Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

51 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические рекомендации предназначены для проектировщиков и строителей, разрабатывающих проекты генеральных планов и детальную планировку временных поселков транспортных строителей, которые размещаются в зоне хозяйственного освоения природных ресурсов севера Тюменской области

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Общие положения

2. Климатические и микроклиматические условия района строительства и их физиолого-гигиеническая характеристика

3. Размещение поселков в системе расселения и выбор территории под их застройку

4. Принципы архитектурно-пространственной организации территории поселков

5. Типы инвентарных зданий для застройки поселков

6. Инженерная подготовка территории поселков

7. Инженерное оборудование и благоустройство территории поселков

Список литературы

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ВСЕСОЮЗНЫЙ ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВКЕ, ЗАСТРОЙКЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВУ ПОСЕЛКОВ ТРАНСПОРТНЫХ СТРОИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ

СЕВЕРА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Согласованы ГУЖДС Урала и Сибири

Москва 1985

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ВСЕСОЮЗНЫЙ ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Зам

18

УТВЕРЖДАЮ директора института Г.Д.ХАСХАЧИХ июня 1985 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВКЕ, ЗАСТРОЙКЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВУ ПОСЕЛКОВ ТРАНСПОРТНЫХ СТРОИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ

СЕВЕРА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Согласованы ГУЖДС Урала и Сибири

Москва 1985

тывается. продолжительность ( в процентах от общего числа дней в году) различных типов погод.

В качестве исходного материала используются климатические данные конкретного пункта за день и ночь, содержащиеся в главе СНиП 2.01.01-82 C4U , а также в "Справочнике по климату СССР" C6D . Природно-климатические факторы, подлежащие анализу при холодном и суровом режимах погоды, представлены в табл, 3.

Таблица 3

Природно-климатические

Режим погоды

факторы

комфорт

ный

холодный

суровый

Солнечная радиация,поступающая на стены различной ориентации

+

+

+

Комплекс температур с солнечной радиацией

-

+

+

Ветер:

температурно-ветровой

режим

+

+

+

ветро-, снегозаносы

-

+

+

Подстилающая поверхность, оказывающая влияние:

на рельеф и солнечную радиацию

+

+

+

на рельеф и ветер

+

+

+

на застройку

+

+

+

Примечание. Условные обозначения те же, что и в табл. 2 •

2.5. Радиационный режим рекомендуется определять по поступлению прямой солнечной радиации на стены здания. По приходу радиации на различно ориентированные стены в зависимости от облачности, ее суточного и годового хода район строительства можно разделить на две зоны: от побережья Северного Ледовитого океана до 63° с.ш. и от 63° до 52° с.ш. Для расчета суточных

10

сумм примой радиации следует использовать данные ближайшей метеостанции, руководствуясь 'Справочником по климату СССР' Сб1

Анализ суточных сумм прямой солнечной радиации, поступающей на различно ориентированные поверхности, рекомендуется проводить по следующей шкале: менее 1500 ккал/см^ «сутки - незначительная радиация, 1500-3000 ккал/см^.сутки - средняя и более 3000 ккал/см-сутки - высокая радиация С23 •

2,6, Показатели ветрового режима используются для решения планировочных задач, связанных с выбором оптимальной ориентации зданий. Анализ характера ветрового режима необходим при любых типах погоды за соответствующие месяцы, В сложных природно-климатических условиях Севера неблагоприятными целесообразно считать уже те румбы, со стороны которых повторяемость сильных ветров более 10% их годового хода [2].

Верхний предел комфортной скорости ветра для пешехода, установленный гигиенистами, составляет 3,5 м/с. Допустимыми могут считаться ветры со скоростью до 5 м/с, выше которой отмечается ветровой дискомфорт. При холодной и суровой погоде такие скорости вызывают сильное охлаждение человека и зданий, и поэтому уже при скоростях ветра до 4 м/с обязательна защита пешехода от ветра С23 ,

Анализ ветра следует производить с учетом экспозиции склонов и местоположения площадки на рельефе.

