Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

30 страниц

Купить Том 1 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические рекомендации по составу, порядку разработки, согласованию и утверждению документации на энергосберегающую реконструкцию школьных зданий являются документом, обобщающим многочисленные государственные нормативные документы, разработанные на основе действующего законодательства. Кроме того, проанализированы и использованы региональные нормы и рекомендации, в том числе Москвы и Московской области. В рекомендациях рассматриваются следующие вопросы: права и обязанности заказчика (инвестора); состав и порядок подготовки исходно-разрешительной документации для разработки проекта реконструкции школьных зданий; проведение комплексного технического обследования конструкций и инженерных систем для постановки здания на реконструкцию; стадии проектирования, состав и содержание проектно-сметной документации; разработка проекта организации реконструкции; порядок разработки раздела теплозащиты и энергоэффективности; согласование и утверждение проектно-сметной документации; порядок передачи объекта под реконструкцию и эксплуатацию.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1 Исходная ситуация

2 Цель и задачи работы

3 Основные направления энергосбережения в реконструируемых школах

     3.1. Совершенствование архитектурно-планировочных решений

     3.2. Утепление ограждающих конструкций

     3.3. Модернизация инженерных систем и оборудования

     3.3.1. Мероприятия при реконструкции систем отопления

     3.3.2. Мероприятия при модернизации систем горячего и холодного водоснабжения

     3.3.3. Мероприятия при модернизации систем вентиляции

     3.3.4. Мероприятия при модернизации школьных котельных и теплоисточников

     3.4. Организационно-технические меры

4 Выбор стратегии реконструкции и приоритетных энергосберегающих мероприятий

5 Научно-методические рекомендации по экономической оценке энергосберегающих мероприятий в школьных зданиях и определяющих мероприятий

     5.1. Создание методических основ экономической оценки энергосберегающих мероприятий

     5.2. Классификация энергосберегающих мероприятий, их ранжирование по степени эффективности и отбор наиболее экономичных мероприятий для школьных зданий

6 Результаты работы

7 Заключение

Приложение 1. Основные термины и определения

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬНЫХ НАУК ГУП .МОСГИПРОНИСЕЛЬСТРОЙ.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ТЕПЛОЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ В ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЯХ РОССИИ

Том 1. Концепция энергосбережения в школьных зданиях при их реконструкции

Москва 2001

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

РААСН:

Научный руководитель работы, академик РААСН, д-р техн. наук профессор С.Н. Булгаков; Консультант по архитектуре, академик РААСН, заел. арх. России В.С. Егерев.

ГОСИНКОР

Научный консультант канд. техн. наук Б.А. Фурманов

ГУП «Мосгипронисельсгрой»:

Заел, строитель РФ, канд. техн. наук А.Г. Бейрит\ канд. техн. наук В.А. Заренин, канд. техн. наук А.И. Мангушев; арх. В.И. Маслов; заел, строитель РФ, канд. техн. наук А.С. Мирошниченко; арх. Е.А. Тархова; арх. Л.Ф. Улья-хина\ заел, экономист РФ, канд. экон. наук В.В. Устименко.

Академический центр теллоэнергоэффективных технологий:

Академик РААСН, д-р техн. наук, профессор С.А. Чистович; член-корр. РААСН, д.т.н., проф. В.К. Аверьянов, Н.Н. Алексеев, И В. Дроздова, А.Г. Михайлов, О.А. Миткевич, канд. техн. наук А.И. Тютюнников, д-р техн. наук А. Б. Федоров, А С. Шутов.

Утвержден и введен в действие приказом Госстроя России от 29 декабря 2000 г. № 309

3.1.    Совершенствование архитектурно-планировочных решений

В составе комплекса энергосберегающих мероприятий при реконструкции школьных зданий приоритетное место занимают те из них, реализация которых позволяет одновременно улучшить архитектурноэстетический облик и их планировочные решения.

