Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

102 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Стратегия подготовлена с учетом задач, определенных Президентом Российской Федерации, и приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, позволяющих обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста, устранение структурных ограничений экономического роста, содействие повышению конкурентоспособности российских компаний, укрепление их позиций на внутреннем и внешнем рынках и социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации.

Целями Стратегии являются достижение устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного развития использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающих опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность страны, безусловное выполнение международных обязательств России в части лесов, а также повышение долгосрочной конкурентоспособности лесной промышленности и увеличение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие России

 Скачать PDF

Графическая копия документа представлена в первоначальной редакции (без учета имеющихся изменений)

Оглавление

I. Общие положения

II. Характеристика лесного комплекса

III. Целевое видение лесного комплекса, цели и задачи Стратегии

IV. Лесное хозяйство

V. Лесная промышленность

VI. География развития лесной промышленности

VII. Реализация Стратегии

Приложение № 1. Динамика объемов производства основных видов продукции лесного комплекса Российской Федерации

Приложение № 2. Виды и объемы использования земель лесного фонда в 2015 - 2016 годах

Приложение № 3. Распределение объема заготовки древесины по формам использования лесов

Приложение № 4. Динамика объемов рубок и лесовосстановительных работ в 2000 - 2016 годах

Приложение № 5. Фактическое поступление платежей за использование лесов

Приложение № 6. Средняя плата и средняя минимальная ставка платы за единицу объема лесного ресурса

Приложение № 7. Средняя себестоимость круглых лесоматериалов, производимых компаниями Северо-Западного федерального округа в 2016 году

Приложение № 8. Доля средней ставки платы в цене различных видов лесоматериалов

Приложение № 9. Характеристика арендаторов, осуществляющих заготовку древесины

Приложение № 10. Сравнение проектов по строительству целлюлозно-бумажных комбинатов в мире

Приложение № 11. Сведения об импорте мебели в Россию в 2015 - 2016 годах

Приложение № 12. Сведения об экспорте мебели из России в 2015 - 2016 годах

Приложение № 13. Основные регионы - потребители березовой фанеры в 2016 году

Приложение № 14. Основные страны - производители березовой фанеры в 2016 году

Приложение № 15. Основные регионы - потребители березовой фанеры в 2030 году

Приложение № 16. Доля зарубежных стран в экспорте домокомплектов из России в 2016 году

Приложение № 17. Ключевые показатели развития лесного комплекса в инерционном (И), базовом (Б) и стратегическом (С) сценариях в ценах 2016 года

Приложение № 18. Сведения о производстве продукции лесного комплекса России в 2016 и 2030 годах

Приложение № 19. Сведения о потреблении продукции лесного комплекса России в 2016 и 2030 годах

Приложение № 20. Сведения об экспорте видов продукции лесного комплекса в 2016 и 2030 годах

Приложение № 21. Сведения об импорте видов продукции лесного комплекса в 2016 и 2030 годах

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

V


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 сентября 2018 г. № 1989-р МОСКВА

1.    Утвердить прилагаемую Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия).

2.    Минпромторгу России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечить:

в 3-месячный срок разработку плана мероприятий по реализации Стратегии и представление его в Правительство Российской Федерации;

реализацию мероприятий, предусмотренных Стратегией;

мониторинг и контроль реализации положений, предусмотренных Стратегией.

Председатель 11равит Российской Федор

3.    Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации целевых программ и иных документов.

Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2018 г. № 1989-р

СТРАТЕГИЯ

развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года

I. Общие положения

Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

Стратегия подготовлена с учетом задач, определенных Президентом Российской Федерации, и приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, позволяющих обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста, включая:

устранение структурных ограничений экономического роста;

содействие повышению конкурентоспособности российских компаний, укрепление их позиций на внутреннем и внешнем рынках;

социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации.

При разработке Стратегии использованы следующие стратегические документы, определяющие основные принципы разработки отраслевых сгратсгий:

Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации";

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р;

Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации;

Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. № 1724-р, установлены следующие цели по развитию лесного комплекса:

в экономической сфере - эффективное управление лесным сектором экономики и увеличение валового внутреннего продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса;

в экологической сфере - благоприятная окружающая среда для граждан и сохранение биосферной роли лесов России;

в социальной сфере - рост уровня жизни граждан, связанных с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие лесных территорий.

С учетом системы целсполагания, установленной Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года. Стратегия направлена на достижение двух целей.

В области лесного хозяйства целью Стратегии является достижение устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного развития использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающих опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность страны, безусловное выполнение международных обязательств России в части лесов. Поставленная цель достигается решением следующих задач: повышение эффективности государственного управления лесами; гарантированное обеспечение экономики и общества лесными ресурсами, в том числе через интенсивное использование и воспроизводство лесов;

повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов, сохранение экологического потенциала лесов;

повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;

повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного хозяйства.

