Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

46 страниц

349.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают основные цели, принципы, порядок и процедуры проведения сертификации систем экологического менеджмента (СЭМ), требования к регистрации наблюдений и оформлению результатов проверки (аудита), порядок повторной сертификации, расширения и сужения области сертификации СЭМ

Оглавление

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Определения

4. Общие положения

5. Основные принципы организации работ по сертификации СЭМ

6. Объекты проверки (аудита)

7. Участники проверки (аудита)

8. Проведение сертификации СЭМ

9. Повторная сертификация СЭМ

10. Расширение или сужение области сертификации СЭМ

11. Применение сертификата и знака соответствия ССФЖТ

12. Оплата работ

13. Рабочий язык

Приложение А. Перечень элементов СЭМ

Приложение Б. Форма заявки на проведение сертификации СЭМ

Приложение В. Перечень документов и сведений для анализа документации СЭМ

Лист регистрации изменений

Показать даты введения Admin

Страница 1

П ССФЖТ 54-2004

ПРАВИЛА ПО СЕРТИФИКАЦИИ

СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

ПОРЯДОК СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Издание официальное

Москва

Страница 2

П ССФЖТ 54-2004

Предисловие

1    РАЗРАБОТАНЫ Государственным учреждением Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (PC ФЖТ)

ИСПОЛНИТЕЛИ: В.А. Матюшин, к.Т.Н.; В.А. Морозов; Л.В. Лесина, И.А. Романов

ВНЕСЕНЫ Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом лицензирования и технической политики МПС России

2    ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от 10 марта 2004 № К-48у

3    ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ

Настоящие правила не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены в качестве официального издания без разрешения МПС России

Страница 3

П ССФЖТ 54-2004

Содержание

1    Область применения.............................................. 1

2    Нормативные ссылки............................................. 2

3    Определения......................................................... 2

4    Общие положения................................................. 6

5    Основные принципы организации работ    по    сертификации

СЭМ................................................................... 8

6    Объекты проверки (аудита)...................................... 10

7    Участники проверки (аудита).................................... 17

8    Проведение сертификации СЭМ................................ 21

9    Повторная сертификация СЭМ................................. 35

10    Расширение или сужение области сертификации СЭМ.....    35

11    Применение сертификата и знака соответствия ССФЖТ ...    36

12    Оплата работ......................................................... 37

13    Рабочий язык..................................................... 37

Приложение А Перечень элементов СЭМ....................... 38

Приложение Б Форма заявки на проведение сертификации

СЭМ.................................................. 39

Приложение В Перечень документов и сведений для анализа

документации СЭМ................................ 41

Лист регистрации изменений....................................... 44

111

Страница 4

П ССФЖТ 54-2004

ПССФЖТ 54-2003

ПРАВИЛА ПО С Е Р Т И Ф И К А II И И_

Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте

Порядок сертификации систем экологического менеджмента

Дата введения 2004-03-20

1 Область применения

Настоящие правила устанавливают основные цели, принципы, порядок и процедуры проведения сертификации систем экологического менеджмента (СЭМ), требования к регистрации наблюдений и оформлению результатов проверки (аудита), порядок повторной сертификации, расширения и сужения области сертификации СЭМ.

Настоящие правила применяют при проведении работ по сертификации СЭМ организаций, осуществляющих разработку и (или) изготовление технических средств железнодорожного транспорта (ТСЖТ), производящих техническое обслуживание, ремонт и модернизацию ТСЖТ и предоставляющих услуги на железнодорожном транспорте Российской Федерации, на соответствие ГОСТ Р ИСО 14001 в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ).

Настоящие правила могут быть также использованы при проведении комплексной проверки при сертификации СЭМ и системы менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 или П ССФЖТ 45/ИСО 9001 в ССФЖТ.

Издание официальное

Страница 5

П ССФЖТ 54-2004

Настоящие Правила обязательны для применения Регистром сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (PC ФЖТ) и всеми участниками работ по сертификации СЭМ в ССФЖТ.

