Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

53 страницы

389.00 ₽

Купить Р 397-80 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство является внутриведомственным документом, содержит основные положения и рекомендации по организации и технологии разработки подводных траншей в скальных и тяжелых грунтах при строительстве переходов магистральных трубопроводов через реки и водохранилища с использованием новых земснарядов: гидравлического экскаватора на понтоне, скалодробильного штангового, многочерпакового и грейферного земснарядов.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Характеристика скальных и тяжелых грунтов

3 Параметры подводных траншей

4 Технические средства для подводной разработки, извлечения и удаления грунтов

5 Вспомогательные технические средства земкаравана

6 Технические показатели работы земснарядов

7 Основные требования по организации работ земснарядов и земкаравана

8 Выбор типа механизмов для подводной разработки траншей

9 Технология разработки подводных траншей в тяжелых и скальных грунтах

10 Организация работ по транспортированию грунта

11 Контроль качества подводных земляных работ

12 Учет показателей работы земснарядов

13 Охрана водной среды при разработке траншей

14 Техника безопасности

Приложения

Литература

 
Дата введения01.07.1981
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

13.12.1979УтвержденВНИИСТ
РазработанВНИИСТ
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ


ВНИИСТ

ПО РАЗРАБОТКЕ ТРАНШЕЙ В СКАЛЬНЫХ И ТЯЖЕЛЫХ ГРУНТАХ ПЛАВУЧИМИ МЕХАНИЗМАМИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

Р 397-80

Москва 1981

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

ВНИИСТ

ПО РАЗРАБОТКЕ ТРАНШЕЙ В СКАЛЬНЫХ И ТЯЖЕЛЫХ ГРУНТАХ ПЛАВУЧИМИ МЕХАНИЗМАМИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

Р 397-80

Москва 1981

ЗЛО допускаемые переборы по глубине выемок против проектных размеров с учетом требований СНиП Ш-8-76 не должны превышать для различных технических средств величин, указанных в табл* 4 и 8.

Таблица 4

Земснаряды

Техническая про-1 иэводительность ,снаряда, из/ч

IДопускаемые переборы по глуби-1 не, м

Ланогочерпаковые

До 500

0,2

Ьшогочерпаковые

Более 500

0,3

Одночерпаковые (штангоЕые и грейферные), экскаватор гидравлический на понтоне

До 300

0,5

дно траншей и откосы в тяжелых и скальных грунтах не должны йметь недоборов.

3.11.    При наличии в тяжелых грунтах крупных включений допускаемые переборы до глубине траншеи против указанных в табл.4 увеличиваются при размере валунов до 60 см - на 0,2 м,

до 80 см - на 0,4 м; более 80 см - устанавливаются проектом о учетом способа их удаления.

3.12.    Объем дополнительно разрыхляемого и удаляемого из траншеи грунта, предусмотренного указанными запасами на переборы, включается в планируемый и учитываемый объемработ при строительстве Перехода*

4. ТЕХНИЧЕСКИЕ oPi^GTBA ДЛИ ПОДВОдНО; РАЗРАБОТКИ, ыьльЧнЛиИ и УмьЛлНнл ГРлпЮЪ

4.1. для разработки и извлечения скальных и тяжелых грунтов при строительстве переходов трубопроводов через водные преграды используются

сухопутная землеройная техника с навесным оборудованием (экскаваторы и бульдозеры) для разработки траншеи на берего -вых и урезных участках русел рек. 1

плавучие одночерпаковые земснаряды (штанговый, гидравлический экскаватор),

иногрчерпаковые земснаряды, канатно-скреперные установки.

4.2.    Подводная разработка тяжелых и скальных грунтов различной прочности (1У-П группа) может производиться частичным или сплошным предварительным рыхлением механическим иди взрывным способами.

Взрыхленный грунт извлекают механизмами, указанными в табл.5.

Техническая характеристика земснарядов указанных типов, применяемых в системе Миннефтегазстроя для рыхления и извлечения грунтов, приведена в прмл.2. Техническая характеристика земснарядов, применяемых в системе Минречфлота, которые могут использоваться для работы на переходах в исключительных случаях, приведена в прил.З.