Для этих целей склон делят на три части: верхнюю, среднюю и нижнюю, для каждой из которых имеется свой коэффициент изменения скорости ветра СзЗ, Скорость ветра на площадке Vnn определяется по формуле

V - vm х пл

vnn


*


К,


где VM Кщ\


-    скорость ветра по данным метеостанции;

-    коэффициент скорости ветра на площадке;

-    коэффициент скорости ветра по данным метеостанции.


11


Рельеф изменяет не только скорость ветра, но и его направление. Отклонение ветра под влиянием рельефа достигает 60%, особенно деформируют ветер долины рек,

2.7, В целях эффективного проведения снегомелиора-тивнщх мероприятий необходимо иметь сведения о режиме метелей. Снегоперенос оценивается в районах, где его общий объем составляет более 400 м3/м. Интенсивность снегопереноса зависит от скорости ветра, местных особенностей рельефа, площади снегосборного бассейна, высоты снежного покрова, наличия растительности. При расчете максимально возможного объема снегопереноса (X , м3/м, следует учитывать скорость ветра (от 6 м/с и более), обеспечивающего перенос снега, и характер снегосборного бассейна С 2,3 I]

& = 0,7 L h    ,

где L. - длина снегосбориого бассейна, м (табл.4); h - максимальная высота снежного покрова в год, м (принимается по С 63 , ч,4); if - коэффициент снегопереноса (табл.5).

Таблица 4

п/п

Характер рельефа

Предельная длина снегосборного бассейна, м

1

Ровная тундра или замерзшая водная поверхность

15000-20000

2

Кочковатая тундра

12000-17000

3

Бугристая тундра с мелкой растительностью

3000-6000

4

Сильнопересеченная местность

0-5000 .

5

Лесной и кустарниковый массивы

0-100

12

Таблица 5

п/п

Характер рельефа

Коэффициент

снегопереноса

1

Сильнопересеченная местность с растительностью или лесной массив

0,00

2

Холмистая тундра без растительности

0,46

3

Холмистая тундра с редкой расти-

толыюстыо

0,20

4

Ровная тундра

0,73

5

Открытая замерзшая водная поверхность

0,70-0,90

6

Вершины гор

0,80-1,00

2.8. И нсоляцпоннмй режим территории и зданий оценивается по продолжительности и интенсивности солнечного сияния небосвода. При формировании жилой застройки поселков следует учитывать рекомендуемый существующими нормами С 7 Ц санитарно-гигиенический критерий инсоляции для отдельных элементов жилой застройки. Для Западной Сибири согласно нормам должна обеспечиваться инсоляция помещений и территории продолжительностью не менее трех часов: севернее 62,5° с.ш. в период с 22 апреля по 22 августа, южнее 62,5° с.ш. с 22 марта по 22 сентября.

2.9.    Неблагоприятное воздействие микроклиматических условий на территории поселков в зависимости от различных архитектурно-планировочных решений выражается через комплексное влияние температурных и ветровых параметров, формирующих биоклиматические и санитарно-гигиенические условия среды поселка.

2.10.    Степень неблагоприятного воздействия природно-климатических условий на организм человека выражается через характеристики климата в виде вероятности погод, вызывающих у человека различные типы теп-

13

нового состояния при ходьбе на открытом воздухе со

скоростью 2-4 км/ч для целевых передвижений без ноши или с ношей небольшой массы.

Методика физиолого-гигиенической характеристики климата местности разработана ВНИИЖГом С.8,9 Л.Сущность методики сводится к следующему:

климат (в соответствии с принципами климатологии) рассматривается как совокупность погод в их повторяемости по многолетним донным;

в качестве исходных материалов для характеристики климата используются ежедневные данные местных метеостанций о "погоде момента" d равные части суток- за период не менее 20-25 лет;

погода оценивается по ее влиянию на тепловое состояние "оловека, одетого по сезону года и выполняющего работу средней тяжести на открытом воздухе, Все погодные комплексы, вызывающие однотипное воздействие на тепловое состояние человека, объединяются в один класс. Всего на территории СССР у человека может наблюдаться 9 типов тепловых состояний организма в зависимости от классов погод: четыре класса вызывают разную степень охлаждения (1х, 2х, Зх, 4х), «етыре класса - разную степень теплового воздействия (1т, 2т, Зт, 4т) и комфортная погода N .

