Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

52 страницы

532.00 ₽

Купить ГОСТ 33976-2016 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на проектирование, выполнение и контроль качества сварных соединений и сварных узлов в стальных конструкциях железнодорожного подвижного состава климатических исполнений по ГОСТ 15150. Действие настоящего стандарта не распространяется: - на исправление дефектов литых деталей; - сварку оборудования опасных производственных объектов и резервуаров воздушных железнодорожного подвижного состава; - ремонт железнодорожного подвижного состава.

 Скачать PDF

Рекомендуется использовать вместо ГОСТ Р 53192-2014 (ИУС 4-2017)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Требования к проектированию сварных соединений и сварных узлов в конструкциях железнодорожного подвижного состава

     5.1 Общие требования

     5.2 Требования к материалам для сварных конструкций

     5.3 Требования к сварным соединениям и сварным узлам с поперечными нагрузками на сварные швы

     5.4 Требования к сварным соединениям и сварным узлам с продольными нагрузками на сварные швы

     5.5 Требования к сварным соединениям в узлах сопряжения элементов сварных конструкций

     5.6 Требования к сварным соединениям с дополнительными деталями и усиливающими элементами

     5.7 Требования к расчету размеров сварных швов и назначению конструктивных элементов подготовки кромок свариваемых деталей

     5.8 Требования к назначению категорий качества сварных соединений

6 Требования к выполнению сварных соединений

     6.1 Требования к подготовке металла и изготовлению деталей

     6.2 Требования к сборке под сварку

     6.3 Требования к сварке

7 Контроль качества сварных соединений

8 Исправление дефектов сварных соединений

9 Требования безопасности и охраны труда

Приложение А (рекомендуемое) Материалы для дуговой сварки углеродистых и низколегированных сталей

Приложение Б (рекомендуемое) Материалы для дуговой сварки коррозионно-стойких и разнородных сталей

Приложение В (рекомендуемое) Значения эффективного коэффициента концентрации напряжений элементов конструкций и сварных соединений стального проката классов прочности от 295 до 355 включительно

Приложение Г (справочное) Способы повышения сопротивления усталости сварных соединений

Приложение Д (справочное) Пределы допустимости правки и гибки (по радиусу) стального проката в холодном состоянии

Приложение Е (рекомендуемое) Схемы термической правки

Приложение Ж (рекомендуемое) Области применения и формы технологических карт сварки

Приложение И (обязательное) Правила испытания и аттестации технологий сварки

Библиография

 
Дата введения01.07.2017
Добавлен в базу05.05.2017
Актуализация01.01.2019

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

25.10.2016УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации92-П
17.11.2016УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1707-ст
ИзданСтандартинформ2017 г.
РазработанАО ВНИИЖТ
РазработанФГУП ВНИИНМАШ

Welded joints in steel structures of railway vehicle. Requirements for design, production and quality control

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

СОЕДИНЕНИЯ СВАРНЫЕ В СТАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Требования к проектированию, выполнению и контролю качества

Издание официальное

ГОСТ

33976—

2016

Москва

Стандартинформ

2017


Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ) и Акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»)

2    ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 октября 2016 г. № 92-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2016 г. № 1707-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33976-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2017 г.

5    Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 53192-20141

6    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


5.5 Требования к сварным соединениям в узлах сопряжения элементов сварных конструкций

5.5.1 Поперечные стыки сопрягаемых несущих элементов сварных балок должны быть взаимно разнесены на расстояние не менее 100 мм согласно рисунку 3.


1

1

г

100

[

100

Не менее

L

/

Не менее

1



К




Рисунок 3


5.5.2    В местах пересечения сварных швов выпуклость ранее выполненного стыкового шва должна быть удалена.

5.5.3    Для обеспечения плавной передачи нагрузок между частями конструкций, сопрягаемыми под разными углами, соединение поясных элементов рекомендуется выполнять стыковыми швами с полным проплавлением через промежуточные элементы, косынки или увеличивать длину концевого участка одного из соединяемых элементов. При этом места перехода вместе с концами швов рекомендуется обрабатывать по радиусу.

Варианты узлов соединения несущих элементов представлены на рисунке 4.






