Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

38 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Стратегия определяет ключевые цели и мероприятия долгосрочной экономической политики в отношении агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, направленные на стимулирование положительных структурных изменений в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах

 Скачать PDF

Оглавление

I. Общие положения

II. Текущее состояние агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов

III. Цели, задачи, мероприятия и показатели (индикаторы) государственной политики в сферах агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов

IV. Ключевые риски в сферах агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов

V. Вызовы, угрозы и факторы, влияющие на развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов

VI. Прогноз развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов

Приложение. Целевые показатели Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года

 
Дата введения12.04.2020
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

12.04.2020УтвержденПравительство Российской Федерации993-р
ИзданОфициальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)от 15.04.2020. Номер опубликования: 0001202004150003
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 апреля 2020 г. № 993-р

МОСКВА

1.    Утвердить прилагаемую Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия).

2.    Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных документов.

Председатель Прави Российской Феде

3.    Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации региональных целевых программ и иных документов.

М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 993-р

СТРАТЕГИЯ развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года

I. Общие положения

В последние годы агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы, в том числе за счет поддержки государства, демонстрируют уверенный рост, являются одними из основных движущих направлений отечественной экономики и оказывают непосредственное влияние на продовольственную безопасность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, обеспечение которого в долгосрочной перспективе является первостепенной задачей.

В свете глобальных экономических тенденций возникает необходимость внедрения новой модели экономического развития, способной обеспечить динамичный и устойчивый рост российской экономики, основанный на внутренних факторах конкурентоспособности государства, и прежде всего на повышении экономической эффективности производства.

В настоящее время требуется, чтобы национальная экономика развивалась ускоренными темпами (выше среднемировых), опираясь на основную цель экономического роста, которой являются социальное благополучие и высокие стандарты жизни граждан России, качественное инфраструктурное развитие и продовольственная безопасность страны.

Решение обозначенных задач требует системного комплексного подхода, позволяющего решать текущие проблемы обеспечения социально-экономической стабильности и одновременно осуществлять структурную перестройку российской экономики.

мировых товарных и финансовых рынков, изменения структуры мирового спроса на энергоресурсы, деятельности антироссийских экономических объединений, уязвимости информационной инфраструктуры, а также исчерпания экспортно-сырьевой модели развития и отсутствия российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики. Также на развитие российской экономики в целом и агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в частности, может оказать негативное влияние развитие коронавирусной инфекции, которое является возможной предпосылкой снижения экспорта продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.

Государственная политика в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в наибольшей степени влияет на достижение национальных    целей,    обозначенных в Указе

о национальных целях, на их основные приоритеты, направленные на поддержку рождаемости, оплату труда и занятость, социальное обеспечение сельского населения, поддержку предпринимательства в сельской местности, увеличение предложения жилья на селе и повышение его качества, рост уровня технологического развития и цифровизации, наращивание    уровня и качества инвестиций

в основной капитал, повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов с учетом процессов по импортозамещению.

Вместе с тем развитие агропромышленного комплекса напрямую связано с качеством жизни сельского населения. Стоит учитывать необходимость развития инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры в сельской местности.

Для прорывного развития необходимо обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Российской Федерации, а также на формирование единой цифровой базы, позволяющей агрегировать все необходимые данные о состоянии отраслей, подотраслей и направлений указанных комплексов и их состояния.

Государственная политика в агропромышленном комплексе учитывает в среднесрочной перспективе повышение качества жизни сельского населения за счет реализации мероприятий по созданию новых субъектов малого и среднего предпринимательства, улучшению жилищных условий, повышению доступности объектов социальной инфраструктуры.

Немаловажную роль в развитии агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов играет создание качественной образовательной среды для подготовки высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства, пищевой промышленности, рыболовства и рыбоводства.

Основу государственной политики в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов планируется сформировать из 8 целей Стратегии, направленных на исполнение национальных целей, обозначенных в Указе о национальных целях, а именно:

национальная цель Лг° 1 (подцель "Поддержка рождаемости") и национальная цель № 5 (подцели "Увеличение предложения жилья" и "Повышение качества жилья") формируют цель Стратегии "Повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах".

