Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

93 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Стратегия является межотраслевой стратегией для совокупности отраслей и сфер государственного управления в сфере энергетики

 Скачать PDF

Оглавление

I. Общие положения

II. Цель, приоритеты и направления развития энергетики Российской Федерации

     1. Цель и приоритеты развития

     2. Основные направления деятельности

     3. Достижение национальных целей и решение стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года

III. Оценка состояния и тенденций развития мировой энергетики и энергетики Российской Федерации

     1. Оценка состояния и тенденции развития энергетики Российской Федерации

     2. Тенденции и вызовы развития мировой энергетики

IV. Задачи и ключевые меры развития энергетики Российской Федерации

     1. Эффективное обеспечение потребностей социально-экономического развития Российской Федерации соответствующими объемами производства и экспорта продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса

     2. Пространственное и региональное развитие сферы энергетики

     3. Достижение технологической независимости топливно-энергетического комплекса и повышение его конкурентоспособности

     4. Совершенствование государственного управления и развитие международных отношений в сфере энергетики

V. Механизм, этапы и основные результаты реализации настоящей Стратегии

Приложение № 1. Показатели реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года

Приложение № 2. Прогнозный топливно-энергетический баланс Российской Федерации до 2035 года

Приложение № 3. Перечень технологического оборудования, востребованного организациями топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, создание или локализация производства которого необходимы на территории Российской Федерации до 2035 года

 
Дата введения09.06.2020
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

09.06.2020УтвержденПравительство Российской Федерации1523-р
ИзданОфициальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)от 11.06.2020. Номер опубликования: 0001202006110003
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 9 июня 2020 г. № 1523-р МОСКВА

1.    Утвердить прилагаемую Энергетическую стратегию Российской Федерации на период до 2035 года (далее - Стратегия).

2.    Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.

3.    Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.

4.    Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

представить в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии;

обеспечить реализацию Стратегии.

5.    Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 48, ст. 5836).



Председатель Правител Российской ФедерацЙ


М.Мишустин


УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ Российской Федерации на период до 2035 года

I. Общие положения

Настоящая Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. №1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации", и является межотраслевой стратегией для совокупности отраслей и сфер государственного управления в сфере энергетики.

Настоящая Стратегия обеспечивает реализацию в сфере энергетики положений:

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" (далее - Стратегия научнотехнологического развития);

III. Оценка состояния и тенденций развития мировой энергетики и энергетики Российской Федерации

1. Оценка состояния и тенденции развития энергетики Российской Федерации

Общая характеристика, вызовы и угрозы

Энергетика Российской Федерации, основой которой является топливно-энергетический комплекс, вносит значительный вклад в национальную безопасность и социально-экономическое развитие страны. Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации включает в себя нефтяную, газовую, угольную и торфяную отрасли, электроэнергетику и теплоснабжение, траст ключевую роль в формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации. Доля топливно-энергетического комплекса в инвестициях в основной капитал составляет около одной трети всего объема инвестиций в основной капитал в Российской Федерации, в структуре доходов федерального бюджета - около 40 процентов, а в российском экспорте (в стоимостном выражении) - более половины, при доле занятых в отраслях топливно-энергетического комплекса менее 4 процентов в общей численности занятого в экономике населения.

Объемы добычи и производства энергетических ресурсов из добытого сырья, производство топлива и электрической энергии в Российской Федерации устойчиво превышают внутреннее потребление по нефти - более чем в 1,9 раза, газу - в 1,5 раза, углю - в 1,8 раза, дизельному топливу - в 2,6 раза, автомобильному бензину - в 1,1 раза.

Российская Федерация входит в число мировых лидеров по запасам углеводородного сырья, объемам производства и экспорта энергетических ресурсов, а также по развитию, использованию и экспорту технологий атомной энергетики.

Среди крупнейших экономик мира топливно-энергетический баланс Российской Федерации является одним из самых экологически чистых (низкоуглеродных) - более трети генерации электрической энергии приходится на атомную энергетику, гидроэнергетику и другие возобновляемые источники энергии, около половины - на природный газ.

Энергетическая инфраструктура Российской Федерации, основу которой составляют Единая энергетическая система России, Единая система газоснабжения, система магистральных трубопроводов для

транспортировки нефти и нефтепродуктов, является одной из самых протяженных в мире и функционирует в различных природно-климатических условиях - от арктической до субтропической зоны.

