Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

59 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Рекомендациях рассмотрены назначение; состав, порядок выполнения и объемы работ разных видов в различных условиях при инженерно-геологических изысканиях, а также получаемые результаты и их применение при проектировании вторых путей и реконструкции железных дорог.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Содержание и объемы инженерно-геологических изысканий для проектов второго (третьего и др.) пути и двухпутных вставок

     А. Изыскания для разработки проекта

     Работы, выполняемые в подготовительном периоде

     Попикетное описание и инженерно-геологические съемки

     Обследование балластных слоя и шлейфов

     Разведка балластных корыт, лож, гнезд, карманов, мешков, шапок

     Обследования устойчивых насыпей

     Обследования устойчивых выемок

     Обследования деформирующихся насыпей

     Обследования выемок с деформациями

     Разведка и опробованию грунтов оснований искусственных сооружений

     Поиски и разведка месторождений минеральных строительных материалов и грунтов для возведения насыпей

     Камеральные работы

     Б. Изыскания для составления рабочей документации

     Задачи изысканий, состав и объемы подготовительных, полевых и лабораторных работ

     Камеральные работы

3. Инженерно-геологические изыскания для разработки проектов реконструкции плана и профиля железнодорожных линий

     А. Изыскания для разработки проекта

     Работы, осуществляемые в подготовительном периоде

     Полевые и лабораторные работы

     Камеральные работы

     Б. Изыскания для составления рабочей документации

4. Инженерно-геологические изыскания для проектирования электрификации существующей железной дороги

     А. Изыскания для разработки проекта электрификации

     Работы выполняемые в подготовительном периоде

     Полевые и лабораторные работы

     Камеральные работы

     Б. Изыскания для составления рабочей документации

5. Инженерно-геологические изыскания для проектов реконструкции объектов на станциях

     А. Изыскания для разработки проекта реконструкции

     Работы, осуществляемые в подготовительном периоде

     Полевые и лабораторные работы

     Камеральные работы

     Б. Изыскания для составления рабочей документации

     Задачи изысканий, состав и объемы подготовительных полевых и лабораторных работ

     Камеральные работы

Список литературы

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЗС^СОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

УТВЕРЖДАЮ Зам. директора института Н. Б. СОКОЛОВ 28 ноября 1983 г.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИМ ИЗЫСКАНИЯМ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВТОРЫХ ПУТЕЙ И РЕКОНСТРУКЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Одобрены Гпавтранспроектом

Москва 1983

УДК 625.11:825.17 (083.75)

©

Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного строительства, 1983

200 м. Если выемка, нулевое место, насыпь имеют меньшее протяжение или грунты основной плошаяки сменяются чащ?, го соответственно сокращают и расстояния между поперечниками, которые должны быть заданы но каждом типе земляного полотна и виде грунтов площадки.

Кроме того, разведочные поперечники закладывают по осям труб, задним граням устоев мостов и в пяти метрах от этих граней в полевую сторону по насыпи. В горловинах станций поперечники задают на крестовинах стрелочных переводов.

В разведочном поперечнике на оси пути, на двух- и многопутных участках и на станциях по осям всех путей и междупутий, а в выемках также в кюветах, проходят закопушки, на обочинах же основной площадки - расчистки. Если при разведке обнаружится разница в составе и состоянии грунтов основной площадки земляного полотна в разных частях поперечника, то следует пройти дополнительную выработку в точке предполагаемого контакта, а при значительной пестроте грунтовых условий задать также по выработке у концов шпал для уточнения разреза.

Выработками следует проходить слои балласта, подбалластной подушки и заглубиться в подстилающие глинистые грунты основной плошалки до 10 см, в песчаные грунты земляного полотна до 20 см.

Все измерения высоты балластной призмы, положения обочин, мощностей слоев надлежит выполнять по рейке, укладываемой на головку ближайшего к выработке рельса и по уровню.

2.10.    Если в дистанции пути нет кондиционных материалов, из выработок по оси пути (путей) через 500 м отбирают послойно пробы балласта и материала подбалластной подушки, подстилающих песчаных грунтов основной площадки земляного полотна на анализ загрязненности. Подробнее методика обследования балластного слоя х^лезнолорожного пути описана в монографии fl5j .

