Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

39 страниц

487.00 ₽

Купить ГОСТ 34095-2017 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на снегоболотоходы колесные малогабаритные с органами управления автомобильного типа (далее - снегоболотоходы), оснащенные двигателями внутреннего сгорания предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам без покрытия, а также для буксирования или работы с навесным оборудованием используемые для отдыха или хозяйственных нужд. Стандарт не содержит требования относительно использования снегоболотоходов на дорогах общего пользования. Стандарт не распространяется на: - снегоболотоходы, которые предназначены только для соревнований 2); - снегоболотоходы, которые предназначены для использования детьми не старше 14 лет; - трех- и четырехколесные транспортные средства категорий L1 - L7; - сельскохозяйственные или лесные тракторы категории Т; - транспортные средства по ГОСТ 32571; - оборудование для дополнительных функций (буксирное устройство и устройства для крепления груза в том случае, их контуры не выступают за контур вертикальной проекции транспортного средства без этих устройств, не рассматриваются как оборудование для дополнительных функций). Стандарт не распространяется на снегоболотоходы, которые были изготовлены до его публикации.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Требования безопасности

5 Методы испытаний

Приложение А (справочное) Примеры снегоболотоходов колесных малогабаритных с органами управления автомобильного типа

Приложение Б (обязательное) Схемы приложения нагрузок к конструкции ROPS

Библиография

 
Дата введения01.04.2018
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

01.06.2017УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации51
12.09.2017УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1082-ст
РазработанФГУП ВНИИНМАШ
ИзданСтандартинформ2017 г.

Off-road recreational vehicles with automobile type controls. Safety requirements and test methods

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

ГОСТ

34095—

2017

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

СНЕГОБОЛОТОХОДЫ КОЛЕСНЫЕ МАЛОГАБАРИТНЫЕ С ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТИПА

Требования безопасности и методы испытаний

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2017

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия. обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)

2    ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 1 июня 2017 г. №51)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Кир1иэия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстамдарт

Узбекистан

UZ

Узстаидарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 сентября 2017 г. № 1082-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34095-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2018 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты» (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены наслюящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.nj)

© Стандартинформ.2017

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

щее устройство по (6) с предельным углом запирания, определяемым производителем исходя из предполагаемого характера использования снегоболотохода.

Примечание — Предельный угол запирания соответствует углу наклона чувствительного элемента аварийно запирающегося втягивающего устройства в любом направлении, при котором происходит блокировка вытягивания ремня из втягивающего устройства.

4.8.2 Система реагирования на нелристегнутый ремень безопасности водителя

Снегоболотоход должен иметь систему реагирования на нелристегнутый ремень безопасности водителя, включающую ограничитель скорости и отвечающую следующим требованиям:

4.8.2.1    Система реагирования на нелристегнутый ремень безопасности водителя должна включаться при следующих условиях:

-    замок зажигания или система бесключевого запуска находится в положении «старт»;

-    орган переключения передач находится в положении движения вперед;

-    ремень безопасности водителя не пристегнут, что определяется по выбору изготовителя:

-    либо непристегнутым замком ремня безопасности;

-    либо ремнем безопасности, вытянутым из катушки менее, чем на 100 мм.

4.8.2.2    Во включенном состоянии реагирования на непристегнутый ремень безопасности водителя должна обеспечивать выполнение следующих функций:

-    включение постоянно горящего или мигающего светового индикатора, соответствующего [7] (позиция 21 таблицы 1) и видимого с места водителя:

-    ограничение максимальной скорости снегоболотохода величиной 25 км/ч до момента, когда ремень водителя будет пристегнут. Процедура испытаний ограничителя максимальной скорости по 5.5.

Режим ограничения максимальной скорости должен сопровождаться включением видимой с места водителя световой индикации до момента, когда ремень безопасности водителя будет пристегнут и ограничение максимальной скорости прекратит свое действие.

Если на снегоболотоходе установлен карбюраторный двигатель или дизель, функция ограничения скорости является факультативной и может быть заменена на включение постоянного или прерывистого звукового сигнала.

4.8.3 Дополнительные удерживающие устройства

Каждое крайнее к борту место для водителя и пассажиров в снегоболотоходе помимо ремней безопасности должно быть оснащено дополнительными удерживающими устройствами, для зон 1—4 по 4.8.3.1—4.8.3.4. отвечающими требованиям по 4.8.3.1—4.8.3.4. Дополнительные удерживающие устройства не должны существенно препятствовать процессу управления снегоболотоходом. также ухудшать поле обзора водителя. Все вышеуказанные зоны определены в вертикальной продольной плоскости снегоболотохода. т. е. на виде сбоку, как показано на рисунках 2—5. Средства удержания в каждой из зон ограничивают выступание частей тела и смещение водителя и пассажиров посредством как уже имеющихся элементов конструкции, так и компонентов или узлов, которые приводятся в состояние, в котором оно может выполнять свои функции в результате однократного воздействия одной руки.

Дополнительные удерживающие устройства должны выдерживать статическое воздействие усилий, величины которых зависят от зоны и указаны в 4 .8.3.1—4.8.3.4, а продолжительность воздействия, если не указано иное, составляет не менее 5 с. Если не указан иной способ, распределение усилия должно осуществляться посредством аппликатора, имеющего круглую плоскую поверхность диаметром не более 76 мм. Плоская поверхность аппликатора должна иметь возможность поворотов для наилучшего прилегания к поверхности удерживающего устройства с учетом особенностей его конструкции, иметь возможность упругого деформирования и не должна во всех случаях оставаться перпендикулярной направлению прикладываемого усилия. Для исключения возможности порезов проверяемых элементов, кромки аппликатора должны иметь радиус закругления не менее 6 мм.

