Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

342 страницы

1073.00 ₽

Купить РД 31.21.30-97 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ содержит требования к техническому использованию и техническому обслуживанию корпуса, систем, устройств, агрегатов и механизмов судов морского флота Российской Федерации, направленные на предотвращение отказов и тем самым на обеспечение безопасности людей, судна, перевозимого груза и охраны окружающей среды.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

Часть I. Общие требования к технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций

     1. Общие положения

     2. Общие требования к техническому использованию СТСиК

     3. Общие требования к техническому обслуживанию.

     4. Общие требования к технической эксплуатации автоматизированных объектов, системы дистанционного автоматизированного управления главными двигателями и винтами регулируемого шага

Часть II Корпус, помещения, устройства и системы судна

     1. Общие положения

     2. Техническое обслуживание корпуса судна

     3. Техническое обслуживание судовых помещений

     4. Техническое обслуживание судовых устройств

     4.1. Закрытия отверстий в наружной обшивке, палубах, надстройках

     4.2. Рулевое устройство

     4.3. Якорное устройство

     4.4. Швартовное устройство

     4.5. Буксирное устройство

     4.6. Грузоподъемное устройство

     4.7. Рангоут и стоячий такелаж

     4.8. Прочие устройства

     4.9. Спасательные средства

     4.10. Сигнальные средства

     5. Техническое обслуживание судовых систем

     5.1. Общие требования к системам

     5.2. Балластная и осушительная системы

     5.3. Системы измерительных, воздушных труб и дистанционного замера уровня жидкости в цистернах

     5.4. Системы пожаротушения и орошения

     5.5. Система отопления

     5.6. Система водоснабжения

     5.7. Фановая и сточная системы

     5.8. Система вентиляции и кондиционирования воздуха

     5.9. Грузовая, зачистная и газоотводная системы наливных судов. Система подогрева груза

     5. 10. Система инертных газов

     5. 11. Стабилизирующие системы

     6. Осмотр судна в доке и на плаву

     7. Судовая техническая документация

     Приложение II.1 Систематические осмотры и проверки исправности частей корпуса с надстройками, внутреннего оборудования помещений и цистерн

     Приложение II.2 Систематические осмотры и проверки исправности судовых устройств

     Приложение II.3 Систематические осмотры и проверки исправности судовых систем

Часть III. Судовые дизельные установки

     1. Подготовка дизельной установки к действию и пуск дизеля

     2. Обслуживание дизеля во время работы и стоянки

     3. Обслуживание дизеля на режимах и в условиях отличных от нормальных

     4. Контроль и регулировка параметров рабочего процесса

     5. Топливо, смазочные материалы, охлаждающая вода

     6. Общие указания по техническому обслуживанию

     7. Указания по техническому обслуживанию отдельных сборочных единиц и деталей

     8. Характерные неисправности и неполадки в работе дизельных установок, их причины и способы устранения

Часть IV. Судовые паровые турбоагрегаты

     1. Подготовка к работе и пуск главного турбоагрегата

     2. Обслуживание главного турбоагрегата во время работы и бездействия

     3. Обслуживание вспомогательных паровых турбин

     4. Обслуживание турбоагрегатов на режимах и в условиях, отличных от нормальных

     5. Турбинное масло

     6. Общие указания по техническому обслуживанию

     7. Указания по разборке, сборке и дефектации

     8. Указания по техническому обслуживанию отдельных узлов и деталей

     9. Проверка регуляторов

     10. Консервация турбоагрегата

     11. Характерные неисправности и неполадки в работе турбоагрегата, их причины и способы устранения

     Приложение IV.1 Нормы для оценки вибрации турбоагрегатов

Часть V. Судовые паровые котлы

     1. Подготовка котла к действию

     2. Обслуживание котла в действии

     3. Меры предосторожности при обслуживании паровых котлов

     4. Общие указания по техническому обслуживанию котлов

     5. Очистки, осмотры и испытания котлов

     6. Указания по техническому обслуживанию элементов котла

     7. Характерные неисправности и повреждения котлов, их причины и способы устранения

     Приложение V.1 (справочное). Рекомендуемые рабочие нормы качества питательных и котловых вод судовых паровых котлов

     Приложение V.2 (справочное). Рекомендуемые режимы внутрикотловой обработки

     Приложение V.3 (справочное). Рекомендуемый объем контроля качества питательной и котловой воды

     Приложение V.4 (справочное). Рекомендуемые материалы для применения при длительном хранении котлов

Часть VI. Судовое электрооборудование

     1. Общие положения

     2. Генераторы судовой электростанции

     3. Трансформаторы

     4. Электроприводы

     5. Кабельные сети

     6. Распределительные устройства

     7. Аппараты и устройства электрической защиты.

     8. Электрическое освещение

     9. Аккумуляторы

     10. Полупроводниковые преобразователи и приборы

     11. Аппаратура внутренней связи, сигнализации и управления судном

     12. Электрические средства управления и автоматизации судовых технических средств

     13. Гребные электрические установки

     14. Взрывозащищенное электрооборудование

     15. Сопротивление изоляции

     Приложение VI. 1 (справочное). Минимальное сопротивление изоляции нового или капитально отремонтированного электрооборудования

     Приложение VI.2 (справочное). Нормы сопротивления изоляции электрооборудования, находящегося в эксплуатации

Часть VII. Судовые вспомогательные механизмы и оборудование

     1. Общие требования

     2. Общие указания по техническому использованию насосов

     3. Центробежные и вихревые насосы

     4. Шестеренные и винтовые насосы

     5. Поршневые и плунжерные насосы

     6. Струйные насосы

     7. Вентиляторы

     8. Поршневые воздушные компрессоры

     9. Рулевые машины

     10. Поверхностные теплообменные аппараты

     11. Испарительные установки

     12. Деаэраторы

     13. Фильтры

     14. Сепараторы топливные и масляные (электроприводные)

     15. Устройства для предотвращения загрязнения моря с судов

     16. Сосуды под давлением

     17. Грузовые средства машинно-котельного помещения и лифты

     18. Системы гидравлического привода механизмов.

