Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

59 страниц

548.00 ₽

Купить ГОСТ 33535-2015 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на соединения и пересечения железнодорожных путей, предназначенные для эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования, и железнодорожных путях необщего пользования, на которые выходит железнодорожный подвижной состав, обращающийся на железнодорожных путях общего пользования.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Классификация

5 Технические требования

     5.1 Общие требования

     5.2 Требования к материалам

     5.3 Изготовление и сборка

     5.4 Требования к прочности, надежности и отсутствию дефектов, угрожающих безопасности движения поездов

     5.5 Комплектность

     5.6 Маркировка

     5.7 Упаковка

6 Правила приемки

7 Методы контроля

8 Транспортирование и хранение

9 Указания по эксплуатации

10 Гарантии изготовителя

Приложение А (обязательное) Перечень дефектов и повреждений элементов соединений и пересечений железнодорожных путей

Приложение Б (справочное) Перечень измерительного инструмента, необходимого для контроля соединений и пересечений железнодорожных путей

Приложение В (справочное) Определение смещения осей отверстий (граней) в деталях из полосового или листового проката

 
Дата введения01.08.2016
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

29.09.2015УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации80-П
29.10.2015УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1663-ст
РазработанОАО ВНИИЖТ
ИзданСтандартинформ2016 г.

Connections and crossings of railway tracks. Specifications

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

СОЕДИНЕНИЯ И ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ

Технические условия

ГОСТ

33535—

2015

Издание официальное


Москва

Стандартинформ

2016


Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»)

2    ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 29 сентября 2015 г. № 80-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по MK (ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 октября 2015 года № 1663-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33535-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 августа 2016 г.

Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов:

«О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» и «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» 1

ГОСТ 33535-2015

-    накладки для изолирующих стыков железнодорожных рельсов — по межгосударственному стандарту2;

-    детали, предназначенные для использования в сварных конструкциях из стали марки СтЗпс при массовой доле углерода не более 0,22 %.

Указанные в 5.2.6 детали могут быть изготовлены из стали других марок, в том числе и зарубежных, но по своим прочностным и механическим свойствам не ниже перечисленных марок.

5.2.7    Клеммы прутковые специальные стрелочные и контррельсовые должны быть изготовлены из стали горячекатаной круглой марок 55С2, 60С2, 55С2А, 60С2А по ГОСТ 14959. Допускается изготовление других видов клемм (плоских, фасонных и т.д.) из стали других марок, в том числе и зарубежных, но по своим прочностным и механическим свойствам не ниже перечисленных марок.

5.2.8    Детали, применяемые в переводных устройствах, должны быть изготовлены:

-    детали из проката тонколистового углеродистой стали обыкновенного качества OK360B5-IV, марки СтЗ всех степеней раскисления по ГОСТ 16523, марки СтЗ всех степеней раскисления из проката толстолистового по ГОСТ 14637, марки СтЗ всех степеней раскисления из проката сортового и фасонного по ГОСТ 535;

-    детали углового профиля из стали марки СтЗ всех степеней раскисления из проката сортового и фасонного по ГОСТ 535;

-    тяги для стрелок и крестовин: рабочие, контрольные, межостряковые, соединительные, переводные, продольные из стали марки 20-2ГП по ГОСТ 1050. Допускается изготовление из стали марок СтЗсп и СтЗпс по ГОСТ 380 только для второй стрелочной тяги стрелок с поворотными остряками и тяг ручных переводных механизмов;

-    втулки тяг для стрелок и крестовин из стали марки 45-ЗГП по ГОСТ 1050.

Допускается изготовление указанных деталей из стали других марок, в том числе и зарубежных, но по своим прочностным и механическим свойствам не ниже перечисленных марок.

5.2.9    Болты стыковые, клеммные, закладные, должны быть изготовлены из углеродистой качественной стали и соответствовать классу прочности, установленному межгосударственным стандартом3.

Допускается изготовление других специальных болтов для конструкций соединений и пересечений железнодорожных путей, кроме болтов крепления рабочих сережек, стыковых, контррельсовых и соединяющих рельсы подвижных сердечников, из стали марки Ст5 по ГОСТ 380, а также из стали марки 40 по ГОСТ 1050 с содержанием углерода не более 0,42 %.

5.2.10    Гайки должны быть изготовлены из углеродистой качественной стали и соответствовать классу прочности, установленному межгосударственным стандартом4.

Гайки, предназначенные для элементов гарнитур, должны быть изготовлены из стали марки 20-2ГП по ГОСТ 1050.

5.2.11    Пружины тарельчатые должны быть изготовлены из стали марок, установленных межгосударственным стандартом 4

Шайбы пружинные двухвитковые должны быть изготовлены из стали марок, установленных межгосударственным стандартом 1-

Допускается изготовление других специальных упругих элементов для конструкций соединений и пересечений железнодорожных путей, из стали марок КТ-2, ЗК-7 по ГОСТ 9389.

5.2.12    Литые детали для крестовин должны быть изготовлены:

-    для крестовин из углеродистой и низколегированной сталей по требованиям, установленным межгосударственным стандартом 6-

-    для крестовин из высокомарганцовистой стали: отливки сердечников сборных, моноблочных и цельнолитых крестовин из высокомарганцовистой стали марки 110Г13Л по требованиям, установленным межгосударственным стандартом5.

Стальные отливки, применяемые в сварных конструкциях, должны быть изготовлены из стали марки 20-25Л по ГОСТ 977 с массовой долей углерода не более 0,25%.

5.2.13    Ручная дуговая сварка отдельных деталей элементов стрелочного перевода должна быть выполнена электродами типа Э46, Э50, Э46А и Э50А по ГОСТ 9467.

Сварку полуавтоматическую и автоматическую в среде защитного газа выполняют проволокой Св-08Г2С-О по ГОСТ 2246.

Допускается применение проволоки Св-08Г2С по ГОСТ 2246.

5.2.14    Сварку рельсовых элементов остряков и крестовин производят в соответствии с действующими национальными стандартами и нормативной и технической документацией по сварке рельсовых элементов железнодорожного пути государств, приведенных в предисловии6.

5.2.15    Требования по изготовлению крестовин и классификации допустимых дефектов установлены межгосударственным стандартом7.

5.3 Изготовление и сборка

5.3.1    Торцы рельсовых деталей должны быть обрезаны перпендикулярно продольной оси рельса. Отклонение от перпендикулярности должно быть:

-    для остряков стрелок, рельсов сердечников, подвижных сердечников тупых крестовин не более

1,5 мм — по торцу со стороны примыкания смежного рельса;

-    для усовиков крестовин не более 1,5 мм — по торцу со стороны примыкания смежного рельса;

-    для остряков стрелок, рельсов сердечников, подвижных сердечников тупых крестовин, усовиков крестовин и контррельсов не более 4,0 мм — по нестыкуемому торцу;

-    для прочих деталей из рельсов не более 2,0 мм.

5.3.2    В прямоугольных и круглых отверстиях, пробиваемых на прессах в деталях из полосового или листового проката, высота зоны среза должна быть не менее 5,0 мм. Параметр шероховатости граней указанных отверстий в зоне среза должен быть не более Rz320 по ГОСТ 2789.

5.3.3    Отклонение размеров отверстий, пробиваемых на прессах, должно быть не более 1,5 мм в сторону увеличения и 0,5 мм в сторону уменьшения относительно номинальных размеров.

