Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

111 страниц

580.00 ₽

Купить СН 202-76 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция устанавливает содержание, состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектов и смет, по которым должно осуществляться строительство новых, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих промышленных предприятий, зданий и сооружений.

  Скачать PDF

Заменяет СН 202-69

Оглавление

1. Общие положения

2. Выбор места расположения предприятия, здания, сооружения (площадки для строительства), его согласование и утверждение

3. Задание на проектирование

4. Техно-рабочий проект

5. Технический проект

6. Рабочие чертежи

7. Применение типовых проектов

8. Сметная часть

9. Согласование и утверждение проектов и смет

Приложение 1. Примерный состав техно-рабочего (технического) проекта промышленного предприятия, отдельного цеха, объекта

Приложение 2. Сводная смета

Приложение 3. Сводка затрат

Приложение 4. Ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс

Приложение 5. Объектная смета

Приложение 6. Локальная смета

Приложение 7. Локальная смета

Приложение 8. Единичная расценка

Приложение 9. Каталог единичных расценок

Приложение 10. Калькуляция стоимости материалов, конструкций и изделий

Приложение 11. Калькуляция

Приложение 12. Заказная спецификация

Приложение 13. Сборник заказных спецификаций на оборудование, приборы, средства контроля, автоматизации и связи, арматуру, кабельные и другие изделия

Приложение 14. Указания по заполнению форм

Приложение 15. Примерный состав основных данных и технико-экономических показателей, включаемых в распорядительный документ об утверждении техно-рабочего (технического) проекта предприятия, здания, сооружения

Показать даты введения Admin

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬС ТВА (ГОССТРОЙ СССР)

ИНСТРУКЦИЯ

ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ И СМЕТ

ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

СН 202-76

^ /J'9 °l

c

Xf-OS.Sl <• Ct\ 09 Si

Москва 1976

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

ИНСТРУКЦИЯ

ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ И СМЕТ

ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

СН 202-76

Утверждена

постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 16 марта 1970 г. М 23

В tce-Cetfb и змеи е

. а/ / 5'2 2 cnt-Sb

09 ¥9г t 02.0% %$ - нетл/€

с. Д    .

u&s я***- w J
0Г ЛЛ 06. fy e Of. CI.#C~ ьСТ л/ /<?

WSn. V. //

(a Mt£U£UM$ И-& (u

МОСКВА СТРОЙИЗДАТ 1 9 76-W- ~

- GeTt/S, e. ft


Л/ttA c? C9.CQ.eo C BO -

ная документация, которая включается в состав проекта на строительство дополнительных объектов основного производственного назначения.

Указанный проект со сводной сметой к нему утверждается в установленном порядке инстанцией, определяемой исходя из суммарной сметной стоимости строительства по основному проекту и проекту на дополнительные объекты.

Сводная смета на строительство указанных дополнительных объектов не подлежит объединению с ранее утвержденной сводной сметой к основному проекту.

1.12.    Если в процессе разработки техно-рабочего (технического) проекта возникает необходимость в разработке дополнительных вариантов проекта или его части для отдельных зданий и сооружений, не предусмотренных заданием на проектирование, но обеспечивающих лучшие технико-экономические показатели проектируемого предприятия, сооружения, проектная организация обязана сообщить об этом инстанции, утвердившей задание на проектирование.

Разработка таких дополнительных вариантов проекта осуществляется проектной организацией на основании дополнительного задания на проектирование, выданного заказчиком в установленном порядке.

По решению министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик для обеспечения возможного выбора оптимальных проектных решений варианты проектов или отдельных частей проектов предприятий и сооружений со сложными технологическими процессами и строительными конструкциями могут одновременно разрабатываться различными проектными организациями. Разработка вариантов проектов должна предусматриваться в задании на проектирование.

1.13.    На вновь разрабатываемое оборудование, намечаемое к применению в проекте, заказчик с участием проектной организации составляет, в соответствии с ГОСТ 15.001-73 «Разработка и постановка продукции на производство. Основные положения», исходные требования, в которых должны указываться:

назначение и область применения нового оборудования;

технико-экономическая обоснованность изготовления нового оборудования (аналогичное оборудование и из-

делия, выпускаемые за границей, тип, форма, параметры, источник информации);

параметры и характеристики оборудования; условия применения оборудования (режим работы, организация работы, расстановка рабочей силы, технологический комплекс, в котором будет использоваться продукция, и т. п.);

условия управления, ремонта, транспортирования, хранения и др.;

допускаемые уровни вибрационных и шумовых нагрузок, теплового воздействия, воздействия электрического тока, пыли, газов и др. в соответствии с действующими стандартами, санитарными нормами; лимитная цена с ее обоснованиями.

