Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

52 страницы

Купить НД 2-020101-104 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Часть Правил содержит технические требования к оборудованию автоматизации и судам, на которые оно устанавливается, а также определяет объем дистанционного, автоматизированного и автоматического управления, защиты, аварийно-предупредительной сигнализации и индикации

 Скачать PDF

Дополнения:

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Объем освидетельствований

     1.4 Техническая документация

2 Конструкция систем автоматизации, их элементов и устройств

     2.1 Общие положения

     2.2 Требования к элементам и устройствам

     2.3 Системы автоматизированного управления

     2.4 Системы аварийно-предупредительной сигнализации, защиты, индикации и регистрации

3 Питание систем автоматизации

     3.1 Общие положения

4 Суда со знаком автоматизации AUT1 в символе класса

     4.1 Общие положения

     4.2 Автоматизированные главные механизмы и движители

     4.3 Автоматизированные котельные установки

     4.4 Автоматизированные судовые электростанции

     4.5 Автоматизированные компрессорные установки

     4.6 Автоматизированные насосные установки

     4.7 Автоматизированные осушительные установки машинных помещений

     4.8 Автоматизированные холодильные установки

     4.9 Устройства на ходовом мостике

     4.10 Устройства в машинных помещениях

     4.11 Устройства в жилых помещениях механиков

5 Суда со знаком автоматизации AUT2 в символе класса

     5.1 Общие положения

     5.2 Устройства на ходовом мостике

     5.3 Устройства в машинных помещениях

     5.4 Судовые электростанции

     5.5 Осушительные установки машинных помещений

6 Суда со знаком автоматизации AUTЗ в символе класса

     6.1 Общие положения

     6.2 Устройства на ходовом мостике

     6.3 Устройства в машинных помещениях

     6.4 Устройства в жилых помещениях механиков

7 Компьютеры и компьютерные системы

     7.1 Область распространения

     7.2 Определения и пояснения

     7.3 Общие требования к конструкции компьютерных систем контроля и управления

     7.4 Требования к аппаратному обеспечению

     7.5 Требования к программному обеспечению

     7.6 Требования к конфигурации систем

     7.7 Интерфейс пользователя

     7.8 Обучение

     7.9 Испытания и проверки

     7.10 Программируемые электронные системы

8 Системы динамического позиционирования

     8.1 Область распространения и знаки в символе класса

     8.2 Определения и пояснения

     8.3 Объем освидетельствований

     8.4 Техническая документация

     8.5 Конструкция систем динамического позиционирования, классы

     8.6 Электроэнергетическая система

     8.7 Система пропульсивных (подруливающих) механизмов

     8.8 Посты управления

     8.9 Компьютерные системы управления СДП

     8.10 Системы определения местоположения (точки) позиционирования

     8.11 Датчики параметров воздействия на судно внешних сил

     8.12 Система аварийно-предупредительной сигнализации (АПС)

     8.13 Кабельные трассы и трубопроводы механизмов и устройств СДП

9 Системы якорного позиционирования

     9.1 Область распространения

     9.2 Определения и пояснения

     9.3 Системы управления

     9.4 Вспомогательные подруливающие устройства для якорных систем

 
Дата введения01.01.2018
Добавлен в базу01.01.2018
Завершение срока действия01.01.2019
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-104

Этот документ находится в:

Организации:

03.10.2017УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2018 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 03.10.17

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Часть XV

НД № 2-020101-104



АВТОМАТИЗАЦИЯ

Санкт-Петербург

2018

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу 1 января 2018 года.

Настоящее издание Правил составлено на основе издания 2017 года с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть П «Корпус»;

часть Ш «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VH «Механические установки»;

часть VTII «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, тегшообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть ХП «Холодильные установки»;

часть ХШ «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок из стеклопластика»; часть XVH «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Общие правила по шнструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов» (Part XVTTI "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVIII соответствует одноименным Общим правилам МАКО;

часть XIX «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим грузы преимущественно в контейнерах» (Part XIX "Additional Requirements for Structures ofi Container Ships and Ships, Dedicated Primarily to Carry their Load in Containers"). Текст часта XIX соответствует W МАКО Sll A «Требования к продольной прочности контейнеровозов» (июнь 2015) и S34 «Функциональные требования к вариантам нагрузки при проверке прочности контейнеровозов методом конечных элементов» (май 2015).

Часта I — XVU издаются в электронном виде и твердой копии на русском и английском языках. В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

Часта ХУШ — XIX издаются только на английском языке в электронном виде.

ISBN 978-5-89331-345-1

© Российский морской регистр судоходства, 2018


11


должна тфиводиться в действие автоматически при срабатывании АПС механической установки, когда дежурный механик должен явиться в машинное помещение для принятия мер по сигналу АПС, Ее отключение в этом случае должно быть возможно только после квитирования сигнала АПС.

2.4.1.15 Сигналы, заблокированные вручную, должны быть четко идентифицированы на пульте АПС.

2.4Л. 16 Блокировка сигнализации и защитных функций в определенных режимах работы механизмов (например, период пуска) должна автоматически сниматься в других режимах.

2.4.1.17 Звуковые сигналы системы АПС должны быть отличны от звуковых сигналов других систем. Звуковые сигналы должны иметь частоту от 200 до 2500 Гц. Могут быть предусмотрены средства регулировки частоты звуковых сигналов в указанных выше пределах. Форма звукового сигнала системы АПС должна соответствовать одной из указанных в табл, 2.4.1.17. Уровень звукового давления в одном метре от источника звука должен быть не ниже 75 дБ и более чем на 10 дБ выше уровня окружающего шума, существующего при нормальной работе оборудования на ходу судна в умеренных погодных условиях. Уровень звукового давления сигнала в помещении не должен превышать 120 дБ. Уровень звукового давления должен измеряться в полосе

частот 1/3 октавы относительно частоты основной гармоники сигнала. Для обеспечения требуемого уровня звучания сигналов АПС в больших помещениях и помещениях с повышенным уровнем шума должны устанавливаться несколько звуковых сигнальных устройств. Звуковой сигнал АПС должен быть четко слышен, несмотря на выход из строя одного из подающих сигнал устройств.

2.4.2 Системы защиты.