Комплексное решение указанных задач будет способствовать достижению цели по адаптации лесов к изменению климата и реализации комплекса мер по совершенствованию регулирования выбросов парниковых газов в лесном хозяйстве в соответствии с поставленной Президентом Российской Федерации задачей сокращения к 2020 году выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема выбросов 1990 года.

В области лесной промышленности целью Стратегии является повышение долгосрочной конкурентоспособности лесной промышленности и вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие России.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: поддержка проектов развития перерабатывающих производств; стимулирование спроса и развитие рынков сбыта; обеспечение доступности существующей сырьевой базы; развитие кадрового, технологического и научного потенциала.

IV. Лесное хозяйство

1. Общие сведения

Леса России, занимая четверть площади мирового лесного покрова и являясь одним из возобновляемых природных ресурсов, удовлетворяют множественные потребности экономики и общества в лесных ресурсах, выполняют важнейшие срсдообразующие, срсдозащитныс и иные полезные функции.

Деятельность лесного хозяйства осуществляется преимущественно в борсальных лесах, которые занимают около 65 процентов лесной площади и произрастают в условиях сурового климата, что обусловливает их сравнительно малую продуктивность, низкую товарность древостоев и высокие издержки при заготовке и транспортировке древесины.

Площадь покрытых лесной растительностью земель составляет 795 млн. гектаров (46,4 процента площади России). При этом на долю земель лесного фонда приходится 97 процентов покрытых лесом площадей (770,4 млн. гектаров) и 2 процента на земли особо охраняемых природных территорий.

Среди занятых основными лесообразующими породами земель лесного фонда преобладают хвойные насаждения (преимущественно лиственницы, сосны и ели), занимающие 76 процентов площади. Мягколиственные насаждения (преимущественно березы и осины) занимают 22 процента площади, остальная территория приходится на насаждения твердолиственных пород. При этом необходимо отметить крайне высокую долю лиственницы в составе лесов, которая имеет ограниченное использование в лесной промышленности.

Традиционным для российского лесного хозяйства является деление лесов по целевому назначению. В соответствии с лесным

законодательством Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются на защитные (279 млн. гектаров, или 24,3 процента), эксплуатационные (598,6 млн. гектаров, или 52,2 процента) и резервные леса (268,5 млн. гектаров, или 23,5 процента). Такое деление регулирует особенности ведения лесного хозяйства в лесах, обеспечивая их непрерывное и неистощительное использование.

2. Государственное управление лесами

Действующая в настоящее время модель управления лесным хозяйством определена характером развития рыночных отношений в России и закреплена Лесным кодексом Российской Федерации. Она сложилась в соответствии с общими тенденциями изменения в системе государственного управления, произошедшими в ходе осуществления административной реформы, а также реформ в бюджетно-финансовой сфере, разграничением полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В результате традиционная вертикаль управления лесами как государственной собственностью была заменена более сложной системой, в которой сочетаются принципы делегирования полномочий и вопросы двойного ведения в сфере лесных отношений, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Ключевыми принципами ее организации являются федеральная собственность на земли лесного фонда, разделение лесоуправления и хозяйственной деятельности в лесах, децентрализация лесоуправления путем передачи части функций государственного управления лесами субъектам Российской Федерации, признание заявительного характера и платности использования лесов, применение аренды лесных участков как основного вида использования лесов и выполнение арендаторами комплекса лесохозяйственных работ на арендованных территориях.

В связи с этим определен перечень видов использования лесов, введена необходимость осуществления федеральным органом исполнительной власти контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий. Законодательством Российской Федерации предусматривается необходимость закрепления имущественных прав Российской Федерации на лесные участки путем постановки их на кадастровый учет и государственной регистрации прав. В целях

повышения инвестиционной привлекательности лесной отрасли законодательно введено функционирование института приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Созданная правовая основа для формирования рыночных отношений в лесном хозяйстве и конкурентной среды в области освоения лесов, а также для развития малого и среднего бизнеса предоставила новые возможности для развития субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, несмотря на уникальный опыт государственного и общественного управления лесами, лесное хозяйство сегодня требует использования современных инновационных научно-технических достижений, существенной модернизации, ориентированной на коренное обновление всех направлений деятельности. Переориентация лесного хозяйства вызвана необходимостью обеспечения устойчивого управления лесами в условиях усложняющихся проблем сохранения и использования лесов, повышения международных, социальных, экологических и экономических требований к лесоуправлению. Лесное хозяйство все больше сталкивается с необходимостью адекватного реагирования на глобализацию рынков, применение новых технологий, рост конкуренции и ужесточение экологических ограничений.