1.14.    Технологические процессы, оборудование, приборы, конструкции, материалы и изделия, впервые примененные или разработанные в проектах, должны быть проверены проектными организациями-разработчиками на патентоспособность и патентную чистоту; по результатам этой проверки должна быть сделана запись в пояснительной записке и в установленном порядке составлен патентный формуляр.

В пояснительных записках соответствующих частей проекта, в которых предусматривается использование изобретения, необходимо указывать номера авторских свидетельств и заявок на используемые изобретения, по которым принято решение о выдаче авторских свидетельств.

1.15.    Заказчики проекта и проектные организации обязаны своевременно и в установленном порядке вносить в устаревшие проекты изменения, обеспечивающие повышение эффективности производства и улучшение технико-экономических показателей, в том числе изменения, связанные с введением в действие новых нормативных документов.

Указанные изменения вносятся проектной организацией в устаревшие проекты на основании поручения заказчика, подготовленного им с учетом фактического состояния строительства, и предложений генеральной подрядной строительно-монтажной организации и в необходимых случаях согласованного с инстанцией, утвердившей проект.

Взаимоотношения заказчика проекта и подрядной строительной организации, связанные с осуществлением

11

строительства по измененным проектам, регламентируются Правилами о договорах подряда на капитальное строительство.

Предложения по изменению предусмотренной проектом предприятия или сооружения мощности должны быть согласованы заказчиком проекта с Госпланом СССР по стройкам сметной стоимостью 3 млн. руб. и выше, а по стройкам сметной стоимостью до 3 млн. руб. — с соответствующими плановыми органами.

1.16.    В тех случаях, когда в связи с намечаемым строительством предприятия необходимо создание (для расселения трудящихся) нового города (поселка) или нового района существующего города и на эти цели для проектируемого предприятия предусматриваются капитальные вложения, в составе техно-рабочего (технического) проекта, на основе утвержденных в установленном порядке генерального плана нового города (поселка) или района существующего города и проекта детальной планировки (планировочная документация) в соответствий с Временной инструкцией по разработке проектов и смет для жилищно-гражданского строительства, разрабатывается проект застройки микрорайона (квартала).

Если до начала проектирования предприятия указанная планировочная документация не разрабатывалась, то она разрабатывается в составе проекта предприятия. В состав указанной планировочной документации входят генеральный план жилой застройки и проект детальной планировки на ее первую очередь. В этом случае стоимость жилищно-гражданского строительства определяется по укрупненным показателям и в сводку затрат к техно-рабочему (техническому) проекту предприятия включаются затраты по застройке микрорайона (квартала) или очереди строительства.

На основе утвержденной планировочной документации составляется проект застройки микрорайона (квартала) или соответствующей очереди со сводной сметой.

Примечание. При относительно небольших объемах жилищно-гражданского строительства (когда необходимо строительство одного или нескольких домов) указанная документация не разрабатывается, а сметная стоимость строительства определяется сметным расчетом.

1.17.    Если проектируемые предприятия размещаются в городских промышленных районах или в промышленных узлах, разрабатываемые проекты отдельных пред-

12

приятий должны быть увязаны с проектами планировки и застройки этих районов или схемами генеральных планов промышленных узлов.

При отсутствии проектов планировки этих районов или схем генеральных планов промышленных узлов проектные решения по подъездным путям, теплоснабжению, водоснабжению, канализации, электроснабжению и коммуникациям, сетям и сооружениям должны приниматься в увязке с существующими и намечаемыми к строительству коммуникациями, сетями и сооружениями.

1.18.    Проектно-сметная документация должна разрабатываться без излишних детализации и повторений в минимальном объеме, достаточном для оценки проектных решений, определения стоимости строительства и выполнения строительно-монтажных работ.

