Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

20 страниц

258.00 ₽

Купить ОСТ 1 02621-96 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на бортовые системы контроля и диагностирования (БСКД) газотурбинных двигателей (ГТД) самолетов и вертолетов, являющиеся составной частью комплексной системы эксплуатационного контроля двигателя.

  Скачать PDF

Заменяет ОСТ 1 02621-87

Оглавление

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Определения

4. Общие требования к системе

5. Требования к датчикам

6. Требования к УПО

7. Требования к УОА

8. Требования к УОИ

9. Требования к ЭБН

10. Требования к УД

Приложение А (обязательное). Типовой перечень основных параметров ГТД, подлежащих контролю

Приложение Б (рекомендуемое). Расчет средней наработки на отказ БСКД, приводящего к выдаче ложного сигнала на выключение двигателя в полете

Показать даты введения Admin

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ


СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ БОРТОВАЯ

Общие требования


ОСТ 1 02621-96

На 20 страницах


ОКСТУ 7502


Нив. № дубликата__Ns    изн.

Иив. № подлинника_ Г.2Г.<>    №    ^


Дата введения 1997-01-01


1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на бортовые системы контроля и диагностирования IБСКД1 газотурбинных двигателей > ГТЛ> самолетов и Бертолетов, являющиеся составной частью .комплексной системы эксплуатационного контроля двигателя.


Издание официальное


Перепечатка воспрещена


ОСТ 1 02621-96

С. 2

2 НОР.ЧАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 8.009-84 ГСП. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений

ГОСТ 3044-77 Преобразователи термоэлектрические. Номинальные статические характеристики преобразования

ГОСТ 6651-84 Термопреобразователи сопротивления ГСП. Общие технические условия

ГОСТ 18977-79 Комплексы бортового оборудования самолетов и вертолетов. Типы функциональных связей. Виды и уровни электрических сигналов

ГОСТ 19705-89 Системы электроснабжения самолетов и вертолетов. Обшие требования и нормы качества электроэнергии

ГОСТ 19919-74 Контроль автоматизированный технического состояния изданий авиационной техники. Термины и определения

ГОСТ 209Ц-89 Техническая диагностика. Термины и определения ГОСТ 26765.52-87 Интерфейс магистральный последовательный системы электронных модулей. Общие требования

ОСТ 1 00207-85 Машины бортовые цифровые вычислительные. Требования к программному обеспечению

ОСТ 1 00340-84 Отраслевая система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение автоматизированных средств контроля изделий авиационной техники. Основные положения

ОСТ 1 00406-80 Совместимость электромагнитная комплексов радиоэлектронного оборудования самолетов и вертолетов. Общие требовании

ОСТ 1 00467-82 Оборудование радиоэлектронное и электротехническое самолетов (вертолетов). Требования по электромагнитной совместимости

ОСТ 1 00683-89 Датчики бортовые для автоматизированных систем контроля. Общие технические требования

ОСТ 1 0102 5-82 Экранирование проводов, жгутов, кабелей и металлизация самолетов ( вертолетов). Общие технические требования

ОСТ 1 03528-84 Датчики температуры. Типы, основные параметры, размеры и технические требования

ОСТ 1 03534-88 Аппаратура бортовая для контроля вибрации двигателей. Общие технические требования

ОСТ 1 03828-35 Расходомеры топлива. Типы, основные параметры и технические требования

ОСТ 1 03894-78 Масломеры. Типы, основные параметры и технические требования

i


I


I

г

I


-


Ина. Hi дубликата__Ni    изм

Инв. Ni подлинника    0250    Ns    изо


-----1 ,

ОСТ 1 02621-96 С- 11    !


