Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

133 страницы

708.00 ₽

Купить СНиП III-40-78 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила главы должны соблюдаться при производстве и приемке работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог, за исключением временных дорог (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), испытательных дорог промышленных предприятий, автозимников и дорог лесозаготовительных предприятий.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Подготовительные работы

3. Сооружение земляного полотна

     Подготовка основания земляного полотна

     Разработка выемок и возведение насыпей

     Планировочные, отделочные и укрепительные работы

     Производство земляных работ в зимних условиях

     Возведение земляного полотна на болотах

     Разработка выемок в скальных грунтах и сооружение насыпей из крупнообломочных грунтов

     Возведение земляного полотна на засоленных грунтах

     Возведение земляного полотна в песчаных пустынях

     Возведение земляного полотна в районах вечной мерзлоты

     Контроль качества работ

4. Устройство дополнительных слоев оснований (морозозащитных, дренирующих, изолирующих и капилляропрерывающих)

5. Устройство оснований и покрытий из крупнообломочных, песчаных и глинистых грунтов, укрепленных неорганическими и органическими вяжущими материалами

     Основания и покрытия из грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими материалами

     Основания и покрытия из грунтов, укрепленных органическими вяжущими материалами

     Укрепление грунтов неорганическими вяжущими материалами при пониженных температурах воздуха

     Укрепление переувлажненных грунтов неорганическими вяжущими материалами

     Контроль качества устройства оснований и покрытий из укрепленных грунтов

6. Устройство щебеночных, гравийных, шлаковых оснований и покрытий и мостовых

     Устройство щебеночных оснований и покрытий методом заклинки

     Устройство покрытий и оснований из гравийно-песчаных и щебеночно-песчаных смесей

     Особенности производства работ по устройству оснований и покрытий в зимнее время

     Устройство мостовых из колотого и булыжного камня, брусчатки и мозаики

     Контроль качества работ

7. Устройство оснований из щебеночных, гравийных и песчаных материалов (каменных материалов), обработанных неорганическими вяжущими материалами

     Приготовление смесей

     Устройство оснований

     Особенности производства работ при пониженных температурах

     Контроль качества работ

8. Устройство оснований и покрытий из щебеночных, гравийных и песчаных материалов (каменных материалов), обработанных органическими вяжущими материалами

     Устройство оснований и покрытий способом пропитки

     Устройство оснований и покрытий из черного щебня и смесей, обработанных дегтем и битумными эмульсиями в установке

     Устройство оснований и покрытий из щебеночных, гравийных и песчаных смесей, обработанных вяжущими материалами способом смешения на дороге

     Контроль качества устройства оснований и покрытий из каменных материалов, обработанных органическими вяжущими

9. Устройство асфальтобетонных покрытий и оснований

     Приготовление асфальтобетонных смесей

     Укладка асфальтобетонных смесей

     Контроль качества устройства асфальтобетонных покрытий и оснований

10. Поверхностная обработка покрытий

     Устройство шероховатых слоев

     Устройство слоев износа

     Устройство защитных слоев

     Контроль качества поверхностной обработки покрытий

11. Устройство монолитных и сборных цементобетонных покрытий и оснований

     Приготовление и транспортирование бетонной смеси

     Устройство монолитных покрытий и оснований

     Сборные железобетонные покрытия

     Контроль качества устройства монолитных и сборных цементобетонных покрытий и оснований

12. Правила производства работ в притрассовых карьерах по добыче и переработке минеральных материалов

13. Приемка выполненных работ

Приложение. Выбор средств механизации работ

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОССТРОЙ СССР

СНиП

111-40-78

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть III

ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ

Глава 40

Автомобильные

дороги

Москва 1979

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

СНиП

СТРОИТЕЛЬНЫЕ

111-40-78

НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть III

ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ

Глава 40

Автомобильные

дороги

Утверждены

постановлением Государственного ко« митета СССР по делам строительства от 25 декабря J978 г. Ай 245

МОСКВА СТРОЙИЗДАТ 1979

10

пункты основных осей указанных зданий и сооружений, определяющие их плановое и высотное положение на местности, должны быть привязаны к трассе дороги или к красным линиям регулирования застройки населенных пунктов.

Допускаемые отклонения при выносе проекта дороги на местность не должны превышать величин, указанных в табл. 1.