Особого подхода требует управление лесами, имеющими существенное социально-экологическое значение (городские леса, леса "зеленого пояса" вокруг населенных пунктов - лесопарковые и зеленые зоны). Это касается прежде всего правового статуса таких лесов, а также совершенствования системы ведения лесного хозяйства, направленной на сохранение и повышение их функций.

В целях дальнейшего развития системы стратегического и текущего планирования в лесном секторе экономики потребуется совершенствование на федеральном, региональном и муниципальном уровнях документов долгосрочного планирования и прогнозирования, в том числе государственной и региональных программ развития лесного хозяйства, лесных планов субъектов Российской Федерации, и определение приоритетного проекта в области сохранения лесов. При этом необходимо соблюсти баланс между государственными средствами, направляемыми на финансирование лесохозяйственных мероприятий, целями и задачами программы развития лесного хозяйства с учетом корректировки современного финансово-экономического механизма с более четкой ориентировкой на конечный результат на основе

достаточной и достоверной информации о лесах, их использовании, охране, защите и воспроизводстве.

Наряду с этим потребуют уточнения полномочия органов исполнительной власти, особенно в части ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, вызванных лесными пожарами, формирования и содержания соответствующих федеральных сил и средств гушения лесных пожаров. Необходимо проработать вопросы подтверждения квалификации лиц, осуществляющих ряд лесохозяйственных мероприятий, прежде всего назначение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, проведение лесоустройства.

Кроме того, в целях повышения эффективности лесоуправлсния дальнейшее развитие должны получить такие инструменты, как лесоустройство, государственная инвентаризация лесов и система мониторинга лесов (федеральная государственная информационная система "Информационная система дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства", лесопожарный и лесопатологический мониторинг, мониторинг радиационной обстановки в лесах, мониторинг воспроизводства лесов).

Необходимо уточнить порядок организации и финансирования работ по осуществлению лесоустройства с ориентиром на полную федерализацию данной функции. Объектом лесоустройства должно стать лесничество (лесопарк) как территориальная единица управления лесами и ведения государственного управления лесами. Лесоустройство должно проводиться государственными организациями. Это позволит сформировать единую государственную систему лесоучетных работ и актуальную информационную базу о состоянии, использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, которые смогут обеспечить возможность поддержки принятия обоснованных управленческих решений по различным вопросам лесных отношений.

Одним из ключевых решений в повышении эффективности исполнения переданных полномочий должно стать доведение численности лесных инспекторов до нормативного уровня. Кроме того, возможно формирование федерального лесного надзора, работающего на постоянной основе и осуществляющего надзор за принятием управленческих решений и нормативным правовым регулированием в субъектах Российской Федерации.

Этому процессу будет способствовать развитие системы общественного лесного контроля.

Стратегической задачей развития лесного хозяйства является успешное взаимодействие с гражданским обществом и реализация принципа открытости. Необходимо продолжить работу по взаимодействию с открытым правительством по формированию востребованных наборов открытых данных о лесах. Ежегодно перечень наборов открытых данных Федерального агентства лесного хозяйства предполагается актуализировать, расширять и обеспечивать его размещение на официальных сайтах субъектов Российской Федерации и на портале открытых данных Российской Федерации.

Взаимодействие Федерального агентства лесного хозяйства с населением осуществляется в соответствии с Концепцией открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. № 93-р. Согласно указанной Концепции на постоянной основе предполагается проводить публичные обсуждения документов стратегического планирования, планов и нормативных документов в области лесного хозяйства.

Необходимо развивать различные формы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с профессиональным экспертным сообществом и населением. Это позволяет обеспечить учет потребностей и интересов граждан России, защиту прав и свобод граждан России и прав общественных объединений при осуществлении государственной политики, а также осуществлять общественный контроль в лесном хозяйстве.

3. Использование лесных ресурсов

Основным видом использования лесных ресурсов по-прежнему является заготовка древесины, осуществляемая на площади более 170 млн. гектаров, достигнувшая 213,8 млн. куб. метров в 2016 году. В целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов (по 20 тыс. договоров) используется около 500 тыс. гектаров лесов. В целях выполнения работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых (по 30 тыс. договоров аренды лесных участков) используется 800 тыс. гектаров. Данный вид использования лесов получил распространение на территориях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (12,1 тыс. договоров). Республики Саха (Якутия) (2,1 тыс. договоров) и Республики Коми (2 тыс. договоров).

Виды и объемы использования земель лесного фонда в 2015 - 2016 годах приведены в приложении № 2.

