Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

17 страниц

258.00 ₽

Купить СНиП II-64-80 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых детских дошкольных учреждений (детских садов-яслей, комплексов детских яслей-садов, детских яслей и детских садов).

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Генеральные планы

3. Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий

4. Водоснабжение и канализация

5. Теплоснабжение, отопление и вентиляция

6. Электроснабжение и электротехнические устройства

Приложение. Возрастные группы детей в детских дошкольных учреждений

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17

ГОССТРОЙ СССР

I СНиП

СТРОИТЕЛЬНЫЕ

I И-64-80

НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть II

[ НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

|~0юс ней 1 J ___{'fact if\

Глава 64

Детские дошкольные учреждения

v3 ClMQJtfLH &СН 49 - 861 Гос tpCi ^ 1&Т G.

Москва 1981

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОССТРОЙ СССР

СНиП

СТРОИТЕЛЬНЫЕ

11-64-80

НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть II

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Г лава 64

Детские дошкольные учреждения

Утверждены

постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 29 декабря 1980 г. А® 209

МОСКВА СТРОЙИЗДАТ 1981

1С ГП

МОСКВА СТРОЙИЗДАТ 1981

3.52.    В комплексах детских яслей-садов, а также в зданиях детских дошкольных учреждений, проектируемых для IV климатического района, из изолятора следует предусматривать отдельный выход наружу.

Выход из изолятора не допускается совмещать с входами в помещения групповых ячеек в зданиях детских дошкольных учреждений на 280 и более мест.

3.53.    Палаты изолятора должны быть непроходными.

Медицинская комната должна иметь самостоятельный вход из коридора, размещаться смежно с одной из палат изолятора; между ними должно предусматриваться устройство остекленного проема на высоте 1,2 м от уровня пола.

3.54.    Состав и площади медицинских помещений следует принимать по табл. 6.

3.55.    В комплексах детских яслей-садов, в зданиях с помещениями групповых ячеек ясельных групп, не соединенных переходом со служебно-бытовым зданием, следует предусматривать медицинскую комнату площадью 8 м2.

3.56.    Состав и площадь служебно-бытовых помещений детских дошкольных учреждений следует принимать по табл. 7.

3.57.    В зданиях детских дошкольных учреждений следует предусматривать служебный вход и холл площадью 12 м2 при вместимости свыше 95 до 240 мест и площадью 18 мг при вместимости 240 и более мест.

Служебный вход допускается объединять с входом в помещения групповых ячеек детей дошкольного возраста.

3.58.    Состав и площадь помещений пищеблока следует принимать по табл. 8.

3.59.    Из пищеблока следует предусматривать самостоятельный выхрд наружу.

Проходные кладовые или проход в кладовые через кухню не допускаются.

3.60.    В кухнях следует предусматривать установку оборудования, работающего на электричестве.

Для вертикальной транспортировки пищи допускается предусматривать грузовые подъемники.

Таблица 6

С

в

g

Помещения

Площадь, м2, при количестве мест (групп)

8? О J,

до 145 (4-6)

ДО 240 (8—10)

ДО 340 (12-14)

560-660 (24—28) 1

1

Медицинская ком-

1 в

1 я

8

10

12

ната

6

8

2

Процедурный ка-

I

)

8

8

8

бинет

3

Изолятор:

приемная

2

2

4

6

8

12

18

палата

6

6

6

ЬХ2

6X3

туалетная

2

2

2

4

4

4

Помещение для

2

2

2

2

приготовления де-

зинфицирующих

средств

Таблица 7

п.п.

Помещения

Площадь, м*

при количестве мест (групп)

до 50 (1-2)

до 145 (4-6)

ДО 240 (8—1,0)

до 340 (12—14)

560-660

(24—28)

1

Кабинет заведующего

10

10

9

9

12

2

Комната завхоза

6

6

9

3

Комната персонала (гардеробная)

8

10

12

16

4

Хозяйственная кладовая

4

5

8

12

16

8X2

5

Кладовая чистого белья

4

6

8

10

12

6

Комната кастелянши

6

8

7

Душевая

На 1 сетку

8

Уборные для персонала

I унитаз и 1 умывальник

2 унитаза

1 унитаз и

и 2 умы-

1 умываль-

вальника

ник вкаж-

дом корпусе



Таблица 8

п.п.

Помещения

Площадь. мг

на сырье

на

полуфабрикатах

Количество мест (групп)

до 50 <1—2)

до 145

(4-6)

до 240 <8—10)

до 340 (12—14)

560—660

(24—28)

до 50 (1—2)

до 145 (4—6)

до 240 (8-10)

до 340 (12—14)

560—660

(24—28)

1

Кухня с раздаточной

15

23

28

30

40

15

23

28

30

40

2

Заготовочный цех

6

8

12

14

16

--

3

Доготовочный цех

4

6

8

9

11

4

Моечная кухонной посуды

4

4

5

6

8

4

4

5

6

8

5

Контейнерная

6

6

6

Охлаждаемые камеры с фрео-

новой установкой для хране-

ния:

мясных и рыбных полу-

—-

1

1 «

фабрикатов

1 8

6

овощных полуфабрикатов

1

молочных продуктов, жи-

7

J

7

ров, гастрономии

мяса, рыбы

9

6

7

Кладовая сухих продуктов

7

8

11

6

12

7

8

it

6

12

8

Кладовая овощей

4

4

5

8

10

9

Загрузочная

4

5

6

7

4

5

6

7

место для хранения и мой-

—"

2

4

4

6

кн тары полуфабрикатов

Примечание. В зданиях, проектируемых для строительства в IA, 1Б и 1Г климатических районах, пло-

щадь

кладовых сухих продуктов и овощей допускается увеличивать на 50%.


3.61. Для зданий детских дошкольных учреждений допускается проектировать пости-рочную, рассчитанную на стирку 0,26 кг белья в день на 1 место.