Российская Федерация исходя из своих национальных интересов, ресурсного и интеллектуального потенциала с учетом необходимости достижения целей устойчивого развития, одобренных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, вносит существенный вклад в обеспечение глобальной энергетической безопасности.

Для энергетики Российской Федерации в полной мере актуальны вызовы, стоящие перед мировой энергетикой, в то время как угрозы имеют специфику, определяемую следующими общими для топливно-энергетического комплекса проблемами:

замедление темпов роста мировой экономики, изменение структуры потребления и снижение спроса на продукцию топливно-энергетического комплекса, перепроизводство углеводородных энергетических ресурсов и, как следствие, сохранение цен на них на низком уровне;

недостаточный для инновационного развития текущий и перспективный объем спроса на внутреннем рынке на основные виды продукции российского топливно-энергетического комплекса, обостряющий зависимость от объема спроса и конъюнктуры мировых рынков традиционных энергетических ресурсов;

критическая зависимость организаций топливно-энергетического комплекса от импорта технологий, оборудования, материалов, услуг и программного обеспечения по ряду наиболее перспективных направлений развития энергетики;

дефицит инвестиционных ресурсов, в том числе вследствие сдерживания роста тарифов в сфере энергетики, ограничения возможности привлечения организациями топливно-энергетического комплекса долгосрочного финансирования со стороны иностранных инвесторов и слабого развития венчурного кредитования;

сохранение наряду с рыночными отношениями нерыночных отношений и обременений в сфере конечного потребления продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса, в том числе наличие перекрестного субсидирования;

высокая неопределенность и нередко непредсказуемость внешних условий и факторов, влияющих на развитие энергетики, включая условия и факторы культуры, социальных изменений, международных отношений, научных открытий и технических изобретений;

вызовы пространственному развитию, указанные в Стратегии пространственного развития;

"большие вызовы" научно-технологическому развитию, указанные в Стратегии научно-технологического развития, в частности, качественное изменение характера глобальных и локальных энергетических систем, рост значимости энерговооруженности экономики и наращивания объема выработки и сохранения энергии, ее передачи и эффективного использования.

Среди вызовов пространственному развитию Российской Федерации следует отметить дисбаланс размещения центров производства и потребления энергетических ресурсов, что порождает беспрецедентно большой и постоянно растущий объем наиболее дорогих сухопутных перевозок топлива на дальние расстояния. С одной стороны, происходит все большая концентрация экономического роста и энергопотребления в центральных районах европейской части страны, доля которых превысила 60 процентов потребления энергии в стране, с другой стороны, происходит смещение добычи и производства энергетических ресурсов в северные и восточные районы с ростом их доли свыше 80 процентов.

Недропользование

Основой гарантированного обеспечения экономической и энергетической безопасности страны, удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики Российской Федерации является одна из крупнейших в мире минерально-сырьевая база топливно-энергетического комплекса.

Прирост запасов с 2008 года - базового года в Энергетической стратегии России (далее приводится сравнение значений показателей базового года в настоящей Стратегии с уровнем 2008 года) составил жидких углеводородов (нефть и конденсат) по категории ЛВ]С| -7,1 млрд, тонн, газа (свободный газ и газ газовых шапок) по категории AB|Ci -    8,1 трлн. куб. метров, угля -    2,2    млрд, тонн, урана

337,7 тыс. тонн.

Основные вызовы, угрозы и факторы риска в области минерально-сырьевой базы сформулированы в Стратегии развития минерально-сырьевой базы. Среди них следует отметить:

практическое отсутствие в нераспределенном фонде недр крупных разведанных месторождений углеводородного сырья и крайне малое

количество месторождений с    небольшими, но экономически

эффективными в разработке запасами;

низкий уровень инвестиций в геологоразведочные работы, вследствие чего динамика разведки новых месторождений начиная с 2008 года падает;

отставание отечественных технологий геологоразведки от передового уровня, повышающее зависимость российских организаций от импортного оборудования, технологий и сервисных услуг.

Нефтяная отрасль

Добыча нефти с конденсатом по сравнению с 2008 годом выросла более чем на 14 процентов, в том числе за счет начала широкомасштабного освоения месторождений в Восточной Сибири (Ванкорский кластер) и Республике Саха (Якутия), а также месторождений, расположенных в акватории Каспийского моря. На арктическом континентальном шельфе Российской Федерации начата разработка Приразломного месторождения. В 2016 году вступил в строй уникальный нефтеналивной терминал "Ворота Арктики".

