Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

359 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы технологического проектирования распространяются на предприятия по добыче и переработке нерудных строительных материалов как экскаваторным, так и гидромеханизированным способом разработки месторождений независимо от их ведомственной принадлежности.

 Скачать PDF

Оглавление

Часть первая. Общие положения

     Глава 1. Классификация предприятий

     Глава 2. Режим работы предприятий и производственные мощности

Часть вторая. Предприятия с экскаваторным способом разработки месторождении

     Глава 3. Общие указания по Проектированию карьеров

     Глава 4. Основные параметры вскрытия месторождений и систем разработки

     Глава 5. Механизация горных работ

     Глава 6. Рекультивация земель, нарушенных открытыми горными работами

     Глава 7. Нормы расхода основных эксплуатационных материалов на горных работах

     Глава 8. Рекомендации к выбору карьерного транспорта

     Глава 9. Автомобильный транспорт

     Глава 10. Железнодорожный транспорт

     Глава 11. Нормативы на погрузку готовой продукции в транспортные средства

     Глава 12. Конвейерный и элеваторный транспорт

     Глава 13. Технология производства нерудных строительных материалов

     Глава 14. Нормативы для выбора и расчета оборудования

     Глава 15. Нормативы для конструирования перегрузочных узлов . .

     Глава 16. Нормы расхода основных эксплуатационных материалов . .

     Глава 17. Аспирация и обеспыливание

     Глава 18. Электроснабжение

     Глава 19. Автоматизация технологического процесса

     Глава 20. Ремонтное хозяйство

     Глава 21. Вспомогательное хозяйство

     Глава 22. Основные технико-экономические показатели и численность промышленно-производственного персонала

Часть третья. Гидромеханизированные предприятия

     Глава 23. Открытые горные работы с применением средств гидромеханизации

     Глава 24. Гидравлический транспорт

     Глава 25. Гидроотвалы (хвостохранилища)

     Глава 26. Производственное водоснабжение

     Глава 27. Гидромеханизированные гравийно-песчаные и песчаные заводы

     Глава 28. Нормы расхода запасных частей и эксплуатационных материалов на эксплуатацию и ремонт оборудования гидромеханизации

     Глава 29. Основные технико-экономические показатели и численность промышленно-производственного персонала

Приложение I. Временная классификация массивов скальных пород по степени трещиноватости и содержанию крупных кусков (по данным Междуведомственной комиссии по взрывному делу)

Приложение II. Методика расчета ширины рабочей площадки на карьерах

Приложение III. Методика расчета производительности экскаваторов

Приложение IV. Методика расчета производительности скреперов

Приложение V. Методика расчета производительности бульдозеров

Приложение VI. Методика расчета производительности рыхлителей

Приложение VII. Методика расчета буровзрывных работ

Приложение VIII. Методика расчета ленточных конвейеров

Приложение IХ. Методика расчета ковшовых элеваторов

Приложение Х. Методика расчета двигателей

Приложение ХI. Принципиальные технологические схемы производства нерудных строительных материалов

Приложение ХII. Характеристика зернового состава продуктов дробления

Приложение ХIII. Методика расчета качественно-количественной схемы

Приложение ХIV. Расчет производительности основного технологического, оборудования

Приложение ХV. Методика расчета производительности землесосных снарядов

Приложение ХVI. Методика определения производительности гидромеханизированных предприятий

Приложение ХVII. Рекомендации по выбору типов грунтозаборных устройств землесосных снарядов и специальных землесосных снарядов

Приложение ХVIII. Методика расчета производительности гидромониторных установок

Приложение ХIХ. Методика расчета гидротранспортных систем при гидротранспорте грунтов

Приложение ХХ. Расчеты по гидроотвалам

Приложение ХХI. Нормативы по расчету отстойников

Приложение ХХII. Принципиальные технологические схемы гидромеханизированных гравийно-песчаных и песчаных заводов

Приложение ХХIII. Расчеты оборудования для гидроклассификации

Приложение ХХIV. Определение геометрических размеров складов различной формы

Приложение ХХV. Характеристика сыпучих материалов

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

а

ормы технологического проектирования предприятий промышленности нерудных строительных материалов

ЛЕНИНГРАД

СТРОЙИЗДАТ ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1977

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ СССР

ГЛАВНИИПРОЕКТ

Всесоюзный государственный институт по проектированию предприятий нерудной промышленности Союзгипронеруд

Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по проблемам добычи, транспорта и переработки минерального сырья в промышленности строительных материалов ВНИПИИстромсырье

Утверждены Министерством промышленности строительных материалов 30.12.75 г. по согласованию с Госстроем СССР 07.04.75 г. № АБ — 1493 — 20/12

технологического

проектирования

предприятий

промышленности

нерудных

строительных

материалов

с

ЛЕНИНГРАД

СТРОЙИЗДАТ. ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. 1*7/

и с целью более полного использования минеральных ресурсов должны учитываться запасы категории Сг и забалансовые запасы.

3.2. ПРОЕКТНЫЕ ПОТЕРИ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗАПАСЫ ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО

3.2.1.    Потери полезного ископаемого рассчитываются в соответствии с «Отраслевой инструкцией по определению и учету потерь нерудных строительных материалов при добыче» (ВНИИнеруд, 1974).

Потери полезного ископаемого определяются по двум классам:

I    — общекарьерные потери;

II    — эксплуатационные потери.

3.2.2.    Общекарьерные потери — часть балансовых запасов, теряемых в охранных целиках капитальных горных выработок, зданий, технических и хозяйственных сооружений, обеспечивающих нормальную и эффективную деятельность предприятия.