2    Нормативные ссылки

В настоящих правилах использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования ГОСТ Р ИСО 14001-98 Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р ИСО 14010-98 Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы

ГОСТ Р ИСО 14011-98 Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой ГОСТ Р ИСО 14050-99 Управление окружающей средой. Словарь ГОСТ Р ИСО 19011-2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента

Руководство ИСО/МЭК 66:1999 Общие требования к органам, осуществляющим оценку/сертификацию систем эколгического менеджмента

П ССФЖТ 07-2003 Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Требования к экспертам, их подготовке и порядку аккредитации П ССФЖТ 31/ПМГ 40-2003 Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок сертификации технических средств железнодорожного транспорта

П ССФЖТ 45/ИСО 9001-2003 Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Системы менеджмента качества. Требования ОК 002-93 Общероссийский классификатор услуг населению ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции.

3    Определения

В настоящих правилах использованы термины по ГОСТ Р ИСО 14050, а также следующие термины с соответствующими определениями:

5

Страница 6

3.1. элементы системы экологического менеджмента: Составные части СЭМ, требования к которым определены пунктами ГОСТ Р ИСО 14001, далее неделимыми на подпункты, имеющие цифровое обозначение (перечень элементов приведен в Приложении А).

Примечание - Данное определение приводится для целей сертификации СЭМ.

3.2    сертификация системы экологического менеджмента: Процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что система экологического менеджмента соответствует установленным требования ГОСТ Р ИСО 14001 или иных документов, определенных заявителем.

3.3    заявитель: Организация, обратившаяся в PC ФЖТ с заявкой о проведении работ по сертификации СЭМ.

Примечание: заявителем может быть проверяемая организация или любая друга организация, имеющая право заказать проверку согласно регламенту или контракту.

П первом случае при положительных результатах проверки сертификат соответствия будет выдан заявителю, во втором - проверяемой организации, а заявителю направлен подробный отчет о результатах проверки с выводами.

3.4    проверка (аудит): Систематический, независимый и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных для определения соответствия или несоответствия СЭМ, принятой в организации, критериям проверки (аудита) такой системы, а также сообщение заявителю результатов, полученных в ходе этого процесса.

Примечания

1.    Внутренние проверки (аудиты) [проверки (аудиты) первой стороны] проводит обыч но сама организация или другие лица от ее имени с сообщением руководству организации результатов проверки.

2.    Внешние проверки (аудиты) обычно называют проверками (аудитами) второй стороны или проверками (аудитами) третьей стороны.

Проверки (аудиты) второй стороны проводят стороны, заинтересованные в деятельности организации, например потребители или другие лица от их имени.

Проверки (аудиты) третьей стороны проводят внешние независимые организации. Эти

Страница 7

П ССФЖТ 54-2004

организации проводят сертификацию, например, СЭМ на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 14001 или СМК на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001.

3.    Если СЭМ и СМК одновременно подвергаются проверке (аудиту), то это называют комплексной проверкой (аудитом).

4.    Если две или несколько организаций проводят совместно проверку (аудит) проверяемой организации (заявителя), то это называют совместной проверкой (аудитом).

3.5    проверяемая организация: Организация, подвергающаяся проверке (аудиту).

3.6    область проверки (аудита): Содержание и границы проверки (аудита), определяемые программой проверки.

Примечание - Область проверки (аудита) обычно включает описание места расположения объектов организации, деятельности и процессов, а также охватываемый период времени.

3.7    программа проверки (аудита): Совокупность одной или нескольких проверок (аудитов), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.

3.8    план проверки (аудита): Описание деятельности и условий проведения проверки (аудита).

3.9    критерии проверки (аудита) СЭМ: Политика, методы, процедуры или требования, например содержащиеся в ГОСТ Р 14001, и, если уместно, любые дополнительные требования к СЭМ, с которыми эксперт сравнивает собранные данные о СЭМ в данной организации.

Примечание - Требования могут включать, но не ограничиваться этим, стандарты, руководящие указания, специальные требования организации, а также требования законодательных актов или регламентов.

3.10    свидетельство проверки (аудиторские данные): Записи, изложение фактов или другой информации, сопоставляемые с критериями проверки (аудита), которые могут быть перепроверены.

Примечание - Свидетельство проверки (аудита) может быть в качественном или количественном выражении.

Свидетельства проверки обычно основываются на опросах, изучении документов, наблюдении за деятельностью и условиями, на имеющихся результатах измерений и испытаний

7

Страница 8

или на других средствах в объеме проверки.

