Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

73 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Технические указания предназначены для инженерно- технических работников дорожно-строительных и эксплуатационных организаций городов РСФСР, выполняющих работы по строительству, капитальному ремонту и реконструкции городских дорог.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Устройство водоотвода и земляного полотна городских дорог

3. Устройство подстилающих слоев

4. Устройство оснований под усовершенствованные покрытия

5. Строительство покрытий

6. Строительство тротуаров

7. Установка бортов

8. Капитальный ремонт асфальтобетонных покрытий

9. Капитальный ремонт цементобетонных покрытий и оснований

10. Реконструкция городских дорог

11. Техника безопасности и охрана труда при строительстве, капитальном ремонте и реконструкции городских дорог

12. Межремонтные сроки службы покрытий различных типов

Приложение Машины и механизмы, рекомендуемые для выполнения работ по строительству, капитальному ремонту и реконструкции городских дорог

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

25.07.1973УтвержденМЖКХ РСФСР
РазработанУНИИ АКХ им. К.Д. Памфилова
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Технические указания по строительству, капитальному ремонту и реконструкции городских дорог с одеждами современных типов

МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РСФСР

УРАЛЬСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

АКАДЕМИИ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

ИМ. К. Д. ПАМФИЛОВА

(УНИИ АКХ им. К. Д. Памфилова)

ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ И РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДСКИХ ДОРОГ С ОДЕЖДАМИ СОВРЕМЕННЫХ ТИПОВ

Утверждены Главным управлением благоустройства МЖКХ РСФСР 25 июля 1973 г.

МОСКВА

СТРОИИЗДАТ

1976

лодцев из кирпича повышенного обжига с установкой сверху блока приемной решетки.

2.22.    При устройстве колодца в водонасыщенных грунтах его днище и стенки оклеивают гидроизолом.

2.23.    Верх чугунной решетки дождсприемного колодца должен быть на 2—3 см ниже поверхности дорожного покрытия с обеспечением плавного сопряжения верха чугунной решетки с покрытием.

2.24.    По окончании устройства колодца дождеприемную решетку тщательно закрывают, а колодец ограждают для предохранения от засыпания и разрушения при производстве работ по устройству дорожной одежды.

2.25.    После прокладки труб и устройства дождепри-емиых и смотровых колодцев траншеи, проходящие за пределами проезжей части дороги, засыпают грунтом, а находящиеся под проезжей частью — песком, с доведением коэффициента уплотнения до 1.

2.26.    Засыпку траншей грунтом производят при помощи бульдозеров горизонтальными слоями с тщательным уплотнением вибротрамбовками или уплотняющими плитами, смонтированными на стреле экскаватора.

2.27.    Допускается строительство закрытых водостоков в зимних условиях, что позволяет вести работы в течение всего года и заканчивать строительство дороги в сжатые сроки.

2.28.    Разработку мерзлых грунтов производят следующими способами:

при небольшом промерзании (не более 0,4 м) более мощными экскаваторами, чем используемыми для разработки траншей в летних условиях;

с предварительным рыхлением грунтов клни-бабой, рыхлителями, взрывным способом;

путем оттаивания грунтов переносными печами, электропрогревом, электрическими и паровыми иглами (возможно применение асфальторазогревателей с горелками инфракрасного излучения).

2.29.    Во избежание повреждения конструкций водостока и длительных просадок засыпка траншей производится талым грунтом. Для этого на участках, где трубопровод уже уложен, используют грунт, полученный от разработки траншеи на следующих участках, с доставкой его автотранспортом, или при разработке траншей грунт складывают в отвалы больших объемов, в кото-

рых часть грунта не промерзает и может быть использована для последующей засыпки траншеи.

2.30.    Открытый водоотвод осуществляется по кюветам, нарезанным вдоль дороги, и водоотводным канавам.

Кюветы устраивают одновременно с земляным полотном. Для нарезки кюветов и канав используют канавокопатели, кюветники или автогрейдеры. Полускаль-ные или скальные грунты разрабатывают отбойными молотками, взрывным методом, а также клин-бабой, устанавливаемой на стреле экскаватора.

2.31.    В зависимости от вида грунта крутизну откосов кюветов и канав принимают согласно табл. 3.

Таблица 3

Грунты русел кюветов и канав

Предельная крутизна под водных откосов

Пески пылеватые ........

1 : 3

Пески мелкие, средние и крупные:

рыхлые и средней плотности . . .

1 : 2

плотные ...........

