Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

177 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила содержат основные требования по обеспечению безопасного ведения работ, соблюдению норм производственной санитарии и трудового законодательства при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, а также на производственных базах и заводах, обслуживающих дорожное строительство. Правила обязательны для организаций и подразделений дорожных хозяйств, входящих в обслуживание Центрального Комитета профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог.

 Скачать PDF

Оглавление

Глава 1 Общие требования техники безопасности, производственной санитарии и трудового законодательства

Глава 2 Требования техники безопасности при работе на дорожных машинах

Глава 3 Техника безопасности при расчистке трассы дороги

Глава 4 Техника безопасности при сооружении земляного полотна

Глава 5 Техника безопасности при строительстве дорожных одежд

Глава 6 Техника безопасности при ремонте и содержании мостов, труб и зданий

Глава 7 Техника безопасности при ремонте и содержании автомобильных дорог

Глава 8 Техника безопасности при погрузочно-разгрузочных работах

Глава 9 Техника безопасности на производственных базах и заводах

Глава 10 Техника безопасности при работе в зимнее время

Глава 11 Техника безопасности при работе с веществами, обладающими токсическими свойствами

Глава 12 Техника безопасности при работе на притрассовых карьерах

Глава 13 Техника безопасности при буро-взрывных работах

Глава 14 Техника безопасности при работе с инструментом

Глава 15 Техника безопасности при работе силового оборудования

Глава 16 Техника безопасности при сварочных работах

Глава 17 Техника безопасности при техническом обслуживании и текущем ремонте дорожных машин

Глава 18 Техника безопасности при пропуске ледохода и паводковых вод; использование паромов и других средств переправы

Приложение 1 Перечень действующих отраслевых правил техники безопасности и производственной санитарии

Приложение 2 Перечень правил, инструкций и других документов, изданных министерствами и ведомствами и обязательных при выполнении дорожных работ

Приложение 3 Перечень профессиональных рабочих, занятых на строительно-монтажных работах, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования по технике безопасности

Приложение 4 Контрольный лист инструктажа по технике безопасности

Приложение 5 Журнал инструктажа по технике безопасности

Приложение 6 Форма протокола проверки знания рабочими безопасных методов и приемов работ

Приложение 7 Форма протокола проверки знания инженерно-техническими работниками правил техники безопасности

Приложение 8 Форма удостоверения для инженерно-технических работников

Приложение 9 О проверке знаний по охране труда инженерно-технических работников

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИЛА

ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕМОНТЕ И СОДЕРЖАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Утверждены Министерством строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР 25.02.77

Утверждены

Министерством

транспортного

строительства

СССР

29.04.77

Согласованы Президиумом ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог 25.01.77

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕМОНТЕ И СОДЕРЖАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1971


д)    ответственность и контроль за соблюдением работающими правил техники безопасности;

е)    освещение в темное время суток и при плохой видимости рабочих площадок и рабочих мест;

ж)    контроль за соблюдением норм переноски тяжестей;

з)    обеспечение рабочих мест предупредительными надписями, плакатами и инструкциями по технике безопасности;

и)    соблюдение чистоты и порядка на рабочих местах, в проходах, на подъездных путях и строительной площадке;

к)    своевременное расследование несчастных случаев, связанных с производством, и составление соответствующих актов, участие в разработке мероприятий по предотвращению производственного травматизма.

1.30.    На линейных механиков и энергетиков в пределах порученных им участков возлагается:

а)    ответственность и систематический надзор за выполнением рабочими правил техники безопасности при эксплуатации и ремонте дорожных машин, подъемных приспособлений, электрооборудования, механизированного и ручного инструмента;

б)    регулярный технический осмотр машин и оборудования с целью определения их технической исправности и соблюдения сроков плановопредупредительных ремонтов;

в)    надзор за исправностью силовых и осветительных электропроводов, проверка заземления машин, оборудования, электрифицированного инструмента и электрооборудования;

г)    надзор за наличием и исправностью ограждений движущихся частей механизмов и элекгропусковых устройств (рубильников и т. п.);

д)    инструктаж и обучение рабочих, занятых на обслуживании машин, механизмов и оборудования, безопасным методам и приомам работ, а также обеспечение рабочих мест предупредительными надписями, плакатами и инструкциями по технике безопасности и производственной санитарии.

1.31.    На начальников транспортных подразделений дорожных организаций возлагается организация транспортных и погрузочно-разгрузочных работ в соответствии с Правилами техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта.

1.32.    На бригадиров возлагается обеспечение трудовой дисциплины среди членов бригады, выполнение ими правил внутреннего трудового распорядка. и правил техники безопасности.

1.33.    Старший инженер (инженер) по технике безопасности является помощником главного инженера дорожной организации и работает под его непосредственным руководством. Это положение распространяется также на инженерно-технических работников, на которых по совместительству возложены обязанности инженера по технике безопасности.

134. На инженера (старшего инженера) по технике безопасности возлагается:

а)    составление проектов перспективных, годовых и квартальных планов по улучшению техники безопасности и санитарно-бытового обслуживания работающих в дорожных организациях, согласование их с профсоюзной организацией и контроль за выполнением этих планов;

б)    осуществление контроля:

за соблюдением руководителями подчиненных дорожных организаций действующего законодательства, приказов, инструкций и других нормативных документов вышестоящих организаций и органов государственного надзора в области техники безопасности и производственной санитарии, а также за выполнением указаний по технике безопасности, вносимых в журнал производства работ;

за правильным использованием дорожной организацией средств, ассигнованных на мероприятия по охране труда;

за соблюдением установленных сроков испытаний средств индивидуальной защиты, приспособлений, машин, механизмов и другого оборудования,

подлежащих периодическим или единовременным испытаниям и в необходимых случаях участие в этих испытаниях;

за обеспечением работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, за организацией их хранения, стирки, обеспыливания, чистки и ремонта;

в)    учет несчастных случаев, связанных с производством в дорожных организациях, проведение анализа причин их возникновения, составление отчетов о пострадавших при авариях и несчастных случаях и об освоении дорожной организацией средств, ассигнованных на мероприятия по охране труда;

г)    участие в расследовании аварий и несчастных случаев, связанных с производством, а также мероприятий по их предупреждению и установлению причин их возникновения;

д)    подготовка проектов приказов по вопросам охраны труда;

е)    участие в рассмотрении проектов организации работ в части полноты и обоснованности принятых решений по охране труда;

ж)    проведение вводного инструктажа рабочих по технике безопасности и осуществление контроля за своевременным проведением инструктажа но технике безопасности непосредственно па рабочих местах;

з)    организация изучения инженерно-техническими работниками и рабочими дорожной организации правил техники безопасности;

и)    участие в работе комиссий по проверке знания инженерно-техническими работниками правил техники безопасности и производственной санитарии;

к)    оборудование кабинетов, уголков и витрин по технике безопасности и производственной санитарии, руководство их работой;

л)    распространение наглядных пособий — плакатов и предупредительных надписей, правил, инструкций и литературы по технике безопасности;

м)    внедрение предложений научно-исследовательских институтов и других организаций и предприятий по улучшению состояния техники безопасности и производственной санитарии;

и) участие в комиссиях по приемке в эксплуатацию новых и реконструируемых асфальто- и цементнобетонных заводов, камнедробильных, битумных и эмульсионных баз, ремонтных мастерских и других предприятий.

