Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

58 страниц

361.00 ₽

Купить РД 212.0182-02 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство определяет основы технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, направленные на обеспечение безопасности плавания судов, охрану окружающей среды, жизни и здоровья людей, сохранность перевозимого груза и имущества.

Руководство определяет комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение поддержания судов в исправном техническом состоянии для безаварийного и эффективного их использования в соответствии с проектными или заданными (установленными) технико-экономическими показателями в соответствии с требованиями национальных и международных правил.

Действие Руководства распространяется на все суда внутреннего водного транспорта, включая суда смешанного (река-море) плавания, эксплуатируемые под Государственным флагом Российской Федерации.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Определения и понятия

3. Основные требования

4. Организация технической эксплуатации судов

     4.1. Задачи и функции судовладельца

     4.2. Задачи и функции экипажа

     4.3. Техническое использование судов

     4.4. Техническое обслуживание судов

     4.5. Вывод судов на отстой

     4.6. Ремонт судов

5. Подготовка судна к эксплуатации

6. Бункеровка судна

7. Надзор и контроль за судами

     7.1. Основные положения

     7.2. Технический надзор

     7.3. Контроль за пожарной безопасностью

     7.4. Санитарно-эпидемиологический надзор и контроль

     7.5. Надзор и контроль за охраной труда

     7.6. Экологический надзор и контроль

     7.7. Надзор в области связи

     7.8. Надзор за безопасностью судоходства

     7.9. Надзор и контроль со стороны судовладельца

8. Документация

     8.1. Общие положения

     8.2. Судовые документы

     8.3. Построечные документы

     8.4. Организационно-распорядительные документы

     8.5. Обеспечивающие документы

     8.6. Нормативно-правовые документы

     8.7. Нормы и нормативы

     8.8. Учетно-отчетная документация

9. Списание судов

Приложение А. Перечень судовых документов. Судовые документы для судов внутреннего плавания

Приложение Б (Справочное). Характеристики дизельных масел для судов речного флота

Приложение В (Обязательное). Периодичность поверки судовых средств измерений

Приложение Г (Справочное). Договор на ремонт судна

Приложение Д (Справочное). Акт приемки судна на ремонт и отстой

Приложение Ж (Справочное). Акт приемки судна в эксплуатацию из среднего (капитально-восстановителыного) ремонта

Приложение З (Справочное). Номенклатура работ по приведению судов в зимовочное состояние

Приложение И (Справочное). Перечень нормативных документов, используемых при технической эксплуатации судов

 
Дата введения01.02.2020
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

20.12.2001УтвержденМинтранс РФ
РазработанФГУП ЦНИИЭВТ
ИзданПо Волге2002 г.
ИзданРКонсульт2002 г.
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

1фГ

Библиотека судовладельца

РУКОВОДСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

*Jlo "Волге

РосКонсульт

Библиотека судовладельца

министерство транспорта РФ

РУКОВОДСТВО

по технической

ЭКСПЛУАТАЦИИ СУПОВ ВНУТРЕННЕГО ВОПНОГО ТРАНСПОРТА

Москва «По Волге» «РКонсулы» 2002

10

на судне, защите окружающей среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

4.2.2.    Капитан закрепляет членов экипажа по заведовани-ям.

4.2.3.    Капитан составляет и утверждает расписание по вахтам.

4.2.4.    Члены экипажа должны:

4.2.4.1.    содержать судно в исправном техническом состоянии и опрятном виде, проводить техническое обслуживание в соответствии с системой, установленной судовладельцем и инструкцией по эксплуатации технических средств;

4.2.4.2.    обеспечивать безаварийное и эффективное использование всех механизмов и устройств по назначению с установленными техническими показателями, следить за наличием необходимых предметов снабжения;

4.2.4.3.    соблюдать режим работы судна, установленные нормы расходования топлива, смазочных материалов, воды, а также их сортность и качество. Учет расходования топлива и смазки ведется в порядке, установленном судовладельцем;

4.2.4.4.    выполнять требования технической, нормативной и конструкторско-технологической документации;

4.2.4.5.    принимать участие в технической учебе. План технической учебы и порядок проведения занятий утверждается капитаном судна;

4.2.4.6.    вести судовую документацию по заведованиям.

4.2.5.    Работы по технической эксплуатации судовых технических средств, систем, палубных устройств выполняются под руководством механика, а на судах смешанного (рекаморе) плавания - старшего механика.