К числу таких мероприятий относятся:

■    создание архитектурно-выразительных фасадов при утеплении наружных стен и замене оконных заполнений;

■    устройство мансардных этажей и скатных кровельных покрытий;

■    устройство входных тамбуров;

■    уменьшение площади световых проемов до нормативных значений, ликвидация излишнего остекления лестничных клеток, переходов, вестибюлей, рекреаций, спортивных залов, бытовых и хозяйственных помещений.

3.2.    Утепление ограждающих конструкций

Данное направление связано с разработкой комплекса мероприятий, обеспечивающих выбор вариантов эффективных технических решений с повышенным уровнем теплозащиты ограждающих конструкций, учитывающих архитектурно-планировочные решения реконструируемых школьных зданий.

При этом решаются следующие задачи:

• отбор наиболее эффективных строительных материалов и видов утеплителей для разработки технических решений ограждений с повышенным уровнем теплозащиты при реконструкции;

•    технические решения наружных стен с повышенным уровнем теплозащиты для всех климатических зон России и различных конструкций существующих стен в реконструируемых школах;

•    конструктивные решения участков стен при сокращении площадей световых проемов;

•    технические решения сопряжений новых окон с повышенным сопротивлением теплопередаче и наружных стен при реконструкции школьных зданий;

•    технические решения покрытий или чердачных перекрытий с повышенным уровнем теплозащиты при реконструкции школ с устройством плоских бесчердачных покрытий, а также крыш со скатной кровлей и чердаком;

•    технические решения перекрытия цокольного этажа с повышенным уровнем теплозащиты при реконструкции школ;

•    санация стыков в ограждающих конструкциях и щелей в оконных проемах;

•    устройство гидроизоляции подвалов;

•    разработка таблиц и графиков подбора конструкций и толщины утеплителя для определения наиболее экономичного варианта наружного ограждения при реконструкции.

В общих потерях тепловой энергии потери ее через оконные проемы составляют 40-50%, а через наружные стены- до 20-30%. Более трети тепловой энергии теряется через вентиляционные системы. В системе технических мер по энергосбережению предусматривается дополнительное утепление и стен, и окон. При этом следует учитывать, что утепление окон обходится в 3 раза дешевле, чем утепление стен, а дает больший удельный эффект. Это обстоятельство необходимо учитывать при выборе приоритетов утепления наружных стен и заполнений оконных проемов.

В процессе проведения комплекса мероприятий по утеплению ограждающих конструкций возникает уникальная возможность без привлечения дополнительных, сверх требуемых на утепление средств создания привлекательного образа школы, который в устаревших типовых зданиях со стенами из кирпича, керамзитобетонных блоков, с железобетонным каркасом и навесными панелями зачастую непрезентабелен. В связи с этим, архитектурно-эстетические аспекты при решении данного направления будут учитываться параллельно с утеплением фасадов.

Вышеперечисленные мероприятия возможно проводить как в полном объеме, так и частично, в зависимости от финансирования.

З.З.Модсрнизация инженерных систем и оборудования

Данное направление охватывает комплекс мероприятий , связанных с реконструкцией инженерных систем и оборудования школьных зданий, а также автономных школьных котельных, теплопунктов, теплотрасс и др. При этом можно выделить основной комплекс инженерно-технических мероприятий, способствующих энергосбережению:

•    оснащение контрольно-измерительными приборами технических систем, внедрение новых схемных решений и энергоэффективного оборудования;

•    осуществление в процессе реконструкции, ремонтных работ, ежегодной подготовки помещений школы к зиме комплекса мероприятий, способствующих повышению их теплоизоляционных свойств и снижающих непроизводительные потери тепла с инфильтрацией;

•    организация на основе современных систем учета и нормирования качественного энергонадзора за энергопотреблением;

•    развитие новых экономических и правовых механизмов стимулирования энергосбережения;

•    формирование информационно-образовательной системы повышения профессионального уровня в области энергосбережения специалистов, обслуживающих школьные здания, а также учителей и школьников.

При реконструкции существующих школьных зданий будут решаться проблемы, связанные с модернизацией систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, вентиляции, а также ( при соответствующих возможностях ) теплопунктов, школьных котельных и теплоисточников.