Продолжение таблицы А1

Наименование параметра

Ре комендуемая суммарная погрешность измерения параметра по каждому каналу контроля

Частота опроса, 1/с, не менее

Примечание

11 Полная температура воздуха за КЩ1

+2 К

4

«)

12 Полное давление воздуха за КВД

+0,5 % ИВ

8

и)

13 Полная температура газа за ТВД

+.5 К

4

14 Полное давление газа за ТНД

+0,5 % ИВ

8

или отношение давлений {Рт 1Р^

+1,0 % ИВ

4

15 Температура рабочих лопаток 1 ступени турбины

±6 К

8

«)

16 Температура опоры турбины

+3 К

2

*)

17 Крутящий момент на выход-ном валу

+1,0 % ив

4

Для ТВД,

18 Вибраииш

виброперемещение

+10 % вп

2

ТВВД и вертолетных ГТД

виброскорость

+10 % вп

2

виброускорение

+10 % вп

2

19 Давление воздуха, отбираемого на охлаждение за КНД

+1,0 % вп

4

«)

20 Положение лопаток ВНА, НА компрессора

+0,5 % вп

4

21 Положение критического сечения сопла

+0,5 % ВП

4

22 Положение створок среза реактивного сопла

+0,5 % ВП

4

23 Температура топлива на входе

+1,0 % вп

2

и)

в ГТД


г

(

1

ОСТ 1

02621-96 с. L2

1

4

I

!

i

i

;

i

|

Продолжение таблицы А1

\

Рекомендуемая

Частота опроса, 1/с, не менее

i

Наименование параметра

суммарная погрешность измерения параметра по каждому каналу контроля

Примечание

!

i

1

24 Давление топлива на входе в ГТД

1

+11,0- 1,о) % ВП

2

!

25 Давление топлива в 1 контуре форсунок камеры сгорания

1

+(1,0-1,5)% ВП

2

н)

26 Температура масла на входе в ГТД

i

+1,0 % ВП

2

27 Температура масла на выходе из ГТД

+1,0 °& ВП

2

к)

28 Давление масла на входе в ГТД

+(1,0-1,5) %ВП

2

29 Давление в суфлируюшей полости маслос истемы

+1,0 % ВП +1,0 % ИВ

1

*)

30 Количество масла в баке

X

Для вертолетных ГТД

31 Давление масла в индикаторе крутящего момента (ИКМ)

+(1,0-1,5) % ВП

3

«

X

«0

<*>

X

Z

Z

ss

32 Давление масла на входе в редуктор

+(1,0-1,5 )%ВП

Для вертолетных ГТД

Z

!

i

1

•w.

с

С)

г-

33 Положение лопастей воздушного винта

±0,5 % ВП

4

Для ТВД, ТВВД и вертолетных ГТД

'

|

34 Стружка s масле

-

1

i

35 Обледенение ВНА

-

1

i

36 Помпаж компрессора

-

4

Инв № дубликата

J Инв, М* подлинника

37    Засорение топливного фильтра

38    Засорение масляного фильтра

-

1

1

1

1

1

г

ОСТ 1 02621-96


С.13


Окончание таблицы Л1

Наименование параметра

Рекомендуемая с-.-ммарная погрешность измерения параметра по каждому каналу контроля

Частота опроса, 1/с, не менее

Примечание

39 Минимальное давление масла на входе в двигатель

-

1

40 Минимальное давление топлива на входе в двигатель

-

1


ВП - верхний предел измерения ИВ — измеряемая величина

- не обязательны для вертолетных ГТД, ГТД для ДА со взлетной массой до 5700 кг, ВСУ П римеча н ия

1    Частота опроса уточняется в ТЗ на конкретную ЕСКД,

2    Точности измерения параметров на переходных режимах ниже малого газа устанавливаются в ТЗ на разработку ЕСКД.

3    Диапазоны измерения параметров устанавливаются для каждого конкретного ГТД в ТЗ на БСКД


ОСТ 1 02621-96


С- 14


I


t


ПЯ1ДОЖЕННЕ Б

I рекомендуемое)

РАСЧЕТ СРЕДНЕЙ НАРАБОТКИ НА ОТКАЗ БСКД, ПРИВОДЯЩЕГО К ВЫДАЧЕ ЛОЖНОГО СИГНАЛА НА ВЫКЛЮЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ В ПОЛЕТЕ


/rj

i~


Б1 Расчетная опенка показателя надежности БСКД, характеризующего наработку на отказ, который проявляется в виде выдачи экипажу ЛА ножного аварийного сигнала на выключение двигателя в полете (далее - активный отказ), осуществляется по результатом лабораторных и стендовых испытаний БСКД и двигателя, иа которых определяются статистические характеристики номинальных и предельно допустимых значений контролируемых параметров, а также на основе имеющихся опенок показателей надежности двигателя. В случае наличия аналогичных статистических данных по результатам эксплуатации двигателя с БСКД опенка показателя наработки на активный отказ корректируется на основе этих данных.