Степень детализации и объем проектных материалов должны соответствовать установленным настоящей Инструкцией и эталонами проектов, утвержденными министерствами и ведомствами в установленном порядке.

Расчеты строительных конструкций, технологических процессов и оборудования, подсчеты объемов работ для составления смет, а также материалы изысканий (кроме технических отчетов по инженерным изысканиям) в составе проекта заказчику не передаются, а хранятся в надлежаще оформленном виде в архиве проектно-изыскательской организации.

Проектно-изыскательские работы должны выполняться с применением современных экономико-математических методов и технических средств, макетного и других прогрессивных методов составления, размножения, хранения и поиска проектных материалов, способствующих сокращению сроков и снижению затрат на выполнение этих работ, повышению производительности труда работников проектно-изыскательских организаций и качества гшоектов.

х

Решения о разработке проектов с применением макетного метода проектирования принимается проектной организацией — генеральным проектировщиком по согласованию с заказчиком проекта.

1.19.    Проектные и изыскательские работы выполняются проектными и изыскательскими организациями на основании договоров, заключенных в соответствии с Правилами о договорах на выполнение проектных и изыскательских работ, с организациями — заказчиками

13

проектов, являющимися распорядителями средств, выделенных в установленном порядке для выполнения этих работ.

Заказчик проекта выдает утвержденные в установленном порядке задания и исходные данные на проектирование и изыскания, осуществляет контроль за ходом выполнения изыскательских и проектных работ, принимает технические отчеты о проведенных инженерных изысканиях, проектно-сметную документацию п представляет ее на утверждение,

1.20.    Проектные и изыскательские работы выполняются проектной организацией — генеральным проектировщиком с привлечением в необходимых случаях субподрядных специализированных проектных и изыскательских организаций, которые на договорных началах разрабатывают проекты отдельных зданий и сооружений, части, разделы проектов или выполняют отдельные виды работ.

Генеральным проектировщиком должна быть, как правило, проектная организация, разрабатывающая технологическую часть проекта, которая обязана подготавливать и выдавать субподрядным специализированным организациям задания на проектирование отдельных зданий и сооружений или разработку частей и разделов техно-рабочего (технического) проекта предприятия или сооружения, а также задания на выполнение инженерных изысканий и согласовать программу этих изысканий.

1.21.    Проектная организация—генеральный проектировщик по каждому проектируемому предприятию, зданию и сооружению назначает главного инженера проекта и при необходимости — главного архитектора проекта.

Специализированная проектная организация, выполняющая отдельную часть проекта, также назначает главного инженера, а при необходимости — главного архитектора проекта, ответственных за эту часть проекта.

1.22.    Заказчик проекта, проектная организация и их должностные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за то, чтобы технико-экономические показатели проекта предприятия, сооружения не были хуже соответствующих показателей, предусмотренных утвержденными ТЭО проектиро-

14

вания и строительства предприятия, сооружения и заданием на проектирование; за уровень технических решений, принимаемых в проекте с учетом наиболее полного использования достижений отечественной и зарубежной науки и техники; за правильность определения состава пусковых комплексов и их мощностей, а также сметной стоимости строительства; за прогрессивность намечаемой к выпуску продукции; за рациональное использование природных и трудовых ресурсов; за разработку рабочих чертежей в соответствии с техническими решениями, принятыми в утвержденном проекте; за соответствие мощностей и других технико-экономических показателей вводимых в эксплуатацию объектов мощностям и показателям, предусмотренным проектом.

Кроме того, заказчик проекта и его должностные лица несут ответственность за правильность и своевременное предоставление проектным организациям исходных данных для проектирования, а также за правильность определения стоимости проектно-изыскательских работ.

