Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

89 страниц

495.00 ₽

Купить СНиП III-Д.5-73 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы и правила должны соблюдаться при производстве и приемке работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования (общегосударственного, республиканского и местного значения), подъездных и внутренних автомобильных дорог промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также при приемке в эксплуатацию указанных дорог, дорожных зданий и сооружений.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Организационно-техническая подготовка к строительству

3 Сооружение земляного полотна

4 Устройство морозозащитных, изолирующих, дренирующих и выравнивающих слоев

5 Устройство оснований и покрытий из грунтов, гравийно-песчаных и щебеночно-песчаных смесей, укрепляемых органическими и неорганическими вяжущими материалами

6 Устройство щебеночных, гравийных и шлаковых оснований и покрытий

7 Устройство мостовых

8 Устройство оснований и покрытий из битумо- или дегтеминеральных смесей и щебня (гравия), обработанного органическими вяжущими

9 Устройство асфальтобетонных покрытий

10 Устройство монолитных и сборных цементобетонных покрытий (оснований)

11 Отделка и укрепление обочин

12 Внутренние автомобильные дороги промышленных и сельскохозяйственных предприятий

13 Правила производства работ в притрассовых карьерах по добыче и переработке дорожно-строительных материалов

14 Приемка выполненных работ

15 Приемка в эксплуатацию законченных строительством автомобильных дорог

Приложение 1. Выбор ведущих средств механизации для производства земляных работ

Приложение 2. Акт приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченной строительством (реконструкцией) автомобильной дороги (форма)

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть III, раздел Д

Глава 5

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ.

ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ. ПРИЕМКА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

СНиП II 1-Д.5-73

МОСКВА

СТРОЙИЗДАТ

1975

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть III, раздел Д

Глава 5

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ.

ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ. ПРИЕМКА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

СНиП Ш-Д.5-73

Утверждены

Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 9 июля 1973 г.

МОСКВА

СТРОЙИЗДАТ

1975

Производство земляных работ в зимних условиях

3.15.    Земляные работы в зимних условиях должны производиться узким фронтом и непрерывно.

Планировку насыпей следует выполнять только после полного оттаивания грунта.

3.16.    Размер мерзлых комьев при возведении насыпей из связных грунтов не должен превышать: 25—30 см при уплотнении грунтов насыпей трамбующими машинами или плитами и 15—20 см при уплотнении грунтов катками на пневматических шинах весом 25—40 т. Укладка мерзлых грунтов допускается на расстоянии не ближе 1 м от поверхности откосов.

3.17.    Основания под насыпи должны быть подготовлены в летнее время, а перед началом земляных работ тщательно очищены от снега и льда. В случае возведения насыпей на сильно пучинистых грунтах в районах с глубиной промерзания грунта более 1,5 м нижние слои насыпей следует отсыпать до наступления устойчивых отрицательных температур.

3.18.    Устройство дренажей и трубчатых дрен (трубо-фильтров, труб асбестоцементных, керамических и др.) для осушения оснований дорожных одежд в зимнее время не допускается.

3.19.    Уплотнять грунты в зимних условиях следует тяжелыми машинами ударного действия или тяжелыми катками (см. приложение 1 «А»). Режим уплотнения надлежит уточнять опытным путем.

Возведение земляного полотна на болотах

3.20.    Выторфовывание на болотах I типа 1 надлежит осуществлять механизированным и гидромеханизированным способами при глубине их до 4 м. При большей глубине болот выторфовывание следует производить взрывным способом (на выброс) или комбинированным способом.

3.21.    Способ уплотнения подводной части насыпи следует устанавливать в ППР в зависимости от конкретных условий и принятой технологии сооружения насыпи

(конструкции насыпи, уровня грунтовых вод, толщины подводной части, положительной или отрицательной температуры воздуха при возведении насыпи, срока устройства дорожной одежды и ее типа и т. д.).

3.22.    Вертикальные песчаные дрены, применяемые для ускорения осадки торфяного основания насыпи при мощности слоя торфа более 3 м, следует устраивать специальным комплектом оборудования, в котором в качестве основной машины используется вибровдавливающий погружатель свай или экскаватор.

Дренажные прорези, предусматриваемые при мощности слоя торфа до 3 м, должны устраиваться экскаватором на уширенных гусеницах, оборудованным обратной лопатой, или траншейным экскаватором. Заполнять прорези песчаным грунтом следует с помощью бульдозера.

