Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

63 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция распространяется на проектирование строительных стальных конструкций путей внутрицехового подвесного транспорта для однорельсовых (ручные и электрические тали, тележки и кошки) и многорельсовых (ручные и электрические кран-балки, двух-и многоопорные подвесные краны) механизмов. Инструкция не распространяется на пути межцехового транспорта под указанные выше механизмы и на внутрицеховые пути для подвесного конвейерного транспорта.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1 Общие указания

2 Рекомендации по выбору пролета, схемы и размещению балок подвесных путей

3 Сечения балок для путей подвесного транспорта

4 Материалы

5 Расчет прямых балок подвесных путей

6 Конструкции прямых участков подвесных путей

7 Связи продольных подвесных путей

8 Конструкции кривых и поперечных участков пути

9 Требования к изготовлению и монтажу подвесных путей

Приложение 1. Механизмы подвесного транспорта

Приложение 2. Характеристики балок и элементов путей подвесного транспорта

Приложение 3. Определение коэффициента понижения несущей способности разрезных и неразрезных подвесных балок асимметричного сечения при проверке общей устойчивости

Приложение 4. Конструкции путей подвесного транспорта

Приложение 5. Примеры расчета подвесных балок

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанЦНИИСК им. В.А. Кучеренко Госстроя СССР
ИзданИздательство литературы по строительству1965 г.
УтвержденЦНИИСК им. В.А. Кучеренко
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИИ ГОССТРОЯ СССР

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПУТЕЙ ВНУТРИЦЕХОВОГО ПОДВЕСНОГО ТРАНСПОРТА

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ Москва — 1965

Инструкция содержит материалы по проектированию путей внутрицехового подвесного транспорта, рекомендации по выбору пролета, схемы, размещению балок подвесных путей и др.

Инструкция предназначается для специалистов, связанных с проектированием, изготовлением и строительством путей подвесного транспорта и зданий, оборудованных подвесным транспортом.

tK—условная толщина полки по грани стенки (рис. 1);

k]t — коэффициенты, определяемые по графикам (см. рис. 1).

f)


Рис. 1. Определение коэффициентов k{ и



а — схема опирания колеса (ct — координата контакта колеса, равная для талей грузоподъемностью 0.5 г—12 мм. 1—2 г — 13 мм и 3,2—10 г — 16 мм)’, О — графики к, и (по данным Б. М. Розенштейна)


Примечание. При усилении нижнего пояса приваркой полосы толщина полки в формуле (6) принимается равной сумме толщин полосы и полки двутавра.

23. Прогибы балок подвесных путей не должны превышать: для подвесных кранов —— L и для однорель-

500

совых механизмов L, где L — пролет балки.

Наибольший прогиб крайнего пролета неразрезной трехпролетной балки при двух одинаковых кранах на колее можно определять с достаточной точностью по формуле

и Рн ~ 102

/= Уп? ;—.    (7)

11

J X

2•

где Р”яр — нормативное давление в кг каретки крана на путь;

]х — момент инерции сечения; упр — приведенная ордината линии влияния прогибов.

При пролете 12 м и любой ширине кранов */„р =0,452.

При пролете б м и ширине кранов В = 2 м «/„Р = 0,048, при В = 3 м //пр =0,039; для промежуточных значений В величина уп? получается путем интерполяции.

6. КОНСТРУКЦИИ ПРЯМЫХ УЧАСТКОВ ПОДВЕСНЫХ ПУТЕЙ

24.    Прямые участки подвесных путей компонуются из стандартных отправочных элементов. Основные из них принимаются длиной б и 12 м. Примерные схемы компоновки и маркировки стандартных элементов приведены на рис. 1 приложения 4, а унифицированная разбивка дыр для их крепления — на рис. 2.

25.    Монтажные стыки неразрезных подвесных балок для удобства сварки и качественного выполнения стыка ездовых полок выносятся на расстояние 0,5 м от осевой плоскости ферм (балок) покрытий и перекрытий (рис. 3 приложения 4).

Монтажные стыки принимаются сварными в стык.

При этом торцы балок рекомендуется фрезеровать.

26.    Температурные стыки конструируются по типу, указанному на рис. 4 приложения 4.

