Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

127 страниц

Купить Методическое пособие — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Пособие является настольным методическим документом, необходимым для расчета и проектирования цунамистойких прибрежных и береговых зданий и сооружений и обеспечения цунамибезопасности урбанизированных территорий, расположенных на цунамиопасных побережьях российских морей. Методическое Пособие следует использовать как упорядоченную и уточненную базу исходных данных, дифференцированную по федеральным округам (дальневосточному, Южному и Северо-Кавказскому) и по субъектам Российской Федерации, территории которых находятся в цунамиопасных районах (ЦОР)

 Скачать PDF

Методическое пособие разработано в развитие положений СП 292.1325800.2017 "Здания и сооружения в цунамиопасных районах. Правила проектирования"

Оглавление

Предисловие

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения и сокращения

     3.1 Термины, определения

     3.2 Сокращения

4 Общие положения и правила пользования

5 Исходные данные для задания опасности цунами

6 Сводка упорядоченных исходных данных для урбанизированных и перспективных ЦОР Российской Федерации

7 Комментарии для особых случаев

8 Структура и содержание сводки упорядоченных исходных данных для урбанизированных и перспективных ЦОР Российской Федерации

     8.1 Сводка упорядоченных исходных данных для урбанизированных и перспективных цунамиопасных побережий Камчатского края

     8.2 Сводка упорядоченных исходных данных для урбанизированных и перспективных цунамиопасных побережий Магаданской области

     8.3 Сводка упорядоченных исходных данных для урбанизированных и перспективных цунамиопасных побережий Приморского края

     8.4 Сводка упорядоченных исходных данных для урбанизированных и перспективных цунамиопасных побережий Сахалинской области

     8.5 Сводка упорядоченных исходных данных для урбанизированных и перспективных ЦОР в Краснодарском крае

     8.6 Сводка упорядоченных исходных данных для урбанизированных и перспективных цунамиопасных побережий Республики Крым

     8.7 Сводка упорядоченных исходных данных для урбанизированных и перспективных цунамиопасных побережий города федерального значения Севастополь

     8.8 Сводка упорядоченных исходных данных для урбанизированных и перспективных ЦОР в Республике Дагестан

Приложение А. Пример оценки исходных параметров опасности цунами

Приложение Б. Расчет зоны затопления от вероятных цунами

Приложение В. Пример исследования устойчивости работы порта к волнам цунами

Приложение Г. Пример моделирования наката цунами на застроенное побережье для определения его силового воздействия на крупные объекты риска

Приложение Д. Пример оценки эффективности защитных свойств дамбы от цунами

Приложение Е. Пример моделирования перемещения донных осадков при прохождении цунами

Приложение Ж. Пример моделирования взаимодействия потока цунами со строительными сооружениями

Приложение И. Примеры расчета морских ГТС на воздействие цунами

Приложение К. Таблицы шероховатости дна и скоростей потока для размыва грунта

Список использованных источников

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

М и ii истерст во строител ьст ва н жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и оценки соответствия в строительстве»

Методическое пособие

БАЗА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ НА ЦУНАМИОПАСНЫХ ПОБЕРЕЖЬЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Москва 2018

Предисловие..............................................................................................................................4

1    ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ...................................................................................................6

2    НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ................................................................................................7

3    ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ.............................................................8

3.1    Термины, определения.......................................................................................................8

3.2    Сокращения.........................................................................................................................8

4    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ..................................................9

5    ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ЗАДАНИЯ ОПАСНОСТИ ЦУНАМИ    15

6    СВОДКА УПОРЯДОЧЕННЫХ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ УРБАНИЗИРОВАННЫХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЦОР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27

7    КОММЕНТАРИИ ДЛЯ ОСОБЫХ СЛУЧАЕВ.................................................................28

8    СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СВОДКИ УПОРЯДОЧЕННЫХ ИСХОДНЫХ

ДАННЫХ ДЛЯ УРБАНИЗИРОВАННЫХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЦОР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ....................................................................................................................................32