Состав и площадь помещений постирочных следует принимать по табл. 9.

Таблица 9

Площадь, ы

2, при количестве мест

(групп)

пл.

Помещения

до 50 (1-2)

до 145 (4-6)

до 240 (8—10)

тГ | » 1

560—661

(24—28

1

Стиральная

}12

14*

16

18

25

2

Г ладильная

10*

12

12

15

* Допускается размещать в

ОДНОМ

помещении.

3.62.    В зданиях детских дошкольных учреждений на 190 и более мест входы в стиральную и гладильную следует проектировать раздельными.

3.63.    Располагать входы в помещение пос-тирочной против входов в помещения групповых ячеек и пищеблока не допускается.

3.64.    Стены помещений постирочной следует облицовывать керамической плиткой на высоту 1,5 м.

3.65.    В зданиях детских дошкольных учреждений, полностью обслуживаемых фабрикой-прачечной, следует предусматривать помещение с отдельным наружным выходом для сдачи и сортировки грязного белья площадью 4 м2 при количестве мест в учреждениях до 340 и площадью 6 м2 при количестве мест 560—660.

При наличии в здании помещений младшей ясельной группы допускается устройство одной комнаты площадью 9 м2 для первичной обработки детского белья.

3.66. Санитарно-техническое оборудование в детских дошкольных учреждениях следует предусматривать согласно табл. 10.

4. ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ

4.1. Здания детских дошкольных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями глав СНиП по проектированию внутреннего водопровода и канализации зданий и по проекта-


рованию горячего водоснабжения, а также требованиями настоящего раздела.

4.2.    Нагревательные приборы в шкафах для сушки одежды детей, в приемных и раздевальных, а также полотенцесушители в туалетных должны присоединяться к системе горячего водоснабжения.

Примечание В детских дошкольных учреждениях, проектируемых для IA, 1Б и 1Г климатических подрайонов (с отопительным периодом не менее 300 дней), допускается подключение нагревательных приборов в шкафах для сушки одежды и полотенцесушителей к системе отопления с переключением в летний период к системе горячего водоснабжения.

4.3.    При проектировании бассейнов с ванной 12,5X6 м следует соблюдать требования главы СНиП по проектированию спортивных сооружений. В бассейнах для обучения детей плаванию с ванной 3X7 м должен обеспечиваться непрерывный проток свежей воды.

4.4.    Количество подаваемой в бассейн проточной воды должно составлять не менее 20% объема ванны в час; при рециркуляции— 10% объема ванны в сутки.

4.5.    Отводные трубопроводы бассейнов должны присоединяться к канализационным сетям с разрывом струи 0,02 м.

Узел управления бассейном следует располагать в одном с ним уровне и в непосредственной связи с залом бассейна. В помещении узла управления бассейном следует размещать распределительную гребенку, механизмы управления наполнения и сброса воды бассейна, приборы для определения химического и физического качества воды.

4.6.    Проектами зданий детских дошкольных учреждений вместимостью до 50 мест включительно, возводимых в неканализован-ных районах населенных пунктов, допускается не предусматривать устройство внутренней канализации, а предусматривать вынос стоков.

4.7.    Высоту установки детских санитарных приборов, считая от пола помещения до борта прибора, следует принимать:

умывальников в ясельных группах — 0,4 м;

умывальников в дошкольных группах — 0,5 м;

ванн на постаментах — 0,6 м;

глубокого душевого поддона в средней и старших ясельных группах—0,6 м;

мелкого душевого поддона в дошкольных группах — 0,3 м.

Примечания: 1. Высота расположения душевой сетки над днищем поддона должна быть 1,5 м.

Таблица 10

Умывальнике

Унитазы

as

со о

>» ч

XS

•а

сх

к • х s S о

о S

з; 2

э « ь

о

2

о

* о

п.п.

Помещения

детский с туалетным краном

взрослый со смесителем

j детский

взрослый j

gs

Со

4>

§§

<58

Водораэбо

кран

Ванна с кс рованным тел ем

°л1

|3|

5с: о

с* *

Полотенце

сушитель

Мойка дву камерная с сителем

1

Приемная и игральная младшей ясельной группы

1

2

Буфетная

1

3

Туалетная младшей ясельной

1

1

1

1

4

Туалетная средней и старшей ясельных групп

2

1

1

1

1

1

5

Туалетная младшей и средней дошкольных групп

4

3

1

1

6

Туалетная старшей и подготовительной дошкольных групп

4

4

—-

1

1

7

Зал бассейна

1

8

Душевая и уборная при бассейне

1

1

■—

2

9

Медицинская комната

1

10

Приемная изолятора

1

11

Палата изолятора

1

1

12

Туалетная изолятора

1

1

1

13

Помещение для приготовления дезинфицирующих средств

1

1

14

Уборная персонала

1

15

Душевая

1

1



2.    Следует применять душевые сетки с гибким шлангом.

3.    На высоте 0,15 м над бортом поддона следует предусматривать установку дополнительного кронштейна для подвески душевой сетки.

4.8.    В туалетных комнатах ясельных и дошкольных групп установка трапов не требуется.

4.9.    Устройство жироуловителей для пищеблоков детских дошкольных учреждений це требуется.

5. ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ, ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ

5.1. Отопление и вентиляцию зданий детских дошкольных учреждений следует проек

тировать в соответствии с главой СНиП по проектированию отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также настоящей главой.

5.2.    Предельную температуру теплоносителя в системах отопления следует принимать 95° С.

5.3.    В качестве нагревательных приборов для помещений с пребыванием детей следует предусматривать радиаторы, конвекторы с кожухом и бетонные панели.

Для помещений без пребывания детей могут применяться любые нагревательные приборы.

Таблица 11

Расчетная температура воздуха, °С

Кратность обмена воздуха

в 1 я

п.п.

Помещения

в IA, 1Б, 1Г Клима-

во II, III климатических районах

в IV клн-матичес-

в IA, Ш и 1Г климатических подрайонах

во всех климатических районах, за исключением IA, IB, 1Г подрайонов

тических

подрайо

нах

и IB, 1Д климатических подрайонах

ком

районе

приток

вытяжка

приток

вытяжка

1

Игральная, приемная млад-

24

23

22

2,5

1.5

__ —

1,5

2

шей ясельной группы Игральная, приемная сред-

23

22

21

2,5

1,5

1,5

3

ней и старшей ясельных групп

Групповые, раздевальные дошкольных групп: младшей

22

21

20

2.5

1,5

1,5

средней, старшей и под-

21

20

19

2,5

1,5

1,5

4

готовительноб

Спальни:

ясельных групп

22

21

20

2,5

1.5

1,5

дошкольных групп

20

19

18

2,5

1,5

1,5

5

Туалетные:

ясельных групп

23

22

21

1,5

1,5

дошкольных групп

21

20

19

1,5

1,5

6

Залы для музыкальных н

20

19

18

2,5

1,5

1,5

7

гимнастических занятий Буфетные

16

16

16

1,5

1,5

8

9

Прогулочные веранда! Помещение бассейна для

29

29

29

ттт

1

По расчету,

По расчету.

10

обучения детей плаванию Медицинские помещения

23

22

21

2.5

1.5

но не менее 50 м®/ч на 1 ребенка 1,5

но не менее 50 м®/ч на 1 ребенка

1

11

Служебно-бытовые поме-

20

18

17

1

1

12

щения

Кухня

15

15

15

По расчету

_

По расчету

13

Стиральная

18

18

18

5

5

5

5

14

Гладильная

16

16

16

5

5

5

5

15

Отапливаемые переходы

15

15

15

*—

Примечания: 1. В IA, 1Б

и 1Г климатических подрайонах приток воздуха в помещения осуществля-

ется механическими вентиляционными установками.

2. В помещениях стиральной и гладильной следует осуществлять механические приток и вытяжку воздуха.

о. о туалетных дошкольных групп вытяжку воздуха следует предусматривать из уборной.



5.4.    В помещениях с пребыванием детей следует предусматривать ограждения у нагревательных приборов с острыми краями, не ухудшающие теплоотдачу приборов и обеспечивающие удобства при чистке приборов.

5.5.    В помещениях групповых и игральных, размещаемых на первом этаже, следует предусматривать обогреваемые полы. При этом температура поверхности пола должна быть 22° С.

Температуру поверхности обходных дорожек в бассейнах для обучения детей плаванию следует обеспечивать в пределах от 26 до 30°С.

5.6.    Расчетную температуру для проектирования отопления и кратность обмена воздуха в помещениях детских дошкольных учреждений следует принимать согласно табл. 11.

5.7.    Удаление воздуха из каждого шкафа для сушки одежды детей следует принимать в объеме 10 м3/ч.

5.8.    В медицинских помещениях должны быть самостоятельные вытяжные каналы.

6. ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА

6.1.    Электроснабжение, электрооборудование и электрическое освещение зданий детских дошкольных учреждений следует проектировать в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию естественного и искусственного освещения, Инструкции по проектированию электрооборудования общественных зданий массового строительства и Правил устройства электроустановок, утвержденных Минэнерго СССР, а также требований настоящего раздела.

6.2.    Электроснабжение детских дошкольных учреждений следует осуществлять, как правило, кабельными линиями. Распределительные сети наружного освещения на территории детских дошкольных учреждений должны выполняться кабельными линиями.

6.3.    Источники ультрафиолетовой радиации следует предусматривать в помещениях групповых, игральных и спален детских дошкольных учреждений, проектируемых для районов севернее 65° с. ш., а в палатах изолятора и

залах бассейна —для вс^х климатических районов страны.

6.4.    Установку штепсельных* розеток следует предусматривать в следующих помещениях: приемных, игральных, раздевальных, групповых, залах для музыкальных и гимнастических занятий, медицинской комнате, процедурном кабинете, приемной изолятора, кабинете заведующего, комнатах персонала, завхоза, кастелянши, а также в коридорах.

В помещениях, где пребывают дети, штепсельные розетки и выключатели следует устанавливать на высоте 1,8 м от пола.

6.5.    В спальнях и палатах изолятора следует предусматривать устройства для дежурного (ночного) освещения, присоединенные к сети аварийного освещения.

6.6.    В зданиях детских дошкольных учреждений следует предусматривать:

радиоточки (радиотрансляционной сети) — в помещениях групповых и игральных, в залах для музыкальных и гимнастических занятий, медицинской комнате, методическом кабинете, кабинете заведующего, пищеблоке, в комнатах завхоза, персонала и кастелянши;

телефоны — в кабинете заведующего, медицинской комнате, комнате завхоза, методическом кабинете;

телеантенны или телевизионные кабельные линии для присоединения телевизора — в залах и групповых;

кнопки — у всех наружных входных дверей с электрозвонками.

6.7.    В зданиях детских дошкольных учреждений на 240 и более мест допускается установка двусторонней селекторной связи кабинета заведующего со следующими помещениями: групповыми и игральными, медицинской комнатой, пищеблоком и постирочной, бассейном, методическим кабинетом, комнатами завхоза и кастелянши.

6.8.    В зданиях детских дошкольных учреждений автоматической пожарной сигнализацией должны быть оборудованы помещения групповых ячеек (кроме туалетных), залы для музыкальных и гимнастических занятий, медицинские и служебно-бытовые помещения (кроме душевых, уборных и кладовых), гладильные, кладовые (кроме кладчвой для хранения овощей).


Приложение


Возрастные группы детей в детских дошкольных учреждениях

Группы

Количество мест в группе

Группы

Количество мест в группе

1. Ясельные:

б) средняя

20

а) младшая (для возраста от 2 мес. до

15

(для возраста от 1 года до 2 лет)

20

1 года)

в) старшая ' (для возраста от 2 до 3 лет)


Продолжение

Группы

Колич -стзо мест в группе

Группы

Количество мест в группе

2. Дошкольные:

в) старшая

25

а) младшая

25

(для воз-

(для воз-

раста от

раста от 3

5 до 6 лет)

до 4 лет)

25

г) подготови-

25

б) средняя

тельная

(для ВОЗ'

(для воз-

раста от 4

раста от 6

до 5 лет)

до 7 лет)


содержание


1.    Общие положения .................

2.    Генеральные планы ................

3.    Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий......

4.    Водоснабжение и канализация

5.    Теплоснабжение, отопление и вентиляция

6.    Электроснабжение и электротехнические устройства........

Приложение. Возрастные группы детей в детских дошкольных учреждениях .    .


ГОССТРОЙ СССР Строительные нормы я правила СНиП 11*64*80 Часть 11. Норны проектировании Г л а в а 64. Детские дошкольные учреждении


Редакция инструктивно-нормативной литература Зав. редакцией Г. А. Жигачева Редактор И. В. Лосева Мл. редактор Л. И. Месяцева Технический редактор И. Б. С канальская Корректор Т. М. Бочагова

Ш


Стр.

3


сл со


11

13

14

15


Сдано в набор 17.08.81. Подписано в печать 12.11.81. Формат 84X108Vi«. Бумага тип. № 2. Гарнитура «Литературная». Печать высокая. Уел. печ. л. 1,68. Уел. кр.-отт. 2,1. Уч.-изд. л. 1,5 Тираж 100 000 экз. Изд. № ХП-9550. Зак. № 831. Цена 10 к.


Стройиздат, 101442, Москва, Каляевская. 23а Владимирская типография «Союзполиграфпрома» при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д 7


УДК 725.573.011(083.75)


СНиП Н-64-80. Детские дошкольные учреждения/Гос-строй СССР. — М.: Стройиздат, 1981.— 15 с.

Настоящая глава разработана ЦНИИЭП учебных зданий Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР совместно с Научно-исследовательским институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР и Научно-исследовательским институтом дошкольного воспитания АПН СССР.

Редакторы — инж. Сурков Л, Г. (Госстрой СССР), канд. техн. наук И. М. Архаров и архит. В. И. Подольский

(Госгражданстрой), канд. архит. Н. fi Щетинина (ЦНИИЭП учебных зданий)


30213—676 С 047(01)—81


Икструкт -кормат., I вып. — 1.6—81.    3201000000


© Стройиздат, 1981


Государственный комитет СССР по делам строительства (Госстрой СССР)


СНиП 11-64-80 Взамен СНиП 11-Л.3-71


Строительные нормб! и правила Детские дошкольные учреждения


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящие нормы должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых детских дошкольных учреждений (детских яслей-садов, комплексов детских яслей-садов, детских яслей и детских садов).

Примечание. При проектировании детских дошкольных учреждений должны также соблюдаться требования, предусмотренные главой СНиП по проектированию общественных зданий и сооружений.

1.2.    Детские ясли-сады следует проектировать на 1, 2, 4, 6, 8, 10, 12 и 14 групп или, соответственно, не более чем на 25, 50, 95, 145, 195, 240, 290 и 340 мест. Количество и соотношение возрастных групп детей в детских дошкольных учреждениях должно определяться заданием на проектирование. Возрастные группы детей следует принимать согласно приложению.

1.3.    Комплексы детских яслей-садов создаются на основе централизации пищеблока, постирочной, служебно-бытовых и медицинских помещений.

1.4.    Вместимость детских яслей-садов, пристроенных к торцам жилых домов, не должна превышать 145 мест.

Для городов и крупных населенных пунктов следует проектировать детские ясли-сады вместимостью не менее 140 мест.

Комплексы детских яслей-садов следует проектировать на 24 и более групп соответственно на 560 и более мест.

Примечание. Настоящие нормы распространяются на проектирование комплексов детских, яслей-садов на 560—660 мест.

1.5.    Увеличение в летний период количества мест в зданиях детских дошкольных учреждений, проектируемых для строительства в сельской местности ШБ климатического подрайона и IV климатического района страны, допускается предусматривать за счет строительства летних павильонов. Общее количество мест в летних павильонах не должно

составлять более 50% вместимости основного здания и превышать 100 мест.

2. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ

2.1.    Размещение зданий и размеры земельных участков детских дошкольных учреждений следует принимать в соответствии с главой СНиП по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.

2.2.    На земельных участках детских дошкольных учреждений следует размещать групповые площадки, общую физкультурную площадку, огород-ягодник, хозяйственную площадку и зеленые насаждения.

2.3.    В сельских населенных пунктах на земельных участках детских яслей-садов с летними павильонами следует размещать групповые площадки, площадь которых определяется из расчета максимального количества мёст в летний период.

2.4.    Площадь групповых площадок должна определяться для каждой возрастной группы детей из расчета 5 м2 на 1 ребенка младших и средних ясельных групп; 7,5 м2 — старших ясельных групп и 7,2 м2 — дошкольных групп.

Каждую групповую площадку следует ограждать кустарником.

2.5.    Групповые площадки для детей дошкольного возраста должны соединяться кольцевой дорожкой шириной 1,5 м, используемой, в частности, при изучении детьми правил дорожного движения. Уклон дорожки не должен превышать 6%, а в горных условиях 8%, радиусы поворота должны быть не менее 1,5 м.

2.6.    В районах со средней скоростью ветра более 5 м/с в районах с большой запыленностью воздуха групповые площадки следует располагать в зоне аэродинамической тени, создаваемой окружающей застройкой.

2.7.    Групповые площадки детей ясельного возраста должны иметь травяное покрытие, групповые площадки детей дошкольного возраста должны иметь кроме травяного — по-

Внесены

Утверждены

Государственным комитетом

постановлением

Срок введения

по гражданскому строительству

Государственного комитета СССР

в действие — 1 января

и архитектуре

по делам строительства

1982 г.

при Госстрое СССР

от 29 декабря 1980 г. № 209

1*



крытие из грунтов, укрепленных или улучшенных различными местными материалами, площадью не более 60 м2.

2.8.    В районах с вечномерзлыми грунтами покрытие групповых площадок для детей ясельного возраста следует, а дошкольного возраста — допускается предусматривать дощатым.

2.9.    При каждой групповой площадке во всех климатических районах страны, кроме IA, Ш, 1Г климатических подрайонов, следует предусматривать теневой навес площадью 40 м2.

Вместо теневых навесов допускается предусматривать крытые неостекленные веранды, пристроенные к зданиям детских дошкольных учреждений.

2.10.    Теневые навесы, проектируемые для ШБ климатического подрайона и IV климатического района, должны иметь ограждение с двух сторон, а во всех других климатических районах — с трех сторон.

2.11.    В пределах теневого навеса следует размещать пристроенный шкаф для хранения игрушек и инвентаря.

Полы теневых навесов в детских дошкольных учреждениях, проектируемые для II климатического района и подрайонов IB, 1Д и ША следует выполнять деревянными.

2.12.    В детских дошкольных учреждениях, проектируемых для всех климатических районов страны, за исключением IA, 1Б, 1Г и ПА климатических подрайонов, при групповых площадках детей дошкольного возраста следует предусматривать огород-ягодник площадью 15 м2. Допускается огород-ягодник проектировать общим для дошкольных групп.

2.13.    На земельных участках детских яслей-садов следует размещать общую физкультурную площадку из расчета 150 м2 на 50—75 и 250 м2 на 100 и более детей в дошкольных группах.

На участках комплексов детских яслей-садов следует размещать две физкультурные площадки общей площадью не более 400 м2.

Примечание. Для детских дошкольных учреждений, проектируемых для IA, Ш, 1Г и ИА климатических подрайонов страны, общую физкультурную площадку допускается не предусматривать.

2.14.    На земельных участках детских дошкольных учреждений, размещаемых в III и IV климатических районах страны, допускается устраивать плескательные бассейны, а в случаях когда число детей в дошкольных группах этих учреждений составляет 200 и более — открытые плавательные бассейны.

Плескательный бассейн следует проектировать глубиной 0,25 м, открытый плавательный бассейн переменной глубины — от 0,4 до 0,8 м и площадью 21 м2.

При бассейне следует предусматривать ножную ванну и душ.

2.15.    Площадь озеленения участков детских дошкольных учреждений должна составлять: не менее 17 м2 на одно место, в комплексах детских яслей-садов — не менее 15 м2.

Примечания: 1. Допускается уменьшение площади озеленения на 50% в условиях реконструкции, примыкания земельных участков непосредственно к лесным или парковым территориям, а также в 1А, 1Б, 1Г и НА климатических подрайонах.

2. В площадь озеленения включается площадь зеленых насаждений, газонов, цветников, огорода-ягодника и травяное покрытие групповых и физкультурных площадок.

2.16.    На земельных участках детских дошкольных учреждений следует размещать хозяйственную площадку. Площадь хозяйственной площадки следует принимать для детских учреждений вместимостью до 50 мест — 70 м2, до 145 мест —100 м2, до 195 мест — 140 м2 и до 340 мест—240 м2. При проектировании комплексов детских яслей-садов площадь хозяйственной площадки должна быть не более 400 м2.

Примечание. При смежном расположении участков нескольких детских дошкольных учреждений допускается' объединение хозяйственных площадок.

2.17.    Хозяйственная площадка должна иметь усовершенствованное облегченное покрытие и размещаться при входах в помещения кухни и прачечной.

Не допускается примыкание хозяйственной площадки к групповым и физкультурным площадкам.

Мусоросборники следует размещать только на хозяйственной площадке.

2.18.    На земельных участках детских дошкольных учреждений в случаях, когда требуется хранение более недельного запаса овощей и фруктов, допускается размещать при хозяйственных площадках овощехранилище площадью не более 50 м2. Разрешение на строительство овощехранилища в каждом отдельном случае должно быть получено в установленном порядке.

2.19.    Территория земельного участка детских дошкольных учреждений должна иметь ограждение в соответствии с Указаниями по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений. Допускается (по местным условиям) применение живой изгороди.


СНиП 11-64-80

2.20. Крытый плавательный бассейн с ванной 12,5X6 м следует проектировать в микрорайоне для обучения плаванию дошкольников и младших школьников из расчета на 1,9 тыс. мест в дошкольных учреждениях и 3,5 тыс. мест в школах.

3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ

3.1.    Здания детских дошкольных учреждений следует проектировать высотой не более двух этажей.

Примечание. Допускается проектировать здания детских дошкольных учреждений трехэтажными для:

территорий существующих микрорайонов;

рельефа местности, позволяющего устройство непосредственных выходов из первого и второго этажей этого здания на уровне планировочной отметки земли;

вечномерзлых, просадочных грунтов и подрабатываемых территорий;

городов-новостроек, где процент дошкольников составляет не менее 18 от общей численности населения.

3.2.    Летние павильоны следует проектировать одноэтажными, неотапливаемыми вместимостью до 50 мест.

3.3.    Детские ясли-сад следует размещать в одном отдельно стоящем здании. Служебнобытовые помещения, пищеблок и постирочную-для IV климатического района допускается размещать в отдельном здании.

Примечания:    1.    Допускается    пристраивать

детские ясли-сады к торцам жилых домов (при отсутствии на торцах окон жилых комнат).

2. Детские ясли-сады вместимостью до 50 мест для сельских населенных пунктов допускается объединять в одном здании с начальной школой.