Проектная организация и ее должностные лица несут также ответственность:

за применение в проектах эффективных технологических процессов, высокопроизводительного оборудования, обеспечивающего наивысшую производительность труда и выпуск продукции высокого качества, прогрессивных объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений, за экономичные методы организации строительства и правильность определения сметной стоимости оборудования, строительных и монтажных работ;

за технико-экономическую обоснованность принятых проектных решений и их эффективность;

за создание условий труда на предприятиях, отвечающих современным требованиям;

за надежность запроектированных конструкций, зданий, сооружений, их безопасность в эксплуатации и взрыво- и пожаробезопасность;

за эффективность предусмотренных в проекте мероприятий по охране природы, рациональному использованию земель и природных ресурсов, в том числе санитарно-защитных мероприятий по борьбе с загрязнением воздушной среды, вод и почвы;

за соблюдение при проектировании требований действующих инструкций по проектированию, норм техно-

15

логического проектирования, СНиП, ГОСТов и других нормативных документов, а также выполнение изложенных в акте о выборе площадки строительства требований органов государственного надзора и заинтересованных организаций;

за неоправданное увеличение объема проектно-сметных материалов по сравнению с требованиями настоящей Инструкции и утвержденных в установленном порядке эталонов проектов;

за качество, полноту состава и объема материалов инженерных изысканий, необходимых для разработки проекта;

за своевременную разработку и выдачу заказчику проектно-сметной документации, а также внесение в нее в необходимых случаях уточнений в сроки, увязанные со сроками строительства;

за качественное осуществление авторского надзора при строительстве объектов и за своевременное решение вопросов, связанных с проектированием, которые могут возникнуть в процессе строительства, приемки предприятий, зданий, сооружений в эксплуатацию и освоении их проектных мощностей.

2. ВЫБОР МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЗДАНИЯ, СООРУЖЕНИЯ (ПЛОЩАДКИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА),

ЕГО СОГЛАСОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ

2.1. Площадка для строительства промышленного предприятия, здания или сооружения, а также связанного с ним строительства жилых домов и объектов культурно-бытового назначения должна выбираться, как правило, при составлении ТЭО, до утверждения задания на проектирование, в районе или пункте, установленном схемой развития и размещения соответствующей отрасли народного хозяйства и промышленности и схемой развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам.

Выбор площадок для строительства предприятий, зданий, сооружений должен производиться в соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основами

16

законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах и другим ЗаКОНОДаТ0ЛЬСТВОМ.

При выборе площадки для строительства предприятий зданий, сооружений должны соблюдаться законодательные акты по охране природы, нормы и правила проектирования, а также должны учитываться планировочные решения, принятые в утвержденных генеральных планах городов (поселков), схемах районной планировки, предусматривающих размещение предприятия в составе промышленных узлов.

2.2. При выборе площадки для строительства промышленных предприятий, сооружений необходимо соблюдать следующие основные условия:

должна быть рассмотрена возможность размещения в составе промышленного узла предприятия, сооружения (за исключением объектов специального назначения, оборонных отраслей промышленности, крупных электростанций, ЛЭП ПО кВ и выше, нефтяных и газовых промыслов, магистральных нефте-, газопроводов, с обслуживающими их зданиями и сооружениями, угольных шахт, рудников по добыче руд и других полезных ископаемых, сооружений транспорта и связи);

размеры площадки должны определяться в соответствии с устанавливаемыми строительными нормами и правилами, нормативами плотности застройки промышленных территорий и с учетом максимального блокирования производственных зданий и сооружений, а также необходимого резерва площадей для расширения отдельных цехов или производств предприятия и обоснованного технико-экономическими расчетами возможного расширения предприятия, сооружения;

место расположения площадки должно обеспечивать возможность соблюдения санитарных норм по предельным концентрациям вредных выбросов в атмосферу и водоемы, а-также противопожарных норм, применения рациональных решений по водоснабжению, энергоснабжению, охране водоемов, почвы и атмосферного воздуха от загрязнения сточными водами и промышленными выбросами и по отводу сточных вод, а также по наиболее целесообразному расселению работающих на данном предприятии, сооружении и доставке их к месту работы;

для размещения предприятий, сооружений необходимо использовать малопродуктивные земли;

17

2—535

изымаемые участки сельскохозяйственных и лесных угодий должны быть минимальными;

должны учитываться затраты по снятию и хранению плодородного слоя почвы, по приведению предоставляемого во временное пользование земельного участка в состояние, пригодное для дальнейшего использования по назначению, и подлежащие возмещению убытки, причиненные землепользователю изъятием или временным занятием земельного участка, а также потери сельскохозяйственного производства, связанные с изъятием этого земельного участка;

размещение наземных и подземных сооружений горнодобывающей промышленности на месторождениях полезных ископаемых должно обеспечивать наиболее рациональное и эффективное использование запасов полезных ископаемых;

намечаемые решения по устройству железнодорожных путей должны обеспечивать выполнение требований Указаний о порядке согласования с Министерством путей сообщения проектов железнодорожных подъездных путей, утвержденных Госстроем СССР и МПС.

