Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

20 страниц

258.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на бортовые системы контроля и диагностирования (БСКД) газотурбинных двигателей (ГТД) самолетов и вертолетов, являющиеся составной частью комплексной системы эксплуатационного контроля двигателя.

Заменяет ОСТ 1 02621-87

Оглавление

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Определения

4. Общие требования к системе

5. Требования к датчикам

6. Требования к УПО

7. Требования к УОА

8. Требования к УОИ

9. Требования к ЭБН

10. Требования к УД

Приложение А (обязательное). Типовой перечень основных параметров ГТД, подлежащих контролю

Приложение Б (рекомендуемое). Расчет средней наработки на отказ БСКД, приводящего к выдаче ложного сигнала на выключение двигателя в полете

Показать даты введения Admin

Страница 1

я

i

£

«л

Г1

ч

£

т

т

к

•г

а

£

ж

УДК 629.7.03

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

Группа Д1о

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ БОРТОВАЯ

Общие требования

ОКОТУ 7502

ОСТ 1 02621-96

На 20 страницах

Дата поодсшш 1997-01-01

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на бортовые системы контроля и диагностирования 1БСКД* газотурбинных двигателем • ГТЛ> самолетов и вертолетов. яатяю-ипеся составив! часть» комплексной системы жсплуатац ионного контг«:тя двигателя.

Издание официальное ★

Перепечатка аоспрешена

Страница 2

ОСТ 1 02621-96

1

I

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В Обстоящем стандарте испальзовакь: ссылка ка следующие нормативные документы:

ГОСТ 8.009-84 ГСМ. Нормируемые метрологи ческио характеристики средств измерений

ГОСТ 3044-77 Преобразователи термоэлектрические. Номинальные статические характеристики преобразовать

ГОСТ 6651-84 Тормопрообразователи сопротивления ГСП. Общие технические условия

ГОСТ 18977-79 Комплексы бо елового оборудования самолетов и вертолетов. Типы функциональных связей. Оизы в уровни электрических сигналов

ГОСТ 19705-89 Системы электроснабжения самолетов и вертолетов. Обшис требования к нормы качества электроэнергии

ГОСТ 19919-74 Контроль автомат из рванный технического состояния изделий алией ионной техники. Термины и определения

ГОСТ 20911-89 Техническая диагностика. Термины и определения ГОСТ 26765.52-87 Интерфейс магистральный последовательный системы электронных модулой. Общие требования

ОСТ 1 00207-85 .Машины бортовые цифровые вычислительные. Требования к программному обеспечению

ОСТ 1 00340-84 Отраслевая система обеспечении единства измерений. Метрологическое обеспечение автоматизированных средств контроля изделий авиационной техники. Основные положении

ОСТ 1 00406-80 Совместимость электромагнитная комплохсов радиоэлектронного оборудования самолетов и вертолетов. Общие требования

ОСТ 1 00467-82 Оборудование радиоэлектронное и электротехническое самолетов (вертолетов). Требования по электромагнитной совместимости

ОСТ 1 00683-89 Датчики бортовые ал я автоматизированных систем контро

ля. Обито технически* тро«5о*»;шня

ОСТ 1 01025-82 Экранирование прополов, жгутов, кабелей к металлизация самолетов {вертолетов). Общие технические требования

ОСТ 1 03528-84 Датчики температуры. Типы, основные параметры, размеры и технически* требования

ОСТ 1 03554-68 Аппаратура бортовая для контроля вибрации двигателей. Общие технические требования

ОСТ 1 03828-85 Расходомеры топлива. Типы, основные параметры и технические требования

ОСТ 1 03894-78 Масломеры. Типы, основные параметры и технические требования

Страница 3

Им. Ik Ду4м«и___[     Hi    мм

И»|. Nt Л0ДМим«и    I    1;2Г.!1    I    Nf    ил

OCT 1 02621-96 с.з
(XT l 0399(3-61 Накопители эксплуатационные бортовых устройств регистрации. Типы, основные паромегры и технические требования

ОСТ 1 040-43-66 Преобразователи оптические пирометрические пя беском-тактного измерения температуры поверхности лопаток

РТМ 1493-73 Обмой информацией двухиолярным колом в оборудовании летательных аппаратов

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1    Определения терминов, используемых о стандарте, - в соответствии с ГОСТ 19919 и ГОСТ 20911.