4.2.6.    При назначении на судно лица командного состава должны:

4.2.6.1.    осмотреть механизмы и системы своего заведования, опробовать их в работе (если в период приемки они могут быть приведены в действие);

4.2.6.2.    проверить комплектность, сроки действия судовых документов и ведение документации по своему заведованию;

4.2.6.3.    проверить наличие снабжения;

11

42.6 А. оформить приемку заведования актом, с указанием в нем технического состояния, готовности кработе или необходимость ремонта и доложить механику (старшему механику) или первому штурману (старшему помощнику капитана), которые докладывают капитану судна.

4.2.7.    При смене капитана или механика (старшего механика) судна лица командного состава (члены экипажа судна) докладывают о техническом состоянии своего заведования соответственно вновь назначенным капитану или механику (старшему механику).

4.2.8.    При приеме на судно предметов снабжения, оборудования, сменно-запасных частей, механизмов и материалов проверять наличие сертификатов в соответствии с Правилами Российского Речного Регистра.

43. Техническое использование судов

Техническое использование судна осуществляется экипажем и включает комплекс мероприятий и работ по технической эксплуатации в период несения вахтенной службы, обеспечивающий работу судна и судовых технических средств по назначению, с технико-эксплуатационными показателями, предусмотренными проектом и нормативной документацией.

4.3.1.    Техническое использование судна осуществляется с вахтенных и дежурных постов управления. С вахтенных постов управления - с постоянным присутствием на них вахтенного персонала и дежурных постов—без постоянного присутствия на них вахтенного персонала.

4.3.2.    Вахтенные и дежурные посты на судах определяются их проектом, исходя из установленного класса автоматизации.

4.3.3.    Техническое использование, осуществляемое судовым экипажем, проводится в соответствии с заводскими инструкциями и заключается в проверке готовности к действию, вводу и выводу из действия, обеспечении изменений и поддержании режимов работы судовых технических средств, сопоставлении заданных и фактических характеристик, оценке и регистрации отклонений, их контроле, учете и поддержании технического состояния.

12

4.3.4.    Неисправности судовых технических средств, выявленные в процессе эксплуатации и связанные с выводом их из действия, должны устраняться с разрешения вахтенного начальника. Если обстановка не допускает вывода их из эксплуатации, вахтенные обязаны принять все меры для обеспечения безопасности людей и предупреждения возможных повреждений судна и его механизмов.

4.3.5.    Резервные судовые технические средства рекомендуется использовать поочередно таким образом, чтобы они работали в течение года примерно одинаковое время.

4.3.6.    Контроль за состоянием и режимом работы механизмов, устройств и систем судна производится по показаниям штатных контрольно-измерительных приборов и средств аварийно-предупредительной сигнализации, а также визуальным наблюдением за общим состоянием механизмов и систем.

4.3.7.    Все средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты должны постоянно находиться в действии и периодически проверяться в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей. Контрольные проверки или отключения их на время профилактического ремонта допускается производить только с разрешения вахтенного начальника, о чем делается соответствующая запись в судовом и машинном журналах, с докладом капитану и механику (старшему механику).

4.3.8. Устройства аварийной защиты должны быть отрегулированы и опломбированы. Случайные снятия пломб в период эксплуатации должны быть зафиксированы в машинном журнале. Пломбирование должно быть восстановлено в первом порту захода.

4.3.9.    Все средства измерений и контроля должны быть исправны и иметь действующие свидетельства или клейма поверок.

4.3.10.    При срабатывании средств аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты, вахтенный механик выясняет причину срабатывания и принимает необходимые меры по предотвращению повреждения механизмов и устранению выявленных недостатков, информируя об этом механика

13

(старшего механика). При заведомо ложном систематическом срабатывании указанных средств вахтенный может их отключить и восстановить режим работы механизма, поставив в известность об этом вахтенного помощника капитана и механика (старшего механика). В судовом и машинном журналах производится соответствующая запись. Вахтенным механиком должны быть приняты меры по усилению контроля за параметрами работы механизма, у которого отключена аварийнопредупредительная сигнализация или аварийная защита.

4.3.11.    При создавшейся угрозе повреждения судна, перевозимого груза или гибели людей вахтенный помощник капитана имеет право самостоятельно или дать указание отключить средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты. В каждом конкретном случае отключения вахтенный помощник капитана немедленно сообщает капитану и механику (старшему механику). В судовом и машинном журналах должны быть сделаны соответствующие записи.