     19. Брашпили и шпили

     20. Лебедки и краны

     21. Механизмы привода аппарелей, рамп, закрытий люков и лацпортов

     22. Подруливающие устройства и успокоители качки

     23. Смазывание вспомогательных механизмов и оборудования

     24. Указания по техническому обслуживанию отдельных механизмов и аппаратов

     25. Техническое обслуживание подшипников

     26. Характерные неисправности и неполадки в работе вспомогательных механизмов и оборудования, их причины и способы устранения

Часть VIII. Судовые холодильные установки

     1. Общие положения

     2. Подготовка к пуску

     3. Ввод в действие

     4. Признаки нормальной работы

     5. Регулирование режима работы

     6. Обслуживание во время работы

     7. Вывод из действия (остановка)

     8. Общие указания по техническому обслуживанию

     9. Удаление хладона из системы

     10. Наполнение системы хладоном и дозарядка

     11. Характерные неисправности и неполадки в работе холодильных установок, их причины и способы устранения

Приложение VIII.1 Таблица насыщенных паров хладона - 12

Приложение VIII.2 Таблица насыщенных паров хладона - 22

Приложение "А" Типовой перечень лиц, обязанных полностью или частично знать РД 31.21.30-97

 
Дата введения01.07.1997
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

07.04.1997УтвержденМинистерство транспорта Российской ФедерацииМФ-34/684
РазработанЦНИИМФ
ИзданЗАО ЦНИИМФ1997 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Министерство транспорта Российской Федерации

ПРАВИЛА

ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И КОНСТРУКЦИЙ

1997

РД 31.21.30-97

Санкт-Петербург.

Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций. РД 31.21.30-97.

1. Разработаны ЗАО “Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота” (ЦНИИМФ)

Зам. генерального директора, доктор технических наук    С.Н. Драницын

Зав. отделом стандартизации    А.П. Вольваченко

Руководитель разработки,

канд. техн. наук    А. Н. Неелов

Ответственные исполнители:

кандидаты технических наук Брикер А.С. (Часть И), Левин Б.М. (Часть IV), Неелов А.Н. (Части I, П1), Смольник А.Ю. (Часть V), Сорокин Bji. (Части VII, VIII), Филимонов ВД. (Часть VI).

2.    Внесены Департаментом мореплавания Службы морского флота Министерства транспорта РФ

Заместитель начальника    Д. Д. Анисин

3.    Утверждены и введены в действие Службой морского флота Министерства транспорта Российской Федерации

Первый заместитель министра    В. Л. Быков

3. Вводятся взамен:

РД 31.21.30-83. Правила технической эксплуатации судовых технических средств.

РД 31.21.65-84. Правила технической эксплуатации закрытий судовых грузовых люков.

РТМ 31.2003-77. Корпус, помещения, системы и устройства судна. Правила технической эксплуатации.

Настоящий руководящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен без письменного разрешения ЗАО ЦНИИМФ и Департамента мореплавания Службы морского флота МТРФ.

ЛР № 010230 ort 10.04.92. Подписано в печать с оригинал-макета 14.05.97 г. Формат 60x90 V16- Бумага офсетная. Печать офсетная. Уел. печ. л. 21,5. Тираж 2000 экз. Зак. 32.

Настоящее издание подготовлено к выпуску ЗАО “ЦНИИМФ* совместно с ОАО “Санкт-Петербургская типография № 6*.

ISBN 5-900248-60-7

193144, Санкт-Петербург, ул. Моисеенко, д. 10.

О ЗАО "ЦНИИМФ", 1997

It

планов-графиков ТО, утвержденных судовладельцем, и анализа фактического технического состояния на базе измерения параметров средствами диагностического (безразборного) контроля (РД 31.20.50-87).

3.1.2.    Периодичность выполнения работ по техническому обслуживанию должна соответствовать периодичности, указанной в инструкции завода-изготовителя или в технической документации судовладельца с допуском, обусловленным возможностью выполнения работ по условиям плавания.

Старший механик имеет право по согласованию с судовладельцем изменять предусмотренную документацией периодичность технического обслуживания, связанного с разборкой машины, механизма или узла, если имеющимися на судне и одобренными судовладельцем средствами обеспечивается достаточный контроль их технического состояния без разборки. В этом случае операции по контролю технического состояния СТСиК должны включаться в план-график ТО. В гарантийный период эксплуатации изменение периодичности ТО, установленной заводской инструкцией, не допускается.

3.1.3.    Факт выполнения работ по ТО СТСиК, включая контрольные операции, должен быть отражен в машинном журнале. Там же указываются лица, выполнявшие ТО. При выполнении технического обслуживания должна быть произведена дефектация и оценка технического состояния объекта. Результаты оценки, включая результаты измерений износа, зазоров или других параметров, должны фиксироваться в специальном учетном документе.

3.1.4.    При оценке технического состояния СТСиК необходимо обращать особое внимание на состояние рабочих поверхностей, характер износов, а также на наиболее опасные с точки зрения образования трещин места. Ответственные детали необходимо периодически подвергать дефектоскопическому контролю. Номенклатура деталей, подлежащих дефектоскопическому контролю, устанавливается заводом-изготовителем или судовладельцем для каждого типа СТСиК.

3.1.5.    Обмеры элементов СТСиК должны всегда производиться в одних и тех же местах, а также в местах интенсивного износа. Обмеры деталей, имеющих цилиндрическую форму (шейки валов, пальцы, втулки и т.д.) необходимо производить в каждом сечении не менее чем в двух взаимно перпендикулярных направлениях.

3.1.6.    При проведении технического обслуживания и ремонта СТСиК должны применяться материалы, соответствющие требованиям конструкторской документации или одобренные судовладельцем.

РД 1121.30-97 Часть!

