Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

124 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В работе изложена методика расчета потребности в запасных частях в углеобогащении, приведены индивидуальные нормы расхода запасных частей на ремонт конкретного типа машин, а также укрупненные нормы для фабрик в целом на 1000 т переработки рядового угля в зависимости от обогащаемого материала (каменный уголь или антрацит) и глубины обогащения. Методика и нормы предназначены для углеобогатительных фабрик Минуглепрома СССР, являются нормативно-техническим документом в отрасли как справочное руководство при планировании производства и потребления запасных частей.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Планирование потребности запасных частей для одной машины

     2.1. Разработка расчетных норм расхода запасных частей для разрабатываемого и осваиваемого оборудования

     2.2. Разработка норм расхода запасных частей для серийно выпускаемого оборудования

3. Планирование потребности запасных частей для фабрики, объединения, отрасли и разработка индивидуальных н укрупненных норм их расхода

Приложение 1 Номенклатура и нормы расхода отдельных товарных и покупных запасных частей на ремонт и эксплуатацию углеобогатительного оборудования

Приложение 2 Индивидуальные нормы расхода запасных частей на ремонт и эксплуатацию углеобогатительного оборудования

Приложение 3 Нормы расхода запасных частей на ремонт и эксплуатацию оборудования фабрик с различной глубиной обогащения

Приложение 4 Перечень нормативных документов, использованных при расчете норм расхода запасных частей

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР Отраслевая система норм и нормативов для планирования:

НОРМЫ РАСХОДА ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ НА РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НУЖДЫ ОБОРУДОВАНИЯ УГЛЕОБОГАТИТЕЛЬНЫХ ФАБРИК

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель Министра угольной промышленности СССР

И. А. СЛИВАЕВ

НОРМЫ РАСХОДА ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ НА РЕМОНТНОЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НУЖДЫ ОБОРУДОВАНИЯ УГЛЕОБОГАТИТЕЛЬНЫХ ФАБРИК

Москва 1986 год

Нормы предназначены для разработчиков, изготовителей и потребителей углеобогатительного оборудования, а также органов и служб, планирующих распределение оборудования и запасных частей к ним, устанавливающих нормы на эксплуатацию и планирующих техническое обслуживание и ремонт оборудования.

Нормы расхода запчастей разрабатываются для серийно выпускаемого оборудования, находящегося в эксплуатации длительное время, и для разрабатываемого и осваиваемого оборудования.

2. Планирование потребности запасных частей для одной машины

Определение потребности запасных частей для ремонтноэксплуатационных нужд углеобогатительной фабрики базируется на использовании индивидуальных норм их расхода для каждой конкретной машины и начинается с установления номенклатуры машин и оборудования, эксплуатируемых в производстве обогащения угля, и их дифференциации на серийно выпускаемое и осваиваемое оборудование с последующим выявлением номенклатуры запчастей и их подразделения на ремонтируемые и неремонтируемые, т. е. работоспособность которых в случае возникновения отказа или повреждения подлежит или не подлежит восстановлению.

Нормы расхода запчастей разрабатываются на основе информационного материала, отражающего количественно их эксплуатационную и конструктивную характеристику, а именно:

—    режим работы оборудования, количество рабочих смен в сутки, продолжительность смены, количество дней работы в течение месяца за истекший год и коэффициент использования оборудования во времени;

—    структура ремонтного цикла оборудования;

—    ресурс отдельных деталей;

—    срок службы оборудования;

—    стоимость заменяемых деталей;

—    номенклатура деталей, заменяемых при всех видах ремонта;

—    номенклатура деталей, повторно используемых без восстановления и с восстановлением;

—    номенклатура деталей, изготовляемых заводами-изгото-вителями, фабрикой, ремонтно-механическим заводом или приобретаются как покупные;

—    продолжительность межремонтных периодов;

— условия, в которых эксплуатируется углеобогатительное оборудование.