2.11.    Балластные шлейфы на откосах насыпей обследуют со стороны пристройки проектируемого второго (третьего и т.д.) пути, а если сторонность последнего не

определена, то на обоих откосах насыпи, на каждом пикете и в местах максимальных высот откосов.

Если мощность шлейфа, измеряемая по нормали к поверхности огкоса, не превышает 0,5 м, шлейф расчищают узкой канавкой. При большей мощности шлейфа через 3 м но протяжению откоса задают прикопки, В отдельных случаях при частых изменениях моицости шлейфа по откосу может быть задана ступенчатая расчистка.

После описания строения, состава и состояния материала шлейфа и грунтов откосов насыпи канавки, прикопки, расчистки засыпают вровень с его поверхностью,

2.12.    Если насыпь гозведена из дренирующего грунта [б] , надлежит определить возможность оставления балластного шлейфа без его удаления,при пристройке земляного полотна нового пути, когда дренирующая способность грунтов шлейфа не превышает таковую у грунта насыпи,

В этом случае отбирают представительные образцы материала шлейфа и подстилающего дренирующего грунта откоса для анализа их водопроницаемости при плотности, отвечающей проектной у пристраиваемого земляного полотна.

2.13,    По результатам обследования следует составлять ведомости мощности балластного слоя и шлейфов, состава материала в них и подбалластной подушке, состава подстилающих грунтов земляного полотна, используемые

в качестве рабочих документов в дальнейшем при нанесении на продольный и поперечные профили последнего.

Разведка балластных корыг, лож, гнезд, карманов, мешков, ш$пок

2.J4. При обследовании балластного слоя по разности отметок его подошвы (а при гравийном или щебеночном балласт© подошвы подбалластиой подушки) на обочине и по оси пути (ближайляго к обочине на двух или многопутных линиях) частично выявляют* места, где эта подошва лежит на 30 см и более ниже истинной (фактической) бровки основной площадки земляного полотна, возведенного из и ед ре пирующего грунте.

Углубления основной площадки, где может застаиваться вода, могу» быть также на участках выплесков, морозного пучения или набухания-усадки грунтов, в местах расстройств пути, деформаций земляного полотна, выходов влаги на откосы насыпи.

В местах перечисленных новообразований и на участках деформаций площадки следует разбивать разведочные поперечники по стыхам и серединам рельсов, т.е. через 25-12,5 м на протяжении пути, а при сложной конфигурации углубления в плане и продольном профиле и чаше. Выработки в поперечнике задают но осям пути (путей), с наружной стороны рельсов, на обочинах основной площадки и на 0,2-0,5 м от концов шдал, а при сложной конфигурации балластного новообразования в поперечном его разрезе и чаще.

На разведочных поперечниках це/юсообраэно также выполнять электроконтакткое зондирование Q6j , менее трудоемкое, нежели шурфование, и менее нарушающее балластный слой и земляное полотно,

В тех случаях, когда положение и размеры балластных углублений указаны в материалах желдорпроектоо дорог и документах эксплуатационной отчетности дистанций пути, можно ограничиться разведкой и зондированием на контрольных поперечниках для уточнения устаревающих данных.

2.16.    Выработки заглубляют на 20 см ниже подошвы балластного углубления. Послойно в одной из средних выработок на поперечнике отбирают образцы для определения гранулометрического состава баллягта и дренирующих грунтов и пределов пластичного состояния, влажности подстилающих углубление глинистых грунтов земляного полотна, их плотности.

Обследования устойчивых насыпей

2.16.    Целью обследования земляного полотна существующего пути (путей) является уточнение состава грунтов тела, откосов и основания насыпей, откосов и основания пути в выемках и установление состояния этих

грунтом на период эксплуатации к моменту обследования, а при пзменеиинх строения грунтовых массивов и свойств грунтов - определение характера и глубины этих изменений.

2.17. Ь'сля при обследовании балласта, балластных образований и расчистках откосных шлейфов вскрыты грунты, отличные по составу от указанных в проекте существующего пути (путей) и от грунтов резервов, близрасположен-ных земляных карьеров и выемок, а источники получения этих грунтов при строительстве остались неизвестными, то для определения фактического состава и состояния грунтов насыпи ее следует разведать.

