Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

32 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации разработаны с целью повышения качества проведения мероприятий по контролю государственными инспекторами по пожарному надзору и направлены, прежде всего, на единство практики оформления указанными лицами соответствующей документации по результатам проверок. Рекомендации предназначены для информационно-методической поддержки при оформлении предписаний, актов и постановлений

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1 Термины и определения

2 Общие положения

3 Краткое описание текстовой базы данных "Нарушения требований пожарной безопасности"

4 Нарушения требований пожарной безопасности, наиболее часто выявляемые при проведении мероприятий по надзору

5 Общие требования к оформлению предписаний, актов и постановлений в части указания в них корректных формулировок выявленных нарушений требований пожарной безопасности и ссылок на нормативные правовые акты, требования которых нарушены

6 Ответственность за нарушения требований пожарной безопасности

Список использованных источников

Приложение 1. Классификация объектов надзора по функциональной пожарной опасности

Приложение 2. Коды нарушений требований пожарной безопасности, соответствующие направлению проверки объекта защиты

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРО! 1Ы, ЧРЕЗВЫЧАЙ11ЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий -главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору

Супруновский А.М.



2020 г.


генерал-лейтенант внутренней службы

РЕКОМЕНДАЦИИ по применению текстовой базы данных нарушений требований пожарной безопасности в целях унификации формулировок в актах, предписаниях и постановлениях органов государственного пожарного надзора

Москва 2020

Содержание

Введение..................................................................................3

1.    Термины и определения..........................................................4

2.    Общие положения..................................................................5

3.    Краткое описание текстовой базы данных «Нарушения требований

пожарной безопасности»...................................................................7

4.    Нарушения требований пожарной безопасности, наиболее часто

выявляемые при проведении мероприятий по надзору....................10

5.    Общие требования к оформлению предписаний, актов и постановлений

в части указания в них корректных формулировок выявленных нарушений требований пожарной безопасности и ссылок на нормативные правовые акты, требования которых нарушены.............................................................................11

6.    Ответственность за нарушения требований пожарной

безопасности..............................................................................................15

Список использованных источников................................................18

Приложение 1................................................................................21

Приложение 2................................................................................31

использование неисправного или нс сертифицированного электрооборудования;

нарушение правил эксплуатации электроустановок (электрооборудования);

нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ;

неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении; нарушение правил эксплуатации систем отопления; захламление помещений сгораемыми материалами.

Основными нарушениями, снижающими уровень обеспечения безопасности людей, являются:

ненадлежащее содержание путей эвакуации и эвакуационных выходов; неисправное состояние, а также ненадлежащее техническое обслуживание автоматических систем обнаружения пожара и оповещения людей;

неисправность или нахождение в нерабочем состоянии в период хозяйственной деятельности систем противопожарной защиты.

Среди типовых нарушений на объектах надзора, влияющих на офаничение распространения пожара, выделяются:

выделение пожароопасных помещений префадами с ненадлежащим пределом огнестойкости;

отсутствие противопожарных дверей в дверных проемах пожароопасных помещений;

неисправность механизмов самозакрывалия дверей в эвакуационных лестничных клетках и коридорах.

Типовыми нарушениями правообладателей объектов надзора, влияющих на ухудшение условий тушения возможного пожара, являются:

недостаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и стволов в пожарных кранах);

создание условий, препятствующих проезду и подъезду пожарной техники к объекту защиты;

ненадлежащее содержание и обслуживание пожарных лестниц и Офаждений кровли.

5. Общие требования к оформлению предписаний, актов и постановлений в части указания в них корректных формулировок выявленных нарушений требований пожарной безопасности и ссылок на нормативные правовые акты и нормативные документы по пожарной безопасности, требования которых нарушены

Требования к порядку оформления актов проверки и предписаний ор1анов ГПН установлены положениями Административного регламента [12], а постановлений по делу об административном правонарушении статьей 29.10 Кодекса об административных правонарушениях [I].

