Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

12 страниц

304.00 ₽

Купить ГОСТ 5688-61 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на токарные, строгальные и расточные державочные резцы общего назначения с напаянными пластинами (изделиями) из твердого сплава, изготовляемые для нужд народного хозяйства и на экспорт

  Скачать PDF

Заменяет ГОСТ 5688-51 ИУС 7-1961

Ограничение срока действия снято: Протокол № 4-93 МГС от 21.10.93 (ИУС 4-94)

Издание с Изменениями № 2, 3, 4, 5, 6, 7

Действие завершено 01.01.2017

Оглавление

1 Технические требования

1а Правила приемки

2 Методы контроля

3 Транспортирование и хранение

Показать даты введения Admin

СТАНДАРТЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

РЕЗЦЫ

Технические условия Типы и основные размеры

Издание официальное

Москва И ПК издательство СТАНДАРТОВ

2003

УДК 621.34.025:006.354


ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Сборник «Резцы. Технические условия. Типы и основные размеры» содержит стандарты, утвержденные до 1 августа 2003 г.

В стандарты внесены изменения, принятые до указанного срока.

Текущая информация о вновь утвержденных и пересмотренных стандартах, а также о принятых к ним изменениях публикуется в выпускаемом ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты».

О ИНК Издательство стандартов. 2003


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Группа Г23 СТАНДАРТ

ГОСТ

5688-61

РЕЗЦЫ С ТВЕРДОСПЛАВНЫМИ ПЛАСТИНАМИ Технические условия

Carbide-lipped took. Specifications

МКС 25.100.10 ОКП 39 2130

Дата введения 01.01.62

Настоящий стандарт распространяется на токарные, строгальные и расточные державочные резцы общего назначения с напаянными пластинами (изделиями) из твердого сплава, изготовляемые для нужд народного хозяйства и экспорта.

(Измененная редакция. Изм. № 3. 5).

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.    В качестве режущей части резца должны применяться твердосплавные напаиваемые пластины из марок твердого сплава групп применения Р01 ... Р50, М10... М40. К01 ... К40 по ГОСТ 3882.

Допускается применять пластины подругой технической документации, утвержденной в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 6).

2.    Державки токарных проходных, подрезных, расточных исполнения 2 и расточных державочных резцов с высотой более 12 мм должны изготовляться из стали марки 45 или 50 по ГОСТ 1051 группы Б общего назначения, а державки этих же резцов с высотой до 12 мм вкл. — из стали марки 40Х по ГОСТ 1051 группы Б общего назначения.

Допускается соответственно применять сталь марки 45 и 50 по ГОСТ 1050 и марки 40Х по ГОСТ

4543.

Державки строгальных проходных и подрезных резцов должны изготовляться из стати марки 45 или 50 по ГОСТ 1050, а державки строгальных и токарных отрезных и прорезных резцов и токарных расточных резцов исполнения I — из стати марки 40Х но ГОСТ 4543 и стали марок 45 или 50 по ГОСТ 1050.

Допускается изготовление державок резцов из конструкционных порошковых сталей плотностью не менее 6,9 г/см\

(Измененная редакция, Изм. № 3, 4, 5, 6).

3.    Допускается выступание режущей пластины относительно державки резца. Величина выступания пластины / не должна превышать при толщине режущей пластины:

до 5 мм........................................... 0,5 мм

свыше 5 мм........................................ 1,0 мм

Перепечатка воспрещена

Величина выступания t пластины у отрезных, прорезных и револьверных резцов не должна превышать 0.5 мм.

Издание официальное Н

При алмазной заточке допускается нависаиие твердосплавных пластин величиной до 0,8 мм.

Глубина паза отрезных резцов должна быть равной толщине пластины.

В качестве припоя должны применяться припои марок П102 и ПрМНМЦ68—4—2.

Допускается применение припоев марок ПрАНМц 06—4—2 и П100.

Слой припоя должен быть толщиной не более 0,35 мм.

В шве по периметру и в углах шва допускаются единичные места без припаиваиии (поры).

Разрывы паяного шва между опорными поверхностями режущей пластины и державки не должны превышать 10 % видимой длины паяного шва на проходных и подрезных резцах и 5 % на прорезных и отрезных резцах. Не допускаются разрывы припоя под главной режущей кромкой.

На боковых опорных поверхностях режущей пластины общая длина разрывов нс должна превышать 50 % длины паяного шва. Остатки припоя допускаются на державке под пластиной на задних и передних поверхностях резцов в том случае, если указанные поверхности выходят за державку.

(Измененная редакция. Изм. N? 4, 5, 6).

4. На передней и задней поверхностях, образующих режущую кромку и округление вершины, трещины, выкрашивания и следы припоя не допускаются.