В результате принятых мер, в том числе налогового стимулирования, добыча нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке выросла в 5 раз (с 14,3 до 74,6 млн. тонн), на континентальном шельфе Российской Федерации - более чем в 2 раза (с 12,7 до 29,1 млн. тонн), трудноизвлекаемых запасов - на 6 млн. тонн (до 38 млн. тонн).

Достигнутый уровень добычи нефти существенно превышает прогнозные внутренние потребности Российской Федерации до 2035 года.

Объем переработки нефтяного сырья с 2008 года увеличился на 22,9 процента, глубина переработки - на 10,1 процентного пункта, выход светлых нефтепродуктов - на 5,4 процентных пункта. В результате масштабной модернизации российских нефтеперерабатывающих заводов введены в эксплуатацию 83 установки вторичной переработки нефти, созданы все условия для перехода внутреннего рынка нефтепродуктов с 1 января 2016 г. на использование моторных топлив высшего экологического класса.

В части трубопроводного транспорта в целом завершены крупномасштабные проекты по развитию системы магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов, направленные на диверсификацию маршрутов экспортных поставок и

повышение конкурентоспособности российских нефти и нефтепродуктов на мировых рынках. Введены в эксплуатацию 1-я и 2-я очереди трубопроводной системы "Восточная Сибирь-Тихий океан" до порта Козьмино, нефтепровод "Сковородино - Мохэ - Дацин", "Балтийская трубопроводная система - 2". В новых нефтедобывающих районах построены нефтепроводы "Пурпе - Самотлор", "Заполярье - Пурпе", "Куюмба - Тайшет". Реализованы проект "Север" развития системы магистральных трубопроводов для увеличения поставок нефтепродуктов в порт Приморск и проект "Юг" - в порт Новороссийск. По ряду направлений нефтепроводов достигнут профицит мощностей, обеспечивающий возможность оперативного изменения направлений перекачки нефти.

Сформирована система биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на Санкт-Петербургской международной говарно-сырьсвой бирже. В 2016 году началась торговля производными финансовыми инструментами купли-продажи нефти марки "Urals" с условиями поставки в порту Приморск.

Объем экспорта сырой нефти на 7,2 процента превысил уровень 2008 года. При этом объемы поставок нефти на традиционные для российских производителей рынки Европы и стран Содружества Независимых Государств снижались, а в страны Азиатско-Тихоокеанского региона - увеличились более чем в 3 раза.

Несмотря на сложности с расширением доли Российской Федерации в мировом рынке нефтепродуктов из-за жесткой конкуренции, экспорт нефтепродуктов вырос на 27,2 процента, причем преимущественно за счет поставок светлых нефтепродуктов.

Наряду с общими для топливно-энергетического комплекса проблемами отраслевыми проблемами и факторами риска в нефтяной отрасли являются:

увеличение себестоимости добычи вследствие преобладания трудноизвлекасмых запасов в составе запасов, вводимых в разработку, и высокой выработанности "зрелых" месторождений, что усложняет удержание достигнутых уровней добычи нефти и обусловливает необходимость применения дорогостоящих технологий добычи;

ухудшение физико-химических характеристик добываемой нефти, включая повышение плотности и содержания серы, что требует внедрения новых технологических решений и инвестиций и повышает себестоимость переработки нефти;

незавершенность процесса формирования долгосрочных механизмов налогообложения нефтяной отрасли, в том числе недостаток стимулов для инвестиций в нефтепереработку и нефтегазохимию, сложность стабилизации ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов в условиях завершения "налогового маневра", уменьшения демпфирующего механизма и ограничения роста розничных цен на моторное топливо в пределах инфляции;

сохранение торговли суррогатным топливом на внутреннем рынке.

Газовая отрасль

Добыча газа по сравнению с 2008 годом увеличилась на 9,1 процента, существенно вырос производственный потенциал отрасли. Ведется разработка крупных месторождений на полуострове Ямал (Бованенковское, Хасавейское, Южно-Тамбейское и другие), в Восточной Сибири (Ковыктинское, Ванкорское и другие) и Республике Саха (Якутия) (Чаяндинское, Талаканское и другие). Иркутской области (Верхнечонское). Начато освоение глубоко залегающих пластов и залежей Заполярного и Уренгойского месторождений. Реализуется инновационный проект добычи метана из угольных пластов в Кузбассе. Началась добыча газа с использованием подводных добычных комплексов в рамках нефтегазового проекта на шельфе Охотского моря.