4 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ

4.1    Требования назначения

4.1.1    БСКД предназначена для:

а)    непрорывного контроля в полете основных параметров ГТД;

б)    контроля предельно допустимых значений параметров по фиксированным и изменяемым, в зависимости от режимов работы двигателей, границам;

в)    выявления повреждений и отказов, влияющих на формирование оперативных решений о необходимых действиях экипажа в полете, а также обслуживающего персонала при послеполетных проверках;

г)    идентификации режимов работы ГТД для регистрации диагностической информации на установленных режимах;

д)    прогнозирования технического состояния ГТД и предотвращения опасных отказов в полете с помощью анализа тенденций изменений (трендовый анализ) диагностических признаков в течение одного и нескольких полетов;

• ) контроля наработки двигателя на режимах ограничения и общей наработки;

ж)    контроля выработки ресурса деталей различных .модулей ГТД, лимитирующих их ресурс;

з)    контроля процессов запуска и останова двигателей, включения и выключения форспрооаиных и чрезвычайного режимов;

и)    контроля тяговых Гмзлостных) характеристик;

к)    формирования обобщенных сигналов от отказах двигателей и их систем (масляной, топливной, регулирования, механизации газовоздушного тракта и др.);

л)    формирования обобщенной информации о степени готовности ГТД к вылету.

4.1.2    БСКД должна выдавать информацию, обеспечивающую:

-    сигнализацию экипажу об отклонениях в работе ГТД и о степени опасности этих отклонений с выдачей рекомендаций о необходимых действиях экипажу и обслуживающему персоналу;

-    индикацию экипажу текущих значений основных параметров ГТД (в соответствии с техническим заданном (ТЗ) на систему);

Страница 4

ОСТ 1 02621-96

с. л

-    визуализацию н документирование необходимо»! диагностической информации о аалыо оперативного принятия решений обслуживающим персоналом о готоваоста ГТД к следующему полету;

-    регистрацию диагностической информации в эксплуатационном бортовом накопителе для ее последующей наземкой обработки.

4.1.3    Структура БСКД определяется типом ГТД. назначением самолета (вертолета), используемыми средствами намерения параметров, функциональными характеристиками системы автоматического управления (САУ) ГТД, организацией и средствами комплексной системы эксплуатационного контроля двигателя.

4.1.4    Основными составными и/или взаимодействующими функаионалънымп устройствами БСКД являются:

а)    датчики;

б)    устройство первичной обработки (У ПО);

в)    устройство обработки и анализа (УОА);

г)    устройство отображения информации (УОИ);

д)    эксплуатационный бортовой накопитель (ЭБН);

е)    устройство документирования (УД).

Функции указанных устройств могут выполняться устройствами, входящими в состав других систем двигателя и/или летательного аппарата (системы автоматического управления двигателем, комплексной информационной системы сигнализации летательного аппарата и др.). О этом случае на эти устройства распространяются требования настоящего стандарта в части контроля и диагностирования ГТД.

4.1.5    Номенклатура взаимодействующих в составе БСКД устройств определяется головными разработчиками ГТД, самолета (ьортолета) и БСКД. исходя из особенностей принятой структуры связей между различными бортовыми электронными системами самолета (вертолета).

4.1.6    Обмен цифровой информацией между составными и взаимодействующими

устройствами БСКД и другими системами ГТД и самолета (вортолсла) должен осуществляться по ГОСТ 26765.52. ГОСТ 18977 u РТ.М 1495.

4.1.7    Пере’юкь параметров ГТД хля контроля п диагностирования его технического состояния определяется типом ГТД, его назначением и особенностью силовой установки самолета (вертолета) и выбирается продприятнем-разработчиком ГТД из типового перечня основных параметров ГТД, поалежашюс контролю, пр»»-

во денного в при ложем им А.

4.1.8    БСКД должна обеспечивать контроль параметров ГТД с погрешностью каналов (см. приложение А). Значения приведенных в приложении А погрешностей соответствуют погрешностям для реальных условий эксплуатации по ТОСТ 8.009.