27.    Концевые упоры осуществляются прибалчивани-ем уголковых деталей к стандартным балкам (рис. 5 приложения 4).

28.    Конструктивное решение крепления подвесных балок к фермам (балкам) покрытия должно обеспечивать передачу на ферму нагрузок от подвесной балки, необходимое для устойчивости балки защемление ее от поворота вокруг продольной оси, а также возможность при монтаже вертикальной и горизонтальной рихтовки балок на ±30 мм.

29.    Достаточное защемление подвесных балок достигается при креплении балки в узле к подвесному столику болтами — за счет жесткости узлов металлических или железобетонных ферм, а при креплении подвесного пути между узлами нижнего пояса ферм — за счет жесткости на изгиб металлической подвески (рис. 6—13 при-

ложения 4); при этом гибкость подвески при железобетонных фермах в плоскости фермы должна быть не более 100.

30.    При расчете и конструировании деталей крепления подвесных балок к стропильным конструкциям следует принимать, что расчетная опорная реакция балок передается равномерно через все болты крепления.

31.    Возможность вертикальной рихтовки балок при монтаже рекомендуется обеспечивать назначением номинального зазора 30 мм между подвесным столиком и верхней полкой балки (см. рис. 6 приложения 4), заполняемого подвариваемыми монтажными прокладками.

При креплении путей к стальным фермам необходимо предусматривать возможность горизонтальной рихтовки лишь в поперечном направлении путем устройства овальных дыр в нижней полке подвесного столика и в поясе фермы (см. рис. 11, 12 приложения 4).

При креплении путей к железобетонным фермам следует предусматривать возможность горизонтальной рихтовки в поперечном и продольном направлениях путем устройства в подвесном столике дыр большего диаметра (см. рис. 6 приложения 4 ).

32.    Крепление подвесных столиков к железобетонным фермам рекомендуется производить при помощи специальных закладных элементов, располагаемых по нижнему и верхнему поясам ферм (см. рис. 6—8 приложения 4).

Примечание. Закладные детали предусматриваются в чертежах железобетонных конструкций.

При необходимости подвески путей к готовым фермам цеха или невозможности устройства закладных элементов подвесные столики крепятся к фермам при помощи хомутов (см. рис. 9 приложения 4).

33.    Стальные закладные элементы и другие детали крепления подвесок должны воспринимать наибольшую реакцию (или ее составляющие) от расчетного числа подвесных устройств на одном пути.

34.    Крепление балок подвесных путей к металлическим фермам производится непосредственно к нижнему поясу ферм (см. рис. 10, 11 приложения 4) или при необходимости пониженного расположения путей из-за связей и подстропильных ферм к столикам (см. рис. 12 приложения 4).

35.    В сварных балках подвесных путей в местах креп-

ления их рекомендуется установка дополнительных коротышей из уголков.

36.    В сварных балках отношение высоты стенки h к ее толщине а следует принимать не более ПО.

При—=70-:-110 стенки укрепляются, для обеспече-d

ния устойчивости, короткими поперечными ребрами высотой /г/з, располагаемыми на расстоянии не более 2 h.

Сварные швы, крепящие ребра к стенке, рекомендуется не доводить до низа ребра на 40—50 мм.

37.    Прочие конструктивные требования — в соответствии с нормами проектирования стальных конструкций СНиП П-В.3-62.

7. СВЯЗИ ПРОДОЛЬНЫХ ПОДВЕСНЫХ ПУТЕЙ

38.    Продольная неизменяемость и жесткость каждого прямолинейного участка пути под электрические тали и краны обеспечивается:

в покрытиях по железобетонным фермам — подкосами, расположенными в плоскости подвесок (рис. 13 приложения 4);

в покрытиях по металлическим фермам — подкосами или привязкой к узлу нижних горизонтальных связей покрытия.

Подкосы располагаются в крайних пролетах подвесных путей.

39.    Монтажные примыкания горизонтальных и вертикальных связей подвесных путей для удобства монтажа осуществляются с использованием монтажных болтов и последующей монтажной сварки, что позволяет без подгоночных работ компенсировать неточности изготовления связей и установки ферм и балок (см. рис. 13 приложения 4).

