Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

41 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Целью Методических рекомендаций является повышение эффективности совместного участия территориальных органов МЧС России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений в обеспечении пожарной безопасности на территориях муниципальных образований. Методические рекомендации рассчитаны на практическое применение должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации установленной компетенции в области пожарной безопасности, в том числе при оказании поддержки общественным объединениям пожарной охраны. Методические рекомендации также могут быть использованы общественными объединениями в деятельности по организации участия добровольных пожарных в предупреждении и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

 Скачать PDF

Оглавление

I Общие положения

     Термины и определения

II Порядок создания общественных объединений пожарной охраны

     1. Организационные мероприятия по созданию ДПО

     2. Порядок принятия граждан в добровольные пожарные

     3. Организация подготовки и несение службы добровольными пожарными

III Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ДПО

     4. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по оказанию поддержки ДПО и добровольным пожарным

     4.1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по поддержке ДПО

     4.2. Полномочия органов местного самоуправления по поддержке ДПО

     5. Источники формирования имущества общественных объединений пожарной охраны

     6. Критерии отнесения общественных объединений к получателям экономической поддержки

IV Формы и механизм оказания поддержки ДПО

     7. Финансовая поддержка ДПО

     8. Предоставление налоговых льгот

     9. Имущественная поддержка ДПО

     10. Разработка целевых программ по развитию ДПО

     10.1. Структура и содержание региональной программы поддержки ДПО

     10.2. Направления реализации региональной программы поддержки ДПО

     11. Информационная и консультационная поддержка ДПО

     12. Личное страхование добровольных пожарных и предоставление иных выплат компенсационного характера

     13. Предоставление добровольным пожарным "безденежных" социальных гарантий

     14. Иные социальные гарантии добровольным пожарным

V Организация деятельности ДПО

     15. Мероприятия, реализуемые ДПО на территории населенных пунктов

     16. Дислокация подразделений ДПО

VI Примеры организации деятельности подразделений ДПО в субъектах Российской Федерации

     17. Информация о создании подразделения ДПО в Учалинском районе Республики Башкортостан

     18. Информация о деятельности подразделений ДПО в Республике Бурятия

Приложение. Методика обоснования ресурсов пожарной охраны в сельских поселениях Российской Федерации в зависимости от рисков пожарной опасности

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИЙ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ (МЧС РОССИИ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию и организации деятельности подразделений добровольной пожарной охраны по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности населенных пунктов

(утв. МЧС России 19.05.2020 N 2-4-71-11-12)

Москва, 2020

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИЙ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ (МЧС РОССИИ)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

генерал-полковник внутренней службы И.П. Денисов

«19»    05    2020    г.

№2-4-71-11-12

Методические рекомендации по созданию и организации деятельности подразделений добровольной пожарной охраны по обеспечению необходимою уровня пож'арной безопасности населенных пунктов

Москва - 2020

муниципальных образований или на базе учебных центров (пунктов) и подразделений Государственной противопожарной службы, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Программы профессиональной подготовки добровольных пожарных должны разрабатываться применительно к программам, по которым обучаются в рамках первоначальной и последующей подготовки профессиональные пожарные. Первоначальная подготовка должна осуществляться в объеме, необходимом для выполнения добровольным пожарным возлагаемых на нег*о обязанностей с учетом выполняемых им работ и технической оснащенности подразделения.

Программа подготовки добровольных пожарных разрабатывается для каждой категории должностей (руководителя подразделения, диспетчера, водителя, моториста, пожарного и др.) отдельно.

Нештатные должности, на которых добровольные пожарные будут осуществлять свою деятельность, выбираются ими самостоятельно, с учетом своих профессиональных навыков и умений.

Режим дежурства добровольных пожарных аналогичен режиму несения службы профессиональных пожарных. Отличие в режиме службы добровольных пожарных состоит только в том, что они могут осуществлять дежурство либо находясь 24 часа в расположении подразделения добровольной пожарной охраны, либо осуществлять дежурство на дому в режиме ожидания. При получении сообщение о пожаре, и его адресе, добровольные пожарные прибывают либо непосредственно к месту пожара, либо, если им территориально ближе расположение подразделения добровольной пожарной команды, прибывают в подразделение и уже оттуда следуют к месту вызова.