12

3.1.7.    По результатам оценки технического состояния сборочных единиц и деталей СТСиК определяется их пригодность к дальнейшей работе или необходимость ремонта (замены). Не допускаются в эксплуатацию СТСиК, значения параметров технического состояния которых не укладываются в установленные нормы. В особых случаях такие СТСиК могут быть введены в действие только по согласованию с судовладельцем и при необходимости с Регистром с установлением ограничений по времени и режимам использования.

3.1.8.    Контрольно-измерительные приборы, применяемые при эксплуатации СТСиК, должны проходить поверку в соответствии с действующими положениями.

Запрещается использовать контрольно-измерительные приборы, если:

истекли сроки поверки; разбито стекло прибора;

стрелка прибора при снятии рабочего импульса не возвращается в исходное положение.

3.2. Указания по разборке и сборке судовых технических средств

3.2.1.    Разборка и сборка СТСиК должна производиться в технологической последовательности, рекомендованной инструкциями по эксплуатации, техническими условиями или руководством по ремонту, а также документами, утвержденными судовладельцем.

3.2.2.    Разборка и сборка должна производиться инструментом и приспособлениями, предназначенными для этих целей.

3.2.3.    Перед разборкой СТСиК следует спустить из систем воду, масло, топливо, пар. Забортные клапаны плотно закрыть, отключить электропитание. При разборке трубопроводов забортной воды отверстия труб, идущих за борт, необходимо заглушить заглушками. Устанавливаемые на фланцевых соединениях заглушки должны иметь хвостовики, на штуцерные соединения навешивается бирка, указывающая наличие заглушки. Об установке и снятии заглушек следует делать запись в машинном журнале.

3.2.4.    Перед разборкой необходимо снять или отсоединить все контрольно-измерительные приборы и датчики, которые могут быть повреждены. Необходимо произвести замеры, определяющие зазоры и взаимное расположение деталей и сборочных единиц.

3.2.5.    СТСиК должны вскрываться и закрываться в присутствии лица, в чьем заведовании они находятся. Перед закрытием необходимо осмотреть внутренние полости, убедиться

РДЯД|.?0-?7    1

13

в исправном состоянии деталей, сборочных единиц, отсутствии посторонних предметов в полостях. В случае, если исключительные обстоятельства вызвали перерыв в процессе закрытия, необходимо вновь произвести контрольный осмотр, а затем уже закрытие СТСиК.

3.2.6.    При разборке СТСиК и их сборочных единиц необходимо:

.1. закрывать крышками, бумагой или картоном места, с которых сняты детали;

.2. закрывать деревянными пробками или наклейками все вскрываемые отверстия, каналы, а также концы труб, не применяя для этого ветошь или паклю;

.3. обращать внимание на наличие марок и меток, определяющих взаимное положение деталей и сборочных единиц. Стершиеся или поврежденные марки и метки восстанавливать;

.4. во избежание перекосов или деформации обжатых деталей крепящие их гайки сперва отдавать частично, а затем отвертывать полностью;

.5. не выворачивать шпильки из гнезд, за исключением случаев, связанных с заменой (ремонтом) шпильки или детали, в которую она ввернута;

.6. предохранять пришабренные и чисто обработанные рабочие поверхности от повреждений и коррозии;

.7. снимаемые трубопроводы и изоляцию маркировать или снабжать специальными бирками;

.8. подводящие концы электрических кабелей (проводов) маркировать, замыкать накоротко, заземлять и изолировать.

3.2.7.    При сборке судовых технических средств необходимо:

.1. тщательно очищать от грязи, протирать и смазывать

чистым маслом трущиеся поверхности деталей; очищать и продувать сжатым воздухом каналы подвода смазки, охлаждающей жидкости, топлива, воздуха;

.2. не допускать установки деталей, уплотняющие поверхности которых имеют повреждения (забоины, раковины, выгорание);

.3. притирать (пришабривать) уплотняющие поверхности соединений, которые собираются без прокладок; качество притирки (шабровки) проверять “на краску";

.4. устанавливать сборочные единицы и детали п£ меткам и рискам, определяющим их взаимное положение;

.5. устанавливать на место контрольные и установочные штифты и болты до окончательного закрепления деталей и сборочных единиц;

.6. строго соблюдать установленный порядок, последовательность и усилия (углы) затяжки гаек соединений ответственных сборочных единиц; при регламентированных усилиях за-

14

тяжки крепежных деталей необходимо пользоваться динамометрическими ключами, гидравлическими домкратами или шаблонами;

.7. тщательно очищать, промывать и продувать сжатым воздухом все трубы, их соединения, арматуру;

.8. не допускать закрашивания резьб, клейм, фирменных табличек, штуцерных гаек;

.9. не допускать установки новых ответственных деталей, не имеющих сертификатов приемки, приемочных клейм ОТК завода-изготовителя и, если это требуется, Регистра;

. 10. применять уплотнительные пасты и защитные покрытия, рекомендованные инструкцией либо технической службой судовладельца;

.11. производить проверку надежности стопорения деталей и крепежа;

.12. заменять все шплинты, а также поврежденные прокладки и шайбы; медные прокладки, не потерявшие своих рабочих качеств, и шайбы рекомендуется отжигать.

3.2.8. При разборке и сборке пневматических и гидравлических средств автоматизации необходимо:

. 1. тщательно очищать все детали, применяя в необходимых случаях рекомендованные моющие жидкости; при сборке смазывать все рабочие трущиеся поверхности;

.2. при необходимости заменять уплотнительные элементы: муфты, манжеты, прокладки и т.д.;

.3. проверять и устанавливать необходимые зазоры в шарнирных соединениях, предотвращая чрезмерные люфты;

.4. после сборки производить настройку в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации.

4. Общие требования к технической эксплуатации автоматизированных объектов, системы дистанционного автоматизированного управления (ДАУ) главными двигателями (ГД) и винтами регулируемого шага (ВРШ)

4.1. Автоматизированные объекты вводятся в режим автоматического или дистанционного управления только после проведения работ по подготовке средств автоматизации к действию.