Запасы под зданиями, техническими и хозяйственными сооружениями, не относящимися к предприятию, а также запасы под водоемами, водоносными горизонтами, заповедными и другими зонами к общекарьерным не относятся и в процессе проектирования подлежат переводу в забалансовые запасы.

3.2.3.    Эксплуатационные потери — часть балансовых запасов, теряемых в процессе эксплуатации карьера.

Эксплуатационные потери подразделяются на две группы.

Группа 1. Потери полезного ископаемого в массиве (в целиках)— в бортах карьера, в выработанном пространстве карьера, в местах выклинивания и сложной конфигурации залежи, у границ геологических нарушений.

Таблица 4

Нормируемые эксплуатационные потерн второй группы, %

Месторождения

Наименование потерь

камня

песчано-гравийные и песчаные

Потери полезного ископаемого из-за взрывных работ:

при четырех и более добычных уступах • •

0

то же, при двух-трех...........

0,25

то же, при одном .............

0,5

Потери на транспортных путях от карьера до завода ....................

0,25-0,5

0,5-1,0

Примечание. Потерн при взрывных работах на косогоре определяются проектом.

Группа 2. Потери отделенного от массива полезного ископаемого— при выемке совместно с вмещающими (вскрышными) породами, в местах погрузки, разгрузки, складирования, при транспортировании, при ведении взрывных работ.

3.2.4.    Промышленные (извлекаемые при добычных работах) запасы полезного ископаемого определяются путем вычитания из общего объема балансовых запасов общекарьерных потерь, эксплуатационных потерь первой группы, а также потерь второй группы при пыемке сырья совместно с вмещающими породами.

3.2.5.    Эксплуатационные потери второй группы при погрузочно-разгрузочных работах, при транспортировании и складировании учитываются в расчете производительности карьера по отгрузке сырья. Потери из-за взрывных работ учитываются в годовых объемах обуриваемой и взрываемой горной массы.

3.2.6.    Нормативные эксплуатационные потери приведены в табл. 4. Остальные виды эксплуатационных потерь и общекарьерные потери определяются проектом в зависимости от конкретных геологических и горнотехнических условий разработки месторождений.

3.3. СТЕПЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЗАПАСОВ

3.3.1. По степени подготовленности к добыче запасы полезного ископаемого разделяются на вскрытые, подготовленные и готовые к выемке (рис. 1):

вскрытыми считается часть промышленных запасов, на площади которой удалены вскрышные породы, а на отметку откаточного горизонта пройдена въездная траншея, обеспечивающая транспортную связь его с поверхностью;

к запасам, готовым к выемке, относятся запасы из числа вскрытых, выемка которых возможна без нарушения правил технической эксплуатации и правил безопасности, с соблюдением установленных размеров предохранительных и откаточных берм, рабочих площадок и полноты выемки по высоте и ширине каждого уступа;

к подготовленным относятся запасы на нижележащих уступах, выемка которых возможна после отработки готовых к выемке запасов на первом (вышележащем) уступе.

Таблица 5

Нормативное количество готовых к выемке запасов

Режим вскрышных работ

Первол вскрышных работ

Количество запасов на срок в месяцах (не менее)

Круглогодовой

_

3

Сезонный

К началу сезона

2

К концу сезона

Продолжительность сезонного перерыва -f 2 месяца

Рис. 1. Схемы классификации запасов по степени их подготовленности к добыче

а — при одном добычном уступе; б — при двух и более добычных уступах; А — запасы вскрытые; П — подготовленные; Г —готовые к выемке; РП — во временных целиках под рабочими площадками; Б — в бермах (эксплуатационные потери в бортах карьера); / — вскрышные породы; 2 — полезное ископаемое; 3—разрезная траншея

3.3.2. Каждый карьер должен иметь готовые к выемке запасы; количество готовых к выемке запасов в карьере, в зависимости от объема добычи в очередном году, а также от режима и схемы производства вскрышных работ, определяется:

при транспортной схеме производства вскрышных работ — данными табл. 5;

при бестранспортной схеме — принятыми параметрами разработки.

Примечание. Объем готовых к выемке запасов при круглогодовой разработке песчано-гравийных и песчаных месторождений в суровых климатических условиях определяется проектом в зависимости от принятой технологии работ по предупреждению смерзания полезного ископаемого или ликвидации его последствий.

3.4. СОСТАВ ГОРНО-КАПИТАЛЬНЫХ РАБОТ

3.4.1. В состав горно-капитальных работ включаются: работы, производимые до ввода карьера в эксплуатацию: осушение месторождения или его части, проходка нагорных канав и водоотводных траншей, рубка леса и корчевка пней на площади горно-капитальных работ, подготовка отвалов первой очереди, строительство откаточных автодорог;

вкрышные работы в объеме, обеспечивающем готовые к выемке запасы на сроки, указанные в табл. 5;

проходка въездных (выездных) траншей (полутраншей) в контуре или вне контура карьерного поля, а также разрезных траншей по полезному ископаемому на длину, обеспечиваю-

щую нормальные эксплуатационные и транспортные условия;

работы по транспортировке и размещению вскрышных пород и попутно добываемого полезного ископаемого при производстве горно-капитальных работ;

работы по снятию и размещению почвенно-растительного слоя;

работы по рекультивации земель, нарушенных в период строительства карьера временными выработками, транспортными коммуникациями и отвалами, не используемыми в процессе дальнейшей эксплуатации предприятия;

работы по предотвращению эрозии грунтов в откосах горных выработок, отвалов и дорог.