5.3.4    При отсутствии на чертежах указаний о допустимом смещении осей отверстий, пробиваемых на прессах, в одном или нескольких направлениях, смещение осей отверстий от номинального расположения в этом направлении (направлениях) должно быть не более 2,5 мм.

Непараллельность общей оси отверстий, пробиваемых в подкладках, относительно граней подкладок допускается не более 5,0 мм.

Расстояние от грани круглых отверстий под шурупы до края деталей, указанных в 5.3.2, должно быть не менее 5,0 мм. Образовавшиеся надрывы металла должны быть заварены и зачищены до поверхности основного металла.

Смещение реборды и осей отверстий под клеммные болты относительно оси подкладок в поперечном направлении должно быть не более 3,0 мм.

5.3.5    На верхней поверхности деталей из полосового или листового проката не допускаются выступающие заусенцы. На нижней поверхности и в углах прямоугольных отверстий допускаются заусенцы высотой не более 1,5 мм.

Шероховатость поверхностей торцов деталей при резке на прессах и при газовой резке должна быть не более Rz2000, при плазменной резке — не более Rz1600 по ГОСТ 2789.

Допускается заварка трещин на поверхностях цельнотянутых реборд после штамповки, при этом трещины должны быть зачищены до основного металла. Поверхности наплавленного слоя должны быть зачищены абразивным кругом, при этом размеры элементов реборды не должны превышать номинальные значения более чем на 0,5 мм.

ГОСТ 33535-2015

5.3.6    Отклонение от перпендикулярности торцов деталей, указанных в 5.3.5, не должно превышать 1,5 % при длине реза 200,0 мм и более 2,0 % при длине реза менее 200,0 мм.

5.3.7    Отклонение от плоскостности верхней поверхности деталей из полосового или листового проката шириной менее 200,0 мм должно быть не более 1,0 мм, а проката шириной 200,0 мм и более — должно быть не более 1,5 мм.

5.3.8    Детали из рельсов после механической и термической обработки в части прямолинейности, скрученности и качества поверхности должны соответствовать требованиям ГОСТ 99608 или национальным стандартам государств, приведенных в предисловии9, в зависимости от сортамента и категории.

Допускается холодная правка и гибка деталей из рельсов по всей длине как нетермоупрочненных, так и термически обработанных.

Не допускается наносить удары стальной кувалдой по деталям из рельсов и чугунным деталям.

5.3.9    Не допускается наплавка и заварка дефектов, обнаруженных или образовавшихся при обработке деталей из рельсов. На обработанных поверхностях деталей из рельсов недопустимы местные дефекты глубиной более 0,5 мм.

5.3.10    В деталях из рельсов края болтовых отверстий должны иметь фаски размером от 1 х 45° до 3 х 45°. На поверхностях отверстий и фасок заусенцы не допускаются.

Торцы рельсовых деталей по краю должны иметь фаски размером от 1 х 45° до 3 8 45°. На торцевых поверхностях и фасках заусенцы не допускаются.

5.3.11    В отверстиях для размещения болтов с потайной головкой смещение от номинального расположения конической части отверстия относительно прямоугольной части должно быть не более 1,0 мм в поперечном направлении и не более 2,0 мм в продольном направлении отверстий. Смещение конической части отверстия от номинального расположения по высоте детали должно быть не более 1,0 мм.

На конической части отверстия заусенцы не допускаются.

5.3.12    Поверхности катания цельнолитых или моноблочных тупых или острых крестовин, цельнолитых усовиков тупых крестовин с подвижными сердечниками и сердечников глухих пересечений, подвергающихся механической обработке, должны быть прямолинейны в вертикальной плоскости:

-    для сердечников и усовиков острых крестовин (без возвышения поверхности катания) марки 1/9 и положе допускается отклонение на длине 1000,0 мм не более 0,5 мм;

-    для тупых крестовин и усовиков тупых крестовин марки 1/9, а также острых или тупых крестовин и сердечников более крутых марок допускается отклонение на длине 1000,0 мм не более 1,0 мм;

-    для крестовин с приварными рельсовыми окончаниями прямолинейность поверхности катания и боковых рабочих граней в соответствии с действующими национальными стандартами и нормативной и технической документацией по сварке рельсовых элементов железнодорожного пути государств, приведенных в предисловии10.

После механической обработки наличие черноты на поверхности катания не допускается.

5.3.13    Отклонение от прямолинейности боковых рабочих граней и граней прилегания усовиков крестовин с подвижными сердечниками на длине 1000,0 мм должно быть не более 0,5 мм.

5.3.14    Отклонение от прямолинейности боковой рабочей грани сердечника и соответствующего усовика крестовины в горизонтальной плоскости на всей длине крестовины (за исключением специальных криволинейных крестовин) должно быть не более 3,0 мм для сборных крестовин и 1,5 мм для цельнолитых крестовин.

Отклонение от прямолинейности боковой рабочей грани усовика, сердечника и контррельса крестовины должно быть не более 1,0 мм на длине 1000,0 мм.

5.3.15    Отклонение по величине уклона обрабатываемых плоскостей деталей из рельсов, цельнолитых крестовин, сердечников и вкладышей должно быть не более ± АН4/2 по ГОСТ 8908 4-

5.3.16    Размеры деталей, подвергающихся механической обработке и не обусловленные предельными отклонениями в проектной документации, кроме указанных в разделе 5, выполняют с предельными

отклонениями для размеров: отверстий — Н15 и валов — hi 5 по ГОСТ 25347; остальных: ± IT 15/2 по ГОСТ 30893.1.

5.3.17    Выход стержня болта за гайку должен быть не менее двух и не более шести ниток резьбы.

5.3.18    Прилегание остряка к рамному рельсу, рельса сердечника или подвижного сердечника к усовику, рельсов сердечника друг к другу допускается со сквозными зазорами, указанными в таблице 1.

5.3.19    Не допускается зазор более 0,2 мм между гранями прилегания:

-    остряка и рамного рельса, длинного рельса сердечника и усовика острых крестовин — на участке длиной 500,0 мм от острия;

-    подвижного сердечника и усовика тупых крестовин марки 1/9 — на участке длиной 300,0 мм от острия.

5.3.20    Шейка остряка или подвижного сердечника должна плотно прилегать к упорным накладкам или упорам. Допускается зазор не более 1,0 мм. Не допускается неприлегание к двум смежным упорным накладкам.

Таблица 1 — Взаимное прилегание элементов соединений и пересечений

В миллиметрах

Наименование прилегающих деталей

Зазор

не

более

Наибольшая длина участка с наибольшим зазором

Наибольшее количество участков и наименьшее расстояние между ними

Остряк и рамный рельс:

- стрелок к маркам 1/11 и круче

1,0

500,0

два участка, 200

- стрелок к маркам 1/18 и 1/22

1,0

500,0

четыре участка, 200

- уравнительных приборов

1,0

500,0

четыре участка, 200

Подвижной сердечник и усовик тупых кресто-

ВИН

1,0

300,0

один участок

Рельс сердечника и усовик острых крестовин с подвижным сердечником:

- со стороны длинного рельса

1,0

1000,0

один участок

- со стороны короткого рельса

1,0

500,0

один участок

Рельсы сердечника острых крестовин на участке от острия короткого рельса до оси последнего болта, соединяющего эти рельсы

1,0

250,0

один участок

5.3.21    Упорная грань закладки должна прилегать к сопрягаемой поверхности остряка или подвижного сердечника и усовика, допускается зазор не более 0,5 мм.