Страница 5

ОСТ 1 02621-96

с. 5

Погрешности устройств, бэаимодейспгюших в составе БСКЛ. указываются ч ТЗ на конкретную БСКЛ.

4.2 Требования к электропитанию

4.2.1    Устройства БСКЛ должны питаться от бортсети переменного тока напряжением 115 В частотой 400 Гц иди постоянного тока иапряжеююм 27 В с качеством электроэнорпш для нормального и аварийного режимов работы согласно

ГОСТ 19705 или Н/1ГС-3, приложение к главе 8. п. 8.1.5.

4.2.2    В палете БСКД должна автоматически восстанавливать свою работоспособность после перерыва в электропитании. При этом далжна быть исключена возможность выдачи do взаимодействующие системы ложной информашш об отказах

аппаратуры и критических режимах работы ГТД и его агрегатов.

4.2.3    Устройства БСКД должны быть устойчивы к воздействию атмосферного электричества в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

4.2.4    По взрывобезопасности устройства БСКД должны соответствовать требованиям НЛГС-3, приложение к главе 8, п. 8.1.3.

4.3    Требования стойкости к внешним воздействиям и живучести

4.3.1    Устройства БСКД должны сохранять свои технические и точностные характеристики при воздействии внешних факторов в соответствии с действующими нормативными документами в зависимости от моста установки конкретного устройства.

4.3.2    Устройства БСКД должны сохранять свои технические и точностные характеристики в процессе и после воздействий спецфакторов. Конкретные требования по отопенн жесткости устанавливаются в ТЗ на БСКД.

4.4    По электромагнитной совместимости устройства БСКД должны соответствовать требованиям ОСТ 1 00406 и ОСТ 1 00467 и НЛГС-3, приложение

к главе 8, п. 6.1.4.

4.5    Переходные сопротивлению узлов \:етатлиза"1Ш для контактных переходов не золжны превышать значений, указанных в ОСТ I 01025.

4.6    Требования надежности

4.6.1 Показатели надежности БСКД должны соответствовать указанным о

габонце 1.

Страница 6

*си »N _ mwiioi i/( i»k

"» *N     rjfv.i'^V    if/    l»H

OCT 1 02621-96

Таблица 1

Наименование показателя

Значение

показателя

1 Средняя (расчетной' наработка на отхаз, приводящий к вы-

даче ложного сигнала на выключение двигателя в полете

(на начало эксплуатации ), ч

2500С0

2 Средняя наработка иа отказ составного конструктивно-съемного блока БСКД в палете, ч:

на начало эксплуатации

2000

на четвертый год эксплуатации

5000

3 Наработка на отказ каналов аварийной сигнализации (на начало эксплуатации), ч

20 000

Примечание - Назначенный ресурс, назначенный срок службы и назначенный срок хранения составного конструктивно-съемного блока БСКД. установленного на двигателе, должен быть не меньше аналогичных показателей ГТД.

4.6.2 Расчет показателя 1 таблицы 1 приведен в приложении Б.

4.6.3    В БСКД должен быть предусмотрен встроенный контроль, осуществляющий проверку функционирования БСКД (с учетом датчиков и линий связи) с глубиной поиска дефекта до конструктиаво-съомного блоке.

Встроенный контроль должен обеспечивать проверку функционирования БСКД при всех видах подготовки самолета (вертолета).

4.6.4    БСКД должна быть кентролепригоша для проверки ее с помощью наземных средств контроля.

4.6.5    Устройства БСКД не должны являться источником аварийной ситуации или нарушения нормальной работы сопрягаемых устройств.

4.7    Метрологическое обеспечение БСКД должно соответствовать требованиям ОСТ X 00340.

4.8    Требования к программному обеспечению

4.8.1    Состав, назначение и тг;ебс*анлв к программному обеспечению ЕСКД асг.:Пы соответствовать ОСТ \ 00207.

4.8.2    В БСКД должна быть предусмотрена возможность внесения изменений

в программы выполнения функций по назначению, в том числе изменений предельно допустимых значений контролируемых по рам строп, начальных значений показателей выработки ресурса, характеристик датчиков (индивидуальных градуировочных характеристик), коэффициентов и других значений, определяющих конкретный экземпляр ГТД.