4.8.3.1 Зона 1 «Голень/Стопа»

Удерживающие функции для зоны 1 «Голень/Стопа» могут быть обеспечены либо порогом, поднятым не менее чем на 102 мм над ближайшей к нему зоной опоры ног водителя или пассажира на полу снегоболотохода. либо подвижной преградой: дверцей, сеткой или иным элементом, выполняющим функцию удержания. В случае подвижной преграды во время движения должно быть обеспечено перекрытие ею зоны 1 «Голень/Стопа». показанной на рисунке 2. Зона 1 «Голень/Стопа». показанная на данном рисунке прямоугольником, расположенным ниже и спереди от точки Р должна располагаться на расстоянии не более 229 мм от основания сиденья и не выше 102 мм над поверхностью пола. Если сиденье имеет продольную регулировку, точку Р определяют исходя из крайнего заднего положения сиденья.

8

ГОСТ 34095-2017

Рисунок 2 — Зона 1 « Гол ень/С гона»


Дополнительное удерживающее устройство для зоны 1 «Голень/Стопа» должно выдерживать горизонтальное усилие 222 Н. направленное наружу от центральной вертикальной продольной плоскости снегоболотохода и приложенное в центре тяжести заштрихованной фигуры, показанной на рисунке 2. В результате приложения испытательного усилия не должно быть зафиксировано никаких необратимых повреждений конструкции удерживающего устройства. При наличии отверстий или проемов на рабочей поверхности удерживающего устройства, их размеры должны быть такими, чтобы через них невозможно было бы пройти цилиндру с диаметром 76 мм в направлении, перпендикулярном поверхности удерживающего устройства в месте отверстия.

4.8.3.2 Зона 2 «Плечо/Бок»

Удерживающие функции для зоны 2 «Плечо/Бою* могут быть обеспечены либо одним или более неподвижных барьеров или ограждений, либо компонентов или узлов, которые приводятся в состояние, в котором оно может выполнять свои удерживающие функции в результате однократного воздействия одной руки. В любом случае форма удерживающего устройства должна соответствовать контуру, изображенному на рисунке 3 штриховой линией. Контур удерживающего устройства на виде сбоку должен содержать внутри себя точку R. Координаты точки R определяются по отношению к основанию спинки сиденья. Исходная точка основания спинки сиденья находится в центральной продольной плоскости сиденья на линии пересечения с поверхностью подушки сиденья при условии отсутствия деформации от веса сидящего. Точка R расположена на расстоянии 432 мм вверх от исходной точки основания спинки сиденья при измерении в направлении, параллельном поверхности спинки сиденья и на расстоянии 152 мм вперед от поверхности спинки сиденья при измерении в направлении, перпендикулярном этой поверхности, как показано на рисунке 3. В случае регулируемого по длине положения сиденья точка R определяется при крайнем заднем положении сиденья. Положение точки R2. которая также должна находиться внутри контура удерживающего устройства, определяется так же, как и точки R, но для сиденья, находящегося в крайнем переднем положении.

Дополнительное удерживающее устройство для зоны 2 «Плечо/Бок» должно выдерживать в течении 10 с горизонтальное усилие 725 Н, направленное наружу от центральной вертикальной продольной плоскости снегоболотохода и приложенное в точке R. в случае нерегулируемого подлине положения сиденья, а также в точке R2 и в любой точке, находящейся между двумя указанными точками в случае регулируемого подлине положения сиденья В результате приложения испытательного усилия не должно быть зафиксировано никаких смещений удерживающего устройства величиной равной (102 + 3,0) мм за пределы ширины снегоболотохода.

Примечание — В данном случае ширина снегоболотохода определяется как расстояние между двумя вертикальными продольными плоскостями, касательными кжестким деталям конструкции правого и левого борта без учета выступания за эти    Рисунок 3 — Зона 2

габариты колеси шин в соответствующих случаях.    «Плечо/Бок»

9

4.8.3.3 ЗонаЗ«Рука/Кисть»

Удерживающие функции для зоны 3 «Рука/Кисть» могут быть обеспечены по выбору изготовителя снегоболотохода одним из двух нижеперечисленных способов.

а) Конструктивный метод

Удерживающие функции для зоны 3 «Рука/Кисть» могут быть обеспечены одним или более неподвижных барьеров или ограждений — дверей, сеток или иных элементов, способных выполнять аналогичную функцию — ограничивать величину проема, как показано на рисунке 4. Зона ограничения определяется внешним контуром сиденья, отрезком прямой линии, проведенной из точки К вперед по ходу движения, под углом 25° вниз от горизонта, длиной 500 мм и перпендикуляром к этому отрезку, проведенному из его крайней точки до линии внешнего контура сиденья (см. рисунок 4). В случае регулируемого подлине положения сиденья точка /(определяется при крайнем заднем положении сиденья.

Рисунок 4 — Зона 3 «Рука/Кисть»

Дополнительное удерживающее устройство для зоны 3 «Рука/Кисть» должно выдерживать в течении 10 с горизонтальное усилие 222 Н. направленное наружу от центральной вертикальной продольной плоскости снегоболотохода и приложенное в центре тяжести заштрихованной фигуры, показанной на рисунке 4. В результате приложения испытательного усилия не должно быть зафиксировано никаких необратимых повреждений конструкции удерживающего устройства. При наличии отверстий или проемов на рабочей поверхности удерживающего устройства, их размеры должны быть такими, чтобы через них невозможно было бы пройти цилиндру с диаметром 76 мм в направлении, перпендикулярном поверхности удерживающего устройства в месте отверстия.