На нерабочих кромках и углах допускаются выкрашивания, величины которых не должны превышать указанных в табл. 1а.

Толщинл режущей пластины

свыше

до

2

1 0,30,5

2

5

0,40.8

5

10

1 0,61,2

10

1 0,8-2,0

(Измс1кч1ная редакция, Изм. № 4,6).

5.    Передняя и задняя поверхности, образующие главную режущую кромку, включая криволинейный участок при вершине резца, должны быть подвергнуты операции доводки.

Криволинейная передняя поверхность, имеющая форму лунки, доводке не подвергается.

У резцов, передняя поверхность которых образована двумя пересекающимися плоскостями, доводке должна быть подвергнута только поверхность, сопряженная с главной режущей кромкой.

6.    Параметры Ra шероховатости резцов по ГОСТ 2789 не должны превышать у казанных значений, мкм передних, задних поверхностей и криволинейной поверхности при вершине:

псшфгасмых доводке..........................0,4

амкхгнергаемыхдежт'........................0,8

нспомоглельной задней поверхности................1,6

опорной поверхности.......................... 3,2

боковой и верхней поверхности державок расточных держа-

вочныч и рсватьверных резиов................... 3,2

остальных обработанных поверхностей............... 10

4

ГОСТ 5688-61 С.З

Допускается по согласованию с потребителем нс производить заточку и доводку резцов по передней, а отрезных резцов и по вспомогательным задним поверхностям.

(Измененная редакция, Изм. № 6, 7).

7, 8. (Исключены. Изм. № 4).

9.    Сопряжение главной и вспомогательной режущей кромок должно быть плавным и соответствовать кривой, описанной радиусом. Резкие переходы не допускаются.

10.    Поверхности державки резца должны иметь защитное или защитно-декоративное покрытие по ГОСТ 9.301 и ГОСТ 9.306.

Защитные или защитно-декоративные покрытия не должны нарушать плоскостности опорной поверхности резцов.

Допускается по согласованию с потребителем изготовлять державки резцов без защитного или защитно-декоративного покрытия.

(Измененная редакция, Изм. № 7).

11.    Предельные отклонения размеров державок токарных и строгальных резцов не должны превышать указанных значений, мкм:

высоты и ширины резцов из холоднотянутой стали с одной обработанной

опорной поверхностью.................................h    16

нысоты резцов из горячекатаной стали с одной обработанной опорной по-

нсрчноспао......................................... h    17

высоты, ширины и диаметра револьверных, токарных, отогнутых и расточных державочных резцов со всеми обработанными поверхностями.....h    11

расточных резцов с круглым сечением державки...................h    9

(Измененная редакция, Изм. № 4).

12.    (Исключен, Изм. № 4).

13.    Для резцов, у которых высота режущей кромки соответствует высоте державки, предельные отклонения вершины режущей кромки нс должны превышать: допуска ±1Т 14 — для токарных резцов. ±IT 11 — для расточных резцов.

Для резцов, у которых высота режущей кромки не соответствует высоте державки, предельные отклонения вершины режущей кромки нс определяются.

У резцов с симметричной режущей частью предельные отклонения от симметричности режущих пластин (у широких резцов) или вершин (у остроконечных резцов) относительно ширины державки не должны превышать допуска IT 14.



Предельные отклонения от симметричности вершины резца относительно ширины режущей пластины нс должны превышать половины допуска IT 15 (черт. 2).

5

(Измененная редакция. Изм. № 4).

1-2—1465

14.    (Исключен. Изм. № 4).

15.    Предельные отклонения ширины рабочей части отрезных и прорезных резцов не должны превышать указанных в табл. I.

Номинальна»! ширина рабочей части

Предельное отклонение ширины рабочей части резца

прорезные

отрезные

3, 4. 5

+0.1

-0,35

+0.2

_-0.5

6. 8. 10

+0.1

+0.2

-0.4

-0.5

12. 16. 18

+0.2

+0.2

-0.6

-0.6

20. 25

+0.2

+0.2

-0.7

-0.7

(Измененная редакция. Изм. № 3, 5).

16.    Предельные отклонения резцов длиной до 50 мм не должны превышать допуска ±1Т 16, а для резцов длиной более 50 мм допуска ±2 IT 16.

(Измененная редакция. Изм. № 4).

17.    Допускаемые отклонения на длину оттянутой части прорезных, отрезных и расточных резцов не должны превышать:

if мм мм

для резцов с длиной оттянутой части до 20 мм...............±1    мм

для рсзиок с длиной оттянутой части более 20 до 50 мм для резцов с длиной «тянутой части более 50 мм . . .

18.    (Исключен. Изм. № 6).

19.    Допуск плоскостности нижней опорной поверхности державки резца должен соответствовать 10 степени точности по ГОСТ 24643. Выпуклость нс допускается.