1:1,5

Супеси.............

1 : 1,5

Суглинки и глины ........

1 : 1.25

Гравийные и галечниковые .....

1 : 1,25

Полускалыше и водостойкие ....

1:0,5

Скала:

выветрившаяся ........

I s 0,25

невыпетрнвшаяся.......

1*0,1

2.32.    Для предотвращения размыва кюветов и канав их боковые стенки и дно укрепляют мощением, одернов-кой или сборными железобетонными элементами и бетонными плитами.

Наиболее рациональным является укрепление железобетонными элементами. Траншею для их установки разрабатывают экскаваторами, а установку бетонных плит и железобетонных элементов производят автокранами.

2.33.    В местах пересечении кюветов и канав с въездами в кварталы и на перекрестках устанавливают трубы диаметром не менее 0,5 м. Способ установки труб такой же, как н при устройстве закрытого водоотвода. Во избежание разрушения трубы толщина засыпки должна быть не менее 0,5 м.

На выводах трубы устраивают оголовки из сборных железобетонных элементов.

2.34.    На второстепенных улицах при въезде в кварталы вместо труб допускается устройство переездных мостиков.

Длина труб и мостиков должна быть такой, чтобы в местах их установки не было сужения проезжей части дороги, а ширина обеспечивала безопасный проход пешеходов одновременно с движущимся транспортом.

Устройство земляного полотна_

2.35.    Земляное полотно необходимо возводить по утвержденным рабочим чертежам на основе предварительно разработанных проектов производства работ.

2.36.    Городские дороги в селитебной части устраивают но возможности на одном уровне с окружающей территорией.

Устройство насыпей и выемок производят только на скоростных дорогах, а также при пересечении дорог в разных уровнях, на подходах к мостам, путепроводам и в местах, где профиль улицы не позволяет выдержать проектные продольные уклоны проезжей части дороги.

2.37.    В процессе возведения земляного полотна строительная организация проверяет соответствие проекта местным грунтовым и гидрологическим условиям и в случае их несоответствия требует внесения в рабочие чертежи корректив.

2.38.    Земляное полотно возводят после постройки труб, малых и средних искусственных сооружений и прокладки подземных коммуникаций.

2.39.    При больших объемах земляных работ выемки устраивают экскаваторами. В стесненных условиях при невозможности работы экскаватора грунт разрабатывают бульдозерами с перемещением его в места, удобные для погрузки экскаватором.

2.40.    Разработку выемок в иескальных грунтах над

лежит вести с недобором. Величина недобора при работе экскаватора с прямой лопатой должна быть не более 0,2 м.    |

Лишний грунт снимают при планировочных работах.

2.41.    Для возведения насыпей применяют гравелис

тые и щебенистые грунты, пески, легкие супеси (за исключением пылеватых), различные водоустойчивые местные материалы и отходы промышленности:    метал

лургические шлаки, хорошо обожженные горелые лоро-

дм, обеспечивающие требуемую прочность и устойчивость земляного полотна.

Глинистые грунты применяют для возведения насыпей при влажности, не превышающей 1,1 оптимальной.

Легкие пылеватые суглинки и тяжелые пылеватые супеси в сырых местах на дорогах с усовершенствованными капитальными покрытиями во II и III климатических зонах используются только для устройства нижней части насыпи.

2.42.    Верхнюю часть насыпей устраивают из непылеватых грунтов, преимущественно песчаных и легких супесчаных.

Насыпи из привозных песчаных и супесчаных грунтов рекомендуется возводить также при сооружении дорог с усовершенствованными капитальными покрытиями во II дорожно-климатической зоне в местах, где избыточная влажность местных пылеватых суглинков и пылеватых супесей сохраняется в течение всего строительного сезона.

2.43.    При устройстве насыпей из неоднородных грунтов в верхние слои отсыпают грунты с более высокой дренирующей способностью. Поверхности слоя грунта с меньшими дренирующими свойствами придают уклон не менее 40%о в сторону откосов или водоотводящих устройств.

2.44.    Грунт в насыпь завозят автотранспортом и раскладывают в конусы. При небольшой дальности возки грунта рекомендуется использовать тракторные тележки.

2.45.    Грунт, транспортируемый в насыпь автосамосвалами, думперами и тракторными тележками, отсыпают послойно на полную ширину слоя, начиная с краев. Целесообразно применять для перевозки грунта автосамосвалы с боковой разгрузкой и прицепы-самосвалы.

2.46.    Завезенный автосамосвалами грунт распределяют бульдозерами.

