Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

32 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики устанавливают требования к организации и осуществлению технического учета и анализа функционирования комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, установленных на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках, функционирующих в составе электроэнергетической системы, и реализованных в их составе функций релейной защиты и автоматики, определяют формы, сроки и порядок представления результатов технического учета и анализа функционирования комплексов и устройств релейной защиты и автоматики и реализованных в их составе функций релейной защиты и автоматики в диспетчерские центры субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также определяют порядок выдачи и выполнения заданий по устранению причин неправильного функционирования комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, изменению параметров их настройки и алгоритмов функционирования на основании анализа работы комплексов и устройств релейной защиты и автоматики

 Скачать PDF

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 марта 2019 № 53968

Оглавление

I. Общие положения

II. Общие требования к техническому учету

III. Требования к оценке работы устройств (комплексов) релейной защиты и автоматики и реализованных в их составе функций релейной защиты и автоматики при проведении технического учета

IV. Учет и распределение случаев неправильной работы релейной защиты и автоматики по видам причин

V. Общие требования к анализу функционирования устройств (комплексов) релейной защиты и автоматики

VI. Определение показателей работы устройств (комплексов) релейной защиты и автоматики и реализованных в их составе функций релейной защиты и автоматики

Приложение № 1. Термины и определения, используемые в Правилах технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики

Приложение № 2. Форма данных технического учета устройств и комплексов РЗА и реализованных в них функций РЗА линий электропередачи, оборудования подстанций и электростанций, устройств автоматической частотной разгрузки

Приложение № 3. Форма результатов анализа функционирования устройств и комплексов РЗА и реализованных в них функций РЗА линий электропередачи, оборудования подстанций и электростанций, устройств автоматической частотной разгрузки

Приложение № 4. Таблицы

 
Дата введения05.04.2019
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

08.02.2019УтвержденМинистерство энергетики РФ80
ИзданОфициальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)от 06.03.2019. Номер опубликования: 0001201903060026
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Министерство энергет ikh Российской Федерат JjfHHCTFPrTW•остиояиРосаокков♦грации {

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО :

Регистрационный    \

SO


(Минэнерго России)


ПРИКАЗ


Л*


Москва


Об утверждении Правил технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики и о внесении изменений в приказ Минэнерго России от 23 июля 2012 г. № 340 «Об утверждении перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления»

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 13, ст. 1177; 2018, № 53 (ч. I), ст. 8448), пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2017 г. № 244 «О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 11, ст. 1562; 2018, № 34, ст. 5483) и подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. № 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 34, ст. 5483, № 51, ст. 8007) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики.

2.    Внести в приказ Минэнерго России от 23 июля 2012 г. № 340

«Об утверждении перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления» (зарегистрирован Минюстом России 6 сентября 2012 г., регистрационный № 25386) с изменениями, внесенными приказами Минэнерго России от 15 июня 2016 г. № 534 (зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2016    г.,    регистрационный №    43493),

от 26 декабря 2016 г. №    1404    (зарегистрирован    Минюстом    России

10 апреля 2017 г., регистрационный 46311) и от 20 декабря 2017 г. № 1194 (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2018 г., регистрационный № 50023), следующие изменения:

в Перечне информации, предоставляемой субъектами электроэнергетики, пункты 7.21, 7.21.1 признать утратившими силу;

в Порядке предоставления информации субъектами электроэнергетики пункты 7.21,7.21.1 раздела 7 таблицы признать утратившими силу;

приложения № 68, № 68.1 к приказу признать утратившими силу.

3.    Данные технического учета и результаты анализа функционирования устройств (комплексов) релейной защиты и автоматики и реализованных в их составе функций релейной защиты и автоматики за I квартал 2019 года должны оформляться и предоставляться в соответствии с требованиями Правил технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики, утвержденных настоящим приказом.


Министр


А.В. Новак


4.    Настоящий приказ вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования.

Департамент оперативного контрола и управление в электроэнергетике Юрлов Евгений Юрьевич (495)631-98 6/

а также отсутствие в этих же условиях заданного выходного сигнала от данной функции, данного устройства РЗА должны оцениваться как отказ срабатывания.