III. Финансовое н материально-техническое обеспечение деятельности ДПО

4. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по оказанию поддержки ДПО и добровольным пожарным

В соответствии со статьей 2 Закона «О добровольной пожарной охране» добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Предусмотренная Законом «О добровольной пожарной охране» организационно-правовая форма ДПО в виде социально ориентированных общественных объединений пожарной охраны позволяет органам государственной власти и органам местного самоуправления оказывать поддержку ДПО в соответствии с Законом «О добровольной пожарной охране» (статьи 5, II, 12), иными законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Создание общественных объединений пожарной охраны в форме социально ориентированных некоммерческих организаций1 распространяет на нее и положения статьи 17.3 Закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», определяющей полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам поддержки добровольчества (волонтерства).

4.1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации но поддержке ДПО

Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»2 (подпункт 9.1 пункта 2 статьи 26.3) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение    вопросов    поддержки    СОНКО,    благотворительной

деятельности и добровольчества, организации и осуществления региональных и межмуниципальных    программ    поддержки    СОНКО,    благотворительной

деятельности и добровольчества.

В соответствии с частью 2 статьи 31.3 Закона «О некоммерческих организациях» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению вопросов поддержки СОНКО относятся:

1)    участие в осуществлении государственной политики в области поддержки СОНКО;

2)    разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддержки СОНКО с учетом социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

3)    финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам деятельности и развития СОНКО за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на поддержку СОНКО;

4)    содействие развитию межрегионального сотрудничества СОНКО;

5)    пропаганда и популяризация деятельности СОНКО за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на соответствующий год;

6)    содействие муниципальным программам поддержки СОНКО;

7)    анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности СОНКО, оценка эффективности мер, направленных на развитие СОНКО в субъектах Российской Федерации, прогноз их дальнейшего развития;

8) методическое обеспечение органов местного самоуправления и оказание им содействия в разработке и реализации мер по поддержке СОНКО на территориях муниципальных образований.

В соответствии с частью 3 статьи 17.3 Закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению вопросов поддержки СОНКО относятся:

1)    участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

2)    разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

3)    утверждение порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

4)    оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, СОНКО, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;

5)    популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности;

6)    поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

7)    методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований;

8)    формирование координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4.2. Полномочия органов местного самоуправления по поддержке ДПО

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3 (пункт 34 части 1 статьи 14, пункт 25 части 1 статьи 15, пункт 33 части 1 статьи 16, пункт 11 части 1 статьи 16.2) вопросы оказания поддержки СОНКО в пределах полномочий, предусмотренных статьями 31.1 и 31.3 Закона «О некоммерческих

организациях», отнесены к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов, которые реализуются за счет соответствующих местных бюджетов.

В соответствии с частью 3 статьи 31.3 Закона «О некоммерческих организациях» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки СОНКО относится создание условий для деятельности СОНКО, в том числе:

1)    разработка и реализация муниципальных программ поддержки СОНКО с учетом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2)    анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности СОНКО, оценка эффективности мер, направленных на развитие СОНКО на территориях муниципальных образований.

В соответствии с частью 4 статьи 17.3 Закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1)    формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2)    утверждение порядка взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

3)    оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям.

Одновременно, согласно пуншу 8 части 1 статьи 14, пункту 7 части 1 статьи 15, пункту 8 части 1 статьи 16 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений муниципального района и городского округа отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, муниципального района и городского округа соответственно.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» пожар, в зависимости от масштаба и последствий,

может классифицироваться как чрезвычайная ситуация.

В связи с этим, полномочия органов местного самоуправления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций могут реализовываться путем привлечения для участия в предупреждении чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, подразделений ДПО.

Кроме того, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14, пунктом 10 части 1 статьи 16 и пунктом 4 части 1 статьи 16.2 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений, городских округов и внутригородского района отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и городских округов соответственно.

Согласно статье 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочию органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности относится в том числе создание условий для организации ДПО, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

Таким образом, законодательство Российской Федерации наделило органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления полномочиями по оказанию поддержки общественным объединениям пожарной охраны и добровольным пожарным.

5. Источники формирования имущества общественных объединений пожарной охраны

В соответствии со статьей 11 Закона «О добровольной пожарной охране» финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны, и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 31 Закона «Об общественных объединениях» имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного    объединения;    гражданско-правовых    сделок;

внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.