Толщина слоев при устройстве насыпи зависит от типа уплотняющих механизмов и свойств грунта (табл. 4).

2.47.    Земляное полотно пересечений на перекрестках и транспортных развязках, уширения для остановок городского пассажирского транспорта, въезды во дворы возводят одновременно с земляным полотном основной дороги.

Таблица 4

Тип механизмов

Толщина уплотняемых слоев грунтов, см

Элементы земляного

связный

грунт

несвязный грунт

полотна

Кулачковый каток (3—5 т) прицепной .......

10-20

Насыпь

Каток на пневмошинах (10—50 т) прицепной . .

15—50

15-60

Дизель-трамбовочиая машина на гусеничном ходу, трамбопшик навесной на тракторе .......

40-70

70-90

»

Трамбующая плита на экскаваторе (2 т).....

80—100

90-110

»

Вибромашина самоходная (2-3 т).......

_

40—70

Виброкаток с возмущающей силой 16 т ......

__

70-80

Насыпь и верх зем

Каток с падающими грузами .........

55-75

65-90

ляиого полотна (грунтовое осно ванне дорожной одежды)

То же

Каток однорядный моторный с металлическими вальцами (9—15 т).....

0—15

Верх земляного

Самоходный каток на пиев-мошинах (9—15 т) . . .

0-20

полотна (грунтовое основание до рожиой одежды)

То же

2.48. При возведении насыпи из песчаных грунтов следует производить предварительное уплотнение свеже-уложенпого грунта с последующим регулированием движения строительных и транспортных машин, участвующих в возведении насыпи, по всей ширине отсыпаемого слоя.

При связных грунтах движение машин по свежеуло-женному грунту должно быть организовано с систематической планировкой отсыпаемого слоя. Отсыпку и уплотнение грунта производят при оптимальной влажности. При недостаточной влажности грунт необходимо увлажнять из поливомоечных машин.

При интенсивных дождях отсыпку и уплотнение связных грунтов прекращают.

2.49.    В нулевых местах и выемках грунт, не имеющий в естественном состоянии достаточной плотности, доуп-лотняют. Для уплотнения грунтов применяют виброкат-ки, самоходные однорядные катки, самоходные катки на пневмошинах, а также трамбующие машины. В стесненных условиях уплотнять грунт следует электромеханическими и пневматическими трамбовками.

2.50.    При уплотнении трамбующими машинами насыпей над трубами толщина засыпки, предварительно уплотненной другими средствами, должна быть не менее 2 м.

Запрещается уплотнение грунта насыпи трамбующими плитами ближе 2—3 м от опор мостов и путепроводов во избежание их повреждения.

2.51.    Поверхности земляного полотна придают уклон, соответствующий продольному уклону улицы или дороги. Поперечный уклон принимают не менее 20%о. а для зоны повышенного увлажнения — 40%о.

2.52.    Земляное полотно в насыпях для автомобильных дорог с бетонным покрытием рекомендуется вначале отсыпать до отметок дна корыта.

2.53.    Устройство земляного полотна городской дороги, проходящей на одном уровне с окружающей территорией, заключается в основном в устройстве корыта для дорожной одежды.

2.54.    При устройстве корыта разработка грунта и перемещение его в отвал ведется бульдозерами.

Часть грунта может быть использована для планировки прилегающей к дороге территории, в этом случае грунт перемещают бульдозером за пределы проезжей части и разравнивают.

2.55.    Излишки грунта из отвала грузят экскаваторами или тракторными погрузчиками в автосамосвалы и вывозят к месту возведения насыпи или на свалку грунта.

2.56.    Окончательную планировку дна корыта производят при помощи автогрейдеров. Корыту придают уклон от оси дороги к обочинам или лоткам. Величину уклонов принимают согласно проекту.

2.57.    Уплотнение дна корыта производят при помощи виброкатков, самоходных однорядных катков и самоходных катков на пневмошинах (см. табл. 4).

2.58.    Для ускорения отвода проникающей в дорожное основание воды и осушения песчаного подстилающего слоя устраивают продольные и поперечные дренажи мелкого заложения. При продольных уклонах дороги менее 3% устраивают продольные дренажи, а при равных 3% и более для устранения продольного движения воды по дренирующему слою — поперечные, с расстоянием между ними 40—60 м.

2.59.    При ширине проезжей части 9 м и более продольные дренажи мелкого заложения устраивают с обеих сторон проезжей части, а при ширине 7 м и менее — с одной, с устройством односкатного профиля по дну корыта. Уклон 2—3%.