4.3.    Перемещение извлеченного Из-под воды грунта,укладываемого земснарядом на бровку траншеи,производится в береговые отвалы бульдозерами иди экскаваторами , в подводные отвалы - водным транспортом { в шаландах иди баржах-площадках). Расположение отвалов до начала работ согласовывается проектной организацией органами,обеспечивающими эксплуатацию

и охрану водных путей и окружающей среды, и другими заинтересованными организациями.

4.4.    В качестве транспортных средств для перевозки грунта по воде используются.

несамоходные шаланды вместимостью 43 м3 (проект 1031),    ~

самоходные, “саморазгружающиес я шаланды вместимостью 130 и3 (проект 7ЦА) и шаланды типа "Гидроклапп" вместимостью 400 м3. Характеристика шаланд, используемых при строительстве переходов в конкретных бассейнах рек, приведена в прил.4.

4.3 Буксировка груженых несамоходных шаланд (барж-площадок) от места загрузки к“местам отвала осуществляется теплоходами типа .    Р-376У,    Т-63,    1606,    1427,    86IA, РБГ-300.

4.6. Разгрузка шаланд в местах отвалов производится через раскрываемые дншца (специальные люки) или грейферными кранами.

t-ч

(M

Таблица 5

-------------------------"— "    "'    I......

Механизмы, используе-    ! Рабочее обо-

мые для извлечения    I рудованиб

_груйта_1

Ковш

Плавучие краны КПЛ 5x30, Грейфер "Гавц"    "

Система чердаков

Канатно-скреперная установка (КСУ)

Ковш вместило-2,2 иГ

МяогочерлаковыЙ земснаряд "Самотлор"

Пневмомолот* ковш вместимостью 4 м3

Гидравлический экскаватор одночерпаковый на понтоне иuoдвcщнйк-П,,

Скалодробильный одночер-лайовый земснаряд "Под-

ЕОДНИК—I**

|Глубина из-|Районы пла- , Число механиз-,влечениями ; вания    ,    мов

1    *    ■

*о.12

Волжский I Обский бассейны I

Свыше 3

- Принимается по расчету

До 15

Обский бас- I сейн

До 20

Волжский бас- I сейн

До 20

Волжский бас- I сейн


5.1 Для обеспечения эффективной работы земснарядов, осуществляющих разработку траншей в тяжелых и скальных грунтах, в состав каравана должны входить обслуживающие и вспомогательные самоходные или несамоходные суда.

В число обязательных вспомогательных судов входят, суда для подвозки и хранения топлива (типа НБ-20, Т-?7, Р-63) грузоподъемностью 20, 100, 200 т9 моторизованные завозни для выполнения производственных операций, теплоходы буксирные и катера буксирные (типа БМК-90), лодки моторные на 3-4 чел и разъездные "(весельные) вместимостью 8-12 чел. В отдельных случаях для прошивания вахтовых команд земснарядов и судов.земкаравана на крупных переходах используются брандвахты.

5.2.    Число вспомогательных судов (по каждому из видов) определяется проектом по согласованию со строителями в зависимости от тиров и числа одновременно работающих земснарядов.

5.3.    Число топливозаправочных судов с учетом их емкости определяется суточным расходом жидкого топлива земснаряда и самоходных судов земкаравана и должно обеспечивать запас на 20-30 сут. Земснаряды с собственными топливными цистернами, рассчитанные на указанный срок и заправляемые рейсовыми самоходными танкерами Минречфлота, могут не иметь при себе специальных топливных судов. Расход топлива основных плавучих механизмов приведен в прия.2 и 4.

5.4.    В составе земкаравана должно быть предусмотрено 1-2 моторизованные завозни.

5.о. Число буксирных теплоходов в земкараване определяется числом транспортируемых ими несамоходных шаланд, кефтена -ливных и других судов, дальностью транспортировки, сменностью работы земкаравана.

5.6. Брандвахта должна быть рассчитана на размещение свободных от вахты команд всех судов земкаравана, не имеющих у своя на борту условий дйя проживания.

5.7 моторная лодка в составе земкаравана предназначается для проверни состояния и качества земляных работ, выполняемых с помощью промеров.