Скважины надлежит проходить на обочине насыпи со стороны пристраиваемого пути по две с каждой стороны от искусственного сооружения и одну над последним. При разнице в составе грунтов в смежных точках разведки насыпи по какой-либо из ее частей в стороны от сооружения между этими скважинами нужно задавать пополнительные промежуточные выработки или точки .зондирования.

При невязке слоев в поперечном профиле насыпи, построенном по ci-важине и расчистке ближайшего откоса, следует расчистить второй откос невысокой насыпи, бурить скважину на другой обочине высокой насыпи.

Выработки, проходимые в теле насыпи, надлежит заглубить на 2 м в плотные грунты ее основания, минеральное дно болота, ниже подошвы тол ши слабых грунтов основания, Скважину над сооружением нужно пройти до верха трубы, лотка.

2,1Я, На насыпях, возведенных из песчаных или гравийных грунтов, у скважин рекомендуется поставить статическое либо динамическое зондирование для определения

плотности и прочности

При разведке следует отбирать образцы грунтов каждого слоя в насыпи для определения номенклатурных характеристик, плотности и влажности, а для песков и гравия, кроме того, углов естественного откоса в сухом состоянии п под водой, коэффициента фильтрации при фактической в пасы ли плотности грунта.

2.19.    12с л и в выемке нет каких-либо деформаций, откосы хорошо одернованы и их крутизна соответствует проектной, то кроме обследования балластного слоя следует только задавать расчистки откосов в выветривающихся породах, используя в остальном материалы изысканий, проектирования и строительства сугдаствующей железной дороги, ее последней паспортизации.

На откосах выемок в скальных, полускальных и коренных породах (в том числе глинистых, песчаных) постепенно образуется элювиальный слой (корка выветривания), который нужно обслецовать, поскольку он играет важную роль в местной устойчивости откоса, а категория грунтов по трудности разработки в этом слое существенно иная нежели самой породы (коренной, крепкой).

Необходимо определять мощность выветрелого слоя и состав элювия, уточнять состав материнской породы и характер ее залегания напластования (строение массива, его трещиноватость), Q8, 19^ .

2.20.    Расчшшют оба откоса выемки (канавками, ступенями) на каждом пикете и на плюсах продольно! о профиле каждого из откосов. У легковыветрипающихсл порол моццость современной коры выветрисиния может быть большей 0,5 м, В этом случае вместо сплошной рлсчис-г-ки целесообразно задавать неглубокие шурфы послойно и не реже чем через 2 м по высоте откоса с последующей их послойной засыпкой и утрамбовкой засыпаемых грунтов.

Отбирают образцы грунтов лля определения номенклатурных показателей, плотности и влажности элювия и материнской породы.

Для песчаных грунтов, кроме того, находят углы естественного откоса в сухом состоянии и иод водой.

2.21.    Балластные слои и новообразования, грунты существующего земляного полотна (насыпей, нулевых мест, выемок) и его основания наносят на поперечные профили для проектирования пристраиваемого полотна второго (третьего и т.д.) пути и вставок.

2.22.    Материалы по обследованиям сплыаов и оползней откосов, расползанию насыпей имеются в фондах дистанций пути. Для уточнения состояния грунтов на период изысканий при решении вопроса о принятом варианте стабилизации насыпи (в том числе пристройкой второго пути) или варианта двухпутного обхода неблагоприятного участка, d случае недостаточности этих материалов может потребоваться проходка отдельных скважин по месту наибольшей деформации через тело насыпи и в основание, где также может проходить одна из поверхностей скольжения.

Из этих контрольных скважин следует отбирать монолита послойно и из зон ослабления (поверхности оползневого смещения, слои и линзы слабо уплотненных и переувлажненных грунтов, глубокие балластные мешки и пр.) для определения параметров возникающей,, контактной и длительной прочности грунтов по преимуществу в испытаниях на приборах трехосного сжатия. Эти параметры используют в расчетах устойчивости при проектировании стабилизации насыпи и в случае принятия варианта пристройки к ней насыпи второго пути.