Действующие средства автоматизации, а также проверяемые при подготовке к действию или при техническом обслуживании считаются работоспособными, если они выполняют заданные функции, поддерживая значения контролируемых или регулируемых параметров в пределах, установленных технической документацией.

4.2. Запрещается отключать устройства аварийнопредупредительной сигнализации и автоматической защиты, за

РД 3121. JO - >7 Часть!

1$

исключением случаев, специально оговоренных в соответствующих пунктах Правил или в инструкциях по эксплуатации. При неисправности этих устройств за работающим техническим средством должно быть установлено усиленное наблюдение, обеспечивающее его базаварийную работу. Должны быть приняты меры по восстановлению работоспособности устройств.

4.3.    При неполадках в работе устройств аварийно-предупредительной сигнализации и защиты, автоматического регулирования (управления) и необходимости продолжения работы технического средства следуег немедленно перейти на ручное регулирование (управление), усилить наблюдение и принять меры к скорейшему устранению неисправности. Лица судового экипажа, использующие технические средства, должны периодически проводить учебные тренировки для отработки навыков перехода с автоматического управления на ручное. Периодичность и процедуру тренировок устанавливает судовладелец.

Любое отключение средств автоматизации СТСиК должно быть зафиксировано в машинном журнале.

Примечание: Отключение средств автоматизации объектов ответственного назначения для выполнения ТО или ремонта и устранения неисправностей производится с разрешения старшего механика, с ведома вахтенного механика и при необходимости вахтенного помощника капитана.

4.4.    Величина уставок срабатывания и временных задержек средств автоматизации объектов должна контролироваться ответственными по заведованию лицами. При обнаружении выхода контролируемых или регулируемых параметров, временных задержек, уставок срабатывания за пределы установленных значений необходимо в возможно короткий срок выполнить настройку и регулировку средств автоматизации.

4.5.    При замене средств автоматизации технические характеристики вновь устанавливаемых приборов и элементов должны быть идентичны заменяемым. После замены должна производиться шюверка работоспособности средств автоматизации, а при необходимости их настройка и регулировка.

4.6.    При вводе в действие системы дистанционного управления главного двигателя (ГД) и винта регулируемого шага вахтенному механику совместно с вахтенным помощником капитана необходимо:

.1. проверить возможность передачи управления ГД и ВРШ из центрального поста управления (ЦГ1У) на пост управления в рулевой рубке и обратно с одновременной проверкой сигнализации;

РД Я 21.30-97 Часть 1

16

.2. проверить прохождение команд на изменение хода с каждого из указанных в п. 4.6.1 постов управления предусмотренным на судне способом, а также соответствие положения совмещенной рукоятки управления ДАУ и машинного телеграфа в рулевой рубке и в ЦПУ;

.3. проверить синхронную связь между выносными постами ДАУ правого и левого борта и постом управления в рулевой рубке;

.4. сверить показания электрочасов регистратора маневров с судовым временем;

.3. проверить до пуска ГД возможность изменения шага лопастей ВРШ с постов управления в рулевой рубке и в ЦПУ;

.6. выполнить пробные пуски ГД с помощью системы ДАУ, обращая внимание на устойчивость частоты вращения, соответствующей самому малому ходу;

.7. выполнение проверок зафиксировать в машинном и судовом журналах.

4.7.    В случае обнаружения на мостике неполадок в работе системы ДАУ:

. 1. вахтенный помощник должен немедленно сообщить об этом вахтенному механику, передать управление ГД (ВРШ) в машинное помещение и известить об этом капитана;

.2. вахтенный механик должен принять управление ГД (ВРШ) в машинное помещение, выбрав возможный резервный вид управления, и сообщить об этом вахтенному помощнику капитана и старшему механику.

4.8.    При обнаружении неисправностей в работе системы ДАУ вахтенный механик по согласованию с вахтенным помощником должен перейти на управление ГД (ВРШ) из машинного помещения и известить об этом старшего механика. Во всех случаях передачи управления с мостика в машинное помещение необходимо немедленно проверить и ввести в действие машинный телеграф.

Часть 11

17

Часть II. Корпус, помещения, устройства и системы судна

Настоящая часть II Правил содержит общие требования к технической эксплуатации корпуса, помещений, устройств и систем судна с целью обеспечения безопасности людей и сохранности перевозимых грузов. Под этим понимается следующее:

содержание элементов корпуса судна, а также закрытий отверстий корпуса в состоянии, обеспечивающем их работоспособность, прочность и непроницаемость;

эффективная защита металлических конструкций корпуса от коррозии и износа, а деревянных - от загнивания;

обеспечение работоспособности и постоянной готовности к использованию судовых устройств и систем, спасательных и противопожарных средств и инвентаря, средств борьбы за живучесть судна;

содержание судна и его помещений в опрятном виде и надлежащем санитарном состоянии.

1. Общие положения

1.1.    Основные требования

1.1.1.    При эксплуатации судовых технических средств и корпусных конструкций (СТС и К) следует руководствоваться также и положениями, изложенными в части I Правил. Техническая эксплуатация механизмов общесудовых устройств и систем производится с учетом указаний соответствующих разделов части VII Правил.

1.1.2.    Обслуживание корпусных конструкций и судовых технических средств, которые имеются или вновь устанавливаются на судне согласно Международной конвенции МАРПОЛ, выполняются в объеме требований соответствующих частей настоящих Правил. При этом учитываются указания Наставления по предотвращению загрязнения с судов, РД 31.04.23-94.

1.1.3.    Изменение существующих корпусных конструкций (прорезание новых отверстий в обшивке и наборе и др.), изменение весовой нагрузки судна, изменение конструкций устройств и систем допускается только на основании технической документации судовладельца, одобренной Регистром и другими органами надзора.

1.1.4.    Допускается применение требований Правил к судам, корпуса которых изготовлены из других материалов (алюминия

РД 31-21.30-97 Част». II

18

и его сплавов, титановых сплавов, дерева, пластмасс), если они не противоречат инструкциям завода-изготовителя.