Статьей 37 Закона «Об общественных объединениях» предусмотрено, что общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. 11редпринимательская деятельность осуществляется общественными

объединениями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации4 и другими законодательными актами Российской Федерации.

Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.

6. Критерии отнесения общественных объединений к получателям экономической поддержки

Получателями экономической поддержки в качестве общественных объединений пожарной охраны могут являться общественные объединения, созданные в соответствии с требованиями Закона «О добровольной пожарной охране» и соответствующие следующим критериям:

1)    общественные объединения осуществляют деятельность в соответствии с требованиями Закона «О добровольной пожарной охране»;

2)    в уставах общественных объединений предусмотрено участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

3)    общественные объединения включены в соответствующие реестры общественных объединений пожарной охраны.

Необходимо учитывать, что законодательством Российской Федерации не предусмогрено, что получателями государственной поддержки могут являться организации, в которых созданы объектовые добровольные пожарные дружины или объектовые добровольные пожарные команды.

IV. Формы и механизм оказания поддержки добровольной пожарной охране

7. Финансовая поддержка добровольной пожарной охраны

Оказание финансовой поддержки СОНКО может осуществляться путем предоставления субсидий за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации либо за счет субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам органов местного самоуправления на реализацию программ поддержки СОНКО.

В качестве примеров такой деятельности можно привести:

приказ Министерства экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай от 11.04.2019 Ms 82-ОД «О предоставлении субсидий муниципальным образованиям в Республике Алтай на софинасирование расходных обязательств, связанных с участием муниципальных образований в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, развитии и укреплении материально-технической базы Корпуса сил добровольной пожарно-спасательной службы, создании и организации деятельности

народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка»;

постановление Правительства Красноярского края от 29.04.2019 ЛЬ 196-п «Об утверждении распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на мероприятия по развитию добровольной пожарной охраны».

Согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Финансовая поддержка осуществляется путем предоставления на конкурсной основе субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.

Участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ частью 1 статьи 31.1 Закона «О некоммерческих организациях» отнесено к видам деятельности, выполнение которых позволяет СОНКО получать поддержку от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В качестве примеров такой деятельности можно привести:

постановление Правительства Хабаровского края от 31.12.2017 ЛЬ 569-пр «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета общественным обт>единениям пожарной охраны и о внесении изменений в отдельные постановления Правительства Хабаровского края»;

постановление Правительства Белгородской области от 13.082012 ЛЬ 323-пп «О порядке присуждения грантов Белгородской области, направленных на развитие добровольной пожарной охраны».

Законодательными актами субъектов Российской Федерации могут быть определены иные приоритетные направления оказания финансовой поддержки СОНКО - общественным объединениям пожарной охраны с учетом особенностей субъекта Российской Федерации, а также пунктов 1 и 2 статьи 31.1 Закона «О некоммерческих организациях». К таким направлениям могут быть отнесены:

социальная поддержка и социальная защита граждан, принимающих участие в деятельности ДПО;

пропаганда пожарно-технических знаний и пожаробезопасного поведения;

охрана окружающей среды от пожаров и их вторичных проявлений;

подготовка населения к преодолению последствий пожаров;

оказание правовой поддержки гражданам по вопросам обеспечения пожарной безопасности на безвозмездной основе и др.

В качестве примеров такой деятельности можно привести:

постановление Администрации города Тюмени от 14.08.2017 ЛЬ 455-пк

«Об утверждении Порядка предоставления субсидии общественным объединениям пожарной охраны, участвующим в профилактике пожаров на территории города Тюмени»;

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.02.2017 г. №7] «О реализации на территории Чувашской Республики проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах», которым предусматривается выделение финансовых средств на объекты для обеспечения первичных мер пожарной безопасности.

11аряду с выделением субсидий, opi'aiibi государственной власти и органы местного самоуправления могут реализовывать иные формы оказания финансовой поддержки общественных объединений пожарной охраны.

В частности, органы местного самоуправления в рамках полномочий по поддержке СОНКО, а также в рамках полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности вправе заключать с общественными объединениями пожарной охраны, зарегистрированными в качестве юридических лиц, соглашения о компенсации затрат на участие подразделений в тушении пожаров, в которых предусматривать компенсацию затрат подразделений ДПО на горючесмазочные материалы, средства на единовременные компенсационные выплаты добровольным пожарным, участвующим в тушении пожаров и т.д.