8.1    Сводка упорядоченных исходных данных для урбанизированных и

перспективных цунамиопасных побережий Камчатского края...................................................32

8.2    Сводка упорядоченных исходных данных для урбанизированных и

перспективных цунамиопасных побережий Магаданской области............................................36

8.3    Сводка упорядоченных исходных данных для урбанизированных и

перспективных цунамиопасных побережий Приморского края.................................................37

8 4 Сводка упорядоченных исходных данных для урбанизированных и перспективных цунамиопасных побережий Сахалинской области............................................39

8.5 Сводка упорядоченных исходных данных для урбанизированных и перспективных ЦОР в Краснодарском крае:.................................................................................48

8 6 Сводка упорядоченных исходных данных для урбанизированных и перспективных цунамиопасных побережий Республики Крым..................................................50

8.7 Сводка упорядоченных исходных данных для урбанизированных и перспективных цунамиопасных побережий города федерального значения Севастополь......52

8 8 Сводка упорядоченных исходных данных для урбанизированных и перспективных ЦОР в Республике Дагестан.................................................................................53

Приложение А ПРИМЕР ОЦЕНКИ ИСХОДНЫХ ПАРАМЕТРОВ ОПАСНОСТИ ЦУНАМИ..........................................................................................................................................55

Приложение Б РАСЧЕТ ЗОНЫ ЗАТОПЛЕНИЯ ОТ ВЕРОЯТНЫХ ЦУНАМИ    58

Приложение В ПРИМЕР ИССЛЕДОВАНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАБОТЫ ПОРТА К ВОЛНАМ ЦУНАМИ....................................................................................................................62

Приложение Г ПРИМЕР МОДЕЛИРОВАНИЯ НАКАТА ЦУНАМИ НА ЗАСТРОЕННОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕГО СИЛОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КРУПНЫЕ ОБЪЕКТЫ РИСКА................................................................................................73

области безопасности зданий, сооружений, урбанизированных территорий и населения в части цунамистойкости сооружений и цунами безопасности побережий российских морей.

4.5. Сбор и использование исходных данных для последующего расчета и проектирования цунамистойких сооружений, а также для разработки проектов территориального планирования и развития ЦОТ осуществляется в соответствие с программным (по блокам последовательного решения задач) алгоритмом применительно к конкретному населенному (географическому) пункту в следующем порядке:

а)    выбор соответствующего населенного (географического) пункта по таблице А./ СП - урбанизированной ЦОТ или планируемого для освоения ЦОР;

б)    предварительные данные и классификация ЦОТ (ЦОР) согласно пп. 5.1.5 и 5.1.6 СП\

в)    значение нормативной высоты заплеска необходимой повторяемости (в зависимости от ответственности сооружения и требований задания на проектирование) с округлением до 0,5 м в большую сторону; классификация побережья по п. 5.1.2 СИ с определением соответствующего качественного термина цунами по таблице B.I СП;

г)    классификация побережья по п. 5.1.3 СП с отнесением категории с «близкими» и/или «далекими» цунами;

д)    значения периода волны цунами Т и частоты повторяемости сильных цунами в регионе/;

е)    классификация побережья по пункту 5.1.4 СП\

ж)    характеристическое значение высоты прилива по пункту 5.3 настоящего Пособия;

и) оценка соответствия береговой линии ЦОТ термину 3.1.45 СИ «стандартное цунамиопасное побережье»;

к)    результат цунамимикрорайонирования, новое назначение соответствующего качественного термина цунами по таблице В.1 СП и определение «зоны затопления» побережья;

л)    перечень прибрежных и береговых сооружений, попадающих в ЦОТ;

м)    данные о прибрежных и береговых сооружениях, расположенных в ЦОТ, согласно классификации по пунктам 5.2 и 5.3 СП соответственно для выявления сооружений, подлежащих расчету на цунам истой кость;

н)    данные о размерах, форме, характеристиках обтекаемости и проницаемости сооружений, подлежащих расчету на цунам истой кость, в том числе:

-    морских портовых причальных ГТС;

-    береговых сооружений;

-    берегозащитных и ограждающих сооружений;

-    сооружений инженерной защиты от цунами;

-    специальных сооружений для вертикальной эвакуации;

п) данные о планировочных характеристиках ЦОТ и урбанизированной территории в целом, влияющих на цунамибезопасность рассматриваемого населенного пункта, как его территории, так и его акватории.