1.1.5. Твердый балласт, установленный на судне для обеспечения его остойчивости, должен быть уложен и надежно закреплен с целью полностью исключить его перемещение при качке. Цистерны с водяным балластом должны быть заполнены не более, чем на 95-97% их вместимости.

1.2. Общие указания по техническому использованию

судна

1.2.1.    Перевозка любого груза должна производиться по кар-гоплану, утвержденному капитаном судна. Основными критериями грузового плана является обеспечение безопасности плавания и сохранной перевозки грузов, оптимальное использование грузовместимости и грузоподъемности судна, размещение груза с учетом очередности погрузки-выгрузки каждой единицы груза, удобства крепления, доступа к опасным грузам. Разработка грузового плана должна выполняться с учетом указаний Инструкции по загрузке судна.

При проведении грузовых операций необходимо контролировать появления крена корпуса судна. Если крен возник, необходимо установить его причину. Борт судна не должен задевать причал или стоящие рядом суда. Кроме того, необходимо следить за глубинами в месте погрузки-выгрузки и изменениями уровня воды (отлив, сгон воды), не допуская касания судном грунта. Предусмотренная посадка на грунт при отливе (случай "обсушки") должна обеспечивать безопасность судна.

1.2.2.    При каждой погрузке всех видов перевозимых грузов (особенно контейнеров, крупногабаритных и тяжеловесных грузов) капитан обеспечивает контроль за их надежным креплением. В особо сложных случаях, связанных с перевозками негабаритных и тяжеловесных грузов, грузоотправитель должен предоставить расчет креплений и прочности конструкций корпуса судна.

1.2.3.    Во время грузовых операций между берегом и судном должна быть обеспечена надежная связь, позволяющая в любой момент остановить погрузочные средства по первому требованию лиц судового экипажа, ответственных за грузовые операции.

1.2.4.    Ответственные члены судового экипажа, связанные с грузом, грузовыми операциями и грузовым оборудованием должны знать об опасности, представляемой данным грузом и мерах, предпринимаемых для ее предотвращения. Эти лица должны быть знакомы с положениями следующих документов ИМО:

Кодексом безопасной практики перевозки навалочных

грузов;

Кодексом безопасной практики дня судов, перевозящих палубные лесные грузы;

Кодексом безопасной практики размещения и крепления

груза;

Международным кодексом но перевозке зерна насыпью (Международный зерновой кодекс).

1.2.5.    Ответственные члены экипажа нефтяных танкеров, танкеров-химовозов, газовозовозов должны быть знакомы с грузом, главным оборудованием, имеющимся снаряжением и мерами безопасности для защиты персонала, указанными в соответствующих разделах Международного кодекса по химовозам (МКХ) и Международного кодекса но газовозам (МКГ).

1.2.6.    Химически активные грузы должны перевозиться на специально оборудованных судах в соответствии с рекомендациями Кодекса но безопасной перевозке химически активных грузов навалом и МОЛ ЮГ - при перевозке таких грузов в таре. В случае использования для этих целей обычных неспециализированных судов их эксплуатация, во избежание интенсивного коррозионного износа корпуса, должна производиться по инструкции, разработанной судовладельцем.

1.2.7.    При наличии на судне приборов контроля прочности и остойчивости (лодикаторы, сталодикаторы), а также автоматизированных систем контроля мореходно-прочностных характеристик судна их техническое использование и обслуживание выполняется по инструкции эавода-изготовителя. Ввод системы контроля в эксплуатацию на каждом судне оформляется актом, который подписывается капитаном, ответственным лицом по заведыванию, инспектором Регистра. Капитан судна в соответствии с инструкцией по эксплуатации системы должен периодически, с участием инспектора Регистра, проверять точность работы системы. Рекомендации системы контроля безопасности плавания судна в штормовых условиях являются консультативными и не освобождают капитана от ответственности за принятые решения.

1.2.8.    Капитан сообщает судовладельцу о всех случаях, когда при погрузке, производящейся согласно инструкции по загрузке, из-за прогиба корпуса происходит потеря дедвейта вследствие преждевременного заглубления грузовой марки.

1.2.9.    Капитан должен поставить в известность технические службы судовладельца о всех случаях снижения технической скорости или неисправности движитепьного комплекса.

1.2.10.    При техническом использовании судов с горизонтальным способом грузообработки (накатные суда) необходимо:

20

утвержденный каргоплан не подвергать никаким изменениям и соблюдать неукоснительно;

осуществлять постоянный контроль за положением кормовой (бортовой, носовой) рампы в связи с изменением осадки, дифферента, крена, приливами-отливами, навалом на причал;

убедиться, что весь груз и средства перевозки хорошо закреплены и должным образом отмаркированы;

включать вентиляцию закрытых грузовых помещений; держать открытыми палубы для доступа к рабочим местам; до начала погрузки рефрижераторных контейнеров получить "лист температур рефрижераторных контейнеров, а после их погрузки проверить, подсоединены ли они к питанию; по приходу в порт отключить контейнеры, подлежащие выгрузке.

1.3. Общие указания по техническому обслуживанию судна

1.3.1.    Для своевременного обнаружения и устранения выявившихся дефектов и отказов корпуса, устройств и систем судна экипаж должен систематически, в сроки, указанные в приложении к данной части настоящих Правил и в плане-графике технического обслуживания судна, производить осмотры и проверку их технического состояния, работоспособности и комплектности.

1.3.2.    Независимо от сроков, указанных в приложениях (см. п. 1.3.1) необходимо тщательно осматривать корпус судна, помещения, устройства, системы, спасательные и противопожарные средства, инвентарь после плавания в условиях штормовой погоды и после ледового плавания. При осмотрах элементов судна необходимо руководствоваться указаниями соответствующих разделов настоящих Правил.

1.3.3.    Техническое обслуживание судов на воздушной подушке (СВП) и судов на подводных крыльях (СПК) производится по инструкциям завода-изготовителя. Требования настоящих Правил распространяются на СПК и СВП в части обслуживания корпуса, отдельных систем и общесудовых устройств, конструкция и назначение которых идентичны морским водоизме-щающим судам.