5.3.22    Детали из рельсов, цельнолитая крестовина и усовики должны опираться на подкладки и мостики, которые прикреплены к ним, при этом допускается сквозной зазор не более 0,6 мм, зазор по краю подошвы деталей допускается не более 1,0 мм.

5.3.23    В местах входных желобов крестовин между подошвой усовика и подкладкой допускается зазор не более 2,0 мм.

5.3.24    В цельнолитой крестовине, сердечнике типа общей отливки с изнашиваемой частью усо-виков допускаются местные увеличения глубины желоба на длине до 100,0 мм не более 10,0 мм по отношению к номинальным размерам, общим количеством не более 5 шт.

5.3.25    Задние крылья литого сердечника должны плотно прилегать к головке и подошве усовиков из рельса, нижние привалочные поверхности литого сердечника должны прилегать к подошве усовика из рельса. Не допускается зазор между сердечником и усовиком более 1,0 мм на длине, превышающей 25 % длины участка прилегания.

5.3.26    Вкладыши и стыковые накладки (кроме накладок, имеющих изгиб) должны плотно прилегать к сопрягаемым деталям. Допускается зазор не более 0,5 мм на участке, не превышающем 25 % длины прилегания вкладыша или стыковой накладки.

По линиям опирания переднего вкладыша крестовин со стороны сердечника допускается зазор не более 1,0 мм.

5.3.27    Упорные грани шипов клемм и упорок должны прилегать к упорным граням отверстий подрельсовых деталей, при этом допускается зазор не более 0,5 мм. Между одним углом упорной грани шипа клеммы или упорки и упорной грани отверстия допускается зазор не более 1,0 мм.

ГОСТ 33535-2015

5.3.28    Упорные грани упорок и клемм должны прилегать к сопрягаемым деталям. При отсутствии на чертежах указаний о величине зазора, он должен быть не более 0,5 мм.

В уравнительных устройствах допускается сквозной зазор не более 0,5 мм между шейкой рельса и упоркой.

5.3.29    Рельсы рамные, рельсы усовиковые и рельсы контррельсовые должны прилегать боковой поверхностью подошвы к подушкам или упорам, при этом по линии касания допускается зазор не более

2.0    мм. При большем зазоре допускается устранять его с помощью прокладок.

5.3.30    Между боковыми поверхностями подошвы рельсовых деталей и ребордами подкладок допускается суммарный зазор по двум сторонам не более 2,0 мм. При большей величине зазора его допускается устранять с каждой стороны подошвы рельса путем установки одной прокладки толщиной от

1.0    до 3,0 мм с приваркой к боковым поверхностям реборд.

В контррельсовых подкладках зазор между наружной ребордой подкладки и боковой поверхностью подошвы рельса должен быть не более 0,5 мм.

Приварку прокладок производят с обеспечением полной защиты рельса от влияния сварки или на снятых с рельса подкладках.

Допускается подгонка внутренней боковой поверхности реборды механическим способом, при этом толщина снимаемого слоя металла с поверхности реборды не должна превышать 2,0 мм от номинального размера реборды.

5.3.31    Соединенные остряки и подвижные сердечники должны беспрепятственно перемещаться соответственно между рамными рельсами и усовиками. Величина перемещения (шага) должна быть равна проектной для данного вида соединений и пересечений, и измеряться на стрелке по оси первой от острия остряка межостряковой тяги, на крестовине — по оси первой рабочей тяги.

Не допускается:

-    уменьшение шага остряков относительно проектной величины;

-    увеличение шага остряков более, чем на 6,0 мм относительно проектной величины.

5.3.32    Величина свободного перемещения аппаратной тяги или оси крепления ее к коромыслу переводного рычага ручного переводного механизма должна быть не менее 230,0 мм.

5.3.33    Отклонение ширины желоба или ординаты в корне остряков и подвижных сердечников тупой крестовины должно быть не более 1,5 мм.

5.3.34    Нормативная величина — ширина колеи, при сборке и укладке конкретного проекта соединения и пересечения железнодорожных путей должна соответствовать документации, согласованной с владельцем инфраструктуры.

Отклонение от нормативной ширины колеи должно быть не более 1,0 мм в сторону увеличения и

2.0    мм в сторону уменьшения.

5.3.35    В стрелках колеи 1520 мм расстояние от рабочей грани прижатого остряка до нерабочей грани отведенного остряка должно быть не более 1458 мм в конце строжки остряка.

При других размерах ширины колеи это расстояние должно обеспечивать беспрепятственный проход колесными парами отведенного остряка без контактов с нерабочей поверхностью его головки.

5.3.36    Ширина желоба между усовиком и подвижным сердечником острой крестовины должна быть не менее 64,0 мм.

5.3.37    Гайки резьбовых соединений должны быть завернуты так, чтобы пружинные одновитковые шайбы были сжаты до плоского состояния, а двухвитковые пружинные шайбы —до соприкосновения витков.

Гайки крепления закладок и тяг должны быть завернуты так, чтобы обеспечить беспрепятственную работу шарнирных соединений.

5.3.38    Клеммные болты скреплений должны быть установлены в проектном положении на конкретный тип и проект скрепления. Отклонение от проектного положения должно быть не более 10°.

Гайки клеммных болтов скреплений с пружинными клеммами должны быть затянуты с величиной крутящего момента (180+20) Нм. Величина крутящего момента других типов скреплений должна соответствовать требованиям на применяемый вид скрепления.

Дополнительные требования по установке других типов скреплений — в соответствии с документацией на эти скрепления.

5.3.39    Отклонение от прямолинейности рабочей грани крестовины с гибким подвижным сердечником, поворотным и гибко-поворотным сердечником в горизонтальной плоскости должно быть не более

1,5 мм по всей длине крестовины.

11

Не контролируют участки:

-    в острых крестовинах с подвижным сердечником — от горла до конца боковой строжки длинного и короткого рельсов сердечника;

-    в тупых крестовинах с подвижными сердечниками — от математического центра усовика до конца боковой строжки сердечника.

5.3.40    Отклонение от прямолинейности рабочих граней усовика и остряка сбрасывателя тормозных башмаков в горизонтальной плоскости должно быть не более 1,5 мм.

Не контролируют на прямолинейность участок рабочей грани от изгиба усовика до сечения остряка 20 мм.

5.3.41    Отклонение от прямолинейности рабочей грани уравнительного прибора (стыка) в горизонтальной плоскости должно быть не более 1,5 мм.

Не контролируют участок рабочей грани от изгиба рамного рельса до сечения остряка 20 мм.

5.3.42    На поверхностях деталей из рельсов, остряковых рельсов, рельсов контррельсовых, контррельсовых уголков, а также на поверхностях цельнолитых крестовин, литых сердечников, тяг, сережек, рычагов и станин переводного устройства заусенцы не допускаются, острые кромки следует притупить.

5.3.43    Взаимное расположение верха головок:

-    рамного рельса и остряка — не допускается понижение верха головки остряка в сечении 50 мм и более относительно рамного рельса более 1,5 мм и превышение головки остряка более 2,5 мм;

-    усовика и подвижного сердечника острой крестовины — не допускается превышение или понижение верха головки сердечника более 1,0 мм;

-    усовика и подвижного сердечника тупой крестовины — не допускается понижение верха головки сердечника более 1,0 мм и превышение верха головки сердечника более 2,5 мм.