При оформлении предписаний, актов и постановлений в части указания в них корректных формулировок выявленных нарушений требований пожарной безопасности (далее - нарушения) необходимо:

-    указывать выявленное нарушение, место его нахождения (этаж, подвал, чердак, коридор, лестница, № помещения, и т.д., за исключением нарушений организационного характера), и сроки его устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;

-    использовать в качестве примера содержащиеся в базе данных сформулированные нарушения требований пожарной безопасности с учетом классификации объектов надзора по функциональной пожарной опасности (приложение 1) и направлений проверки (приложение 2);

-    формулировать текст нарушения на основе слов текста требования пожарной безопасности, которое нарушено;

-    в формулировке нарушения кратко и точно излагать суть допущенного нарушения, отражающую его противоправный характер;

-    при выявлении на объекте защиты ряда повторяющихся (идентичных) нарушений, формулировать одно нарушение для всех выявленных случаев с указанием конкретных мест их нахождения;

-    формулировка нарушения по смыслу должна соответствовать факту выявленного нарушения на объекте защиты.

Кроме того, при формулировании нарушения следует:

-    не допускать его двоякое толкование;

-    проверять соответствие редакции, используемых документов, требования которых нарушены, актуализированной версии этих документов исходя из года проектирования, проведения капитального ремонта или реконструкции;

-    не допускать использование слов, вводящих в заблуждение или искажающих смысл выявленного нарушения;

-    не допускать применение общих слов, не несущих полной информации о факте выявленного нарушения, а также не позволяющих однозначно определить, какое требование пожарной безопасности нарушено;

-    нс допускать грамматических и лексических ошибок.

При проведении мероприятий по кон фолю должна проводиться оценка соответствия объекта защиты требованиям нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе специальных технических условий), в соответствии с которыми он был спроектирован и построен.

Требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации [10] действую! для всех объектов защиты независимо от времени их проектирования и строительства.

Для объектов, построенных до вступления в силу Технического регламента [5], существуют пять основных способов обеспечения пожарной безопасности и соответственно несколько вариантов оформления предписаний, представленных ниже.

Способ I. Выполнение требований нормативных документов с учетом сроков введения их в действие, предусмотренных частью 4 статьи 4 Технического регламента 15].

Вариант оформления предписания 1.1. При несоблюдении или нарушении требований СНиП, ГОСТ, НПБ, ВЫПЬ и других документов, действовавших на момент проектирования объекта защиты и направления проектной документации на экспертизу, в предписании указываются ссылки на статью 46 Федерального закона № 184-ФЗ [3], часть 4 статьи 4 Технического регламента [5] и соответствующие пункты указанных нормативных документов по пожарной безопасности.

Способ II. Выполнение требований нормативных документов, действовавших на момент разработки проектной документации для проведения капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, а также положений Технического регламента и сводов правил (на добровольной основе), соответствующих объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению объекта защиты, предусмотренных частью 4 статьи 4 Технического регламента [5].

Вариант оформления предписания 2.1. При не несоблюдении или нарушении требований Технического регламента [5], в предписании дается ссылка на статью 46 Федерального закона № 184-ФЗ [3], часть 4 статьи 4 Технического регламента [5], а также статьи Технического регламента (5J требования которых нарушены. При несоблюдении или нарушении требований сводов правил, в предписании также дается ссылка на статью Технического регламента [5], на основании которых разработаны указанные своды правил.

Например, если не выполнены требования, изложенные в СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», в предписании необходимо делать ссылку на часть 4 статьи 4 Технического регламента и на статью 89 Технического регламента [5]. Для полноты информации необходимо также включать ссылки на статьи сводов правил.

Способ III. Обоснование требуемого уровня обеспечения безопасности людей по утвержденным в установленном порядке методикам. Для объектов, запроектированных и построенных в период с 1991 года и до вступления в силу Технического регламента [5] по методикам, изложенным в ГОСТ 12.1.004-91 [141.

Вариант оформления предписания 3.1. При несоблюдении или нарушении порядка проведения расчета и/или несоответствия выбранных исходных данных фактическому состоянию объекта в предписании делаются ссылки на статью 46 Федерального закона № 184-ФЗ [3], часть 4 статьи 4 Технического регламента [5] и соответствующие пункты ГОСТ 12.1.004-91 [14].