2.60.    Для обеспечения работы дренажа мелкого заложения в период весеннего оттаивания подстилающего дренирующего слоя его устраивают под лотком проезжей части дороги.

2.61.    Для прокладки дренажа мелкого заложения прокапывают траншею глубиной 30—50 см при помощи грейдера с навесным сменным оборудованием (трапецеидальный нож) или пневмоколесным экскаватором Э-153. Форма и размер траншеи предусмотрены проектом.

2.62.    Для дренажей мелкого заложения используют асбестоцементные трубы с водопропускными отверстиями в виде пропилов и трубофильтры. Более рационально применять трубофильтры, изготовленные из беспесча-ного керамзитобетона с пористыми стенками, так как они не требуют устройства насыпных фильтрующих обсыпок и способствуют равномерному осушению дренирующего слоя.

2.63.    При устройстве дренажей в песчаных грунтах трубофильтры укладывают на выровненное и уплотненное дно траншеи без подстилающего слоя, а в слабых водоносных грунтах выполняется подготовка из щебня или гравия общей толщиной не менее 10 см.

2.64.    При применении асбестоцементных труб устраивают дренажные обсыпки, для этого трубы засыпают слоем щебня или гравия крупностью 5—8 мм и поверх гравия крупнозернистым песком.

2.65.    Продольные дрены устраивают с уклоном, соответствующим уклону лотка проезжей части, но не менее 0,3%. Уклон поперечных дрен не менее 2%.

2.G6. Диаметр дренажных труб 0,1 м при пробеге воды по ним до 200 м и уклоне 0,5% и выше, при большей длине и уклоне менее 0,5% наименьший диаметр труб 0,15 м.

2.67.    Спуск воды из продольных дренажей устраивают нс реже чем через 200 м в дождеприемные колодцы, а при отсутствии закрытой ливневой канализации — в канавы за пределами земляного полотна дороги при помощи дренажных выпусков. Уклон дренажных выпусков не менее 4%. В отдельных случаях выпуски воды можно устраивать через 300—350 м с обоснованием в проекте.

2.68.    Для осмотра и прочистки дренажей через каждые 40—60 м и в местах перелома продольного профиля (если в этих точках нет дождеприемных колодцев) под лотками проезжей части устанавливают дренажные (смотровые) колодцы.

2.69.    У тротуара, примыкающего к проезжей части дороги, дренирующая прослойка тротуара соединяется с дренирующей прослойкой дороги для выпуска воды в дренаж, расположенный под лотком проезжей части.

2.70.    Для понижения уровня грунтовых вод устраивают дренажи глубокого заложения, трассу которых располагают со стороны притока грунтовых вод.

2.71.    Выпуск воды из дренажа глубокого заложения производят в водостоки и водоемы.

3. УСТРОЙСТВО ПОДСТ И Л А Ю Щ И Х_С Л О Е в__

3.1.    Поверхность грунта, на котором устраивают морозозащитные, изолирующие и дренирующие слои, планируют с уклоном 2—4% от оси дороги в сторону откосов. Указанные слои при открытом водоотводе по кюветам устраивают, как правило, на всю ширину земляного полотна.

На городских дорогах, имеющих закрытый водоотвод и водоотвод по лоткам, устройство указанных выше слоев производят на ширину проезжей части дороги.

3.2.    Для подстилающих слоев применяют различные местные материалы, наиболее часто используют песок и гравийно-песчаные смеси, реже — металлургические шлаки, щебень, гравий и другие материалы.

3.3.    Морозозащитиые слои устраивают из материалов, не увеличивающихся в объеме при замерзании (гравийные и щебеночные материалы, ракушечник, металлургические и топливные шлаки, пески, легкие супесчаные

грунты). При применении крупнопористого материала в основание укладывают противозаиливающий слой песка, шлаковой мелочи, мелкого гравия, высевок или грунта, обработанного вяжущими материалами.

3.4.    Для изолирующих слоев применяют пористые и рулонные материалы, а также грунты, обработанные вяжущими веществами.

3.5.    Для дренирующего слоя используют местные фильтрующие материалы.

3.6.    Изолирующий слой из крупнопористых материалов (гравий, щебень) в суглинистых, глинистых и пылеватых грунтах укладывают на противозаиливающий слой , а поверх изолирующего — еще один противозаиливающий слой.