5.5.4 При применении несущих элементов, изготовленных гибкой или штамповкой в холодном состоянии, выполнение сварных швов в местах деформации допускается при условии, что отношение внутреннего радиуса гиба к толщине металла составляет не менее:

1,0..............................................................при    толщине    до    4 мм включительно;

1,5..............................................................при    толщине    от    5 до 8 мм включительно;


7


2.0 ..............................................................при    толщине от 9 до 12 мм включительно;

3.0 ..............................................................при    толщине от 13 до 24 мм включительно.

Применение замкнутых гнутых профилей в элементах жесткости кузовов с выполнением сварных

швов вдоль радиуса гиба для соединения этих элементов между собой и с листами обшивки не рекомендуется.

5.6 Требования к сварным соединениям с дополнительными деталями

и усиливающими элементами

5.6.1 Ребра жесткости, диафрагмы и другие дополнительные детали следует устанавливать с учетом напряжений, действующих в основном сечении, размещая их в менее напряженных местах.

Приварку этих элементов толщиной более 4 мм следует выполнять непрерывными двусторонними угловыми швами по контуру. При больших конструкционных нагрузках концы швов и торец присоединяемой детали должны быть обварены.

Приваривать ребра жесткости и диафрагмы непосредственно к растянутым поясам не рекомендуется. Варианты конструктивного исполнения установки ребер жесткости приведены на рисунке 5.

Рисунок 5

Расстояние между ребрами жесткости и стыковыми швами стенки несущего элемента должно быть не менее 10 толщин стенки.

5.6.2    При проектировании приварки деталей к растянутым несущим элементам сварными швами, расположенными перпендикулярно к действующим напряжениям, расстояние между швами должно быть не менее 50 мм.

5.6.3    Применять нахпесточные соединения деталей с элементами, работающими на растяжение, не рекомендуется.

5.6.4    Минимальная длина прерывистых сварных швов в соединениях тонколистовых элементов с несущими элементами рамы и каркаса кузова должна быть не менее пяти толщин несущего элемента и не менее 20 мм.

5.7 Требования к расчету размеров сварных швов и назначению конструктивных

элементов подготовки кромок свариваемых деталей

5.7.1 Размеры сварных швов, передающих усилия между соединяемыми деталями, подлежат расчету.

Соотношения эффективной (расчетной) толщины стыкового шва s и углового шва а с толщиной детали t должны соответствовать требованиям таблицы 1.

со


Таблица 1 — Конструктивные элементы подготовки кромок под сварку и эффективная толщина сварных швов


