
Ы с |
Ш Э н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководящий подъем 25%о |
|
|
|
|
|
Расстояние от разминовки до забоя до 1000 м |
|
|
|
I |
4,0 |
2446 |
2523 |
2592 |
2793 |
2793 |
- |
|
1 |
|
4.6 |
2618 |
2706 |
2785 |
3019 |
3019 |
— |
|
2 |
|
6.0 |
3137 |
3264 |
3285 |
3730 |
3730 |
— |
|
3 |
|
6.3 |
2950 |
3063 |
3165 |
3470 |
3470 |
— |
|
4 |
|
8.0 |
3482 |
3639 |
3784 |
3244 |
3244 |
— |
|
5 |
|
12,5 |
|
— |
|
|
|
|
|
6 |
II |
4.0 |
2114 |
2176 |
2232 |
2368 |
2392 |
. |
|
7 |
|
4.6 |
2247 |
2317 |
2416 |
2536 |
2563 |
— |
8 |
|
6.0 |
2745 |
2850 |
2946 |
3189 |
3232 |
— |
|
9 |
|
6,3 |
2536 |
2626 |
2707 |
2911 |
2946 |
— |
10 |
|
8.0 |
ЗОЮ |
3138 |
3254 |
3553 |
3606 |
— |
11 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
12 |
III |
4.0 |
1774 |
1823 |
1866 |
1972 |
1990 |
_ |
13 |
|
4.6 |
1903 |
1959 |
2009 |
2132 |
2154 |
— |
14 |
|
6.0 |
2047 |
2112 |
2170 |
2315 |
2340 |
— |
15 |
|
6,3 |
2149 |
2220 |
2285 |
2446 |
2474 |
— |
16 |
|
8.0 |
2562 |
2664 |
2758 |
2996 |
3038 |
— |
17 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
18 |
|
а б в где
13 |
Продолжение табл. 1 |
Категория
пород |
Емкость ковша экскаватора, мг |
|
|
Думпкар, |
г |
|
|
с
с
, о • |
50 |
Сцепной вес электровоза, г |
80 |
94 |
100 |
150 |
160 |
180 |
IV |
4,0 |
1447 |
1484 |
1484 |
1600 |
1600 |
1628 |
19 |
|
4,6 |
1559 |
1603 |
1603 |
1738 |
1738 |
1771 |
20 |
|
6,0 |
1679 |
1730 |
1730 |
1888 |
1888 |
1927 |
21 |
|
6.3 |
1767 |
1823 |
1823 |
1999 |
1999 |
2043 |
22 |
|
8.0 |
2107 |
2188 |
2188 |
2447 |
2447 |
2513 |
23 |
|
12,5 |
— |
— |
|
— |
— |
— |
24 |
V |
4.0 |
1244 |
1283 |
1283 |
1406 |
1406 |
1436 |
25 |
|
4.6 |
1213 |
1247 |
1247 |
1362 |
1362 |
1391 |
26 |
|
6,0 |
1563 |
1625 |
1625 |
1826 |
1826 |
1877 |
27 |
|
6.3 |
1448 |
1501 |
1501 |
1671 |
1671 |
1714 |
28 |
|
8.0 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
29 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
30 |
|
|
а |
б |
в |
г |
Д |
е |
|
|
|
Руководящий подъем 25%о |
|
|
|
|
Расстояние от разминовки до забоя 1001—2000 м |
|
|
I |
4,0 |
2127 |
2222 |
2305 |
2572 |
2572 |
___ |
I |
|
4.6 |
2256 |
2363 |
2458 |
2763 |
2763 |
— |
2 |
|
6.0 |
2631 |
2778 |
2909 |
3348 |
3348 |
— |
3 |
|
6.3 |
2499 |
2631 |
2749 |
3137 |
3137 |
— |
4 |
|
8.0 |
2869 |
3045 |
3204 |
3744 |
3744 |
— |
5 |
|
12,5 |
1931 |
2009 |
2076 |
2291 |
2291 |
— |
6 |
II |
4.0 |
1855 |
1933 |
2001 |
2186 |
2216 |
_ |
7 |
|
4,6 |
1956 |
2043 |
2119 |
2328 |
2363 |
— |
8 |
|
6,0 |
2323 |
2446 |
2556 |
2867 |
2919 |
— |
9 |
|
6.3 |
2172 |
2279 |
2374 |
2640 |
2684 |
— |
10 |
|
8.0 |
2510 |
2655 |
2785 |
3158 |
3221 |
— |
11 |
|
12,5 |
1681 |
1744 |
1799 |
1940 |
1972 |
— |
12 |
III |
4.0 |
1568 |
1630 |
1684 |
1830 |
1854 |
_ |
13 |
|
4,6 |
1668 |
1739 |
1800 |
1968 |
1995 |
— |
14 |
|
6.0 |
1778 |
1858 |
1928 |
2122 |
2154 |
— |
15 |
|
6.3 |
1854 |
1941 |