3.23.    Временная пригрузка, применяемая для ускорения осадки основания насыпи, должна осуществляться с помощью отсыпки дополнительного слоя насыпи, толщина которого определяется в проекте расчетом.

При применении метода временной пригрузки насыпь должна возводиться равномерно на всю ее ширину.

После достижения проектной величины осадки основания насыпи пригрузочный слой грунта должен использоваться для возведения земляного полотна на соседнем участке.

3.24.    При отсыпке насыпи с режимом отсыпки, заданным проектом (метод предварительной консолидации грунта основания насыпи), каждый последующий слой насыпи должен отсыпаться лишь после достижения грунтом основания прочности, достаточной для восприятия нагрузки от последующего слоя насыпи.

3.25.    Во всех случаях, когда в основании насыпи оставляют слабый торфяной грунт (полностью или частично), в процессе производства работ должна контролироваться осадка основания насыпи, а при необходимости (метод предварительной консолидации грунта основания насыпи)—изменение прочности слабого грунта во времени. Для этого надлежит устанавливать соответствующие марки и реперы, производить контрольное бурение и испытание грунта на прочность.

3.26.    Посадку насыпей на минеральное дно болот II типа следует осуществлять узкими секциями. При этом сначала опускают на минеральное дно болот осевую часть насыпи шириной, равной одной трети ширины

насыпи, а затем досыпают и погружают боковые части насыпи.

Перед посадкой насыпи на минеральное дно болота ее отсыпают до проектной высоты с учетом толщины удаляемого мягкого основания, которую следует определять контрольным бурением по оси и по бокам насыпи через каждые 20 м.

3.27.    Для ускорения посадки насыпи на минеральное дно болота насыпь следует обкатывать тяжеловесной нагрузкой или производить поднасыпные взрывы. Взрывать можно только в тех случаях, когда общая толщина насыпного слоя грунта в 2 раза больше толщины расположенного под ним слоя торфа.

3.28.    Насыпи на болотах III типа при толщине слоя торфяной корки — сплавины, допускающей устройство подъездного землевозного пути, должны возводиться путем послойной отсыпки грунта с продольным перемещением его автомобильным транспортом.

При недостаточной толщине слоя торфяной корки — сплавины насыпи должны возводиться путем отсыпки грунта на всю высоту насыпи («с головы»).

3.29.    При продольном способе отсыпки грунта насыпь следует погружать на минеральное дно болота вместе со сплавиной; при этом в сплавине следует устраивать две продольные прорези шириной не менее 1 м каждая.

В процессе возведения насыпи необходимо тщательно наблюдать за ее осадкой.

Разработка выемок в скальных грунтах и сооружение насыпей из крупнообломочных грунтов

3.30.    Выемки в скальных грунтах следует разрабатывать экскаваторами, при этом, в случае необходимости, грунт предварительно должен разрыхляться с помощью взрывов.

3.31.    Верхняя часть насыпей (переходный слой) должна отсыпаться до 1 м по высоте из крупнообломочных грунтов, включающих фракции не крупнее 250 мм. Максимальный размер фракций грунта, используемого для сооружения остальной части насыпей, не должен превышать 2/з толщины уплотняемого слоя грунта.

3.32.    Уплотнение крупнообломочных грунтов прочностью до 50 кгс/см2 следует осуществлять в два этапа: на

первом этапе уплотнять при помощи решетчатых катков, на втором этапе — при помощи катков на пневматических шинах весом не менее 50 т.

Уплотнение крупнообломочных грунтов прочностью свыше 50 кгс/см2 следует производить при помощи виброкатков весом не менее 8 т слоями толщиной до 1 м.

3.33. Достаточность уплотнения грунта насыпи следует определять в соответствии с правилами, изложенными в п. 6.5 для второго периода уплотнения.

Возведение земляного полотна на засоленных грунтах

3.34.    Возможность использования засоленных грунтов для возведения земляного полотна должна устанавливаться в результате лабораторного анализа и классификации грунтов по качеству и степени засоления.

3.35.    При организации земляных работ на засоленных грунтах с высоким уровнем грунтовых вод необходимо учитывать особенности их водно-солевого режима и выполнять эти работы в период, когда влажность наиболее близка к оптимальной.

Отсыпку насыпей безрезервного профиля или с резервами глубиной менее 50 см в условиях сильного засоления грунтов, как правило, следует осуществлять в весенний период, когда засоление грунтов в верхних горизонтах понижается.

3.36.    Солевые корки толщиной более 3 см с поверхности резервов и основания насыпи должны срезаться и удаляться от резервов на расстояние 15—20 м.