40.    В связи с отсутствием данных проверки в производственных условиях влияния начальных искривлений на статическую и динамическую жесткость 12-м подвесных балок рекомендуется постановка в каждом пролете не учитываемых расчетом поперечных растяжек по типу, указанному на рис. 14 приложения 4.

8. КОНСТРУКЦИИ КРИВЫХ И ПОПЕРЕЧНЫХ УЧАСТКОВ ПУТИ

41.    На криволинейных участках пути применяются прокатные двутавры тех же номеров, что и на прямоли-

нейных; при применении на прямолинейных участках сварных балок с нижним поясом из низкотаврового профиля на кривых применяются сварные двутавры с поясами одинаковой или близкой ширины, образуемые из того же тавра и двух листов или тавра и части прокатного двутавра; при применении на прямолинейных участках сварных балок с нижним поясом из половины прокатного двутавра на криволинейном участке применяется соответствующий целый прокатный двутавр.

Количество промежуточных опор при данном радиусе кривизны, обеспечивающее в балке криволинейного участка сохранение в допускаемых пределах величины суммарных напряжений от кручения, общего и местного изгиба, принимается по данным табл. 1 (см. также рис. 15 приложения 4).

42.    В месте сопряжения продольных и поперечных участков пути монтажные и заводские стыки следует располагать, как это показано на рис. 16 приложения 4, с тем чтобы использовать стандартные отправочные элементы прямолинейных путей. При этом величина радиуса кривизны кривого участка пути под ручные и электрические тали и однопутные тележки, назначаемая заказчиком проекта здания (технологической организацией), уточняется в проекте в пределах возможного изменения радиусов, указанных в таблице.

43.    Для опирания поперечных участков пути между стропильными фермами устанавливаются специальные поперечные балки; для опирания кривых участков пути, в случае необходимости, устанавливаются дополнительные балки между поперечными.

Неизменяемость и жесткость каждого поперечного участка пути обеспечивается устройством горизонтальных связей между поперечными балками и подкоса в вертикальной плоскости.

Схемы расположения поперечных и дополнительных балок, связей и подкосов приведены на рис. 17 приложения 4.

Монтажное сопряжение стандартных отправочных элементов прямых участков пути с криволинейными показано на рис. 18 приложения 4.

Детали промежуточной опоры кривого участка пути приведены на рис. 19 приложения 4.

Количество промежуточных опор на кривой при повороте пути на 90°

2 Е

5 .

о S

Номера двутавров

При радиусе закругления в м

1*5

>*о . Q.O * U X Л

1

1.5

2

2,5

3

4

Для балок из двутавров по ГОСТ 5157-53*

0.25

18М. 24М

1 0

1 0

1 0

1 0

1

1

0.5

18М

0

0

1

1

1

1

24 М

0

0

0

0

1

1

1

24 М

0

1

1

1

1

1 1

ЗОМ. 36М

0

0

1

1

1

1

24М

1

1

1

1

2

2

Z

ЗОМ, 36М

1

1

1

1

1

1

3

ЗОМ. 36М, 45М

1 1

1

1

2 1

2

5 1

ЗОМ, 36М. 45М

2

2

2 1

3

ю I

45М

1

1

1

2 1

2 1

3

Для балок из двутавров по ГОСТ 8239-56*

12

I

1

1

1

1

2

0,25

16-20

0

1

1

1

1

1

24

0

0

0

1

1

1

0,5

16.18

1

1

1

1

2

2

22,24

1

1

1

1

1

1

16

2

2

2

3

3

4

1

18

1

1

2

2

2

3

22,24

1

1

1

2

2

2

20

2

2

2

3

3

4

2

24

1

1

2

2

2

3

27,30

1

1

1

2

2

3

27

2

2

2

3

3

о

30-36

2

2

2

2

3

27

3

3

4

4

0

30—36

2

3

3

4

ю I

33-45

4

4 1

4

16

44.    Возможные решения опирания поперечных балок при железобетонных фермах приведены на рис. 20 и 21 приложения 4.

9. ТРЕБОВАНИЯ К ИЗГОТОВЛЕНИЮ И МОНТАЖУ ПОДВЕСНЫХ ПУТЕЙ

45.    Для обеспечения качественности изготовления и установки подвесных путей в чертежах КМ и монтажных рабочих чертежах необходимо давать основные монтажные стыки балок и узлы их подвески с указанием рихтовочных зазоров и допусков на изготовление и монтаж путей.