2.4.2.1 Система защиты должна срабатывать автоматически при появлении неисправностей, которые могут вызвать аварийное состояние механизмов или устройств, таким образом, чтобы:

. 1 восстановить нормальные условия эксплуатации (посредством пуска резервных агрегатов);

.2 временно приспособить работу оборудования к возникшим условиям (например, посредством снижения нагрузки);

.3 защитить оборудование от аварийного состояния посредством его остановки.

Автоматическая остановка главных механизмов должна производиться только в случаях отклонения параметров, которые могут привести к серьезному повреждению, полному выходу из строя или взрыву.

В системе защиты должна быть предусмотрена индикация, указывающая параметр, по которому сработала защита.

Таблица 2.4.1.17

Формы звуковых сигналов системы АПС



Правила классификации и постройки морских судов

2.4.2.2    Системы защиты, работающие на остановку оборудования, должны быть независимыми от систем управления и систем АПС, включая датчики, таким образом, чтобы неисправности и повреждения этих систем, включая системы их питания, не оказывали влияния на работу систем защиты.

Предусматриваемые устройства отклкнения защиты должны исключат, их непреднамеренное приведение в дсйсшие. На пультах управления кеханиаиами должен быть предусмотрен световой сигнал о том, что устройство о попечения защиты приведено в действие.

2.4.2.3    Должны быть приняты меры для самоконтроля систем защиты: по крайней мере, при таких повреждшиях, как короткое замыкание, обрыв цепи и замыкание на корпус, должен подаваться сигнал АПС.

2Л2.4 Системы защиты отдельных механизмов и установок должны быть независимыми друг от друга, чтобы неисправности в системе зашиты одного механизма или одной установки не оказывали влияния на работоспособность систем защиты других механизмов или установок.

2.4.2.5    После остановки оборудования системой защиты, оно не должно запускаться автоматически при устранении аварийного состояния.

2.4.2.6    В системе автоматической зашиты главных механизмов (пропульсивной установки) должна быть предусмотрена предупреждающая сигнализация о предстоящем неизбежном сраба

тывании защиты на снижение нагрузки или остановку для того, чтобы предоставить возможность и время вахтенному помощнику капитана оценить навигационную обстановку и в аварийной ситуации, при необходимости, запретить срабатывание защиты, исключая такие случаи, когда ручное вмешательство приведет к полному выходу из строя главных механизмов в течение короткого времени, как, например, при разносе.

2.4,3 Системы индикации и регистрации.

2.4.3.1    Индикация параметров, достаточная для обеспечения безопасной эксплуатации ответственного оборудования, должна быть предусмотрена на всех постах, откуда осуществляется управление указанным оборудованием. При этом АПС не может быть заменой системы индикации.

2.4.3.2    Системы индикации и регистрации должны быть независимыми от всех других систем, чтобы их выход из строя не оказывал влияния на другие системы.

2.4.3.3    Выход из строя систем регистрации должен быть извещен сигналом системы АПС.

2.4.3.4    Должна быть обеспечена возможность четкого отсчета показаний индикаторов с учетом условий освещенности на месте их установки.

2.4.3.5    Системы индикации должны быть выполнены таким образом, чтобы информация представлялась в единицах, обыкновенно применяемых для измеряемых величин, без пересчета.


3 ПИТАНИЕ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ

3.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1.1    Системы автоматизации должны получать питание как от основного, так и от аварийного источников энергии, если сами автоматизированные установки получают питание от указанных источников энергии,

3.1.2    Питание систем управления главными механизмами должно осуществляться по двум независимым фидерам. Один из этих фидеров должен быть подключен к главному рашределителъному шпхут а другой может быть подключен к щиту для ответственных потребителей или, как исключение, к ближайшему распределительному щиту Переключение с одного фидера на другой должно о сугцествлялпь ся аншмшжчески с подачей сигнала на посту управления,

3.1.3    В цепях питания должны быть предусмотрены защитные устройства, обеспечивающие селективное отключение поврежденных шмпоненшв,

3.1.4    При питании систем автоматизации отдельных вспомогательных механизмов от фидеров питания их приводов должна быть обеспечена возможность включения резервного вспомога

тельного механизма и подключения питания системы автоматизации к его фидеру питания в случае потери питания в цепи привода работающего вспомогательного механизма.

3.1.5    Питание гидравлических и пневматических систем автоматизации должно производиться от двух источников. Второй источник должен автоматически включаться при падении давления с подачей сигнала АПС.

Снабжение систем автоматизации воздухом от системы пускового воздуха допускается, если обеспечивается авшматическюе заполнение воздухо-храннтелеи и вьгполнятотся требования 2.2.11.3,2.2.11.6.

3.1.6    Системы АПС и защиты должны питаться от источника бесперебойного питания, при исчезновении напряжения питания на входе которого должен подаваться сигнал АПС.

Аккумуляторная батарея указанного источника должна быть рассчитана на питание систем АПС и зашиты в течение не менее 30 мин.

3.1.7    Питание системы управления приводных механизмов генераторов должно быть независимым от наличия напряжения на шинах ГРЩ.


Правила классификации и постройки морских судов

4 СУДА СО ЗНАКОМ АВТОМАТИЗАЦИИ AUT1 В СИМВОЛЕ КЛАССА

4.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1.1    Самоходные суда и плавучие сооружения со знаком автоматизации AUT1 в символе класса должны быть оборудованы системами автоматизации механической установки в соответствии с требованиями настоящего раздела и в объеме, обеспечивающем их маневренность и безопасность при всех условиях эксплуатации без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинных помещениях и центральном посту управления.

4.1.2    Должна быть предусмотрена система АПС, в шторой объединены все контролируемые параметры и рабочие состояния, указанные в настоящем разделе.

41.3 В отношшии обеспечения противопожарной безопасности должны быть выполнены требования

4.2.3 части VI «Противопожарная защита».

4.1.4 Все оборудование, установленное в машинных помещениях, должно быть способно работать при атсутетши постоянной вахты в машинных помещениях и ЦПУ Допускается выполнение отдельных операций (пополнение цистерн, очистка фильтров и т.п.) вручную, если они выполняются с периодичностью не чаще одного раза в 24 ч.

42 АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ГЛАВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ДВИЖИТЕЛИ

4.2.1 Должна быть предусмотрена система дистанционного автоматизированного управления (ДАУ), с помощью которой можно производить пуск, остановку, в тАюкв упрэвлбниб частотой врйщения ГНЕВНЫХ механизмов, величиной и направлением упора движителей во всех допустимых режимах работы с ходового мостика.