Допускается изготовлять резцы с допуском плоскостности нижней опорной поверхности державки резца, не более, мм: 0.1 — для резцов длиной до 50 мм; 0,2 — для резцов длиной свыше 50 мм.

(Измененная редакция. Изм. № 6. 7).

20.    Допуск прямолинейности боковых сторон державки токарных и строгальных резцов не должен превышать I мм на 100 мм длины.

В случае разрубки на прессах на конце державки токарных и строгальных резцов допускаются замины, размеры которых не должны превышать указанных в табл. 2.

Высота державки резиа. Л

Замин

вдоль державки

по высоте державки

6-12

2

0.8

16:20

3

1.0

25; 32

5

1.5

40; 50; 63

7

2,0

(Измененная редакция, Изм. № 3. 4. 6).

21. Предельные отклонения углов режущей части резцов (черт. 3) не должны превышать:

6

ГОСТ 5688-61 С. 5



передний главный угол у0 (у) до 10*........................± Г

свыше 10*.........................±2*

задний главный угол    (а) до 10*........................±Г

свыше 10*..........................±2*

главный утл в алане ^.................................±2*

вспомогательный угол в плане к,' (<?,)

при к,1 до 2*......................................±0*30’

при к;'свыше 2* до 5*................................ ±Г

при i^1 свыше 5*....................................±2*

угол наклона режущей кромки \(Х).........................±Г

главный угол в плане к,' и задний вспомогательный

угол в плане eXj1 для отрезных и прорезных резцов..............±0*30’

22. Предельные отклонения от перпендикулярности боковых поверхностен относительно опорной поверхности резца нс должны превышать:

для резцов, обработанных только по опорной поверхности..........±2*

для резцов со всеми обработанными поверхностями..............±Г

для расточных резиов...................................±0*30’

для прорезных и отрезных резцов...........................±Г

21.22. (Измененная редакция. Изм. № 4).

22а. Средний период стойкости резцов должен быть не менее 45 мин, установленный период стойкости — не менее 20 мин, при условиях эксплуатации указанных в общемашиностроительных нормативах резания для токарных и карусельных работ.

(Введен дополнительно, Изм. № 5).

226. Критерием затупления является достижение износа по задней поверхности, указанного в табл. 4.

Таблица 4*

Тип резиа

Обрабатываемый материал

Допустимый износ по задней поверхности, мм

Проходные прямые и ото-

Сталь

0.8

гнутые, проходные упорные

Чугун

1.2

Расточные

Сталь

0.6

Чугун

1.0

Отрезные и прорезные

Сталь, чугун

0.8

(Измененная редакция, Изм. N? 6).

Табл. 3. (Исключена. Изм. № 5).


1-2*


7


Продолжение табл. 4

Тип резиа

Обрабатываемый материн

Допустимый износ по задней поверхности, мм

Резьбовые для шага Р до 3 мм

Сталь, чугун

0.2

св. 3 мм

Сталь, чугун

0.4

Строгальные

Сталь, чугун

0.8

22в. На одной из боковых сторон каждого резца должны быть нанесены: товарный знак предприятия-изготовителя; ширина режущей части для прорезных резцов; марка твердого сплава;

обозначение резца (последние четыре цифры);

изображение государственного Знака качества при его присвоении в порядке, установленном Госстандартом СССР.

22г. Транспортная маркировка и маркировка потребительской тары — по ГОСТ 18088.

22д. Вариант внутренней упаковки ВУ-1 — по ГОСТ 9.014.

22е. Остальные требования к упаковке — по ГОСТ 18088.

22в—22е. (Введены дополнительно. Изм. № 6).

23, 24. (Исключены. Изм. № 4).

1а. ПРАВИЛА ИРИКМКИ

la. I. Правила приемки — по ГОСТ 23726.

1а.2. Испытания на средний период стойкости должны проводиться один раз в 3 года, на установленный период стойкости два раза в год. не менее, чем на 5 резцах.

1а.З. Испытания резцов на работоспособность, средний и установленный периоды стойкости проводят на 5 резцах каждого типа для каждого обрабатываемого материала по табл. 4.

(Измененная редакция, Изм. № 7).

II. методы КОНТРОЛЯ

25.    Испытания резцов на работоспособность, средний и установленный периоды стойкости должны проводиться на токарных и строгальных станках, соответствующих установленным для них нормам точности и жесткости.

26.    Испытания резцов должны проводиться без охлаждения на заготовках из чугуна марок СЧ 25 и СЧ 30 по ГОСТ 1412 твердостью 171 ... 190 НВ для резцов с пластинами из твердых сплавов группы марок ВК;

из стали марок 45 или 50 по ГОСТ 1050 твердостью 191 ... 210 МВ для резцов с пластинами из твердого сплава группы марок ТК.