Страница 7

Н». И», дубликата__

Ни. Nt подлинна

ОСТ 1 02621-96

С. 7

4.9 Масс* устройств, входящих в :осгаа Б‘.КД и расположенных на двигате-ле, должна входить в общую vac су Г7Д.

5 ТРЕБОВАНИЯ К ДАТЧИКАМ

3.1    Датчики БСКЛ должны отвечать требованиям ОСТ 1 00683 и требованиям: датчики температуры - ГОСТ 3044, ГОСТ 6651, ОСТ 1 03528; расходомеры топлива - ОСТ 1 03828; пирометрические оптические преобразователи -ОСТ 1 04043; масломеры - ОСТ 1 03894; бортовая аппаратура контроля вибрации - ОСТ 1 03554.

5.2    Требования к погрешностям датчиков должны устанавливаться в ТЗ на конкретную БСКД в соответствии с требованиями к погрешностям измерения параметров по каждому канату контроля (см. приложение А). Требуемая погрешность измерения параметров может быть обеспечена ар:счененнем алгоритмической коррекции характеристик датчиков.

5.3    Состав датчиков устанавливается согласно ТЗ на БСКД в зависимости от конкретного перечня параметров.

5.4    Место установки датчика должно выбираться из условия максимальной чувствительности его показаний к изменениям параметра из-за повреждений и отказов, проявившихся на ГТД.

5.5    В случав использования общих датчиков для нескольких систем ГТД или самолета (вертолета) выбор места установки я числа датчиков должен определяться с учетом требований каждой из систем.

6 ТРЕБОВАНИЯ К У ПО

6.1    УПО, как привило, долям о устанавливаться на ГТД или силовой установке.

6.2    УПО должно обеспечивать:

-    электропитание датчиков;

-    нормализацию сигналов с датчиков;

-    мулы и пл е кс *гров ан не нормализованных сигналов;

-    аналого-цифровое преобразование сигналов:

-    формирование физических значений измеряемых параметров в соответствии с базовыми или индивидуальными градуировочными характеристиками;

-    прием и преобразование дискретных двоичных сигналов (разовых команд);

-    вывод параметров и Сигналов во взаимодействующие устройства в аналоговом, дискретном и цифровом виде.

6.3    Частота опроса входных сигналов и разовых команд должна соответствовать значениям, указанным в приложила А.

Страница 8

ОСТ 1 02621-96

С. 8

0.4 'Гумма.!*:ал погрешность аналогового л цифрового преобразования для каждого лэ каналов в УПО не должна превышать 0,2 максимальное величины погрешности датчика соответствующего канала.

7 ТРЕБОВАНИЯ К УОА

7.1    УОА может устанавливаться на ГТД, в силовой установке иля в техническом отсеке самолета (вертолета).

7.2    УОА должно обеспечивать решение следующих задач:

-    прием входных данных из УПО и других взаимодействующих устройств БСКД, САУ двигателя, соловой усталоокн, самолета (вертолета);

-    входной контроль и фильтрацию сигналов от сбойных значений. Фильтрация не должна приводить к искажению последовательности изменения по времени параметров работы ГТД. Запаздывания в передаче информант, связанные с наличием фильтрации, не должны превышать длительности никла формирования решений;

-    функциональную обработку н анализ преобразованной информации в соответствии с алгоритмами, реализующими требования, указанные в 4.1.1;

-    формирование обработанной информации для выдачи се в устройства БСКД, силовой установки и самолета (вертолета). Перечень взаимодействующих устройств устанавливается в ТЗ на БСКД;

-    выдачу информации в дискретном и цифровом виде.

7.3    Частота выдачи и -запаздывание информации на выхода УОА должны быть приемлемыми для восстановления информации о контролируемых параметрах.

8 ТРЕБОВАНИЯ К УОИ

8.1    УОИ должно быть единым для самолета (вертолета). По согласованию с головными разработчиками ГТД и самолета (вертолета) УОИ может быть выполнено в виде отдельного устройства индикации для двигателя или силовой установки.

8.2    УОИ должно обеспечивать информирован не экипажа и обслуживающего персонала об отклонениях работы ГТД от нормальной с выдачей рекомендад!Л о необходимых действиях, обеспечнзаюших соответствующие проверки п устранение опасных последствий, связанных с отказом или неисправностью ГТД.