Процедура перехода от исходных значений нормативных характеристик цунами, задаваемых по приложению А СП, к нагрузкам на сооружения, попадающих в ЦОТ (,HITs—*FLEET), изложена на конкретных примерах (приложение Б-Е). Пояснительный материал с анализом взаимодействия волн цунами с сооружениями различной формы, обтекаемости и проницаемости (блок FLEET) изложен в приложении Ж, а примеры расчета строительных сооружений на воздействие цунами (блок М1Т) представлены в приложении И.

4.6 Взаимодействие блоков    URSA —+ 'ISA R—*MIT—* URSA    может

происходить неоднократно в процессе повышения устойчивой безопасности урбанизированной территории, находящейся в ЦОР.

4.7. К п. 4.1.4 СП. Поскольку цунами является редким, пока плохо предсказуемым, но чрезвычайно разрушительным природным явлением, в случае недостаточности и/или низкой достоверности необходимых для расчета цунамистойкости сооружений исходных данных о параметрах опасности цунами следует принимать в качестве расчетных параметры фактически произошедших (исторических) на рассматриваемой ЦОТ (ЦОР) цунами. Решение    этого вопроса находится    в компетенции

сертифицированной    научно-исследовательской    организации,

сопровождающей проектирование цунамистойких сооружений и обеспечение цунамибезопасности рассматриваемого объекта цунами-риска. Примеры приведены в п. 5.1.1.4 настоящего Пособия.

При отсутствии необходимых данных следует принимать наихудшее значение рассматриваемого параметра. Например, на Черном море принято значение У, равное 10 мин, что соответствует наихудшему варианту - самому короткому времени добегания волны цунами до берега.

4.8 Все береговые сооружения, попадающие в зону затопления и подлежащие согласно п. 5.3.2 СП расчету на цунам истой кость, со временем должны быть вынесены за пределы этой ЦОТ. Только прибрежные сооружения не могут функционировать и поэтому не могут быть перенесены на сушу. Эти соображения определяют нижеследующий уточненный перечень строительных сооружений, подлежащих обязательному расчету на цунам истойкость:

морские портовые причальные ГТС и доки; портовые оградительные и другие вспомогательные сооружения; прибрежные потенциально-опасные объекты, которые не могут быть перенесены за пределы ЦОТ;

рыбообрабатывающие, рыбоприемные и другие предприятия, функционально связанные с морем и не относящиеся к предыдущим категориям объектов;

очистные и другие сооружения, повреждение которых может вызвать значительные или невосстанавливаемые экологические ущербы.

Мри расчете и проектировании цунамистойких сооружений уровень цунамистойкостн следует назначать согласно пунктам 5.4.4 и 5.4.5 СП и в тоже время обеспечивать такое состояние сооружения, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью людей (индивидуальный риск), а также не превышается допустимый риск, связанный с причинением вреда окружающей среде. При этом предельно допустимое значение индивидуального цунами-риска принимается согласно пункту 11.5.1 СП, а предельно допустимое значение экологического риска назначается в пределах КГ5 - 10“7 год'1 в соответствие с заданием на проектирование. Такая цунамистойкость является нормативно необходимой и достаточной для зданий и сооружений различного назначения и конструктивной схемы.

4.9 Целью упорядочения и возможности компьютерной обработки локальной (субъекта Российской Федерации), окружной и федеральной базы исходных данных для анализа, мониторинга, контроля и управления безопасности застройки, урбанизированных территорий ЦОТ в настоящем Пособии предусмотрены нижеследующие структура и порядок использования данных.

4.9.1    Территории окружного уровня Российской Федерации (с востока на запад): Дальневосточный федеральный округ (ДФО) - А, Южный федеральный округ (ЮФО) - Б, Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) - В.