42.2 Система дистанционного автоматизированного управления должна обеспечивать следующее!

.1 ограничение числа неудачных автоматических попыток пуска, чтобы после последней неудачной попытки запаса пускового воздуха или емкости пусковых аккумуляторных батарей было достаточно для выполнения вручную половины числа пусков, трен бушых 16.1 части УШ «Системы и трубопроводы» или 13.7.2 части XI «Электрическое оборудование»;

.2 выполнение последней заданной команды независимо от порядка и скорости задания;

.3 возможность установки величины и направления упора одним органом управления;

.4 автоматическое прохождение зон критической частоты вращения независимо от заданного режима работы;

.5 предотвращение перегрузки главных механизмов в нормальных эксплуатационных режимах;

.6 независимость системы дистанционного автоматизированного управления и машинного телеграфа друг от друга (допускается использовать один и тот же орган управления);

.7 сигнализацию о потере питания и неисправ-

НОСТЯХ В CHCTCMCj

.8 исключение недопустимых режимов работы главных механизмов и движителей (самопроизвольное повышение частоты вращения, пуск и реверс) при выходе из строя ДАУ;

.9 выполнение аварийных маневров за возможно короткое время, при этом могут быть сняты соответствующие ограничения и зашиты.

4.2.3    При наличии нескольких постов управления ЦДУ должен быть доминирующим по отношению к посту управления на ходовом мостике. Таким же должен быть местный пост управления главных механизмов по отношению к ЦПУ

4.2.4    Перевод управления с одного поста на другой должен быть возможен только с доминирующего поста, независимо от того, в согласованном или рассогласованном положении находятся органы управления на псрсюгючасмьтх постзх.

Перевод управления должен сопровождаться подачей звукового и светового сигнала на всех постах управления. На постах должна быть предусмотрена световая индикация, указывающая, с какого поста осуществляется управление.

4.2.5    Возможность одновременного управления с разных постов должна быть исключена. Допускается применение взаимосвязанных органов управления на одном посту (например, на крыльях и в помещении ходового мостика).

4.2.6    На всех постах управления, включая отключенные, должна быть предусмотрена неот-юпочаемая индикация заданных машинным телеграфом команд.

4.2.7    Устройство доя экстренной остановки главных механизмов, требуемое 3.2.1.6 части VII «Механические установки», должно быть независимым от системы дистанционного автоматизированного управления, систем аваршшо-предупредительной сигнализации, а также от судовой сети, если для работы этого устройства требуется электрическая энергия.

4.2.8    У главных механизмов — двигателей внутреннего сгорания должна поддерживаться автоматически в допустимых пределах температура рабочих сред:

охлаждающей среды цилиндров;

охлаждающей среды поршней;

охлаждающей среды форсунок;


15


смазочного масла;

топлива (при работе на тяжелом топливе, если отсутствует регулирование вязкости).

У. главных механизмов других типов должно быть предусмотрено автоматическое регулирование температуры рабочих сред в объеме, обеспечивающем безопасную зисплуагацию без постоянною присутствия обслуживакядего персонала в машинных помещениях и ЦПУ

4.2.9    Установки с дизель-редукторньтми агрегатами (с двумя двигателями и более) должны быть выполнены таким образом, чтобы при срабаггътвании защиты одного двителя другие оставались в работе на режимах, исключающих их перегрузку.

4.2.10    Контролируемые параметры автоматизированных главных механизмов и движителей, места замера, предельные значения параметров и виды автоматической защиты и индикации параметров приведены в табл. 4.2.10-1 — 4.2.10-5.

Главные двигатели внутреннего сгорания крейцкопфные

Таблица 42.10-1

п/п

Контролируемый параметр

Группа 1: дистанционная индикация, АПС, автоматич есюое снижение нагрузки с подачей сигнала АПС

Груша 2: автоматический пуск резервных насосов с подачей сигнала АПС

Группа 3: автоматическая остановка двигателя с подачей сигнала АПС

1

1.1

Топливная система

Давление топлива после филыра (на входа в двигатель)

■1

12

Вязкость (температура) топлива перед топливными насосами

Ш)

12

высокого давления

Утечка топлива из трубопроводов высокого давления

О

_

_

14

Уровень топлива в расходной цистерне1

\

1.5

2

2.1

Давление в общем коллекторе топлива высокого давления Система смазочного масла

Давление смазочного масла на рамовмй и упорный подшипники

Мин.

».▼

X

22

Давление смазочного масла на крейцкодфный подшипник7

X

22

Давление смазочного масла на распределительный вал2

1

X

24

Температура смазочного масла на распределительный вал2

t

2.5

Температура смазочного масла на входе в двигатель

Т

2.6

Температура вкладышей упорного подшипника или температура

TV

X

2.7

смазочного масла на выходе из подшипника

Температура смазочного масла на иояояр щ рамшощ шатунною, кфейц-

_

_

2.8

штофного подшипников шш мжцешрацЕШ масляного тумана в картере* Поток смазочного масла цилиндров на выходе из каждого лубрикатора

IV

...........

_

2J)

Уровень масла в сточно-циркуляционной цистерне4

1

2.10

3

3.1

Давление в общем коллекторе серво (управляющего) масла Турбонагнетатель

Давление смазочного масла на входе в турбонагнетатель5

Мин.

i

32

Температура смазочного масла на выходе из каждого подшипника

т

32

турбонагнетателя6

Частота вращения турбонагнетателя12

■т

4

Система охлаждения поршней

Давление жидкости, охлаждающей поршни, на входе в двигатель7

IT

42

Температура жидкости, охлаждающей поршни, на выходе из каждого

tv

42

поршня

Поток жидкости, охлаждающей поршни, на выходе иэ каждого

IV

4 А

поршня8

Уровень жидкости, охлаждающей поршни, в расширительной

i

_

5

5.1

цистерне

Система охлаждения забортной водой Давление забортной воды

i

_

б

6.1

Система охлаждения цилиндров пресной водой

Давление охлаждающей воды на входе в магистральный трубопровод

IT

62

Температура охлаждающей воды на выходе из каждого цилиндра или

ГТ

62

температура охлаждающей воды цилиндров на выходе из двигателя9 Наличие масла в пресной охлаждающей воде10