В качестве примера такой деятельности можно привести Закон Орловской области от 03.12.2018 № 2289-03 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», которым предусмотрена компенсация расходов, понесенных подразделениями территориальных добровольных пожарных команд в ходе участия в тушении пожаров.

8. Предоставление налоговых льгот

В соответствии со статьями 356 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации при установлении транспортного налога и налога на имущество организаций могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Наряду с общественными объединениями пожарной охраны налоговые льготы по уплате транспортного налога могут быть предоставлены также добровольным пожарным.

Согласно статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении    земельного    налога    нормативными    правовыми актами

представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Данное полномочие предполагает издание муниципальных правовых актов, предусматривающих освобождение от земельного налога как общественных объединений пожарной охраны, так и добровольных пожарных.

Статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации органам местного

самоуправления предоставлено право устанавливать налоговые льготы по налогам на имущество физических лиц, установленным настоящим Законом, и основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Методы налоговых послаблений активно применяются в отношении общественных объединений пожарной охраны:

в Брянской, Воронежской, Курской и Ленинградской областях. Чувашской Республике (в части налога на имущество, используемое общественным объединением пожарной охраны для осуществления уставной деятельности):

в Воронежской, Курской, Орловской, Смоленской, Ярославской, Нижегородской и Ульяновской областях. Ненецком автономном округе. Чуваигской Республике (в части транспортного налога).

9. Имущественная поддержка ДПО

Статьей 12 Закона «О добровольной пожарной охране» предусматривается, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе в порядке оказания поддержки передавать во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе общественным объединениям пожарной охраны здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, автотранспортные средства, оргтехнику и иное имущество, необходимое для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны. Имущество, полученное общественными объединениями пожарной охраны за счет средств поддержки, оказанной органами государственной власти и органами местного самоуправления, подлежит раздельному учету.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) СОНКО.

Указанные перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (часть 7 статьи 31.1 Закона «О некоммерческих организациях»).

В случае включения государственного или муниципального имущества в указанные перечни оно может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) СОНКО.

Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней, а также порядок и условия предоставления во владение и (или) в пользование включенного в них государственного и муниципального имущества

устанавливаются, соответственно, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (часть 8 статьи 31.1 Закона «О некоммерческих организациях»).

Согласно подпункту «я.2)» части 2 статьи 26.11 Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.

Статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом положений Закона «О добровольной пожарной охране» предусмотрена возможность заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в общественные объединения пожарной охраны без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

11о договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование (во временное пользование) (статья 606 ГК РФ). По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (статья 689 ITC РФ).

К договору безвозмездного пользования, соответственно, применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем 1 пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 ГК РФ.

Ссудодателем в отношении государственного и муниципального имущества являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в лице соответствующих органов государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Пример: «Стратегия развития пожарно-спасательных сил на территории Республики Башкортостан на период до 2030 года», утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.06.2018№ 290.

В соответствии с Законом «О некоммерческих организациях» одной из форм поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления является размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере

Содержание

I.    Общие положения    3

Термины и определения    3

II.    Порядок создания общественных объединений пожарной охраны    4

1.    Организационные мероприятия по созданию ДПО    4

2.    Порядок принятия граждан в добровольные пожарные    8

3.    Организация подготовки и несение службы добровольными пожарными 9

III.    Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ДПО 10

4.    Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по оказанию поддержки ДПО и добровольным пожарным 10

4.1.    Полномочия органов государственной власти субъектов Российской

Федерации но поддержке ДПО    11

4.2.    Полномочия органов местного самоуправления по поддержке ДПО 12

5.    Источники формирования имущества общественных объединений

пожарной охраны    14

6.    Критерии отнесения общественных объединений к получателям

экономической поддержки    15

IV.    Формы и механизм оказания поддержки ДПО    15

7.    Финансовая поддержка ДПО    15

8.    Предоставление налоговых льгот    17

9.    Имущественная поддержка ДПО    18

10.    Разработка целевых программ по развитию ДПО    20

10.1. Структура и содержание региональной программы поддержки ДПО    20

10.2. Направления реализации рег иональной программы поддержки ДПО    21

12.    Личное страхование добровольных пожарных и предоставление иных 22 выплат компенсационного характера