Взаимное расположение поверхности верха головки остряка и рамного рельса в зоне обработки обеспечивают контролем высоты остряка и рамного рельса в сечениях остряка: в острие остряка, в сечениях с шириной головки 5 и 20 мм. Высоты остряка и рамного рельса определяются в соответствии с документацией на конкретный проект соединения и пересечения.

5.3.44    Возвышение колесосбрасывателя (сбрасывающего башмака) в рабочем положении над уровнем головки рельса должно быть не более 500,0 мм. Прилегание колесосбрасывателя к головке рельса должно быть плотным, при этом допускается зазор не более 1,0 мм.

В нерабочем положении колесосбрасывателя возвышение башмака над уровнем головки рельса должно быть не более 45,0 мм.

5.3.45    Зазор между захватом и шейкой усовика в крестовинах с подвижным сердечником должен быть не менее 3,5 мм. Контролировать на уровне 25,0 мм от подошвы усовика.

±5,0...........для стыков с номинальным зазором 8,0 мм;

+ 3,0...........для стыков с номинальным нулевым зазором и зазором 5,0    мм.


5.3.46    Предельные отклонения размеров стыковых зазоров должны быть не более, мм:

5.3.47    Остряки и подвижной сердечник должны плотно опираться на подкладки, подушки и мостики.

Допускается сквозной зазор не более 1,0 мм. По краю подошвы остряка или подвижного сердечника допускается зазор не более 1,5 мм.

5.3.48    Во всех накладочных стыках соединений и пересечений поверхности катания и боковые рабочие грани стыкуемых деталей должны совпадать. Допускается несовпадение поверхностей не более 1,0 мм.

5.3.49    Смещение осей подкладок вдоль рельса от номинального расположения не более 5,0 мм.

5.3.50    Предельные отклонения длин рельсовых элементов, не указанные в чертежах, должны быть не более, мм:

±20............для    рельсов рамных, рельсов ходовых, рельсов соединительных путей;

±25............для    рельсов усовиковых крестовин с подвижным сердечником;

± 10............для    сердечников сборных крестовин и цельнолитых крестовин;

±6.............для    рельсов подвижного сердечника;

±6.............для    остряков.

5.3.51 Полная длина переводов стрелочных, пересечений глухих и съездов должна быть не более номинальной, мм:

± 15............для    переводов стрелочных марки 1/11 и круче и пересечений глухих марки 1/6

и круче;

±25............для    переводов стрелочных    марки    1/18 и положе;

±30............для    переводов стрелочных двойных перекрестных и пересечений глухих марки 1/9;

±50............для    съездов.

ГОСТ 33535-2015

5.4 Требования к прочности, надежности и отсутствию дефектов, угрожающих безопасности движения поездов

275 ............для    остряков;

240 ............для    рельсовых элементов;

330 ............для    контррельсов из спецпрофиля (контррельсов-протекторов);

110.............для    подошвы хвостовой части крестовин    слитыми сердечниками;

240 ............для    подошвы хвостовой части крестовин с рельсовыми окончаниями.


5.4.1 Напряжения в элементах соединений и пересечений железнодорожных путей по условиям прочности от воздействия железнодорожного подвижного состава должны быть не более, МПа:

5.4.2    Качество изготовления всех видов соединений и пересечений железнодорожных путей должно обеспечивать невозникновение дефектов (приложение А) при условии монтажа и эксплуатации соединений и пересечений в соответствии с нормативной и технической документацией11.

5.4.3    Колесосбрасыватели в рабочем положении должны обеспечивать сброс колесных пар подвижных единиц при движении со скоростями не менее 30 км/ч.

5.4.4    Надежность всех видов соединений и пересечений железнодорожных путей должна обеспечивать безопасный пропуск поездов с установленной скоростью в заданных условиях эксплуатации, системы технического обслуживания (текущего содержания пути) и ремонтов.

Номенклатура показателей надежности для всех видов соединений и пересечений железнодорожных путей приведена в таблице 2.

Таблица 2 — Номенклатура показателей надежности соединений и пересечений железнодорожных путей

Наименование показателя

Обозначение

показателя

Размерность

показателя

Средняя наработка на отказ

млн т брутто1)

Вероятность безотказной работы

P(t)

-2)

Средний ресурс

ТР

млн т брутто

Средняя наработка до опасного отказа

Хоп

млн т брутто

Интенсивность опасных отказов

коп

1/млн т брутто

^ Для соединений и пересечений железнодорожного пути наработкой является объем пропущенного груза, измеряемый в млн т брутто.

2> Знак «-» означает, что величина безразмерная.

5.4.4.1    Средняя наработка на отказ соединений и пересечений железнодорожных путей (элементов соединений и пересечений железнодорожных путей) как восстанавливаемых объектов надежности должна быть не менее нормативной наработки этих конструкций в соответствии с требованиями национальных нормативных документов12.

5.4.4.2    Вероятность безотказной работы соединений и пересечений железнодорожных путей (элементов соединений и пересечений железнодорожных путей) на момент достижения нормативной наработки должна быть не менее 0,5 (P(t) = 50%).

5.4.4.3    Средний ресурс соединений и пересечений железнодорожных путей (элементов соединений и пересечений железнодорожных путей) устанавливают в соответствии с требованиями национальных нормативных документов13.

5.4.4.4    Средняя наработка до опасного отказа соединений и пересечений железнодорожных путей (элементов соединений и пересечений железнодорожных путей) должна быть не менее гарантийной наработки, указанной в 10.2,10.3 и 10.4 настоящего стандарта.

5.4.4.5    В зависимости от типа, вида и конструкции соединений и пересечений интенсивность опасных отказов должна быть в диапазоне от 1,7 х 10-3 до 8,3 х 10-3 1/млн т брутто (предопасное состояние).

Интенсивность опасных отказов соединений и пересечений железнодорожных путей (элементов соединений и пересечений железнодорожных путей) конкретного вида (проекта) указывают в контрактах на поставку.

5.4.5    Ремонтопригодность и качество изготовления соединений и пересечений железнодорожных путей (элементов соединений и пересечений железнодорожных путей) должны обеспечивать восстановление эксплуатационных показателей участков железнодорожного пути на участках, на которых их применяют, в рамках системы обслуживания (текущего содержания) и ремонтов, действующих на дорогах владельца инфраструктуры.

Показатели ремонтопригодности определяются системой обслуживания (текущего содержания) пути в соответствии с нормативными документами государств, приведенных в предисловии*.

5.5    Комплектность

5.5.1    Соединения и пересечения железнодорожных путей комплектуют в соответствии с требованиями настоящего стандарта и документацией на конкретный вид соединения и пересечения.

5.5.2    Каждое соединение и пересечение железнодорожных путей должно быть укомплектовано эксплуатационной документацией в соответствии с ГОСТ 2.601:

-    руководством по эксплуатации;

-    инструкцией по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия;

-    формуляром.

Формуляр соединения и пересечения должен быть уложен и закреплен:

-    в стрелке (ремкомплекте) с поворотными остряками — между рамным рельсом и закорневым или корневым вкладышем;

-    в стрелке (ремкомплекте) с гибкими остряками — проволокой за отверстие мостика в корневой части узла или между первой стрелочной упоркой и шейкой рамного рельса;

-    в стрелке (ремкомплекте) со сварными остряками — проволокой за отверстие последней подкладки в корневой части узла или между противоугонной накладкой и шейкой рамного рельса;

-    в крестовине с подвижным сердечником — между стыковой накладкой и пазухой сердечника (остряка);

-    в крестовине цельнолитой и сборной с литым сердечником (без контррельсов) — между стыковой накладкой и пазухой у заднего стыка крестовины (сердечника) или проволокой за отверстие в усовике под электрозамыкатель;

-    в крестовине с приварными рельсами — проволокой за отверстие в усовике под электрозамыкатель или между вкладышем и приварным рельсом;

-    в замках рельсовых — в отделении деревянного ящика с крепежными деталями;

-    в сбрасывателе тормозных башмаков — между стыковой накладкой и усовиком;

-    в стыке уравнительном — между клеммой упорной и рельсом подвижным;

-    в приборе уравнительном — между рельсом рамным и остряком со стороны острия остряка;

-    в переводном механизме — привязанным проволокой диаметром от 1,0 до 3,0 мм к фонарной стойке.

Руководство по эксплуатации и инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия должны быть уложены в ящик с комплектующими деталями.

5.6    Маркировка

5.6.1    Каждое соединение и пересечение железнодорожных путей, а также их составные части, отгружаемые отдельно, должны иметь маркировку.

5.6.2    Содержание маркировки, способ и место нанесения указаны в таблице 3.

Таблица 3 — Маркировка

Наименование отгрузочного места

Место нанесения

Содержание маркировки по 5.6.2

Способ нанесения

ударный

белой краской

черной краской

литьем

лента

самоклейка**

табличка**

Рельс рамный с остряком

Рамный рельс, на шейке на расстоянии не менее 600 мм от переднего торца с наружной стороны пути

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

+

+

+

Остряк, на верхней поверхности подошвы или, при отсутствии подошвы, на середине шейки на расстоянии не менее 100 мм от переднего торца со стороны оси пути

2, 3, 4

+

Стык уравнительный, прибор уравнительный (узел правой или левой нитки). Стрелка сбрасывающая

Рамный рельс, на шейке на расстоянии не менее 600 мм от переднего торца с наружной стороны пути

1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10

+

+

+

Остряк, на верхней поверхности подошвы или, при отсутствии подошвы, на середине шейки на расстоянии не менее 100 мм от переднего торца со стороны оси пути

2, 3, 4

+

+

+

Крестовина острая, сборная с литым сердечни-ком (в сборе)

Рельсовый усовик, на верхней поверхности головки на расстоянии не менее 50 мм от хвостового торца

2, 3, 4, 7*

+

Рельсовый усовик, на наружной стороне шейки рельса, на расстоянии не менее 600 мм от переднего торца

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7*, 8, 9, 10, 12

+

+

+

Литой сердечник, на дне желоба около острия или в других местах, указанных в чертеже детали

2, 3, 4

+

Литой сердечник, на заднем торце

12

Цвет краски в зависимости от категории крестовины согласно ГОСТ 7370—2015 (пункт 5.5.9)

Крестовина острая с подвижным сердечником

Усовик, на шейке на расстоянии не менее 600 мм от переднего торца с наружной стороны пути

1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12

+

+

+

Рельс сердечника, на середине шейки или подошвы, со стороны широкой части подошвы, на расстоянии не менее 800 мм от заднего торца

2, 3, 4

+

Крестовина цельнолитая

Литой усовик, на верхней поверхности головки, на расстоянии не менее 50 мм от хвостового торца

2, 3, 4

+

15

Продолжение таблицы 3

Наименование отгрузочного места

Место нанесения

Содержание маркировки по 5.6.2

Способ нанесения

ударный

белой краской

черной краской

литьем

лента само клейка**

табличка**

Крестовина цельнолитая

На середине боковой поверхности с обеих сторон крестовин

1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10

-

+

-

-

+

+

На дне желоба около острия или в других местах, указанных в чертеже детали

2, 3, 4

+

На заднем торце

12

Цвет краски в зависимости от категории крестовины согласно ГОСТ 7370-2015 (пункт 5.5.9)

Крестовина тупая с подвижными сердечниками

Цельнолитой усовик, на середине боковой поверхности стенки с наружной стороны пути

1, 2, 3, 4

+

+

+

Цельнолитой усовик, на середине боковой поверхности с наружной стороны пути

2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12

+

Рельс крестовины в сборе с контррельсом, в т. ч. и из уголка. Контррельс-протектор

Контррельс, на верхней поверхности головки, на расстоянии не менее 50 мм от хвостового торца или на боковой поверхности рельса крестовины

2, 3, 4

+

+

+

Контррельс, на боковой поверхности со стороны оси пути

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10

+

Сбрасыватель тормозных башмаков без рельса с контррельсом

Усовик на верхней поверхности подошвы на расстоянии не менее 50 мм от заднего торца с наружной стороны пути

2, 3, 4

+

Усовик на шейке с наружной стороны пути, на расстоянии не менее 600 мм от переднего торца

1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10

+

+

+

Механизм переводной

Станина или переводной рычаг

2, 3, 4

-

+

-

-

+

+

Замок рельсовый

Рельс, на шейке, на уровне осей отверстий, со стороны оси пути, на расстоянии не менее 1000 мм от не-остроганного торца

2, 3, 4

+

Рельс, на шейке с наружной стороны пути, на расстоянии не менее 1000 мм от неостроганного торца

1,2, 3, 4, 5, 8, 9, 10

+

+

+

ГОСТ 33535-2015

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты» (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, 2016

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии


Окончание таблицы 3

Наименование отгрузочного места

Место нанесения

Содер-жание маркировки по 5.6.2

Способ нанесения

ударный

белой краской

черной краской

литьем

лента само клейка**

табличка**

Рельс соединительных путей

На одной стороне шейки на расстоянии не менее 1000 мм от одного торца

Номи

нальная

длина

рельса,

мм

+

+

+

Остряк.

Подвижные сердечники тупой крестовины

На верхней поверхности подошвы или, при отсутствии подошвы, на середине шейки на расстоянии не менее 100 мм от переднего торца со стороны оси пути

2, 3, 4

+

+

+

Остряк.

Подвижные сердечники тупой крестовины

На верхней поверхности подошвы или, при отсутствии подошвы, на шейке, со стороны оси пути на расстоянии не менее 100 мм от острия

2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

+

+

+

Подвижной сердечник острой крестовины

На середине шейки со стороны широкой части подошвы, на расстоянии не менее 800 мм от заднего стыка

2, 3,4

+

+

+

Длинный рельс сердечника, на шейке со стороны широкой подошвы на расстоянии не менее 100 мм от переднего торца

2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

+

+

+

Рельс рамный

На шейке, на расстоянии не менее 1000 мм от переднего торца с наружной стороны пути

2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10

+

+

+

Пачки подкладок или других дета-лей

Верхняя деталь, на верхней поверхности

3, 10

-

+

-

-

-

-

Допускается на бирке из фанеры

3, 10

-

-

+

-

-

-

Станина с рычагами переводного устройства

Полоса у отверстий для шурупов

3, 10

+

+

+

Ящики или другая тара с деталями

Стенка ящика или бирка из фанеры на наружной поверхности

3, 10, 11

-

-

+

-

+

-


Только для криволинейных крестовин.

** В качестве дополнительной маркировки допускается использовать самоклеющиеся влагозащищенные бирки или металлические таблички, прикрепляемые с помощью заклепок в отверстия, расположенные по нейтральной оси.

Примечание — Знак «+» означает, что маркировку наносят, знак «-» означает, что маркировку не наносят.


17


ГОСТ 33535-2015

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Классификация......................................................................5

5    Технические требования...............................................................6

5.1    Общие требования................................................................6

5.2    Требования к материалам..........................................................6

5.3    Изготовление и сборка.............................................................8

5.4    Требования к прочности, надежности и отсутствию дефектов,

угрожающих безопасности движения поездов............................................13

5.5    Комплектность..................................................................14

5.6    Маркировка.....................................................................14

5.7    Упаковка.......................................................................18

6    Правила приемки....................................................................19

7    Методы контроля....................................................................37

8    Транспортирование и хранение........................................................40

9    Указания по эксплуатации.............................................................41

10    Гарантии изготовителя..............................................................41

Приложение А (обязательное) Перечень дефектов и повреждений элементов соединений

и пересечений железнодорожных путей......................................43

Приложение Б (справочное) Перечень измерительного инструмента, необходимого для контроля соединений

и пересечений железнодорожных путей......................................51

Приложение В (справочное) Определение смещения осей отверстий (граней)

в деталях из полосового или листового проката...............................52

IV

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЕДИНЕНИЯ И ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ Технические условия

Connections and crossings of railway tracks. Specifications

Дата введения — 2016—08—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на соединения и пересечения железнодорожных путей, предназначенные для эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных путях необщего пользования, на которые выходит жлезнодорожный подвижной состав, обращающийся на железнодорожных путях общего пользования.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы ГОСТ 8.401-80 Государственная система обеспечения единства измерений. Классы точности средств измерений. Общие требования

ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия ГОСТ 380-2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия ГОСТ 535-2005 Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества. Общие технические условия

ГОСТ 977-88 Отливки стальные. Общие технические условия

ГОСТ 1050-88 Прокат сортовой, калиброванный, со специальной отделкой поверхности из углеродистой качественной конструкционной стали. Общие технические условия ГОСТ 2246-70 Проволока стальная сварочная. Технические условия ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики ГОСТ 3749-77 Угольники поверочные 90°. Технические условия ГОСТ 7370-2015 Крестовины железнодорожные. Технические условия ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия ГОСТ 8026-92 Линейки поверочные. Технические условия

ГОСТ 8908-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Нормальные углы и допуски углов*

ГОСТ 9378-93 Образцы шероховатости (сравнения). Общие технические условия ГОСТ 9389-75 Проволока стальная углеродистая пружинная. Технические условия ГОСТ 9467-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы

Взамен подраздела 1.2 в Российской Федерации применяют ГОСТ Р 53441-2009 «Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Нормальные углы и уклоны призм».

Издание официальное

ГОСТ 9960-8514 Рельсы остряковые. Технические условия ГОСТ 10877-76 Масло консервационное К-17. Технические условия

ГОСТ 14637-89 Прокат толстолистовой из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия

ГОСТ 14959-79 Прокат из рессорно-пружинной углеродистой и легированной стали. Технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16523-97 Прокат тонколистовой из углеродистой стали качественной и обыкновенного качества общего назначения. Технические условия

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 18442-80 Контроль неразрушающий. Капиллярные методы. Общие требования ГОСТ 18576-96 Контроль неразрушающий. Рельсы железнодорожные. Методы ультразвуковые ГОСТ 19537-83 Смазка пушечная. Технические условия ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования ГОСТ 25347-82 Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки

ГОСТ 30893.1-2002 Основные нормы взаимозаменяемости. Общие допуски. Предельные отклонения линейных и угловых размеров с неуказанными допусками

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    соединения и пересечения железнодорожных путей: Специальные конструкции рельсовых путей, служащие для обеспечения коммуникаций железнодорожного подвижного состава между путями, по которым он обращается, и выполнения специальных функций по защите от несанкционированного выезда железнодорожного подвижного состава на пути, движение по которым для данного железнодорожного подвижного состава не допускается, а также для компенсации температурных перемещений рельсовых элементов железнодорожного пути.

3.2    сплетения и совмещения путей: Часть путей двухпутного участка, где одна рельсовая колея смонтирована на другую и уложена по общим шпалам при помощи двух крестовин без стрелок для сплетений и одной крестовины и одной стрелки для совмещений. При этом смонтированные пути могут иметь разную ширину колеи. Применяют для необходимости временно освободить земляное полотно при производстве различных видов ремонтных работ в стесненных условиях.

3.3    переводы стрелочные и пересечения глухие: Специальные конструкции рельсовых путей, служащие для соединения, разветвления и пересечения железнодорожных путей, с целью направления движения железнодорожного подвижного состава с одного пути на другой.

3.4    переводы стрелочные одиночные: Переводы, состоящие из стрелки, соединительной части, крестовинной части, комплекта переводных брусьев и переводных устройств.

3.5    переводы стрелочные обыкновенные: Переводы, имеющие один путь — основной, другой — ответвленный.

Примечание — Как правило, основной — прямой путь, ответвленный — криволинейный путь.

ГОСТ 33535-2015

3.6    переводы стрелочные симметричные: Переводы, имеющие оба направления криволинейные, разветвляющие один путь на два под одинаковыми углами.

3.7    переводы стрелочные криволинейные разносторонние: Переводы, имеющие оба направления криволинейные, разветвляющие один путь на два под разными углами.

3.8    переводы стрелочные криволинейные односторонние: Переводы, имеющие оба направления криволинейные, поворачивающие основной и ответвляющий пути в одну сторону.

3.9    переводы стрелочные двойные перекрестные: Переводы, обеспечивающие движение поездов по четырем направлениям — по двум прямым взаимно пересекающимся и по двум боковым.

3.10    пересечения глухие: Конструкции, предназначенные для пересечения двух путей в одном уровне. В зависимости от угла пересечения подразделяются на прямоугольные и косоугольные.

3.11    пересечение глухое прямоугольное: Конструкция, обеспечивающая взаимное пересечение двух рельсовых путей под углом 90°.

3.12    пересечение глухое косоугольное: Конструкция, обеспечивающая взаимное пересечение двух рельсовых путей под углом, отличным от 90°.

3.13    съезд одиночный: Конструкция, включающая два одиночных обыкновенных стрелочных перевода с соединительным участком, обеспечивающая перевод железнодорожного подвижного состава с одного соседнего пути на другой.

3.14    съезд перекрестный: Конструкция, включающая четыре одиночных обыкновенных стрелочных перевода и глухое пересечение, обеспечивающая перевод железнодорожного подвижного состава с одного соседнего пути на другой по двум взаимно пересекающимся направлениям.

3.15    стык уравнительный: Конструкция, предназначенная для компенсации изменений длины рельсовых нитей, возникающих в результате изменения температуры и воздействия нагрузок от железнодорожного подвижного состава.

3.16    прибор уравнительный: Конструкция, предназначенная для компенсации изменений длины мостовых пролетных строений и рельсовых нитей, возникающих в результате изменения температуры и воздействия нагрузок от железнодорожного подвижного состава.

3.17    стрелки сбрасывающие: Устройства, предназначенные для устранения возможных случайных выходов потерявшего управление подвижного состава на пути со стоящим или двигающимся железнодорожным подвижным составом.

3.18    сбрасыватели тормозных башмаков (башмакосбрасыватели): Устройства, предназначенные для сбрасывания с рельсов двухбортных тормозных башмаков на железнодорожных путях подгорочного парка.

