Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

16 страниц

Устанавливает требования к поясным ремням безопасности для операторов сельскохозяйственных тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин.

 Скачать PDF

Идентичен ISO 3776-3:2009

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Требования

     4.1 Общие требования

     4.2 Требования к материалу лямки

     4.3 Требования к устройствам

     4.4 дополнительные требования к пряжкам

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

Тракторы и машины сельскохозяйственные

ПОЯСНЫЕ РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИ

Часть 3 Требования к сборочным узлам

(ISO 3776-3:2009, ЮТ)

Издание официальное

ГОСТ

ISO 3776-3— 2013


Предисловие

Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ) на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в п.4

2    ВНЕСЕН МТК 284 «Тракторы и машины сельскохозяйственные»

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N8 61-П от 05 ноября 2013 г.)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166)004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименовав национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргыэстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 марта 2014 г. № 165-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 3776-3-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 января 2015 г.

5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 3776-3:2009 Tractors and machinery for agriculture — Seat belts — Part 3: Requirements for assemblies (Tракторы и машины сельскохозяйственные. Ремни безопасности. Часть 3. Требования к сборочным узлам).

Перевод с английского языка (еп).

Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в национальных органах по стандартизации.

В разделе «Нормативные ссылки» и тексте стандарта ссылки на международные стандарты актуализированы.

ГОСТ ISO 3776-3-2013

Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам приведены в дополнительном приложении Д А.

Степень соответствия — идентичная (ЮТ).

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты». а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

©Стандартинформ. 2014

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

III

ГОСТ ISO 3776-3-2013

Содержание

1    Область применения.....................................................................................................................................1

2    Нормативные ссылки....................................................................................................................................1

3    Термины и определения...............................................................................................................................1

4    Требования.....................................................................................................................................................2

4.1    Общие требования.................................................................................................................................2

4.2    Требования к материалу лямки............................................................................................................5

4.3    Требования к устройствам.....................................................................................................................6

4.4    Дополнительные требования к пряжкам..............................................................................................7

Приложение Д А (справочное) Сведения о соответствии межгосударственных стандартов

ссылочным международным стандартам..........................................................................11

IV

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ    СТАНДАРТ

Тракторы и машины сельскохозяйственные

ПОЯСНЫЕ РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИ

Часть 3 Требования к сборочным узлам

Tractors and machinery for agriculture. Seat belts. Part 3. Requirements for assemblies

Дата введения — 2015—01—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к поясным ремням безопасности для операторов сельскохозяйственных тракторов (далее — тракторы) и самоходных сельскохозяйственных машин (далее — машины).

Примечание — Ремни безопасности, соответствующие требованиям раздела 6 UNECE R162000 (кроме п 6 4) или требованиям SAE J386, считаются соответствующими требованиям настоящего стандарта

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие международные стандарты:

ISO 3411. Earth-moving machinery — Physical dimensions of operators and minimum operator space envelope (Машины землеройные. Антропометрические данные операторов и минимальное рабочее пространство вокруг оператора)

ISO 3776-1 Tractors and machinery for agriculture — Seat belts — Part 1: Anchorage location requirements (Тракторы и машины сельскохозяйственные. Ремни безопасности. Часть 1. Требования к расположению креплений)

ISO 3776-2:2007, Tractors and machinery for agriculture— Seat belts — Part 2: Anchorage strength requirements (Тракторы и машины сельскохозяйственные. Ремни безопасности. Часть 2. Требования к прочности креплений)

ASTM В117. Standard practice for operating salt spray (fog) apparatus (Стандартный метод испытания солевым туманом)

ASTM D756:1993, Practice for determination of weight and shape changes of plastics under accelerated service conditions (Метод определения изменения веса и формы пластика под нагрузкой)

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:

3.1    крепление (anchorage): Средство передачи сил. действующих на ремень безопасности, на конструкцию трактора или машины.

3.2    проскальзывание (creep): Величина непреднамеренного удлинения застегнутого ремня безопасности, вызванного движением трактора или машины, сиденья и оператора.

Издание официальное

3.3 устройства (hardware): Любая металлическая или пластиковая деталь ремня безопасности.