3.3.1 Мероприятия при реконструкции систем отопления:

•    установка приборов учета и регулирования;

•    установка ( при отсутствии пофасадного регулирования ) групповых

(на аудиторию) термостатов, с возможностью программного регулирования;

• внедрение позонных    ( пофасадных ) систем с возможностью программного ре1улирования;

•    тепловая изоляция трубопроводов нижней и верхней разводки;

•    наладка ( с помощью балансировочных клапанов или шайб ) отопительных систем;

•    химическая промывка существующих ( сохраняемых при реконструкции) отопительных систем;

•    замена изношенных отопительных приборов на малоинерционные конверторного типа;

• позонная    установка    отопительно-вентиляционных    агрегатов с

утилизацией тепла вытяжного воздуха;

•    установка ( при наличии плавательных бассейнов и душевых ) для нужд СО и горячего водоснабжения тепловых насосов.

3.3.2. Мероприятия при модернизации систем горячего и

холодного водоснабжения:

•    установка приборов учета;

•    очистка существующих трубопроводов от накипи;

•    замена металлических трубопроводов на полимерные ;

•    установка водосберегающих приборов и арматуры;

•    создание локальных электроводоподогревательных установок с отключением от централизованной системы ГВ;

•    дросселирование избыточных напоров воды;

•    создание установок утилизации тепла условно чистых сбросных вод ( из бассейнов, душевых и др);

•    теплоизоляция трубопроводов горячего водоснабжения;

•    внедрение АСУ ТП.

3.3.3. Мероприятия при модернизации систем вентиляции:

•    максимальное развитие централизованных вентиляционных систем и оборудование их теплоутилизаторами ;

•    создание утилизационных установок на воздуховодах естественной вентиляции;

•    проектирование систем фронтальной вентиляции в расчетных объемах аудиторий за время перемен;

•    установка автономных комбинированных систем кондиционирования воздуха и обогрева ( сплит-системы и др );

•    частотное регулирование производительности вентиляторов;

•    разработка АСУ TTI.

3.3.4. Мероприятия при модернизации школьных котельных и

теплоисточников:

•    устройство ( при высоких тарифах на тепло, большой протяженности тепловых сетей до школы, низком качестве изоляции теплопроводов ) автономных котельных ( подвальных , в пристройке, крышных, блочномодульных и др.);

•    оборудования котельной приборами учета энергоресурсов, топлива и воды;

•    замена газовых горелок, автоматики безопасности и регулирования на более современные;

•    установка в котельных экономайзеров (теплоутилизаторов );

•    применение аппаратов обработки воды для предотвращения накипи (ультразвуковая, магнитная и др);

•    переход (при твердом топливе)на котлоагрегаты с « кипящим слоем »;

•    переход на электроотопление с использованием ночного тарифа;

•    устройство котлоагрегатов длительного пиролизного горения на местных видах топлива (дрова, торф, опилки, щепа, мусор и др);

•    внедрение АСУ ТП.

3.4.0рганизационно-технические меры

Данное направление охватывает решение следующих вопросов:

•    организация учета и контроля электропотребления при ночном и дневном режимах работы;

•    регулирование режимов работы отопительных систем в рабочие, субботние, воскресные дни, а также в период школьных каникул;

•    регулирование режимов работы вентиляционных систем ( автоматическое включение и отключение со школьным звонком, по показаниям соответствующих приборов контроля и т. п.).

4. ВЫБОР СТРАТЕГИИ РЕКОНСТРУКЦИИ И ПРИОРИТЕТНЫХ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ

В данном разделе к определяющим можно отнести следующие факторы:

•    результаты натурных обследований состояния конструкций и инженерных систем здания;

•    год строительства, техническое состояние здания;

•    схемные решения и уровень автоматизации инженерных систем;

•    условия и возможные объемы финансирования ремонтных и реконструктивных строительно-монтажных работ;

•    дополнительные условия ( льготные тарифы и налоги, кредитная поставка оборудования и материалов на безвозвратной основе, шефская помощь в выполнении строительно-монтажных работ и др.);

•    профессиональный уровень эксплуатационного персонала и наличие в районе функционирования школ фирм по гарантированному обслуживанию технических и энергетических систем;

•    планируемые сроки реконструкции (летний период, год и др.);

•    виды топлива и источники теплоснабжения (централизованная система, локальная котельная и др.).

