Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

31 страница

289.00 ₽

Купить РД 31.80.11-95 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководящий документ устанавливает основные принципы и общие требования, которыми следует руководствоваться при разработке и обосновании нормативных правовых актов по охране труда на морском транспорте. Руководящий документ распространяется на деятельность научно-конструкторских и иных организаций, а также учебных заведений, разрабатывающих нормативные правовые акты (требования, нормы, правила, инструкции и др.) по охране труда для морского транспорта независимо от форм собственности

  Скачать PDF

Заменяет РД 31.80.11-85

Оглавление

1 Общие положения

2 Методы исследований, применяемые при разработке нормативных правовых актов по охране труда

3 Разработка и обоснование нормативно-технических документов по охране труда

4 Разработка инструкций по охране труда для рабочих профессий и отдельных видов работ

Приложение 1 (справочное). Общие принципы безопасности труда на морском транспорте

Приложение 2 (справочное). Критерии обоснования требований и правил охраны труда в нормативных правовых актах

Показать даты введения Admin

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РД 31.80.11-95

IbawcrapcTEtf трошаюрта. Российской Фсдарсцкн Дсшарта^нт юрского грансисруа Улра/.лспко сод»ллыгой пслкг'ио! к окропи труда.

изздтояст

no охраяе грУТ'Д

Г. ШСЯ&а    li    &-U5    "    13    "    ноябри    1955    г.

Содеряапко:    СО утверждении и введении в действие

РД 31.80.11-95 "Принципы разработки и обоснования требовании нормативных правовых актов по охране труда на морском транспорте. Методические указания".

1.    Примите к руководству, что Департаментом морского транспорта переработаны, утверждены и вводятся в действие с 1 января 1995 г. "Принципы разработки и обоснования требований нормативных правовых актов по охране труда на морском транспорте. Методические указания" РД £1. £0.11-05.

2.    С введением в действие РД £1.20.11-95 считать утратившим силу с 01.01.93 г. РД Si. £0.11-25 "Основные принципы (дорздотяг» к обсснсванкя требований нормативных документов по безопасности труда па морс!гом транспорте. Методические рекомендации1*.

£. SasBini следует каправдпть в управление социальной политики и охраны труда ДОГ по адресу: 103759. уд. Роздеетвенка, 1/4. Телефон ДЛЯ справок: (095) 925-14-06. Факс (096) 925-51-31.

О. Р. Просвирник

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА


"Утверждаю” Заместитель Директора Департамента морского


ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И ОБОСНОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

РД 31.80.11-95

1995

10.

начала работ по созданию нормативного документа. После систематизации, научно-технической и литературной обработки карточек с них возможно печатание первой редакции ПТД по охоане труда.

3. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ Н0К1АТИКЮ-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

3.1 Характеристика состояния вопроса и изучение перспектив его развития с целью обеспечения надлежащего качества будущего документа.

3.1.I, Изучение нормативных документов, регламентирующих (в целом) устройство и эксплуатацию данного объекта (включая вопросы охраны труда), во избежание повторения. Необходимо в первую очередь изучение в этих документах разделов, общих для всех видов оборудования: общих положений, общих требований по группам оборудования и видам работ, разделов электрооборудования, регламентирующих соответствующие объекты, для которых предполагается разработка нормативно-технических требований иля правил по охране труда.

В числе таких документов должны быть: правила органов государственного надзора, осуществляющих этот надзор на регламентируемом объекте (Регистр.Госгортехнадзор, Главгосэнергонадзор, Госатомнадзор, Госсанэпиднадзор и др.);

правила (требования)безопасности труда на проектирование и строительство подобных объектов;

правила технической эксплуатации объектов и их оборудования;

правила безопасности труда или техники безопасности при работах, выполняемых на этих объектах;

уставы, положения, правила и другие документы, регламентирующие функции работающих на объекте;

другие документы, направленные на повышение безопасности объекта и труда работающих на нём людей

Например, применительно к судам, устройствам, судовому оборудованию и работа?.!, выполняемым на них, в числе указанных выше документов, подлежащих изучению, должны быть:

Правила классификации и постройки морских судов Регистра (далее — Правила Регистра РФ);

Требования техники безопасности к морским, судам.