Дальнейшее развитие получила инфрасгруктура магистральных газопроводов и газотранспортных систем. Введены в эксплуатацию 1-я и 2-я очереди газопровода нового поколения "Бованенково - Ухта", обеспечивающие вывод в единую систему газоснабжения газовых ресурсов полуострова Ямал. На Дальнем Востоке завершено строительство 1-го пускового комплекса газотранспортной системы "Сахалин -Хабаровск - Владивосток". Завершилось расширение Уренгойского газотранспортного узла и магистрального газопровода "Северные районы Тюменской области (СРТО) - Торжок".

Принципиально новым маршрутом экспорта российского газа в Европу стал газопровод "Северный поток" (Nord Stream). Реализуются проекты расширения инфраструктуры поставок в Европу ("Турецкий поток", "Северный поток - 2"), в восточном направлении завершено строительство магистрального газопровода "Сила Сибири", рассматриваются другие возможности наращивания экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

На 1 января 2019 г. средний по стране уровень газификации составил 68,6 процента (рост на 6,2 процентных пункта к 2008 году), в том числе в городах - 71,9 процента (рост на 4,6 процентных пункта), в сельской местности - 59,4 процента (рост на 14,5 процентных пункта).

Новым направлением развития отрасли стало производство сжиженного природного газа. В 2009 году в Российской Федерации введен 1-й завод по производству сжиженного природного газа в рамках реализации соглашения о разделе продукции на острове Сахалин с проектной мощностью 9,6 млн. тонн в год, в 2017 - 2018 годах -3 производственные линии с суммарной проектной мощностью 16,5 млн. тонн в год 2-го завода - "Ямал СПГ", ресурсной базой которого является Южно-Тамбейское месторождение. Планируется к запуску дополнительная 4-я линия "Ямал СПГ" мощностью 0,95 млн. тонн с использованием новой технологии сжижения "Арктический каскад". В рамках реализации проекта "Ямал СПГ" создана транспортная инфраструктура, включающая морской порт и аэропорт Сабетта.

Расширяется география производства и потребления природного газа в качестве газомоторного топлива. Общее число введенных в эксплуатацию стационарных объектов газомоторной инфраструктуры к концу 2018 года достигло 419 (рост на 80 процентов), а объем реализации газа на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях -680 млн. куб. метров. Несколько лет действует программа субсидирования из федерального бюджета затрат на приобретение газомоторной техники. Также в 50 субъектах Российской Федерации реализуются региональные программы развития этого рынка. Развиваются проекты по использованию сжиженного природного газа как моторного топлива на автомобильном, железнодорожном и водном транспорте при использовании карьерной техники, а также как бункерного топлива для судов.

Наряду с общими для топливно-энергетического комплекса проблемами отраслевыми проблемами и факторами риска в газовой отрасли являются:

увеличение затрат при добыче и транспортировке газа на внутренний и мировой рынки в связи с сокращением находящихся в разработке высокопродуктивных и неглубоко залегающих запасов, переходом к разработке месторождений со сложными природно-климатическими и геологическими условиями, удаленностью новых районов добычи от центров потребления газа;

отсутствие полноценного конкурентного внутреннего рынка газа, необходимость которого обостряется ввиду принятого решения о создании общего рынка газа Евразийского экономического союза;

незавершенность процесса формирования законодательных и нормативно-правовых основ функционирования внутреннего рынка сжиженного природного газа.

Нефтегазохимия

Производство нефтегазохимического сырья (этан, сжиженный углеводородный газ, нафта) по сравнению с 2008 годом увеличилось на 64 процента, а его использование для производства нефтегазохимической продукции и крупнотоннажных полимеров возросло почти на 43 процента. С 2012 года в нефтегазохимии началась активная стадия реализации целого ряда крупных инвестиционных проектов. Введены в эксплуатацию мощности по производству полистирола, АБС-пластиков, полиэтилентсрефталата, пропилена, полипропилена и поливинилхлорида. Построен магистральный продуктопровод для транспортировки широкой фракции углеводородного сырья по маршруту Пуровский завод по переработке конденсата - "Пуровск - Тобольск".

Основными проблемами и факторами риска в нефтегазохимической отрасли являются:

низкий уровень спроса традиционных отраслей - потребителей нефтехимической продукции на внутреннем рынке (строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, автомобилестроение, приборостроение, электроника и электротехника, упаковка и другие);

дефицит мощностей для производства мономеров (прежде всего мощностей пиролизов);

инфраструктурные    ограничения    транспортировки

нефтегазохимического сырья;

зависимость внутреннего рынка от импорта нефтегазохимической продукции, а нефтегазохимических производств от импорта оборудования и материалов.