1.35. Инженер (старший инженер) по технике безопасности имеет право:

а)    проверять состояние техники безопасности и производственной санитарии на всех участках, предприятиях и в цехах, подчиненных дорожной организации;

б)    давать руководителям производственных участков и цехов указания об устранении недостатков и нарушений правил техники безопасности и производственной санитарии. Эти указания могут быть отменены только главным инженером дорожной организации, в которой работает данный инженер (старший инженер) по технике безопасности;

в)    запрещать или приостанавливать работу на отдельных производственных участках, агрегатах, машинах, станках при условиях, опасных для жизни или здоровья работающих, и немедленно сообщать об этом руководству дорожной организации;

г)    ставить перед руководством дорожной организации вопрос об отстранении от руководства инженерно-технических работников, допускающих грубые нарушения техники безопасности и производственной санитарии;

д)    принимать меры к изъятию оборудования, инструментов и приспособлений. не соответствующих требованиям Правил;

е)    требовать от руководителей участков, предприятий, цехов и других подразделений: систематического учета и своевременного расследования несчастных случаев, связанных с производством, а также наличия на рабочих местах инструкций по технике безопасности; выполнения работ в соответствии с требованиями норм и правил по технике безопасности, а также решениями по технике безопасности, принятыми в проекте организации работ,

ж)    вносить руководству дорожной организации предложения о поощрении работников участков, предприятий, цехов и других подразделений за

достигнутые успехи в улучшении техники безопасности и производственной санитарии.

1.36. Руководители и инженерно-технические работники дорожных организаций (от начальника главного управления министерства или ведомства до мастера включительно) несут ответственность в уголовном и административном порядке за:

а)    невыполнение возложенных на них обязанностей по охране труда, в том числе принятых по коллективным договорам и соглашениям;

б)    нарушение своими распоряжениями или действиями требований законодательства по охране труда, настоящих Правил, а также за бездействие, проявленное в этих вопросах;

в)    несчастные случаи, происшедшие вследствие несоблюдения требований и обязанностей, изложенных ь настоящих и других правилах техники безопасности;

г)    невыполнение предписаний технической инспекции профессионального союза (совета профсоюзов), местных органов Госгортехнадзора и Госэнергонадзора, санитарной и пожарной инспекций.

1.37 Работники проектных дорожных организаций обязаны давать в проектной документации решения по основным вопросам безопасности условий труда работающих.

1.38. Руководители и непосредственные исполнители отдельных проектов несут ответственность в уголовном и административном порядке за несчастные случаи, происшедшие на дорожных работах вследствии неправильных решений, принятых в проектах, рабочих чертежах и проектах производства работ.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ

1.39.    Организация рабочих мест должна обеспечивать безопасность выполнения работ. Рабочие места должны быть оборудованы необходимыми ограждениями, защитными и предохранительными приспособлениями и устройствами. На рабочих местах и строительной площадке запрещается присутствовать посторонним лицам.

1.40.    Открытые проемы в стенах, настил к которым примыкает только с одной стороны (пол на уровне 0,7 м от низа проема), должны иметь ограждения высотой нс менее 1 м и бортовую доску высотой не менее 15 см.

1.41.    Отверстия н перекрытиях, люки шахты, шурфы, колодцы, у которых производятся работы или к которым возможен доступ людей, должны быть закрыты сплошным настилом или иметь прочные ограждения с бортовыми досками по всему периметру и высотой не менее 1 м.

1.42.    Для выполнения работ (кроме складских операций) на высоте более 1,5 м при невозможности или нецелесообразности устройства настилов с ограждениями рабочих мест, рабочие должны быть снабжены ппело-хранительными поясами, без которых нельзя допускать их к работе. Места закрепления карабина предохранительного пояса должны быть заранее указаны мастером или производителем работ. Работающие должны надевать каски.

1.43.    Предохранительные пояса, выдаваемые рабочим, должны иметь паспорта и через каждые 6 мес испытываться на статическую нагрузку 225 кг в течение 5 мин. На предохранительном поясе должны быть номер и дата испытания.

1.4*4. Для переноски и хранения инструментов, гвоздей, болтов п других мелких деталей, лица, работающие на высоте, должны быть снабжены индивидуальными ящиками или сумками.

1.45. Одновременное производство работ в двух и более ярусах по одной вертикали без соответствующих защитных устройств не разрешается. Защитные устройства (сетки, козырьки, перила) должны быть предусмотрены проектом производства рабет.

1.46. Администрация дорожной организации обязана обеспечить рабочих спецодеждой и спецобувью соответствующих размеров, а также другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами и характером выполняемой работы.

Руководитель работ -(мастер, производитель работ) не должен допускать к работе лиц, не имеющих соответствующей спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.

1.47 На строительной площадке должны быть оборудованы санитарнобытовые и другие помещения, согласно требованиям СНиП 11-92-76 «Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий. Нормы проектированиям

1.48.    Строительные площадки должны быть обеспечены аптечками с медикаментами и средствами для оказания первой помощи нестрадавшим.

1.49.    Все работающие на строительной площадке должны быть обеспечены питьевом водой. Питьевые установки должны находиться не далее 75 м от рабочих мест. Если сырая вода не пригодна для питья, то следует обеспечить рабочих кипяченой водой, которая должна соответствовать требованиям ГОСТа на питьевую воду.

1.50.    Во избежание простудных заболеваний работающие внутри строящихся зданий и тепляков должны быть защищены от сквозняков и резких перепадов температур.

1.51.    Продолжительность рабочего дня и режим работы при отрицательной температуре устанавливаются в соответствии с постановлениями областных (краевых) Советов депутатов трудящихся.

1.52.    Дорожные организации при выполнении возложенных на них задач могут выступать как генеральные подрядчики, приглашающие специализированные субподрядные организации (например, для строительства зданий. заводов, больших мостов, намыва насыпей способом гидромеханизации, разработки грунтов, защиты мостов при ледоходе взрывным способом) и как субподрядные организации, выполняющие дорожные работы на строящихся и действующих объектах других министерста и ведомств (нефтяная, лесная, угольная промышленность и т. д.).

1.53.    При одновременной работе нескольких организаций на одном объекте генеральный подрядчик обязан с участием субподрядных организаций составить график совмещенных работ, обязательный для всех участвующих, с учетом безопасного ведения строительных, монтажных и дорожно-ремонтных работ.

Контроль за выполнением мероприятий по технике безопасности возлагается на генерального подрядчика; ответственность за безопасное ведение работ, выполняемых субподрядными организациями, возлагается на руководителей этих организаций.

1.54.    При необходимости выполнения строительных, монтажных и дорожноремонтных работ на территориях действующих предприятий, а также в их цехах, руководитель дорожных работ совместно с администрацией предприятия обязан разработать мероприятия, обеспечивающие безопасност» производства работ.

Ответственность за соблюдение согласованных мероприятий по технике безопасности несет администрация дорожной организации и предприятия, на территории которого производятся дорожные работы.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ЛЮДЕЙ

1.53. Перевозить рабочих разрешается на автобусах и на специально оборудованных для этих целей грузовых автомобилях с соблюдением требований Правил дорожного движения.