46.    Допуски на изготовление подвесных балок принимаются согласно табл. 12 приложения 2.

47.    Допуски на монтаж подвесных путей под однорельсовые механизмы (тали, кошки), двух- и многоопорные подвесные краны принимаются согласно табл. 13 приложения 2.

48.    Для предотвращения расстройства соединений подвесных балок со столиками необходимо предусматривать постановку получистых болтов, сильную затяжку их с зачеканкой резьбы или подваркой гаек.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 МЕХАНИЗМЫ ПОДВЕСНОГО ТРАНСПОРТА

В качестве механизмов внутрицехового подвесного транспорта применяются:

1)    тали электрические грузоподъемностью от 0,25 до 5 г (ГОСТ 3472—63);

2)    тележки электрические однорельсовые с крюком среднего режима работы с кабиной (ГОСТ 7486-55);

3)    тележки электрические однорельсовые с грейфером грузоподъемностью 2 и 3 т (ГОСТ 7485-55);

4)    тали червячные грузоподъемностью от 1 до 10 г (ГОСТ 1107—54);

5)    тали шестеренные грузоподъемностью от 0,25 до 10 г (ГОСТ 2799-54);

6)    кошки ручные с червячным подъемным механизмом грузоподъемностью от 1 до 10 г (ГОСТ 1106-54);

7)    кошки с ручным приводом грузоподъемностью от 0,5 до 3 г (ГОСТ 47-63);

8)    краны подвесные электрические однобалочные общего назначения грузоподъемностью от 0,25 до 5 г (ГОСТ 7890-56);

9)    кран-балки подвесные ручные общего назначения грузоподъемностью от 0,25 до 3 г (ГОСТ 7413-55);

11) краны многоопорные и специального назначения. Примечания: 1. Тали пп. 4 и 5 не имеют ходовой части и могут устанавливаться стационарно или на кошках, указанных в п. 7.


10)    подвесные краны-штабелеукладчикн грузоподъемностью 0,2; 0,5; 0,8 и 3,2 г;

3. Рабочие чертежи подвесных кранов-штабелеукладчиков грузоподъемностью 0,2; 0,5 и 0,8 т разработаны ЦК.БА УМП МосгорСНХ

2. Нормализованные конструкции ручных кошек грузоподъемностью до I т включительно разработаны ВНИИНМаш (Нормали машиностроения МН 3584—62 — МН о609—02 «Пути однорельсовые подвесные». Стандартгиз, М., 1963).

кранов разрабаты-

и грузоподъемностью 3,2 т—ВНИИПТМаш.

4. Рабочие чертежи типовых многоопорных ваются ВНИИПТМаш.

18

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ы

ХАРАКТЕРИСТИКИ БАЛОК И ЭЛЕМЕНТОВ ПУТЕЙ ПОДВЕСНОГО ТРАНСПОРТА

Таблица I

Основные размеры сечений двутавровых балок для подвесных путей

и

ц

И,

Тали

электри

ческие.

ГОСТ 3472 -63

Кошки с ручным приводом. ГОСТ 47-63

Кошки с червячным приводом.

ГОСТ 1106-54

Электриче-ские тележки

Электрические тележки

с крюком. ГОСТ 7486-55

Край-балки ручные.

ГОСТ 7413-5$

Электрические краны подвесные.

ГОСТ 7890

Подвесные

краны-штабе-

леукдадчмки

и

is:

Ширима полки Ь в мм

<

Толщина полки / i ли

74-115

64-81

80-116

80-116

110-130*

0.2S

140

7.5-14

61-115

7.3—7,8 73-90

9,1-13

80-116

9.1-13

88-126

14-15

110-130

0.6

160

7,5-14

90-130

7.5—12

81-100

88-130

116-126

9.1-13

88-136

9.9-14.4

100-136

14-15

110-130**

1

200

12—16

90-130

7.8-12

100-115

9.9-15

136-150

13-14.4

116-126

9,9-15.8 100- 135

11.4-15.8

116-142

14-16

2

220

12-16

122-150

8.4-14

110-125

110-150

15.8-18

136-150

13-14.4

136-150

11.4-15.8

116-150

13-16.5

126-166

122-150

3.2 (3)

240

15-18

122-150

8.7-14

12.3-18

126-150

15.8-18

15.8-18

136-150

13-18

14,4-21

136-166

16-18

5

240

15-18

14,4-18

142-156

15.8-18

158-166

15.8-21

10

эоо

16.5-20

20-21

Л т. 13ш.

