Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

52 страницы

499.00 ₽

Купить ПР 50.1.008-2013 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают порядок организации и проведения работ по международной стандартизации в Российской Федерации для выполнения следующих задач: – содействие конкурентоспособности отечественной промышленности на мировом рынке; – координация работ по международной стандартизации в Российской Федерации; – мониторинг выполнения обязательств Российской Федерации, связанных с членством в международных организациях по стандартизации, в том числе контроль соблюдения сроков голосования, представления позиции по проектам международных стандартов ИСО и МЭК, активности российских специалистов, включенных в международные ТК/ПК/РГ и другие структуры, обеспечивающие разработку международных стандартов; – обеспечение участия российских технических комитетов по стандартизации и специалистов в работе по международной стандартизации; – поддержка деятельности секретариатов технических комитетов и подкомитетов ИСО и МЭК, находящихся в ведении Российской Федерации; – подготовка и проведение в Российской Федерации заседаний технических комитетов международных организаций по стандартизации; – участие в международных заседаниях технических органов по стандартизации; – организация проведения работ в целях принятия национальных стандартов Российской Федерации в качестве международных и межгосударственных стандартов.

 Скачать PDF

Отменен, с 01.12.2017 действует ГОСТ Р 57564-2017

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения и сокращения

4 Взаимодействие национального органа по стандартизации с международными организациями по стандартизации

     4.1 Общие положения

     4.2 Определение позиции Российской Федерации при создании нового международного технического комитета/подкомитета ИСО или МЭК

     4.3 Определение статуса в действующем международном техническом комитете/подкомитете ИСО или МЭК

     4.4 Участие в работе технических комитетов и подкомитетов ИСО и МЭК

5 Предложение Российской Федерацией новой области деятельности (технического комитета, подкомитета или проектного комитета) в ИСО или МЭК

6 Участие российских технических комитетов по стандартизации в разработке проектов публикаций ИСО и МЭК

7 Стадии разработки и порядок представления позиции (голосования) по проектам стандартов ИСО

     7.1 Общие положения

     7.2 Стадии разработки и порядок представления позиции по проектам стандартов ИСО

8 Стадии разработки и порядок представления позиции (голосования) по проектам стандартов МЭК

     8.1 Общие положения

     8.2 Стадии разработки публикаций и порядок представления позиции по проектам стандартов МЭК

9 Порядок разработки и представления отзывов по документам ИСО и МЭК других типов

     9.1 Общие положения

     9.2 Технические требования (Technical Specifications TS)

     9.3 Общедоступные технические требования (Public Available Specifications PAS)

     9.4 Технические отчеты (Technical Reports, TR)

     9.5 Оценка тенденций развития технологий (Technology Trend Assessment, TTA)

     9.6 Промышленное техническое соглашение (Industry Technical Assessment, IТА)

     9.7 Соглашение международного семинара (International Workshop Agreement, IWA)

     9.8 Руководства (Guide, Guidance)

10 Ускоренная процедура принятия стандартов ИСО и МЭК

11 Апелляции на решения технических органов ИСО и МЭК

12 Ведение секретариатов технических комитетов и подкомитетов ИСО и МЭК

     12.1 Общие положения

     12.2 Условия принятия обязанностей по ведению международного секретариата

     12.3 Требования к секретарю международного технического комитета или подкомитета

     12.4 Обязанности секретариата технического комитета, подкомитета или проектного комитета ИСО или МЭК

     12.5 Организационно-техническая и информационная поддержка деятельности секретариатов технических комитетов, подкомитетов и проектных комитетов ИСО и МЭК

     12.6 Контроль работы секретариата технического комитета или подкомитета ИСО или МЭК, находящегося в ведении Российской Федерации

     12.7 Отказ от ведения секретариата международного технического комитета или подкомитета ИСО или МЭК

13 Исполнительные органы Российского комитета — члена ИСО и Российского национального комитета по участию в МЭК

     13.1 Общие положения

     13.2 Цели исполнительных органов

14 Секретариат Российского комитета — члена ИСО (Секретариат РосИСО)

     14.1 Общие положения

     14.2 Цели и задачи Секретариата РосИСО

     14.3 Взаимодействие Секретариата РосИСО с техническими комитетами/подкомитетами, Центральным секретариатом ИСО и национальными органами по стандартизации зарубежных стран

     14.4 Взаимодействие с российскими техническими комитетами по стандартизации

     14.5 Включение российских специалистов в ТК/ПК/РГ и другие структуры технических комитетов и подкомитетов ИСО

     14.6 Исключение российских специалистов из состава ТК/ПК/РГ и других структур технических комитетов и подкомитетов ИСО

15 Секретариат Российского национального комитета по участию в МЭК (Секретариат РосМЭК)

     15.1 Общие положения

     15.2 Цели и задачи Секретариата РосМЭК

     15.3 Взаимодействие Секретариата РосМЭК с техническими комитетами/подкомитетами, Центральным Бюро МЭК и национальными органами по стандартизации зарубежных стран

     15.4 Взаимодействие с российскими техническими комитетами по стандартизации

     15.5 Взаимодействие с российскими комиссиями экспертов (РКЭ) технических комитетов МЭК

     15.6 Включение российских специалистов в состав ТК/ПК/РГ и другие структуры технических комитетов и подкомитетов МЭК

     15.7 Исключение российских специалистов из состава ТК/ПК/РГ и других структур технических комитетов и подкомитетов МЭК

16 Порядок отчетности Секретариата РосМЭК перед Национальным комитетом по участию в МЭК и Секретариата РосИСО перед Российским комитетом — членом ИСО

17 Информационная и научно-методическая деятельность Секретариата Российского комитета- члена ИСО и Секретариата Российского национального комитета по участию в МЭК

18 Организация и проведение заседаний ТК/ПК ИСО и МЭК в Российской Федерации

     18.1 Приглашение и подготовка общей информации

     18.2 Общие организационные вопросы

Приложение А (обязательное) Предложение Российской Федерацией новой области деятельности в ИСО или МЭК

Приложение Б (обязательное) Стадии разработки стандартов ИСО и их коды

Приложение В (обязательное) Стадии разработки стандартов МЭК и их коды

Приложение Г (обязательное) Упрощенная схема разработки публикаций ИСО и МЭК

Приложение Д (обязательное) Единая форма представления замечаний по проектам публикаций ИСО и МЭК

 
Дата введения01.01.2014
Добавлен в базу01.10.2014
Завершение срока действия01.12.2017
Актуализация01.01.2019

Этот документ находится в:

Организации:

22.11.2013УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1974-ст
ИзданСтандартинформ2014 г.
РазработанФГУП ВНИИНМАШ

Organization and implementation of work on international standardization in Russian Federation

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ



П О


ПРАВИЛА

СТАНДАРТИЗАЦИИ


ПР

50.1.008—

2013


ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Издание официальное


Москва

Стандартинформ

2014


Предисловие

1    РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)

2    ВНЕСЕНЫ Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3    УТВЕРЖДЕНЫ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. №1974-ст

4    ВЗАМЕН ПР 50.1.008—2009

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящих правил, изменениях и поправках, а также тексты изменений и поправок к ним публикуются в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты»

© Стандартинформ, 2014

Настоящие Правила не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

водящее бюро или Бюро по управлению стандартизацией о статусе Российской Федерации в качестве полноправного члена в создающемся проектном комитете. Если эксперт не предлагается, но дальнейшая работа над темой поддерживается, то Российская Федерация заявляет о своем статусе наблюдателя, используя ту же процедуру.

4.3    Определение статуса в действующем международном техническом

комитете/подкомитете ИСО или МЭК

Если в Российской Федерации функционирует российский технических комитет по стандартизации, область деятельности которого полностью или частично отражает область деятельности международного технического комитета/подкомитета, то российский технический комитет по стандартизации может принять решение об участии в его работе. Решение о статусе Российской Федерации в качестве полноправного члена или наблюдателя в международном техническом комитете/подкомитете должно быть принято на заседании российского технического комитета по стандартизации и заносится в протокол.

Секретарь российского технического комитета по стандартизации направляет в Секретариат РосИСО или в Секретариат РосМЭК письмо с информацией о выбранной форме участия в соответствующем международном техническом комитете/подкомитете (полноправный член или наблюдатель).

На основании данного сообщения Секретариат РосИСО или Секретариат РосМЭК по согласованию с Российским комитетом — членом ИСО или Российским национальным комитетом по участию в МЭК и от его имени посылает уведомление в секретариат соответствующего технического комитета/подкомитета ИСО или МЭК и одновременно в офис соответствующей международной организации (Центральный секретариат ИСО или Центральное бюро МЭК) о статусе Российской Федерации в данном международном комитете.