Запрещается перевозить людей: в кузове автомобиля-самосвала; на цистернах; прицепах всех видов; на автомобилях, оборудованных для перевозки длинномеоных грузов; совместно с огнеопасными и ядовитыми веществами и баллонами со сжатыми газами.

Сопровождающие грузовые автомобили грузчики, экспедиторы и другие лица должны находиться только в кабине водителя.

При направлении оборудованного бортового автомобиля для перевозки людей на путевом листе делается отметка «Годен для перевозки пассажиров» и указывается количество перевозимых пассажиров.

Эти отметки должны быть подписаны начальником гаража или его заместителем. В путевом листе указывается фамилия и должность ответственного лица.

1.56.    Грузовые бортовые автомобили, предназначенные лля перевозки людей, должны быть оборудованы:

а)    скамьями, надежно прикрепленными к кузову на 15 см ниже верхней кромки борта;

б)    задней скамьей и расположенными вдоль бортов сиденьями, имеющими прочные спинки высотой не менее 30 см;

в)    бортовыми запорами, надежно закрепленными при помощи специальных приспособлений;

г)    тентом для защиты пассажиров от ветра и атмосферных осадков, лесенкой для посадки и высадки людей;

д)    освещением в темное время мест посадки и высадки пассажиров;

е)    надписями: «В кузове не стоять!», «На бортах не сидеть!», прикрепленными к стенке кабины, обращенной к кузову автомобиля;

ж)    огнетушителями;

з)    аптечками;

и)    звуковой или световой сигнализацией между кабиной и кузовом.

1.57.    Перевозка групп людей в кузове грузового автомобиля разрешается водителям, имеющим непрерывный стаж работы не менее трех лет.

Водители, отработавшие одну смену, к перевозке людей в этот же день не допускаются.

1.58.    При перевозке людей на грузовых автомобилях должны соблюдаться следующие требования:

а)    в кузове автомобиля должен находиться старший, наблюдающий за поведением людей, его фамилия должна быть записана в путевом листе;

б)    скорость движения не должна превышать 60 км/ч;

в)    лица, находящиеся в кузове, обязаны выполнять требования водителя по соблюдению правил техники безопасности и старшего по перевозке людей.

1.59.    Число людей в кузове не должно превышать:

Для

автомобилей

грузоподъемностью менее

1,5 т . .

■ • 9

чел

»

»

» »

1,5—2 т

. . . 16

»

»

»

» »

2,5—3 » .

. . 20

»

»

» »

3,5—4,5 т .

. . . 24

»

»

» »

5—7 т . .

. . . 30

»

»

»

» *

7 и более .

. . 36

»

Перевозка людей сверх вышеуказанного количества запрещается. Все поди должны быть обеспечены местами для сидения.

1.60.    Перед троганием автомобиля с места водитель обязан убедиться в правильности посадки и размещения людей, подать сигнал.

1.61.    Посадку и высадку людей разрешается производить только после полной остановки автомобиля в специально установленных для этого местах

Запрещается движение автомобиля при нахождении людей на подножках, крыльях, буферах, бортах.

1.62.    Во время движения автомобиля пассажиры обязаны сидеть на своих местах.

1.63.    Перевозка детей на грузовых автомобилях допускается лишь ках исключение, при этом в кузове должно находиться не менее двух взрослых.

1.64.    Запрещается без разрешения перевозить в кузове автомобиля лиц, не имеющих отношения к выполняемой работе.

Администрация должна отмечать в путевом листе фамилию лица, ответственного за перевозку людей, направляемых вместе с автомобилем на линию.

1.65. До направления водителя на новый маршрут администрация обязана провести с ним инструктаж о характере маршрута и при необходимости направить его в специальный рейс для ознакомления с маршрутом.

ОБЩАЯ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ

!.66. При выполнении работ по устройству, эксплуатации и ремонту постоянных и временных электроустановок дорожных организаций, помимо настоящих Правил, обязательно соблюдение правил безопасности, установленных в следующих документах:

а)    «Правила устройава электроустановок» Минэнерго СССР;

б)    «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей» Госэнергонадзора Минэнерго СССР;

в)    «Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» Госэнергонадзора Минэнерго СССР;

г)    «Правила техники безопасности при эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше» Минэнерго СССР;

д)    «Правила техники безопасности при эксплуатации распределительных электросетей» Минэнерго СССР;

е)    «Правила техники безопасности при строительных и монтажных работах на действующих и вблизи действующих линий электропередачи» Минэнерго СССР;

ж)    «Инструкция по устройству сетей заземления и зануления в электроустановках».

1.67.    Администрация дорожных организаций обязана организовать изучение указанных выше правил всеми рабочими и ИТР, обслуживающими электротехнические сети и установки, применительно к выполняемой работе и занимаемой должности. После проверки знания Правил указанному персоналу присваивается квалификационная группа и выдается соответствующее удостоверение.

Квалификация дежурного электротехнического персонала, обслуживающего электроустановки на строительных площадках с напряжением до 1000 В, должна быть не ниже 111 группы.

1.68.    Рабочие и ИТР, занятые на работах по устройству, эксплуатации и ремонту электрических установок и электроинструмента, должны быть обучены практическим приемам освобождения от тока пострадавших лиц и оказания им первой медицинской помощи.

1.69.    Все пусковые устройства должны исключать возможность пуска машин и механизмов и включения энергетических сетей посторонними лицами.

Запрещается включение нескольких токоприемников одним пусковым устройством.

Рубильники должны быть оборудованы кожухами, не имеющими открытых отверстий и щелей для перемещения рукоятки, и помещены в запирающиеся ящики.

В положении «отключено» рубильники и другие приборы включения не должны самопроизвольно замыкать энергетические цепи под действием тяжести своих подвижных частей, а последние — находиться под напряжением.

В случае прекращения подачи тока рубильники и другие пусковые устройства необходимо выключать во избежание самопроизвольного пуска электродвигателей, оставшихся во включенном положении.

1.70.    Ограждения (крышки, кожухи, дверцы) токоведущих частей в электроустановках должны быть закрыты на замки со специальными ключами.

1.7! Неизолированные токоведущие части электрических устройств (провода, шины, контакты рубильников и предохранителей, зажимы электриче-

ских машин и аппаратов и т. д.), находящиеся вне электротехнических помещений, должны быть со всех сторон ограждены или находиться на высоте, недоступной для прикосновения к ним.

Снимать ограждения токоведущих частей, находящихся под напряжением, или открывать их запрещается.

Не допускается оставлять неизолированными концы проводов или кабелей после демонтажа осветительной арматуры, электродвигателей н других токоприемников.

1.72.    Мгталлические части машин с электроприводом, корпуса электродвигателей, понижающих трансформаторов, пусковых аппаратов, кожухов рубильников и других устройств должны быть заземлены в соответствии с «Правилами устройств электроустановок» Минэнерго СССР, «Инструкцией по заземлению передвижных строительных механизмов и электрифицированного инструмента» Госстроя СССР и «Инструкцией по устройству сетей заземления и зануления в электроустановках» Госстроя СССР.