3.37.    Верхний рыхлый слой засоленного грунта, перенасыщенный солями, толщиной более 3 см должен удаляться с поверхности резервов и основания насыпи перед ее возведением.

3.38.    Для возведения насыпей на засоленных грунтах при высоком уровне грунтовых вод и возможной глубине резервов не более 0,5—0,6 м могут использоваться только бульдозеры и автогрейдеры. Применение грейдер-элеваторов для возведения насыпей на солончаках допускается только в случае расположения уровня грунтовых вод не ближе 1 м от поверхности земли.

3.39.    Отсыпку насыпи из привозного грунта следует вести на всю ее высоту («с головы»).

Возведение земляного полотна в песчаных пустынях

3.40.    Земляное полотно в песчаных пустынях следует, как правило, возводить в зимне-весенний период по условиям увлажненности песка, наиболее эффективного использования землеройной техники, а также обеспечения проезда автомобилей.

3.41.    Возведение насыпей в подвижных барханных песках путем поперечного перемещения песка с придорожных полос на расстояние до 30 м должно производиться бульдозерами, оборудованными уширителями отвалов.

При возведении насыпей на солончаках, покрытых мелкими песчаными барханами, при близких грунтовых водах допускается использовать бульдозеры при перемещении песка на расстояние до 100 м (с промежуточными валами).

Перемещать песок на большие расстояния и при продольной возке следует с помощью транспортных средств (автомашины, скреперы и др.).

3.42.    При строительстве дорог в песках, покрытых растительностью, необходимо принимать меры против повреждения растительности, нарушения рельефа и разрыхления поверхности песков.

3.43.    Земляное полотно из барханных песков допускается возводить без дополнительного увлажнения и уплотнения, если лабораторными испытаниями установлено, что при стандартном уплотнении этого песка объемный вес скелета изменяется не более чем на 0,08 г/см3,

3.44.    Устройство защитного слоя из связного грунта и укрепление откосов должно производиться вслед за возведением насыпи из песка; при этом влажность грунта должна быть оптимальной. Применять переувлажненные грунты для устройства защитного слоя не допускается.

Защитный слой на земляное полотно следует укладывать последовательно по ходу движения построечных машин (по способу «от себя»).

3.45.    Возведение земляного полотна из песка должно вестись непрерывно. Законченные участки земляного полотна должны немедленно укрепляться. Закреплять пески в прилегающей к земляному полотну полосе необходимо одновременно с его возведением.

Возведение земляного полотна в районах вечной мерзлоты

3.46.    При возведении земляного полотна, запроектированного по принципу использования при эксплуатации дороги грунтов основания в мерзлом состоянии, необходимо соблюдать следующие условия:

а)    очищать от снега дорожную полосу перед отсыпкой земляного полотна;

б)    укладывать по основанию насыпи выстилку из мелколесья и хвороста;

в)    отсыпать насыпь в зимний период на ненарушенный мохорастительный покров после промерзания се-зоннооттаивающего слоя на глубину не менее 0,3 м.

3.47.    При возведении земляного полотна, запроектированного по принципу использования при эксплуатации дороги грунтов основания в оттаивающем состоянии, необходимо соблюдать следующие условия:

а)    возводить земляное полотно с сохранением мохо-растительного покрова в основании насыпи способом последовательной надвижки грунта от бровки к оси с передвижением бульдозеров по ранее отсыпанному слою грунта;

б)    удалять снежные отложения с дорожной полосы до начала таяния снега;

в)    удалять мохорастительный покров с поверхности резервов в весенний период по мере его оттаивания.

Движение транспортных и дорожно-строительных машин по мохорастительному покрову в пределах полосы отвода в весенне-летний период запрещается.

Устройство притрассовых резервов в глинистых грунтах на участках с уклоном менее 5%о запрещается.

3.48.    Переувлажненные глинистые грунты перед отсыпкой их в насыпь должны просушиваться путем удаления мохорастительного покрова с поверхности резервов и устройства водоотвода не менее чем за год до начала основных работ.

3.49.    Насыпи на льдонасыщенных косогорах круче 1: 10 следует возводить с соблюдением следующих правил:

а)    отсыпать из привозных грунтов по способу «с головы»;

б)    присыпать откосы термоизоляционным материалом по мере послойного возведения насыпи;

в) устраивать валики из грунта для перехвата над-мерзлотных и поверхностных вод с нагорной стороны.

3.50.    Льдонасыщенные основания насыпей следует предохранять от оттаивания утеплением откосов насыпей и уступов на косогорах, а также отсыпкой берм из мохоторфа, заготовленного весной по мере его оттаивания и просушенного в летний период.

