Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

200 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические рекомендации предназначены для применения широким кругом специалистов, чья деятельность связана с проектированием, исследованиями в области строительства объектов торговли и общественного питания, в том числе специалистами:

- проектных организаций;

- государственных и иных органов экспертизы и согласования;

- надзорных служб в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- органов лицензирования и сертификации.

 Скачать PDF

Методические рекомендации разработаны в развитие положений СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения», СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования», СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения».

Оглавление

Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Участки зданий

5.1 Пути движения

5.2 Парковочные места для транспорта инвалидов

5.3 Места отдыха

6 Входная группа

6.1 Наружная часть

6.2 Тамбур

6.3 Вестибюль и пути движения

7 Помещения предприятий торговли

7.1. Открытый доступ

7.2 Торговля через продавцов

7.3 Торговые автоматы и киоски

8 Помещения предприятий общественного питания

8.1 Предприятия самообслуживания

8.2. Предприятия с обслуживанием официантами

9 Санузлы для инвалидов

10 Информационное обеспечение зданий

Приложение А. Элементы доступности предприятий торговли

Приложение Б. Элементы доступности предприятий общественного питания

Приложение В. Источники нормативных требований к функциональным элементам, обеспечивающим безбарьерную среду для маломобильных групп населения на объектах торговли и общественного питания

Библиография

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Министерство строительства н жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и оценки соответствия в строительстве»

МЕТОДIIЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ и мгн

Москва 2018 г.

Введение    3

1    Область применения    4

2    Нормативные ссылки    5

3    Термины и определения    7

4    Общие положения    8

5    Участки зданий    13

5.1    Пути движения    13

5.2    Парковочные места для транспорта инвалидов    30

5.3    Места отдыха    35

6    Входная группа    39

6.1    Наружная часть    39

6.2    Тамбур    82

6.3    Вестибюль и пути движения    101

7    Помещения предприятий торговли    125

7.1.    Открытый доступ    125

7.2    Торговля через продавцов    139

7.3    Торговые автоматы и киоски    141

8    Помещения предприятия общественного питания    146

8.1 Предприятия самообслуживания    146

8.2.    Предприятия с обслуживанием официантами    149

9    Санузлы    155

И) Информационное обеспечение зданий    168

Приложение А. Элементы доступности предприятий торговли    189

Приложение В. Элементы доступности предприятий    191

общественного питания

Приложение В. Источники нормативных требований    к    190

функциональным элементам, обеспечивающим безбарьерную среду для маломобильных групп населения на объектах торговли и общественного питания

Библиография    200

Критерии «разумного приспособления» определяются в каждом конкретном случае, единые критерии отсутствуют. Объем мероприятий на действующем объекте рекомендуется определять при участии органов социальной защиты и с учетом мнения общественных организаций и н вал и дов-пол ьзовател ей.

Для установления законного изъятия из обязанности обеспечивать приспособление объекта в соответствии с нормативными требованиями поставщик услуг населению должен доказать, что приспособление к потребностям инвалидов обернется для организации неоправданным или несоразмерным бременем с учетом таких факторов, как объем затрат или безопасность людей на объекте.

Несоблюдение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг, уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов является одной из форм дискриминации инвалидов.

Определение дискриминации по признак)' инвалидности, которое содержится в ст. 2 Конвенции [4], прямо указывает на отказ в разумном приспособлении как на один из видов дискриминации инвалидов: «Дискриминации по признаку инвалидности означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все

формы дискриминации, в том числе отказ в «разумном приспособлении» (Статья 2 Определения).

Основания для привлечения владельцев объектов к административной ответственности за уклонение от обеспечения доступности услуг на объекте или дискриминации инвалидов предусмотрены в КОАП РФ [3].