Погода класса N , вызывающая минимальное напряжение функций аппарата терморегуляции, не требует никаких мер по смягчению ее воздействия на организм человека.

Погоды классов 1х и 1т обусловливают слабое напряжение аппарата терморегуляции и могут рассматриваться как субкомфортные, представляющие неограниченные возможности для рекреации. Погоды классов 2х, Зх и 2т, Зт вызывают значительное напряжение аппарата терморегуляции, образование дефицита или накопление избытка тепла в организме. Погоды классов 4х и 4т особо неблагоприятные> приводящие :е только к глубоким нарушениям н чрезмерному функциональному напряжению аппарата терморегуляции, но и к патологическим реакциям (обморожению, тепловому удару),

14

2.11.    Физиолого-гигиеническая характеристика климата районов на широтах городов Тюмень, Сургут (Ханты-Мансийск), Уренгой (Туруханск) по данным метеорологических наблюдений за 30-летний период в дневное (13ч) и ночное (01ч) время представлена в табл. 6.

В районах Севера должны быть учтены три класса погод (1х, 2х, Зх), вызывающих при охлаждении различную степень напряжения терморегуляторного аппарата человека по сравнению с условиями комфорта N .

По мере продвижения по трассе Тюмень - Сургут -Уренгой степень и длительность периода охлаждения возрастают, обусловливая плавный переход от одного типа климата к другому. В дневное время (13ч) комфортных погод на широте городов Сургут, Ханты-Мансийск на 4,1%, а на широте городов Уренгой, Туруханск па '/,1% меньше, чем в Тюмени. Пригодных для активного отдыха п закаливания так называемых рекреационных погод в этих районах также меньше соответственно на 6,9 и 13,1%. Напротив, вероятность погод, вызывающих разную степень переохлаждения, на широте г.Сургут на 7,8%, а на широте городов Уренгой, Туруханск - на 14% больше, чем в Тюмени. В летний период погодные условия во всех указанных пунктах очень еходны между собой.

2.12.    Исходя из физиолого-гигиенических критериев типизации климата, район Тюмени, где погода класса 4х вовсе не встречается, а общая продолжительность периода с погодами, вызывающими переохлаждение, менее 33%, следует отнести к климату типа П-А, тогда как регион вдоль трассы Сургут - Уренгой - к климату типа 1, поскольку длительность холодного периода здесь достигает 35-45%. При этом, ввиду того что на широте городов Уренгой, Туруханск крайне суровая погода класса 4х наблюдается не менее 8-10 дней в году,этот район следует отнести к климату типа 1-А, а район Сургут, Ханты-Мансийск - ктипу!-Б. Степень воздействия погоды на тепловое состояние человека выражается через коэффициенты KQ, Kj, К^, К^, соответствующие

15

Таблица 6

Населенные

Среднегодовая вероятность погод разных сов. % от числа дней в году

клас-

Среднее число дней со ско-

Среднее

число

Тип к

лимата

пункты (широта местности)

комфорт

ных

рекреаци

онных

(Ix,N,It)

переохлажде

ния*

перегрева

ния2

ростью ветра 7 м/с при отрицательной темпе ратуре воздуха_

дней с осадками в виде дождя ^ 1мм

01ч

13ч

01ч

13ч

01ч

13ч

01ч

13ч

01ч

13ч

01ч

13ч

за сут-

^ки

Тюмень (57° с.ш.)

15,5

70,6

71,1

ОД

0

0

0

8,9

9,9

22,9

П-А

П-А

2,6

29,4

27,5

0

1,4

Сургут,

Ханты-Ман

сийск

П,4

64,2

0

0,1

0

0

10,0

29,3

(620 с.ш.)

4,1

62,7

37,3

35,3

0

0,5

10,5

1-Б

1-Б

Уренгой, Туруханск (6о° с.ш.)

1.0

8,4

55,8

58,0

2.6

2.0

0

0

10,3

13,6

I-A

44,2

1

41,5

|

0

1

0,5

9,6

I-A

1 В числителе - погода класса 4х, в знаменателе - 2х+3х+4х.