2.23.    Участки оседающих насыпей обычно зафиксированы в фондах и эксплуатационной отчетности дистанций пути по выполняемым здесь периодическим подъемкам пути (путей) на балласт, как это имеот место при уплотнении грунтов тела насыпи и образовании балластных гивпок#.

Кроме того, валы выпирания грунтов основания могут быть обнаружены у подошв откосов насыпи пои г.опикет-ном описании. В случае выпора и при длительном уплотнении грунтов основания насыпи чаша оседания обычно симметрична. Форму ее следует уточнить, проходя с обочины насыпи со стороны пристройки нового (второго и яр.) пути или двухпутной пс.таьки наклонную скьожину к оси пути (и чаши), эяглубляемую на 2 м » просег.шее основание, и отобрать монолитные керны грунтов тела и основания насыпи.

Кроме номенклатурных показателей нужно определить плотность и влажюсть грунтов. Если осадки продолжаются, следует определить модуль общэй деформации грунта основания, а при выпоре испытать выпирающие грунты на сопротивление неконсолидированному сдвигу, слабые разности испытывать крыльчаткой здесь же в массиве на сопротивление вращательному срезу.

2.24.    Причиной осадки насыпи может быть оттаивание грунтов основания. В общем случае чаша оттаивания-просадки асимметрична. Она глубже под откосом южной экспозиции и с верховой стороны насыпи. Для оконтуриоання чаши оттаивания под насыпью и установления положения кровли толщи вечномерзлых грунтов вне насыпи следует проходить на поперечнике 4-Б скважин (4 при симметрии чаши оттаивания).

Для талых грунтов тела насыпи нужно определять номенклатурные характеристики, плотность и влажность.

Для мерзлых и оттаивающих грунтов основания насыпи следует, крок** того, находить температуру (после выстой-ки скважин) и льдистость, просадочность при оттаивании поЛ удельным давлением от веса насыпи и подвижной (поездной) нагрузки.

Песчаные талые грунты тела и основания насыпи целесообразно подвергнуть у точек бурения зондированию.

2.25,    На болотах и толщах слабых грунтов могут происходить значительные осадки насыпей при сжатии оснований. Чаша проседания может быть симметричной и асимметричной. На поперечнике следует заложить 4-5 скважин. Скважины следует заглублять на 2 м в плотные минеральные грунты дна болота, подошвы то лип рыхлых грунтов.

При провале насыпи в болотные отложения, илы она может частично или полностью осесть на минеральное дно болота, кроплю толши плотных грунтов, подстилающих слабые. Чаша провала может иметь сложную форму. Для ее оконтуривания следует проходить 4-5 скважин на поперечнике. Если провалы происходили в прошлом, информация о них должна содержаться в фондовых материалах дистанций и служб пути. Обследовать надлежит места провалов и смежные участки, потенциально олясчые в отпо-

шении возможности новых провалов при пристройке к существующей насыпи второго (третьего и т.д.) пути. Если документация по уже происиедшим провалам сохранилась, на таких участках достаточно ограничиться отдельными контрольными скважинами по месту наибольшей деформации существующей насыпи.

ному срезу


Грунты опробуют. Кроме номенклатурных характеристик грунтов тела и основания осевшей и (или) провалившейся насыпи, их плотности и влажности следует определять ботанический состав и степень разложения торфа, модуль деформации его при малых степенях разложения. Для торфа высоких степеней разложения, илов и глинистых грунтов высоких консистенций необходимо проводить испытания в массиве крыльчаткой на сопротивление вращатель-

2.26, При смещениях насыпи по склону, косогору они фиксируются в эксплуатационной отчетности дистанции пути по периодическим выправкам положения его оси и подъемкам на балласт. При попикетном описании различают скольжение подошвы насыпи но поверхности склона, когда подножие низового ее откоса как бы подминает склон под себя, и смещение насыпи вместе с ополэаюиим склоном, когда у такого подножия оораэуются валы выпирания грунта основания насыпи.

В первом случае достаточно иройги скважину через тело насыпи с обочины со стороны пристройки второго (третьего и др.) пути и по выработке у подошв откосов насыпи, заглубляя все три в основание на 3 м. So втором случае. кроме того, понадобится пройти еще одну скважину на низовом откосе насыпи для оконтуриаания чаши сползания, причем выработки следует заглубить на 2 м ниже поверхности оползневого смещения.