3.7.    В изолирующих слоях рулонные материалы расстилают полосами, начиная с низовой стороны (по направлению стока воды) с перекрытием на 0,1 м, и склеивают горячей клебемассой.

3.8.    Материалы для подстилающего слоя завозят автосамосвалами и разгружают в конусы в объемах, необходимых для созданиия слоя требуемой толщины. При вывозке и последующем распределении этих материалов необходимо обеспечивать сохранность поверхности земляного полотна.

3.9.    Разравнивание материалов подстилающего слоя производят автогрейдерами на толщину слоя с учетом коэффициента уплотнения. При использовании бульдозеров окончательную отделку поверхности выполняют автогрейдерами.

3.10.    Для устройства подстилающих слоев, если они не используются в качестве дренирующих, применяют грунты, обработанные цементом или битутом методом смешения в установке, с последующим завозом готовой смеси на дорогу.

3.11.    Уплотнение спрофилированного подстилающего слоя производят виброкатками и самоходными катками на пневмошинах. Как исключение, допускается укатка моторными катками с гладкими вальцами: вначале лег-кими(5—6 т), затем тяжелыми (10—12 т). Уплотнение производят от обочин с постепенным смещением полос укатки к оси дороги. Вокруг колодцев уплотнение производят трамбовками.

3.12.    Укатку подстилающих слоев из грунта, обработанного цементом или битумом, производят методом,

описанным в пункте 3.1! настоящих Указаний, с некоторыми изменениями:

толщина слоев укрепленного грунта, при которой обеспечивается высококачественное уплотнение, для катков на пневмошинах 18—20 см, для катков с гладкими металлическими вальцами 10—12 см;

коэффициент уплотнения грунта должен быть не ниже 0,98;

в случае частичного подсыхания смеси ее дополнительно увлажняют—при работе катков на пневмошинах непосредственно перед укаткой, а при работе моторных катков с гладкими вальцами за 60—80 мин до укатки для цсментогрунта и за 2—3 ч для грунтов, укрепленных битумами, во избежание налипания смеси на вальцы;

уплотнение цсментогрунта должно быть закончено не позднее чем через 6 ч после увлажнения смеси;

уплотнение грунтов, укрепленных битумом, производят без длительных перерывов и заканчивают в течение 2—3 дней;

в период формирования слоя из укрепленного грунта влажность смеси должна быть оптимальной.

3.13.    Но законченным подстилающим слоям не допускается движение автотранспорта во избежание нарушения профиля слоев и загрязнения материала.

3.14.    Все последующие работы по строительству дороги выполняют без значительного разрыва во времени после устройства подстилающего слоя.

4. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ

ПОД УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЕ ПОКРЫТИЯ

Щебеночные и гравийные основания_

4.1.    Для устройства щебеночных и гравийных оснований применяют каменные материалы, удовлетворяющие требованиям СНиП 1-Д.2-70.

4.2.    Устройство щебеночных оснований выполняется п такой последовательности:

вывозка щебня для нижнего слоя и распределение его самоходными распределителями, а также автогрейдерами или бульдозерами;

уплотнение щебня с одновременной поливкой водой;

вывозка щебня для верхнего слоя и его распределение;

^Составители: М. Г. Дэви, И. Б. Гусева

Технические указания по строительству, капитальному ремонту м реконструкции городских дорог с одеждами современных типов. М., Стройиздат, 1975. 72 с. (М^во жил.-коммун, хоз-ва РСФСР. Уральск, науч-исслед. ин-т Акад. коммун, хоз-ва им. К. Д. Памфилова. Сост.: М. Г. Дэви, И. Б. Гусева.

Описана технология производства работ по устройству земляного полотна, подстилающих слоев, оснований и покрытий. Изложены методы капитального ремонта и реконструкции городских дорог с •одеждами современных типов. Приведены межремонтные сроки службы различных покрытий городских дорог.

Технические указания рассчитаны на инженерно-технических работников дорожных организаций городов РСФСР.

Табл. 6.


т


30211—641 •47(61)—78


047(01)—7в


Инструкт.-нормат., 1 выв,— 35—75


© Стройиздат, 1975


уплотнение щебня с поливкой водой;

вывозка щебня для расклинивания верхнего слоя с распределением навесными распределителями и разметанием механическими щетками;

уплотнение с поливкой водой.

4.3.    Щебень для основания завозят автосамосвалами, а при малой дальности возки — тракторными тележками с принудительной разгрузкой.