Б2 Вероятность активного отказа (за час полета) вычисляется как произведение трех показателей, характеризующих работоспособность БСКД и двигателя:

R^k P,rq ^R} .    (Б1)

J

где R - вероятность активного отказа БСКД;

PqS- вероятность функционального отказа БСКД (любой отказ, обуславливающий потерю работоспособности системы);

Я ~ вероятность безотказной работы контролируемого двигателя;

Rj — вероятность активного отказа j -го информационного канала БСКД при наступившем ее функциональном отказе (если сигнал J —го информационного канала формируется при условии превышения предельно допустимых значений по нескольким контролируемым параметрам, то R определяется как произведение вероятностей активных отказов каждого из этих параметров );

к - коэффициент, учитывающий поправки на сложность БСКД I по числу кон— градируемых канатов) и поправки, связанные со степенью реализации в БСКД функций, обеспечивающих встроенный контроль этой системы.

Соответственно наработка Т на активный отказ системы в полете составит:

T = ilR ч.

Нижа приводятся выражения для вычисления составляющих, входящих в состав формулы (Б1).


1



i I

J


ОСТ 1 02621-96


С. 15


Б,2,1 Вероятность активного отказа у-го информационного каната, осуществляющего контроль физического значения аналогового параметра /^.определяется по формуле


Rj_a„


(Б2)


Ф - интеграл вероятностей;

Мог - статистическое среднее значение контрол1фуемого параметра на фиксированном режиме в случае исправно работающего двигателя (при отсутствия статистических данных в качестве данного параметра берется номинальное его значение, установленное расчетными ипи экспериментальными исследованиями);

Нот - статистическое среднее значение контролируемого параметра на фиксированном режиме в случае неисправного двигателя (при отсутствии статистических данных в качестве данного параметра берется величина, соответствующая максимальному (минимальному) физически реализуемому значению контролируемого параметра);

о ос - среднее квадратическое отклонение контролируемого параметра на фиксированном режиме в случае исправно работающего двигателя (при отсутствии статистических данных может быть принято равным О);

Сот - среднее квадратическое отклонение контролируемого параметра на фиксированном режиме в случае неисправного двигателя (при отсутствии статистических данных может быть принято равным среднему значению),

Б2.2 Вероятность активного отказа j-го информационного канала, осуществляющего контроль по результатам измерения разового сигнала (да-нет) от датчика-сигнализатора параметра Ritl вычисляется путем численного решения следующего уравнения относительно RJf{:

N-Rj.O-Rj,)4-'


гае


(БЗ)


дв l+JV-Rj.O-Kj.)"-' '

где - априорная вероятность возникновения ложной сигнализации при контроле

БСКД парка из N двигателей. Эта вероятность оценивается, исходя из


О

L"

CJ


имеющихся статистических данных по формуле

/


^дв~'


N-T


(Б-t)


где / - число ложных сигналов, возникших по результатам оценки эксплуатации парка из N двигателей в течение Т часов или задается, исходя из имеющегося опыта эксплуатации двигателя прототипа.

Б2.3 Коэффициент к вычисляется по формуле

к = ка ■ квК ,


где


Им». Mf


ка - вычисляется как отношение NUH ^чиспа контролируемых параметров (числа информационных каналов БСКД), которые могут вызвать актив-


ОСТ 1 02621-96

С- 16

нын отказ системы контроля) к общему числу контролируемых БСКД параметров Nt-

кы =^f,    (Б5)

N;

квк - вычисляется по формуле

*« = ! ~к,А\~Р.К).    <Б6>

где А\, - коэффициент глубины встроенного контроля, определяемый как отношение числа канатов БСКД, для которых предусмотрен встроенный контроль, к общему числу каналов;

Рек - вероятность отказа, обуславливающего невыполнение функции встроенного контроля.