2018 |
2232 |
2267 |
— |
16 |
|
8.0 |
2154 |
2273 |
2379 |
2681 |
2731 |
— |
17 |
|
12,5 |
1431 |
1483 |
1527 |
1646 |
1665 |
— |
18 |
IV |
4,0 |
1287 |
1336 |
1336 |
1490 |
1490 |
1527 |
19 |
|
4.6 |
1375 |
1430 |
1430 |
1610 |
1610 |
1653 |
20 |
|
6.0 |
1467 |
1530 |
1530 |
1738 |
1738 |
1788 |
21 |
|
6.3 |
1534 |
1603 |
1603 |
1832 |
1832 |
1888 |
22 |
|
8.0 |
1784 |
1878 |
1878 |
2201 |
2201 |
2282 |
23 |
|
12,5 |
1179 |
1219 |
1219 |
1347 |
1347 |
1377 |
24 |
|
а б в где |
Продолжение табл. 1 |
Категория
пород |
Емкость ковша экскаватора, м3 |
|
|
Думпкар, |
т |
|
|
в
'сз
2 |
50 |
Сцепной вес электровоза, г |
80 |
94 |
100 |
150 |
160 |
180 |
V |
4,0 |
1082 |
ИЗО |
ИЗО |
1290 |
1290 |
1328 |
25 |
|
4,6 |
1056 |
1102 |
1102 |
1253 |
1253 |
1290 |
26 |
|
6,0 |
1315 |
1387 |
1387 |
1635 |
1635 |
1697 |
27 |
|
6,3 |
1233 |
1296 |
1296 |
1509 |
1509 |
1563 |
28 |
|
8.0 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
29 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
30 |
|
|
а |
б |
в |
г |
д |
е |
|
|
|
Руководящий подъем 25%о |
|
|
|
|
Расстояние от |
разминовки до забоя свыше 2000 м |
|
|
I |
4,0 |
1810 |
1917 |
2009 |
2326 |
2326 |
__ |
1 |
|
4,6 |
1903 |
2020 |
2123 |
2481 |
2481 |
— |
2 |
|
6,0 |
2162 |
2316 |
2452 |
2942 |
2942 |
— |
3 |
|
6,3 |
2072 |
2213 |
2337 |
2778 |
2778 |
— |
4 |
|
8.0 |
2321 |
2499 |
2658 |
3244 |
3244 |
— |
5 |
|
12,5 |
|
|
— |
— |
|
|
6 |
II |
4.0 |
1592 |
1681 |
1757 |
1980 |
2017 |
_ |
7 |
|
4,6 |
1666 |
1763 |
1848 |
2096 |
2138 |
— |
8 |
|
6.0 |
1925 |
2056 |
2172 |
2523 |
2584 |
— |
9 |
|
6,3 |
1820 |
1936 |
2039 |
2346 |
2398 |
— |
10 |
|
8,0 |
2052 |
2201 |
2334 |
2745 |
2817 |
— |
11 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
12 |
III |
4.0 |
1357 |
1429 |
1490 |
1668 |
1698 |
_ |
13 |
|
4,6 |
1431 |
1511 |
1580 |
1782 |
1815 |
— |
14 |
|
6.0 |
1511 |
1600 |
1678 |
1907 |
1946 |
— |
15 |
|
6.3 |
1566 |
1662 |
1746 |
1995 |
2037 |
— |
16 |
|
8.0 |
1774 |
1899 |
2009 |
2346 |
2405 |
— |
17 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
18 |
IV |
4,0 |
1120 |
1177 |
1177 |
1365 |
1365 |
1411 |
19 |
|
4,6 |
1186 |
1250 |
1250 |
1464 |
1464 |
1518 |
20 |
|
6.0 |
1254 |
1326 |
1326 |
1569 |
1569 |
1378 |
21 |
|
6,3 |
1303 |
1380 |
1380 |
1646 |
1646 |
1714 |
22 |
|
8,0 |
1479 |
1579 |
1579 |
1937 |
1937 |
2032 |
23 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
— |
|
24 |
V |
4,0 |
921 |
975 |
975 |
П60 |
1160 |
1208 25 |
|
4,6 |
902 |
954 |
954 |
ИЗО |
ИЗО |
1175 26 |
|
6,0 |
1084 |
П60 |
1160 |
1432 |
1432 |
1505 27 |
|
6,3 |
1028 |
1380 |
1380 |
1335 |
1335 |
1398 28 |
|
8,0 |
— |
— |
— |
— |
— |
— 29 |
|
12,5 |
— |
— |
— |
— |
— |
— 30 |
|
а б в где
15 |
Единые нормы выработки на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности. Экскавация и транспортирование. — Ч. I. Погрузка горной массы в железнодорожные вагоны-думпкары.
Сборник «Единые нормы выработки на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности. Экскавация и транспортирование» состоит из трех частей.
В 1-ой части сборника содержатся нормы выработки на погрузку горной массы во фронтальном забое экскаваторами типа прямая лопата (с нормальным и удлиненным рабочим оборудованием) в железнодорожные вагоны-думпкары с электровозной и тепловозной тягой.
Нормы выработки на транспортирование горной массы железнодорожными составами при погрузке одноковшовыми экскаваторами содержатся во Н-ой части, а нормы выработки на экскавацию и транспортирование горной массы автосамосвалами — в Ш-ей части сборника.
Единые нормы выработки разработаны Центральным бюро нормативов по труду при участии сектора НОТ лаборатории технико-экономических исследований Государственного института горно-химического сырья («ГИГХС»), а также нормативно-исследовательских организаций горнодобывающих предприятий Министерства черной металлургии СССР, Министерства цветной металлургии СССР, Министерства угольной промышленности СССР и Министерства химической промышленности.
Настоящий сборник утвержден Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 15 февраля 1978 г. Л? 49/7-51.
Единые нормы выработки предназначены для применения на открытых горных работах горнодобывающих предприятий независимо от их ведомственного подчинения.
С введением в действие настоящих норм выработки утрачивают силу «Единые нормы выработки на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности. Экскавация и транспортирование» (М., «Недра», 1971).
Замечания и предложения по настоящему сборнику следует направлять по адресу: 103012, г. Москва, К-12, пл. Куйбышева. 1, ЦБ ИТ.
© Научно-исследовательский институт труда Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам (НИИ труда), 1979
Продолжение табл. 1 |
Категория
пород |
Емкость ковша экскаватора, мъ |
Думпкар, г |
„а
а
£ |
50 |
Сцепной вес электровоза, т |
80 |
94 |
100 |
150 |
V |
4,0 |
1387 |
1413 |
1436 |
1505 |
25 |
|
4.6 |
1345 |
1369 |
1391 |
1456 |
26 |
|
6,0 |
1795 |
1838 |
1877 |
1997 |
27 |
|
6,3 |
1645 |
1681 |
1714 |
1813 |
28 |
|
8,0 |
— |
— |
— |
— |
29 |
|
12,5 |
|
|
|
—“ |
30 |
|
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1. Единые нормы выработки разработаны: на погрузку
горной массы экскаваторами типа механической лопаты с нормальным рабочим оборудованием ЭКГ-4; ЭКГ-4,6; ЭКГ-8и8и; ЭКГ-6,ЗУС; ЭКГ-12,5; с удлиненным рабочим оборудованием ЭВГ-4н4н; ЭВГ-6; ЭКГ-6,ЗУ; ЭВГ-15; ЭВГ-35/65.
Единые нормы выработки являются обязательными для применения на предприятиях горнодобывающей промышленности.
2. В основу разработки единых норм выработки положены следующие материалы: данные фотохронометражных наблюдений; технические характеристики оборудования; технические расчеты; результаты анализа организации труда и мероприятия по ее совершенствованию.