3.19    колесосбрасыватель (сбрасывающий башмак): Устройство, обеспечивающее принудительный сброс с рельсов колес, самопроизвольно движущегося железнодорожного подвижного состава на запрещенные для его принятия пути.

3.20    контррельсы-протекторы: Устройства, предназначенные для уменьшения бокового износа остряка (как правило, кривого) и повышения безопасности движения поездов на станционных путях магистральных железнодорожных линий с преимущественным движением поездов по боковому направлению.

3.21    механизмы переводные: Совокупность устройств, обеспечивающих перевод остряков (сердечников) из одного положения в другое.

3.22    замыкающие устройства и запорные приспособления: Устройства, предназначенные для обеспечения контролируемого замыкания остряка, прижатого к рамному рельсу (подвижного сердечника, прижатого к усовику), с целью повышения безопасности движения поездов.

3.23    замки рельсовые для разводных мостов: Устройства, предназначенные для обеспечения соединения рельсов и плавного прохода железнодорожного подвижного состава, а также для компенсации изменения длины рельсовых нитей, возникающего в результате изменения температуры и воздействия нагрузок от железнодорожного подвижного состава на мостовое пролетное строение.

3.24    стрелка: Часть стрелочного перевода, предназначенная для изменения направления движения поезда на один из путей, примыкающих к стрелочному переводу.

3.25    соединительные пути: Часть стрелочного перевода, соединяющая стрелку и крестовинную зону.

3.26    крестовина острая: Элемент стрелочного перевода, предназначенный для пересечения двух рельсовых нитей разных направлений движения под углом менее 90°, состоящий из сердечника и двух усовиков.

3.27    крестовина тупая: Элемент стрелочного перевода, предназначенный для пересечения двух рельсовых нитей разных направлений движения под углом более 90°, состоящий из двух сердечников, усовика и контррельса.

3

3.28    крестовина сборная: Элемент стрелочного перевода, состоящий из нескольких деталей: рельсовых усовиков, сердечника, вкпадышного или рельсового окончания заднего вылета.

3.29    крестовина с приварными рельсовыми окончаниями: Элемент стрелочного перевода, состоящий из рельсовых усовиков, сердечника с приваренными к заднему торцу рельсовыми окончаниями.

3.30    крестовина цельнолитая: Литая деталь для цельнолитой крестовины, прошедшая все виды обработки и готовая к сборке.

3.31    крестовина с непрерывной поверхностью катания: Элемент стрелочного перевода, обеспечивающий непрерывность поверхности катания по направлению движения поезда от усовика к сердечнику и обратно.

3.32    желоб крестовины: Углубление, разделяющее между собой усовики в горле крестовины и усовики с сердечником в центральной и хвостовой частях крестовины и предназначенное для безопасного прохода колес железнодорожного подвижного состава.

3.33    узел контррельсовый: Элемент стрелочного перевода, обеспечивающий направление и предотвращение от схода колес подвижного состава в зоне вредного пространства крестовины.

3.34    рельсы крестовины в сборе с контррельсами: Рельсы, входящие в контррельсовый узел, по которым движется второе колесо колесной пары, проходящее через крестовину.

3.35    подкладка с подушкой (стрелочный башмак): Элемент скрепления для передачи нагрузки от остряка и рамного рельса на основание стрелки стрелочного перевода и обеспечения перемещения по нему остряка при его переводе.

3.36    ремкомплекг: Половинка стрелки (рельс рамный с остряком в сборе).

3.37    рельсовые детали: Отдельные элементы стрелочной продукции: рельсы рамные, рельсы соединительных и крестовинных путей, рельсы остряковые, рельсы усовиковые крестовин, рельсы подвижных сердечников крестовин, рельсы крестовины с контррельсами, рельсы контррельсовые, контррельсы-протекторы.

3.38    предельный шаблон: Бесшкальный инструмент, предназначенный для контроля размеров, формы и взаимного расположения поверхности детали, имеющий проходную и непроходную стороны (верхнее и нижнее отклонение номинального размера) и позволяющий контролировать размер в поле допуска.

3.39    сквозной зазор: Зазор, который обеспечивает беспрепятственное прохождение щупа по всей плоскости опирания (прилегания) контролируемых поверхностей.

3.40    зазор по краю подошвы: Зазор, который обеспечивает прохождение щупа между опорной поверхностью и подошвой рельсовой детали на глубину до одной трети ширины подошвы перпендикулярно краю подошвы рельсовой детали.

3.41    опасный отказ: Отказ соединений и пересечений железнодорожных путей (элементов соединений и пересечений железнодорожных путей), угрожающий безопасности движения поездов и требующий незамедлительной замены элемента или всей конструкции соединения и пересечения железнодорожных путей.

Примечания

1    Виды отказов соединений и пересечений железнодорожных путей указаны в нормативных документах государств, приведенных в предисловии15.

2    Опасные отказы следует разделять на отказы, возникающие по причинам нарушения технологии изготовления соединений и пересечений железнодорожных путей и отказы, возникающие по причинам нарушения технологии обслуживания пути. Например, разъединение стрелочных остряков и подвижных сердечников крестовин с тягами, отставание остряка от рамного рельса или подвижного сердечника крестовины от усовика сверх нормы, понижение остряка против рамного рельса или подвижного сердечника крестовины сверх нормы и др.

3.42    опасный дефект: Вид дефекта соединений и пересечений железнодорожных путей (элементов соединений и пересечений железнодорожных путей), наличие которого может быть квалифицировано как опасный отказ элемента или всей конструкции соединения или пересечения железнодорожных путей.

Примечание — Перечень дефектов для конкретных элементов соединений и пересечений железнодорожных путей приведен в приложении А.

ГОСТ 33535-2015

3.43    средняя наработка на отказ: Отношение суммарной наработки соединения и пересечения железнодорожных путей (элементов соединения и пересечения железнодорожных путей) конкретного вида (проекта) к числу их отказов в течение этой наработки.

3.44    вероятность безотказной работы: Вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ соединения и пересечения железнодорожных путей (элементов соединения и пересечения железнодорожных путей) конкретного вида (проекта) не возникнет.

3.45    нормативная наработка элемента или всей конструкции соединений и пересечений железнодорожных путей: Средняя наработка соединения и пересечения железнодорожных путей (элементов соединения и пересечения железнодорожных путей) конкретного вида (проекта), установленная потребителем по согласованию с изготовителем.

Примечание — Эксплуатация соединений и пересечений осуществляется в соответствии с действующими национальными стандартами и нормативной и технической документацией по содержанию железнодорожного пути государств, приведенных в предисловии*.

3.46    средняя наработка до опасного отказа: Наработка соединения и пересечения железнодорожных путей (элементов соединения и пересечения железнодорожных путей) конкретного вида (проекта) до появления первого опасного отказа.

3.47    интенсивность опасных отказов: Отношение числа опасных отказов соединения и пересечения железнодорожных путей (элементов соединения и пересечения железнодорожных путей) конкретного вида (проекта) к их наработке за период наблюдения.