13.    Предоставление добровольным пожарным «безденежных» социальных 23


гарантий

14.    Иные социальные гарантии добровольным пожарным    23

V. Организация деятельности ДПО    25

15.    Мероприятия, реализуемые ДПО на территории населенных пунктов 25

16. Дислокация подразделений ДПО    26


11.    Информационная и консультационная поддержка ДПО    21

VI. Примеры организации деятельности подразделений ДПО в субъектах 27 Российской Федерации

17.    Информация о создании подразделения ДПО в Учалинском районе 27 Республики Башкортостан

18.    Информация о деятельности подразделений ДПО в Республике Бурятия 32 Приложение. Методика обоснования ресурсов пожарной охраны в сельских поселениях Российской Федерации в зависимости от рисков пожарной опасности

закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»5.

В качестве примеров такой деятельности можно привести:

закупку по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в Боброводворской сельской территориальной администрации Губкинского городского округа Белгородской области № 082630002150000046 от 17.04.2020, поставщиком определено региональное общественное объединение «Добровольная пожарная охрана Белгородской области»:

закупку оказания услуг по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в городском поселении «Поселок Чернянка» Белгородской области № 0126600010620000002 от 10.02.2020, поставщиком определена местная общественная организация «Добровольная пожарная охрана Черпянского района».

10. Разработка целевых программ по развитию ДПО

Разработка целевых программ и их реализация должна стать одним из приоритетных направлений поддержки развития ДПО.

Целевые программы по поддержке ДПО могут приниматься на всех уровнях органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В качестве примеров такой деятельности можно привести:

постановление Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 Ns 922-пп «Об утверждении государственной программы «Защита населения и территории Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Оренбургской области» на 2019 - 2024 годы»;

постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 Ns 678 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Самарской области».

10.1. Структура и содержание региональной программы поддержки ДПО

В состав региональной программы, в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, рекомендуется включать:

общую характеристику деятельности СОНКО - общественных объединений пожарной охраны, в том числе формулировку основных проблем их развития, финансовые, экономические, социальные и иные показатели; прогноз развития СОНКО;

цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов программы, сроков и этапов реализации программы;

план и характеристика основных мероприятий программы, в том числе мер нормативно-правового регулирования;

ресурсное обеспечение программы;

механизм управления реализацией программы, включая анализ рисков и

I. Общие положения

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»6, от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»7, от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»8, от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»9, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами в целях координации деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по созданию подразделений добровольной пожарной охраны10, установления системы мер поддержки ДПО и социальной защиты добровольных пожарных.

Методические рекомендации рассчитаны на практическое применение должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации установленной компетенции в области пожарной безопасности, в том числе при оказании поддержки общественным объединениям пожарной охраны.

Методические рекомендации также могут быть использованы общественными объединениями в деятельности по организации участия добровольных пожарных в предупреждении и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Целью Методических рекомендаций является повышение эффективности совместного участия территориальных органов МЧС России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений в обеспечении пожарной безопасности на территориях муниципальных образований.

Термины и определения

В методических рекомендациях применены следующие термины и определения:

добровольная пожарная охрана — социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для

участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

добровольный пожарный - физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

добровольная пожарная дружина — территориальное или объектовое подразделение ДПО, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения;

добровольная пожарная команда - территориальное или объектовое подразделение ДНО, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и имеющее на вооружении мобильные средства пожаротушения;

сельские поселения — один из типов муниципальных образований в России, представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населённых пунктов(посёлков, сёл, станиц, деревень ,хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

пожарная опасность - возможность возникновения и (или) развития пожара;

пожарный риск - мера опасности, обусловленная возникновением и (или) развитием пожаров;

подразделение добровольной пожарной охраны - территориальная или объектовая добровольная пожарная команда или добровольная пожарная дружина;

риск гибели - пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара;

риск травмирования - пожарный риск, который может привести к травмированию человека в результате воздействия опасных факторов пожара;

риск уничтожения строения - пожарный риск, который может привести к обрушению строения в результате воздействия опасных факторов пожара.

II. Порядок создания общественных объединений пожарной охраны

1. Организационные мероприятия по созданию ДПО

Общественные объединения пожарной охраны создаются в три этапа: организационные мероприятия по созданию добровольной пожарной охраны;

разработка проекта устава; государственная регистрация.