Достижение указанной цели связано с улучшением жилищных условий сельского населения посредством реализации мер, направленных на льготное ипотечное и потребительское кредитование граждан, предоставление им социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, субсидирование строительства жилых помещений (жилых домов), предоставляемых на условиях найма гражданам, проживающим или изъявившим желание проживать на сельских территориях.

Для их решения реализуются мероприятия по субсидированию строительства (приобретения) жилых помещений (жилых домов) для граждан, проживающих или изъявивших желание проживать на сельских территориях за счет    предоставления им социальных выплат,

субсидированию строительства жилых помещений (жилых домов), предоставляемых на условиях найма гражданам, проживающим или изъявившим желание проживать на сельских территориях, субсидированию льготного ипотечного кредитования на цели строительства (приобретения жилых) помещений (жилых домов) на сельских территориях, субсидированию льготного потребительского кредитования на цели повышения уровня благоустройства домовладений, субсидированию реализации проектов комплексного обустройства площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку.

Показателями (индикаторами), отражающими эффективность указанной цели, являются:

ввод (приобретение) жилья для семей, проживающих и работающих на сельских территориях:

до 2024 года - 2,09 млн. кв. метров; до 2030 год - 3,23 млн. кв. метров;

улучшение жилищных условий семей, проживающих на сельских территориях, путем предоставления ипотечных кредитов (займов) по льготной ставке от 0,1 процента до 3 процентов годовых: до 2024 года - 164 тыс. семей; до 2030 года - 425 тыс. семей;

обустройство инженерной инфраструктурой и благоустройство площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку:

до 2024 года - 1067 единиц; до 2030 года - 2062 единицы.

Обеспечение устойчивого развития сельских территорий способствует сохранению доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации;

национальная цель № 3 (подцели "Оплата труда и занятость", "Социальное обеспечение", "Поддержка предпринимательства") формирует цель Стратегии "Повышение уровня соотношения располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств".

Для достижения указанной цели решаются задачи, связанные с обеспечением уровня занятости сельского населения, получившего высшее образование и (или) прошедшего дополнительное профессиональное обучение (повышение квалификации, переподготовку), со снижением уровня безработицы сельского населения трудоспособного возраста и с развитием отраслей агропромышленного комплекса с учетом мелиорации, технической и технологической модернизации.

Для решения указанных задач реализуются:

в рамках государственной программы развития сельских территорий -мероприятия по возмещению работодателям (сельскохозяйственным производителям) части расходов по ученическим договорам, заключаемым с работниками, обучающимися в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, возмещению работодателям (сельскохозяйственным производителям) части расходов, связанных с привлечением на производственную практику студентов, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, субсидированию льготного

кредитования индивидуальных предпринимателей и организаций, зарегистрированных на сельских территориях (сельских агломерациях), на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, строительство жилых зданий;

в рамках государственной программы развития сельского хозяйства -мероприятия по стимулированию повышения уровня квалификации кадров, разработке новых образовательных программ обучения, стимулированию увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, в том числе путем применения высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур и пород сельскохозяйственных животных, а также использования ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники, стимулированию проведения мелиоративных мероприятий для эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения, а также повышения продуктивности и качества почв, увеличению доли продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе путем развития мощностей хранения и переработки сельскохозяйственного сырья, созданию системы поддержки фермеров и сельской кооперации.

Показателями (индикаторами), отражающими эффективность указанных целей, являются:

достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств: до 2024 года - 79 процентов; до 2030 года - 90 процентов;

достижение уровня занятости сельского населения трудоспособного возраста:

до 2024 года - 78 процентов; до 2030 года - 88,9 процента;

достижение значения произведенной добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве:

в 2024 году - 5374,8 млрд, рублей; в 2030 году - 7000 млрд, рублей;

достижение значения произведенной добавленной стоимости при производстве пищевых продуктов, напитков и табачных изделий: в 2024 году - 2841,9 млрд, рублей; в 2030 году - 3295,9 млрд, рублей;

количество человек, вовлеченных в сегмент малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве (нарастающим итогом):

в 2024 году - 126690 человек; в 2030 году - 312750 человек.