Тип сварного соединения


Форма подготовки кромок


Форма сварного шва


Процесс дуговой сварки плавящимся электродом


Толщина металла, t, мм


Конструктивные элементы подготовки кромок


Ь, мм


с, мм


а, град


Эффективная толщина сварного шва


■Q



В защитном газе

Ручная покрытым электродом


t< 4


От 0 до 2


s = 0,8 Г


Стыковое с односторонним швом


В защитном газе




t< 6


Ручная покрытым электродом


Под флюсом


В защитном газе


t< 4


2<t< 12


От 0 до 3


От 0 до 3


s = t


Стыковое с двусторонним швом



Ручная покрытым электродом


Под флюсом


3<f<6


3<f<5


2<t<20


От 0 до 3


От 0 до 2


s = t



о


Продолжение таблицы 1


Тип сварного соединения


Форма подготовки кромок


Форма сварного шва


Процесс дуговой сварки плавящимся электродом


Толщина металла, t, мм


Конструктивные элементы подготовки кромок


Ь, мм


с, мм


а, град


Эффективная толщина сварного шва



Стыковое с односторонним швом




В защитном газе

Ручная покрытым электродом


3<t< 16


От 0 до 3


От 0 до 2


50*


s = 0,8Г




В защитном газе

Ручная покрытым электродом


Под флюсом


3<f< 16


От 1 до 3


От 0 до 2


50*


s = t


t> 12


От 0 до 3


От 1 до 2


50


Стыковое с двусторонним швом




В защитном газе

Ручная покрытым электродом


Под флюсом


3<t< 16


От 1 до 3


От 0 до 2


50*


s = t


t> 12


От 0 до 3


От 1 до 6


50


Тип сварного соединения


Форма подготовки кромок


Форма сварного шва


Процесс дуговой сварки плавящимся электродом


Толщина металла, t, мм


Конструктивные элементы подготовки кромок


Ь, мм


с, мм


а, град


Эффективная толщина сварного шва


В защитном газе


Стыковое с двусторонним швом




Ручная покрытым электродом


Под флюсом


3<t< 16


От 1 до 3


От 0 до 2


От 45 до 50


t> 12


От 0 до 3


От 1 до 6


50


s = t


t



В защитном газе

Ручная покрытым электродом


12<f<30


От 6 до 15


От 20 до 40


Стыковое с односторонним швом



В защитном газе

Ручная покрытым электродом


3<t< 16


От 1 до 3


От 1 до 2


От 45 до 50


s = 0,8Г



0>

ioo.


Продолжение таблицы 1

£ Продолжение таблицы 1




ГОСТ 33976-2016

5.7.2 Размер катета углового шва z (сторона наибольшего равнобедренного треугольника, который можно вписать в сечение шва), мм, при сопряжении деталей под прямым углом рассчитывают по формуле:    я

где а — эффективная (расчетная) толщина шва, мм; кш — коэффициент эффективности проплавления.

Значения коэффициента кш следует принимать в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2 — Значения коэффициента эффективности проплавления угловых швов

Коэффициент эффективности проплавления кш

Катет шва, мм

Дуговая сварка под флюсом

Дуговая сварка в двуокиси углерода проволокой марки СВ-08Г2С диаметром от 1,4 до 1,6 мм включительно

Дуговая сварка в двуокиси углерода проволокой диаметром менее 1,4 мм в смесях аргона с двуокисью углерода или кислородом

Ручная дуговая сварка покрытым электродом

3

4

5

6

1,00

0,85

7

8

0,70

0,70

9

10 12

0,90

0,80

Более 12

0,70

0,70

При остром или тупом угле между сопрягаемыми деталями катет углового шва z рассчитывают по

формуле:    д

Z =P' <2> COS-Г 2

где /3 — угол между сопрягаемыми деталями.

5.7.3 При расчетах принимают значения предела текучести металла сварного шва в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3 — Значения предела текучести металла сварных швов

В мегапаскалях

Группа свариваемых сталей

Предел текучести металла сварных швов сгт

Дуговая сварка в защитном газе

Дуговая сварка под флюсом

Ручная дуговая сварка покрытым электродом

Низколегированные классов прочности от 295 до 390

400 (проволока СВ-08Г2С* ГОСТ 2246)

400 (проволока СВ-08ГА, СВ-10Г2* ГОСТ 2246)

390 (электрод Э50А ГОСТ 9467, ГОСТ 9466)

Углеродистые и коррозионно-стойкие

Минимальные значения от по стандартам на свариваемую сталь

Марки сварочных материалов приведены справочно.

При применении присадочных материалов, обеспечивающих прочностные характеристики металла шва, превышающие установленные таблицей 3, допускается уменьшение катетов угловых швов до 40 %.

5.7.4 Размеры конструктивных элементов подготовки кромок под дуговую сварку плавящимся электродом рекомендуется назначать согласно таблице 1 с проектированием нестандартных швов или выбором стандартных типов соединений:

- по ГОСТ 8713, ГОСТ 11533 — при дуговой сварке под флюсом;

ГОСТ 33976-2016

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, 2017

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ 33976-2016

-    по ГОСТ 5264, ГОСТ 11534 — при дуговой сварке в защитном газе и ручной дуговой сварке покрытым электродом.

Допускается размеры конструктивных элементов подготовки кромок под сварку в двуокиси углерода проволокой марки Св-08Г2С диаметром от 1,4 до 1,6 мм включительно назначать по ГОСТ 14771, ГОСТ 23518 (способ УП).

5.7.5    Сварные соединения следует проектировать в соответствии с:

-    ГОСТ 14771, ГОСТ 23518 — при дуговой сварке в инертном газе вольфрамовым электродом;

-    ГОСТ 14776 — при дуговой сварке точечных соединений;

-    ГОСТ 15878 (группа А) — при контактной сварке (точечной, рельефной, шовной);

-    ГОСТ 16098 — при сварке двухслойных сталей.

5.7.6    Стыковую контактную сварку следует выполнять способом оплавления. В месте стыка свариваемые детали должны иметь одинаковую форму и сечения, различающиеся не больше чем на 15 % по площади сечения для круглых деталей и на 10 % — для прямоугольных.