Угольная отрасль

Добыча угля в Российской Федерации по сравнению с 2008 годом увеличилась на 35 процентов, в основном за счет открытого способа отработки месторождений, доля которого в общем объеме добычи в базовом году превысила 75 процентов. Объем переработки угля на обогатительных фабриках увеличился с 2008 года почти в 2 раза.

Около половины из действующих в настоящее время 58 шахт и 133 разрезов, введенных после 2000 года, оснащены высокопроизводительной техникой и используют современные технологии угледобычи. По прогрессивной технологии "шахта-лава" работают 42 шахты (72 процента общего числа действующих шахт). Среднемесячная производительность труда работника угольной промышленности увеличилась с 2008 года в 1,5 раза. Более чем в 5 раз снизился удельный коэффициент смертельного травматизма.

Наряду с продолжением развития традиционных центров угледобычи (Печорский, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Горловский и Минусинский угольные бассейны) идет освоение новых месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (Улуг-Хемский бассейн, Эльгинское угольное месторождение в Южно-Якутском угольном бассейне), а также в Арктической зоне Российской Федерации (Верхне-Алькатваамскос и Амаамскос угольные месторождения в Чукотском автономном округе, Малолемберовскос, Нижнелсмберовскос и Сырадасайское месторождения в Таймырском угольном бассейне).

Обеспечена экономическая стабильность функционирования угольной промышленности, ежегодные инвестиции в основной капитал угольных организаций выросли в 2,5 раза (за 2008 - 2018 годы) -с 60 до 144 млрд, рублей.

Доля экспорта в общем объеме поставок угля увеличилась с 33,4 процента до 54 процентов, в том числе за счет укрепления позиций на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Японии, Республики Корея, Китайской Народной Республики, Республики Индии, Малайзии и Социалистической Республики Вьетнам.

Развивалась транспортно-логистическая инфраструктура, в том числе портовые мощности для экспорта угля (Восточный, Ванино, Посьет, Находка, Мурманск, Усть-Луга и другие). Объем мощностей угольных терминалов морских портов по сравнению с уровнем 2008 года увеличился более чем в 3,2 раза. В комплексный план модернизации и расширения

магистральной инфраструктуры включены мероприятия по увеличению пропускной способности транспортной инфраструктуры до уровня, достаточного для обеспечения внутреннего спроса и экспортного потенциала отрасли.

Наряду с общими для топливно-энергетического комплекса проблемами, отраслевыми проблемами и факторами риска в угольной отрасли являются:

снижение внутреннего спроса и конкуренция угольного топлива с природным газом;

несбалансированный рост операционных затрат на производство, транспортировку и перевалку в портах угольной продукции;

замедление структурной перестройки шахтного фонда с выводом из эксплуатации неперспективных шахт с особо опасными горно-геологическими условиями работы;

сохраняющиеся до завершения реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры ограничения пропускной способности на отдельных участках железных дорог, прежде всего Восточного полигона, в направлении поставок угля на растущий рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона, сдерживающие реализацию экспортного потенциала отрасли;

международная кампания против использования угля под предлогом реализации экологической повестки.

Электроэнергетика

Производство электрической энергии по сравнению с 2008 годом увеличилось на    5,3 процента, потребление - на 5,4 процента,

установленная мощность электростанций - на 11 процентов. В период с 2008 года по 2018 год введено 43,4 ГВт новой установленной мощности. Завершено восстановление Саяно-Шушенской гидроэлектростанции после аварии в 2009 году.

Введены в работу и реконструированы около 300 линий электропередачи напряжением 220 кВ и выше, в том числе для энергоснабжения объектов энергообеспечения саммита форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году во Владивостоке, Олимпиады-2014 в Сочи, электросетевой энергомост Российская Федерация - полуостров Крым,    воздушная линия

электропередачи 500 кВ "Зейская ГЭС - Амурская - Хэйхэ",

Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации № 204);

Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р (далее - Стратегия пространственного развития);

Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. №216 "Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации" (далее - Доктрина энергетической безопасности).

