Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

49 страниц

389.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство разработано в развитие «Инструкции по строительству подводных переходов магистральных трубопроводов», глав СНиП по строительству и проектированию магистральных трубопроводов и распространяется на проектирование и строительство подводных трубопроводов с железобетонными покрытиями и грузами, сооружаемых ка переходах магистральных нефтегазопроводов.

Оглавление

1. Общие положения

2. Технология монтажа и укладки подводных трубопроводов

3. Технология строительства подводного трубопровода поточно-расчлененным методом

4. Техника безопасности и производственная санитария

Приложения

Литература

Показать даты введения Admin

Страница 1

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИИ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

&сесою>»ый моучио-мсследоаотельОсйй ммсгмтуг по строительству могистрсльных трубопроводов

•ВНИИСТ-

РУКОВОДСТВО

ПО УКЛАДКЕ ПОДВОДНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ С ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫМИ ПОКРЫТИЯМИ И ГРУЗАМИ

Р 420-8!

МОСКВА 1ЭВН

Страница 2

В Руководстве рассмотрена технология монтажа к укллдки подводных трубопроводов с железобетоннами покрытиями и грузами; технология строительства подводных трубопроводов поточяо-расчленеиным методом. ; особенности расчета подводных трубопроводов с железобетонной пригрузкой; требования к составу и тех -нология приготовления особо тяжелого бетона для притру эоэ.

Руководство разработано яа основания сообщения и анализа отечественного и зарубежного опыта строительства подводных трубопроводов с железобетонными покрытиями в грузами, теоретических и экспериментальных исследовании, выполненных ВНИИСТом и 3КБ по железобетону. Учтен опыт треста Союзподводгаэстрой.

Руководство предяазаечбяо ддя ооганизацай Миняе'легазстроя, заотмаюкихся строительством подводных переходов и проектированием нового оборудованиями может быть использовано другими ведомствами ори проектирования и строительстве аодводних трубопроводов с железобетонной пригрузкой.

В разработке Руководства принимала участие: канд.техн.яаук С.И.Левин, иаж.Б.Н.Круокан;кандидаты тзхя.наук Э.Л.Брейгмая, к.Б.Вепгжк, Ь.А.Дудоладов, и.А.Камаюеь, Я.З.СкомаровскяЗ; инжеперы Э.Г.Швро -нов, Н.Х.Гольцов, П.П.Бв1ларатьяв, Л.Б.Залькоэскяй,

В.Я.Канаев.

Замечания и предложения просьба направлять по адресу: 1050о8, Москва, Окружной проезд, 19.

©Всесоюзный яаучло-исследшатедьскяй институт до строительству магистральных трубопроводов (аНЛИСТ), 1982

Страница 3

вшсг

•Руководство по укладке подводных тру-i босроводов с железобетонными покзыти-|    лми    и    грузагла

Р -41-Q1_

Разработало

впервые

I. СБШ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящее Руководство разработано в развитие Инструкция по строительству подводных переходов магистральных трубопроводов f I], глав СНиП по строительству и проектированию магистральных трубопроводов и распространяется яа проектирование и строительство подводных трубопроводов с железобетонными покрытиями и грузами, сооружаемых яа переходах магистральных нефтегазопроводов.

1.2.    Основные положения по технологии строительства подводных трубопроводов с применением железобетонного балласта разработаны применительно к переходам из груб диаметром 1020 - 1420 к!:,однако они могут быть использованы и при сооруже -или подводных переходов из труб меяызего диаметре.

Предусматривают применение отдельных железобетонных грузов (утяжелителей) и труб, обетонированных в базовых условиях (на специальном заводе, полигоне), которые доставляются на строительно-монтажяую площадку подводного перехода.

1.3.    Тип а конструкцию железобетонного покрытия труб или отдельных грузов, монтируемых на трубопроводе, устанавливают в проекте перехода и согласовывают со строительной организацией.

1.4.    Обетонированные трубы и железобетонные грузы, поступают на строительную площадку перехода, должны строго соответствовать Техническим условиям на эти изделия. Трубы, предназначенные для обетонирования, должны отвечать требованиям, установленным СНиП 0-45-75 [ 2^.

1.5.    Железобетонные грузы и обетонированные трубы, пелу-чэемые с завода, должны иметь маркировку. Ори маркировке обетонированных труб следует обязательно указывать марку изделия, массу с точностью до ]#, отрицательную плавучесть (вес обетонированной трубы под водой) ори объемном весе воды 1000 кге/м?

Енесено лабораторией    Утверждено ВНИИСТом

строительства подвод-    15 декаоря 1980 г.

ных переходов__

Срок введения I января 1982 г.

Страница 4

или объем бетона, объемная нес. Оде маркировке железобетонных грузов следует обязательно указывать марку груза, массу с точностью до 1%,объем груза.