Способ IV. Выполнение требований технических условий и специальных правил пожарной безопасности, разработанных в соответствии с пунктами 1.5 и 1.6 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и

сооружений» при отсутствии нормативных требований по пожарной безопасности для конкретного объекта защиты.

Вариант оформления предписания 4.1. При отсутствии разработанных и согласованных в установленном порядке технических условий или при невыполнении изложенных в них требований, в предписании указываются статья 46 Федерального закона Ха 184-ФЗ [3], часть 4 статьи 4 Технического регламента [5] и пункты 1.5и/или 1.6 СНиП 21-01-97, а также конкретные пункты технических условий, требования которых нарушены.

Способу. Объект защиты запроектирован (построен) в неустановленное время (как правило, более 50 лет назад) и/или отсутствуют нормативные документы, содержащие перечень нормативных требований на проектирование и строительство таких объектов.

Вариант оформления предписания 5.1. При наличии зарегистрированной в установленном порядке декларации пожарной безопасности в предписании делаются ссылки на статью 64 Технического регламента [5] и соответствующий пункт нормативного документа, указанного в декларации.

Вариант оформления предписания 5.2. В случае отсутствия декларации пожарной безопасности, при проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в предписании указывается ссылка на часть 4 статьи 4, а также часть 1 статьи 6 Технического регламента [5].

Собственниками объекте защиты, запроектированных и введенных в эксплуатацию после вступления в силу Технического регламента [5] могут выбираться следующие четыре способа для подтверждения соответствия указанных объекте защиты требованиям пожарной безопасности.

Способ I. Соблюдение положений Техническою регламента [5], а также выполнение на добровольной основе в полном объеме требований нормативных документов по пожарной безопасности, предусмотренных Техническим регламентом (5J;

Вариант оформления предписания 1.1. При несоблюдении или нарушении требований Технического регламента [5] и сводов правил, в предписании дается ссылка на часть 3 статьи 6 Технического регламента [5], а также статьи Технического регламента [5], которые нарушены и на основании которых разработаны указанные своды правил.

Например, если не выполнены требования, изложенные в своде правил СП 1.13130.2009, в предписании необходимо делать ссылку на часть 3 статьи 6 и на статью 89 Технического регламента [5].

Для полноты информации необходимо также включать ссылки на статьи сводов правил.

Способ II. Соблюдение положений [5] и требований к устройст ву и эксплуатации спроектированных и смонтированных систем противопожарной защиты объекта, не предусмотренные сводами правил. При этом достаточность принимаемых решений обосновывается расчетом риска по методикам, разработанным и утвержденным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 272 [11].

Вариант оформления предписания 2.1. При несоответствии выбранных исходных данных фактическому состоянию объекта в предписаниях даются ссылки на части I и 7 статьи 6 Технического регламента [5] и пункты 5 и 7 (подпункт «г») постановления Правительства Российской Федерации №272 [11].

Способ III. Выполнение только требований Техническою регламента [5], без применения положений сводов правил. Например, используются зарубежные нормы, стандарты организаций и прочее. Достаточность принимаемых решений при этом должно обосновываться расчетом риска по упомянутым методикам.

Порядок оформления предписаний аналогичен Варианту предписания 2.1.

Способ IV. Соблюдение положений Техническою регламента [5] и специальных технических условий, разработанных без расчета пожарного риска и согласованных в установленном порядке в соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона № 69-ФЗ [2] и части 2 статьи 78 Технического регламента [5] для уникальных зданий и сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования.

Вариант оформления предписания 4.1. При невыполнении положений специальных технических условий, в предписании должна быть ссылка на статью 20 Федерального закона № 69-ФЗ [2] и часть 2 статьи 78 Технического регламента [5], а также конкретные пункты специальных технических условий, положения которых нарушены.