о

В числителе - погода класса 4т, в знаменателе - 2т+3тч4т.

классам погод N , 1х, 2х, Зх. Вероятность погод для каждого пункта рекомендуется рассматривать как фактор, влияющий на формирование режима функционального использования территории поселка.

2.13.    Основные рекомендации по уменьшению неблагоприятного воздействия климата рассматриваемого района иа организм человека сводятся к максимальной защите >т переохлаждения путем обеспечения необходимой теплоизоляции: осуществления ветрозащитных мероприятий, ограничения пребывания человека на территории застройки в зависимости от условий каждой климатической зоны,

2.14,    Физиолого-гигиеническая характеристика климата севера Тюменской области позволяет сделать некоторые прогнозы о вероятности потерь рабочего времени за счет полностью актированных дней (при погоде класса 4х) и частично актированных дней (при погоде класса Зх), На широте городов Тюмень, Сургут вероятность дней, требующих полного актирования, близка к нулю, на широте г,Уренгой она составляет при работе в дневные смены 7, а при работе в ночные смены 9,5 дней в году. Число частично актированных дней, требующих чередования работ длительностью не более 1 ч с перерывами для отдыха и обогрева на 10-20 мин, составляет на широте

г.Тюмень около 40, а на широте городов Сургут - Урен -г ой - около 65-70.

3. РАЗМЕЩЕНИЕ ПОСЕЛКОВ В СИСТЕМЕ РАССЕЛЕНИЯ И ВЫБОР ТЕРРИТОРИИ ПОД ИХ ЗАСТРОЙКУ

3.1. При проектировании поселков транспортных строителей необходимо рассматривать условия размещения и формирования каждого конкретного поселка в составе системы расселения. Развитие поселков должно быть подчинено решению основных задач формирования систем расселения:

создание условий для всестороннего развития человека, широкого социального общения независимо от типа и величины населенного пункта - места проживания;

17

обеспечение рационального взаимодействия планировочной структуры поселков - элементов системы расселения с окружающей природной средой в целях соблюдения экологического равновесия между природными и антропогенными факторами, охраны и улучшения окружающей среды.

3.2.    Всю территорию Тюменской области рекомендуется делить на функциональные зоны расселения (рис. 1)

СЮ>.

зоны опорного расселения с благоприятными природно-климатическими условиями, в которых возможно комплексное развитие производственной базы и создание крупных городских поселений;

зоны стабильного (постоянного) расселения вдоль коридоров коммуникаций с относительно неблагоприятными природно-климатическими условиями; главные коммуникационные направления в них в большей мере связаны с транспортными полимагистралями (железной дорогой, автодорогой, трубопроводом), в местах пересечения которых с водными путями создаются оптимальные условия для возникновения стабильных городских поселений;

зоны мобильного расселения в пределах дискомфортных по климатическим и другим условиям территорий, где распространены месторождения нефти и газа, с неустойчивой градообразующей базой.

Базовые поселки транспортных строителей рекомендуется размещать в зоне опорного расселения региона, в которой в дальнейшем (по мере прокладки железной дороги) возникнут постоянные поселения, поэтому в данном случае необходим особенно строгий подход к формированию планировочной структуры и выбору территории поселков.

Вахтовые поселки размещаются в зоне мобильного расселения региона, в которой климатические условия обеспечивают только экстремальный дискомфорт и планировочная структура поселков должна носить только мобильный характер,

3.3.    Выбор площадок под застройку поселков необходимо производить с учетом;

18

Рис. 1. Схема функционального зонирова:ия территории Тюменской области: экстремальная зона;^Я~ дискомфортная;    -

относительно благоприятная: У///#/л    -    благоприятная;

С*. ДЛ - месторождения нефти и газа;[^Э1 - основные промышленные районы- железные дороги;!-»-—Ч -трубопроводы;    -    планировочные    оси    -    полосы опор

ного (на юге) и стабильного (на севере) расселения (на остальных территориях в экстремальной и дискомфортной зонах преимущественно мобильное расселение)


19


УДК 711.582.7:625 (571.2) (083.75)

©

Всесоюзный ордена Октябрьской Революции научно-исследовательский институт транспортного строительства, 1985

природно-климатических и инженерно-геологически.-, условий местности;

размещения отдельных структурных частей и элементов поселков относительно постоянных населенных мест существующих или проектируемых;

межселенных дорог, транспортных магистралей и при-грассоьых автодорог;

трудовых, административно-хозяйственных и культурно-бытовых связей.