В лесу заготовляют многочисленные пищевые ресурсы: орехи кедра, лещины, плоды яблони, вишни, груши, ягоды. Эксплуатационные запасы только самых распространенных из них составляют 7,4 млн. тонн, а биологические запасы -    13,4    млн.    тонн.    Предпринимательская

деятельность по заготовке пищевых лесных ресурсов осуществляется на основании договоров аренды лесных участков. В аренду передано 342 лесных участка общей площадью 2 млн. гектаров. Основная их площадь сосредоточена на Дальнем Востоке (Приморский край -697 тыс. гектаров и Хабаровский край - 312 тыс. гектаров) и в Сибири (Томская область - 444 тыс. гектаров, Республика Бурятия - 123 тыс. гектаров). Необходимо отметить, что в европейской части в основном производится заготовка грибов и ягод, а в азиатской части - орехов.

В лесах проводятся сенокошение и пастьба скота, размещаются пасеки. Северные леса являются кормовой базой оленеводства. Использование лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства расширяется и составляет примерно 50 млн. гектаров, более 16 млн. гектаров используется для ведения сельского хозяйства.

В субъектах Российской Федерации с высокой плотностью населения приоритетным видом использования лесов является осуществление рекреационной деятельности. Площадь лесных участков, предоставленных для этих целей, составляет более 30 тыс. гектаров. По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации СЮ11, в ближайшем будущем прогнозируется увеличение спроса на лесные продукты и услуги лесов, что сохранит значимость лесных ресурсов и лесного хозяйства для развития мировой экономики. Рыночная стоимость в мире только недревесной продукции лесов, по неполным данным, так как большинство из этих продуктов не представлены на товарных рынках, достигает 20 млрд, долларов США.

В России реализуются и планируются к реализации десятки инфраструктурных проектов, осуществление которых связано с созданием множества линейных объектов (линии электропередачи, связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и др.). Учитывая, что земли лесного фонда составляют две трети всей площади России, решение задач по осуществлению инфраструктурных проектов будет непосредственно связано с использованием лесных земель.

ЗК4%99

Реализация принципов многоцелевого использования лесов может быть обеспечена по таким направлениям, как совершенствование типового договора аренды использования лесного участка, законодательное закрепление расширенного содержания права на осуществление того или иного вида использования.

Заготовка древесины осуществляется на основании договоров аренды лесных участков, постоянного бессрочного пользования и договоров купли-продажи лесных насаждений.

Распределение объема заготовки древесины по формам использования лесов приведено в приложении № 3.

Наиболее распространенной правовой формой использования лесов являются договоры аренды лесных участков, заключаемые на срок до 49 лет. Площадь переданных в аренду лесных участков в 2016 году достигла 241,8 млн. гектаров, или 27,5 процента площади лесов (без учета резервных лесов). Действует около 80 тыс. договоров аренды лесных участков.

В постоянное (бессрочное) пользование предоставлено 2,6 тыс. лесных участков общей площадью 14,3 млн. гектаров: для осуществления рекреационной деятельности (77 процентов), заготовки древесины (18 процентов), осуществления научно-исследовательской деятельности и образовательной деятельности (4 процента). На остальные виды деятельности приходится 1 процент общей площади лесных участков постоянного (бессрочного) пользования.

Для безвозмездного пользования предоставлено 2,3 тыс. лесных участков на общей площади 403 тыс. гектаров, из них почти 90 процентов предоставлено для ведения сельского хозяйства.

В рамках реализации Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на землях лесного фонда в Дальневосточном федеральном округе гражданам предоставлено более 2,6 тыс. лесных участков на общей площади 3,8 тыс. гектаров. Реализация указанного Федерального закона увеличила количество лесопользователей на землях лесного фонда Дальнего Востока в 2 раза.

Предоставление лесных ресурсов на основании договоров купли-продажи лесных насаждений осуществляется по результатам аукционов. В среднем ежегодно заключается более 600 тыс. договоров купли-продажи лесных насаждений (сроком до 1 года) без предоставления лесных участков.

За последние годы упрощены процедуры принятия решений и предоставления лесных участков для использования, в том числе:

утверждены типовые формы договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений;

расширен перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, и резервных лесов;

предусмотрена возможность использования частей лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений (при этом не требуется осуществление кадастрового учета частей лесных участков при предоставлении на срок до одного года).

Создаются такие условия для стабильной работы лесопользователей, как заключение договоров аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов для добросовестных лесопользователей, обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к лесным ресурсам на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. В 2016 году субъектами малого и среднего предпринимательства заготовлено 2,4 млн. куб. метров древесины (на основании 5,6 тыс. договоров с установленным объемом заготовки 7 млн. куб. метров), а за 9 месяцев 2017 года уже в 2 раза больше - 5,3 млн. куб. метров древесины (по 9,3 тыс. договоров с установленным объемом заготовки 11 млн. куб. метров).