РД 31.81.01 - 87;(с дополнениями согласно извещения по охране труда яг-ЭЬ).

II.

Правила технической эксплуатации судовых технических средств, РД 31.21 30—83;

Правила техника безопасности на судах морского флота,

РД 31.81.10-91 (с дополнениями согласно извещения Й1-95);

Полокенпе о технической эксплуатация морского флота.

РД.31.20.01-80;

Устав слукбы на судах Министерства морского флота Союза

ССР.

При разработке требований и правил безопасности труда на судах, предназначенных для перевозки опасных грузов, я требований к соответствующему их оборудованию необходимо изучение Правил морской перевозки опасных грузов (МСП0Г).

Необходимо такие ознакомление с дополнениями и изменениями, выпущенными к указанным документам за весь период их действия (т.е. после их издания).

3.1.2.    Изучение государственных стандартов системы безопасности труда (ССБТ):

общих установочных и

применительно к объектам, по которым общие требования или работы регламентируются в ССБТ.

При изучении государственных стандартов ССБТ необходимо такие ознакомиться с управляемым фондом стандартов (например,в подразделении стандартизации предприятия-разработчика) для получения дополнительной информации о выпуске новых стандартов ССБТ или изменений действующих.

Для учёта требований стандартов при разработке НТ№ по охране труда следует такие ознакомиться с отраслевыми стандартам ССБТ в соответствующей области.

В Нпа по охране труда категория руководящих документов мо-ту? вноситься положения государственных ставдартов ССБТ, если они не нашли отражения уде в Правилах Регистра РФ или отраслевых правилах.

3.1.3.    Изучение государственных и отраслевых стандартов, действующих для данного оборудования, применительно к которому разрабатываются Требования безопасности шга Правила охраны труда, с целью получения характеристики состояния проектирования и строительства регламентируемого объекта во всесоюзном и отраслевом масштабах с учётом степени новизны этих документов.

12.

3.1.4.    Ознакомление с санитарно-гигиеническими нормативами, касающимися регламентируемого объекта (например, по флоту - с Санитарными правилами для морских судов и соответствующими санитарны-ми нормами). Санитарно-гигиенические требования и правила не долени включаться в документы по охране труда. Пели в процессе разработки выявляется необходимость в дополнении санитарных требовании!, то по окончании разработки предложения об этом направляются в адрес организации - разработчика санитарных правил и норм.

3.1.5.    Изучение Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда, утверждённых постановлением Министерства труда Российской Федерации от I июля 1993 г. Гг 129.

3.1.6.    Изучение и учёт результатов экспертизы проектов, а также приёмки судов и объектов морского транспорта к вводу в эксплуатацию.

3.1.7.    Ознакомление с целью заимствования опыта с соответствующими НПА по охране труда в смежных отраслях промышленности, в первую очередь по речному транспорту, рыбному хозяйству и судостро-тельной промышленности.

3.1.8.    Изучение проектных материалов, перспеккв развития техники и изменений в её эксплуатации (применительно к регламентируемому объекту). Разрабатываемый л Од по охране труда должен быть прогрессивным, и следовательно, в нём должны быть учтены возможности для повышения безопасности труда, обеспечиваемые развитием науки и техники.

3.1.9.    Изучение общих принципов обеспечения безопасности труда (приложение I) и критериев обоснования требований и правил охраны труда в нормативно-технических документах (справочное приложение 2) как методической базы подхода к охране труда на морском транспорте.

3.2. Изучение данных анлнзов травматизма работающих на рег-ламентируемом объекте (по типам оборудования, видам работ и т.п ), с целью уточнения опасных факторов, характера их проявления и уело вий возникновения опасных ситуаций. При отсутствии таких данных целесообразен сбор материалов о травматизме на регламентируемом объекте на предприятиях морского транспорта (за 3-5 лет), их анализ.