Все мероприятия ранжируются по принципу минимума финансовых, материальных и трудовых затрат при максимуме эффекта по энергосбережению.

По этому признаку на предпочтительное место выйдут

организационные мероприятия.

5. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЯХ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ СРОКОВ ОКУПАЕМОСТИ ЗАТРАТ

Одним из основных критериев эффективности реконструкции школьных зданий является их более низкое энергопотребление, позволяющее, в последующем, окупить затраты на выполненную модернизацию.

В зависимости от сроков окупаемости затрат на реализацию энергосберегающих мероприятий их можно подразделить на малозатратные, среднезатратные и мероприятия при коренной реконструкции школьных зданий (табл. 5.1—5.3).

Суммарная эффективность от нескольких внедренных энергосберегающих мероприятий не в полной мере и не всегда эквивалентна сумме их-раздельных эффектов. Допускается определять суммарный эффект сложением для практически не связанных систем ( водоснабжение, электроснабжение, отопление и др.). В остальных случаях эффект определяется на стадии ТЭО специальным расчетом.

Малозатратные мероприятия, как правило, являются и быстроокупаемыми и наиболее эффективными. Однако только с их помощью нельзя достигнуть существенного сокращения энергетических затрат. Наибольший эффект достигается внедрением комплекса мероприятий, имеющих различные сроки окупаемости.

5.1 Создание методических основ экономической оценки

энергосберегающих мероприятий

Таблица 5.1

Малозатратные энергосберегающие мероприятия

№ н.н.

Мероприятия

Эффект

Ориентировочный срок окупаемости

1

2

3

4

1

Диагностика, химическая промывка и наладка внутридомовых систем водоснабжения и отопления школьных «ланий

Экономия тепла 15+20%

2+3 года

2

Диагностика, теплоизоляция разводящих трубопроводов систем отопления и горячего водоснабжения в подвалах и на чердаках зданий

Экономия тепла

5+7%

0,5+1 год

3

Наладка тепловых сетей, установка балансировочных вентилей или шайб в системах отопления и горячего теплоснабжения школьных зданий

Экономия тепла 3+15%

2+4 года

4

Установка приборов регулирования и учета тепловой энергии (тсрмосчстчики, термостаты) в системах отопления, газоснабжения и водоснабжения школьных зданий, в т.ч. устройство пофасалных систем регулирования в системах отопления

Экономия тепла 10+15%

0,5+1 год

5

Устройство автоматики программного регулирования тепловой нагрузки в школьных зданиях

Экономия тепла 25+40%

3+4,5 года

6

Установка водомеров в системах горячего и холодного водоснабжения

Сокращение водоразбора на 30+40%

0,5+1 год

7

Установка ресурсосберегающей водоразборной арматуры и оборудования (душевых сеток, водоразборных смесительных устройств, стабилизаторов давления, смывных бачков и др.)

Снижение расхода воды на 10+15%

1+3 года

8

Дооборудование отопительных котельных экономайзерами

Экономия тепла 7+10%

2+4 года

9

Дооборудование автономных и квартальных котельных экономичными газовыми горелками

Экономия топлива

3+5%

3+6 лет

10

Устройство входных тамбуров

Экономия тепла

2+5%

11

Создание индивидуальных автоматизированных тепловых пунктов управления тсплогндравлнческими режимами комплекса школьных зданий

Экономия тепла до 30%

12

Уменьшение площади световых проемов

Экономия тепла 4+8%

2+7 лет

13

Замена существующих оконных переплетов на более герметичные

Экономия тепла 5+10%

2+7 лет

14

Реализация механизма необходимой заинтересованности в энергосбережении инженерно-технического и управленческого персонала школ: внедрение многоставочных тарифов; введение нормативов для школ по расходованию ресурсов;

введение премиальной системы оплаты труда инженерно-техническому персоналу в зависимости от эффекта энергосбережения

Экономия тепла и ресурсов при эксплуатации на 10+15%

Таблица 5.2

Среднезатратные энергосберегающие мероприятия

п.п.