В основу расчета норм расхода запчастей принимается продолжительность их работы, характеризующаяся ресурсом или сроком службы, которые являются основными критериями определения планового периода между различными видами ремонта. В соответствии с ГОСТ 27002-83 ресурсом изделия называют его наработку от начала эксплуатации до наступления предельного состояния, а сроком службы изделия называют календарную продолжительность его эксплуатации до наступления предельного состояния. Таким образом, для запчастей при расчете норм их расхода ресурс измеряется в машино-часах (наработка), а срок службы в месяцах и годах.

Для избежания различного толкования понятия «запасные части» принято их определение в соответствии с Большой советской энциклопедией, а именно «...заранее изготовленные детали и узлы машин, предназначенные для замены износившихся при эксплуатации, главным образом быстроизнашивающихся деталей (втулок, подшипников, шестерен, поршней и др.). Запасные части обычно изготавливаются в тех же размерах, что и основные детали, либо с размерами, учитывающими износ сопряженных деталей. В каждом производстве установлены номенклатура и нормы расхода запчастей для планового ремонта, что должно обеспечивать бесперебойное обслуживание машин при эксплуатации, сократить их простои в ремонте...».

2. 1. Разработка расчетных норм расхода запчастей для разрабатываемого и осваиваемого оборудования

Основными исходными показателями при расчете норм расхода запасных частей являются их ресурс и срок службы.

Величина ресурса запчастей определяется на основании изучения расчетов проектных и конструкторских организаций, сведений натурно-эксплуатационных и лабораторных исследований об износостойкости деталей, данных о ресурсе невосстанав-ливаемых изношенных деталей, аналогичных по конструкции, назначению, условиям работы, технологии изготовления, применяемым материалам и т. д. При отсутствии достоверных и исчерпывающих данных о ресурсе запчастей новой машины допускается использование сведений по аналогии с действующими машинами при эксплуатации в идентичных условиях.

Следует отметить, что детали, срок службы которых больше или равен сроку службы до списания машины, при расчете

норм расхода запчастей не учитываются, так как такие детали не заменяются, однако они подвергаются дефектации и при необходимости подлежат восстановлению с целью повторного их использования.

Исходя из установленных величин ресурса деталей машины определяется их срок службы (Сс) до плановой замены в месяцах по формуле

Сс= —~р—-. месяцев    (1)

Шс1сДнКвмв

где tp — ресурс деталей в машиночасах;

шс    - количество рабочих смен оборудования в сутки;

tc    — продолжительность одной рабочей смены в ча

сах;

Д„ — среднее количество рабочих дней в месяц;

Клмв — коэффициент использования машинного времени оборудования.

Коэффициент использования машинного времени оборудования в условиях углеобогатительных фабрик определяется по нижеприведенной формуле, которая с достаточной для практики точностью отражает специфику компоновки и режима работы каждой фабрики и может быть использована для всех видов оборудования

(2)

„ тДсДнПраб

1\лмв—    -

где Прав

ДгГксПуст

Пуст

Дм

Дг

—    количество постоянно работающих однотипных машин на фабрике на определенной технологической операции;

—    количество установленных однотипных машин на определенной технологической операции;

—    количество рабочих дней в году;

—    количество календарных дней в году;

Значения коэффициента использования машинного времени для отдельных видов оборудования, определенные институтом «Укрнииуглеобогащение>, которые могут быть рекомендованы для использования в расчетах, приведены ниже:


0.1

0.7

0,7

—    календарная продолжительность суток в часах.

Вагоноопрокидыватели Тяжелосредние сепараторы Отсадочные машины

Дробилки

0.7

Флотационные машины

0,7

Вакуум-фильтры

0.7

Центрифуги

0.5

Грохоты

0.7

Вакуум-насосы, воздуходувки

0,7

Дымососы и дутьевые вентиляторы

0,42

Сепараторы электромагнитные

0.7

Машины для выгрузки шлама

0,7

Конвейеры ленточные и скребковые

0,7

Элеваторы обезвоживающие

0,7

Сушильные барабаны

0,42

Топки

0,42

Питатели

0,7

Проборазделочные машины

0,42

Насосы

0,35

Маневровые устройства, лебедки

0.1

Радиальные сгустители

0,7

Пробоотборники

0,2

Срок службы разборочно-сборочной единицы, включающей различные комплектующие детали с различной долговечностью, устанавливается по наименее долговечному элементу, для замены которого необходима ее разборка.