О

_

64

Уровень охлаждающей воды цилиндров в расширительной цистерне

1



Правила классификации и постройки морских судов


Продолжение, табл. 4.2,10-1

п/п

Контролируемый параметр

Группа 1: дистанционная

автоматическое снижение нагрузки с подачей сигнала АПС

Группа 2: автоматический пуск резервных насосов с подачей сигнала АПС

Группа 3: автоматическая остановка двигателя с подачей сигнала АПС

7

7,1

Система пускового воздуха н воздуха управления Давление пускового воздуха перед главным пусковым клапаном

•1

7 Л

Давление воздуха управления в системе управления двигателем

1

73

Давление воздуха управления в системе экстренной остановки

i

8

двигателя

Система продувочного воздуха Давление продувочного воздуха в ресивере

Ф

8.2

Температура в подпоршневых и продувочных пространствах

тт

$3

(возгорание)

Уровень воды в ресивере продувочного воздуха

t

_

_

9

9.1

Газовыпускям система

Температура выпускных газов на выходе из каждого цилиндра

• IT

_

Температура выпускных газов на выходе из каждого цилиндра.

t

93

отклонение от среднего значения

Температура выпускных газов на входе каждого турбонагнетателя

•t

_

_

Температура выпускных газов на выходе каждого турбонагнетателя

•г

10

ЮЛ

Система охлаждение форсунок

Давление жидкости в системе охлаждения форсунок

I

Ф

~

10.2

Температура жидкости в системе охлаждения форсунок

t

103

Уровень охлаждающей жидкости форсунок в расширительной

I

11

цистерне

Ч астота/иаправлеиие вращения двигателя

Ф

_

_

12

Противоположное заданному направление вращения двигателя

о

13

Превышение допустимой частоты вращения двигателя

X

14

Неисправность питания систем управления, защиты и АПС

о

15

Концентрата газа в машинных помещениях11

т


Условные обозначения: ф — дистанционная индикация;

| — сигнал АОС при достижении параметром верхнего предельного значения; I — сигнал АПС при достижении параметром нижнего предельного значения; О — сигнал АПС;

Ф — автоматический пуск резервных насосов;

▼ — снижение нагрузки;

X — остановка двигателя.


1При возможности переполнения также должна быть предусмотрена сигнализация по верхнему уровню.

2При наличии раздельных систем смазочного масла.

3Для двигателей мощностью более 2250 кВт или с диаметром цилиндра более 300 мм.

4При наличии нескольких систем смазочного масла (для распределительного вала, клапанных коромысел и т.п.) индивидуальный сигнал АПС должен быть предусмотрен для каждой системы,

3Сигнал АПС не требуется при наличии автономной системы смазки, встроенной в турбонагнетатель.

&При отсутствии конструктивной возможности контроля температуры смазочного масла на выходе нз каждого подшипника допускается принятие альтернативных мер, например, непрерывный контроль давления и температуры масла на входе в турбонагнетатель в сочетании с периодическим осмотром подшипников, предусмотренным инструкцией по эксплуатации, разработанной изготовителем турбонагнетателя.

7Снижение нагрузки не требуется, если охлаждающей жидкостью является циркуляционное масло.

8При невозможности, из-за конструкции двигателя, осуществления контроля потока жидкости, охлаждающей поршни, допускается принятие альтернативных мер контроля теплового состояния поршней.

*При наличии общего для всех цилиндровых етулок охладителя без индивидуальных запорных клапанов.

10При использовании охлаждающей воды в теплообменник аппаратах топлива и смазочного масла.

“Требуется при использовании установок с двухтопливными (газ — жидкое топливо) двигателями.

12Толысо для турбонагнетателей категорий В и С (си. 2.5.7.S части IX «Механизмы»).

Примечание. Для группы параметров 1 предусматривается общий датчик для систем индикации, АПС и защиты (на снижение нагрузки);

для труппы параметров 2 — датчик системы автоматического пуска резервных насосов;

для группы параметров 3 — датчик системы защиты (остановка двигателя).


Настоящее издание Правил, по сравнению с изданием 2017 года, содержит следующие изменения и дополнения.

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ XV, АВТОМАТИЗАЦИЯ

1.    Пункты 1.1.3, 2.2.11.3, 2.4.1.1, 4.1.4, 4.2.8, 4.5.2, 5.1.5, таблица 6.1.3 (сноска 2), пункты 7.10.2.3, 9.4.1: уточнены требования с целью исключения нечетких формулировок «предмет специального рассмотрения Регистром» и «по согласованию с Регистром».

2.    Пункт 4.10.4 удален с целью исключения нечеткой формулировки «по согласованию с Регистром».

3.    Глава 7.2: введены определения «Владелец», «Имитационные испытания», «План обеспечения качества», «Системный интегратор» и «Поставщик компьютерных систем» с учетом УТ МАКО Е22 (Rev.2 June 2016 Complete Revision).

4.    Глава 7,5: полностью заменена с учетом УТ МАКО Е22 (Rev.2 June 2016 Complete Revision) касательно разработки программного обеспечения судовых компьютерных систем.

5.    Глава 7.10: в пункты 7.10.2.2, 7.10.3.2, таблицу 7.10.3.2, пункты 7.10.4.2, 7.10.7.4.6, 7.10.8, таблицу 7.10.8 внесены изменения о учетом УТ МАКО Е22 (Rev.2 June 2016 Complete Revision);

введен новый пункт 7.10.5.5.

6.    Внесены изменения редакционного характера.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ XV. АВТОМАТИЗАЦИЯ

1    Общие положения............. 5

1.1    Область распространения......... 5

1.2    Определения и пояснения......... 5

1.3    Объем освидетельствований........ 6

1.4    Техническая документация......... 6

2    Конструкция систем автоматизации,

их элементов и устройств......... 7

2.1    Общие положения............. 7

2.2    Требования к элементам

и устройствам............... 8

2.3    Системы автоматизированного

управления................. 9

2.4    Системы аварийно-предупредительной сигнализации, защиты, индикации

и регистрации............... 9

3    Питание систем автоматизации ....    13

3.1    Общие положения............ 13

4    Суда со знаком автоматизации АНТ 1

в символе класса ............    14

4.1    Общие положения............ 14

4.2    Автоматизированные главные

механизмы и движители .........    14

4.3    Автоматизированные котельные

установки................ 19

4.4    Автоматизированные судовые

электростанции............. 21.

