Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
300.00 ₽

Купить Письмо ТЗ/18930-3-3 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

  Скачать PDF

Письмо Федеральной службы по труду и занятости
от 21 августа 2015 г. № ТЗ/18930-3-3

Вопрос: При установлении гарантий и компенсаций, определенных статьями 97, 117, 147 Трудового Кодекса РФ, должны учитываться положения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", согласно которым при реализации компенсационных мер, установленных новой редакцией ТК РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены, по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу данного закона, при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для их назначения.

Прошу проинформировать о порядке применения действующего законодательства в следующих ситуациях:

1) в случае, если у работников по результатам проведенной специальной оценки рабочих мест в 2015 году изменился класс условий труда (ранее по результатам аттестации рабочих мест был 3.1.) на 2 класс, при этом не изменились фактические условия труда, а причиной изменения класса условий труда стало исключение из исследования (измерения) такого фактора производственной среды и трудового процесса как естественное освещение согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. № 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению", подлежат ли отмене гарантии и компенсации на основании изменения класса условий труда?

2) в случае, если у работников по результатам проведенной специальной оценки рабочих мест в 2015 году изменился класс условий труда (ранее по результатам аттестации рабочих мест был 3.1. по фактору "освещенность рабочего места" из-за отсутствия естественного освещения) на 2 класс и при этом изменились фактические условия труда только в части улучшения искусственного освещения, подлежат ли отмене гарантии и компенсации на основании изменения класса условий труда?

3) Является ли изменение класса условий труда по результатам проведения специальной оценки условий труда без фактического изменения факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих исследованию, основанием для отмены ранее предоставляемых гарантий и компенсаций (причиной изменения класса условий труда стало исключение из исследования (измерения) некоторых факторов производственной среды и трудового процесса)?

Ответ: Федеральной службой по труду и занятости в пределах компетенции рассмотрено письмо от 21 июля 2015 г. № 02-ОТ, по результатам рассмотрения сообщаем следующее.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон № 421-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса).

При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 01.01.2014 должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

До вступления в силу Федеральных законов № 426-ФЗ и № 421-ФЗ гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании результатов аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870 (признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 726).

При этом переходными положениями статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Если по результатам проведения специальной оценки условий труда на ряде рабочих мест произошло уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда, то работодатель имеет право на изменение уровня предоставляемых гарантий и компенсаций работникам, занятым на данных рабочих местах, в соответствии с действующим законодательством.

В случаях, когда по результатам проведения специальной оценки условий труда итоговый класс (подкласс) условий труда сохраняется, гарантии и компенсации работникам, работающим на таких рабочих местах должны предоставляться в прежнем объеме, установленном по результатам предыдущей аттестации рабочих мест.

Во всех указанных в вашем письме случаях усматривается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда до 2 (допустимый). В соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.

Дополнительно сообщаем, что реализация этого права работодателем возможна только с учетом применения статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку имеет место изменение существенных условий трудового договора по инициативе работодателя, а именно: условий труда на рабочем месте, объема гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник работает в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. Таким образом, полагаем, что применение льгот и компенсаций по результатам специальной оценки условий труда возможно по истечении срока, предусмотренного статьей 74 Трудового кодекса Российской Федерации.

За дополнительными разъяснениями можете обратиться в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

 

Заместитель начальника Управления

государственного надзора в сфере труда

Л.В. Коваль