3.4.2.    Горно-подготовительные работы, осуществляемые после освоения проектной производительности карьера, выполняются за счет эксплуатации.

3.4.3.    Для реконструируемых и расширяемых карьеров в состав горно-капитальных работ включается объем вскрыши, соответствующий только приросту производительности карьера по добыче полезного ископаемого.

3.4.4.    Для карьеров небольшой мощности при условии обеспечения их производительности одним добычным экскаватором допустимо включение в состав горно-капитальных работ только первоначальных рабочих площадок, обеспечивающих нормальное размещение горного оборудования и разворот автосамосвалов (см. 4.1.4.).

3.4.5.    При проектировании нескольких карьеров, вводимых в эксплуатацию параллельно или последовательно, объем горно-капитальных работ должен определяться для каждого карьера в соответствии с 3.4.1. В этих случаях допустимо выполнение за счет эксплуатации некоторых работ, связанных со вскрытием и подготовкой последовательно осваиваемых участков или месторождений.

3.4.6.    Каждый конкретный случай отклонений от состава горно-капитальных работ, указанного в 3.4.1, должен быть обоснован проектом.

3.4.7.    Горно-капитальные работы рекомендуется выполнять оборудованием, запроектированным для разработки месторождения.

При подрядном способе производства горно-капитальных работ метод их выполнения и тип горного и транспортного оборудования, применяемый при проходке траншей, необходимо определять с учетом оснащенности субподрядной строительной организации, осуществляющей горно-капитальные работы.

3.4.8.    Объем горно-капитальных работ определяется в отдельности для каждой категории грунтов, встречающейся при проходке горно-капитальных выработок, с учетом условий осуществления выемки грунтов, дальности их транспортировки и способа отвалообразования.

Глава 4. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ВСКРЫТИЯ МЕСТОРОЖДЕНИЙ И СИСТЕМ РАЗРАБОТКИ

4.1. ПАРАМЕТРЫ ВЪЕЗДНЫХ И РАЗРЕЗНЫХ ТРАНШЕЙ И ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК

Ширина основания однопутных въездных траншей на прямолинейных участках железнодорожного пути колеи 1520 мм

Ширина

траншеи.

м

£

о

■* X

4.1.1. Ширина основания въездных траншей и полутраншей в зависимости от применяемого вида транспорта принимается по табл. 6, 7 и 8, составленным с учетом СНиП 11-46—75, Н-Д.5—72 и СН 449—72.

Таблица 6


12

12

14

(J 2

Примечания:

1.    Ширина траншей определена с учетом требований СНиП II-46—75 «Промышленный транспорт. Нормы проектирования* и СН 449—72 «Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог» для скорости движения до 40 км/ч.

2.    Ширина двухпутных траншей определяется путем увеличения значений, приведенных в таблице, на величину расстояния между осями путей.

3.    В скальных породах ширина основания въездных траншей должна корректироваться по табл. 8 в соответствии с типом экскаватора, применяемого на их проходке.

Вид пород

Скальные ........

Скальные легковыветри-

вающиеся.......

Рыхлые и мягкие . . . . При замене основания дренирующим грунтом . . •

10

14

14

17


Ширина основания прямолинейных участков въездных траншей и полутраншей для автомобильного транспорта, м

Таблица 7

Однополосное движение

Двухполосное движение

Вид пород

МАЗ-503 Б КрАЗ-256Б

БелАЗ-540

БелАЗ-548

МАЗ-503 Б КрАЗ-256Б

БелАЗ-540

БелАЗ-548

Рыхлые и мягкие

16,5

18,0

19,5

18,5

21,0

22,5

16,5

18,0

19,5

18,5

21,0

22,5

Скальные ....

14,0

15,5

сл

16.0

18,5

20,5

--—

15,5

16,5

18,5

17,5

19,5

21,5

I. В знаменателе приведена ширина основания полутраншей. в

Примечания: числителе — траншей.

2.    Ширина основания дана с учетом устройства канав и ограждающего вала. При устройстве лотков ширина основания траншей и полутраншей принимается по расчету в зависимости от конструкции лотков.

3.    Ширина основания на криволинейных участках рассчитывается по СНиП 11-Д. 5—72.

4.    При устройстве барьерного ограждения ширина полутраншей может быть уменьшена на 1.7 м.

5.    Ширина основания траншей в скальных породах должна корректироваться в соответствии с типом экскаватора, применяемого на их проходке (табл. 8).

4.1.2. Ширина основания въездной траншеи при расположении в ней железнодорожного пути и автодороги определяется расчетом.

Таблица 8

Ширина основания траншей в зависимости от типа экскаватора, применяемого на проходке траншей, м

Угол откоса борта траншеи. град

Тип экскаватора

Э-1251Б

Э-2503

ЭКГ-4,6Б

ЭКГ-8и

35

8

10

10

12

45

9

10

11

14

50

10

11

12

15

60

10

12

14

17

70

11

13

15

19

80

12

15

17

20

Примечание. Угол откоса борта траншеи в рыхлых и мягких породах 35—45°, в скальных породах 45—805.

Таблица 9

Ширина основания разрезных траншей в рыхлых и мягких породах, м

Автомобильный транспорт

Железнодорожный транспорт

тип

автосамосвала

ширина

разрезной

траншеи

ширина траншей при разработке первой заходки

вид тяги

ширина

траншеи

один

путь

два пути

МАЗ-503Б

15

24

Электровозная

10

15

КрАЗ-256Б

19

30

Тепловозная

БелАЗ-540

15

26

8

12

БелАЗ-548

16

27

Примечания: 1. Ширина основания траншей должна корректироваться по табл. 8 в соответствии с типом экскаватора, применяемого на их проходке.