4.9.2    Территории уровня субъектов Российской Федерации (по алфавиту внутри округа): ДФО - четыре субъекта, ЮФО - три субъекта, СКФО - один субъект.

5 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ЗАДАНИЯ ОПАСНОСТИ ЦУНАМИ

Содержание данного раздела упрощает работу проектировщиков, связанную с блоком HITs.

5.1    К оценке нормативного значения вертикального заплеска цунами (к пункту 4.4 и таблице А. 1 СП)

5.1.1    На основании задания на проектирование при соответствующем обосновании допускается в качестве заплеска Ипш принимать нормативные значения заплеска цунами, отличные от указанных в таблице A.I СП.

5.1.1.1    Для стандартного цунамиопасного побережья (3.1.45 СП) основные параметры волны цунами и связанные с ними нагрузки могут быть оценены сравнительно простым способом при известных значениях прогнозируемой величины заплеска периода волны цунами Т и среднего значения параметра m заложения берегового откоса и уклона дна вблизи берега.

5.1.1.2    Следует учесть, что прогнозируемые величины заплеска Ищо, Л50, Лзо;о.1 для пунктов Дальнего Востока России, где имеются мареографы Росгидромета (регистраторы уровня моря), соотносятся с местом его установки.

5.1.1.3    Среднее за / лет значение максимального подъема уровня воды (заплеска) hi, или величина максимального заплеска /;/,0 с обеспеченностью (вероятностью превышения) 0 в течение t лет, рассчитывается согласно формулам (формулы 6.2 и 6.3 СП). Эти формулы пригодны для оценок параметров цунамиопасности при значениях периода прогнозного времени I лет, удовлетворяющего условию 3If < t < 300 лет, где / - частота повторяемости сильных цунами (приложение А СП).

5.1.1.4    При проектировании строительных сооружений, включенных в

категории 1а, 16, и 1в по п. 5.3.2 СП на основании задания на проектирование,

расчетное значение вертикального заплеска цунами может назначаться

15

исходя из анализа очень редких, маловероятных цунами (например, повторяемости 1 раз в 5000 лет). Такой подход был осуществлен в рекомендациях по проектированию АЭС «El-Dabaa», Египет.

5.1.1.5 Результатами вышесказанного являются следующие разъяснение и требования:

-ЦОР с сильной изрезанностью береговой линии не может считаться стандартным (3.1.45 СП), и распределение прогнозируемых величин заплесков вдоль такого побережья будет существенно неоднородным. Это утверждение подтверждается, например, крайне неоднородным распределением реальных заплесков цунами 1983 г. вдоль сильно изрезанного побережья г. Владивостока: 3-4 м в бухте Горностай, до 6 м в бухте Тихая, 2 м в бухте Аякс, порядка 1 м в бухте Диомид, и всего 0,3 м в районе постановки мареографа;

- поскольку важной целью настоящего подраздела является наилучшее для проектировщиков представление цунамиопасности в виде карт/зон вероятного затопления побережья российских морей волнами цунами, цунамимикрорайонирование всех ЦОР на побережье российских морей является обязательным для последовательной реализации, начиная с территорий расположения морских портов, потенциально опасных объектов, объектов жизнеобеспечения и других строительных сооружений, включенных в Градостроительный кодекс Российской Федерации, статья 48.1, часть 1, пункт 7), 8), а также часть 2, пункты 3), 4);

-выполнение вышеуказанных работ регулируется ФАУ «ФЦС» и должно осуществляться за счет объединенных средств федерального и регионального/тсрриториального бюджета, а также за счет средств владельцев (собственников) строительных сооружений, находящихся в ЦОР;

-в составе задания на проектирование строительства и реконструкции объектов, расположенных в ЦОР, следует в обязательном порядке предусматривать работы по цунамимикрорайонированию, благодаря чему будет обеспечиваться накопление необходимых исходных данных по

картированию зон затопления цунамиопасных морских побережий Российской Федерации.