Основными приоритетами указанной цели Стратегии являются улучшение благосостояния граждан, проживающих на сельских территориях, в том числе занятых в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах, и повышение уровня их занятости.

Основными индикаторами развития являются профессиональная подготовка и (или) переподготовка граждан, которые стимулируют развитие, повышают компетенцию и культуру.

Необходимо отметить, что повышение уровня образования граждан обеспечивает увеличение доли высококвалифицированных кадров, занятых в агропромышленном комплексе.

В рамках подготовки высококвалифицированных кадров существует необходимость ускоренного стимулирования развития отраслевых институтов, позволяющих подготовить профессиональные кадры с учетом современных технологических условий.

Необходимо отметить, что достижение целей государственной программы развития сельских территорий по показателям, указанным в абзацах, связанных с национальными целями № 1 и 3 настоящего раздела, возможно в случае обеспечения ее финансирования согласно объемам, предусмотренным государственной программой развития сельских территорий на 1 января 2020 г., и сохранения финансирования национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16;

национальная цель № 6 (подцель "Повышение уровня технологического развития") формирует цель Стратегии "Повышение научно-технологического уровня агропромышленного комплекса за счет развития селекции и генетики".

Для достижения указанной цели решается задача, связанная с реализацией комплекса подпрограмм по развитию селекции и генетики.

Для решения указанной задачи реализуются мероприятия по улучшению генетического потенциала в животноводстве, развитию селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур, разработке и внедрению технологии производства кормов и кормовых добавок для животных.

Показателями (индикаторами), отражающими эффективность указанной цели, являются:

увеличение количества единиц хранения генетических ресурсов растений российских коллекций:

до 2024 года - 415 тыс. единиц; до 2030 года - 529 тыс. единиц;

уровень инновационной активности организаций, занимающихся селекцией, генетикой и семеноводством: в 2024 году - 20 процентов; в 2030 году - 25 процентов.

Апробация передовых технологий, их дальнейшее внедрение в агропромышленный комплекс будут способствовать снижению импортозависимости (безопасности государства) в семенном, генетическом и посадочном материале.

Для достижения указанной цели Стратегии сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса внедряются и масштабируются новые передовые инновационные решения, повышается качество и конкурентные преимущества.

Достижение этой цели Стратегии гарантирует увеличение конкурентных преимуществ российского агропромышленного комплекса в рамках развития экспортного потенциала;

национальная цель №7 (подцель "Цифровизация отраслей экономики") формирует цель Стратегии "Цифровая трансформация агропромышленного комплекса".

Для достижения указанной цели решается задача, связанная с созданием национальной цифровой платформы "Цифровое сельское хозяйство".

Для решения указанной задачи реализуются мероприятия по оказанию государственной поддержки создания в цифровом формате единой модели отраслевых данных в агропромышленном комплексе, обеспечения прослеживаемости подконтрольной продукции агропромышленного комплекса, предоставления электронных государственных услуг в агропромышленном комплексе, создания цифровых сервисов эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и создания цифровых сервисов мелиоративного комплекса Российской Федерации.

Показателями (индикаторами), отражающими эффективность указанной цели, являются:

количество отраслевых показателей, по которым собираются данные для национальной платформы "Цифровое сельское хозяйство": в 2024 году - 50 тыс. показателей; в 2030 году - 100 тыс. показателей;

меры государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям обеспечиваются в цифровом формате: в 2024 году - 75 процентов; в 2030 году - 100 процентов;

информация о землях сельскохозяйственного назначения содержится в цифровом формате:

в 2024 году - 80 процентов; в 2030 году - 100 процентов;

предоставление государственных услуг в рамках полномочий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации оказывается в электронном виде в 2024 году - 100 процентов;