*3.3 УОИ должно выполнять следующие функции (в части контроля ГТД):

-    прием выходных сигналов от УОА;

-    распознавание выходных сигналов от УОА и отыскание хранящейся в памяти УОИ соответствующей информация для отображения;

-    отображение информации в зависимости от ее приоритета в форме текста, шкал и мнемосхем на цветных многофункциональных индикаторах (дисплеях);

- выдачу звуковых сигналов и сигналов управления светосигнализаторами.

Страница 9

ОСТ 1 02621-96

С. 9

9    ТРЕБОВАНИЯ К ЭБН

9.1    ЭБН должен быть единым яля самолета (вертолета). По согласованию

с головными разработчиками ГГД и самолета (вертолета) ЭБН может быть выполнен в виде отдельного устройства для двигателя или силовой установки.

9.2    ЭБН должен обеспечивать регистрацию а па гностической информации с целью иослед>ю-аей обработки ее на земле.

9.3    ЭБН должен удовлетворять требованиям ОСТ 1 03996.

10    ТРЕБОВАНИЯ К УД

10.1    УД должно быть единым ятя самолета (вертолета). По согласованию с головными разработчиками ГТД и самолета (вертолета) УД может быть выполнено о виде отдельного устройства.

10.2    УД должно обеспечивать выдачу автоматически или по запросу экипажа информации, поступающей иэ УОА в ахфавитно-цифровсЛ форме, на печатаххаее устройство.

Страница 10

ОСТ 1 02621-96 с. ю

%

I'

ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное)

ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ГГ Л.

wn 1 r-M'-iiw

Таблица А1

Рекомендуемая суммарная погрешность нзморония пире-

Неименованно параметри

Частота

опроса,

1/с,

Примечание

метра по каждому каналу контроля

не меное

1 Положение РУД

+0.5 % ВП

4

2 Относительная частота вращения ро-

тора ГГД (от номинального значения) 3 Полная температура воздуха на вхо-

♦ОД % ВП

8

По каждому ротору

до в ГТД

♦2 К

4

4 Паяная температура газа за ТНД

±5 К

8

5 Массовый расход топлива

♦ 1,0 % ИВ

4

я)

При температуре топлива на входе в ГТД от 283 до 340 К - в

а

ж

л

ж

X

диапазоне измерения расхода топлива от 10 до

100 %

6 Частота в решения свобопной турбины

*0.1 % ВП

В

Для ТВД, ТВВД и вер. то летных ГГД

§

W

7 Полно» давление воздуха на входе в ГТД

♦9.5 % ИВ

4

5 Полное давление воздуха за вентилятором (во внешнем контуре)

♦0,5 % ИВ

4

9 Потное давление воздуха за КНД (во внутреннем контуре)

♦0.5 % ИВ

8

я)

ж

«

3

«*

£

? I X

в

X

X

ж

1

«

г

X

10 Потная температура воздуха за

КНД

±2 К

4

я)

Страница 11

ОСТ 1 02621-96

с. 11

Продолжение таблицы А1

Неименованно параметра

Рекомендуемая

суммарная

погрешность

измерения параметра по каждому каналу контроля

Частоте опроса, 1/с, не менее

Примечание

11 Полная температуре воздуха за КВД

+2 К

4

я)

12 Полное давление воздуха за КВД

+0.5 % ИВ

8

и)

13 Полная температура газа за ТВД

+ 5 К

4

14 Полное давление теза за ТНД

+0.5 % ИВ

8

или отношение давлений (Рт 1

+1,0 % ИВ

4

15 Температура рабочих лопаток 1 ступени турбины

+ 6 К

8

я)

16 Температура опоры турбины

+3 К

2

я)

17 Крутящий момент на выходном валу

+1,0 % ив

4

Для ТВД,

18 Вибрааии:

виброперемещоние

+10 % вп

2

ТВВД * вертолетных ГТД

виброскорость

+10 % ВП

2

вяброускоренке

+10 % вп

2

19 Давление воздуха, отбираемого иа охлаждение за КНД

+ 1,0 % вп

4

я)

20 Положение лопаток ВНА, НА компрессора

+0,5 вп

4

21 Положение критического сечения сопла

+0,5 % ВП

4

22 Положение створок среза реактивного сопла

±0.5 % ВП

4

23 Температура топлива на входе

+1.0 % ВП

2

я)

в ГГД

Страница 12

п

ОСТ 1

02621-96 с. 12

I

1'

Продолжение таблицы АХ

i

r

Наименование параметра

Рекомендуемая суммарная погрешность измерения параметра по каждому хам Леконт рс«я

Частота

опроса.