К отказам срабатывания должны также относиться случаи выдачи не всех выходных сигналов на отключение или включение коммутационных аппаратов, передачу заданных сигналов, реализацию управляющих воздействий ПА и иные случаи срабатывания устройства РЗА или реализованных в его составе функций РЗА с неполным выполнением задания.

26. Случаи неправильной работы устройств РЗА или реализованных в их составе функций РЗА, возможность которых была заранее известна на стадии проектирования или параметрирования устройств РЗА и признана допустимой по причине малой вероятности события или малой тяжести возможных последствий, должны оцениваться как допущенные неправильные срабатывания и несрабатывания.

К причинам допущенных неправильных срабатываний и несрабатываний должны относиться:

неучет при выборе параметров настройки (уставок) устройств РЗА схем электрической сети с большим объемом ремонтных и аварийных отключений ЛЭП, трансформаторов, автотрансформаторов, генераторов и иных маловероятных схем электрической сети, что может привести к излишнему (неселективному) действию или отказу таких устройств РЗА;

заранее известные технические недостатки устройства РЗА, обусловленные недостаточным уровнем развития техники и технологии, процессов производства устройств РЗА на момент изготовления соответствующего устройства РЗА;

заранее известная возможность неправильного действия устройства РЗА, функции РЗА, исходя из принципа действия;

срабатывание исправных исполнительных устройств ПА с действием на отключение нагрузки, отключение генераторов, деление сети или реализацию иных управляющих воздействий, вызванное ложно или излишне сформированной командой УПАСК или выходным сигналом других устройств ПА.

Допущенные неправильные срабатывания и несрабатывания (запрет действия) устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА не подлежат учету при распределении причин неправильной работы по видам в соответствии с главой IV Правил, должны учитываться отдельно и не суммироваться с неправильными срабатываниями, учитываемыми в соответствии с пунктами 23 - 25 Правил.

27.    Оценка работы комплекса РЗА должна осуществляться на основании результатов оценки работы всех устройств РЗА, входящих в состав этого комплекса. В случае неправильной работы одного из устройств РЗА, входящих в состав комплекса РЗА, оценка «неправильно» должна также выставляться и этому комплексу РЗА.

28.    Оценка работы устройств режимной автоматики, а также устройств РАС, СМПР, ОМП должна осуществляться на основе коэффициента готовности (Ктом)» рассчитываемого по формуле 1 как отношение времени их работоспособного состояния (в часах) к сумме времен их работоспособного и неработоспособного состояния (в часах) в течение отчетного периода, за исключением времени технического обслуживания:

^ГОТОВЯ = г Г. »    (О

срс+1нс

где: tpc- время работоспособного состояния; t„c - время неработоспособного состояния.

Результаты оценки работы устройств режимной автоматики, а также устройств РАС, СМПР, ОМП, включая коэффициент готовности, должны отражаться в разделе 2 формы, установленной приложением № 3 к Правилам.

Каждый случай неправильной работы устройств (комплексов) режимной автоматики также должен учитываться в разделе 1 формы, установленной приложением № 2 к Правилам.

IV. Учет и распределение случаев неправильной работы релейной защиты и автоматики по видам причин

29.    Учет и распределение случаев неправильной работы устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА должны осуществляться по следующим видам причин:

технические причины, вследствие которых произошла неправильная работа устройства или функции РЗА;

организационные причины, определяющие, почему возникла техническая причина, вследствие которой произошла неправильная работа устройства или функции РЗА.

30.    Учету и распределению по указанным в пункте 29 Правил видам причин подлежат все случаи работы устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА с оценкой «неправильно».

31.    В случае если не удалось определить причину неправильной работы устройств РЗА (реализованных в их составе функций РЗА), установленных на разных объектах электроэнергетики и аппаратно и функционально связанных между собой, оценка «неправильно» должна выставляться каждому устройству РЗА или функции РЗА, и данный случай неправильной работы устройств РЗА должен относиться к виду «причина не определена».

32.    В случае неправильной работы устройства РЗА или функции РЗА, явившейся следствием нескольких независимых причин (технических или организационных), должны учитываться все причины неправильной работы.

33.    Распределение случаев неправильной работы устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА по видам технических и организационных причин должно осуществляться в соответствии с таблицами 2 и 3 приложения № 4 к Правилам.