3.4,    Размеры территории поселков и площадо\ для возведения зданий и сооружений должны приниматься минимально необходимыми с соблюдением норм плотности застройки. Однако территория должна быть достаточна для размещения объектов с учетом возможности их перспективного развития, а также иметь благоприятные условия для устройства водоснабжения, канализации и отопления.

3.5,    При определении общей численности населения поселков, количества и вместимости жилых и общественных зданий демографические характеристики населения поселков (коэффициент перехода от штата к населению, процентное соотношение одиноких и семейных, по составу семей, вместимость общественных зданий и др.) следует принимать в соответствии с ВСН 199-84 Cllj,

4. ПРИНЦИПЫ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ ПОСЕЛКОВ

4,1. Размещение, планировка и застройка функциональных зон должны производиться с учетом особенностей природных условий различных участков в соответствии с пп. 2.8-2.10 СНиП П-60-75**1Л23разд. 5 ВСН 199-84 Г! 13 и раза. 2 настоящих Методических рекомендаций в целях обеспечения компактного размещения функциональных зон поселков строителей, сокращения пешеходных, инженерных коммуникаций, а также максимального кооперирования всех видов обслуживания.

В условиях Севера лимитирующим фактором, влияющим на сокращение радиусов пешеходной доступности для

20

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящие Методические рекомендации разработаны в развитие ВСН 199-84 ''Проектирование и строительство временных поселков транспортных строителей". Они подготовлены в соответствии со СНиП П-60-75 "Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов" на основе научных, экспериментальных и натурных исследований, проведенных ЦНИИСом. ВНИИЖГом,

ЦНИИПГрадостроительства и ЛенЗНИИЭПом.

Методические рекомендации предназначены для проектировщиков и строителей, разрабатывающих проекты генеральных планов и детальную планировку временных поселков транспортных строителей, которые размещаются в зоне хозяйственного освоения природных ресурсов севера Тюменской области.

Работа подготовлена инженерами М.С.Собченко, Н.К.Куракиной, кандидатами техн.наук К.И.Хабибулиным, И.Б.Каспэ (ЦНИИС), Е.П.Алексеевым"] (ПСМО "Тюмен-стройпуть"), канд.мед.наук Е.М.Ратнером (ВНИИЖГ), архитекторами Г.Н.Левченко (ЦНИИПГрадостроительства), Л.И.Зиминым и В.Г.Лазаревой (ЛенЗНИИЭП).

Замечания и предложения просьба направлять по адресу: 129329, Москва, ул.Кольская,!, ЦНИИС.

Зав.отделением транспортных зданий

К.И.Хабибулин

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Основной задачей при проектировании временных поселков транспортных строителей в суровых природно-климатических условиях севера Тюменской области следует считать создание благоустроенных поселков, обеспечивающих комфортные условия проживания.

1.2.    Проблему учета климата при проектировании поселков в условиях Севера рекомендуется рассматривать ь двух аспектах: оценка фоновых и оценка местных климатических условий.

Фоновые условия, общие для данного района строительства, отражены в районировании территории, например, в картах СНиП П-Л.1-71 *ClD.

Местные климатические особенности есть результат преломления общих фоновых климатических условий подстилающей поверхностью данной местности: рельефом, акваториями, ландшафтом и застройкой, В результате на каждом объекте строительства возникает свой, индивидуальный микроклимат, который следует знать при архитектурно-строительном проектировании.

В настоящих Методических рекомендациях рассматриваются вопросы дальнейшего совершенствования форм учета местного климата при проектировании поселков.

В них использованы результаты исследований ЦНИИЭП жилища С23 и ЦНИИПГрадостроительства ЕзИ применительно к проектированию временных поселков.

