Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

35 страниц

425.00 ₽

Купить ПНСТ 309-2018 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на мостовые сооружения и водопропускные дорожные трубы, расположенные на автомобильных дорогах общего пользования. Стандарт устанавливает технические требования к мостовым сооружениям и водопропускным дорожным трубам и входящим в их состав конструктивным элементам, соблюдение которых проверяют при осуществлении строительного контроля в соответствии с ГОСТ 32731, ГОСТ 32756 и ГОСТ 32755. Стандарт не распространяется на правила проектирования и технологию устройства мостовых сооружений и водопропускных труб. Требования стандарта распространяются на мостовые сооружения и водопропускные трубы, предназначенные для эксплуатации в любых климатических условиях и в районах с расчетной сейсмичностью до 9 баллов включительно.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения и сокращения

4 Общие положения

5 Требования к материалам мостовых сооружений и водопропускных труб и их элементов

6 Общие требования к мостовым сооружениям и их конструктивным элементам

7 Общие требования к водопропускным трубам и их конструктивным элементам

8 Технические требования к мостовым сооружениям при строительном контроле

9 Технические требования к водопропускным трубам при строительном контроле

 
Дата введения01.03.2019
Добавлен в базу01.02.2020
Завершение срока действия01.03.2022
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

18.12.2018УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии54-пнст
РазработанООО ИТЦ
ИзданСтандартинформ2018 г.

Automobile roads of general use. Bridges and culverts. Technical requirements

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

пнет

309-

2018

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования МОСТЫ И ТРУБЫ ДОРОЖНЫЕ Технические требования

Издание официальное

Москва

Стандартимформ

2018

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Инновационный технический центр» (ООО «ИТЦ»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2018 г. № 54-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: tk418@bk.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва. Китайгородский проезд, д. 7, стр. 1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (mvw.gost.ru)

© Стандартинформ, оформление. 2018

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

5.3.3 Требования к материалам композитных водопропускных труб

5.3.3.1    Для получения жесткой матрицы при изготовлении композитных водопропускных труб необходимо использовать следующие виды сырья и материалов:

-    стеклянные, базальтовые или углеродные волокна;

-    синтетические волокна из различных материалов;

-    фторопласты и резинопласты различных марок.

5.3.3.2    В качестве полимерных вяжущих при изготовлении композитных водопропускных труб необходимо использовать следующие виды сырья и материалов:

-    полиэфирное связующее;

-    эпоксидное связующее;

-    термореактивные смолы;

-    армирующие наполнители — различные виды волокон (рубленные, измельченные) для армирования реактопластов (стекловолокна) щелочно-кальциево-силикатного стекла с добавлением диоксида циркония или триоксида бора;

-    инертные наполнители (кварцевый песок или другие виды минеральных наполнителей);

-    дополнительные компоненты (ускорители, катализаторы (отвердители), ингибиторы, тиксотропные добавки].

5.3.3.3    Материалы, используемые в водопропускных трубах, не должны выделять опасные вещества выше максимально допустимых значений, указанных в стандартах или сертификатах на соответствующие материалы. Материалы должны быть устойчивы к воздействию низких температур и к УФ-излучению.

5.3.3.4    Материалы, используемые для изготовления элементов композитных водопропускных труб, следует принимать согласно действующим стандартам.

5.3.4    Требования к материалам гидроизоляции водопропускных труб и стыкуемых элементов

5.3.4.1    Гидроизоляция и применяемые для ее устройства материалы должны быть предусмотрены. исходя из требований обеспечения эксплуатационной надежности гидрозащиты в интервале температур воздуха в районе строительства (от абсолютной максимальной до средней наиболее холодных суток).

В зависимости от условий эксплуатации и агрессивности окружающей среды следует предусматривать вторичную защиту элементов водопропускных труб в соответствии с ГОСТ 31384.

5.3.4.2    Гидроизоляция должна быть:

-    водонепроницаемой по всей изолируемой поверхности;

-    водо-. био-, тепло-, морозостойкой и химически стойкой;

-    сплошной и неповреждаемой, при возможном образовании на изолируемой поверхности бетона трещин с допустимым раскрытием;

-    для железобетонных конструкций — прочной при длительных воздействиях постоянной и временной нагрузок и возможных деформациях бетона, давления грунта насыпи и гидростатического давления воды в соответствии с ГОСТ 31384

5.3.4.3    Для устойчивости металлических гофрированных водопропускных труб к воздействию воды, в зависимости от климатических условий и агрессивности окружающей среды, следует применять различные виды цинкования (толщиной слоя не менее 80 мкм). алюминиевое покрытие (толщиной слоя не менее 200 мкм). устройство полимерных покрытий (толщиной слоя от 1 до 1.5 мм), а также лакокрасочные покрытия.

Дополнительное защитное покрытие гофрированных водопропускных труб требуется выполнять с применением мастик, полимерных лакокрасочных материалов или эмалей.

5.4    Применяемые при строительстве материалы, изделия и конструкции должны удовлетворять требованиям проекта, соответствующих национальных стандартов и стандартов организаций, в том числе технических условий. Замена предусмотренных проектом материалов, изделий и конструкций допускается только по согласованию с проектной организацией и заказчиком.

5.5    Новые и импортные материалы, изделия и конструкции для строительства мостовых сооружений и водопропускных труб допускается использовать только после комплексных испытаний, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям, и разработки на них стандартов.

6 Общие требования к мостовым сооружениям

и их конструктивным элементам

6.1    Мостовое сооружение должно быть запроектировано и построено так, чтобы при выполнении нормативных требований по содержанию и ремонту в течение расчетного срока службы были обеспечены его несущая способность, эксплуатационная пригодность и долговечность.

6.2    Габариты приближения конструкций проектируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 33391.

Если в перспективном плане развития дорожной сети или в техническом задании на проектирование дороги предусматривается перевод дороги в более высокую категорию, габариты приближения конструкций проектируемых мостовых сооружений должны соответствовать требованиям, предусмотренным для сооружений на дорогах более высокой категории.

6.3    Габариты подмостовых судоходных пролетов на внутренних водных путях должны соответствовать ГОСТ 26775.

Габариты по высоте под путепроводами должны соответствовать ГОСТ 33390.

6.4    Малые и средние мостовые сооружения допускается располагать на участках дороги с любым профилем и планом, принятыми для проектируемой дороги.

Продольный уклон проезжей части больших мостовых сооружений в соответствии с ГОСТ 33384 должен быть не более:

-    30 %о — для сооружений вне населенных пунктов:

-    60 %о — для сооружений в населенных пунктах;

-    80 %о — для мостовых сооружений в горной местности.

При специальном обосновании продольный уклон проезжей части мостовых сооружений, расположенных в населенных пунктах, может быть увеличен до 80 %о.

6.5    Размеры возвышений отдельных элементов мостового сооружения над соответствующими уровнями воды и ледохода во всех случаях должны быть не менее значений, указанных в таблице 6.1.