5.7.7    Сварные узлы несущих конструкций рассчитывают на сопротивление усталости с оценкой по запасам прочности по отношению к пределу выносливости в соответствии с методами, принятыми для соответствующих категорий железнодорожного подвижного состава.

Предварительная оценка сопротивления усталости сварных соединений низколегированного проката классов прочности от 295 до 355 может быть выполнена по значениям эффективного коэффициента концентрации напряжений ка (отношение предела выносливости деталей вне зоны сварного соединения к пределу выносливости сварного соединения), приведенным в приложении В.

Значение ка сварных соединений из сталей классов прочности свыше 355 определяют испытаниями на усталость макетных образцов.

5.7.8    Для повышения сопротивления усталости в конструкторской документации может быть предусмотрена обработка сварных соединений в соответствии с приложением Г.

5.8    Требования к назначению категорий качества сварных соединений

5.8.1    В зависимости от уровня напряжений и требований обеспечения надежности отдельных сварных соединений на стадии проектирования следует устанавливать категории качества сварных соединений с внесением их в чертежи.

5.8.2    Уровень напряжений определяет разработчик по результатам прочностного расчета конструкции с классификацией интенсивности напряжений потрем уровням: высокий, средний, низкий.

5.8.3    При проектировании сварных соединений устанавливают требования обеспечения надежности, учитывающие возможные последствия разрушения этих соединений:

-    высокое — ущерб для жизни и здоровья людей и полный выход из строя всей конструкции;

-    среднее — нарушение функционирования всей конструкции и возможный ущерб для жизни и здоровья людей;

-    низкое — отсутствие прямого нарушения функционирования всей конструкции и малая вероятность ущерба для жизни и здоровья людей.

5.8.4    Категории качества сварных соединений, соответствующие уровням качества по [4], и объем контроля устанавливают согласно таблице 4.

Таблица 4 — Категории качества, уровни качества по [4] и объемы контроля сварных соединений

Категория качества сварного соединения

Уровень

напряжений

Требование

обеспечения

надежности

Объем контроля

Уровень качества по [4]

Внешним осмотром и измерением

Ультразвуковым методом по ГОСТ 14782 или радиографическим методом по ГОСТ 7512

1

Высокий

Среднее

100%

Не менее 10 % суммарной длины швов с полным проплавлением

В

Средний

Высокое

2

Низкий

Высокое

100%

С

Высокий

Низкое

При необходимости до 100 % длины швов с полным проплавлением

17

ГОСТ 33976-2016

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................3

4    Общие положения....................................................................3

5    Требования к проектированию сварных соединений и сварных узлов в конструкциях

железнодорожного подвижного состава....................................................4

5.1    Общие требования................................................................4

5.2    Требования к материалам для сварных конструкций....................................5

5.3    Требования к сварным соединениям и сварным узлам с поперечными нагрузками

на сварные швы.....................................................................5

5.4    Требования к сварным соединениям и сварным узлам с продольными нагрузками

на сварные швы.....................................................................6

5.5    Требования к сварным соединениям в узлах сопряжения элементов сварных конструкций .... 7

5.6    Требования к сварным соединениям с дополнительными деталями

и усиливающими элементами..........................................................8

5.7    Требования к расчету размеров сварных швов и назначению конструктивных элементов

подготовки кромок свариваемых деталей................................................8

5.8    Требования к назначению категорий качества сварных соединений.......................17

6    Требования к выполнению сварных соединений..........................................18

6.1    Требования к подготовке металла и изготовлению деталей..............................18

6.2    Требования к сборке под сварку....................................................19

6.3    Требования к сварке..............................................................20

7    Контроль качества сварных соединений.................................................22

8    Исправление дефектов сварных соединений.............................................24

9    Требования безопасности и охраны труда...............................................24

Приложение А (рекомендуемое) Материалы для дуговой сварки углеродистых

и низколегированных сталей...............................................26

Приложение Б (рекомендуемое) Материалы для дуговой сварки коррозионно-стойких

и разнородных сталей.....................................................27

Приложение В (рекомендуемое) Значения эффективного коэффициента концентрации

напряжений элементов конструкций и сварных соединений стального проката

классов прочности от 295 до 355 включительно...............................28

Приложение Г (справочное) Способы повышения сопротивления усталости сварных соединений . . 33 Приложение Д (справочное) Пределы допустимости правки и гибки (по радиусу)

