Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

407 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В сборнике содержатся нормы выработки на погрузку горной массы во фронтальном забое экскаваторами типа прямая лопата (с нормальным н удлиненным рабочим оборудованием) в железнодорожные вагоны-думпкары с электровозной и тепловозной тягой. Единые нормы выработки предназначены для применения на открытых горных работах горнодобывающих предприятий независимо от их ведомственного подчинения.

 Скачать PDF

Оглавление

Общая часть

     Организация труда

Нормы выработки на погрузку горной массы одноковшовыми экскаваторами в железнодорожные вагоны-думпкары

     Факторы, влияющие на величину нормы выработки при погрузке горной массы

     Состав работы

     Состав бригады

Нормы выработки на погрузку горной массы во фронтальном за- бое экскаваторами типа прямая лопата с нормальным рабочим оборудованием в железнодорожные вагоны при электровозной тяге

Нормы выработки на погрузку горной массы во фронтальном забое экскаваторами типа прямая лопата с нормальным рабочим оборудованием в железнодорожные вагоны при тепловозной тяге

Нормы выработки на погрузку горной массы во фронтальном за- бое экскаваторами типа прямая лопата с удлиненным рабочим оборудованием в железнодорожные вагоны при электровозной тяге

Нормы выработки на погрузку горной массы во фронтальном забое экскаваторами типа прямая лопата с удлиненным рабочим оборудованием в железнодорожные вагоны при тепловозной тяге

Поправочные коэффициенты. Температурные зоны

Нормативы времени

Технические и расчетные данные, принятые для расчета норм выработки

     Классификация горных пород по трудности экскавации

     Техническая характеристика экскаваторов типа прямая лопата

     Коэффициенты разрыхления горной массы, наполнения и использования ковша экскаватора

     Объем горной массы в целике в ковше экскаватора типа прямая лопата за один цикл экскавации

     Объем горной массы в целике в одном думпкаре

     Количество ковшей, необходимых для загрузки одного думпкара

     Количество вагонов в составе в зависимости от сцепного веса локомотива, грузоподъемности вагона, величины руководящего подъема и категории пород

     Максимально допустимый вес груженного состава

Методика расчета норм выработки

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

15.02.1978УтвержденВЦСПС51
15.02.1978УтвержденГосударственный комитет СССР по труду и социальным вопросам49/7
РазработанГИГХС
РазработанЦБНТ
ИзданНИИ труда1979 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ Научно-исследовательского института труда Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам

ЕДИНЫЕ НОРМЫ ВЫРАБОТКИ на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности

ЭКСКАВАЦИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ Часть I

ПОГРУЗКА ГОРНОЙ МАССЫ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВАГОНЫ ДУМПКАРЫ

Москва — 1979

ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ Научно-исследовательского института труда Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам

ЕДИНЫЕ НОРМЫ ВЫРАБОТКИ на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности

ЭКСКАВАЦИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ Часть I

ПОГРУЗКА ГОРНОЙ МАССЫ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВАГОНЫ-ДУМПКАРЫ