Требования к данному удерживающему устройству дополняют требования к поручням по 4 6 и требования к удерживающему устройству для зоны 2.

б) Функциональный метод

Удерживающие функции для зоны 3 «Рука/Кисть» могут быть обеспечены устройством, которое при испытаниях по 5.6 с применением антропоморфного манекена «Гибрид III» 50-го перцентиля массой 78 кг1, ограничивает перемещение наружу любой части руки или кисти манекена за пределы ширины снегоболотохода, определенной в примечании к 4.8.3.2, величиной 127 мм.

Примечание — Плоскости, ограничивающие ширину, вертикальные при исходном положении снегоболотохода и наклоняются в процессе испытаний в соответствии с утлом наклона поворотной платформы.

4.8.3.4 Зона4«Голова/Шея»

Зона 4 «Голова/Шея» в общем случае определена как область, показанная на рисунке 5 для сидящего. пристегнутого ремнем безопасности водителя или пассажира в защитном шлеме в соответствии с рекомендациями изготовителя снегоболотохода.

ГОСТ 34095-2017

Удерживающие функции для зоны 4 «Голова.Шея» могут быть обеспечены изготовителем снего-болотохода в виде рекомендаций в руководстве по эксплуатации о необходимости при движении пристегивать ремни безопасности и использовать защитный шлем Любое дополнительное удерживающее устройство(а) для зоны 4 не должно ухудшать обзорность и подвижность водителя, пристегнутого ремнем безопасности в защитном шлеме и ином защитном снаряжении, рекомендованном изготовителем.

4.9    Оснащение устройствами освещения и световой сигнализации

4.9.1    Снегоболотоход должен иметь не менее двух фар головного света, излучающих белый свет в направлении движения вперед и не менее одного заднего габаритного огня, излучающего красный свет назад Снегоболотоход должен иметь отдельный или скомбинированный с задним габаритным огнем световой сигнал (сигналы) торможения. Световой сигнал торможения должен включаться при воздействии на педаль тормоза.

4.9.2    Фары головного света при измерении прибором с вертикальным фотоприемником на расстоянии 25 м перпендикулярно центральной продольной вертикальной плоскости снегоболотохода должны обеспечивать следующие предельные величины освещенности:

4.9.2.1    В точке, расположенной на линии, проведенной из центра фары к плоскости измерения под углом 1.7* вниз от горизонтали — не менее 3 лк;

4.9.2    2 В точке, расположенной на линии, проведенной из центра фары к плоскости измерения под углом 0,5’ вверх от горизонтали — не более 4 лк;

4.9.2.3 При наличии в фаре раздельных огней ближнего и дальнего света вышеуказанные требования могут выполняться отдельно для каждого из огней;

4.9.2    4 Допускается применение фар головного света, отвечающих требованиям (8)—{11].

4.9.3    Допускается применение габаритных огней, отвечающих [12] и световых сигналов торможения. отвечающих (13) или (14).

4.10    Искрогаситель

4.10.1    Система выпуска отработавших газов снегоболотохода должна быть оснащена искрогасителем. предотвращающим выброс искр или раскаленных частиц, эффективность которого должна отвечать требованиям ГОСТ 12.2.002 (п. 2.2.20).

4.10.2    Допускается применение искрогасителей, эффективность которых отвечает требованиям (15).

4.11    Шины и колеса

4.11.1 Шины и колеса, устанавливаемые при изготовлении снегоболотохода, должны выбираться исходя из предполагаемого характера использования снегоболотохода из диапазона ширин ободьев и шин. а также профилей, указанных в (16).

Допускается при выборе шин использование стандартов ETRTO*, TRA** или JATMA***.

* The European Tyre and Rim Technical Organisation (ETRTO) — Brussels. Belgium (Европейская техническая организация шин и ободов (ETRTO). Брюссель. Бельгия)

** The Tire and Rim Association. Inc (TRA) — Copley. Ohio. USA (Ассоциация шин и ободов (TRA) — Копли. Огайо. США).

**• Tho Japan Automobile Tyre Manufacturers Association, Inc (JATMA) — Tokyo. Japan (Японская ассоциация производителей автомобильных шин (JATMA) — Токио. Япония).

11

4.11.2    Максимальная нагрузочная способность каждой шины, которой оборудовано транспортное средство, должна быть, по крайней мере, равной технически допустимой максимальной массе, разделенной на число колес снегоболотохода.

4.11.3    Каждая шина, которой оборудован снегоболотоход. должна быть рассчитана на скорость большую, чем максимальная скорость снегоболотохода (учитывая ее вариации в серийном производстве).

4.11.4    Пространство, в котором вращается колесо, должно быть таким, чтобы позволять его свободное движение при использовании шины наибольшего допустимого размера, с учетом ограничений, налагаемых подвеской, рулевым управлением, шасси и защитным брызговиком колеса, предусмотренными изготовителем снегоболотохода.

4.11.5    Обозначение размера, индекса нагрузки, скоростной категории и типа шин.

4.11.6    Шины снегоболотохода должны иметь маркировку, как указано в (16). с указанием следующих данных:

а)    по крайней мере, одна сторона шины должна быть снабжена маркировкой, содержащей предупреждение о запрете превышения установленного давления в шине с указанием его величины;

б)    обе стороны шины должны иметь маркировку названия и торговой марки предприятия-изготовителя;

в)    по крайней мере, одна сторона шины должна иметь маркировку с кодом даты изготовления;

г)    информация в перечислениях б) и в) должна быть в форме букв или цифр, хорошо видимых и нестираемых.