Многообразие форм предоставления лесных участков и правовых оснований для использования лесов призвано обеспечить доступность лесных ресурсов, а также прозрачность процедур проведения лесных торгов в условия здоровой конкуренции.

4. Охрана и защита лесов

На эффективность государственного управления лесами и лесного хозяйства существенное влияние оказывают риски, связанные с повреждением лесов и потерями лесных ресурсов от пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов. По многолетним

наблюдениям, около 60 процентов площади погибших лесов связано с воздействием лесных пожаров, 25 процентов - с погодными явлениями и 15 процентов - с вредителями и болезнями леса. Причиной свыше 70 процентов лесных пожаров является антропогенный фактор, а совокупный ущерб от воздействия всех неблагоприятных факторов на леса значительно превышает величину общих расходов на их охрану, защиту и воспроизводство. Наиболее проблемными в отношении горимости лесов на протяжении многих лет остаются Иркутская и Амурская области, Приморский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Хабаровский, Забайкальский и Красноярский края, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия) и Республика Тыва.

До настоящего времени в большинстве субъектов Российской Федерации отсутствует комплексное противопожарное обустройство территорий, обустройство земель различных категорий производится по нормативам, которые не согласуются между собой.

В целях повышения эффективности раннего обнаружения лесных пожаров требует дальнейшего развития федеральная государственная информационная система "Информационная система дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства" на основе возможностей космической фуппировки спутников отечественного производства, обеспечивающих получение оперативной и актуальной информации о лесных пожарах.

Финансирование охраны лесов от пожаров за счет средств федерального бюджета в последние годы составляет в среднем 4,6 млрд, рублей, что примерно в 2 раза меньше необходимого. Уменьшилось количество летных часов и, как следствие, сократилась кратность авиапатрулирования лесов. При существующем уровне финансового обеспечения доведение кратности авиапатрулирования до нормативной невозможно без перехода на эксплуатацию современных воздушных судов с низкой стоимостью летного часа. На эффективности обнаружения и тушения лесных пожаров отрицательно сказывается снижение с 2006 года численности работников парашютно-десантной пожарной службы учреждений по авиационной охране лесов и числа воздушных судов. Удорожание стоимости работ по тушению лесных пожаров во многом обусловливается возрастающими тарифами компаний, оказывающих авиационные услуги.

Законодательную базу охраны лесов от пожаров усилило введение в Лесной кодекс Российской Федерации норм, регулирующих

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", и другие документы.

В Стратегии учтены положения нормативных правовых актов, определяющих политику государства в отношении лесного комплекса на длительную перспективу. Лесного кодекса Российской Федерации, Основ 1Х)сударственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. № 1724-р.

В основу Стратегии заложены макроэкономические параметры, соответствующие сценарию "Базовый-»-" прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации.

В настоящее время вклад лесного комплекса в экономику России существенно ниже оцениваемого потенциала и аналогичного показателя других стран, схожих с Россией по объемам запасов и заготовки древесины. Такая ситуация стала следствием ориентации отечественных производителей преимущественно на низкомаржииальные сегменты -круглый лес, пиломатериалы и фанера, а также недоиспользование экспортного потенциала.

При разработке Стратегии использовался комплексный подход, основанный на анализе стратегического и институционального контекстов. В частности, учитывались текущее состояние и ключевые тенденции развития лесного комплекса в мире и в России. Принимался во внимание макроэкономический и геополитический контекст, были сформированы прогнозы развития с учетом показателей, заложенных в долгосрочные прогнозы развития Российской Федерации.

Целями Стратегии являются:

достижение устойчивот лесоуправлсния, инновационного и эффективного развития использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающих опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность страны, безусловное выполнение международных обязательств России в части лесов;

предупреждение, мониторинг и планирование тушения лесных пожаров, порядок осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в лесах, связанных с лесными пожарами, возможность    тушения    лесных пожаров специализированными

государственными бюджетными и автономными учреждениями.

В нормы Лесного кодекса Российской Федерации введены положения о зонировании земель лесного фонда по признаку их доступности для тушения лесных пожаров.

Вместе с тем требуют дальнейшего совершенствования нормативные правовые акты, направленные на повышение ответственности граждан и юридических лиц за обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в лесах и на прилегающих к ним территориях. Должны быть пересмотрены механизмы, обеспечивающие повышение уровня реализации сводного плана тушения лесных пожаров в субъектах Российской    Федерации    в части повышения ответственности

за неготовность субъекта Российской Федерации к пожароопасному сезону и непредставление сил и средств пожаротушения, предусмотренных в сводных планах. Необходимо уточнение полномочий органов местного самоуправления по охране лесов на территории муниципальных образований.