Грунты опробуют. Кроме определения номенклатурных показателей, плотности и влажности грунтов тела и основания смеиаемых насыпей в первом случае необходимо определять параметры прочности грунтов по контакту насыпи и ее основания, во втором - по поверхности скользни я.

2.27.    Стреляние обломков, вывалы из откосов, осыпание элювия фиксируются дистанцией пути в журналах периодических околов и зачисток с*ал, очистки закюветных полок, кюветов и пути (путей) от падающего на них материала. Хирактер явлений должен быть уточнен при попи-кетном описании и расчистках откосов выемок (см.п.2.20). Петрографический состав скальных пород, трещиноватость их в откосах, элементы залегания устанавливают визуально [18, 19] и с: пом о лью горного компаса.

2.28.    При оползнях и сплывах откосов выемок также используют материалы дистанций пути. Для уточнения характера и размеров этих явлений по местам наибольших деформации следует задавать отдельные контрольные сква-Х41НЫ. заглубляемые на 2 м ниже поверхности смешения. Грунты этих скважин опробуют.

Кроме номенклатурных показателей, плотности и влажности грунтов необходимо для грунтов зон смепений определять параметры контактной прочности.

2.29.    Оседания пути с выжиманием грунтов в кюветы вьемок происходят при процессах попеременного набухания и усадки или морозного пучения грунтов основания вследствие неудовлетворительной работы дренирующей подушки замены (недостаточная толщина, загрязнение материала), появления балластных корыт и лож, неисправности дренажей.

Следует в месте максимальной деформации заложить три выработки - две в кюветах и одну на обочине основной площадки со стороны проектируемого нового пути на глубину, превышающую толщину дренируюшэй подушки не менее чем на 2 м{ отобрать образцы и определить номенклатурные показатели, влажность, плотность и характеристики набухания-усадки глинистых грунтов, выжимаемых в кюветы со стороны пути или из-под подошвы откосов выемки.

2.30.    В области вечной мерзлоты сплывы откосов (со-лифлюкция) и оседания пути могут происходить вследст-

вне оттаивания льдистых грунтов, вскрытых выемкой.

Для оконтуривлния ореола оттаиоания откосы и основание выемки разведывают несколькими выработками по местам максимальных деформаций.

Талые грунты опробуют, определяя номенклатурные характеристики, плотность и влажность, о для мерзлых грунтов, кроме того, следует находить льдистость, относительную просалочность под давлением О, 1 МПа (для основания пути) и после эыстойк.1 скважин - температуру.

2.31.    Нели в материалах эксплуатации имеются сведения о провалах пути в карстовые и суффозиопные полости и подземные выработки, следует с помощью электро- и сейсморазведки уточнить положение и размеры происшедших провалов и возможных непроявленных полостей.

Обнаруженные непроявленные под основанием земляного полотна действующего и вновь проектируемого пути (путей) полости спег.ует вскрыть одной-двумя выработками каждую до ее дна и ниже на 2 м для уточнения положения и размеров.

Определяют петрографический состав карстуюшихся пород, номенклатурные характеристики, плоттость и влажность заполнителя полостей и грунтов, подверженных суффозии. Для последних находят также коэффициент фильтрации при естественной плотности, установленной зондированием,

2.32.    Составляют и передают в группу проектирования ведомость мест деформаций земляного полотна с указанием характера, положения, размеров и причин деформаций.

Разведка и опробование грунтов оснований искусственных сооружений

2.33.    При проектировании удлинения трубы, лотка под ьторой (третий и др.) путь, замены существующего моста трубой, пристройки нового моста рядом с существуюиим необходимо полностью использовать материалы разведки

и опробования грунтов оснований существующих сооружений для оптимизации состава и объемов новых работ.

В Рекомендациях рассмотрены назначение; состав, порядок выполнения и объемы работ разных видов в различных условиях при инженерно-геологических изысканиях, а также получаемые результаты и их применение при проектировании вторых путей и реконструкции железных дорог.

Рекомендации разработаны канд.геол.-минерал.наук М.К.Дружининым при участии инженеров Р.И,Трубицыной (ЦНИИС) В.И.Сафроновой и М.М. Пустолякова (М0сгип-ротранс).