1.6.    Трубы, балластируемое монолитным железобетонным покрытием, должны иметь противокоррозионное изоляционное покрытие усаленного типа, выполненное в соответствии с требованиями СНаО Q-45-75 и Техническими условие на обетонированные трубы.

Трубы, балластаруеьые отдельными железобетонными грузами, должны иметь изоляционное покрытие усиленного тяаа, предусмотренное в проекте,и за^цитную деревянную футеровку.

1.7.    Для яэоляуул трубопроводов можно применять покрытая из липких полимерных лент, наносимых в два слоя. Полимерные изоляционные ленты могут поменяться как отечественного производства, так и зарубежного,типа "Похикен". Ленты отечественного производства (поливинилхлоридные) наносятся ао битумно-клеевой или клеевой грунтовке. Для лент ",1олакен-& 80-20" применяют соответствующую грунтовку "Поляксн-519".

1.8.    Для предохранения изоляционных покрытий от механических повреждений во время перемесекия труб, обетонярования, монтвяв утяжелителей следует применять прочные заиятяые обертки в два слоя обшей толииной не менее I мм. В качестве защитных оберток можно применять "Бикарул", ленты ШШ и СРДБ

и различные полимерные аленки, а также бпизол.

1.9.    Очистка поверхности трубопровода, нанесение грунтовки, изоляционных покрытий н оберток выполняются в соответствии с требованиями глав СНиП П-й5-75 и СНиП EU2-8C [3], Инструкция по антикоррозионной защите наружной поверхности металли -ческих трубопроводов полимерным?, липкими лентами Инструкции по аргменению импортных изоляционных лент и оберток [5].

1.10.    Места сварки отдельных обетонированных труб в плети перед наложением защитного покрытия, предусмотренного проектом, должны быть закодированы вручную. Тип и конструкция изоляционного сокрытия в местах сварных соединений труб должны быть аналогичны основным покрытиям.

1*11. Для выполнения сварки и изоляций стыка трубы с обоих котюь должны иметь яеобетонированны!! участок (bkjj чая участок с изоляционным покрытием) длиной 300-350 мм. Длина неиэо-

Страница 5

дарованных участков по концам труб, обетонированяых в опалубке , не должна превышать 150 мм.

1.12.    Кольцевые железобетонные грузы типа УТК (проект 537 5КБ Миннефгегазстроя), разработанные по техническому заданию ЬНИИСТа и треста Союзподводгазстрой, и железобетонное утяжеляющее покрытие тиоа ГИУ (проект № 683 ЭКБ Мияяефтегаз -строя) приняты за основные конструкции балластировки при разработке технологии монтажа и укладки подводных трубопроводов.

1.13.    Еелезобетонное утяжеляющее покрытие типа НИУ предназначено Для балластировки труб, прокладываемых через болота и водные преграды. Изоляция труб предусмотрена полимерными пленками с оберткой в соответствии с пунктами I.6-I.8 настоящего Руководства. Толщина изоляция принята не более 2 мм.

1.14.    Весовые характеристики обетонированных труб диаметром 1020, 1220, 1420 мм с покрытием типа ПЕУ (покрытие железобетонное, утяжеляющее) приведены в табл.З прил.1. Вес железобетонного покрытия рассчитан в соответствии с п.8.25 СНиО П-45-75 в принят постоянным с учетом прокладки указанных в табл.З труб на прямолинейных участках.

Марка покрытия состоит из буквенного обозначения и трех групп цифр. Пе*вая группа цифр обозначает диаметр стальной трубы (л дециметрах), вторая группа цифр - голиюну стальной трубы вiмиллиметрах >,третья - объемный вес бетона.

I.15- Для уменьшения изгибной яесткости обетонированных труб бетонное покрытие тиоа ШУ имеет трапецеидальные коль -цевые прорези. Изгибную жесткость трубопровода с железобетонным покрытием типа ПЕУ и критические напряжения в стенках стальной трубы в местах необетоняроваякых зон поперечных стыков можно определять по формулам, приведенным в арил.2.

I.I6. Кольцевые железобетонные грузы типа УТК (утяжели-таль трубопроводный кольцевой) предназначены для балластировки магистральных трубопроводов диаметром от 325 до 1420 мм на переходах через реки и водные преграды. Еелезобетонные грузы-утяжелители состоят из двух охватывающих трубу полуколец, соединяемых между собой посредством шпилек и гаек.