3.51.    На участках действующих наледей и в местах возможного их возникновения земляное полотно должно возводиться из привозных дренирующих или крупнообломочных грунтов.

3.52.    Разработка выемок в льдонасыщенных грунтах, консистенция которых после оттаивания затрудняет их разработку и погрузку на транспортные средства или не допускает возможности движения по ним землеройнотранспортных машин, должна производиться только в зимний период путем:

а)    рыхления мерзлого грунта взрывами с последующей разработкой экскаваторами в отвал или погрузкой на транспортные средства;

б)    применения взрывов на выброс с доработкой экскаваторами и бульдозерами (при необходимости с дополнительным рыхлением шпуровым методом).

В остальных случаях допускается устройство выемок в летнее время путем послойной разработки грунта по мере оттаивания с перемещением его бульдозерами в отвал или призмы для последующей погрузки экскаваторами на транспортные средства. При надлежащем обосновании допускается использовать в этих случаях для разработки выемок скреперы.

Контроль за качеством работ

3.53.    Плотность грунта насыпи должна контролироваться в каждом уплотняемом слое путем отбора проб по оси дороги и в 1,5—2 м от бровки земляного полотна, а также по одной пробе в промежутках между ними при ширине отсыпаемого слоя более 20 м.

Указанный контроль плотности грунта должен производиться через каждые 200 м отсыпаемого слоя насыпи высотой до 3 м. При высоте насыпи более 3 м пробы грунта следует отбирать через каждые 50 м.

Кроме того, должны отбираться пробы грунта из каждого уплотняемого слоя над трубами, в конусах и в местах сопряжений с мостовыми конструкциями.

В процессе уплотнения необходимо также следить за равномерностью уплотнения в поперечном и продольном направлениях.

Все данные о степени уплотнения грунтов, толщине слоев и технологии производства работ, полученные в процессе систематического контроля, должны быть занесены в журнал контроля уплотнения насыпей.

Отклонения от требуемого коэффициента уплотнения в сторону уменьшения допускаются не более чем у 10% образцов и не должны превышать по абсолютной величине 0,04. Разница между значениями коэффициента уплотнения, определенными в поперечном сечении верхнего слоя земляного полотна в соответствии с п. 3.53 для дорог с усовершенствованными покрытиями, не должна превышать 0,02.

3.54.    В местах появления признаков нарушения устойчивости земляного полотна следует систематически контролировать его состояние и заносить данные наблюдения в журнал для установления причин и принятия мер с привлечением, при необходимости, проектной организации.

3.55.    Перед кратковременным перерывом в работе по возведению земляного полотна (1—2 суток) необходимо проверять качество планировки поверхности незаконченной насыпи с целью обеспечения водоотвода.

3.56.    Досыпать весной насыпи, возведенные в зимних условиях из глинистых грунтов, допускается только после того, как грунт оттает, просохнет и приобретет устойчивое состояние, что устанавливается по контрольным пробам.

3.57.    При возведении насыпей в зимнее время должен осуществляться повседневный контроль за качеством уплотнения, влажностью и составом грунта (количество мерзлого грунта не должно превышать допускаемых величин).

3.58.    Качество дренажей следует проверять по мере готовности их отдельных элементов.

3.59.    При возведении насыпей гидромеханизированным способом должны проверяться: размеры и расположение в плане намытого земляного полотна, высота намываемого слоя грунта и отметки поверхности насыпи, соответствие зернового состава намытых грунтов допускаемому проектом, плотность грунтов земляного полотна.

2—120

3.60.    При возведении насыпей на болотах должно проверяться качество работ: по устройству прорезей или свай-дрен и выторфовыванию, засыпке траншей, отсыпке насыпи до погружения ее взрывным способом и после посадки на минеральное дно болот.

При погружении насыпи на минеральное дно болот взрывным способом должна быть проверена фактиче* ская глубина ее посадки путем бурения контрольных скважин (три скважины по поперечникам не реже чем через 50 м по длине насыпи).

3.61.    Ровность земляного полотна в поперечном направлении надлежит контролировать с помощью шаблона как по завершении его отделки, так и перед устройством основания.

4. УСТРОЙСТВО МОРОЗОЗАЩИТНЫХ, ИЗОЛИРУЮЩИХ, ДРЕНИРУЮЩИХ И ВЫРАВНИВАЮЩИХ СЛОЕВ

4.1.    Вывозка и распределение материалов для дополнительных слоев оснований должны осуществляться с принятием мер против повреждения поверхности земляного полотна и загрязнения материалов.