4.12    Защита от несанкционированного использования

Снегоболотоход должен иметь средство защиты от несанкционированного использования в виде ключа запуска двигателя или иного эквивалентного средства.

4.13    Руководство пользователя

4.13.1    Снегоболотоход должен поставляться изготовителем с приложенным руководством пользователя. Руководство пользователя должно размещаться на снегоболотоходе в месте, доступном для пользователя, но защищенном от возможных повреждений при эксплуатации.

4.13.2    Руководство пользователя должно как минимум, содержать следующую информацию;

-    сведения об изготовителе, включая его адрес и. в соответствующих случаях — о его уполномоченном представителе;

-    сведения о типе, модификации (модификациях), краткое описание устройства и предназначения;

-    сведения и инструкции по использованию, управлению, уходу и обслуживанию;

-    описание защитного снаряжения, одежды и обуви, необходимой для передвижения на снегоболотоходе;

-    описание места расположения идентификационной маркировки;

-    значение массы снегоболотохода в снаряженном состоянии, которое используется при расчетах энергии и усилий нагружения ROPS;

-    описание или изображения мест нанесения предупредительных надписей (пиктограмм), касающихся безопасности использования снегоболотохода;

-    уведомление о рисках, которые продолжают существовать при эксплуатации снегоболотохода и не могут быть полностью исключены принятыми мерами безопасности;

-    правила движения по труднопроходимым участкам местности и. особенно на крутых лодьемах. спусках и при больших боковых уклонах;

-    правила перевозки грузов и буксирования.

4.14    Идентификационный номер транспортного средства

Снегоболотоход должен иметь соответствующий идентификационный номер, представляющий собой или серийный номер изделия, присвоенный изготовителем, или идентификационный номер (код) транспортного средства VIN, присваиваемый и формируемый в соответствии с ГОСТ 33990 или [17]. Идентификационный номер должен быть нанесен на раму снегоболотохода или на часть кузова, не являющуюся легкосъемной. Идентификационный номер должен быть видимым без предварительного снятия любых деталей, должен быть защищен от подделки и истирания. Высота знаков идентификационного номера не менее 4 мм.

4.15    Предупреждающие таблички

4.15.1 Снегоболотоход должен быть снабжен предупреждающими знаками и табличками, размещенными на заметных и легкодоступных для считывания местах. Предупреждающие знаки и таблички

12


должны быь выполнены способом, обеспечивающим четкость изображения и устойчивость к его стиранию.

Примечание — Язык текста на табличках — в соответствии с требованиями страны, в которой эксплуатируется снегоболотоход.

4.15.2 Содержание предупреждающих знаков и табличек

4.15.2.1 Табличка с информацией о давлении в шинах должна содержать предупреждение о поддержании при эксплуатации предписанного давления в шинах, как показано на рисунке 6.


А ВНИМАНИЕ


Неправильно отрегулированное давление в шинах может привести к серьезным травмам или смерти • Давление в холодных шинах Передние 20.0 кПа Задние 20.0 кПа


Рисунок 6 — Пример таблички с информацией о давлении в шинах

На табличке должно быть указано рекомендуемое значение (значения) давления в кПа. По усмотрению производителя допускается использование комбинированной таблички с предупреждением о допустимой нагрузке и опасности перегрузки, как указано в 4.15.2.2. Пример такой таблички показан на рисунке 7.


А ВНИМАНИЕ


Неправильно отрегулированное давление в шинах или перегруз может привести к потере управления Потеря управления может привести к серьезным травмам или смерти

•    Давление в холодных шинах

Передние 20 0 хПа Задние 20 0 кПа

•    Максимальная грузоподъемность 85 кг


Рисунок 7 — Пример комбинированной таблички с информацией о давлении в шинах

Любая иная информация, наносимая на табличку, должна относиться к требованиям безопасности. не должна отвлекать внимание или противоречить предупреждающим требованиям.

Для шин. не относящихся к пневматическим, указанная табличка не требуется.

4.15.2.2 Табличка с предупреждением об опасности перегрузки должна содержать значение грузоподъемности для данной модификации снегоболотохода. Пример такой таблички показан на рисунке 8. По усмотрению производителя допускается использование комбинированной таблички с предупреждением о поддержании при эксплуатации предписанного давления в шинах как показано на рисунке 7. Любая иная информация, наносимая на табличку, должна относиться к требованиям безопасности. не должна отвлекать внимание или противоречить предупреждающим требованиям.


А ВНИМАНИЕ


Перегруз может привести к потере управления Потеря управления может привести « серьезным травма».» или смерти • Максимальная грузоподъемность 85 кг


Рисунок 8 — Пример таблички с предупреждением об опасности перегрузки


13


ГОСТ 34095-2017

Содержание

1    Область применения...................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................1

3    Термины и определения................................................2

4    Требования безопасности...............................................5

5    Методы испытаний...................................................18

Приложение А (справочное) Примеры снегоболотоходов колесных малогабаритных с органами

управления автомобильного типа.................................29

Приложение Б (обязательное) Схемы приложения нагрузок к конструкции ROPS.............30

Библиография........................................................33

III

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СНЕГОБОЛОТОХОДЫ КОЛЕСНЫЕ МАЛОГАБАРИТНЫЕ С ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ

АВТОМОБИЛЬНОГО ТИПА

Требования безопасности и методы испытаний

Off-road recreational vehicles with automobile type controls. Safety requirements and test methods

Дата введения —2018—04—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на снегоболотоходы колесные малогабаритные с органами управления автомобильного типа (далее — снегоболотоходы)1). оснащенные двигателями внутреннего сгорания предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам без покрытия, а также для буксирования или работы с навесным оборудованием используемые для отдыха или хозяйственных нужд. Настоящий стандарт не содержит требования относительно использования снегоболотоходов на дорогах общего пользования.