I.I7. Трубы диаметром до 720 мм включительно балластируют одним видом утяжелителя яа прямых и кривых участках. На оря -№х участках утяжелителя устанавливают с разрядкой, а на кри-

5

Страница 6

вых - вплотную. Труби л-аак-втром 82С мм и выше имеют два вимд утяжелителей: для балластировки прнмолияеЬнъх и лля балластировки криволинейных участков. обоих случаях утяжелители устанавливают вплотную. Грузы ^стаяовлявьм,1 на трубы, зашицен-кые деревянной ,утеровной то/тнок 32 гл*, имеющие антикорро -зийную пленочную изоляцию толииной 3 мм с допуском -0,5 мм.

Иля изготовления грузов применяют бетон с объемным весом не ниже 2,3 т/м3.

I.Io. Весовые характеристики утяжелителей с объемным весом бетона 2,3 т/м3 приведены в таблЛ прил.1. Условное обозначение марки утяжелителей состоит из буквенного обозначения и трех групп цедр* Буквенное обозначение УТК - утяжелитель трубопроводный кольцевой. Первая группа цифр обозначает диаметр стальной трубы (в миллиметрах), вторая группа цифр - длину утяжелителя (в дециметрах),третья - типераз^ер утяжелителя (I - для балластировки прямолинейных и П - для балластировки кряволк не Яны х участков трубопровода).

Г.IS. Бес и объем балласта, а следовательно, вес балластированной трубя зависят от объемного веса бетона • Чем больше /g , тем меньше вес балластированного трубопровода. Применение бетона с донишеиным объемным весом позволяет сократить необходимый объем бетона для балластировки трубопровода, уменьшить вес трубы и толияну бетонного покрытия (см.табл.3 прил.1). Например, ари замене бетона с Jfg -2,3 т/м3 бего -ном с fs s 2,9 т/м3 необходимый его объем для балластировки I к трубопровода уменьшится в 1,46 раза. Таким образом, при проектировании и изготовлении железобетонных покрытий и грузов целесообразно применять бетоды с тяжелым наполнителем.увеличивающим объемный вес бетона.

1.20. Рекомендации по составу и технологии приготовления особо тяжелого бетона, приведенные s арил.З, распространяются на особо тяжелый бетой, предназначенный для производства утяжеляющих железобетонных грузов в базовых условиях. Сни содержат основные положения по изготовлению особо тяжелого бетсна с объемной массой 5-0,1 т/м3 на базе медногорских медеплавильных шлаков.

б

Страница 7

2. ТЕХНОЛОГИЯ МОНТ АЗА и ушш; поив одних ТРУБ00 РШОДОЬ

2-1. Наиболее рациональным способом укладки трубоорово -доь с бетонким покрытием и забалластированных кольцевыми желе зобе тонными грузами является, кай правило, j кладка протаскиванием по дну подводной транше!!.

2.г- Общие требования по укладке подводных трубопровс -дов способом протаскивания по дну приведены в "Инструкции по строительству подводных переходов магистральных трубопрово -дов" dCH 2-118-80 Минне^бгазстроя.

2.3.    Для повышения качества работ при укладке трубопроводов, а также для уменьшения расчетных тяговых усилий и,следовательно, мощности тяхсвьх лебедок протаскивать трубопроводы следует с использованием спусковых дорожек различного типа и разгружающих понтонов.

2.4.    Типы, конструкций спусковых устройств, обще требования к ним приведены в "Рекомендациях по технологии укладки подводных трубопроводов диаметром 1220 и 1420 мм" Р 126-72 [б]. Для укладки обетонированных трубопроводов и трубопроводов,балластированных железобетонными грузами, рекомендуется приме -.мять спусковую дорожку типа ОСД-3 конструкции СКВ Газстройма-иина [?] и спусковую дорожку в виде рельсового пути с теле» -ками грузоподъемностью 30 ? .

2.5.    В отдельных случаях при строительстве подводных переходов небольшой протяженности, а также в тех случаях, когда устроить спусковой путь невозможно , допускается протаскива -няе трубопровода на береговом спланированном участке по грунту.

Длину плетей трубопровода при такой укладке определяют в проекте производства работ в зависимости от ширины водной преграды, вида грунтов на береговом и подводном участках, наличия грузоподъемных и тяговых средств. Для труб диаметром 1020 и 1220 мм длину плетей, протаскивав mjx на береговом участке л о грунту, рекомеидуется принимать соответственно не более 120-dOO и 80-150 м.

2.6.    Тяговые усилия, необходимые сля протаскивания трубопровода, определяют расчетом для каждого этапа проталкивания.

?

Страница 8

Тяговые средства выбирает по максимальному значению расчетного тягового усилия. Расчет тяговых усилий, выбор схемы протаскивания и тяговых средств можно производить по методике, приведенной в Технологической карте на укладку газопровода дна -метром 1020 мм    в    Рекомендациях [б").

Для трубопроводов, протаскиваемых оо грунту, рекомендуется принимать значения коэффициентов трения, скольжения и коэффициентов трогакия, приведенные в табл. 10 и II при л .4.