4.2.    При устройстве морозозащитного слоя на участках выемок и участках земляного полотна с нулевыми рабочими отметками естественный грунт на этих участках должен удаляться непосредственно перед отсыпкой морозозащитного слоя с обеспечением водоотвода.

4.3.    Изолирующие слои из рулонных материалов должны устраиваться начиная с низовой (по отношению к направлению стока воды) стороны, с перекрытием полос изолирующего материала на 0,1 м.

4.4.    Изолирующие слои из грунтов, обработанных вяжущими материалами, следует устраивать в соответствии с требованиями, приведенными в пп. 5.1—5.24 настоящей главы.

Первый слой грунта поверх изолирующего слоя должен отсыпаться на толщину не менее 0,3 м по способу «от себя» и разравниваться специальными распределителями или бульдозерами. После того как первый слой грунта будет уплотнен, дальнейшую отсыпку разрешается производить обычным способом.

Нарушение изолирующего слоя в процессе укладки на него грунта не допускается. Движение транспортных средств по изолирующему слою запрещается. Если же

изолирующий слой устроен из грунта, обработанного вяжущими материалами, то движение построечного транспорта допускается при условии его регулирования.

4.5.    При распределении и уплотнении материала дополнительных слоев основания и планировке их поверхности могут применяться машины, используемые для производства аналогичных работ при устройстве земляного полотна (бульдозеры, автогрейдеры, виброкатки, катки на пневматических шинах и др.).

4.6.    При устройстве дренирующего слоя из крупнопористого материала (гравий, щебень) перед отсыпкой грунта на обочинах поверх слоя должен быть уложен материал средней крупности, выполняющий роль обратного фильтра.

4.7.    Работы по устройству трубчатого дренажа должны выполняться непосредственно перед распределением дренирующего материала.

4.8.    Последующие работы по устройству оснований и покрытий следует выполнять без значительного разрыва во времени после устройства дополнительных слоев оснований.

Контроль за качеством устройства дополнительных слоев оснований

4.9.    При устройстве дополнительных слоев оснований необходимо проверять: качество материала выборочным взятием проб и испытанием их в лаборатории; правильность планировки и соответствие поперечных уклонов проектным; толщину слоя по оси и у кромок проезжей части не реже чем на одном поперечнике через 100 м; качество уплотнения определением объемного веса образцов материала (один на 100 м дороги) и сопоставлением с требуемой плотностью; отсутствие загрязнения грунтом выходов на откосы земляного полотна дрен и дренирующих слоев.

5. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ИЗ ГРУНТОВ, ГРАВИЙНО-ПЕСЧАНЫХ И ЩЕБЕНОЧНО-ПЕСЧАНЫХ СМЕСЕЙ, УКРЕПЛЯЕМЫХ ОРГАНИЧЕСКИМИ

И НЕОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ

5.1. Смешение грунтов с вяжущими материалами в зависимости от местных грунтовых и климатических 2*

УДК 69(083.75) : 625.711

Глава СНиП Ш-Д.5-73 «Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ. Приемка в эксплуатацию» разработана Г осударственным всесоюзным дорожным научно-исследовательским институтом «Союздорнии» Минтрансстроя.

С введением в действие настоящей главы утрачивает силу глава СНиП II 1-Д. 5-62 «Автомобильные дороги. Правила организации строительства и производства работ. Приемка в эксплуатацию».

Редакторы — инженеры В. И. Серегина, Б. Н. Павлов (Госстрой СССР), канд. техн. наук М. И. Вейцман (Союздорнии).

© Стройиздат, 1975

Инструкт.-нормат., IV вып. — 7з“73

с


30213—393

047(01)—75

условий и наличия оборудования, указанного в приложении 1 «Б», допускается:

а)    на дороге — с использованием машин, осуществляющих многократные проходы дорожных фрез;

б)    на дороге — с использованием грунтосмесительных однопроходных машин;

в)    в карьерах — с использованием специальных передвижных смесительных установок или на заводах — с использованием смесительного оборудования.

5.2.    Глинистые грунты до введения в них вяжущих материалов должны быть размельчены так, чтобы количество комков крупнее 5 мм не превышало 25% общего объема грунта, в том числе комков крупнее 10 мм не более 10% • Наилучшее размельчение глинистых грунтов достигается при влажности их в пределах 0,3—0,4 влажности на границе текучести грунта и плотности его в пределах 0,8—0,9 плотности стандартного уплотнения.