34.    Технические и организационные причины неправильной работы устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА должны быть описаны с указанием соответствующих фактических обстоятельств в столбце «Описание события» раздела 1 формы, установленной приложением № 2 к Правилам.

V. Общие требования к анализу функционирования устройств (комплексов) релейной защиты и автоматики

35.    В ходе анализа функционирования устройств (комплексов) РЗА владельцы объектов электроэнергетики и субъект оперативно-диспетчерского управления в соответствии с распределением функций, установленным главой I Правил, должны:

определять показатели работы устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА на основании данных технического учета в порядке, установленном главой VI Правил;

осуществлять проверку принятых технических решений по составу, параметрам настройки и алгоритмам функционирования устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА на предмет соответствия предъявляемым к ним требованиям и достаточности организационных мероприятий для обеспечения надежной эксплуатации устройств (комплексов) РЗА.

36.    Результаты анализа функционирования устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА, проведенного владельцем объекта электроэнергетики, должны быть оформлены в соответствии с приложением № 3 к Правилам.

37.    Субъект оперативно-диспетчерского управления на основании анализа функционирования устройств (комплексов) РЗА вправе выдать владельцам объектов электроэнергетики задание по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА, изменению параметров настройки и алгоритмов функционирования устройств (комплексов) РЗА, являющееся обязательным для выполнения такими владельцами.

38.    Выдача субъектом оперативно-диспетчерского управления владельцам объектов электроэнергетики задания по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА должна осуществляться, если по результатам анализа функционирования РЗА установлены причины неправильной работы РЗА, создающие риски неправильной работы по этой же причине устройств (комплексов) РЗА, установленных на объектах электроэнергетики нескольких субъектов электроэнергетики.

39.    Выдача и выполнение задания субъекта оперативно-диспетчерского управления по изменению параметров настройки и алгоритмов функционирования устройств (комплексов) РЗА должны осуществляться в соответствии с правилами взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии при подготовке, выдаче и выполнении заданий по настройке устройств релейной защиты и автоматики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. № 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

40.    Задание субъекта оперативно-диспетчерского управления по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА должно содержать:

краткое описание события, при котором произошла неправильная работа устройства (комплекса) РЗА;

установленную причину неправильной работы устройства (комплекса) РЗА в соответствии с Правилами;

сведения о технических и (или) организационных мероприятиях, которые необходимо выполнить владельцу объекта электроэнергетики или указание на необходимость разработки плана мероприятий, направленного на устранение причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА (далее -план мероприятий);

срок реализации мероприятий (при наличии в задании субъекта оперативнодиспетчерского управления указания на необходимость разработки плана мероприятий, срок реализации мероприятий в задании не указывается).

41.    Владельцы объектов электроэнергетики не позднее 10 рабочих дней со дня получения задания субъекта оперативно-диспетчерского управления по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА, содержащего указание на необходимость разработки плана мероприятий, должны

разработать и согласовать с субъектом оперативно-диспетчерского управления, выдавшим задание, соответствующий план мероприятий и сроки его реализации.

42.    Владельцы объектов электроэнергетики не позднее 10 рабочих дней со дня окончания срока выполнения мероприятий, указанного в задании (согласованных сроков реализации мероприятий, указанных в плане мероприятий), должны направить субъекту оперативно-диспетчерского управления отчет о выполнении задания субъекта оперативно-диспетчерского управления по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА.

43.    Владельцы объектов электроэнергетики должны представлять субъекту оперативно-диспетчерского управления по его запросу в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения запроса информацию, необходимую для анализа функционирования устройств (комплексов) РЗА и подготовки задания по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА.

44.    Владельцы объектов электроэнергетики должны разрабатывать и реализовывать на принадлежащих им объектах электроэнергетики мероприятия по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА, если по результатам проводимого ими анализа функционирования РЗА установлены причины неправильной работы устройств (комплексов) РЗА, создающие риски неправильной работы по этой же причине устройств (комплексов) РЗА, установленных на принадлежащих им объектах электроэнергетики.

45.    Мероприятия, по устранению причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА, разрабатываемые владельцами объектов электроэнергетики, должны содержать:

краткое описание события, при котором произошла неправильная работа устройства (комплекса) РЗА;

установленную причину неправильной работы устройства (комплекса) РЗА в соответствии с Правилами;

технические и (или) организационные мероприятия, направленные на устранение причин неправильного функционирования устройств (комплексов) РЗА;

сроки реализации мероприятий.

46. В случае выявления дополнительных данных о функционировании устройств (комплексов) РЗА (в том числе после осмотра или ремонта ЛЭП или оборудования, дополнительных проверок устройств (комплексов) РЗА), влияющих на результаты анализа функционирования РЗА, субъект оперативно-диспетчерского управления обязан внести изменения в результаты анализа функционирования соответствующих устройств (комплексов) РЗА, представленные в диспетчерские центры такого субъекта владельцами объектов электроэнергетики, с последующим уведомлением указанных владельцев объектов электроэнергетики о необходимости внесения изменений в результаты выполненного ими анализа функционирования устройств (комплексов) РЗА.

VI. Определение показателей работы устройств (комплексов) релейной защиты и автоматики и реализованных в их составе функций релейной защиты и

автоматики

47.    Показатели работы устройств (комплексов) РЗА и показатели работы реализованных в их составе функций РЗА должны определяться на основании данных технического учета и указываться в разделе 1 формы, установленной приложением № 3 к Правилам.

48.    Определение показателей работы устройств (комплексов) РЗА должно выполняться методом численного сравнения показателей работы устройств (комплексов) РЗА, принадлежащих владельцам объектов электроэнергетики, с показателями работы указанных устройств (комплексов) РЗА в предыдущие отчетные периоды.

49.    В качестве основного показателя оценки правильности работы устройств РЗА, реализованных в их составе функций РЗА, должен использоваться процент правильной работы.

Процент правильной работы устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА (К|), %, должен определяться по формуле 2:

(2)


х 100%,


Кг =


«пс*ни+«нл+Ло

число правильных срабатываний


где: пг


п„и - число неправильных излишних срабатываний;

Пня    -    число неправильных ложных срабатываний;

По    -    число отказов срабатывания.

50. В качестве дополнительных показателей оценки работы устройств РЗА и функций РЗА, реализованных в устройствах РЗА, должны использоваться следующие показатели:

а)    показатели, характеризующие надежность устройств РЗА: показатель общей надежности устройств РЗА;

показатель, оценивающий надежность срабатывания устройств РЗА; показатель, оценивающий надежность несрабатывания устройств РЗА;

б)    показатели, характеризующие усредненное число срабатываний устройств или функций РЗА:

усредненное число срабатываний устройств РЗА или функций РЗА, реализованных в устройствах РЗА;

усредненное число правильных срабатываний устройств РЗА или функций

РЗА;

усредненное число неправильных срабатываний устройств РЗА или функций

РЗА;

в)    показатели, характеризующие усредненное число срабатываний устройств РЗА в зависимости от использованной в устройстве РЗА элементной базы:

усредненное число срабатываний устройств РЗА в зависимости от использованной в устройстве РЗА элементной базы;

усредненное число правильных срабатываний устройств РЗА в зависимости от использованной в устройстве РЗА элементной базы;

усредненное число неправильных срабатываний устройств РЗА в зависимости от использованной в устройстве РЗА элементной базы;

усредненное число отказов срабатываний устройств РЗА в зависимости от использованной в устройстве РЗА элементной базы.

51. При определении дополнительных показателей оценки работы устройств РЗА и функций РЗА, реализованных в устройствах РЗА, должны соблюдаться следующие требования:

а)    показатель общей надежности устройств РЗА (R) должен определяться по формуле 3:

R =-^-,    (3)

Ппс+Пии+Пнл+Ло

б)    показатель D, оценивающий надежность срабатывания устройств РЗА, должен определяться по формуле 4:


D =-^-

Ппс+По


(4)


в) показатель S, оценивающий надёжность несрабатывания устройств РЗА, должен определяться по формуле 5:


5 =


Лпг + Лии+Л.


(5)


г) усредненное число срабатываний устройств РЗА или функций РЗА, реализованных в устройствах РЗА, (f|) должно определяться по формуле 6:

случай


Ппс+Пни+Лнл Г_

Лустр [.устройство {функция P3AJJ*


(6)


где:    Пустр    -    суммарное    количество    устройств или функций РЗА.

д)    усредненное число правильных срабатываний устройств РЗА или функций

РЗА, реализованных в устройствах РЗА, (f2) должно определяться по формуле 7:

f = Л™. [_слУчай    1    /7ч

12 Лустр [.устройство [функция РЗА)J    '    ^

е)    усредненное число неправильных срабатываний устройств РЗА или функций РЗА, реализованных в устройствах РЗА, (f3) должно определяться по формуле 8:


£     ПНМ*ПНЛ

'3 ~ ПУ^Ф


[yCTj


случаи


ройство [функция РЗА]


(8)


ж) усредненное число срабатываний устройств РЗА в зависимости от использованной в устройстве РЗА элементной базы (f4) должно определяться по формуле 9:


^    _    Ппс+Лнн+Лнд

Пустр(исп)


Ь случай 1 ройство P3AJ


где: Пусана,) - суммарное количество устройств соответствующего аппаратного исполнения (ЭМ, МЭ, МП):

Пустр(ЭМ) = ПуетрРЗОМ^ПустрПАОМ) + ПустрСАОМ);

Пустр(МЭ) = ПусфРЗ<МЭ)+ПусгрПА(МЭ) + ПустрСА(МЭ) + ПупАСК(МЭ);

ПуецЧМП) = ПусГрРЗ(МП)+ПуСТрПА(МП) + ПустрСА(МП) + ПупАСК(МП)!

з) усредненное число правильных срабатываний устройств РЗА в зависимости от использованной в устройстве РЗА элементной базы fs должно определяться по формуле 10:


h -


пустр(исп)


Ь случай 1 ройство P3AJ


(10)


и) усредненное число неправильных срабатываний устройств РЗА в зависимости от использованной в устройстве РЗА элементной базы f6 должно определяться по формуле 11:


/* =


случаи


"устойся) [устройство РЗ


-J


(И)


к) усредненное число отказов срабатываний устройств РЗА в зависимости от использованной в устройстве РЗА элементной базы f7 должно определяться по формуле 12:


/7 =


По

Пустр(исп)


[уст


случай ройство РЗ


-J


(12)


Утверждены приказом Минэнерго России от «OS» Q& 2019 г. № SO

ПРАВИЛА

технического учета и анализа функционирования релейной защиты и

автоматики

I. Общие положения

1.    Настоящие Правила технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики (далее - Правила) устанавливают требования к организации и осуществлению технического учета и анализа функционирования комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, установленных на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках, функционирующих в составе электроэнергетической системы, и реализованных в их составе функций релейной защиты и автоматики, определяют формы, сроки и порядок представления результатов технического учета и анализа функционирования комплексов и устройств релейной защиты и автоматики и реализованных в их составе функций релейной защиты и автоматики в диспетчерские центры субъектов оперативнодиспетчерского управления в электроэнергетике, а также определяют порядок выдачи и выполнения заданий по устранению причин неправильного функционирования комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, изменению параметров их настройки и алгоритмов функционирования на основании анализа работы комплексов и устройств релейной защиты и автоматики.

2.    В Правилах используются термины и определения в значениях, установленных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, а также термины и определения, указанные в приложении № 1 к Правилам.

3.    В Правилах используются следующие сокращения:

ДЗЛ    -    дифференциальная защита линии;

ДФЗ    -    дифференциально-фазная защита;

ВЧЗ    -    направленная защита с высокочастотной блокировкой;

КЗ    -    короткое замыкание;

Приложение № 1 к Правилам технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики

Термины и определения, используемые в Правилах технического учета и анализа функционирования релейной защиты и автоматики

Анализ работы устройства (комплекса), функции РЗА - рассмотрение каждого случая срабатывания и (или) отказа срабатывания устройства (комплекса), функции РЗА на основании сравнения параметров аварийного режима и состоявшегося срабатывания и (или) отказа срабатывания устройства (комплекса) РЗА или реализованной в его составе функции РЗА в соответствии с назначением устройства (комплекса) РЗА и исходя из обеспечения выполнения устройством (комплексом) РЗА возложенных на него функций;

анализ функционирования устройств (комплексов) РЗА - рассмотрение результатов технического учета, определение показателей работы находящихся в эксплуатации устройств (комплекса) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА, проверка соответствия принятых технических решений по составу, параметрам настройки и алгоритмам функционирования устройств (комплекса) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА предъявляемым к ним требованиям и достаточности организационных мероприятий для обеспечения их надежной эксплуатации;

вспомогательные элементы устройств (комплексов) РЗА - вторичные цепи РЗА, аппаратура, предназначенная только для обеспечения функционирования взаимосвязанных устройств релейной защиты (за исключением УПАСК), и технические средства связи, предназначенные для организации каналов связи, используемых для передачи информации между устройствами РЗА;

вторичные цепи РЗА - токовые цепи и цепи напряжения от трансформаторов тока и напряжения до устройства РЗА, цепи управления и сигнализации, в том числе реализованные с использованием цифровых протоколов передачи информации, а также цепи питания оперативным током от автомата питания (предохранителя) устройства РЗА;

кив

контроль изоляции вводов;

ЛЭП

-

линия электропередачи;

ОАГ1В

-

однофазное автоматическое повторное включение;

омп

-

определение места повреждения;

ПА

-

противоаварийная автоматика;

РАС

-

регистратор аварийных событий;

РЗ

-

релейная защита;

РЗА

-

релейная защита и автоматика;

СА

-

сетевая автоматика;

СВ

-

система возбуждения генератора или синхронного компенсатора;

СМПР

-

система мониторинга переходных режимов;

УПАСК

-

устройство передачи аварийных сигналов и команд;

ЭМ

электромеханическая элементная база, на которой конструктивно выполнено устройство РЗА;

МЭ

микроэлектронная элементная база, на которой конструктивно выполнено устройство РЗА;

МП

микропроцессорная элементная база, на которой конструктивно выполнено устройство РЗА.

4.    Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, владеющие на праве собственности или ином законном основании входящими в состав энергосистемы объектами по производству электрической энергии и (или) объектами электросетевого хозяйства (далее - владельцы объектов электроэнергетики, объекты электроэнергетики соответственно), а также системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах (далее - субъект оперативно-диспетчерского управления) обязаны осуществлять технический учет и анализ функционирования устройств и комплексов РЗА и реализованных в их составе функций РЗА в соответствии с Правилами.

5.    Техническому учету подлежат находящиеся в эксплуатации устройства (комплексы) РЗА ЛЭП и оборудования объектов по производству электрической

энергии и объектов электросетевого хозяйства (далее - оборудование) напряжением 3 кВ и выше и все случаи их срабатывания (отказов срабатывания).

6.    Технический учет и анализ функционирования устройств (комплексов) РЗА должны осуществляться владельцами объектов электроэнергетики в отношении устройств (комплексов) РЗА, установленных на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектах электроэнергетики, и функций РЗА, реализованных в таких устройствах (комплексах) РЗА.

7.    Технический учет и анализ функционирования устройств (комплексов) РЗА должны осуществляться субъектом оперативно-диспетчерского управления в отношении:

а)    устройств (комплексов) РЗА ЛЭП, оборудования напряжением ПО кВ и выше (в случае если данные ЛЭП, оборудование отнесены к объектам диспетчеризации) и функций РЗА, реализованных в указанных устройствах (комплексах) РЗА;

б)    устройств (комплексов) РЗА, для которых расчет, выбор или согласование параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования осуществляет субъект оперативно-диспетчерского управления, и функций РЗА, реализованных в указанных устройствах (комплексах) РЗА;

в)    устройств автоматической частотной разгрузки;

г) устройств (комплексов) противоаварийной и режимной автоматики, установленных в диспетчерских центрах субъекта оперативно-диспетчерского управления, собственником или иным законным владельцем которых является данный субъект оперативно-диспетчерского управления, и функций РЗА, реализованных в указанных устройствах (комплексах) РЗА.

8.    Технический учет и анализ функционирования устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА, указанных в подпунктах «а» - «в» пункта 7 Правил, должны осуществляться субъектом оперативно-диспетчерского управления на основании результатов анализа функционирования устройств (комплексов) РЗА, данных технического учета, представляемых ему в соответствии с Правилами владельцами объектов электроэнергетики.

9.    Владельцы объектов электроэнергетики обязаны:

а)    ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 15-го января года, следующего за отчетным, направлять в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления данные технического учета и результаты анализа функционирования устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА ЛЭП и оборудования ПО кВ и выше, устройств автоматической частотной разгрузки, соответствующих критериям, указанным в подпунктах «а» - «в» пункта 7 Правил;

б)    представлять диспетчерским центрам субъекта оперативно-диспетчерского управления и центрам управления сетями сетевых организаций, в диспетчерском и технологическом управлении (ведении) которых находятся устройства РЗА или которые осуществляли выбор (согласование) параметров настройки и алгоритмов функционирования устройств (комплексов) РЗА, а также представлять по запросу другим владельцам объектов электроэнергетики, устройства РЗА которых функционально связаны с вышеуказанными устройствами (комплексами) РЗА для анализа работы и устранения причин их неправильного функционирования следующую информацию:

данные РАС, полученные от автономных РАС;

осциллограммы аварийных событий, полученные от микропроцессорных устройств РЗ, СА, ПА, СВ с использованием в них функции РАС;

результаты ОМП, полученные от специализированных устройств ОМП на

ЛЭП;

журналы срабатываний микропроцессорных устройств РЗ, СА, ПА, СВ.

10.    Информация, указанная в подпункте «а» пункта 9 Правил, должна представляться в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления по формам, установленным приложениями № 2 и № 3 к Правилам, посредством специализированного программно-аппаратного комплекса, предоставляемого субъектом оперативно-диспетчерского управления на безвозмездной основе, или посредством иного программного обеспечения (иных средств автоматизации), используемого владельцами объектов электроэнергетики,

интегрированного со специализированным программно-аппаратным комплексом субъекта оперативно-диспетчерского управления, в формате, определяемом субъектом оперативно-диспетчерского управления.

Информация, указанная в подпункте «б» пункта 9 Правил, должна представляться в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления и центры управления сетями сетевых организаций путем ее направления в указанные диспетчерские центры и центры управления сетями в течение суток по их запросу или путем предоставления им удаленного доступа к соответствующей информации в автоматизированном режиме.

II. Общие требования к техническому учету

11.    В ходе технического учета владельцами объектов электроэнергетики, субъектом оперативно-диспетчерского управления в соответствии с распределением функций по техническому учету, установленных главой I Правил, должны осуществляться:

количественный учет наличия устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА (далее - количественный учет);

анализ работы устройств (комплексов) функций РЗА и осуществляемая на его основе оценка работы устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА в соответствии с требованиями главы III Правил;

учет и распределение случаев неправильной работы устройств (комплексов), функций РЗА по видам причин в соответствии с требованиями главы IV Правил.

12.    Все устройства (комплексы) РЗА и реализованные в их составе функции РЗА, включая технологическую автоматику объектов электроэнергетики, подлежат количественному учету. При этом отдельному количественному учету подлежат автономные регистраторы аварийных событий, СМПР и устройства ОМП.

Результаты количественного учета должны оформляться в соответствии с таблицами «Наличие устройств и комплексов РЗА по состоянию на конец отчетного периода» и «Наличие функций РЗА, реализованных в устройствах и комплексах РЗА

по состоянию на конец отчетного периода», предусмотренными разделами 2 и 3 формы, установленной приложением № 2 к Правилам.

13.    При осуществлении технического учета:

случаи неправильной работы одного и того же устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА, происходящие (повторяющиеся) по одной и той же технической причине, вызванной ошибочными действиями персонала, выполняемыми с устройствами РЗА, или нарушениями требований нормативных правовых актов, нормативно-технической документации или инструктивной документации по РЗА, должны учитываться отдельно;

случаи неправильной работы одного и того же устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА, происходящие (повторяющиеся) по одной и той же технической причине, вызванной его техническим состоянием, до вывода из работы этого устройства, функции РЗА должны учитываться как один случай неправильной работы.

14.    Техническому учету в соответствии с Правилами также подлежит работа сигнальных элементов газовой защиты трансформаторов, автотрансформаторов и шунтирующих реакторов, сигнальных элементов КИВ, сигнальных элементов снижения давления элегаза измерительных трансформаторов, выключателей и работа иных устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА с действием на сигнал, приводящая к необходимости вывода оборудования из работы.