5.1.2    Для участков побережий, отличных от стандартного, с сильно изрезанной береговой линией, даже при наличии средней по побережью оценки цунамиопасности или на удалении от мареографа, требуется проведение работ по детальному цунамирайонированию, или цунамимикрорайонированию (п. 4.4.3.3 СП).

5.1.3    К п. 4.4.3.1 СП. Целью сокращения объема и повышения эффективности работы проектировщиков взамен таблицы А.! СП нормативные значения вертикального заплеска рекомендуется принимать согласно разделу 8, в котором приведены уточненные таблицы нормативных вертикальных заплесков цунами для географических точек морских побережий восьми субъектов Российской Федерации В разделе 8:

-некоторые таблицы дополнены ранее отсутствующими цунамиопасными географическими пунктами, при этом учтены исторические цунами, происходившие в том или ином регионе;

-изъяты географические пункты, в которых И^о:о\<\ м (кроме мест расположения морских портов);

-значения нормативных вертиказьных заплесков цунами округлены с точностью до 0,5 м.

Примечание:

При проектировании требуется включить в рассмотрение исторические примеры цунами в данном районе. Данные по заплескам исторических цунами доступны в интернете (NGDC:    Tsunami    Data    and    Information.    URL:

http://www ntrdc.noaa цоу/hazard/tsu.shtml и HTDBAVLD: Historical Tsunami Database for the World Ocean URL: http://tsun sscc.ru/htdbpac/) Более подробно проявления цунами в ДФО описаны в каталогах [1,2, 3]

5.1.4    К пункту 4.4.3.3 и 5.4 СП

Цунамимикрорайонирование в акватории и на территории ЦОР допускается не производить в следующих случаях:

-если ЦОР ничем не застроен (не является ЦОТ) и не планируется к урбанизации;

-если строительное сооружение на застроенной ЦОТ относится к категории КС-1 (ГОСТ 27751-2014).

5.1.5 Пример оценки параметров цунами для целей перспективного планирования, ориентировочных технико-экономических оценок и предварительных расчетов приведен в приложении А.

5.2 О форме волны цунами при накате - откате на берег

5.2.1    Сначала требуется оценить величину критерия обрушения волн Иг, который вычисляется по формуле (формула 6.1 СП):

При Иг < 1 накат волн на береговой откос происходит без обрушения, при Hr> 1 при накате цунами происходит образование бора.

Дальнейшее применение сравнительно простых аналитических и приближенно аналитических методов удается провести только для наката без обрушения. Случай наката цунами с бором сравнительно редкий. Статистическое исследование показало, что примерно в 80% случаев Иг < 1, и накат волн цунами на берег происходит без обрушения переднего склона волны.

5.2.2    Накат на берег необрушенных волн

Расчет уровней удобно проводить, используя безразмерные (относительные) величины /WnC*)//?™ пРн накате и минимальные hmm(x)/h„in при откате, при известном значения параметра Иг, в зависимости от значения

_ _ х

безразмеренной (относительной) координаты •* ~'Отсчитываемой от

невозмущенного уреза, положительные значения от уреза в море, отрицательные - в сторону берега (рисунок 5.1).

run

Рисунок 5.1 - Зависимость максимальных и минимальных относительных отклонений уровня цунами от безразмерной координаты

Аналогично проводится расчет максимальных скоростей потока //wtr в безразмерном виде. Следует отметить, что при накате цунами без образования бора (Иг < 1) максимальные значения скорости потока при накате и откате совпадают по абсолютному значению и отличаются только знаком (направлением потока). При этом безразмерные (относительные)

скорости и = и^Т/ 2nhnil/?i при известном значении значения параметра Иг при накате и откате цунами, могут быть вычислены на основе номограммы ниже (рисунок 5.2), в зависимости от безразмерной

сг _ Л

координаты Л    ,    отсчитываемой    от невозмущенного уреза

(положительные значения - от уреза в море, отрицательные - в сторону берега).