3.4.    Для зданий детских яслей-садов следует предусматривать; помещения групповых ячеек, зал для музыкальных и гимнастических занятий, методический кабинет, медицинские, служебно-бытовые помещения, пищеблок и постирочную (при отсутствии в населенном пункте фабрики-прачечной).

3.5.    Комплексы детских яслей-садов следует проектировать состоящими из отдельных зданий с помещениями групповых ячеек и служебно-бытового здания для обслуживания всего комплекса.

В служебно-бытовом здании следует размещать пищеблок, постирочную, служебно-бытовые и медицинские помещения; допускается также размещать помещения, предусмотренные пунктами 3.45 и 3.49 настоящих норм.

3.6.    Здания с помещениями групповых ячеек;

следует соединять со служебно-бытовым зданием отапливаемыми переходами в проектах для IA, 1Б и 1Г климатических подрайонов;

допускается соединять отапливаемыми переходами в проектах для IB климатического подрайона, II и III климатических районов (за исключением ШБ климатического подрайона) при вместимости зданий с помещениями групповых ячеек 160 и более мест;

допускается соединять неотапливаемыми переходами и галереями в проектах для IV климатического района и ШБ климатического подрайона.

Примечание. Высоту переходов и галерей (от пола до низа выступающих конструкций) допускается принимать 2,2 м.

3.7.    В зданиях детских дошкольных учреждений с летними павильонами площадь медицинских, служебно-бытовых помещений, пищеблока и постирочной следует определять из расчета максимального количества мест в этом здании в летний период.

3.8.    В наземных этажах следует размещать помещения групповых ячеек, зал для музыкальных и гимнастических занятий, методический кабинет, медицинские помещения и пищеблок.

В цокольных этажах допускается размещать служебно-бытовые помещения (за исключением кабинета заведующего), постирочную, охлаждаемые камеры и кладовые.

В подвальных этажах допускается располагать бойлерные, насосные водопровода и канализации, узлы управления, вентиляционные камеры, охлаждаемые камеры пищеблока и кладовые (за исключением кладовой сухих продуктов).

3.9.    Помещения групповых ячеек следует размещать с учетом сквозного или углового проветривания. Сквозное проветривание в игральных, групповых и спальнях зданий детских дошкольных учреждений, проектируемых для IA, 1Б и 1Г климатических подрайонов страны, не допускается.

3.10.    В помещениях групповых, игральных и спален не менее 50% оконных проемов должны быть оборудованы верхними фрамугами.

3.11.    Естественное и искусственное освещение помещений детских дошкольных учреждений следует проектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию естественного и искусственного освещения.

3.12.    Освещение вторым светом допускается в помещениях туалетных, а также прием-


ных и раздевальных, проектируемых для строительства зданий в IA, 1Б и 1Г климатических подрайонах.

Комнату ручного труда допускается освещать верхним и боковым светом, а игротеку и бассейны — верхним.

Допускается не предусматривать естественного освещения в буфетных, кладовых, комнатах персонала, уборных и душевых персонала, а также в кладовой чистого белья при. вместимости здания до 50 мест или наличии в зда!нии комнаты кастелянши.

3.13.    В помещениях групповых и игральных подоконники следует устраивать, как правило, на высоте 0,6 м от уровня пола. При угловом или двустороннем расположении окон устройство подоконников на указанной высоте возможно- предусматривать только с одной стороны помещения.

3.14.    Ориентацию окон помещений по сторонам горизонта в зданиях детских дошкольных учреждений следует принимать согласно табл. 1.

3.15.    При проектировании зданий детских дошкольных учреждений следует соблюдать требования главы СНиП «Противопожарные нормы -проектирования зданий и сооружений».

3.16.    Наименьшую степень огнестойкости и наибольшую этажность зданий детских дошкольных учреждений следует принимать по табл. 2.

3.17.    Ширина дверей эвакуационных выходов из зданий детских дошкольных учреждений должна быть не менее 0,9 м.

3.18.    Ширина лестничного марша в зданиях детских дошкольных учреждений должна быть не менее 1,05 м.

3.19.    Расстояние от дверей наиболее удаленных помещений (кроме туалетных, уборных и душевых) до выхода наружу или на лестничную клетку в зданиях детских дошколь-

Таблица 1

Расчетные географические пояса северной широты

Помещения

севернее 60°

60—45°

южнее 45е

п.п

оптимальная

допустимая в азимутах

оптимальная

допустимая в азимутах

оптимальная

допустимая в азимутах

1

Групповая, игральная

ю

От 70 до 290°

ю

От 85 До 275°

ю

От 25 до 335°

2

Спальня

в

Любая

в

Любая

с

Любая

3

Зал для музыкальных и гимнастических занятий и палаты изолятора

ю

»

ю

>

ю

»

4

Кухня, заготовочный и до-готовочный цехи

с

»

с

>

с

>

5

Прогулочная веранда

в

>

в

»

Примечание. Для ограничения перегрева помещений необходимо

предусматривать солнцезащиту при

ориентации окон групповых, игральных, спален.

залов, палат изолятора.

кухни, заготовочных или

доготоцоч-

ных цехов, обращенных на азимуты 200—275° для районов 60—45ес. ш.

южнее 45° с. ш.

и на азимуты 90—290° для районов


Таблица 2

Количество мест в здании

Степень

огнестойкости

Этажность

До 50

V

I

До 145

111

2

До 340

II

2

Служебно-бытовое здание

II

2

Примечания: 1. Для случаев, оговоренных в п. 3.1 настоящих норм, трехэтажные здания детских дошкольных учреждений должны быть II степени огнестойкости независимо от количества мест в здании.

2.    При объединении детских яслей-садов в одном здании с начальной школой степень огнестойкости следует принимать по общему количеству мест в здании.

3.    Отапливаемые переходы между зданиями следует проектировать той же степени огнестойкости, что и сами здания.