2. При автотранспорте ширина траншей при разработке первой заходки обеспечивает нормальный разворот автосамосвалов.

4.1.3.    Ширина основания разрезных траншей принимается по табл. 9 и 10.

4.1.4.    Размеры первоначальных площадок в рыхлых породах принимаются для МАЗ-503Б не менее 30x30 м, для КрАЗ-256Б и БелАЗ-540 не менее 40X40 м, в скальных породах— соответственно 50x50 м и 60x60 м.

4.1.5.    Углы откосов нерабочих бортов капитальных траншей и нерабочих уступов карьеров в мягких и рыхлых породах

Табачцл /0

Шарана мной»! ра>|рекам» траншей a dutiui порояаа. м

а

i

t

1!

j.

Hr

Жалеаашрамаыа траисаафт

•и*М10Д0Г«О«

дмжяввя

HriBMKIM

ДИВЙЙВГ

«два аул

дм шум

ТВt ПТКЙНХЫДЙ

МД

!*•

ц

я

1

I

1

2

У

15

«г

1

Л

«<

3

А

i

I

13

км»*р)Ю>-

МВ

*

*

II

И

X

Я

N

и

IT

И

я

те

п

11

те

74

»

г

19

11

24

Я

*0

10

и

2*

»

V

Я

п

а

11

т»

If

11

п

г-

V

79

>1

»

24

21

79

г

й*

17

7*

79

11

м

14

я

1'

ai

79

It

11

X

11

П

Л4

я

17

я

Я

м

12

»

11

»

U

м

Ж

а

а

м

X

а

я

П»чи«ч< Шагааа (М»*»1 1НИП армата кшт аа аииаш раамла Порша весле ироманмипаш    aepa.i    маша-    ара    7Т    АТ    аа    а    евараеааеа

трааелартар* шма

с учетом лриюдностн откосов для мероприятии по предотвращению эрозии грунтов (в град):

»»!>♦...........................30

ркткттлы<ый слой, «ераооеы...............33

гланистие породы, суглинок средней    плотности......30

плотные глины а суглинок, мергель средней    плотности . • 40

песок:

мелкий с примесью ила................23

а «истый....................27

а плотно слежаавийси.............30

средней ирупиоста а крупный.............33

гравелвстме породы..................33

Реиоакадуемда

Тае

•МИМПфй

&

Самая

Дна нет»

I06-IJJ

IW-II0

Чмм

9

4

S

»

»

Э-1251Б

в

10-8

10-8

8

10-8

10-8

Э-2303

9

12-10

12-10

10-Л

12-10

12-10

ЭКГ-4.6Б

10

15-12

12-10

15-12

12-10

ЭКГ-вя

13

~~

20-18

20-18

При проектировании глубоких траншей или при наличии сложных гидрогеологических условий углы откосов должны определяться специальным расчетом. Углы откосов нерабочих бортов капитальных траншей в схальных породах принимаются по табл. 13.

«г. ПАРАМЕТРЫ СПОЕМ РАЗРАБОТКИ

4 2.1. Высота уступа ис должна превышать предельных значений. указанных п единых правилах безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом. Рекомендуемая высота уступа при разработке рыхлых и скальных пород мсхлопатами указана в табл. II.

4.2.2.    Углы откосов уступов в период разработки и погашения принимаются по табл. 12.

При определении углов откосов уступов в скальных породах должна учитываться иарушенностъ массива буровзрывными работами. Для обеспечения проектных углов откосов нерабочих уступов (при погашении) должно предусматриваться необходимое оборудование.

4.2.3.    Угол откоса борта карьера принимается по табл. 13.

4.2.4.    Ширина рабочих площадок рассчитывается в каждом конкретном случае в зависимости от вида применяемого горно-транспортиого оборудования и техиодосии ведения горных работ (см приложение II).

4 25. Ширина транспортных берм для постоянных виутри-карьерных путей определяется как сумма составляющих моментов

Ширина проезжей части при автомобильном транспорте принимается по СНиП П-Д.5—72, при железнодорожном — по СНнП 11-46-75.

Ширина обочин двухпаюсных дорог берется не менее 1,5 м. причем со стороны вышележащего откоса ширина должна

Таблица II

икота ух. 1 уел. и

»-*>    i

ЛИ—

ГКММВМЙ. м

ради ся валяя

4

1

»

4

>

)

«

10-8

10-8

_

12-10

в

12-10

IS—12

12—10

10

IS—12

12-10

10

18—IS

20-18

I8-1S

IS

20-18

18-15

IS

Углы откосов уступов, град

Таблица 12

Тип породы (факторы, определяющие

Уступ

Породы

Высот* уступ». М

Р»бо-

Нерабочий

угол откоса уступа)

чяй*»

одиночный

сдиоеииый

Скальные (степень трещиноватости и форма отдельных блоков)

Крепкие песчаники, кварциты, известняки, изверженные породы прямоугольной отдельности размером более 500 мм • • . •

15—20

80

70-75

65-70

Крепкие осадочные и метаморфические породы прямоугольной отдельности размером 300—500 мм и косоугольной — более 500 мм.................

15-20

70-75

60-65

57-60

Крепкие породы интенсивной трещиноватости размером блоков 100—300 мм - . .

15-20

65-70

55-60

52-57

Полускальиые и выветрслыс

Песчаники, глинистые сланцы, аргиллиты -

15-20

До 80

55-60

52-57

разности скальных (степень трещиноватости и выветре-

Выветрелые интенсивно трещиноватые изверженные и рассланцованные породы • -

10-15

65-70

50-55

50-55

лости)

Сильно выветрелые породы........