Таблица 61 — Размеры возвышений отдельных элементов мостового сооружения над соответствующими уровнями воды и ледохода

В метрах

Возвышение частей или элементов мостового сооружения над расчетным уровнем

“оСть или моста

водного потока с учетом влияния подпора и волны

ледохода

селевого потока

1 Низ пролетных строений:

- при глубине подпертой воды до 1 м

0.50

0.50

1.5

- то же. се 1 м

0.50

0.75

1.5

- при наличии заторов льда

0,75

1.0

- при наличии карчехода

1.0

2 Верх площадки для установки опорных частей

0,25

0.5

1.0

3 Низ пят арок и сводов

0,25

0,25

0.5

Примечания

1    При наличии явлений, вызывающих более высокие уровни воды (вследствие подпора от нижележащих рек, озер или водохранилищ, нагона воды ветром, образования заторов или прохождения паводков по руслам, покрытым льдом, и др ), указанные в таблице возвышения следует отсчитывать от этого уровня

2    При определении возвышения верха площадки для установки опорных частей уровень воды следует определять с учетом набега воды от динамического воздействия речного потока на опору моста

3    Для малых мостовых сооружений наименьшее возвышение низа пролетных строений допускается определять без учета ветровой волны

6.6 Возвышение бровки земляного полотна, насыпей на подходах к мостам над расчетным уровнем воды, с учетом возможного подпора и набега волны на откосы следует предусматривать не менее 0.5 м. При этом следует соблюдать требования по возвышению низа дорожной одежды над уровнем грунтовых и поверхностных вод. установленные нормативными документами по проектированию автомобильных дорог.

6.7 Углы перелома продольного профиля по осям полос движения 8 местах сопряжения пролетных строений между собой и с подходами не должны превышать значений, указанных в таблице 6.2.

Таблица 6 2 — Допускаемые значения углов перелома продольного профиля в местах сопряжения пролетных строений между собой и с подходами

Нагрузка

Расчетная скорость движения одиночных легковых автомобилей на примыкающих к мостовому сооружению участках дороги. КМ/Ч

Разность уклонов продольного профиля смежных пролетов сооружения. %•

1 Постоянная нагрузка при отсут-

150—100

8

ствии на мостовом сооружении вре-

80

9

менной вертикальной нагрузки

70

11

60

13

40

17

2 Нагрузка типов АК. НК (по ГОСТ 33390)

24

Примечания

1 Если расстояния между местами сопряжения пролетных строений между собой или с подходами превы-

шают 50 м, допускаемые значения углов перелома могут быть увеличены в 1.2 раза

2 В температурно-неразрезных пролетных строениях, объединенных по плите проезжей части, углы пере-

лома профиля следует определять без учета влияния соединительной плиты

6.8    Конструкции деформационных устройств (опорных частей, шарниров, деформационных швов) и их расположение должны обеспечивать необходимую свободу для предусматриваемых взаимных перемещений (линейных, угловых) отдельных частей (элементов) мостового сооружения.

6.9    При раздельных пролетных строениях с проезжей частью разного направления движения транспортных средств расстояние в свету между смежными главными балками (фермами) должно быть не менее 1.0 м. а между гранями плит проезжей части — не менее 0.2 м в случае, если не предусматривается устройство продольного деформационного шва.

6.10    Высота подферменников. устраиваемых на оголовках опор, должна быть не менее 150 мм (относительно поверхности оголовка).

Расстояние от граней подферменников до граней оголовков опор должно быть не менее:

а)    вдоль пролетного строения при пролетах длиной до 30 м — 15 см; от 30 м до 100 м — 25 см; свыше 100 м — 35 см;

б)    поперек пролетного строения при закругленной форме оголовка от угла подферменников до ближайшей грани оголовка — не менее указанных в перечислении а); при прямоугольной форме оголовка не менее: для плитных пролетных строений — 20 см; для всех пролетных строений, кроме плитных. при опорных частях из полимерных материалов — 20 см.

Расстояние боковых граней от нижних металлических плит или вертикальных граней полимерных опорных частей до боковых граней подферменников или ригелей и насадок должно быть не менее 15 см.

6.11    В местах расположения деформационных швов пролетных строений верхний слой бетона на оголовках опор должен иметь уклон не менее 1:10, обеспечивающий сток воды при попадании на оголовок.

6.12    Минимальная ширина тротуаров должна быть равной 1.0 м. а в населенных пунктах — 1.5 м. При большей ширине тротуаров она должна быть равной 1,5 м. 2.25 м и далее — кратной 0.75 м.

При соответствующем обосновании допускается применять ширину тротуаров не кратную 0.75 м. При отсутствии регулярного пешеходного движения (менее 200 чел/сут) допускается устраивать служебные проходы шириной 0.75 м с одной или с обеих сторон мостового сооружения.

6.13    Перильное ограждение тротуаров и служебных проходов с внешней стороны пролетного строения должно иметь высоту не менее 1100 мм. Расстояния в свету между элементами заполнения перильного ограждения не должны превышать 150 мм.

Высота барьерного ограждения должна быть не менее указанной в ГОСТ 33128.

Удерживающую способность барьерных ограждений следует определять в соответствии с ГОСТ 26804.

6.14    Ширина земляного полотна подходов к мостам и путепроводам на расстоянии 10 м от задней грани крайних опор должна быть более ширины сооружения не менее чем на 0.5 м с каждой стороны. Переход от увеличенной ширины к нормальной должен быть выполнен на длине не менее 20 м.

6.15    Длина железобетонных переходных плит в узле сопряжения должна быть не менее указанной в таблице 6.3.

В метрах

Таблица 63 — Длины переходных плит в зависимости от существующих условий

Высота масыпи

Длина переходных плит при грунтах основания насыпи для категории дорог

малосжимаемые

повышенной сжимаемости

IA, 1Б. IB. II

III

IV, V и ниже

IA. IB. IB. II

III

IV. V и ниже

До 2

4

4

4

6

4

4

От 2 до 4

6

4

4

6

6

4

От 4 до 5

6

6

4

6

6

4

От 5 до 6

6

6

4

8

8

6

От 6 до 7

8

6

6

8

8

6

От 7 до 8

8

8

6

8

8

6

От 8

8

8

8

8

8

8

Примечание — К малосжимаемым грунтам относятся скальные, крупнообломочные и песчаные грунты, твердые и полутвердые супеси, суглинки и глины с показателем текучести менее 0,25, к грунтам повышенной сжимаемости —супеси, суглинки и тины с показателем текучести более 0,25

На сооружениях с опорами лежневого типа, опирающимися непосредственно на насыпь, длина плит должна быть не менее 4 м.

6.16    При сопряжении конструкций мостовых сооружений с насыпями подходов должны быть выполнены следующие условия:

-    после осадки насыпи и конуса примыкающая к насыпи часть крайней опоры должна входить в конус на значение (считая от вершины конуса насыпи на уровне бровки полотна до грани, сопрягаемой с насыпью конструкции) не менее 0,75 м при высоте насыпи до 6 м и не менее 1.0 м при высоте насыпи свыше 6 м;

-    откосы конусов должны проходить ниже подферменной площадки (в плосхости шкафной стенки) или верха боковых стенок, ограждающих шкафную часть, не менее чем на 0.40 м. В обсыпных опорах мостовых сооружений линия пересечения поверхности конуса с передней гранью опоры должна быть расположена выше уровня воды расчетного паводка (без подпора и наката волн) не менее чем на 0.50 м;

-    откосы конусов необсыпных опор должны иметь уклоны на высоте первых 6 м. считая сверху вниз от бровки насыпи, не круче 1:1,25, на высоте следующих 6 м — не круче 1:1,50. при высоте насыпи выше 12 м — не круче 1:1,75 в пределах всего конуса или до более пологой его части. Крутизну откосов конусов насыпей следует определять расчетом устойчивости конуса (с проверкой основания);

-    откосы конусов обсыпных опор должны иметь уклоны не круче 1:1,50.