После определения сроков службы всех деталей, входящих в машину, составляется структура ремонтного цикла, которая предусматривает количество, периодичность и последовательность выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту машины за межремонтный срок службы между двумя последовательными капитальными ремонтами или от момента ввода машины в эксплуатацию до наступления капитального ремонта.

По срокам службы деталей определяются виды ремонта. В соответствии с применяемой в углеобогащении системой технического обслуживания и ремонта для поддержания оборудования в работоспособном состоянии и восстановления его эксплуатационных характеристик производятся ремонтные осмотры (РО), текущие ремонты (Т) и капитальные ремонты (К).

Детали по сроку их службы до плановой замены распределяются по группам:

—    к нулевой группе относятся быстроизнашивающиеся детали, которые заменяются при каждом ремонтном осмотре, и их замена не требует разборки сборочных единиц в машине;

—    к первой группе относятся детали, заменяемые при каждом текущем и капитальном ремонтах.

В зависимости от разброса срока службы образуются II, III, IV и т. д. группы деталей, заменяемых при соответствующих ремонтах. Целесообразно подбирать детали в группы со сроком

службы так, чтобы срок службы II группы был кратным сроку службы I группы, срок службы III группы — кратным II группы и т. д. Таким образом, каждая из групп деталей соответствует определенному виду ремонта. При этом, по той группе сроков службы, которая имеет наибольшее количество сложных заменяемых деталей и сборочных единиц, назначается капитальный ремонт, при котором производится полная разборка, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов, ремонт базовых деталей, регулирование и испытание машины.

В процессе установления групп сроков службы, как правило, выявляются детали, требующие увеличения их ресурса. В номенклатуру таких деталей включаются:

—    детали, близкие установленному нормативу следующей группы сроков службы;

—    детали, ресурс которых снижает общий ресурс сборочной единицы или машины;

—    массовые запчасти, ресурс которых необходимо всегда повышать (цепи, ролики и т. д.).

На всю эту номенклатуру деталей устанавливают требуемое повышение норматива ресурса на определенную величину, который требует проведения мероприятий по повышению их износостойкости.

Норма расхода запчастей на одну машину в год, продолжительность эксплуатации которых характеризуется ресурсом, рассчитывается по формуле

VJ 1 2mctc ДнКиМвПодКд ( 1 Квпи)    /ЛЧ

где Под — количество одинаковых деталей в изделии;

Кн — коэффициент, учитывающий наличие в машине одного комплекта деталей определенного ресурса, который не понадобится в период между последней заменой и списанием машины;

К®пи — коэффициент восстановления и повторного использования деталей.

П1с1сДпКимвТн

Коэффициент Кн определяется по формуле

(4)

где Тн — нормативный срок службы машины до списания в месяцах, определяемый величиной амортизационных отчислений на полное восстановление.

Ти=12 ——, мес.    (5)

н

где Н — процент амортизационных отчислений на реновацию определенной машины, принимаемый по «Нормам амортизационных отчислений по основным фондам народного хозяйства СССР».

При расчете норм расхода запчастей учитывается частичное покрытие потребности в запчастях за счет повторного использования и восстановления уже имеющихся в машине деталей и узлов. Поэтому одним из основных условий разработки нормативов является определение коэффициентов использования и восстановления деталей, соответствующих сложившемуся уровню на эксплуатирующих и ремонтных предприятиях отрасли.

Все детали в процессе осмотра и дефектации при производстве ремонтных работ подразделяются на три группы:

—    годные к повторному использованию без восстановления, если степень износа позволяет их использование в течение периода, равного сроку службы до плановой замены (ппи);

—    годные к повторному использованию после восстановления (пв);

—    полностью негодные, если они по износу не подлежат восстановлению (Пцн).