В заключение следует отметить, что в последнее время стала входить в норму замена слова «инвалид» на словосочетание «человек с ограниченными возможностями здоровья». Сами инвалиды против такой формулировки, так как в русском языке слово «инвалид» не имеет столь же сильной негативной окраски, как в английском. Об этом говорят названия организаций инвалидов: Всероссийское общество инвалидов, газеты «Русский инвалид» и др. Наиболее принятая на сегодня корректная формулировка: человек с инвалидностью, люди с инвалидностью.

В проектной документации, а также на действующих объектах должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и МГН по участку к доступному входу в здание. От входа на территорию объекта и от места парковки нужен хотя бы один доступный путь к доступному для инвалидов входу на предприятие, оказывающего услуги населению.

5.1 Пути движения

Покрытия тротуаров. Для безбарьерного передвижения инвалидов покрытие тротуаров от входа на территорию объекта к его доступному входу должно быть ровным, без зазоров, повреждений, просадок, выбоин и выступов, не создающим вибрацию кресла-коляски при движении, а также предотвращающим скольжение, т.е. сохраняющим крепкое сцепление подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения (костылей, трости, ходунков) и колес кресла-коляски при сырости и снеге. Примеры правильных решений приведены на рисунке 5.1. Недопустимые виды покрытий тротуаров показаны на рисунке 5.2.

Примечание: Нормативные ссылки к каждому требованию по всему тексту настоящих МепнхЩческих рекомендации све()ены в таблицу Приложения 3.

Рисунок 5.1 - Покрытия пешеходных путей движения, доступных для МГН

Вибрация коляски на неровном покрытии болезненна для инвалида на кресле-коляске, неровности покрытия затрудняют передвижение человека на костылях и возможность ориентирования на путях движения слепому с белой тростью. Некомфортным покрытием для передвижения на коляске является плитка с широкой фаской (бехатон), брусчатка из колотого гранита.

Рисунок 5.2 - Некомфортные для инвалидов виды покрытий пешеходных путей

движения

При использовании тротуарных плит они должны быть плотно подогнаны друг к другу (расстояние между ними не может превышать 1,0 см), стыки между элементами покрытия заполняют твердым материалом (рисунок 5.3).

Рисунок 5.3 - Требования к покрытию пешеходных путей движения

Ширина путей движении. Ширина тротуара должна обеспечивать возможность встречного движения инвалидов на креслах колясках. Общая минимальная ширина пути движения составляет 2 м, которые складываются из ширины двух минимальных проходов для человека в кресле-коляске 0,9 м, а также необходимого промежутка между ними 0,2 м (рисунок 5.4).


Ь

0; Т 5 Р

IV ГЫ X


/



10

Jl


Рисунок 5.4 - Требования к ширине путей движения при двустороннем

движении


Допустимо при ширине тротуара 1,2 м, на котором возможно только одностороннее движение на кресле-коляске, выполнять вдоль тротуара площадки для разъезда встречных кресел-колясок (рисунок 5.5). Площадки вдоль узких тротуарах необходимы не только для инвалидов, но и для людей с детскими колясками, людей с габаритным грузом (сумкой, тележкой для покупок).

В качестве площадки для разъезда могут использоваться пересечения дорожек, примыкающие площадки для установки скамеек, площадки перед входами в здание.


ПЕ1_


Рисунок 5.5 Уст/юйство разъездных площадок (карманов) на узких тротуарах


Правильно


Недопустимо


Рисунок 5.6 - Требования к ширине местных сужений на троту аре


Элементы благоустройства (скамейки, урны), деревья, рекламные конструкции, опоры освещения и прочее оборудование не должны сужать ширину троту ара менее ширины 1,2 м (рисунок 5.6).

Уклон тротуара. Уклон тротуара допустим не более 5% (1:20) (рисунок 5.7). Передвижение на более крутых уклонах требуют от инвалида с нарушениями опорно-двигательного аппарата больших усилий, в том числе для поддержания равновесия, а инвалид на кресле-коляске на крутом уклоне может опрокинуться. При совершении покупок инвалид-колясочник складывает товары в сумку, висящую сзади вдоль спинки. При этом коляска становится еще более неустойчивой.