1.3.    При анализе местных климатических особенностей рекомендуется оценивать специфику района строительства, уточнять степень благоприятности или небла-гоприятности ветра, снегопере-нос, количество и качество солнечной радиации, падающей на стены разной ориентации, характер влияния подстилающей поверхности и др. Такая оценка должна дополнить, а в отдельных случаях

и изменить комплекс типологических характеристик, вытекающих из общей фоновой оценки климата, выраженной через климатический район (подрайон).

4

1,4. На основе оценки местных условий следует определять дополнительные требования, например, оптимальную форму плана, пластическое решение жилой группы на данном участке, оптимальное взаимное расположение нескольких зданий, предпочтительное размещение помещений в плане здания, схему плана (его форму, ширину и т.д.), архитектуру фасадов в зависимости от их конкретной ориентации (размер и характер заполнения оконных проемов, ветро- и снегозащитные мероприятия и т.п,),

2. КЛИМАТИЧЕСКИЕ И МИКРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЙОНА СТРОИТЕЛЬСТВА И ИХ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

2.1, Район строительства новых железных дорог на севере Тюменской области (севернее 60° северной широты) в соответствии со СНиП 2.01.01-82 Г43 относится к климатическим подрайонам 1Г (арктическая подзона северной строительно-климатической зоны) и 1Д (южная подзона, от границы подрайона 1Г до 60° северной широты).

Для первой подзоны характерны: длительная суровая зима, короткое прохладное лето, скудость растительности, наличие полярного дня и полярной ночи (за Полярным кругом), распространение вечномерзлых грунтов. Суровость климата определяется не столько низкими зимними температурами, сколько сочетанием относительно низких температур (от -25 до -30°С) с сильными ветрами (свыше 7 м/с), сопровождаемыми метелями или пургой, в результате чего наблюдается большой объем снегопереноса. Эта подзона отличается незначительным количеством или отсутствием комфортных погод в летний период, высокой относительной влажностью (80% и более) в течение всего года, частыми магнитными возмущениями верхних слоев атмосферы и резкими перепадами атмосферного давления у земли.

Южная подзона (климатический подрайон 1Д) характеризуется продолжительной и суровой зимой, коротким

5

теплым летом, за исключением северной части подзоны, примыкающей к арктической.

Природно-климатические факторы при проектировании поселков на участке железнодорожной линии согласно типовой методике ЛенНИИПГрадостроительства C5J рекомендуется учитывать на трех уровнях: макроуровне -региональные схемы расселения, региональные планировки; мезоуровне - схемы группового расселения, проекты районных планировок; микроуровне - генеральные планы или проекты застройки элементов поселков,

2.2.    Основными показателями региональных условий являются мезоклиматические температурные измерения: абсолютные минимальные температуры воздуха Тм , средние температуры наиболее холодных суток Тхс и пятидневки Тхл , а также продолжительность холодного периода со средней суточной температурой 0°С и ниже. Значения параметров наружного воздуха района строительства следует принимать по табл. 1 в соответствии со СНиП 2.01.01-82 С4] .

2.3.    В основу методики опенки природно-климатических условий при проектировании временных поселков положены рекомендации ЦНИИПГрадостроительства С 3D , предусматривающие следующие основные этапы:

выявление комплекса природных и градостроительных факторов, установление их взаимосвязи на конкретной стадии проектирования;

оценку фоновых и местных природно-климатических условий и микроклимата застройки;

разработку градостроительных средств, обеспечивающих практическую реализацию выявленных требований на соответствующем уровне проектирования.

На первом этапе выявляются комплекс природных факторов и их характеристик, формирующих биоклимати-ческие и санитарно-гигиенические условия окружающей среды поселка, а также взаимосвязь между ними и ком-лексом градостроительных факторов (в аспекте социально-экономическом, архитектурно-планировочном и охраны окружающей среды) применительно к основным уровням проектирования. Взаимосвязь между природными и 6