3.11    выводы проверки (аудита): Результаты сопоставления свидетельства проверки (аудита) с критериями проверки (аудита).

Примечание - Выводы проверки (аудита) могут указывать на соответствие или несоответствие критериям проверки (аудита) или на возможности улучшения.

Выводы проверки составляют основу комплексного заключения.

3.12    эксперт по сертификации СЭМ: Специалист, получивший в ССФЖТ или иной признаваемой в ССФЖТ системе сертификации/аттестат аккредитации или сертификат компетентности на право проведения проверки (аудита) СЭМ.

3.13    группа проверки: Один или несколько экспертов, уполномоченных на проведение конкретной проверки (аудита).

Примечания

1.    Одного из экспертов назначают главным экспертом.

2.    Главный эксперт должен иметь опьгг участия не менее чем в трех полных (не менее 15 дней) проверках (аудитах) в качестве эксперта и обладать навыками, необходимыми для эффективного руководства группой проверки в ходе проверки (аудита).

3.14    технический эксперт: Лицо, которое предоставляет группе проверки свои знания или опыт по специальному вопросу, но не участвует в работе группы как эксперт по сертификации СЭМ.

Примечания

1.    Знания или опыт по специальному вопросу включают знания или опыт применительно к организации, процессу или деятельности, подвергаемой проверке (аудиту), а также знания языка или аспектов культуры страны, где проводится проверка (аудит).

2.    Технический эксперт не имеет полномочий эксперта в группе проверки.

3.15    компетентность: Демонстрируемые личные качества и способность

д

применять свои знания и навыки (умение).

3.16    соответствие: Выполнение установленного требования.

Примечание - Установленным требованием в стандарте ГОСТ Р ИСО 14001 является любая норма, введенная модальным глаголом «должен».

3.17    несоответствие: Невыполнение установленного требования.

Примечание - Невыполнением установленного требования является отсутствие

этого требования в документах СЭМ и/или отсутствие его реализации при функционировании

СЭМ.

6

Страница 9

П ССФЖТ 54-2004

3.18    значительное несоответствие (категория 1): Несоответствие СЭМ, которое с большой вероятностью может повлечь отрицательное воздействие на окружающую среду в результате деятельности проверяемой организации.

Примечание -К значительным несоответствиям может быть отнесено отсутствие элемента или совокупности элементов СЭМ и/или отсутствие их результативного функционирования.

3.19    малозначительное несоответствие (категория 2): Отдельное несистематическое упущение, ошибка, недочет в функционировании СЭМ или в документации, которые могут привести к снижению результативности функционирования элемента (совокупности элементов) СЭМ или к снижению экологической эффективности СЭМ.

Примечание - К малозначительным несоответствиям СЭМ может быть отнесено несоблюдение единичного требования к СЭМ.

3.20    область сертификации: Область распространения СЭМ организации, определяемая ее структурой и экологическими аспектами деятельности организации, ее продукции или услуг.

3.21    экологический аспект: Элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.

Примечание — Важным является тот экологический аспект, который оказывает или может оказать существенное воздействие на окружающую среду.

3.22    воздействие на окружающую среду: Любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг.

3.23    экологическая политика: Заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей.

3.24    экологическая эффективность СЭМ: Измеряемые результаты СЭМ, связанные с контролированием организацией экологических аспектов, основанных на ее экологической политике, а также на целевых и плановых экологиче-

9

ских показателях.

Страница 10

3.25    целевой экологический показатель: Общий целевой показатель состояния окружающей среды, выражаемый количественно там, где это реально, и вытекающий из экологической политики, который организация стремится достичь.

3.26    плановый экологический показатель: Детализированное установленное требование в отношении эффективности, выраженное количественно там, где это реально, предъявляемое к организации или ее частям, которое вытекает из целевых экологических показателей и должно быть выполнено для того, чтобы достичь целевых показателей.

3.27    предотвращение загрязнения окружающей среды: Использование процессов, практических методов, материалов или продукции, которые позволяют избегать загрязнения, уменьшать его или бороться с ним, а также могут

включать рециклинг, очистку, изменения процесса, механизмы управления, эф-

\

фективное использование ресурсов и замену материала.