При разработке настоящей Стратегии учтены:

Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации 3 января 2014 г. № ДМ-П8-5;

Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. №176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. №208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный на заседании Правительства Российской Федерации 22 ноября 2018 г. (далее - долгосрочный прогноз социально-экономического развития);

Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. № 2914-р (далее - Стратегия развития минерально-сырьевой базы);

Стратегический прогноз Российской Федерации на период до 2035 года, одобренный на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации 22 февраля 2019 г.;

другие документы стратегического планирования Российской Федерации.

обеспечивающая экспорт электрической энергии в Китайскую Народную Республику.

В целом сформирован и успешно функционирует рынок электрической энергии и мощности. В 2015 году внесены изменения в модель конкурентного отбора мощности, с 2019 года конкурентный отбор мощности проводится на 6 лет вперед, что позволяет участникам оптового рынка электрической энергии (мощности) прогнозировать финансовые потоки в долгосрочной перспективе. Кроме того, проведение долгосрочных конкурентных отборов мощности обеспечивает оптимизацию операционных и инвестиционных затрат в отрасли, а также стимулирует генерирующие организации выводить неэффективное генерирующее оборудование из эксплуатации. С 2019 года введен новый механизм обновления и модернизации существующих тепловых электростанций на период до 2031 года.

В 2018 году фактический удельный расход условного топлива на отпуск электрической энергии на источниках комбинированного производства электрической и тепловой энергии с установленной мощностью 25 МВт и более (пропорциональный метод разделения топлива) составил 309,8 г у.т./кВт ч, что является минимальным значением за последние 20 лет (от уровня 2008 года снижение составило 26,2 г у.т./кВт ч или 7,8 процента).

Новый импульс развитию электроэнергетики может дать рост спроса на электрическую энергию со стороны сферы транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, а также возможное развитие энергоемких промышленных производств в восточных регионах Российской Федерации и на приграничных территориях соседних государств, в первую очередь государств - членов Евразийского экономического союза, Китайской Народной Республики и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Наряду с общими для топливно-энергетического комплекса проблемами отраслевыми проблемами и факторами риска в электроэнергетике являются:

диспропорция между заявляемыми характеристиками электропотребления при технологическом присоединении и их последующими фактическими значениями;

низкая платежная дисциплина потребителей на розничном рынке электрической энергии;

В настоящей Стратегии учтены опыт и результаты реализации Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р (далее - Энергетическая стратегия России).

При разработке настоящей Стратегии учитывалась принципиальная связь развития энергетики и обеспечения национальной безопасности, прежде всего энергетической безопасности. Направления развития энергетики согласованы с основными направлениями деятельности по обеспечению энергетической безопасности, определенными в Доктрине энергетической безопасности.

Неотъемлемой частью настоящей Стратегии являются указанные в Доктрине энергетической безопасности вызовы, угрозы и риски в области энергетической безопасности, а также другие положения. Кроме того, в настоящей Стратегии дополнительно учтены вызовы и риски, специфические для развития отраслей топливно-энергетического комплекса Российской Федерации (далее - топливно-энергетический комплекс).

При постановке задач и в прогнозных расчетах учитывалось возможное влияние на развитие энергетики реализации Стратегии научнотехнологического развития, а также широкого круга прорывных и приоритетных технологий, рассмотренных в Прогнозе научнотехнологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса России на период до 2035 года, утвержденном 14 октября 2016 г. Министром энергетики Российской Федерации Л.В.Новаком (далее -прогноз научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса), который составляет со Стратегией единое целое.

Для оценки предлагаемых мер и перспектив развития энергетики с учетом факторов неопределенности и вариативности развития энергетических рынков сформированы 2 прогнозных сценария, определяющие нижнюю границу и верхнюю границу значений целевых показателей и возможных изменений параметров топливно-энергетического баланса, в диапазоне которых отрасли топливно-энергетического комплекса и энергетика Российской Федерации в целом гарантированно сохраняют устойчивость. При этом нижняя граница гарантирует выполнение требований энергетической безопасности, определенных Доктриной энергетической безопасности.

Период реализации настоящей Стратегии с учетом существующего механизма реализации документов стратегического планирования разделен на 2 этапа (I этап - до 2024 года, II этап - 2025 - 2035 годы). В качестве года для установления базового уровня показателей и параметров выбран 2018 год (далее - базовый год).

Основным содержанием I этапа реализации настоящей Стратегии станет обеспечение достижения национальных целей и решение стратегических задач развития, поставленных в Указе Президента Российской Федерации № 204.