4.3.12.    При непредвиденной остановке главного двигателя (вынужденной или самопроизвольной) вахтенный помощник капитана (вахтенный механик) обязан немедленно предпринять необходимые меры по выяснению причин случившегося и их устранению. При непредвиденной остановке других ответственных технических средств вахтенный персонал обязан запустить резервные технические средства (если они имеются) и доложить об этом соответственно вахтенному помощнику капитана и механику (старшему механику) судна. Все эти случаи обязательно фиксируются в судовом и машинном журналах.

4.3.13. Все механизмы и системы должны использоваться по своему прямому назначению. Рядом с ними должны быть вывешены краткие инструкции по подготовке их к действию, пуску, контролю за режимом работы, остановке и выводу их из действия. На схемах системы осушения, системы сточных и подсланевых вод должны быть указаны места пломбировки вентилей и клинкетов, исключающих загрязнение окружающей среды. На судах загранплавания у механизмов и систем, таких как система пожаротушения, рулевая машина, аварий-

14

ный дизель-генератор, спасательные устройства, двигатели спасательных шлюпок, аварийный пожарный насос, противопожарные и водонепроницаемые закрытия и т.д. (в соответствии с международными нормативными актами) инструкции и схемы вывешиваются на русском и английском языках.

4.3.14. При стояночном режиме в зависимости от условий стоянки и действующих правил порта капитаном устанавливаются следующие степени готовности судна: постоянная и к определенному сроку.

4.4. Техническое обслуживание судов

Техническое обслуживание включает в себя комплекс работ, направленных на поддержание судна в исправном техническом состоянии, контроль его технического состояния, выявление и устранение неисправностей, замену изношенных или вышедших из строя деталей и узлов.

4.4.1.    Производство работ по техническому обслуживанию, связанное с разборкой, осуществляется на бездействующих механизмах с разрешения механика (старшего механика) или первого штурмана (первого помощника капитана) и с ведома капитана.

4.4.2.    Техническое обслуживание осуществляется в соответствии с системой технического обслуживания, утвержденной судовладельцем, инструкциями заводов-изготовителей судовых технических средств. Периодичность проведения технического обслуживания устанавливается судовладельцем.

4.4.3.    Исполнение работ по техническому обслуживанию в установленных объемах и сроках возлагается на лиц командного и рядового состава, в чьем заведовании находятся судовые технические средства. Механик (старший механик) должен постоянно контролировать выполнение работ по техническому обслуживанию.

4.4.4.    Ежедневное техническое обслуживание осуществляется силами судового экипажа. Плановое периодическое техническое обслуживание судовых технических средств осуществляется в соответствии с инструкцией заводов-изготовителей

15

и может выполняться силами судового экипажа или береговыми организациями. Техническое обслуживание механизмов, выполняемое береговыми организациями, осуществляется в соответствии с заключенным договором.

4.4.5.    Обнаруженные при выполнении работ по техническому обслуживанию неисправности и дефекты должны быть устранены. Если устранение в данное время технически невозможно, а по своему характеру они не могут привести к опасным последствиям, Российский Речной Регистр может разрешить временную эксплуатацию судовых технических средств с ограничениями. Степень и характер эксплуатационных ограничений устанавливается Российским Речным Регистром по ходатайству судовладельца в виде исключения на определенный срок.

4.4.6.    Все основные механизмы и системы должны быть обеспечены специнструментом и приспособлениями, необходимыми для разборки и сборки. Запасные части, специнстру-мент, приспособления должны содержаться в исправном состоянии, надежно крепиться в специально отведенных для них легкодоступных, удобных для осмотра местах, обеспечивающих качественное их хранение.

4.5. Вывод судов на отстой

4.5.1.    Отстой — период, когда судно не выполняет свои функции. Вывод судов из эксплуатации на отстой может осуществляться во время навигации и на межнавигационный период решением судовладельца.

4.5.2.    В навигационный период судно может быть поставлено на отстой распоряжением судовладельца. При этом оно может выводиться из эксплуатации с содержанием судовых технических средств и систем в холодном (нерабочем состоянии) или с поддержанием их в рабочем состоянии.