Мероприятия

Эффект

Ориснгкроном ный срок окупаемости

1

2

3

4

1

Замена внешних теплопроводов на трубопроводы с повышенными теплогидроизоляционными качествами

Экономия тепла

3+7%

6+10 лет

2

Установка теплоутилкзаторов в системах вентиляции и воздушного отопления школьных зданий

Экономия тепла 10+20%

5+8 лет

3

Дооснащение существующих общеобменных систем вентиляции зданий локальными фильтровентиляционными системами и местными установками кондиционирования воздуха

Экономия тепла 5+15%

1,5+6 лет

4

Оснащение котельных автоматизированными системами управления технологическими процессами, замена отопительных котлов и оборудования

Экономия

ресурсов

15+25%

2,5+4,5года

5

Создание школьных диспетчерских систем учета и распределения тепла, воды, воздуха, электроэнергии, та и др.

Экономия

ресурсов

10+15%

1,5+8,5 лет

6

Устройство локальных (для части здания) систем теплоснабжения в реконструируемых помещениях (при дефиците тепла)

Экономия тепла

7%

3+12 лет

Настоящие методические рекомендации по составу, порядку разработки, согласованию и утверждению документации на энергосберегающую реконструкцию школьных зданий (далее — рекомендации) являются документом, обобщающим многочисленные государственные нормативные документы, разработанные на основе действующего законодательства. Кроме того, проанализированы и использованы региональные нормы и рекомендации, в том числе Москвы и Московской области.

В рекомендациях рассматриваются следующие вопросы: права и обязанности заказчика (инвестора); состав и порядок подготовки исходно-разрешительной документации для разработки проекта реконструкции школьных зданий; проведение комплексного технического обследования конструкций и инженерных систем для постановки здания на реконструкцию; стадии проектирования, состав и содержание проектно-сметной документации; разработка проекта организации реконструкции; порядок разработки раздела теплозащиты и энергоэффективности; согласование и утверждение проектно-сметной документации; порядок передачи объекта под реконструкцию и эксплуатацию.

Текст разделов рекомендаций сопровождается вынесенными в приложениях обязательными и рекомендуемыми формами и таблицами для заполнения при комплексном техническом обследовании здания школы, при разработке предпроектной и проектной документации.

Рекомендации направлены на оказание практической помощи всем участникам инвестиционного процесса при разработке предпроектной и проектной документации для энергосберегающей реконструкции школьных зданий. Их применение позволит разрабатывать вышеуказанную документацию по единой методологии, представленной в томах 1—6, в одинаковых объеме и форме во всех регионах Российской Федерации с учетом их климатических и региональных особенностей.

Состав комплекта научно-технической, методической и проектной документации, разработанной в рамках реализации подпрограммы «Энергосбережение в школах России», утвержденного и введенного в действие Госстроем России.

Том 1 • Концепция энергосбережения в школьных зданиях при их реконструкции

Том 2 • Архитектурно-планировочные и энергосберегающие решения реконструируемых школьных зданий

Том 3 • Технические решения и проектная документация по модернизации систем отопления и теплоснабжения, вентиляции, электроснабжения школьных зданий

Том 4 • Технические решения и проектная документация по утеплению ограждающих конструкций реконструируемых школьных зданий

Том 5 • Методические рекомендации по экономической оценке энергосберегающих мероприятий

Том 6 • Методические рекомендации по энергосберегающему режиму эксплуатации школьных зданий

Том 7 • Методические рекомендации по составу, порядку разработки, согласованию и утверждению документации на энергосберегающую реконструкцию школьных зданий

Таблица 5.3

Мероприятия при коренной реконструкции школьных зданий

п.п.