Продольным уклон не более 5%    Поперечный    уклон    не    более    2%

Рисунок 5.7 - Допустимые уклоны на путях движения

Для стока воды предусматривается поперечный уклон тротуара, но на путях движения инвалидов максимальное значение поперечного уклона составляет 2%. При боковом уклоне трудно управлять коляской. На поперечных уклонах инвалидам на кресле-коляске, особенно при высокой ампутации нижних конечностей, слабых мышцах спины, трудно поддерживать равновесие, часто коляска опрокидывается набок. Это может привести к травмам.

Поперечный уклон на тротуаре может создаваться не только за счет рельефа, но и за счет создания искусственных уклонов в месте расположения съездов с троту ара на проезжую часть (рисунок 5.6, А, В).

При выполнении съездов, расположенных вдоль тротуара должна оставаться ровная (без бокового уклона более 2%) дорожка шириной не менее 1,2 м по противоположному от съезда краю тротуара для безопасного прохода пешеходов и проезда на коляске (рисунок 5.8, Б, Г).

Рисунок 5.8 - Примеры расположения съездов на тротуаре

Съезды (бордюрные пандусы). На доступных путях движения необходимо обеспечить отсутствие перепадов высоты на стыке тротуара и транспортного проезда и вертикальных перепадов отметок на самом тротуаре высотой более 0,15 м (рисунок 5.9).

Рисунок 5.9 - Пример безбарьсрного пути движения ко входу торгового объекта

Препятствие для человека в кресле- Открытая лестница будет препятствием коляске в виде бордюра высотой более    для    ,,еловека    в    кресле-коляске

1,5 см

Рисунок 5.10- Недопустимые перепады высоты на путях движения инвалидов: бордюрный камень на пешеходном переходе, ступень (лестница) на тротуаре

Самостоятельное преодоление на кресле-коляске перепада высоты более 0,15 м для большинства инвалидов невозможно (рисунок 5.10). Для бсзбарьерного передвижения людей, использующих кресла-коляски, в местах сопряжения двух разноуровневых поверхностей на тротуарах выполняется съезд (короткий пандус, не оборудованный поручнями). Уклон съезда должен быть максимально пологим, но не более 8% (рисунок 5.13). На узких тротуарах допустимы съезды с уклоном 10% на перепаде высоты не более 0,1 м. На более крутых съездах кресло-коляска может опрокинуться, а инвалид на костылях может поскользнуться. При спуске в местах резких изменений уклонов подножка коляски может врезаться в горизонтальную часть тротуара и резко ее затормозить. При этом в силу инерции возможно выпадение инвалида из коляски прямо на проезжую часть (рисунок 5.12).

Перепал высот между нижней гранью съезда и проезжей частью не должен превышать 0,015 м. Преодолеть на кресле-коляске перепад больший высоты не позволяет маленький диаметр передних колес; кроме того, существует опасность опрокидывания коляски в момент расположения ее передних и задних колес на разном уровне (рисунок 5.11).

Рисунок 5.11- Кресло-коляска около перепада высоты

Ширина ровной части съезда должна быть не менее 1,5 м, рекомендуется съезд выполнять на всю ширину перехода через проезжую часть (зебру). В торце тротуара, как правило, съезд выполняется на всю его ширину. Боковые бордюрные камни, примыкающие к съезду, должны располагаться под углом для плавного соединения с заглубленной частью бордюра. Длина съезда определяется в зависимости от допустимого в конкретной ситуации уклона путем деления перепада высоты на процент уклона (5-10%). Например, при стандартной высоте бордюра 0,15 м и допустимом перепаде от 0 до 0,015 м длина съезда может составить от 3 до 1,68 м в зависимости от его уклона. Следует учитывать, что съезды с уклоном 10% допустимы только на длину наклонной части до 1 м.