13.

Изучение материалов отдельных несчастных случаев, и особенно всех случаев с летальным, тяжёлым исходом я групповых, расследование которых осуществлялось специальными комиссиями.

Как правило, изучение материалов травматизма производится параллельно с исследованием условий труда на объекте.

3.3. Изучение условии труда на регламентируемые объектах в натурных условиях с целью выявления опасных факторов, возможных опасных ситуаций Сс учётом погодных и климатических условий), предварительного определения методов и средств, с помощью которых можно устранить опасные факторы члп предотвратить возможность их воздействия на работающих.

3.3.1.    Изучение конструктивного устройства регламентируемых объектов (судов, объектов морского транспорта, оборудования и др.) в отношении безопасности труда работающих на них и обслуживающих их людей. Выявление конструктивно опасных элементов, могущих причинить травму, а также применяемых мэр защиты, их полноценности

и надёжности в различных условиях эксплуатации.

3.3.2.    Изучение характера, устройства и организации рабочих мест в отношении безопасности их расположения, удобства работы л обслуживания оборудования, безопасности доступа и возможности быстрой эвакуации (особенно на судах), а также обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты.

3.3.3.    Изучение характера и видов работ. Пооперационный анализ технологических процессов в отношении безопасности труда; выявление опасных и тяжёлых ручных операций, возможных методов замены ручного труда и удаления работающих из опасных зон.

3.3.4.    Изучение технологических карт на выполнение соответствующих или подобных работ (на обхектах морского транспорта) для выявления полноты регламентированных в них мер безопасности труда и их практического применения (с учётом материалов натурных обследований) .

3.3.5.    Изучение влияния неблагоприятных условий погоды на безопасность труда на регламентируемом объекте: возможности возникновения дополнительных опасных факторов или усугубления воздействия уже клеющихся в штормовых условиях, при дожде, ветре, обледенении, а также в условиях Арктики и тропиков.

3.3.6.    Определение всего комплекса опасных факторов, анализ возможности возникновения опасных ситуаций (с учётом имевших место несчастных случаев).

14.

3.3.7.    Предварительное (в условиях объекта) определение средств, методов и мер, с помощью которых моено устранить опасные факторы или (при невозможности полного устранения) максималь-но уменьшить опасность их воздействия на работающих. Целесообразно эти меры безопасности обсудить с работниками объекта.

3.3.8.    Занесение на карточки выявленных положений (требований, правил), подлежащих внесению в разрабатываемый НПА по охране труда.

3.4. При разработке НПА по охране труда для перспективных объектов, находящихся з стадии проектирования и ещё не известных в эксплуатации, необходимо выполнение указанных нике работ.

3.4.1.    Изучение проектных материалов (всех стадий проектирования) .

3.4.2.    Изучение проектов Правил и других материалов на подобные объекты.

3.4.3.    Подбор и изучение аналогов на транспорте, в промышленности и за рубеаом (по литературным данным).

3.4.4.    Выявление специфики регламентируемого объекта, которая не охватывается общими требованиями, предъявляемыми уме действующими НПА но охране труда.

3.4.5.    Выяснение (по чертежам и проектной документации) необходимости внесения дополнительных (к общим) требований безопасности на проектирование специальных устройств с учётом комплексов технологического и конструктивного обеспечения безопасности труда., а также правил безопасности при их эксплуатации с учётом комплекса организационного обеспечения безопасности труда (приложение I).

3.5.    Некоторые дополнительные рекомендации по разработке НПА по охране труда:

3.5.1. В соответствии с установленным порядком проекты нормативно-технических документов рассматриваются широким кругом специалистов по проектированию к эксплуатации флота или береговых объектов, которые дают свои замечания и предложения для окончательной отработки документа. Сднако, принимая окончательные формулировки положений НПА по охране труда, следует учитывать и то обстоятельство, что далеко не все специалисты, рассматривавшие работу, бывают согласны с внесением новых прогрессивных требований в связи с трудностями комплектации нового оборудовать при строительстве, неполны:.! освоением опытных образцов и до. Безусловно, выполнение новых требований связано с определёнными сложностями в

15.