2.7.    Вес трубопровода, балластяроваиного железобетоном, под.водой возрастает с увеличением временя нахождения его в воде Сза счет водоооглощения железобетона). Этот фактор необходимо учитывать при расчете тяговых усилий. При полном во-допоглощенаи железобетона его вес может увеличиться на <,%,

2.8.    Поя разработке проекта производства работ по укладке обетонированных трубопроводов методом протаскивания необходимо рассчитать прочность саепленяя железобетонного покры -тия с изоляцией при действии сдаягаюешх усилий (прял.5).

2.9.    В зависимости от шарики водной преграды, рельефа берега, наличия спусковых устройств и понтояов, мощности трубоукладчиков и тяговых средств возможны следующие технологические схемы укладки подводных трубопроводов с бетонными покры -тияма и сборными железобетонным? грузами способом протаскивания по дну:

схема I - протаскивание трубопровода по дну с предвара -тельным монтажом его на полную длину в створе перехода;

схема П - последовательное протаскивание отдельных плетей трубопровода со стыковкой яд на приурезном участке.

ПРОТАСКИВАНИБ ТРУБОЯРСВОДА ПО ДНУ С ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ КОНГАЖСМ ЕГО НА ПОЛНУЮ ДЛИНУ В СТВОРЕ ПЕРЕХОДА (СХЕМА I)

2.10# Технология* 1й процесс укладки трубопроводов с бетонным покрытием no с. to I включает: монтаж а сварку трубопровода в створе перехода из отдельных обетонированных труб или секций, испытание смонтированного трубопровода, изоляцию

8

Страница 9

и защиту стыков, протаскивание трубопровода, проверку его положения после укладки и испытание (до засылки траншеи).

2.11.    При укладке по cxewe I трубопроводов с железобетонными грузами в створе перехода выполняют последовательно сварку трубопровода из отдельных секции труб, асйытание трубопровода, изоляцию л (рутеровку, установку и закрепление грузов, протаскивание трубопровода, проверку его соложения и испыта -кие (до засыпки траншеи).

2.12.    Укладка по схеме I может быть применена на переходах через сравнительно небольшие водные ореграды (иарияой до 200-300 м), где рельеф берега позволяет смонтировать спуско -аую дорожку и плеть трубопровода длиной, ргвной ширине водной преграды; кроме того, есть возможность обеспечить необходимые тяговые усилия.

2.13.    Монтаж трубопровода, сварку, испытание и изоляцию стыков между обетонированными трубами при данной схеме укладки целесообразно производить в створе перехода на спусковой дорожке, где отдельные трубы или секция из двух труб сваривают ручной дуговой сваркса с применением внутреннего центратора.

посшавлтаьноБ протаскивание отшыш

ОБЕТОКIPCL АННиХ ПЛВТЕ1 ТРУБОПРОВОДА СО СТЫКОВКОЙ ИХ НА ИРИУРЕЗИШ УЧАСТКЕ (СХЕМА 0)

2.14.    Технологический процесс монтажа и укладки отдельных обетонированных плетей трубопроводов со схеме G включает; монтаж первой плети п створе перехода с выполнением всех операций, предусмотренных при укладке по схеме I (2.10), и мон -тач, испытание второй и последующих плетей на строительном площадке,параллельной первой глети. После протаскивания первой плети вторую плеть устанаь.1ява!зт на спусковую дорожку; на приурезном участке сваривал стык между оериой и второй плетью, стык радиогрзч«ру»т и изолируют. После протаскивания второй плети устанавливают в створе третью плеть и т.д.

2.15.    Укладка подводного трубопровода способом последо -встелыюго протаскивания по дну нескольких олетей, предвари -тсльно смонтированных на берегу (схема П), рекомендуется при

9

Страница 10

пересечении широких исдны.-: преград ъ тех случаях, когда сро -таскиыание одной плетью (схема 1) невозможно.

2.16.    Длину плетей трубопровода, подготавливаемых к ух-ла.чке по схеье И, определяют а проекте производства эаЗот в зависимости от ширины водясй преграда, мощности тяговых средств, конструкции спускового пути, числа трубоукладчиков. Для трубопроводов диаметром I02G и ice О мы длину плетей рекомендуют принимать соответственно не более 250 и гОО м.

2.17.    Монтаж плетей трубопровода из обетонированных ъ заводских условиях труб по схеме II производят следушим образом (ряс.1).

На сварочном стенде выполняют поворотную сварку двух обетонированных труб в звенья. Из двухтрубных звеньев на строите льн о-моя та* и ох площадке, параллельно спусковой дорожке, собирают и свагиьают необходимое числе плетей заданной длины. Плети трубопровода подвергают гидравлическом}' испытанию. После испытания плетей стыки изолирует и наносят па них защитное покрытие. После протаскивания первой г.лсти, смонтированной, как правило, в створе перехода, вторую плеть перекладывают на спусковую дорокку, стыкуют с первой и протаскивание продолжают.