Если крыльевые устройства

изготовлены из титановых


Корпуса СПК и СВП должны ежедневно осматриваться, а также периодически подниматься на берег или вводиться в док для выявления и устранения дефектов. При осмотре СПК и СВП необходимо обращать внимание на движители, гибкие ограждения СВП, состояние крыльевы ройств и кронштейнов СПК.

сплавов, необходимо осматривать районы их соединения с корпусом с целью выявления зон контактной коррозии.

РД 3121.30 - >7

3

Министерство транспорта Российской Федерации

РАСПОРЯЖЕНИЕ 07.04.1997 г.    г.    Москва    №    МФ-34/684

Об утверждении и введении в действие “Правил технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций” РД 31.21.30-97

1.    В целях осуществления единой технической политики, обеспечения нормативными документами и с учетом складывающихся современных условий технической эксплуатации морских судов, предприятий и организаций Службы морского флота Министерства транспорта РФ утвердить и ввести в действие с 1 июля 1997 года “Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций” РД 31.21.30-97.

2.    Считать утратившими силу с 1 июля 1997 г.:

-“Правила технической эксплуатации судовых технических средств”, РД 31.21.30-83;

-    “Корпус, помещения, системы и устройства судна. Правила технической эксплуатации”, РТМ 31.2003-77;

-    “Правила технической эксплуатации закрытий судовых грузовых люков”, РД 31.21.65-84.

3.    АОЗТ ЦНИИМФ обеспечить издание и рассылку РД31.21.30-97 по заявкам пароходств, заинтересованных предприятий и организаций.

4.    Руководителям пароходств, предприятий и организаций, связанных с эксплуатацией морских судов, обеспечить изучение, проверку знаний и исполнение “Правил технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций” лицами береговых служб и членами экипажей судов в части, их касающейся.

В. Л. Быков

5.    Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Отдел технической эксплуатации флота Департамента мореплавания Минтранса РФ.

Первый заместитель Министра

M?UDP-?7 ЧиаЛ

21

1.3.4.    Об обнаружении трещин в обшивке и наборе корпуса, при появлении гофрировок в настиле верхней палубы в пределах средней части длины судна капитан должен информировать технические службы судовладельца.

1.3.5.    Необходимо ставить в известность технические службы судовладельца о случаях появления повышенной вибрации элементов конструкции и корпуса судна в целом. В сообщении капитана должны быть указаны условия, при которых такая вибрация возникает (загрузка судна, частота вращения винта, скорость хода, состояние моря, курсовой угол к бегу волны, наличие ударов волн и т.д.).

1.4. Подготовка судна к освидетельствованию

1.4.1.    Объем подготовительных работ по освидетельствованию районов корпуса, указанных органами надзора, согласовывается с судовладельцем. Типовое содержание подготовительных работ заключается в следующем.

Намеченные для освидетельствования танки, отсеки и помещения должны быть безопасны для доступа, т.е. дегазированы, провентилированы, освобождены от грузов, судовых запасов, иметь достаточное освещение.

Танки, отсеки и помещения должны быть достаточно чистыми, не содержать воды, осадков грязи, остатков нефтепродуктов и т.п. для возможности выявления чрезмерной коррозии, существенных деформаций, трещин, повреждений и других дефектов конструкций. В частности, это применяется в тех районах, где предполагается выполнять замеры остаточных толщин.

Для легального освидетельствования должно быть предусмотрено одно или несколько следующих средств доступа к конструкции, предъявляемой инспектору Регистра: постоянные леса и проходы через конструкции; временные леса и проходы через консгрукции; лифты и передвижные платформы; лодки или плоты; другие эквивалентные средства.

В местах освидетельствования для доступа к конструкциям может потребоваться вскрытие изоляции, удаление твердого балласта и т.п. работы.

1.4.2.    Все работы и средства, необходимые для проведения освидетельствования судна, обеспечиваются ответственными лицами командного состава судна с привлечением в необходимых случаях судоремонтных организаций.

Нормативный документ РД 31.21.30-97

Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций

Дата введения 01.07.1997 г.

1. Область применения

Настоящие Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций (в дальнейшем - Правила) содержат требования к техническому использованию и техническому обслуживанию корпуса, систем, устройств, агрегатов и механизмов судов морского флота Российской Федерации, направленные на предотвращение отказов и тем самым на обеспечение безопасности людей, судна, перевозимого груза и охраны окружающей среды.

Правила распространяются на морские суда, которые эксплуатируются под Государственным флагом России и зарегистрированы инспекцией государственного надзора морского торгового порта в одном из реестров судов Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса торгового мореплавания, а также на судовладельцев этих судов независимо от форм собственности.

Знание и исполнение Правил обязательно для членов экипажей морских судов и должностных лиц судовладельца. Объем необходимых знаний каждого конкретного члена экипажа судна и должностного лица судовладельца в зависимости от занимаемой должности, типа и конструктивных особенностей судов определяет судовладелец. Типовой перечень лиц, обязанных полностью или частично знать Правила, приведен в Приложении “А”.

Настоящие Правила не охватывают технические средства радиосвязи и навигации.

Правила не распространяются на ядерные паропроизводящие установки.1

2. Нормативные ссылки

В настоящих Правилах использованы ссылки на следующие нормативные документы:

2.1.    Устав службы на морских судах России.

2.2.    Правила технической эксплуатации морских судов. Основное руководство.

2.3.    Правила техники безопасности на судах морского флота.

5

2.4.    Наставление по борьбе за живучесть на судах морского флота.

2.5.    Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации. Российский Морской Регистр судоходства. (Регистр).

2.6.    Правила классификации и постройки морских судов. Регистр.

2.7.    Правила по оборудованию морских судов. Регистр.

2.8.    Правила по грузоподъемным устройствам морских судов. Регистр.

2.9.    Правила о грузовой марке морских судов. Регистр.