%

БЗ Пример расчета

Б3.1 Значения основных характеристик БСКД приведены в таблице Б1. Т аблииа Б1

Наименование параметра

Значение

1 Общее число параметров и разовых сигналов, контролируемых БСКД

56

2 Число параметров и разовых сигналов, по которым формируется аварийный сигнал об отказе двигателя

6

3 Расчетная наработка на отказ аппаратных средств БСКД, ч

Соответствующая вероятность отказа за 1 ч попета

4500

2,22 • 10~4

4 Вероятность безотказной работы двигателя

~ 1

5 Коэффициент сложности системы кся

0,1

6 Коэффициент глубины встроенного контроля к

0,9

7 Вероятность пропуска отказа встроенным контролем Рвк

од

8 Вероятность активного отказа по каналам разовых сигналов Rjft.

1,24- 10"2

* Программа расчета наработки на активный отказ (на компьютере типа PC) может быть представлена НИ AM.

Г


ОСТ \ 02621-96 с. i7 i

I

г

\


Б-3.2 Характеристики контролируемых аналоговых параметров приведены в таблице Б2.

Таблица Б2

Аварийный

сигнал

Контролируемый

параметр

V*

Дв

О*

as

1 "Вибрация велика"

Вибрация в зоне опоры КВД, мм/с

18,8

0,18

50

50

2 "Мало давление масла"

Давление масла на входе 2

в двигатель, кг/см

3,6

0,008

2,8

2,8

3 "Опасная вибрация"

Вибрация в зоне опоры КВД, мм/с

18,8

0Д8

70

70

4 '’'Опасная Т 9 г

Температура газа за ТНД, °С

432

0,48

625

625

3 "Опасная Т " г

(РЭД)"

Температура газа за ТНД, °С

432

0,48

625

625

подлинника    I    6250    I    ГкГизв

БЗ.З Перечень разовых сигналов приведен в таблице БЗ. Таблица БЗ

Аварийный сигнал

Сигнализатор

6 "Стружка в масле'

Наличия стружки в м аслосистеме

7 "Масло мало'

Уровня масла

8 "Помпаж"

Предпомпажного режима

Б3.4 Условие формирования комплексного сигнала

Комплексный сигнал "Двигатель отказал' формируется при наличии следуй щпх комбинаций аварийных сигналов:

"Вибрация велика" и "Стружка в масле"

"Мало давление масла" и '"Масло мало"

"Стружка в масле" и "Мало давление масла"

jv

"Опасная вибрация" и "Опасная Т^

"Опасная (.РЭД)" и "Опасная Т^"

"Помпаж" и "Опасная Т

г

БЗ.З В результате расчета получены:

- составляющие, характеризующие вероятности возникновения активного отказа по аналоговым каналам контроля ЕСКД:

Rx = 1—ф(0,624) =0,74;

R2 в 1-Ф(0,285 ) = 0,62;


ОСТ 1 02621-96

С. 18

R = 1-Ф(0,730) = 0,77;

R = 1-Ф( 0,308) = 0,62;

R_ = 1-Ф{0,306) = 0,62; о

- составляющие, характеризующие вероятности возникновения активного отказа по каналам контроля разовых сигналов БСКД:

R_=RQ = Roa*l,24.10-2.

/ О V

Б 3.6 Расчет по формуле (Б.1) дает следующее значение для вероятности активного отказа БСКД:

2,22 • 10“4 * 0,107 [l-0,9( 1-0,1 )]• [о,74 ■ 0,012 + 0,62 • 0,0124 +

+ 0,62 • 0,0124 +0,77 • 0,62 + 0,62 • 0,62+0,62 .0,0124^= 3,99 *10~6 Б3.7 Значение наработки на активный отказ определяется как Т= 1/Ra 1/3,99 • 10 =s 230 000 ч, что удовлетворяет требованиям

настоящего стандарта.