2.3. В комплекс работ, связанных с выбором площадки для строительства, входят:

экономические расчеты, инженерные обследования и, в необходимых случаях, инженерные изыскания;

технико-экономическое сравнение вариантов возможного размещения предприятий на различных площадках и определение оптимального варианта;

разработка проектных предложений с необходимыми схемами генерального плана предприятия или сооружения;

согласование с соответствующими органами и организациями намечаемых решений в части: места расположения и размеров площадки для строительства; использования местных трудовых и материальных ресурсов, а также применения основных местных строительных материалов и конструкций; производственного и хозяйственного кооперирования; трасс новых внепло-щадочных коммуникаций и мест присоединения к существующим; источников и трасс сетей электроснабжения, связи, газоснабжения, теплоснабжения, водопровода и мест спуска сточных вод; намечаемых мероприятий по охране окружающей среды, снятию и хранению плодородного слоя почвы, нанесению его на восстанавливае-

18

мые земли или малопродуктивные угодья, а при необходимости мероприятий по приведению земельного участка в состояние, пригодное для использования по назначению; условий и места присоединения железнодорожных путей предприятия к железнодорожным путям общего пользования; примыкания площадки строительства предприятия, сооружения к береговой полосе; обслуживания проектируемого предприятия речными и морскими сооружениями; условий, возникающих в связи с подтоплением и затоплением территорий в районе намечаемого строительства гидротехнических сооружений; условий, обеспечивающих безопасность полетов гражданских воздушных судов; предельной высоты зданий и сооружений при размещении площадки строительства в районе специальных сооружений, линий связи, ЛЭП и др.; условий осуществления строительства на участках залегания полезных ископаемых, а также согласование с территориальными проектными организациями намечаемых решений в части кооперирования вспомогательных производств, электроснабжения, водоснабжения, канализации и транспорта и возможности включения проектируемого предприятия, сооружения в состав промышленного узла.

2.4, По указанию заказчика проекта проектная организация — генеральный проектировщик в соответствии с действующим порядком направляет На согласование материалы и документацию на строительство предприятий, зданий и сооружений, подготовленные в соответствии с указанием п. 2.3 настоящей Инструкции, организациям и органам государственного надзора, представители которых будут принимать участие в выборе площадки строительства (см. п. 2.6 настоящей Инструкции). Указанная документация должна быть рассмотрена (с оформлением необходимого заключения) организациями и органами государственного надзора в двухнедельный срок, а в случае разногласий—передана на совместное рассмотрение заинтересованным министерствам, ведомствам и соответствующим союзным или республиканским органам государственного надзора, которые должны в недельный срок принять соответствующее решение.

При наличии разногласий между министерствами, ведомствами и указанными органами государственного надзора, окончательное решение принимают соответст-

19

2*

УДК 69.003.12(083.78)


Инструкция по разработке проектов и смет для промышленного строительства (СН 202-76) устанавливает содержание, состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектов и смет, по которым должно осуществляться строительство новых, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих промышленных предприятий, зданий и сооружений.

С введением в действие настоящей Инструкции утрачивает силу с 1 июля 1976 г. Временная инструкция по разработке проектов и смет для промышленного строительства СН 202-69

Инструкция предназначена для проектных, строительных организаций, организаций заказчика, связанных с проектированием и строительством промышленных предприятий, зданий, сооружений.


Редакторы — инженеры Е. В Михайлин и Н. И. Монахов (Госстрой СССР).


30213-463


047(01)—76


Инф. письмо


© Стройиздаг, 1976


венно Госстрой СССР или Госстрой союзных республик в недельный срок после представления необходимой документации в порядке, установленном Госстроем СССР.

2.5.    Принимаемые решения по реконструкции (расширению) и техническому перевооружению действующих предприятий до утверждения задания на проектирование согласовываются заказчиком с привлечением проектной организации — генерального проектировщика с заинтересованными организациями в части: изменения условий транспортных связей, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, канализации, средств связи, состава вредных выбросов в атмосферу и водоемы, а также применения основных строительных материалов и конструкций, организации строительства.