72    10    0    6    *t    2    О

Рисунок 5.2 - Зависимость максимальной безразмерной скорости потока при цунами от безразмерной координаты х


Следует также отметить, что максимальное абсолютное значение скорости потока и = 2wnhnJT достигается на подвижном урезе в мористой

2 ЯГ2


части на расстоянии х откате волн цунами.


от оерега, как при накате, так и при


5.3 О влиянии прилива ни оценку цунамиопасности побережья

5.3.1    Как следует из рисунка А. 10 СП, при назначении расчетной высоты заплеска цунами необходимо учитывать в качестве добавки некоторую величину прилива. Значение этой величины для разных географических пунктов дальневосточных морей указаны в таблицах 5.1-5.4, а соответствующие комментарии приводятся ниже в пункте 5.3.2.

5.3.2    Приливные колебания уровня моря на тихоокеанском побережье России, а также других стран, имеют значительную величину и могут как существенно усилить, так и ослабить воздействие цунами на побережье в зависимости от фазы прилива, на которой синхронизуется приход волн максимальной амплитуды. Поэтому оценке их влияния на расчет возможных высот цунами различной вероятности (повторяемости) следует уделять серьезное внимание. По-видимому, одними из первых обратили внимание на

ДАМБЫ ОТ ЦУНАМИ....................................................................................................................80

Приложение Е ПРИМЕР МОДЕЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ДОННЫХ ОСАДКОВ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ЦУНАМИ.............................................................................89

Приложение Ж ПРИМЕР МОДЕЛИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОТОКА ЦУНАМИ СО СТРОИТЕЛЬНЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ...........................................................93

Приложение И ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА МОРСКИХ ГТС НА ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦУНАМИ........................................................................................................................................106

Приложение К ТАБЛИЦЫ ШЕРОХОВАТОСТИ ДНА И СКОРОСТЕЙ ПОТОКА ДЛЯ РАЗМЫВА ГРУНТА.............................................................................................................119

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................................122

эту проблему около 40 лет назад американские специалисты [4], предложившие оценивать вероятность наложения цунами на прилив. Эта идея получила развитие в работе [5], где метод композиции распределений приливной и непериодической составляющих уровня моря [6] был модифицирован для включения в расчет высот цунами. Эта методика была применена к расчету возможных высот цунами редкой повторяемости для побережья северной части Японского моря с учетом вероятности суперпозиции цунами с приливом и непериодическими колебаниями уровня включая штормовые нагоны [7], а позднее для Охотского моря и тихоокеанского побережья Курильских островов и Камчатки [8,9]. Выполненные расчеты показали, что поправки для расчетных высот цунами, связанные с обычными колебаниями уровня моря, не играют существенной роли для районов с высокой степенью цунамиопасности (где расчетные высоты волн для периода повторяемости 50 лет превышают 3 м), т. е. для тихоокеанского побережья Курильской гряды и полуострова Камчатка. На побережье Охотского и Японского морей относительная роль приливов возрастает, но при этом уменьшается с увеличением периода повторяемости.

Однако данная методика достаточно сложна, и ее можно рекомендовать прежде всего для детального цунамирайонирования участков побережья, где расположены населенные пункты или планируется строительство промышленных объектов. При создании карт обзорного характера нужна более простая характеристика, возможно, даже несмотря на ее недостаточно высокую точность. Именно с такой целью группой американских специалистов было проведено специальное исследование, заключавшееся в моделировании наложения теоретической записи цунами (колебания затухали в течение двух суток) на предвычисленный прилив [10]. Предвычисление осуществлялось на 1992 г., когда нодальный фактор, связанный с положением узла лунной орбиты, равнялся 1. Расчеты для 30 береговых пунктов показали, что усиление прилива для ситуаций, когда

Настоящее Пособие составлено Автономной некоммерческой организацией «Региональный альянс для анализа и уменьшения бедствий» в развитие СП 292.1325800.2017 «Здания и сооружения в цунамиопасных районах. Правила проектирования».