ОСТ 1 02621-96 С. 19

ИНФОРМАЦИЯ О СТАНДАРТЕ

1    РАЗРАБОТАН НИИСУ

2    УТВЕРЖДЕН ТК 323

ЗАРЕГИСТРИРОВАН ТК 323 (НИИСУ) за № 1158 от 24.07.96

3 ВЗАМЕН ОСТ 1 02621-87

ОСТ L 02621-96 С. 20


ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ


Инг Hi дубликата________

Инв. Nt подлинника    025


Номер

изме

нения

Номер листа (страницы)

Номер

доку

мента

Подпись

Дата

внесе

ния

нам.

Дата

введения

иэм.

изме

ненного

заме

ненного

нового

аннули

рован

ного


ОСТ 1 02621-96___С. о


ОСТ 1 03996-81 Нам о", не ли эксплуатационные сортовых устройств регистрация. Типы, основные пар ах.е гры и технические требования

ОСТ 1 04043-86 Преобразователи оптические пирометрические зля бесконтактного измерения температуры поверхности лопаток

РТ.Ч 1493-73 Обмен информацией двухполярным кодом в оборудовании летательных аппаратов

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1    Определения терминов, используемых в стандарте, - в соответствии с ГОСТ 19919 и ГОСТ 20911.

4 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ

4.1    Требования назначения

4.1.1    БСКД предназначена для:

а)    непрерывного контроля в полете основных параметров ГТД;

б)    контроля предельно допустимых значений параметров по фиксированным и изменяемым, в зависимости от режимов работы двигателей, границам;

в)    выявления повреждений и отказов, влияющих на формирование оперативных решений о необходимых действиях экипажа в полете, а также обслуживающего персонала при послеполетных проверках;

г)    идентификации режимов работы ГТД для регистрации диагностической информации на установленных режимах;

д)    прогнозирования технического состояния ГТД и предотвращения опасных отказов в полете с помощью анализа тенденций изменений (трендовый анализ) диагностических признаков в течение одного и нескольких полетов;

е)    контроля наработки двигателя на режимах ограничения и общей наработки;

ж)    контроля выработки ресурса деталей различных модулей ГТД, лимитирующих их ресурс;

з)    контроля процессов запуска и останова двигателей, включения и выключения форсированных и чрезвычайного режимов;

и)    контроля тяговых (х:зсзгостных) характеристик;

к,1 формирования обобщенных с Игнатов от отказах двигателей и их систем (масляной, топливной, регулирования, механизации газовоздушного тракта и др.);

л) формирования обобщенной информации о степени готовности ГТД к вылету.

4.1.2    БСКД должна выдавать информацию, обеспечивающую:

Инб, № дубликата Ина. Nt подлинника

—    сигнализацию экипажу об отклонениях в работе ГТД и о степени опасности этих отклонений с выдачей рекомендаций о необходимых действиях экипажу и обслуживающему персоналу;

-    индикацию экипажу текущих значений основных параметров ГТД (в соответствии с техническим заданием (ТЗ) на систему);

ОСТ 1 02621-96 с. 4

-    визуализацию и док'.'менти сование необходимой диагностической информации с целью оперативного принятия решении обслуживающих! персоналом о готовности ГТД к следующему полету;

-    регистрацию диагностической информации в эксплуатационном бортовом накопителе для ее последующей наземной обработки.

4.1.3    Структура БСКД определяется типом ГТД, назначением самолета (вертолета), используемыми средствами измерения параметров, функциональными характеристиками системы автоматического управления (САУ) ГТД, организацией и средствами комплексной системы эксплуатационного контроля двигателя.

4.1.4    Основными составными и/илп взаимодействующими функциональными устройствами БСКД являются:

а)    датчики;

б)    устройство первичной обработки (УПО);

в)    устройство обработки и анализа (УОА);

г)    устройство отображения информации (УОИ);

д)    эксплуатационный бортовой накопитель (ЭБН);

е)    устройство документирования (УД).

Hub. Ni дубликата    H:    изм.

Hhi. № подлинника    i; Г>t>    Nt    иэв

Функции указанных устройств могут выполняться устройствами, входящими в состав других систем двигателя и/или летательного аппарата (системы автоматического управления двигателем, комплексной информационной системы сигнализации летательного аппарата и др.). В этом случае на эти устройства распространяются требования настоящего стандарта в части контроля и диагностирования ГТД.