Зав,отделением изысканий и проектирования железных

дорог    Л. М.Козлов

Нели имеющиеся материалы недостаточны и не отмечают современны/: требованиям инженерно-геологического обоснования проектов сооружений по кондициям и надежности,следует в первых двух случаях задать не менее двух скважин по оси сооружения в расстояниях,равных удвоенной высоте насыпи, от осей существующего и проектируемого путей, как показано на рис, I, а, б. При пристройке малого моста по его оси надо задавать две скважины, а в расстоянии, равном удвоенной высоте насыпи сушэствуюиего пути, от его оси третью выработку, как показано на рис, 1, в. Глубины скважин следует принимать но менее, м: в плотных грунтах )(гравии, песках, полутвердых глинистых) ••,•••••• 8

в мерзлых разностях ...... ,    ,    ,    ,    15

в слабых грунтах ............. 20,считая от

г    отметки    за

ложения подошвы фундамента

Рис, 1, Схемы расположения скважин в плане: а - при замене сущгс*гвующего моста трубой при проектировании второго пути; б - при уд ими''ни и трубы, иогка; в - в случае пристройки второго моста иод второй путь;

1, 2 - оси первого (сущостпующсчо) к второго (пристраиваемого) пути; 1) - высота насыпи; о — скважины

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1* Инженерно-геологические изыскания провопят с целью получения исходных данных для разработки проектных решений:

по выбору сторонности второго пути и его размещения на совместном с первым путем земляном полотне или раздельно, в одном или разных уровнях^

реконструкции существующей линии (увеличение радиусов кривых, спрямление линии, умягчение уклонов, электрификация, развитие станций и др.);

обеспечения планируемого строительства материалами и грунтами для возведения земляного полотна второго и новых путей.

1.2.    Объемы работ зависят от сложности региональных инженерно-геологических условий, рода и размеров проектируемых и существующих сооружений, состояния последних, наличия и кондиционности изыскательской, проектной, построечной и эксплуатационной отчетности по существующим объектам, стадии проектирования Ql] и этапа изысканий,

1.3.    Сложные инженерно-геологические условия, при которых осуществляют п иснов.чс-м индивидуальное проектирование железнодорожных сооружений и гыполняют большие объемы инженерно-геологических съемок, разведочных работ и опробования грунтов - глав ных элементов изысканий, охарактеризованы в нормативных и рекомендательных документах £2 - 5J.

Индивидуальное проектирование выполняют также при некоторых деформациях тела, откосов й основания земляного полотна [Ъ, 7], основания и среды малых искусственных сооружений.

1.4.    Полнота, кондиционность и качество имеющейся инженерно-геологической информации определяются масштабами предшествовавшего изучения района изысканий, участка дороги, временем составления материалов и соответствием содержания документов требованиям действующих нормативов,

4

Кондиционными по отношению к современным требованиям следует с штать материалы предшествовавших изысканий и проектирования, полученные, как правило, в последнее десятилетие. Достаточно надежны для обеспечения новых проектных решений материалы опробования грунтов, содержащие нормативные или расчетные характеристики грунтов, которые явятся основаниями, средой, материалами различных проектируемых и реконструируемых дорожных сооружений и объектами разработки при строительстве [*8 - ll]*

1.5.    В соответствии с двухстаднйннм проектированием (проект и рабочая документация СО ) объектов второго (третьего и т.д.) пути и реконструкции железной дороги инженерно-геологические изыскания следует выполнять в два соответствующих этапа.

При проектировании второго (третьего и лр.) пути на раздельном с существующим (существующими путями) земляном полотне, явух-многопутных обходов неблагоприятных участков дороги, удаленных от линии спрямлений этапов изысканий может быть три:

для выбора размец^ния новых путей, спрямляемых участков;

по выбранному варианту расположения нового строительства;

в стадии рабочей документации по вариантам решений (прив!1зок на местности, конструктивного оформления проектируемых сооружений и по технологии строительства).