В соответствии со статьей 2 Закона «О добровольной пожарной охране» общественные объединения пожарной охраны создаются по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений. Таким образом, общественные объединения пожарной охраны могут создаваться по

инициативе граждан и любых общественных объединений, зарегистрированных в качестве юридического лица, организационно-правовые формы которых приведены в статье 7 Закона «Об общественных объединениях».

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона «О добровольной пожарной охране» право физических лиц на создание общественных объединений пожарной охраны реализуется как непосредственно путем их объединения, так и через юридические лица - общественные объединения.

Инициативная группа, в которую могут входить представители общественных объединений и граждане, выступившие с инициативой по созданию общественных объединений пожарной охраны, проводит подготовительную работу по выбору организационно-правовой формы будущего общественного объединения пожарной охраны, подготовке учредительных документов и организации учредительного собрания (конференции).

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона «О добровольной пожарной охране» общественные объединения пожарной охраны могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

общественная организация;

общественное учреждение.

В соответствии со статьей 7 Закона «О добровольной пожарной охране» общественной организацией пожарной охраны является основанное на членстве общественное объединение пожарной охраны, созданное физическими лицами и (или) юридическими лицами - общественными объединениями для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей. Таким образом, учредителями общественной организации пожарной охраны могут выступать как непосредственно сами граждане (не менее трех человек) или общественные объединения по их инициативе, так и граждане совместно с общественными объединениями.

При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

Членами общественной организации пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном достижении целей и решении задач добровольной пожарной охраны в соответствии с нормами устава общественной организации пожарной охраны оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения. Членам общественной организации пожарной охраны могут выдаваться удостоверения (членские билеты) установленного образца.

Общественные организации пожарной охраны для достижения уставных целей организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности.

Общественные организации пожарной охраны, наряду с иными уставными

целями и задачами, представляют и защищают законные права и интересы добровольных пожарных, созданных ими подразделений добровольной пожарной охраны и иных членов этих общественных организаций пожарной охраны в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.

Руководящие органы общественных оргонизаций пожарной охраны формируются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующей общественной организации пожарной охраны.

В соответствии со статьей 8 Закона «О добровольной пожарной охране» общественным учреждением пожарной охраны является не имеющее членства общественное объединение пожарной охраны, созданное в целях участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях. Таким образом, общественные учреждения пожарной охраны состоят из добровольных пожарных - участников (а не членов) соответствующих общественных учреждений пожарной охраны.

В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины).

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона «О добровольной пожарной охране» учредителями территориальной добровольной пожарной команды или территориальной добровольной пожарной дружины могут выступать как непосредственно сами граждане (не менее трех человек) или общественные объединения по их инициативе, так и граждане совместно с общественными объединениями.

В соответствии с пунктом 6 и пунктом 7 статьи 8 Закона «О добровольной пожарной охране» объектовые добровольные пожарные команды и объектовые добровольные пожарные дружины могут создаваться по месту работы или учебы физических лиц. Учредителями объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины могут выступать физические лица (граждане) из числа работников организации с согласия собственника имущества организации. Таким образом, в соответствии с федеральным законом общественные организации не вправе выступать учредителями объектовых подразделений добровольной пожарной охраны.

Участниками территориального подразделения добровольной пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, а объектового подразделения добровольной пожарной охраны -только физические лица, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям и принимающие участие в его деятельности с

обязательным оформлением условий своего участия.

В образовательных учреждениях в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач по профилактике пожаров могут создаваться добровольные дружины юных пожарных.

Учредителями добровольной дружины юных пожарных могут выступать физические лица (граждане) из числа работников образовательного учреждения в котором создастся соответствующее подразделение юных пожарных с согласия собственника (руководителя) образовательного учреждения. Таким образом, в соответствии с федеральным законом учредителями этих подразделений могут быть только должностные лица соответствующих образовательных учреждений.

Участниками добровольных дружин юных пожарных могут быть граждане в возрасте от десяти до восемнадцати лет, изъявившие желание участвовать в деятельности дружин юных пожарных и способные по состоянию здоровья участвовать в деятельности по профилактике пожаров.

Следующим этапом работы по созданию общественного объединения пожарной охраны является подготовка и проведение учредительного собрания (конференции). Созывает учредительное собрание инициативная группа.