2.6.    Для определения места расположения предприя

тия, здания, сооружения (площадки для строительства), за исключением действующих предприятий, зданий, сооружений, намечаемые расширение или реконструкция которых не связаны с освоением дополнительной территории, министерством или ведомством-заказчиком создается комиссия, в состав которой включаются, как правило, представители:    заказчика проекта; проектной

организации — генерального проектировщика; территориальной проектной организации, а в необходимых случаях, субподрядных специализированных проектных и изыскательских организаций; исполкома местного Совета депутатов трудящихся и выделяемые им представители заинтересованных местных органов; строительного министерства, которое будет осуществлять строительство, или по его поручению строительной организации — генерального подрядчика; инспекций по энергетическому, санитарному надзору; органов советов министров союзных республик но использованию и охране водных ресурсов; Главгидрометеослужбы; Мингео СССР и главных штабов видов Вооруженных Сил СССР или штабов военных округов; штабов гражданской обороны.

В необходимых случаях, по предложению исполкомов местных Советов депутатов трудящихся, к работе в комиссии по выбору площадки для строительства привлекаются представители других заинтересованных органов государственного надзора и организаций, которым предоставлено, в соответствии с утвержденными для них в установленном порядке положениями, право устанавливать требования к намечаемым стройкам.

20

Строительные нормы

СН 202-76

Инструкция по разработке проектов и смет для промышленного строительства

Взамен СН 202-69


Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящей Инструкцией устанавливается содержание, состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектов и смет, по которым, должны осуществляться строительство новых, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих промышленных предприятий, зданий и сооружений1 и экспериментальное строительство.

Разработка типовых проектов предприятий, зданий и сооружений должна осуществляться в соответствии с инструкциями по типовому проектированию для строительства.

Разработка проектов и смет для строительства в СССР предприятий и объектов на основе компенсационных соглашений и контрактов с фирмами капиталистических стран осуществляется в установленном порядке, а также в соответствии с настоящей Инструкцией и указаниями Госстроя СССР о составе технических проектов в сокращенном объеме со сводными сметными расчетами.

Проекты для строительства предприятий, зданий и сооружений с использованием иностранных лицензий и

1 Строительство новых, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих промышленных предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем именуются: «Строительство предприятий, зданий и сооружений».

Внесена

Утверждена

Срок введения

Отделом типового проек-

постановлением

в действие —

тирования и организаций проектно-изыскательски)! работ и Отделом сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР

Г осударственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 16 марта 1976 г. № 23

1 июля 1976 г.

3

на базе комплектного импортного оборудования разрабатываются с учетом положений соответствующих постановлений Совета Министров СССР и в соответствии с настоящей Инструкцией,

Проекты для строительства за границей разрабатываются в соответствии с Инструкцией по разработке проектов и смет для строительства за границей при техническом содействии СССР.

1.2.    Проектирование предприятий, зданий и сооружений должно осуществляться на основе технико-экономических обоснований (ТЭО) или другой предпроект-ной документации, заменяющей ТЭО1, подтверждающих экономическую целесообразность и хозяйс*венную необходимость их проектирования и строительства и разрабатываемых в соответствии с указаниями о составе, порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований проектирования и строительства предприятий, зданий и сооружений.

1.3.    Для строительства предприятий, зданий, сооружений следует разрабатывать, как правило, техно-рабочие проекты; при этом для объектов, строительство которых предполагается осуществлять по типовым проектам и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, а также по технически несложным объектам, должны разрабатываться только техно-оабо-чие проекты.

Проектирование в две стадии — технический проект и рабочие чертежи — допускается для крупных и сложных промышленных комплексов, а также в случаях применения новой неосвоенной технологии производства, головных образцов сложного технологического оборудования, сложных архитектурно-строительных решений и при особо сложных условиях строительства.

Решение о стадийности проектирования предприятий, зданий и сооружений принимается инстанцией, утверждающей ТЭО.

Техно-рабочие (технические) проекты крупных предприятий, сооружений должны разрабатываться по очередям строительства, продолжительность которого по нормам, как правило, не превышает 2—4 года.