Разработка темы по обеспечению безопасности зданий и сооружений в цунамиопасных районах Российской Федерации осуществляется в целях реализации Федеральных законов № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и во исполнение поручения Президента России В.В. Путина от 15.05.2015 года№ Пр-980, поручения Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 года № ДК-П9-6620, поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 04.08.2016 года № ДК-П9-4667.

Целью Пособия является обеспечение специалистов проектноизыскательских и других заинтересованных организаций методическим материалом, который предоставит проектировщику механизм реапизации требований, заложенных в СП 292.1325800.2017, для более грамотного и рационального проектирования в соответствии с положениями, заложенными в своде правил.

Приведенные в Пособии исходные данные содержат природные и антропогенные особенности территорий семи субъектов Российской Федерации с цунамиопасными побережьями, в том числе данные, которые позволяют учитывать высоту прилива при определении максимального заплеска цунами и границ зоны затопления, уточнять зону затопления на берегах, сложенных грунтами или материалами различной шероховатости, выполнять цунамимикрорайонирование, определять нагрузки от цунами на портовые сооружения и береговые объекты, проектировать цунамистойкие

сооружения различной проницаемости, применять рациональную с позиций цунамибезопасности планировку и застройку прибрежных населенных пунктов. В результате использования базы исходных данных, учитывающих особенности различных субъектов Российской Федерации, в которых морские побережья находятся под угрозой цунами, и с помощью приведенных в методическом пособии примеров упроститься работа проектировщиков, повысится качество выполняемых проектных работ, сократятся сроки и снизится стоимость проектирования за счет использования единых практических подходов к выполнению работ на основе унифицированных методик и технологий.

В состав Методического пособия включен список использованных источников, позволяющий при необходимости обращаться к первоисточникам информации, использованной при разработке пособия.

В разработке Пособия принимали участие: к. т. н., проф. М.А. Клячко (руководитель темы, разделы 1, 4, 5.1, 5.4, 6-8); д. ф.-м. н. А.И. Зайцев (Приложения Б-Е); д. ф.-м. н. В.М. Кайстренко (раздел 5.1, 5.2, Приложение А); В.Ю. Фильков (Приложение И); д.ф.-м.н. Г.В. Шевченко (раздел 5.3).

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящее Пособие является настольным методическим документом, необходимым для расчета и проектирования цунамистойких прибрежных и береговых зданий и сооружений (в дальнейшем сооружений) и обеспечения цунамибезопасности урбанизированных территорий, расположенных на цунамиопасных побережьях российских морей. Методическое Пособие следует использовать как упорядоченную и уточненную базу исходных данных, дифференцированную по федеральным округам (Дальневосточному, Южному и Северо-Кавказскому) и по субъектам Российской Федерации, территории которых находятся в цунамиопасных районах (ЦОР), в качестве приложения к СП 292.1325800.2017 «Здания и сооружения в цунамиопасных районах. Правила проектирования» (в дальнейшем просто: СП).

Пособие также будет полезно для:

-    проектирования эффективных инженерных и градостроительных (планировочных) мероприятий смягчения последствий воздействия цунами;

-    разработки сценариев бедствий от цунами;

оценки цунами-риска и цунамибезопасности приморских урбанизированных территорий;

-    учета опасности цунами в проектах территориального планирования и развития;

-    обеспечения безопасного развития приморских урбанизированных территорий.

Настоящее Пособие детально разработано с целью учета природнотехногенных условий, а также особенностей планировки и застройки населенных пунктов на побережье дальневосточных морей. Черного и Каспийского моря. В Пособие включены разнообразные практические примеры, помогающие проектировщикам поэтапно решать разнообразные задачи обеспечения цунамибезопасности портовых сооружений и береговых объектов, находящихся в зоне опасного воздействия волн цунами.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем Методическом пособии использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 8.417-2002 «Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы величин»;

ГОСТ 27751-2014    «Надежность строительных конструкций    и

оснований. Основные положения»;

СП 20.13330.2016 «СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия»;

СП 22.13330.2016 «СНиП 2.02.01-83* Основания зданий    и

сооружений»;