10-15

55-60

45-50

45-50

Хлоритовые, серицитоиые и талько-хлори-товые сланцы..............

10—15

50—55

40—45

40-45

Рыхлые осадочные и полностью дезинтегрированные

Суглинки различного состава, полностью дезинтегрированные изверженные, глины, мел

10

55-60

40-55

35—40

изверженные и метаморфи-

До £0

33—50

35-40

чеекие (угол внутреннего

Песчано-гравийные без глины.......

20-50

40—45

36-38

36

трения и сцепление; обвод-

То же, глинистые.............

10-50

35-55

40-45

35-40

ненность)

Фильтрующие откосы песчаных глии и су-глинков .................

10-20

30-50

20-25

Фильтрующие песчаные откосы на участке высачивания ..............

12—18

20-25 ••••

...

00

Углы откосов бортов карьеров, град

Таблица 13

Характеристика пород

Угол откоса уступа

Глубина карьера, м.

до

по крепости

при погашении работ, град

90

180

240

300

В высшей степени крепкие и очень крепкие, крупноблочные ..........

75

60—68

57-65

53-60

48—54

Крепкие и довольно крепкие, трещиноватые.......

и более 65—75

50—60

48—57

45—53

42—48

Средней крепости, выветре-лые, сильно трещиноватые

55-65

43—50

41—48

39—45

36—43

Довольно мягкие и мягкие •

40—55

30—43

28—41

26—39

24—36

Мягкие и землистые.....

25—40

21—30

20—28

определяться с учетом устройства кювета (лотка), со стороны нижележащего откоса — с учетом устройства ограждения (породного вала). У однополосных дорог ширина обочин равна половине ширины полосы движения.

Ширина кювета по верху (с нагорной стороны) в скальных грунтах 1,2 м, в рыхлых — 2,2 м; в случае устройства лотков ширина их принимается в зависимости от конструкции лотков.

Ширина полки за кюветом (лотком) в скальных породах 0,5 м, в рыхлых 1,0 м.

Ширина полосы безопасности принимается в случае, если угол подгорного откоса больше угла устойчивого откоса. На кривых участках предусматривается уширение берм на величину уширения проезжей части, земляного полотна и междупутий в соответствии с СН 449—72.

Ширина берм и выемок под конвейеры определяется расчетом.

Ширина берм периодической механизированной очистки принимается не менее 8 м.

4.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ ВЕДЕНИЯ ГОРНЫХ РАБОТ

4.3.1. В соответствии с горнотехническими условиями разработки проектируемых месторождений технология производства горных работ должна осуществляться по двум основным направлениям:

совершенствование цикличной технологии горных работ за счет применения нового высокопроизводительного оборудования;

внедрение циклично-поточной и поточной технологии горных работ.

Классификация технологических горнотранслортных схем разработки месторождений

Таблица 14

Элементы схем

Цн

Циклично-поточная

| Поточи**

Номер* схем

»|*

*

«1 *1 6

7 | 8 | 9 | 10 | И 12

131 14 | 1S | 16

18 | 19

20

Экск*в*тор: одноковшовый

#|*

1*

*|*

*|*| |*

*|*|*|*

*

1

* роторный

1

1

1 1 1

1 1

*1 1

» шагающий драглайн

* 1

'