стального проката в холодном состоянии....................................37

Приложение Е (рекомендуемое) Схемы термической правки.................................38

Приложение Ж (рекомендуемое) Области применения и формы технологических карт сварки.....39

Приложение И (обязательное) Правила испытания и аттестации технологий сварки..............42

Библиография........................................................................47

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЕДИНЕНИЯ СВАРНЫЕ В СТАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Требования к проектированию, выполнению и контролю качества

Welded joints in steel structures of railway vehicle.

Requirements for design, production and quality control

Дата введения — 2017—07—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на проектирование, выполнение и контроль качества сварных соединений и сварных узлов в стальных конструкциях железнодорожного подвижного состава климатических исполнений по ГОСТ 15150.

Действие настоящего стандарта не распространяется:

-    на исправление дефектов литых деталей;

-    сварку оборудования опасных производственных объектов и резервуаров воздушных железнодорожного подвижного состава;

-    ремонт железнодорожного подвижного состава.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.8-75 Система стандартов безопасности труда. Устройства электросварочные и для плазменной обработки. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.008-75 Система стандартов безопасности труда. Оборудование и аппаратура для газопламенной обработки металлов и термического напыления покрытий. Требования безопасности

ГОСТ 12.3.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.003-86 Система стандартов безопасности труда. Работы электросварочные. Требования безопасности

Издание официальное

ГОСТ 12.3.036-84 Система стандартов безопасности труда. Газопламенная обработка металлов. Требования безопасности

ГОСТ 14.201-83 Обеспечение технологичности конструкции изделий. Общие требования ГОСТ 380-2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки ГОСТ 977-88 Отливки стальные. Общие технические условия

ГОСТ 1050-2013 Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия

ГОСТ 2246-70 Проволока стальная сварочная. Технические условия ГОСТ 2601-84 Сварка металлов. Термины и определения основных понятий ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества

ГОСТ 5264-80 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 5520-79 Прокат листовой из углеродистой, низколегированной и легированной стали для котлов и сосудов, работающих под давлением. Технические условия

ГОСТ 5632-2014 Легированные нержавеющие стали и сплавы коррозионно-стойкие, жаростойкие и жаропрочные. Марки

ГОСТ 6032-2003 Стали и сплавы коррозионно-стойкие. Методы испытаний на стойкость к меж-кристаллитной коррозии

ГОСТ 6996-66 Сварные соединения. Методы определения механических свойств ГОСТ 7512-82 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Радиографический метод ГОСТ 8050-85 Двуокись углерода газообразная и жидкая. Технические условия ГОСТ 8713-79 Сварка под флюсом. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 9087-81 Флюсы сварочные плавленые. Технические условия

ГОСТ 9466-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия

ГОСТ 9467-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы

ГОСТ 10052-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки высоколегированных сталей с особыми свойствами. Типы

ГОСТ 10157-79 Аргон газообразный и жидкий. Технические условия

ГОСТ 10885-85 Сталь листовая горячекатаная двухслойная коррозионно-стойкая. Технические условия

ГОСТ 11533-75 Автоматическая и полуавтоматическая дуговая сварка под флюсом. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 11534-75 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 14771-76 Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 14776-79 Дуговая сварка. Соединения сварные точечные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 14782-861) Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые ГОСТ 14792-80 Детали и заготовки, вырезаемые кислородной и плазменно-дуговой резкой. Точность, качество поверхности реза

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 15878-79 Контактная сварка. Соединения сварные. Конструктивные элементы и размеры ГОСТ 16098-80 Соединения сварные из двухслойной коррозионно-стойкой стали. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 17066-94 Прокат тонколистовой из стали повышенной прочности. Технические условия

ГОСТ 19281-2014 Прокат повышенной прочности. Общие технические условия

ГОСТ 21357-87 Отливки из хладостойкой и износостойкой стали. Общие технические условия

^ В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55724-2013.