4.1.5    Номенклатура взаимодействующих в составе БСКД устройств определяется головными разработчиками ГТД, самолета (вертолета) и БСКД, исходя из особенностей принятой структуры связей между различными бортовыми электронными системами самолета (вертолета).

4.1.6    Обмен цифровой информацией между составными и взаимодействующими устройствами БСКД и другими системами ГТД и самолета (вертолета) должен осуществляться по ГОСТ 26765.52, ГОСТ 18977 п РТ.Ч 1495.

4.1.7    Перечень параметров ГТД для контроля и диагностирования его технического состояния определяется типом ГТД, его назначением и особенностью силовой установки самолета (вертолета) и выбирается предприятием-разработчиком ГТД из типового перечня основных параметров ГТД, подлежащих контролю, приведенного в приложении А.

4.1.8    БСКД должна обеспечивать контроль параметров ГТД с погрешностью каналов (см. приложение А). Значения приведенных в приложении А погрешностей соответствуют погрешностям для реальных условий эксплуатации по ГОСТ 8.009.

ОСТ 1 02621-96

С. 5

Погрешности устройств, взаимодейегЕ;. :-ошпх в составе БСКД, указываются в ТЗ на конкретную БСКД.

4,2 Требования к электропитанию

4.2.1    Устройства БСКД должны питаться от бортсети переменного тока напряжением 115 В частотой 400 Гц или постоянного тока напряжением 27 В с качеством электроэнергии для нормального и аварийного режимов работы согласно

ГОСТ 19705 или НЛГС-3, приложение к главе 8, п. 8.1.5.

4.2.2    В полете БСКД должна автоматически восстанавливать свою работоспособность после перерыва в электропитании. При этом должна быть исключена возможность выдачи во взаимодействующие системы ложной информации об отказах

аппаратуры и критических режимах работы ГТД и его агрегатов.

4.2.3    Устройства БСКД должны быть устойчивы к воздействию атмосферного электричества в соответствия с требованиями действующих нормативных документов.

4.2.4    По взрывобезопасности устройства БСКД должны соответствовать требованиям НЛГС-3, приложение к главе 8, и. 8.1.3.

4.3    Требования стойкости к внешним воздействиям и живучести

4.3.1    Устройства БСКД должны сохранять свои технические и точностные характеристики при воздействии внешних факторов в соответствии с действующими нормативными документами в зависимости от места установки конкретного устройства.

4.3.2    Устройства БСКД должны сохранять свои технические и точностные характеристики в процессе и после воздействий спецфакторов. Конкретные требования по степени жесткости устанавливаются в ТЗ на БСКД.

4.4    По электромагнитной совместимости устройства БСКД должны соответствовать требованиям ОСТ 1 00406 и ОСТ 1 00467 я НЛГС-3, приложение

к главе 8, п. 8.1.4.

4.5    Переходные сопротивления узлов металлизации для контактных переходов не должны превышать значений, указанных в ОСТ 1 0102 5.

4.6    Требования надежности

4.6.1 Показатели надежности БСКД должны соответствовать указанным в

таблице 1.

ОСТ 1 02621-96

Таблица 1

Наименование показателя

Значение

показателя

1 Средняя (расчетная) наработка на отказ, приводящий к вы-

даче ложного сигнала на выключение двигателя в полете

(на начало эксплуатации ), ч

250000

2 Средняя наработка на отказ составного конструктивно-съемного блока БСКД в полете, ч:

на начало эксплуатации

2000

на четвертный год эксплуатации

5000

3 Наработка на отказ каналов аварийной сигнализации (на начало эксплуатации), ч

20000

Примечание - Назначенный ресурс, назначенный срок службы и назначенным срок хранения составного конструктивно-съемного блока БСКД, установленного на двигателе, должен быть не меньше аналогичных показателей ГТД.

4.6.2 Расчет показателя 1 таблицы 1 приведен в приложении Б.

с-6

4.6.3    В БСКД должен быть предусмотрен встроенный контроль, осуществляющий проверку функционирования БСКД (с учетом датчиков и линий связи) с глубиной поиска дефекта до конструктивно-съемного блока.