Количество проходов машин для требуемого размельчения грунта следует устанавливать в зависимости от плотности и влажности грунта, его разновидности и типа применяемых машин.

По слою грунта, заготовленному для размельчения и уплотненному до плотности не более 0,9 плотности стандартного уплотнения, движение автомобильного транспорта не разрешается.

5.3.    Объем требуемого грунта, гранулометрических или активных добавок (при необходимости их внесения) и количество вяжущих материалов определяются исходя из проектной толщины укрепляемого слоя в плотном теле.

5.4.    Вяжущие материалы должны вводиться в грунт сразу в количестве, соответствующем полной проектной норме.

5.5.    Каждый слой уложенной смеси необходимо уплотнять катками на пневматических шинах весом 12— 35 т, самоходными или прицепными с колесными тягачами, а также вибрационными катками.

Толщина слоя смеси при уплотнении не должна превышать 0,25 м в рыхлом состоянии.

5.6.    Коэффициент уплотнения оснований и покрытий из грунтов, гравийно-песчаных и щебеночно-песчаных смесей, укрепленных вяжущими, должен быть не менее 0,98 значения максимальной стандартной плотности.

Коэффициент уплотнения для грунтов, гравийно-пес-

Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)

Строительные нормы и правила

СНиП II 1-Д.5-73

Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ. Приемка в эксплуатацию

Взамен главы СНиП II 1-Д.5-62

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Нормы и правила настоящей главы должны соблюдаться при производстве и приемке работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования (общегосударственного, республиканского и местного значения), подъездных и внутренних автомобильных дорог промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также при приемке в эксплуатацию указанных дорог, дорожных зданий и сооружений.

При реконструкции указанных дорог, кроме норм и правил настоящей главы, должны выполняться специальные указания по производству таких работ, предусматриваемые техническими (технорабочими) проектами и проектами производства работ.

При производстве и приемке работ по строительству указанных дорог, дорожных зданий и сооружений должны соблюдаться нормы и правила, предусмотренные другими соответствующими нормативными документами, утвержденными или согласованными Госстроем СССР.

Примечание. Правила настоящей главы не распространяются на производство работ по строительству временных автомобильных дорог (сооружаемых на срок службы менее 5 лет, за исключением внутрикарьерных дорог), испытательных дорог промышленных предприятий, автозимников и дорог лесозаготовительных предприятий.

Утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 9 июля 1973 г.


Внесены

Министерством

транспортного

строительства


Срок введения 1 сентября 1973 г.


1.2.    Строительство автомобильных дорог должно выполняться поточным методом, предусматривающим равномерное и непрерывное производство всех дорожностроительных работ.

Поточный метод может быть применен как в целом на строительстве дороги, так и на отдельных ее участках, в зависимости от общей протяженности дороги и сроков ее строительства.

Скорость потока работ должна устанавливаться на основе технико-экономического сравнения вариантов организации строительства, оптимальной скорости выполнения наиболее сложных и трудоемких строительных процессов и других организационных и экономических факторов.

1.3.    Производственные предприятия дорожно-строительных организаций (асфальтобетонные и цементобетонные заводы, дробильно-сортировочные и обогатительные установки, битумоплавильные базы и др.) должны оснащаться, как правило, передвижным оборудованием.

1.4.    Размещение асфальтобетонных (АБЗ) и цементобетонных (ЦБЗ) заводов вдоль строящейся дороги, типы и количество технологического оборудования этих заводов, а также протяженность обслуживаемых ими участков должны устанавливаться проектом организации строительства исходя из скорости строительного потока, требуемой производительности заводов и климатических условий района строительства.

При размещении АБЗ и ЦБЗ на значительном удалении от железнодорожных станций (пристаней) должны организовываться прирельсовые базы снабжения материалами.

1.5.    Для строительства автомобильных дорог должны применяться, как правило, машины, оснащенные приборами для осуществления:

автоматического управления установкой рабочих органов отдельных землеройных и дорожных машин (нож автогрейдера, диск грейдер-элеватора, распреде-дитейный ковш бетоноукладочной машины и пр.);

контроля за ровностью и толщиной укладываемого слоя дорожного покрытия или основания и соблюдением проектных уклонов.

Управление работой основных производственных предприятий и баз строительства должно быть, как пра* вило, автоматизировано*

СНиП 111-Д.5-73

1.6.    Для обеспечения принятой скорости и ритмичности потока работ по строительству автомобильных дорог сосредоточенные работы должны выполняться заблаговременно.