получения оборудования, ко исключать эти требования не следует, как перспективные. В крайнем случае их мокко сделать рекомендуемыми или оговорить сроки возможного их внедрения. Следует учитывать также и то, что, например, суда для морского флота строятся разными фирмами: то, что затруднительно для одной из фирм, может осуществить другая: то,что трудно выполнить на малых судах, успешно может быть осуществлено на крупнотоннажных к т.д, Это же относится и к объектам морского транспорта, к их оборудованию и ДР-

3.5.2. Следует отметить один характерный момент в нормировании правил и требований охраны труда к такому объекту, как судно в целом. В связи с расширяющейся специализацией судов, появлением совершенно новых типов судов и видов судового оборудования практически невозможно в одном документе регламентировать все требования к конструктивному устройству и оборудованию всех этих судов. Поэтому на них распространены требования общего характера, касающиеся расположения оборудования, устройства судовых путей сообщения, расположения и устройства рабочих мест, ограждений проёмов, высокорасположенных мест я опасных зон, ограждений движущихся частей машин и механизмов, наличия блокировок безопасности и др. Требования же к специальны!.; устройствам, как я некоторые дополнительные требования к общесудовым устройствам, вызванные спецификой судна, должны излагаться в виде отдельных разделов (или подразделов) основного нормативно-технического документа.

В известной мере это же следует учитывать к при регламентации объектов морского транспорта.

3.6. При обосновании выдвигаемых положений (требований, правил) следует пользоваться критериями обоснования мер безопасности (приловние 2).

4. РАЗРАБОТКА ШСТРУВД-й ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОЧИХ ПРОЖСИЙ К ОТДЕЛЬНЫХ ШОЪ РАБОТ

4.1. Инструкции по охране труда могут разрабатываться в двух вариантах:

по рабочим профессиям;

по видам работ.

В первом случае в одной инструкции должны содержаться общие требования поведения и правила безопасного выполнения работ, предусмотренных для данной профессии.

2.

Принципы разработки и обоснования требований нормативных правовых актов по охране труда на морском транспорте. Методические указания. РД 31.80.11-95


Разработаны


Внесены


Утверждены


Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта

Заместитель директора    Б.А. Носов

Руководитель темы и ответственный исполнитель

Зав. отделом соцполитики Т.Н. Новиков

Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота

Заместитель директора С.Н. Драницын Ответственный исполнитель

Е.П. Загорская

Управлением социальной политики и охраны труда Департамента морского транспорта Минтранса Российской Федерации Начальник    О.Г. Просвирнин.

Департаментом морского транспорта Заместитель Директора Н.Д. Коняхин


© Настоящие методические указания "Принципы разработки и обоснования требований нормативных правовых актов по охране труда на морском транспорте" не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены без разрешения Департамента морского транспорта, института "Союзморниипро-ект" и ЦНИИМФ.


ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И ОБОСНОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

РД 31.80.11-95 Взамен РД 31.80.11-85 Основные принципы разработки и обоснования требований нормативных документов по безопасности труда на морском транспорте. Методические рекомендации.


Утверждены Департаментом морского транспорта " 13м ноября 1995г.

Срок введения в действие установлен с " 01" января 1996г.

Настоящий руководящий документ устанавливает основные принципы и общие требования, которыми следует руководствоваться при разработке и обосновании нормативных правовых актов по охране труда на морском транспорте.

Руководящий документ распространяется на деятельность научно-конструкторских и иных организаций, а также учебных заведений, разрабатывающих нормативные правовые акты (требования, нормы, правила, инструкции и др.) по охране труда для морского транспорта независимо от форм собственности и является дополнением к Методическим указаниям по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденным Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 июля 1993 г. N 129.