Российский технический комитет по стандартизации, принявший решение о статусе РФ в качестве полноправного члена или наблюдателя в международном техническом комитете/подкомитете, должен выполнять все обязательства, связанные с выбранным статусом участия в работе по международной стандартизации.

В уведомлении в адрес секретариата технического комитета/подкомитета ИСО указывают администратора ГОСТ Р (сотрудника Секретариата РосИСО) в качестве контактного лица и адрес его электронной почты.

Уведомление в адрес секретариата технического комитета/подкомитета МЭК направляет Секретариат РосМЭК, а в качестве контактного лица выступает Секретарь РосМЭК.

Примечание — Процедуры технической работы МЭК (в отличие от ИСО) требуют, чтобы связь российских ТК со всеми техническими комитетами/подкомитетами МЭК велась через секретариат национального комитета.

Для подкомитетов JTC 1 процедура — аналогичная.

4.4    Участие в работе технических комитетов и подкомитетов ИСО и МЭК

Национальный орган по стандартизации имеет право участвовать в работе всех технических комитетов и подкомитетов ИСО и МЭК. При этом национальный орган по стандартизации должен проинформировать Центральный секретариат ИСО или Центральное бюро МЭК по каждому международному техническому комитету или подкомитету о своей заинтересованности в соответствующем направлении технической работы и статусе в каждом международном техническом комитете/подкомитете.

Национальный орган по стандартизации может не участвовать в работе какого-либо международного технического комитета или подкомитета, в этом случае он не будет иметь ни прав, ни обязанностей, указанных выше в связи с работой этого комитета или подкомитета.

Национальный орган по стандартизации несет ответственность за эффективную и своевременную организацию участия Российской Федерации в работе международных технических комитетов или подкомитетов с учетом национальных интересов.

Национальный орган по стандартизации может быть членом подкомитета, являясь полноправным членом или наблюдателем соответствующего комитета. Имея статус наблюдателя в международном техническом комитете, национальный орган по стандартизации может получить статус полноправного члена в международном подкомитете, не изменяя своего статуса в соответствующем международном техническом комитете.

Примечание — Членство в международном техническом комитете автоматически не предполагает членства в его подкомитете; требуется уведомление о предполагаемом статусе со стороны любого заинтересованного члена международного технического комитета.

ПР 50.1.008—2013

4.4.1    Статус полноправного члена в техническом комитете/подкомитете ИСО или МЭК.

Если национальный орган по стандартизации собирается активно участвовать в работе, обязуясь голосовать по всем вопросам, официально представленным на голосование в рамках международного технического комитета или подкомитета, по проектам, рассылаемым на голосование, и по окончательным проектам международных стандартов, и участвовать в заседаниях с правом голоса, то он сообщает в Центральный секретариат ИСО или Центральное бюро МЭК о своем намерении участвовать в работе технического комитета/подкомитета ИСО или МЭК в статусе полноправного члена. При этом национальный орган по стандартизации поручает выполнение обязательств полноправного члена соответствующему российскому техническому комитету согласно закрепленной тематике.

4.4.2    Статус наблюдателя в техническом комитете/подкомитете ИСО или МЭК

Если национальный орган по стандартизации собирается следить за разработкой документов в рамках соответствующего международного технического комитета/подкомитета в качестве наблюдателя, то он может получать документы этого международного технического комитета или подкомитета, иметь право представлять свою позицию по проектам документов и участвовать в его заседаниях в статусе наблюдателя без права включения своих экспертов в технические органы данного международного технического комитета/подкомитета. При этом национальный орган по стандартизации поручает выполнение обязательств наблюдателя соответствующему российскому техническому комитету согласно закрепленной тематике.

4.4.3    Изменение статуса в техническом комитете/подкомитете ИСО или МЭК

Национальный орган по стандартизации может в любое время стать полноправным членом

или наблюдателем или прекратить свое членство, или изменить свой членский статус в любом международном техническом комитете или подкомитете, сообщив об этом в Центральный секретариат ИСО или в Центральное бюро МЭК и в секретариат заинтересованного комитета/подкомитета.

В случае невыполнения обязательств, соответствующих статусу полноправного члена в конкретном техническом комитете или подкомитете ИСО или МЭК, секретариат международного технического комитета или подкомитета сообщает в Центральный секретариат ИСО или Центральное бюро МЭК следующие сведения:

-    отсутствие экспертов, участвующих в текущей работе технического комитета/подкомитета ИСО или МЭК;

-    постоянное отсутствие активности в работе со стороны полноправного члена и отсутствие вклада при личном участии на двух заседаниях подряд или путем переписки или

-    непринятие участия в голосовании по вопросам, разосланным на голосование в рамках международного технического комитета или подкомитета (например, предложения по новой работе).

При получении такого уведомления Центральный секретариат ИСО или Центральное бюро МЭК напоминает национальному органу по стандартизации о его обязанности в качестве полноправного члена принимать активное участие в работе международного технического комитета или подкомитета. При отсутствии удовлетворительного ответа на это напоминание национальному органу по стандартизации автоматически снижается статус до статуса наблюдателя. Национальный орган по стандартизации при указанном изменении его статуса может заявить о восстановлении своего статуса полноправного члена только по истечении 12 месяцев, и в данном случае эта просьба должна быть удовлетворена.

Если полноправный член международного технического комитета или подкомитета не проголосовал по проекту, разосланному на рассмотрение или по окончательному проекту международного стандарта, подготовленного соответствующим комитетом, Центральный секретариат ИСО или Центральное бюро МЭК напоминает национальному органу по стандартизации о его обязанности проголосовать. При отсутствии удовлетворительного ответа на это напоминание в установленный срок национальный орган по стандартизации должен будет автоматически изменить свой статус на статус члена-наблю-дателя. Национальный орган по стандартизации при указанном изменении его статуса может заявить о восстановлении своего статуса полноправного члена только по истечении 12 мес, и в данном случае эта просьба должна быть удовлетворена.

5 Предложение Российской Федерацией новой области деятельности (технического комитета, подкомитета или проектного комитета) в ИСО или МЭК

Окончательное решение о создании технического комитета, подкомитета или проектного комитета ИСО или МЭК принимает Техническое руководящее бюро ИСО или Бюро по управлению стандартизацией МЭК.

Предложение о создании нового технического комитета, подкомитета или проектного комитета ИСО или МЭК от имени Российской Федерации предлагает национальный орган по стандартизации и направляет его Генеральному секретарю ИСО или МЭК.

Предложение может быть направлено в национальный орган по стандартизации

-    российским техническим комитетом по стандартизации;

-    российской организацией, учреждением или предприятием, готовыми взять на себя обязательства по дальнейшей работе в рамках нового технического комитета, подкомитета или проектного комитета, в случае положительного решения Технического руководящего бюро ИСО или Бюро по управлению стандартизацией МЭК.

Предложение новой области деятельности представляется в национальный орган по стандартизации на русском и английском языках.

Решение предложить в ИСО или МЭК создать новый технический комитет, подкомитет или проектный комитет может принять сам национальный орган по стандартизации, делегировав право выполнять обязательства, связанные с работой нового технического комитета, подкомитета или проектного комитета ИСО или МЭК, существующему российскому техническому комитету или организации/учреж-дению/предприятию, давшими на это согласие.

Предложение новой области деятельности (технического комитета, подкомитета или проектного комитета) направляется на имя Генерального секретаря в Центральный секретариат ИСО или Центральное бюро МЭК по соответствующей форме (см. приложение А).

Новый технический комитет, подкомитет или проектный комитет может быть создан в области деятельности ИСО или МЭК, еще не охваченной стандартизацией.

Предложение новой области деятельности должно содержать:

-    точное определение пределов области деятельности нового технического комитета, подкомитета или проектного комитета. Предлагаемая новая область не должна повторять общие цели и принципы, лежащие в основе работы организации, но должна ясно определять не затронутую стандартизацией определенную область;

-    проект программы работы должен соответствовать и ясно отражать цели стандартизации и, следовательно, связи между предложенными предметами работы;

-    каждый пункт проекта программы работы должен представлять собой предмет или аспект деятельности, подлежащий стандартизации (например, для продукции: пункты программы являются видами продукции, характеристиками или требованиям, методами экспертизы и т. п.);

-    дополнительное обоснование может сочетаться с отдельными пунктами программы работы;

-    проект программы работы должен предлагать установленные приоритеты и намеченные сроки новых тем работы (если предлагаются серии стандартов, то должны предлагаться их приоритеты);

-    необходимо указать предпочтительные типы предлагаемых для разработки документов;

-    привести перечень релевантных существующих документов на международном, региональном и национальном уровнях независимо от их источника и должен сопровождаться определением их значимости;

-    указать существующие работы, прежде всего, документы ИСО или МЭК, связанные с предложенными пунктами проекта программы работы. В предложении новой области деятельности должно быть дано пояснение, чем новая работа будет отличаться от существующей, или как будет минимизироваться возможная конфликтная ситуация и дублирование;