Характеристики двутавров по ГОСТ S157—53'

У — момент инерции;

IP— момент сопротивления;

— секториальный момент инерции;

*» — секториальная площадь для крайней точки; У* — момент ниерцин при свободном кручении; а — изгибно-крутильная характеристика.

г

Размеры

•*

чипы

•*

X

f

о.

с

•4 т

и

Ось Х-Х

Ось У—У

J

J

1/т^Г

V

h

Ь

d

/

55

гх

*

г ТТГ

*

■ «

в мм

в см*

ш ся*

в ея‘

в ся*

а см*

в ся*

в см•

а см*

а см-‘

18М

25.8

180

90

7

12

32.9

1 760

195.5

132

29.3

8 180

37.2

15.14

0.0265

24 М

38.3

240

110

8.2

14

4S.7

4630

385.8

280

50.9

34 240

61.2

29.88

0.0186

зом

50.2

300

130

9

15

63.9

9 400

627

490

75.4

94 280

91.3

45.18

0.0135

36М

57.9

360

130

9.5

16

73.7

15300

850

527

81

149 100

104.4

57.07

0.012

4бМ

77.5

450

150

10.5

18

98.7

31900

1 420

908

121

405250

160

94.5

0.0094


ПРЕДИСЛОВИЕ

Инструкция разработана ЦНИИПромзданий на ос-рве обобщения отечественного и зарубежного опыта юектирования путей подвесного транспорта, экспери-гнтальных исследований работы путей, а также обсле-твания их состояния на заводах.

Инструкция является первым систематическим изло-ением материала по проектированию путей внутрице-1вого подвесного транспорта и содержит рекомендации ) выбору пролета, схемы и размещению балок подвесах путей, указания по назначению сечений балок, ма-£>к стали, решения конструкций прямых и кривых участ-рв, а также требования к изготовлению и монтажу полисных путей.

Впервые приводятся указания по конструированию и

! счету балок для путей подвесного транспорта проле-м 12 м.

В инструкции приведены сортаменты профилей, при-еняемых для путей, таблицы и формулы для определена коэффициента <рв при проверке общей устойчивости 1лок, рекомендуемые решения конструкций и деталей 1епления прямых и кривых участков путей к железобе-4шым и стальным фермам, а также примеры расчета 1лок.

При составлении инструкции учтены замечания и до-шнения, сделанные ведущими проектными институ-1ми.

Характеристика двутавров по ГОСТ 8239-56*, применяемых для путей подвесного транспорта J — момент инерции при изгибе;

W — момент сопротивления;

Ук—момент инерции при свободном кручении;

Jv — секториальный момент инерции;

*• —секториальная площадь для крайней точки;

« — изгибио-крутильная характеристика.

Вес 1 not.

Рвэыеры

Пло-

Справочные величины

>* про-фиЛВ

lUUb

сече-

Ось Х-Х

Ось

t-y

я

я

— V EJ.

м

к

ь

d

/

NNI

NT

У

ш

в к*

в мм

в см'

В СМ'

в см'

в см'

в се*

в см'

В сл«*

в см'

в см~Х

14

13.7

140

73

4.9

7.5

17.4

572

81.7

41.9

11.5

3,48

1731

23.75

0,02775

16

15.9

160

81

5

7.8

20.2

873

109

58.6

14.5

4.36

3 201

30.3

0,0228

18

18.4

180

90

5.1

8.1

23.4

1 290

143

82.6

18.4

5.43

5 759

38.04

0.01697

20

21

200

100

5.2

8.4

26.8

1 840

184

115

23.1

6.73

10 006

47.11

0.01612

22

24

220

110

5.4

8.7

30.6

2 550

232

157

28.6

8.33

16588

57,16

0.01378

22 а

25.8

220

120

5.4

8.9

32.8

2 790

25»