При определении общего количества действий устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА и при расчете показателей работы устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА, выполняемом в соответствии с главой VI Правил, указанные в абзаце первом настоящего пункта случаи работы учитываться не должны.

15.    Устройства РЗА и реализованные в их составе функции РЗА, принцип действия которых обеспечивается взаимодействием двух или более устройств РЗА, размещенные на разных технологически связанных объектах электроэнергетики (в том числе ДФЗ, ДЗЛ, УПАСК), должны учитываться отдельно, а не как одно устройство РЗА.

16.    При техническом учете должна указываться элементная база, на которой конструктивно выполнены устройства РЗА (ЭМ, МЭ или МП).

17.    При техническом учете должен указываться код категории персонала, допустившего ошибку, которая послужила причиной неправильной работы устройства (комплекса) РЗА, в соответствии с таблицей 1 приложения № 4 к Правилам.

18.    Сведения о всех случаях правильной и неправильной работы устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА должны отражаться в разделе 1 формы, установленной приложением № 2 к Правилам, с обязательным заполнением столбца «Описание события» в случае неправильной работы устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА.

III. Требования к оценке работы устройств (комплексов) релейной защиты и автоматики и реализованных в их составе функций релейной защиты и автоматики при проведении технического учета

19.    По результатам анализа работы устройств (комплексов) РЗА и реализованных в их составе функций РЗА в рамках технического учета должны приниматься следующие оценки работы устройств (комплексов) РЗА или реализованных в их составе функций РЗА: «правильно», «неправильно».

К случаям работы устройств РЗА (комплексов) и реализованных в их составе функций РЗА с оценкой «неправильно» должны относиться излишние срабатывания, ложные срабатывания, отказы срабатывания, допущенные неправильные срабатывания и несрабатывания.

20.    В случае неправильной работы одной из функций РЗА, входящей в состав многофункционального устройства РЗА, или в случае, когда устройство РЗА состоит из одной функции РЗА, оценка «неправильно» должна также выноситься и этому устройству РЗА.

Показатели работы устройств РЗА и реализованных в их составе функций РЗА должны учитываться отдельно и не суммироваться.

21. Срабатывание устройства РЗА или реализованных в его составе функций РЗА в соответствии с назначением устройства (комплекса) РЗА и исходя из

обеспечения выполнения устройством (комплексом) РЗА возложенных на него функций (далее - заложенная логика действия), при наличии требования срабатывания (воздействие на отключение, включение выключателей или других коммутационных аппаратов, на элементы противоаварийного управления энергосистемы или подача заданных сигналов на другие устройства РЗА) должно оцениваться как правильная работа устройств РЗА.

22.    Срабатывание или отказ срабатывания устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА вследствие неисправности, дефектов вспомогательных элементов, измерительных трансформаторов, сигналов положения силовых коммутационных аппаратов должны оцениваться как неправильная работа этих устройств РЗА.

В случае если неисправность вышеуказанного оборудования привела к неправильной работе нескольких устройств РЗА, оценка неправильной работы должна присваиваться каждому из сработавших (отказавших) устройств РЗА.

23.    Срабатывание устройства РЗА или реализованных в его составе функций РЗА в соответствии с заложенной логикой действия при отсутствии требования срабатывания для данного устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА, но при наличии требования срабатывания для других устройств РЗА или для других функций РЗА должно оцениваться как излишнее срабатывание.

К излишним срабатываниям также должны относиться действия устройств РЗА или реализованных в их составе функций РЗА, реализованные при наличии требования срабатывания, но приведшие к дополнительным (кроме заданных) отключениям, включениям, передаче непредусмотренных (излишних) сигналов.

24.    Срабатывание устройства РЗА или реализованных в его составе функций РЗА в соответствии с заложенной логикой действия при отсутствии требования срабатывания для данного устройств РЗА, а также передача в этих же условиях сигнала на другое устройство РЗА должны оцениваться как ложное срабатывание.

25.    Отсутствие срабатывания устройства РЗА или реализованной в его составе функции РЗА в соответствии с заложенной логикой действия при наличии требования срабатывания для данного устройства РЗА, данной функции РЗА,