4.4.    При устройстве щебеночного основания распределителями щебень выгружают в бункер распределителя. При распределении щебня при помощи автогрейдеров и бульдозеров его разгружают в конусы на подстилающий слой.

4.5.    При устройстве нижнего слоя щебеночного основания распределителями щебня Д-337Л или Д-724 щебень укладывают непосредственно на материал подстилающего слоя.

При устройстве нижнего слоя основания при помощи автогрейдеров и бульдозеров для предотвращения перемешивания слоев (проникание песка в щебень) на увлажненном подстилающем слое устраивают промежуточный слой толщиной до 3 см из высевок или другого материала.

4.6.    Вывозку и распределение щебня производят с учетом коэффициента уплотнения. Максимальная толщина слоя в уплотненном состоянии принимается не более 18 см.

4.7.    Для нижних и средних слоев щебеночных оснований применяют щебень фракций 40—70 или 70—120 мм, для верхних слоев — фракций 40—70 мм, допускается применение рядового щебня фракции 20—70 мм.

Для расклинивания применяют щебень фракций 5— 10; 10—20; 20—40 мм.

4.8.    Щебеночные основания уплотняют моторными катками, катками на пневмошинах и виброкатками с металлическими вальцами.

Уплотнение щебня катками с металлическими вальцами следует начинать от обочин или бортового камня за 3—4 прохода по одному следу с последующим приближением проходов катка к оси дороги, перекрывая предыдущие следы на */з ширины барабана.

4.9.    Укатку однослойных и верхнего слоя многослойных щебеночных оснований производят в три периода:

обжим щебня легкими катками (5—6 т);

Ускоренное развитие городского безрельсового транспорта и увеличение интенсивности его движения предъявляют новые требования к строительству, капитальному ремонту и реконструкции городских дорог. Выполнить большой объем работ по строительству и ремонту дорог можно только на основе максимального использования средств механизации и применения передовой технологии. Рациональная организация городского дорожного строительства приобрела в настоящее время важное народнохозяйственное значение. Существующая технология строительства и ремонта, принятая на загородных дорогах СССР, не всегда применима для городских дорог, отличающихся специфическими условиями эксплуатации.

Технические указания разработаны коллективом лаборатории городских дорог УНИИ АКХ им. К. Д. Памфилова под руководством старшего инженера М. Г. Дэви на основании материалов исследований и обобщения передового опыта научно-исследовательских, дорожностроительных и эксплуатационных организаций.

Технические указания предназначены для инженерно-технических работников дорожно-строительных и эксплуатационных организаций городов РСФСР, выполняющих работы по строительству, капитальному ремонту и реконструкции городских дорог.

Замечания и предложения просим направлять по адресу: г. Свердловск 3, ул. 8-го Марта, 205, УНИИ АКХ, Лаборатория городских дорог.

1.1.    Строительство новых и реконструкцию существующих дорог проводят с целью обеспечения бесперебойного и безопасного движения автомобильного и городского пассажирского транспорта. Капитальный ремонт дорог проводят для восстановления их первоначальных технических и эксплуатационных характеристик.

На строительство, капитальный ремонт и реконструкцию городских дорог составляют проекты. Допускается проведение капитальных ремонтов на основании дефектных ведомостей.

1.2.    Работы по строительству, капитальному ремонту я реконструкции городских дорог характеризуются следующими особенностями:

наличием застройки и подземных коммуникаций, тротуаров, пешеходных дорожек, в некоторых случаях трамвайных путей, что затрудняет использование высокопроизводительных машин и механизмов;

сложными условиями организации поточного метода выполнения работ в связи с наличием большого числа перекрестков, разбивающих всю дорогу на отдельные участки;

трудностью обеспечения поверхностного водоотвода и необходимостью устройства на большинстве улиц подземного (закрытый) водоотвода.

1.3.    Организационно-техническая подготовка к проведению работ по строительству, капитальному ремонту и реконструкции заключается в выполнении следующих мероприятий:

выяснении и уточнении размещения подземных коммуникаций;

разработке детальных графиков производства работ го всем конструктивным элементам;

обеспечении технической готовности средств механизации и транспортных средств;

подготовке квалифицированных кадров механизаторов;

заготовке дорожно-строительных материалов и размещение мест складирования на максимально близком расстоянии от намеченных объектов проведения работ.

1.4.    Для выполнения дорожных работ необходимо закрыть движение транспорта на все время проведения работ, предварительно согласовав с органами Госавто-инспекции объезды для транспорта. При невозможности полного закрытия движения разрабатывают порядок проведения работ без перерыва движения и обеспечивают безопасность рабочих, занятых на дорожных работах.