4.5    Автоматизированные шмигреееорные

установки................ 23

4.6    Автоматизированные насосные

установки................ 23

4.7    Автоматизированные осушительные

установки машинных помещении ....    24

4.8    Автоматизированные холодильные

установки................ 24

4.9    Устройства на ходовом мостике..... 24

4.10    Устройства в машинных помещениях . .    24

4.11    Устройства в жилых помещениях

механиков................ 26

5    Суда со знаком автоматизации AUT2

в символе класса ............ 27

5.1    Общие положения............ 27

5.2    Устройства на ходовом    мостике..... 27

5.3    Устройства в машинных помещениях . ,    27

5.4    Судовые электростанции......... 27

5.5    Осушительные установки машинных

помещений................ 27

6    Суда со знаком автоматизации AUT3

в символе класса............ 28

6.1    Общие положения............ 28

6.2    Устройства на ходовом    мостике..... 28

6.3    Устройства в машинных

помещениях................28

6.4    Устройства в жилых помещениях

механиков.................28

7    Компьютеры и компьютерные

системы..................31

7.1    Область распространения.........31

7.2    Определения и пояснения.........31

7.3    Общие требования к конструкции компьютерных систем контроля

и управления...............32

7.4    Требования к аппаратному

обеспечению...............32

7.5    Требования к программному

обеспечению ...............32

7.6    Требования к конфигурации систем .... 35

7.7    Интерфейс пользователя..........35

7.8    Обучение.................36

7.9    Испытания и проверки    37

7.10    Программируемые электронные

системы..................37

8    Системы динамического позиционирования ...................41

8.1    Область распространения и знаки

в символе класса.............41

8.2    Определения и пояснения.........41

8.3    Объем освидетельствований........42

8.4    Техническая документация........42

8.5    Конструкция систем динамического

позиционирования, классы........42

8.6    Электроэнергетическая система......43

8.7    Система пропульсивных (подруливающих)

механизмов................44

8.8    Посты управления.............44

8.9    Компьютерные системы управления СДП. . 45

8.10    Системы определения местоположения

(точки) позиционирования.........46

8.11    Датчики параметров воздействия на судно

внешних сил................46

8.12    Система аварийно-предупредительной

сигнализации (АПС)............46

8.13    Кабельные трассы и трубопроводы

механизмов и устройств СДП.......46

9    Системы якорною позиционирования ...................48

9.1    Область распространения.........48

9.2    Определения и пояснения.........48

9.3    Системы управления...........48

9.4    Вспомогательные подруливающие

устройства для якорных систем......48


ЧАСТЬ XV. АВТОМАТИЗАЦИЯ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования разд. 1,2, 3, 7 распространяются на оборудование автоматизации, подлежащее освидетельствованию независимо от знака автоматизации в символе класса судна.

Требования разд. 4, 5, б распространяются дополнительно на оборудование судов, к основному символу класса которых в соответствии с 2.2.6 части I «Классификация» добавляется один из знаков автоматизации.

1.1.2    Настоящая часть Правил содержит технические требования к оборудованию автоматизации и судам, на которые оно устанавливается, а также определяет объем дистанционного, автоматизированного и автоматического управления, защиты, аварийнскфедупредитепьной сигнализации и индикации.

1.1.3    Для судов с гребной электрической установкой или атомной энергетической установкой дополнительно к требованиям настоящей части должны выполняться требования главы 17.14 части XI «Электрическое оборудование» настоящих Правил или части XI «Аитшагизация» Правил классификации и постройки атомных судов и плавучих сшружвний соответственно.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ Н ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, указаны в части I «Классификация».

В настоящей части Правил приняты следующие определения.

Автоматизированная установка — совокупность механизмов и устройств, оборудованных системой автоматизации.

Источник бесперебойного питания — устройство, которое при исчезновении на его входе энергии питания от основного и/или аварийного источников обеспечивает непрерывное наличие энергии на выходе в течение определенного времени.

Квитирование — подтверждение принятии сигнала или вызова.

Подсистема обобщенной (сгруппированной) аварийнопредупредительной сигнализации — конструктивная часть централизованной системы аварийно-предупредительной сигнализации, состоящая из отдельных дополнительных блоков (панелей), в которых сосредоточен ряд аварийно-предуп

редительных сигналов, формируемых путем объединения (группирования) сигналов, относящихся к отдельным механизмам или устройствам, в один обобщенный сигнал.

Обобщенный сигнал должен иметь наименование объекта контроля, например, «главный двигатель», «судовая электростанция» и т.п.

Блоки обобщенной сигнализации размешаются в жилых, служебных и иных помещениях, где может находиться ответственный персонал (старший механик, вахтенные механики, электромеханик и т.д.).

Резервный источник электрической энергии — источник электрической энергии, независимый от основного и аварийного источников энергии суднз .

Система аварийно-предупредительной сигнализации (АПС) — оборудование, предназначенное для сигнализации о достижении контролируемыми параметрами установленных предельных значении и об изменении нормальных режимов работы механизмов и устройств. Отдельные сигналы могут быть сгруппированы в обобщенные.

С н с т е м а авто м атнз ацнн ..............

оборудование, предназначенное для автоматического и/или автоматизированного управления, регулирования, контроля, сигнализации и защиты механизмов и устройств.

Система дистанционного автоматизированного управления (ДАУ) — оборудование, предназначенное для управления механизмом с удаленного поста управления, обеспечивающее автоматическое выполнение промежуточных операций сбора и обработки информации об объекте и выработку команд исполнительным устройствам, реализующим задаваемый оператором режим работы механизма.

Система защиты — оборудование, предназначенное для определенного автоматического воздействия на управляемую установку с цепью предупреждения аварии или ограничения ее последствий.

Система индикации — оборудование, предназначенное для получения информации о значениях определенных физических параметров и определенных состояниях механизмов и устройств.

Устройство автоматизации — часть системы автоматизации, составленная из элементов, соединенных в одно конструктивное и функциональное целое.

Элемент системы автоматизации — самостоятельное в конструктивном отношении изделие (например, датчик, реле, логический элемент), входящее в устройства и системы автоматизации.


Правила классификации и постройки морских судов


1J ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1.3.1    Общие положения о порядке классификации, освидетельствования при проектировании и постройке судов, изготовлении оборудования и деталей оборудования изложены в части I «Классификация» и в Общих положениях о классификационной и иной деятельности.