Встроенный контроль должен обеспечивать проверку функционирования БСКД при всех видах подготовки самолета (вертолета),

4.6.4    БСКД должна быть контролепригодна для проверки ее с помощью наземных средств контроля.

4.6.5    Устройства БСКД не должны являться источником аварийной ситуации или нарушения нормальной работы сопрягаемых устройств.

4.7    Метрологическое обеспечение БСКД должно соответствовать требованиям ОСТ 1 00340.

4.8    Требования к программному обеспечению

4.8.1    Состав, назначение и тгебобакпя к программном'- обеспечению БСКД должны соответствовать ОСТ 1 00207.

4.8.2    В БСКД должна быть предусмотрена возможность внесения изменений в программы выполнения функций по назначению, в том числе изменений предельно допустимых значений контролируемых параметров, начальных значений показателей выработки ресурса, характеристик датчиков (индивидуальных градуировочных характеристик), коэффициентов и других значений, определяющих конкретный экземпляр ГТД.

ОСТ 1 02621-96 с. 7

4.9 Масса устройств, входящее в состав Б(-КД к расположенных на двигателе, должна входить в общую массу ГТД.

5 ТРЕБОВАНИЯ К ДАТЧИКАМ

5.1    Датчики БСКД должны отвечать требованиям ОСТ 1 00683 и требованиям*, датчики температуры - ГОСТ 3044, ГОСТ 6651, ОСТ 1 03528; расходомеры топлива - ОСТ 1 03828; пирометрические оптические преобразователи -ОСТ 1 04043; масломеры — ОСТ 1 03894; бортовая аппаратура контроля виб— радии - ОСТ 1 03554.

5.2    Требования к погрешностям датчиков должны устанавливаться в ТЗ на конкретную БСКД в соответствии с требованиями к погрешностям измерения параметров по каждому каналу контроля (см. приложение А). Требуемая погрешность измерения параметров может быть обеспечена применением алгоритмической коррекции характеристик датчиков.

5.3    Состав датчиков устанавливается согласно ТЗ на БСКД в зависимости от конкретного перечня параметров.

5.4    Место установки датчика должно выбираться из условия максимальной чувствительности его показаний к изменениям параметра из-за повреждений и отказов, проявившихся на ГТД.

5.5    В случае использования общих датчиков дли нескольких систем ГТД иля самолета (вертолета) выбор места установки и числа датчиков должен определяться с учетом требований каждой из систем.

6 ТРЕБОВАНИЯ К УПО

6.1    УПО, как привило, должно устанавливаться на ГТД или силовой установке.

6.2    УПО должно обеспечивать:

-    электропитание датчиков;

-    нормализацию сигналов с датчиков;

С.

с\

-    мультиплексирование нормалтованкых сигналов;

-    аналого-цифровое преобразование сигналов;

-    формирование физических значений измеряемых параметров в соответствии с базовыми или индивидуальными градуировочными характеристиками;

-    прием и преобразование дискретных двоичных сигналов (разовых команд);

Пив. № дубликата Hub. № подлинника

-    вывод параметров и сигналов во взаимодействующие устройства в аналоговом, дискретном и цифровом виде.

6.3    Частота опроса входных сигналов и разовых команд должна соответствовать значениям, указанным в приложении А.

ОСТ 1 02621-96

С. 8

О.-4 Суммарная погрешность аналогового я цифрового преобразования для каждого из каналов в УПО не должна превышать 0,2 максимальной величины погрешности датчика соответствующего канала.

7 ТРЕБОВАНИЯ К УОА

7.1    УОА может устанавливаться на ГТД, в силовой, установке или в техническом отсеке самолета (вертолета).

7.2    УОА должно обеспечивать решение следующих задач:

-    прием входных данных из УПО и других взаимодействующих устройств БСКД, САУ двигателя, силовой установки, самолета (вертолета);

-    входной контроль и фильтрацию сигналов от сбойных значений. Фильтрация не должна приводить к искажению последовательности изменения по времени параметров работы ГТД. Запаздывания в передаче информации, связанные с наличием фильтрации, не должны превышать длительности никла формирования решений;

-    функциональную обработку и анализ преобразованной информации в соответствии с алгоритмами, реализующими требования, указанные в 4.1.1;

-    формирование обработанной информации для выдачи ее в устройства БСКД, силовой установки и самолета (вер.толета). Перечень взаимодействующих устройств устанавливается в ТЗ на БСКД;

-    выдачу информации в дискретном и цифровом виде.