3.3.1    пряжка и застежка (buckle and latch plate): Устройства для застегивания ремня безопасности

3.3.2    крепежные устройства (attachment hardware): Устройства, передающие нагрузку и предназначенные для крепления гибкой части ремня безопасности к неподвижным частям трактора или машины или промежуточным частям, например втягивающие устройства, наконечники, болты, шпильки, гайки и другие средства крепления, за исключением компонентов, постоянно установленных на тракторе или машине.

Примечание — Если ремень безопасности крепится к сиденью оператора, сиденье оператора не считается крепежным устройством

3.3.3    регулировочные устройства (adjustment hardware): Устройства, позволяющие регулировать ремень с учетом индивидуальных особенностей оператора и положения сиденья. Регулировочные устройства могут быть частью пряжки, втягивающих устройств или любой частью ремня безопасности.

3    4 застегнутый ремень безопасности (loop): Ремень безопасности застегнутый так. как он будет застегнут оператором при использовании.

3.5    полиэстеровая нить (polyester yam): Нить, скрученная из полиэтиленового терефталата.

3.6    втягивающее устройство (retractor): Устройство для частичного или полного втягивания лямки ремня безопасности.

3.7    скручивание (roping): Свойство материала сворачиваться вдоль своей длины, принимая форму веревки (каната) взамен исходной формы.

3.8    ремень безопасности (seat belt assembly): Ремень, включающий любую пряжку, регулятор длины, ограничитель и крепление, который застегивается вокруг тазовой части тела оператора для обеспечения его безопасного положения во время работы и в случае опрокидывания трактора или машины.

4    Требования

4.1    Общие требования

4.1.1    Индивидуальное использование ремня

Ремень безопасности должен быть сконструирован для единовременного использования только одним оператором.

4.1.2    Расстегивание

Ремень безопасности должен быть оборудован пряжкой или застежкой, доступной оператору, и обеспечивающей легкое и быстрое расстегивание ремня одним движением одной руки, в том числе в перчатке. Конструкция пряжки должна минимизировать возможность случайного расстегивания из-за движений оператора, инерции или внешних сил. Пряжка должна соответствовать требованиям 4.3 и 4.4.

4.1.3    Регулировка

Ремень безопасности должен быть снабжен саморегулирующимся или легко регулируемым устройствами. находящимися в зоне досягаемости оператора. Регулировка до комфортно подтянутого состояния должна выполняться для всех положений операторов среднего роста по ИСО 3411 \

4.1.4    Проскальзывание

4.1.4.1    Общее

Два ремня безопасности одного типа с регулировочными устройствами должны быть испытаны по 4.1.4.2 и 4.1.4.3.

Проскальзывание ремня в каждом регулировочном устройстве не должно превышать 25 мм.

Общее проскальзывание ремня во всех регулировочных устройств не должно превышать 40 мм.

4.1.4.2    Условия испытания

Ремни, подвергаемые испытанию на проскальзывание, выдерживают в течение не менее 24 часов при температуре окружающей среды (20 ± 5) 'С и относительной влажности (65 ± 5) %. Испыта-

’ На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 3411-2011

ГОСТ ISO 3776-3-2013

ния следует проводить при температуре окружающей среды от 15 *С до 30 *С. Испытательный стенд должен соответствовать показанному на рисунке 1 для испытаний 1 и 2.

4.1.4.3 Метод испытания

Перед началом испытания следует выполнить 20 циклов возвратно-поступательного движения, описанного в перечислении с) для устранения начальной ненатянутости. Перед измерением проскальзывания отмечают положение ремня в каждом регулировочном устройстве.

a)    Ремни устанавливают в соответствии с рисунком 1 для испытаний 1 и 2.

b)    К нижнему концу каждого ремня крепят груз массой 5 кг. Если имеется свободный конец, который является резервом лямки, то его не следует прикреплять или прижимать к лямке, находящейся под нагрузкой.

c)    Верхний конец ремня приводят в возвратно-поступательное движение с общей амплитудой (300 ± 20) мм.

d)    Следует обеспечить, чтобы на испытательном стенде лямка, выходящая из регулировочного устройства, в ослабленном положении полностью прилегала к блоку в форме тела оператора.

e)    Следует обеспечить перемещение груза вертикально таким образом, чтобы не допустить раскачивания груза и скручивании ремня.