Учредительное собрание (конференция) представляет собой совместное заседание учредителей по вопросу создания соответствующего общественного объединения пожарной охраны путем его учреждения.

Решения по основным вопросам учреждения общественного объединения пожарной охраны, принимаются на учредительном собрании (конференции). Законодательство устанавливает специальные гребования к содержанию решения учредителя (ей) о создании юридического лица.

Существенными положениями решения являются:

принятие учредителями решения о создании юридического лица с указанием его организационно-правовой формы и наименования;

утверждение устава юридического лица;

избрание органов управления и контроля;

размер уставного капитала объединения (при необходимости).

Согласно статьи 12 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о создании юридического лица представляется в регистрирующий орган в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решение одного учредителя оформляется в виде решения, а решение двух и более учредителей - в виде протокола учредительного собрания.

С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законом.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Деятельность общественных объединений пожарной охраны, их структура, права и обязанности членов общественных организаций пожарной охраны, добровольных пожарных - участников территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны и участников добровольных дружин юных пожарных определяются уставами (в случае их регистрации в качестве юридического лица) или положениями (в случае, если регистрация их в качестве юридического лица не осуществлялась) о них, разработанными и утвержденными их учредителями.

В уставе (положении) общественного объединения пожарной охраны должны содержаться положения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Устав общественного объединения пожарной охраны содержит:

1)    полное и сокращенное наименование организации, предмет и цели общественного объединения пожарной охраны, его организационно-правовую форму;

2)    структуру общественного объединения, руководящие и контрольноревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное общественное объединение пожарной охраны осуществляет свою деятельность;

3)    условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности учредителей, членов и участников данного общественного объединения;

4)    компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5)    порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6)    источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7)    порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Устав (положение) общественного объединения может содержать описание символики данного объединения.

В уставе (положении) могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Государственная регистрация общественных объединений пожарной охраны осуществляется в соответствии с положениями статьи 21 Закона «Об общественных объединениях».

2. Порядок принятия граждан в добровольные пожарные

Гражданин, изъявивший желание осуществлять деятельность в качестве добровольного пожарного, подает в соответствующее общественное учреждение

пожарной охраны следующие документы:

а)    заявление с просьбой о приеме в добровольные пожарные соответствующего общественного учреждения;

б)    медицинскую справку (заключение) подтверждающую его способность по состоянию здоровья исполнять обязанности добровольного пожарного.

Рассмотрение документов гражданина и принятие решения о его приеме в добровольные пожарные соответствующего общественного учреждения пожарной охраны осуществляется в соответствии с порядком, определенным Уставом (Положением) общественного учреждения пожарной охраны.

При принятии положительного решения с гражданином заключают гражданско-правовой договор на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (далее -договор), в котором прописываются условия участия добровольного пожарного в деятельности подразделения добровольной пожарной охраны. В договоре должны быть определены права и обязанности добровольного пожарного по внештатной должности, предоставляемые ему компенсации, льготы и социальные гарантии.

Заявление о включении в сводный реестр добровольных пожарных и копия решения о принятии гражданина в добровольные пожарные направляется руководителем соответствующего общественного учреждения пожарной охраны в территориальный орган МЧС России по месту регистрации общественного учреждения пожарной охраны для включения гражданина в сводный реестр добровольных пожарных.

После включения гражданина в сводный реестр добровольных пожарных он приобретает статус добровольного пожарного.

Порядок формирования и ведения сводного реестра добровольных пожарных определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности.

3. Организация подготовки и несение службы добровольными пожарными

К самостоятельной работе по тушению пожаров допускаются только те добровольные пожарные, которые имеют соответствующую профессиональную подготовку.

Не имеющие специального профессионального образования в области пожарной безопасности работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные в обязательном порядке проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки и программам повышения квалификации добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Профессиональное обучение работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных осуществляется в подразделениях добровольной пожарной охраны в порядке, установленном руководителем соответствующего подразделения, с учетом особенностей охраняемых объектов и территорий

1

   Далее - СОНКО.

2

   Далее - Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации)».

3

Далее -Замой «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

4

Далее-ГК РФ.

5

Далее - Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

6

   Далее - Закон «О добровольной пожарной охране».

7

   Далее - Закон «О некоммерческих организациях».

8

   Далее - Закон «Об общественных объединениях».

9

   Далее - Закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

10

   Далее - ДПО.