206

34.3

9.52

21 616

62.2

0.01304

24

27.3

240

115

5.6

9.5

31.8

3 460

289

198

34,5

10.93

24 S69

65.23

0.01304

24 а

29.4

240

125

5.6

9.8

37.5

3 800

317

2G0

41.6

12.71

32 557

70.71

0.01225

27

31.5

270

125

6

9.8

40.2

5010

371

260

41.5

13.5

41606

80.08

0.01095

27а

33.9

270

135

6

10.2

43.2

5 500

407

337

50.0

15.86

53 662

86.15

0.01049

30

36.5

300

135

6.5

10,2

46.5

7 080

472

337

49.9

17.18

66 998

96.37

0.01

30а

39.2

300

145

6.5

10.7

49.9

7 780

518

436

60.1

20.33

86 259

103.22

0.00949

33

42.2

330

140

7

11.2

53.8

9 840

597

419

59.9

23.30

1010%

110.04

0.00949

36

48.6

360

145

7.5

12,3

61.9

13 380

743

516

71.1

31.42

148 245

124.38

0.00894

45

65,2

450

160

8.6

14.2

83

[27 450

1220

807

101

53.93

365 397

172.3

0.00775

Инструкция составлена канд. техн. наук Б. Г. Ложкиным и инж. Г. М. Смилянским. В работе принимали участие инженеры С. Р. Шейифайн, Н. М. Бердичевский, Ю. А. Раковщик, И, 3. Кадомцева, А. 3. Гуревич, В. К. Зморович, Г. И. Палеес, Ю. М. Столяр и техник В. С. Колесникова.

Таблицы и формулы для определения коэффициента <рв для разрезных и неразрезных балок асимметричного сечения приняты на основе работ канд. техн. наук Г. М. Чувикина (ЦНИИСК имени Кучеренко Госстроя СССР).

Директор института К. Н. Карташов

1. Настоящая инструкция распространяется на проектирование строительных стальных конструкций путей внутрицехового подвесного транспорта для однорельсовых (ручные и электрические тали, тележки и кошки) и многорельсовых (ручные и электрические кран-балки, двух-и многоопорные подвесные краны) механизмов. Перечень механизмов подвесного транспорта приведен в приложении 1 настоящей инструкции.

Инструкция не распространяется на пути межцехового транспорта под указанные выше механизмы и на внутрицеховые Пути для подвесного конвейерного транспорта.

При проектировании путей для строительства в сейсмических районах и на просадочных грунтах должны Соблюдаться требования главы СНиП П-А. 12-62 «Строительство в сейсмических районах. Нормы проектирования» и главы СНиП П-Б. 2-62 «Основания и фундаменты зданий и сооружений на просадочных грунтах. Нормы проектирования».

2.    Проектирование путей подвесного транспорта следует производить с учетом требований экономии металла.

3.    При проектировании должны предусматриваться мероприятия по защите от коррозии конструкций путей и деталей крепления их к строительным конструкциям. В случае эксплуатации подвесных путей в помещениях с агрессивными средами антикоррозийная защита должна осуществляться в соответствии с «Указаниями по проектированию антикоррозийной защиты строительных конструкций промышленных зданий в производствах с агрессивными средами» СН 262-63.

На ездовые поверхности балок защитный слой не наносится.

2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ПРОЛЕТА, СХЕМЫ И РАЗМЕЩЕНИЮ БАЛОК ПОДВЕСНЫХ ПУТЕЙ

4.    Пролет балок подвесных путей назначается, как правило, равным 6 или 12 ж, исходя из экономически целесообразного расстояния между ригелями покрытия с учетом расхода материалов и их стоимости.

В покрытиях по железобетонным фермам и балкам при шаге колонн 12 м и наличии одних прямолинейных путей, идущих вдоль пролетов здания, экономичный шаг ферм равен 12 ж.

В покрытиях по металлическим фермам при шаге колонн 12 ж экономичный шаг ферм равен 6 ж.

5.    При компоновке подвесных путей и выборе пролетов подвесных кранов следует стремиться к тому, чтобы подвесные балки крепились в узлах стропильных ферм.

6.    Для подвесных путей рекомендуется применять, с целью повышения качества путей и экономии стали, балки неразрезной системы.