3.28    окружающая среда: Внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека и их взаимодействие.

4 Общие положения

4.1 Основными целями проведения сертификации СЭМ являются:

оценка степени соответствия СЭМ проверяемой организации критериям проверки (аудита);

подтверждение заявленных организацией возможностей эффективно контролировать экологические аспекты своей деятельности, продукции или услуг с учетом своей экологической политики, целевых и плановых экологических показателей;

идентификация области для потенциального улучшения СЭМ проверяемой организации;

оценка СЭМ в организации, у которой есть намерения установить контрактные отношения, например с потенциальным поставщиком или партнером;

создание уверенности у потребителей продукции (услуг), органов государ-

Страница 11

П ССФЖТ 54-2004

ственной власти и общества в целом в возможности организации должным образом обеспечивать предотвращение загрязнения окружающей среды характером своей деятельности.

4.2    Область сертификации определяет заявитель.

4.3    Основными условиями проведения сертификации СЭМ являются:

подача заявки на сертификацию;

наличие документированной СЭМ и доказательных документов, подтверждающих внедрение СЭМ; и ее функционирование в течение не менее шести месяцев;

наличие доказательных документов о соответствии СЭМ требованиям нормативных документов.

4.4    Работы по сертификации СЭМ проводят аккредитованный в установленном порядке PC ФЖТ и аттестованные эксперты ССФЖТ по сертификации СЭМ.

4.5    При сертификации СЭМ организаций, имеющих несколько производственных площадок (филиалов), проверка проводится как в центральной организации, так и на всех производственных площадках. В случае, если на всех производственных площадках осуществляется одна и та же производственная деятельность, допускается проводить проверку на представительной выборке производственных площадок. Остальные производственные площадки должны быть проверены при инспекционном контроле в течение срока действия сертификата соответствия СЭМ.

Сертификат соответствия выдается центральной организации с указанием в нем производственных площадок, на которые распространяется его действие.

4.6    Оценка соответствия СЭМ установленным требованиям носит вероятностный характер в силу выборочного характера свидетельств проверки (аудита).

4.7    Если сертификация СЭМ предусмотрена в международной системе сертификации, ее проводят по правилам этой системы.

11

Страница 12

П ССФЖТ 54-2004

5 Основные принципы организации работ по сертификации

СЭМ

Основными принципами организации работ по сертификации СЭМ являются: добровольность;

бездискриминационный доступ заявителей к участию в процессе сертификации;

объективность оценок; воспроизводимость результатов оценок; конфиденциальность информации; информативность;

проверка выполнения экологических требований, предъявляемых к продукции (услуге) в законодательно регулируемой сфере;

достоверность доказательств со стороны проверяемой организации о соответствии СЭМ требованиям нормативных документов.

5.1    Добровольность

Сертификацию осуществляют только по инициативе заявителя при наличии от него письменной заявки (если иное не предусмотрено законодательством).

5.2    Бездискриминационный доступ к участию в процессе сертификации

К сертификации в ССФЖТ допускаются все организации, подавшие заявку на сертификацию и признающие принципы, требования и правила, установленные в ССФЖТ.

Исключается любая дискриминация заявителя и любого участника процесса сертификации.

5.3    Объективность оценок Объективность оценок обеспечивается:

независимостью PC ФЖТ и привлекаемых им к работе экспертов от заявителя, проверяемой организации или других сторон, заинтересованных в результатах оценки и сертификации;

полнотой состава группы проверки;

Примечание — В совокупности группа проверки должна обладать знаниями нор-

Страница 13

П ССФЖТ 54-2004

мативных документов на СЭМ5 техники проверки, а также экологических аспектов деятельности организации, особенностей производстоа продукции (предоставления услуг) и экологических требований документов к производимой продукции (оказываемой услуге). В составе группы проверки должен быть технический эксперт по экологии (аудитор-эколог) проверяемого вида экономической деятельности. При необходимости в состав группы проверки могут быть включены технические эксперты по метрологии, испытаниям, экономике и др;

компетентностью экспертов, проводящих сертификацию (эксперт должен быть аккредитован на право проведения сертификации СЭМ и зарегистрирован в Государственном Реестре ССФЖТ).