2.18.    Обетонированные трубы с приобъектного склада трубоукладчиком К-5Э4 доставляют на сварочный стенд и выполняют поворотную свирку двух труб вручную (при небОлъ-Юы объеме сварочных {вбот) ила сварочным полуавтоматом. Двухтрубные звенья на место сборки и сварки плетей доставляют двумя трубоукладчика ми К-594.

2.19.    Оервую плеть монтируют и сваривают .ручной дуговой сваркой с применением внутреннего центратора в непосредственной близости (параллельно спусковой дорояке). Оторуп и последующие плети собирают и сваривают на монтажной плсдадке, параллельно перво'! плети. Расстояния между плетями пехаззно на •>ис.1. Для обетонированного трубопровода макетроы 1220 мм расстояние иеалу первой и второй плетями, необходимое для сварочно-монтажных и ук/.а;очных габот, составляет около 5 к;.

2.20.    Перед изоляцией и заштоЯ стыков между обэтониро -ванными трубами производят гидравлическое испытание длетей трубопровода. При визуальном оОнасучении утечек устанав-

10

Страница 11

rtic.l. Схема укладки ооетоиироьанного труо^п^овова методом последовательного протаскивания I-тормознай лсСсдка; 2-спусковля дороика; 5-гелеикн; я-пдеть на

5-жссто сварки стыка: 6-автокраа; 7-приямок для схода телсиек; о-пде?ь трубопровода, подготовленная к укладке, *-злектрхварочьын агрегат: 10-звено из двух обетонированных труб; II-трубоукладчики; 12-стенд для сварки двухтруйних звеньев

Страница 12

ливают место утечки и имеюадю дефект трубу отрезам. Когда утечку обнаруживают по указания»/ .манометра, глл определения дефектной трубы давле.чяе в а лети выдерживают до поезде или воды на поверхности бетонного покрытия иди ь зоне стыка, для ускорения определения пест утечек рекомендуется добавлять краситель в опрессовочную воду.

Предварительные пегштанин плетей трубопровода, балластируемого железобетонным: утяжелителям, пооизводят до установки утяжелителей на плети. Испытание выполняют ь соответствии с требованиями главы СНяП по строительству магистральных трубопроводов [2] и аейстьуюших инструкций. К началу протаскивания трубопровода все плети должны быть полностью подготов -лени к укладке.

2.21.Поперечную перекладку плетей осуществляют подъемом я переносом отдельных участков трубопровода с помощью колонны трубоукладчиков, последовательно перемещающейся, вдоль пербкла-,!ДБае»лых плетей.

2.2л. Работы по поперечному перемещению плетей из обетонированных труб диаметром IC20 и 1220 мм или труб с лелезоботон-нт& кольцевыми утяжелителями могут выполняться колонной тру-боукяадчккае К-5^ или "кОмацу-355 С"( со стрелам июней 7,5 у. л количестве 3 или « единиц), удаленных один от другого на расстояние Ю у по осям стрел.

2.23. Работу выполняют в следующей последовательности: на начальном участке плети, параллельно ей, устанавливают колонну трубоукладчиков на вылете стрелы 2 м, отсчитываемо: от крал катка гусеница до осп труба; трубоукладчики одновременно осуществляют подъем плети на высоту, при которой все они теряют устойчивость; с этого могекта асе трубоукладчики производят одновременный опуск груза с I реданы до полного высвобождения от нагрузки, затем колонну трубоук/.а..Ч;.Кч пгтемеиают на следующий участок плети,и операции повторяются.

£.2<«. Некоторае технологические параметры при перекладке плетей трубопровода по указанной технологии приведены в табл.1.

Страница 13

Параметры Количест- расстояние Манима- Максима- 'Макеяма-

ТОУбЬ

Сече

ние,

Масса I м трубопровода, т

во трубоукладчиков в колонне, шт.