Величина сопротивления заземления должна периодически замеряться. Неисправности, обнаруженные в заземляющем устройстве, необходимо немедленно устранять.

При значительных неисправностях, требующих замены участков заземляющих магистралей, должны быть приняты меры, исключающие ослабление защитного действия заземляющего устройства.

1.73.    Освещенность рабочих мест в помещениях и на открытой территории должна соответствовать действующим нормам.

1.74.    Аварийное освещение должно быть предусмотрено в цехах асфаль-то-, цемеитнобетонных и камнедробильных заводов, согласно требованиям СНиП П-А. 9-71 и СН 31-70, и иметь самостоятельное питание.

1.75.    Выключатели на переносных устройствах должны отключать все фазы и устанавливаться на корпусах этих устройств, кроме переносных ламп.

Запрещается устанавливать выключатели на переносных токоподводящих 6 м над проездами.

1.76.    Временную наружную открытую проводку на производственных площадках следует выполнять изолированным проводом на надежных опорах так, чтобы нижняя точка провода находилась на высоте (с учетом провисания проводов) не менее 2,5 м над рабочим местом, 3,5 м над проходами и 6 м над проездами.

На высоте менее 2,5 м от земли, пола или настила электрические провода должны быть заключены в тоубы или короба.

Электролампы общего освещения напряжением 127—220 В надлежит подвешивать на высоте не менее 2.5 м от земли или пола. В случае необходимости подвешивать светильники на высоте менее 2,5 м над полом (землей) следует применять напряжение не выше 36 В.

Патроны для электроламп, применяемых на дорожных работах, должны быть изготовлены из фарфора или несгораемой пластмассы.

1.77.    Схема электрических соединений на площадках дорожных работ должна допускать возможность отключения всех находящихся под напряжением проводов и токоприемников в пределах отдельных объектов и их участков.

1.78.    У всех рубильников и предохранителей осветительных и силовых сетей должны быть четкие надписи с указанием назначения линии или группы и номинальной величины тока плавкой вставки.

1.79.    Все монтажные, ремонтные и аварийные работы на электрических сетях и устройствах (или вблизи них), а также работы по присоединению и отсоединению проводов в действующих электроустановках и сетях с напряжением выше 36 В должны производиться при снятом напряжении. В этих случаях на всех пусковых устройствах, с помощью которых может быть подано напряжение к месту работы, персоналом, производящим отключение, должны быть вывешены предупредительные надписи: «Не включать — работают люди». Эти надписи необходимо снимать по окончании вышеуказанных работ.

Исключением из этого правила являются работы с измерительной штангой и подключением передвижных машин и установок при помощи специальных проверенных устройств.

1.80.    Номинальный ток плавких вставок предохранителей и автоматов должен соответствовать нагрузке и сечению защищаемых проводов. Не допускается установка некалиброванной проволоки и открытых проволочных перемычек на перегоревших вставках и пробочных предохранителях.

1.81.    Замена перегоревших предохранителей должна производиться при снятом напряжении. Если напряжение снять нельзя, допускается замена трубчатых и пробочных предохранителей под напряжением, но при обязательном снятии нагрузки. При этом работа должна выполняться в защит-ных очках и диэлектрических перчатках изолированным инструментом, стоя на изолирующем основании (или в диэлектрических галошах).

Запрещается заменять вставки пластинчатых предохранителей пол напряжением.

При замене предохранителей на высоте с приставных лестниц без снятия напряжения работа должна выполняться двумя работниками дежурного электротехнического персонала.

1.82.    Питание светильников и инструментов при напряжении 36 В и ниже должно осуществляться через переносные понижающие трансформаторы (12—36 В) с электрически раздельными обмойками или от сети пониженного напряжения, питаемой стационарным трансформатором, а в случае применения высокочастотною инструмента также через преобразователи частоты тока. Один из выводов обмотки низкого напряжения, сердечник и корпус трансформатора должны быть заземлены.

Запрещается применять автотрансформаторы, дроссельные катушки к реостаты для получения пониженного напряжения.

Запрещается включать трансформаторы и преобразователи частоты тока, не убедившись в их исправности.

1.83.    Включать в электрическую сеть электродвигатели, электроинструмент, приборы электрического освещения и прочие токоприемники следует только при помощи предназначенных для этой цели аппаратов и приборов. Запрещается подключать токоприемники к электросети путем скручивания проводов, соединения и разъетинения их концов.

1.84.    Персонал, обслуживающий электроустановки, должен быть обеспечен инструментом с изолиоованными ручками, диэлектрическими перчатками, ковриками и диэлектрическими галошами или ботами.

1.85.    Все защитные средства должны иметь клеймо с указанием даты последнего лабораторного испытания и напряжения, при котором разрешается использовать защитное средство. Периодичность и методы испытания защитных средств должны быть установлены в соответствии с действующими нормами «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» Госэнергонадзора Минэнерго СССР.

1.86.    Резиновые защитные средства должны храниться в закрытых шкафах или ящиках отдельно от инструмента. Резиновые защитные средства следует предохранять от воздействия масел, бензина и других веществ, разрушающих резину.

1.87.    Перед использованием резиновые защитные средства должны быть осмотрены и очищены от грязи, а в случае увлажнения — тщательно вытерты и просушены. Запрещается применять защитные средства, имеющие трещины и проколы.

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

1.88.    Для каждого предприятия, иеха. мастерской и склада должна быть разработана с учетом специфики производства инструкция по обеспечению пожарной безопасности.

1.89.    Общеобъектовая инструкция должна определять меры пожарной безопасности для предприятия в целом и предусматривать:

а)    порядок содержания территории, в том числе подъездных дорог к зданиям и сооружениям;

б)    порядок и нормы хранения веществ и материалов;

в)    места, где запрещается курить и применять открытый огонь, а также места, где курить разрешено;

г)    порядок допуска и движение транспортных средств по территории;

д)    порядок содержания средств пожаротушения, пожарной связи и сигнализации;

е)    порядок производства пожароопасных работ;

ж)    сигналы пожарной тревоги, телефоны пожарной команды.

1.90.    Инструкция цехов, мастерских и складов должна предусматривать:

а)    специальные мероприятия для отдельных процессов производства, несоблюдение которых может вызвать пожар;

б)    порядок и нормы хранения пожаро-, взрывоопасных веществ и материалов в цехах, мастерских, складах и кладовых;

в)    места, где запрещается курить и применять открытый огонь, а также места, где курить разрешено;

г)    порядок сбора, хранения и удаления промасленных концов, содержания и хранения спецодежды, уборки и очистки цехов, мастерских и других объектов;

д)    способы введения в действие первичных средств пожаротушения и специальных огнетушительных установок, в особенности в тех случаях, когда не может применяться вода или обычные методы тушения пожара;

е)    поведение и обязанности работников цеха, мастерской и других объектов при возникновении пожара (правила вызова пожарных команд, остановка технологического оборудования, отключение вентиляции и электрооборудования, правила применения средств пожаротушения);

ж)    предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометров, термопар), превышение которых может вызвать взрыв или пожар,

з)    план эвакуации людей, техники и материалов на случай пожара.