2.10.    Санитарные правила для морских судов.

2.11.    Наставление по предотвращению загрязнения с судов. РД 31.04.23 - 94.

2.12.    Правила морской перевозки опасных грузов (правила МОПОГ). РД 31.15.01-89.

2.13.    Комплексная система технического обслуживания и ремонта судов. Основное руководство. РД 31.20.50 - 87.

2.14.    Методика дефектации морских транспортных судов (ЦНИИМФ)

2.15.    Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС). International Marine Organization (IMO).

2.16.    Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ). IMO.

2.17.    Международная конвенция о подготовке и дипломиро-вании моряков и несении вахты (ПДМНВ). IMO.

2.18.    Кодекс безопасной практики перевозки навалочных грузов. IMO.

2.19.    Кодекс безопасной практики для судов, перевозящих палубные лесные грузы. IMO.

2.20.    Кодекс безопасной практики размещения и крепления груза. IMO.

2.21.    Международный кодекс по безопасной перевозке зерна насыпью. IMO.

2.22.    Международный кодекс по газовозам (MKT). IMO.

2.23.    Международный кодекс по химовозам (МКХ). IMO.

2.24.    Кодекс по безопасной перевозке химически активных грузов наливом. IMO.

2.25.    Международные правила предупреждения столкновения судов (МППСС). IMO. 1

РД М-21.30 - >7 Часть I

6

Часть I. Общие требования к технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций

1. Общие положения

1.1.    Техничсская эксплуатация судовых технических средств и конструкций (СТСиК) должна производиться в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей и требованиями настоящих Правил. В тех случаях, когда инструкции заводов-изготовителей не согласуются с отдельными положениями Правил, должны выполняться требования инструкций.

1.2.    При отсутствии инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации СТСиК и в случае необходимости развития и детализации требований, изложенных в Правилах, судовладелец обязан обеспечить разработку инструкций.

1.3.    Судовладелец имеет право при наличии достаточных технических обоснований заменять или дополнять отдельные положения инструкий завода-изготовителя. Если изменения касаются документации, согласованной с органами надзора, должно быть получено заключение этих органов на изменение.

В гарантийный период эксплуатация СТСиК должна осуществляться только в строгом соответствии с инструкциями и рекомендациями изготовителя.

1.4.    Все операции, связанные с вводом в действие, изменением режимов работы, выводом из действия, проворачиванием и разборкой технических средств, должны производиться с разрешения, по указанию или с извещением должностных лиц (капитана, вахтенного помощника капитана, старшего механика, вахтенного механика, ответственного по заведованию), если это предусмотрено соответствующими пунктами Правил или другими документами, регламентирующими действия судового экипажа. Необходимо помнить, что несогласованный ввод в действие, изменение режима работы, остановка или разборка технического средства могут привести к непредсказуемым последствиям.

1.5.    Все действия, связанные с техническим использованием, обслуживанием и ремонтом СТСиК, должны регистрироваться вахтенным механиком в машинном журнале в соответствии с инструкцией по его ведению.

1.6.    На судне должен быть организован учет технического состояния СТСиК, а также учет наличия и движения сменнозапасных частей и предметов материально-технического снабжения по заведованиям. Порядок учета и формы учетных документов устанавливает судовладелец.

КД. М21.30 - >7    Часть I

7

2. Общие требования к техническому использованию СТСиК

2.1.    Подготовка к действию и ввод в действие (пуск).

2.1.1.    Подготавливать и вводить в действие допускается только исправные технические средства. При неисправном состоянии технического средства должна быть вывешена предупредительная табличка: "Неисправность! Ввод в действие запрещен".

2.1.2.    Подготовка технических средств к действию должна включать тщательный наружный осмотр. Необходимо убедиться в отсутствии посторонних предметов и в том, что включению и пуску ничто не препятствует.

2.1.3.    Предохранительные устройства, если они имеются, должны быть на штатных местах и исправны. Запрещается вводить в действие техническое средство с отключенными или неисправными предохранительными устройствами.

2.1.4.    Штатные контрольно-измерительные приборы (КИП) должны быть без видимых повреждений. Подготовка к работе и работа технических средств при отсутствии штатных приборов или при неисправном их состоянии запрещается. На шкалах приборов должны быть нанесены метки, указывающие предельные значения измеряемого параметра и при необходимости запретные зоны работы.

2.1.5.    Во время подготовки СТСиК необходимо:

. 1 снять стопоры, чехлы и временные закрытия, препятствующие нормальной работе;

.2 проверить соответствие положения всех управляющих органов, клапанов, кранов, задвижек, переключателей и т.д. режиму пуска технического средства;

.3 подать смазку ко всем трущимся частям в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Убедиться в наличии достаточного количества масла во всех системах и устройствах смазки (маслосборниках, лубрикаторах, масляных ваннах и т.д.);

.4 при наличии системы охлаждения подать воду или убедиться в достаточности ее количества в системе.

2.1.6.    В случаях, предусмотренных инструкцией по эксплуатации, до пуска следует провернуть механизм, машину или агрегат вручную или валоповоротным устройством. Убедиться в отсутствии заеданий и посторонних звуков.

2.1.7.    При подготовке автоматизированных технических средств к действию после продолжительного нерабочего периода должна быть проверена работоспособность средств автоматизации, включая средства аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.

8

2.1.8.    Резервные технические средства должны быть исправными. При подготовке к работе установки с автоматически запускающимися резервными техническими средствами должна быть обеспечена и проверена их постоянная готовность к пуску.

2.1.9.    Ввод в действие (пуск) технического средства допускается только после выполнения всех операций по подготовке, предусмотренных инструкциями по эксплуатации, исключая экстренные случаи, связанные с предотвращением аварии. В последнем случае должны быть выполнены подготовительные операции, обеспечивающие действие технического средства (снятие ограничителей, подача электропитания и рабочих сред: масла, воды, топлива, а также выполнение необходимых переключений в системах, связанных с техническим средством, отключение при необходимости автоматической защиты). Об экстренной подготовке и вводе в действие СТСиК делается запись в машинном журнале с указанием ответственного лица, давшего это распоряжение.