Исходя из этого следует, что

Побщ==гПпи*4”Пв4"П1ш    (6)

где Побщ — общее количество деталей, подвергнутых осмотру и дефектации.

Следовательно, коэффициент повторного использования (Кии), есть отношение количества повторно используемых деталей к общему количеству деталей в машине

к»ш—    (7)

Побщ

коэффициент восстановления (Кв) — отношение количества восстановленных деталей к общему количеству деталей в машине

Пв


(8)


К»=


Побщ


а коэффициент замены изношенных деталей новыми — отношение полностью негодных деталей к общему количеству деталей.



(9)


Сумма коэффициентов повторного использования, восстановления и замены равна единице, так как


Пци , Пц


Ппн


(10)


поэтому


Кпи+Кв + Кш.= 1


Сложив количество восстановленных и повторно использованных деталей и узлов, и разделив их на общее количество деталей, получим суммарный коэффициент восстановления и повторного использования деталей



(И)


Норма расхода запчастей на одну машину в год, продолжительность эксплуатации которых определена сроками службы, рассчитывается по формуле


_ 12Поб(1—Квд,)Кн

“с7"


(12)


Определив нормы расхода запчастей по всей их номенклатуре в натуральных единицах на год эксплуатации определенной машины, в последующем разрабатываются нормы в стоимостном выражении (Nc), как сумма произведений подетальных и поузловых норм в натуральном выражении на стоимость каждой детали.


п


Nc= 2 N,Ui i-1


(13)


В целях возможности использования норм расхода запчастей на ремонт машины при планировании материально-техничс-


2 Зак. 0611


17


ского обеспечения фабрик для существующей организации производства запчастей, когда последние изготовляются машиностроительными заводами, ремонтно-механическими заводами производственных объединений по добыче или обогащению углей и непосредственно на углеобогатительной фабрике в механических мастерских, требуется иметь и нормы расхода деталей, дифференцированные по месту изготовления.

В этом случае общая норма расхода запчастей по машине в год складывается из четырех ее составляющих элементов, а именно

Ыс=№с + Мрс + ЫФс + №с    (14)

где №с — норма расхода запчастей, изготавливаемых машиностроительным заводом-изготовителем конкретной машины, руб/год;

Npc — норма расхода запчастей, изготавливаемых ремонтно-механическим заводом производственного объединения по добыче и обогащению углей, руб/год;

N*c — норма расхода запчастей, изготавливаемых силами углеобогатительной фабрики, руб/год;

Nnc — норма расхода покупных изделий, руб/год.

Расчет нормы №с, Npc, N*c, Nnc производится на основе индивидуальных норм расхода конкретных деталей по формулам

п3

12Шс1сДцКимнЦзКнПрд

с~    t^r~

i-1


(1—Квпи)


(15)


NPC =

12mctc ДвКимвЦрКнПод

tPp


(16)


(1-Квои)


N*c =


12шс1сДпКи MB ЦфКнПрд t*p


( 1-Квпи)


(17)


12Шс1сДнКамвЦпКнГ1од

N”c =

(1—Квот)    (18)

2u

i-1

где LU, Цр, Цф, Цп — стоимость одинаковых деталей и узлов

в машине, изготавливаемых соответственно на машиностроительном заводе-изготовителе, РМЗ объединений, углеобогатительной фабрике и покупные;

t3p, tPp, t*p, tnp — ресурс деталей, являющихся составляющими норм их расхода дифференцированных по месту изготовления запчастей;

Пз, Пр, Пф, пп — количество наименований деталей и узлов в машине, изготавливаемых соответственно на машиностроительном заводе-изготовителе, РМЗ, ОФ и покупные.

При расчете норм расхода запчастей учитываются запасные детали, входящие в обязательный комплект поставок с каждой машиной, изготовленной заводами машиностроения.