7.3    Частота выдачи и запаздывание информации на выходе УОА должны быть приемлемыми для восстановления информации о контролируемых параметрах.

8 ТРЕБОВАНИЯ К УОИ

8.1    УОИ должно быть единым для самолета (вертолета). По согласованию с головными разработчиками ГТД я самолета (вертолета) УОИ может быть выполнено в виде отдельного устройства индикации для двигателя или силовой установки.

8.2    УОИ должно обеспечивать информирование экипажа я обслуживающего персонала об отклонениях работы ГТД от нормальной с выдачей рекомендаций о необходимых действиях, обеслечнзаюших соответствующие проверки и устранение опасных последствий, связанных с отказом или неисправностью ГТД.

-8.3 УОИ должно выполнять следующие функции (в части контроля ГТД):

-    прием выходных сигналов от УОА;

-    распознавание выходных сигналов от УОА и отыскание хранящейся в памяти УОИ соответствующей информации для отображения;

-    отображение информации в зависимости от ее приоритета в форме текста, шкал и мнемосхем на цветных многофункциональных индикаторах (дисплеях);

-    выдачу звуковых сигналов и сигналов управления светосигнализаторами.

ОСТ 1 02621-96

С. 9

9    ТРЕБОВАНИЯ К ЭБН

9.1    ЭБН должен 5ыть единым для самолета (вертолета). По согласованию

с головными разработчиками ГТД и самолета {вертолета) ЭБН может быть выполнен в виде отдельного устройства для двигателя или силовой установки.

9.2    ЭБН должен обеспечивать регистрацию диагностической информации с целью последующей обработки ее на земле.

9.3    ЭБН должен удовлетворять требованиям ОСТ 1 03996,

10    ТРЕБОВАНИЯ К УД

10.1    УД должно быть единым для самолета (вертолета). По согласованию с головными разработчиками ГТД и самолета (вертолета) УД может быть выполнено в виде отдельного устройства.

10.2    УД должно обеспечивать выдачу автоматически или по запросу экипажа информации, поступающей из УОД в алфавитно-цифровой форме, на печатающее устройство.

ОСТ 1 02621-96 с. Ю i i

--- *---I

!

I

I

ПРИЛОЖЕНИЕ A обязательное)

Г1

---

ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ГТД,

ПОДЛЕЖАЩИХ КОНТРОЛЮ

Т аблина А1

г

Наименование параметра

Рекомендуемая суммарная погрешность измерения пара-

Частота

опроса,

1/с,

Примечание

|

1

метра по каждому каналу контроля

Нв V16H06

1 Положение РУД

+0,5 % ВП

4

2 Относительная частота вращения ро-

тора ГТД (от номинального значения) 3 Полная температура воздуха на вхо-

+0,1 % вп

8

По каждому ротору

де в ГТД 4 Потная температура газа за ТНД

+2 К +5 К

4

в

5 Массовый расход топлива

+1,0 % ив

4

ж)

При температуре топлива

на входа в ГТД от 283 до 340 К - в диапазоне измерения расхода топлива от 10 до

I

rt

z

Ш

rl

X

Z

6 Частота вращения свободной турбины

+0,1 % вп

8

100 %

Для ТВД, ТВВД и вертолетных ГТД

t

j

i

i

к

LT

r^J

О

7 Полное давление воздуха на входе в ГТД

+0,5 °о ИВ

4

1

5 Полное давление воздуха за вентилятором (во внешнем контуре)

9    Полное давление воздуха за КНД (во внутреннем контуре)

10    Полная температура воздуха за КНД

+0,5 * ИВ

4

cv

b-

ctj

"ЗК

«3

<

«В

X.

n

X

X

X

X

X

X

■t

a

c

«к

z

CO

X

s

+0,5 °с ИВ +2 К

8

4

к)

ж)

!

1

I

____i