Настоящий стандарт не распространяется на:

-    снегоболотоходы. которые предназначены только для соревнований2);

-    снегоболотоходы, которые предназначены для использования детьми не старше 14 лет;

-    трех- и четырехколесные транспортные средства категорий LI—L7;

-    сельскохозяйственные или лесные тракторы категории Т;

-    транспортные средства по ГОСТ 32571;

-    оборудование для дополнительных функций (буксирное устройство и устройства для крепления груза в том случае, их контуры не выступают за контур вертикальной проекции транспортного средства без этих устройств, не рассматриваются как оборудование для дополнительных функций).

Настоящий стандарт не распространяется на снегоболотоходы. которые были изготовлены до его публикации.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.2.002-91 Система стандартов безопасности труда. Техника сельскохозяйственная. Методы оценки безопасности

ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием

ГОСТ 32571-2013 (EN 15997:2011) Снегоболотоходы колесные малогабаритные. Требования безопасности и методы испытаний

ГОСТ 33990-2016 Транспортные средства. Маркировка. Технические требования

1 В международной практике данные транспортные средства имеют обозначения ROV (Recreation Off-Road Vehicles) или UTV (Utility Task Vehicles).

2> Критерием, который используется для определения принадлежности транспортных средств к созданным специально для соревнований, является то. что они разработаны в соответствии со спецификациями одного из стандартов (спортивных технических регламентов), официально признанных спортивными ассоциациями.

Изданио официальное

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочного стандарта в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным Стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    блокировка запуска от электрического стартера: Устройство, которое при определенных условиях, препятствует пуску двигателя снегоболотохода от электрического стартера.

3.2    боковая имитируемая наземная плоскость (lateral simulated ground plane): LSGP: Плоскость. повернутая на угол 15° в сторону удаления от DLV (см. 3.22). на которую ложится бок снегоболотохода при опрокидывании.

Примечание — Боковая имитируемая наземная плоскость образуется при повороте вертикальной плоскости, параллельной продольной осевой линии снегоболотохода. относительно горизонтальной линии, проходящей через наиболее удаленную точку верхнего элемента устройства защиты от опрокидывания ROPS. к которому приложена боковая нагрузка (см. рисунок 1). LSGP определяется для ненагруженного устройства защиты от опрокидывания и перемещается вместе с элементом, к которому приложена натрузка. до утла 15* относительно вертикали.

3.3    буксирное устройство: Устройство, являющееся частью конструкции снегоболотохода и предназначенное для присоединения к снегоболотоходу прицепа или другого оборудования.

3.4    грузоподъемность: Наибольшая полезная нагрузка, предписанная предприятием-изгото-вителем в руководстве пользователя для заводской комплектации снегоболотохода.

Примечание — Грузоподъемность учитывает массу водителя, пассажира/пассажирое (если для нею предусмотрено место), собственно груза, дополнительного оборудования и нагрузку на буксирное устройство (при наличии), но не включает снаряженную массу.

3.5    дополнительное оборудование: Предметы или устройства, устанавливаемые (закрепляемые) на снегоболотоходе после его изготовления, не являющиеся необходимыми для его нормального функционирования и предназначенные для изменения дизайна, удобства пользования и/или иных свойств, влияющих на эффективность эксплуатации.

Примечание — К дополнительному оборудованию могут относиться цепи противоскольжения, тент, закрытая кабина, дополнительные устройства освещения.

3.6    защитное снаряжение: Персональное защитное снаряжение для экипировки водителя и пассажира (пассажиров), соответствующее характеру использования снегоболотохода и включающее шлем и защиту для глаз рекомендуемого изготовителем снегоболотохода типа, а также, в отдельных случаях, иные предметы снаряжения, предусмотренные изготовителем снегоболотохода и упомянутые в руководстве пользователя.

3.7    защитный брус (rollbar): Устройство защиты от опрокидывания ROPS, имеющее одну ил и две стойки, состоящее из трубчатого каркаса, выполненного из одной или нескольких деталей и не имеющее консольных конструктивных элементов.

3.8    идентификационный номер (код) транспортного средства (vehicle identification number); VIN: Буквенно-цифровой код. устанавливаемый изготовителем для транспортного средства с целью обеспечить должную идентификацию каждого транспортного средства.

3.9    имитируемая наземная плоскость (simulated ground plane): SGP: Плоскость, имитирующая плоскую поверхность грунта, на которую ложится снегоболотоход после опрокидывания.

3.10    индикатор заднего хода: Световой или другого типа прибор, сигнализирующий о том, что в трансмиссии включена передача заднего хода.

3.11    индикатор нейтрали: Световой или другого типа прибор, сигнализирующий о том, что в трансмиссии не включена передача (нейтральная передача).

3.12    искрогаситель: Компонент выпускной системы, который ограничивает размер раскаленных частиц, выбрасываемых из выхлопной трубы снегоболотохода. 2

ГОСТ 34095-2017

3.13    конструктивный элемент (structural member): Элемент устройства защиты от опрокидывания ROPS, воспринимающий нагрузку и/или поглощающий энергию.

3.14    крыша: Легкая демонтируемая конструкция, защищающая сидящих в снегоболотоходе от солнца и осадков.

Примечание — Крыша не предназначена для защиты сидящих в снегоболотоходе от падающих предметов.

3.15    максимальная скорость, км/ч: Наивысшая скорость снегоболотохода снаряженной массы с одним водителем (98 кг), развиваемая на чистой сухой ровной поверхности с подъемом не более 1,7 %.