1.5.    Необходимо составлять общегородской план проведения работ по строительству, капитальному ремонту н реконструкции городских дорог с указанием срока выполнения работ пообъектно. Число объектов одновременного проведения работ назначают из имеющихся средств механизации и дорожно-строительных материалов.

1.6.    Работы по строительству, капитальному ремонту и реконструкции городских дорог осуществляют поточным методом, обеспечивающим равномерное и непрерывное производство всех работ. При этом все основные работы по конструктивным элементам выполняют последовательно специализированные бригады.

1.7.    При небольших объемах работ и на участках малой протяженности, где применение поточного метода невозможно, работы производят цикличным методом поочередно на всем протяжении дороги.

1.8.    Работы по строительству городских дорог выполняют по следующей технологической схеме:

инженерная подготовка территории; строительство малых искусственных сооружений, мостов, путепроводов;

производство сосредоточенных земляных работ по возведению земляного полотна и устройству закрытого водоотвода;

устройство земляного полотна (корыто); устройство оснований дорожной одежды и установка бортовых камней;

устройство покрытия дорожной одежды; отделочные работы, включающие обстановку дорог,

1.9.    Перед проведением дорожно-строительных работ переносят и переустраивают все существующие коммуникации, мешающие проведению работ или эксплуата-

нии дороги, одновременно строят новые коммуникации. По окончании работ траншеи засыпают с тщательным послойным уплотнением грунта.

Работы выполняют специализированные организации.

1. 10. Сосредоточенные работы (строительство мостов, путепроводов, земляные работы больших объемов и др.) производят заблаговременно.

1.11.    Искусственные сооружения (мосты, путепроводы) возводят с привлечением субподрядных специализированных организаций.

1.12.    Работы по строительству, капитальному ремонту и реконструкции городских дорог необходимо вести с максимальным использованием средств механизации, а также сборных конструкций и готовых изделий заводского изготовления, материалов и элементов разборки дорожного покрытия.

1.13.    Дорожно-строительные материалы, применяемые при строительстве, капитальном ремонте и реконструкции городских дорог, должны отвечать требованиям СНиП и ГОСТ.

1.14.    Контроль за качеством проведения работ и .применяемых материалов осуществляют технический персонал и лаборатории дорожно-строительных организаций.

2. УСТРОЙСТВО ВОДООТВОДА И ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ГОРОДСКИХ ДОРОГ

2.1.    Для отвода поверхностных вод (дождевые и талые) в городах необходимо устройство водоотвода закрытого, открытого или смешанного типов.

Водостоки открытого типа устраивают в населенных пунктах с малоэтажной застройкой и на второстепенных улицах, где устройство закрытого водоотвода нецелесообразно.

2.2.    При строительстве водостоков и коллекторов принимают схему, обеспечивающую минимальный объем работ и наименьшую стоимость при максимальной механизации и сборности конструкций.

2.3.    При устройстве водоотвода выполняют следующие предварительные работы: освобождают зоны от деревьев, мачт, сооружений, подлежащих сносу; уточняют местоположение подземных коммуникаций, строят временные объездные пути для транспорта и пешеходов. При устройстве закрытого водоотвода в связи с рекон-

G

струкцией дороги разбирают дорожные покрытия и элементы благоустройства.

2.4. Ширина разборки дорожного покрытия по зерху траншеи зависит от категории грунта, глубины заложения траншеи, но должна быть не менее 0,5 м от бровки траншеи.

Мостовая разбирается на 0,3 м от бровки траншеи. Устройство закрытого и открытого водоотводов

2.5.    Закрытый водоотвод устраивают на городских дорогах с лотками, образованными пересечением покрытия и бортового камня.

2.6.    Разработку траншей для магистрального трубопровода и поперечных веток к ливнепрнемным колодцам производят экскаваторами, оборудованными обратной лопатой.

2.7.    Для магистральных коллекторов диаметром до 0,75 м траншею разрабатывают экскаваторами (объем ковша 0,25—0,35 м3, допускается 0,5 м3) или роторными экскаваторами, для коллекторов большого сечения — экскаваторами с ковшом 0,5 м8 и более.

2.8.    Котлованы под дождеприемные колодцы и неглубокие траншеи для водосточных веток разрабатывают экскаваторами типа «Беларусь» С-135А.