1 1 1

1 1

1

Колесный погруачик

*1

1

1

1 1*1

1 1

1

Скрепер

*

1

1

1 1 1

1 1 1

1

Землесос

1

1

1 1

1 1 1

.1

Агрегат непрерывного дейстаня для вызмки я погрузки скальных пород

1

|

1

1 1 1

|.*

Автотранспорт

*11111*

*1*1*1 1 1

1*1*1

*

1

Уз«Я перегрузки

1*

1 1 1 1 1 1*1 1

Железнодорожный транспорт

*1

1*

1 1 1 II II 1*

Дробильное отделение

1

I I

*

*1*1 1 1 1 1 1 1 1

Шламопрнготоаятельиое отделение

1 II 1

1 1 1 1 1 1 1*1*1

Передвижной шламопряготоантсльиый агрегат

1 1 1 1 1

1

1 1 1 1 1 1 1 1*

Гидротранспорт

1 1 1 1 1

1

1 1 1 1 1 1*1*1*

*

Самоходный дробильный агрегат

1 1 1 1

1 1 1*1*1 1 I 1 II

Бункер-питатель

1 1 1 1

1 1*1*1 1*1 1 1 1

*

*

Ленточный конвейер

1 1 1

*

1 1*1*1 1*1 1 1 1

ш

*

Конвейерный поезд

111

1 1 1 1*1 1 1 1 1

Трубопроводный капсюльный транспорт

1 1 1

1*1 1 1 1 1*1 1 1

1

Подвесная канатная дорога

1 1 1 1

1*1 1 1 1 1 1 1 1 1

1

Завод или ПДСУ

*1*1*1 1 1*

*|*|*|*|*|*|*|*|*|*|*

Ш

*1*

Отвал

*|*|*|*|*|

1 1 1 1 1 1*11 1 1

ш

*1

УДК 622.35.01.001.2(083.74) : 691.2.002

Составители: В. Ш. Абрамсон, В. С. Аксенов, И. К. Андронников, Н. Н. Арнольд, В. Г. Вальков, Р. Л. Бернштейн, Ю. X. Берх-ман, К. С. Бассоло, К. С. Бессмертный, П. П. Бойко, С. И. Варламов, Ю. М. Вороненков, А. Д. Гдалин, Н. В. Голубева, В. Г. Гуревич, X. С. Девлет-Кильдиев, К. Л. Ещеркин, М. А. Жуков, Е. П. Жарницкий, А. В. Зезюкин, Н. И. Зайцев, А. К. Карасев, Л. И. Кор-ман, В. А. Кубышкин, А. И. Кузьмин, М. Е. Культэ, В. Г. Курдов, И. Е. Лебедев, И. М. Лерман, Е. П. Литвинов, А. А. Липман, Б. М Маркарян, Л. В. Махина, М. Л. Митряшин, М. Г. Михальченко, Г. С. Михайлов, Б. Г. Монанков, Н. С. Никульченко, Н. А. Окунев. Н. А. Орлов, А. 3. Розенберг, 3. 3. Рачинский, Г. И. Сидоренко, Т. Н. Скворцова, А. В. Степанов, А. В. Стрельский, А. П. Сапожникова, Н. И. Севастьянова, В. И. Туржицкий, И. А. Тюрина, Д. И. Терехов, Р. М. Финко, Ф. И. Фишкин, Н. С. Филимонов, Б. С. Фрейлина, М. И. Хрусталев, С. И. Чуфистов, Ф. Ф. Шаненко, Б. П. Юфит, Н. М. Юдин, Л. В. Якунова.

Нормы технологического проектирования предприятий промышленности нерудных строительных материалов. Л., Стройиздат, Ле-нингр. отд-ние, 1977, 368 с. (Всес. гос. ин-т по проектир. предпр. нерудной пром-ти, Всес. науч.-исслед. и проектно-изыскат. ин-т по проблемам добычи, транспорта и перераб. минерального сырья в пром-ти строит, мат-ов). Сост.: В. Ш. Абрамсон, В. С. Аксенов, И. К. Андронников и др.

Выпущено по заказу Всесоюзного государственного института по проектированию предприятий нерудной промышленности.

30204—091 047(01)—77


Зак. изд.


Н


© Всесоюзный государственный институт по проектированию предприятий нерудной промышленности (Союзгипронеруд)


4.3.2.    При выборе схем предпочтение следует отдавать циклично-поточным и поточным схемам, обеспечивающим более высокую производительность труда и лучшие экономические показатели работы.

4.3.3.    Из числа применяющихся и могущих найти применение технологических горнотранспортных схем (см. табл. 14) рекомендуются схемы 1, 2, 3, 5, 7, 10, 11, 13, 18, 19.

Глава 5. МЕХАНИЗАЦИЯ ГОРНЫХ РАБОТ

5.1. ЭКСКАВАТОРНЫЕ РАБОТЫ

5.1.1.    При проектировании экскаваторных работ следует пользоваться классификацией грунтов по трудности экскавации ЕНВ 1971 г.

5.1.2.    Максимальная ширина заходки экскаватора типа механической прямой лопаты принимается равной:

для рыхлых и мягких пород—1,5 радиуса черпания экскаватора на уровне стояния (R4. у);

для скальных пород, разрыхленных взрывом, при железнодорожном транспорте— 1,7 R4. у, а при автотранспорте—1,6— 1,7 Rn.y.

Таблица 15

Минимальная длина фронта работ на экскаватор-механическую лопату, м

Вид

Вид пород

транспорта

рыхлые и мягкие

скальные

Автомо

бильный

150

250

Железно

дорожный

400

500

Конвейер

ный

По расчету

Примечание. Размещение на одном уступе более трех экскаваторов при автотранспорте и более двух при железнодорожном транспорте должно быть обосновано расчетами по организации горнотранспортных работ.


5.1.3.    Запас разрыхленной взрывом породы на один рабочий экскаватор принимается не менее чем на 10 суток работы.

Таблица 16

Продолжительность межремонтного цикла К и количество суток простоев в ремонте т для экскаваторов

Марки

экскаватора

К.

маш.-ч

т,

сутки

Э-1251Б, Э-1252Б

15 000

248

Э-2503

15 000

248

ЭКГ-4.6Б

16 800

305

ЭКГ-8И

16 800

410

ЭШ-6/45

16 800

305

ЭШ-10/70

18 000

445

ЭШ-15/90

20 000

650

ЭР-1250-17/1,5

16 800

305

ОШ-1600/1Ю

16 800

305

Основой для разработки норм технологического проектирования предприятий промышленности нерудных строительных материалов послужили:

номенклатура норм, утвержденная Министерством промышленности строительных материалов СССР 22.05.73 г.;

«Инструкция о порядке разработки новых и пересмотра действующих норм технологического проектирования» СН 470—75, утвержденная постановлением Госстроя СССР от 14.03.75 г. № 33;

указания Министерства промышленности строительных материалов СССР о повышении технического уровня предприятий;

опыт применения действовавших до настоящего времени Норм (утвержденных Министерством промышленности строительных материалов СССР 27.08.66 г.) при проектировании предприятий промышленности нерудных строительных материалов;

решение коллегии Министерства промышленности строительных материалов СССР от 21.01.70 г. № 3 об увеличении сменности работы предприятий нерудных строительных материалов;

нормативные материалы институтов Союзгипронеруд, ВНИПИИстромсырье, ВНИИнеруд, Гипроруда, Центргипро-шахт, Механобр;

данные научно-исследовательских тем институтов ВНИИнеруд, ВНИИжелезобетон, Гипроникель, Гипроруда, Механобр и других;

сведения, полученные непосредственно с передовых предприятий промышленности нерудных строительных материалов, а также литературные данные о деятельности таких предприятий;

сведения о работе предприятий промышленности нерудных строительных материалов в зарубежных странах.