4.5.3.    Организационные мероприятия, выполняемые при постановке судов на зимний отстой, а также состав работ по приведению судов в зимовочное состояние с консервацией отдельных судовых технических средств и сроки их выполнения устанавливаются судовладельцем.

4.5.4.    Консервация судовых технических средств на период зимнего отстоя должна производиться в соответствии с инструкциями по технической эксплуатации соответствующего механизма.

4.5.5.    Выполнение работ по консервации судовых технических средств, сохранности судна и судового имущества, готовности к действию аварийно-спасательного и противопожарного инвентаря в процессе приведения судна в зимовочное состояние осуществляется под руководством капитана судна.

4.5.6.    При выводе из эксплуатации судна на длительный срок (более межнавигационного периода) для обеспечения сохранности судовой техники и судна в целом производится специальная консервация в соответствии с инструкциями по эксплуатации тех или иных механизмов, устройств и систем. После проведения работ по консервации судна составляется акт и судовладельцем издается приказ о постановке судна на консервацию с указанием срока.

4.5.7.    Охрана судна, поставленного на отстой в период навигации, может обеспечиваться судовым экипажем или по договору с пунктом отстоя.

4.5.8.    В навигационный и межнавигационный периоды, с момента подписания акта приемки судна на ремонт или отстой в соответствии с условиями договора, заключенного между судовладельцем и администрацией предприятия, ответственность за безопасность судна и сохранность всех его элементов определяется договором.

4.6. Ремонт судов

Ремонт—составная часть технической эксплуатации, производится в целях обеспечения, поддержания и восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна или его элементов на определенный интервал времени.

4.6.1.    Ремонт судов может производиться:

4.6.1.1.    по планово-предупредительной системе ремонта (ППР), которая представляет собой совокупность плановых ремонтов, выполняемых с установленной периодичностью;

17

4.6.1.2.    по техническому состоянию — системе допустимых норм износов основных элементов судна, определяемых действующими методами дефектации и расчетными методами.

4.6.2.    Планово-предупредительная система ремонта может применяться в течение всего срока службы судна.

4.6.3.    В зависимости от их технического состояния и срока службы, в системе ППР предусматриваются следующие ремонты:

-    текущий;

-    средний;

-    капитально-восстановительный.

В период между указанными ремонтами должно проводиться техническое обслуживание (ТО) судовых механизмов, оборудования и систем в соответствии с инструкциями по их эксплуатации, а также могут выполняться, при необходимости, гарантийные и аварийные ремонты.

4.6.4.    Текущий ремонт судов выполняется для поддержания технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах с восстановлением быстро изнашиваемых элементов. Текущий ремонт судов проводится между средними и капитально-восстановительными ремонтами. Конкретные сроки и периодичность проведения текущего ремонта, а также его объем определяет судовладелец с учетом фактического состояния судна. Порядок приемки судов после текущего ремонта в эксплуатацию устанавливает судовладелец с участием органов надзора.

4.6.5.    Средний ремонт судна выполняется для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до заданных значений с заменой или восстановлением элементов определенной номенклатуры и обеспечения работоспособного состояния судна до следующего очередного среднего (капитального) ремонта при условии выполнения в промежуточные сроки текущего ремонта.

При среднем ремонте производится дефектация всех судовых технических средств и конструктивных элементов судна, по результатам которой производится замена или восстановление узлов, деталей и механизмов, обшивки и набора корпуса судна.

18

В зависимости от технического состояния судна срок проведения среднего ремонта может быть перенесен.

После проведения среднего ремонта для приемки судна в эксплуатацию исполнителем ремонта создается комиссия с участием судовладельца и органов надзора.

4.6.6.    Капитально-восстановительный ремонт судна выполняется для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до значений, близких к построечным, с заменой или восстановлением любых элементов, включая базовые, а также целесообразных модернизационных работ. Капитальному ремонту подлежат отдельные элементы (узлы) судна, судовые двигатели (как главные, так и вспомогательные), вспомогательные механизмы и судовые устройства после выработки ресурса независимо от срока наступления капитального ремонта или в случаях, когда их техническое состояние требует проведения капитального ремонта. После проведения капитально-восстановительного ремонта для приемки судна в эксплуатацию ремонтной организацией создается комиссия с участием судовладельца и органов надзора.

4.6.7.    Слипование (докование) судов внутреннего плавания осуществляется в доке или на слипе (или при обнажении подводной части корпуса судна другим способом) при проведении среднего, капитально-восстановительного ремонтов, а по судам смешанного (река-море) плавания—периодически в сроки, предусмотренные правилами органов технического надзора и классификации судов.