между трубоукладчикам! по осям стрел, м

льный

вылет

стрелы,

м

льная вы- льный пе-сота подъ-уренос пле-ема плети,та за од-м jHy проходку колонны, м

1020x16 1,7

3

10

2

0,6

1.7

1220x15^2 2,9

3

ГО

2

0,15

0,6

1220x15^ 2,9

4

10

2

0,26

0.9

ПОСЛЕДСВЛТЕ.Г.ЬНОБ ПРОТАСКИВАНИЕ ОТДЕЯЫШ Ш1БТБ?. ТРУБОиРШОДА, ЗАБА ЛЯАСТИРШАННОГО СБОРКИ УТЯШШТЕШИ ТИ11А УТК (СХЕМА п)

2.25.    Теологический процесс монтажа я укладки отдель -ных плетей трубопроводов, забалластированных грузами УТК, включает монтаж первой олети в створе перехода с выполнением всех операций, предусмотренных при укладке по схеме I (см.п.2.11); монтаж и испытание второй и последуших плетей на строитель -ной площадке параллельно первой плети; балластировку грузами УТК; перемещение плетей в сгвор перехода а их последователь -ное протаскивание со сваркой стыков между плетями около уреза,

2.26.    Монтаж плетей трубопровода, балластируемого сбор -ными утяжелителями типа УТК, можно выполнять из отдельных секций, сваренных из трех труб. Из этих секций на стооательно-ыонтажяой площадке, параллельно спусковой дорожке, собирают а сваривают необходимое число плетей заданной длины и выполняют их гидравлическое испытание в соответствии с п.2.20 настоящего Руководства.

Одновременно с очисткой, изоляцией и футеровкой испытанных плетей трубопровода на строительно-монтажной площадке производят раскладку утяжелителей.

2.27. Монтаж утяжелителей типа УТК на трубы выполняют на строительно-монтагной площадке после подготовки плетей трубопровода к монтажу, как указано в п.2.26. Работы могут выполняться как в зимнее, так и в летнее время.

2.23. Строительная плопадка, на которой подготавливают

13

Страница 14

плети трубопровода к таладке, должна быть предварительно сплз-ьирована таким образом, чтооы неровности не превышали -3 см на длину одного утяжелителя.

2.29.    При монтаже утяжелителе:’ и нескольких плетях трубопровода расстояние между плетями выбирают таки> образом,чтобы был обеспечен проезд груооукладчикам, кранам, автомашинам для выполнения сварочно-монтажных, изоляционных работ и раскладки утяжелителей. На рис.2 показана схема раскладки плетей и утяжелителей и киня:'аль;ше расстояния между нлт для трубопроводов диаметром 1020 и 1220 мм.

2.30.    Нижние и верхние кольца утяжелителей оасклааызают параллельно подготовленным плетям трубопсюзоча в два ряда вдоль оси трубы Юм.рис.-)- Для труб диаметром до 020 км элементы утяжелителей укладывают с интервалом в соответствии с проек -том, для труб лиаме-тоом мм и выше - вплотную друг к другу (см. и Л. 7.).

Отклонения при оасклалке няжяиу элементов утя"елителе:“ от продольной оси тоубспровода на базе длины очного утяжелителя не должны превышать в плане ^ см; крен в окт г продольной осине более 2 см.

2.31.    Сутерованный трубопровод с помогдьв трубоукладчиков поднимают и укладывают на нижние элементы утяжелителей. Затем верхние элементы утяжелителей укладывают яа трубу попарно по отношению к нижним элементам. Ойилькл вставляет в отверстия

у тяжелителей сверху, при этом верхние гайки должны быть навинчены на болт (не более чем на собственную высоту). Нижние гайки наворачивают на шпильку вручную без инструмента до отказа . Затем верхние гайки поворачивают гайковертом до следующих максимальных к ру тягах моментов: ишлька диаметром 20мм -15 кг.м; шпилька диаметром 2< мм - 2G кг.м.

2.32.    До закрепления установлен кых ^*тя*елителей на трубе сле***-зт проверить величину зазора между (рутеровочной рейкой и грузом. Б случае зазора более 5 т следует под внутреннюю поверхность утяжелителя положить дополнительные рейки необходимого размера.

2.33.    ГТогоузку, оазгоузчу, си*'*-крона* до и раскладку полуколец утяжелителей производят хевг:.мн или таубо'кл&тчлкаьи соотзстсг -ую'К-й грузоподъемч ости за мс-тахные петлч.

I

Страница 15

Fmc.2. Схема раскладки плетен трубопровода длаьетосм iCcu и 1<20 .ы при ыонтале иа них . „    утяжелителей    типа    УТК:

1-1. - пэследовате/.ъйостъ момтааа утеделителей иа плеть трубопровода; I-плеть трубопровода;

2-полукольца утяжелителей; 5-труооу хлад чип    wcvna.

Страница 16

Элемент* утяжелителя можно подкидать как а прямом, так и в перевернутом положении. Перевертывать элементы утяжелителя из прямого ь перевернутое положение попускается за две петли, но при это*/ элемента не должны отрываться от земли.

d.y*. Железобетонные элементы кольцевых утяжелителей, рассортированные по маркам и комплектам, должны храниться в отабелях на приобъектных складских площадках с выровненным плотным основанием. Нижний и последующие ряды элементов укладывают на деревянные подкладки высотой 30 и шириной 100 мм.Подкладки располагают у монтажных петель по веотикалд одна над другой. Изделия укладывают в штабеля высотой не более 2,5 м.