предоставление подведомственными Министерству сельского хозяйства Российской Федерации федеральными государственными образовательными организациями высшего образования образовательных услуг на базе платформы "Цифровое сельского хозяйство": до 2024 года - 40 процентов; до 2030 года - 100 процентов;

информация о поголовье сельскохозяйственных животных содержится в цифровом формате:

в 2024 году - 100 процентов племенного стада; в 2030 года - 100 процентов сельскохозяйственных животных; управление жизненными циклами гидротехнических мелиоративных сооружений в национальной платформе "Цифровое сельское хозяйство": до 2024 года - 25 процентов; до 2030 года - 100 процентов;

предоставление документов в электронном виде по регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним к 2024 году -100 процентов.

Национальная платформа "Цифровое сельское хозяйство" организована на базе микросервисной архитектуры с использованием сквозных технологий, позволяя в краткосрочном и среднесрочном периодах агрегировать данные по сельскохозяйственным товаропроизводителям, землям сельскохозяйственного назначения, природно-почвенным особенностям и другие отраслевые данные.

В свою очередь достижение цели Стратегии обеспечит предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям всех необходимых услуг и сервисов в режиме реального времени;

национальная цель № 8 (подцель "Повышение уровня и качества инвестиций в основной капитал") формирует цели Стратегии "Увеличение произведенной добавленной стоимости" и "Увеличение физического объема инвестиций в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексе".

Декомпозиция цели Стратегии "Увеличение произведенной добавленной стоимости" приведена в абзацах, связанных с национальной целью № 3 настоящего раздела. Достижение указанной цели непосредственно влияет на увеличение инвестиций за счет увеличения стоимостного объема продукции.

Для достижения указанной цели решается задача, связанная со стимулированием инвестиционной активности в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах.

Для решения указанной задачи реализуются мероприятия по стимулированию обновления основных фондов в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах, обеспечению доступности льготных кредитных ресурсов и льготного лизинга для товаропроизводителей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, предоставлению налоговых преференций товаропроизводителям агропромышленного комплекса, внедрению нефинансовых мер по дополнительному привлечению инвестиций.

Активными участниками повышения объема инвестиций в основной капитал являются институты развития агропромышленного комплекса, а именно акционерные общества "Россельхозбанк" и "Росагролизинг".

Показателями (индикаторами), отражающими эффективность указанной цели, являются:

уровень объема инвестиций в основной капитал в разделе "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство": в 2024 году - 822 млрд, рублей; в 2030 году - 850 млрд, рублей;

уровень объема инвестиций в основной капитал в разделе "Производство пищевых продуктов": в 2024 году - 355,6 млрд, рублей; в 2030 году - 385 млрд, рублей;

уровень объема инвестиций в основной капитал в разделе "Производство напитков":

в 2024 году - 50 млрд, рублей; в 2030 году - 65 млрд, рублей.

Основной задачей является улучшение производственных мощностей. Для ее решения необходимо повышать уровень инвестиций в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах.

Внедрение новых технологий, передовых решений, строительство современных предприятий требуют больших вложений со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса.

Основным приоритетом является поддержка предпринимательской инициативы путем предоставления различных мер государственной поддержки.

Также в среднесрочной перспективе необходимо внедрить нефинансовые инструменты поддержки предпринимательства, меры, позволяющие сократить затраты, и перенаправить высвобожденные средства на развитие производства, увеличение уровня переработки сельскохозяйственной и рыбохозяйственный продукции;

национальная цель № 9 (подцели "Конкурентоспособность несырьевых отраслей экономики", "Импортозамещение") формирует цели Стратегии "Увеличение объема экспорта не менее 45 млрд, долларов США в год" и "Обеспечение продовольственной безопасности".