5,8. Число весельных лодок должно быть не менее трех. 2

6.1.    Оценка работ земснарядов на слремлельсив переходов трубопроводов Производится по эффективности разработки ими под-

'водных траншей: их производительности,времени использования на переходе,качеству работы, трудозатратам я другим показателям.

6.2.    Техническая производительность земснарядов по условиям грунтоподъема определяется по следующим формулам.

для мнорочевпакового земснаряда WV«


W


тм


60 К „ Пч

Тр


(7)


для одночерпакбвого земснаряда Wrv



Кн


где


±

Кр


П


(8)


- вместимость черпака, ма;

Яц - число черпаков, проходящих через верхний барабан в минуту;

К# * 0,Ь-0,9 - коэффициент среднего наполнения черпаков грунтом;

^    -    число экскаваций в час,

Ир - коЭффициент_разрыхления грунта, зависящий от его

плотности и гранулометрического состава (см.табл.1).

6.3. Расчетная годовая производительность земснарядов}^) по условиям грунтоподьема определяется по формуле



О)


где Нгр - коэффициент изменения производительности по роду грунта (механическая прочность, крупность включений ( табл.6).

Т'э - продолжительность эксплуатационного периода в течение года;

N - число раоочих смен в течение суток, см,

tCM " БРемя работы в течение I смены, ч;

Кем “ коэффициент использования эксплуатационного времени в течение I смены (устанавливается строительной ^ организацией путем опытной проверки),

Яр - коэффициент использования земснарядов в навигацию

по времени(устанавливается строительной организацией)".


6.4. Время работы земснаряда на переходе характеризуется коэффициентом использования земснаряда в навигацию по времен!

/(jpравным отношению времени работы земснаряда по рыхлению,извлечению и удалению грунта ко времени нахождения его на объекте.


Таблица б


Вид грунта ! Характеристика j грунта

I

I

I

I

!

I


[ Тип

!«1нбго-[черпа-| новый !шалан-■довый


земснарядов ТЗШ5=


т


-•грей-


!с(у с земле-,итан“,

,нако-,(Г)


! ческим ! [рыхли- I ! тел ем !

IM-J

,ВЫЙ)

1 (И)


Булыжник

Булыжник с валунами

Булыжник с галькой

Галька

Галька с глиной

Галька слежавшаяся

Галька с песком, наносная

Галька чистая, рыхлая

Гравий

Гравий с глиной Гравий с песком Гравий чистый

Суглинок

Твердый

Полутвердый

Пластичный

Текучий

Глина

Твердая

Полутвердая

Пластичная

Текучая

Трещиноватый скальный грунт, сцементирован-ные породы,валуны


0,3-0,4

0,6

0,4

0,43

-

- 0,7

0,5

0,5

-

0,8

0,5

о7б

-

- 0,9

0,5

0,7

-

- 0,9

0,7

0,7

-

- i,o

0,85

0,7

0,4-0,5

0,8

0,5

1,0

0,5-0,6 0,3-0,4 1,0

0,8

1,0

0,3-0,4 0,2-0,3 1,0

0,9

0,5

-

- 0,7

0,5

0,6

0,5

- 1,0

0,8

0,85

0,7

0,85

0,85

1,0

1,0

1,0 0,7

-

0,3

-

- 0,7

0,5

0,6

-

- 1,0

0,8

0,7

0,5

0,85

0,85

1,0

1,0

1,0 0,7

-


0,15-0,30


-    0,5-0,3 0,3


15


При определении коэффициента использования земснаряда по времени за навигацию из времени нахождения его на переходах исключается время,затрачиваемое на буксировку земснаряда из одного бассейна в другой и различные непредвиденные остановки.

6.5.    Время пребывания земснаряда на строящемся переходе слагается из времени, затрачиваемого на работу земснаряда по рыхлению, извлечению и удалению грунта, предусматривающую, кроме основных рабочих операций»:

а)    установку его в створ на место работы, перестановку с места да место работы ( без буксировки) с перемещением по створу перехода; сборку по окончании работы для буксировки на но -вое место работы ( переход ) и перекладку якорей ( при их наличии); смену и ожидание С при необходимости) шаланд; переход

о траншеи на траншею;

б)    на буксировку из затона на объект, с объекта на объект и с последнего объекта в затон;

в)    на периодические остановки земснаряда при работе на объекте, предусматривающие проведение очистки ковшей, грунтовых путей и смену оборудования, деталей и профилактический ремонт, переборку черпаковой цепи и осмотр и смазку механиз -мов, загрузку топлива; пропуск судов и плотов.