1.6.    Специфика изысканий на линии состоит в проведении ряда работ на полотне действующего пути (путей), нередко в стесненных условиях. Она диктует необходимость соблюдения особых пропил техники безопасности, производственной санитарии и охраны труда [j2 — 14], оказывает влияние на технологию и методику выполнения изысканий и выбор специальных (компактных, разборных, легко перемещаемых и т.д.) средств техники инженерно-геологических работ fl5 - 17J.

Работы в пределах габарита приближения строений и на путях, за исключением вскрытия прикопок при обсле-

довании балластного слоя, следует выполнять только при наличии или предоставлении окон в движении для полного обеспечения безопасности работ и движении поездов.

2. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМЫ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ ДЛЯ ПРОЕКТОВ ВТОРОГО (ТРЕТЬЕГО И ДР.)

ПУТИ И ДВУХПУТНЫХ ВСТАВОК

А. Изыскания для разработки проекта

2.1.    На проведение инженерно-геологических изысканий от ведущего проектно-изыскательского авторского отдела должно быть получено техническое задание, содержание и форма которого устанавливаются стандартом предприятия (проекто-изыскательской организации - генерального проектировщика).

В общем случае оно должно содержать следующие данные:

назначение и состав предстоящих изыскательских работ и проектных проработок;

планируемые сроки и объемы этих работ по объекту изысканий (размещение и длина вариантов второго пути или двухпутных вставок, время, отводимое на подготовительные, нолевые, лаборатории ю и камеральные работы, сроки сдачи проекта и др. / с картой-схемой размещения вариантов;

продольные профили вариантов размещения второго (третьего и т.п.) пути или двухпутных вставок по разным сторонам существуюцей железной дороги, на совместном или раздельном с существующим земляном полотне, на одно-,двух- или многопутном обходе и т. д.;

основные требования к проведению инженерно-геологических изысканий (подрабатываются совместно отделами авторским (головным) и инженерной геологии организации генерального проектировщика).

2.2.    Специфическими задачами инженерно-геологических изысканий вторых путей и двухпутных вставок являются:

изучение комплекса инженерно-геологических условий, измененных стрзительством и эксплуатацией сооружений и зданий существующей железной дороги;

обследование состояния земляного полотна и оснований зданий и сооружений дороги для установления рода, размеров, интенсивности и активности проявления различных инженерно-геологических процессов - причин наблюдаемых и вероятных деформаций, что используют при построении аналогий для нового строительства;

разработка инженерно-геологических прогнозов для строительства и на периоп эксплуатации пристраиваемых, обновляемых и новых сооружений.

Работы, выполняемые в подготовительном периоде

2.3.    Для программирования и оптимизации состава и объемов изыскательских работ надлежит собирать, анализировать и обобщать литературные и картографические источники, аэрофотоснимки, фондовые материалы предшествовавших изысканий, проектирования, строительства, капитальных и плановых ремонтов и эксплуатации верхнего строения пути, земляного полотна, искусственных и других сооружений железных дорог.

Предшествующие изыскательские и построечные материалы необходимо рассмотреть в отношении их полноты, кондиционности и надежности (см.п. 1.4),

2.4,    В линейных и проектных организациях управлений железных дорог, Гипротранспути МПС и его филиалах собирают сведения о работе и состоянии сооружений действующего пути в эксплуатации на интересующих участках:

подробный продольный профиль последней инструментальной проверки пути;

проектную и строительную документацию по последним проведенным плановым ремонтам пути на участках и характеристику содержания и объемов выполненных для обоснования проектов инженерно-геологических работ; проектную и строительную документацию по переуст-

ройству или восстановлению отдельных сооружений и данные о замене грунтов на отдельных участках;

перечень мест с деформациями земляного полотна и оснований сооружений с привязкой к километражу и пикетажу железной дороги* описаниями характера, размеров, истории развития деформаций;

перечень и описание конструкций поддерживающих, защитных и дренажных сооружений с характеристикой их состояния и эффективности функциональной работы;

сведения о фактических нагрузках на основания сооружений;

данные и роде балласта и грунта подбалластной подушки, их загрязненности и составе, мощности балластного слоя и подушки на разных участках пути, о грунтах земляного полотна;

перечепь участков пути на перегонах, где ширина основной площадки земляного полотна меньше и больше проектной или нормативной;

перечень мест, дат я сроков ограничения скоростей и перерывов в движении поездов с указанием причин;

сведения о местоположении, путях сообщения, остаточных запасах и качестве материала в карьерах и законсервированных месторождениях: балласта, камня, песка, дренирующих грунтов и других минеральных строительных материалов, отходов заводов щебня, используемых или ранее использовавшихся в хозяйстве железной дороги.