4.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    К норвативным правовым актом (ША) по охране труда на морском транспорте относятся:

1.1.1.    Стандарты Системы безопасности труда.

1.1.2.    Правила по охране труда, требования по безопасности труда, инструкции по охране труда.

1.1.3.    Правила устройства и безопасной эксплуатации (технической, ядерной, радиационной, лазерной, взрыво и электробезопасности) .

1.1.4.    Организационно-методические документы, положения, методические указания, рекомендации по охране труда.

1.2.    При разработке НДА по охране труда следует руководствоваться следующими основными принципами:

научно-техническая обоснованность содержания; исчерпывающая полнота документа; современность и перспективность содержания; простота восприятия и освоения документа при его внедрении; учет особенностей использования средств автоматизации и механизации производственных процессов и технологий;

исключение дублирования других документов, уже регламентирующих какие-либо требования к данному объекту.

1.3.    В соответствии с изложенными в п. 1.2. принципами ША по охране труда на морском транспорте должны отвечать приведенным ниже основным требованиям.

1.3.1. Высокий научно-технический уровень, определяемый в первую очередь:

обоснованностью выдвигаемых в документе положений, требований, правил;

использованием достижений науки, техники и технологии; учетом перспектив развития техники и организации труда; полнотой охвата регламентируемого объекта - судна^ объекта морского транспорта? оборудования, работы - требованиями безопасности с учетом разновидностей этого объекта (или его отдельных узлов) в эксплуатации и при новом проектировании.

Под термином "судно" понимается любое плавучее сооружение, используемое в торговом мореплавании.

2

Под словами "объект морского транспорта" понимаются все предприятия и организации морского транспорта.

5.

1.3.2.    Логичность и последовательность структуры построения доьу мента, обеспечивающие отсутствие повторений и возможно большую краткость текста при максимальной полноте документа (или его раздела). Для этого:

все общие положения, касающиеся регламентируемого объекта, выносятся в начало НПА (в первый раздел, подраздел);

следующие разделы (подразделы) конкретизируют положения в зависимости от характера регламентпруемого объекта (судно, объект морского транспорта, оборудование, работы) применительно к видам оборудования (узлам, элементам), технологическим процессам (операциям), характеру и разновидностям работ и т.д.;

документ должен включать только положения, содержащие требования к правила охраны труда. Положения, излагающие технологическую последовательность операций, могут включаться только ь тех случаях, когда изменение этой последовательности угрожает жизни или здоровью работающих.

1.3.3.    Ясность и чёткость изложения регламентируемых положений (пунктов):

тексты пунктов должны быть однозначны, т.е. исключать возможность двоякого толкования;

следует применять только научно-техническую терминологию.

При отсутствии регламентированных терминов в тексте НПА или в приложении необходимо поместить определение использованных терминов. Не следует применять иностранные термины при наличии соответствующих русских терминов;

не следует применять термины-скнониш: надо попользовать один и тот же термин во всём тексте нормативного документа; не рекомендуется излагать текст с употреблением отрицаний и запрещений в тех случаях, когда можно чётко указать, как и что надо сделать для обеспечения безопасности. Использовать форму запрещения следует тогда, когда совершение определённого действия или применение конкретной конструкции (устройства, оборудования, оснастки или каких-то элементов) явно приведёт к возникновению опасной ситуации.

1.3.4.    Учёт особенностей использования средств автоматизации и механизации производственных процессов и технологий, а также достижений науки и техники при проектировании. Поскольку конструкции судов, объектов морского транспорта л оборудования всё время совершенствуются, не следует жёстко ограничивать конструкторскую мысль. Надо излагать конкретно требование на проектл-

6.

роваиио, не требуя вместе с тем определённых конструктивных решений, т.е предоставлять проектировщику право выбирать оптимальные варианты конструкций. Однако, если имеются удачные варианты решений, ещё не распространённые на судах и объектах морского транспорта, их целесообразно указать в скобках в качестве примеров, это может облегчить выбор конструктивного решения в дальнейшем.