1.3.2    Освидетельствованию при изготовлении и на судне подлежат элементы, устройства и системы автоматизации:

Л главных механизмов и движителей;

■2 электростанции,

.3 вспомогательных механизмов;

.4 главных и вспомогательных котлов;

.5 холодильных установок;

.6 аварийно-предупредительной сигнализации;

.7 устройств защиты;

.8 других систем по требованию Регистра.

1J ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.4.1 Для указанного в 1.3.2 оборудования автоматизации техническая документация, в зависимости от объекта освидетельствования, должна быть представлена Регистру в следующем объеме:

.1 функциональное описание с указанием технических параметров и условий эксплуатации;

.2 блок-схема системы управления;

.3 функциональная схема процесса с указанна! всех контролирующих и управляющих устройств;

.4 чертеж общего вида (расположения основных компонентов);

.5 описание операторских станций (интерфейса пользователя), включающее чертеж общего вида, списки всех сигналов, функций клавиатуры и экрана;

.6 описание источников питания и схемы их подключения;

.7 схема прокладки кабелей системы;

.8 список применяемых элементов с указанием технических параметров;

.9 описание программного обеспечения и перечень его испытаний у разработчика;

.10 типовые схемы цепей входа/выхода;

.11 описание поведения при неисправностях;

.12 программа испытаний;

.13 руководство по эксплуатации;

.14 руководство по монтажу и обслуживанию.

\А2 До начала постройки судна на рассмотрение Регистру должна быть представлена техническая документация в объеме, указанном в 3.2.9 части I «Классификация».


7


2 КОНСТРУКЦИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ, ИХ ЭЛЕМЕНТОВ
И УСТРОЙСТВ

2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.1    Системы автоматизации, их элементы и устройства должны надежно работать при следующих температурах окружающей среды:

от 0 до +45 °С в закрытых помещениях;

от —25 до +45 вС на открытой палубе.

Электронные элементы и устройства, предназначенные для установки в распределительные щиты, пульты или кожухи, должны надежно работать при температуре окружающей среды до + 55 °С.

Температура до +70 °С не должна вызывать повреждений систем автоматизации, их элементов и устройств.

2.1.2    Системы автоматизации должны надежно работать при относительной влажности воздуха (75 + 3) % и температуре (45 + 2) °С или при относительной влажности воздуха (80± 3) % и температуре (40+2) °С, а также при относительной влажности воздуха (95 ±3) % и температуре (25 ±2) X.

2.1.3    Системы автоматизации должны наделено работать при вибрациях с частотами от 2 до 100 Гц: при частотах от 2 до 13,2 Гц — с амплитудой перемещений +1 мм и при частотах от 13,2 до 100 Гц — с ускорением ± 0,7^,

Системы автоматизации, установленные на источниках вибрации (дизели, компрессоры и т.п.) или в румпельном отделении, должны надежно работать при вибрациях с частотами от 2 до 100 Гц: при частотах от 2 до 25 Гц — с амплитудой перемещений ±1,6 мм и при частотах от 25 до 100 Гц — с ускорением ±4,0g,

2.1.4    Системы автоматизации должны надежно работать при длительных кренах до 22,5 и при качке 22,5° с периодом качки (8 ± 1) с,

2.1.5    Степень защиты систем автоматизации, их элементов и устройств должна быть выбрана в соответствии с местом установки согласно 2.4 части XI «Электрическое оборудование».

2.1.6    Электрические и электронные элементы и устройства должны надежно работать при отклонениях от номинальных значений параметров питания, указанных в табл. 2.1.6.

Оборудование автоматизации, получающее питание от аккумуляторных батарей, должно надежно работать при отклонениях напряжения от номинального значения:

от +30 до —25 % — для оборудования, не отключаемого от батареи во время зарядки;

от +20 до —25 % — для оборудования, отключаемого от батареи во время зарядки.

Трехкратное исчезновение питания в течение 5 мин продолжительностью по 30 с не должно оказывать влияния на работоспособность систем

J1RTO М3 ТИЗ <1ЦИИ.

2.1.7    Пневматические и гидравлические элементы и устройства должны быть работоспоспособными при колебаниях давления рабочей среды + 20 % от номинального значения.

2.1.8    Должны быть приняты меры но обеспечению электромагнитной совместимости оборудования автоматизации согласно 2.2 части XI «Электрическое оборудование», а также по предотвращению превышения допустимого уровня создаваемых им радиопомех.

2.1.9    Оборудование автоматизации должно надежно работать при значениях коэффициента несинусоидальности Кривой напряжения питания, указанных в 2.2.1.3 части XI «Электрическое оборудование».

2.1.10    Элементы и устройства, предназначенные к установке в местах с особыми рабочими условиями (с повышенной или пониженной температурой, интенсивными механическими воздействиями и тп.), должны быть рассчитаны и испытаны на эти условия.

2.1.11    Оборудование автоматизации должно изготовляться из материалов, устойчивых к воздействию морской атмосферы, или должно быть надежно защищено от ее вредного воздействия.

2.1.12    В системах автоматизации должны быть приняты меры против ложных срабатываний, вызываемых кратковременными изменениями контролируемых параметров, связанных с качкой судна, включением и отключением механизмов и т.п.

Таблица 2.1.6

Параметр

питания

Отклонение от номинальных значений

Длительное,

%

Кратковременное

%

Время, с

Напряжение

+6...-10

±20

1,5

(переменный ток)

Частота

±5

±10

5

Напряжение

±10

5

Циклические

(постоянный ток)

отклонения

10

Пульсации


Правила классификации и постройки морских судов

2.1.13    Системы автоматизации должны быть выполнены по принципу выхода управляемого процесса в безопасную сторону.

2.1.14    Номенклатура запасных частей оборудования автоматизации определяется изготовителем.

Общий объем запасных частей для судна определяется по согласованию между судостроителем, изготовителем оборудования и судовладельцем с учетом надежности оборудования.

2.2 ТРЕБОВАНИИ К ЭЛЕМЕНТАМ И УСТРОЙСТВАМ

2.2.1    Элементы и устройства, используемые в системах автоматизации, дополнительно должны отвечать применимым к ним требованиям соответствующих частей Правил.