Для достижения этих целей решаются задачи, связанные с созданием новой товарной массы продукции агропромышленного комплекса и экспортно ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, устранение торговых барьеров (тарифных и нетарифных), создание системы продвижения продукции агропромышленного комплекса на внешние рынки, достижение необходимого уровня самообеспеченности по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Для решения указанных задач реализуются следующие мероприятия: в рамках федерального проекта "Экспорт продукции агропромышленного комплекса" (национальный проект (программа) "Международная кооперация и экспорт", утвержденный протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16):

стимулирование развития экспортно ориентированных отраслей, обеспечение межрегиональных логистических цепочек для облегчения перемещения сельскохозяйственной продукции и продовольствия до границы, поддержка сертификации отечественной продукции, подтверждение соответствия санитарно-гигиеническим требованиям, аккредитация ветеринарных лабораторий, облегчение доступа отечественной сельскохозяйственной продукции на зарубежные рынки, создание сети атташе по агропромышленному комплексу;

в рамках Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации":

повышение экономической доступности качественной пищевой продукции для формирования рациона здорового питания для всех групп населения, обеспечение физической доступности пищевой продукции;

повышение урожайности сельскохозяйственных культур, сохранение, восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, соблюдение технологий производства сельскохозяйственных культур, вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых пахотных земель, развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения путем поддержания мелиоративного комплекса, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, в нормативном состоянии, строительство, реконструкция и техническое перевооружение мелиоративных систем, включая гидромелиорацию, агролесомелиорацию, фитомелиорацию и осуществление культуртехнических мероприятий, обеспечение биологической безопасности территории Российской Федерации, в том числе проведение противоэпизоотических мероприятий, предотвращение возникновения и распространения болезней животных, развитие племенного дела, селекции и семеноводства, создание новых технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Показателями (индикаторами), отражающими эффективность указанной цели, являются:

экспорт продукции агропромышленного комплекса: в 2024 году - 45 млрд, долларов США; в 2030 году - более 45 млрд, долларов США; уровень самообеспеченности Российской Федерации: по зерну:

В этой связи возникает необходимость выработки дополнительного документа долгосрочного планирования в отношении агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, которым является Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия). Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы являются одними из крупнейших базовых отраслей российской экономики, составляя важнейшую часть производственной и социальной инфраструктуры государства, а также стимулируют деловую и товарную активность в смежных отраслях.

Правовую основу Стратегии составляют:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.;

Федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.";

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ о национальных целях);

Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";

Г осударственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее -государственная программа развития сельского хозяйства);

государственная программа Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №314 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса";

2024 год - 95 процентов;

2030 год - 95 процентов;

по сахару, произведенному из сахарной свеклы:

2024 год - 90 процентов;

2030 год - 90 процентов; по маслу растительному:

2024 год - 90 процентов;

2030 год - 90 процентов; по картофелю:

2024 год - 95 процентов;

2030 год - 95 процентов; по овощам и бахчевым культурам:

2024 год - 87 процентов;

2030 год - 87 процентов;

по фруктам и ягодам, включая виноград:

2024 год - 40 процентов;

2030 год - 40 процентов;

по мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо):

2024 год - 85 процентов;

2030 год - 85 процентов;

по молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко):

2024 год - 85 процентов;

2030 год - 85 процентов; по рыбе и рыбопродуктам:

2024 год - 85 процентов;

2030 год - 85 процентов; по семенам:

2024 год - 60 процентов;

2030 год - 60 процентов.

Основным ориентиром для достижения указанной цели Стратегии является централизация усилий для достижения уровня продовольственной безопасности и поддержки экспорта продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.

Указанное развитие сопряжено с множеством внешних и внутренних факторов, в том числе политических. Основными инструментами, необходимыми для сокращения рисков и угроз, являются систематизация товарных потоков с учетом транспортной и территориальной доступности, строительство оптово-распределительных центров в странах-экспортерах,

Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. №996 "Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы";

государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие    сельских    территорий", утвержденная    постановлением

Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. №696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее -государственная программа развития сельских территорий);

Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559-р;

Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2019 г. № 1796-р;

Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. № 2798-р;

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный на заседании Правительства Российской Федерации 22 ноября 2018 г.