11ри всех вариантах оформления предписаний на объекты зашиты, независимо от времени их проектирования и постройки, необходимо учитывать сведения, изложенные в декларации пожарной безопасности (если требуется ее разработка). То есть, независимо от года постройки, к объекту предъявляются требования пожарной безопасности, задекларированные собственником (или иным лицом, установленным требованиями приказа МЧС России от 24.02.2009 №91(13]).

При несоответствии объекта зашиты декларации пожарной безопасности в предписании указываются ссылки на статью 64 Технического регламента [5] и соответствующий пункт нормативного документа, указанного в декларации.

6. Ответственность за нарушения требований пожарной безопасности

Согласно статьям 38 и 39 Федерального закона № 69-ФЗ [2] ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

-    собст венники имущества;

-    руководители федеральных органов исполнительной власти;

-    руководители органов местною самоуправления;

-    лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

-    лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

-    должностные лица в пределах их компетенции.

Ответе! венность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Основания и порядок привлечения руководителей организаций к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонения от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц юсударственного пожарного надзора по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности и другие правонарушения, которыми может сопровождаться деятельность элементов системы обеспечения пожарной безопасности, определяется следующими статьями (частями статей) Кодекса об административных правонарушениях [1]:

-    8.32 «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах»;

-    11.16 «Нарушение требований    пожарной    безопасности

на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте»;

-часами 2, 3 и 4 статьи 14.1 «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)»;

-    частью 1 статьи 14.34 «Нарушение правил ор1анизации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках»;

-    14.43 «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов»;

-    14.44 «Недостоверное декларирование соответствия продукции»;

- 14.45 «Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия»;

- 14.46 «Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия»;

-    17.7 «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностною лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении»;

-    17.9 «Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод»;

-частью 1 статьи 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственною надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль»;

-    19.4.1 «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля»;

-частями 12-15 статьи 19.5 «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (конгроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль»;

-    19.6 «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения»;

-    19.7 «Непредставление сведений (информации)»;

-    19.13 (в части заведомо ложного вызова пожарной охраны) «Заведомо ложный вызов специализированных служб»;

-    19.20 «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)»;

-    19.26 «Заведомо ложное заключение эксперта»;

-    19.33 «Невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования»;

-    20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности»;

-    частью 1 статьи 20.25 «Уклонение от исполнения административного

наказания».

Список использованных источников

1.    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

2.    Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

3.    Федеральный закон от 27.12.2002    №    184-ФЗ    «О    техническом

регулировании».

4.    Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

5.    Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

6.    Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципальною контроля».

7.    Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

8.    Федеральный    закон    от    27.07.2010    № 225-ФЗ    «Об обязательном

страховании фажданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

9.    Федеральный    закон    от    28.12.2013    № 412-ФЗ    «Об аккредитации

в национальной системе аккредитации».

10.    Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий» (TP ТС-006-2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 770.

11.    Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном юсударствснном пожарном надзоре».

12.    Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»).

13.    Посгановлсние Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 272 «О порядке проведения расчетов но оценке пожарного риска».

14.    Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2009 № 1052 «Об утверждении зребований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий».

15.    Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».

16.    Приказ МЧС России от 30.11.2016    №644    «Об    утверждении

Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».

17.    Приказ МЧС России от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности».

18.    Приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

19.    Приказ МЧС России от 26.01.2016 № 26 «Об утверждении Порядка использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса».

20.    Приказ МЧС России от 25.10.2004 № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

21.    Приказ МЧС России от 18.06.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)».

22.    Приказ МЧС России от 20.06.2003 № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03).

23.    Приказ МЧС России от 23.11.2016 № 615 «Об утверждении свода правил «Объекты религиозного назначения. Требования пожарной безопасности».

24.    Свод правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

25.    Свод правил СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты».

26.    Свод правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».

27.    Свод правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

28.    Свод правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

29.    Свод правил СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности».

30.    Свод правил СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования».

31.    Свод правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности».

32.    Свод правил СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации».

33.    Свод правил СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности».

34.    Свод правил СП 11.13130.2009 «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения».

35.    Свод правил СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности».

36.    Свод правил СП 135.13130.2012 «Вертодромы. Требования пожарной безопасности».

37.    Свод правил СП 153.13130.2013 «Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования пожарной безопасности».

38.    Свод правил СП 154.13130.2013 «Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности».

39.    Свод правил СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности».

40.    СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

41.    СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».

42.    СНиП 2.09.04-87* «Административные и бытовые здания».

43.    СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения».

44.    СНиП 21-02-99* «Стоянки автомобилей».

45.    СНиП 31-04-2001 «Складские здания».

46.    СНи11 31-03-2001 «Производственные здания».

47.    СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация».

48.    СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

49.    СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».

50.    СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

51.    СНиГ 111-26-76* «Кровли».

52.    СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

53.    СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».

54.1 ОСТ 12.1.004-91* ССБТ. «Пожарная безопасность. Общие требования».

Введение

Рекомендации по применению текстовой базы данных нарушений требований пожарной безопасности в целях унификации формулировок в актах, предписаниях и постановлениях органов государственного пожарного надзора (далее - Рекомендации) разработаны с целью повышения качества проведения мероприятий по контролю государственными инспекторами по пожарному надзору и направлены, прежде всего, на единство практики оформления указанными лицами соответствующей документации по результатам проверок.

Настоящие Рекомендации предназначены для информационнометодической поддержки при оформлении предписаний, актов и постановлений в части указания в них корректных:

-    формулировок выявленных нарушений требований пожарной безопасности при проведении проверок должностными лицами органов государственного пожарного надзора;

-    ссылок на нормативные правовые акты, требования которых нарушены.

Данные Рекомендации разработаны с учетом:

-    проведенного анализа законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих организацию и осуществление надзорной деятельности МЧС России;

-    Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года (утверждены Указом 11резиден га Российской Федерации от 01.01.2018 № 2);

-Докладов с обобщением и анализом правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований (утверждены МЧС России 17.04.2019).

Настоящие Рекомендации разработан ел в соответствии с:

1.    Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.

2.    Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

3. Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

4.    Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

5.    Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

6.    Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите

прав юридических    лиц и    индивидуальных    предпринимателей

при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

7.    Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Приложение 1

Классификация объектов надзора по функциональной пожарной опасности

Класс

функциональной

пожарной

опасности

Полкласс функциональной пожарной опасности

Примерный перечень видов объектов надзора

Ф1 - Объекты, предназначенные ял* постоянного прожигания и временного пребывания людей

Ф1.1 - Объекты детских дошкольных обрак>взтслы1ЫХ учреждений, спсциали тированных домчи престарелых и инвалидов (некгартирнмс). больницы, спальные корп>са образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений

Дошкольное образовательное и воспитательное учреждение (детский сад. ясли, дом ребенка и яр.)

Внешкольное учреждение (детский оздоровительный лагерь)

Лагерь для дегей и юношества и т.д.

Детские дома, ни тернаты

Специальные дома для одиноких престарелых

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних

Стационарные учреждения (интернаты .зля престарелых и инвалидов, детские интернаты дзя умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками)

Спальный корпус интерната

Психоневрологические интернаты, центры (учреждения)

Психоневрологические диспансеры

Геронтологическис центры, герои юпеихиа три •кскис центры

Лечебное учреждение со стационаром (медицинский центр, больница, госпиталь, клиника, роддом и ,тр.)

Санитарно-эпидемиологическое учреждение Хосписы

Специальные дома-интернаты, учреждения социальной помощи дзя лиц без определенного места житедьстма и занятий

Гостиница, мотель, отель, хостел и г.п.

Ф1.2-Объекты

Общежитие (учебного заведения, организации. предприятия)

ял* временного

Санаторно-курортные учреждения (санатории, профилактории)

пребывания

Пансионат, дом отдыха, учреждение тури»ма

(проживания) людей

Кемпинг

Прочий объект дня временного пребывания людей

8.    Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №    412-ФЗ

«Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

9.    Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года№ 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».

10.    Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»).

11.    Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»;

12.    Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года №644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».

13.    Приказом МЧС России от 24 февраля 2009 года №    91

«Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности».

14.    ГОСТ 12.1.004-91 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования».

1. Термины и определения

В настоящих Рекомендациях применяются следующие термины и определения:

нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) -оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки иди проверки экспертом в области оценки пожарного риска;

нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;

объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре;

пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей;

предписание государственного пожарного надзора - обязательный для исполнения документ строгой отчетности установленной формы, составленный и направленный (вручённый) от имени органа государственного пожарного надзора юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, должностному лицу или гражданину и содержащий законные требования по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выявленных указанным органом в результате плановых и внеплановых мероприятий по контролю (надзору);

проверка - совокупность проводимых органом государственною контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами;

требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

2. Общие положения

Федеральный государственный пожарный надзор (далее - Ф111Н), за исключением ФГПН, осуществляемого на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии    Российской    Федерации, внутренних дел,

государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также в лесах, на опасных произволе! венных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

Органы государственного пожарного надзора (далее - органы ГПН) осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений    организациями    и гражданами требований,

установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции (далее - объекты надзора), а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных

требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.

Органами ГПН МЧС России являются:

-    структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ФГГТН;

-    территориальные органы МЧС России;

-    объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления ФГГТН;

-    территориальные подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления Ф1Т1Н.

Предметом ФГПН является:

-    исполнение федеральными органами государственной власти и

должностными лицами федеральных органов государственной власти федеральных    законов и иных    нормативных правовых    актов

Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий в области пожарной безопасности;

-    исполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий в области обеспечения пожарной безопасности, в том числе полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

-    исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий но обеспечению первичных мер пожарной безопасности;

-    соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках), используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;

-    соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Евразийскою экономического союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества;

-    соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности;

-    выполнение предписаний органов Г11Н;

-    проведение мероприятий, в том    числе профилактических,

по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.

Органы Г11Н МЧС России в рамках своей компетенции:

-    организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов надзора;

-    производят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

-    ведут в установленном порядке    производство по делам

об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;

-осуществляю!    официальный статистический учет и    ведение

государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;

-    осуществляют взаимодействие с    федеральными органами

исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и ор!анизациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

- рассматривают обращения и жатобы организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

-осуществляют прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

-    выдают организациям и гражданам предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности;

-    проводят плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

11астоящий документ не содержит норм права, носит рекомендательный и разъяснительный характер.

3. Краткое описание текстовой базы данных «Нарушения требований пожарной безопасности»

Текстовая база данных «Нарушения требований пожарной безопасности» (далее — база данных) предназначена для ввода, хранения и использования требований пожарной безопасности и сформулированных на их основе нарушений требований пожарной безопасности.

База данных содержится в файле формата Microsoft Office Word. База данных состоит из одного файла «Текстовая база данных (Нарушения требований пожарной безопасности).docx» и содержит 46 разделов, каждый из которых представлен в виде таблицы MS Office Word.

Все разделы (таблицы) имеют идентичную структуру, состоящую из пяти полей (столбцов) и определенного количества сформированных записей

(строк). Каждая запись (строка) включает в себя пять ячеек, соответствующих пяти полям БД, в которых указаны:

номер пункта (статьи, части) нормативного правового акта Российской Федерации или нормативного документа по пожарной безопасности;

текст требования пожарной безопасности, содержащегося в нормативном правовом акте Российской Федерации или нормативном документе по пожарной безопасности;

формулировка нарушения, сформированного на основе требования пожарной безопасности;

класс    функциональной пожарной опасности объекта защиты,

в отношении которот применяется требование пожарной безопасности;

код нарушения требования пожарной безопасности, соответствующего направлению проверки объекта защиты.

Перечень объекгов надзора, в отношении которых группировались |ребования пожарной безопасности, установлен в соответствии с классификацией зданий (сооружений и пожарных отсеков) по функциональной пожарной опасности, регламентированной частью 1 статьи 32 Технического регламента [5] и представлен в приложении 1.

Коды нарушений гребований пожарной безопасности, соответствующие направлениям проверки объекта защиты представлены в приложении 2.

Для наполнения базы данных гребованиями пожарной безопасности и сформулированными на их основе нарушениями гребований пожарной безопасности использовались следующие документы:

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

Технический    регламент Таможенного союза    «О    безопасности

пиротехнических изделий» (TP ТС-006-2011), утвержденный решением Комиссии Таможеннот союза от 16.08.2011 № 770;

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответе! вен ности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»;

постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2009 № 1052 «Об утверждении требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий»;

постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска»;

постановление    Правительства    Российской    Федерации

от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»);

свод    правил    СП 1.13130.2009

«Системы противопожарной защиты.

противопожарной защиты.

Эвакуационные пути и выходы»;

свод    правил    СП 2.13130.2012    «Системы

Обеспечение огнестойкости объектов защиты»;

свод    правил    СП 3.13130.2009    «Системы    противопожарной    защиты.

Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»;

свод    правил    СП 4.13130.2013    «Системы    противопожарной    защиты.

Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»;

свод    правил    СП 5.13130.2009    «Системы    противопожарной    защиты.

Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

свод    правил    СП 6.13130.2013    «Системы    противопожарной    защиты.

Электрооборудование. Требования пожарной безопасности»;

свод правил СП 7.13130.2013 «Отопление,    вентиляция    и

кондиционирование. Противопожарные требования»;

пожарная. Огнетушители.

свод правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»;

свод правил СП 9.13130.2009 «Техника Требования к эксплуатации»;

противопожарной

защиты.

пожарной

Требования

подразделений

свод правил СП 10.13130.2009 «Системы

водопровод.

Внутренний противопожарный безопасности»;

свод правил СП 11.13130.2009 «Места дислокации пожарной охраны. Порядок и методика определения»;

свод правил СГ1 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»;

свод правил СП 135.13130.2012 «Вертодромы. Требования пожарной безопасности»;

свод правил СП 153.13130.2013 «Инфраструктура    железнодорожного

транспорта. Требования пожарной безопасности»;

свод правил СП 154.13130.2013 «Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности»;

свод правил СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»;

приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;

приказ МЧС России от 26.01.2016 № 26 «Об утверждении Порядка использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса»;

приказ МЧС России от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности»;

приказ МЧС России от 25.10.2004 № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

приказ МЧС России от 18.06.2003 ЛЬ 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (Н11Б 110-03)»;

приказ МЧС России от 20.06.2003 № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (Н11Б 104-03);

приказ МЧС России от 23.11.2016 ЛЬ 615 «Об утверждении свода правил «Объекты религиозного назначения. Требования пожарной безопасности»;

СНи! I 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»;

СНиП 2.09.04-87* «Административные и бытовые здания»;

СНи II    31-05-2003 «Общественные здания административного

назначения»;

СНиП 21 -02-99* «Стоянки автомобилей»;

СНиП 31-04-2001 «Складские здания»;

СНиП 31-03-2001 «Производственные здания»;

СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация»;

СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»;

СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»;

СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;

СНиП 11-26-76* «Кровли»;

СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»;

СНи11 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»;

ГОСТ 12.1.004-91* ССБТ. «Пожарная безопасность. Общие требования».

4. Нарушения требований пожарной безопасности, наиболее часто выявляемые при проведении мероприятий по надзору

В соответствии с результатами анализа правоприменительной практики ортонов ГПН МЧС России, массовыми и (или) типовыми нарушениями обязательных требований, выявленными в ходе проведенных надзорных мероприятий 2018 году являются нарушения, которые снижают эффективность системы предотвращения пожара и (или) системы противопожарной защиты объектов надзора по:

предотвращению возможной причины возникновения пожара; обеспечению безопасности людей; ограничению распространения пожара; созданию условий для успешного тушения пожара.

Среди типовых нарушений, которые могут привести к возможной причине возникновения пожаров, отмечаются: