Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

51 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Сводная стратегия определяет основные направления государственной промышленной политики в отношении совокупности видов экономической деятельности, относящихся к обрабатывающему производству и находящихся в сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Согласно Стратегии реализация государственной промышленной политики по основным направлениям будет способствовать не только развитию промышленного потенциала страны, но и повышению гибкости реагирования на угрозы в области экономической, экологической и биологической безопасности

 Скачать PDF

Оглавление

I. Основные положения

II. Оценка состояния промышленности Российской Федерации

III. Цели и задачи реализации Стратегии

IV. Сценарии развития и индикаторы реализации Стратегии

V. Направления развития

VI. Мероприятия Стратегии

Приложение № 1. Интегральные индикаторы Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года

Приложение № 2. Сведения о внутриотраслевых приоритетах в рамках Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года

 
Дата введения06.06.2020
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

06.06.2020УтвержденПравительство Российской Федерации1512-р
ИзданОфициальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)от 10.06.2020. Номер опубликования: 0001202006100007
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 6 июня 2020 г. № 1512-р МОСКВА


Утвердить прилагаемую Сводную стратегию развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года.


Председатель Правител Российской Федера!



М.Мишустин


УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. № 1512-р

СВОДНАЯ СТРАТЕГИЯ

развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года

I. Основные положения

Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года (далее - Стратегия) определяет основные направления государственной промышленной политики в отношении совокупности видов экономической деятельности, относящихся к обрабатывающему производству и находящихся в сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Согласно Стратегии реализация государственной промышленной политики по основным направлениям будет способствовать не только развитию промышленного потенциала страны, но и повышению гибкости реагирования на угрозы в области экономической, экологической и биологической безопасности.

Стратегия разрабатывается в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Федеральным законом "О промышленной политике в Российской Федерации".

Стратегия является основным документом стратегического планирования в сфере промышленности и скоординирована с реализацией следующих основных документов стратегического планирования:

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской

синхронизированное развитие жилой, дорожной и цифровой инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков и промышленных кластеров с учетом потенциального трафика.

Решение указанной задачи влияет на достижение цели в части конкурентоспособности промышленного сектора.

Решение задачи 3 "Вхождение Российской Федерации в число 5 крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности путем роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики темпами не ниже 5 процентов в год" обеспечивается посредством реализации мер инвестиционной политики, технологической политики, развития научно-технического и кадрового потенциала. Существенное значение для решения этой задачи будут иметь обеспечение макроэкономической стабильности, доступности финансовых ресурсов и формирование эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза. В пределах действующих инициатив решение задачи сконцентрировано на следующих направлениях:

содействие инвестициям (механизм защиты и поощрения капиталовложений, реализация механизма "регуляторной гильотины", программы институтов развития, поддержка региональной инвестиционной деятельности, включая инвестиционные налоговые льготы, развитие сегмента длинных денег, реализация плана мероприятий "Трансформация делового климата", ослабление неоправданного административно-силового давления на хозяйствующие субъекты);

развитие промышленной и связанной инфраструктуры (Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры).

Решение указанной задачи влияет на достижение цели в части глобального характера промышленного сектора.

Решение задачи 4 "Достижение объема экспорта конкурентоспособной промышленной продукции в размере 205 млрд, долларов США в год, в том числе продукции машиностроения в размере 60 млрд, долларов США в год" обеспечивается совокупностью мер промышленной и торговой политики, направленных на достижение международной конкурентоспособности российских товаров, как в рамках отраслевых решений, так и в составе системных мер содействия международной кооперации и экспорту. Эта задача включена в состав

национального проекта "Международная кооперация и экспорт" и решается путем его реализации, в том числе в части:

развития конкурентоспособности (федеральный проект "Промышленный экспорт", отдельные мероприятия Программы диверсификации оборонно-промышленного комплекса);

содействия экспорту (федеральные проекты "Логистика международной торговли" и "Системные меры содействия международной кооперации и экспорту").

Решение указанной задачи влияет на достижение цели в части создания экспортного потенциала.

Помимо национальных целей, соответствующих задачам Стратегии, реализация Стратегии способствует достижению других национальных целей развития, в том числе:

повышению ожидаемой продолжительности жизни к 2024 году до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет) за счет поддержки развития фармацевтической и медицинской промышленности;

обеспечению устойчивого росла реальных доходов граждан и снижению в 2 раза уровня бедности за счет роста производительности труда и занятости в промышленности;

улучшению жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно за счет обеспечения строительной отрасли качественными и доступными материалами и оборудованием.

IV. Сценарии развития и индикаторы реализации Стратегии

Стратегия опирается на параметры Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (в части базового, целевого и консервативного сценариев) с пролонгацией траектории развития до 2035 года. Реализация Стратегии осуществляется в условиях устойчивой и сбалансированной макроэкономической политики, в том числе фискальной, кредитно-денежной и валютной. Следует учитывать, что возможность достижения основных результатов Стратегии определяется в том числе перспективами развития мировой экономики (динамикой валового мирового продукта, конъюнктурой сырьевых рынков и рынков промышленных товаров, состоянием мировой торговли и др.). Вероятность достижения ключевых результатов Стратегии критически снижается при следующих пороговых значениях внешних и внутренних условий:

цена на нефть - менее 30 долларов США за баррель в течение года и

более;

реальный эффективный курс рубля - ослабление более чем на 20 процентов (год к году);

средневзвешенная ставка по рублевым кредитам на срок более года для предприятий - свыше 5 процентов в реальном выражении.

Положения Стратегии не учитывают последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Цель и задачи Стратегии предполагают обеспечение развития промышленности на уровне, соответствующем или опережающем целевой сценарий прогноза.

При начале реализации Стратегии в 2021 году эффект, связанный с ускорением промышленного развития, будет наблюдаться с 2022 года по мерс принятия обеспечивающих реализацию Стратегии нормативных правовых актов и перехода к реализации инвестиционных проектов.

Интегральные индикаторы Стратегии приведены в приложении № 1.

В ходе реализации Стратегии планируются совершенствование системы статистического учета и переход к применению индикаторов, основанных на увеличении валовой добавленной стоимости. Такие индикаторы устанавливаются в качестве показателей решения задач (достижения национальных целей) и дополнительных показателей реализации мероприятий.

V. Направления развития

Направления развития определяются, с одной стороны, особенностями отраслей промышленности, с другой - составом вызовов и угроз. Инструментарий промышленной политики в целом определяется Федеральным законом "О промышленной политике в Российской Федерации".

Исходя из создаваемого продукта осуществляется следующая сегментация промышленности при реализации Стратегии: массовая продукция низких и средних переделов; машиностроение и другие средства производства; потребительская продукция.

Общим принципом развития промышленности признается диверсификация производства с выходом на смежные стадии производственных цепочек (производство товаров предшествующих или следующих переделов). Для массовой продукции низких и средних

переделов приоритетны обеспечение ценовой конкурентоспособности, защита позиций на мировых рынках, сглаживание колебаний глобальной конъюнктуры. В сфере машиностроения и других средств производства наиболее важным является обеспечение технологического развития, включая завоевание новых рынков с учетом глобализации производственных цепочек. В сфере потребительских товаров следует сосредоточиться на общем поддержании конкурентоспособности, обеспечении платежеспособного спроса (как внутреннего, так и внешнего), защите интересов производителей в условиях расширяющегося доминирования цифровых платформ.

Для современного промышленного производства характерен высокий уровень межотраслевой кластеризации. С учетом этого, помимо реализации отраслевых стратегий, потребуется обеспечение ускоренного технологического развития по таким ключевым, определяемым общими технологическими трендами и процессами формирования спроса межотраслевым направлениям, как:

энергетика и окружающая среда; продовольственная безопасность; транспорт и логистическая инфраструктура; здравоохранение;

новые материалы (включая новые технологии в области химии); технологии производства и автоматизации; микроэлектроника и связь.

Состав вызовов и угроз определяет сферы реализации Стратегии в рамках общего повышения конкурентоспособности:

технологическая    конкуренция требует мер    технологической

политики;

ограниченность    ресурсов для развития    компенсируется

осуществлением инвестиционной, финансовой и кадровой политики;

ограниченность и сжатие внутреннего и глобального спроса предполагают осуществление политики стимулирования спроса;

внешнеторговая    политика должна быть    синхронизирована

с трендами развития мировой экономики.

При выявлении целевых направлений развития промышленности во внимание также принимаются возможности формирования факторов роста в отдельных отраслях. Сведения о внутриотраслевых приоритетах в рамках Стратегии приведены в приложении № 2.

VI. Мероприятия Стратегии

С учетом рисков реализации Стратегии для достижения поставленной цели необходимы в пределах выбранных направлений как количественное расширение промышленной политики (увеличение объемов поддержки), так и реализация системных мер, охватывающих большую часть субъектов промышленной деятельности.

Мероприятия Стратегии подлежат распределению по федеральным проектам, подпрограммам государственных программ в сфере промышленности и по уже реализуемым инициативам.

Технологическая политика

Технологическая политика предусматривает поддержку исследований, разработок и трансфера технологий, а также цифровизации.

При реализации Стратегии учитываются следующие мероприятия и механизмы технологической политики:

субсидирование затрат на научные исследования и разработки; реализация исследовательских проектов по приоритетным направлениям;

поддержка создания и развития быстрорастущих технологических компаний-лидеров;

грантовая поддержка исследователей; развитие исследовательских кластеров и платформ; интеграция государственных информационных систем на базе государственной информационной системы промышленности и обеспечение доступа к информации;

содействие развитию промышленного и инжинирингового программного обеспечения;

опережающее развитие стандартизации и сертификации; диверсификация оборонно-промышленного комплекса.

К планируемым инициативам и мероприятиям относятся: расширение внешнеэкономического сотрудничества в сфере технологий и инноваций;

стимулирование развития механизмов трансфера технологий и совершенствования процедур реверсивного инжиниринга; поддержка национальных цифровых платформ; развитие инжиниринговой деятельности; внедрение методов бережливого производства.

Целевые показатели соответствуют показателям национальных целей.

Доля организаций    обрабатывающей    промышленности,

осуществляющих технологические инновации: в 2024 году - на уровне 50 процентов; в 2035 году - поддержание на указанном уровне.

Доля затрат на внедрение цифровых технологий в валовой добавленной стоимости:

в 2024 году - на уровне 5,1 процента; в 2035 году - поддержание на указанном уровне.

Внутренние затраты    на исследования    и разработки в

обрабатывающей промышленности:

в 2024 году - на уровне 740 млрд, рублей; в 2035 году - не менее 1270 млрд, рублей.

Выполненный объем разработок, оканчивающихся изготовлением, предварительными и приемочными испытаниями опытного образца (опытной партии), в обрабатывающей промышленности: в 2024 году - на уровне 700 млрд, рублей; в 2035 году - не менее 1210 млрд, рублей.

Результатами являются:

обеспечение    технологической    конкурентоспособности

промышленности;

создание условий для интенсивного развития;

содействие развитию смежных отраслей (науки, образования, связи и телекоммуникаций).

Инвестиционная и финансовая политика

Инвестиционная    и финансовая    политика предусматривает

стимулирование инвестиционной активности и обеспечение доступности ресурсов, а также снижение кредитной нагрузки.

При реализации Стратегии учитываются следующие мероприятия и механизмы инвестиционной и финансовой политики:

налоговые льготы (включая расширение практики инвестиционных налоговых вычетов и налоговых кредитов);

защита инвесторов и содействие заключению долгосрочных контрактов;

ослабление неоправданного административно-силового давления на хозяйствующие субъекты;

обеспечение доступности льготного заемного финансирования инвестиционных проектов, оборотного капитала, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения наилучших доступных технологий, поддержка кредитования инвестиционных проектов;

ревизия инструментов территориального развития, в том числе мер в части поддержки индустриальных парков, промышленных технопарков, промышленных кластеров, в целях повышения их востребованности со стороны бизнеса и субъектов Российской Федерации;

масштабирование деятельности фондов развития промышленности на федеральном и региональном уровнях, в том числе их мандатов.

Планируемые меры и мероприятия опираются на переход к стимулированию инвестиций с помощью комбинации отраслевых мер, включающих:

изменения в отраслевом регулировании, координацию промышленного развития и реформирования контрольно-надзорной деятельности, снижение регуляторной нагрузки;

развитие альтернативных способов финансирования промышленности (облигации, вхождение в капитал);

повышение привлекательности содействия развитию промышленности для субъектов Российской Федерации;

пересмотр принципов привлечения к ответственности с переносом акцента на возмещение вреда или ущерба.

Целевыми показателями являются:

соотношение инвестиций в основной капитал и валовой добавленной стоимости обрабатывающих производств, в процентах: в 2024 году - на уровне 25 процентов; в 2035 году - на уровне 27 процентов;

индекс производства обрабатывающей промышленности, в процентах к базовому 2019 году:

в 2024 году - на уровне 116,8 процента; в 2035 году - на уровне 192,5 процента.

Результатами являются:

обновление и расширение основных фондов промышленности; увеличение производственных возможностей; стабилизация динамики промышленного роста;

содействие развитию соответствующих сегментов финансового рынка.

Кадровая политика

Кадровая политика направлена на обеспечение потребности в квалифицированных кадрах.

При реализации Стратегии учитываются следующие мероприятия и механизмы кадровой политики:

актуализация федеральных государственных образовательных стандартов;

разработка образовательных программ для среднего и высшего профессионального образования с использованием цифровых решений, включая технологии виртуальной реальности (VR-технологии) и компьютерные модели;

реализация программ по подготовке кадров для приоритетных направлений и сегментов промышленности;

поддержка технологической инициативы и предпринимательства; диверсификация промышленного потенциала моногородов. Планируемые меры и мероприятия включают:

корректировку нормативно-правовой базы с учетом постепенного перехода сотрудников на дистанционную работу;

поддержку трудовой мобильности и трудовой миграции квалифицированного промышленного персонала;

реализацию проектов перемещения избыточных трудовых ресурсов в регионы, испытывающие потребность в квалифицированных кадрах. Целевыми показателями являются:

доля компаний, не испытывающих проблем с поиском квалифицированных работников, процентов: в 2024 году - не менее 50 процентов; в 2035 году - свыше 70 процентов;

индекс производительности труда, в процентах к предыдущему году: в 2024 году - не менее 5 процентов; в 2035 году - не менее 3,6 процента.

Результатами являются:

увеличение человеческого капитала в промышленности; рост занятости и повышение производительности труда; содействие развитию образования; снижение нагрузки на социальную сферу.

Политика стимулирования спроса

Политика стимулирования спроса предусматривает развитие внутреннего и внешнего спроса на отечественную продукцию.

При реализации Стратегии учитываются следующие мероприятия и механизмы стимулирования спроса:

субсидирование расходов потребителей на закупку и поставку отдельных видов продукции;

льготное кредитование заказчиков и поддержка лизинга; содействие    обновлению как    средств    производства, так

и потребительских товаров (утилизационные механизмы и система "трейд-ин");

адресные государственные закупки продукции; применение    экологической    политики    как инструмента

стимулирования (включая содействие применению наилучших доступных технологий).

11ланируемые меры и мероприятия включают:

реализацию масштабных проектов с государственным участием в сфере промышленности;

создание на базе государственной информационной системы промышленности платформы поставщиков и формирование института доверенных поставщиков;

поддержку реализации федеральных и региональных инфраструктурных проектов, формирующих спрос на промышленную продукцию (транспорт, связь, энергетическая инфраструктура);

либерализацию торговой политики и регулирования торговли, в особенности при продаже продукции собственного или отечественного производства.

Целевыми показателями являются:

соотношение импорта продукции и валовой добавленной стоимости обрабатывающих производств, в процентах: в 2024 году - менее 45 процентов; в 2035 году - менее 40 процентов;

индекс производства по высокотехнологичным обрабатывающим видам экономической деятельности, в процентах к базовому 2019 году: в 2024 году - не менее 125 процентов; в 2035 году - не менее 280 процентов.

Результатами являются:

создание условий для производства и сбыта продукции; обеспечение загрузки производственных мощностей.

Внешнеторговая политика

Внешнеторговая политика предусматривает продвижение на внешние рынки.

При реализации Стратегии учитываются следующие мероприятия и механизмы политики повышения конкурентоспособности и продвижения российских товаров:

создание гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта, включая предэкспортное и экспортное финансирование, лизинг и иные меры долгосрочной поддержки;

развитие единой системы институтов продвижения экспорта на основе модернизации торговых представительств;

развитие мероприятий в части выставочно-ярмарочной деятельности; устранение барьеров, изъятий и ограничений в экономическом пространстве Евразийского экономического союза;

строительство и модернизация пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и устранение других логистических ограничений;

внедрение к 2021 году механизма "одного окна" для интеграции всех видов контроля международной торговли.

Новыми мероприятиями в рамках Стратегии станут: расширение взаимных инвестиций и направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза; реализация крупных зарубежных проектов;

изменение условий связанного финансирования до уровня, позволяющего конкурировать в глобальном масштабе.

Целевые показатели определяются показателями федеральных проектов национального проекта "Международная кооперация и экспорт" с пролонгацией до 2035 года.

Объем экспорта промышленной продукции составит: в 2024 году - 205 млрд, долларов США; в 2035 году - 290 млрд, долларов США.

Объем экспорта продукции машиностроения составит: в 2024 году - 60 млрд, долларов США; в 2035 году - 95 млрд, долларов США.

Федерации от 13 мая 2017 г. №208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. №642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р.

Стратегия синхронизирована с национальными проектами, условиями присутствия и присоединения Российской Федерации к международным торговым партнерствам. Положения Стратегии учитывают обязательства Российской Федерации вследствие членства во Всемирной торговой организации и Евразийском экономическом союзе.

Отраслевые стратегии и иные документы стратегического планирования в отдельных отраслях промышленности подлежат приведению в соответствие со Стратегией и применяются как инструменты ее реализации.

В качестве года для установления базового уровня показателей и параметров Стратегии определен 2019 год.

Стратегия может быть актуализирована при участии объединений работодателей, включая Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "Опора России", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", Торгово-промышленную палату Российской Федерации, по мере изменения макроэкономической конъюнктуры.

II. Оценка состояния промышленности Российской Федерации Положение в экономике

Обрабатывающие производства в Российской Федерации формируют около 14 процентов валовой добавленной стоимости. В обрабатывающей промышленности занято около 10,1 млн. человек. Несмотря на экономические санкции и неблагоприятную динамику

Результатами являются:

увеличение присутствия на мировых рынках;

закрепление российской промышленности в новых рыночных нишах; содействие развитию смежных сфер (услуг транспорта, торговли и сервиса).

макроэкономических показателей, с 2014 года сохраняется умеренный опережающий темп роста промышленного производства на уровне примерно 2,5 процента ежегодно.

Состояние основных фондов и технологический уровень

Наиболее активный рост основных фондов российской обрабатывающей промышленности наблюдается с 2000-х годов. В этот период сформировано более 75 процентов мощностей действующих отечественных предприятий. Средний фактический срок службы машин и оборудования в обрабатывающей промышленности составляет 23 года, однако ряд предприятий, преимущественно капиталоемких отраслей, по-прежнему опираются на заделы советского периода. В пределах отраслей могут присутствовать как предприятия со значительной долей устаревших фондов, так и принципиально новые, созданные в последние годы. Многоукладность промышленности проявляется в глубине переработки, длине производственных цепочек - от простых операций сборки из закупаемых комплектующих до комбинированных производств полного цикла.

К наиболее современным, фактически заново воссозданным на основе конкурентоспособных технологий и решений отраслям относятся автомобилестроение, транспортное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, тяжелое машиностроение, металлургия, промышленность строительных материалов, гражданское авиастроение, фармацевтическая и медицинская промышленность. Кардинальное техническое    перевооружение    мощностей

оборонно-промышленного комплекса позволило с 2010 года до начала 2020 года перейти к массовому производству инновационной продукции и сформировать абсолютно новый облик вооружения страны.

Информатизация

В промышленном производстве расширяется применение автоматизированных систем управления и контроля технологических процессов на всех производственных стадиях и видах производств. Компании предъявляют возрастающий спрос на инжиниринговые услуги и сервисы по внедрению информационных технологий. Активно развивается взаимная информационная интеграция как на базе частных информационных решений (работа с партнерами, управление поставками).

так и с использованием государственных информационных систем. Количество предприятий, зарегистрированных в Государственной информационной системе промышленности, превысило 9 тыс. компаний.

В то же время использование информационных технологий и автоматизации пока носит фрагментарный характер и только в отдельных случаях достигает информационной среды предприятия в целом.

Кадровые ресурсы

Промышленные предприятия являются ключевыми работодателями, успешно совмещающими рост производительности труда и увеличение занятости.

Заработная плата работников, занятых в промышленности, близка к средней по экономике Российской Федерации, но значительно отличается в зависимости от отрасли и места расположения производства.

В частности, оборонно-промышленный комплекс традиционно характеризуется более высокими заработными платами в силу специфики деятельности и требуемых компетенций человеческого капитала.

Предприятия конкурируют за квалифицированных работников -в ряде субъектов Российской Федерации наблюдается дефицит высококвалифицированных кадров в связи с их миграцией в другие регионы. В то же время существенной кадровой проблемой, снижающей эффективность производства, является профессиональноквалификационный дисбаланс (несоответствие компетенций квалификационным требованиям).

Финансовое положение

По итогам 2019 года доля прибыльных организаций в обрабатывающей промышленности составила 76,9 процента (против 73,5 процента в целом по экономике Российской Федерации). Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) превысил 4,4 млрд, рублей, увеличившись на 28,2 процента по сравнению с 2018 годом.

Для организаций промышленности характерна высокая зависимость от доступности заемных средств, что связано с большими объемами закупок материалов, комплектующих и оборудования, длительными инвестиционными и производственными циклами. В отрасли накоплена

высокая кредитная нагрузка, наблюдается недостаток оборотных средств. Предприятия в основном полагаются на собственные источники средств для развития, что вполне закономерно приводит к ограничению темпов роста.

Конкурентоспособность

Отрасли обрабатывающей промышленности конкурентоспособны на внутреннем рынке. Вследствие импортозамещения зависимость российской экономики (доля импортной продукции на внутреннем рынке) по промышленным товарам сократилась с 49 процентов в 2014 году до примерно 40 процентов к началу 2020 года. Благодаря политике импортозамещения, проводимой во взаимодействии с партнерами -странами Евразийского экономического союза, за последнее 10-летие растет количество технологических операций, осуществляющихся иностранными инвесторами на территории страны.

На мировом рынке позиции промышленного производства укрепляются. Рекордным по объему несырьевого нсэнсргетичсского экспорта как в стоимостном, так и в количественном выражении стал 2019 год. Увеличивается диверсификация экспорта за счет расширения долей менее крупных отраслей. Массовые товары низких переделов замещаются более сложной продукцией, экспорт легковых автомобилей вырос на 23,5 процента, фармацевтики, парфюмерии и косметики -на 10,1 процента, легкой промышленности - на 7,7 процента.

К проблемам конкурентоспособности можно отнести недостаток компетенций, характерных для сервисной экономики и четвертой промышленной революции, - слабое развитие систем гарантийного ремонта и сервисного обслуживания (в том числе за рубежом), несоответствие современным экологическим требованиям, а также отсутствие производства на территории страны целого ряда образцов комплектующего оборудования.

Государственная промышленная политика

Рост внимания государства к развитию промышленности в 2000-е годы привел к последовательной реализации нескольких крупных отраслевых стратегий и федеральных целевых программ по приоритетным направлениям развития. К 2014 году основные инициативы и меры поддержки были объединены в составе государственных программ:

"Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";

"Развитие авиационной промышленности";

"Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений";

"Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности";

"Развитие фармацевтической и медицинской промышленности";

"Развитие оборонно-промышленного комплекса".

Принятие в 2014 году Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" сформировало основу для системного развития государственного стимулирования промышленного развития. В настоящее время поддержка промышленного производства строится вокруг комплекса мер по нескольким направлениям - от защиты инвестиций до информационной, кадровой и локализационной политики. Сформированы и внедрены механизмы специальных инвестиционных контрактов, фонды развития промышленности на федеральном и региональном уровнях, субсидиарные меры поддержки, ориентированные на привлечение частных инвестиций в промышленность, создана инфраструктура поддержки экспорта, развернута планомерная работа по определению понятия "российский продукт" и реализации соответствующей системы подтверждения.

Государственное участие в развитии промышленного производства строится на основе совокупности отраслевых стратегий. В настоящее время приняты и реализуются 20 отраслевых документов стратегического планирования (включая 4 экспортные стратегии), охватывающих подавляющее большинство отраслей обрабатывающей промышленности.

Естественными ограничивающими факторами для реализации государственной промышленной политики являются возможности федерального бюджета и требования правового регулирования, в том числе обеспечивающие развитие других отраслей экономики и социальной сферы.

Ключевые вызовы и возможности для развития обрабатывающей промышленности

Возможности расширения присутствия на российском рынке в основном успешно использованы в 2014 - 2018 годах в рамках реализации программ импортозамещения. Масштабы потребительского спроса ограничены низким в сравнении с развитыми странами уровнем

доходов и общей численностью населения России. Спрос бизнеса на средства производства потенциально высокий, но фактически невелик из-за наблюдаемой инвестиционной паузы (прирост инвестиций в основной капитал в 2019 году составил 1,7 процента к уровню 2018 года). В то же время внутренний рынок является привлекательным для апробации и первичных продаж продукции, поскольку здесь сохраняется преимущество в конкурентоспособности, определяемое близостью к потребителю.

Экспорт рассматривается как магистральное направление развития промышленной политики в интересах решения задач по импортозамещению, несмотря на резкое усложнение условий конкуренции на внешнем рынке. При этом крупнейшие страны мира все чаще применяют инструменты протекционизма, вплоть до состояния торговых войн. Экономические и в последнее время наиболее часто наблюдаемые экологические ограничения используются для политического давления (непосредственно российская экономика столкнулась с санкциями со стороны Соединенных Штатов Америки и Европейского союза в 2014 году и продолжает ощущать их воздействие). Усиление глобальной неустойчивости мировой экономики в начале 2020 года привело к нарастанию экономического национализма во всем мире.

В этих условиях глобальный спрос на продукцию и объемы мировой торговли неизбежно сокращаются. Объем мировой торговли, по данным Всемирной торговой организации, в III квартале 2019 года сократился на 3,3 процента. Замедление мирового товарооборота продолжится и станет серьезным препятствием для экспортной экспансии российской продукции.