Многие из перечисленных сведений должны Сыть получены в форме справок дистанций пути, представляющих официальные заверенные документы, в качестве материалов, используемых при проектировании земляного полотна, верхнего строения и сооружений нового пути и для составления программ и смет инженерно-геологических изысканий для кнндой из стадий проектирования.

2.3. На основе выданного задания и результатов выполненных подготовительных работ составляют программу последующих полевых, лабораторных и камеральных инженерно-геологических работ, формируют изыскательскиз подразделения и разрабатывают график изысканий, опре-

делкют технические средства и полевое оснащение персонала исполнителей по номенклатуре и количеству, составляют смету стоимости выполнения работ,

В программе работ должны быть отражены: условия н задачи инженерно-геологических изысканий; планируемые состав и объемы работ различных видов в соответствии с дислокацией изыскательских подразделений и распределением работ между ними;

состав и сроки получения промежуточных материалов, передаваемых в процессе изысканий и проектирования изыскательской топогеодеэической и проектной группам экспедиции (расширенной партии), необходимых для обоснования текущих проектных проработок;

состав инженерно-геологической информации, размножаемой и включаемой в разделы проекта.

2.6,    На основе результатов подготовительных работ изыскателям и проектировщикам в первую очередь необходимо выдать материалы по сравнению инженерно-геологических условий каждого из вариантов размещения новых (вторых и т.д.) путей и вставок в виде пояснительной записки и нанести инженерно-геологические данные на продольные профили этих вариантов (в объеме полученной и обработанной имеющейся инженерно-геологической информации), составленные к^мерально.

В свок» очередь, еще на этапе подготовительных работ от проектно-изыскательской группы следует получить сведения по выбираемому варианту (сторонность второго и т.д, пути и вставок на разных участках пороги, варианты обхода на других, продольный профиль выбранной трассы и др.).

Попикотное описание н инженерно-гоологическио

съемки

2.7,    Обследования начинают с попикегного описания.

При попикетиом описании помимо обычных операций, осуществляемых в процессе крупномасштабного инженерногеологического картирования, осматривают земляное полотно и линейные сооружения действующего пути (путей)

для установления их состояния в первом приближении; расчищают стенки резервов и карьеров, естественные обнажения и описывают грунты и выходы, вскрытия (колодцы и др.) подземных вод.

Определяют в натуре границы участков неустойчивого или деформированного земляного полотна. Они могут не совпадать с указанными в формах текущей эксплуатационной отчетности содержания пути (см,п.2.4).

2.8,    Инженерно-геологические съемки в зависимости от сложности условий — масштабов 1:25000, 1:10000,

1:5000 или 1:2000 следует проводить в полосе, прилегающей к трассе второго (третьего и т.д,) пути, проектируемого на раздельном с первым путем земляном полотне, или по двухпутным обходам неблагоприятных для дороги участков как и для новых железнодорожных трасс и объектов площадного строительства, |2 - 5J , При этом ведут также маршруты по поискам месторождений обыкновенных и дренируюинх грунтов, балластных и других строительных материалов.

При nporpaN' мировании съемок и поисков надлежит использовать материалы ранее проведенного при изысканиях существующей железной дороги инженерно-геологического картирования для оптимизации состава и объемов работ насколько это позволит кондиционность* наличных данных по отношению к современным требованиям.

Для изучения динамики местных геологических процессов следует использовать аэроснимки залетов разных лет.

На основе результатов съемок л поисков следует уточнить программу работ, составленную в подготовительном к полевым изысканиям периоде.

Обследования бгвластных слоя и шлейфов

2.9.    По материалам, полученным из дистанции пути,

и результатам попнкетного описания в земляном полотне выделяют участки однородных по составу и состоянию грунтов. На таких участках балластный слой разведывают по поперечинкам, разбиваемым на перегонах и в местах переустраиваемого путевого развитие станций через