О Испытания проводят в объеме 1000 циклов частотой 0.5 цикла в секунду и общей амплитудой (300 ± 20) мм. Нагрузку в 5 кг прилагают лишь в течение времени, соответствующего перемещению на (100 ± 20) мм для кахщого полупериода (см. рисунок 1).


испытание 2 — прямое растяжение


д) Измеряют величину проскальзывания лямки ремня в каждом регулировочном устройстве.

1 — начальное положение. 2 — направляющая груза. 3 — максимальное перемещение точки 2. 4 — натянутое положение. 5 — начальное положение точки 2. б — пряжха. 7 — дуга перемещения (минимум X циклов), в — металлическая поверхность. 9 — перемеще»*1в точки 1.10 — начальное положение точки 1.11 — крепление к возвратно-поступательно движущейся части

стенда 12 — зафиксированная поверхность

Рисунок 1 — Испытательный стенд для испытаний на проскальзывание

3

4.1.5 Разрывное усилие

4.1.5.1    Метод испытания

Все части трех ремней безопасности должны быть испытаны.

a)    Длина свободной части ремня между креплениями должна быть от 914 до 1219 мм или как можно ближе к этим значениям, если конструкция ремня не позволяет отрегулировать ремень до указанной длины. Автоматически блокирующиеся устройства, при их наличии, перед началом испытания должны быть заблокированы путем натяжения ремня до минимального натяжения, удерживающего устройства в заблокированном состоянии.

b)    Расположение крепежных устройств к испытательному стенду должно быть в соответствии с е) и рисунком 2.

c)    К ремню прикладывают разрывное усилие (11,1 ± 0,1) кН: длина ремня между креплениями под воздействием указанного усилия не должна увеличиться более чем на 500 мм.

d)    Уменьшают разрывное усилие. Усилие расстегивания пряжки — по 4 4.3.

e)    Закрепляют устройства крепления ремня на станине. Крепежные болты, кроме указанных далее. должны быть параллельны ремню или располагаться под углом 45° или 90° к нему, в зависимости от того, при каком расположении угол между ремнем и устройством крепления будет наибольшим. Болты с проушиной должны быть расположены вертикально, а крепежные болты ремней безопасности. разработанных специально для отдельных моделей тракторов и машин должны быть установлены так, чтобы обеспечивать максимальный угол между ремнем и болтом, указанный в инструкциях по установке ремня.

4.1.5.2    Условия приемки

Ремень безопасности в сборе, включая сам ремень, лряжхи. устройства натяжения, регулировочные и крепежные устройства, должен выдерживать разрывное усилие не менее 11.1 кН. т е. каждый компонент ремня в сборе должен выдержать усилие 11.1 кН при испытании по 4.1.5.1.

Рисунок 2 — Испытательный стенд для испытания застегнутого ремня безопасности разрывным

усилием

4

ГОСТ ISO 3776-3-2013

4.1.6    Маркировка

Каждый ремень безопасности в сборе и/или каждый элемент ремня в сборе должны иметь четкую и несмываемую маркировку, содержащую следующую информацию:

-    ссылку на настоящий стандарт (т.е. ГОСТ ISO 3776-3-2013);

-    год выпуска;

-    модель или номер конструкции;

-    название или торговую марку изготовителя или импортера.

4.1.7    Руководство по использованию и обслуживанию

К ремням, не установленным на тракторе или машине, должна быть приложена инструкция по:

a)    установке ремня на трактор (машину);

b)    правильному использованию ремня;

c)    правильному обслуживанию (включая чистку) и периодическим проверкам на износ или повреждение.

4.2 Требования к материалу лямки

4.2.1    Материал

Материал лямки должен быть устойчив к воздействию слабых кислот, щелочей, плесени, старения и влажности не хуже, чем необработанная полиэстеровая нить.

4.2.2    Жесткость

Для обеспечения минимизации скручивания материал лямки должен обеспечивать жесткость в поперечном направлении. Это требование должно выполняться в течении срока службы лямки. Лямка должна быть гибкой в продольном направлении и обеспечивать возможность регулировки при температуре до минус 40 'С.

4.2.3    Цвет

Предпочтительны цвета, указанные изготовителем материала лямки как наименее чувствительные к воздействию ультрафиолетового излучения.