1/с.

Примечание

гг 1 .

24 Давление топлива на входе

в ГТД

25 Давление топлива в 1 коитуро форсунок камеры сгорания

+( 1.0- 1,5)% ВП

2

♦(1,0-1,5)% ВП

2

*)

26 Температура масла на входе в ГТД

+1,0 % вп

2

27 Температура масла на выходе из ГТД

1

♦ 1.0 % вп

2

и)

28 Давление масла на входе в ГТД

±( 1.0-1,5) % ВП

2

29 Давление в суфлируюшоА полости масл ос истомы

+1,0 % вп

1

я)

♦ 1.0 % ив

31    Давление масла в индикаторе крутящего момента (ИКМ)

32    Давление масла на входе в редуктор

Для верто-лотньзе ГТД

Для ворто-

лотных ГТД

+( 1,0-1,5) % ВП +( 1,0-1,5) % ВП

a

m

я

Ж

33 Положение лопастей воздушного винта

+0,5 % ВП

4

Для ТВД. ТВВД и

i

с.

L*

С)

с

34 Стружка s масле

1

вертолетных

ГТД

35 Обледенение ЗНА

-

1

36 Пом паж компрессора

-

4

37 Засорение топливного

*4

ж

ж

фильтра

-

1

M

Ш

■c

■s.

4

£

и

X

я

5

С

Ж

Z

ас

38 Засорение масляного фильтра

1

J

Страница 13

п

J

*

ОСТ 1 02621-96

с.13

Окончание таблицы Л1

Наименование параметра

Рехзмемфемая cv мерная погрешность измерения параметра по каждому каналу контроля

Частота опроса, 1/с. ие менее

Примечание

39 Минимальное да ал who масла

на входе в двигатель

-

1

40 Минимальное давление топли-

ва на входе в двигатель

-

1

ВП - верхний предел измерения ИВ - измеряемая величина

- не обязательны для вертолетных ГТД» ГТД для ЛА со взлетной массой до 5700 кг, ВСУ П римечаи ия

1    Частота опроса уточняется в ТЗ на конкретную ЕСКД.

2    Точности измерения параметров на переходных режимах ниже малого газа устанавливаются в ТЗ на разработку БСКД.

3    Диапазоны измерения параметров устанавливаются для каждого конкретного ГТД в ТЗ на БСКД

. ! I ■

j

Страница 14

ПГМЛОЖЕМИЕ Б I рекомендуемое)

ОСТ 1 02621-96

С. 14

РАСЧЕТ СРЕДНЕЙ НАРАБОТКИ НА ОТКАЗ БСКД, ПРИВОДЯЩЕГО К ВЫДАЧЕ ЛОЖНОГО СИГНАЛА НА ВЫКЛЮЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ В ПОЛЕТЕ

Б1 Расчетная оаонка показателя надежности БСКД, характеризующего наработку на отказ, который проявляется в виде выдачи экипажу ДА ложного аварийного сигнала на выключение двигателя в полете (далее - активный отказ), осуществляется по результатом лабораторных и стендовых испытаний БСКД и двигателя, на которых определяются статистические характеристики номинальных п продольно допустимых значений контролируемых параметров, а также на основе имеющихся опенок показателей надежности двигателя. В случае наличия аналогичных статистических данных по результатам эксплуатации двигателя с БСКД оиенка показателя наработки на активный отказ корректируется на основе этих данных.