СП 23.13330.2011 «СНиП 2.02.02-85* Основания гидротехнических сооружений»;

СП 38.13330.2012 «СНиП 2.06.04-82* «Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов)»;

СП    58.13330.2012 «Гидротехнические сооружения. Основные

положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003»;

СП 292.1325800.2017 «Здания и сооружения в цунамиопасных районах. Правила проектирования»;

СП 350.1326000.2018 «Нормы технологического проектирования морских портов»;

СП 358.1325800.2017 «Сооружения гидротехнические. Правила проектирования и строительства в сейсмических районах»;

РД 31.31.55-93 «Инструкция по проектированию морских причальных и берегоу креп ител ьн ы х сооружен и й ».

Примечание - При польтованнн настоящим стандартом цслссообратно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на офнцн&тьном сайте Федерального агентства по техническому регударованию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному у кататслю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» та текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует ру ководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен бет тамсны. то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, нс затрагивающей эту ссылку .

3.1    Термины, определения

В настоящем Пособии применены термины, значения которых определены в разделе 3.1 СП 292.1325800.

3.2    Сокращения

В настоящем отчете о НИР применяют следующие сокращения.

КС - катег ория сооружений по ГОСТ 27751;

ГТС - гидротехническое сооружение;

DIMAK - Disaster MAgnitude of Klyachko;

FLEET- определение нагрузок и воздействий на сооружения от цунами; HITs - оценка опасности цунами;

МП-смягчение последствий цунами;

ISAR - анализ цунами-риска;

WADE - служба предупреждения цунами (распознавание цунами, тревожное оповещение) и эвакуации;

URSA - безопасность урбанизации;

ЦОР - цунамиопасный район;

ЦОТ - цунамиопасная территория.

4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ

4.1    Целью настоящего Пособия является разъяснение и уточнение правил и требований СП 292.1325800, выполнение которых обеспечивает безопасность урбанизированных территорий и других объектов риска, расположенных в ЦОР Российской Федерации. При этом выявляются особенности, влияющие на способы и пути достижения этой цели.

4.2    Комплексная схема защиты населения и территорий от воздействия цунами приведена на рисунке 4.1.

Рисунок 4.1 - Комплексная схема защиты населения и территорий от

воздействия цунами

Исходная информация, входящая в блок WADE, находится в

ответственности Росгидромет и МЧС, а за исходные данные, объединяемые в

блок HITs, отвечают специализированные институты РАН.

9

К сфере деятельности и ответственности организаций строительного комплекса относятся:

-    блок FLEET, предназначенный для определения нагрузок и воздействий на сооружения от цунами;

-    блок анализа цунами-риска TSAR;

-    блок URSA обеспечения безопасности всех объектов риска, что осуществляется путем планировки и застройки ЦОТ, проектирования цунамистойких сооружений, разработки мер инженерной защиты ЦОТ и возведения при необходимости сооружений вертикальной эвакуации. Все это объединяет управляющий блок MIT.

4.3    Задачи разработки настоящего пособия:

-    уточнение параметров опасности цунами для ЦОТ разных субъектов Российской Федерации;

-    учет прилива при оценке цунамиопасности побережья;

-    выявление, оценка значимости и объединение в многофакторную характеристику объединенных базовых данных для ЦОТ разных субъектов Российской Федерации;

-    учет шероховатости дна под потоком цунами и влияние скорости потока на размыв грунта (Приложение Л);

-    детальное разъяснение использования методов численного и физического моделирования для решения задач цунамимикрорайонирования, определение зоны затопления, взаимодействие цунами с различными сооружениями, для проектирования берегозащитных сооружений, оценки цунамибезопасности морских портов (в том числе оценка перемещения донных осадков) и для определения нагрузок от цунами на морские ГТС и береговые объекты;

-    расчет прибрежных сооружений различного назначения.

4.4    Методическое Пособие надлежит использовать в качестве регионального приложения к СП специалистам проектно-изыскательских организаций, органов экспертизы и надзорных органов, работающих в