5.4    Воспроизводимость результатов оценок

Воспроизводимость результатов оценок обеспечивают:

применением при проведении проверок СЭМ правил и процедур, основанных на единых требованиях;

проведением оценок на основе фактических данных; документальным оформлением результатов оценок и сертификации; четкой организацией системы учета и хранения документации в PC ФЖТ.

5.5    Конфиденциальность информации

PC ФЖТ, его эксперты и все привлекаемые к участию в работе группы проверки специалисты должны соблюдать конфиденциальность всей информации об организации, полученной на всех этапах сертификации, а также выводов, характеризующих состояние СЭМ и соответствие персонала установленным требованиям.

Конфиденциальность информации обеспечивают:

для штатного персонала PC ФЖТ - установлением требований конфиденциальности в приказах руководителя PC ФЖТ, должностных инструкциях, подписанием соответствующих деклараций о соблюдении установленных в ССФЖТ требований;

для привлекаемого персонала к работам по сертификации - установлением требований конфиденциальности в договорах, заключаемых между PC ФЖТ и привлекаемыми участниками, подписанием соответствующих деклараций о соблюдении установленных в ССФЖТ требований.

Страница 14

Примечание — Условие конфиденциальности информации не распространяется на те случаи, когда продукция (услуги), производимая предприятием, а также условия производства могут угрожать экологической безопасности.

5.6    Информативность

В ССФЖТ должна обеспечиваться публикация официальной информации о сертифицированных СЭМ организаций. Кроме того, в оперативных источниках информации должна публиковаться текущая информация о выданных и аннулированных сертификатах на СЭМ организаций.

Официальным источником информации о сертифицированных СЭМ организаций является Государственный Реестр ССФЖТ.

5.7    Достоверность доказательств со стороны заявителя о соответствии СЭМ требованиям нормативных документов

При сертификации СЭМ оценивают достоверность доказательств заявителя о выполнении требований ГОСТ Р ИСО 14001.

6. Объекты проверки (аудита)

6.1.    Объекты проверки (аудита) при сертификации СЭМ

При сертификации СЭМ объектами проверки (аудита) являются:

область сертификации СЭМ;

соответствие выпускаемой продукции или предоставляемых услуг экологическим требованиям;

полнота и точность отражения требований ГОСТ Р ИСО 14001 в документах СЭМ;

процессы СЭМ, связанные с важными экологическими аспектами;

функционирование СЭМ в отношении фактического выполнения требований документов СЭМ организации.

6.2.    Проверка области сертификации СЭМ

При проверке области сертификации СЭМ анализируют область, определенную в заявке на сертификацию СЭМ. Проверяют, все ли связанные с важными экологическими аспектами операции и виды деятельности, указанные в заявке,

14

Страница 15

П ССФЖТ 54-2004

подпадают под действие СЭМ.

Проверка и анализ области сертификации СЭМ может осуществляться на протяжении всего процесса сертификации.

6.3. Проверка соответствия выпускаемой продукции или предоставляемых услуг экологическим требованиям

Соответствие продукции (услуг) установленным экологическим требованиям оценивают на основе:

данных о требованиях, относящихся к продукции (услугам), которые организация должна выполнять согласно законодательству Российской Федерации в области экологии;

данных о качестве продукции (услуг), полученных от государственных надзорных организаций, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор в области экологической безопасности;

данных мониторинга и измерений экологических показателей продукции на стадиях ее жизненного цикла.

Примечания

1.    Сертификация СЭМ не предусматривает специально запланированных испытаний, анализов или измерений экологических показателей продукции (услуг). Если у членов группы

проверки возникают сомнения (на основании поступивших данных) в несоответствии эколо-

V

гических показателен продукции (услуг) или достоверности проводимых испытании, эксперты могут участвовать в испытаниях продукции (услуг), проводимых проверяемой организацией.

2.    Если в соответствии с законодательством Российской Федерации применительно к продукции (услуге) предъявляют обязательные для соблюдения экологические требования, установленные техническими регламентами или другими нормативными документами, то при сертификации СЭМ проверяют возможность системы контроля качества и испытаний продукции (услуг) обеспечивать соблюдение этих требований.