Рисунок 5.12 - Травмоопасная ситуация для человека в кресле-коляске при крутом спуске

Уклон съезда 5% на широком тротуаре

Уклон съезда 12% вблизи здания при затесненных условиях

Рисунок 5.13 - Варианты конструкций съездов в зависимости от ширины тротуара

Для обустройства съездов не допускается применение бортовых камней со скошенной верхней гранью, в том числе камней-аппарелей, бортового камня, уложенного плашмя, запрещены также конструкции, расположенные на проезжей части, так как они затрудняют водоотвод вдоль тротуара и проезжей части и, кроме того, имеют недопустимый уклон (рисунок 5.14).

Методические рекомендации для организаций торговли и общественного питания по обеспечению доступности для инвалидов и МГН разработаны в развитие положений СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения», СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования», СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения».

Каждое положение нормативного документа сопровождается комментариями, разъясняющими, для каких категорий инвалидов важно его выполнение и к каким последствиям может привести несоответствие объекта данному требованию.

Выполнение нормативных требований в полном объеме необходимо для того, чтобы каждый имел возможность полноценно воспользоваться услугами объекта торговли и общественного питания, что является показателем того, что на нем соблюдены принципы «универсального дизайна» или «дизайна для всех».

На действующих объектах часто применение даже небольших изменений в рамках «разумного приспособления» может значительно облегчить инвалидам получение услуг.

Рекомендации разработаны ООО «Институт общественных зданий» (руководитель работы - канд. арх., Почетный архитектор России - Д.А. Рождественский, ответственный исполнитель - канд. арх.. Почетный архитектор России - А.М. Гарнец); ГКУ СК ДТСЗН г. Москвы (ответственный исполнитель, зам. начальника отдела - В.Б. Осиновская) при участии Н.Н. Гусаровой (Общественная инспекция по делам инвалидов в г.Москве), А.Д. Попко (Всероссийское общество слепых), М.А. Силкиной (Союз дизайнеров РФ), Е.Ю.Коляды (ГК «Ретайл»), Ф.Б. Постнова (эксперт по «Универсальному дизайну»).

з

Рисунок 5.14- Недопустимые конструкции съездов как по уклону, так и по расположению съезда на проезжен части

Приподнятый переход. На узких тротуарах в месте перехода рекомендуется применять приподнятый пешеходный переход: искусственную неровность с высотой на уровне тротуара на всю ширину перехода. Примеры приподнятых переходов на рисунке 5.15.

Требования к приподнятым пешеходным переходам определены в методических рекомендациях «Применение искусственных неровностей на улицах и дорогах» [13, 14]. При уклонах, примыкающих к приподнятому переходу участков дорожного полотна более 5%, для ограничения движения пешеходов по наклонному участку необходимо на тротуаре применять ограждения.

Методические рекомендации предназначены для применения широким кругом специалистов, чья деятельность связана с проектированием, исследованиями в области строительства объектов торговли и общественного питания, в том числе специалистами:

-    проектных организаций;

-    государственных и иных органов экспертизы и согласования;

-    надзорных служб в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

-    органов лицензирования и сертификации.

Они будет полезны и владельцам объектов, которые могут выполнить его адаптацию в рамках «разумного приспособления».

Применение настоящих Методических рекомендаций даст проектировщику механизм реализации требований, заложенных в сводах правил СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» для более грамотного и рационального проектирования объектов торговли и общественного питания в части выполнения требований доступности, безопасности, комфортности и информативности для инвалидов на основе принципов «универсального дизайна» и «разумного приспособления», позволит повысить качество выполняемых проектных работ, сократить сроки и снизить стоимость проектирования за счет использования типовых единых практических подходов к выполнению работ на основе унифицированных проектных решений и технологий при новом строительстве, реконструкции и приспособлении зданий для инвалидов, а также станет основой для проведения независимых экспертных оценок выполненных работ.

Применение настоящих Методических рекомендаций приведет к повышению доступности, безопасности, комфортности и информативности при обслуживании инвалидов на проектируемых и приспосабливаемых объектах торговли, снижению рисков возникновения травмоопасных и аварийных ситуаций, как для инвалидов, так и для посетителей без ограничений мобильности.