2.9.    Па вновь осваиваемых территориях и неблагоустроенных улицах траншеи глубиной свыше 2 м устраивают с откосами. На благоустроенных улицах и в стесненных условиях допускается устройство траншей с вертикальными стенками с обязательным креплением.

Допускаемая крутизна откосов траншей в сухих грунтах или при естественной влажности для различных грунтов приведена в табл. 1.

Таблица I

Глубина

выемки, м

Грунты

ДО 3

свыше 3

Насыпные песок, rpanufi......

I : 1,25

1:1.5

Супеси.............

1:0,67

1 : 1

Суглинки............

1 :0,67

1:0,75

Глины.............

1 s 0,5

1 :0,67

2.10. При диаметре труб ^ 0,5 м ширина траншеи в откосах по низу должна быть на 0,5 м больше диаметра трубы, а при диаметре труб 0,5—1,5 м — на 0,6 м больше диаметра трубы.

Ширина траншеи с креплением должна быть на 1 — 2 м больше диаметра труб (в зависимости от типа креплений и условий производства работ).

Виды крепления траншей, применяемые для различных грунтовых условий, приведены в табл. 2.

Таблица 2

Глубина выемки, м

Грунтовые условия

до 3

3-5

Грунты нормальной влажности, за исключением сыпучих .........

Грунты повышенной влажности и сыпучие ....

Горизонтальное с прозорами через одну доску

Сплошное горизо! тикальное

Сплошное горизонтальное

тальное или вер-

2.11.    При сильном притоке грунтовых вод следует применять сплошное шпунтовое ограждение траншей.

Глубину заложения шпунта принимают по расчету, но не менее чем на 0,75 м ниже дна траншеи.

2.12.    Магистральные коллекторы устраивают как по оси проезжей части, так и за пределами дороги — под газонами.

При втором варианте несколько увеличивается длина веток (поперечники), зато обеспечивается более простая эксплуатация ливневой канализации и уменьшается число колодцев на проезжей части дороги, что улучшает ее эксплуатационную характеристику.

2.13.    Для устройства магистрального коллектора используют асбестоцементные, бетонные и железобетонные трубы, реже керамические (из-за малой прочности и высокой стоимости).

2.14.    На участках с большими уклонами при пересечении с подземными сооружениями, когда требуется особая герметичность водостоков, применяют чугунные трубы.

2.15.    Укладку водостоков производят непосредственно на грунт или искусственное основание. При укладке

трубопроводов непосредственно на ненарушенный грунт основания для обеспечения плотного прилегания трубы в нем делают выкружку, обеспечивающую опирание трубы в поперечном направлении в пределах 30°, или устраивают лоток из сухого уплотненного грунта с тщательной подбивкой его под трубу. Лоток тщательно планируют по металлическому шаблону.

На свеженасыпных и торфянистых грунтах под трубопроводы устраивают искусственные основания (песчано-гравийное, щебеночное, из тощего бетона), конструкции которых выбирают в зависимости от местных условий. Коллекторы прямоугольного сечения устраивают на основаниях из сборных железобетонных плит.

2.16.    В водонасыщенных разжиженных грунтах укладку длинномерных труб производят по бетонной подготовке, также обязательна бетонная подготовка при укладке водостока из железобетонных колец длиной 1—1,5 м.

2.17.    Перед монтажом трубы очищают от грязи, а в весенне-осенний период — от льда и снега.

2.18.    Трубы укладывают на подготовленное основание снизу вверх по уклону при помощи автокранов: для устройства коллекторов большого сечения используют краны на гусеничном ходу.

Правильность установки труб проверяют геодезическими приборами, уровнями или визирками.

2.19.    После укладки труб производят омоноличиваиие стыков труб. Стыки асбестоцементных труб заделывают цилиндрическими асбестоцементными муфтами с двумя резиновыми кольцами. Стыки железобетонных труб с гладкими торцами заполняют цементно-песчаным раствором, а над стыками по всему контуру трубы устраивают монолитные бетонные и железобетонные пояса.

2.20.    Засыпку нижней части траншеи до половины диаметра труб производят равномерно с двух сторон с тщательным уплотнением грунта (коэффициент уплотнения не ниже 0,96). При отсутствии средств механизации, обеспечивающих такое уплотнение, траншею на высоту 0,8 диаметра трубы засыпают песком с последующей заливкой водой.

2.21.    Дождеприемные и смотровые колодцы должны быть сборного типа из железобетонных колец и плит, устанавливаемых при помощи автокранов. При отсутствии железобетонных изделий допускается устройство ко-