Затраты времени на пропуск судов и плотов зависят от конструктивных особенностей земснаряда, частоты и скорости движения судов на участке перехода, размеров судовых составов и плотов. Нормы затрат времени на выполнение указанных операции за исключением последней устанавливаются трестом иди строительным управлением в наряде-задании с учатом вида технических средств и оборудования, наличия вспомогательных судов,режима реки и других факторов,

г)    на непроизводительные случайные остановки,вызываемые отсутствием топлива и метеорологическими неблагоприятными условиями; проведением случайного и аварийного ремонта, оказанием помощи судам, терпящим аварию; прочими простоями, которые исключаются из фактического общего времени нахождения земснаряда в работе.

6.6.    При расположении мест отвала грунта далеко от места разработки траншеи у шаландового земснаряда могут быть остановки, вызванные ожиданием шаланд из-за отсутствия надлежащего числа шаланд и буксировок.

16

7. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ЗЕМСНАРЯДОВ И ЗЕМКАРАВАНА

7.1. При работе земснарядов и других плавучих технических средств, входящих в состав земкаравана, необходимо:

а)    обеспечивать выполнение месячных и навигационных планов работ, наиболее эффективную технологию работы земснарядов по разрыхлению, извлечению и транспортировке грунта;

б)    обеспечивать необходимое качество подводных земляных работ, соответствующее требованиям проекта и обеспечивающее в последующем надежность работы подводного трубопровода;

ц) добиваться наибольшей производительности всех механиз, мов при соблюдении нормальной их работы;

г)    добиваться сокращения времени, запланированного в нарядах-заданиях на выполнение подводных земляных и профилактических ремонтных работ;

д)    выполняя вспомогательные производственные операции, сокращать до минимума непроизводительные простои земснаряда;

е)    обеспечивая наибольшую производительность земснаряда, добиваться максимальной экономии топлива, смазки и прочих материалов;

ж)    проводить профилактический ремонт механизмов в уста -новленные вышестоящей организацией (трестом, строительным управлением, управлением механизации работ) сроки, по возможности не прерывая основной работы земснаряда;

з)    иметь на земснаряде запасные детали в количестве и номенклатуре в соответствии с утвержденными нормативами;

и)    осуществлять повахтенное планирование гработы и организацию социалистического соревнования;

к)    обеспечивать соблюдение правил охраны труда и техники безопасности,

л)    добиваться снижения отрицательного влияния землечерпательных работ на окружающую водную среду и шумовых технологических операций, неблагоприятно влияющих на подводный животный мир,

м)    своевременно и качественно вести установленные для земснаряда и земкаравана учет и отчетность.

7.2.    Ответственность за бесперебойную эффективную работу земснаряда в целом и за нормальную работу отдельных его механизмов возлагается на командира и механика земснаряда.

7.3.    Для лучшего ухода за отдельными механизмами и устройствами земснаряда они должны быть приказом командира за -креплены за обслуживающими их членами команды, на которые возлагается ответственность за их состояние.

7.4.    О всех крупных неисправностях механизмов и устройств земснаряда командир или механик должен ставить в известность вышестоящую службу. Подобные нарушения работы основных меха -низмов должны рассматриваться как авария с составлением соответствующего акта.

7.5.    Контроль за организацией эксплуатации и ремонта земснарядов осуществляется отделом флота треста, а непосредственный технический контроль за их работой - соответствующими службами строительных управлений или управлений механизации.

7.6.    На каждом земснаряде должен систематически вестись

учет:

времени работы по рыхлению, извлечению и удалению грунта и времени на выполнение других производственных и периодиче -ских операций и случайных простоев;

количества разрыхленного, извлеченного и удаленного грунта;

времени работы главных машин и вспомогательных механизм

мов;

выполнения заданий по вахтам; показаний основного оборудования и приборов, расхода топлива и смазочных материалов; наличия и движения запасных частей, наличия и расхода инвентаря и материалов.