ГОСТ 33976-2016

ГОСТ 22703-2012 Детали литые сцепных и автосцепных устройств железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия

ГОСТ 23518-79 Дуговая сварка в защитных газах. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 23949-80 Электроды вольфрамовые сварочные неплавящиеся. Технические условия ГОСТ 30242-971) Дефекты соединений при сварке металлов плавлением. Классификация, обозначение и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по [1], [2], ГОСТ 2601, ГОСТ 30242, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    аттестация технологии сварки: Подтверждение результатами испытаний соответствия технологической карты сварки требованиям настоящего стандарта и конструкторской документации.

3.2    испытание технологии сварки: Изготовление и испытание контрольного сварного соединения в соответствии с проектом технологической карты сварки с целью ее аттестации.

3.3    координатор сварки: Лицо, ответственное и компетентное для выполнения координации в сварке.

3.4    проект технологической карты сварки (preliminary welding procedure specification; pWPS): Документальное изложение технологии выполнения сварного шва, подлежащей аттестации.

3.5    отчет об аттестации технологии сварки (welding procedure qualification record; WPQR): Документ, содержащий результаты испытаний и выводы о соответствии технологической карты сварки требованиям настоящего стандарта и конструкторской документации.

3.6    технологическая карта сварки (welding procedure specification; WPS): Документальное изложение аттестованной технологии выполнения сварного шва, обеспечивающее повторяемость ее выполнения в производстве продукции.

3.7    технология сварки (welding procedure): Установленный порядок действий для выполнения сварного шва, включая указания на процессы сварки, основные и сварочные материалы, подготовку под сварку, предварительный нагрев (при необходимости), параметры режима сварки, технику исполнения, необходимое оборудование.

4    Общие положения

4.1    Процессы сварки относятся к категории специальных процессов, качество которых ввиду ограниченных возможностей проверки его на готовом изделии должно быть обеспечено на всех стадиях проектирования, разработки технологии, изготовления, контроля и приемки готовой продукции.

4.2    Для изготовления сварных конструкций железнодорожного подвижного состава предприятие-изготовитель должно располагать:

-    необходимыми производственными мощностями (отапливаемыми цехами, технологическим, подъемно-транспортным и испытательным оборудованием, средствами механизации и оснасткой);

-    аттестованными сварщиками и сварочными операторами;

-    специалистами по разработке технологий сварки и надзору за их выполнением;

-    обученным персоналом службы технического контроля;

-    сертифицированными специалистами по неразрушающим методам контроля. 2 3

4.3    При изготовлении сварных конструкций железнодорожного подвижного состава рекомендуется руководствоваться критериями, определяющими уровень качества сварки в соответствии с [3].

4.4    Предприятие-изготовитель в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт4), должно обеспечить координацию всех относящихся к сварке действий при производстве изделий с установлением перечня должностей и обязанностей участвующего в ней персонала.

4.5    Сварочные работы должны выполнять сварщики и сварочные операторы, прошедшие аттестационные испытания. Инструкции предприятия-изготовителя на аттестационные испытания сварщиков дуговой и плазменной сварки, а также сварочных операторов должны быть разработаны на основе требований национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт5 6 7).

4.6    Сборку и сварку конструкций следует проводить в закрытых помещениях при положительной температуре металла и окружающего воздуха.

5 Требования к проектированию сварных соединений и сварных узлов в конструкциях железнодорожного подвижного состава

5.1    Общие требования

5.1.1    Проектирование сварных соединений и сварных узлов в конструкциях железнодорожного подвижного состава следует проводить в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

5.1.2    При проектировании сварных конструкций надлежит учитывать следующее:

-    сварные соединения и сварные узлы должны удовлетворять требованиям прочности при минимальной металлоемкости;

-    расположение сварных швов должно обеспечивать удобство выполнения сварки, обработки и всех предусмотренных конструкторской и технологической документацией видов контроля сварных соединений;

-    следует применять сварные соединения с минимальной концентрацией напряжений, избегая образования объемных напряженных зон;

-    в зонах действия высоких напряжений необходимо обеспечивать плавность передачи рабочих нагрузок по возможности без эксцентриситета сопрягаемых элементов;

-    при присоединении к несущему элементу конструкции дополнительных деталей форма последних должна обеспечивать плавность переходов сечений в местах сварных соединений;