2.2.2    Заменяемые элементы, требующие их регулировки, а также места контрольных измерений (гнезда, клеммы) должны быть расположены таким образом, чтобы к ним был обе спечет свободный доступ.

2.2.3    Конструкция устройств должна допускать контроль исправности во время нх работы.

2.2.4    Оборудование должно работать, предпочтительно, без искусственного охлаждения. В случае применения последнего должны быть приняты меры, предотвращающие выход из строя охлажддсмых компонентов.

2.2.5    Настроечные элементы должны быть защищены от самопроизвольного изменения произведенной регулировки. Такая защита не должна исключать возможности повторной настройки.

2.2.6    Конструкция исполнительных механизмов должна исключать возможность самопроизвольного изменения их положения.

2.2.7    Датчики, измеряющие температуру пожароопасных, ТОКСИЧНЫХ и находящихся ПОД давлением жидкостей, паров и газов, должны быть изолированы от контролируемой среды.

2.2.8    Должна быть предусмотрена возможность проверки и калибровки датчиков давления в местах их присоединения к точкам контроля без демонтажа,

2.2.9    Все элементы, устройства и точки контроля должны иметь четкую и постоянную маркировку, нанесенную, предпочтительно, рядом с ними

2.2.10    Электрическое и электронное оборудование.

2.2.10.1    Контактные соединения должны быть выполнены так, чтобы исключить увеличение переходного сопротивления, ухудшающее работоспособность оборудования.

2.2.10.2    В местах ввода кабелей и проводов, особенно в местах присоединения к подвижным элементам и устройствам, должны быть предусмотрены приспособления для их разгрузки от натяжения.

2.2.10.3    Печатные платы должны быть покрыты изолирующим лаком.

2.2.10.4    Должны быть приняты меры для предотвращения возможности неправильной установки съемных блоков (кассет), имеющих контактные разъемы, а также меры по их надежному фиксированию в рабочем положении. Если этого требуют функциональные или конструктивные особенности элементов и устройств, то их расположение, обеспечивающее правильный монтаж, должно быть четко обозначено, или же их исполнение должно быть таким, чтобы была исключена возможность монтажа в другом положении.

2.2.11 Гидравлическое и пневматическое оборудование.

2.2.11.1    Гидравлические и пневматические элементы и устройства не должны выходить из строя при полуторакратных перегрузках, создаваемых повышенным давлением рабочей среды.

2.2.11.2    Применяемые в гидравлических системах жидкости должны сохранять свои физические свойства при всех условиях эксплуатации, иметь достаточные смазочные свойства, температуру вспышки паров не ниже 60 °С, не вызывать повреждений элементов н трубопроводов и не быть токсичными.

2.2.11.3    Гидравлическое оборудование систем автоматизации не должно быть соединено с другими системами и должно питаться от отдельных цистерн. Для исполнительных механиздтов ьсоясет использоваться жидкость из других систем при наличии соответствующих фильтрующих устройств.

2.2.11.4    Присоединения отходящих труб долхсны быть расположены ниже уровня жидкости в цистернах при любых условиях эксплуатации судна.

2.2.11.5    Пневматические системы автоматизации должны быть снабжены устройствами, обеспечиваю-н4ими требуемую степень очистки и допускаемое влагосодержание воздуха.

2.2.11.6    Пневматические системы автоматизации главных энергетических установок и электростанций, как правило, должны иметь два устройства для очистки и осушения воздуха, соединенных между собой таким образом, чтобы возможна была работа одного из них, когда другое отключено.

Одно устройство для очистки и осушения воздуха может быть допущено, если его очистка производится автомагичсски или конструкция обеспечивает возможность быстрой замены фильтрующих элементов без необходимости прекращения подвода воздуха.

2.2.11.7    Питательные трубопроводы пневматических систем автоматизации должны иметь предохранительные клапаны, срабатывающие при превышении номинального рабочего давления более, чем на 10 %. Редукционные клапаны (если имеются) должны быть дублированными.


2.2.11.8 Гидравлические, пневматические, электрические или электронные элементы и устройства, устанавливаемые совместно в пультах, шкафах и блоках, должны быть так отделены друг от друга, чтобы пропуски в трубопроводах и шлангах и в их соединениях не могли вызвать повреждения этих элементов и устройств.

Пульты, шкафы и блоки, в которых размещается оборудование, содержащее жидкую рабочую среду, должны снабжаться устройствами для сбора и возврата собранной от утечки жидкости.

2.3 СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.3.1    Механизмы и установки должны быть изготовлены в соответствии с применимыми Е ним трвбовАниями соответствующих чэстби Правил и оборудованы местными постами управления,

2.3.2    Автоматическое управление должно поддерживать контролируемые параметры в пределах, обусловленных нормальными рабочими режимами управляемых механизмов и установок.

2.3.3    Автоматическое управление должно быть стабильным во всем диапазоне регулирования. Величина нечувствительности управления должна быть такой, чтобы флуктуации контролируемых параметров, которые могут иметь место при нормальных условиях работы управляемого оборудования, не приводили к нестабильности процесса управления.

2.3.4    Механизмы и установки, для которых предусмотрен автоматический или дистанционный пуск, иа местных постах управления должны иметь средства для отключения автоматического или дистанционного управления.

В случае неисправности автоматического или дистанционного управления должна сохраняться возможность местного управления.

2.3.5    Переключение режимов работы с местного управления на автоматическое или дистанционное должно быть возможно только на местных постах управления. Переключение с дистанционного управления на автоматическое допускается производить на постах дистанционного управления.

2.3.6    При нарушении заданной последовательности операций система автоматизированного управления должна прекратить выполнение программы и привести механизмы в безопасное состояние с обязательной подачей аварийно-предупредительного сигнала в пост управления, где предусмотрена постоянная вахта.

2.3.7    Система пуска мощных потребителей электрической энергии, включение которых может привести к недопустимому провалу напряжения или

обесточиванию шин ГРЩ, должна предусматривать:

предварительный автоматический запуск резервного генератора, синхронизацию, прием и распределение нагрузки, или

блокировку, запрещающую включение таких потребителей до момента подключения резервного генератора на шины ГРЩ, и соответствующую индикацию.

2.4 СИСТЕМЫ АВАРИЙНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ, ЗАЩИТЫ, ИНДИКАЦИИ И РЕГИСТРАЦИИ

2.4.1    Система аварийно-предупредительной сигнализации (АПС).