Ежегодно из-за несвоевременного и недостаточного привлечения сил и средств пожаротушения, рассчитанных на малую и среднюю горимость, в ряде особо горимых многолесных местностях субъектов Российской Федерации возникают чрезвычайные ситуации в лесах. В целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций в лесах в субъектах Российской Федерации при условиях высокой и чрезвычайной горимости необходимо совместное осуществление полномочий, а также осуществление на федеральном уровне полномочий, направленных на предупреждение чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров на землях лесного фонда в условиях высокой и чрезвычайной пожарной опасности в зависимости от условий погоды. В дальнейшем сохранятся риски увеличения площадей очагов вредителей и болезней в лесах, а также гибели лесов от вредных организмов.

Внесение изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов повысило качество и оперативность принимаемых решений в сфере защиты лесов. Вместе с тем сохраняется тенденция к снижению объемов мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов

повышение долгосрочной конкурентоспособности лесной промышленности и увеличение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие России.

Достижение указанных целей сдерживают следующие проблемы: низкий съем древесины с единицы площади эксплуатационных лесов;

недостаточная эффективность лесовосстановления, охраны и защиты лесов;

низкая актуальность сведений о лесных ресурсах; избыточные административные барьеры;

низкая степень использования лесного сырья, ухудшающая экономику отрасли;

ограниченный масштаб внутреннего рынка, недостаточный для создания новых производств в отрыве от экспортных рынков;

низкая инвестиционная привлекательность отрасли, обусловленная страновыми факторами;

низкий уровень технического, научного и кадрового обеспечения; несовершенство нормативно-правовой базы и нормативнотехнической базы в сфере лесного комплекса и смежных отраслях.

Целевое видение лесного комплекса подразумевает формирование экономически устойчивой, глобально конкурентоспособной группы отраслей, обеспечивающей внутренний спрос России на продукцию лесного комплекса, встроенной в мировой рынок и международное разделение труда и функционирующей на базе устойчивого лесоуправления и сохранения биосферной роли лесов.

Обязательными условиями для реализации целевого видения являются:

поддержка проектов развития перерабатывающих производств; стимулирование спроса и развитие рынков сбыта; обеспечение доступности существующей сырьевой базы; стимулирование рационального лесопользования и интенсивного использования и воспроизводства лесов;

развитие кадрового, технологического и научного потенциала; совершенствование системы защиты и охраны лесов; сохранение и восстановление экологического потенциала лесов.

К 2030 году планируется существенно увеличить вклад лесного комплекса в экономику страны. Основные направления - развитие ориентированного на экспорт производства целлюлозы, рост выпуска

тарного картона и санитарно-гигиенических изделий для внутреннего рынка, а также развитие ориентированного примерно в равной степени на внутренний рынок и на экспорт производства пиломатериалов, фанерно-плитных производств, мебели, деревянного домостроения. Предусматривается развитие частных предприятий с глубокой переработкой древесины, в том числе химической и механической, которым при необходимости будут оказаны меры государственной поддержки.

В результате реализации Стратегии к 2030 году ожидается прирост добавленной стоимости, создаваемой предприятиями отрасли, в размере до 676 млрд, рублей (в постоянных ценах), а также увеличение вклада лесного комплекса в валовый внутренний продукт с 0,5 процента до 1 процента. Численность персонала, занятого в лесном комплексе, вырастет с 500 до 820 тыс. человек. Налоговые поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации вырастут с 91 до 189 млрд, рублей (в постоянных ценах).

Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года утверждена приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 30 октября 2008 г. № 248/482 на границе следующих кардинально разных периодов развития российской экономики:

предшествующий период (2000    -    2008    годы), который

характеризовался динамичным ростом объемов производства и благосостояния населения России;

последующий период (2008 - 2016 годы), который стал гораздо более сложным из-за мирового финансового кризиса 2008 - 2009 годов, снижения цен на нефть в 2014 - 2015 годах и связанного с этим замедления темпов роста российской экономики, а также из-за ограничительных мер, введенных рядом зарубежных государств в отношении России.

Серьезное изменение макроэкономического окружения в период после принятия Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года поставило под вопрос корректность всех заданных в ней предпосылок, на основе которых определялись значения целевых показателей.

Среди основных негативных последствий можно отметить падение благосостояния населения, повлиявшее на среднедушевое потребление большинства конечных продуктов лесного комплекса, замедление темпов

роста основных отраслей - потребителей продукции лесного комплекса, которое привело к сокращению внутреннего спроса, а также к отмене и задержке реализации инвестиционных проектов.