Мероприятия

Эффект

Ориентировоч нмй срок окупаемости

1

2

3

4

1

Устройство электродоводочных и аккумуляционных систем, использующих как правило сниженный ночной тариф; дооборудование ТП котлоагрегатами , теплонасосными установками и др.

Ресурсосбереже

ние,

экологический

эффект

1+4 года

2

Устройство двухтрубной системы отопления (СО) с установкой современных отопительных приборов и устройств регулирования при покомнатной горизонтальной разводке СО и установке термостатов

Экономия тепла 20%

3+9 лет

3

Создание систем горячего водоснабжения с теплонасосными установками с использованием теплоты условно чистых вод и вытяжного воздуха в банях, бассейнах, душевых и др.

Экономия тепла 10+40%

3+7 лет

4

Устройство позонных школьных СО, оборудованных компьютерными системами учета теплопотребления и регулирования теплового режима. Устройство напольных и лучистых систем отопления в отдельных зонах школьных зданий

Экономия тепла до 30%

7+14 лет

5

Устройство автономных или пиковых котельных в школьных комплексах

Ресурсосбереже

ние,

экологический

эффект

1+4 года

6

Использование электроотопительных доводчиков в комплексе с местными кондиционерами, тепловыми насосами и сплит-системами

Сокращение теплопотерь на 20+25%

10+20 лет

7

Утепление наружных стен

Сокращение теплопотерь на 40+50%

5+20 лет

8

Устройство чердаков

Сокращение теплопотерь на 4+6%

3+10 лет

9

Устройство позонных теплообменников и аккумуляторов горячей воды, установка ресурсосберегающей арматуры и приборов, утилизация тепла условно сбросных вод и вытяжного воздуха

Ресурсосбереже

ние

4+17 лет

Основным экономическим показателем каждого энергосберегающего мероприятия принимается срок окупаемости затрат, необходимых на его осуществление. В методике расчета сроки окупаемости затрат определяются в целом по реконструируемому школьному зданию и по

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................................................3

1.    Исходная ситуация .....................................................................................5

2.    Цель и задачи работы................................................................................7

3.    Основные направления энергосбережения в реконструируемых

школах..........................................................................................................8

3.1.    Совершенствование архитектурно-планировочных решений...............9

3.2.    Утепление ограждающих конструкций....................................................9

3.3.    Модернизация инженерных систем и оборудования...........................11

3.3.1.    Мероприятия при реконструкции систем отопления................12

3.3.2.    Мероприятия при модернизации систем горячего и холодного

водоснабжения...............................................................................13

3.3.3.    Мероприятия при модернизации систем вентиляции...............13

3.3.4.    Мероприятия при модернизации школьных котельных

и теплоисточников.........................................................................14

3.4.    Организационно-технические меры......................................................14

4.    Выбор стратегии реконструкции и приоритетных энергосберегающих мероприятий......................................................................................15

5.    Научно-методические рекомендации по экономической оценке

энергосберегающих мероприятий в школьных зданиях и определению сроков окупаемости затрат...............................................................16

5.1.    Создание методических основ экономической оценки энергосберегающих мероприятий......................................................................17

5.2.    Классификация энергосберегающих мероприятий, их ранжирование

по степени эффективности и отбор наиболее экономичных мероприятий для школьных зданий...............................................................21

6.    Результаты работы...................................................................................22

7.    Заключение................................................................................................23

Приложение 1. Основные термины и определения....................................24

Введение

Рост мировых цен на энергоносители и стремление к экономному расходованию природных энергоносителей ( нефти, газа, угля и пр.), запасы которых не безграничны, остро поставили задачу энергосбережения во всех сферах производства, в том числе и при эксплуатации зданий различного назначения, включая школы. В связи с этим были повышены требования к теплозащите ограждающих конструкций ( стены, окна, покрытия и пр.) зданий и требования к созданию эффективных энергетических систем и оборудования, включая новые подходы к их созданию и режимам эксплуатации.