1.4.    Разработка ИЛА по охране труда на проектирование и эксплуатацию судов, объектов морского транспорта и оборудования должна осуществляться на основе научных исследований и с учётом рекомендаций справочных приложений I и 2. В плане исследований необходимо предусматривать как минимум выполнение следующих работ:

обоснованная характеристика состояния вопроса и изучение перспектив его развития (см. п. 3.1);

изучение материалов о травматизме лиц, работающих на регламентируемых объектах (или схожих с ними по конструкции и условиям эксплуатации, см. п. 3.2);

изучение условий труда в натурных условиях (см. п.3.3);

определение опасных факторов, условий возникновения опасных ситуаций (с учётом натурных исследований и материалов по травматизму);

определение я выбор мер (технологических, конструктивных, организационных), осуществлением которых можно устранить опасные факторы или предотвратить возможность возникновения опасных ситуаций и воздействия опасных факторов на работающих.

1.5.    При разработке мер защиты в ряде случаев возникает необходимость проведения дополнительных специальных исследований применительно к релламентяруемым объектам (например, исследование движения по трапам для уточнения их параметров; определение ширины проходов, в которых ведутся работы по техническому обслуживанию оборудования; исследование траекторий движения канатов при их разрыве и др.). Такие исследования выполняются по частным методикам, предложен!шгл разработчиком, но при условии обеспечения разработчиком безопасности людей, участвующих в эксперименте.

7.

2. Г.ЕТОШ 12ССЛ21ЮВА1иЙ, SBZ323EL21E ПРИ РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНЫХ правовых: актов по охране труда.

2.1.    ППА по охране труда следует разрабатывать с учётом общих принципов обеспечения безопасности труда, нашедших отражение в системе организации работы по обеспечению охраны труда на морском транспорте (справочное приложение I), которой рекомендованы общие методы и средства запиты от воздействия опасных факторов. Конкретизация этих методов и средств защиты должна осуществляться в КПА по охране труда применительно к регламентируемому объекту.

2.2.    При исследовании причин травматизма на регламентируемом объекте за ряд лет анализ следует выполнять методами математической статистики, используя в основном группировки несчастных случаев. Группировки могут осуществляться по соответствующим конструктивным элементам объекта, видам работ, технологическим операциям, опасны:;: факторам, непосредственны:.: причинам травм и особенно по груплагл организационно-технических причин травматизма (технологическим, конструктивны:.: пли организа-цпонныг.! недостаткам в обеспечении безопасных условий труда), а также погодным условия:.:. При недостаточном количество материалов о несчастных случаях для обработки их статистическими методами долины подробно изучаться и исследоваться отдельные случаи травм с обязательным выявлением опасных факторов (см. п.2.4.) и орган::зацкокно-техкпческих причин, приведших к опасны:.: ситуация:.!.

2.3.    При исследовании условий труда приленяются следующие методы:

2.3.1.    Визуальные наблюдения регламентируемых объектов в натурных условиях эксплуатации и структурный анализ с целью определения опасных факторов (см. п. 2.4.) и возможных мер предупреждения их воздействия. Эти меры рекомендуется выбирать с учётом содержания соответствующих подсистем интегральной системы обеспечения безопасности труда (приложение I), чтобы не пропустить некоторые из них.

2.3.2.    ёотовидеосъёмка регламентируемого оборудования (опасных узлов и мест, средств защиты); рабочих мест и трудовых процессов в технологической последовательности вылолкяе?лых работ. Особенное внимание уделяется выявлению и фиксированию на плёнке наиболее опасных технологических операций. Эти материалы будут нужны при уточнения мер защиты, при обосновании рассмотрении и обсуждении предлагаемых положений.

8.