II. Цель, приоритеты и направления развития энергетики Российской Федерации

1. Цель и приоритеты развития

В рамках сформировавшегося в XX веке ресурсно-сырьевого и технологического уклада мировой энергетики Российская Федерация занимает уникальное место, являясь одновременно крупным производителем, потребителем и экспортером всех видов углеродных энергетических ресурсов, а также одним из мировых лидеров в атомной энергетике и гидроэнергетике. Однако в настоящее время в мировой энергетике, включая российскую, происходят процессы, которые с большой долей вероятности на рубеже 30 - 40-х годов XXI века приведут к смене указанного уклада.

В экономике Российской Федерации топливно-энергетический комплекс занимает существенное место и играет роль базовой инфраструктуры, основы формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации и крупнейшего заказчика для других отраслей.

Целью развития энергетики Российской Федерации является, с одной стороны, максимальное содействие социально-экономическому развитию страны, а с другой стороны, - укрепление и сохранение позиций Российской Федерации в мировой энергетике, как минимум, на период до 2035 года.

При этом топливно-энергетический комплекс должен внести до 2024 года свой вклад и способствовать другим секторам экономики в достижении национальных целей и решении стратегических задач развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации № 204.

Для достижения поставленной цели в условиях прогнозируемых изменений мировой экономики и экономики Российской Федерации потребуется ускоренный переход (модернизационный рывок) к более эффективной, гибкой и устойчивой энергетике, способной адекватно ответить на вызовы и угрозы в своей сфере и преодолеть имеющиеся проблемы. Характеристики указанного рывка включают:

структурную диверсификацию, в рамках которой углеродная энергетика дополнится неуглеродной, централизованное энергоснабжение -децентрализованным, экспорт энергетических ресурсов - экспортом российских технологий, оборудования и услуг в сфере энергетики, расширится спектр применений электрической энергии, сжиженного природного газа и газомоторного топлива;

цифровую трансформацию и интеллектуализацию отраслей топливно-энергетического комплекса, в результате которых новое качество приобретут все процессы в сфере энергетики, новые права и возможности получат потребители продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса;

оптимизацию пространственного размещения энергетической инфраструктуры, в рамках которой в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации сформируются нефтегазовые минерально-сырьевые центры, нефтегазохимические комплексы, расширится инфраструктура транспортировки энергетических ресурсов. Российская Федерация станет ведущим игроком на рынках Азиатско-Т ихоокеанского региона;

уменьшение негативного воздействия отраслей топливно-энергетического комплекса на окружающую среду и адаптацию их к изменениям климата, в результате чего Российская Федерация внесет существенный вклад в переход к низкоуглеродному развитию мировой экономики, в международные усилия по сохранению окружающей среды и противодействию изменениям климата.

Приоритетами государственной энергетической политики Российской Федерации являются:

гарантированное обеспечение энергетической безопасности страны в целом и на уровне субъектов Российской Федерации, в особенности расположенных на геостратегических территориях;

первоочередное удовлетворение внутреннего спроса на продукцию и услуги в сфере энергетики;

переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике;

развитие конкуренции в конкурентных видах деятельности топливно-энергетического комплекса на внутреннем рынке;

рациональное природопользование и энергетическая эффективность; максимально возможное использование оборудования, имеющего подтверждение производства на территории Российской Федерации;

повышение результативности и эффективности всех уровней управления в отраслях топливно-энергетического комплекса;

максимальное использование преимуществ централизованных систем энергоснабжения.

2. Основные направления деятельности

Основными направлениями деятельности по достижению цели развития энергетики Российской Федерации являются:

эффективное обеспечение потребностей социально-экономического развития Российской Федерации соответствующими объемами производства и экспорта продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса, которое означает эффективное удовлетворение внутреннего спроса, формируемого в том числе в рамках реализации национальных программ и проектов, и с одной стороны основывается на балансе доступности и полезности для потребителя энергетической продукции или услуг, а с другой стороны, на эффективности производства указанных продукции или услуг;

пространственное и региональное развитие сферы энергетики, которое означает трансформацию и оптимизацию энергетической инфраструктуры с учетом развития внутренних и мировых рынков продукции и услуг в сфере энергетики, политических и экономических интеграционных процессов и изменений в международных отношениях;

достижение технологической независимости отраслей топливно-энергетического комплекса и повышение их конкурентоспособности, что означает достаточный для устойчивого функционирования и развития уровень обеспеченности организаций топливно-энергетического комплекса собственными компетенциями и производимыми на территории Российской Федерации и территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, технологическими комплексами, оборудованием, материалами, программным обеспечением и соответствующими услугами;

совершенствование государственного управления и развитие международных отношений в сфере энергетики.