27.    Вершины резцов устанаат и вают полиции центров станка с предельными отклонениями:

для точения наружных поверхностей

в зависим* vnu п высоты рсзиа............................j, 14

дли точении внутренних поверхностей, мм.....................+1,0

для отрезки, мм......................................“W

28.    Вылет режущей части резцов из резцедержателя не должен превышать:

1.2 ... 1.3 высоты резца для точения наружных поверхностей;

длины оттянутой части резца для точения внутренних поверхностей;

длины узкой части резца для отрезки;

высоты резца для строгания прямыми резцами:

удвоенной высоты резца для строгания изогнутыми резцами.

8

ГОСТ 5688-61 С. 7

29.    Диаметр заготовки при испытании резцов дли точения наружных поверхностей — не менее 1/3 высоты центров, длина — более 5 диаметров.

Вылет заготовки (типа втулки) при испытании подрезных резцов нс более 1/2 се наружного диаметра, при отношении минимального диаметра к максимальному 0,5—0,7.

Вылет заготовки при испытании отрезных резцов не более 1,6—2 d.

30.    Поверхности заготовки для испытаний должны быть предварительно обработаны до параметра шероховатости /?л 12.5 мкм; радиальное биение заготовки — 0.1 мм.

30а. Условии испытаний резцов на стойкость должны соответствовать указанным в табл. 7—10.

306. Поправочные коэффициенты на скорость в зависимости от обрабатываемого материала и величины главного угла в плане указаны в табл. 5, 6.

При испытаниях резцов с пластинами из твердого сплава марки Т5К10 значение скорости резании умножить на коэффициент 0,65.

Таблица 5

Твердость обрабатываемого материала НВ

150...170

171...190

191 ...210

211 ...240

241 ...270

для стали 45 или 50

1.3

1,1

1.0

0.95

0,85

для чугуна СЧ25

1.1

1.0

0,9

0.8

0,7

Таблица 6

Значение главного утла в плане

15*

20*

зо-

45*

60*

75*

90‘... 95*

1.25

1.1

1.05

1.0

0.9

0.8

0.85

Таблица 7

Условия испытаний проходных, подрезных и расточных резцов*

Сечение реша

Марка твердого

Гл>бнна г, мм

Подача 5, мм/об

Скорость V. м/мин

сплава

Для стали

8 8

TI5K6

240

10 10

Т14К8

1

0.2

182

12 12

T5KI0

160

16 10

TI5K6

230

16 12

Т14К8

2

0.2

175

16 16

20 12

Т5К10

150

20 16

Т15К6

215

20 20

Т14К8

2

0.3

165

25 16

25 20

Т5К10

140

32-20

TI5K6

210

32-25

Т14К8

3

0.4

160

40 25

T5KI0

135

40-32

Т15К6

205

50 32

TI4K8

3

0.5

155

50 40 50 50

Т5К10

130

* При испытании расточных резцов поправочный коэффициент на скорость = 0.8.

9

Продолжение табл. 7

Спейне реша

Марка твердого

Гл>бииа 1, мм

Подача S, мм/об

Скорость V. м/мин

силам

Для чугуна

8 8

вкзм

125

10 10

ВК6

1

0.2

120

12 12

ВК8

100

16 10

ВКЗМ

115

16 12

ВК6

2

0.25

по

16 16

20 12

ВК8

100

20 16

ВКЗМ

по

20 20

ВК6

2

0.35

105

25 16 25 20

ВК8

90

32 20

ВКЗМ

105

32 25

ВК6

3

0.5

100

40 25

ВК8

85

40 32

ВКЗМ

100

50 32

ВК6

3

0,6

95

50 40 50 50

ВК8

80

Примечание. Заточка проходных, подрезных и расточных резцов для испытаний в зависимости от обрабатываемого материала — по ГОСТ 18877: для стали — форма 3. для чугуна — форма 1.

Условия испытаний отрезных и прорезных резиов

Таблица 8

Сечение резца

Диаметр

'заготовки

Марка твердого сплава

Подача 5. мм/об

Скорость V. м/ыин

Для стали

16 10

40

Т15К6

0.08

150

Т5К10

100

20 12

60

T15KI0

0.1

140

T5KI0

90

25 16

100

TI5K6

0.15

115

32 20

Т5К10

75

40 25

150

Т15К6

0.18

100

50 32

Т5К10

65

Для чугуна

16 10

40

ВК8

ВК6

0.1

ПО

126

20 12

60

ВК8

0.15

100

ВК6

115

25 16

100

ВК8

0.18

88

32 20

ВК6

102

40 25

150

ВК8

0.2

80

50 32

ВК6

92

10