II. Характеристика лесного комплекса

В мире леса занимают 4 млрд, гектаров территории, или около 30 процентов площади суши. Площадь лесов в последние 25 лет сократилась на 3 процента. Более 50 процентов всех лесных площадей сосредоточено в таких странах, как Россия, Бразилия, Канада, Соединенные Штаты Америки и Китай. В этих странах сосредоточена большая часть запасов древесины - 155 млрд. куб. метров лиственной и 127 млрд. куб. метров хвойной древесины. Леса России занимают более 20 процентов площади мирового лесного покрова.

Крупнейшими странами-лесозаготовителями в 2016 году являлись Соединенные Штаты Америки (402 млн. куб. метров), Китай (340 млн. куб. метров), Бразилия (254 млн. куб. метров), Россия (214 млн. куб. метров) и Канада (163 млн. куб. метров). Объем мировой лесозаготовки составляет 3,7 млрд. куб. метров, из них деловой древесины - около 1,9 млрд. куб. метров. В целом объем заготовки определяется доступностью лесных ресурсов, развитостью лесной промышленности и наличием рыночных возможностей.

Лесной комплекс состоит из 2 основных хозяйственных сфер: лесного хозяйства и лесной промышленности.

Лесное хозяйство - отрасль, осуществляющая систему мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров и защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов, в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса.

Проблемы сохранения и использования лесов становятся все более многообразными и сложными. Изменяются стандарты управления лесами, которые должны отвечать возросшим международным, социальным, экологическим и экономическим требованиям. Увеличиваются усиленные последствиями изменения климата угрозы гибели лесов от пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов, утрата лесами биологического разнообразия.

Лесная промышленность - совокупность отраслей промышленности, заготавливающих и обрабатывающих древесину, производящих

из древесных ресурсов посредством химической и механической обработки готовую продукцию различной степени технологической сложности. К отраслям лесной промышленности относятся лесозаготовка, целлюлозно-бумажная промышленность, производство пиломатериалов, древесных плит, фанеры, мебели, биотоплива, деревянное домостроение и лесная химия (производство канифоли, таллового масла и др.). Лесная промышленность производит такие виды продукции, как мебель, бумага, картон и строительные материалы.

Общий объем выручки предприятий лесной отрасли в России в 2016 году составил 1,4 трлн, рублей, вклад в валовый внутренний продукт - 0,5 процента, численность занятых - 500 тыс. человек (0,8 процента занятых в экономике).

В настоящий момент лесной комплекс России является динамично развивающимся сектором российской экономики. Объемные показатели выпуска основных видов продукции лесного комплекса в период с 2000 года устойчиво росли, по большинству показателей достигли уровня 1990 года и превысили его.

Динамика объемов производства основных видов продукции лесного комплекса Российской Федерации приведена в приложении № 1.

Одной из важнейших характеристик текущего состояния лесного комплекса является его частный характер, который и задает вектор развития отрасли. Инвестиционные решения принимаются на основе оценки частным бизнесом привлекательности капиталовложений.

Проблемами, сдерживающими развитие лесного комплекса, являются:

низкий съем древесины с единицы площади эксплуатационных лесов. Крайне недостаточный уход за лесами не позволяет использовать плодородие лесных почв и обеспечить максимальный прирост древесины, что, в свою очередь, ограничивает возможности увеличения объемов заготовки на уже вовлеченных в эксплуатацию лесах;

недостаточная    эффективность    лесовосстановления,

не обеспечивающая темпы воспроизводства хозяйственно ценных лесов на наиболее продуктивных лесных землях, достаточные при текущем уровне лесопользования, что требует освоения новых лесных районов, как правило, не обеспеченных транспортной инфраструктурой (экстенсивная модель лесопользования). Сократившись почти в 2 раза за последние 20 лет, ежегодные объемы лесовосстановления стабилизировались на уровне 800 - 900 тыс. гектаров. Из-за несоблюдения агротехники

выращивания созданных лесных культур отмечается их высокая гибель в период до перевода в покрытую лесом площадь. Потребность созданных лесных культур в агротехнических уходах удовлетворяется только наполовину. При этом арендаторы лесных участков недостаточно заинтересованы в воспроизводстве лесов, эффективном использовании лесосеки и развитии лесной инфраструктуры;

недостаточная эффективность системы охраны и защиты лесов, разобщенность лесопожарных сил. Устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов, наблюдаемая в последние десятилетия, носит выраженную цикличность и коррелирует с динамикой погодных и климатических условий. Совокупный ущерб от воздействия всех неблагоприятных факторов на леса значительно превышает величину общих расходов на их охрану, защиту и воспроизводство. На эффективности обнаружения и тушения лесных пожаров отрицательно сказывается снижение численности работников парашютно-десантной пожарной службы учреждений по авиационной охране лесов и числа воздушных судов;