3.16    место для перевозки груза: Настил, стойки, багажник(и) или другое конструктивно оформленное загрузочное пространство, предназначенное предприятием-изготовителем для перевозки грузов на снегоболотоходе.

3.17    механическая подвеска: Устройство, которое обеспечивает возможность вертикального перемещения колеса снегоболотохода относительно шасси, сопровождаемое упругим сопротивлением и демпфированием колебаний.

3.18    многостоечное устройство защиты от опрокидывания (multiple-post ROPS): Устройство защиты от опрокидывания ROPS, имеющее более двух стоек, соединенных конструктивными элементами.

3.19    нагрузка на буксирное устройство: Вертикальная нагрузка, приходящаяся на буксирное устройство.

3.20    нейтраль: Состояние трансмиссии, при котором отсутствует механическая связь между входным и выходным валами трансмиссии.

3.21    орган переключения передач (gearshift control): Орган управления, предназначенный для выбора и включения передачи в трансмиссии.

3.22    объем ограничения деформации (deflection limiting volume); DLV: Фигура с прямоугольными очертаниями по размерам приблизительно соответствующая антропометрическим данным мужчины высокого роста, в положении сидя, в обычной рабочей одежде и защитном шлеме, с размерами по (1) и определяющая минимальное безопасное рабочее пространство вокруг водителя и/или пассажира (пассажиров) при деформации конструкции снегоболотохода в случае аварии.

3.23    отрыв колес в повороте: Условие при движении на повороте, при котором все колеса на внутренней стороне поворота отрываются от поверхности испытательной площадки по крайней мере на 50 мм.

3.24    парковочный механизм: Устройство, находящееся в трансмиссии, которое блокирует трансмиссию, если орган управления трансмиссией находится в предусмотренном для парковки положении.

3.25    педаль акселератора: Ножной орган управления скоростью снегоболотохода.

3.26    педаль тормоза: Ножной орган управления, при перемещении которого активируется тормоз (тормоза).

3.27    поручень: Элемент конструкции снегоболотохода. позволяющий водителю и пассажиру (пассажирам) при обхвате его пальцами руки удерживаться во время движения на сиденье.

3.28    предупреждающая табличка: Табличка, идентифицирующая потенциальные риски, определенные изготовителем снегоболотохода для водителя, пассажира (пассажиров), лиц, проводящих техническое обслуживание и ремонт снегоболотохода. а также для лиц. находящихся в зоне эксплуатации снегоболотохода.

3.29    рабочий тормоз: Основная тормозная система, которая используется для замедления и остановки транспортного средства.

3.30    руководство пользователя: Документ, поставляемый предприятием-изготовителем вместе со снегоболотоходом, содержащий информацию об использовании, управлении и обслуживании снегоболотохода.

3.31    ручной орган управления для отключения топливоподачи: Управляемое вручную устройство для открытия или перекрытия потока топлива из топливного бака.

3.32    масса в снаряженном состоянии, кг: Масса снегоболотохода, полностью заправленного топливом, маслом и жидкостью для системы охлаждения, но без водителя, пассажира(ов) (если предусмотрено конструкцией), дополнительного оборудования и груза.

3.33    масса, рекомендуемая изготовителем т. кг: Снаряженная масса с учетом оборудования, инструмента и устройства защиты от опрокидывания ROPS, но без прицепного оборудования. 3

Примечания

1    Грунг. ветки, камни и т. д.. которые часто присутствуют в конструкции, как результат эксплуатации, не являются составной частью снетоболотохода и не могут быть включены в массу машины.

2    Величина т применяется при испытании устройства защиты от опрокидывания ROPS.

3.34    подпятник G (socket): Элемент, воспринимающий сосредоточенную нагрузку на устройство распределения нагрузки (LDD).

3.35    скорость рыскания (yaw velocity) г, рад/с: Угловая скорость снегоболотохода относительно вертикальной оси.

3.36    снегоболотоход колесный малогабаритный с органами управления автомобильного типа: Самоходное транспортное средство с четырьмя или более колесами, сконструированные и предназначенные для движения по дорогам без покрытия и по бездорожью, в том числе по заболоченным и заснеженным участкам местности максимальной массой не более 1700 кг. с двигателем внутреннего сгорания рабочим объемом не более 1000 см3, имеющее орган управления направлением движения, отличный от мотоциклетного руля с рукоятками, сиденья не мотоциклетного типа для водителя и по крайней мере, для одного пассажира, расположенные бок о бок и имеющее максимальную скорость более 48 км/ч.

Примечания

1    Сиденье мотоциклетного типа не позволяет свести колени сидящего вместе.

2    Примеры снегоболотоходов колесных малогабаритных с органами управления автомобильного типа приведены в приложении А.

3.37    среднее замедление а, м/с2: Интенсивность изменения скорости транспортного средства с момента включения тормозов до момента полной остановки транспортного средства.

3.38    стандартное состояние: Состояние, в котором снегоболотоход был выпущен с заво-да-изготовителя, т. е. без дополнительного оборудования и принадлежностей, полностью собранный и отрегулированный в соответствии с требованиями изготовителя.

3.39    стояночный тормоз: Тормозная система, которая при активации чисто механическим путем включает один или более тормозных механизмов и постоянно удерживает их во включенном положении без дальнейшего воздействия со стороны водителя.

3.40    сцепление с механическим приводом: Устройство, приводимое в действие мускульной силой водителя и служащее для разъединения двигателя и трансмиссии.

3.41    технически допустимая максимальная масса М, кг: Максимальная допустимая масса груженого снегоболотохода, установленная предприятием-изготовителем.