2.1.10.    Если при пуске агрегата от окружающих требуется особое внимание, то о пуске такого агрегата должно быть сделано соответствующее предупреждение. На входах в помещения, где расположены автоматически или дистанционно запускающиеся механизмы, должна быть предупреждающая надпись: "Внимание! Механизмы запускаются автоматически".

2.1.11.    После ввода в действие (пуска) СТСиК необходимо проверить показания всех контрольно-измерительных приборов и в случае необходимости отрегулировать нагрузку и параметры рабочих сред, а также убедиться в отсутствии ненормальный шумов, стуков и вибрации. Убедиться в исчезновении световых и звуковых аварийных сигналов, когда контролируемые параметры достигнут рабочих значений.

2.1.12.    В случае появления при пуске аварийно-предупредительных сигналов, ненормальных шумов, стуков или вибрации, а также при выходе значений контролируемых параметров за допустимые пределы техническое средство должно быть выведено из действия (остановлено) для выяснения и устранения причин неисправности.

2.2. Обслуживание во время работы

2.2.1.    Режим работы технических средств должен устанавливаться с учетом условий эксплуатации таким образом, чтобы значения контролируемых параметров не выходили за установленные пределы.

2.2.2.    Во время действия технических средств должен вестись контроль за их работой по показаниям контрольноизмерительных приборов и сигналам аварийно-предупредитель-

9

ной сигнализации, а также путем осмотра, прослушивания и ощупывания. Периодичность контроля устанавливается инструкциями по эксплуатации. При отсутствии указаний в инструкции периодичность должна быть установлена старшим или вахтенным механиком с учетом назначения технического средства, его надежности, а также наличия устройств аварийнопредупредительной сигнализации и защиты.

2.2.3.    При использовании для охлаждения технического средства забортной воды необходимо следить за тем, чтобы ее температура и# выходе не превышала 55 °С во избежание интенсивного солеотложения в полостях охлаждения.

2.2.4.    В случае остановки или изменения режима работы технического средства вследствие срабатывания автоматической защиты должно быть введено в действие резервное техническое средство (при наличии). Ввод в действие остановленного технического средства или восстановление режима его работы допускается только после тщательного выявления и устранения всех причин, вызвавших срабатывание защиты.

2.2.5.    Необходимо периодически сличать показания контрольно-измерительных приборов на пульте дистанционного управления с показаниями приборов, установленных непосредственно на техническом средстве.

2.2.6.    При недостаточной уверенности в правильности показаний контрольно-измерительного прибора или уставки средств аварийно-предупредительной сигнализации и. защиты должны быть немедленно приняты меры, исключающие аварию технического средства, вплоть до его остановки или вывода из действия. Прибор додеен быть заменен или поверен, а уставка отрегулирована.

2.2.7.    В случае появления при работе технического средства ненормального шума, стука, вибраций, нагрева или при выходе значений контролируемых параметров за допустимые пределы должны быть приняты немедленные меры вплоть до вывода его из действия для выяснения и устранения причины неисправности.

2.2.8.    Перевод технического средства с одного режима работы на другой следует производить плавно, не допуская резкого изменения рабочих параметров. При необходимости перехода через запретные для длительной работы режимы они должны проходиться по возможности быстро. Не допускается длительная работа на режимах, вызывающих высокую вибрацию технического средства или судовых конструкций.

2.2.9.    Необходимо периодически контролировать наличие достаточного количества рабочих сред (масла, воды и др.) в системах СТС. Нормальная убыль рабочей среды должна попол-

?ДИ21.У0-91 Часть I

10

пяться, а при резком убывании должна быть немедленно найдена и устранена причина.

2.2.10. Вахтенный механик обязан зарегистрировать в машинном журнале все неполадки и неисправности, имевшие место при работе технических средств, с указанием времени и принятых мер. Это же касается отклонений рабочих параметров за установленные пределы (при отсутствии автоматических средств регистрации выбега параметров).

2.3. Вывод из действия (остановка)

2.3.1.    Операции по выводу из действия (остановке) технического средства должны производиться в последовательности, установленной в соответствующих разделах Правил или инструкцией по эксплуатации. В оговоренных случаях следует строго выполнять требования об установке специальных режимов, предшествующих выводу из действия. Экстренный вывод из действия (остановка) допускается в случае угрозы человеческой жизни, аварии судна или технического средства.

2.3.2.    После вывода технического средства из действия следует произвести его осмотр, устранить обнаруженные дефекты, подать масло в места ручной смазки и обтереть насухо наружные поверхности. При необходимости установить стопоры, ограничители и зачехлить техническое средство.

2.3.3.    Во всех случаях, когда температура окружающей среды может оказаться ниже или равной О °С, должны быть приняты меры по предотвращению размораживания технического средства или использоваться незамерзающие жидкости (антифризы). При выводе технического средства из действия на длительное время необходимо спустить воду из полостей охлаждения. трубопроводов, фильтров, насосов и т.д. Рекомендуется продуть системы сжатым воздухом, в местах снижений трассы трубопроводов рассоединить фланцы. После осушения системы спускные пробки закрыть, а фланцевые соединения - собрать.

При выводе технического средства из действия на короткое время необходимо принять меры по его обогреву имеющимися вспомогательными средствами или путем периодического включения в работу.

2.3.4.    Неработающие механизмы и машины должны периодически проворачиваться с одновременной подачей смазки.

3. Общие требования к техническому обслуживанию

3.1.Порядок проведения работ по техническому обслуживанию

3.1.1. Техническое обслуживание (ТО) СТСиК должно осуществляться по планово-предупредительной системе на основе

1

Текст настоящего документа разбит на части, обозначенные римскими цифрами. При ссылках на отдельные пункты номер части не указывается, если пункт находится в пределах той же части. В противном случае дополнительно указывается номер части.