Москва — 1979

Продолжение табл. 1

Категория

пород

Емкость ковша экскаватора, л3

Думпкар, т

с

в

2

50

Сцепной вес электровоза, т

80

94

100

150

II

4,0

2232

2274

2312

_

7

4,6

2416

2428

2471

8

6,0

2946

3020

3087

9

6.3

2707

2769

2826

10

8,0

3254

3344

3427

11

12,5

12

III

4,0

1823

1899

1899

_

13

4,6

1959

2047

2047

14

6,0

2112

2214

2214

15

6,3

2220

2334

2334

16

8,0

2664

2830

2830

17

12,5

18

IV

4,0

1484

1518

1543

1628

19

4,6

1603

1642

1671

1771

20

6,0

1730

1775

1810

1927

21

6,3

1823

1874

1912

2043

22

8,0

2188

2261

2317

2513

23

12,5

24

V

4,0

1283

1318

1345

1436

25

4,6

1247

1280

1305

1391

26

6,0

1625

1681

1725

1877

27

6,3

1501

1549

1586

1714

28

8.0

_

29

12,5

30

а

б

в

г

Руководящий подъем 20%о

Расстояние от разминовки до

забоя 1001-

-2000 м

I

4,0

2305

2374

2435

___

1

4,6

2458

2535

2605

2

6,0

2909

3019

3118

3

6,3

2749

3081

3137

_

4

8,0

3204

3337

3459

5

12,5

6

II

4,0

2001

2056

2105

_

7

4.6

2119

2181

2237

8

6.0

2556

2677

2730

9

6,3

2374

2453

2523

10

8,0

2785

2893

2992

11

12,5

12

а    б    в    г

Продолжение табл. /

Категория

пород

Емкость ковша экскаватора, м3

Думпкар, т

в

<

50

Сцепной вес электровоза, г

80

94

100 |

150

III

4,0

1630

1728

1728

_

13

4.6

1739

1850

1850

14

6.0

1858

1986

1986

15

6,3

1941

2081

2081

16

8,0

2273

2467

2467

17

12,5

18

IV

4,0

1335

1377

1411

1527

19

4,6

1430

1479

1518

1653

20

6.0

1530

1586

1631

1788

21

6.3

1603

1664

1714

1888

22

8,0

1878

1963

2032

2282

23

12,5

24

V

4,0

ИЗО

1173

1207

1328

25

4,6

1102

1143

1175

1290

26

6.0

1387

1452

1505

1697

27

6,3

1296

1352

1398

1563

28

8,0

29

12,5

30

а

б

в

г

Руководящий подъем 20%о

Расстояние от разминовки до забоя свыше

2000 м

I

4.0

2009

2089

2158

_

1

4,6

2123

2213

2291

2

6,0

2452

2573

2678

3

6,3

2337

2446

2605

4

8,0

2658

2800

2926

5

12,5

6

II

4,0

1757

1823

1880

_

7

4.6

1848

1921

1984

8

6,0

2172

2274

2363

9

6.3

2039

2129

2206

10

8,0

2334

2453

2556

11

12,5

12

III

4,0

1429

1543

1543

_

13

4.6

1511

1640

1640

14

6,0

1600

1746

1746

15

6.3

1662

1819

1819

16

8,0

1899

2107

2107

17

12,5

18

а    б    в    г

11

Продолжение табл. 1

Думпкар, т

к

о Л

X со

50

а

о

*0 ЙС« »- о ^

Сцепной вес электровоза, г

е

£ о

° л _г

ЬЙ 2?

п-

II

S « §• Ш 3 н

80

94

100

150

*

IV

4.0

1177

1225

1267

1411

19

4.6

1250

1305

1352

1518

20

6.0

1326

1388

1442

1378

21

6.3

1380

1447

11506

1714

22

8.0

1579

1668

1746

2032

23

12,5

24

V

4.0

975

1022

1063

1208

25

4.6

954

999

1038

1175

26

6.0

1160

1227

1286

1505

27

6,3

1380

1155

1208

1398

28

8.0

29

12,5

30

а

б

в

г

Руководящий подъем 20%о

Поточное движение

I

4.0

2778

2823

2862

__

1

4.6

3001

3054

3099

_

2

6.0

3704

3784

3854

3

6.3

3447

3517

3577

_

4

8.0

4195

4298

4389

_

5

12,5

6

II

4.0

2380

2416

2446

___

7

4.6

2550

2591

2626

8

6,0

3210

3276

3332

_

9

6,3

2928

2982

3029

_

10

8.0

3579

3660

3731

11

12,5

12

III

4.0

1950

2009

2009

13

4.6

2107

2176

2176

_

14

6.0

2285

2366

2366

_

15

6.3

2412

2502

2502

16

8.0

2945

3081

3081

_

17

12,5

18

IV

4,0

1582

1606

1628

1690

19

4.6

1718

1746

1771

1846

20

6.0

1775

1897

1927

1927

21

6,3

1973

2010

2043

2144

22

8.0

2407

2463

2513

2666

23

12,5

24

б

в

г

a

б

в

г

а .

Думпкар, т

к

О W :х m

50

Си

2

£ *

5 S *

Сцепной вес электровоза.

г

а

о о £ а.

Л о

g Л се * g о

80

94

100

150

160

180

я*

.о*

Ы с

Ш Э н

Руководящий подъем 25%о

Расстояние от разминовки до забоя до 1000 м

I

4,0

2446

2523

2592

2793

2793

-

1

4.6

2618

2706

2785

3019

3019

2

6.0

3137

3264

3285

3730

3730

3

6.3

2950

3063

3165

3470

3470

4

8.0

3482

3639

3784

3244

3244

5

12,5

6

II

4.0

2114

2176

2232

2368

2392

.

7

4.6

2247

2317

2416

2536

2563

8

6.0

2745

2850

2946

3189

3232

9

6,3

2536

2626

2707

2911

2946

10

8.0

ЗОЮ

3138

3254

3553

3606

11

12,5

12

III

4.0

1774

1823

1866

1972

1990

_

13

4.6

1903

1959

2009

2132

2154

14

6.0

2047

2112

2170

2315

2340

15

6,3

2149

2220

2285

2446

2474

16

8.0

2562

2664

2758

2996

3038

17

12,5

18

а    б    в    где

13

Продолжение табл. 1

Категория

пород

Емкость ковша экскаватора, мг

Думпкар,

г

с

с

, о •

50

Сцепной вес электровоза, г

80

94

100

150

160

180

IV

4,0

1447

1484

1484

1600

1600

1628

19

4,6

1559

1603

1603

1738

1738

1771

20

6,0

1679

1730

1730

1888

1888

1927

21

6.3

1767

1823

1823

1999

1999

2043

22

8.0

2107

2188

2188

2447

2447

2513

23

12,5

24

V

4.0

1244

1283

1283

1406

1406

1436

25

4.6

1213

1247

1247

1362

1362

1391

26

6,0

1563

1625

1625

1826

1826

1877

27

6.3

1448

1501

1501

1671

1671

1714

28

8.0

29

12,5

30

а

б

в

г

Д

е

Руководящий подъем 25%о

Расстояние от разминовки до забоя 1001—2000 м

I

4,0

2127

2222

2305

2572

2572

___

I

4.6

2256

2363

2458

2763

2763

2

6.0

2631

2778

2909

3348

3348

3

6.3

2499

2631

2749

3137

3137

4

8.0

2869

3045

3204

3744

3744

5

12,5

1931

2009

2076

2291

2291

6

II

4.0

1855

1933

2001

2186

2216

_

7

4,6

1956

2043

2119

2328

2363

8

6,0

2323

2446

2556

2867

2919

9

6.3

2172

2279

2374

2640

2684

10

8.0

2510

2655

2785

3158

3221

11

12,5

1681

1744

1799

1940

1972

12

III

4.0

1568

1630

1684

1830

1854

_

13

4,6

1668

1739

1800

1968

1995

14

6.0

1778

1858

1928

2122

2154

15

6.3

1854

1941

2018

2232

2267

16

8.0

2154

2273

2379

2681

2731

17

12,5

1431

1483

1527

1646

1665

18

IV

4,0

1287

1336

1336

1490

1490

1527

19

4.6

1375

1430

1430

1610

1610

1653

20

6.0

1467

1530

1530

1738

1738

1788

21

6.3

1534

1603

1603

1832

1832

1888

22

8.0

1784

1878

1878

2201

2201

2282

23

12,5

1179

1219

1219

1347

1347

1377

24

а    б    в    где

Продолжение табл. 1

Категория

пород

Емкость ковша экскаватора, м3

Думпкар,

т

в

'сз

2

50

Сцепной вес электровоза, г

80

94

100

150

160

180

V

4,0

1082

ИЗО

ИЗО

1290

1290

1328

25

4,6

1056

1102

1102

1253

1253

1290

26

6,0

1315

1387

1387

1635

1635

1697

27

6,3

1233

1296

1296

1509

1509

1563

28

8.0

29

12,5

30

а

б

в

г

д

е

Руководящий подъем 25%о

Расстояние от

разминовки до забоя свыше 2000 м

I

4,0

1810

1917

2009

2326

2326

__

1

4,6

1903

2020

2123

2481

2481

2

6,0

2162

2316

2452

2942

2942

3

6,3

2072

2213

2337

2778

2778

4

8.0

2321

2499

2658

3244

3244

5

12,5

6

II

4.0

1592

1681

1757

1980

2017

_

7

4,6

1666

1763

1848

2096

2138

8

6.0

1925

2056

2172

2523

2584

9

6,3

1820

1936

2039

2346

2398

10

8,0

2052

2201

2334

2745

2817

11

12,5

12

III

4.0

1357

1429

1490

1668

1698

_

13

4,6

1431

1511

1580

1782

1815

14

6.0

1511

1600

1678

1907

1946

15

6.3

1566

1662

1746

1995

2037

16

8.0

1774

1899

2009

2346

2405

17

12,5

18

IV

4,0

1120

1177

1177

1365

1365

1411

19

4,6

1186

1250

1250

1464

1464

1518

20

6.0

1254

1326

1326

1569

1569

1378

21

6,3

1303

1380

1380

1646

1646

1714

22

8,0

1479

1579

1579

1937

1937

2032

23

12,5

24

V

4,0

921

975

975

П60

1160

1208 25

4,6

902

954

954

ИЗО

ИЗО

1175 26

6,0

1084

П60

1160

1432

1432

1505 27

6,3

1028

1380

1380

1335

1335

1398 28

8,0

— 29

12,5

— 30

а    б    в    где

15

Единые нормы выработки на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности. Экскавация и транспортирование. — Ч. I. Погрузка горной массы в железнодорожные вагоны-думпкары.

Сборник «Единые нормы выработки на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности. Экскавация и транспортирование» состоит из трех частей.

В 1-ой части сборника содержатся нормы выработки на погрузку горной массы во фронтальном забое экскаваторами типа прямая лопата (с нормальным и удлиненным рабочим оборудованием) в железнодорожные вагоны-думпкары с электровозной и тепловозной тягой.

Нормы выработки на транспортирование горной массы железнодорожными составами при погрузке одноковшовыми экскаваторами содержатся во Н-ой части, а нормы выработки на экскавацию и транспортирование горной массы автосамосвалами — в Ш-ей части сборника.

Единые нормы выработки разработаны Центральным бюро нормативов по труду при участии сектора НОТ лаборатории технико-экономических исследований Государственного института горно-химического сырья («ГИГХС»), а также нормативно-исследовательских организаций горнодобывающих предприятий Министерства черной металлургии СССР, Министерства цветной металлургии СССР, Министерства угольной промышленности СССР и Министерства химической промышленности.

Настоящий сборник утвержден Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 15 февраля 1978 г. Л? 49/7-51.

Единые нормы выработки предназначены для применения на открытых горных работах горнодобывающих предприятий независимо от их ведомственного подчинения.

С введением в действие настоящих норм выработки утрачивают силу «Единые нормы выработки на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности. Экскавация и транспортирование» (М., «Недра», 1971).

Замечания и предложения по настоящему сборнику следует направлять по адресу: 103012, г. Москва, К-12, пл. Куйбышева. 1, ЦБ ИТ.

© Научно-исследовательский институт труда Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам (НИИ труда), 1979

Продолжение табл. 1

Категория

пород

Емкость ковша экскаватора, мъ

Думпкар, г

„а

а

£

50

Сцепной вес электровоза, т

80

94

100

150

V

4,0

1387

1413

1436

1505

25

4.6

1345

1369

1391

1456

26

6,0

1795

1838

1877

1997

27

6,3

1645

1681

1714

1813

28

8,0

29

12,5

30


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.    Единые нормы выработки разработаны:    на    погрузку

горной массы экскаваторами типа механической лопаты с нормальным рабочим оборудованием ЭКГ-4; ЭКГ-4,6; ЭКГ-8и8и; ЭКГ-6,ЗУС; ЭКГ-12,5; с удлиненным рабочим оборудованием ЭВГ-4н4н; ЭВГ-6; ЭКГ-6,ЗУ; ЭВГ-15; ЭВГ-35/65.

Единые нормы выработки являются обязательными для применения на предприятиях горнодобывающей промышленности.

2.    В основу разработки единых норм выработки положены следующие материалы: данные фотохронометражных наблюдений; технические характеристики оборудования; технические расчеты; результаты анализа организации труда и мероприятия по ее совершенствованию.

3.    Единые нормы выработки установлены для одного исполнителя или бригады на рабочую смену продолжительностью 7 час. с учетом соблюдения условий труда, предусмотренных правилами технической эксплуатации, едиными правилами безопасности и промышленной санитарии; выполнения работ рабочими соответствующих квалификаций; инструкционно-технологических карт и научной организации труда на предприятиях.

4.    Нормы выработки рассчитаны на рациональные условия работы при следующих наиболее распространенных организационно-технических условиях:

высота уступа при погрузке одноковшовыми экскаваторами типа механической лопаты без применения взрывных работ принята равной максимальной высоте черпания соответствующих экскаваторов, а с применением взрывных работ — более чем в 1,5 раза выше высоты черпания экскаваторов (при этом высота развала не превышает высоту черпания экскаватора); при экскавации драглайнами высота уступа принята равной глубине черпания экскаватора;

ширина заходки принята 1,5—1,7 радиуса черпания экскаватора на горизонте установки экскаватора;

объемный вес горной массы принят средний для каждой категории пород;

3

расчетные данные приняты средние для каждого вида работ и соответствующего оборудования.

5.    Факторы, влияющие на величину нормы выработки, и организационно-технические условия, имеющие непостоянный характер или встречающиеся только на отдельных предприятиях, учтены поправочными коэффициентами к нормам выработки. При одновременном действии нескольких факторов, соответствующие поправочные коэффициенты перемножаются.

6.    На работы, не предусмотренные настоящим сборником, предприятиям предоставляется право устанавливать местные нормы на основе технических и расчетных данных в соответствии с методикой настоящего сборника.

7.    На тех предприятиях, где фактические нормы выработки выше норм, приведенных в сборнике, сохраняются действующие нормы.

8.    Если существующие организационно-технические условия не позволяют применять единые нормы настоящего сборника на отдельные виды работ, то предприятиям предоставляется право разрабатывать нормы по методике, приведенной в настоящем сборнике.

9.    При внедрении нового оборудования, комплексной механизации, более совершенной технологии организации производства и труда, повышающих производительность труда и сокращающих простои, предприятия должны разрабатывать более прогрессивные местные нормы.

10.    Если фактический объемный вес породы, полезный вес груза в транспортном сосуде и расстояние транспортирования горной массы больше принятых в настоящем сборнике, то нормы выработки пересчитываются по методике, приведенной в настоящем сборнике.

11.    В том случае, когда одновременно производится погрузка пород разных категорий, нормы выработки устанавливаются в соответствии с процентным содержанием этих пород в массиве по данным геолого-маркшейдерской службы.

12.    Наименование профессий и состав работ в настоящем сборнике указаны в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (Выпуск 2, изд-е 2-ое, 1974), утвержденным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 21 января 1969 г. № 21.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Организация труда на открытых горных работах предусматривает рациональный режим работы, обеспечивающий высокую производительность машин и механизмов, прогрессивную организацию труда рабочих с учетом передового опы-4

та, максимальную безопасность ведения работ, возможность облегчения условий труда и создания условий для выполнения технически обоснованных норм выработки.

Организация труда на экскаваторных работах осуществляется в соответствии с типовыми проектами научной организации труда.

Для обеспечения высокопроизводительной работы экскаваторов и экскаваторных бригад необходимо соблюдать следующие основные условия:

1.    Типы экскаваторов и их рабочие параметры должны соответствовать горно-техническим условиям карьера и установленной мощности. Все оборудование, входящее в технологический комплекс производства вскрышных, добычных и отвальных работ, по своей производительности должно соответствовать производительности экскаваторов и подбираться по признаку экономической целесообразности.

2.    Буровзрывные работы должны вестись с достаточным опережением, исключающим простои экскаваторов из-за отсутствия подготовленных забоев. При правильно произведенном взрыве наибольший размер основной массы кусков не должен превышать 2/3 наименьшего размера ковша экскаватора типа механической лопаты и 1/3 ковша драглайна. Куски негабаритных размеров следует отбрасывать в сторону и обрабатывать с последующим раздроблением. Взрывы необходимо проводить только в отведенные дни.

3.    Интервалы в подаче транспорта к экскаватору под погрузку должны быть сокращены до минимума в зависимости от расстояния транспортирования и принятой схемы подъезда к экскаватору.

4.    Состояние дорог и почвы забоя должны обеспечивать стоянку и подход транспорта к экскаватору без задержек, нормальное передвижение экскаватора и правильное его расположение в забое. Вспомогательные работы (очистка ходовой части экскаватора и пути в пределах рабочего места экскаватора, перемещение негабарита, маневры экскаватора в забое, очистка ковша, перенос кабеля и его подключение) частично должны проводиться в перерывах между обменом транспорта.

При работе в ночное время должно быть обеспечено правильное и достаточное освещение забоя, отвала, дорог.

Одним из основных факторов повышения производительности экскаватора является увеличение коэффициента наполнения ковша и сокращение длительности цикла экскавации. Наполнение ковша экскаватора зависит от высоты забоя и качества взрывных работ. Ковш необходимо заполнять до отказа ровно и без рывков, ритмично сочетая движение рабочего оборудования с движением корпуса экскаватора. Длительность цикла экскавации зависит от горно-геологических усло-

5

вий, конструктивных особенностей экскаватора, опытности машиниста экскаватора.

Длительность цикла экскавации может быть уменьшена за счет ускорения отдельных операций цикла и совмещения некоторых из них.

Самая продолжительная операция цикла экскавации — это процесс заполнения ковша (черпание). Сокращение времени на выполнение операции черпания может быть достигнуто за счет лучшей подготовки забоя и обеспечения оптимального развала взорванной породы. Для сокращения длительности поворота ковша необходимо экскавацию проводить при наименьшем среднем угле поворота стрелы экскаватора. Уменьшение угла поворота экскаваторов большей мощности имеет особое значение, так как эти экскаваторы обладают меньшей угловой скоростью.

При работе экскаватора возможно совмещение следующих операций:

а)    подъем груженого ковша совмещается с поворотом экскаватора к месту разгрузки; при повороте груженого ковша к разгрузке подъем его производится с таким расчетом, чтобы разгрузку можно было плавно произвести с хода; открывать днище ковша необходимо к моменту окончания поворота стрелы, после чего немедленно начинать обратный ход стрелы к забою;

б)    поворот порожнего ковша к забою совмещается с его опусканием, при этом поворот стрелы к забою прекращается к моменту соприкосновения ковша с горной массой;

в)    подача ковша на забой напорным механизмом начинается несколько раньше, чем ковш, опускаясь, ляжет на грунт, и точно в момент касания грунта зубьями начинается подъем.

При совмещении выполнения операций следует добиваться не только непрерывной смены одной основной операции другой, но и по возможности частичного совмещения конца одной операции с началом следующей.

Показателем правильной работы машиниста является непрерывность движения-рабочих органов экскаватора и отсутствие значительного ослабления и провисания канатов.

Экскаваторы обслуживаются сменными бригадами в составе, предусмотренном для каждой марки экскаватора. Бригады, обслуживающие экскаватор, сменяются на рабочем месте для того, чтобы получить исчерпывающие данные о состоянии забоя и экскаватора за прошедшую смену. Бригада тщательно осматривает экскаватор, проверяет исправность механизмов и электрооборудования, проводит профилактический ремонт и смазку экскаватора, устраняет неисправности, а также приводит в безопасное состояние рабочее место экскаватора. Повседневный и тщательный уход за экскаватором, соблюдение 6

графиков всех видов ремонта обеспечивают нормальную работу и высокую производительность экскаватора в межремонтный период.

В целях повышения ответственности за состояние и качество ремонта все узлы и агрегаты экскаватора закрепляются за отдельными членами сменных бригад (экипажей), которые следят за их техническим состоянием, производят профилактический ремонт. Для проведения профилактического ремонта в течение смены максимально используется время технологических перерывов и простоев из-за атмосферных явлений (туман, сильный снегопад, гололед).

Для предупреждения и своевременного устранения неизбежных технических неисправностей экскаватора необходимо разборчиво и технически грамотно вести заполнение вахтенного журнала. Это первичный документ, по которому ведется учет работы, простоев экскаватора и продолжительности ППР.

За правильность записей в вахтенном журнале несет ответственность машинист экскаватора. Лица участкового надзора контролируют правильность ведения записей в вахтенном журнале.

В целях правильного использования оборудования, установления прогрессивной организации труда рабочих с учетом передового опыта, максимальной безопасности ведения работ, улучшения условий труда рабочих разрабатывается инструкционно-технологическая карта, один экземпляр которой должен находиться в кабине экскаватора.

НОРМЫ ВЫРАБОТКИ НА ПОГРУЗКУ ГОРНОЙ МАССЫ ОДНОКОВШОВЫМИ ЭКСКАВАТОРАМИ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВАГОНЫ ДУМПКАРЫ

Факторы, влияющие на величину нормы выработки при погрузке горной массы

Тип и модель экскаватора, емкость ковша, рабочее оборудование (нормальное или удлиненное), угол поворота стрелы экскаватора, категория пород по трудности экскаваций, объемный вес пород, состояние пород (влажность), степень разрыхления (% наличия негабарита).

Коэффициенты использования ковша. Объем горной массы в целике, в ковше за один цикл, длительность цикла экскавации. Вид транспортных средств. Число ковшей. Время погрузки, разгрузки и установки под погрузку соответствующего вагона. Вид разминовки, расстояние отразминовки до забоя.

Тип забоя, неустойчивость почвы забоя. Наличие раздельной выемки.

Состав работы

Прием и сдача экскаватора с опробованием на ходу. Подноска мелких деталей в пределах и за пределами радиуса действия экскаватора. Регулирование ходовых механизмов, наблюдение за контрольно-измерительными приборами, а также прочностью канатов, блоков и креплением двигателей и тормозных устройств. Мелкий текущий ремонт механической и электрической части экскаватора во время смены. Подготовка забоя с перемещением негабарита. Погрузка горной массы. Управление экскаватором при передвижении и маневрах. Планировка почвы забоя. Очистка ковша, ходовой части экскаватора и пути в пределах рабочего места. Перенос кабеля до и после передвижения, подключение и переключение силового кабеля, заземление экскаватора и систематическая проверка состояния заземления с устранением неисправностей последнего. Уборка рабочего места.

8

Состав бригады

Марка экскаватора

Профессия

СЭ-3; ЭКГ-4; ЭКГ-4,6; ЭКГ-6.3УС; ЭВГ-4; ЭВГ-4и; ЭКГ-8;. ЭКГ-8и

ЭКГ-12,5; ЭВГ-6

ЭВГ-15

Машинист экскаватора, чел.

1

1

1

Помощник машиниста экскаватора, чел.

1

2

2

Электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования, чел.

1

Итого

2

3

4

Примечания:

1.    При управлении одноковшовым экскаватором с ковшом емкостью 2,5 м3 и выше или экскаватором с удлиненным оборудованием (прямая лопата) с ковшом емкостью 2,0 м* и выше машинист должен иметь 6-ой разряд.

2.    Помощник машиниста экскаватора тарифицируется при наличии прав машиниста экскаватора на один разряд ниже соответствующего разряда машиниста экскаватора, а без прав машиниста — на два разряда ниже соответствующего разряда машиниста экскаватора.

НОРМЫ ВЫРАБОТКИ НА ПОГРУЗКУ ГОРНОЙ МАССЫ ВО ФРОНТАЛЬНОМ ЗАБОЕ ЭКСКАВАТОРАМИ ТИПА ПРЯМАЯ ЛОПАТА С НОРМАЛЬНЫМ РАБОЧИМ ОБОРУДОВАНИЕМ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВАГОНЫ ПРИ ЭЛЕКТРОВОЗНОЙ ТЯГЕ, и3 ГОРНОЙ МАССЫ В ЦЕЛИКЕ

Таблица 1

Емкость ковша экскаватора, м3

Думпкар, т

50

Сцепной вес электровоза, т

80

94

100

150

Руководящий подъем 20%о Расстояние от разминовки до забоя до 1000 м

I 4.0

2592

2644

2692

_

1

4,6

2785

2846

2901

2

6.0

3285

3470

3553

3

6.3

3165

3244

3316

4

8,0

3784

3897

4002

5

12,5

6

а

б

в

г

9