При хренеяим, трацслортиоовке и монтаже элементов утяжелителей нельзя загибать монтажные петли.

2.35.    При поотас.чявашш трубопровода но береговом участке по грунту монтаж яелезобетоя£вх грузов на первую алеть производят в створе перехода, как показано на рас.2. При использовании спусковой дорожки монтаж желе зоб®.тонных грузов на плеть трубопровода производят рядом со спусковой досожкой.Перекладку оснаигнных грузами плетей трубопровода выполняют в соответствии с рекомендациям, приведенными в пп.2.21-2.24. Строповку балластированного трубопровода при его подъеме и перекладке следует осуществлять в местах расположения опорных частей утяжелителей.

2.36.    Перекла \ывать плети трубопровода диаметром 1220 мм с железобетонными утяжелителям за одну сроходку колонки трубоукладчиков К-5&; модно из расстояние не более I м (таблЛ).

Согласно нормам на перекладку такой плети трубопровода длиной 100 м на расстоянии до 1,5 м потребуется не менее одного часа. Пг» строительстве подводных переходов болызой протяженности (более 500 м) расстояние от оси кргйней плетя до оси створа перехода может превышать 30 м (см.рисЛ а 2).

Для обеспечения необходимого темпа укладки трубопровода и поперечного перемещения плетеА потребуется зве колонны тру-боуклад1чихов по Ч шт. в каждой.

2.37. Для уменьшения числе и мощности трубоукладчиков, необходимых для перемещения плети в створ перехода, возможна установка грузов на плеть, находящуюся в створе. Однако при этом перерыв в процессе протаскивания опэеделяется не временем,

16

Страница 17

необходимы на сварку стыка около уреза воды, а значительно большим временем, необходимым на установку и закрепление грузов УТК.

Лдя сокращения этого времени можно установить и закрепить на плетях трубопровода, расположенных параллельно спусковой дорожке, только часть утяжелителей УТК, а остальное их число смонтировать на плеть после ее перемещения в створ перехода.

2.38. Монтаж и укладка трубопроводов по схеме D имеет сле-душие недостатки.

Большие затраты времени на монтаж,сварку, просвечивание, изоляцию и футеровку стыка между плетями , а также трудоемкие операции по выхдадке плетей на спусковую дорожку с перекладками и перестроповкой трубоукладчиков обусловливают невысокую производительность укладки. Например, при протаскивании трубопровода диаметром 1020 мм через реки шириной до 2000 м производительность укладки составляет 81,4 м в смену [8] .

Большие перерывы между протаскиванием очередных ояетел (до 16 ч и более) представляют опасность замыве трубопровода в траншее при наличия течения. Для монтажа и перекладки пде -тей на строителько-моятажвой площадке и подачи трубопровода на спусковую дорокку требуется большое число трубоукладчиков максимальной грузоподъемности. Например, для операций с плетью трубопровода диаметром 1220 w длиной до 200 и с аелззобетонными утяжелителями потребуется не менее 8 трубоукладчиков типа К-594.

Эти недостатки устраняет технология строительстве подводных трубопроводе® поточи о-расчлененным методом.

3. ТИНОДШИЯ СТРОИШЬСЯ А ПОЕВ ОДНОГО ТРУБОПРОВОДА ПОТОМ НО-РАСЧЛБ HTHHiM МВТ ОШ

3.1. Принципиальным отлячием технологии строительства подводных переходов с последовательным протаскиванием трубопровода при поточно-расчлененном методе его монтажа в створе перехода от обычной технологам является отказ от предварительного монтажа плетей трубопровода, что исключает трудоемкие работы по переме.текяю их в створ перехода.

17

Страница 18

Зес пршссс строительства подводного перехода (за исключением земляных работ) является непрерывным, что приводит к значительному псвасгекяю производительности строитсльно-монтэ-жних pofiOT.

3.2. Те лологяя строи те дьствя подводного трубопровода пре длагав им мет од»* заключается э следующем:

z створе погас лого перехода тстоаивают спусковую дорожку расчетной длина. Вдоль спусковой дорожки на расстояния друг ст друга, равном дли;» секций, из которых нара иваат трубопровод, устнпаъливяот рабсчде пости, 5 том числе сборки, центровки я лпихняткя секций, сварки стыков, контроля качества сварка лязмческикк методами, изоляции и зашить ctjks. Иодготовлев-кые заранее секции тру* трубоуклаг.чпкаки укла.^пают нг тележки cnvcKOBOk дорожки, установленные напротив первого рабочего поста. На пеплом посту с помощью внутреннего или наружного *^нт-оаточэ производят сборку и поихьатку стыка. На это»/ *е посту делают подва*л<у стыка и сваривают первые два слоя. На сяг^ю-•их поста/, аыполяяют сварку третьего, четвертого и пятого слоев. Готовы!- сварной dob просвечлвают на пост*/ контполя, с. на последнем рб /очем посту производят изоляцию и зг-лту стыке.