6.4 Проверка полноты и точности отражения требований ГОСТ Р ИСО 14001 в документах СЭМ

6.4.1 Состав документов СЭМ должен соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 14001. Степень детализации должна быть достаточной для описания основных элементов СЭМ и их взаимодействия, а также для указания пути получения бо-

15

Страница 16

лее подробной информации о функционировании отдельных частей СЭМ. Эта документация может быть объединена с документацией других систем менеджмента организации. Она необязательно должна быть в виде самостоятельного руководства.

К смежной документации можно отнести:

а)    информацию об операции;

б)    организационные схемы;

в)    внутренние стандарты, инструкции и рабочие процедуры

г)    планы на случай аварийной ситуации на месте.

При проверке содержания документации анализируют, все ли требования ГОСТ Р ИСО 14001 к документации учтены в СЭМ.

6.4.2    PC ФЖТ должен проверять соответствие экологической политики (4.2) целевых и плановых экологических показателей (4.3.3.) требованиям законодательных актов и других требований, а также требованиям ГОСТ Р ИСО 14001. Целевые показатели должны быть конкретными, а плановые показатели измеряемыми.

6.4.3    PC ФЖТ проверяет программу(ы) управления окружающей средой на соответствие ГОСТ Р ИСО 14001, пункт 4.3.4, учитывая при этом, что указанный документ содержит минимально необходимый объем требований к программе управления окружающей средой.

Фактические объем, структуру и содержание программы управления окружающей средой определяет организация.

Примечание - Разработка и применение одной или нескольких программ является ключевым элементом для успешной реализации СЭМ. Объем, структура и содержание зависят от размера и специфики деятельности организации. Программа может быть разделена на несколько частей, каждая из которых охватывает конкретный элемент деятельности организации. Где это выполнимо, в программу могут быть включены процессы жизненного цикла продукции.

6.4.4    Проверяют наличие следующих обязательных документированных процедур и соответствие их требованиям ГОСТ Р ИСО 14001:

идентификация экологических аспектов деятельности организации, ее про-

16

Страница 17

П ССФЖТ 54-2004

дукции или услуг, которые она может контролировать и на которые она может влиять (4.3.1);

идентификация требований законодательных актов и получения доступа к тем требованиям, с которыми организация соглашается и которые применяются к экологическим аспеетам ее деятельности, продукции или услуг; обучение, осведомленность и компетентность (4.4.2); внутренняя и внешняя связь (4.4.3); управление документацией (4.4.5); управление операциями (4.4.6);

подготовленность к возникновению катастроф и аварийных ситуаций и реагирование на них (4.4.7);

мониторинг и измерения основных характеристик своих операций и видов деятельности (4.5.1);

несоответствие и корректирующие и предупреждающие действия (4.5.2); идентификация, ведение и размещение зарегистрированных данных об окружающей среде (4.5.3);

внутренние проверки (аудиты) СЭМ (4.5.4);

Примечание - Приведенный перечень документированных процедур является минимально необходимым. Допустимо объединять процедуры по нескольким видам деятельности в один документ. Организация может разработать дополнительные процедуры и документы, необходимые для обеспечения эффективного планирования, реализации процессов и управления ими.

6.4.5. Проверке подлежат записи, требуемые ГОСТ Р ИСО 14001, в том

числе:

а)    анализ СЭМ со стороны руководства (4.6);

б)    образование, подготовка, навыки и опыт персонала (4.4.2);

в)    получение надлежащих сообщений от внешних заинтересованных сторон и внутреннее оповещение (4.4.3);

г)    результаты анализа подготовленности к аварийным ситуациям и реагирования на них ( на базе реально возникшей катастрофы или аварийной ситуации либо проводившихся учений) (4.4.7);

11

Страница 18

д)    информация по результатам мониторинга и измерений основных характеристик своих операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду (4.5.1);

е)    свидетельства соответствия целевым и плановым экологическим показателям организации (4.5.1);

ж)    данные оперативного контроля (периодических испытаний) за соответствием экологических показателей процессов жизненного цикла продукции (услуги), производимой продукции или оказываемой услуги (4.5.1);

и)    регистрация метрологической базы, используемой для аттестации, калибровки или поверки устройств для контроля и измерений (4.5.1);

к)    данные о плановой и фактической периодической поверке, калибровке средств контроля и измерений (4.5.1);