Таблица 1

Пункты

Расчетные температуры наружного

воздуха,°С

Продолжительность периода со среднесуточной температурой 0°С и ниже

абсолютная минимальная Тм

средняя наибо-^ лее холодных суток Тхс

средняя наиболее холодной пятидневки ТХп

Тк

шенская обласа

Салехард

-54

-48

-43

229

Надым

-60

-53

-47

229

Уренгой

-63

-52

-49

236

Т арко-Сале

-61

-53

-48

232

Сургут

-55

-48

-45

199

Т юмень

-50

-45

-42

168

Дровяной мыс

-55

-49

-40

261

Марросало

-52

-44

-39

251

Новый Порт

-56

-47

-43

250

Сеяха

-56

-47

-4 2

258

Т амбей

-55

-46 |

1

i

1

1

-41

256

1 | Красноярский край

Игарка

-64

-53

I

-48

236

Туруханск :

-61

-54 1

1

I

1

-50

224

П р и м о ч а н и е. По данным многолетних рядов наблюдений метеостанций.

градостроительными факторами при проектировании временных поселков строителей представлена в виде матричной модели в табл, 2.

Этап оценки включает проведение пофакторной и комплексной оценки фоновых и местных природно-климатических условий и микроклимата застройки на основе установленных нормативных показателей и критериев биокли-матического и санитарно-гигиенического характера,

В результате оценки природно-климатических условий на последующем этапе выявляется комплекс общих градостроительных требований к планировке, застройке и благоустройству поселка в отношении биоклимата (тепло-и ветрозащита, активация солнечного воздействия и т.п.) и улучшения санитарно-гигиенического состояния окружающей среды. Эти требования являются предпосылкой для разработки комплекса градостроительных средств по учету и регулированию природно-климатических условий при проектировании поселков.

2,4. Местные климатические факторы целесообразно оценивать, начиная от общих фоновых условий и кончая локальными, местными особенностями.

Для фоновой оценки климата могут служить характеристики климатических районов и подрайонов, приведенные в СНиП П-Л.1-71 ClU . Эти характеристики вместе с типологическими требованиями, регламентируемыми строительными нормами и правилами, дают общее представление о климатическом фоне, характере зимы и лета, температуре, ветре и влажности. Однако климатическое районирование по СНиП П-Л.1-71 * не дает полного представления о продолжительности и, следовательно, значимости отдельных периодов и сезонов года, поэтому фоновую оценку климата следует выполнять согласно "Рекомендациям по учету природно-климатических факторов в планировке, застройке и благоустройстве городов и групповых систем населенных мест^СЗЦ .

Методической основой фоновой оценки климата является расчет повторяемости (в течение года)типов погоды или метеорологических комплексов, определяющих режим эксплуатации жилища. Для данного пункта подечн-8

Таблица 2

Аг'хитектутжо-планировочная организация застраиваемой территории

Архитек-

Климатические

характеристики

А

жилая

застройка

система обслужива-

благоустройст

турно-

художест-

венный

облик

застрой

ки

Ч

1

к

О

&

О

ш

т

А

н Я о а? о

Я

со

Н

о

ния,транспортные и инженерные сети

во территории

функциональное зс вание территории

тип застройки и номенклатура зданий

1 ориентация и вза! ное размещение зд 1 ний

плотность застро! 1 ки

L -....... _ ... - ...__

учреждения куль-

1 ТурНО-бЫТОВОГО

назначения

I сеть улиц местного движения и проездов

пешеходные пути

инженерные сети

зеленые насаждения общего пользования и локаль ного назначения

площадки различного назначения

малые архитектурные формы

Суммарная радиация

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

+

+

Прямая радиация (инсоляция)

+

+

+

+

_

_

_

+

_

+

+

_

+

Отраженная и излученная радиация

_

_

_

_

_

+

_

+

+

+

+

Температура воздуха, инверсии

_

_

+

+

+

_

+

+

_

+

+

Скорость ветра

+

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

Направление ветра

+

+

+

-

-

-

+

+

-

+

+

+

-

Осадки и снежный покров

+

_

+

_

_

_

+

+

+

+

+

+

Облачность

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

Атмосферные явления (туманы,мет в ли

w im \

-

+

+

+

+

+

+

-

-

+

-

-

-

и др.)    1

Примечание. Знак плюс означает, что данная характеристика подлежит учету, минус -характеристика не учитывается.