j->. На всех чабочкх постах, кроме поста контроля, опеоа-ции начцнэмт и заполняют одновременно. После зазеоветт самой пподолжитгльно; on**, нации, заполняемо?, из одном яз рабочих постов, трубопровод протаскивают на длину одной секции, а затем, не гозо/нсдолдя сварочио-моята зшх работ, стык просвечивают на посту контроля. Далее цикл oalor повторяют. В процессе монтажу я поотаскиваняя плети трубопооьода каждый стык между секциями поочередно проходит все рабочие посты.

З.ч. Сек.'ли, из которых монтируют трубопровод, подают на спуско. уп дорожку двумя трубоуклс. чкками. Длину секций выбирают в зодсдеестя от массы бэяластиоаванкых труб, грузоподъемности трубоукладчиков, допустимое длины спусковой дорожки.Для трубопроводов диаметром 1020 и LL20 мм рекомендуют принять секции длиной 2* м, сваренные из тву>: труб.

о.5. Число сваночных постоо, устанавливаемых вдоль спусковой дорожки, может быть различным Ют одного до четырех) в зависимости от числа свао.ячов л бригаде и юпустимой длины трубопровода на Oiроговом участке.

Страница 19

. ис.З. Jxe-Д укладки 7,,этрогала с п оточно-рас члененный методов ы мтажа плетх в створе

перех.лда из двухтрубных звеньев:

;-i cr ;w)j‘.k стыка; 1.-пз:хы.1 пост свирки; k-второи пост сварки; 17-гост хэйтрзня стыка;

-г sot „Kvcai... к залиты стыка; Х-.едхСзвая спусковая дорзлю; с-дЕухт;уо*о<* звено на тети к js **У9хъпл дорлахи; З-т^у^уь^адчмк.переиех.аояий гслмк>; я-толоикх ептехэвой дородны; jt.. уе_ая гдеть тру-жроюда; 6-автокраи; 7-пршуреаиое опорное устройство; tf-степд ;..и схархи двухтрубных звеиьег; ^-т-.-убоуклад^хкм; Ю-сйрочныа вг,-ег«ты; il-коьапдиы-|-|.».т с *1*,.зСмли»; ic-ззка кадда    здсиоств г.рш ис? зчиике излучения цезиО-ЕЗ';

I3-приямок дяп схода теледск

Страница 20

На рис.3 э качестве примера показана схема укладки трубопровода диаметром 1220 мы с поточно-расчленеалым методом его монтажа в створе перехода при работе бригады из шести сварщиков.

На первом рабочем аосту звеном монтажников из четырех человек с помсщы) внутреннего или варухного центраторов производят сборку а прихватку стыка. Здесь же звено сварщиков из трех человек выполняют ручную неповоротвую сверку первых двух слоев. На вторля рабочем посту это ко звено сварщиков во время монтажа стыка между секциями на первом рабочем посту сваливают третий ело® сварного пва. Второе сварочное звено из трех человек на следую нем посту сваривает пятый слой. Одновременно на посту оскапевдя стыка производят его очистку, изоляцию и Футеровку.

З.Б. Циклограмма сварочно-монтажных работ, выполняемых бригадой из шести сварщиков, при укладке трубопровода диаметром 1220 мм с поточяо-расчлененным методом его монтажа показана на ряс.4. Принято, что время протаскивания трубопровода на длину одной секции 24 м составляет 20 мая, а время просвечивания стыка 10 мик.

3.7. Каждый сварной стык должен быть проконтролирован радиографическим метолом на посту контроля. С этой целью может быть использован автоматизированный комплекс типа АКП-144.

Технология радиографического контроля неповоротных сты -ков труб с использованием самоходных комплексов типа АКБ, выбор времени экспозиции и типа применяемой пленки, меры безо -пасяости при работе с комплексом и др. регламентируются Инструкцией по радиографическому контролю кольцевых сварных авов в нитке трубопровода диаметром IU20-I420 мм с использованием автоматизированных комплексен типа АКИ-141, BCB-2-8I-77 Кикнефтегазстрой [9].

3.3. Б состав комплекса для радиографического контроля типа АКБ-144 входят самоходное устройство с источником излучения и блоком автоматики, автолаборатория, аппаратура для приема и передачи команд через стенку трубы.

Самоходное устройство комплекса предназначено для перемещения внутри трубопровода гамма-дефектоскопа "магистраль-!", заряженного источником излучения цезий-137 или иридий-192.

20