2 Нормативные ссылки

1.    ГОСТ 33652-2015 (EN 81-70:2003) «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения». Межгосударственный стандарт

2.    ГОСТ Р 12.4.026-2015 ГОСТ 12.4.026-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»

3.    ГОСТ Р ИСО 23600-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. «Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров»

4.    ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий»

5.    ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования»

6.    ГОСТ Р 50935-96 «Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу»

7.    ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования»

8.    ГОСТ Р 51671-2015 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности»

9.    ГОСТ Р 528750-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»

10.    ГОСТ Р 55555-2013 (ИСО 9386-1:2000) «Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Требования безопасности и доступности. Часть 1. Платформы подъемные с вертикальным перемещением»

11.    ГОСТ Р 55556-2013 (ИСО 9386-2:2000) «Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 2. Платформы подъемные с наклонным перемещением»

12.    ГОСТ Р 55641-2013 «Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Диспетчерский контроль. Общие технические требования»

13. СП    1.13130.2009    «Системы противопожарной защиты.

Эвакуационные пути и выходы»

14. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»

15.    СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

16.    СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изменениями №1, №2)

17.    СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения» (с изменением №1)

18.    СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования» (с изменением №1)

Объекты lopioiuii - объекты, деятельность которых связанна с приобретением и продажей товаров.

Самообслуживание -метод обслуживания, при котором потребители самостоятельно выполняют ряд операций по выбору и приобретению товара в магазине или блюд на объекте общественного питания, расплачиваясь в кассах при выходе из зоны самообслуживания.

Открытый доступ (самообслуживание) - форма торговли с открытой выкладкой товара в торговом зале, и свободным доступом посетителей к стеллажам с товаром с возможностью осмотреть и потрогать товар, подержать его в руках, ознакомиться с этикеткой, составом и качеством товара, не прибегая к помощи персонала магазина. Данная форма торговли не исключает помощь персонала при необходимости.

Обслуживание официантами - процесс обслуживания потребителей на предприятии общественного питания, при котором обслуживание, начиная с их встречи, подачи блюд за столики и заканчивая расчетом, производится официантами.

Разумное приспособление - максимально возможная для собственника реконструкция зданий и сооружений, проводимая с целью обеспечения их доступности.

Сопровождение инвалида - форма оказания помощи инвалиду с тяжелыми нарушениями здоровья, включает сопровождение инвалида по объекту и необходимую помощь в преодолении имеющихся на объекте барьеров и при получении услуги, требует от персонала определенных навыков.

Торговля через продавцов - форма торговли через прилавок с участием продавцов.

Универсальный дизайн - проектные решения обеспечивающие доступность зданий и сооружений, как для маломобильных граждан, так и для всех остальных людей.

В России права инвалидов на доступность объектов социальной инфраструктуры утверждены Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур» введена в 1999 г.) [2].

Федеральным законом №46-ФЗ от 03.05.2012 г. Российской Федерацией ратифицирована Конвенция «О правах инвалидов» (дазее -Конвенция), вступившая в силу 25.10.2012 г.). Российская Федерация, ратифицировав Конвенцию, приняла на себя юридическое обязательство в числе прочих прав, гарантированных инвалидам, обеспечивать им равные со всем населением России права и условия при получении услуг.

В преамбуле Конвенции указано, что «инвалидность - это эволюционирующее понятие» и что «инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

Современная социальная концепция понимания проблем инвалидности учитывает тесную связь между ограничениями, которые испытывает сам инвалид по состоянию здоровья, и существующими физическими и информационными барьерами для инвалидов, а также «барьерами в головах», то есть отношением к инвалидам населения и, в том числе, персонала объектов.

Универсальный дизайн и разумное приспособление. Конвенцией в статье 2 «Определения» введено два новых подхода к созданию безбарьерной среды на доступном для инвалидов объекте: «универсальный дизайн» и «разумное приспособление».