-    если предлагаемые новые темы работы затрагивают области деятельности уже существующих технических органов ИСО или МЭК, то должно быть проведено разграничение полномочий между новой областью деятельности и уже существующими;

-    предложение новой области деятельности должно сопровождаться перечнем соответствующих стран, для которых важен предлагаемый предмет работы сточки зрения их коммерческих интересов;

-    при предложении новой области деятельности (подкомитета) в рамках существующих комитетов, следует указать перечень стран, которые еще не являются полноправными членами данного тех-

8

ПР 50.1.008—2013

нического комитета, но для которых представленное предложение является важным для их национальных коммерческих интересов;

-    привести список соответствующих внешних организаций или международных структур (но не ИСО или МЭК), рабочие связи с которыми следует использовать при разработке документов;

-    для того, чтобы избежать конфликтные ситуации, напряженность или дублирование в отношениях с другими органами важно определить все точки возможных конфликтов или пересечения интересов;

-    результат таких переговоров с другими заинтересованными структурами должен быть включен в предложение новой области деятельности;

-    должно быть представлено простое и краткое заявление, идентифицирующее и описывающее соответствующие заинтересованные стороны, включая малые и средние предприятия и преимущества, которые они получат от предложенных документов;

-    при предложении новой области деятельности Российская Федерация должна указать, готова ли она выполнять обязательства, связанные с ведением международного секретариата в случае положительного решения по созданию предложенного технического комитета, подкомитета или проектного комитета;

-    при назначении секретаря в уже созданном техническом комитете, подкомитете или проектном комитете Российская Федерация может также предложить российского специалиста в качестве его председателя.

Получив предложение Российской Федерации (или любой другой страны, имеющей статус полноправного члена в ИСО или МЭК), Техническое руководящее бюро ИСО или Бюро по управлению стандартизацией МЭК рассматривает представленные по форме документы в соответствии с требованиями ИСО и МЭК. Если Техническое руководящее бюро ИСО или Бюро по управлению стандартизацией МЭК сочтут, что представленная информация недостаточна или не соответствует упомянутым выше критериям, то до рассылки документов на голосование другими членами ИСО или МЭК их документы возвращают в национальный орган по стандартизации для доработки. Такое решение не содержит оценки соответствия предложенной новой области деятельности потребностям рынка, а касается только качества подготовки документов.

Примечание — Если предложение новой области деятельности возвращается предлагающей стороне для доработки, страна, выдвинувшая это предложение, имеет право попросить направить документы на голосование в первоначально предложенном варианте без дальнейшей доработки.

Генеральный секретарь оценивает связь поступившего предложения с существующей работой и может привлекать для консультаций заинтересованные стороны, включая Председателя Технического руководящего бюро ИСО или Бюро по управлению стандартизацией МЭК, а также председателей комитетов, имеющих отношение к предлагаемой новой области деятельности сразу после получения предложения. Если необходимо, Генеральный секретарь целевую группу создает для проверки поступившего предложения.

Возможные замечания и рекомендации Генерального секретаря, полученные в результате консультаций, вносят в форме предложения. Эти замечания не должны включать в себя оценку релевантности предложения потребностям рынка или потребности в предложенных стандартах.

Центральный секретариат ИСО или Центральное бюро МЭК рассылают поступившее предложение в страны — члены ИСО или МЭК для голосования и ответа на следующие вопросы:

-    поддерживают ли они создание нового технического комитета, подкомитета или проектного комитета (см. 4.2 и 4.3);

-    намереваются ли они принимать активное участие в его работе.

Срок голосования по предложению новой области деятельности 3 месяца после даты рассылки документа.

Если какая-либо страна — член ИСО или МЭК, являясь полноправным членом, не участвует в голосовании, то такие страны не принимают в расчет при подсчете голосов.

Техническое руководящее бюро рассматривает результаты голосования и принимает решение о создании нового технического комитета, подкомитета или проектного комитета, если:

-    2/3 национальных органов, принявших участие в голосовании, поддержали предложение и

-    не менее пяти национальных органов выразили желание принять участие в его работе в качестве полноправных членов, и одна страна выразила желание взять на себя обязательства по ведению секретариата нового технического органа.

9

Те же критерии касаются создания проектного комитета. Проектный комитет создается для разработки одного стандарта, но может быть преобразован в технический комитет после завершения работы, для которой он был создан.

Новый технический комитет должен как можно скорее после своего создания согласовать свое наименование и область деятельности с учетом поступивших в процессе голосования замечаний и предложений.

Новый подкомитет создается решением не менее 2/3 полноправных членов соответствующего технического комитета и утверждается Техническим руководящим бюро ИСО или Бюро по управлению стандартизацией МЭК. Наименование и область деятельности нового подкомитета должны определяться его техническим комитетом и не должны выходить за пределы его утвержденной области деятельности. Секретариат технического комитета информирует о решении Центральный секретариат ИСО или Центральное бюро МЭК, используя соответствующую форму, которые передают полученную информацию в Техническое руководящее бюро ИСО или Бюро по управлению стандартизацией МЭК для ратификации принятого техническим комитетом решения.

Не позднее чем через 6 мес Российская Федерация должна провести первое заседание технического органа, созданного по ее предложению. Первое заседание проводят, как правило, на территории Российской Федерации, но может быть проведено в другой стране по приглашению ее национального органа по стандартизации. Дата и место заседания согласовываются между секретарем, председателем, Генеральным секретарем и национальным органом по стандартизации принимающей страны.

6 Участие российских технических комитетов по стандартизации в разработке проектов публикаций ИСО и МЭК

Российские специалисты, включенные в международные рабочие группы, участвуют в процессе непосредственного формирования всех стадий разработки международных стандартов до их издания.

Российские технические комитеты рассматривают проекты международных стандартов, руководствуясь следующими основными принципами:

-    максимального учета национальных интересов;

-    продвижения национальных стандартов в качестве международных;

-    возможности применения международного стандарта в Российской Федерации, а также в качестве основы разработки национальных стандартов;

-    недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в Российской Федерации в большей степени, чем это предусмотрено национальным законодательством;

-    недопустимости принятия таких международных стандартов, требования которых противоречили бы требованиям национальных стандартов, регулирующих вопросы, касающиеся продукции (работ, услуг), поставляемой в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;

-    обеспечения условий для единообразного применения в Российской Федерации международных и национальных стандартов.

Российский технический комитет по стандартизации не вправе поддерживать проект международного стандарта в случае, если его применение может быть признано невыполнимым вследствие несоответствия выдвигаемых требований климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и/или технологическим особенностям, либо по иным основаниям, а также в случае, когда Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами уже выступала против принятия международного стандарта или его отдельного положения.

В случае, если рассматриваемый проект международного стандарта может затрагивать вопросы, касающиеся продукции (работ, услуг), поставляемой в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, российский комитет по стандартизации имеет основание направить проект международного стандарта в федеральные органы исполнительной власти, к компетенции которых может быть отнесена деятельность, регулируемая разрабатываемым международным стандартом, с просьбой дать заключение о целесообразности его применения в Российской Федерации с ограничением или без ограничений.

Примечание — Применение международного стандарта в Российской Федерации с ограничением означает исключение возможности применения данного международного стандарта на территории Российской Федерации для регулирования вопросов, касающихся продукции (работ, услуг), поставляемой в интересах обороны и безопасности Российской Федерации.

10

ПР 50.1.008—2013

Российские технические комитеты формируют позицию по проектам международных стандартов с учетом национальных интересов совместно с привлекаемыми ими специалистами на всех стадиях их разработки, за исключением предварительной стадии и стадии рабочего проекта (РП).

Если российский технический комитет по стандартизации не может выработать согласованную позицию по проекту международного стандарта, то он направляет в Секретариат РосИСО или РосМЭК соответствующее письмо с прилагаемым протоколом заседания российского технического комитета по стандартизации. В этом случае Секретариат РосИСО или РосМЭК обращается в национальный орган по стандартизации с просьбой провести согласительное совещание по спорному проекту международного документа и выработать по нему позицию Российской Федерации для представления в ИСО или МЭК.

7 Стадии разработки и порядок представления позиции (голосования) по проектам стандартов ИСО

7.1    Общие положения

Примечание — Несмотря на расширение использования в ИСО электронных форм обмена информацией, а также голосования в режиме онлайн, могут встречаться отдельные случаи голосования посредством бюллетеней. Информация о поступлении бюллетений появляется либо на сайте соответстующего международного технического комитета или подкомитета, либо направляется в Секретариат РосИСО по электронной почте.

Секретариат РосИСО участвует в разработке международных стандартов через российских экспертов, включенных в международные рабочие группы посредством Глобальной директории ИСО (см. 14.5), а также через российские технические комитеты по стандартизации.

Участие в разработке проектов международных стандартов подразделено на два уровня:

1- й уровень: самостоятельное получение проектов экспертами, зарегистрированными в Глобальной директории, и голосование внутри международного технического комитета/подкомитета (Committee Internal Balloting, CIB), которое может находиться в рамках полномочий российского технического комитета по стандартизации до стадии проекта международного стандарта (DIS) и окончательного проекта международного стандарта (FDIS).

Российский технический комитет по стандартизации может поручить голосование по первым трем стадиям разработки международных стандартов Секретариату РосИСО или уполномоченной организации. При этом голосование должно быть проведено на основании позиции, выработанной российским техническим комитетом по стандартизации.

Секретариат РосИСО или уполномоченная организация имеет право и возможность контроля исполнения обязательств Российской Федерации, связанных со статусом полноправного члена или наблюдателя. В случае невыполнения российским техническим комитетом по стандартизации заявленных обязательств 1-го уровня, Секретариат РосИСО имеет право поставить перед национальным органом вопрос о передаче работ по соответствующему направлению другой организации.

2- й уровень: голосование по проектам международных стандартов (DIS) и по окончательным проектам международных стандартов (FDIS), а также голосование по пересмотру международных стандартов. Этот уровень находится в компетенции Секретариата РосИСО или уполномоченных организаций, которым это право делегирует национальный орган по стандартизации. При этом Секретариат РосИСО выполняет функции контроля.

В 7.2 рассмотрены стадии разработки и порядок представления позиции (голосования) по проектам стандартов ИСО (см. приложение Б). Вопрос о пересмотре стандартов ИСО решается через каждые пять лет, срок их действия не ограничен.

Порядок разработки и представления отзывов по документам ИСО других типов рассмотрен в разделе 9.

7.2    Стадии разработки и порядок представления позиции по проектам стандартов ИСО

Предварительная стадия: технические комитеты и подкомитеты ИСО на основании простого большинства голосов постоянных членов могут включать в свои программы работ пункты, связанные с предварительной работой (например, по вопросам, относящимся к вновь созданным технологиям), которая недостаточно проработана для того, чтобы перейти к дальнейшим стадиям. Предварительная стадия используется применительно к пунктам работы, в отношении которых невозможно установить конечные сроки. Все пункты, относящиеся к предварительной работе, должны регулярно пересматри-

11

ваться комитетом. Данная стадия может быть использована для подготовки предложения по новой работе и разработки первоначального проекта.

Предложение новой темы (NP) — 1-й уровень — может касаться разработки:

-    нового стандарта;

-    новой части действующего стандарта;

-    пересмотра действующего стандарта или его части;

-    поправки к действующему стандарту или его части;

-    технических требований или общедоступных технических требований.

Следует иметь в виду, что предложение новой темы может быть внесено от имени национального органа по стандартизации любой страны — члена ИСО, непосредственно международным техническим комитетом, другим международным техническим комитетом или подкомитетом, организацией, с которой подписано соответствующее соглашение о сотрудничестве, Техническим руководящим бюро ИСО. Если предлагаемая новая тема работы не относится ни к одному из действующих технических комитетов или подкомитетов ИСО, то такое предложение направляется в секретариат Технического руководящего бюро, которое направляет это предложение для голосования комитетам — членам ИСО. Кроме того, при этом предлагается создать проектный комитет и указать дату его первого заседания.

Российский технический комитет по стандартизации может выступить с предложением новой темы только от имени РосИСО и представить ее через Секретариат РосИСО или через уполномоченную организацию.

Эксперты, включенные в Глобальную директорию ИСО с правом доступа к документам соответствующего международного технического комитета или подкомитета и с правом голосования по его проектам, используя полученный пароль, копируют проект предложения новой темы с сервера ISO Balloting Portal.

Затем проект предложения рассматривают на заседании своего российского технического комитета по стандартизации, при этом, если необходимо, российский технический комитет может обращаться за поддержкой в национальный орган по стандартизации или в Секретариат РосИСО и при его поддержке привлекать дополнительно специалистов для формирования позиции по проекту новой темы.

На стадии предложения новой темы специалисты российских технических комитетов, зарегистрированные в Глобальной директории ИСО и имеющие пароль доступа (см. 14.5) могут:

-    самостоятельно скопировать проект предложения новой темы из сервера международного технического комитета, подкомитета или из системы электронного голосования;

-    в режиме онлайн самостоятельно включать экспертов для работы над данной конкретной темой в случае своего положительного решения относительно включения этой темы в программу работы;

-    самостоятельно представлять замечания по предложению новой темы, используя электронную форму:

Примечание — Замечания по проектам публикаций ИСО представляются в электронной форме единого образца для МЭК и ИСО. Эта форма используется также для всех стадий разработки документов. Замечания могут быть техническими, редакционными или общими ко всему документу (см. приложение Д);

-    голосовать по предложению новой темы (при голосовании «против» обязательны технические замечания, объясняющие данную позицию).

Примечание — В ИСО новую тему считают принятой, если за нее проголосовало простое большинство полноправных членов и не менее пяти из них предложили своих экспертов для работы над этой новой темой. При этом отдельные комитеты могут расширить данное минимальное требование.

Срок представления позиции по предложению новой темы — 3 мес.

Протокол с информацией о решении по новой теме направляется российским техническим комитетом по стандартизации в Секретариат РосИСО по электронной почте для сбора статистических данных об активности Российской Федерации в технической работе ИСО.

Подготовительный проект [подготовка рабочего проекта (WD)] — это проект, разработкой которого занимаются эксперты, включенные в рабочую группу на стадии голосования по новой теме.

На стадии подготовки рабочего проекта специалисты российских технических комитетов, зарегистрированные в Глобальной директории ИСО, могут:

-    самостоятельно скопировать рабочий проект с сервера международного технического комитета или подкомитета;

-    вносить замечания по рабочему проекту;

ПР 50.1.008—2013

-    голосовать по рабочему проекту (при голосовании «против» замечания, объясняющие данную позицию, обязательны).

При этом на стадии рабочего проекта комитетам — членам должно быть задано два вопроса:

-    есть ли у Вас комментарии к содержанию проекта?

-    согласны ли Вы с рассылкой проекта в качестве проекта комитета?

Примечание — Международный технический комитет/подкомитет может также принять решение о публикации окончательного рабочего проекта в качестве технических требований (TS). Кроме того, стадия рабочего проекта может быть опущена в том случае, если такое решение принято на стадии предложения новой темы путем голосования.

Срок рассмотрения — 3 мес.

Протокол с информацией о решении по рабочему проекту направляется российским техническим комитетом по стандартизации в Секретариат РосИСО по электронной почте для сбора статистических данных об активности Российской Федерации в технической работе ИСО.

Подготовительную стадию считают завершенной, когда проект передают в технический комитет или подкомитет ИСО для рассылки в качестве 1-го проекта комитета. Отзывы на подготовительной стадии не представляют.

Проект комитета (CD) — 1-й уровень — основная стадия, на которой учитывают все замечания, полученные от национальных органов комитетов — членов ИСО, для достижения консенсуса относительно технического содержания проекта.

На стадии проекта комитета специалисты российских технических комитетов, зарегистрированные в Глобальной директории ИСО, могут:

-    самостоятельно скопировать проект комитета с сервера международного технического комитета или подкомитета;

-    вносить замечания по проекту комитета;

-    голосовать по проекту комитета (при голосовании «против» замечания, объясняющие данную позицию, обязательны).

Срок рассмотрения — 3 мес.

Проект комитета, разосланный впервые, называется 1-м проектом комитета. Его можно дорабатывать с учетом замечаний и рассылать повторно, при необходимости, до достижения консенсуса среди постоянных членов. В рамках ИСО, в случае сомнения относительно консенсуса, принятие проекта большинством в 2/3 голосов постоянных членов международного технического комитета или подкомитета допускается достаточным для принятия проекта комитета в целях регистрации указанного документа в качестве проекта, рассылаемого на голосование. В каждом случае российский технический комитет по стандартизации рассматривает доработанный проект, формирует по нему позицию Российской Федерации и представляет ее в рамках голосования внутри комитета.

Протокол с информацией о решении по проекту комитета, направляется российским техническим комитетом по стандартизации в Секретариат РосИСО по электронной почте для сбора статистических данных об активности Российской Федерации в технической работе ИСО.

Проект международного стандарта (Draft International Standard, DIS) — 2-й уровень — доработанный группой экспертов, с учетом поступивших замечаний, проект международного стандарта. Проекты международных стандартов получает администратор Секретариата РосИСО или организация, уполномоченная национальным органом по стандартизации и располагающая паролем доступа к системе голосования ИСО. Затем DIS направляют в российские технические комитеты по стандартизации для рассмотрения специалистами и формирования позиции Российской Федерации по проекту с указанием срока, когда сформированная позиция по проекту международного стандарта должна быть направлена в Секретариат РосИСО или в уполномоченную организацию. При этом российские технические комитеты по стандартизации могут принимать следующие решения по DIS:

-    поддержать представленный DIS без замечаний;

-    поддержать представленный DIS с замечаниями;

-    воздержаться по представленному DIS с замечаниями;

-    воздержаться по представленному DIS без замечаний;

-    проголосовать против представленного DIS (в этом случае обязательны технические замечания).

При этом позиция по проекту международного стандарта должна быть четко изложена следующим образом:

-    «за» без замечаний с указанием номера документа;

13

-    «за» с техническими, редакционными или общими ко всему документу замечаниями и с указанием номера документа;

-    «воздерживаемся» с указанием номера документа;

-    «против» с техническими (обязательно) замечаниями, которые допускается также сопровождать редакционными или общими ко всему документу замечаниями и с указанием номера документа.

Позицию по проекту международного стандарта направляют в Секретариат РосИСО или в уполномоченную организацию по электронной почте как позицию Российской Федерации, сформированную в соответствующем российском техническом комитете по стандартизации. Замечания должны быть представлены по установленной форме на русском и английском языках.

Срок рассмотрения 3 мес, но проект в формате Word рассылают за 2 мес до начала голосования. Этот срок предоставляется неанглоязычным странам для подготовки перевода на национальный язык. Секретариат РосИСО рассылает проекты комитета для голосования в формате Word и PDF в российские технические комитеты по стандартизации.

Примечание — Проект считают принятым, если за его утверждение поданы 2/3 голосов полноправных членов международного технического комитета или подкомитета и если против утверждения проекта подано не более 1 /4 голосов от общего числа. При подсчете голосов не учитывают страны, которые воздержались от голосования, а также не принимают во внимание голоса, поданные против утверждения проекта, если при этом не приведены технические обоснования.

Если при голосовании по DIS не подано ни одного голоса против, то стадия FDIS может быть опущена, и DIS сразу передают для издания, в противном случае одобренный DIS дорабатывают для голосования в качестве FDIS.

Окончательный проект международного стандарта (Final Draft International Standard, FDIS) — 2-й уровень — доработанный группой экспертов, с учетом поступивших замечаний по предыдущей стадии, окончательный проект международного стандарта. Это стадия, на которой осуществляется утверждение стандарта.

Окончательные проекты международных стандартов получает администратор Секретариата РосИСО или организация, уполномоченная национальным органом по стандартизации, и располагающая паролем доступа к системе голосования ИСО. Затем FDIS направляют в российские технические комитета по стандартизации для рассмотрения специалистами и формирования позиции Российской Федерации по проекту, с указанием срока, когда сформированная позиция по окончательному проекту международного стандарта должна быть направлена в Секретариат РосИСО или в уполномоченную организацию. При этом российские технические комитеты по стандартизации могут принимать следующие решения по FDIS:

-    поддержать представленный FDIS без замечаний;

-    поддержать представленный FDIS с редакционными замечаниями;

-    воздержаться по представленному FDIS без замечаний;

-    проголосовать против представленного FDIS (технические замечания в этом случае обязательны).

Позиция по окончательному проекту должна быть четко изложена следующим образом:

-    «за» без замечаний с указанием номера документа;

-    «за» с редакционными замечаниями, с указанием номера документа;

-    «воздерживаемся» с указанием номера документа;

-    «против» с техническими замечаниями и указанием номера документа.

Примечание — Проект считают принятым, если за утверждение проекта поданы 2/3 голосов полноправных членов международного технического комитета или подкомитета и если против утверждения проекта подано не более 1 /4 голосов от общего числа. При подсчете голосов не учитывают страны, которые воздержались при голосовании, а также не принимают во внимание голоса, поданные против утверждения проекта, если при этом не приведены технические обоснования.

Позицию по окончательному проекту международного стандарта направляют в Секретариат РосИСО или в уполномоченную организацию по электронной почте как позицию Российской Федерации, сформированную в соответствующем российском техническом комитете по стандартизации. Замечания должны быть представлены по установленной форме на русском и английском языках.

Срок рассмотрения — 2 мес, но он может быть продлен до 3 мес.

Примечание — Все технические замечания добавляются в отчет о голосовании для информации и рассматриваются только при следующем пересмотре стандарта.

14

ПР 50.1.008—2013

Примечание — Все конечные даты рассмотрения проектов по мере необходимости подвергают постоянному пересмотру и изменению, что должно быть четко отражено в программе работы международного технического комитета или подкомитета. Пересмотренные конечные даты должны быть доведены до сведения Технического руководящего бюро. Техническое руководящее бюро должно исключать все пункты работы, которые в срок более пяти лет не достигли стадии утверждения.

8 Стадии разработки и порядок представления позиции (голосования) по проектам стандартов МЭК

8.1    Общие положения

Секретариат РосМЭК участвует в разработке международных стандартов через российских экспертов, включенных в международные рабочие группы посредством Системы управления экспертами МЭК (см. 15.6), а также через российские технические комитета по стандартизации.

Российские специалисты в международных рабочих группах участвуют в процессе непосредственного формирования всех стадий разработки международных стандартов до их издания.

Российские технические комитеты по стандартизации рассматривают проекты международных стандартов и формируют позицию по проектам с учетом интересов российской промышленности совместно с привлекаемыми ими специалистами на всех стадиях разработки.

Все документы МЭК поступают в Секретариат РосМЭК раз в неделю. Российские технические комитеты по стандартизации не могут самостоятельно получать документы технических комитетов или подкомитетов МЭК. Все документы, начиная со стадии предложения новой темы, российские ТК по стандартизации получают из Секретариата РосМЭК в течение суток после их поступления в Секретариат РосМЭК. Исключение составляют эксперты, включенные в Систему управления экспертами МЭК, которые работают самостоятельно с документами в зависимости от задач, стоящих перед техническим органом, в состав которого они введены.

В 8.2 рассмотрены стадии разработки и порядок представления позиции (голосования) по проектам стандартов МЭК (см. приложение В). Вопрос о пересмотре стандартов МЭК решается через каждые пять лет, срок их действия не ограничен.

Порядок разработки и представления отзывов по документам МЭК других типов рассмотрен в разделе 9.

8.2    Стадии разработки публикаций и порядок представления позиции по проектам

стандартов МЭК

Предварительная стадия (Preliminary New Work Item, PWI): технические комитеты и подкомитеты МЭК на основании простого большинства голосов постоянных членов могут включать в свои программы работ пункты, связанные с предварительной работой по новой теме (например, по вопросам, относящимся к вновь созданным технологиям), которая недостаточно проработана для того, чтобы перейти к дальнейшим стадиям. Предварительная стадия используется применительно к пунктам работы, в отношении которых невозможно установить конечные сроки. Все пункты, относящиеся к предварительной работе, должны регулярно пересматриваться комитетом. Данная стадия может быть использована проектной группой для подготовки предложения относительно пункта по новой работе и разработки первоначального проекта. Эту стадию считают завершенной, когда проект новой работы рассылают в национальные комитеты для рассмотрения.

Предложение новой темы (New Item Proposal, NP) может касаться разработки:

-    нового стандарта;

-    новой части действующего стандарта;

-    пересмотра действующего стандарта или его части;

-    поправки к действующему стандарту или его части;

-    технических требований или общедоступных технических требований.

Следует иметь в виду, что предложение новой темы может быть внесено российским комитетом по стандартизации от имени национального органа по стандартизации через Секретариат РосМЭК, от имени РосМЭК или любой другой страны — члена МЭК, непосредственно международным техническим комитетом, другим международным техническим комитетом или подкомитетом, организацией, с которой подписано соответствующее соглашение о сотрудничестве, Бюро по управлению стандартизацией МЭК.

Предложение новой темы, поступившее в Секретариат РосМЭК, не позднее следующего дня направляют по электронной почте в соответствующий российский технический комитет.

15

ПР 50.1.008—2013

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины, определения и сокращения....................................................2

4    Взаимодействие национального органа по стандартизации с международными организациями

по стандартизации....................................................................4

4.1    Общие положения.................................................................4

4.2    Определение позиции Российской Федерации при создании нового международного технического

комитета/подкомитета ИСО или МЭК................................................4

4.3    Определение статуса в действующем международном техническом комитете/подкомитете

ИСО или МЭК....................................................................6

4.4    Участие в работе технических комитетов и подкомитетов ИСО и МЭК......................6

5    Предложение Российской Федерацией новой области деятельности (технического комитета,

подкомитета или проектного комитета) в ИСО или МЭК.....................................8

6    Участие российских технических комитетов по стандартизации в разработке проектов публикаций

ИСО и МЭК.........................................................................10

7    Стадии разработки и порядок представления позиции (голосования) по проектам стандартов ИСО... 11

7.1    Общие положения ...............................................................11

7.2    Стадии разработки и порядок представления позиции по проектам стандартов ИСО.........11

8    Стадии разработки и порядок представления позиции (голосования) по проектам стандартов МЭК ... 15

8.1    Общие положения ...............................................................15

8.2    Стадии разработки публикаций и порядок представления позиции по проектам стандартов

МЭК...........................................................................15

9    Порядок разработки и представления отзывов по документам ИСО и МЭК других типов.........18

9.1    Общие положения ...............................................................18

9.2    Технические требования (Technical Specifications TS)..................................18

9.3    Общедоступные технические требования (Public Available Specifications PAS)..............18

9.4    Технические отчеты (Technical Reports, TR)...........................................19

9.5 Оценка тенденций развития технологий (Technology Trend Assessment, TTA) ..............19

9.6 Промышленное техническое соглашение (Industry Technical Agreement, ITA) ..............19

9.7    Соглашение международного семинара (International Workshop Agreement, IWA)............19

9.8    Руководства (Guide, Guidance).....................................................19

10 Ускоренная процедура принятия стандартов ИСО и МЭК..................................20

11 Апелляции на решения технических органов ИСО и МЭК..................................20

12    Ведение секретариатов технических комитетов и подкомитетов ИСО и МЭК..................21

12.1    Общие положения..............................................................21

12.2    Условия принятия обязанностей по ведению международного секретариата..............22

12.3    Требования к секретарю международного технического комитета или подкомитета.........23

12.4    Обязанности секретариата технического комитета, подкомитета или проектного комитета

ИСО или МЭК...................................................................23

12.5    Организационно-техническая и информационная поддержка деятельности секретариатов

технических комитетов, подкомитетов и проектных комитетов ИСО и МЭК................24

12.6    Контроль работы секретариата технического комитета или подкомитета ИСО или МЭК,

находящегося в ведении Российской Федерации......................................25

12.7    Отказ от ведения секретариата международного технического комитета или подкомитета

ИСО или МЭК...................................................................25

13    Исполнительные органы Российского комитета — члена ИСО и Российского национального

комитета по участию в МЭК...........................................................26

13.1    Общие положения..............................................................26

13.2    Цели исполнительных органов....................................................26

14    Секретариат Российского комитета — члена ИСО (Секретариат РосИСО)....................26

14.1    Общие положения..............................................................26

14.2    Цели и задачи Секретариата РосИСО..............................................27

III

Российский технический комитет по стандартизации рассылает документы членам ТК и затем рассматривает его на заседании, где формируется позиция Российской Федерации по рассматриваемому проекту. При этом, если необходимо, российский технический комитет по стандартизации может обращаться за поддержкой в национальный орган по стандартизации или в Секретариат РосМЭК и при их поддержке привлекать дополнительно специалистов для формирования позиции по проекту новой темы.

На стадии предложения новой темы российский технический комитет по стандартизации может

-    предложить специалиста для включения в рабочую группу по разработке новой темы;

-    голосовать по предложению новой темы «за», «воздержался» или «против» (при голосовании «против» обязательны технические замечания, объясняющие данную позицию).

Примечание — Замечания по проектам публикаций МЭК представляются в электронной форме единого образца для МЭК и ИСО. Эта форма используется также для всех стадий разработки документов. Замечания могут быть техническими, редакционными или общими ко всему документу (см. приложение Д);

Примечание — В МЭК новая тема считается принятой, если за нее проголосовало не менее 4 полноправных членов из 16 и менее или не менее 5 из 17 полноправных членов и более, обязавшихся активно участвовать в разработке проекта, или простое большинство.

Срок представления позиции по предложению новой темы — 3 мес.

Информация о решении по предложению новой темы, принятом российским техническим комитетом по стандартизации, направляется в Секретариат РосМЭК по электронной почте для голосования в режиме онлайн в системе электронного голосования и сбора статистических данных об активности Российской Федерации в технической работе МЭК.

Подготовительный проект (подготовка рабочего проекта, Preparatory stage, WD) — это проект, разработкой которого занимаются эксперты проектной группы, предложенные на стадии голосования по новой теме.

На этой стадии проект должен быть готов на трех языках Комиссии (английском, французском и русском). Подготовительную стадию считают завершенной, когда проект передают в технический комитет или подкомитет МЭК для рассылки в качестве 1-го проекта комитета. Отзывы на подготовительной стадии не представляют.

Проект комитета (Committee Draft, CD) — это проект, разработкой которого занимаются эксперты, включенные в проектную группу на стадии предложения новой темы.

Это основная стадия, на которой учитывают все замечания, полученные от стран — членов МЭК, в целях достижения консенсуса относительно технического содержания проекта.

Проекты комитета, поступившие в Секретариат РосМЭК, не позднее следующего дня направляют по электронной почте в соответствующий российский технический комитет.

Российский технический комитет по стандартизации рассылает проекты комитета членам ТК и затем рассматривает их на заседании, где формируется позиция Российской Федерации по рассматриваемым проектам. При этом, если необходимо, российский технический комитет по стандартизации может обращаться за поддержкой в национальный орган по стандартизации или в Секретариат РосМЭК и при его поддержке привлекать дополнительно специалистов для формирования позиции по проекту комитета.

На стадии проекта комитета российский технический комитет по стандартизации должен представлять замечания по проекту в электронной форме. Голосование не проводят.

Срок рассмотрения — 2, 3 или 4 мес по решению технического комитета или подкомитета.

В МЭК для достижения консенсуса по техническим вопросам возможна рассылка до 9-го доработанного проекта комитета. В каждом случае проект комитета рассматривается российским техническим комитетом по стандартизации, и позиция по нему направляется в Секретариат РосМЭК.

Замечания по проекту комитета, сформулированные российским техническим комитетом по стандартизации, направляют в Секретариат РосМЭК по электронной почте для представления в режиме онлайн в системе электронного голосования, а также для сбора статистических данных об активности Российской Федерации в технической работе МЭК.

Проект комитета, рассылаемый на голосование (Committee Draft Voting, CDV) — это проект комитета, доработанный группой экспертов с учетом поступивших замечаний.

Проекты комитета, поступившие в Секретариат РосМЭК на голосование, не позднее следующего дня направляют по электронной почте в соответствующий российский технический комитет.

Российский технический комитет по стандартизации рассылает проекты комитета членам ТК и затем рассматривает их на заседании, где формируется позиция Российской Федерации по рассматриваемым проектам. При этом, если необходимо, российский технический комитет по стандартизации может об-

ПР 50.1.008—2013

14.3    Взаимодействие Секретариата РосИСО с техническими комитетами/подкомитетами,

Центральным секретариатом ИСО и национальными органами по стандартизации зарубежных стран...............................................................28

14.4    Взаимодействие с российскими техническими комитетами по стандартизации.............28

14.5    Включение российских специалистов в ТК/ПК/РГ и другие структуры технических

комитетов и подкомитетов ИСО....................................................29

14.6    Исключение российских специалистов из состава ТК/ПК/РГ и других структур технических

комитетов и подкомитетов ИСО....................................................30

15    Секретариат Российского национального комитета по участию в МЭК (Секретариат РосМЭК)... .30

15.1    Общие положения..............................................................30

15.2    Цели и задачи Секретариата РосМЭК..............................................30

15.3    Взаимодействие Секретариата РосМЭК с техническими комитетами/подкомитетами, Центральным Бюро МЭК и национальными органами по стандартизации зарубежных стран... 31

15.4    Взаимодействие с российскими техническими комитетами по стандартизации.............31

15.5    Взаимодействие с российскими комиссиями экспертов (РКЭ) технических комитетов МЭК.. .32

15.6    Включение российских специалистов в состав ТК/ПК/РГ и другие структуры технических

комитетов и подкомитетов МЭК....................................................33

15.7    Исключение российских специалистов из состава ТК/ПК/РГ и других структур технических

комитетов и подкомитетов МЭК....................................................33

16    Порядок отчетности Секретариата РосМЭК перед Национальным комитетом по участию

в МЭК и Секретариата РосИСО перед Российским комитетом — членом ИСО.................34

17    Информационная и научно-методическая деятельность Секретариата Российского комитета-

члена ИСО и Секретариата Российского национального комитета по участию в МЭК............34

18    Организация и проведение заседаний ТК/ПК ИСО и МЭК в Российской Федерации............35

18.1    Приглашение и подготовка общей информации......................................35

18.2    Общие организационные вопросы.................................................36

Приложение А (обязательное) Предложение Российской Федерацией новой области

деятельности в ИСО или МЭК..............................................38

Приложение Б    (обязательное)    Стадии разработки стандартов ИСО и их коды...................39

Приложение В    (обязательное)    Стадии разработки стандартов МЭК и их коды...................41

Приложение Г    (обязательное)    Упрощенная схема разработки публикаций ИСО и МЭК............44

Приложение Д    (обязательное)    Единая форма представления замечаний по проектам    публикаций

ИСО и МЭК.............................................................45

IV

ПР 50.1.008—2013

Введение

Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) — крупнейшие и наиболее представительные международные неправительственные организации по стандартизации. «Глобальная значимость» или «универсальная применимость» (global relevance) международных стандартов — это одна из стратегических задач международных организаций по стандартизации, которая на протяжении последних лет стала объектом для проведения исследований в рамках ИСО и МЭК. Всемирная торговая организация (ВТО) считает решение этой задачи одной из важнейших целей международной стандартизации, давая определение международному стандарту как действенному инструменту устранения технических барьеров в формировании глобального рынка. Принимая во внимание актуальность этих проблем для обеспечения конкурентоспособности российской промышленности, настоящие правила устанавливают порядок организации и проведения работ по международной стандартизации в целях повышения эффективности этого направления деятельности в Российской Федерации.

Участие стран в деятельности технических органов ИСО и МЭК имеет разные формы. В ИСО страну представляет комитет-член (member body), в качестве которого выступает уполномоченный правительством национальный орган по стандартизации. В МЭК эти функции выполняет национальный комитет (national committee), который может быть сформирован из представителей одной или разных организаций. На практике во многих странах функции комитета — члена ИСО и национального комитета выполняет один и тот же уполномоченный орган по стандартизации. В Российской Федерации в качестве единого представителя в обеих международных организациях также выступает национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее — национальный орган по стандартизации). Поэтому используемый в настоящих правилах термин «национальный комитет» или «комитет-член» означает национальный орган по стандартизации в части выполнения им функций представительства Российской Федерации в МЭК или в ИСО.

Национальный орган по стандартизации отвечает за выработку и проведение стратегической политики Российской Федерации в области международной, межгосударственной (региональной) и национальной стандартизации, в первую очередь, через участие в деятельности высших органов ИСО и МЭК. В настоящих правилах рассмотрены организационно-технические функции представительства Российской Федерации в упомянутых международных организациях, порядок деятельности исполнительных органов Российского комитета — члена ИСО и Российского национального комитета по участию в МЭК, а также функции российских технических комитетов в части участия в работе по международной стандартизации с учетом специфики этой деятельности в ИСО и МЭК.

Помимо ряда изменений, касающихся процедур разработки публикаций в рамках ТК и ПК ИСО и МЭК, в настоящие правила внесены процедуры разработки документов совместными и проектными техническими комитетами в соответствии с положениями Директив ИСО/МЭК «Процедуры технической работы». Часть 1 (2012), Приложения, касающегося специфики работы ИСО (2012), Приложения, касающегося особенностей работы МЭК (2012), а также Приложения, отражающего специфику работы СТК 1 «Информационные технологии».

V

ПР 50.1.008—2013

ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

ПРАВИЛА

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Organization and implementation of work on international standardization in russian federation

Дата введения — 2014—01—01

1    Область применения

Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения работ по международной стандартизации в Российской Федерации для выполнения следующих задач:

-    содействие конкурентоспособности отечественной промышленности на мировом рынке;

-    координация работ по международной стандартизации в Российской Федерации;

-    мониторинг выполнения обязательств Российской Федерации, связанных с членством в международных организациях по стандартизации, в том числе контроль соблюдения сроков голосования, представления позиции по проектам международных стандартов ИСО и МЭК, активности российских специалистов, включенных в международные ТК/ПК/РГ и другие структуры, обеспечивающие разработку международных стандартов;

-    обеспечение участия российских технических комитетов по стандартизации и специалистов в работе по международной стандартизации;

-    поддержка деятельности секретариатов технических комитетов и подкомитетов ИСО и МЭК (далее — ТК/ПК ИСО и МЭК), находящихся в ведении Российской Федерации;

-    подготовка и проведение в Российской Федерации заседаний технических комитетов международных организаций по стандартизации;

-    участие в международных заседаниях технических органов по стандартизации;

-    организация проведения работ в целях принятия национальных стандартов Российской Федерации в качестве международных и межгосударственных стандартов.

Примечание — Международные организации по стандартизации в соответствии с настоящими правилами — это Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК).

2    Нормативные ссылки

В настоящих Правилах использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ Р 1.1-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности

ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения

ГОСТ Р 1.10-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены

ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

Директивы ИСО/МЭК. Часть 1 Процедуры технической работы

Издание официальное

Директивы ИСО/МЭК. Часть 2 Правила построения и изложения международных стандартов

Руководство ИСО/МЭК 2—2004 Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь.

Примечание — При пользовании настоящими правилами целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», опубликованному по состоянию на 1 января текущего года и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящих правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1    В настоящих правилах применены термины согласно ГОСТ Р 1.12, Руководству ИСО/МЭК 2, а также следующие термины с соответствующими определениями.

3.1.1    Бюро по управлению стандартизацией: руководящий орган МЭК, подотчетный Совету МЭК, занимающийся разработкой стратегии стандартизации и решением текущих организационных и технических вопросов деятельности технических органов МЭК.

3.1.2    зеркальный (технический) комитет1^: технический комитет по стандартизации страны — члена ИСО или МЭК, область деятельности которого совпадает или близка к области деятельности соответствующего технического комитета ИСО или МЭК, действующего или создаваемого.

Пример — российский ТК333 «Вращающиеся электрические машины» — это зеркальный комитет МЭК/ТК 2 «Вращающиеся электрические машины».

3.1.3    наблюдатель международного технического комитета/подкомитета: Национальный орган по стандартизации, имеющий право получать документы, разработанные международным техническим комитетом, и представлять на них отзывы, а также участвовать в заседаниях международного технического комитета; национальный орган по стандартизации реализует права наблюдателя в международном техническом комитете/подкомитете через российские технические комитеты по стандартизации и их представителей.

3.1.4    полноправный член международного технического комитета/подкомитета: Национальный орган по стандартизации, имеющий право включать своих представителей во все рабочие органы технического комитета/подкомитета, получать документы, представлять на них отзывы, в том числе голосовать и давать замечания по проектам документов, разрабатываемым международным техническим комитетом/подкомитетом, а также участвовать в заседаниях международного технического комитета с правом голоса; национальный орган по стандартизации реализует права полноправного члена в международном техническом комитете/подкомитете через российские технические комитеты по стандартизации и их представителей.

3.1.5    проектный комитет: Комитет, созданный в целях разработки документа(ов), не относяще-гося(ихся) к области деятельности уже существующих технических комитетов и подкомитетов.

Примечание — После завершения работы проектный комитет расформировывается или преобразуется в технический комитет или подкомитет.

3.1.6    (российский) технический комитет по стандартизации: Установленная национальным органом по стандартизации форма сотрудничества юридических и физических лиц (предприятий, организаций, органов исполнительной власти, экспертов, других специалистов и т. д.), осуществляемого на добровольной основе в целях организации и проведения работ в области национальной, региональной и международной стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности.

3.1.7    Российский комитет— член ИСО; (РосИСО): национальный орган по стандартизации, представляющий Российскую Федерацию в ИСО.

3.1.8    Российский национальный комитет по участию в МЭК; (РосМЭК): Национальный орган по стандартизации, представляющий Российскую Федерацию в МЭК.

В ИСО и МЭК используют термин «mirror committee».

ПР 50.1.008—2013

3.1.9    Секретариат Российского комитета — члена ИСО; (Секретариат РосИСО): Исполнительный орган Российского комитета — члена ИСО, в качестве которого выступает национальный орган по стандартизации, представляющий Российскую Федерацию в ИСО.

Примечание — Секретариат РосИСО осуществляет свою деятельность в одной из структур системы национального органа по стандартизации.

3.1.10    Секретариат Российского национального комитета по участию в МЭК; (Секретариат РосМЭК): Исполнительный орган Российского национального комитета по участию в МЭК, в качестве которого выступает национальный орган по стандартизации, представляющий Российскую Федерацию в МЭК.

Примечание — Секретариат РосМЭК осуществляет свою деятельность в одной из структур национального органа по стандартизации.

3.1. секретариат (российского) технического комитета по стандартизации: Подразделение (группа лиц) уполномоченной организации, на которую возложена ответственность за техническое и организационное обеспечение работ технического комитета по стандартизации.

3.1.12    секретариат технического комитета/подкомитета международной организации по стандартизации: Орган, несущий ответственность за контроль, отчетность и обеспечение активной работы технического комитета/подкомитета ИСО и МЭК, выполнение функций которого поручается какому-либо комитету — члену ИСО или национальному комитету МЭК.

3.1.13    совместный технический или проектный комитет: Технический или проектный комитет, созданный на основе совместного решения Технического руководящего бюро ИСО и Бюро по управлению стандартизацией МЭК для решения задач стандартизации, представляющих интерес для ИСО и МЭК.

3.1.14    Техническое руководящее бюро: Руководящий орган ИСО, подотчетный Совету ИСО, занимающийся разработкой стратегии стандартизации и решением текущих организационных и технических вопросов деятельности технических органов ИСО.

3.1.15    уполномоченная организация: Организация, удовлетворяющая критериям национального органа по стандартизации для выполнения работ в определенной области стандартизации, и уполномоченная им (или выигравшая конкурс) на проведение данных работ.

3.1.16    эксперт по стандартизации: Специалист, подтвердивший свою квалификацию для выполнения работ в области стандартизации и получивший сертификат компетентности по результатам прохождения процедуры оценки соответствия, а также специалист, включенный в состав международного технического комитета.

3.2 В настоящих правилах применены следующие сокращения:

CD (Committee Draft) — проект комитета;

CDV (Committee Draft Voting) — проект комитета, рассылаемый на голосование (МЭК);

CIB (Committee Internal Balloting) — внутреннее голосование комитета;

DIS (Draft International Standard) — проект международного стандарта (ИСО);

FDIS (Final Draft International Standard) — окончательный проект международного стандарта;

ITA (Industry Technical Agreement) — промышленное техническое соглашение;

IWA (International Workshop Agreement) — соглашение международного семинара;

JPC (Joint Project Committee) — совместный проектный комитет;

JTC (Joint Technical Committee) — совместный технический комитет;

JWG (Joint Working Group) — совместная рабочая группа;

NP (New Work Item Proposal) — предложение новой темы работы;

PAS (Publicly Available Specification — общедоступные технические требования;

PC (Project Committee) — проектный комитет;

PWI (Preliminary new work item) — вопрос, являющийся предметом предварительной работы;

TR (Technical Report) — технический отчет;

TS (Technical Specification — технические требования;

ТТА (Technology Trend Assessment) — оценка тенденций развития технологий;

WD (Working Draft) — рабочий проект;

WG (working group) — рабочая группа.

3

4 Взаимодействие национального органа по стандартизации с международными организациями по стандартизации

4.1    Общие положения

Национальный орган по стандартизации призван в максимально возможной степени представлять национальные интересы в областях, входящих в сферу деятельности ИСО и МЭК, и обязан:

-    содействовать достижению целей ИСО и МЭК путем активного участия в деятельности технических и руководящих органов ИСО и МЭК;

-    оказывать поддержку их работе;

-    максимально использовать международные стандарты в своих национальных и региональных стандартах в целях расширения применения международных стандартов и содействовать их распространению среди специалистов соответствующих отраслей.

Все страны, являющиеся полноправными членами ИСО или МЭК, имеют право участвовать во всех видах деятельности ИСО и МЭК. Национальный орган по стандартизации представляет Российскую Федерацию:

-    в ИСО под условным названием ГОСТ Р (РосИСО);

-    в МЭК в лице Российского национального комитета по участию в МЭК (РосМЭК).

Национальный орган по стандартизации имеет только один голос при проведении голосования

во всех органах международных организаций по стандартизации ИСО и МЭК.

4.2    Определение позиции Российской Федерации при создании нового международного

технического комитета/подкомитета ИСО или МЭК

Информация о предложении по работе в новой области технической деятельности, требующей создания нового технического комитета, поступает в национальный орган по стандартизации из офиса международной организации по стандартизации или — в случае создания нового подкомитета — из секретариата соответствующего международного технического комитета в соответствии с процедурой технической работы по форме, установленной в ИСО и МЭК.

Предложение по созданию нового технического комитета/подкомитета содержит:

-    информацию об авторе предложения;

-    информацию о предлагаемой теме;

-    информацию о цели предстоящей работы и предложенной первоначальной программе работы, а также

-    обоснование целесообразности работы;

-    если это применимо, обзор аналогичных работ, которые ведутся в других организациях;

-    информацию о любых связях с другими организациями, которые автор предложения считает необходимыми.

Национальный орган по стандартизации принимает решение по следующим вопросам:

-    может ли национальный орган по стандартизации поддержать создание нового технического комитета/подкомитета и

-    каков может быть статус участия Российской Федерации в деятельности нового технического комитета/подкомитета (полноправный член ТК, наблюдатель или отказ от участия).

Позицию относительно создания нового международного технического комитета/подкомитета и своего участия в его работе национальный орган по стандартизации направляет в офис международной организации по стандартизации и поручает проведение работ по новому направлению международной стандартизации существующему российскому техническому комитету или принимает решение о создании нового российского технического комитета в установленном порядке.

Секретариат РосИСО или Секретариат РосМЭК может также дать предложение по закреплению работы по новому направлению международной стандартизации за каким-либо действующим в Российской Федерации российским техническим комитетом со сходным профилем деятельности, а при отсутствии такого дать предложения по созданию нового (зеркального) российского технического комитета.

Примечание — По решению национального органа предложение может быть также направлено в другое министерство/ведомство для согласования принимаемого решения.

Если такой российский технический комитет существует, то на основании письма национального органа он готовит предложение о позиции Российской Федерации по вопросу создания нового международного технического комитета/подкомитета. При этом учитываются, насколько создание нового коми-

4

ПР 50.1.008—2013

тета/подкомитета отвечает национальным интересам Российской Федерации и насколько приемлема для Российской Федерации сформулированная в предложении область деятельности международного техн ич еско го ко м итета / п од ко м итета.

В случае положительного решения

-    указывают возможный статус участия Российской Федерации в создаваемом международном техническом комитете/подкомитете согласно 4.3;

-    при необходимости, представляют предложения по уточнению области деятельности нового международного технического комитета/подкомитета;

-    вносят предложения по созданию необходимых рабочих групп;

-    если уже предложено создание рабочей группы, то предлагают экспертов для включения в эти рабочие группы через Глобальную директорию ИСО или Систему управления экспертами МЭК.

Национальный орган по стандартизации может также принять решение предложить ИСО или МЭК передать Российской Федерации ведение секретариата нового технического комитета/подкомитета (см. 12).

По распоряжению национального органа по стандартизации Секретариат РосИСО или Секретариат РосМЭК либо направляет письмо с позицией Российской Федерации по рассматриваемому вопросу в Центральный секретариат ИСО или Центральное бюро МЭК по электронной почте, либо представляет его в режиме онлайн через систему электронного голосования.

Если 2/3 национальных организаций ИСО или МЭК проголосовали за это предложение и минимум пять национальных организаций выразили желание активно участвовать в его работе, должно быть принято решение о создании нового технического комитета/подкомитета ИСО или МЭК.

После этого Секретариат РосИСО или Секретариат РосМЭК могут включить предложенных экспертов в рабочую(ие) группу(ы) нового ТК/ПК в Глобальную директорию ИСО или в Систему управления экспертами МЭК.

При отсутствии соответствующего российского технического комитета национальный орган по стандартизации принимает меры для скорейшего оповещения заинтересованных сторон о поступившем предложении, для чего он:

-    размещает информацию о поступившем предложении на сайте национального органа по стандартизации;

-    сообщает о поступившем предложении уполномоченным организациям.

Секретариат РосИСО или Секретариат РосМЭК голосует положительно по поступившему предложению только в том случае, если определены заинтересованные организации и будет принято решение о создании российского технического комитета по стандартизации.

Российская Федерация в лице национального органа по стандартизации также может быть инициатором создания нового международного технического комитета/подкомитета. Для этого необходимо наличие зеркального российского технического комитета и принятие им решения о целесообразности проведения работ по стандартизации в данной области на международном уровне.

Зеркальный российский технический комитет должен подготовить обоснование предложения о создании нового международного технического комитета, сформулировать область его деятельности и определить ресурсы для участия в деятельности создаваемого международного технического комитета по форме, принятой для этой цели в ИСО и МЭК.

Примечание — Обычно страна, выступающая с предложением о создании нового международного технического комитета, выражает готовность взять на себя ведение секретариата этого международного технического комитета/подкомитета (см. 12).

4.2.1 Определение статуса при создании проектного комитета

Если по результатам голосования предложение новой темы считается принятым, то Техническое руководящее бюро ИСО или Бюро по управлению стандартизацией МЭК должно создать проектный комитет (ему присваивают номер в последовательности номеров технических/проектных комитетов). В связи с тем, что проектный комитет создается только для разработки конкретного стандарта, решение об участии в его работе должно приниматься в сжатые сроки.

Если в период голосования существует Российский технический комитет, область деятельности которого близка к предложенной новой теме, его специалисты поддерживают разработку предложенного документа и предлагают эксперта для работы над новой темой, то при создании проектного комитета должен быть заявлен статус полноправного члена, о чем российский технический комитет направляет соответствующее письмо в Секретариат РосИСО/РосМЭК с поручением уведомить Техническое руко-

5