В процессе ремонта в доке производится дефектация, восстановление средств защиты корпуса от коррозии и обрастания, устранение выявленных дефектов и повреждений подводной части корпуса, движительно-рулевого комплекса, донно-забортной арматуры и других элементов подводной части судна.

4.6.8.    Аварийный ремонт выполняется для восстановления технико-эксплуатационных характеристик судов, для устранения повреждений, полученных при авариях или иных транспортных происшествиях. Аварийный ремонт оформляется актом в соответствии с действующими инструкциями. До и пос-

19

ле него судно предъявляется к внеочередному освидетельствованию Российскому Речному Регистру.

В отдельных случаях, по согласованию с Российским Речным Регистром при обеспечении безопасности плавания, выполнение ремонтных работ может быть отсрочено частично или полностью до очередного планового ремонта.

4.6.9.    Гарантийный ремонт производится за счет средств судостроителя или исполнителя ремонта, если в процессе эксплуатации судна в гарантийный период (согласно гарантийным обязательствам) после постройки или заводского ремонта будут обнаружены дефекты постройки (ремонта) или отказы и неисправности, не связанные с нарушением технической эксплуатации экипажем судна.

Основанием для проведения гарантийного ремонта являются рекламационные акты, предъявляемые судовладельцем за-воду-строителю или ремонтному предприятию.

4.6.10.    Исполнительные ремонтные ведомости и акты приемки судов в эксплуатационную готовность из текущего, среднего, капитально-восстановительного ремонтов являются документами, удостоверяющими техническую готовность судна к эксплуатации.

4.6.11.    При ремонте судов по техническому состоянию (системе допустимых норм износов) судовладелец обеспечивает постоянный контроль за техническим состоянием основных элементов судна. По основным элементам судна, по которым превышены допустимые нормы износов, судовладелец организует их ремонт в необходимых объемах или замену новыми с учетом предписаний органов технического надзора.

4.6.12.    Постановка судна на ремонт осуществляется в соответствии с договором, заключенным судовладельцем с ремонтной организацией. В договоре рекомендуется отразить:

-    стоимость и условия расчетов;

-    сроки начала и окончания;

-    объем выполняемых организацией работ;

-    условия подготовки и приемки судна в ремонт, а также из ремонта;

-участие органов технического надзора;

УДК 629.55.08 (083) ББК 39.42 Р45

Серия основана в 2002 году

Ответственный за выпуск — главный научный сотрудник ФГУПЦНИИЭВТВ.С. Трофимов

Р45 Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта. — М.: По Волге.— РКонсульт, 2002. - 64 с. —(Библиотека судовладельца).

ISBN 5-901916-03-4 (По Волге)

ISBN 5-89805-048-5 (РКонсульт)

УДК 629.55.08(083) ББК 39.42

ISBN 5-901916-03-4 (По Волге) ISBN 5-89805-048-5 (РКонсульт)

-    гарантийные обязательства;

-    объемы и условия выполнения работ силами экипажа и другими организациями, привлекаемыми судовладельцем, которые не включены в переданную заводу ведомость ремонтных работ;

-    ответственность за сохранность демонтированных с судна узлов и деталей;

-    другие условия по согласованию сторон.

4.6.13.    Исходными материалами для составления ведомости намечаемых ремонтных работ являются:

-    акты, предписания и требования органов надзора;

-    нормы допустимых износов;

-    результаты предремонтной дефектации, наблюдений и осмотров в процессе эксплуатации.

4.6.14.    Судовладелец до постановки судна на ремонт должен:

4.6.14.1.    при необходимости предоставить возможность ремонтной организации осмотреть судно с целью уточнения ремонтной документации, объема, характера и особенностей заявленных работ;

4.6.14.2.    согласовать в соответствии с правилами Российского Речного Регистра ведомость заявленных ремонтных работ;

4.6.14.3.    передать ремонтной организации конструкторскую и техническую документацию по судну, необходимую для выполнения заявленных ремонтных работ;

4.6.14.4.    утвердить состав и численность экипажа, оставляемого на судне на период ремонта (согласно договору).

4.6.15.    Организация работ по подготовке судна к ремонту возлагается на капитана и механика судна.