необходимость совершенствования отдельных норм предоставления лесных участков в пользование в связи с недостаточной актуальностью имеющихся сведений о лесных ресурсах (в том числе непубличных);

сложность и длительность административных процедур, процедур принятия решений, в том числе в отношении крупных проектов по переработке лесного сырья, а также наличие конфликтов, связанных с ужесточением экологических ограничений при освоении лесов;

низкая степень использования лесного сырья и собираемости макулатуры. Значительная часть фактически осваиваемых и перспективных к освоению лесных ресурсов не обеспечена целлюлозно-бумажными комбинатами или иными потребителями низкокачественной древесины, возможности и стимулы к использованию такой древесины и древесных отходов на топливные нужды ограничены. Это во многих случаях делает нецелесообразными использование расчетной лесосеки по лиственным породам в пределах арендованных лесных участков и вывозку заготовленного хлыста в полном объеме, приводит к фактической потере значительной части заготавливаемых ресурсов и увеличению за счет этого конечной себестоимости (снижению конкурентоспособности) заготовленного леса. Собираемость макулатуры в России составляет 20 - 30 процентов, что значительно ниже показателей

Европы (75 процентов) и Соединенных Штатов Америки (65 процентов), что также приводит к удорожанию продукции целлюлозно-бумажной промышленности;

ограниченный масштаб внутреннего рынка. Внутренний рынок России является хорошей стартовой точкой для российских производителей, но он значительно меньше рынков Европейского союза, Китая, Соединенных Штатов Америки и даже с учетом перспектив его роста недостаточен для создания новых высокотехнологичных производств. Единичная мощность ряда агрегатов в лесоперерабатывающей промышленности превышает потребности российского рынка;

низкая инвестиционная привлекательность создания новых производств по переработке леса, обусловленная страновыми и макроэкономическими рисками и высокой стоимостью привлечения капитала, большими капитальными затратами и сроками строительства (что связано как с объективными климатическими особенностями, так и с избыточным регулированием в сферах капитального строительства, промышленной безопасности и экологии) и дефицитом инфраструктуры;

недостаточный уровень материально-технического, научного и кадрового обеспечения. Работающий парк машин и оборудования имеет большой износ, а зачастую морально устарел. Ухудшается ситуация с кадрами, в первую очередь в части лесного хозяйства. Около четверти специалистов не имеют профильного лесохозяйственного образования. Ситуация вызвана низким уровнем оплаты труда, низким престижем профессии. Продолжается сокращение численности научных исследователей, работающих в лесных научных организациях. Разрушена действовавшая ранее система опытных предприятий, испытательных станций и полигонов, утрачены механизированные отряды. Финансирование лесных научных исследований и разработок не превышает 0,1 процента валового внутреннего продукта, создаваемого в лесном комплексе;

несовершенство нормативно-правовой базы и нормативнотехнической базы, регулирующей использование и воспроизводство лесов. Институт приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов доказал свою состоятельность, однако условия получения статуса "приоритетный проект", а также возможности обеспечения древесным сырьем инвестиционных проектов требуют корректировок для увеличения инвестиционной привлекательности лесной отрасли. Кроме того.

нормативная база не содержит достаточных стимулов для качественного ведения лесного хозяйства и ускоренного воспроизводства лесов.

III. Целевое видение лесного комплекса, цели и задачи Стратегии

1. Целевое видение лесного комплекса

Целевое видение лесного комплекса предусматривает обеспечение внутреннего спроса России на продукцию лесного комплекса.

Целевое видение в сфере лесного хозяйства предусматривает: удовлетворение лесным хозяйством общественных потребностей в древесном сырье и других лесных ресурсах;

ведение лесного хозяйства на принципах устойчивого управления лесами, сохранения экологической и социальной роли лесов.

В лесное хозяйство внедрены современные технологии использования и воспроизводства лесов, охраны и защиты лесов от пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов, противодействия незаконным рубкам и обороту незаконно заготовленной древесины.

I {елевое видение в сфере лесной промышленности предусматривает: развитие лесной промышленности опережающими темпами относительно роста экономики в целом;

обеспечение комплексного использования лесного сырья, включая низкокачественную древесину, на базе формирования лесопромышленных кластеров вокруг целлюлозно-бумажных комбинатов;

обеспечение глубокой переработки добываемой древесины на базе строительства новых и расширения существующих предприятий по переработке древесины;

производство целлюлозы, ориентированное в большей степени на экспорт, производство тарного картона и санитарно-гигиенических изделий для удовлетворения спроса на внутреннем рынке, ориентированное в равной степени на внутренний рынок и на экспорт производство пиломатериалов, фанерно-плитной продукции, а также продукции деревянного домостроения.

2. Цели и задачи Стратегии

Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства