Купить СНиП II-Л.3-71 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Документ распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих зданий детских яслей-садов в городах, поселках городского типа и сельских населенных пунктах.
1. Общие указания
2. Размещение зданий детских яслей-садов и требования к земельным участкам
3. Объемно-планировочные решения зданий
4. Противопожарные требования
5. Санитарно-технические устройства
Отопление и вентиляция
Водопровод и канализация
6. Искусственное освещение и электротехнические устройства
Приложение 1. Состав и площади земельных участков детских яслей-садов
Приложение 2. Состав и площади помещений, строительные объемы зданий детских яслей-садов, проектируемых для всех климатических районов, за исключением IА, IБ и IГ климатических подрайонов
Приложение 3. Состав и площади помещений, строительные объемы корпусов комплексов яслей-садов, проектируемых для всех климатических районов за исключением IА, IБ и IГ климатических подрайонов
Приложение 4. Состав и площади помещений, строительные объемы зданий, детских яслей-садов, проектируемых для IА, IБ и IГ климатических подрайонов
Приложение 5. Состав и площади помещений, строительные объемы зданий детских яслей-садов с увеличением количества мест на летний период
Дата введения | 01.01.1972 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Завершение срока действия | 01.01.1982 |
Актуализация | 01.01.2021 |
10.11.1971 | Утвержден | Госстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства) | 182 |
---|---|---|---|
Разработан | ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя | ||
Разработан | НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР | ||
Разработан | НИИ дошкольного воспитания АПН СССР | ||
Издан | Стройиздат | 1972 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)
Часть II, раздел Л
Глава 3
ДЕТСКИЕ ЯСЛИ-САДЫ
НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
СНиП Н-Л.3-71
HSL'MIHEH (дополнен)___
В части.
(раздал, пункт?
7ПЖ, ¥ГЩ~
5} ветмщ ту?
tys&T/d т>№Н-
а) Б<*гА*-а,Ш%ъ.
Москва — 1972 |
О ш X UJ га |
х х
ш <
< О
со о
2
а
I
£
К. J4t, e /.Qi, t£±j(bt
Издание официальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)
Часть И, раздел Л
Глава 3
НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства
10 ноября 1971 г.
ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ Москва - 1972
руемых для строительства во всех климатических районах, кроме IA, Ш и 1Г климатических подрайонов, следует предусматривать естественное сквозное или угловое проветривание (в IA, 1Б и 1Г климатических подрайонах непосредственное сквозное проветривание в этих помещениях, а также в спальнях не допускается). В IV климатическом районе кроме групповых и игральных-столовых следует предусматривать сквозное или угловое проветривание в спальнях-верандах, кухнях, стиральных-раз-борочных, сушилъных-гладильных и туалетных. |
Сквозное или угловое проветривание групповых или игральных-столовых допускается: через спальни-веранды, приемные или раздевальные в IB, 1Д климатических подрайонах, II и III климатическом районах; через спальни-веранды в IV климатическом районе. 3.38. Во всех помещениях с пребыванием детей следует предусматривать верхние откидные фрамуги с рычажными приборами не менее чем для 50% окон. 3.39. В детских яслях-садах, проектируемых для районов с расчетной температурой наружного воздуха —40° С и ниже, следует преду-
|
сматривать окна и балконные двери с тройным остеклением. 3.40. В детских яслях-садах, проектируемых для строительства в IV климатическом районе южнее 45° северной широты, для помещений с длительным пребыванием детей следует предусматривать солнцезащитные устройства (жалюзи, козырьки, шторы и т. п.). Примечания: 1. Солнцезащитные устройства допускается предусматривать в помещениях групповых, игральных-столовых, спальнях-верандах детских яслей-садов, проектируемых для строительства в I, II, III климатических районах. 2. Для солнцезащитных устройств не допускается применять сгораемые полимерные материалы. 3.41. Лестничные клетки, используемые для эвакуации, как правило, должны быть закрытыми и иметь естественное освещение через окна в наружных стенах. В зданиях II степени огнестойкости допускается устройство лестничных клеток с верхним естественным освещением. Лестничные клетки с верхним светом должны иметь выход наружу через отдельный проход. Лестничные клетки без естественного освещения (при условии обеспечения их вентиляцией) допускается предусматривать в детских яслях-садах, проектируемых для IA, 1Б и 1Г климатических подрайонов. В детских яслях-садах, проектируемых для IV климатического района, допускается устройство открытых лестниц, выходящих непосредственно на участок. 3.42. Перила й поручни лестниц в зданиях детских яслей-садов должны отвечать следующим требованиям:, а) высоту ограждения лестниц в групповых ячейках следует принимать 1,35 ж; б) поручни для детей следует предусматривать у стен лестничной клетки на высоте 0,5 ж, считая от верха проступи до верха поручня по вертикали; в) поручни для взрослых, следует предусматривать на высоте 0,85 м\ г) в ограждении лестниц вертикальные элементы следует располагать с просветами не более 0,1 м\ горизонтальные членения в ограждениях не допускаются. 3.43. Стены и полы помещений детских яслей-садов должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом. 3.44. Стены помещений групповых, игральных-столовых, спален-веранд и комнат для
музыкальных" и гимнастических занятий должны иметь матовую фактуру светлых тонов'. 3.45. Стены помещений с влажным режимом — в кухне, стиральной-разборочной, сушильной гладильной и в туалетных — следует облицовывать керамической плиткой на высоту 1,5 м. 3.46. Нормируемые величины коэффициента теплоусвоения поверхности полов всех детских помещений, включая туалетные, должны быть не более 10 ккал/м2-ч-град. 3.47. При выборе полимерных материалов для отделки полов в помещениях детских яслей-садов следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве Министерством здравоохранения СССР. 3.48. При теплотехническом расчете ограждающих конструкций относительную влажность воздуха следует принимать: в кухне и стиральной-разборочной 60—70%, в помещениях с пребыванием детей 40—55%. 3.49. Помещения детских яслей-садов следует проектировать с естественным освещением. Освещение вторым светом допускается в помещениях туалетных, приемных и раздевальных детских яслей-садов, проектируемых для строительства в IA, 1Б и 1Г климатических подрайонах, а также в уборных-туалетных детей дошкольного возраста, проектируемых для IB, 1Д климатических подрайонов, II и III климатических районов. Помещения кладовых, туалетных для персонала и буфетных допускается проектировать без естественного освещения. 3.50. Показатели рабочей площади и строительного объема на 1 место в зданиях детских яслей-садов не должны превышать величин, приведенных в табл. 5. 4. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ |
допускается использование наружных пожарных лестниц. Примечание. Угол наклона пожарных лестниц должен быть не'более 45°, ширина не менее 0,7 м. Ступени следует проектировать шириной не менее 0,2 м, а проступи— сплошными (не прутковыми).
Примечания: 1. Степень огнестойкости зданий детских яслей-садов с увеличением количества мест на летний период следует принимать по наибольшему количеству мест каждого здания. 2. При объединении детских яслей-садов в одном здании с начальной школой степень огнестойкости следует принимать по общему количеству мест в здании, а при устройстве противопожарной стены между детскими яслями-садом и начальной школой—по Количеству мест в каждой части здания. 3. Степень огнестойкости корпусов детских яслей-садов, объединенных между-собой отапливаемыми переходами, принимается по общему количеству мест в этих корпусах. 4. Отапливаемые переходы между корпусами следует проектировать не ниже степени огнестойкости, принятой для корпусов. 5. В качестве утеплителя стен деревянных каркасных и щитовых зданий детских яслей-садов следует применять неорганические материалы. 6. Теневые навесы допускается пристраивать к несгораемым Стенам, имеющим не более одного про-ема с противопожарной дверью._ |
4.1. Наименьшую степень огнестойкости и наибольшую этажность зданий детских яслей-садов следует принимать согласно табл. 6. 4.2. Мансарды в детских яслях-садах не допускаются. 4.3. В двухэтажных зданиях детских яслей-садов II степени огнестойкости в качестве второго эвакуационного выхода со второго этажа |
5. САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ 5.1. Здания детских яслей-садов следует оборудовать системами центрального водяного отопления и вентиляции. 5.2. Теплоснабжение зданий детских яслей-садов следует предусматривать от тепловых сетей ТЭЦ, районных или местных котельных.
Для зданий детских яслей-садов допускает-ся проектирование встроенных котельных только для теплоснабжения этих зданий. Ограждающие конструкции встроенных котельных должны иметь предел огнестойкости не менее одного часа. Примечание. В сельских населенных пунктах в одноэтажных зданиях детских яслей-садов с количеством Mecf не более 50 допускается предусматривать печное отопление. 5.3. В качестве нагревательных приборов следует принимать радиаторы, конвекторы с кожухами и трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели. В помещениях -пребывания детей нагревательные приборы с острыми углами должны быть ограждены. В помещениях групповых и игральных-сто-ловых, размещаемых на первом этаже, температуру поверхности пола в зимний период года следует поддерживать равной 22° С. 5.4. Расчетную температуру для проектирования отопления и кратность обмена воздуха в помещениях детских яслей-садов следует принимать согласно табл. 7. 5.5. Температуру поверхности пола обходных дорожек в бассейнах для обучения детей плаванию в зданиях детских яслей-садов следует принимать не менее 26 и не более 30° С. 5.6. Удаление воздуха из каждого шкафа для сушки верхней одежды детей следует принимать в количестве 10 м3/н. 5.7. Помещения изолятора должны обслуживаться отдельными вытяжными каналами. ВОДОПРОВОД И КАНАЛИЗАЦИЯ 5.8. Нагревательные приборы в шкафах для сушки верхней одежды детей, в приемных и раздевальных, а также полоотенцесушители в туалетных должны присоединяться к системе горячего водоснабжения. 5.9. Бассейны для обучения детей плаванию должны быть проточными. Температура воды в бассейне должна быть не менее 29 й не более 35° С, скорость выхода воды из подающих отверстий 2—3 м/сек-, расчетная скорость входа воды в отводящие отверстия — 0,4— 0,5 м/сек. 5.10. Количество подаваемой в бассейны воды следует принимать не менее 20% объема ванны. 5.11. Отводные трубопроводы бассейнов должны присоединяться к канализационным сетям с разрывом струи 0,02 м. |
5.12, Здания детских яслей-садов вместимостью до 50 мест в неканализованных районах допускается проектировать без внутренней канализации. 5.13. Высоту установки детских санитарных приборов, считая от пола помещения до борта прибора, следует принимать: а) умывальников для детей ясельного возраста —0,4 ж; б) умывальников для детей дошкольного возраста — 0,5 ж; в) ванн на постаментах — 0,9 ж; г) глубокого душевого, поддона для детей среднего и старшего ясельного возраста — 0,9 м (высота расположения душевой сетки над днищем поддона — 1,5 ж); д) мелкого душевого поддона для детей дошкольного возраста — 0,3 ж (высота расположения душевой сетки над днищем поддона — 1,6 ж). Примечание. Душевые сетки должны ‘ быть с гибким шлангом. 6. ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА6.1. Детские ясли-сады по степени надежности электроснабжения относятся ко 2-й категории. Электроснабжение детских яслей-садов следует осуществлять, как правило, кабельными линиями, при этом на вводно-распределительном устройстве должно быть предусмотрено взаимное резервирование питающих линий с ручным управлением. 6.2. Электропроводка должна быть скрытой. В кухнях, кладовых, туалетных и других подсобных помещениях допускается открытая проводка. 6.3. Вводные устройства должны размещаться на первом этаже, как правило, в элек-трощитовом помещении. 6.4. Нормы освещенности помещений детских яслей-садов искусственным светом следует принимать согласно табл. 8. 6.5. В спальнях, спальнях-верандах, комнате заболевших детей и изоляторе следует предусматривать дежурное (ночное) освещение, присоединенное к сети аварийного освещения. Для дежурного освещения следует применять светильники со стеклом синего цвета и экранирующей решеткой, устанавливаемые при напряжении не более 36 в на высоте 0,3 ж от пола, вблизи от входов в помещения. |
6.6. В групповой и игральной-столовой, в комнатах: медицинской, персонала и канцелярии-бухгалтерии, в кабинете заведующего и методическом кабинете, буфетной, приемной, раздевальной, в изоляторе и коридорах следует предусматривать установку штепсельных розеток для подключения местного освещения и уборочных машин. 6.7. В помещениях пребывания детей штепсельные розетки и выключатели должны устанавливаться на высоте 1,8 ж от пола. 6.8. Аварийное освещение для эвакуации следует предусматривать в групповых, играль-ных-столовых, приемных, раздевальных, коридорах и лестничных клетках, а также в кухне, стиральной-разборочной и электрощитовой. 6.9. В зданиях детских яслей-садов следует предусматривать:
|
а) .радиоточки (радиотрансляционной сети Министерства связи СССР)—в помещениях групповых, игральных-столовых, комнате для музыкальных и гимнастических занятий, медицинской комнате, методическом кабинете, административных помещениях, пищеблоке; б) телефоны — в кабинете заведующего, медицинской комнате, канцелярии-бухгалтерии; |
в) телеантенны или телевизионные кабельные линии для присоединения телевизора — в комнате музыкальных и гимнастических занятий; г) электрозвонки от входных дверей — в комнате персонала, приемных и раздевальных.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Состав и площади помещений, строительные объемы зданий детских яслей-садов, проектируемых для всех климатических районов, за исключением IA, 1Б и 1Г климатических подрайонов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Продолжение приложения 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Состав и площади помещений, строительные объемы корпусов комплексов яслей-садов, проектируемых для всех климатических районов, за исключением IA, 1Б и 1Г климатических подрайонов
Корпуса групповых ячеек детей дошкольного возраста
|
-19-
СНиП II-Jl. 3-71
Корпус административно-хозяйственных помещений
Таблица 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
Продолжение табл. 3 | ||||||||||||||||||||||||||
|
УДК 69(083.75)+725.573.011
Глава СНиП П-Л. 3-71 «Детские ясли-сады. Нормы проектированиям разработана ЦПИИЭГТ учебных зданий Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР при участии НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР.
С введением в действие главы СНиП П-Л. 3-71 «Детские ясли-сады. Нормы проектирования» с 1 января 1972 г. утрачивают силу глава СНиП П-Л. 3-62 «Детские ясли-сады. Нормы проектирования», «Указания по проектированию зданий детских яслей-садов для сельских населенных пунктов» (СН 403-69) и пп. 4.34—4.42 «Указаний по проектированию населенных мест, предприятий, зданий и сооружений в Северной строительно-климатической зоне» (СН 353-66).
Редакторы —- инж. А. П. Салтанов (Госстрой СССР), инж. Ф, И. Захаров и канд. техн. наук И. М. Архаров (Государственный комитет по гражданскому строительству н архитектуре при Госстрое СССР), канд. арх. И. Б. Блохина и арх. Л. Т. Вихрова (ЦНИИЭП учебных зданий).
3-2-4 План 1 кв. 1972, */4
20-
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Состав и площади помещений, строительные объемы зданий детских яслей^садов, проектируемых
для IA, 1Б и 1Г климатических подрайонов
Помещения |
Площадь помещений в ма при количестве мест | ||||
90 |
140 |
160 |
280 |
320 | |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
1. Помещения групповой ячейки детей ясельного возраста: | |||||
а) приемная....... |
36 |
36 |
60 |
72 |
114 |
18X2 |
18X2 |
(18X2) + 24 |
18X4 |
(18X5) + 24 | |
б) игральная-столовая . . |
100 |
100 |
150 |
200 |
300 |
50X2 |
50X2 |
50X3 |
50X4 |
50X6 | |
в) спальня....... |
80 40X2 |
80 40X2 |
120 40X3 |
160 40X4 |
240 40X6 |
24 |
24 |
36 |
48 |
72 | |
12X2 |
12X2 |
12X3 |
12X4 |
12X6 | |
д) буфетная....... |
На площади игральной-столовой, в изолированном помещении площадью 3 м? | ||||
Итого........ |
240 |
240 |
366 |
480 |
726 |
2. Помещения групповой ячейки детей дошкольного возраста: | |||||
а) раздевальная ..... |
36 |
72 |
72 |
144 |
144 |
18X2 |
18X4 |
18X4 |
18X8 |
18X8 | |
б) групповая ...... |
100 |
200 |
200 |
400 |
400 |
50X2 |
50X4 |
50X4 |
50X8 |
50x8 | |
108 |
216 |
216 |
432 |
432 | |
54X2 |
54X4 |
54X4 |
54X8 |
54X8 | |
г) туалетная ....... |
32 |
64 |
64 |
128 |
128 |
16X2 |
16X4 |
16X4 |
16x8 |
16X8 | |
д) буфетная....... |
На площадг |
I групповой в и |
золированном п |
эмещении плош |
адью 3 м2 |
Итого ....... 3. Комната для музыкальных и гимнастических занятий 4. Помещение бассейна для |
276 |
552 loo |
552 100 |
1104 150 75X2 или 50+100 |
1104 150 75Х2 или 50+100 |
обучения детей плаванию: а) с ванной размером |
50 |
50 | |||
3X7 м........ |
— |
50 |
50 | ||
б) раздевальная с душевой и туалетной при |
14 |
14 |
14 | ||
бассейне ....... |
— |
14 | |||
5. Методический кабинет . |
10 |
10 |
10 |
12 |
12 |
6. Медицинские помещения: | |||||
а) медицинская комната . |
6 |
8 |
8 |
10 |
10 |
б) фотарий....... |
10 |
10 |
10 |
ю |
Ю , |
Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР) Строительные нормы и правила Детские ясли-сады1 Нормы проектирования 1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ 1.1. Нормы настоящей главы распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих зданий детских яслей-садов в городах, поселках городского типа и сельских населенных пунктах. |
1.2. Здания детских яслей-садов следует проектировать универсальными для дневного и круглосуточного пребывания детей. 1.3. Здания детских яслей-садов следует проектировать с учетом возрастных групп согласно табл. 1. 1.4. Типы зданий детских яслей-садов, количество групп и мест в них следует принимать согласно табл. 2. 1.5. Количество мест в детских яслях-садах принимается в зависимости от демографического состава населения, при этом здания детских яслей-садов следует проектировать с количеством мест не менее: для городов —140; для поселков городского типа — 90; для сельских населенных пунктов — 25. 2. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗДАНИЙ ДЕТСКИХ ЯСЛЕЙ-САДОВ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ 2.1. Здания детских яслей-садов следует размещать, как правило, в группах жилых домов на обособленных земельных участках. Площади земельных участков следует принимать из расчета на одно место: в детских яслях-садах с увеличением количества мест на летний период с 25 до 50; с 50 до 95 и с 90 до 180 мест — 451 м2\ в детских яслях-садах на 90 мест — 40 м2\ то же, на 140-320 мест — 35 м2, в комплексах детских яслей-садов на 560 и 640 мест — 30 м2. Примечания: I. При проектировании детских яслей-садов для районов со сложным рельефом земельного участка допускается уменьшение площади участка не более чем на 10% 2. При проектировании детских яслей-садов для строительства в IA, Ш, 1Г, ИА климатических подрайонах площадь земельного участка допускается уменьшать до 25 м2 на одно место. |
Примечание. При проектировании зданий детских яслей-садов следует также соблюдать требования соответствующих нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР. Таблица 1 Возрастные группы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Внесены Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР
У тверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 10 ноября 1971 г.
Взамен главы СНиП Н-Л.3-62
Срок введения 1 января 1972 г.
Таблица Типы зданий детских яслей-садов, количество групп и мест в них | ||||||||||
|
1. Детские ясли-сады на 25 мест с увеличением количества мест на летний период до 50:
а) при количестве 25 мест . .
б) при увеличении количества мест до 50* . . .
2. Детские ясли-сады на 50 мест с увеличением количества мест на летний период до 95:
а) при количестве 50 мест . .
б) при увеличении количества мест до 95* • . .
3. Детские ясли-сады на 90 мест с увеличением количества мест на летний период до 180:
а) при количестве ЭО-мест . .
б) при увеличении количества мест до 180* . . .
4. Детские ясли-сады на 90 мест
5. Детские ясли-сады на 140 мест
6. Детские ясли-сады на 160 мест
7. Детские ясли-сады на 280 мест
8. Детские ясли-сады на 320 мест
9. Комплекс детских яслей-садов на 560 мест** в составе:
а) два корпуса с помещениями ясельных групп на 80 мест.....
1 подгруппа 10 мест
2 подгруппы 10+15 мест
2 подгруппы 10+15 мест
2 группы 25+20 мест
2 группы по 20 мест
4 группы по 20 мест
2 группы по 20 мест
2 группы по 20 мест
3 группы по 20 мест
4 группы по 20 мест
6 групп по 20 мест
4 группы по 20 мест
I подгруппа 15' мест
1 группа 25 мест
1 группа 25 мест
2 группы по 25 мест
2 группы по 25 мест
4 группы по 25 мест
2 группы по 25 мест 4 группы по 25 мест 4 группы по 25 мест 8 групп по 25 мест 8 групп по 25 мест
12
14
Продолжение табл. 2• | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2.2. На земельном участке следует предусматривать общие и групповые детские и хозяйственные площадки, а также зеленые насаждения согласно приложению 1. 2.3. Здания детских яслей-садов следует размещать на земельном участке в зависимости от ориентации окон помещений по сторонам горизонта согласно требованиям, изложенным в п. 3.8 настоящей главы. Корпуса комплексов детских яслей-садов на 560 и 640 мест следует размещать на земельном участке рассредоточенными группами корпусов при количестве мест в каждой группе корпусов не более 320. 2.4. Теневые навесы следует предусматривать для каждой группы детей в детских яслях-садах, проектируемых для всех климатических районов. В детских яслях-садах, проектируемых для строительства в IA, 1Б, 1Г климатических подрайонах, следует предусматривать вместо теневых навесов прогулочные веранды. Для ШБ климатического подрайона и IV климатического района теневые навесы должны быть ограждены с двух сторон, а для II климатического района, IB, Щи IIIA климатических подрайонов—с трех сторон. При теневых навесах, как правило, следует проектировать кладовые для хранения игрушек и инвентаря. Теневые навесы, пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещений групповых и игральных-столовых. 2.5. Земельный участок детских яслей-садов, объединенных в одном здании с начальной школой, должен быть изолированным от школьного земельного участка. 2.6. Детские площадки следует предусматривать для каждой группы, ограждая их кустарником, изолируя как друг от друга, так и от офцих площадок. Групповые площадки для детей ясельного возраста следует размещать вблизи выходов из помещений этих групп. Групповые площадки для детей дошкольного возраста должны быть соединены кольцевой дорожкой шириной 1—1,5 ж для езды на велосипедах, педальных автомашинах и т. п. Кольцевая дорожка не должна пересекать групповых площадок. Для детей дошкольного возраста следует предусматривать разделение групповых площадок по видам игрового и физкультурного оборудования: площадка для игр с песком, со «строительным материалом» и для тихих игр; |
площадка для подвижных игр с оборудованием для лазания, пролезания, скатывания, качания на качелях; площадка с оборудованием для изучения правил уличного движения. Во II, III и IV климатических районах на групповых площадках детских яслей-садов допускается предусматривать чаши с фонтанчиками для игры с водой. 2.7. Групповые площадки для детей ясельного возраста должны иметь травяное покрытие, групповые площадки для детей дошкольного возраста кроме травяного покрытия — площадку с утрамбованным грунтом. В районах вечномерзлых грунтов групповые площадки следует проектировать с дощатым покрытием. Дорожки и проезды необходимо проектировать с твердым покрытием. 2.8. Подходы к групповым площадкам не должны пересекаться между собой и с подходами к хозяйственным площадкам. 2.9. В детских яслях-садах плескательный бассейн следует проектировать глубиной 0,25 ж. В детских яслях-садах с количеством 280 мест и более вместо плескательного бассейна допускается предусматривать открытый бассейн для обучения детей плаванию с ванной размером 3X7 ж и глубиной не более 0,8 ж. Вокруг плескательного бассейна следует предусматривать ножные ванны шириной не менее 0,8 ж и глубиной 0,15 ж. Вход в открытый бассейн для обучения детей плаванию следует проектировать с одной стороны; перед входом необходимо предусматривать ванну для мытья ног с душем над ванной. Плескательный бассейн или открытый бассейн для обучения детей плаванию следует размещать вблизи общей физкультурной площадки. На участках детских яслей-садов, проектируемых для строительства в IA, 1Б, 1Г и ПА климатических подрайонах, устройство пле-скательных и открытых бассейнов не допускается. 2.10. Площадки для животных и птиц следует размещать вблизи хозяйственной площадки. 2.11. Мусоросборники следует размещать только на хозяйственной площадке. 2.12. На земельном участке детских яслей-садов в городах и поселках городского типа не допускается размещать сараи, погреба, овощехранилища и другие хозяйственные постройки. Необходимые хозяйственные помещения следу- |
ет размещать в подвальном или цокольном этаже зданий детских яслей-садов. Хозяйственные помещения, размещаемые в подвальном этаже, должны иметь отдельный выход на-ружу. В детских яслях-садах, проектируемых для сельских населенных пунктов, а также в случаях необходимости хранения овощей и фруктов больше недельного запаса и при устройстве печного или местного отопления в зданиях детских яслей-садов допускается размещать на земельном участке овощехранилище и хозяйственный сарай. 2.13. Хозяйственная площадка должна иметь твердое покрытие.-На хозяйственную площадку следует предусматривать отдельный въезд. 2.14. По периметру земельного участка детских яслей-садов следует предусматривать однорядную защитную полосу деревьев или кустарниковых насаждений. 2.15. Озеленение земельного участка следует проектировать с учетом следующих требований: а) зеленые насаждения не должны препятствовать доступу солнечных лучей в здания детских яслей-садов и должны защищать здания и групповые площадки от перегрева; б) кустарники следует располагать не ближе 5 м, а деревья — не ближе 10 м от стен здания, имеющих окна, расположенные с солнечной стороны горизонта. В IV климатическом районе эти расстояния допускается уменьшать в зависимости от местный условий; в) подбор видов зеленых насаждений должен обеспечивать наличие зелени в течение всего года (для IV климатического района следует выбирать высококронные деревья); г) для озеленения участка не допускается применять деревья и кустарники с ядовитыми плодами или колючками. Примечание. При примыкании земельных участков непосредственно к лесным, парковым или садовым массивам площадь озеленения участка допускается сокращать до 30%. 2.16. В зависимости от местных условий следует предусматривать ограждение земельных участков детских яслей-садов высотой не более 1,6 м. Сплошные кирпичные или железобетонные ограждения не допускаются. 2.17. Расстояние от границы земельного участка до стены ближайшего жилого дома, имеющего окна и входы, должно быть не ме |
нее 10 м, а до стены, в которой нет окон и входов,— не менее 5 м. 2.18. На земельных участках детских яслей-садов следует предусматривать отвод дождевых вод. 3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ3.1. Архитектурно-композиционное решение зданий детских яслей-садов должно соответствовать местоположению и градостроительному значению их в системе застройки населенного пункта. Объемно-планировочное решение зданий детских яслей-садов следует принимать с учетом климатических и других местных условий, а также особенностей их функционального назначения. 3.2. При проектировании детских яслей-садов ц нескольких корпусах между корпусами, как правило, следует предусматривать отапливаемые переходы. Неотапливаемые переходы и галереи между корпусами допускается предусматривать только в ШБ климатическом подрайоне и IV климатическом районе. Корпуса детских яслей-садов в IV климатическом районе или на участках со сложным рельефом в III и IV климатических районах допускается проектировать без переходов между ними. Комплексы детских яслей-садов на 560 и 640 мест следует проектировать в виде отдельных корпусов с помещениями не более чем на 8 групп в каждом и административно-хозяйственного корпуса для обслуживания всего комплекса. Примечания: 1. Общее количество мест во всех корпусах, соединенных между собой переходами, должно быть не более 320. 2. Проектирование детских яслей-садов в зданиях иного назначения не допускается. 3.3. Здания детских яслей-садов следует проектировать высотой не более двух этажей, а здания детских яслей-садов с увеличением количества мест на летний период, как правило,— одноэтажными. Примечание. На земельных участках со сложным рельефом здания детских яслей-садов допускается проектировать трехэтажными при условии устройства непосредственных выходов из 1-го и 2-го этажей этого здания на уровне планировочной отметки земли. |
3.4. Состав и площади помещений детских яслей-садов, проектируемых для городов и поселков городского типа, следует принимать согласно приложениям 2, 3 и 4. 3.5. Состав и площади помещений детских яслей-садов с увеличением количества мест на летний период, проектируемых для сельских населенных пунктов, следует принимать согласно приложению 5. Увеличение количества мест в дневных группах следует осуществлять за счет использования .спален-веранд. При круглосуточном пребывании детей спальни-веранды используются по прямому назначению. 3.6. В существующих зданиях детских яслей-садов, находящихся в III и IV климатических районах, увеличение количества мест на летний период следует предусматривать за счет дополнительного строительства летних павильонов. Летние павильоны следует предусматривать на 1—2 группы одноэтажными неотапливаемыми. 