6.17    Для защиты узла сопряжения от поверхностных вод верх конусов и обочин земляного полотна в пределах длины переходных плит плюс 3 м следует укреплять асфальтобетоном или бетоном. На этом же участке откосы земляного полотна и конусов должны иметь укрепление низкой водопроницаемости. Типы укреплений откосов и подошв конусов и насыпей в пределах подтопления на подходах к мостам, а также откосов регуляционных сооружений следует назначать в зависимости от их крутизны, условий ледохода, воздействия волн и течения воды при скоростях, отвечающих максимальным расходам во время расчетных паводков. Отметки верха укреплений должны быть выше уровней воды, с учетом подпора и наката волны на насыпь:

-    у больших и средних мостовых сооружений — не менее 0,50 м;

-    у малых мостовых сооружений — не менее 0.25 м.

6.18    Проезжая часть и другие поверхности конструкции (в том числе тротуары), на которые может попадать вода, должны иметь поперечный уклон не менее 20 %о.

Продольный уклон поверхности проезжей части должен быть не менее 5 %о.

Примечание — При продольном уклоне свыше 10 %о допускается уменьшение поперечного уклона при условии, что геометрическая сумма уклонов будет не менее 20 %о

6.19    Вода из водоотводящих устройств должна отводиться в локальные очистные сооружения.

Водоотводные трубки, не соединенные с водоотводными устройствами, должны быть расположены от боковых поверхностей опор на расстоянии не менее 1.5 м. При продольных уклонах сооружения 5—10 %о шаг водоотводных трубок составляет от 6 до 12 м.

Водоотводные трубки должны иметь внутренний диаметр не менее 150 мм или площадь отверстия не менее 175 см2 — при другой форме поперечного сечения.

Верх трубок при установке должен располагаться ниже поверхности, с которой отводится вода, не менее чем на 1 см.

Примечание — При продольных уклонах мостового полотна не менее 20 %о и наличии дренажной системы водоотводные трубки допускается не устраивать

6.20    Общие требования к конструкции дорожных одежд на мостовых сооружениях

6.20.1    Слои дорожной одежды должны иметь сцепление между собой. Нижний слой дорожной одежды должен иметь сцепление с плитой проезжей части.

6.20.2    Покрытие автодорожного мостового сооружения должно обеспечивать плавный безопасный проезд по сооружению. Покрытие должно обладать:

-    достаточной ровностью и плавностью продольного и поперечного профилей;

-    высокой износостойкостью;

-    шероховатостью;

-    прочностью и долговечностью.

6.20.3    Требования к конструктивным слоям дорожных одежд:

-    наличие сцепления: связь покрытия с плитой проезжей части должна быть надежной для обеспечения их совместной работы, а также для предотвращения отслаивания и сдвига покрытия относительно плиты проезжей части. Также необходима надежная связь между слоями одежды мостового полотна;

-    гидроизоляция: одежда мостового полотна должна защищать плиту проезжей части от воздействия агрессивных компонентов внешней эксплуатационной среды;

-    предотвращение трещинообразования: на поверхности покрытия не должно возникать трещин при действии любого типа проектных нагрузок и воздействий;

-    жесткость: одежда мостового полотна не должна допускать образования колей и неровностей под воздействием подвижной нагрузки;

-    прочность и долговечность: покрытие должно воспринимать не только колесную нагрузку, но и другие виды воздействий, такие как ветровое воздействие, изменение температуры и т. д. Оно должно быть устойчивым к воздействию воды, топлива и масла от проезжающего транспорта, а также соленой воды и антигололедных смесей;

-    безопасность: покрытие должно сохранять шероховатость при ожидаемых условиях эксплуатации на всем протяжении срока службы;

-    малый вес; одежда мостового полотна должна иметь минимальный вес при сохранении своих функций.

6.20.4    Требования к подготовке поверхности, связующему слою

Асфальтобетонные слои не могут быть напрямую нанесены на бетонную или стальную основу (поверхность). Необходимо устроить промежуточный связующий слой, обеспечивающий хорошее сцепление с гидроизолирующим слоем. Наиболее часто используемыми методами нанесения связующего слоя (праймера, грунтовки) является нанесение битумного материала, битумной эмульсии, эпоксидной смолы, полиуретана и т. д.

Перед нанесением связующего слоя (праймера) на поверхность стальной ортотропной плиты она должна быть соответствующим образом подготовлена и не должна иметь следов коррозии, смазки, масла, влаги или пыли на поверхности.

Поверхность бетона должна иметь достаточный уклон в продольном направлении, для обеспечения водоотвода за счет устройства дренажного слоя. После набора бетоном достаточной прочности поверхность бетона подвергают абразивоструйной обработке для удаления излишков цементного молочка и создания текстуры поверхности, обеспечивающей требуемое сцепление при устройстве гидроизоляции. После абразивоструйной обработки нанесение сцепляющего слоя (праймера) проводят на очищенную сухую поверхность бетона.

6.20.5    Основные функциональные требования к гидроизоляции следующие:

-    водо- и воздухонепроницаемость при любых условиях;

-    требуемая адгезия между гидроизоляцией и поверхностью плиты проезжей части;

-    механическое сопротивление (действию нагрузки и теплового расширения);

-    сопротивляемость действию противогололедных реагентов;

-    совместимость с асфальтобетонной смесью:

-    устойчивость к воздействию высоких температур в процессе укладки горячей асфальтобетонной или литой полимерасфальтобетонной смеси.

6.20.6    Требования к верхнему слою дорожной одежды

Для длительного сохранения требуемых характеристик верхний слой дорожной одежды мостового полотна должен:

-    иметь достаточное сопротивление износу;

-    иметь сопротивляемость действию нефтепродуктов, воды и минеральных солей:

-    иметь слабую восприимчивость к погодным условиям;

-    служить защитой плиты проезжей части и быть, по возможности, гидроизолирующим слоем;

-    иметь высокую стабильность;

-    быть устойчивым к усталостным разрушениям;

-    сохранять упругость, то есть быть устойчивым к остаточной деформации;

-    быть способным распределять нагрузку.

6.20.7    Требования по качеству готового асфальтобетонного покрытия

Требования к качеству асфальтобетонных покрытий зависят от расположения и назначения дорожного объекта, а также от интенсивности и состава движения транспорта.

Специальными свойствами покрытия являются водопроницаемость и уровень шума, к которым, при необходимости, предъявляют требования в каждом отдельном случае.

На асфальтобетонном покрытии не должно быть таких неровностей, которые вызывают скопление воды. Во время укладки и укатки смеси контролируют ровность укладываемого слоя при помощи рейки как в поперечном, так и в продольном направлениях, или иными методами в соответствии с ГОСТ 33101.

При устройстве слоя покрытия следует обеспечивать поперечный уклон и отметки в соответствии с проектной документацией.

6.20.8    Требования к тонкослойным полимерным покрытиям на мостовых сооружениях

Тонкослойное полимерное покрытие должно обеспечивать долговременную (не менее 10 лет) безопасную безаварийную работу мостового полотна при движении транспортных средств по мостовым сооружениям.