2.4.1.1    Система аварийно-предупредительной сигнализации должна быть независима от систем управления и защиты, т.е. неисправности и повреждения последних не должны оказывать влияния на работу АПС.

Частичное объединение системы АПС с системами управления может быть допущено для интегрированных систем при условии выполнения применимых требований, указанных в 7.6.5, включая соответствующее резервирование.

2.4.1.2    Должен быть предусмотрен самоконтроль АПС: по крайней мере, при таких повреждениях, как короткое замыкание, обрыв цепи и замыкание на корпус, а также при исчезновении питания должен подаваться сигнал АПС.

2.4.1.3    Система АПС должна одновременно подавать световые и звуковые сигналы. При этом должна быть обеспечена возможность одновременного указания более чем одной неисправности. Квитирование одного сигнала не должно препятствовать поступлению другого. Отказ одного элемента (устройства) системы не должен вызывать выход из строя всей системы АПС. Если вместо индивидуальных световых сигнализаторов применяются общие мониторы, их должно быть не менее двух.

2.4*1.4 Система АПС, центральные информационные панели которой, как правило, размешаются в ЦПУ, структурно должна иметь подсистему обобщенной аварийно-предупредительной сигнализации, блоки (БОС) которой должны располагаться:

в машинных помещениях (световые колонки);

на ходовом мостике (в рулевой рубке);

в служебных и общественных помещениях судна;

в жилых помещениях ответственного персонала.

Отключение звукового сигнала АПС на блоках обобщенной сигнализации (например, на мостике или в жилых помещениях) не должно вызывать его отключения в ЦПУ.


Правила классификации и постройки морских судов


2.4.1.5 В машинных помещениях в дополнение к звуковым сигнальным устройствам системы АПС должны быть предусмотрены световые устройства (колонки) идентификации сигнала, для которых должны применяться цвета и символы, приведенные в табл. 2.4.1.5.

Световые сигналы должны быть ясно видимыми и различимыми (непосредственно, либо в отражении) во всех частях помещений, в которых предусмотрены колонки, должны выполняться в виде мигающего света с характеристиками, укачанными в 2.4.1.7, и иметь высокую интенсивность свечения. Если видимость и различимость сигналов в помещении не может быть обеспечена одной колонкой, то их должно быть несколько. При наличии общего проблескового либо вращающегося сигнала белого цвета допускается применение в колонках индикаторов (символов) постоянного света.

2.4.1.6    В помещениях с повышенным уровнем шума следует предусматривать дополнительные звуковые и световые (проблесковые либо вращающиеся) устройства сигнализации.

2.4.1.7    Световые сигналы должны указывать причину срабатывания системы АПС и, как правило, должны быть выполнены в виде мигающего света. Проблесковые сигналы должны излучать свет в течение

не менее 50 % времени цикла и иметь частоту импульсов в диапазоне от 0,5 до 1,5 Гц.

2.4.1.8    Сигналы на пультах АПС, как правило, должны квитироваться в два этапа:

отключение звукового сигнала и дополнительных световых устройств (вращающихся и др.) при неизменном световом сигнале на пульте;

подтвержд ение светового сигнала на пульте, три этом мигающий световой сигнал переходит в постоянный.

Полное погасание индивидуального светового сигнала должно быть возможно лишь после устранения неисправности.

2.4.1.9    Самоустраняющиеся неисправности должны восприниматься системой АПС таким образом, чтобы звуковой и световой сигналы сохранялись до момента подтверждения.

2/4.1.10 Система АПС должна быть выполнена так, чтобы можно было производить проверку ее функций во время нормальной работы механизмов.

2.4.1.11    Независимо от объема автоматизации установок, а также порядка контроля их работы система АПС должна подавать сигнал:

.1 при достижении контролируемыми параметрами предельных значений;

.2 при срабатывании систем защиты;

.3 при отсутствии энергии для питания отдельных систем автоматизации или о включении аварийных источников энергии;

.4 при изменении других параметров или состояний, сигнализация о которых предписывается требованиями настоящей части Правил.

Сигнализация о неисправности механизмов должна быть предусмотрена на постах дистанционного управления этими механизмами.

2.4.1.12    Система АПС должна быть выполнена так, чтобы не относящиеся к судовождению и навигационной обстановке сигналы поступали в первую очередь на пульты (щиты) в машинные помещения и ЦПУ, а также на блоки обобщенной сигнализации и индикации в жилые, служебные и общественные помещения, где может находиться обслуживающий механическую установку персонал. Затем, если эти сигналы не будут подтверждены в течение определенного периода времени (например, 2 мин), они должны поступать на ходовой мостик.

2.4.1.13    Сигнализация вызова механиков в машинное помещение, указанная в 7.8.1 части XI «Электрическое оборудование», дополнительно должна приводиться в действие автоматически, если сигнал АПС по механической установке не был подтвержден в месте его назначения в течение определенного периода времени, определяемого размером судна, но не превышающего 5 мин.

2.4.1.14    Сигнализация контроля дееспособности машинного персонала, указанная в 7.9.1 части XI «Электрическое оборудование», дополнительно

Таблица 2.4.1.5

Сигнал

Цвет

Символ

Сигнализация обнаружения пожара в местах, иных чем машинные помещения

Красный

ё

Сигнализация обнаружения пожара в машинных помещениях

Красный

6

е

Сигнализация предупрешдошя о пуске системы объемного пожаротушения

Красный

О

О

Сигнал АПС

Желтый

0

Неисправность рулевого устройства

Желтый

(х>

Уровень воды льяльных колодцев

Желтый

Сигнализация контроля дееспособности машинного персонала

Желтый

ф

Телефон

Белый

Машинный телеграф. Подача команды

Белый

Сигнализация предупреждения о пуске стационарной системы пожаротушения местного применения

Красный

/1П\"

’При использовании иных, чем С0г огнетушащих веществ следует указывать их наименование.

2Для систем пожаротушения мелкораспыленной водой (водяным туманом) в машинных помещениях категории А и грузовых насосных отделениях, указанных в 3.4.1 части VI «Противопожарная защита», вместо сигнализации предупреждения о пуске системы пожаротушения должна предусматриваться сигнализация об активации любого распределительного клапана (цвет - красный, символ - "W" или "WATER МЮТ1).