В нормах технологического проектирования отражены новейшие достижения науки и техники в области как горных работ, так и технологии переработки. Даны рекомендации о применении наиболее перспективных видов и способов добычи и переработки нерудных строительных материалов.

Нормы технологического проектирования содержат три части: общие положения; предприятия с экскаваторным способом разработки месторождений; гидромеханизированные предприятия. Этими частями охвачены:

общие положения, характерные для проектирования предприятий нерудных строительных материалов;

разработка открытым способом месторождений камня, гравийно-песчаной массы и песка как при экскаваторной, так и при гидромеханизированной добыче сырья, в том числе вопросы рекультивации;

технологический транспорт (карьерный и внутризаводской); щебеночные, гравийно-песчаные и песчаные заводы; объекты электроснабжения в объеме, отражающем специфику проектирования предприятий нерудных строительных материалов;

автоматизация технологического процесса; ремонтное и вспомогательное хозяйство; основные технико-экономические показатели.

Нормативные данные, приведенные:

в части первой, главах 3, 6, 12, 14—20 части второй, распространяются на проектирование гидромеханизированных предприятий;

в главах 24—26 части третьей,— на проектирование предприятий с экскаваторным способом разработки месторождений;

в части третьей,— на проектирование вскрышных работ, выполняемых средствами гидромеханизации, и на проектирование хвостового хозяйства щебеночных, гравийно-песчаных и песчаных заводов.

Взамен Норм технологического проектирования, утвержденных Министерством промышленности строительных материалов СССР 27.08.66 г.


Министерство промышленности строительных материалов СССР


Нормы технологического проектирования предприятий промышленности нерудных строительных материалов


Часть первая. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Глава 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ


1.1.    Настоящие нормы технологического проектирования (НТП) распространяются на предприятия по добыче и переработке нерудных строительных материалов как экскаваторным, так и гидромеханизированным способом разработки месторождений независимо от их ведомственной принадлежности.

1.2.    По характеру производства и основным видам выпускаемой продукции предприятия промышленности нерудных строительных материалов именуются: щебеночными, гравийно-песчаными и песчаными заводами.

1.3.    Готовой продукцией указанных заводов является щебень, гравий и песок для всех видов строительных работ, удовлетворяющих требованиям ГОСТ: 8267—75, 10260—74, 8268—74, 17539—72, 8736—67 и для отдельных видов работ по ГОСТ 10268—70, 4797—69, 8424—72, 9128—67, 7392—70, 7393—71, 7394—70.

1.4.    В качестве исходного сырья для предприятий нерудных строительных материалов используются горные породы:

магматические (изверженные)—граниты, сиениты, диориты, гранодиориты, габбро( глубинные); порфириты, диабазы, трахиты, андезиты, базальты (излившиеся);

метаморфические — кварциты, амфиболиты, гнейсы, мраморы;

осадочные — известняки, доломиты, песчаники, а также гравий и песок гравийно-песчаных и песчаных месторождений.

Породы должны удовлетворять требованиям ГОСТов в зависимости от назначения готовой продукции.

1.5.    НТП предполагается обязательное комплексное исследование горных пород (полезных ископаемых, вмещающих и покрывающих пород), позволяющее проектировать комплексное их использование при эксплуатации месторождения и утилизацию отходов, что будет способствовать улучшению технико-экономических показателей предприятия, а также охране природы.

Внесены Всесоюзными институтами Союзгипронеруд и ВНИПИИстром-сырье


Утверждены Министерством

промышленности строитель- Срок введения в действие ных материалов СССР    01.01.77    г.

30.12.75 г.


1.6.    НТП являются руководящим материалом при проектировании вновь строящихся, а также при реконструкции и расширении действующих предприятий промышленности нерудных строительных материалов и должны служить задачам дальнейшего повышения технического уровня отрасли.

1.7.    НТП предусматривают соблюдение всех действующих нормативных документов (СНиП, СН, правил безопасности, правил технической эксплуатации, инструкций и других), утвержденных Госстроем СССР, Госгортехнадзором, министерствами и другими ведомствами и обязательных для предприятий промышленности нерудных строительных материалов.

1.8.    Область применения способа разработки месторождений средствами гидромеханизации:

частично или полностью обводненные гравийно-песчаные и песчаные месторождения;

съем пород вскрыши на месторождениях, разрабатываемых экскаваторным способом, при технической возможности и экономической целесообразности организации водоснабжения и размещения гидроотвалов.

Глава 2. РЕЖИМ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ

2.1. РЕЖИМ РАБОТЫ И ГОДОВОЙ ФОНД РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

2.1.1.    Режим работы щебеночных и гравийно-песчаных заводов с экскаваторным способом разработки месторождений принимается круглогодовой; сезонный режим допускается как исключение и должен быть обоснован проектом.

2.1.2.    Режим работы песчаных и всех гидромеханизированных заводов принимается, как правило, сезонный; круглогодовой режим обосновывается проектом.

2.1.3.    Суточный режим работы предприятий, как правило, принимается трехсменный; изменение режима обосновывается проектом.

2.1.4.    Годовой фонд рабочего времени при трехсменном режиме и пятидневной рабочей неделе с двумя совмещенными выходными днями принимается по табл. 1.

Таблица 1

Годовой фонд рабочего времени

Показателя

Единица

измерения

Количе

ство

Продолжительность смены • . •

Ч

8

Число рабочих смен в неделю •

смена

15

Годовой фонд рабочего времени

ч

6075

2.1.5.    Режим работы складов по отгрузке готовой продукции принимается круглогодовой без выходных дней, трехсменный.