Конвенция определяет «универсальный дизайн» и «разумное приспособление» следующим образом:

Универсальный дизайн или проект зданий, предметов, предоставления услуг и средств информации, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации для инвалидов или специальных проектных решений. При этом возможно применение ассистивных (специализированных) устройств для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.

«Разумное приспособление»: внесение, для каждого конкретного случая, вариантов исполнения нормативных требований и модификации этих требований, не становящихся при их осуществлении несоразмерным или неоправданным бременем для владельца объекта, в целях максимально возможного обеспечения инвалидам всех прав человека наравне с другими людьми.

В СП 59.13330.2016, п. 7.1.2 определено, в каких случаях необходимо применять универсальный дизайн, а в каких допустимо «разумное приспособление»:

«При реконструкции, капитальном ремонте и приспособлении существующих зданий для МГН в проекте должны быть предусмотрены доступность и удобства для МГН.

В зависимости от объемно-планировочных решений здания, от расчетного числа маломобильных посетителей, функциональной организации учреждения обслуживания следует применять один из двух вариантов форм обслуживания:

вариант "А" (универсальный проект) - доступность для инвалидов любого места в здании, а именно - общих путей движения и мест обслуживания - не менее 5% общего числа таких мест, предназначенных для обслуживания;

вариант "Б" (разумное приспособление) - при невозможности доступного оборудования всего здания выделение в уровне входа специальных помещений, зон или блоков, приспособленных для обслуживания инвалидов, с обеспечением всех видов услуг, имеющихся в данном здании».

Практика приспособления действующих объектов показала, что на многих из них невозможно создать доступную среду в полном объеме, соответствующую СП 59.13330.2016, применяемому при новом строительстве. Часто невозможно расширить пути движения в здании, расширить тамбур в капитальных стенах, не выходя из красных линий, увеличить входную площадку и установить пандус, обеспечить нормативное количество и габариты туалетных кабин для инвалидов и т.п. «Разумное приспособление» предполагает применение различных модификаций нормативных требований применительно к обстоятельствам. Это так называемые минимальные требования досту пности.

Разумность приспособления выражается также в обеспечении соразмерности требований с финансово-экономическими возможностями государства и предпринимателей. С этой целью предусматривается ряд

норм, ограничивающих предъявление заведомо невыполнимых требований:

-    устанавливается, что порядки обеспечения доступности принимаются исходя из реальных финансовых возможностей соответствующих бюджетов; требования по доступности в полном объеме объектов инфраструктуры распространяются только на вновь вводимые или прошедшие реконструкцию объекты;

-    разрешается удовлетворять потребности инвалидов не в полном объеме, когда это объективно невозможно, а в объеме удовлетворения минимальных потребностей. При «разумном приспособлении» возможно отклонение архитектурно-планировочных показателей здания от нормативных при условии оказания инвалиду помощи в преодолении барьеров.

«Разумное приспособление» может подразумевать приспособление только части объекта, например, в пределах первою этажа здания.

«Разумное приспособление» может выражаться также в установлении обязанности по оказанию инвалидам помощи в преодолении барьеров, препятствующих получению ими услуг, оказываемых населению (например, помощь при перемещении по объекту, при получении услуги, при оформлении документов). Характер оказываемой помощи зависит от нарушений функций организма и от архитектурно-планировочных особенностей объекта или характера услуги. Например, тотально слепой человек не сможет в магазине самообслуживания получить услугу без помощи сотрудника магазина, а инвалид на кресле-коляске - достать товар с верхней полки.

Доступность услуги может быть обеспечена «доставкой» услуги к месту пребывания инвалида, в том числе с оказанием ее на дому или предоставлением дистанционно.

Организация оказания помощи на объекте силами сотрудников объекта, включая сопровождение инвалида по объекту и при получении услуги, установлена Федеральным законом №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции федерального закона № 419-ФЗ) [2].

ю