Вступая в XXI век, Россия имеет на своем балансе школьные здания на 25 миллионов мест. В основном это школьные здания, построенные до 1995 года, с использованием традиционных материалов, объемнопланировочных и конструктивных решений в соответствии с требованиями существовавших норм.

Для обеспечения требуемого микроклимата в помещениях школьных зданий государство вынуждено ежегодно расходовать на отопление зданий 2,5 миллиона тонн условного топлива или около 350 миллионов долларов, что составляет 1,75% годового бюджета в ценах 1999 года.

В настоящее время все школы по теплотехническим характеристикам наружных стен, окон, дверей, покрытий, перекрытий над подвалами, а также по инженерному оборудованию не соответствуют современным требованиям строительной теплотехники. Каждое такое здание представляет очаг непроизводительных выбросов тепла в атмосферу. По экспертным оценкам энергопотребление школьных зданий у нас превышает аналогичные показатели северных стран Европы в 3,5-4 раза. Причин этому множество, начиная от нерациональных , с позиций энергосбережения, как уже было сказано ранее, архитектурных, объемно-планировочных решений,

включая недостаточную толщину стен ( здания построены по старым нормам строительной теплотехники), избыточные площади остекления, негерметичность заделки проемов, некачественные утеплители, а также их недостаточная толщина в кровельных покрытиях и цокольных перекрытиях, нерегулируемые системы отопления, вентиляции и электроосвещения, несоблюдение режима эксплуатации школьных зданий и др.

Дальнейшая эксплуатация школьных зданий в существующих решениях без их реконструкции приведет не только к двух - трехкратному перерасходу энергоресурсов, но и выбытию большей части этих зданий.

Задачей данной работы является разработка комплекса технических и организационных мероприятий, способствующих энергосбережению и продлению жизненного цикла эксплуатации школьных зданий, осуществляемых при их ремонте и реконструкции, а также разработка экономического механизма реализации этих мероприятий, состава, порядка согласования и утверждения проектно-сметной документации при их проведении.

При этом технические и технологические решения в основном ориентированы на использование отечественных технологий, материалов, изделий и приборов и на реализацию первоочередных малозатратных энергосберегающих мероприятий.

Основные термины, встречающиеся в данной работе (тома 1 -6), и их определения приведены в Приложении!.

1. ИСХОДНАЯ СИТУАЦИЯ

Анализируя типовые проекты, по которым были построены школьные здания в последние 30 лет ( до 1995 года) , следует отметить, что по объемно-планировочным решениям это, как правило, различные по конфигурации в плане строения П-, Г-, Н-образной форм и прямоугольные с внутренним двором, полученные путем объединения с помощью переходов и галерей нескольких прямоугольных корпусов. Ширина основных корпусов до 12 м, т.е. это, как правило, узкокорпусные здания с большой площадью наружного остекления. Особенно большие избыточные площади остекления имеются в переходах и соединительных галереях. Под зданиями в большинстве своем устроены подвалы или техподполья, где проложены основные коммуникации (тепловые, водопроводные и канализационные сети). Кровли, в основном, совмещенные плоские с внутренними водостоками. Гидроизоляционный ковер многослойный из рубероида на битумной мастике: утеплители, в основном, насыпные с низкими теплотехническими характеристиками. Объединенные корпуса имеют много входных дверей. Окна выполнены с двойным остеклением в деревянных спаренных или раздельных переплетах, качество столярки низкое.

По конструктивным решениям школы представляют собой здания с продольными и поперечными несущими стенами или каркасно-панельными системами. Наружные стены зданий выполнены из мелкоштучных изделий (кирпич, мелкие блоки), крупноразмерных однослойных блоков или панелей. В панельных зданиях поперечные несущие стены железобетонные, наружные - керамзито-бетонные или газобетонные. В крупноблочных зданиях стены выполнены из керамзитобетонных блоков. В каркаснопанельных зданиях несущий железобетонный каркас и навесные

керамзитобетонные панели. Перекрытия и покрытия выполнены из сборных железобетонных плит.