N'c=2 (NiLIi— ЦкПкН-)    (19)

М    100

где Пк — количество деталей, прилагаемых к машине по комплектовочной ведомости;

Цк — стоимость деталей, прилагаемых к машине по комплектовочной ведомости.

2.2. Разработка норм расхода запасных частей для серийно выпускаемого оборудования

Для планирования потребности запасных частей для серийно выпускаемого оборудования используется расчетно-аналитический метод нормирования по срокам службы или ресурсу деталей и сборочных единиц машины до планового ремонта, установленных в «Ведомости норм расхода запчастей». Эти ведомости разрабатываются машиностроительными заводами-изго-товителями оборудования и поставляются потребителям совместно с машинами.

Нормы расхода запчастей на год эксплуатации машины в этой ведомости указываются дифференцированно по всей но-

19

менклатуре сборочных единиц и деталей. Зная индивидуальную норму расхода в натуральном выражении и стоимость конкретной детали эта норма определяется в стоимостном выражении.

Здесь же в ведомости указывается и изготовитель по номенклатуре запчастей, которая составлена в определенной группировке и последовательности в соответствии с технической документацией (спецификацией) заводов-изготовителей. Следовательно, эти нормы являются основным исходным документом для расчета потребности в запчастях для проведения текущих и капитального ремонтов машины по месту их изготовления (завод, РМЗ, ОФ и покупные).

Для всех предприятий и организаций, ремонтирующих и эксплуатирующих оборудование, применение норм расхода запчастей, указанных в «Ведомости...», обязательно.

Поскольку нормы, приведенные в ведомости, разработаны для определенных условий эксплуатации машины и оборудования и, прежде всего, применительно к определенному значению коэффициента использования машинного времени, постольку с изменением продолжительности работы обуславливается необходимость корректировки этих норм. В этом случае определяется коэффициент использования машинного времени конкретной машин для конкретных условий ее эксплуатации, с помощью которого корректируется индивидуальная норма

N*„=N»,K    (20)

где Ыкд — индивидуальная норма расхода отдельных запчастей для конкретных условий эксплуатации;

д — индивидуальная норма расхода отдельных запчастей, указанная в «Ведомости норм расхода запасных частей»;

К — коэффициент изменения условий эксплуатации машины.

(21)

Ккимв

Квимв

где Ккш1в — коэффициент использования машинного времени для конкретных условий эксплуатации машины;

Квимв — коэффициент использования машинного времени, значение которого указано в «Ведомости норм расхода запасных частей».

При этом подетальная норма корректируется в тех случаях, когда

МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

121910, Москва, проспект Калинина, д. 23 30.06.86    №    6-35-17/282

На № _

1“    I

О вводе в действие Норм расхода запасных частей на ремонтно-эксплуатационные нужды оборудования углеобогатительных фабрик


Минуглепрому Украинской ССР, управлениям, всесоюзным и производственным объединениям, предприятиям и организациям Министерства (по списку)


В целях совершенствования планирования потребности запасных частей на ремонт оборудования предприятий по обогащению углей:

1.    Ввести в действие с 01.09.86 Нормы расхода запасных частей на ремонтно-эксплуатационные нужды оборудования углеобогатительных фабрик (рассылается отдельно);

2.    Минуглепрому Украинской ССР, Всесоюзному промышленному объединению «Кузбассуголь», производственным объединениям:

2.1.    Организовать на предприятиях по обогащению углей и ремонтных предприятиях изучение методики нормативного планирования потребности запасных частей на ремонтно-эксплуатационные нужды углеобогатительного оборудования работниками, занятыми планированием, учетом и использованием запасных частей;

2.2.    Обеспечить разработку норм и нормативов, а также планирование и использование запасных частей углеобогатительного оборудования в соответствии с требованиями настоящего нормативного документа.

3.    Научно-производственному объединению «Углемеханиза-ция» (т. Григорьеву), институту «УкрНИИуглеобогащение» (т. Жовтюку) в срок до 15.08.86 обеспечить размножение утвержденного нормативного документа в количестве 750 экземпляров и его рассылку в соответствии с распределением Технологического управления по обогащению углей.