3. Единые нормы выработки установлены для одного исполнителя или бригады на рабочую смену продолжительностью 7 час. с учетом соблюдения условий труда, предусмотренных правилами технической эксплуатации, едиными правилами безопасности и промышленной санитарии; выполнения работ рабочими соответствующих квалификаций; инструкционно-технологических карт и научной организации труда на предприятиях.
4. Нормы выработки рассчитаны на рациональные условия работы при следующих наиболее распространенных организационно-технических условиях:
высота уступа при погрузке одноковшовыми экскаваторами типа механической лопаты без применения взрывных работ принята равной максимальной высоте черпания соответствующих экскаваторов, а с применением взрывных работ — более чем в 1,5 раза выше высоты черпания экскаваторов (при этом высота развала не превышает высоту черпания экскаватора); при экскавации драглайнами высота уступа принята равной глубине черпания экскаватора;
ширина заходки принята 1,5—1,7 радиуса черпания экскаватора на горизонте установки экскаватора;
объемный вес горной массы принят средний для каждой категории пород;
3
расчетные данные приняты средние для каждого вида работ и соответствующего оборудования.
5. Факторы, влияющие на величину нормы выработки, и организационно-технические условия, имеющие непостоянный характер или встречающиеся только на отдельных предприятиях, учтены поправочными коэффициентами к нормам выработки. При одновременном действии нескольких факторов, соответствующие поправочные коэффициенты перемножаются.
6. На работы, не предусмотренные настоящим сборником, предприятиям предоставляется право устанавливать местные нормы на основе технических и расчетных данных в соответствии с методикой настоящего сборника.
7. На тех предприятиях, где фактические нормы выработки выше норм, приведенных в сборнике, сохраняются действующие нормы.
8. Если существующие организационно-технические условия не позволяют применять единые нормы настоящего сборника на отдельные виды работ, то предприятиям предоставляется право разрабатывать нормы по методике, приведенной в настоящем сборнике.
9. При внедрении нового оборудования, комплексной механизации, более совершенной технологии организации производства и труда, повышающих производительность труда и сокращающих простои, предприятия должны разрабатывать более прогрессивные местные нормы.
10. Если фактический объемный вес породы, полезный вес груза в транспортном сосуде и расстояние транспортирования горной массы больше принятых в настоящем сборнике, то нормы выработки пересчитываются по методике, приведенной в настоящем сборнике.
11. В том случае, когда одновременно производится погрузка пород разных категорий, нормы выработки устанавливаются в соответствии с процентным содержанием этих пород в массиве по данным геолого-маркшейдерской службы.
12. Наименование профессий и состав работ в настоящем сборнике указаны в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (Выпуск 2, изд-е 2-ое, 1974), утвержденным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 21 января 1969 г. № 21.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
Организация труда на открытых горных работах предусматривает рациональный режим работы, обеспечивающий высокую производительность машин и механизмов, прогрессивную организацию труда рабочих с учетом передового опы-4
та, максимальную безопасность ведения работ, возможность облегчения условий труда и создания условий для выполнения технически обоснованных норм выработки.
Организация труда на экскаваторных работах осуществляется в соответствии с типовыми проектами научной организации труда.
Для обеспечения высокопроизводительной работы экскаваторов и экскаваторных бригад необходимо соблюдать следующие основные условия:
1. Типы экскаваторов и их рабочие параметры должны соответствовать горно-техническим условиям карьера и установленной мощности. Все оборудование, входящее в технологический комплекс производства вскрышных, добычных и отвальных работ, по своей производительности должно соответствовать производительности экскаваторов и подбираться по признаку экономической целесообразности.
2. Буровзрывные работы должны вестись с достаточным опережением, исключающим простои экскаваторов из-за отсутствия подготовленных забоев. При правильно произведенном взрыве наибольший размер основной массы кусков не должен превышать 2/3 наименьшего размера ковша экскаватора типа механической лопаты и 1/3 ковша драглайна. Куски негабаритных размеров следует отбрасывать в сторону и обрабатывать с последующим раздроблением. Взрывы необходимо проводить только в отведенные дни.
3. Интервалы в подаче транспорта к экскаватору под погрузку должны быть сокращены до минимума в зависимости от расстояния транспортирования и принятой схемы подъезда к экскаватору.