3.42    тормозной путь S, м: Расстояние, преодолеваемое снегоболотоходом с момента включения тормозов до момента полной его остановки.

3.43    точка приложения нагрузки (load application point); LAP: Точка на устройстве защиты от опрокидывания, к которой прикладывается испытательная нагрузка.

3.44    удерживающее устройство, активируемое однократным воздействием одной руки: Удерживающее устройство в виде компонента или узла, которое приводится в состояние, в котором оно может выполнять свои функции в результате однократного воздействия одной руки.

Примечание — Таким устройством может быть дверца, закрываемая одной рукой или ограждение в виде сетки, пристегиваемое также одной рукой.

3.45    усилие нагружения F, Н: Испытательное усилие, прикладываемое к конструкции устройства защиты от опрокидывания.

3.46    устройство защиты от опрокидывания (roll-over protection structure); ROPS: Система конструктивных элементов, предназначенная для уменьшения риска нанесения повреждений водителю и пассажиру (пассажирам) в случае опрокидывания при условии применения ремней безопасности.

3.47    устройство распределения нагрузки (load distribution device); LDD: Устройство, используемое для предотвращения местной деформации конструктивных элементов ROPS внутрь защищаемого пространства в точке приложения нагрузки LAP.

3.48    ход колеса: Расстояние между двумя положениями исходной точки, принадлежащей к неподрессоренным массам (например, точки на оси колеса), одно из которых соответствует состоянию подвески при полном отсутствии нагрузки на колесо, а второе — состоянию подвески при полностью сжатом упругом элементе.

3.49    центр тяжести: Точка, в которой считается сконцентрированной общая масса снегоболотохода, так что при подвешивании в этой точке снегоболотоход будет находиться в равновесии в любом положении. 4

ГОСТ 34095-2017

3.50    ширина снегоболотохода. м: Поперечное расстояние между наиболее разнесенными жесткими точками (например, ободами колес) конструкции снегоболотохода. не учитывающее шины, зеркала и дополнительное оборудование.

3.51    энергия, поглощаемая конструкцией устройства защиты от опрокидывания ROPS U, Дж: Энергия, поглощаемая конструкцией устройства защиты от опрокидывания ROPS. зависящая от массы, рекомендуемой изготовителем.

4 Требования безопасности

4.1    Рабочий тормоз

4.1.1    Снегоболотоход должен иметь передние и задние тормозные механизмы, приводимые в действие одним ножным органом управления, расположенным слева от педали акселератора. Срабатывание рабочего тормоза должно осуществляться движением органа управления вперед и/или вниз.

4.1.2    При воздействии на орган управления тормозами усилие должно быть не менее 44 Н и не более 555 Н.

4.1.3    В ходе одного изчетырех контрольных торможений снегоболотохода до остановки в соответствии с процедурой по 5.1.2 по крайней мере один раз должна быть достигнута величина среднего замедления а. не менее 4,5 м/с2. Среднее замедление при торможении а рассчитывают по формуле (1)

д_ V2    (1)

” 2592S

где а — среднее замедление при торможении, м/с2;

V — скорость начала торможения, км/ч;

S — тормозной путь, м.

4.2    Стояночный тормоз/парковочный механизм

4.2.1    Снегоболотоход должен иметь стояночный тормоз/парковочный механизм, способный удерживать его на поверхности с углом наклона 20 % (11.4°) в пределах сцепления шине опорной поверхностью, как в направлении спуска, так и в направлении подъема в течение 5 мин. Возможное смещение снегоболотохода во время испытаний не должно превышать 25 мм. Условия и процедура испытаний — в соответствии с 5.2.2.

4.3    Органы управления двигателем

4.3.1    Снегоболотоход должен иметь устройство останова двигателя, например, с помощью ключа зажигания, расположенное в зоне доступности водителя, сидящего в нормальном рабочем положении.

4 .3.2 Снегоболотоход должен иметь орган управления скоростью в виде педали акселератора.

4.3.2.1    Педаль акселератора должна быть расположена справа от других органов управления, предназначенных для правой ноги водителя, сидящего в нормальном рабочем положении.

4.3.2.2    Действие педали акселератора должно быть таково, чтобы при движении ее вперед и/или вниз скорость снегоболотохода увеличивалась. При прекращении нажатия на педаль акселератора двигатель должен снижать скорость вращения коленчатого вала до оборотов холостого хода.

4.3.3    В случае, если снегоболотоход имеет ручной орган управления для отключения топливопо-дачи. он должен отвечать следующим требованиям:

-    принцип управляющего движения — поворотный;

-    положения органа управления «ВКЛ» и «ВЫКЛ» должны быть разделены углом поворота 90°;

-    положения органа управления «ВЫКЛ» и «РЕЗЕРВ» (при наличии) должны быть разделены углом поворота 90°;

-    последовательность положений поворотного органа управления должна быть «ВКЛ»—«ВЫКЛ»—«РЕЗЕРВ».

4.4 Органы управления трансмиссией

4.4.1 Сцепление с механическим приводом

Снегоболотоходы, оснащенные сцеплением с механическим приводом должны иметь ножную педаль управления приводом. 5

4.4.1.1    Педаль управления механическим приводом сцепления должна быть расположена слева от других органов управления, предназначенных для левой ноги водителя, сидящего в нормальном рабочем положении.

4.4.1.2    Действие педали управления механическим приводом сцепления должно быть таково, чтобы при движении ее вперед и/или вниз происходило разьединение двигателя и трансмиссии.

4.4.2    Орган переключения передач

Снегоболотоходы, оснащенные сцеплением с механическим приводом должны иметь возможность выбора и ручного включения любой передачи в трансмиссии, обозначение которой должно быть в поле зрения водителя.