Нормы расхода топлива, смазочных материалов, инвентаря, запасных деталей устанавливаются вышестоящими организациями с учетом технических характеристик земснаряда.

7.7.    Все члены команды земснаряда, за исключением командира и механика (если они освобождены от несения вахты), распределяются по вахтам, состав и часы работы которых устанавливаются приказом командира. 3

7.8.    Одновременно в работе земснаряда по разрыхлен*», извлечению и удалению грунта, как правило, должна участвовать одна вахта (смена).

Возглавляют вахту до палубной команде командир и его помощники, по машинной - механик и его помощники. Старшим является вахтенный начальник палубной команды. Прием и сдача вахт оформляются соответствующими записями в вахтенном и машинном журналах. Допускается привлечение свободный от работы вахт для выполнения отдельных ремонтных или аварийны* работ с последующей компенсацией отработанного времени.

7.9.    Штаты земснарядов устанавливаются троотом (управлением механизации) согласно техническим требованиям по эксплуатации и требований служб Минречфлота и согласовываются с Мкн-нефтегазстроем.

7.10.    Обслуживающие земснаряд вспомогательные суда, входящие в состав земкараваиа, находятся в распоряжении командира земснарядЗ. Состав земкараваиа устанавливается прикааом начальника СУПТР, выполняющим работы на переходе и согласовывается с трестом (или управлением механизации). Задачи и требования, стоящие перед командой земснаряда, имеют равную силу и для команд судов земкараваиа.

7.11.    На каждом земснаряде и судах, входящих в состав зем-каравана, должны находиться следующие документы* судовое свидетельство, паспорт суд^а, удостоверение Речиюго Регистра РСбСР на право плавания, акт приемки судна в эиснлуатаци», документы Речного Регистра по механизмам и устройствам, все действующие уставы, положения, нормы, инструкции и руководства по эксплуатации, производству работ, техник» безопасности, внутреннему распорядку, вахтенные, рабочий и машинный журналы и др.

На земснарядах, осуществляющих разработку подводных траншей, необходимо иметь проектный профиль перехода с красными отметками дна траншеи, проект производства работ или технологические гарты на земляные работы. 4

УДК 621.643.002.2 (204-. I)

Рук-зодство содержит основные положения и рекомендации по разработке траншей в скальных и тяжелых грунтах при строительстве подводных переходов магистральных трубопроводов с использованием новых земснарядов, плавучего гидравлического экскаватора, скалодробильного штангового, многочерпакового и грейферного земснарядов.

Руководство разработано на основе изучения нормативной документации, технических данных по указанным земснарядам, нормативной документации и опыта разработки подводных траншей в скальных и тяжелых грунтах плавучими механизмами, используемыми в строительных организациях Миннефтегазстроя и других ведомств.

Руководство предназначено для специализированных подразделений миннефтегазстроя, выполняющих стро^ ительство крупных подводных переходов магистральных трубопроводов с использованием указанной выше техники.

Руководство разработано кандидатами технических наук ъ.М.Кукушкиным (руководитель раооты), Ь.А.Масчевым, к.А.Камышевым, инженером Н.Ю. Федоровой ( ВНИИСТ) с участием инженеров треста Союзподводгазстрой П.П. Башаратьяна, ii.fi. Канаева, ь.Б*,Иващенко, А.А. Стрижова и Р.З. Тимер-

шина.    .

Замечания и предложения направлять по адресу : Москва, 105058, Окружной проезд, 19, ШМСТ,лаборатория подводно-земляных работ.

©Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству магистральных трубопроводов (ВНшсТ), 1981

8. ВЫЬОР ТИГА МЕХАНИЗМОВ дЛН ПОДВОДЙОЙ РАЗРАЬОТКИ ТРАНШЕЙ

8,1* При выборе типа механизмов для подводной разработки траншей в тяжелых и скальных грунтах необходимо учитывать:

а)    грунтовые условия,

б)    характеристику водной преграды;

в)    заданные (директивные) сроки выполнения работ на переходе,

г)    технико-экономические показатели земснарядов,

д)    условия транспортирования грунта в места отвалов с учетом требовании охраны водной среды,

е)    габариты земснарядов.

8.2. Типы земснарядов, рекомендуемых для разработки скальных и тяжелых грунтов в зависимости от их вида, приведены в табл.7.