В Стратегии учитывается необходимость обеспечения комплексного подхода к достижению национальных целей, обозначенных в Указе о национальных целях:

обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации (национальная цель№ 1);

обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции (национальная цель № 3);

улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно (национальная цель № 5);

ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов их общего числа (национальная цель № 6);

обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере (национальная цель № 7);

вхождение Российской Федерации в число 5 крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов (национальная цель № 8);

создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами (национальная цель № 9).

В Стратегии представлена декомпозиция указанных национальных целей в цели агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.

В Стратегии определены ключевые цели и мероприятия долгосрочной экономической политики в отношении агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, направленные на стимулирование положительных структурных изменений в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах.

Реализация Стратегии осуществляется в 2 этапа:

первый этап - до 2024 года;

второй этап - с 2025 года по 2030 год.

В качестве года для установления базового уровня показателей и параметров определен 2019 год.

II. Текущее состояние агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов

В последние 12 лет произошел существенный прорыв, связанный со строительством новых сельскохозяйственных предприятий с внедрением на них современной техники и оборудования.

Российская Федерация занимает 5-е место в мире по величине добавленной стоимости, произведенной в сельском хозяйстве, и 7-е место -по притоку прямых иностранных инвестиций в сельское хозяйство.

Вместе с тем благодаря государственной политике по развитию сельского хозяйства Российская Федерация в настоящее время является крупнейшим в мире производителем ячменя, занимает 2-е место по производству семян подсолнечника, 3-е место - по производству картофеля и молока, 4-е место в мире - по производству пшеницы, превратившись в последние годы в крупнейшего экспортера этой культуры, и 5-е место - по производству яиц и мяса кур.

Несмотря на неблагоприятные погодные условия, в 2019 году валовый сбор зерна в чистом весе составил 121,2 млн. тонн, что выше уровня 2018 года на 7 процентов (И3,3 млн. тонн), валовой сбор сои составил рекордные 4,4 млн. тонн, что больше его производства в 2018 году на 8,3 процента (4 млн. тонн). Валовой сбор рапса в 2019 году составил 2,1 млн. тонн в чистом весе, что на 3,6 процента больше, чем в 2018 году (2 млн. тонн). Средняя урожайность рапса составила 14,5 центнера на гектар (в 2018 году - 13,3 центнера на гектар). Валовой сбор подсолнечника составил 15,4 млн. тонн маслосемян в весе после доработки (в 2018 году - 12,8 млн. тонн) при урожайности 18,3 центнера на гектар (в 2018 году - 16 центнеров на гектар).

Валовой сбор картофеля во всех категориях хозяйств в 2019 году составил 22,1 млн. тонн (в 2018 году - 22,4 млн. тонн), овощей - 14,1 млн. тонн, что выше уровня 2018 года. Производство овощей в зимних теплицах в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, превысило 1,15 млн. тонн (в 2018 году - около 1 млн. тонн), что является рекордным показателем. Валовой сбор плодов и ягод составил 3,46 млн. тонн.

Заложены рекордные 18,1 тыс. гектаров новых садов. Заложены новые виноградники на площади 6,94 тыс. гектаров, или 138,7 процента уровня 2018 года (5,005 тыс. гектаров).

В 2019 году производство скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий составило 15,2 млн. тонн, что на 1,9 процента больше уровня 2018 года.

Наращивание объемов производства сырого молока (темп роста составил 104,6 процента) влияет на объемы выработки молочной продукции.

Производство молока в хозяйствах всех категорий в 2019 году составило 31,3 млн. тонн (102,4 процента уровня 2018 года). Надой молока на 1 корову в сельскохозяйственных предприятиях (кроме микропредприятий) вырос по сравнению с 2018 годом на 401 килограмм и составил 6492 килограмма.

Производство яиц в хозяйствах всех категорий за 2019 год составило 44,9 млрд, штук, или 99,9 процента уровня 2018 года. Средняя яйценоскость 1 курицы-несушки в сельскохозяйственных организациях по сравнению с 2018 годом выросла на 6 яиц и составила 312 штук.