4.    В качестве утеплителя стен деревянных каркасных и щитовых зданий детских дошкольных учреждений следует применять неорганические материалы. Поверхности деревянных стен, перегородок и потолков с внутренней стороны помещений должны быть оштукатурены или покрыты огнезащитными вспучивающимися красками или лаками.


ных учреждений II степени огнестойкости должно быть не более 20 м, III степени огнестойкости—15 м, V степени огнестойкости —

10    м.

3.20.    В зданиях II степени огнестойкости допускается устройство лестничных клеток с верхним естественным освещением. Лестничные клетки с верхним светом должны иметь выход наружу через коридор или холл.

В детских дошкольных учреждениях, проектируемых для IV климатического района, допускается устройство наружных открытых лестниц.

3.21.    В двухэтажных зданиях детских дошкольных учреждений II степени огнестойкости в качестве второго эвакуационного выхода со второго этажа допускается использовать наружные открытые лестницы. Ширина их должна быть не менее 0,7 м; ширина ступеней— не менее 0,2 м. Проступи таких лестниц должны быть сплошными (не прутковыми).

3.22.    Ширина коридоров на путях эвакуации в зданиях детских дошкольных учреждений должна быть не менее 1,4 м.

3.23.    Поручни и ограждения в зданиях детских дошкольных учреждений должны отвечать следующим требованиям:

высота ограждения лестниц, используемых детьми, должна быть 1,2 м;

поручни для детей должны располагаться у стен или на ограждении лестницы на высоте 0,5 м;

поручни для взрослых должны располагаться на высоте 0,85 м;

в ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м; горизонтальные членения в ограждениях не допускаются.

3.24.    Наружные входы в здания детских дошкольных учреждений, проектируемых для IA, Ш, 1Г климатических подрайонов, следует предусматривать с тройными тамбурами. Наружная дверь одного из входов в такое здание должна открываться внутрь.

В зданиях, проектируемых для строительства в IB, 1Д климатических подрайонах,

11    и III климатических районах (за исключением ШБ климатического подрайона), следует предусматривать наружные входы, ведущие в групповые ячейки, с двойными тамбурами, в остальные помещения — наружные входы допускается предусматривать с одним тамбуром.

В зданиях, проектируемых для строительства в ШБ климатическом подрайоне и IV климатическом районе (за исключением

районов с большой запыленностью воздуха), наружные входы допускается проектировать без тамбуров.

В районах с большой запыленностью воздуха наружные входы в здания следует проектировать с одним тамбуром.

Глубина тамбура должна быть не менее 1,6 м.

3.25.    Для зданий детских дошкольных учреждений следует, как правило, предусматривать встроенную мебель в следующих помещениях:

групповых и игральных — ленточные столы под окнами и шкафы для пособий художественной и методической литературы;

в раздевальных и приемных — шкафы для одежды детей и персонала группы;

в спальнях дошкольных групп — встроенные откидные кровати и шкафы для постельного белья;

в туалетных — хозяйственные шкафы; в залах — шкафы и стеллажи для хранения пособий;

в кабинете заведующего, методкабинете — шкафы для книг, методических пособий, образцов детского творчества; в кладовых — стеллажи; в комнате персонала — шкафы для хранения одежды персонала.

Встроенные шкафы для хранения хозяйственного инвентаря допускается размещать в коридорах.

3.26.    В раздевальных и приемных зданий детских дошкольных учреждений, возводимых во всех климатических районах, за исключением ШБ климатического подрайона и IV климатического района страны, шкафы следует устраивать с сушкой одежды.

3.27.    Полы и стены помещений детских дошкольных учреждений должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом.

3.28.    Каждая возрастная группа детей должна размещаться в помещениях групповой ячейки, которые следует размещать изолированно от помещений других групповых ячеек.

3.29.    Помещения групповых ячеек для детей ясельного возраста, расположенные на первом этаже, должны, как правило, иметь самостоятельный наружный вход.

Допускается устройство общего входа в помещения двух групповых ячеек детей ясельного возраста при расположении их на втором этаже, а также в зданиях, проектируемых для IA, 1Б и 1Г климатических подрайонов.


Допускается устройство общего входа в помещения групповых ячеек для детей дошкольного возраста не более чем на 4 группы.

3.30.    При входах, ведущих в помещения групповых ячеек, под козырьками следует предусматривать места площадью не более 8 мдля хранения колясок, санок и лыж.

3.31.    Все помещения групповых ячеек следует размещать на одном этаже.

Допускается размещать на первом этаже раздевальные для детей дошкольных групп, расположенных на втором или третьем этажах.

3.32.    Для помещений групповых ячеек следует предусматривать самостоятельный вход через приемную или раздевальную, смежно с которыми должны располагаться игральная или групповая.

Из игральной или групповой следует предусматривать проход в спальню и туалетную.

Буфетная должна иметь непосредственную связь с игральной или групповой.

3.33.    Состав и площадь помещений групповых ячеек в расчете на 1 место следует принимать по табл. 3.

3.34.    В каждой групповой ячейке следует предусматривать буфетную площадью 3 м2.

3.35.    Спальня младшей ясельной группы должна разделяться на две зоны остекленной перегородкой.

Допускается уменьшение площади спален дошкольных групп до 1,84 м2 на 1 место, а в зданиях детских дошкольных учреждений, возводимых в IA, 1Б и 1Г климатических подрайонах, — до 2 м2, при увеличении за счет этого площади групповых до 2,16 м2 на 1 место.

3.36.    При оборудовании спален встроенными откидными кроватями следует предусматривать устройство раздвижной перегородки между групповой и спальней для возможности объединения этих помещений.

3.37.    В зданиях детских дошкольных учреждений, проектируемых для строительства в IA, 1Б, 1Г климатических подрайонах, следует предусматривать неотапливаемые прогулочные веранды с одинарным остеклением из расчета 2,5 м2 на 1 место для детей ясельного возраста и 2 м2 на 1 место для детей дошкольного возраста. Прогулочные веранды следует проектировать в виде надстроек или пристроек к зданиям, а также отдельно стоящими, связанными неотапливаемым переходом с основным зданием.

Примечания: 1. В наружных ограждениях прогулочных веранд следует предусматривать открывающиеся элементы площадью не менее 25% площади остекления.

2. Входы в прогулочные веранды из отапливаемых помещений следует предусматривать через одинарные тамбуры.

3.38.    Из помещений каждой групповой ячейки и прогулочной веранды должно быть не менее двух эвакуационных выходов.

3.39.    Окна групповых, игральных и спален не допускается располагать над окнами кухни и стиральной.

3.40.    Туалетные дошкольных групп должны состоять из двух помещений: умывальной и уборной. В старшей и подготовительной группах уборные для мальчиков и девочек должны быть раздельными. Унитазы следует устанавливать в открытых кабинах размером в плане 0,8X0,75 м, между кабинами следует предусматривать экран высотой 1,2 м (от пола), не доходящий до пола на 0,15 м. Ширина прохода между входом в кабину и противоположной стеной (при отсутствии на ней санитарных приборов) должна быть не менее 1 м.

Стены туалетных и буфетных, не Закрытые оборудованием, должны облицовываться керамической плиткой на высоту 1,5 м.

3.41.    В зданиях детских дошкольных учреждений на 95 и более мест следует преду-

Таблица 3

Площадь помещений, мг, на 1 место

С

в

%

Помещения

Для всех климатических районов, за исключением IA. IB н 1Г климатических подрайонов

ДЛЯ IA, 1Б, В 1Г климатических подрайонов

1

Групповая ячейка младшей ясельной группы:

приемная

1,2

1,34

игральная

3,34

3,34

спальня

2,4

2,67

туалетная

0,8

0,8

2

Групповая ячейка средней и старшей ясельных групп: приемная

0,9

1

игральная

2,5

2,5

спальня

1,8

2

туалетная

0,6

0,6

3

Групповая ячейка до-школьной группы: раздевальная

0,72

0,8

групповая

2

2

спальня

2

2,16

туалетная

0,64

0,64


сматривать зал для музыкальных и гимнастических занятий и методический кабинет.

Площадь зала и методического кабинета следует принимать по табл. 4.

3.42.    Залы для музыкальных и гимнастических занятий не должны быть проходными. При наличии в здании раздельных залов для музыкальных и гимнастических занятий допускается их объединение с помощью раздвижной перегородки.

3.43.    При залах следует предусматривать кладовую для хранения физкультурного инвентаря площадью 6 м2.

3.44.    В комплексах детских яслей-садов зал и методический кабинет следует проектировать для зданий с помещениями групповых ячеек дошкольных групп, при этом площадь зала и Методического кабинета должна приниматься в зависимости от количества мест в здании.

3.45.    В комплексах детских яслей-садов при соединении служебно-бытового здания переходами со зданиями, в которых размещаются групповые ячейки, допускается залы и методические кабинеты размещать в служебнобытовом здании, при этом суммарная площадь залов должна быть не более 250 м2 (100 м2+ + 100 м2+50 м2 или 100 м2+75 м2+75 м2), а суммарная площадь методических кабинетов 30 м2 (12 м2+18 м2).

3.46.    В служебно-бытовом здании допускается размещать комнату для занятий по развитию речи с применением технических средств обучения площадью 36 м2, комнату ручного труда — 36 м2 и игротеку — 54 м2 с кладовой — 6 м2.

3.47.    В здании крытого плавательного бассейна для микрорайона допускается размещать: игротеку площадью 54 м2, комнату ручного труда — 36 м2, зрительный зал на 125 мест площадью 100 м2 (в том числе эстрада 27 м2),

кинопроекционную — 20 м2, логопедический кабинет — 18 м2.

При игротеке, комнате ручного труда и зрительном зале следует предусматривать кладовые площадью по 6 м2.

3.48.    Плавательный бассейн с ванной 12,5Х Хб м следует проектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию спортивных сооружений.

3.49.    В случае отсутствия в микрорайоне крытого плавательного бассейна допускается проектировать крытый плавательный бассейн с ванной 3X7 м в составе комплексов детских яслей-садов, а также в зданиях детских дошкольных учреждений с числом детей в дошкольных группах не менее 200, возводимых в IA, 1Б и 1Г климатических подрайонах и в сельской местности при обслуживании группы взаимосвязанных населенных пунктов.

3.50.    Состав и площадь помещений бассейна с ванной 3X7 м следует принимать по табл. о.

3.51. Ванная бассейна 3X7 м для занятий дошкольников должна проектироваться переменной глубины от 0,6 до 0,8 м. По периметру ванны следует предусматривать борт высотой 0,15 м и шириной 0,3 м, а также обходные дорожки шириной не менее 0,75 ми 1,5 м со стороны выхода из душевых. Уклон дна ванны (в сторону выпуска воды) следует принимать 0,01.

В местах выхода из душевой на обходную дорожку должно предусматриваться устройство проходной ножной ванны. По направлению движения из душевой размер проходной ножной ванны должен быть не менее 0,8 м, глубина 0,1 м.

Таблица 4

Площадь, м*

П'П.

Количество мест

зала

методического

кабинета

1

От 95 до 165

75

12

2

Свыше 165 до 275

100

12

3

> 275 » 340

100+50* или 75+75

18

* Два раздельных зала для гимнастических и музыкальных занятий.

Таблица 5

п.п.

Помещения

Площадь,

м*

1

Зал с ванной

54

2

Помещение узла управления бассей-

6

НОМ

3

Инвентарная

6

28

4

Раздевальные (для мальчиков и девочек)

14X2

5

Душевые при раздевальных, включая ножную ванну

3X2

6

Уборные при раздевальных с умы-

3X2

вальником в шлюзе

7

Комната тренера

9

8

Комната медсестры

6

9

Хлораторная

8