-    для уменьшения сварочных деформаций следует располагать сварные швы по возможности симметрично относительно центра тяжести элемента;

-    в несущих элементах конструкций не допускается применение прерывистых швов, за исключением приварки тонколистовых элементов, не являющихся несущими, к несущим элементам;

-    в сварных конструкциях необходимо избегать возможного скопления воды и грязи, а элементы замкнутого сечения должны быть герметизированы, или конструкцией предусмотрены отверстия для стока воды и циркуляции воздуха;

-    на сопрягаемые поверхности и поверхности деталей замкнутого профиля, изготовляемых из углеродистых и низколегированных сталей, в сварных соединениях кузовов вагонов и локомотивов, выполняемых точечной контактной сваркой или дуговой сваркой точками и прерывистыми швами, следует предусматривать нанесение антикоррозионных покрытий. Допускается не наносить антикоррозионные покрытия на сопрягаемые поверхности деталей, располагаемых внутри кузовов локомотивов.

5.1.3    Чертежи сварных сборочных единиц должны предусматривать преимущественное применение механизированной и автоматической сварки и удовлетворять требованиям технологичности конструкции согласно ГОСТ 14.201.

5.1.4    Чертежи сварных сборочных единиц должны быть согласованы координатором сварки заво-да-изготовителя или уполномоченным им лицом.

ГОСТ 33976-2016
5.2 Требования к материалам для сварных конструкций

5.2.1    В сварных конструкциях железнодорожного подвижного состава используют:

-    листовой, сортовой, фасонный прокат;

-    гнутые (гнутосварные) профили;

-    штампованные, кованые и литые детали.

5.2.2    При проектировании сварных конструкций применяют следующие основные материалы:

-    для несущих конструкций рам вагонов, кузовов, рам тележек — низколегированные стали классов прочности от 295 до 390 марок 09Г2, 09Г2Д, 09Г2С, 09Г2СД, 15ХСНД, 10Г2Б, 10Г2БД, 10ХСНД по ГОСТ 19281 категорий 13,14 или 15, а также 12Г2Ф, 12Г2ФД категории 14 по нормативным документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт1); для корпусов котлов вагонов-цистерн и котловых лап — стали марок 09Г2С, 09Г2СД по ГОСТ 5520 тех же категорий и классов прочности;

-    для литых деталей, являющихся несущими элементами конструкций, — низколегированные стали марок 20ФЛ, 20Г1ФЛ, 20ФТЛ, 20ГТЛ, 20ГЛ по ГОСТ 977, ГОСТ 21357, ГОСТ 22703 с ударной вязкостью не менее 25 Дж/см2 при минус 60 °С и содержанием марганца не более 1,4 %, углерода в стали марки 20ГЛ не более 0,23 %; для остальных деталей — перечисленные выше низколегированные стали, углеродистые стали марок 15Л, 20Л по ГОСТ 977 с содержанием углерода не более 0,23 %;

-    для коррозионно-стойких элементов конструкций (детали кузовов пассажирских и бункерных вагонов, баки и др.) — стали марок 12Х18Н10Т, 08Х18Н10Т, 12Х18Н9, 08Х22Н6Т, 08X21Н6М2Т, 10Х17Н13М2Т, 10Х14Г14НЗ, 08Х18Г8Н2Т по ГОСТ 5632 и двухслойные стали марок 12Х18Н10Т+СтЗсп, 06ХН28МДТ+СтЗсп, 10Х17Н13М2Т+20К, 10X17H13M3T+20K, 12Х18Н10Т+09Г2С по ГОСТ 10885;

-    для остальных элементов сварных конструкций — перечисленные выше низколегированные стали категорий 2, 6, 12, 13, 14, низколегированную сталь марки 10ХНДП по ГОСТ 19281 категории не ниже 2 толщиной до 5 мм и ГОСТ 17066, углеродистые стали марок СтЗсп по ГОСТ 380, марок 15 и 20 по ГОСТ 1050.

Следует применять стальной прокат с гарантией свариваемости.

Допускается изготовление литых приварных деталей локомотивов и моторвагонного подвижного состава из сталей марок 15Л, 20Л по ГОСТ 977 с содержанием углерода не более 0,23 %.