4.6.16.    Сдача подготовленного судна в ремонт ремонтной организации оформляется актом, дата подписания которого считается датой начала ремонта. Рабочие чертежи, эскизы и технологические процессы для ремонтируемого судна, потребность в которых возникла в процессе ремонта, разрабатываются ремонтирующей организацией.

4.6.17.    Средний и капитально-восстановительный ремонт проводятся под надзором Российского Речного Регистра и судо-

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель министра транспорта Российской Федерации

Н.Г. Смирнов

« 20 » декабря 2001 г.

Руководящий документ по стандартизации

Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта

РД 212.0182-02

В. Г. Фомин

РАЗРАБОТАН    ФГУП    ЦНИИЭВТ

В.Ф. Митин

Директор института

Руководитель подразделения-разработчик

Содержание

1.    Общие положения.................................................................6

2.    Определения и понятия......................................................6

3.    Основные требования...........................................................8

4.    Организация технической эксплуатации судов..................8

4.1.    Задачи и функции судовладельца...................................9

4.2.    Задачи и функции экипажа.........................................9

4.3.    Техническое использование судов...............................11

4.4.    Техническое обслуживание судов.................................14

4.5.    Вывод судов на отстой...................................................15

4.6.    Ремонт судов................................................................16

5.    Подготовка судна к эксплуатации......................................22

6.    Бункеровка судна................................................................23

7.    Надзор и контроль за судами............. 25

7.1.    Основные положения..................................................25

7.2.    Технический надзор............................................. 26

7.3.    Контроль за пожарной безопасностью.......................26

7.4.    Санитарно-эпидемиологический надзор и контроль. 26

7.5.    Надзор и контроль за охраной труда..........................27

7.6.    Экологический надзор и контроль...............................27

7.7.    Надзор в области связи.................................................28

7.8.    Надзор за безопасностью судоходства......................... 28

7.9.    Надзор и контроль со стороны судовладельца...........28

8.    Документация......................................................................29

8.1.    Общие положения........................................................29

8.2.    Судовые документы.....................................................29

8.3.    Построечные документы..............................................30

8.4.    Организационно-распорядительные документы........30

8.5.    Обеспечивающие документы.......................................30

8.6.    Нормативно-правовые документы...............................31

8.7.    Нормы и нормативы....................................................31

8.8.    Учетно-отчетная документация...................................31

9.    Списание судов....................................................................32

5

10. Приложения:

Приложение А. Перечень судовых документов.....................34

Приложение Б. Характеристики дизельных масел

для судов речного флота...........................................................40

Приложение В. Периодичность поверки судовых

средств измерений....................................................................48

Приложение Г. Договор на ремонт судна...............................49

Приложение Д. Акт приемки судна на ремонт и отстой.......51

Приложение Ж. Акт приемки судна в эксплуатацию

из среднего (капитально-восстановительного) ремонта...........53

Приложение 3. Номенклатура работ по приведению судов

в зимовочное состояние...........................................................56

Приложение И. Перечень нормативныхдокументов, используемых при технической эксплуатации судов............59

1* Общие положения

1.1.    Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее Руководство) разработано в соответствии с положениями статей 4, 14 и глав V, VI Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.01 г. №24 — ФЗ, а также Гражданского Кодекса РФ и иных нормативных правовых документов.

1.2.    Настоящее Руководство определяет основы технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, направленные на обеспечение безопасности плавания судов, охрану окружающей среды, жизни и здоровья людей, сохранность перевозимого груза и имущества.

1.3.    Руководство определяет комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение поддержания судов в исправном техническом состоянии для безаварийного и эффективного их использования в соответствии с проектными или заданными (установленными) технико-экономическими показателями в соответствии с требованиями национальных и международных правил.

1.4.    Действие настоящего Руководства распространяется на все суда внутреннего водного транспорта, включая суда смешанного (река-море) плавания, эксплуатируемые под Государственным флагом Российской Федерации.

2. Определения и понятия

2.1.    Гарантийный срок - период эксплуатации, до окончания которого исполнитель работ (изготовления, ремонта, технического обслуживания) гарантирует сохранение значений технико-эксплуатационных характеристик судна (судовой техники) на уровне установленных требований при условии соблюдения правил эксплуатации.

2.2.    Инспекторский осмотр судна — проверка содержания судна специалистами судовладельца.

7

2.3.    Испытание судна (судовой техники) — натурное определение технико-эксплуатационных характеристик судна (судовой техники).