Примечание. К сосредоточенным работам относятся рабо

ты по возведению больших мостов, регуляционных сооружений, а также по возведению земляного полотна на участках с объемом земляных работ на 1 км, превышающим средний объем земляных работ на дороге в 3 раза и более.

1.7.    Возведение насыпей высотой более 3 м из талых грунтов, за исключением переувлажненных глинистых грунтов 2, должно быть закончено, как правило, за год до устройства асфальтобетонных, цементобетонных покрытий и покрытий из битумоминеральных смесей, приготовленных с применением вязких битумов. Перед устройством оснований необходимо производить тщательную отделку и планировку поверхности земляного полотна.

Устройство в течение одного календарного года указанных покрытий и возведение насыпей допускается:

при насыпях высотой более 3 м на основаниях, сложенных прочными и малосжимаемыми грунтами (скальные, каменистые, щебенистые и другие крупнообломочные грунты, песчаные грунты, глинистые грунты твердой и полутвердой консистенции); при этом для отсыпки применяются морозоустойчивые грунты (непылеватые пески, гравелистые, щебенистые и другие грунты);

в случае замены грунтов в основаниях насыпей или устройства свайных или иных оснований под насыпями. Возможность возведения насыпей и устройства указанных покрытий в один календарный год устанавливается проектной организацией и отражается в проекте.

Во избежание осадок основания насыпей у искусственных сооружений строительство труб и береговых опор мостов должно опережать возведение насыпей на подходах к ним.

В районах вечной мерзлоты при неустойчивых, избыточно увлажненных грунтах в основании насыпи и высо-

те ее более 2 м усовершенствованные облегченные покрытия должны устраиваться после года эксплуатации дороги, а усовершенствованные капитальные покрытия — через два года ее эксплуатации.

1.8.    Состав и технологическая последовательность работ по устройству отдельных конструктивных элементов дорог должны устанавливаться в технологических схемах и картах.

1.9.    При сооружении автомобильных дорог поточным методом строительные организации должны оснащаться специализированными дорожными машинами и оборудованием, передвижными ремонтными мастерскими, необходимыми средствами транспорта и связи, а также передвижными или легкотранспортируемыми временными сооружениями для размещения строителей.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К СТРОИТЕЛЬСТВУ

2Л. Мощность временных производственных предприятий для строительства дороги должна определяться из условий обеспечения принятой скорости потока и возможности использования аналогичных предприятий, действующих в районе строительства дороги.

2.2.    При определении показателей потока работ следует учитывать возможное совмещение подготовительных и основных строительно-монтажных работ.

2.3.    Заказчиком должны быть оформлены документы на отвод земельных участков для строительства дороги и сооружений на ней, а также для предусмотренных про-ектом карьеров, резервов, временных зданий и сооружений.

2.4.    При выносе проекта дороги на местность вблизи искусственных сооружений, у глубоких выемок и высоких насыпей, на площадках комплексов эксплуатационных зданий, через 1 км на пересеченной местности должны быть установлены дополнительные реперы.

2.5.    Допускаемые отклонения от проектных размеров при выносе проекта на местность не должны превышать величин, установленных в разделе 14.

2.6.    Вырубку леса и кустарника на полосе отвода земли для строительства автомобильной дороги следует выполнять в минимально необходимых размерах, определяемых проектами производства работ.

2.7.    При строительстве дорог в районах вечной мерзлоты при условии сохранения грунтов в основании насыпи в мерзлом состоянии расчистка дорожной полосы от леса и кустарника должна производиться в зимний период и только на ширину основания насыпи. Запрещается устройство просеки и корчевка пней «в задел» для следующего года, а также нарушение мохорасти-тельного слоя в пределах охранной зоны, границы которой устанавливаются проектом.

При строительстве дороги, запроектированной по принципу использования при эксплуатации дороги грунтов основания земляного полотна в оттаивающем состоянии, расчистка дорожной полосы должна производиться на всю ширину и, при необходимости, должны приниматься меры для сохранения мохорастительного покрова в основании насыпи. Рубку леса разрешается производить круглогодично.

2.8.    В пределах площадок, отводимых для строительства постоянных и временных зданий и сооружений, предусмотренных проектом автомобильной дороги, деревья должны вырубаться лишь на участках, которые будут непосредственно заняты этими зданиями и сооружениями, при этом деревья ценных пород должны выкапываться и пересаживаться в места и сроки, установленные проектом производства работ в соответствии с агротехническими требованиями.