4 Классификация

4.1    Соединения и пересечения железнодорожных путей подразделяют по виду:

-    на переводы стрелочные одиночные (обыкновенные, односторонние, разносторонние, симметричные и т.д.);

-    переводы стрелочные двойные перекрестные;

-    пересечения глухие (косоугольные, прямые);

-    съезды одиночные и съезды перекрестные;

-    приборы и стыки уравнительные;

-    стрелки сбрасывающие;

-    сбрасыватели тормозных башмаков (башмакосбрасыватели);

-    колесосбрасыватели;

-    контррельсы;

-    контррельсы-протекторы;

-    сплетения и совмещения;

-    механизмы переводные;

-    замыкающие устройства и запорные приспособления;

-    замки рельсовые для разводных мостов;

-    крестовины;

-    рельсы крестовины в сборе с контррельсами;

-    рельсы рамные с остряками в сборе.

4.2    Каждый вид характеризуют одним или несколькими параметрами:

-    типом применяемого в нем рельса;

-    шириной колеи;

-    маркой и углом пересечения (см. 5.1.1);

-    видом подрельсового основания для укладки соединений и пересечений;

-    направлением бокового или пересекающего пути (правые, левые, симметричные);

-    конструкцией стрелки (с поворотными остряками, с гибкими остряками);

-    конструкцией крестовины;

-    величиной междупутья (от 4100 до 5300 мм);

-    радиусом кривизны основного и ответвленного пути;

* В Российской Федерации действуют Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286, с изменениями от 13 июня 2012 г. № 164.

5

-    наличием упрочнения поверхности катания;

-    наличием подуклонки рельсов.

5 Технические требования

5.1    Общие требования

5.1.1    Соединения и пересечения железнодорожных путей в зависимости от их конкретного вида должны иметь свое условное обозначение и наименование с указанием типа рельса и номера проекта. Дополнительно указывают параметры, характеризующие каждый конкретный вид соединений и пересечений по 4.2.

Примеры

1    Перевод стрелочный типа Р65 марки 1/11 на железобетонных брусьях, правый 2956.00.000-04.

2    Перевод стрелочный криволинейный односторонний типа Р65 марки 1/11 на деревянных брусьях, для кривой R 900 м, с гибкими остряками, левый 2851.00.000-01.

3    Стык уравнительный типа Р65 на железобетонных брусьях, проект СП 848.000.

5.1.2    Соединения и пересечения железнодорожных путей изготавливают в климатическом исполнении УХЛ категории размещения 1 по ГОСТ 15150.

5.2    Требования к материалам

5.2.1    Рельсы рамные и рельсы соединительных путей должны быть изготовлены из рельсов типа Р65, Р50 с марками стали К78ХСФ; Э78ХСФ; К76Ф; Э76Ф; К76Т; Э76Т; К76; Э76; R350LHT по национальным стандартам государств, приведенных в предисловии*.

5.2.2    Рельсовые усовики сборных, цельнолитых крестовин, крестовин с подвижным сердечником должны быть изготовлены из рельсов с марками стали К78ХСФ; Э78ХСФ; К76Ф; Э76Ф; К76Т; Э76Т; К76; Э76 по национальным стандартам государств, приведенных в предисловии16 17.

5.2.3    Остряки должны быть изготовлены из рельсов Остряковых, ОР65, ОР50 с марками стали К73Ф; К73ГФ; Э73Ф; Э73ГФ; Э76Ф; К76ХСФ; Э76ХСФ по ГОСТ 996018.

5.2.4    Рельсовые детали, указанные в 5.2.1-5.2.3, могут быть изготовлены из стали других марок, в том числе и зарубежных, но по своим прочностным и механическим свойствам не ниже перечисленных марок. Допускается изготовление рельсовых деталей из рельсов мартеновского производства.

5.2.5    Контррельсы должны быть изготовлены из рельсов контррельсовых РК65, РК50, уголков контррельсовых с марками сталей М68, Э68 по национальным стандартам государств, приведенных в предисловии 4-

Указанные в 5.2.5 детали могут быть изготовлены из стали других марок, в том числе и зарубежных, но по своим прочностным и механическим свойствам не ниже перечисленных марок.

5.2.6    Из полосового и листового проката, углового профиля изготавливают следующие детали:

-    мостики, лафеты, полосы, уголковые элементы из стали марок СтЗпс, СтЗсп, СтЗкп по ГОСТ 535 и марки 20 по ГОСТ 1050;

-    подкладки для раздельного и нераздельного скреплений из стали марок Ст4кп, Ст4пс, Ст4сп, СтЗкп, СтЗпс, СтЗсп по ГОСТ 380;

-    подкладки костыльного скрепления из стали марок Ст4, Ст5 по ГОСТ 380;

-    накладки рельсовые двухголовые для железных дорог широкой колеи из стали марок, установленных межгосударственным стандартом ■

1

ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

2

В Российской Федерации действует ГОСТ 33185-2014 «Накладки для изолирующих стыков железнодорожных рельсов. Требования безопасности и методы контроля».

3

В Российской Федерации действуют ГОСТ 11530-2014 «Болты для рельсовых стыков. Технические условия», ГОСТ 16016-2014 «Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути. Технические условия», ГОСТ 16017-2014 «Болты закладные для рельсовых скреплений железнодорожного пути. Технические условия».

4

В Российской Федерации действует ГОСТ 11532-2014 «Гайки для болтов рельсовых стыков. Технические условия».

*4 В Российской Федерации действует ГОСТ 33187-2014 «Пружины тарельчатые для рельсовых стыков. Технические условия».

*1 В Российской Федерации действует ГОСТ 21797-2014 «Шайбы пружинные двухвитковые для железнодорожного пути. Технические условия».

*6 В Российской Федерации действует ГОСТ 7370-2015 «Крестовины железнодорожные. Технические условия».

7

5

В Российской Федерации действует ГОСТ 7370-2015 «Крестовины железнодорожные. Технические условия».

6

В Российской Федерации действует ОСТ 32.133—99 «Элементы сварные рельсовых соединений и пересечений путей железных дорог. Технические условия».

7

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55820-2013 «Рельсы железнодорожные остряковые. Технические условия».

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 51685-2013 «Рельсы железнодорожные. Общие технические условия».

*** В Российской Федерации действует ОСТ 32.133—99 «Элементы сварные рельсовых соединений и пересечений путей железных дорог. Технические условия».

8

4 Взамен подраздела 1.2 в Российской Федерации применяют ГОСТ Р 53441-2009 «Основные нормы вза

9

имозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Нормальные углы и уклоны призм».

10

9

11

Для конкретного проекта соединений и пересечений железнодорожных путей применяют Руководство по эксплуатации, Инструкцию по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия по ГОСТ 2.601.

12

В Российской Федерации действуют Указания «О нормативных сроках службы стрелок и крестовин», утвержденные приказом Минтранса России от 19 ноября 2002 г. № С-1241.

13

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55443-2013 «Железнодорожный путь. Номенклатура показателей надежности и функциональной безопасности».

13

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55443-2013 «Железнодорожный путь. Номенклатура показателей надежности и функциональной безопасности».

14

14

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55820-2013 «Рельсы железнодорожные остряковые. Технические условия».

15

В Российской Федерации действуют Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286, с изменениями от 13 июня 2012 г. № 164.

16

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 51685-2013 «Рельсы железнодорожные. Общие технические условия».

17

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 51685-2013 «Рельсы железнодорожные. Общие технические условия».

18

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55820-2013 «Рельсы железнодорожные остряковые. Технические условия».

4 В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55497-2013 «Рельсы контррельсовые железнодорожные. Технические условия».

*5

В Российской Федерации действует ГОСТ 33184-2014 «Накладки рельсовые двухголовые для железных дорог широкой колеи. Технические условия».

6