Одновременно усиливается технологическая конкуренция, в том числе выходящая за рамки технических характеристик продукции. Последствием цифровизации стало сокращение циклов разработки и продажи продукта. Во многих отраслях произошел переход к сервисной модели поставок (объединение товара и обслуживающих услуг) с дальнейшей ориентацией на "кастомизацию" потребительского решения без перехода прав собственности. Сформировавшиеся цифровые платформы привели к смещению рентабельности из сферы производства в сферу продаж и обслуживания сначала в потребительском секторе, а затем и на наиболее востребованных отраслевых рынках.

Период высокой стоимости энергоносителей стимулировал развитие энергосбережения. В настоящее время наблюдается объединение

экономических и экологических процессов, в том числе в пределах глобальных соглашений по климату (Парижское соглашение, принятое 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата). Даже при падении цен на энергоносители экологическая повестка в ближайшие годы станет источником новых требований к характеристикам продукции, как формализованных, в виде торговых барьеров, так и неформализованных, в форме меняющихся потребительских предпочтений.

Таким образом, Стратегия строится на принципах максимального использования внутреннего рынка как базовой платформы для создания и апробации новой продукции с последующей экспортной экспансией при безусловном обеспечении национальной безопасности.

III. Цели и задачи реализации Стратегии

Целью Стратегии является формирование в Российской Федерации промышленного сектора с высоким экспортным потенциалом, способного конкурировать в глобальном масштабе, обеспечивающего достижение национальных целей развития.

Цель    Стратегии непосредственно    обеспечивает достижение

национальной цели развития - создания в обрабатывающей промышленности высокопроизводительных экспортно ориентированных секторов,    развивающихся на основе    современных технологий

и обеспеченных квалифицированными кадрами.

Показателем достижения цели является поддержание ежегодных темпов роста в обрабатывающей промышленности по отраслям, отнесенным к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, на уровне не менее 104,5 процента в 2023 - 2025 годах с дальнейшим снижением до 103 процентов в 2031 - 2035 годах.

Состав иных национальных целей развития определяет задачи Стратегии, способы их решения и индикаторы решения задач.

Решение задачи 1    "Ускорение    технологического развития

Российской Федерации,    увеличение    количества организаций,

осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов их общего числа" осуществляется за счет технологической промышленной политики, предусматривающей стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструююрских работ и последующего их внедрения, поддержку внутренней технологической активности субъектов промышленной

деятельности, содействие применению наилучших доступных технологий.

В пределах действующих инициатив решение задачи сконцентрировано на следующих направлениях:

повышение уровня технологического развития (Стратегия научно-технологического развития, реализация соглашений с компаниями -лидерами по отдельным высокотехнологичным направлениям);

ускорение коммерциализации новых технологий и продуктов (Национальная технологическая инициатива, федеральный проект "Развитие научной и научно-производственной кооперации", отдельные мероприятия национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости");

регуляторная технологическая политика (технологическое регулирование и регулирование интеллектуальной собственности, механизм специальных инвестиционных контрактов, законодательство об экспериментальных правовых режимах).

Решение указанной задачи влияет на достижение цели в части конкурентоспособности промышленного сектора.

Решение задачи 2 "Обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в промышленности благодаря увеличению затрат на внедрение цифровых технологий за счет всех источников до 5,1 процента создаваемой валовой добавленной стоимости" обеспечивается за счет мер инвестиционной, технологической и кадровой политики, предусматривающей доступность и привлекательность цифровых технологий как инструмента повышения конкурентоспособности и эффективности производства. В пределах действующих инициатив решение задачи сконцентрировано на следующих направлениях:

регуляторная политика в сфере цифровых технологий (федеральный проект "Нормативное регулирование цифровой среды");

развитие компетенций (федеральный проект "Кадры для цифровой экономики", деятельность автономной некоммерческой организации "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия);

прямая поддержка цифровизации отраслей (национальный проект "Производительность труда и поддержка занятости", отраслевые программы и ведомственные проекты цифровой трансформации, внедрение отечественного программного обеспечения, внедрение систем цифровой маркировки и прослеживания товаров);