Таблица 7

Грунты

'товПпо тотл-! Тий рекомендуемых зем-[ности°разра-{ земснарядов ( ботки ,

Тяжелые глины, суглинки,каменистые и засоренные грунты, галечные, гравелистые и валунные грунты, слабые или разрыхленные скальные грунты

Галечные и глинистые грунты, грунты, засоренные топляками, валунные и разрушенные взрывами скальные грунты

Связные малозасоренные грунты, галечные,гравелистые грунты


Одночерпаковые штанговые земснаряды, многочерпаковые земснаряды с прочным Черниковым устройством

1И-У1


IW Грейферные земснаряды


Землесосы с механическими рыхлителями


Примечание, ^аоота чердаковых земснарядов по виду разрабатываемых грунтов, приравнивается к раооте экскаваторов ( СНиН 1У-10.Земляные работы).

Окадьные грунты начиная с ^ группы» требуют перед извлечением предварительного разрыхления.

111 ■ — ——1,1 "f    ■ ■ 11 1    1 ■ ■■■ 1 — —■ 1 у —     5    '

Всесоюзный науч- ; Руководство    ;    Р 397-30

но-исследователь-,по разработке траншей в скаль-}_

с кий институт по ,ных и тяжелых грунтах плаву- , рЯоПяллч.янп строительству ма-;чими неханизиамн при строи- Snbn™* гастральных тру- тельстве подводных переходов , боп^ово^ов    ,иагистральных трубопроводов ,

I. ОБЩИЕ ПОЛОДШЯ

1.1.    Руководство является внутриведомственный документом, содержит основные положения и рекомендации по организации и технологии разработки подводных траншей в скальных и тяжелых грунтах при строительстве переходов магистральных трубопроводов через реки и водохранилища с использованием новых земснарядов; гидравлического экскаватора на понтоне, скалодробильного штангового, мяогочерпакового и грейферного земснарядов. Число земснарядов , название районов эксплуатации земснарядов по бассейнам рек даны в п,4.3.

1.2.    При разработке подводных траншей в скальных и тяжелых грунтах на реках и водохранилищах с помощью указанных земснарядов следует руководствоваться действующими СНиП П-45-75£ 1]^ СНиП Ш-42-80, СНиН Ш-8-76 и положениями "Инструкции по строи -тельству подводных переходов магистральных трубопроводов"

ВОН 2-II8-80, а также "Технической инструкции по производству землечерпательных работ" 1йинречфлота РСФСР,

{ Срок введения i I июля 1981 г.

I

!_

1.3.    Применение указанных земснарядов для разработки под-водных траншей допускается, как правило, на переходах через судоходные реки с шириной по зеркалу воды свыше 400 м и глубиной не менее б м.

I Л. Разработка подводных траншей в скальных и тяжелых грунтах на переходах трубопроводов с применением перечисленной грунторазрабатывающей техники выполняется по индивидуальный проектам производства работ, разрабатываемым строительной или другой организацией в соответствии с проектом организации строительства, действующими нормативными документами,

1.5.    Все подводные земляные работы, выполненные в соот -

ветотвии с проектной документацией, сдаются строителем и принимаются заказчиком согласно требованиям, указанным действующими положениями,

1.6.    Используемая на строящихся переходах грунторазраба -тывающая техника и обслуживающие их плавучие средства должны соответствовать требованиям Речного Регистра РСФСР,

1.7.    Производство подводных земляных работ указанной техникой допускается при силе ветра до 4 баллов, волнении до 3 баллов и скорости течения до 0,75 м/с. При этом должны соблюдаться правила, установленные инструкциями по эксплуатации соответствующих земснарядов и плавсредств[3 н 7]ф

1.8.    Порядок производства земляных работ плавучими техническими средствами, состав и расположение судоходной обстановки в зоне работ должны соблюдаться в соответствии с действующими правилами. 6

( бСщ - 500-1000 кгс/см, Ккр - 3,0-Ь,0 ед.) и высокой прочности ( (ГС¥(= 1000-5000 кгс/см6, Нкр = 5-20 ед.)*

2.2.    К тяжелый -грунтам могут быть отнесены плотные глины и суглинки, грунты, содержащие включения гравия, какня, валунов с сопротивлением сжатию, превышающим 500 кгс/см6 При ко -эффициенте крепости менее 3,0 ед.