Таблица 1

Отклонение

Величина допускаемых отклонений (±)

Невязка в сумме измеренных горизонтальных углов хода при N измеренных углов, мин

упг

Относительная разность между длиной трассы по проектным материалам и при выносе трассы на местность (или по двум промерам): в равнинной местности в горной местности

1/1000

1/500

Невязка нивелирного хода на участке длиной L, км:

при передаче абсолютных отметок, производимых двойным нивелированием, мм

в остальных случаях, мм

5оУГ mo/Г

2.3.    Работы по переносу и переустройству пересекаемых трассой линий связи, электропередачи, трубопроводов, коллекторов, сносу и переносу крупных зданий и сооружений должны производиться силами специализированных строительно-монтажных организаций.

Работы по переносу линий связи и радиофикации должны выполняться в соответствии с «Условиями производства работ в пределах охранных зон и просек на трассах линий связи и радиофикации», утвержденных Министерством связи СССР по согласованию с Госстроем СССР.

2.4.    При производстве геодезических разбивочных работ в процессе строительства автомобильной дороги должны быть закреплены по трассе дороги все пикеты и плюсовые точки, вершины углов поворотов, главные и проме-

СНиП 111-40-78

11

жуточные точки кривых и установлены дополнительные реперы у высоких (более 3 м) насыпей и глубоких (более 3 м) выемок, вблизи искусственных сооружений, через 1 км на пересеченной местности, а также на участках комплексов зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб.

Для внутренних дорог промышленных предприятий работы по перенесению проекта дороги в натуру следует, как правило, осуществлять непосредственно перед началом работ по возведению земляного полотна.

2.5.    До начала земляных работ с дорожной полосы и других отведенных для строительства территорий должны быть удалены лес, кустарник, пни, валуны, строительный мусор. Конкретные размеры площадей и требования к степени расчистки определяются проектом организации, строительства. Вырубку леса и кустарника следует выполнять в минимально необходимых размерах, как правило, в пределах площади, непосредственно занимаемой зданиями и сроружениями. При пересадке деревьев ценных пород должны соблюдаться соответствующие агротехнические требования.

2.6.    Рубку и трелевку леса при расчистке дорожной полосы следует выполнять, как правило, в зимний период. Деловая древесина и порубочные остатки должны транспортироваться в специально отведенные места для использования по назначению.

Сплошная валка мелколесья и кустарника бульдозерами и кусторезами без спиливания и разделки допускается лишь в случаях невозможности использования древесины в качестве деловой.

2.7.    В районах вечной мерзлоты при строительстве дорог по методу сохранения грунтов в основании насыпи в мерзлом состоянии расчистка дорожной полосы от леса и кустарника должна производиться на ширину основания насыпи и только в зимний период.

Устройство просеки и корчевка пней «в задел», а также нарушение мохо-растительного покрова в пределах полосы отвода запрещаются.

При строительстве дорог, запроектированных по принципу использования при эксплуатации в основании земляного полотна оттаивающих грунтов, расчистка дорожной полосы может производиться круглогодично и на всю

ее ширину. Указания о целесообразности сохранения мохо-растительного покрова должны быть приведены в проекте.

2.8.    Расчистку дорожной полосы на дорогах промышленных и сельскохозяйственных предприятий при наличии вечномерзлых грунтов следует выполнять, соблюдая порядок производства подготовительных работ, принятый по условиям использования вечномерзлых грунтов на всей площади строительства промышленного предприятия или территории, прилегающей к полосе дороги.

При строительстве дорог в одном уровне с планируемой поверхностью с заменой грунта в основании или с использованием теплоизолирующих грунтов все работы, включая устройство покрытий, необходимо производить в минимальные сроки на одной захватке расчетной длины. Разработка грунта « в задел» запрещается.

2.9.    При подготовке к разработке грунтовых карьеров следует выполнить работы по закреплению на местности границ отведенного земельного участка, расчистке территории и устройству землевозных дорог.

В качестве землевозных дорог следует максимально использовать существующую местную дорожную сеть. При необходимости проектом должно быть предусмотрено улучшение существующих дорог, устройство на них покрытий, усиление труб и мостов.

2.10.    Строительство подъездных автомобильных дорог и ремонт существующих, используемых при строительстве основного объекта, следует выполнять в сроки, увязанные со сроками производства основных дорожностроительных работ на отдельных участках строительства.

2.11.    В случаях, когда работы по устройству внутренних автомобильных дорог промышленных и сельскохозяйственных предприятий должны опережать работы по устройству подземных коммуникаций в зоне пересечения их с дорогами, проектом организации строительства и проектом производства работ следует предусматривать предварительную укладку кожухов и других средств защиты для возможности в дальнейшем прокладки коммуникаций без разрытия земляного полотна дорог.

3. СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

3.1.    При сооружении земляного полотна следует соблюдать соответствующие требования главы СНиП по земляным сооружениям, а также дополнительно правила настоящего раздела.

3.2.    В состав технологического процесса сооружения земляного полотна включены следующие виды работ:

снятие и складирование плодородного слоя почвы; устройство водоотводных сооружений для перехвата поверхностных вод, поступающих из-за пределов дорожной полосы;

подготовка оснований под насыпи, включающая выравнивание их и уплотнение, и устройство дренажей;

разработка выемок и возведение насыпей с послойным разравниванием и уплотнением грунта до установленных пределов;

планировка поверхности и откосов земляного полотна и выработанных резервов, укрепление откосов; досыпка и укрепление обочин; рекультивация карьеров и резервов.

При строительстве дорог в особых климатических и грунтовых условиях (вечная мерзлота, болота, пустыни, скальные, засоленные и слабые грунты и др.) в состав технологического процесса включается также выполнение дополнительных работ, специфических для этих условий.

3.3.    Земляное полотно должно возводиться с опережением последующих работ (с заделом), величина которого должна обеспечивать непрерывное и равномерное устройство дорожных оснований и покрытий. Степень готовности земляного полотна следует определять в зависимости от годовых объемов устройства покрытий;

Годовой объем устройства покрытий, км........до    20    20—50    более    50

Степень готовности земляного полотна, % (задел); сосредоточенные работы . , 50    75    100

линейные работы . . . ■ . 30    50    75

3.4.    На участках задела земляное полотно должно

быть выполнено до проектной отметки, поверхность его, включая откосы, спланирована и выровнена, откосы укреплены, закончено устройство водоотвода.

Разрывы в земляном полотне допускаются только на участках расположения крупных искусственных сооружений (большие и средние мосты, в том числе путепроводы) и на участках с особыми грунтовыми условиями, где работы выполняются по индивидуальным проектам организации строительства, предусматривающим технологические перерывы или сезонные работы (глубокие болота, оползневые участки, затопляемые места и т. п.).

3.5.    Насыпи высотой более 3 м из пылеватых и тяжелых глинистых грунтов должны быть закончены, как правило, за год до устройства асфальтобетонных и цементобетонных покрытий, покрытий и оснований, устраиваемых с применением вязких битумов, а также оснований, устраиваемых из материалов, укрепленных цементом.

Перерыв между окончанием работ по устройству земляного полотна и началом работ по устройству покрытий указанных типов при возведении насыпей на слабых грунтах, при использовании для устройства насыпей переувлажненных (или с органическими примесями) грунтов, при наличии переувлажненных и высокольдистых грунтов в основании насыпей в зоне вечной мерзлоты, а также в случае возведения земляного полотна в зимнее время устанавливается проектной организацией. За состоянием насыпи должны осуществляться контрольные наблюдения, по результатам которых величина перерыва может быть изменена, что должно быть согласовано с проектной организацией.

3.6.    Выбор способов производства и средств механизации земляных работ на отдельных участках дороги должен производиться на основе результатов техникоэкономического сопоставления различных возможных и технически целесообразных вариантов механизации этих работ, обеспечивающих выполнение их в требуемые сроки при надлежащем качестве. Назначение средств механизации при разработке вариантов следует производить с учетом данных, приведенных в приложении Б.

СНиП 111-40-78

15

ПОДГОТОВКА ОСНОВАНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

3.7,    Разбивка земляного полотна должна выполняться от постоянных знаков, установленных при выносе проекта дороги на местность. При разбивке должны быть обозначены контуры насыпей и выемок, закреплены высотные отметки, линии уклонов поверхности откосов; при этом основные разбивочиые знаки дублируются за пределами полосы производства работ.

3.8,    Работы по устройству предусмотренных проектом нагорных капав, валов, водосборных колодцев и других сооружений, предназначенных для перехвата и отвода от дорожной полосы ливневых, паводковых и талых вод, необходимо выполнять до начала основных работ по сооружению земляного полотна.

3.9,    При возведении земляного полотна, регуляционных дамб и траверс в пределах затопляемых речных пойм укрепительные работы, обеспечивающие сохранение отсыпанных насыпей от размыва паводковыми водами, должны выполняться до наступления паводка.