При креплении балок путей под узлами стропильных ферм возможно в ряде случаев применение наклонных подвесок, закрепляемых в узлах верхнего пояса ферм и уменьшающих пролет балок путей.

3. СЕЧЕНИЯ БАЛОК ДЛЯ ПУТЕЙ ПОДВЕСНОГО ТРАНСПОРТА

7.    Размеры нижней ездовой полки и высота сечения двутавровых балок должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов и нормалей на подъемно-транспортные механизмы:

а)    по ширине b нижней полки двутавра;

б)    по толщине t нижней полки;

в)    по высоте сечения h двутавра, обеспечивающей размещение катков.

В табл. 1 приложения 2 настоящей инструкции приведены требуемые по различным стандартам и нормалям: допускаемые пределы изменения величины b, соответствующие им значения t и минимальные значения h.

8.    В качестве путей подвесного транспорта могут применяться:

а) пять номеров двутавровых балок: 18 М, 24 М, 30 М, 36 М, 45 М по ГОСТ 5157-53*;

б

б)    двутавровые балки по ГОСТ 8239-56 *, нижний пояс которых в ряде случаев усиливается приваркой полосы;

в)    сварные балки двутаврового сечения с развитым верхним поясом и нижним поясом из низкотаврового профиля по ВТУ Константиновского металлургического завода имени Фрунзе или из половины двутавра (п. 8 «а», «б»);

г)    тавровый рельс по ГОСТ 5157-53* на подвесках или в составе сварной балки — при грузоподъемности механизмов до 1 г включительно.

Характеристики сечений прокатных балок (п. 8 «а», «б» и «г») приведены в табл. 2—5 и низкотавровых профилей—в табл. 6 приложения 2.

Номера двутавровых балок по ГОСТ 5157-53* и ГОСТ 8239-56 *, удовлетворяющих требованиям размещения ходовой части механизмов подвесного транспорта различной грузоподъемности (согласно п. 7 и табл. 1 приложения 2), приведены соответственно в табл. 7 и 8 приложения 2.

Сечения сварных балок подбирают под конкретные нагрузки. В табл. 9 приложения 2 в качестве примера приведены характеристики сечений сварных неразрезных балок пролетом 12 м под одну электроталь по ГОСТ 3472-63.

9.    Для подвесных балок пролетом до 6 ж включительно под механизмы грузоподъемностью до 1 т включительно применяют двутавровые балки № 12—30 по ГОСТ 8239-56 *, как правило, без усиления нижнего пояса.

10.    Для подвесных балок пролетом до 6 м включительно под механизмы грузоподъемностью от 2 до 5 г включительно рекомендуется применять двутавровые балки № 24М — 45М по ГОСТ 5157-53*.

В случае затруднений в их получении возможно применение балок № 22—45 по ГОСТ 8239-56* с усилением нижней полки приваркой полосы.

11.    Для прямолинейных подвесных балок пролетом более 6 м, а также балок пролетом 6 м под механизмы грузоподъемностью 5 г и выше рекомендуется, в целях экономии стали, применять сварные балки с нижним поясом из низкотаврового профиля или половины одного из прокатных двутавров, указанных в п. 8, и стенкой и верхним поясом из полосовой или широкополосной универсальной стали.

При электрических кранах грузоподъемностью 2— 5 т, создающих значительные горизонтальные усилия, в качестве верхнего пояса рационально применять швеллеры по ГОСТ 8240-56 *.

4. МАТЕРИАЛЫ

12.    Для подвесных балок под грузоподъемные механизмы, эксплуатируемых при температуре —30° С и выше, рекомендуется применять, как правило, сталь марки В Ст. Зпс по ГОСТ 380-60.

Для подвесных балок, эксплуатируемых при температуре ниже —30° С, применяется сталь марки В Ст. 3 по ГОСТ 380-60.

13.    При интенсивной эксплуатации путей рекомендуется для подвесных балок применять более износоустойчивую и высокопрочную сталь с расчетным сопротивлением Я = 2900 кг/см2, например, марки 14Г2 по ГОСТ 5058-57 *.

В сварных балках составного сечения сталь повышенной прочности применяется только для нижних, ездовых поясов из низкотавровых профилей или половин прокатных двутавров, а стейка и верхний пояс балки принимаются из обычной стали, согласно п. 12.