1.91.    Инструкции по обеспечению пожарной безопасности разрабатываются инженерно-техническим персоналом предприятия, цеха, мастерской, склада или другого объекта, согласовываются с местными органами пожарной охраны, утверждаются руководителем предприятия (организации) и местным комитетом профсоюза и вывешиваются на видных местах.

1.92.    Лица, ответственные за пожарную безопасность, обязаны:

а)    не допускать к работе рабочих и инженерно-технических работников, не ознакомленных с правилами пожарной безопасности;

б)    разьяснять персоналу правила пожарной безопасности для данного производства и порядок действия в случае загорания и пожара;

в)    разработать инструкцию противопожарного режима с учетом особенностей технологического процесса и организовать изучение этой инструкции;

г)    постоянно следить за соблюдением противопожарного режима,

д)    обеспечивать выполнение предписаний местных органов пожарной охраны;

е)    следить за исправностью приборов отопления и вентиляции, а также электроустановок и электропроводки;

ж)    назначать ответственных лиц за топку печей и эксплуатацию нагревательных приборов;

з)    создавать добровольные пожарные дружины и организовывать их обучение;

и) обеспечивать исправное содержание и постоянную готовность к действию средств пожаротушения и пожарной связи.

1.93.    Территория предприятия должна содержаться в чистоте, ко всем зданиям и сооружениям должен быть обеспечен свободный доступ. На противопожарных разрывах между зданиями и сооружениями не допускается даже кратковременное складывание материалов и оборудования.

1.94.    На пожаро- и взрывоопасных участках курить запрещено, о чем должны быть вывешены предупредительные надписи «Курить запрещается».

1.95.    Запрещается использовать для производственных и складских нужд чердачные помещения. Двери и люки, ведущие на чердаки, должны быть заперты. Ключи необходимо хранить в определенном, постоянно охраняемом месте.

1.96.    Запрещается хранить в одном помещении баллоны с кислородом и баллоны с горючими газами.

Они должны храниться защищенными от источников тепла (отопительных приборов, солнечных лучей и т. п.), в раздельных помещениях или под навесами.

Печное отопление в помещениях для хранения баллонов с газами нс допускается.

1.97.    На предприятии в цехах отводятся специально обозначенные и оборудованные места для курения. В цехах и на производственных участках вывешиваются таблички с надписями «Курить запрещается».

1.98.    Запрещается разводить костры на территории предприятий.

1.99.    Весь пожарный инвентарь и оборудование должны содержаться в исправном состоянии, находиться на видных местах. К нему должен быть обеспечен свободный доступ.

Пожарный инвентарь и первичные средства пожаротушения, находящиеся в производственных помещениях, складах и т. д., передаются под ответственность начальникам участков, складов и другим ответственным лицам.

Запрещается использование пожарного инвентаря и оборудования для хозяйственных, производственных и прочих нужд, не связанных с пожаротушением.

Пожарные краны во всех помещениях должны быть оборудованы рукавами и стволами, заключенными в шкафчики. Шкафчики должны быть закрыты и опломбированы. Дверцы шкафчиков пожарных кранов должны легко открываться.

1.100.    Б помещениях для ремонта автомобилей и дорожных машин и других производственных помещениях должны быть густопенные огнетушители из расчета один огнетушитель на каждые 50 м2 площади, но не менее двух на каждое отдельное помещение.

Кроме того, в этих помещениях должны быть установлены ящики с сухим просеянным песком из расчета один ящик емкостью 0,5 м3 на 100 м3 площади, но не менее одного на каждое отдельное помещение.

По согласованию с местной пожарной охраной устанавливают щиты с противопожарным инвентарем (лопата, лом, пожарный топор, ключ от водопроводного крана, по два пожарных багра и ведра), резервуары и бочки с водой.

Производственные помещения обеспечиваются средствами пожаротушения согласно табл. 1.

Если помещение имеет площадь, менее указанной в табл. 1, оно снабжается одним огнетушителем.

В зимнее время огнетушители необходимо помещать в ближайших (не далее 50 м) отапливаемых помещениях, у которых необходимо вывесить надпись «Здесь находятся огнетушители».

В гех пунктах, где размещались снятые огнетушители, вывешиваются таблички с указанием места их нахождения.

1.101.    При ящике с песком должна постоянно находиться лопата (совок).

Ящики окрашивают в красный цвет и плотно закрывают. Па них делают надпись «Песок на случай пожара».

Каждый огнетушитель должен быть подвешек или установлен на видном месте на такой высоте, чтобы человек мог свободно, легко и быстро его снять (но не выше 1,5 м от пола до днища огнетушителя).

1.102.    Водоснабжение для тушения пожара автомобилей и дорожных машин, хранимых на открытых площадках, должно осуществляться от наружных пожарных гидрантов или из водоемов.

Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. М., «Транспорту 1978. 175 с.

Правила содержат требования по обеспечению безопасного ведения работ и производственной санитарии при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, а также на производственных базах и заводах, обслуживающих дорожные хозяйства.

Все ранее изданные дорожными организациями и не соответствующие настоящим Правилам памятки, инструкции, указания и плакаты по отдельным вопросам охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог должны быть пересмотрены и приведены в соответствие с требованиями настоящих Правил.

Правила составлены Союздорнии и его Ленинградским филиалом при участии Гипродорнии. В переработке Правил принимали участие кандидаты технических наук В. И. Колышев, Н. Д. Доронина, М. М. Журавлев. В. М. Иевлев, Э. Ф. Каньшев, Г. И. Клио-па. М. П. Костельов, Л. П. Кузнецов, М. Я. Телегин, Г. Н. Фабрикантов. инженеры П. В. Маренич, Ю. В. Пудов. А. Н. Рвачев, В. Н. Румянцев, Ф. С. Тульчинский, Б. Н. Уткин, Е. Г. Янбых, технический инспектор труда ЦК профсоюза Б. И. Обухов. При переработке Правил использовались материалы кандидатов технических наук Н. М. Авласовой, Л. М. Гохмана, А. Р. Давыдовой, Э. А. Казарновской, В. Н. Сотниковой, инженеров Б. Маркина, Э. Б. Островского, Ю. М. Сементовского, Д. С. Шемонаевой.

Правила предназначены для инженерно-технического персонала и рабочих.

Табл. 12.

Все замечания и предложения по настоящим Правилам просьба направлять но адресу:    143900    г.,    Балашиха-6    Московской    обл.,

Союздорнии.


П


31801-512


049(01)-78


59-77


©


Министерство транспортного тельства СССР, 1978


строи-


Наименование помещения

Площадь пола, м*

Огнетушителе ОП-5

Углекислый огнетушитель ОУ-2

Яшик е песком емкостью 0,5 м»

Испытательная станция

50

1

1

1

Регенерация масла, вулканизацион-

50

1

1

ный и шиномонтажный цехи

Мойка деталей в керосине

50

1

1

Цех проверки и ремонта топливной

50

1

1

аппаратуры

50

1

Электроцех

1

Обойный и столярный цех

100

1

Малярный цех

50

1

1

Механический, медницко-жестяниц-

200

1

кий и горячий цехи

50

1

Склады и кладовые легковоспла-

1

меняющихся и горючих жидкостей

200

Склады негорючих материалов

1

1.103. При хранении малых количеств легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в таре в производственных зданиях должны соблюдаться следующие требования:

тара с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями должна храниться в плотно закрывающихся металлических шкафах или ящиках;

на ящике (шкафу) или около него должна быть табличка с указанием нормы хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

в ящиках или шкафах запрещается хранить какие-либо другие материалы;

легковоспламеняющиеся и горючие жидкости запрещается хранить в бьющейся открытой или неисправной посуде.