3.7. Высоту надземных этажей зданий детских яслей-садов следует принимать 3,3 л* (от пола до пола вышележащего этажа). Примечания: 1. При проектировании зданий детских яслей-садов для строительства в I, II и III климатических районах из элементов, предназначенных для полносборных жилых домов, высоту этажей следует принимать 2,7—2,8 м (в зависимости от конструкции жилых домов), при этом площади групповых и играль-ных-столовых надлежит увеличивать на 20%. 2. Высоту крытых переходов и галерей (от пола до потолка) следует принимать 2,2 м. 3.8. Ориентацию окон помещений по сторонам горизонта в зданиях детских яслей-садов следует принимать согласно табл. 3. 3.9. В первых этажах детских яслей-садов следует, как правило, размещать помещения групповых ячеек для детей ясельного возраста, медицинскую комнату, изолятор (комнату для заболевших детей), комнату заведующего и хозяйственные помещения. Из изолятора следует предусматривать, как правило, отдельный выход наружу. Административно-хозяйственные помещения допускается размещать в цокольном этаже при условии устройства самостоятельного выхода наружу и обеспечения внутренней связи с другими помещениями. ЗЛО. Под окнами помещений групповых, игральных-столовых, спален и спален-веранд располагать окна кухни, стиральной разбороч-ной и туалетных не допускается. |
3.11. Вход в каждую групповую ячейку ясельного возраста должен предусматриваться отдельным. Допускается устройство общего входа в две групповые ячейки ясельного возраста при расположении их на втором этаже. Для детей дошкольного возраста следует предусматривать общий вход не более чем на три групповые ячейки; в корпусах комплексов допускается проектирование общего входа на четыре группбвые ячейки дошкольного возраста. 3.12. Из каждой групповой ячейки должно быть не менее двух эвакуационных выходов. 3.13. Вход в административные помещения допускается объединять со входом в одну из групповых ячеек детей дошкольного возраста. ЗЛ4. В зданиях детских яслей-садов на 90 мест и более, а также в зданиях, проектируе-
|
мых для IV климатического района, из пищеблока и стиральной-разборочной, как правило, следует проектировать отдельные выходы наружу. 3.15. Наружные входы в здания, проектируемые для Ш, 1Д климатических подрайонов, II и III климатических районов, должны быть с двойными тамбурами. В зданиях детских яслей-садов, проектируемых для IA, Ш и 1Г климатических подрайонов, входы следует предусматривать с тройными тамбурами, а в зданиях детских яслей-садов, проектируемых для ШБ климатического подрайона и IV климатического района,— с одним тамбуром или без тамбура, в зависимости от местных условий. Глубина тамбура должна быть не менее 1,6 м. 3.16. Помещения каждой групповой ячейки следует проектировать изолированными от помещений других групповых ячеек, при этом должна быть обеспечена внутренняя свяЗь между групповыми ячейками с медицинскими помещениями, комнатой для музыкальных и гимнастичесних занятий, а также с административно-хозяйственными помещениями., Примечание. Корпуса для детей ясельного возраста в комплексах яслей-садов на 560 и 640 мест допускается проектировать без внутренней связи между групповыми ячейками. 3.17. Непосредственную связь между собой должны иметь следующие помещения: а) в групповых ячейках ясельного возраста— игральная-столовая с приемной, спальней-верандой или спальней, туалетной и буфетной; б) в групповых ячейках дошкольного возраста — групповая с раздевальной, спальней-верандой или спальней, туалетной и буфетной. Допускается связь спальни-веранды или спальни с туалетной и раздевальной с туалетной. Примечания: 1. Между спальней-верандой (илч спальней) и игральной-столовой или приемной допускается предусматривать остекленную перегородку. 2. Между групповой и спальней-верандой (или спальней) допускается предусматривать трудносгораемую или несгораемую раздвижную перегородку. 3.18. В групповых ячейках детей младшего ясельного возраста приемную следует разделять оборудованием на две части: для раздевания детей и для кормления детей матерями. Спальню-веранду следует разделять остекленной перегородкой. 3.19. В детских яслях-садах с увеличением количества мест на летний период приемные |
и раздевальные, а также туалетные следует проектировать с учетом использования их в летнее время двумя группами; кроватные и буфетные допускается проектировать смежными и взаимосвязанными с помещениями групповых, игральных-столовых и спален-веранд. Примечание. В зданиях детских яслей-садов на 25 мест с увеличением количества мест на летний период до 50 и яслей-садов на 50 мест с увеличением количества мест на летний период до 95 игральную-столовую ясельных подгрупп следует располагать смежно с приемной, .а туалетную и спальню-веранду смежно с игральной-столовой подгруппы с наибольшим количеством мест. 3.20. В групповых, игральных-столовых и спальнях-верандах подоконники следует предусматривать на высоте 0,6 м от уровня пола. 3.21. В детских яслях-садах, проектируемых для строительства в IA, 1Б, 1Г климатических подрайонах, следуе*г предусматривать остекленные прогулочные веранды, объединенные для нескольких групп. Прогулочные веранды допускается проектировать в виде пристроек к зданиям или надстроек на уровне второго или третьего этажа. Прогулочная веранда должна иметь не менее двух эвакуационных выходов. 