Б2 Вероятность активного отказа (за час полета) вычисляется как произведение трех показателей, характеризующих работоспособность БСКД и двигателя:

•    <Б1)

j

где R - вероятность активного отказа БСКД;

Р,г вероятность функционального отказа БСКД {любой отказ, обуславливающий потерю работоспособности системы);

9 - вероятность безотказной работы контролируемого двигателя;

Pj - вероятность активного отказа j -го информационно!-о канала БСКД при наступившем ее функциональном отказе (если сигнал j-го кнформ аи ионного капала формируется при условии превышения предельно допустимых значений по нескольким контролируемым параметрам, то R определяете» как произведение вероятностей активных отказов каждого из этих параметров);

к - коэффициент, учитывающий поправки на сложность БСКД 1по числу кон-трал ируохгых канатов) п поправки, связанные со степенью реализации в БСКД функций, обеспечивающих встроенный контроль этой системы.

Соответственно наработка Т на активный отказ системы в полете составит:

T = \/R ч.

Ниже привозятся выражения для вычисления составляющих, вхоояиик в состав формулы (Б1).

Страница 15

Г“

1

1

\

1

7

п

Ж

О

Ж

Ж

\

а

С|

m

ж

ш

и

m

*5.

ж

ж

*

Ж

Ж

Ж

ш

Я

X

?

ж

с

ж

ОСТ 1 02621-96

с. is

B.i.l Велэнтоость активного отказа j-го («формационного канола, осущлот-олсмамго контроль физического значения аналогового параметра R/t.определяется по формуле

гае ф - интеграл вероятностей;

Pus - статистическое среднее значение контролируемого параметра на фиксированном режиме в случае исправно работающего двигателя (при отсутствия статистически* данных в качестве данного параметре берется номинальное его значение, установленное расчетными или экспериментальными исследованиями);

Pan - статистическое среднее значение контролируемого параметра на фиксированном режиме в случае неисправного двигателя (при отсутствии статистических доимых в качестве данного параметра берется величина, соответствующая максимальному (мпищальному) физически реализуемому значению контролируемого параметра);

оис - среднее квадратическое отклонение контролируемого параметра на фиксированном режиме в случае исправно работающего двкгатоля (при отсутствии статистических донных может быть принято равным О);

«Тот - среднее квадратическое отклонение контролируемого параметра на фиксированном режиме в случае неисправного двигателя (при отсутствии статио-тических ДШЖЫХ может быть принято равным среднему значению).

Б2.2 Вероятность активного отказа j-го информшисоного ковала, осушоствло-юшого контроль по результатам измерения разового сигнала (дэ-нот) от датчика-енгнвлкэатора параметра 7?^ вычисляется путем численного решения следующего уравнения относительно RJK:

N-RmQ-RmF*

Р**~ X+N-Rpd-Rp)"'* '    (БЗ)

гос Pj, - априорная вероятность возникновения ложной сигнализации при контрола БСКД парка из N двигателей. Эта вероятность оценивается, исхода из

имеющихся статистических данных по формуле

дб*

N-T

(Б-4)

где

где

/ - число лажных с «-налов, возникших по результатам оценки эксплуатации парка кз N двигателей в точение Т часов или задается, исходя из имеющегося опыта аксдауаташм двигателя прототипа.

Б2.3 Коэффициент к вычисляется по формуле

к — kfj- km у

ки - вычисляется как отношение    (числа    контролируемых    параметров

(числа информационных копалов БСКД), которые могут вызвать октив-

1 .

1 , I •

I

I

Страница 16

ОСТ 1 02621-96

С- 16

ныя отказ системы контроля) к обиюму числу контролируемых БСКД параметров Nr,:

км - вычисляется по формуле

*.,«1-<Б6)

где ки - коэффициент глубины встроенного контроля, определяемый как отношение числа каналов БСКД,для которых предусмотрен встроенный контроль, к обшсму числу каналов;

Р„ - вероятность отказа, обуславливающего невыполнение функции встроенного контроля.

БЗ Пример расчота*

Б3.1 Значения основных характеристик БСКД привеаоиы о таблице Б1. Т абл ииа Б1

Наименование параметра

Значение

1 Общее число параметров и разовых сигналов, контролируемых БСКД

56

2 Число параметров и разовых сигналов, по которым формируется аварийный сигнал об отказе двигателя

в

3 Расчетная наработка на отказ аппаратных средств БСКД, ч

Соответствующая вероятность отказа ял 1 я полета

4500

2,22- КГ4

4 Вероятность безотказной работы двигателя

~ 1

5 Коэффициент сложности системы ки

0.1

6 Коэффициент глубины встроенного контроля kt<

0,0

7 Вероятность пропу ска отказа встроенным ксы-тролем Рт

0.1

8 Вероятность активного отказа по каналам разовых сигналов RjK.