2.9.    Работы по переносу или переустройству подземных и наземных коммуникаций должны выполняться специализированными организациями.

Работы по переносу линий связи и радиофикации должны выполняться в соответствии с «Условиями производства работ в пределах охранных зон и просек на трассах линий связи и радиофикации», утвержденных Министерством связи СССР по согласованию с Госстроем СССР.

2.10.    Строительство подъездных автомобильных дорог и ремонт существующих, используемых для строительства запроектированной дороги, следует выполнять в сроки, увязанные со сроками производства основных дорожно-строительных работ на отдельных участках строительства дороги.

3. СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

3.1.    Земляное полотно должно возводиться с заделом, при этом протяженность участка задела земляного полотна должна обеспечивать равномерное и непрерывное производство последующих работ по устройству оснований и покрытий.

3.2.    Верх земляного полотна на участках задела должен быть спланирован под двускатный или односкатный профиль и уплотнен, откосы — спланированы.

3.3.    Выбор средств механизации для производства земляных работ должен производиться на основе сопоставления различных вариантов схем производства работ с учетом данных, указанных в приложении 1 «А».

Разработка выемок и возведение насыпей

3.4.    Разработка выемок в мягких грунтах должна производиться с недобором грунта в пределах разрешенных допусков и последующей срезкой недобора при проведении механизированных планировочных работ.

3.5.    Нарезка кюветов в выемках должна производиться канавокопателями или автогрейдерами после планировки поверхности выемок.

3.6.    Отсыпка грунта в насыпь должна производиться послойно на всю ширину отсыпаемого слоя от краев к середине.

Движение машин: автомобилей-самосвалов, скреперов и транспортных тележек необходимо регулировать по всей ширине слоя.

Отсыпка последующего слоя допускается только после разравнивания и уплотнения нижележащего слоя до требуемой плотности.

Перед уплотнением поверхность отсыпанного слоя грунта должна быть спланирована под двускатный или односкатный поперечный профиль с уклоном к бровкам земляного полотна, равным 20—40%о.

3.7.    Толщина слоя грунта при отсыпке насыпей должна назначаться в зависимости от применяемых уплотняющих машин и уточняться по результатам пробного уплотнения. Предварительно толщина слоев уплотняемых грунтов может быть установлена в соответствии с приложением 1.

Уплотнение откосов земляного полотна, а также ко-

нусов у мостов следует производить в соответствии с проектом организации строительства.

3.8. Возведение насыпей без уплотнения грунта до требуемой плотности допускается в особых случаях, оговоренных в проекте (нижняя часть песчаных насыпей на отсыпаемых болотах, насыпи, возводимые из барханных песков, и др.).

Планировочные, отделочные и укрепительные работы

3.9. Планировка откосов насыпей и выемок в зависимости от их высоты должна осуществляться с помощью автогрейдеров, а также гусеничных тракторов с откосниками навесного типа, бульдозеров с дополнительными откосопланировщиками, экскаваторов-планировщиков с телескопической стрелой.

ЗЛО. При планировке откосов поверхность земляного полотна, по которому движется планировочная машина, должна быть предварительно спланирована.

3.11.    Работы по окончательной отделке земляного полотна (планировка и укрепление обочин, водоотводных канав и кюветов) должны производиться вслед за устройством покрытия проезжей части дороги.

В период производства отделочных работ необходимо ликвидировать все временные въезды и съезды.

3.12.    При укреплении откосов путем засева трав по слою растительного грунта необходимо откосы выемок, разработанных в плотных глинистых грунтах, разрыхлять до укладки растительного грунта на глубину 0,1— 0,15 м рыхлителем, смонтированным на стреле экскаватора— планировщика откосов. При планировке откосов ковшом драглайна дополнительного рыхления поверхности откосов выемок не требуется.

3.13.    При укреплении откосов грунтами, обработанными вяжущими материалами, грунты надлежит предварительно перемешивать с вяжущими в смесительной установке.

3.14.    Работы по планировке и укреплению откосов должны, как правило, выполняться сразу же после завершения отсыпки и уплотнения насыпи или разработки выемки, а при высоких насыпях и глубоких выемках — немедленно после окончания сооружения их отдельных частей (ярусов).

1

Типы болот установлены нормами проектирования автомобильных дорог.

2

Условия применения переувлажненных глинистых грунтов для возведения насыпей, а также условия последующего устройства усовершенствованных покрытий и оснований из материалов типа цемен-тогрунта регламентированы указаниями по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог, утвержденными Госстроем СССР в 1972 г.