2.3.    В процессе экскавации скальные и тяжелые грунты без предварительного рыхления или после его выполнения увеличивают свой объем, который учитывается коэффициентом разрыхления

Кр , изменяющимся для различных грунтов от 1,16 до (табл.1).

Таблица I

Вид грунтов

I Среднее значение коэф-I фициеата разрыхления 7 8 9 10 11

При наличии значительной заносимости подводных траншеи наносный грунтом проектом должно предусматриваться устройство выше по течений ложных траншей (ловушек) в мягких грунтах или очистка земснарядами траншей в Скальном грунте от наносов не -посредственно перед укладкой в них трубопроводов. Объем разработки грунта в этих случаях включается в планируемый объем при строительстве перехода.

ле менее

па i/снев

Рис Л, Схема определения ширины подволной траншеи по дну в скальных и тяжелых грунтах

3.3. Ширина траншеи по дну в скальных и тяжелых грунтахВ в русле реки определяется из выражения (рис.1)

где $н - наружный диаметр трубопровода с защитным и бал-ластным покрытиями,м,

^Ц5м - расстояние от боковой поверхности осьащенного трубопровода до кабеля связи,укладываемого в ту же траншею;

расстояние от подошвы верхового откоса до соковой поверхности трусопроводи,необходимое для прохода водолаза при исследовании им труооировода и кабеля после их укладки,

-    запас по ширине траншеи ( с каждой стороны), учитывающий отклонения земснаряда при перемещении его вдоль оси траншеи из-за неточности ориентирования по створ;, влияния,водного режима реки С течение, глубина^ ветро-волновые условия) и других факторов,м;

-    запас по ширине траншеи,учитывающий отклонения 9 продольной оси труоодровода от проектной осн

траншеи при его укладке,и.

Величина    при    траншейном способе работы земснарядов

принимается по табл.2.

Таблица 2

Тип армгнаонла    (Величина    запаса ширины траншеи по дну

хил земснаряда    |    (fifp    )    при ширине водной преграды,км

1 т л *

1 до 1,0 ,

до 2,0 ;

более 2,0

Многочерпаковый земснаряд

Q,40-U,60

U,8U-I,u(J

1,7U-I,6U

Гидравлический экскаватор одночерпаковый на понтоне

0,30-0,50

0,60-0,80

1,20-1,40

Окалодробильный одночерпаковый земснаряд

0,40-0,60

o,8o-i,oa

1,40-1,60

Грейферный земснаряд

0,60-0,80

1,00-1,20

1,60-1,80

Величина а Йу определяется проектом С при условии согласования со строителями) с учетом принятой технологии укладки трубопровода, ширины водной преграды ^ .протяженности участка траншеи в скальном грунте U и его удаленности от начальной точки подводной траншеи ( со стороны монтажной площадки). При увдадке трубопровода способом протаскивания по дну величина Д, с учетом указанных условий , как правило, при-

нимается в общем виде*

а)    для переходов с шириной L водной преграды до I км включительно ( при среднем рабочем горизонте)

btiy ■ 0,0U I8L, ,и,    (2)

б)    для переходов с шириной L водной преграды до 2 км включительно.

7

* Qt00t2l\

в) для переходов с шириной водной преграды более 2 кы дву * UyUU25 LПри других способах укладки трубопровода величина определяется проектом по согласованию со строительнбй организацией*    _

ЗЛш Расчетная ширина траншеи по дну должна быть не меньше размеров рабочего органа (ковша) земснаряда, используемого при извлечении грунта, а на приурезных и мелководных участках, разрабатываемых указанными в п.1.1 земснарядами, - не меньше величины

В=^+2,    (4)

где    - ширина корпуса земснаряда, м.

При использовании шаланды для удаления грунта на этих участках величина В дополнительно увеличивается на ширину ее корпуса,

3.5. минимальная глубина воды на мелких прибрежных участках в створе перехода в процессе работы указанных земснарядов^ должна соответствовать величине

С)

где hoc - осадка земснаряда в рабочем положении, м, м - запас по глубине под корпусом земснаряда.