3.22. В зданиях детских яслей-садов для детей ясельного возраста необходимо предусматривать места для хранения колясок и санок, а в зданиях, проектируемых для I и II климатических районов,— также места для хранения санок детей дошкольного возраста. 3.23. В зданиях детских яслей-садов с количеством НО мест и более, проектируемых для IA, 1Б и 1Г климатических подрайонов, а также в административно-хозяйственном корпусе комплексов детских яслей-садов на 560 и 640 мест допускается предусматривать крытые бассейны для обучения детей плаванию. Размеры ванн бассейнов для обучения детей плаванию следует принимать 3X7 м, с глубиной не более 0,8 м. По периметру ванн следует предусматривать борт высотой 0,15 м, шириной 0,3 м и обходные дррожки шириной не более 1,5 м. Поверхность дна ванны и обходной дорожки должна быть нескользкой. Уклон дна ванны (в сторону выпуска воды) следует принимать 0,01. Размещение бассейнов в подвальных этажах не допускается. 3.24. Помещения бассейна для обучения детей плаванию следует располагать в еле- |
дующей последовательности: раздевальная, туалетная, душевая, помещение плавательного бассейна с ванной. 3.25. В местах выхода из душевой на обходную дорожку должна предусматриваться проходная ножная ванна размерами,- исклю-. чающими возможность ее обхода. По направлению движения из душевой ширина ножной ванны должна быть не менее 0,8 м, глубина — 0,1 м. 3.26. В детских яслях-садах, проектируемых для IA, 1Б и 1Г климатических подрайонов, фотарий следует размещать вблизи комнаты для музыкальных и гимнастических занятий. 3.27. Медицинскую комнату следует размещать смежно с одной из палат изолятора (комнатой для заболевших детей) с устройством между ними, а также и между палатами изолятора, остекленной перегородки. Нижнюю часть остекленной перегородки на высоту 1—1,2 м от уровня пола следует предусматривать глухой. Палаты изолятора должны быть непрохоц-ными. 3.28. В помещениях детских яслей-садов следует предусматривать, как правило, встроенное или пристроенное оборудование: в групповых и игральных-столовых — ленточные столы под окнами; в раздевальных и приемных — шкафы для верхней одежды детей и персонала группы; в спальнях-верандах и спальнях — шкафы для постельного белья, а в спальнях-верандах для детей дошкольного возраста и встроенные кровати; в туалетных — хозяйственные шкафы, настенные вешалки для полотенец; в комнатах для музыкальных и гимнастических занятий — шкафы и стеллажи для хранения музыкальных инструментов и физкультурного инвентаря, устройства для затемнения окон; в кладовых и комнатах для хранения белья — стеллажи; в комнате персонала — шкаф для хранения одежды персонала. 3.29. Санитарно-техническое оборудование в детских яслях-садах следует предусматривать согласно табл. 4. 3.30. В туалетных для детей старшего ясельного и дошкольного возраста унитазы надлежит устанавливать в открытых кабинах размерами в плане 0,8x0,75 м, разделен |
ных экранами высотой 1,2 м (от пола) и не доходящими до пола на 0,15 м. Наименьшая ширина прохода между лицевой стороной кабин и противоположной стеной (при отсутствии на ней санитарных приборов) должна быть 1,2 м. Туалетные для детей старшего дошкольного возраста следует проектировать с раздельными уборными для мальчиков и девочек. 3.31. Кухня с моечной, заготовочная и раздаточная должны быть разделены оборудованием или перегородками-экранами. В пищеблоках комплексов детских яслей-садов на 560, и 640 мест заготовочную следует размещать в отдельном помещении. 3.32. Кладовые для хранения овощей и сухих продуктов следует размещать в пищеблоке. Проходные кладовые и проход в кладовые через кухню не допускаются. 3.33. Кухни следует проектировать, как правило, с электрическим оборудованием. Примечания- 1. В газифицированных районах допускается применение газовых плит закрытого типа. 2. В детских яслях-садах До 50 мест (включительно), проектируемых для сельских населенных пунктов, допускается применение кухонных плит на твердом топливе. При этом топка должна выходить в отдельное помещение. 3.34. Помещения стиральной-разборочной и сушильной-гладильной следует располагать смежно. 3.35. В зданиях детских яслей-садов с количеством 140 мест и более входы в стираль-ную-разборочную. для сдачи грязного белья и в сушильную-гладильную для получения чистого белья должны быть раздельными. В административно-хозяйственном корпусе комплекса детских яслей-садов на 560 и 640 мест для сдачи грязного и получения чистого белья следует, как правило, проектировать наружные входы. Для сдачи грязного белья следует предусматривать шлюз с окном, открывающимся в сторону стиральной-разборочной. Расположение входа в стиральную-разбо-рочную против входов в помещения групповых ячеек и в пищеблок не допускается. 3.36. Ширину административно-хозяйственных помещений (за исключением хозяйственных кладовых) следует принимать не менее 2 м. Ширина коридоров должна быть не менее 1,4 м. 3.37. В помещениях групповых и игральных-столовых детских яслей-садов, проекти- |
1
Принимается по увеличенному количеству мест.