При разработке проектно-сметной документации на

1 Технико экономические обоснования или другая предпроектная документация, заменяющая ТЭО, в дальнейшем именуется; ТЭО.

4

строительство предприятий, зданий и сооружений технико-экономические показатели, предусмотренные в утвержденных ТЭО и заданиях на проектирование, не должны быть ухудшены, а сметная стоимость строительства не должна превышать стоимость строительства, определенную в ТЭО.

1.4. Проектные организации при разработке проектов должны обеспечивать передовой технический уровень производства, наиболее совершенную систему его организации и управления, рациональное использование общественного труда, материальных, денежных и природных ресурсов, высокую экономическую эффективность проектируемых предприятий, зданий и сооружений, снижение удельных капитальных вложений на прирост производственных мощностей, путем максимального использования новейших достижений науки и техники, с тем чтобы строящиеся и реконструируемые предприятия ко времени ввода их в действие были^ технически передовыми и имели высокие показатели по производительности труда и качеству продукции, низкую себестоимость ее, а по условиям труда отвечали современным требованиям.

Проектами должны предусматриваться: новейшие высокопроизводительное оборудование, установки, агрегаты оптимальной мощности, прогрессивные технологические процессы, в соответствующих случаях оснащенные автоматизированными системами управления (АСУ ТП); научная организация труда; комплексная механизация основного производства и вспомогательных операций; специализация и кооперирование производства;

повышение сменности работы машин и оборудования; оптимальные проектные решения, выбранные на основе вариантных проработок;

экономное расходование сырья и материалов, а также максимальное использование попутной продукции и отходов производства;

рациональные схемы транспортных потоков и комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ;

экономное использование земли, эффективные средства защиты окружающей среды от загрязнения, технические решения, обеспечивающие применение систем оборотного водоснабжения, уменьшение количества сточных вод или применение бессточных систем, а так-

же вредных выбросов в атмосферу и снижение их загрязненности;

кооперирование вспомогательных производств и хозяйств, инженерных сооружений и коммуникаций;

применение там, где это целесообразно, автоматизированных систем управления предприятием;

прогрессивные объемно-планировочные и конструктивные решения, позволяющие снизить материалоемкость, расход дефицитных материалов, трудоемкость и затраты ручного труда в строительстве, а также наиболее совершенные организация и технология строительства, обеспечивающие повышение качества, сокращение сроков и стоимости строительства;

широкое использование типовых и повторно применяемых экономичных индивидуальных проектов, типовых строительных конструкций высокой заводской готовности из эффективных и высокопрочных материалов, повышение сборности зданий, сооружений, укрупнение монтажных элементов.

1.5. Проектные организации при проектировании должны руководствоваться:

законами СССР, Указами Президиума Верховного Совета СССР, решениями правительства СССР и другими нормативными актами по вопросам проектирования для капитального строительства;

документами по основным техническим направлениям в проектировании предприятий соответствующих отраслей промышленности;

нормами технологического проектирования, Строительными нормами и правилами (СНиП), инструкциями по проектированию и строительству, техническими правилами по экономному расходованию основных строительных материалов и другими нормативными документами по проектированию и строительству, а также нормами проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

утвержденными каталогами индустриальных строительных изделий, перечнями (каталогами) типовых проектов для применения в строительстве;

стандартами на строительные материалы, детали, конструкции, санитарно-техническое оборудование и строительный инструмент;

сметными нормативами для определения сметной стоимости строительства;

6

информацией о новом технологическом и вспомогательном оборудовании, новых строительных материалах и изделиях;

документами по основным требованиям по научной организации труда и управлению предприятием соответствующей отрасли промышленности и указаниями по проектированию автоматизированных систем управления технологическими процессами.

При проектировании следует учитывать:

рекомендации по использованию результатов законченных научных исследований и проектно-конструкторских работ по созданию нового оборудования и прогрессивных технологических процессов, а также результатов работ, предусматриваемых комплексными планами научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ и пятилетними планами конструирования, изготовления и поставки технологического и комплектующего оборудования для объектов капитального строительства;

решения и показатели, предусмотренные проектами предприятий и производства на длительную перспективу, а также проекты машин и оборудования будущего.

1.6. Выбор основных строительных параметров, объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений должен производиться в соответствии с предъявляемыми к ним функциональными, эксплуатационными, строительно-климатическими и технико-экономическими требованиями и с учетом унифицированных габаритных схем и номенклатуры действующих типовых строительных конструкций.

При выборе площадки для строительства проектная организация должна согласовывать со строительным министерством, которому поручается строительство проектируемого объекта, или по его поручению, со строительной организацией — генеральным подрядчиком вопросы, связанные с применением основных местных строительных материалов и конструкций.

Для обеспечения единства строительных решений и оптимального количества типоразмеров конструктивных элементов для данной стройки рекомендуется разрабатывать основные положения на строительное проектирование объектов и согласовывать их при разработке проекта со строительным министерством, которому поручено осуществление строительства, или по его поручению

со строительной организацией — генеральным подрядчиком.

Железобетонные, металлические или другие строительные конструкции должны приниматься в проектах в соответствии с указаниями Технических правил по экономному расходованию основных строительных материалов и других директивных и нормативных документов Госстроя СССР.

Марки изделий по несущей способности, коррозионной стойкости, морозостойкости и т. п. должны назначаться проектной организацией в строгом соответствии с конкретными эксплуатационными и строительно-климатическими условиями.

1.7.    В проектах предприятий и сооружений в необходимых случаях должно предусматриваться опережающее строительство и ввод в действие:

экспериментальных лабораторий, опытных цехов и стендов для исследований, отработки и испытаний новых технологических процессов, оборудования, материалов и изделий;

объектов, общих для группы предприятий (промышленного узла);

зданий и помещений бытового назначения, общественного питания, здравоохранения и других вспомогательных зданий и сооружений, которые могут быть использованы в период строительства;

объектов экспериментального строительства;

сооружений, связанных с защитой окружающей среды.

1.8.    В тех случаях, когда строительство и ввод в эксплуатацию предприятия, сооружения предусматривается отдельными пусковыми комплексами в технологической и других частях техно-рабочего (технического) проекта, должны определяться эти пусковые комплексы, имея в виду, что в их состав включаются объекты основного производственного, вспомогательного и обслуживающего назначения, энергетического, транспортного и складского хозяйства, связи, внутриплощадочных коммуникаций и очистных сооружений, обеспечивающие выпуск продукции в объеме, предусмотренном проектом для данного пускового комплекса, и нормальные санитарно-бытовые условия для работающих, а также объекты, связанные с защитой окружающей среды от загрязнения.

Проектно-сметная документация на строительство пускового комплекса, разработанная в составе технорабочего (технического) проекта, уточняется по рабочим чертежам, а в необходимых случаях и по сметам к ним в порядке, установленном Госстроем СССР и Госпланом СССР.

1.9.    В случаях размещения предприятия в составе группы предприятий (промышленного узла) на строительство объектов, общих для группы предприятий, разрабатываются отдельные техно-рабочие проекты со сводными сметами. Разработка указанных проектов и смет является обязанностью головного застройщика, утверждаемого в установленном порядке соответствующим министерством, ведомством СССР или советом министров союзной республики.

1.10.    В случаях строительства (реконструкции) на действующих предприятиях отдельных цехов, зданий, сооружений проекты разрабатываются только для этих цехов, зданий и сооружений, а также для непосредственно связанных с ними других объектов. Для комплекса цехов, зданий, сооружений, связанных единым технологическим процессом, проект разрабатывается на все объекты, входящие в комплекс.

1.11.    Если на строящемся предприятии по решению Совета Министров СССР, а также по принятым по согласованию с Госпланом СССР решениям советов министров союзных республик, министерств и ведомств СССР предусматривается дальнейшее расширение производства или организация новых видов производства, в связи с чем намечается осуществить строительство дополнительных объектов основного производственного назначения и при этом не возникает необходимость изменения проектных решений, ранее принятых в утвержденной проектно-сметной документации на строительство объектов основного производственного назначения, то на строительство таких дополнительных объектов разрабатываются отдельный техно-рабочий (технический) проект и сводная смета к нему.

В случаях, когда при разработке проектов на строительство дополнительных объектов основного производственного назначения возникает необходимость изменения решений по объектам вспомогательного назначения, принятых в ранее утвержденных проектах, по этим объектам разрабатывается необходимая проектно-смет-

9