Тонкослойное полимерное покрытие должно быть стойким к воздействию климатических факторов (колебаниям температуры, соответствующим климатическим зонам — от абсолютной минимальной до абсолютной максимальной, определяемым на основании данных многолетних наблюдений в районе строительства; влажности и агрессивности воздушной среды; ультрафиолетовому излучению), а также к действию агрессивных растворов солей, кислот, щелочей, нефтепродуктов.

6.20.9    Требования к сталефибробетонным покрытиям

При приемке сталефибробетонных покрытий не допускается наличие следующих внешних дефектов:

-    трещин, кроме усадочных, раскрытием до 0.10 мм;

-    недостаточной толщины защитного слоя;

-    сколов бетона суммарной длиной более 100 мм и глубиной более 15 мм на 1 м длины конструкции;

-    наплывов бетона в местах установки закладных болтов, а также сколов рабочих кромок бетона;

-    раковин в бетоне диаметром более 15 мм и глубиной более 5 мм в количестве более трех на принимаемом участке конструкции длиной 10 м;

-    раковин диаметром до 15 мм и глубиной до 5 мм в количестве более трех на площади 50 * 50 см;

-    местных неровностей высотой (глубиной) более 5 мм.

6.21    Требования к возведенным мостовым сооружениям и их конструктивным элементам:

-    соответствие возведенной конструкции утвержденной проектной и рабочей документации:

-    согласование (в случае необходимости) с проектной организацией отклонений от проекта:

-    соответствие применяемых материалов и изделий требованиям проекта:

-    соответствие выполненных объемов работ исполнительной документации:

-    полнота и качество освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, ведение исполнительной документации.

Примечание — Исполнительная документация, кроме актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций, включает в себя

-    исполнительные схемы, общие журналы работ и специальные журналы работ, журналы авторского надзора (при наличии);

-    результаты лабораторного контроля, акты испытаний строительных материалов и контрольных образцов, паспорта, сертификаты соответствия на материалы и изделия

6.22    Работы по устройству мостовых сооружений и их конструктивных элементов следует проводить при организации и выполнении входного, операционного контролей и оценки соответствия выполненных работ, в соответствии с требованиями проекта, настоящего стандарта и действующих нормативных документов.

7 Общие требования к водопропускным трубам и их конструктивным элементам

Технические требования к водопропускным трубам содержатся в настоящем стандарте, ГОСТ 32871, документации производителя соответствующего типа водопропускной трубы.

7.1    Водопропускные трубы должны удовлетворять следующим эксплуатационным требованиям:

-    прочности:

-    надежности и безопасности пропуска водного потока:

-    устойчивости к повреждениям;

-    огнестойкости:

-    экономичности;

-    экологичности;

-    долговечности.

7.2    Для обеспечения долговечности водопропускных труб наименьшую толщину засыпки над их звеньями следует принимать на автомобильных дорогах равной 0.5 м до низа дорожной одежды, но не менее 0.8 м до верха дорожного покрытия.

В обоснованных случаях на объектах улично-дорожной сети и автомобильных дорогах толщину засыпки над трубами и закрытыми лотками допускается принимать менее 0,5 м. Во всех случаях при уменьшенной толщине засыпки следует учитывать результаты расчета на динамическое воздействие временных нагрузок. При выполнении расчетов на динамическое воздействие временных нагрузок значение давления на трубу следует определять с учетом угла распределения давления в грунте и динамического коэффициента, зависящего от обратной засыпки с учетом толщины дорожной одежды.

7.3    Изделия круглого сечения по всей длине должны иметь правильную цилиндрическую или коническую (для оголовков) форму, а изделия прямоугольного сечения — призматическую.

7.4    Основные размеры звеньев железобетонных труб:

-    внутренний диаметр цилиндрических и меньший диаметр конических изделий: 500. 600. 750, 800, 1000, 1200, 1250, 1400, 1500, 1600. 2000 мм;

-    отверстия прямоугольных водопропускных труб: 1000, 1250, 1500, 2000, 2500, 3000, 4000 мм;

-    длина звена водопропускных труб: круглых - не менее 1000, кратно 500 мм; прямоугольных — не менее 750, кратно 250 мм.

Наименьшую толщину стенки водопропускной трубы следует устанавливать в 100 мм, а при диаметре водопропускной трубы 500 мм и 750 мм — 80 мм, с учетом защитного слоя.

7.5    Основные размеры внутреннего диаметра металлических гофрированных водопропускных труб: 1000, 1250, 1500, 2000, 3000, 5000 мм и более (при соответствующем технико-экономическом обосновании).

7.6    Параметрами гофрированных элементов являются длина и глубина волны гофра, толщина элемента.

Требования к параметрам круговых контуров:

-    длина волны —68. 125. 130. 135.140. 145. 150.155, 160. 164 мм;

• глубина волны — от 13 до 57 мм:

-    толщина элемента — от 2 до 8 мм.

Требования для арочных контуров, не менее:

-    длина волны — 200 мм;

-    глубина волны — 55 мм;

-    толщина элемента — от 3 до 8 мм.

7.7    Допустимые отклонения параметров и размеров элементов водопропускных труб

7.7.1    Допустимые отклонения размеров звеньев, оголовков, фундаментных блоков железобетонных водопропускных труб не должны превышать следующих значений:

-    по длине звена — не более 5 мм;

-    по толщине стенок — не более 5 мм;

-    по внутреннему диаметру (ширине, высоте) — не более 10 мм;

-    перекос торцевой поверхности звена — не более 5 мм;

-    защитный слой бетона до арматурного элемента — не более 2 мм.

7.7.2    Для звеньев, изготавливаемых в формах с внутренним конусообразным вкладышем, отклонение по толщине стенок следует относить к верхнему (во время формования) торцу звена. Конусность внутренней поверхности форм (разность диаметров звена) не должна превышать 0.01 L, где L — длина звена.

7.7.3    Отклонения действительных размеров элементов металлических гофрированных водопропускных труб от принятых в настоящем стандарте не должны превышать значений, указанных в таблице 7.1.

Таблица 71 — Допускаемые отклонения изготовленных элементов

Параметр

Допускаемые отклонения, мм

1 Длина гофрированного листа

±2

2 Расстояние между центрами образованных по шаблону с втулками отверстий

- смежных

♦0.7

- крайних в ряду

±1.0

3 Диаметры отверстий, мм

- до 17 в ключ

+1; -0

- св 17

♦1.5; -0

4 Просвет при подгибке между изделием и шаблоном

3

5 Радиус гибких элементов (просвет между шаблоном длиной по дуге 1.5 м и поверхностью свальцованного листа):

- в средней части

2

- по концевым участкам

6

7.7.4    Отклонения от прямолинейности профиля поверхности изделия по продольному сечению, измеряемые по образующей цилиндрической части, не должны превышать следующих значений:

-    5 мм — на длине 1 м;

-    10 мм — на всей длине.

7.7.5    Допускаемые отклонения размеров арматурных изделий для железобетонных водопропускных труб не должны превышать:

-    для изделий диаметром до 1000 мм включительно — +5 мм;

-    для изделий диаметром свыше 1000 мм — +10 мм.

Отклонения от проектной длины каркаса — +5 мм.

Отклонения от размера шага спиральной арматуры — +5 мм.