4. Состояние дорог и почвы забоя должны обеспечивать стоянку и подход транспорта к экскаватору без задержек, нормальное передвижение экскаватора и правильное его расположение в забое. Вспомогательные работы (очистка ходовой части экскаватора и пути в пределах рабочего места экскаватора, перемещение негабарита, маневры экскаватора в забое, очистка ковша, перенос кабеля и его подключение) частично должны проводиться в перерывах между обменом транспорта.
При работе в ночное время должно быть обеспечено правильное и достаточное освещение забоя, отвала, дорог.
Одним из основных факторов повышения производительности экскаватора является увеличение коэффициента наполнения ковша и сокращение длительности цикла экскавации. Наполнение ковша экскаватора зависит от высоты забоя и качества взрывных работ. Ковш необходимо заполнять до отказа ровно и без рывков, ритмично сочетая движение рабочего оборудования с движением корпуса экскаватора. Длительность цикла экскавации зависит от горно-геологических усло-
5
вий, конструктивных особенностей экскаватора, опытности машиниста экскаватора.
Длительность цикла экскавации может быть уменьшена за счет ускорения отдельных операций цикла и совмещения некоторых из них.
Самая продолжительная операция цикла экскавации — это процесс заполнения ковша (черпание). Сокращение времени на выполнение операции черпания может быть достигнуто за счет лучшей подготовки забоя и обеспечения оптимального развала взорванной породы. Для сокращения длительности поворота ковша необходимо экскавацию проводить при наименьшем среднем угле поворота стрелы экскаватора. Уменьшение угла поворота экскаваторов большей мощности имеет особое значение, так как эти экскаваторы обладают меньшей угловой скоростью.
При работе экскаватора возможно совмещение следующих операций:
а) подъем груженого ковша совмещается с поворотом экскаватора к месту разгрузки; при повороте груженого ковша к разгрузке подъем его производится с таким расчетом, чтобы разгрузку можно было плавно произвести с хода; открывать днище ковша необходимо к моменту окончания поворота стрелы, после чего немедленно начинать обратный ход стрелы к забою;
б) поворот порожнего ковша к забою совмещается с его опусканием, при этом поворот стрелы к забою прекращается к моменту соприкосновения ковша с горной массой;
в) подача ковша на забой напорным механизмом начинается несколько раньше, чем ковш, опускаясь, ляжет на грунт, и точно в момент касания грунта зубьями начинается подъем.
При совмещении выполнения операций следует добиваться не только непрерывной смены одной основной операции другой, но и по возможности частичного совмещения конца одной операции с началом следующей.
Показателем правильной работы машиниста является непрерывность движения-рабочих органов экскаватора и отсутствие значительного ослабления и провисания канатов.
Экскаваторы обслуживаются сменными бригадами в составе, предусмотренном для каждой марки экскаватора. Бригады, обслуживающие экскаватор, сменяются на рабочем месте для того, чтобы получить исчерпывающие данные о состоянии забоя и экскаватора за прошедшую смену. Бригада тщательно осматривает экскаватор, проверяет исправность механизмов и электрооборудования, проводит профилактический ремонт и смазку экскаватора, устраняет неисправности, а также приводит в безопасное состояние рабочее место экскаватора. Повседневный и тщательный уход за экскаватором, соблюдение 6
графиков всех видов ремонта обеспечивают нормальную работу и высокую производительность экскаватора в межремонтный период.
В целях повышения ответственности за состояние и качество ремонта все узлы и агрегаты экскаватора закрепляются за отдельными членами сменных бригад (экипажей), которые следят за их техническим состоянием, производят профилактический ремонт. Для проведения профилактического ремонта в течение смены максимально используется время технологических перерывов и простоев из-за атмосферных явлений (туман, сильный снегопад, гололед).
Для предупреждения и своевременного устранения неизбежных технических неисправностей экскаватора необходимо разборчиво и технически грамотно вести заполнение вахтенного журнала. Это первичный документ, по которому ведется учет работы, простоев экскаватора и продолжительности ППР.
За правильность записей в вахтенном журнале несет ответственность машинист экскаватора. Лица участкового надзора контролируют правильность ведения записей в вахтенном журнале.
В целях правильного использования оборудования, установления прогрессивной организации труда рабочих с учетом передового опыта, максимальной безопасности ведения работ, улучшения условий труда рабочих разрабатывается инструкционно-технологическая карта, один экземпляр которой должен находиться в кабине экскаватора.