Ккимв

Квимв

> 1 + 2Е

(При Ккимв>Квимв)

(22)

Ккимв

Квимв

С1+2Е

(при Ккимв<Квимв)

(23)

Для практических расчетов принимается Е = 0,02—0,03.

__tp_____

т^сДнКимвТ


(24)


Кукр —


В процессе определения норм расхода каждой детали рассчитывается коэффициент участия этой детали в капремонте, который служит базой для расчета норм расхода на капитальный ремонт. Коэффициент участия в капремонте для деталей определенной группы, межремонтный период которых кратен продолжительности ремонтного цикла, определяется как отношение межремонтного периода замены этой группы деталей к продолжительности ремонтного цикла

где Т — продолжительность ремонтного цикла, мес.

В том случае, если межремонтный период группы деталей не кратен продолжительности ремонтного цикла, тогда коэффициент участия определяется как отношение разности значений продолжительности ремонтного цикла и межремонтного периода этой группы деталей к продолжительности ремонтного цикла.

Кукр— ——    (25)

Норма расхода на капремонт каждой детали определяется путем умножения коэффициента участия в капремонте на общую среднегодовую норму расхода деталей на ремонт и эксплуатацию единицы оборудования.

Расчет норм расхода запчастей в дальнейшем в натуральном и стоимостном выражении производится аналогично разработке норм для разрабатываемого и осваиваемого оборудования, на которое еще нет «Ведомости норм расхода запасных частей».

Контроль за вводом в действие настоящих Норм возложить на Технологическое управление по обогащению углей (т. Благова) н энергомеханичесское управление (т. Григорьева).

Заместитель министра    И.    А. СЛИВАЕВ.

Нормы расхода запасных частей на ремонтно-эксплуатационные нужды оборудования углеобогатительных фабрик разработаны на основании «Программы работ на 1981—1985 гг. по обновлению и пополнению системы норм и нормативов для годового и пятилетнего планирования в угольной промышленности» и приказов Минуглепрома СССР от 12.05.80 г. № 246 и от 03.06.82 г. № 260.

В работе изложена методика расчета потребности в запасных частях в углеобогащении, приведены индивидуальные нормы расхода запасных частей на ремонт конкретного типа машин, а также укрупненные нормы для фабрик в целом на 1000 т переработки рядового угля в зависимости от обогащаемого материала (каменный уголь или антрацит) и глубины обогащения.

Методика и нормы предназначены для углеобогатительных фабрик Минуглепрома СССР, являются нормативно-техническим документом в отрасли как справочное руководство при планировании производства и потребления запасных частей.

Нормы разработаны в институте «Укрнииуглеобогащение» на базе научно-исследовательских работ, выполненных лабораторией ремонта оборудования и механизации работ: руководители работ канд. техн. наук А. И. Оконишннков, канд. эконом, наук В. М. Нескоромных, исаполнители А. А. Степаненко, В. Л. Флоря. В разработке норм принимали участие инженеры В. Д. Роговской, А. И. Цветков (Минуглепром СССР), А. И. Саввин, В. Г. Кузнецова    (Минуглепром    УССР),

А. И. Скворцов, 3. Я. Шварцман (производственное объединение «Донецкуглеобогащение»), В. В. Шачнев, Ф. А. Ткачук (производственное объединение «Ворошиловградуглеобогаще-ние»), В. В. Копейко (производственное объединение «Антра-цитуглеобогащение»).

При выполнении работы использованы нормы расхода запасных частей, разработанные институтом «Гипромашуглеобо-гашение» для оборудования, изготовляемого по чертежам этого института.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших направлений совершенствования планирования в народном хозяйстве является разработка и внедрение системы научно обоснованных норм в целях усиления обоснованности и сбалансированности планов и повышения эффективности производства.