Отклонения по числу шагов спиральной арматуры не должны превышать — +1 шаг.

7.8    Допускаемые отклонения размеров изготовленных элементов композитных водопропускных труб следует принимать согласно ГОСТ 33123.

7.9    Требования к качеству поверхности водопропускных труб

7.9.1    Наличие трещин в бетоне звеньев не допускается, за исключением местных поверхностных усадочных трещин шириной раскрытия не более 0,05 мм.

7.9.2    Размеры раковин, местных наплывов, впадин, сколов бетона на бетонных поверхностях изделий и их торцах не должны превышать значений, указанных в таблице 7.2.

Таблица 7.2 — Требования к качеству поверхности изделий

Вид поверхности

Предельно допустимые размеры, мм

раковин на 1 м2 поверхности

местных наплывов (высота) и впадин (глубина)

сколов бетона (торцов)

Диаметр

Глубина

Глубина

Суммарная длина на 1 м ребра

Наружная и внутренняя, кроме участков стыка

15

5

5

_

_

На участках стыка

4

3

1

Торцевая

15

5

5

5

50

7.9.3    На наружных и внутренних поверхностях изделий из композитных материалов, металлических водопропускных труб не должно быть неровностей.

7.9.4    Открытые стальные поверхности, закладные изделия и выпуски арматуры должны иметь антикоррозийное покрытие. Вид. качество и толщина антикоррозионных покрытий поверхностей изделий должны соответствовать указанным в рабочих чертежах (технологических регламентах для конкретной системы покрытий).

8 Технические требования к мостовым сооружениям при строительном контроле

8.1    Геометрические и физические параметры мостовых сооружений и их отдельных конструктивных элементов, измеренные в соответствии с ПНСТ 310, должны соответствовать установленным проектом значениям величин геометрических и физических параметров в пределах, принятых в нормативных документах отклонений контролируемого геометрического или физического параметра.

Физико-механические характеристики применяемых материалов, конструкций и изделий должны отвечать установленным в проекте и соответствующих нормативных документах требованиям с учетом допускаемых возможных отклонений.

8.2    Требования к основаниям и фундаментам мостовых сооружений

8.2.1 Технические требования к сваям и сваям-оболочкам мостовых сооружений приведены в таблицах 8.1—8.3.

Таблица 8.1 — Допускаемые отклонения центров свай и оболочек сооружения в плане от проектного положения в уровне низа ростверка или насадки

Наименование показателя

Допускаемые отклонения от проектного значения

Положение центров свай и оболочек сооружения в уровне низа ростверка или на-

садки:

а) для свай квадратного и круглого поперечного сечений размером не более 0,6 м

(стороны квадрата, меньшей стороны прямоугольника или диаметра) при монолитном

ростверке или насадке, в долях стороны или диаметра

1) при расположении их в фундаменте в один ряд по фасаду моста:

- вдоль моста

♦0.2

- поперек моста

♦0.3

Окончание таблицы в 1

Наименование показателя

Допускаемые отклонения от проектного значения

2) при расположении свай в два ряда и более по фасаду моста:

- для крайних рядов (вдоль моста)

±0.2

- для средних рядов (вдоль моста)

±0.3

- поперек моста

±0.4

б) для свай квадратного, прямоугольного и круглого поперечного сечений размером

не более 0.6 м (независимо от числа рядов) при сборных ростверках и насадках с обя-

зательным применением направляющих устройств (каркасов, кондукторов, стрел), см

5

в) для свай-оболочек, столбов диаметром от 0.6 до 3 м, погруженных с отклонени-

ями, в долях диаметра:

1) без применения направляющих устройств

- для одиночных и при расположении в один ряд по фасаду моста

0.1

- при расположении в 2 ряда и более

0.15

2) через направляющий каркас (кондуктор):

- на суше, см

5

- на акватории с глубиной воды Н, м

0,03 Н

Таблица 8 2—Допускаемые отклонения положения осей закрепленного направляющего каркаса от проектного положения в уровне его верха

Наименование показателя

Допускаемые отклонения

от проектного значения

Положение осей закрепленного направляющего каркаса в уровне его верха, см

- на суше

2.5

- на акватории с глубиной воды Н, м

0,015Н

Таблица 83 — Допускаемые отклонения глубины погружения свай и свай-оболочек от проектной глубины (с учетом местного размыва), составляющей не менее 4 м

Наименование показателя

Допускаемые отклонения (уменьшение)

от проектного значения, см

Глубина погружения свай и свай-оболочек для свай (при условии обеспечения предусмотренной проектом несущей способности по грунту) длиной. м

- ДО 10

25

- от 10 и более

50

- свай-оболочек разной длины

25

8.2.2 Технические требования к буровым сваям мостовых сооружений приведены в таблице 8 4

Таблица 84 — Технические требования к буровым сваям мостовых сооружений

Наименование показателя

Допускаемые отклонения от проектного значения

1 Положение буровых свай, столбов в плане

а) при расположении их в один ряд по фасаду моста

- 1 200 в пределах акватории

±0,04*

- 1 200 на суше

±0.02*

б) при расположении свай в два ряда и более по фасаду моста:

- 1:100 в пределах акватории

±0.1*

- 1:100 на суше

±0,05*

2 Размеры скважины и уширенной полости (уширения), см

- по глубине скважины (по отметке ее забоя)

±25

- диаметру скважины

±5

- глубине расположения низа цилиндрической части уширения

±10

- диаметру уширения

±10

- высоте цилиндрической части уширения

±5

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................1

3    Термины, определения и сокращения...................................................3

4    Общие положения...................................................................4

5    Требования к материалам мостовых сооружений и водопропускных труб и их элементов........5

6    Общие требования к мостовым сооружениям и их конструктивным элементам.................9

7    Общие требования к водопропускным трубам и их конструктивным элементам.................14

8    Технические требования к мостовым сооружениям при строительном контроле................16

9    Технические требования к водопропускным трубам при строительном контроле................30

Окончание таблицы 8 4

Наименование показателя

Допускаемые отклонения

от проектного значения

3 Геометрические параметры элементов арматурного каркаса буровой сваи, столба, см:

- взаимное расположение продольных стержней по периметру каркаса

±1

- длина стержней

±5

- шаг спирали

±2

- расстояние между кольцами жесткости

±10

- расстояние между фиксаторами защитного слоя

±10

- высота фиксаторов

±1

- диаметр каркаса в местах расположения колец жесткости

±2

* Значения указаны в долях d, верха и наклона оси (tg а)

Примечани е—Допуск на шаг арматурного каркаса буровых свай, не влияющего на несущую способность свай, следует принимать не менее допуска на диаметр каркаса, определяющего несущую способность свай.

8 2.3 Технические требования к фундаментам мелкого заложения и ростверкам свайных фундаментов мостовых сооружений приведены в таблице 8.5.

Таблица 85 — Технические требования к фундаментам мелкого заложения мостовых сооружений и ростверкам свайных фундаментов

Наименование показателя

Допускаемые отклонения от проектного значения, см

Геометрические параметры забетонированных на месте (и сборных) фундаментов и ростверков

-    размеры в плане

-    толщина защитного слоя

-    положение по высоте верха (обреза) фундамента или ростверка

-    положение в плане относительно разбивочных осей

*5 (±2)

♦2; -0.5 (+1; -0.5) ±2 (±1) 2.5(1)

Примечание — Значения, приведенные в скобках, относятся к сборным фундаментам и ростверкам

8.2.4 Технические требования, которые следует выполнять при монтаже фундаментов и проверять при операционном контроле, приведены в таблице 8.6.