ЗЛО. Работы по устройству дренажей и прокладке различных коммуникаций в основании земляного полотна следует выполнять до начала возведения насыпей. Плотность грунта при обратной засыпке траншей с уложенными коммуникациями должна быть не ниже требуемой для земляного полотна на соответствующей глубине.

ЗЛ1. Поверхность основания насыпи должна быть полностью освобождена от растительных остатков, пней, валунов, диаметр которых превышает 2/з толщины технологического слоя при устройстве насыпи, а также от посторонних предметов.

Поверхность основания должна быть спланирована. В иедреиирующих грунтах поверхности основания придается двускатный профиль.

Наличие в недренирующем основании возводимых насыпей незасыпаиных ям, траншей, котлованов и других местных понижений, в которых может застаиваться вода, не допускается.

3.12. Уплотнение основания низких насыпей и площадок в выемках на требуемую глубину должно выполняться непосредственно перед устройством вышележащих слоев. Если требуемая глубина уплотнения превышает

толщину слоя, эффективно уплотняемого имеющимися средствами, уплотнение основания производят послойно: сначала удаляют излишний слой грунта, перемещают его во временный кавальер и уплотняют нижний слой основания, затем удаленный грунт отсыпают на уплотненный нижний слой основания, разравнивают и уплотняют до требуемой плотности.

3.13.    При реконструкции дорог, если существующая насыпь входит в состав новой, почвенный слой с откосов существующей насыпи должен быть полностью снят, поверхность откосов разрыхлена. На откосах насыпей из недренирующих грунтов высотой более 2 м устраивают уступы высотой 1 —1,5 м.

3.14.    По окончании земляных работ на участке все временно занимавшиеся при производстве работ земли, включая площади, на которых находились временные землевозные дороги, боковые резервы и карьеры грунта, должны быть восстановлены (рекультивированы) в соответствии с проектными решениями по рекультивации земель.

РАЗРАБОТКА ВЫЕМОК И ВОЗВЕДЕНИЕ НАСЫПЕЙ

3.15.    Выбор технологической схемы и типа ведущей машины при разработке выемок и возведении насыпей производится на основе технико-экономического сравнения вариантов комплексной механизации работ о учетом дальности перемещения грунта, темпов строительства, категории грунта, наличия энергоресурсов и других факторов.

3.16.    Разработка выемок и боковых резервов должна начинаться, как правило, с пониженных мест рельефа. В процессе строительства должен быть обеспечен постоянный отвод поверхностных вод из всей зоны производства работ. Временные устройства для сбора поверхностного стока и водоотвода выполняются в соответствии с требованиями главы СНиП по земляным сооружениям.

3.17.    Разработку выемок на косогорах круче 1:3 или на оползневых склонах допускается производить только после выполнения специальных защитных устройств, предусмотренных проектом.

3.18.    Выемки в нескальных грунтах должны разра-

батываться без нарушения структуры грунта в основании. Допустимая величина недобора устанавливается в соответствии с главой СНиП по земляным сооружениям. Недобор следует ликвидировать при проведении механизированных планировочных работ непосредственно перед устройством слоев дорожной одежды. Грунт ог срезки недобора следует перемещать в кавальеры и впоследствии использовать для досыпки обочин.

3.19.    Отсыпка грунта в насыпь должна производиться от краев к середине слоями. В целях уплотнения грунта в краевых частях, прилегающих к откосу, ширина отсыпки, как правило, должна быть больше проектного очертания насыпи на 0,3—0,5 м с каждой стороны. Излишний грунт убирают при планировке откосов на завершающем этапе возведения насыпи.

Каждый слой следует разравнивать, соблюдая проектный продольный уклон. Перед уплотнением поверхность отсыпаемого слоя грунта должна быть спланирована под двускатный или односкатный поперечный профиль с уклоном 20—40%о к бровкам земляного полотна.

Движение автомобилей-самосвалов, скреперов и транспортных тележек необходимо регулировать по всей ширине слоя.

3.20.    Толщина слоя отсыпки должна назначаться исходя из обеспечения однородной плотности грунта по глубине слоя с учетом технических параметров применяемых уплотняющих машин и уточняться по результатам пробного уплотнения. Для проведения пробного уплотнения толщина слоя отсыпки может быть принята в соответствии с приложением Б.

Уплотнение рыхлых глинистых грунтов следует проводить в два приема: предварительная прикатка катками на пневматических шинах весом 6—12 тс и окончательное уплотнение катками весом 25 тс и более. Предварительная прикатка может выполняться катками на пневматических шинах весом 25 те о пониженным давлением в шинах.

3.21.    Возведение насыпей без уплотнения грунта специальными средствами не допускается, за исключением особых случаев, оговоренных в проекте (нижняя часть песчаных насыпей, отсыпаемых на болотах; насыпи, возводимые из барханных песков, и др.).

2—938

18

3.22.    Уплотнение грунта в стесненных условиях при засыпке водопропускных труб, опор и в конусах мостов следует производить с применением специальных уплотняющих средств вибрационного, виброударного или ударного действия.

3.23.    Уплотнение грунтов следует производить при влажности, близкой к оптимальной (И?т). При отклонениях естественной влажности грунта от допускаемых значений его следует увлажнять (преимущественно в местах разработки) или подсушивать согласно требованиям п. 3.27 настоящего раздела. Уплотнение тяжелых суглинков и глин следует производить при влажности их не более 1,05 W0пт.

3.24.    При определении объемов грунта, получаемого из резервов и выемок, для возведения насыпей следует учитывать изменение этого объема при уплотнении грунта в насыпи, характеризуемое коэффициентом относительного уплотнения, равным отношению достигнутой плотности грунта в насыпи к естественной плотности грунта в резерве.

3.25.    Использование в одном слое грунтов разных видов не допускается, за исключением случаев, когда такое решение специально предусмотрено проектом. При изменении вида грунта в резерве слои из грунтов разных видов следует сопрягать по типу выклинивания, при этом отдельные участки отсыпки сопрягаются по откосу не круче 1:2.

При включении в профиль новой насыпи земляного полотна реконструируемой дороги поверхность последней, включая откосы, должна быть очищена от дернового слоя и разрыхлена.

3.26.    В случае применения для насыпи одноразмерных песков проектом должны быть предусмотрены специальные меры к обеспечению проходимости по поверхности земляного полотна транспортных и других колесных машин (введение гранулометрических добавок, укрепление поверхностного слоя, устройство технологической прослойки и т. п.).

3.27.    При использовании переувлажненных глинистых грунтов проектом должно быть предусмотрено подсушивание грунта: естественным способом, путем введе-

СНиП Ш-40-78

19

ния инертных добавок или осушения грунтов активными добавками.

Естественное подсушивание грунтов повышенной влажности следует применять в районах с большим количеством солнечной радиации. Подсушивание грунта следует осуществлять непосредственно в карьерах и резервах, предварительно разрыхлив его с помощью до-* рожных фрез, рыхлителей или боронования.

Активные добавки (известь, цемент, гипс и др.) следует применять для осушения грунтов повышенной влажности в верхней части земляного полотна в выемках, а также невысоких насыпей.

3.28.    При устройстве насыпей и выемок, разработке карьеров и резервов, устройстве водоотвода и временных землевозных дорог должны быть приняты меры к сохранению за пределами площадей, отведенных для данных сооружений, существующей растительности от механических повреждений, а также к защите неукрепленных откосов от размыва и исключения возможного выноса вследствие неорганизованного стока глинистых частиц, загрязняющих окружающую территорию и водоемы.

3.29.    При использовании в качестве материала для возведения земляного полотна золошлаковых смесей, горнорудных и других неорганических отходов промышленности необходимо принимать меры против повышенного пыления при производстве работ и влияния на работающих содержащихся в них вредных соединений.

ПЛАНИРОВОЧНЫЕ, ОТДЕЛОЧНЫЕ И УКРЕПИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

3.30.    Работы по окончательной отделке земляного полотна (планировка и укрепление обочин) должны выполняться в общем технологическом потоке строительства вслед за устройством дорожной одежды. В период производства отделочных работ необходимо ликвидировать все временные въезды и съезды.

3.31.    Водоотводные канавы и кюветы необходимо укреплять сразу же по мере их устройства.

3.32.    Работы по планировке и укреплению откосов (включая устройство дренажей) должны, как правило,

2*

Глава СНиП II1-40-78 «Автомобильные дороги» разработана Союздорнии с участием института Союздорпроект Минтрансстроя и Промтрансниипроекта Госстроя СССР.

С введением в действие настоящей главы утрачивает силу глава СНиП Ш-Д.5-73 «Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ. Приемка в эксплуатацию», за исключением разд. 15.

Редакторы —инженер В. Я. Серегина (Госстрой СССР), канд. техн. наук Б. С. Марышев (Союздорнии)

30213-474

с 047(01)—79    Инструкт.-нормат., I вып. — 1Л4—79.    3201000000

© Стройиздат, 1979

выполняться сразу же после завершения отсыпки и уплотнения насыпи или разработки выемки, а при высоких насыпях и глубоких выемках — немедленно после окончания сооружения их отдельных частей (ярусов).

3.33.    При укреплении откосов путем засева трав по слою растительного грунта необходимо откосы выемок, разработанных в плотных глинистых грунтах, разрыхлять до укладки растительного грунта на глубину 0,1— 0,15 м рыхлителем, смонтированным на стреле экскаватора — планировщика откосов. При планировке откосов ковшом драглайна дополнительного рыхления поверхности откосов выемок не требуется.

3.34.    Гидропосев многолетних трав следует производить на предварительно увлажненную поверхность откосов путем 2—3 проходов гндросеялки на одной захватке при движении ее по берме или земляному полотну.

3.35.    При укреплении откосов сборными решетчатыми конструкциями их монтаж необходимо осуществлять снизу вверх после устройства упорной бетонной бермы. В местах стыковки элементов следует забивать металлические штыри. Стыки должны быть омоноличены раствором. После окончания монтажа необходимо в соответствии с проектом заполнить ячейки растительным грунтом (с последующим посевом трав), инертными материалами или грунтом, обработанными вяжущими.

3.36.    Укрепление откосов с применением нетканых синтетических материалов надлежит осуществлять в следующей последовательности: укладка полотнищ нетканого материала сверху вниз по откосу с соединением внахлест и закреплением в пределах обочин; отсыпка растительного грунта и посев трав или устройство Дренирующего слоя на участках подтопляемых откосов.

3.37.    При укреплении подтопляемых откосов, конусов, дамб сборными плитами предварительно должен быть уложен материал обратного фильтра или выравнивающего слоя. Плиты необходимо укладывать снизу вверх. При укреплении откосов в зимний период поверхность откоса должна быть очищена от снега и поверхностной наледи.

Строительные нормы СНиП II1-40-78 и правила


Г осу дарственный комитет СССР по делам строительства

Взамен СНиП Ш-Д.5-73


Автомобильные

дороги


(Госстрой СССР)


L ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Правила настоящей главы должны соблюдаться при производстве и приемке работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог, за исключением временных дорог (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), испытательных дорог промышленных предприятий, автозимников и дорог лесозаготовительных предприятий.

L2. При строительстве автомобильных дорог, кроме требований настоящей главы, должны выполняться требования глав СНиП по организации строительного производства, геодезическим работам в строительстве, технике безопасности в строительстве, а также основные положения главы СНиП о приемке в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений и требования других актов законодательства СССР по соответствующим вопросам.

1.3. Поточный метод строительства может применяться как на строительстве всей дороги, так и на отдельных ее участках или при выполнении отдельных видов дорожно-строительных работ в зависимости от общей протяженности дороги (участка) и сроков ее строительства.

Скорости потоков работ, величина организационных и технологических перерывов между выполнением отдельных видов работ должны устанавливаться на основе технико-экономического сравнения вариантов оргаииза-

Утверждены постановлением Г осударственного комитета СССР


Срок введения в действие 1 июля 1979 г.


Внесены

Минтрансстроем


по делам строительства от 25 декабря 1978 г. № 245

ции строительства с учетом оптимальной скорости выполнения наиболее сложных и трудоемких строительных процессов и других организационных и экономических факторов (достигнутого уровня использования и степени готовности технических ресурсов, возможности оперативного маневрирования ресурсами, использования конструкций и материалов, позволяющих наиболее полно механизировать строительные процессы, использования местных материалов и др.).

1.4.    Сроки строительства внутренних автомобильных дорог промышленных предприятий должны быть увязаны со сроками строительства этих предприятий с учетом необходимости использования этих дорог для строительства отдельных объектов, комплексов или сооружений.

При строительстве внутренних автомобильных дорог промышленных и сельскохозяйственных предприятий способы производства работ, выбор средств механизации и строительных материалов следует определять с учетом обеспечения возможности производства работ по прокладке расположенных вблизи строящихся автомобильных дорог различных коммуникаций, возведения отдельных зданий и сооружений, а при производстве работ на территории действующего предприятия — с учетом обеспечения нормальной деятельности предприятия.

1.5.    Состав и технологическая последовательность работ по устройству отдельных конструктивных элементов дорог должны устанавливаться в проектах производства работ, технологических схемах и картах.

1.6.    При определении технико-экономических показателей потоков работ следует предусматривать максимально возможное совмещение различных видов дорожно-строительных работ.