Ширина траншеи по дну на указанных участках перехода может приниматься (при соответствующем обосновании в проекте) ступенчатой фор^ы.

3.6. для земснарядов, использующих при раоочем перемещении свайный ход, ширина траншеи по дну может изменяться в связи с необходимостью в некоторых случаях закалывания боковых свай снаряда в грунты дна траншеи или за пределами ее верхней бровки. Закалывание свай в зтих случаях должно обеспечивать устойчивое положение земснаряда в процессе рыхления и извлечения грантов и исключать оорушение откосов траншеи.

8

изменение ширины дна храншеи в скальных грунтах, вызванное технологией раооты ( рооста со сваяыи, буровзрывные работы, укладка и др.)# подлежит согласованию между строителями и проектной организацией до начала работ.

3.7. Параметры траншея в наносных грунтах, расположенных над скальными или тяжелыми породами, принимайтея большими с целью исключения заноса этими грунтами траншеи в скале.Величина образующейся в этих случаях бермы на поверхности скалы по обе

стороны траншеи должна быть не менее 1,Ь-2,0 м (см.рис.I).

З.ь. Крутизна откосов подводных траншей в тяжелых и скаль-Hte грунтах принимается по данным табл.З.

Таблица 3

Вид грунтов

JКрутизна откосов при глубине t траншеи, м

J ДО 2,5

J боцее 2,ь’

Гравелистые и галечниковые

грунты (грав/я и гальки свы-ие 40J&)

I . I

I 1,5

Суглинки

I I

I . 1,5

Глины

I 0,5

I . I

Разрыхленный скальный гр-'нт

I . 0,5

I I


3.9. Минимальная из выражения

глубина траншеи(в


метрах) определяется


(6)


где k = G,2-G,b м запас траншеи по глубине на переугдубле-

ние и подсыпку из мягкого (щебенистого)

грунта (д;абд л);

Ы а о.ь i - запас траншеи по глубине, исключающий **    задевание    трубопровода    якорными    устрой

ствами.

9

Гравийно-галечниковые Суглинистые (легкие, тяжелые) Глины (мягкие, жирные, сланцевые) Разборно-скальные, мергели, опоки Скальные грунты

1

2

3

4

5

Внесено лаборато- } Утверждено ВНИИСТом рией подводно-зем- .    13    декабря    1979    г,

ляных работ ВНИИСТа!

6

ХАРАКТЕРИСТИКА СКАЛЬНЫХ И ТШЕЛЫХ ГРУНТОВ

2,1. При выполнении подводных земляных работ решающее значение имеет характеристика скальных и тяжелых грунтов.

К скальным грунтам следует относить монолитные, трещиной ватые горные породы, обладающие значительной механической прочностью, определяемой величиной сопротивления этих грунтов одноосному сжатию при разраоотке их раоочими органами землеройных машин. Механическая прочность грантов характеризуется сопротивлением сжатию    ,    изменяющимся    от    200    до    5000    кгс/см    ,

и коэффициентом крепости Икр , изменяющимся по М,М.Про-тодьяконову в диапазоне от 1,5 до 20,0 ед. (прил.1).

Скальные грунты могут быть малой прочности ( 6^ =

= 200-500 кгс/см , Икр- 1,5-3,0 ед ), средней прочности

7

   КР_

8

1,16-1,20

1,18-1,30

1,24-1,32

9

1,30-1,45

10

1,45-1,50

3. ПАРАМЕТРЫ ПОДВОДЦЫХ ТРАНШЕЙ

3.1.    При разработке подводных траншей в тяжелых и скальных грунтах плавучими средствами, указанными в п.1.1, параметры траншей по ширине и^глубине из-за высокой стоимости и сложности работ, ограниченных сроков производства работ и технических возможностей строителей должны приниматься минимальными.

3.2.    Перед разработкой траншей в скальных и тяжелых грунтах отложения наносных грунтов, находящихся на поверхности скалы, удаляются землесосными снарядами. Параметры траншей в мягких грунтах принимаются большими, чтобы исключить занос этими грунтами траншеи в скале. Определение параметров такйх траншей выполняется в соответствии с Инструкцией uCH 2-118-dQ.

11