Важное значение в условиях непрерывно действующего производства обогащения угля имеет обоснованное планирование и рациональная организация снабжения углеобогатительных фабрик необходимыми запасными частями. От того, как обеспечиваются углеобогатительные фабрики запасными частями, зависит производительная и эффективная работа оборудова--ния и выполнение фабриками заданий по выпуску продукции в планируемых объемах и необходимого качества. Недостаточное обеспечение потребности в запасных частях обуславливает некачественное выполнение ремонтных работ и, как следствие, отказы и простои оборудования.

В настоящее время применяемый в углеобогащении метод определения потребности в запасных частях, в основу которого приняты заявочные расчеты фабрик, характеризуется весьма малой точностью, так как заявки составляются без должного обоснования и перестали быть надежным инструментом определения истинной потребности. Действующая практика определения потребности не обеспечивает требуемой точности планируемых показателей, необходимой увязки потребности с планами производства и дифференцированного распределения между предприятиями и объединениями.

Разработанные нормы расхода запасных частей предназначены для использования на всех уровнях планирования в углеобогащении. Нормы расхода отдельных запасных частей, предусматривающие планово-допустимый их расход при определенных условиях и режимах эксплуатации, разработаны исходя из сроков их службы до планового ремонта в соответствии с утвержденным 21.01.83 г. Минуглепромом СССР нормативнотехническим документом в отрасли «Положением о плановопредупредительной системе технического обслуживания и ре-

монта оборудования обогатительных (брикетных) фабрик и уг-лесортировок шахт и разрезов».

Нормы расхода запасных частей (приложение 1) на определенный вид, тип и марку машины и оборудования устанавливает их количественный годовой расход на единицу оборудования в стоимостном выражении (приложение 2). Разработка норм расхода выполнена с использованием расчетно-аналитического метода, в основу которого принят подетальный расчет по срокам службы отдельных деталей и сборочных единиц. Исходными данными послужили нормативы стойкости деталей и узлов, разрабатываемые заводами-изготовителями конкретного оборудования совместно с фабриками, эксплуатирующими данное оборудование.

Нормы расхода запасных частей разработаны для серийно выпускаемого оборудования и снятого с производства, но находящегося в настоящее время в эксплуатации.

Индивидуальные нормы расхода запасных частей для фабрик разработаны дифференцированно в зависимости от обогащаемого угля (антрациты или каменные угли) и глубины обогащения (до 0 мм или больше 0 мм) (приложение 3).

Для укрупненных расчетов потребности в запасных частях в зависимости от места их изготовления рекомендуется использовать следующее соотношение: для запасных частей, изготавливаемых на машиностроительных заводах-изготовителях — 35,8%, ремонтномеханическими заводами производственных объединений по добыче или обогащению угля — 40,9%, углеобогатительными фабриками — 12,4% и покупные — 10,9% от общей потребности.

Разработанные нормы расхода запасных частей используются при планировании их производства и развития мощностей по производству запасных частей, анализе фактического обеспечения и определении дифференцированной потребности углеобогатительных фабрик, а также при распределении выделенных фондов запасных частей соответственно по производственным объединениям и углеобогатительным фабрикам.

Эти нормы расхода направлены на повышение обоснованности планов материально-технического снабжения и находятся в единстве с требованиями экономики и технологии ремонтного производства в углеобогащении.

При разработке норм расхода и номенклатуры запасных частей использованы следующие основные материалы:

— нормативы расхода запасных частей для обогатительного оборудования, разработанные заводами-изготовителями;

—    результаты исследований института «Укрнииуглеобога-щение» по работе «Разработать нормы расхода запасных частей на ремонтно-эксплуатационные нужды оборудования» (1981—1985 гг.);

—    прейскуранты, номенклатурные перечни и другая нормативно-техническая документация, используемая в угольной промышленности;

—    «Положение о планово-предупредительной системе технического обслуживания и ремонта оборудования обогатительных (брикетных) фабрик и углесортировок шахт и разрезов» (1983 г.);

—    номенклатура и укрупненные нормы расхода запасных частей для ремонта химического оборудования (1981 г.).