4.2.4    Ширина

Ширина лямки при измерении в ненатянутом состоянии должна быть не менее 46 мм

4.2.5    Концы лямки

Концы лямки должны быть обработаны для предотвращения расплетания и не должны выпадать из регулировочных устройств при регулировке лямки на максимальную длину.

4.2.6    Испытание на прочность

Три лямки выдерживают в течение не менее 24 часов при температуре окружающей среды (23 ± 2) *С и относительной влажности от 48 % до 67 %. Лямки должны быть новые. После выдержки к материалу прикладывают разрывное усилие не менее 26.7 кН. Испытательный стенд должен обеспечивать погрешность измерения усилия не более 1 % в пределах прочности материала на разрыв. Расстояние между захватами в начале испытания должно быть от 100 до 250 мм. После закрепления материала в захватах увеличивают усилие растяжения до указанного выше или до разрыва материала. Скорость раздвижения захватов должна быть от 50 до 100 мм/мин Материал не должен рваться при усилии 26.7 кН.

4.2.7    Растяжение

Растяжение материала лямки при проведении испытания на прочность по 4.2.6 не должно превышать 20 % при усилии 11,1 кН.

4.2.8    Испытание на сопротивление истиранию

Материал лямки трех ремней должен быть испытан на сопротивление истиранию протягиванием по шестигранному прутку согласно рисунку 3.

a)    Материал лямки закрепляют в устройстве, схема которого приведена на рисунке 3.

b)    К одному концу материала лямки крепят груз массой (2.3 ± 0.05) кг. Материал лямки располагают на шестигранном прутке и крепят другой конец материала к колебательному барабану с ходом 330 мм. Для предотвращения смещения ремня вдоль шестигранного прутка следует использовать подходящие направляющие.

c)    Проводят 5000 движений (две тысячи пятьсот оборотов барабана) с частотой (60 ± 2) движения в минуту (30 ± 1) оборотов в минуту.

d)    После проведения испытания на сопротивление истиранию проводят испытания по 4.2.6. Среднее значение разрывного усилия для образцов материала, прошедших испытание на сопротивление истиранию, должно быть не менее 20 кН.

5

ГОСТ ISO 3776-3-2013

Размеры в миллиметрах

1 — материал пямки. 2 — груз. 3 — шестигранный пруток*. 4 — барабан 5 — коленчатый вал. 6 — шатун * Материал — сталь, твердость по Роквеллу от В-97 до В* 101. обработка холодной ковкой, размер (6.35 ±0.1) мм. радиус скругления кромок (0.5 ± 0.1) мм

Рисунок 3 — Испытание материала лямки на сопротивление истиранию

4.3 Требования к устройствам

4.3.1    Общие требования

43.1.1    Устройства

Все устройства, которые при нормальных условиях касаются оператора, его одежды или пяти ремня, не должны иметь острых краев и заусенцев и должны быть сконструированы и/или расположены так. чтобы риск ранения оператора был минимален.

4.3.1.2    Механизм расстегивания пряжки

Конструкция механизма расстегивания пряжки должна минимализировать возможность непреднамеренного расстегивания. Пряжка с механизмом расстегивания в нормальном положении должна иметь только одно отверстие, в которое может быть вставлена застежка, расположенное на конце пряжки, предназначенном для вставления и застегивания застежки.

4.3.2    Сопротивление коррозии

4.3.2.1 Метод испытания

Три ремня безопасности в сборе должны быть испытаны солевым туманом по ASTM В117 на протяжении:

-    50 часов для крепежных устройств, расположенных на полу или около пола, двумя периодами по 24 часа в солевом тумане и no 1 часу сушки;

-    25 часов для всех других устройств, в течение 24 часов в солевом тумане и 1 часа сушки.

Испытание необязательно для устройств, изготовленных из нержавеющей стали с содержанием

хрома не менее 11,5 %.

Три ремня безопасности в сборе должны быть расположены в камере с солевым туманом в разных положениях, в которых наиболее вероятно развитие коррозии на наибольших участках. По окончании сушки ремень безопасности в сборе должен быть вымыт чистой водой до полного смытия соли.

После сушки в течение не менее 24 часов исследуют.

-    крепежные устройства на образование металлической коррозии на значительных поверхностях. т.е. поверхностях, к которым можно прикоснуться шаром диаметром 19 мм.

6