2.1.6.    При сезонном режиме работы предприятий число рабочих дней в году устанавливается по климатическим данным района размещения предприятия исходя из непрерывной рабочей недели; ориентировочное число рабочих дней принимается в зависимости от температурной зоны.

Температурная зона по ЕНВ 1971 г......

Вне

зоны

I

2

3

Ч

5

6

Вне

зоны

Ориентировочное число дней . . .

260

230-260

190—230

170-190

150-170

135—150

125—135

100—125

Годовой фонд рабочего времени определяется за вычетом времени, необходимого для проведения планово-предупредительных ремонтов (без учета средних и капитальных ремонтов).

2.1.7. Фонд чистого времени работы оборудования предприятий определяется исходя из годового фонда рабочего времени с учетом коэффициентов использования оборудования во времени (Кв), определяемого по табл. 52, при экскаваторном способе разработки месторождений; для гидромеханизированных предприятий Кв принимается в зависимости от содержания гравия в гравийно-песчаной массе:

Содержание гравия, %......

До 5

5—20

20—40

40—60

Значение коэффициента Кв • • • •

0,70

0,65

0,60

0,52

При содержании гравия более 60% коэффициент использования оборудования обосновывается проектом на основании практических данных аналогичных действующих предприятий.

2.1.8.    Режим работы карьера как с экскаваторным, так и с гидромеханизированным способом разработки месторождений должен быть, как правило, синхронным с режимом работы завода. Независимый режим работы карьера и завода с организацией промежуточного склада горной массы или промежуточного продукта после дробления обосновывается проектом.

2.1.9.    Режим вскрышных работ на карьерах определяется объемами работ и применяемым оборудованием и может быть сезонным и круглогодовым, в одну, две или три смены. При использовании оборудования непрерывного (поточного) действия, а также скреперов и бульдозеров вскрышные работы выполняются сезонно.

2.1.10.    При проектировании гидромеханизированных предприятий с разрывом технологической цепи между карьером и

заводом следует принимать для завода сезонный режим работы при непрерывной рабочей неделе в три смены, продолжительностью 8 ч, с коэффициентом использования оборудования в соответствии с табл. 52.

2.1.11. При проектировании гидромеханизированных предприятий с сезонной работой карьера и круглогодовой работой завода с разрывом технологической цепи между карьером и заводом фонд рабочего времени завода принимается по табл. 1.

2.2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ

2.2.1.    Рекомендуемый ряд мощностей предприятий промышленности нерудных строительных материалов приведен в табл. 2.

2.2.2.    На месторождениях с ограниченными запасами допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании организация карьера с передвижными или сборно-разборными установками производительностью меньшей, чем это указано в табл. 2.

Таблица 2

Рекомендуемый ряд производственных мощностей

Наименование завода

Перерабатываемое сырье

Готовая

продукция

Мощность завода, тыс. м» в год

Щебеночные

Прочные изверженные и метаморфические породы

Щебень

700, 1000 и 2000

То же Г равийно-песчаные:

Прочные однородные карбонатные породы

э

1000 и 1500

с экскаваторным способом добычи

Гравийно-песчаная масса с содержанием гравия и валунов 50%

Щебень,

гравий,

песок

700 и 1400

гидромеханизиро

ванные

Гравийно-песчаная масса

То же

600, 1200 и 2000

Примечания: I. Приведенные мощности при конкретном проектировании могут корректироваться в зависимости от коэффициентов использования рабочего времени оборудования, прочности перерабатываемых пород и выхода готовой продукции.

2. Мощности заводов с гидромеханизированным способом добычи сырья исчислены исходя из производительности добычного оборудования.

2.2.3.    Минимальным сроком существования постоянно действующего предприятия следует считать 25 лет. Проектирование предприятий, обеспеченных запасами сырья на меньший срок, может быть допущено только после соответствующего техникоэкономического обоснования.

2.2.4.    Срок существования предприятий с передвижными и сборно-разборными установками определяется их назначением.

Часть вторая. ПРЕДПРИЯТИЯ С ЭКСКАВАТОРНЫМ СПОСОБОМ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Глава 3. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ КАРЬЕРОВ

3.1. РАЗВЕДАННЫЕ БАЛАНСОВЫЕ ЗАПАСЫ

3.1.1.    Проектирование разработки месторождения допускается только при наличии отчета о геологоразведочных работах, составленного в соответствии с действующими инструкциями, и протокола ГКЗ (ТКЗ) об утверждении запасов.

3.1.2.    Соотношение категорий разведанных балансовых запасов полезных ископаемых, допускаемое для обоснования проектирования и выделения капиталовложений в строительство горнодобывающих предприятий нерудных строительных материалов, приведено в табл. 3.

Таблица 3

Соотношение разведанных запасов

Группа месторождений различного строения

В % от суммарных запасов категорий А -+- В + С,

А + В. не менее

в том

числе А

Сг

Простого..................

30

10

70

Сложного.................

20

80

Очень сложного..............

100

Примечание Выписка из классификации запасов месторождений твердых полезных ископаемых, утвержденной председателем ГКЗ при Совете Министров СССР 05.09.60 г

3.1.3.    Возможность проектирования и строительства горнодобывающих предприятий при наличии меньших количеств запасов категории А и В против запасов, указанных в табл. 3, устанавливается ГКЗ (ТКЗ) при их утверждении.

3.1.4.    При проектировании горнодобывающих предприятий для определения возможных перспектив их развития в дальнейшем