Глава 2

ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ДОРОЖНЫХ МАШИНАХ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.    К управлению дорожно-строительными машинами и механизмами допускаются лица, достигшие 18 лет, имеющие удостоверения на право управления машиной, признанные годными к данной работе медицинской комиссией и знающие требования безопасного ведения работ.

Лииа, допускаемые к управлению агрегатами, состоящими из тягача и прицепного дорожного механизма, должны пройти специальную практическую подготовку и быть дополнительно проинструктированы по технике безопасности.

2.2.    Проверку знаний правил техники безопасности машинистов дорож-нэ-строигельных машин должна ежегодно проводить квалификационная комиссия, организуемая на основании приказа по подразделению.

2.3.    Машинистам, сдавшим испытания, должны выдаваться (продляться) удостоверения на право самостоятельного управления соответствующей машиной. Удостоверения, выданные комиссией, действительны и в других ор-

Министерство транспортного строительства СССР

Министерство строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР

Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог

Взамен Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог издания 1969 г.

Глава 1

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ И ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящие «Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» разработаны в соответствии со СНиП I1I-A.11-70.

Правила по технике безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, сокращенно именуемые в дальнейшем Правила. содержат основные требования по обеспечению безопасного ведения работ. соблюдению норм производственной санитарии и трудового законодательства при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, а также на производственных базах и заводах, обслуживающих дорожное строительство.

1.2.    Правила обязательны для организации и подразделений дорожных хозяйств, входящих в обслуживание Центрального Комитета профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог, сокращенно именуемых «дорожные организации^

1.3.    При выполнении работ, не специфичных для дорожных организаций, должны соблюдаться соответствующие отраслевые правила техники безопасности и производственной санитарии (приложение 1).

Дорожные организации также обязаны выполнять ведомственные правила и инструкции, перечисленные в приложении 2.

1.4.    При строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог необходимо соблюдать меры по рациональному использованию земли и ее недр, водных и лесных ресурсов, сохранению в чистоте воздуха и воды и улучшению окружающей человека среды, согласно статьи 18 Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик.

Утверждены Министерством транспортного строительства СССР и Министерством строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР

Срок введения

1 августа 1978 г.

1.5.    При введении новых приемов труда, изменении технологических процессов, применении новых материалов, новых видов машин, приспособлений

Внесены Государственным всесоюзным дорожным научно-исследовательским институтом (Союздорнии) Министерства транспортного строительства СССР и Государственным дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом (Гипродорнии) Министерства строительства и эксплуатации автомобиль-ных дорог РСФСР_

и оборудования, по которым требования безопасного производства работ не предусмотрены настоящими Правилами, следует соблюдать требования специально на эти случаи разработанных инструкций и указаний. Такие инструкции и указания утверждает дорожная организация по согласованию с местной технической инспекцией профсоюза.

Впредь до издания по этим вопросам Правил техники безопасности следует выполнять требования инструкций по технике безопасности, разработанных дорожными организациями, внедряющими указанные новые средства и приемы работы.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

1.6.    В дорожной организации с числом работающих свыше 150 чел. в штат вводится должность инженера но технике безопасности, освобожденного от других работ.

При числе работающих менее 150 чел. обязанности инженера по технике безопасности могут быть возложены на одного из инженерно-технических работников по совместительству или на главного инженера, а в отдельных случаях — на руководителя дорожной организации.

1.7.    Вновь поступающие рабочие могут быть допущены к работе только после прохождения ими: медицинского осмотра для профессий и видов работ, установленных перечнем Министерства здравоохранения СССР; вводного (общего) инструктажа по технике безопасности и производственной санитарии; инструктажа по технике безопасности непосредственно на рабочем месте, который должен произ1 одитьея также при каждом переходе на другую работу или при изменении условий работы; рабочие комплексных бригад должны быть проинструктированы и обучены безопасным приемам по всем видам работ, выполняемым ими.

Повторный инструктаж должен производиться для всех рабочих не реже 1 раза в 3 мес. Проведение инструктажа регистрируется в специальном журнале.

Кроме инструктажа, необходимо не позднее 3 мес со дня поступления рабочих на строительство обучить их безопасным методам и приемам работ по программе, утвержденной главным инженером дорожной организации. После окончания обучения и в дальнейшем ежегодно главный инженер дорожной организации должен обеспечить проверку знаний рабочими указанных методов и приемов работ, а также документальное оформление проверки и выдачи рабочим удостоверений.

Профессии рабочих, занятых на дорожных работах, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования по технике безопасности, указаны в приложении 3. К выполнению этих работ могут быть допущены лица, прошедшие курсовое обучение по типовым программам, сдавшие экзамены и имеющие удостоверения на право производства работ. До прохождения обучения эти лица к самостоятельной работе не допускаются.

Министерства и ведомства могут по согласованию в соответствующим комитетом профсоюза расширить приведенный в приложении 3 список профессий с учетом специфики их работы.

Персонал дорожных организаций, обслуживающий машины, оборудование, объекты и установки, подконтрольные Госгортехнадзору СССР или Госэнергонадзору Минэнерго СССР, к которым предъявляются повышенные требования по технике безопасности, обучается и допускается к работе в соответствии с правилами Госгортехнадзора СССР, Госэнергонадзора Минэнерго СССР.

1.8.    В процессе вводного инструктажа должны быть освещены следующие вопоосы: основные положения Советского трудового законодательства по охране труда и правилам внутреннего трудового распорядка; общий характер данного производства; организация работы по технике безопасности и личной гигиены; порядок оформления несчастных случаев; требования пожарной безопасности.

4

1.9.    Инструктаж на рабочем месте должен сопровождаться практическим показом безопасных методов и приемов работ. В процессе инструктажа рабочий должен быть ознакомлен с технологическим процессом на данном участке производства, обязанностями на данном рабочем месте; требованиями правильной организации рабочих мест; правилами обслуживания оборудования и машин; правилами электробезопасности; порядком подачи установленных сигналов; правилами пользования средствами индивидуальной защиты.

Инструктаж заканчивается проверкой усвоения безопасных приемов и способов работы непосредственно на рабочем месте. Если после проведения инструктажа на рабочем месте в результате проверки выяснится, что работающий плохо усвоил требования техники безопасности и применяет неправильные приемы труда, руководитель обязан повторить объяснения и показ безопасных приемов работы.

1.10.    Повторные инструктажи по технике безопасности на рабочем месте проводятся в сроки, указанные в п. 1.7, а также при нарушении производственных инструкций и правил по технике безопасности, при применении рабочим неправильных, опасных приемов работы, а также перед допуском к работе после восстановления трудоспособности, временно потерянной вследствие несчастного случая на производстве.

При недостаточном качестве усвоения материала рабочему назначается повторное обучение и проверка. До усвоения материала рабочий не может быть допущен к самостоятельной работе. В этом случае его должны прикрепить к квалифицированному рабочему для практического обучения. После этого рабочему назначается дополнительная проверка знаний.