Показатели реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года приведены в приложении № 1 и характеризуют целевое состояние энергетики Российской Федерации.

Прогнозный топливно-энергетический баланс Российской Федерации до 2035 года приведен в приложении № 2.

3. Достижение национальных целей и решение стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года

Вклад энергетики Российской Федерации в достижение следующих национальных целей и решение стратегических задач развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации № 204:

обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации - улучшение условий жизни населения, уменьшение отрицательного воздействия деятельности организаций топливно-энергетического комплекса на окружающую среду и снижение негативного    воздействия    деятельности    организаций топливно-

энергетического комплекса на климат, обеспечение безопасных условий труда работников организаций топливно-энергетического комплекса;

повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет) - снижение количества аварий на объектах топливно-энергетического комплекса и снижение численности пострадавших при несчастных случаях на производстве, в том числе за счет внедрения автоматизированных и роботизированных технологий добычи (производства) энергетических ресурсов;

обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции -обеспечение конкурентоспособного уровня заработной платы и социального пакета в отраслях топливно-энергетического комплекса, расширение социального партнерства между работодателем и работниками, внедрение в компаниях топливно-энергетического комплекса международной практики корпоративной социальной ответственности;

снижение в 2 раза уровня бедности в Российской Федерации -оптимизация и обеспечение предсказуемости тарифообразования в отраслях топливно-энергетического комплекса;

улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно -повышение доступности электросетевой инфраструктуры, надежности

и качества энергоснабжения потребителей до уровня, сопоставимого с лучшими иностранными аналогами, развитие газификации субъектов Российской Федерации с учетом особенностей региональных топливно-энергетических балансов, повышение эффективности систем централизованного теплоснабжения с учетом приоритета повышения уровня когенерации;

ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов их общего числа - координация государственных программ научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса, программ инновационного развития компаний с государственным участием, а также выполняемых за счет бюджетных средств фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, создание отраслевых центров компетенций по приоритетным направлениям технологического развития топливно-энергетического комплекса, создание инжиниринговых центров и испытательных полигонов, обеспечивающих условия для внедрения инновационных технологий и современных материалов в отраслях топливно-энергетического комплекса, образцов нового оборудования и технологий, создание центров тестирования и сертификации новой продукции, развитие венчурного бизнеса в сфере инноваций и поддержки коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытноконструкторских работ в энергетике, совершенствование механизмов государственной поддержки инновационных проектов, в том числе проектов в области внедрения "сквозных" и цифровых технологий (в том числе платформенных решений) в отраслях топливно-энергетического комплекса;

обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере - формирование системы управления, координации и мониторинга цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса, внедрение цифровых технологий в государственное управление и контрольно-надзорную деятельность в отраслях топливно-энергетического комплекса, реализация пилотных проектов по внедрению цифровых технологий и отраслевых платформенных решений, в том числе в рамках плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Энерджинет";

вхождение Российской Федерации в число 5 крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при

сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов, - рост производства энергоносителей к 2024 году на 5 - 9 процентов по сравнению с базовым годом, формирование доходной части бюджета от экспорта продукции и услуг в сфере энергетики, развитие конкуренции и рыночных отношений в сфере энергетики, рост производительности труда и повышение инвестиционной активности в отраслях топливно-энергетического комплекса (рост ежегодных инвестиций в отраслях топливно-энергетического комплекса к 2024 году составит 1,35 - 1,4 раза, а суммарные инвестиции за период 2018 - 2024 годов - около 40 трлн, рублей);

создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами, - рост экспорта энергетических ресурсов на 9- 15 процентов, в том числе рост производства сжиженного природного газа в 2,4 - 3,4 раза, формирование 6 нефтегазохимических кластеров, развитие производства и потребления водорода, вхождение Российской Федерации в число мировых лидеров по его производству и экспорту, создание гелиевых производств и инфраструктуры для транспортировки жидкого гелия на Дальнем Востоке, создание системы долгосрочного хранения гелия и его поставок на мировой рынок.

Решение стратегических задач развития Российской Федерации в рамках исполнения комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. №2101-р (далее - комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры), отраслями топливно-энергетического комплекса будет обеспечено путем:

реализации федерального проекта "Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией";

реализации федерального проекта "Гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата";

участия в федеральном проекте "Железнодорожный транспорт и транзит".