2.4.    Оценка качества технической эксплуатации — оценка паспортных и фактических данных работы судовых технических средств, систем и устройств по установленной судовладельцем системе показателей, а также анализ происходящих повреждений, отказов и остановок в работе при эксплуатации судна.

2.5.    Освидетельствование судна — определение технического состояния судна в целях установления его соответствия действующим нормативно-техническим документам.

2.6. Ремонт судна —элемент технической эксплуатации, выполняемый для восстановления исправного технического состояния и установленных технико-эксплуатационных характеристик.

2.7.    Расписание по заведованию членов судового экипажа (расписание по заведованию) - документ, закрепляющий за членами судового экипажа судовые технические средства и устанавливающий ответственность членов экипажа за техническое состояние и содержание их.

2.8.    Техническое использование — эксплуатация судна, судовых технических средств, систем и устройств в соответствии с их технико-эксплуатационными характеристиками, выполняемыми судовым экипажем.

2.9.    Техническое обслуживание судна - комплекс работ и мероприятий, выполняемых экипажем или работниками береговых организаций с целью поддержания судна в исправном техническом состоянии.

Техническое управление - управление технической эксплуатацией, предусматривающее организацию технической эксплуатации судов на разных уровнях управления, регулирование взаимодействия между звеньями системы технического обслуживания.

2.10.    Эксплуатационная готовность — состояние судна, при котором судовая техника находится в работоспособном состоянии, судно укомплектовано экипажем и имеет на борту необходимое снабжение и необходимые документы.

3. Основные требования

3.1.    К эксплуатации допускаются суда, имеющие действующие судовые документы, установленные Кодексом внутреннего водного транспорта и/или Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

3.2.    Техническая, противопожарная и санитарная подготовленность судна, его снабжение, укомплектованность экипажем, квалификация и профессиональная подготовленность членов экипажа должны обеспечивать:

-    безопасность плавания;

-    безопасность и необходимые условия труда и отдыха экипажа;

-    безопасность и необходимые условия пребывания на судне пассажиров;

-    сохранность перевозимых грузов;

-    заданные технико-эксплуатационные характеристики работы судна;

-    постоянную готовность к эффективному использованию средств борьбы за живучесть своего судна и средств оказания помощи другим судам и людям;

-    предотвращение загрязнения окружающей среды;

-    соответствие судов требованиям уполномоченных надзорных органов, а также международным нормативным актам для судов смешанного (река-море) плавания, осуществляющих международные рейсы.

3.3.    Порядок использования несамоходных судов, эксплуатируемых без судовых команд, документально устанавливается судовладельцем и доводится для исполнения до экипажа буксира-толкача. В случае, если судно работает без постоянного закрепления за буксиром-толкачом, то судовладелец должен заключить договор на портовое обслуживание судов.

4. Организация технической эксплуатации судов

Техническая эксплуатация — комплекс организационных, технических мер, выполняемых для поддержания судов в исправном состоянии втечение всего эксплуатационного срока.

9

Организацию технической эксплуатации судов осуществляет судовладелец.

4. L Задачи и функции судовладельца

4.1.1.    Назначение из состава администрации судовладельца лица, в ведении которого закрепляется ответственность за обеспечение технической эксплуатации конкретных судов.

4.1.2.    Утверждение режима работы судна, штатного расписания, режима несения вахт, а также системы технического обслуживания судна.

4.1.3.    Контроль за выполнением на судах требований национальных, а для судов смешанного (река-море) плавания, осуществляющих международные рейсы, и международных актов, а также сроков действия судовых документов.

4.1.4.    Организация освидетельствования судов.

4.1.5.    Организация обеспечения судов необходимым снабжением.

4.1.6.    Организация связи между судовладельцем и судами.

4.1.7.0беспечение судов нормативной и конструкторско-технической документацией, доведение до судов национальных и международных актов и правил.

4.1.8.    Организация ремонта судов и контроль за сроками, стоимостью и качеством его выполнения.

4.1.9.    Осуществление анализа транспортных происшествий, выработка мероприятий по их предотвращению.

4.1.10.    Организация проведения технической учебы на судах.

4.1.11.    Установление порядка и сроков проведения инвентаризации на судах.

4.2. Задачи и функции экипажа

4.2.1. Общее руководство технической эксплуатацией осуществляет капитан судна (командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда). На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания, поддержанию порядка