1.7.    При строительстве автомобильных дорог должны применяться специализированные дорожные машины и оборудование, передвижные ремонтные мастерские, необходимые средства транспорта и связи, а также передвижные и легко транспортируемые временные сооружения для размещения строителей, устройства складов, мастерских и др.

1.8.    На производственных предприятиях дорожно-Стрбительных организаций (асфальтобетонные и цемен-

тобетонные заводы, дробильно-сортировочные и обогати» тельные установки, битумоплавильные базы и др.) должно использоваться, как правило, передвижное оборудование. Стационарное оборудование может использовать» ся, если не требуется перебазирование производственно» го предприятия в период устройства дорожной одежды.

1.9.    Мощность временных производственных предприятий для строительства дороги должна определяться из условий обеспечения принятой скорости потока с учетом возможности использования аналогичных предприятий, действующих в районе строительства дороги.

1.10.    Размещение асфальтобетонных (АБЗ) и цементобетонных (ЦБЗ) заводов вдоль строящейся дороги, типы и количество технологического оборудования этих заводов, а также протяженность обслуживаемых ими участков должны устанавливаться проектом организации строительства исходя из скорости строительного потока, требуемой производительности заводов и климатических особенностей района строительства.

При размещении АБЗ и ЦБЗ на значительном удалении от железнодорожных станций (пристаней) должны организовываться прирельсовые (припирсовые) базы снабжения материалами, оснащенные разгрузочными устройствами необходимой мощности, и складское хозяйство требуемой емкости, обеспечивающее хранение строительных материалов, накапливаемых до начала работ по устройству дорожной одежды.

При скоростном строительстве автомобильных дорог (более 50 км в год) одна прирельсовая база снабжения должна обслуживать 1—3 притрассовые стоянки предприятия по приготовлению цементобетонных и асфальтобетонных смесей.

1.11.    При строительстве внутренних автомобильных дорог строящихся предприятий допускается при надлежащем обосновании предусматривать в стройгенплане строящегося предприятия временные объекты производственной базы, предназначенные только для строительства дорог.

1.12.    Сроки выполнения сосредоточенных работ должны обеспечивать соблюдение принятой скорости и ритмичности потока работ по строительству автомобильных дорог.

Примечание. К сосредоточенным работам относятся работы по строительству больших мостов, возведению регуляционных сооружений, а также земляного полотна на отдельных участках с объемом земляных работ на 1 км, превышающим средний объем земляных работ на дороге в 3 и более раз, или резко отличающихся повышенной сложностью производства и трудоемкостью от работ на смежных участках (переходы через болота, оползневые склоны, слабые грунты и др.).

1.13.    Мероприятия по организационно-технической подготовке строительства автомобильных дорог следует осуществлять по участкам дороги с учетом предусмотренных проектом очередности и сроков осуществления строительно-монтажных работ на каждом отдельном участке.

1.14.    До начала подготовительных работ должны быть оформлены документы на отвод земельных участков для строительства дороги и сооружений на ней, а также для предусмотренных проектом предприятий временной производственной базы, карьеров строительных материалов и грунта, временных дорог, зданий и сооружений согласно нормам отвода земель для автомобильных дорог.

1.15.    Электроснабжение объектов строительства следует осуществлять, как правило, от действующих сетей энергетических систем или действующих предприятий.

При отсутствии в районе строительства дороги действующих источников энергоснабжения могут использоваться передвижные электростанции и энергопоезда.

Обеспечение электроэнергией объектов линейных дорожно-строительных работ, а также передвижных установок в притрассовых карьерах и других объектов, потребляющих небольшие количества электроэнергии, следует осуществлять от передвижных электростанций соответствующей мощности.

1.16.    Временное водоснабжение производственных баз строительства и жилых городков следует осуществлять от действующих систем водоснабжения, расположенных вблизи указанных объектов.

При отсутствии указанных источников водоснабжения, а также для обеспечения водой линейных работ по возведению земляного полотна и устройству дорожных одежд источниками временного водоснабжения могут служить открытые водоемы (реки, озера, пруды, водохранилища, каналы).

СНиП IH-40-78

7

Допускается использовать для временного водоснабжения грунтовые и артезианские воды.

Использование для временного водоснабжения воды из открытых водоемов или подземных вод должно осуществляться с соблюдением требований Положения о государственном учете вод и их использовании, утвержденного Советом Министров СССР.

1.17.    При строительстве внутренних дорог промышленных предприятий должны соблюдаться следующие условия:

сооружение земляного полотна начинать, как правило, после завершения в зоне строительства дороги работ по вертикальной планировке, по укладке ливневой канализации и других коммуникаций, сооружению дренажных и других устройств:

сооружение дорожной одежды, как правило, выполнять после завершения устройства постоянных переездов через железнодорожные пути;

устройство отдельных конструктивных элементов тротуаров и велосипедных дорожек следует производить одновременно с устройством аналогичных конструктивных элементов дорожных одежд.

1.18.    При строительстве автомобильных дорог должны приниматься меры к охране природной среды.

1.19.    Выбор средств механизации для производства различных видов работ при строительстве автомобильных дорог следует производить согласно приложению на основе технико-экономического сравнения различных вариантов схем комплексной механизации этих работ. Для производства работ в зимнее время в первой дорожнр-климатической зоне должны использоваться средства механизации в северном исполнении.

Для распределения материалов при устройстве слоев оснований и покрытий, особенно на дорогах I и II категорий, следует преимущественно использовать самоходные распределители, оборудованные автоматическими следящими системами обеспечения направления движения и соблюдения вертикальных отметок.

1.20.    До начала устройства каждого слоя основания и покрытия следует осуществлять разбивочные работы по закреплению положения бровок, отметок и поперечных уклонов слоев. При применении машин, оборудован-

8

ных автоматическими следящими системами, закрепление бровок, отметок и уклонов осуществляется путем установки копнрных струн с одной или двух сторон укладываемого слоя. Разбивочные работы и их контроль должны выполняться с использованием геодезических инструментов.

1.21.    Материалы и изделия для строительства автомобильных дорог следует принимать по паспортам (сертификатам) и проверять их качество в соответствии с требованиями стандартов или технических условий на эти материалы и изделия.

1.22.    Уплотнение слоев земляного полотна, оснований и покрытий катками должно осуществляться от краев к средине, при этом каждый след от предыдущего прохода катка должен перекрываться при последующем проходе на */з-

Скорость движения катка, при отсутствии специальных указаний настоящей главы, следует принимать равной 1,5—2 км/ч в начале уплотнения и доводить к концу укатки до максимальной рабочей, указанной в паспорте.

Количество проходов катка и коэффициент запаса на уплотнение материалов следует устанавливать по результатам пробного уплотнения.

1.23.    При реконструкции автомобильных дорог следует:

предусматривать применение материалов дорожных одежд и грунтов тела насыпи неиспользуемых участков существующих дорог;

производить усиление конструкций дорожных одежд и устройство более совершенных типов покрытий, ис-пользуя существующие дорожные одежды в качестве оснований;

обеспечивать при уширении проезжей части плотное и ровное сопряжение укладываемых слоев с дорожной одеждой.

1.24.    Работы по устройству обстановки дороги, предусмотренной проектом (установка ограждений, дорожных знаков и указателей, разметка проезжей части и др.), следует выполнять после завершения работ по устройству покрытий и обочин.

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

2.1. Подготовительные работы должны быть выпол-иены в следующем составе:

создание геодезической разбивочной основы; перенос и переустройство воздушных и кабельных линий связи и электропередачи, трубопроводов, коллекторов и др.;

снос и перенос зданий и сооружений; восстановление и закрепление трассы дороги; расчистка дорожной полосы;

расчистка территорий, отведенных под притрассовые карьеры и резервы;

подготовка и усиление сети автомобильных дорог, намечаемых к использованию в период строительства;

строительство временных жилых поселков и производственных предприятий.

В особых климатических и грунтовых условиях проектом организации строительства могут быть предусмотрены дополнительные виды подготовительных работ.

2.2 В составе геодезической разбивочной основы для строительства автомобильных дорог (кроме внутренних дорог предприятий и городских дорог) должны быть следующие закрепленные вне зоны производства работ пункты и знаки:

знаки, закрепляющие вдоль трассы (оси) дороги вершины углов поворотов и главные точки кривых, а также точки на прямых участках дороги — не реже чем через 1 км;

реперы вдоль трассы дороги — не реже чем через 2 км. Состав и объем геодезической разбивочной основы должны соответствовать:

требованиям главы СНиП по строительству мостов и труб при создании геодезической разбивочной основы для возведения мостов и труб;

требованиям главы СНиП по геодезическим работам в строительстве при создании геодезической разбивочной основы для строительства внутренних дорог предприятий и городских дорог, а также для строительства соответствующих зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб и производственных предприятий дорожно-строительных организаций; закрепленные знаками