Рабочие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить периодические медицинские осмотры в сроки, установленные Минздравом СССР.

1.11.    О проведении вводного инструктажа по технике безопасности и об инструктаже на рабочем месте на каждого рабочего в отдельности составляется «Контрольный лист инструктажа по технике безопасности» (приложение 4), который хранится в его личном деле. Kdomc того, все виды инструктажа по технике безопасности, включая повторные инструктажи, фиксируются з «Журнале инструктажа по технике безопасности» (приложение 5), который ведется и хранится администрацией соответствующего производственного подразделения дорожной организации.

1.12.    Проверка знаний после завершения курсового обучения рабочих по технике безопасности, а также повторные проверки знаний проводятся квалификационной комиссией, назначаемой главным инженером производственной дорожной организации, с участием представителя профсоюзной организации. Результаты экзаменов оформляются протоколом квалификационной комиссии (пэиложение 6). Рабочим, получившим удовлетворительную оценку знаний но технике безопасности, выдаются удостоверения. Срок действия этих удостоверений 1 год, после чего они могут быть при очередной проверке знаний продлены или заменены новыми. При перерыве в работе по данной специальности более 3 мес удостоверения теряют силу. Если рабочий нарушил правила техник!» безопасности, удостоверение может быть изъято.

1.13.    Вводный инструктаж руководящих инженерно-технических работников. молодых специалистов, студентов, учащихся, проходящих практику, проводит непосредственно главный инженер дорожной организации или инженер по технике безопасности. Инструктаж документируется (записью в журнале или карточке прохождения инструктажа).

1.14.    Линейный инженерно-технический персонал (мастер, производитель работ, старший производитель работ, участковый механик, энергетик) и другие инженерно-технические работники по списку, утвержденному главным инженером или руководителем дорожной организации, должны ежегодно проходить проверку знаний ими правил техники безопасности. При неудовлетворительном знании правил техники безопасности указанный персонал к руководству работами не допускается. Проверка знаний оформляется в жур-

«але или протоколе комиссии, утвержденных приказом дорожной организации, с последующей выдачей удостоверений (приложение 8).

Знание руководителями дорожных организаций Правил техники безопасности проверяется комиссией вышестоящей организации в порядке, устанавливаемом союзными и республиканскими министерствами.

1.15.    Руководящие и инженерно-технические работники, занятые эксплуатацией объектов Госгортехнадзора и Госэнергонадзора, проходят дополнительное обучение по специальной программе не реже 1 раза в 3 года.

Для проверки знаний техники безопасности инженерно-техническими работниками, занятыми эксплуатацией и монтажом объектов, подконтрольных Госгортехнадзору и Госэнергонадзору, создаются комиссии, в состав которых включаются представители соответствующего органа надзора. При неудовлетворительной оценке по результатам проверки инженерно-технические работники отстраняются от непосредственного руководства работами до приобретения необходимых знаний.

1.16.    Лица, обслуживающие электроустановки, кроме обучения по общей программе, проходят дополнительную стажировку (6—12 рабочих дней).

1.17.    Направленные на производственную практику студенты, ученики строительных учебных заведений профессионально-технического образования и учащиеся старших классов средних школ проходят вводный инструктаж по технике безопасности и инструктаж на рабочем месте на общих основаниях, но при этом основное внимание должно быть уделено практическому показу и обучению безопасным приемам работ.

1.18.    Ученики строительных учебных заведений профессионально-технического образования должны работать под наблюдением мастера-инструктора данного учебного заведения.

Для руководства работой учащихся руководителем производственною участка дорожной организации выделяются опытные бригадиры, а школой — руководители производственной практикой.

ПРАВД И ОБЯЗАННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА

1.19.    Руководство охраной труда и ответственность за общее состояние техники безопасности, производственной санитарии и соблюдение трудового законодательства в министерствах союзных республик, Главдорстрое и Глав-запсибстрое возлагается на начальников и главных инженеров главных управлений.

1.20.    Руководство охраной труда и ответственность за ее состояние в подчиненных министерствам и ведомствам территориальных (областных, краевых, автономно-республиканских) и линейных управлениях строительств, строительных и строительно-монтажных трестах, управлениях по ремонту и содержанию автомобильных дорог, сокращенно именуемых в дальнейшем «терригориальные и линейные дорожные организации», возлагается на начальников, управляющих и главных инженеров, а также на главных механиков и энергетиков этих организаций.

1.21.    Осуществление мероприятий по охране труда и ответственность за их выполнение в полном объеме и в установленные сроки в строительных управлениях, дорожно- и мостостроительных районах, дорожных участках, дорожно- и мостостроительных участках, производственных базах и заводах, подчиненных линейным и территориальным дорожным организациям, возлагается на начальников, главных инженеров, главных механиков и энергетиков этих производственных дорожных организаций.

1.22.    Непосредственными исполнителями мероприятий по охране труда и ответственными за их выполнение являются производители и старшие производители работ, строительные и дорожные мастера, начальники дорожио-ремонтных пунктов, линейные механики и энергетики, мастера цехов производственных баз и заводов, обслуживающих дорожное хозяйство.

1.23. Начальники территориальных и линейных дорожных организаций (см п 1.20) обязаны:

а)    организовать планирование и финансирование мероприятий по технике безопасности и производственной санитарии и обеспечить выполнение их в установленные сроки;

б)    не допускать ввода в эксплуатацию ни одного вновь построенного (реконструированного) предприятия, цеха, участка производственно-бытового назначения (независимо от способа их строительства или реконструкции, источника финансирования и сметной стоимости), если они не отвечают требованиям охраны труда, без соответствующей их приемки рабочими или государственными комиссиями с обязательным участием в их составе технической инспекции труда.

Запретить передачу в серийное производство образцов новых машин, механизмов и другого производственного оборудования, не отвечающего требованиям охраны труда (без наличия акта государственных или межведомственных испытаний изделия, продукта, процесса, проведенных с участием технического инспектора труда).

Вновь построенное или реконструируемое предприятие вводится в эксплуатацию после сдачи его приемочной комиссии в соответствии с требованиями СНиП II-3-76.

В состав приемочной комиссии входят представители заказчика, генерального подрядчика, генерального проектировщика, органов Государственного санитарного надзора, органов Государственного пожарного надзора, технической инспекции отраслевого профсоюза (Совета профсоюзов), профсоюзной организации заказчика (застройщика) и финансирующего банка.

В состав приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию предприятий, подконтрольных органам Госгортехнадзора и Госэнергонадзора, включается также представитель этих органов. Администрация предприятия обязана не менее чем за месяц сообщить вышеуказанным организациям о предлагаемых сроках работы комиссии и сроке ввода предприятия в эксплуатацию;

в)    организовать своевременное и в соответствии с нормами снабжение рабочих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (очки, респираторы, каски, диэлектрические перчатки и др.), мылом, молоком и аптечками, а также обеспечить хранение, ремонт спецодежды и спецобуви, обеспыливание и стирку спецодежды;

г)    обеспечить нормальную работу санитарно-бытовых помещений (душевых, помещений для обогрева, гардеробных, умывальных) и уход за их санитарным состоянием;

д)    обеспечить строгое соблюдение трудового законодательства;

е)    обеспечить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и повторные (периодические) медицинские осмотры, вводный (общий) инструктаж и инструктажи на рабочем месте рабочих данной дорожной организации;

ж)    обеспечить выполнение предписаний органо© государственного надзора, технической инспекции отраслевого профессионального союза и совета профсоюзов, а также общественных инспекторов по охране труда.

1.24. На главных инженеров территориальных и линейных дорожных организации, перечисленных в п. 1.20, возлагается:

а)    организация проведения инструктажа и обучение рабочих, повышение квалификации инженерно-технических работников по вопросам охраны труда, проверка знаний действующих правил и инструкций;

б)    создание безопасных и здоровых условий труда для рабочих, организация и осуществление контроля за соблюдением законодательства по охраые труда, инструкций и требований правил и норм техники безопасности,

в)    обеспечение подчиненных организаций правилами, инструкциями, плакатами, памятками и другими пособиями по технике безопасности и производственной санитарии;

в) систематическая пропаганда безопасных и здоровых условий труда

путем проведения оперативных совещаний лекций, локладов. бесед, киносеансов. экскурсий; выпуск бюллетеней и освещение в периодической печати вопросов охраны труда, организация кабинетов и уголков по технике безопасности;

л) контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев, связанных с производством;

е)    изучение (анализ) причин несчастных случаев, разработка и проведение мероприятий, направленных на устранение причин травматизма;

ж)    организация систематической проверки исправности и испытаний средств индивидуальной защиты (предохранительных поясов, касок, диэлектрических черчаток, противогазов, респираторов, противошумных патронов и др.);

з)    обеспечение при рассмотрении, согласовании и утверждении проектов производства работ соблюдения в них требований охраны труда;

и)    руководство работой по обмену опытом в области охраны труда с другими стройками и организация рационализаторской и изобретательской работы в этой области;

к)    обеспечение выполнения указаний и предписаний государственного и общественного контроля по технике безопасности и производственной санитарии;

л)    внедрение рационализаторских и изобретательских предложений по охране труда;

м)    участие в составлении npoipaMM обучения рабочих и повышения квалификации инженерно-технических работников по вопросам охраны труда.

1 25. Главные механики и энергетики территориальных и линейных дорожных организаций, перечисленные н п. 1.20. должны осуществлять;

а)    надзор за проведением мероприятий по технике безопасности при монтаже, демонтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации машин, оборудования, механизированного инструмента, энергетических установок и оборудования, работающего под давлением:

б)    своевременное освидетельствование грузоподъемных машин и объектов Госгортехнадзора, выполнение предписаний инженеров-контролеров этих органов;

в)    испытания грузоподъемных машин и \стройств. не подлежащих освидетельствованию в органах Госгортехнадзора. а также тросов, чалочных и других приспособлений в соответствии с ГОСТами и правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных крапов:

г)    инструктаж и обучение рабочих правилам безопасной эксплуатации машин, оборудования и энергетических установок:

д)    разработку и составление инструкций по технике безопасности и производственной санитарии применительно к местным условиям;

е)    участие в комиссиях по приемке и ьводу и эксплуатацию вновь построенных и реконструированных асфальго- и цементнобетомных заводов, камнедробильных баз, ремонтно-механических мастерских (цехов) и других объектов;

ж)    систематическую проверку заземляющих устройств машин и оборудования на сопротивление.

1.26. Начальники дорожных организаций, перечисленные в п 1.21, обязаны:

а)    выполнять в установленные сроки утвержденные вышестоящей дорожной организацией планы мероприятий по охране труда в соответствии с выделенными на эти цели денежными и материальными средствами;

б)    вводить в действие производственные предприятия только после утверждения начальником вышестоящей дорожной организации актов об их полной готовности, составленных с участием технической инспекции профсоюзов;

в)    снабжать подведомственные им подразделения спецодеждой, спец-обувью и другими средствами индивидуальной зашиты, мылом, молоком, аптечками (с медикаментами, набором фиксирующих шин и другими средствами для оказания первой помощи пострадавшим), а также контролировать выдачу их работающим;

г)    обеспечивать хранение, стирку, чистку, сушку, обеспыливание и ремонт спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

д)    строго соблюдать трудовое законодательство о рабочем времени, выходных днях, отпусках, охране труда женщин и подростков, сверхурочных, а также выполнение предписаний технической инспекции труда, органов государственного надзора, представлений прокуратуры и частных определений судов по устранению нарушений норм и правил охраны труда и докладывать об этом начальнику вышестоящей дорожной организации;

е)    обеспечивать нормальную работу и использование по назначению санитарно-бытовых помещений и устройств (душевых, помещений дли обогрева, гардеробных и др.).

1.27.    На главных инженеров дорожных организаций, перечисленных в п. 1.21, возлагается:

а)    инструктаж, обучение по вопросам охраны труда по программам курсового обучения и проверка знаний рабочих, а также контроль за выполнением этих мероприятий в подчиненных подразделениях, имеющих право найма и увольнения рабочих;

б)    контроль за выполнением правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии;

в)    снабжение подчиненных подразделений правилами, инструкциями, плакатами. памятками и другими пособиями по охране труда;

г)    пропаганда безопасных и здоровых условий труда путем проведения оперативных совещаний, лекций, докладов, бесед, оборудования кабинетов и уголков по технике безопасности;

д)    контроль за качеством и своевременностью расследования несчастных случаев, связанных с производством, и составление отчетов; осуществление мероприятий по устранению производственного травматизма, а также утверждение актов о несчастных случаях:

е)    систематическая проверка исправности и испытание средств индивидуальной защиты;

ж)    участие в рассмотрении проектов пооизводства работ с точки зрения соблюдения в них требований охраны трупа:

з)    выполнение указаний и предписании государственного и общественного контроля по технике безопасности и производственной санитарии.

1.28.    На главных механиков и энергетиков производственных дорожных организаций, перечисленных в п. 1.21. возла>ается:

а)    соблюдение мероприятий по охране труда при монтаже, демонтаже, ремонте, техническом обслуживании инструмента, энергетических установок и оборудования, работающего под давлением;

б)    участие в освидетельствовании и испытании грузоподъемных машин и устройств, не подлежащих освидетельствованию в органах Госгортехнадзора. а также испытание тросов, стропов и чалочных приспособлений;

в)    инструктаж и обучение рабочих правилам безопасности при эксплуатации машин, оборудования и энергетических установок;

г)    систематическая проверка, заземляющих устройств машин и оборудования на сопротивление.

1.29.    На производителей работ, мастеров и других непосредственных исполнителей мероприятий по охране труда, перечисленных в п. 1.22. в пределах порученных им объектов возлагается:

а)    первичный (при поступлении на работу) и повторные инструктажи на рабочем месте, а также повседневный инструктаж и обучение рабочих безопасным методам и приемам работы:

б)    обеспечение рабочих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, контроль за правильным их использованием;

в)    выбор правильных, безопасных методов работ и контроль за их соблюдением рабочими:

г)    ответственность и систематический надзор за исправным состоянием, правильной и безопасной эксплуатацией лесов, подмостей креплений котлованов и траншей, ограждений мест работ;