Таблица 8.6 — Технические требования при монтаже фундаментов

Наименование показателя

Допускаемые отклонения от проектного

значения, мм

1 Положение оси возведенных конструкций в плане относительно разбивочных осей опор:

а) осей свай, свай-оболочек и столбов в плане в уровне нижней по-

верхности насадок

30

б) осей стоек, колонн по верхнему торцу

5

2 Высота проектного положения отметок верха свайных элементов (забивных свай, свай-оболочек, буровых свай) относительно нижней поверхности насадок

50

3 Минимальный зазор между боковой поверхностью свайных элементов, стоек опор и боковой поверхностью отверстий в насадках

30

8.3 Требования к опорам мостовых сооружений

Технические требования, предъявляемые при монтаже опор мостовых сооружений, приведены в таблицах 8.7—8.11.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

МОСТЫ И ТРУБЫ ДОРОЖНЫЕ

Технические требования

Automobile roads of general use Bridges and culverts Technical requirements

Срок действия— с 2019—03—01 до 2022-03-01

1    Область применения

1.1    Настоящий стандарт распространяется на мостовые сооружения и водопропускные дорожные трубы, расположенные на автомобильных дорогах общего пользования (далее — автомобильные дороги).

1.2    Настоящий стандарт устанавливает технические требования к мостовым сооружениям и водопропускным дорожным трубам и входящим в их состав конструктивным элементам, соблюдение которых проверяют при осуществлении строительного контроля в соответствии с ГОСТ 32731. ГОСТ 32756 и ГОСТ 32755.

Настоящий стандарт не распространяется на правила проектирования и технологию устройства мостовых сооружений и водопропускных труб.

1.3    Требования стандарта распространяются на мостовые сооружения и водопропускные трубы, предназначенные для эксплуатации в любых климатических условиях и в районах с расчетной сейсмичностью до 9 баллов включительно.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.104 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации

ГОСТ 380 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 1050 Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия

ГОСТ 1577 Прокат толстолистовой и широкополосный из конструкционной качественной стали. Технические условия

ГОСТ 3640 Цинк. Технические условия

ГОСТ 4543 Металлопродукция из конструкционной легированной стали. Технические условия

ГОСТ 5264 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 5781 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия

ГОСТ 7348 Проволока из углеродистой стали для армирования предварительно напряженных железобетонных конструкций. Технические условия

Издание официальное

ГОСТ 7798 Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры ГОСТ 9128 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные. асфальтобетон, полимерас-фальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия ГОСТ 10060 Бетоны. Методы определения морозостойкости

ГОСТ 10884 Сталь арматурная термомеханически упрочненная для железобетонных конструкций. Технические условия

ГОСТ 12730.5 Бетоны. Методы определения водонепроницаемости

ГОСТ 14098 Соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Типы, конструкции и размеры

ГОСТ 14637 Прокат толстолистовой из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16523 Прокат тонколистовой из углеродистой стали качественной и обыкновенного качества общего назначения. Технические условия

ГОСТ 17066 Прокат тонколистовой из стали повышенной прочности. Технические условия ГОСТ 18105 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ 24297 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля ГОСТ 24705 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Основные размеры ГОСТ 26633 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 26775 Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. Нормы и технические требования

ГОСТ 26804 Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия ГОСТ 31015 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия

ГОСТ 31384 Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Общие технические требования

ГОСТ 32731 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля

ГОСТ 32755 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ

ГОСТ 32756 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ

ГОСТ 32846 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация

ГОСТ 32871 Дороги автомобильные общего пользования. Трубы дорожные водопропускные. Технические требования

ГОСТ 32957 Дороги автомобильные общего пользования. Экраны акустические. Технические требования

ГОСТ 33101 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия дорожные. Методы измерения ровности

ГОСТ 33123 Трубы водопропускные из полимерных композитов. Технические условия ГОСТ 33127 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Классификация

ГОСТ 33128 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования

ГОСТ 33178 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов ГОСТ 33382 Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация ГОСТ 33384 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование мостовых сооружений. Общие требования

ГОСТ 33390 Дороги автомобильные общего пользования. Мосты. Нагрузки и воздействия ГОСТ 33391 Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Габариты приближения конструкций

ГОСТ ISO 4032 Гайки шестигранные нормальные (тип 1). Классы точности А и В ГОСТ Р 52644 Болты высокопрочные с шестигранной головкой с увеличенным размером под ключ для металлических конструкций. Технические условия

ГОСТ Р 52645 Гайки высокопрочные шестигранные с увеличенным размером под ключ для металлических конструкций. Технические условия

ГОСТ Р 53772 Канаты стальные арматурные семипроволочные стабилизированные. Технические условия

ГОСТ Р 54401 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования

ГОСТ Р 55374 Прокат из стали конструкционной легированной для мостостроения. Общие технические условия

ГОСТ Р 57997 Арматурные и закладные изделия сварные, соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Общие технические условия

ГОСТ Р ИСО 8501-1 Подготовка стальной поверхности перед нанесением лакокрасочных материалов и относящихся к ним продуктов. Визуальная оценка чистоты поверхности. Часть 1. Степень окисления и степени подготовки непокрытой стальной поверхности и стальной поверхности после полного удаления прежних покрытий

ПНСТ 308 Дороги автомобильные общего пользования. Земляное полотно. Технические требования

ПНСТ 310 Дороги автомобильные общего пользования. Мосты и трубы дорожные. Методы определения геометрических и физических параметров

ПНСТ 114 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Технические требования для метода объемного проектирования по методологии Superpave

ПНСТ 127 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные щебеночномастичные. Технические требования для метода объемного проектирования

ПНСТ 183 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия

ПНСТ 184 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Технические условия

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины, определения и сокращения

3.1    В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 32846. ГОСТ 32957, ГОСТ 33127ГОСТ 33128, ГОСТ 33178, ГОСТ 33382, ГОСТ 33384, ГОСТ 33391, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1    дорожная водопропускная труба (водопропускная труба): Инженерное сооружение, укладываемое в теле насыпи автомобильной дороги для пропуска водного потока.

3.1.2    мостовое сооружение: Инженерное дорожное сооружение (мост, путепровод, эстакада и др ). устраиваемое при пересечении транспортного пути с естественными или искусственными препятствиями.

3.1.3    прогал: Временный разрыв в насыпи, предназначенный для строительства водопропускной трубы.

3.1.4    путепровод: Мостовое сооружение для пропуска одной транспортной магистрали над другой в разных уровнях

3.1.5    стеклопластик: Композиционный материал, состоящий из стеклянного наполнителя и синтетического полимерного связующего.

3.1.6    строительный (производственный) контроль: Контроль соответствия выполняемых работ проектной документации и требованиям технических регламентов, проводимый в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильной дороги и дорожных сооружений.

3.1.7    тело водопропускной трубы: Основная часть водопропускной трубы между входным и выходным оголовками, находящаяся в грунте насыпи, имеющая замкнутую или разомкнутую форму поперечного сечения, по которой осуществляется пропуск воды.

3.1.8    технические требования: Требования, которые следует соблюдать при возведении мостовых сооружений и водопропускных дорожных труб и входящих в их состав конструктивных элементов.

Примечание — Соблюдение технических требований проверяют в процессе выполнения строительного контроля

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ЖБТ — железобетонная водопропускная труба;

КДШ — конструкция деформационного шва:

МГТ — металлическая гофрированная водопропускная труба:

ПБТ — прямоугольная бетонная или железобетонная водопропускная труба;

ППР — проект производства работ.

4 Общие положения

4.1    В настоящем стандарте с учетом положений ГОСТ 33178 принята следующая классификация мостовых сооружений и пролетных строений:

а)    по расположению мостового сооружения: на автомагистралях, скоростных дорогах, дорогах обычного типа (категории IB-V). в городе и населенном пункте;

б)    функциональному назначению: автодорожные, городские, совмещенные, пешеходные, скотопрогоны (зверопроходы). экодуки;

в)    виду мостового сооружения: мосты, путепроводы, эстакады, виадуки, специальные (засыпного типа), разводные, прочие;

г)    материалу наибольшего пролетного строения: железобетонные преднапряженные, железобетонные с ненапрягаемой арматурой, стальные, сталежелезобетонные, деревянные, из клееной древесины. каменные или бетонные, алюминиевые, композитные;

д)    характеристике длины мостовых сооружений: малые (длиной до 25 м включ). средние (длиной более 25 и до 100 м включ ), большие (длиной более 100 м или с пролетом 60 м и более), внеклассные (содержащие пролеты 200 м и более);

е)    статической схеме мостовых сооружений: балочные, ферменные, вантовые, висячие, экстра-дозные, арочные, рамные, комбинированные;

ж)    типу основной несущей конструкции: балка ребристая с диафрагмами, балка ребристая без диафрагм, коробка, коробка многоячеистая, плита. П-образная плита, ферма, прочее;

и) уровню езды: с ездой поверху, понизу, по середине, двухьярусные.

4.2    В настоящем стандарте с учетом положений ГОСТ 32871 принята следующая классификация водопропускных труб:

а)    по числу отверстий: одноочковые (состоящие из одной трубы), двухочковые (состоящие из двух труб), многоочковые (состоящие из трех и более труб);

б)    форме поперечного сечения:

1)    замкнутой формы поперечного сечения: прямоугольные, круглые, овоидальные (горизонтального и вертикального эллипса, замкнутого арочного типа).

2)    разомкнутой формы поперечного сечения (в основном, гофрированные водопропускные трубы): арочные, усиленные арочные, арочные многорадиусные, коробчатые);

в)    материалу изготовления: бетонные (из неармированного бетона), железобетонные (из армированного бетона), металлические, композитные (стеклопластиковые, полиэтиленовые и др );

г)    режиму работы водопропускной трубы: безнапорные, напорные, полунапорные;

д)    условиям опирания:

1) бесфундаментные: на земляном ложе, спрофилированном по очертанию водопропускной трубы; на грунтовом основании; на гравийно-песчаной подготовке, щебеночной подушке;

2)    на фундаментах: из лекальных блоков; из монолитного бетона или железобетона.

3)    на свайном основании;

е) по грузоподъемности и несущей способности (по величине расчетной высоты насыпи над верхом изделия): 1-я группа (до 5 м включ), 2-я группа (от 5 до 10 м). 3-я группа (от 10 до 15 м), 4-я группа (от 15 до 20 м).

4.3    Технические требования к мостовым сооружениям формируют на основании совокупности требований, предъявляемых к отдельным конструктивным элементам мостовых сооружений. Различают следующие конструктивные элементы мостовых сооружений:

-    основания и фундаменты;

-    опоры мостовых сооружений;

-    пролетные строения;

-    конструктивные слои дорожных одежд;

-    деформационные швы;

-    опорные части;

-    перильные ограждения;

-    барьерные ограждения;

-    системы водоотвода;

-    системы защиты от шума;

-    системы искусственного освещения на мостовых сооружениях;

-    системы вторичной защиты от коррозии;

-    конусы и откосы насыпи (подпорные стенки);

-    сопряжение мостового сооружения с подходами.

4.3.1    Основания и фундаменты мостовых сооружений подразделяют следующим образом:

-    мелкого заложения башмачные;

-    мелкого заложения ленточные;

-    мелкого заложения массивные;

-    глубокого заложения на забивных сваях;

-    глубокого заложения на оболочках;

-    глубокого заложения на буровых сваях;

-    глубокого заложения на набивных сваях;

-    глубокого заложения на винтовых сваях.

4.4    Технические требования к водопропускным трубам формируют на основании совокупности требований, предъявляемых к отдельным конструктивным элементам водопропускных труб. Различают следующие основные конструктивные элементы водопропускных труб:

-    фундамент водопропускной трубы;

-    тело и оголовки водопропускной трубы;

-    участок насыпи, в котором расположена водопропускная труба.

4.5    Допускаемые отклонения геометрических и физических параметров мостовых сооружений и водопропускных труб при строительном контроле установлены в настоящем стандарте и действующих нормативных документах.

5 Требования к материалам мостовых сооружений и водопропускных труб и их элементов

5.1    Для выполнения требований по безопасности конструкции должны иметь такие исходные характеристики. чтобы в процессе строительства и эксплуатации были исключены разрушения любого характера, связанные с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу и окружающей среде.

5.2    Требования к материалам для мостовых сооружений

5.2.1 Для обеспечения надежности и долговечности мостовых сооружений следует применять тяжелый бетон (со средней плотностью от 2200 до 2500 кг/м3 включительно) классов по прочности на сжатие В20; В22.5; В25; В27.5; ВЗО; В35; В40: В45; В50: В55 и В60 по ГОСТ 26633.

Класс бетона по прочности на сжатие должен быть применен не ниже:

-    В20 — для бетонных опор;

-    В25 — для железобетонных опор;

-    ВЗО —для железобетонных опор с напрягаемой арматурой:

-    ВЗО — для пролетных строений с ненапрягаемой арматурой;

-    В35 — для пролетных строений с напрягаемой арматурой.

5.2.2    Марки бетона по морозостойкости в зависимости от климатических условий зоны строительства должны быть F100, F200. F300. F400 по ГОСТ 10060. Для конструкций, подверженных воздействию противогололедных реагентов, марка бетона по морозостойкости должна быть не менее F200.

5.2.3    Марки бетона по водонепроницаемости (по ГОСТ 12730.5) должны быть не ниже VU3 в подводных и подземных элементах мостового сооружения, не подвергающихся электрической и химической коррозии. Остальные элементы и части мостовых конструкций должны иметь марку по водонепроницаемости не ниже W8.

5.2.4    В железобетонных мостовых сооружениях следует использовать следующую арматуру:

-    ненапрягаемую стержневую классов А240. АЗОО. А400 по ГОСТ 5781;

-    напрягаемую стержневую классов А600. А800. АтбОО, Ат800, Ат1000 по ГОСТ 5781 и ГОСТ 10884;

-    высокопрочную проволоку классов В-ll, Вр-11 по ГОСТ 7348;

-    арматурные канаты К7 по ГОСТ Р 53772;

-    стальные канаты со спиральной свивкой.

5.2.5    В стальных конструкциях мостовых сооружений следует применять прокатную конструкционную сталь марок 16Д. 15ХСНД. 10ХСНД, стали марок 15ХСНДА и 10ХСНДА, атмосферостойкую сталь марки 14ХГНДЦ по ГОСТ Р 55374.

Прокат из стали марок 15ХСНД, 10ХСНД. 15ХСНДА и 10ХСНДА должен быть применен в зависимости от типа исполнения мостового сооружения (обычное или северное):

-    без термообработки (категория 1);

-    с термообработкой в нормализованном состоянии (категория 2);

-    в термически улучшенном состоянии после закалки и высокого отпуска (категория 3).

5.2.6    Материалы, применяемые для изготовления полимерных композитных конструкций, должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов, иметь сопроводительную документацию. подтверждающую их соответствие нормативным требованиям, включая паспорта качества. и должны подвергаться входному контролю по ГОСТ 24297.

5.3 Требования к материалам для водопропускных труб

5.3.1    Требования к материалам железобетонных и бетонных конструкций

5.3.1.1    В конструкциях водопропускных труб следует применять тяжелый бетон со средней плотностью от 2200 до 2500 кг/м3, классов В25: В27.5; ВЗО; В35; В40; В45: В50: В55; В60: В65; В70: В75 и В80. соответствующих требованиям ГОСТ 26633.

Фактическая прочность бетона элементов (изделий) конструкции водопропускных труб должна соответствовать указанной в ГОСТ 18105, в зависимости от нормируемой прочности бетона и показателя фактической однородности прочности бетона.

5.3.1.2    Марка по морозостойкости бетона должна соответствовать проектной марке, в зависимости от режима его эксплуатации и климатических условий района строительства и указанной в заказе на изготовление звеньев, но не ниже F200 по ГОСТ 10060.

5.3.1.3    Марка по водонепроницаемости бетона должна соответствовать проектной марке, в зависимости от режима его эксплуатации и гидрологических условий района строительства и указанной в заказе на изготовление звеньев, но не менее W6 по ГОСТ 12730.5.

5.3.1.4    Бетон для изделий, эксплуатируемых в условиях агрессивной среды, должен удовлетворять дополнительным требованиям по ГОСТ 31384.

5.3.1.5    Наименьшие диаметры ненапрягаемой арматуры для железобетонных водопропускных труб должны быть:

-    12 мм —для расчетной продольной арматуры в элементах прямоугольных водопропускных труб;

-    не менее 8 мм —для расчетной и конструктивной арматуры в звеньях круглых водопропускных

труб.

5.3.1.6    Минимально допустимую толщину защитного слоя бетона от его наружной поверхности до поверхности арматурного элемента следует принимать в зависимости от условий защиты арматуры от коррозии, в зависимости от класса агрессивности среды, обеспечения совместной работы арматуры с бетоном.

Минимально допустимая толщина защитного слоя бетона должна быть не менее 20 мм, а при диаметре трубы 3 м и более толщина защитного слоя с внутренней стороны должна быть равной 30 мм.

5.3.2 Требования к материалам металлических гофрированных водопропускных труб

5.3.2.1    Для гофрированных цельновитых и слиральновитых водопропускных труб на автомобильных дорогах всех категорий минимальную толщину гофрированного листа следует принимать по расчету. но не менее 2.0 мм.

5.3.2.2    Допускается применение гофрированных листов различных профилей и толщины листа, при условии проведения соответствующих расчетов, гарантирующих требуемую прочность, устойчивость и стабильность гибкой конструкции водопропускной трубы и проектируемой над ней насыпи.

5.3.2.3    Гофрированные листы, использующиеся в температурных условиях с расчетной минимальной температурой не ниже минус 40 вС, при диаметре (пролете) до 3 м, следует изготавливать из толстолистового проката 5-й категории по ГОСТ 14637 или тонколистового проката 5-й категории по ГОСТ 16523. из углеродистой полуспокойной и спокойной стали обыкновенного качества марок СтЗлс. СтЗсп, СтЗГпс. СтЗГсп по ГОСТ 380.

5.3.2 4 Гофрированные листы при эксплуатации в температурных условиях с расчетной минимальной температурой не ниже минус 40 °С. при диаметре (пролете) 3 м и более следует изготавливать из толстолистового проката по ГОСТ 1577 или тонколистового проката 5-й категории по ГОСТ 16523. из углеродистой качественной конструкционной стали марок 10. 15. 20 по ГОСТ 1050, а также проката из стали повышенной прочности не ниже 10-й категории следующих марок: 09Г2. 09Г2С, 09Г2Д по ГОСТ 17066.

5.3.2.5    Гофрированные листы, использующиеся в районах с расчетной минимальной температурой ниже минус 40 °С. следует изготавливать из проката из стали повышенной прочности не ниже 12-й категории, следующих марок: 09Г2Д, 09Г2С. 17ГС — класс прочности не ниже 295.

5.3.2.6    Гофрированные листы, эксплуатирующиеся в районах с расчетной минимальной температурой ниже минус 50 °С. следует изготавливать из проката из стали повышенной прочности не ниже 14-й категории — класс прочности не ниже 345.

5.3.2.7    При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается применение других сталей аналогичного качества по химическому составу и физико-механическим свойствам, обеспечивающих изготовление конструкций с необходимыми физико-механическими характеристиками.

5.3.2.8    Для соединения гофрированных листов меэду собой следует применять крепежные болты и гайки со сферической опорной поверхностью, с размерами резьбы М16, М20, использующиеся в температурных условиях с расчетной минимальной температурой не ниже минус 40 °С, из сталей марок 10,20. 35 — по ГОСТ 1050, класс прочности болтов 4.8. 5.8.8.8 — по ГОСТ Р 52644. класс прочности гаек 5. 6. 8 — по ГОСТ Р 52645.

5.3.2.9    В районах с расчетной минимальной температурой ниже минус 40 °С крепежные болты и гайки следует применять из сталей марок 35. 40 — по ГОСТ 1050. 35Х. 38ХА. 40Х — по ГОСТ 4543. класс прочности болтов 8.8 —12. класс прочности гаек 8.10.12.

5.3.2.10    Конструктивные элементы гофрированных водопропускных сооружений, включая метизы (болты, гайки и шайбы), должны иметь сертификаты качества с паспортами.

Размеры болтов — по ГОСТ 7798. размеры гаек — по ГОСТ ISO 4032. Резьба болтов и гаек метрическая с крупным шагом — по ГОСТ 24705.

Длина болтов должна быть не менее 35 мм и устанавливаться исходя из числа и толщины соединяемых гофрированных листов.

Длина участка без нарезки (у головки болта) должна быть менее на 2—3 мм суммарной толщины двух стыкуемых элементов и шайб.

Для болтов стыковых соединений следует применять шайбы специальной формы: квадратные, плосковыпуклые квадратные, плосковогнутые с цилиндрическими опорными поверхностями радиуса кривизны, обеспечивающие плотное прилегание шайб к поверхностям впадин и гребней волн стыкуемых гофрированных листов.

При сферических опорных плоскостях болтов и гаек шайбы не применяют.

Метизы должны иметь антикоррозионное защитное покрытие (от 30 до 80 мкм) из цинка ЦЗ по ГОСТ 3640

Метизы для сборки гофрированных водопропускных труб следует поставлять комплектно вместе с гофрированными элементами.