Индекс производства пищевых продуктов в 2019 году сохранился на уровне 2018 года и составил 104,9 процента.

Индекс производства напитков составил 103,1 процента (102,6 процента в 2018 году).

Индекс производства табачных изделий составил 90,3 процента (103,8 процента в 2018 году).

В январе - декабре 2019 г. по сравнению с соответствующим периодом 2018 года предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности отгружено:

пищевых продуктов (выполнено работ, услуг) на сумму 6061,2 млрд, рублей, или на 7,4 процента больше, чем в соответствующем периоде 2018 года;

напитков на сумму 869,6 млрд, рублей, или на 13,5 процента больше, чем в соответствующем периоде 2018 года;

табачных изделий - 210,4 млрд, рублей, на 10,1 процента меньше, чем в соответствующем периоде 2018 года.

В структуре оборота розничной торговли удельный вес торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями составил 47,9 процента общего объема, или 16062,3 млрд, рублей.

В 2019 году увеличены объемы производства скота и птицы на убой (темп роста составил 103 процента по сравнению с уровнем 2018 года), что благоприятно сказывается на работе перерабатывающих предприятий и способствует увеличению выработки мясной продукции.

Темп роста объемов производства за 2019 год составил: консервов мясных (мясосодержащих), включая консервы для детского питания, - 112,2 процента (676,5 муб);

мясных полуфабрикатов - 108,7 процента (3559,9 тыс. тонн).

Выросло производство молока и сливок сухих, сублимированных до 112,4 процента (149,9 тыс. тонн), сыров - до 112,2 процента (523,9 тыс. тонн).

Также сохранились высокие темпы производства плодоовощной замороженной продукции и составили 131,8 процента (95,4 тыс. тонн), картофеля переработанного и консервированного -    121,7 процента

(298,2 тыс. тонн), сахара - 116,5 процента (7309,7 тыс. тонн), масел растительных и их фракций нерафинированных (включая кукурузное) -112,6 процента (6697,8 тыс. тонн), минеральной воды - 104,3 процента (14866,4 млн. полулитров), изделий макаронных и аналогичных мучных изделий - 101,6 процента (1437,2 тыс. тонн), крупы - 101,3 процента (1540,2 тыс. тонн).

Сохранилось на уровне 2018 года производство муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них на уровне 99 процентов (9511,5 тыс. тонн), колбасных изделий - 99,7 процента (2275 тыс. тонн), хлеба и хлебобулочных изделий - 99,1 процента (6306 тыс. тонн), кондитерских изделий - 100,4 процента (3931,2 тыс. тонн).

Развитие мелиоративно-водохозяйственного комплекса направлено на решение следующих задач:

повышение эффективности сельскохозяйственного производства и продовольственной безопасности Российской Федерации;

удовлетворение потребностей сельского населения, объектов агропромышленного комплекса в качественных водных ресурсах; обеспечение безопасности гидротехнических сооружений; защита населения и объектов экономики от наводнений и другого вредного воздействия вод на основе сбалансированного решения социально-экономических проблем;

сохранение благоприятной окружающей среды и природноресурсного потенциала, особенно в части сохранения и повышения плодородия почв, а также сохранения природных водных объектов.

Ресурсная база отечественного рыболовства обладает значительным потенциалом по наращиванию объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов. По данным отраслевой науки, сырьевая база отечественного рыболовства в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, внутренних вод и континентального шельфа Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях на 2019 год (за исключением объектов совместного регулирования Смешанной Российско-Норвежской Комиссии по рыболовству) оценивается в 5,2 млн. тонн сырья.

Товарная аквакультура (товарное рыбоводство) по-прежнему занимает невысокое место в производственной и экономической структуре рыбохозяйственного комплекса, несмотря на опережающие темпы среднегодового роста производства (около 15 процентов).

Структура производства рыбной продукции рыбохозяйственного комплекса остается неизменной в течение последних десятилетий. Средняя норма выхода товарной продукции из водных биологических ресурсов продолжает оставаться на уровне 65 процентов, что свидетельствует о низкой степени переработки уловов.