Школы, построенные до 60-х годов, как правило, с кирпичными «ленами и наборными перекрытиями: по несущим деревянным или металлическим балкам. Крыши - скатные с вентилируемым чердачным пространством. На основании результатов обследований школ, выполненных ГУП «Мосгипронисельстрой» в различных районах Московской области (Павлово-Посадский, Ступинский, Талдомский, Луховицкий, Нарофоминский и др.), а также результатов обследований, выполненных другими организациями в различных регионах России, можно отметить общие недостатки, свойственные этим постройкам, влияющие на тепловой режим и микроклимат внутренних помещений школьных зданий России.

Сложные по конфигурации в плане здания трудно сориентировать с учетом инсоляции и розы ветров. Кроме того, из-за сложных рельефов площадок, на которые попадают такие здания при привязке, и ошибок при выполнении планировочных работ, устройстве отмосток, часто не обеспечивается равномерный отвод атмосферных вод от здания. В результате дождевые и талые воды попадают в подвальные помещения и скапливаются в них, этому способствуют и течи в трубопроводах из-за нерадивого отношения служб эксплуатации.

Высокая влажность в подвальных помещениях приводит к насыщению влагой конструкций цокольного этажа и, как следствие, к размораживанию кладки или защитного слоя бетона, интенсивной коррозии арматуры, отслаиванию защитного слоя и т. п. Из-за некачественной пароизоляции и утепления водяные пары, а также холодный воздух проникают через цокольные перекрытия в помещения первого этажа, нарушая их тепловой и влажностный режим. Несоблюдение режима

эксплуатации или неисправности в вентиляционных системах, низкая температура теплоносителя в сетях или перебои с топливом, участившиеся в последнее время во многих регионах России, низкое термическое сопротивление наружных ограждений ( некачественная заделка стыков панелей и уплотнение окон, старая столярка, течи в кровле и многое другое) еще более дестабилизируют температурно-влажностный режим и как следствие — конденсат на окнах и стенах, вода на подоконниках, сырые углы, мокрые пятна на потолках и т.п.

В настоящее время все обследованные, а предположительно и другие школы по теплотехническим характеристикам наружных стен, окон, дверей, покрытий, перекрытий над подвалами, а также по эксплуатационным характеристикам инженерного оборудования не соответствуют действующим требованиям строительной теплотехники.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ

Главной целью данной работы является разработка комплекта научно-технических, методических и проектных рекомендаций по энергосбережению при эксплуатации школьных зданий.

Рекомендации предназначены для администраций различного уровня, у которых школьные здания находятся на балансе, и иных владельцев эксплуатируемых школ, а также для проектных организаций , разрабатывающих проектную документацию по реконструкции и ремонту школьных зданий.

Рекомендации позволят в реальных экономических условиях , после обязательного натурного обследования школьных зданий, осуществить выбор, предусмотреть в проекте и реализовать наиболее рациональный состав энергосберегающих мероприятий включающий:

■ повышение теплозащиты наружных ограждений;

■    улучшение архитектурно-планировочных решений школьных зданий;

■    реконструкцию инженерных систем и модернизацию оборудования;

■    модернизацию теплотрасс, котельных и тепловых пунктов;

■    выбор эффективных режимов эксплуатации зданий, их энергетических систем и инженерного оборудования, обеспечивающих требуемый микроклимат помещений и проектную долговечность.

Вариантность возможных и предлагаемых решений позволит владельцам школьных зданий и проектировщикам осуществить выбор стратегии реконструкции и приоритетных энергосберегающих мероприятий с учетом финансового обеспечения и наличия отечественных технологий, материалов, изделий, оборудования и приборов , необходимых для реализации энергосберегающих мероприятий.

В рекомендациях по эксплуатации школьных зданий особое внимание обращено на соблюдение энергосберегающего регламента их обслуживания.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ ШКОЛАХ

Комплекс энергосберегающих мероприятий можно объединить в следующие главные направления:

■    совершенствование архитектурно-планировочных решений;

■    утепление ограждающих конструкций;

■    модернизация инженерных систем и оборудования;

■    организационно-технические меры.