Допускается применение стали других марок и классов прочности при подтверждении достаточного уровня усталостной прочности и хладостойкости нагруженных элементов конструкций в зонах сварных соединений и аттестации технологии сварки. Выбор сварочных материалов производят в зависимости от химического состава стали, ее механических свойств и условий работы конструкции.

5.2.3    Допускается применение соединений элементов из коррозионно-стойких сталей с элементами из низколегированных и углеродистых сталей, соответствующих 5.2.2.

5.2.4    Марки присадочных проволок и типы покрытых электродов, применяемых при выполнении сварных швов, рассчитываемых на прочность, должны быть указаны в чертеже сварной сборочной единицы или другой документации.

5.2.5    Присадочные материалы, защитные газы и флюсы для сварки рекомендуется выбирать в соответствии с приложениями А и Б.

Допускается применение других присадочных материалов, флюсов и защитных газов по результатам аттестации технологии сварки.

5.3 Требования к сварным соединениям и сварным узлам с поперечными нагрузками

на сварные швы

5.3.1    Сварные соединения несущих элементов, изготовляемых из нескольких частей, следует выполнять двусторонними стыковыми швами с полным проплавлением. Допускаются односторонние сварные соединения на съемной или остающейся подкладке с обеспечением полного проплавления. При невозможности установки подкладки допускается сварка на весу с контролем 100 % длины сварного шва на отсутствие непроваров.

5.3.2    При стыковом соединении деталей неодинаковой толщины должен быть достигнут плавный переход от одной детали к другой путем выполнения скоса на детали большей толщины с одной или двух сторон до толщины более тонкой детали под углом 15° к плоскости листа или наклонного расположения поверхности сварного шва. 8 9

При различии деталей по ширине рекомендуется выполнять аналогичные скосы на концах более широкой детали.

5.3.3 Поперечные стыковые соединения рекомендуется выполнять прямыми (под углом 90° к продольной оси элемента).

Поперечные стыки размещают в зонах с наименьшими напряжениями.

5.4 Требования к сварным соединениям и сварным узлам с продольными нагрузками

на сварные швы

5.4.1 Продольные сварные швы, соединяющие растянутые поясные элементы со стенками балок, должны быть двусторонними с полным проплавлением, как показано на рисунке 1.

Сжатый пояс

При невозможности двусторонней сварки допустимость применения односторонних швов с частичным проплавлением в соединениях растянутых элементов со стенками балок коробчатого сечения должна быть подтверждена расчетами или испытаниями на сопротивление усталости.

5.4.2 Продольные стыковые швы балок коробчатого сечения, изготовляемых из гнутых (штампованных) или прокатных швеллеров, рекомендуется располагать в плоскости нейтрального слоя поперечного сечения, как показано на рисунке 2. В случае невозможности выполнения этих швов с полным проплавлением (например, с помощью подкладки) в чертеже должна быть указана наименьшая допустимая толщина шва, подтвержденная расчетами или испытаниями.

Рисунок 2

5.4.3    При применении в конструкциях хребтовых балок зетового профиля в чертежах следует указывать минимально допустимую толщину продольного стыкового шва, соединяющего верхние полки профилей.

5.4.4    В тавровых соединениях минимальное расстояние от стенки до края поясного элемента рекомендуется принимать равным сумме толщины поясного элемента и катета сварного шва. 10

1

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2016 г. № 1707-ст национальный стандарт ГОСТ Р 53192-2014 отменен с 1 июля 2017 г.

2

^ В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 6520-1-2012 «Сварка и родственные процессы. Классификация дефектов геометрии и сплошности в металлических материалах. Часть 1. Сварка плавлением».

3

4

)    В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53525-2009 (ИСО 14731:2006) «Координация в сварке. Задачи и обязанности».

5

)    В Российской Федерации действуют ГОСТ Р 53690-2009 (ИСО 9606-1:1994) «Аттестационные испытания сварщиков. Сварка плавлением. Часть 1. Стали» и ГОСТ Р 53526-2009 (ИСО 14732:1998) «Персонал, выполня

6

ющий сварку. Аттестационные испытания операторов сварки плавлением и наладчиков контактной сварки для полностью механизированной и автоматической сварки металлических материалов».

7

8

1) В Российской Федерации действуют ТУ 14-1-5391—99 «Прокат фасонный из низколегированной стали для вагоностроения».

9

10