Для конструкции, эксплуатируемых при отрицательной температуре, низколегированная сталь должна удовлетворять требованиям по ударной вязкости при температуре —40° С в соответствии с ГОСТ 5058-57 * и ГОСТ 9455-60.

14.    Материалы, применяемые для автоматической и ручной сварки элементов путей из стали марок 14Г2 и Ст. 3, приведены в табл. 11 приложения 2.

5. РАСЧЕТ ПРЯМЫХ БАЛОК ПОДВЕСНЫХ ПУТЕЙ

15.    Нормативные вертикальные нагрузки от механизмов подвесного транспорта (полезная нагрузка-^собственный вес механизма) принимаются по данным соответствующих стандартов.

16.    Нормативная горизонтальная продольная нагрузка, вызываемая торможением моста крана, принимается равной 0,2 от номинального вертикального давления тормозных пар ходовых колес.

Нормативная горизонтальная поперечная нагрузка, вызываемая торможением крановой тележки (тали), при-

нимается равной 0,05 от суммы веса крановой тележки (тали) и номинальной грузоподъемности крана — при гибком подвесе груза и 0,1 от той же суммы — при жестком подвесе. Эта нагрузка передается на одну балку кранового пути, равномерно распределяясь между всеми парами опирающихся на нее колес. Горизонтальные продольные и поперечные нагрузки считаются приложенными на уровне нижнего пояса балки кранового пути.

17.    Коэффициенты перегрузки для однорельсовых механизмов принимаются равными:

для собственного веса— 1,1, для полезной нагрузки— 1,2.

Коэффициенты перегрузки для кранов вводятся для вертикальных (давление колеса на путь) и горизонтальных нагрузок и принимаются равными 1,2.

18.    Коэффициент динамичности к вертикальным нагрузкам принимается равным 1,1—только при расчете креплений балок путей к несущим конструкциям.

19.    Коэффициент условий работы для конструкций подвесных путей принимается равным 1.

20.    При расчете путей учитываются:

двух;


вертикальные нагрузки от фактического числа механизмов, но, как правило, не более чем от

горизонтальные нагрузки, вызываемые торможением электрического крана или тележек (талей) крана, от фактического числа кранов, но не более двух.

21. Расчет конструкций подвесных путей по первому предельному состоянию (на прочность и устойчивость) производится на воздействие расчетных нагрузок (по упругой стадии работы материалов) и по второму предельному состоянию (на деформативность) —на воздействие нормативых нагрузок: при этом номера прокатных балок принимаются из числа указанных для механизмов соответствующей грузоподъемности в табл. 7 и 8 приложения 2 настоящей инструкции, с проверкой напряжений по нижеуказанной методике.

Сечение сжатого пояса балки проверяется в общем случае по формулам: на прочность

Мх


< R;


(1)

2—1891


9


на устойчивость

мх


м„


Дм»кс ш


и/, ~ К


<R.


(2)

<Рб V/X

Сечение растянутого ездового пояса балки проверяет ся в общем случае по формулам:


Мх

Wx


+ +


и/,


+ а?<Л;


О)

(4)

В формулах (1) — (4):

Мх, Му — расчетные изгибающие моменты в вертикаль ной и горизонтальной плоскостях;

Вмакс— изгибно-крутящий бимомент;

W„ и/, — моменты сопротивления;

— секториальный момент инерции; со— секториальная площадь; а”, а” — местные напряжения, определяемые согласно п. 22 настоящей инструкции;

в — коэффициент понижения несущей способности балок при проверке общей устойчивости, определяемый согласно приложению 1 главы СНиП II-B.3-62 «Стальные конструкции. Нормы проектирования» и приложению 3 настоящей инструкции; о. —- предел текучести.

Примеры расчета подвесных балок приведены в приложении 5 настоящей инструкции.

22. Местные напряжения от давления колес в полке ездового пояса балки определяются по формулам: поперечное напряжение от местного изгиба полки

;    (5)


продольное напряжение от местного изгиба полки

*•, Р“

(6)

где Рк, Р" —соответственно расчетное и нормативное давление на колесо: t — толщина полки на расстоянии 0,25 (Ь—d) от кромки;


Ю