2.3.3.    Интервьюирование (опрос, анкетирование) руководителей и исполнителей работ: об условиях труда, замеченных опасностях (опасных факторах), возможных опасных ситуациях; применяемых и возможных (по мнению опрашиваемых) средствах к методах предупреждения опасности; о влиянии условий погоды, а также условий Арктики и тропиков на повышение опасности труда на регламентируемом объекте; об известных опрашиваемы:.: случаях травматизма и микротразматпзма на этих объектах.

При разработке изменений и дополнений к действующим Ш1А по охране труда или при их переработке следует узнать у интервьюируемых о замеченных ими недостатках этого документа (или его раздела) независимо от официального запроса организации (в соответствии сп. 2.6.).

2.3.4.    Выявление рекомендованных мер по охране труда в технической документации по регламентируемому объекту.

2.4.    Классификация опасных и вредных производственных факторов представлена в ГОСТ 12.G.003—74х'. При определении опасных факторов и разработка мер обеспечения охраны труда работников морского транспорта следует иметь в виду, что основными опасными факторами могут быть следующие:

неогращцёшшэ движущиеся части;

и ТРОСЫ

натянутые канаты( швартовные, топенантные и другие): непроизвольно движущиеся конструкции (крышки, двери и др.), изменяющие своё положение в пространстве под влиянием случайных факторов;

острые элементы и режущие грани;

находящиеся под электрическим напряжением незащищённые (доступные) элементы и коммуникации;

взрывоопасность (взрывная волна), воспламенение горючих жидкостей и газов;

пар, горячие газы, жидкости и предметы; охлаждённые (ниже 0°С) поверхности, жидкости, газы; волны, качка, ветер, обледенение и т.п,; расположение рабочего места на значительной высоте относительно пола, палубы и за Оортом и т.п.;

теснота, загромождённость, уменьшение размеров проходов при вращении эксцентрично расположенных частей оборудования;

недостаточные размеры опорных поверхностей ступеней трапов, лестниц и площадок для устойчивого равновесия идущих или стоящих на них людей;

х) с дополнениями от I.XI. 1978 г.

9.

скользкая поверхность;

неровная поверхность - с уступами, выступающими из настила органами управления, элементами систем и оборудования;

отлетающие частицы, осколки, разрушенные конструкции;

ядовитые, агрессивные, взрывоопасные и поглощающие кислород вещества.

Следует также иметь в виду, что при значительных отклонениях от санитарно-гигиенических норм такие факторы, как низкая освещённость, высокий уровень шума, вибрация, высокие к низкие температуры воздуха, вредные излучения и др., являются не только вредными, но и опасными факторами и могут привести к несчастным случая?.:.

Нередко опас.;ше факторы могут действовать в сочетании один с другим. Надо также иметь в виду, что приведённый выше их перечень не следует считать исчерпывающим.

2.5.    При определении организационно-технических причин трави и мер защиты целесообразно логическое исследование возможного воздействия опасных факторов и условий возникновения опасных ситуаций на базе проведённого ранее визуального анализа объекта регламентации, материаловфоговлдеосъёмок. Для повышения качества исследований целесообразно составление по материалам фотоккнось-ёмок картотек (или альбомов), возможно шире характеризующих объект в целом е отношении обеспечения безопасности труда.

В отдельных случаях применяется макетирование возможных опасных ситуаций. Следует такие в сложных случаях определения опасных факторов и опасных ситуаций привлекать консультативно специалистов служб охраны труда и других специалистов предприятий морского транспорта.

2.6.    В случае переработки ранее действовавших НПА следует обобщить практику их использования, сделать запросы организациям, их применявши.:, с целью получения сведений об имеющихся в КПА недостатках, подлежащих устранению в новом документе (о неточных формулировках, устаревших по ломе киях, недостаточной полноте данных по конкретны?.: объектам и т.п.).

2.7.    Как правило, при разработке следует использовать все приведённые выше методы.

Для облегчения сбора, систематизация и редактирования материалов при разработке целесообразно применить метод занесения предполагаемых пунктов 1Гца на отдельные карточки. Применение клеточек значительно экономит время и упрощает сбор и обработку материала. Составление карточек рекомендуется начинать с самого