НОРМЫ ВЫРАБОТКИ НА ПОГРУЗКУ ГОРНОЙ МАССЫ ОДНОКОВШОВЫМИ ЭКСКАВАТОРАМИ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВАГОНЫ ДУМПКАРЫ
Факторы, влияющие на величину нормы выработки при погрузке горной массы
Тип и модель экскаватора, емкость ковша, рабочее оборудование (нормальное или удлиненное), угол поворота стрелы экскаватора, категория пород по трудности экскаваций, объемный вес пород, состояние пород (влажность), степень разрыхления (% наличия негабарита).
Коэффициенты использования ковша. Объем горной массы в целике, в ковше за один цикл, длительность цикла экскавации. Вид транспортных средств. Число ковшей. Время погрузки, разгрузки и установки под погрузку соответствующего вагона. Вид разминовки, расстояние отразминовки до забоя.
Тип забоя, неустойчивость почвы забоя. Наличие раздельной выемки.
Состав работы
Прием и сдача экскаватора с опробованием на ходу. Подноска мелких деталей в пределах и за пределами радиуса действия экскаватора. Регулирование ходовых механизмов, наблюдение за контрольно-измерительными приборами, а также прочностью канатов, блоков и креплением двигателей и тормозных устройств. Мелкий текущий ремонт механической и электрической части экскаватора во время смены. Подготовка забоя с перемещением негабарита. Погрузка горной массы. Управление экскаватором при передвижении и маневрах. Планировка почвы забоя. Очистка ковша, ходовой части экскаватора и пути в пределах рабочего места. Перенос кабеля до и после передвижения, подключение и переключение силового кабеля, заземление экскаватора и систематическая проверка состояния заземления с устранением неисправностей последнего. Уборка рабочего места.
8
Состав бригады
|
Марка экскаватора |
|
Профессия |
СЭ-3; ЭКГ-4; ЭКГ-4,6; ЭКГ-6.3УС; ЭВГ-4; ЭВГ-4и; ЭКГ-8;. ЭКГ-8и |
ЭКГ-12,5; ЭВГ-6 |
ЭВГ-15 |
Машинист экскаватора, чел. |
1 |
1 |
1 |
Помощник машиниста экскаватора, чел. |
1 |
2 |
2 |
Электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования, чел. |
|
|
1 |
Итого |
2 |
3 |
4 |
Примечания:
1. При управлении одноковшовым экскаватором с ковшом емкостью 2,5 м3 и выше или экскаватором с удлиненным оборудованием (прямая лопата) с ковшом емкостью 2,0 м* и выше машинист должен иметь 6-ой разряд.
2. Помощник машиниста экскаватора тарифицируется при наличии прав машиниста экскаватора на один разряд ниже соответствующего разряда машиниста экскаватора, а без прав машиниста — на два разряда ниже соответствующего разряда машиниста экскаватора.
НОРМЫ ВЫРАБОТКИ НА ПОГРУЗКУ ГОРНОЙ МАССЫ ВО ФРОНТАЛЬНОМ ЗАБОЕ ЭКСКАВАТОРАМИ ТИПА ПРЯМАЯ ЛОПАТА С НОРМАЛЬНЫМ РАБОЧИМ ОБОРУДОВАНИЕМ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВАГОНЫ ПРИ ЭЛЕКТРОВОЗНОЙ ТЯГЕ, и3 ГОРНОЙ МАССЫ В ЦЕЛИКЕ
Таблица 1
Емкость ковша экскаватора, м3 |
Думпкар, т |
50 |
Сцепной вес электровоза, т |
80 |
94 |
100 |
150 |
Руководящий подъем 20%о Расстояние от разминовки до забоя до 1000 м |
I 4.0 |
2592 |
2644 |
2692 |
_ |
1 |
4,6 |
2785 |
2846 |
2901 |
— |
2 |
6.0 |
3285 |
3470 |
3553 |
— |
3 |
6.3 |
3165 |
3244 |
3316 |
— |
4 |
8,0 |
3784 |
3897 |
4002 |
— |
5 |
12,5 |
— |
— |
— |
|
6 |
|
а |
б |
в |
г |
|
|
9 |