л)    данные о соответствии деятельности организации действующему природоохранному законодательству (4.5.1);

м)    данные о выявленных несоответствиях (4.5.2);

н)    результаты изучения, анализа и последующие корректирующие действия по выявленным несоответствиям (4.5.2);

п)    планирование и проведение внутренних проверок (аудитов) (4.5.4);

р)    регистрация правомочности предыдущих результатов измерения, если обнаружено, что оборудование не соответствует требованиям (4.5.2);

с)    результаты корректирующих действий (4.5.2);

т)    результаты предупреждающих действий (4.5.2);

ч) соответствие показателей операций установленным рабочим критериям (4.4.6);

Примечание - PC ФЖТ должен учитывать, что организации могут разрабатывать и применять дополнительно другие записи, необходимые для регистрации функционирования процессов СЭМ и соответствия экологической безопасности продукции (услуг).

6.5 Проверка процессов СЭМ, связанных с важными экологическими аспектами

Проверяют идентифицированные организацией процессы, которые связаны с

Страница 19

П ССФЖТ 54-2004

идентифицированными важными экологическими аспектами, их согласование с ее политикой, целевыми и плановыми экологическими показателями, взаимодействие и менеджмент процессов в соответствии с программой проверки (аудита). При проверке используют определенные организацией критерии результативности и эффективности процессов СЭМ.

6.6. Проверка соответствия функционирования СЭМ в отношении фактического выполнения требований документов СЭМ организации

PC ФЖТ должен проверить и оценить идентифицированные организацией операции СЭМ и представленные объективные свидетельства их результативности.

Объективные свидетельства могут быть получены из следующих источников информации:

интервью с работниками проверяемой организации;

собственные наблюдения экспертов за деятельностью персонала, функционированием процессов, условиями труда и состоянием рабочих мест; данные обратной связи от потребителей;

данные государственных надзорных служб о деятельности предприятия в области экологии;

данные государственных надзорных служб об экологических показателях производимой продукции или оказываемой услуги;

документы СЭМ регламентирующего характера, такие как экологическая политика и программа(ы) управления окружающей средой, стандарты (процедуры) организации, регламенты, положения, инструкции, внешняя правовая, нормативная и техническая документация, договоры, контракты и др.;

документы, содержащие данные (записи) об операциях, такие как акты (отчеты) по внутренним проверкам (аудитам), отчеты об анализе со стороны руководства, протоколы испытаний продукции, решения совещаний по проблемам экологии, информация по результатам мониторинга и измерений основных характеристик своих операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду, рабочие журналы, заполненные ведомости,

19

Страница 20

П ССФЖТ 54-2004

формы, бланки и др.;

данные обзоров, анализов результативности функционирования СЭМ;

результаты оценки и рейтинги поставщиков.

Информация, полученная из указанных источников, должна быть проверена на объективность, непротиворечивость и адекватность.

7 Участники проверки

7.1    Участниками проверки являются:

заявитель;

PC ФЖТ, аккредитованный в качестве органа по сертификации СЭМ;

эксперты по сертификации СЭМ;

технические эксперты.

7.2    Проверку СЭМ осуществляет группа проверки. Количественный состав и квалификация специалистов зависят от масштабов проверяемой организации или других условий (например, сложности технологических процессов, потенциальной опасности для экологии продукции и процессов ее производства, базового образования экспертов и т. п.).

Главного эксперта - руководителя группы проверки назначает руководитель PC ФЖТ или его заместитель.

Главный эксперт формирует группу проверки, в которую, кроме экспертов по сертификации СЭМ, могут быть включены эксперты органа по сертификации однородной продукции, экологическую безопасность которой обеспечивает сертифицируемая СЭМ, кандидаты в эксперты по сертификации СЭМ, технические эксперты, специалисты в области метрологии, испытаний.

Примечания

1    PC ФЖТ по заявлению проверяемой организации должен заменить конкретного члена группы проверки по обоснованным мотивам (конфликт интересов, неэтичное поведение при предыдущей проверке и т.п.). Окончательное решение должно бьггь принято до начала проверки на месте.

2    Технические эксперты и стажеры при формировании выводов (наблюдений) проверки (аудита) имеют право только совещательного голоса.

20