По мере внедрения новых материалов, передовой технологии изготовления запасных частей, научной организации производства и труда, изменения условий и режимов эксплуатации машин и оборудования неизбежны изменения ремонтных нормативов, в том числе сроков службы деталей и узлов и их стоимостных параметров, которые обусловливают необходимость периодического пополнения и обновления норм расхода запасных частей на ремонтно-эксплуатационные нужды углеобогатительного оборудования, но не реже, чем раз в пять лет.

МЕТОДИКА НОРМАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ НА РЕМОНТНОЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НУЖДЫ В УГЛЕОБОГАЩЕНИИ

I. Общие положения

Для обеспечения всех уровней планирования как текущего, решаемого задачи производственно-хозяйственной деятельности углеобогатительной фабрики, производственного объединения и отрасли, так и долгосрочного, целью которого является определение направлений научно-технического прогресса, достижение увязки планируемых объемов производства и развития углеобогатительного машиностроения, повышение эффективности углеобогащения, предназначена система норм и нормативов расхода запасных частей на ремонтно-эксплуатационные нужды.

Под нормой расхода запчастей понимается плановое количество их расхода, необходимое для производства единицы продукции или выполнения единицы работы, обеспечивающей нормальное функционирование оборудования в технологическом процессе производства обогащения углей с учетом планируемого уровня использования и надежности.

Технико-экономический норматив устанавливает степень использования ресурса или величину параметра регламентирующего плановый показатель, например, норматив эксплуатационной производительности машины, норматив режима работы фабрики, норматив использования машинного времени и др.

Нормы и нормативы не зависят от выделяемых ресурсов и в отдельных случаях могут обуславливать потребность, превышающую имеющиеся ресурсы, чем принципиально отличаются от плановых показателей, определяемых на базе норм и нормативов, но с учетом выделяемых фондов.

Нормы расхода запасных частей разрабатываются:

—    по отдельным деталям конкретных машин;

—    по отдельным типам оборудования;

—    по углеобогатительной фабрике;

—    по производственным объединениям;

—    по отрасли.

Нормы гго всем уровням применения выражаются фиксированными числовыми значениями дифференцированно в зависимости от места изготовления запасных частей (заводы-изготовители и ремонтные базы углеобогащения).

Для условий углеобогащения применительно к действующей структуре управления отраслью разрабатываются дифференцированные и укрупненные нормы расхода запасных частей, т. е. в зависимости от степени детализации нормируемого объекта.

Дифференцированные нормы определяются для конкретной детали и машины в целом, укрупненные — для конкретной фабрики, производственного объединения и отрасли.

Дифференцированные нормы расхода запчастей устанавливают величину их расхода в стоимостном и натуральном выражении на единицу времени работы для конкретных участков ремонтных работ в зависимости от условий производства и являются исходной базой для расчета укрупненных норм расхода запчастей в стоимостном выражении на единицу объема производства обогащения углей.

Нормы расхода запасных частей используются для:

—    планирования производства запчастей заводами-изгото-вителями;

—    планирования выпуска запчастей ремонтными базами углеобогащения;

—    планирования приобретения запчастей углеобогатительными фабриками для проведения технического обслуживания и ремонта машин;

—    планирования развития мощностей заводов-изготовите-лей и ремонтных баз углеобогащения по производству запчастей;

—    распределения запчастей и выделения фондов эксплуатирующим оборудование предприятиям;

—    определения потребности в запчастях по номенклатуре и в стоимостном выражении отдельных объединений и отрасли в целом;

—    проведения анализа фактического обеспечения запчастями эксплуатирующих оборудование углеобогатительных фабрик заводами-изготовителями и ремонтными базами;

—    составления нормативов продолжительности, трудоемкости и стоимости ремонтов;

—    разработки норм расхода материалов на изготовление запчастей;

—    планирования организационно-технических мероприятий по повышению сроков службы и объемов восстановления изношенных деталей.