По итогам 2019 года общий объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов российскими пользователями во всех районах Мирового океана, а также во внутренних (пресноводных) водных объектах составил 4916,84 тыс. тонн.

В 2019 году производство рыбы, переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсков составило 4210 тыс. тонн.

Производство продукции товарного рыбоводства, включая посадочный материал, составило 286,8 тыс. тонн, что на 20,2 процента больше, чем за 2018 год.

В соответствии с данными Федеральной таможенной службы и Федеральной службы государственной статистики экспорт продукции агропромышленного комплекса в 2019 году составил 25,5 млрд, долларов США.

Ключевую позицию в структуре экспорта 2019 года заняли зерновые (экспорт зерновых составил 7,9 млрд, долларов США, или 103,8 процента плана), рыба и морепродукты (5,4 млрд, долларов США, или 100,8 процента плана).

В 2019 году экспорт масложировой продукции оценивается в размере 4,1 млрд, долларов США (больше уровня 2018 года на 28,1 процента), мясной и молочной продукции - в размере 0,9 млрд, долларов США (больше уровня 2018 года на 30 процентов), продукции пищевой и перерабатывающей промышленности - в размере 4 млрд, долларов США (больше уровня 2018 года на 13 процентов).

В рамках реализации мероприятий ведомственной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий" государственной программы развития сельского хозяйства в 2019 году улучшены жилищные условия 8,4 тыс. семей на селе (приобретено или построено 688 тыс. кв. метров жилья), из них 5,6 тыс. молодых семей и молодых специалистов (приобретено или построено 464 тыс. кв. метров). Введены в эксплуатацию 4 общеобразовательных учреждения на 1,3 тыс. ученических мест, 53 фельдшерско-акушерских пункта, построено 67 спортивных сооружений, проложено 0,82 тыс. километров распределительных газовых сетей, что позволило увеличить уровень газификации домов (квартир) сетевым газом на селе к 1 января 2020 г. до 60,7 процента (на 1 января 2019 г. уровень газификации составлял 60,3 процента), и 0,6 тыс. километров локальных водопроводов, что позволило довести уровень обеспечения сельского населения питьевой

водой к 1 января 2020 г. до 67,9 процента (на 1 января 2019 г. уровень водообеспечения составлял 66,4 процента).

В 2019 году построено 688,9 километра автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, что позволило обеспечить 222 населенных пункта и 81 объект по производству и переработке сельскохозяйственной продукции постоянной круглогодичной связью по дорогам общего пользования с твердым покрытием.

Реализован 261 проект местных инициатив сельских жителей, получивших грантовую поддержку. В 12 регионах реализованы 15 проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку.

В 2019 году для обслуживания и эксплуатации объектов социальной и инженерной инфраструктуры, введенных в рамках государственной программы развития сельских территорий, на объектах агропромышленного комплекса, созданных в процессе осуществления инвестиционных проектов в населенных пунктах, создано 25,2 тыс. рабочих мест.

III. Цели, задачи, мероприятия и показатели (индикаторы) государственной политики в сферах агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов

Ежегодно мировая экономика существенно трансформируется и, как результат, появляется необходимость формирования прорывных решений и технологий по внедрению платформы по долгосрочному перспективному развитию агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов для устойчивого социально-экономического развития, повышения конкурентоспособности отечественной продукции указанных комплексов, усиления продовольственной безопасности, развития научной и инновационной направленности (генетика и селекция), обеспечения эффективного вовлечения в оборот и управления землями сельскохозяйственного назначения, воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, цифровой трансформации.

Российская Федерация в настоящее время находится в условиях внешнеполитического санкционного давления, усиления структурных дисбалансов в мировой экономике, использования дискриминационных мер в отношении ключевых отраслей и подотраслей российской экономики, роста конфликтного потенциала в зонах экономических интересов страны и вблизи ее границ, увеличения колебаний конъюнктуры