4.4.2.1    Обозначение передач в трансмиссии должно представлять собой номера передач, где большей цифре соответствует передача, обеспечивающая большую скорость снегоболотохода.

4.4.2.2    Орган переключения передач должен быть расположен так, чтобы любая из передач в трансмиссии могла быть включена водителем, сидящим в нормальном рабочем положении.

4.4.3    Иные органы управления

Обособленные органы управления включения переднего хода, заднего хода, переключения трансмиссии в нейтральное положение, выбора отдельных рядов передач или схемы привода (привод на два или более колес), а также иные органы управления, относящиеся к трансмиссии, могут располагаться отдельно, с возможностью независимого воздействия на них водителя, сидящего в нормальном рабочем положении при условии их однозначно понимаемой маркировки, находящейся в поле зрения водителя.

4.4.4    Блокировка запуска от электрического стартера

Блокировка запуска от электрического стартера должна быть предусмотрена на всех снегоболото-ходах с двигателем внутреннего сгорания для предотвращения запуска двигателя электрическим стартером в случаях, когда сцепление находится во включенном положении, трансмиссия не находится в парковочном положении или в положении нейтрали или не приведена в действие тормозная система.

4.5    Рулевое управление

Снегоболотоход должен быть оснащен рулевым колесом в качестве органа управления направлением движения.

4.5.1    Рулевое колесо должно быть расположено перед водителем, сидящим в нормальном рабочем положении таким образом, чтобы он мог охватывать рулевое колесо обеими руками, а также видеть и воздействовать на все остальные органы управления.

4.5.2    Для поворота налево рулевое колесо должно поворачиваться в направлении против часовой стрелки, а для поворота направо — в направлении по часовой стрелке, если смотреть на рулевое колесо с позиции водителя.

4.6    Поручни

Снегоболотоход должен иметь, по крайней мере, один поручень для сидящих в снегоболотоходе на любом из крайних к борту мест. Конструкция поручня должна обеспечивать воспринимать без разрушения статическое усилие, приложенное как вертикально вверх, так и вниз величиной не менее 500 Н. Усилие должно быть приложено в центре рабочей поверхности поручня на площади, обеспечивающей величину распределенной нагрузки 0.5 МПа. Конструкция поручня должна позволять сидящему в снегоболотоходе беспрепятственно высаживаться из него. Рулевое колесо считается поручнем для водителя.

4.7    Устройство защиты от опрокидывания ROPS

Снегоболотоход должен иметь устройство защиты от опрокидывания (далее — ROPS), удовлетворяющее по усмотрению изготовителя (2) или (3). а также следующим требованиям:

4.7.1    При испытаниях, условия и методы которых описаны в 5.3. при приложении статических усилий в боковом, вертикальном и продольном направлении, величины которых приведены в таблице 1. а также при расчете энергии, поглощаемой при нагружении в боковом направлении, снегоболотоход считается соответствующим требованиям настоящего стандарта при выполнении следующих условий.

4.7.1.1    Во время бокового, вертикального или продольного нагружения ни один из элементов ROPS не должен проникать в объем ограничения деформации DLV. Ограничения по деформациям являются обязательными.

4.7.1.2    В течение всего времени действия бокового усилия боковая имитируемая наземная плоскость LSGP, как показано на рисунке 1. не должна проникать вобьем ограничения деформации DLV в его исходном прямом состоянии. 6

ГОСТ 34095-2017

Ь

в — элемент верхней рамы ROPS, к которой прикладывается боковая нагрузка; 6 — наиболее удаленная точка верхнего элемента a ROPS, к которому приложена боковая нагрузка. с — вертикальная линия, проходящая через точку b.d — вертикальная плоскость. параллельная осевой линии снегоболотохода, проходящая через линию с, LSGP — боковая имитируемая наэемиая

плоскость. DLV — обьсм ограничения деформации

Рисунок 1 — Боковая имитируемая наземная плоскость LSGP

4.7.1.3 ROPS не должно отрываться от снегоболотохода. а именно не должно происходить отделение ROPS. разрушение системы его крепления, рамы снегоболотохода (при ее наличии). В том случае. если имеет место частичный отрыв. ROPS должно обладать свойством противодействовать полному отделению от снегоболотохода при заданных силовых и энергетических уровнях.

Таблица 1 — Значения усилий и энергии при нагружении ROPS

Массе, рекомендуемая изготовителем, кг

Усилие при боковом нагружении. Н

Энергия О при боковом нагружении, Дж

Усилие Fпри вертикальном нагружении, Н

Усилие Fпри продольном нагружении. Н

т*

13000 (m/IOOOO)’ 25

19.61т

4.8т

* Если т < 700 кг. для расчетов принимается значение т = 700 кг.

4.8 Удерживающие устройства для водителя и пассажиров

4.8.1 Ремни безопасности

Каждое место для водителя и пассажиров в снегоболотоходе должно быть оснащено ремнями безопасности, имеющими не менее трех точек крепления и отвечающими требованиям (4). По выбору изготовителя ремни безопасности могут отвечать требованиям (5]. (кроме требований раздела 8 к установке). при этом ремень каждого места для сидения должен иметь аварийно запирающееся втягиваю-

7

1

Технические спецификации и подробные чертежи манекена «Гибрид III», основные размеры которого соответствуют пятидесятому процентилю лиц мужского пола Соединенных Штатов Америки, имеются в распоряжении Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и могут быть получены для ознакомления по запросу в секретариате Европейской экономической комиссии. Дворец Наций. Женева. Швейцария.

2

3

4

5

6