1,24- Ю“2

* Программа расчета наработки на активный отказ (на компьютере типа PC) может быть представлена ПИ AM.

Страница 17

ОСТ 1 02621-96

С. 17

г

БЗ.- Характеристики контролируемых аналоговых параметров приведены в таблице Ь2.

Таблииа Б2

Аварийны*!

сигнал

Контролируемый

параметр

Ца

а.

Og

1 'Внбраинн велико'

Вибрация в зоне опоры КВЛ, мм/с

18,8

0,18

50

50

2 'Мало давление масла'

Давление масла на входе 2

в двигатель, кг/см

3,6

0,008

2.8

2.8

3 'Опасная вибрация'

Вибрация в зоне опоры КВД, мм/с

183

0,18

70

70

4 'Опасная Т ' г

Температуре газа за ТНД. °С

432

0,48

625

625

3 'Опасная Т ' (РЭД)'

Температура газа за ТНЛ. °С

432

0.48

625

625

БЗ.З Перечень разовых сигналов приведен в таблице БЗ. Таблииа БЗ

Аварийный сигнал

Сигнализатор

6 'Стружха в масле'

Наличия стружки в маслосистемо

7 'Масло мол о'

Уровня масла

8 'Помпаж'

Прелпомплжного режима

Б3.4 Условие фо;»<фованкя комплексного сигнала

Комплексный сигнал 'Двигатель отхазал' формируется при наличии следующих комбинаций аварийных сигналов:

'Вибрация велика' и 'Стружка в масле'

'.Чало давление масла' и *'Масло мало'

'Стружка в масле' и 'Мало давлен!» масла'

0

'Опасная впбрашы ’ и 'Опасная Т

Г

'Опасная Т ^РЭД)' и 'Опасная Т '

Г    г

'Помпа*' и 'Опасная Тг

Б3.5 В результате расчета получены:

- составляющие, характеризующие вероятности возникновения активного отказа по аналоговым каналам контроля БСКД:

Rx * 1-Ф( 0,624 ) "0,74;

R2 ,1-Ф(0.285)-0.62;

i

I

i

i

4

1

Страница 18

г

гг

I

I

и

5

£

ОСТ 1 02621-96

С. 16

R3* 1-Ф(0,730)-0.77 1-Ф(0,30в)“ 0,62 R -" 1-Ф( 0.308) = 0,62

- составляющие, характеризующие вероятности возникновения активного отко-эо по каналам хоктроля разовых сигналов БСКД:

R_-R -R_-1.24.10    .

/ о У

Б3.6 Расчет по формуле (Б.1) даст следующее значение для вероятности активного отказа БСКД:

R-2,22- Ю“4 -0,107 [l-0,9( 1-0,1)]-[0,74-0.012+0,62-0,0124 +

+ 0,62 • 0.0124 +0,77 • 0,62 + 0,62 • 0,62+0.62 .0,0124]- 3,99«Ю"6 Б3.7 Значение наработки на активный отказ определяется как Т-1/R-1/3,99 • Ю“6 » 230000 ч. что удовлетворяет требованиям настоящего стандарта.

Страница 19

Им. № дугами_ I    Nr    «эм

Им. Hi подлинна*а    02/3!»    I    Ni    all

ОСТ 1 02621-96 С. 19

I

I

I

i

i

ИНФОРМАЦИЯ О СТАНДАРТЕ

1    РАЗРАБОТАН НИИСУ

2    УТВЕРЖДЕН ТК 323

ЗАРЕГИСТРИРОВАН ТК 323 (НИИСУ) за М 1158 от 24.07.96

3    ВЗАМЕН ОСТ 1 02621-87

I

i

!

>

-!

Страница 20

Миг Nt подаяниям    I    025

ОСТ I 02621-96 С. 20

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

Номер

изме

нения

Номер листа (страницы)

Номер

аоиу-

мента

Поопись

Лата

внесе

ния

нзм.

Дата

ввеаонмя

иэм.

изме

ненного

заме

ненного

нового

аннули

рован-

ного